Компетентностно-ориентированные технологии профессионального развития педагогов. Педагогические технологии в помощь формирования ключевых компетенций

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Помимо знаний по дисциплине необходимо формировать такие компетенции, как:

1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.

2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Основой и залогом формирования вышеперечисленных компетенций обучающихся является процесс активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях истории и обществознания. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

внедрением эффективных педагогических технологий;

постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;

использованием информационно-коммуникационных технологий;

организацией процесса личностного осмыслением исторического опыта.

Одно из условий– внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Обучающимся СПО необходимо не только дать информацию, но и научить самим добывать ее. Достичь этого можно с помощью современных технологий. Применение данных технологий позволяют расширить учебный процесс, развить личностные качества студентов и перейти на более эффективное обучение. По своей сути, педагогические технологии – это совокупность способов, методов, приемов, операций под взаимодействием создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат развития. Современные технологии направлены на способности личности к исследовательской, учебной деятельности, мотивации к учебному процессу, ее целостное развитие.

Для осуществления современных задач нужно обладать разнообразными приемами и методами. В педагогике существуют множество классификаций педагогических технологий (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко, Т.М. Давыденко) Можно выделить наиболее интересные приемы с точки зрения преподавания истории:

Проблемное обучение (использование фактов, которые вызывают удивление, ситуации несоответствия научным фактам и т.п.);

Информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, текстов, карт, портретов, видеофрагментов);

Технология развития «критического мышления» (три стадии: вызов, осмысление, рефлексия);

Обучение в сотрудничестве (работа в группах);

Проектные и исследовательские методы.

Применение данных методов в преподавании позволяют обучать студентов мыслить критически, соответствовать требованиям современного мира, высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Приведу одну из технологий, которую я использовала на уроке, например, обучение в сотрудничестве (Работа в группах):

нашего общества

Цель: - рассмотреть некоторые направления реформ М. С. Горбачёва;

дать оценку политической деятельности М.С.Горбачёва;

развивать устную речь, содействовать формированию культуры полемики;

способствовать формированию гражданской позиции.

Учебная задача: В чём историческое значение реформ и преобразований М.С. Горбачёва?

Тип урока: урок – дискуссия.

Подготовка урока: Подготовительная работа- студенты делятся на три условные группы:

сторонников, противников, экспертов.

Задания рабочим группам:

Сторонники Горбачёва: используя материалы СМИ, учебного пособия, обсуждения с родителями подобрать факты, положительно характеризующие М. С. Горбачёва как политика и реформатора.

Противники Горбачёва: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности М.С. Горбачёва.

Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

Считаю, что действительно необходимо обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По его инициативе была отменена ст.6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС и был взят курс на многопартийностью

Я считаю, что поступкам Горбачёва способствовала обстановка в мире. Нельзя было оставаться в конфронтации во всём мире. Да и в экономическом плане выйти из кризиса можно было только за счёт интеграции с Западом. Результатом внешнеполитического курса советского руководства стала ликвидация биполярной системы международных отношений.

По моему мнению, Горбачёв ошибочно думал, что Запад нам поможет преодолеть кризис. Поможет финансами. Поэтому было принято много односторонних договоров. Вывели войска из Западной Европы, из Афганистана. Я не могу сказать, что я права, но я считаю, что именно Горбачёвские шаги во внешней политике привели к тому, что Запад перестал считаться с нашей страной. Горбачёв выдвинул идею «сближения миров». Сегодня мы видим, что США и Запад готовы на всё ради расширения сферы своего влияния (Бомбёжки в Югославии, Афганистан, Сербия и т.д.)

Горбачёв – великий политик ХХ века. Сближение двух миров – его главная заслуга. В 1991г. Горбачёву присуждена Нобелевская премия мира. Я считаю его самым сильным реформатором ХХ столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему –это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике.

Преподаватель.

В ходе дискуссии мы с вами рассмотрели некоторые направления реформ М. С. Горбачёва. Историческое достижение его политики – это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались. Это не только более или менее чёткое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу века.

Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы не клеймили наше государство. Самое позитивное, что привнёс Горбачёв – гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым порядкам. В период перестройки наша страна стояла на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, направо – возвращение к старым авторитарно-административным порядкам.

Затем обучающимся предлагается домашнее задание - Сочинения: (по выбору студента)

1. «Горбачёв – великий реформатор?»

(Оценка деятельности М.С. Горбачёва. 2-3 страницы).

2. «Национальная политика и её последствия»(1-2 стр.),

3. Политика «нового мышления »: итоги, последствия, оценка. Данная работа является итогом понимания и осмысления предложенной темы и удобна тем, что обучающиеся в свободной форме излагают свои мысли и суждения.

Таким образом, работа с современными образовательными технологиями существенно повышает мотивацию учебно-позновательного процесса, значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет создать необходимые условия для реализации студентами различных видов учебной деятельности, развивает их творческую активность. Инновационные технологии стоят на особом месте в реформе образования, именно им отводится решающая роль в формировании конкурентоспособного специалиста, профессионала, способного мобильно перестраиваться в меняющихся условиях рыночных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика 1989

2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998.

3. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001

4. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Н. З. Шиловская, преподаватель ОГБОУ СПО «Томский лесотехнический техникум»

На современном этапе экономического, политического и социального развития Российской Федерации, стране все больше требуются квалифицированные специалисты, качество подготовки которых остается актуальной проблемой современного профессионального образования. На подготовку таких специалистов направлена и политика нашего государства по введению нового поколения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС). Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда. Таким образом, средние профессиональные учебные заведения должны учитывать изменения особенностей бытия, труда и роли человека в условиях новой, технически и информационно насыщенной реальности, прививать будущему специалисту общие и профессиональные компетенции. Помимо знаний по дисциплине необходимо формировать такие компетенции, как:

1. Общекультурную компетентность – круг вопросов, в которых студент должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности.

2. Социально-трудовую компетентность – означает владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельности. В эту компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Студент овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

3. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер, принтер) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире.

4. Коммуникативную компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе. Владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и т.д. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

5. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

6. Учебно-познавательная компетенция – это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках этой компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

7. Личностного самоопределения – знания о человеке, его внутреннем мире, отношениях, о собственных психических качествах, возможностях, способностях, ценностях, целях, идеалах.

Основой и залогом формирования вышеперечисленных компетенций обучающихся является процесс активизации учебно-познавательной деятельности на занятиях истории и обществознания. В технологическом смысле познавательная активность обеспечивается за счет:

внедрением эффективных педагогических технологий;

постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;

использованием информационно-коммуникационных технологий;

организацией процесса личностного осмыслением исторического опыта.

Одно из условий– внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.

Обучающимся СПО необходимо не только дать информацию, но и научить самим добывать ее. Достичь этого можно с помощью современных технологий. Применение данных технологий позволяют расширить учебный процесс, развить личностные качества студентов и перейти на более эффективное обучение. По своей сути, педагогические технологии – это совокупность способов, методов, приемов, операций под взаимодействием создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат развития. Современные технологии направлены на способности личности к исследовательской, учебной деятельности, мотивации к учебному процессу, ее целостное развитие.

Для осуществления современных задач нужно обладать разнообразными приемами и методами. В педагогике существуют множество классификаций педагогических технологий (Г.К. Селевко, В.Т. Фоменко, Т.М. Давыденко) Можно выделить наиболее интересные приемы с точки зрения преподавания истории:

Проблемное обучение (использование фактов, которые вызывают удивление, ситуации несоответствия научным фактам и т.п.);

Информационно-коммуникационные технологии (использование презентации, текстов, карт, портретов, видеофрагментов);

Технология развития «критического мышления» (три стадии: вызов, осмысление, рефлексия);

Обучение в сотрудничестве (работа в группах);

Проектные и исследовательские методы.

Применение данных методов в преподавании позволяют обучать студентов мыслить критически, соответствовать требованиям современного мира, высказывать и отстаивать собственную точку зрения.

Приведу одну из технологий, которую я использовала на уроке, например, обучение в сотрудничестве (Работа в группах):

Тема: «Политический портрет М.С. Горбачёва»

Перестройка – это назревшая необходимость,

Выросшая из глубинных процессов развития

Нашего общества

Цель: - рассмотреть некоторые направления реформ М. С. Горбачёва;

дать оценку политической деятельности М.С.Горбачёва;

развивать устную речь, содействовать формированию культуры полемики;

способствовать формированию гражданской позиции.

Учебная задача: В чём историческое значение реформ и преобразований М.С. Горбачёва?

Тип урока: урок – дискуссия.

Подготовка урока: Подготовительная работа- студенты делятся на три условные группы:

сторонников, противников, экспертов.

Задания рабочим группам:

Сторонники Горбачёва: используя материалы СМИ, учебного пособия, обсуждения с родителями подобрать факты, положительно характеризующие М. С. Горбачёва как политика и реформатора.

Противники Горбачёва: найти факты, отражающие негативные особенности и последствия деятельности М.С. Горбачёва.

Экспертам: прослушав разные точки зрения, сделать выводы и вынести заключение.

Мнения студентов по итогам дискуссии.

Считаю, что действительно необходимо обладать очень сильным характером, чтобы пересмотреть свои взгляды и попытаться отойти от социалистической ориентации. По его инициативе была отменена ст.6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС и был взят курс на многопартийностью

Я считаю, что поступкам Горбачёва способствовала обстановка в мире. Нельзя было оставаться в конфронтации во всём мире. Да и в экономическом плане выйти из кризиса можно было только за счёт интеграции с Западом. Результатом внешнеполитического курса советского руководства стала ликвидация биполярной системы международных отношений.

По моему мнению, Горбачёв ошибочно думал, что Запад нам поможет преодолеть кризис. Поможет финансами. Поэтому было принято много односторонних договоров. Вывели войска из Западной Европы, из Афганистана. Я не могу сказать, что я права, но я считаю, что именно Горбачёвские шаги во внешней политике привели к тому, что Запад перестал считаться с нашей страной. Горбачёв выдвинул идею «сближения миров». Сегодня мы видим, что США и Запад готовы на всё ради расширения сферы своего влияния (Бомбёжки в Югославии, Афганистан, Сербия и т.д.)

Горбачёв – великий политик ХХ века. Сближение двух миров – его главная заслуга. В 1991г. Горбачёву присуждена Нобелевская премия мира. Я считаю его самым сильным реформатором ХХ столетия, так как разрушить складывавшуюся десятилетиями систему –это под силу только сильной личности. С его мнением считались в мировой политике.

Преподаватель.

В ходе дискуссии мы с вами рассмотрели некоторые направления реформ М. С. Горбачёва. Историческое достижение его политики – это зачатки гласности и демократии, без которых мы просто задыхались. Это не только более или менее чёткое признание общественного тупика, куда мы зашли к концу века.

Сегодня очень многое зависит от нас самих, какими бы словами мы не клеймили наше государство. Самое позитивное, что привнёс Горбачёв – гласность, демократия, принцип приоритета общечеловеческих ценностей. Конечно, это не требовало развала экономики, новых страданий, унижений и даже крови, но и исключило реальную угрозу возврата к старым порядкам. В период перестройки наша страна стояла на развилке: налево – решительное, но умное углубление демократизации во всех сферах общественной жизни, направо – возвращение к старым авторитарно-административным порядкам.

Затем обучающимся предлагается домашнее задание - Сочинения: (по выбору студента)

1. «Горбачёв – великий реформатор?»

(Оценка деятельности М.С. Горбачёва. 2-3 страницы).

2. «Национальная политика и её последствия»(1-2 стр.),

3. Политика «нового мышления »: итоги, последствия, оценка . Данная работа является итогом понимания и осмысления предложенной темы и удобна тем, что обучающиеся в свободной форме излагают свои мысли и суждения.

Таким образом, работа с современными образовательными технологиями существенно повышает мотивацию учебно-позновательного процесса, значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет создать необходимые условия для реализации студентами различных видов учебной деятельности, развивает их творческую активность. Инновационные технологии стоят на особом месте в реформе образования, именно им отводится решающая роль в формировании конкурентоспособного специалиста, профессионала, способного мобильно перестраиваться в меняющихся условиях рыночных отношений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика 1989
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Ярославль,1998.
  3. Семушина Л.Г. Ярошенко Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях М., 2001
  4. Щепотин А.Ф., Федоров В.Д.. Современные технологии обучения в профессиональном образовании. М., 2005.

1

В настоящее время имеются разные подходы к определению профессионально обусловленных компонентов личности современного педагога.

Так, традиционный подход предполагает выделение в структуре личности педагога таких компонентов, как педагогические знания, профессионально-педагогические умения и профессионально важные качества.

Культурологический подход , обоснованный И.Ф. Исаевым, в качестве интегрального показателя профессионального развития преподавателя предполагает считать профессионально-педагогическую культуру, включающую в себя аксиологический, технологический и личностно-творческий компоненты .

В.А. Сластёнин обосновал личностно-деятельностный подход . Профессионализм педагога рассматривается как система, состоящая из двух взаимосвязанных подсистем: профессионализм личности и профессионализм деятельности. В структуре профессионализма педагога выделяются мотивационно-ценностный, когнитивный и операционально-деятельностный компоненты .

На наш взгляд, в определении профессионально обусловленной структуры личности современного педагога можно применить и компетентностный подход .

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальной, коммуникативной, информационной, специальной, когнитивной . Исходя из этого, профессионально-обусловленную структуру личности педагога можно представить следующим образом (табл.1).

Таблица 1. Ключевые компетенции личности педагога

Ключевые компетенции

Их характеристика

1. Социальная компетенция

Высокая гражданская ответственность, социальная активность и самостоятельность, потребность в педагогической деятельности, сопряженность личных и общественных интересов, толерантность и др.

2. Коммуникативная компетенция

Владение технологиями общения на разных языках, включая и технологии компьютерного программирования, культура речи, перцептивные, экспрессивные, суггестивные умения и др.

3. Информационная компетенция

Обладание информационным ресурсом о педагогических технологиях, овладение информационными технологиями, умение пользоваться системой Internet, критичное отношение к получаемой информации и др.

4. Специальная компетенция

Эмпатийность, рефлексивность, креативность, глубокое овладение своим предметом, глубокие знания по психологии и педагогике, объективная самооценка и др.

5. Когнитивная компетенция

Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня и педагогического мастерства, способность постоянно приобретать новые знания и умения, стремления к профессионально-творческому саморазвитию и др.

Исследования показывают, что ключевые компетенции будущего педагога наиболее успешно осуществляются с помощью профессионально-развивающих технологий обучения.

Дадим общую характеристику наиболее распространенных из них.

Так, наряду с традиционной, могут быть использованы различные формы активной лекции: проблемная лекция, лекция - визуализация, лекция вдвоем, лекция - пресс-конференция, лекция - консультация, лекция - провокация, лекция - диалог, лекция - «мозговая атака» .

Большими развивающими возможностями обладает дидактическая деловая игра, сущность которой заключается в игровом моделировании в условных ситуациях основных видов деятельности личности, направленных на воссоздание и усвоение социального и профессионального опыта, в результате чего происходит накопление, актуализация и трансформация знаний в умения и навыки, накопление опыта и развития личности .

Профессиональному развитию студентов способствует технология блочно-модульного обучения , под которой понимается дидактическая система, состоящая из модулей, каждая из которых имеет относительную самостоятельность и завершенность .

Исследования показывают, что эффективным средством профессионально-творческого развития личности является проектная технология обучения .

Метод проектов возник еще в 20-е годы ХХ века в США. Его называли также «методом проблем» и связывали с идеями гуманизации образования, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком.

В настоящее время метод проектов находит свое применение и в общем, и в профессиональном образовании.

Специалисты отмечают, что «если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути» .

Н. В. Матяш в содержании проектной деятельности выделяет 3 этапа:

  • исследовательский (подготовительный): поиск и обоснование проблемы, выбор оптимального варианта решения, анализ предстоящей деятельности;
  • технологический : планирование технологических процессов, разработка технологической документации, организация рабочего места, выполнение технологических операций, самоконтроль деятельности;
  • заключительный : корректировка объекта деятельности, контроль, испытание, защита проекта .

Проведенные нами исследования показывают, что на различных этапах выполнения творческих проектов в наибольшей степени формируются следующие составляющие профессионально-творческого развития обучаемых:

Таблица 2. Профессионально-творческое развитие студентов на различных этапах творческой проектной деятельности

В специальной литературе выделяются разнообразные интерактивные технологии : учебная дискуссия, дискуссия в виде телевизионного ток - шоу, дискуссия в форме симпозиума, сократический семинар, занятие по разрешению академических противоречий, занятие в форме учебного сотрудничества, коллективные способы обучения и др..

В настоящее время в учебный процесс активно внедряются новые информационные технологии : мультимедиа-технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, графику, видеоизображение, анимацию и пространственное моделирование; технология виртуальной реальности (неконтактного информационного взаимодействия); компьютерные технологии; телекоммуникационные образовательные системы и др..

Большие возможности в профессионально-творческом развитии обучающихся имеет драматизация - метод обучения, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения своих мыслей, чувств, эмоций и личностных качеств. В ходе драматизации могут разыгрываться профессионально-производственные ситуации, где обучающиеся могут проявить себя в качестве творческих субъектов будущей профессиональной деятельности.

Выбор активных профессионально-развивающих методов обучения зависит от конкретных условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании [Текст]/И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 192с.
  2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]/Э.Ф. Зеер. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2003. - 480с.
  3. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя [Текст]/И.Ф. Исаев. - М.: Академия, 2002. - 208с.
  4. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности в условиях технологического образования/под ред. В.В. Рубцова [Текст]/Н.В. Матяш. Мозырь: Риф «Белый ветер», 2000. - 286с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 1999. - 224с.
  6. Симоненко, В.Д., Фомин, Н.В. Современные педагогические технологии [Текст]/В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. - Брянск: БГПУ, 2001. - 395с.
  7. Сластёнин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры/В.А. Сластёнин// Педагогическое образование и наука - 2004. - №5. - с.4-15.
  8. Чернелевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе [Текст]/Д.В. Чернелевский. - М.: ЮНИТИ - Дана, 2002. - 437с.

Библиографическая ссылка

Осипова Л.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 8. – С. 30-32;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3353 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Инновационные педагогические технологии

Сейчас определен результат обучения студента – формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь преподавателю приходят инновационные технологии.

Сейчас определен результат обучения студента - формирование ключевых компетенций. Сформировать их силами только традиционной методики невозможно и нерационально. На помощь преподавателю приходят инновационные технологии.

Технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:

Необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;

Осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального

(словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;

Возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Одна и та же технология может осуществляться различными исполнителями более или менее добросовестно, точно по инструкции или творчески. Результаты будут различными, однако, близкими к некоторому среднему статистическому значению, характерному для данной технологии.

Иногда преподаватель-мастер использует в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае следует говорить об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.

Традиционная технология.

Положительные стороны

Отрицательные стороны.

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении.

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на уроке.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика 2минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения.

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие студента за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения учебной нагрузки, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

Развивающее обучение;

Проблемное обучение;

Разноуровневое обучение;

Коллективную систему обучения;

Технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);

Исследовательские методы в обучении;

Проектные методы обучения;

Технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;

Информационно-коммуникационные технологии;

Здоровьесберегающие технологии и др.

Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучающегося. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он - цель образовательной системы. А не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно - ориентированного занятия.

  1. Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
  2. Продумывание преподавателем возможностей для самостоятельного проявления студентов. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  3. Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  4. Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого студента. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как области применения знаний.
  5. Стемление к созданию ситуации успеха для каждого студента.

Технологии личностно-ориентированного обучения.

1.Технология разноуровнего обучения. Изучались способности студентов в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

Малоспособные; которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;

Талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;

Около 90% ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Если каждому студенту отводить необходимое ему время, соответствующее личным способностям и возможностям, то можно обеспечить гарантированное освоение базисного ядра учебной программы. Для этого нужны колледжы с уровневой дифференциацией, в которых студенческий поток делится на подвижные по составу группы. Овладевающие программным материалом на минимальном (государственный стандарт), базовом, вариативном (творческом) уровнях.

Варианты дифференциации.

Комплектование групп однородного состава с первого курса обучения.

Внутригрупповая дифференциация, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях.

Технология коллективного взаимообучения имеет несколько названий: «организованный диалог», «работа в парах сменного состава».

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

Статическая пара. В ней по желанию объединяются два студента, меняющиеся ролями «преподаватель» и «студент»; так могут заниматься два слабых, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.

Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля студент обсуждает задание трижды, т.е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.

Вариационная пара - в ней каждый из четырех членом группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с преподавателем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мыш-ления и понимания;

В процессе взаимного общения включается па-мять, идет мобилизация и актуализация пред-шествующего опыта и знаний;

Каждый студент чувствует себя раскованно, ра-ботает в индивидуальном темпе;

Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;

Отпадает необходимость в сдерживании темпа за-нятий, что позитивно сказывается на микрокли-мате в коллективе;

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассо-циативных связей, а следовательно, обеспечива-ет более прочное усвоение материала.

Технология сотрудничества предполагает обучение в малых группах. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей.

Существует несколько вариантов организации обучения в сотрудничестве. Основные идеи, присущие всем вариантам организации работы малых групп - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха.

Технология модульного обучения - сущность в том, что студент полностью само-стоятельно (или с определенной долей помощи) дос-тигает конкретных целей учения в процессе работы с модулем.

Модуль — это целевой функциональный узел, в ко-тором объединены учебное содержание и технология овладения им. Содержание обучения «консервирует-ся» в законченных самостоятельных информацион-ных блоках. Дидактическая цель содержит в себе не только указания на объем знания, но и на уровень его усвоения. Модули позволяют индивидуализировать работу с отдельными студентами, дозировать помощь каждому из них, изменять формы общения. Педагог разрабатывает программу, которая состоит из комплекса модулей и последовательно усложняю-щихся дидактических задач, предусматривая входной и промежуточный контроль, позволяющий студенту вместе с преподавателем управлять учением. Модуль состоит из циклов занятий. Расположение и количество циклов в блоке могут быть любыми. Каждый цикл в этой технологии является своего рода мини-блоком и имеет жестко определенную структуру.

Инновационными технологиями называют педагогические технологии, ставшие популярными в последнее время:

ИКТ или ММ - технологии,

Интерактивные технологии,

Проектная технология, метод проектов

Исследовательская технология или технология проведения учебных исследований,

АМО и технология модерации,

Здоровьесберегающие технологии,

Инновационные технологии - это педагогические технологии нового поколения.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими дея-тельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К ним можно отнести технологию перспективно - опережающего обучения (С.Н. Лысенкова), игровые, проблемного, программированного, индивидуального, раннего интенсивного обучения и совершенствования общеучебных умений (А.А. Зайцев).

Технология перспективно - опережающего обучения основными концептуальными положениями называет личностный подход (межличностное сотрудничество); нацеленность на успех как главное условие развития студента в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершенными ошибками; дифференциация, т.е. доступность заданий для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего).

С. Н. Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс. Так, трудную тему можно затрагивать заранее в какой-то связи с изучаемым в данный момент материалом. Перспективная (последующая после изучаемой) тема дается на каждом уроке малыми дозами. Тема при этом раскрывается медленно, последовательно, со всеми необходимыми логическими переходами.

В обсуждение нового материала (перспективной темы) вовлекаются сначала сильные, затем средние и лишь потом слабые студенты.

Другой особенностью этой технологии является комментируемое управление. Оно объединяет три действия студента: думаю, говорю, записываю. Третий «кит» системы С. Н. Лысенковой — опорные схемы, или просто опоры, — выводы, которые рождаются на глазах студентов в процессе объяснения и оформления в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков. Снимаются скованность, страх ошибок, схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей.

Игровые технологии. В игре воссоздаются условия ситуаций, какой—то вид деятельности, общественный опыт, а в результате складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением. Игровая деятельность используется в следующих случаях:

В качестве самостоятельной технологии;

Как элемент педагогической технологии;

В качестве формы урока или его части;

Его внеклассной работе.

Место и роль игровой технологии, ее элементов в учебном процессе во многом зависят от понимания преподавателем функции игры. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленного построения их программ, сочетания их с обычными дидактическими упражнениями. В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умения владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

Деловые игры используются для решения комплексных задач ус-воения нового материала, развития творческих способ-ностей, формирования общеучебных умений. Игра по-зволяет понять и изучить учебный материал с различных позиций. Такие игры подразделяются на имитационные, операционные, ролевые и др.

В имитационных имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделе-ния. Имитироваться могут события, конкретные виды деятельности.

Операционные помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, проводятся в условиях, имитирующих реальные.

В ролевых отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения функций и обязанностей конкретного лица. Для таких игр разрабатывается сценарий ситуации, между студентами распределяются роли действующих лиц.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний облегчающем усвоение материала. В процессе обучения игра моделирует жизненные ситуации или условные взаимодействия людей.

Технология всех деловых игр состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный. Включает разработку сценария — условное отображение ситуации и объекта. В сценарий входят: учебная цель занятия, характеристика проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, описание процедуры, ситуаций, характеристики действующих лиц.
  2. Ввод в игру. Объявляются участники, условия игры, эксперты, главная цель, обосновываются постановка проблемы и выбор ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок.
  3. Процесс игры. С ее началом никто не имеет права вмешиваться и изменять ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они ухо-дят от главной цели игры.
  4. Анализ и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита студентами сво-их решений и выводов. В заключение преподаватель конста-тирует достигнутые результаты, отмечает допущенные ошибки, формулирует окончательный итог занятия.

Технологии проблемного обучения, основанного на получении студентами новых знаний при решении теоретических и практи-ческих задач в создающихся для этого проблемных си-туациях. В каждой из них они вынуждены самостоятельно искать решение, а преподаватель лишь помогает ученику, разъясняет проблему, формулирует ее и ре-шает.

Проблемное обучение включает такие этапы:

  • осознание общей проблемной ситуации;
  • ее анализ, формулировку конкретной проблемы;
  • решение (выдвижение, обоснование гипотез, по-следовательную проверку их);
  • проверку правильности решения.

«Единицей» учебного процесса является проблема — скрытое или явное противоречие, присущее вещам, явлениям материального и идеального мира.

Выделяют такие правила создания проблемных си-туаций.

  1. Перед студентами ставят практическое или теоре-тическое задание, выполнение которого потребует от-крытия знаний и овладения новыми умениями.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуаль-ным возможностям студента.
  3. Проблемное задание дается до объяснения нового материала.
  4. Такими заданиями могут быть: усвоение, форму-лировка вопроса, практические действия.

Одна и та же проблемная ситуация может быть вы-звана различными типами заданий.

Существуют четыре уровня проблемности в обуче-нии:

  1. Преподаватель сам ставит проблему (задачу) и сам ре-шает ее при активном внимании и обсуждении студентов (традиционная система).
  2. Преподаватель ставит проблему, студенты самостоятель-но или под его руководством находят решение; он же направляет самостоятельные поиски путей ре-шения (частично-поисковый метод).
  3. Студент ставит проблему, преподаватель помогает ее решить. У студента воспитывается способность са-мостоятельно формулировать проблему (исследователь-ский метод).
  4. Студент сам ставит проблему и сам ее решает (ис-следовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследова-тельский метод — такая организация учебной работы, при которой учащиеся знакомятся с научными мето-диками добывания знаний, осваивают элементы науч-ных методов, овладевают умением самостоятельно до-бывать новые знания, планировать поиск и открывать новую для себя зависимость или закономерность.

В процессе такого обучения студентами учатся мыс-лить логично, научно, диалектически, творчески; до-бытые ими знания превращаются в убеждения; они испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверен-ности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Однако проблемное обучение всегда связано с труд-ностями для студента, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высо-кое педагогическое мастерство.

Методика развивающего обучения — это принципи-ально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, ос-нованным на натаскивании и зазубривании. Суть ее кон-цепций заключается в создании условий, когда разви-тие студента превращается в главную задачу как для преподавателя, так и для самого студента, а способ организации, содержание, методы и формы развивающего обучения ориентированы на всестороннее его развитие.

Стержневая идея развивающего обучения — опере-жающее развитие мышления, что обеспечивает готов-ность студента самостоятельно использовать свой твор-ческий потенциал.

Мышление может быть продуктивным и репродук-тивным, творческим и примитивным. Характерной чер-той продуктивного мышления в сравнении с репродук-тивным является возможность самостоятельного откры-тия знаний. Творческое мышление характеризует высший уровень развития человека. Оно нацелено на получение результата, которого раньше никто не добивался; на возможность действовать различными путями в ситуа-ции, когда неизвестно, какой из них может привести к желаемому итогу; позволяет решать задачи при отсут-ствии достаточного опыта.

Владение приемами усвоения знаний закладывает ос-нову для активности человека и осознания им самого себя как познающего субъекта. Упор должен делаться на обес-печение перехода от неосознаваемой деятельности к осозна-ваемой.

Отличительная особенность развивающего обуче-ния — отсутствие традиционных отметок. Преподаватель оценивает труд студентов по индивидуаль-ным эталонам, что создает ситуации успеха каждому из них. Вводится содержательная самооценка достиг-нутого результата, производимая с помощью четких критериев. Самооценка студента предшествует оценке преподавателя, при большом рас-хождении она согласуется с ним.

Усвоив методику самооценки, студент сам опре-деляет, соответствует ли результат его учебных дей-ствий конечной цели. Иногда в проверочные работы специально включается материал, еще не изучавшийся на уроке.

Учебная деятельность изначально организуется в ат-мосфере коллективного размышления, дискуссии и со-вместных поисков вариантов решения проблемы. В осно-ве обучения фактически заложено диалоговое общение как между преподавателем и студентами, так и между ними.

Взаимодействие сторон учебного процесса

По способам взаимодействия участников учебного процесса в режиме развивающего обучения можно дать следующие рекомендации.

  1. Традиционный для вариант дидактического общения исполь-зуется лишь для постановки проблемы.
  2. Работа в паре «студент — студент» особенно важ-на в сфере самоконтроля и самооценки.
  3. Групповая работа способствует индивидуальному решению учебных задач.
  4. Межгрупповое взаимодействие содействует обобщению, выведению общих закономерностей, фор-мулированию фундаментальных положений, необхо-димых для последующего этапа работы.
  5. Обсуждение той или иной задачи содействует точке зрения студентов по проблеме.
  6. Индивидуальная работа студента, включающая ов-ладение приемами самостоятельного поиска знаний, решение проблемных творческих задач.

В развивающей школе акцент смещается на собственно учебную деятельность студентов, а глав-ной задачей преподавателя становится своеобразное «сервис-ное обслуживание» учения.

Функции преподавателя в развивающем обучении

  1. Функция обеспечения индивидуального целеполагания, т.е. обеспечения понимания студентом того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Цель деятельности педагога должна согласовываться с целью деятельности учащихся.
  2. Функция сопровождения. Для того чтобы из нутрии направлять учение студентов, преподаватель должен стать непосредственным участником общего учебного по-искового действия.

Функция обеспечения рефлексивных действий студентов. Цели рефлексии — вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, ее смысл, способы, проблемы, пути их решения, предвосхитить полу-ченные результаты и др.

Как видим, в центре внимания педагога оказывается не объяснение нового материала, а поиск приемов эф-фективной организации учебно-познавательной дея-тельности студентов по его добыванию. Для педаго-га большую ценность представляет не сам результат, а отношение студента к материалу, желание не только изучить его, узнать но-вое, но реализовать себя в познавательной деятельно-сти, достичь желаемого.

Основой структуры учебного процесса в системе раз-вивающего обучения является блок занятий - система за-дач, направляющих деятельность студентов, начиная от постановки цели до моделирования теоретических обобщений и их применения при решении частных практических вопросов.

Типовая схема учебного цикла состоит из ориентировочно-мотивационного, поисково-исследовательско-го, практического (применение результатов деятель-ности на предыдущих этапах) и рефлексивно-оценоч-ного актов.

Ориентировочно-мотивационный акт включает совме-стную постановку учебной задачи, мотива-цию студентов на предстоящую деятельность. На этом этапе необходимо добиться возникновения у них ощу-щения конфликта между знанием и незнанием. Этот конфликт и понимается как очередная учебная задача или проблема.

В поисково-исследовательском акте педагог приводит уча-щихся к самостоятельному постижению нового материала (недостающего знания), формулированию необходимых вы-водов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания.

Рефлексивно-оценочный акт предполагает создание условий, когда студент сам предъявляет к себе требо-вания. Результатом рефлексии является осознание им недостаточности имеющихся в распоряжении способов умственных действий или знаний.

Инновационные технологии - это педагогические технологии нового поколения. Они представляют собой педагогическую технологию, которая содержит определенный набор методов и этапы реализации.

Таким образом, можно выделить следующие признаки инновационных технологий:

Ориентированы на получение конкретного результата;

Цель урока с их использованием - приобретение знаний в процессе деятельности;

Индивидуализация процесса обучения;- способствует социализации детей в процессе обучения и после окончания школы;

Использует другие инновационные технологии;

Требует от учителя организации образовательного пространства урока;

Устанавливает качественно новые взаимоотношения учителя и ученика на уроке;

Способствует творческому и интеллектуальному развитию личности ребенка.

Как любая педагогическая технология инновационные технологии имеют свой алгоритм реализации, свои этапы. Пропуск хотя бы одного нарушает целостность системы педагогической технологии и разрушает ее.

Учебная задача в технологии развивающего обуче-ния похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, а реше-ние учебной задачи состоит в отыскании общего спо-соба действия, принципа решения целого класса ана-логичных задач.

При развивающем обучении, как уже отмечалось, качество и объем выполненной студентом работы оце-ниваются не с точки зрения ее соответствия субъек-тивному представлению преподавателя о посильности, до-ступности знания студенту, а с точки зрения субъек-тивных его возможностей. Оценка должна отражать персональное его развитие, совершенство учебной де-ятельности. Поэтому, если студент работает на преде-ле своих возможностей, он непременно заслуживает высшей оценки, даже если с точки зрения возможно-стей другого ученика это весьма посредственный ре-зультат. Темпы развития личности глубоко индивиду-альны, и задача преподавателя — не вывести всех на некий, заданный уровень знаний, умений, навыков, а вывес-ти личность каждого студента в режим развития.

Список используемой литературы.

  1. Сальникова Т.П. Педагогические технологии: Учебное пособие /М.:ТЦ Сфера, 2005.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.,1998.

Статья по педагогике на тему: «Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий»

Миннеханова Гульназ Миннебаевна, учитель татарского языка и литературы, МБОУ «СОШ №53» г. Набережные Челны Республики Татарстан
Тема: Педагогическая компетентность в условиях современных образовательных технологий
Описание работы: Данная статья полезна для учителей и педагогов школ, колледжей, вузов. В ней описываются пути развития педагогической компетентности при современных образовательных технологий.
Цель: содействовать совершенствованию профессиональной компетентности педагогов школ, колледжей, училищ и ВУЗов для достижения более высокого качества образования в условиях современных образовательных технологий.
Задачи:
- ввести учителей в понятие компетентности и содействовать усвоению основных понятий компетентного подхода в образовании;
- способствовать овладению знаниями в области компетентности;
- содействовать развитию творческого мышления, компетентности.
Одним из актуальных в условиях внедрения ФГОС в систему российского образования являются педагогические компетенции, в числе которых все больший приоритет приобретают использования современных образовательных технологий.
Значительную роль высокой эффективности и результативности учебного процесса играет педагогическая компетентность учителя. Она особенно важна в условиях модернизации системы образования, которая с каждым днем осуществляет больше оборотов и предъявляет новые требования к личности педагога.
Становление и развитие педагогических компетенций является сложным, функциональным, социальным процессом, который реализуется в рамках синтеза когнитивного, предметно-практического и личного опыта. Педагог должен быть разносторонне развитой личностью, восприимчивым к педагогическим инновациям адаптироваться к новым условиям обучения детей. На сегодняшний день педагогическая компетентность неразрывно связана с современными образовательными технологиями.
Компетентность во владении современными образовательными технологиями – это, прежде всего, владение учителем ИКТ, в качестве примера современной образовательной технологии можно выбрать технологию социализации, то есть проектную технологию.
На любом этапе урока возникает необходимость эффективного использования в процессе преподавания активных методов обучения, совмещение традиционных и современных образовательных технологий с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей учащихся.
Это позволяет учителям решать следующие более важные и трудные задачи обучения:
- оптимизация отбора и представления изучаемого материала;
- внедрение новых концептуально-методологических подходов и методов обучения (например, сингапурский метод преподавания);
- активное участие учеников в образовательном процессе;
- оптимизация контроля знаниями;
- формирование самостоятельных навыков работы;
- выявление способностей в данном предмете.
В настоящее время существует и все еще разрабатывается большое количество вариантов использования современных информационных технологий в преподавании предметов. Например, компьютерные технологии используются для подготовки презентаций уроков с их последующей демонстрацией, когда ученикам дается устная информация, сопровождающаяся текстовым, графическим, анимационным, иллюстративным материалами; для мониторинга знаний учащихся, получаемых в процессе изучения предмета в течение года, полугода или четверти; для подготовки и демонстрации итоговых проектных работ (чаще всего в старших классах): презентаций, докладов, рефератов, Интернет-экзаменов, ЕГЭ; для участия в конкурсах и других видах учебной деятельности.
Таким образом, использование современных образовательных технологий позволяет учителю организовать различные формы учебно-познавательной работы на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учеников. При этом важно помнить, что при любых условиях ИКТ и другие образовательные технологии не могут и не должны замещать учителя, а лишь дополняют его.
Итак, преподаватель помимо характерных ему свойств должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике;
- грамотно работать с информацией, используя современные образовательные технологии.
В современных условиях педагогической деятельности особенно важным является самообразование и профессиональный рост учителя, путем освоения новых педагогических технологий, активного участия в педагогических конкурсах, мастер-классах, форумах и фестивалях, обобщение и внедрение собственного педагогического опыта и через интернет ресурсы. Учитывая эти запросы, создано большое количество образовательных порталов, профессиональных сообществ, сайтов в помощь современному учителю: ЗАВУЧ..info, Кладезь знаний, ЛИТОБРАЗ, «Методисты» и другие.
Безусловно, формы проявления компетентности достаточно многообразны, так как связаны с различными сферами жизни человека, с его особенностями. Все виды компетентностей необходимы и самоценны, в процессе взросления человека они обогащаются, взаимодействуют между собой. Педагогическая компетентность развивается и совершенствуется по мере профессионального роста на протяжении всей образовательной деятельности учителя.

Источники:
1. Зайнутдинова М. Основы профессиональной компетентности в практической деятельности // Магариф. – 2014. - №1. – С.72-74.
2. Чернова А. Педагог как личность и профессионал // Наука и школа. – 2006. - №7. – С.5-12.

Сегодня в казахстанском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.

Понятие "инновация" относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений. В этой работе в качестве инновационных рассматриваются модели, которые преобразуют характер обучения в отношении таких его сущностных и инструментально значимых свойств, как целевая ориентация, характер взаимодействия педагога и учащихся, их позиции в ходе обучения.

В этих условиях мастеру необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий

Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.

Концептуальностъ учебно-воспитательного процесса: сознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических или других научных оснований.

Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.

Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей учебного заведения социальному заказу.

В настоящий момент в профессиональном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:

  • 1. Информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) в предметном обучении Внедрение ИКТ в содержание образовательного процесса подразумевает интеграцию различных предметных областей с информатикой, что ведет к информатизации сознания учащихся и пониманию ими процессов информатизации в современном обществе (в его профессиональном аспекте). Существенное значение имеет осознание складывающейся тенденции процесса информатизации учебного заведения: от освоения студентов начальных сведений об информатике к использованию компьютерных программных средств при изучении спец.дисциплин, а затем к насыщению элементами информатики структуры и содержания образования, осуществления коренной перестройки всего учебно-воспитательного процесса на базе применения информационных технологий. В результате в методической системе появляются новые информационные технологии, а выпускники колледжей и высших учебных заведений имеют подготовку к освоению новых информационных технологий в будущей трудовой деятельности. Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ. Опыт применения ИКТ в колледжах показал, что:
    • а) информационная среда колледжа открытого типа, включающая различные формы дистанционного образования, существенно повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов;
    • б) информатизация обучения привлекательна для студента в том, что снимается психологическое напряжение общения путем перехода от субъективных отношений "мастер -студент” к наиболее объективным отношениям "студент -компьютер-мастер ”, повышается эффективность ученического труда, увеличивается доля творческих работ, а в будущем осознается целенаправленный выбор престижной работы;
    • в) информатизация преподавания привлекательна для мастера тем, что позволяет повысить производительность его труда, повышает общую информационную культуру педагога.
  • 2. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей профессиональной образовательной системы личность студента, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ученика в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими. Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ученика. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Технологии свободного воспитания делают акцент на предоставление студенту свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ученик наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия.

Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и студента. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.

3. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования студентов.

Применение такой инновационной технологии, как информационно - аналитическая методика управления качеством обучения позволяет объективно, беспристрастно проследить развитие во времени каждого ученика в отдельности, группы, параллели, колледжа в целом. При некоторой модификации может стать незаменимым средством при подготовке классно - обобщающего контроля, изучении состояния преподавания любого предмета учебного плана, изучения системы работы отдельно взятого педагога.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

Анализ и диагностика качества обучения каждого учащегося при помощи тестирования и построения графиков динамики успеваемости.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного студента.

Является неотъемлемым фактором в современных условиях обучения. Реализуется в виде вовлечения учащихся в дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по национальным традициям, театре, центрах повышения квалификации и др.

  • 6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса. Здесь могут реализовываться как уже известные и зарекомендовавшие себя приемы, так и новые. Это - самостоятельная работа с помощью учебной книги, игра, оформление и защита проектов, обучение с помощью аудиовизуальных технических средств, система «консультант», групповые, дифференцированные способы обучения - система «малых групп» и др. Обычно в практике применяются различные комбинации этих приемов.
  • 7. Модуль - это функциональный узел, включающий предметное содержание и технологию его усвоения. Учебный модуль имеет конструкцию, состоящую из трех структурных частей: вводная, техническая и итоговая.

В вводной части мастер: - знакомит учащихся с общей структурой и содержанием учебного модуля; - определяет цели и задачи познавательной деятельности учащихся в данном учебно-техническом модуле; - кратко в течение 15-20 мин. излагает учебный материал по всей теме данного модуля, опираясь на опорные схемы, стенды и т.д.).

В технической части мастер: - вычленяет основное содержание учебного материала для проработки его в диалогической части; - отбирает активные формы обучения, обеспечивающие диалогическое общение учащихся; - готовит трехуровневые задания разной степени сложности и ответов-эталонов к ним;

Распечатывает раздаточный материал для каждого ученика. В итоговой части мастер осуществляет контроль: - обязательный - тестирование - на выбор учителя (в зависимости от специфики предмета, темы или раздела) - зачет, контрольная работа, тест, практическое задание, лабораторная работа.