Культура эпохи возрождения в западной и центральной европе. Что стояло за охотой на ведьм

Средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. В чем причины столь безумной вспышки боязни нечистой силы, ведовства, охватившей Западную Европу в ХV-XVII веках? Они неясны и ныне.

Наука практически всегда рассматривает средневековую охоту на ведьм как нечто вторичное, полностью зависящее от внешних обстоятельств - состояния общества, церкви. Предлагаемая же статья делает попытку объяснить феномен охоты на ведьм, опираясь на частные факты, на первый взгляд малозначительные и не удостоившиеся внимания исследователей. Многое в публикуемой статье может показаться неожиданным. Спешу уверить: обнародуя свои выводы, я не стремлюсь к сенсации, но твердо убежден, что приведенные факты и их анализ заслуживают внимания и дальнейшего изучения.

Для большинства историков (отечественных и зарубежных) охота на ведьм - явление пусть и ужасающее, но вполне отвечающее общему строю суеверного, темного Средневековья. Такая точка зрения весьма популярна и сегодня. А между тем ее легко опровергнуть с помощью хронологии. Большинство ведьм сгорело на кострах инквизиции отнюдь не в начальный период Средних веков. Гонения на колдуний набирало силу в Европе параллельно с развитием гуманизма и научного мировоззрения, то есть в эпоху Возрождения.

Советская историография всегда рассматривала охоту на ведьм как одно из проявлений развернувшейся в XVI-XVII веках феодально-католической реакции. Правда, она не учитывала то, что слуг дьявола вовсю жгли и в протестантских странах: жертвой мог стать каждый, независимо от социального положения и религиозных воззрений. Не избежала подобного взгляда и наиболее популярная ныне социальная теория: охота на ведьм - лишь очень яркий показатель степени обострения внутриобщественных отношений, стремление найти "козлов отпущения", на которых можно возложить ответственность за все проблемы и трудности бытия.

Разумеется, охота на ведьм, как и любое иное историческое явление, нельзя изучать отвлеченно, в отрыве от общей исторической канвы. С этим спорить не приходится. Однако, когда такой подход становится превалирующим, вправе задать вопрос: а не теряется ли за общими выводами само явление с присущими ему особенностями? Факты и свидетельства источников зачастую лишь иллюстрирую т нарисованную исследователем картину. Хотя именно изучение фактов, их деталей первично в любом историческом исследовании.

Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Пожалуй, наибольшее внимание уделяется разнообразным пыткам, приносившим почти стопроцентное признание во всех самых гнусных и чудовищных обвинениях.

Однако обратим внимание на значительно менее известную процедуру, которая предшествовала пытке и по сути служила главным доказательством вины. Речь идет о поиске на теле ведьмы или колдуна так называемой "печати дьявола". Ее искали, сначала просто осматривая тело подозреваемого, а затем нанося уколы специальной иглой. Судья и палачи старались найти на обвиняемом места, отличающиеся от остальной поверхности кожи: пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что они не ощущали укола иглы.

Вот что говорит по данному поводу русский дореволюционный историк С. Тухолка в работе "Процессы о колдовстве в Западной Европе в 15-17 веках": "Еще до пытки колдунью подвергали операции отыскивания стигмата дьявола. Для этого пациенту завязывали глаза и вонзали в тело длинные иглы". Об этом же пишет и Я. Канторович в труде "Средневековые ведовские процессы", вышедшем в 1889 году: "Если у кого-нибудь на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу. Поэтому прежде всего обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле". О том, что наличие "ведовской печати" считалось абсолютным признаком виновности, сообщал и советский исследователь И. Григулевич. Правда, приводились такие факты лишь затем, чтобы показать суеверие и мракобесие, присущие как средневековому миру вообще, так и священнослужителям в частности.

Однако отношение непосредственных участников событий, особенно демонологов, к ведовским знакам на теле было чрезвычайно серьезным. Один из первых, кто говорит в своих трудах о дьявольских отметинах, - теолог Ламберт Дано: "Нет ни одной ведьмы, на которую дьявол не поставил бы некую отметину или знак своей власти". Это мнение разделяли практически вce богословы и демонологи. Например, Питер Остерман в трактате, вышедшем в 1629 году, доказывал: "Еще не представало перед судом человека, который, имея клеймо, вел бы безупречный образ жизни, и ни один из осужденных за колдовство не был осужден без клейма". Такой же точки зрения придерживался и демонолог в короне - Яков I Стюарт. Этот неутомимый борец с ведьмами в трактате "Демонология" заявлял: "Никто не служит Сатане и не призывается к поклонению перед ним, не будучи отмечен его знаком. Клеймо - это самое высшее доказательство, гораздо более бесспорное, чем обвинения или даже признания".

В самом существовании на теле человека каких-то пятен или отметин нет ничего странного и чудесного. Но если признать, что рассказы о ведьминых знаках имеют под собой реальную основу, то следует задать вопрос: а что представляли собой эти отметины?

Есть два основных вида таинственных знаков - дьявольское пятно и ведьмин знак. Последний представлял собой своеобразный бугорок или вырост на теле человека и, по мнению демонологов, использовался ведьмами для кормления различных духов собственной кровью. Клеймо же дьявола можно скорее сравнить с родимым пятном.

Исследователь Н. Пшибышевский в работе "Синагога Сатаны" дает достаточно подробное описание этих знаков: "Поверхность тела одержимого отмечена и снаружи особыми знаками. Это небольшие, не больше горошины, места кожи нечувствительные, бескровные и безжизненные. Они иногда образуют красные или черные пятна, но редко. Так же редко они отмечены углублением кожи. Большей частью они незаметны снаружи и находятся на половых органах. Часто они находятся на глазных веках, на спине, на груди, а иногда, но редко, они меняют место".

Итальянский демонолог М. Синистрари отмечает: "Эта отметина не всегда одной и той же формы или контура, иногда она похожа на зайца, иногда на лапку жабы, на паука, щенка, соню. Она ставится... у мужчин под веками или под мышками, или на губах, или на плечах, в заднем проходе или еще где-нибудь. У женщин обычно на груди или в интимных местах".

И все же главный признак, по которому в Средневековье отличали дьявольское пятно, - его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре потенциальной ведьмы подозрительные пятна обязательно прокалывали иглой. И если на укол не следовала реакция, обвинение считалось доказанным. (Еще одна существенная особенность "чертовых знаков": при укалывании эти места не только не чувствовали боли, но и не кровоточили.)

Отрешимся от фантастических деталей, вроде пылающего злобой дьявола, клеймящего собственной рукой (или иной конечностью) своих приверженцев, а признаем наличие на теле человека каких-либо специфических отметин. Но ведь описание "ведьминых знаков" очень напоминает какое-то кожное заболевание.

Действительно, почему бы не предположить, что подавляющая часть людей, обвиненных в ведовстве, имела общую для всех болезнь? И только одно заболевание подходит под все приведенные выше симптомы. Это лепра, или проказа, - и сегодня один из самых страшных недугов, а в Средневековье - настоящий бич Божий.

Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль". Не правда ли, картина болезни очень напоминает демонологические трактаты?

В сведениях, почерпнутых из медицинской литературы, можно найти объяснение и такому явлению, как ведьмин сосок. При дальнейшем развитии заболевания кожа начинает постепенно уплотняться, образуются язвы, узлы, которые действительно своей формой могут напоминать сосок. Приведем еще одну цитату: "Иногда на не изменившейся коже появляются ограниченные лепроматозные инфильтраты в дерме (бугорки) или в гиподерме (узлы), которые могут сливаться в более или менее мощные конгломераты. Кожа под ними жирная, может отличаться шелушением, чувствительность вначале нормальная, позднее расстраивается и понижается в различной степени". Совпадает даже месторасположение "дьявольских знаков" и лепроматозных пятен на теле человека.

И, наконец, еще один аргумент, позволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по современным медицинским данным, "нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании".

Итак, с большой долей уверенности можно утверждать, что практически все колдуны и ведьмы, осужденные на смерть, были в той или иной стадии поражены проказой. Сам собой напрашивается и следующий вывод: в основе гонения на ведьм лежало стремление средневекового общества обезопасить себя от страшного заболевания, распространение которого в XV-XVII веках достигло своего апогея. Уничтожая прокаженных (мера, бесспорно, жестокая), Европа к концу ХVII века в какой-то степени справилась с эпидемией проказы.

Верили ли сами судьи в то, что отправляют на костер именно дьяволово отродье, а не больных и отверженных людей? На этот вопрос пока нет абсолютно уверенного ответа. Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы, и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведет борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. По замечанию одного из современных исследователей, врачи "принимали достаточно активное профессиональное участие в процессах над ведьмами. В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства", и медицинское обслуживание пытки. Зачастую их заключение решало участь несчастной ведьмы".

И тем не менее, видя в охоте на ведьм и колдунов лишь карантинную меру, а в судьях и палачах - борцов с опасным недугом, мы излишне модернизируем явление более чем пятивековой давности. Проказа в то время могла рассматриваться и, вероятно, рассматривалась как признак одержимости дьявольской силой, и именно поэтому носителям этой болезни объявили беспощадную войну на уничтожение. Эта сторона дела заслуживает тщательного изучения.

И все же есть достаточные основания утверждать, что охота на ведьм объективно была борьбой с прокаженными.

Но для начала обратимся к процедуре опознания ведьм, существовавшей в народе. Известно, что боязнь сглаза и порчи, присущая человечеству с глубокой древности, жива и поныне. Что же говорить о времени раннего Средневековья? Разъяренная толпа нередко устраивала самосуд над человеком, в котором видела колдуна. Но чтобы наказать ведьму или колдуна, сначала их необходимо выявить.

Какие только средства, рожденные в глубинах суеверного сознания, здесь не применяли! Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Правда, любопытный при этом рисковал: если ведьма успеет вырвать и раздавить яйцо, у него должно было разорваться сердце. Принесенные в церковь намазанные салом детские башмачки грозили обездвижить ведьму. Но, пожалуй, самым распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху. Поэтому нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием.

Каждый из названных методов мог применяться в одном месте Европы и оставаться неизвестным в остальных. Однако с конца ХV века на смену стихийным народным расправам над ведьмами приходит четкая система борьбы с ними, в которой самое активное участие принимают церковь и государство. Для опознания ведьмы применяется одна лишь процедура - укалывание иглой. Доселе не известное испытание распространяется по всей Европе, от Швеции до Испании. Причем везде процедура проводится одинаково. Разве сам этот факт не вызывает подозрений?

Косвенным доказательством моей версии служит и характер ведовских процессов (ведь не зря в литературе, им посвященной, они именуются эпидемиями). Нельзя сказать, что ведьм преследовали регулярно и равномерно по всей территории Западной Европы. Скорее можно говорить о локальных и ограниченных во времени вспышках охоты на ведьм. В одном городке вовсю полыхают костры, а в других о ведьмах будто никто и не слышал - не потому ли, что острая борьба с ведьмами развертывалась в местах, наиболее пораженных проказой, и заканчивалась при уничтожении угрожающего числа прокаженных.

Если предположить, что средневековые истребители ведьм и колдунов знали, с чем они на самом деле сражаются, то посчитаем логичным их стремление как можно тщательнее изолировать от общества обвиненных в колдовстве. Многие авторы (например, Я. Канторович и Н. Сперанский) упоминают о том, что ведьмы содержались в особых, отдельных тюрьмах. Демонологи же в своих наставлениях предупреждают об опасности близкого контакта с ведьмами, а судьям рекомендуют при допросах избегать прикосновения колдуний. Хотя теологи и считали, что борющийся с ведьмами имеет благословение церкви, а потому неподвластен их чарам, практика нередко говорила об обратном. В литературе известны случаи, когда в колдовстве обвиняли палача и судью, ведшего процессы. В этом нет ничего удивительного: у них было достаточно возможностей заразиться.

Конечно, наибольшая опасность заражения грозила прежде всего родственникам. Они же первыми могли заметить признаки страшного заболевания, и тогда страх за свою жизнь брал верх над любовью к ближнему. Недаром именно родственники часто (так говорят исторические документы) становились доносителями. Впрочем, даже такой шаг не отводил от них подозрения в приверженности ведовской заразе. Поэтому если хоть один из членов семьи был казнен по обвинению в колдовстве, то на всех остальных всю жизнь лежало подозрение. Иначе и быть не могло: инкубационный период лепры может составлять несколько лет, а следовательно, любой, кто общался с зараженным, внушал опасение. Нередко для подстраховки казнили всю семью разом.

Всегда вызывала наибольший ужас и рассматривалась как дикий фанатизм казнь обвиненных в колдовстве детей. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий пример дает город Бамберг, где одновременно были преданы огню 22 девочки от 9 до 13 лет. Как уже говорилось, вера в колдовство характерна для всего человечества, однако массовое обвинение в колдовстве детей отличает лишь Западную Европу XV-XVII веков. Факт в пользу излагаемой гипотезы: проказа не разбирает возраста, а каждый зараженный, взрослый или ребенок, представляет опасность.

Иногда, очень редко, с обвиняемого в колдовстве снимали обвинения. Но и после освобождения он оставался, по сути, отверженным, подвергаясь строжайшему карантину: ему запрещали входить в церковь или отводили в ней особое место; даже в собственном доме он жил изолированно. Вполне разумные предписания на случай возможной опасности заражения.

Еще одно доказательство, подкрепляющее гипотезу, - стереотипный образ колдуньи, созданный народным сознанием. На костер всходили люди без различия пола, возраста, социального пoложения, любой мог быть обвинен в колдовстве. А вот описания типичной ведьмы оказались наиболее устойчивыми. Английский историк Р. Харт в работе "История ведовства" приводит свидетельства современников о том, как, по их мнению, выглядит типичная ведьма. Вот одно из них: "Они кривые и горбатые, на их лицах постоянно лежит печать меланхолии, повергающая в ужас всех окружающих. Их кожа покрыта какими-то пятнами. Старая, потрепанная жизнью карга, она ходит согнувшись дугой, с ввалившимися глазами, беззубая, с изборожденным ямами и морщинами лицом. Члены ее постоянно трясутся".

В медицинской литературе именно так описывают больного лепрой на последних стадиях развития заболевания. Кроме того, сообщает медицинская энциклопедия, "в запущенных случаях выпадают брови, ушные мочки увеличиваются, выражение лица сильно изменяется, зрение слабеет до полной слепоты, голос становится хриплым". Типичная ведьма из сказки разговаривает охрипшим голосом и имеет длинный, резко выдающийся на лице нос. Это тоже неслучайно. При лепре "весьма часто поражается слизистая оболочка носа, что приводит к ее перфорации и деформации. Нередко развивается хронический фарингит, поражение гортани приводит к охриплости".

Конечно, меня легко упрекнуть в том, что гипотеза не находит прямого подтверждения в исторических источниках. Действительно, нет и вряд ли когда-нибудь появятся документы, которые бы напрямую говорили об охоте на ведьм как о борьбе с прокаженными. И все же косвенные подтверждения этого можно обнаружить. Обратимся, например, к самому известному демонологическому трактату - "Молоту ведьм".

Благочестивые инквизиторы Шпренгер и Инститорис задают в нем вопрос: могут ли ведьмы наслать на людей разнообразные заболевания, в том числе и проказу. Рассуждая сначала о том, что "имеется известное затруднение, считать или не считать возможным наслание ведьмами проказы и эпилепсии. Ведь эти болезни обычно возникают из-за недостаточности внутренних органов", авторы "Молота" тем не менее сообщают: "Мы нашли, что эти болезни временами насылаются и чародеяниями". А окончательный вывод таков: "Нет такой болезни, которую не могли бы наслать ведьмы на человека с Божьего попущения. Они могут наслать даже проказу и эпилепсию, что подтверждается учеными".

Есть примеры, когда сами демонологи говорят о ведовстве как о заразной болезни. Итальянский теолог Гуаццо в своем сочинении "Compendium malefikarum" отмечает, что "ведовская зараза может часто передаваться детям их грешными родителями. Каждый день мы встречаем примеры испорченности этой заразой детей".

Огромный интерес при изучении ведовских процессов вызывают труды антидемонологов, людей, которые в период всеобщего страха перед ведьмами осмеливались сказать слово в их защиту. Одной из таких редких личностей был врач Иоганн Вейер, выразивший свой взгляд на проблему ведовства в сочинении "О проделках демонов". В нем он полемизирует с известными демонологами и старается доказать несостоятельность их воззрений. В чем же заключались последние? Как ни странно, один из них, Карпцов, считал, что "самим ведьмам и ламиям идет на пользу, если их как можно скорее предают смерти". Вейер полагает, что "аргумент Карпцова прекрасный довод, который мог бы оправдать убийство: что, если кто-нибудь из нас лишил бы жизни человека ничтожного, рожденного лишь поедать плоды, пораженного галльской болезнью, и объяснил бы свое деяние тем, что лучшим для него было бы умереть поскорее?"

Очень любопытное замечание, особенно, если учесть, что галльской болезнью называли все ту же проказу. Это позволяет увидеть в словах Карпцова стремление оправдаться перед собой и обществом, уверить всех, что истреблением ведьм-прокаженных выполнялась миссия милосердия.

Подведем итоги. Несмотря на явный недостаток исторических документов, можно все же говорить, что выдвигаемая гипотеза имеет доказательную базу. Главное в ней - наличие на телах всех ведьм "дьявольских печатей", которые я отождествляю с лепрозными поражениями. Возникает естественный вопрос: а было ли у предшествующих исследователей ведовских процессов иное истолкование "печати дьявола"? Как ни странно, эти отметины на теле не вызвали большого интереса исследователей. Поиск у ведьмы "дьявольских знаков" они приводят лишь в качестве примера, иллюстрирующего дикость средневекового духовенства и властей, принимавших за "сатанинские печати" обычные жировики, язвочки и тому подобное.

То, что ведьмы зачастую не чувствовали боли от уколов, пытались объяснить нервным заболеванием и экзальтацией, вызванной страхом, - колдуньи впадали в состояние некого транса, подобного тому, который наблюдается на сеансе гипнотизера. Что же, вполне возможно. Однако тогда нечувствительными становятся либо все тело человека, либо значительная его часть. Приведенные же ранее факты говорят о "дьявольском клейме" - небольшом, строго ограниченном участке кожи. "Если уколоть такое место иголкой, то кровь не идет, и нет ощущения боли, которая, однако, ощущается всеми частями тела", - пишет в своей работе Н. Пшибытаевский. К сожалению, ни в отечественной, ни в зарубежной историографии нет ни одной попытки посмотреть на тождественность ведовских процессов и гонений на прокаженных. Пожалуй, лишь французский исследователь Ж. Ле Гофф в работе "Цивилизация средневекового Запада" рассматривает совместно категории прокаженных и ведьм. И тех и других он считает своеобразными "козлами отпущения", на которых общество возлагало ответственность за все проблемы и грехи. По словам ученого, "средневековое общество нуждалось в этих людях, их подавляли, поскольку они представляли опасность, чувствовалось почти осознанное стремление мистически перенести на них все то зло, от которого общество стремилось в себе избавиться". Однако, объяснив гонения на ведьм и прокаженных одними и теми же причинами, сами эти категории Ле Гофф никоим образом не совмещает.

Данный факт скорее говорит в пользу моей гипотезы. Если бы из источников было известно об одновременных гонениях на больных проказой и процессах над ведьмами в том или ином месте Европы, тогда их пришлось бы признать двумя абсолютно разными явлениями. Но они не совпадают ни пространственно, ни хронологически, и тогда версия о том, что ведовские процессы - лишь прикрытие для борьбы с лепрой, не должна казаться столь уж странной.

Д. ЗАНКОВ, историк (г. Волхов Новгородской обл.).

Литература

Еще несколько лет назад в книжных магазинах нельзя было найти книг, посвященных демонологии и борьбе с ведовством. Сегодня многие из них изданы.

Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. - М., 1991.

Демонология эпохи Возрождения. - М., 1995.

Роббинс Р. Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. - М., 1996.

Тухолка С. Процессы о колдовстве в Западной Европе в XV-XVII веках. - СПб., 1909.

Канторович Я. Средневековые ведовские процессы. - М., 1899.

Новость отредактировал VENDETTA - 29-07-2011, 09:43

Обострение межконфессиональных противоречий, связанное с развитием процессов Контрреформации, стало одной из главных причин резкого ужесточения массовых гонений на «ведьм» в Германии и других странах Европы. Кульминация этого явления, имевшего место и раньше, в немецких землях приходится на последнюю треть XVI столетия, а также на первые десятилетия XVII в.

Для средних веков, особенно в периоды усиления социальной напряженности, голодовок, эпидемий, были характерны массовые страхи и истерии с поисками виновников всех несчастий. Это стремление найти конкретных врагов, осуществляющих козни Сатаны, сохранилось и в эпоху Возрождения.

Постоянная напряженность, связанная с ростом нищеты, давлением крепнущей абсолютистской власти, межцерковными конфликтами и полемикой, приводила к поискам «козлов отпущения», которыми в обстановке коллективных психозов становились турки, иудеи, женщины, которых рассматривали как слуг Сатаны, христиане иного вероисповедания.

Еще в XIII в. нищенствующие ордена начали требовать расправы над ведьмами, преследуя их по тому же образцу, что и еретиков. Существовало, однако, различие между ученой и народной традицией веры в ведьм. В народных представлениях, сохранявших архаические дохристианские черты, главное место занимала вера в могущество зловредной магии ведьм, способных принести людям телесные увечья, навести порчу на скот. От этого должны были оберечь магические заговоры, заклинания, амулеты.

В ученой средневековой традиции акценты расставлялись иначе: ведьмы и колдуны рассматривались теологами как злая сила, способная действовать лишь с помощью нечистых духов. В самом колдовстве видели культ дьявола. В 1484 г. булла папы Иннокентия VIII заложила основы нового официального подхода римско-католической церкви к проблемам ведовства и стимулировала веру в его широкое распространение.

Если раньше церковь осуждала «глупость и нелепость» народных заблуждений и суеверий, связанных с верой в могущество дьявольских сил, подчеркивая спасающее всесилие церкви, то теперь осуждались те, кто сомневался в существовании и активности ведьм, их полетах, шабашах и т. д.

Развитием идей буллы о сговорах между человеком и дьяволом, систематизацией различных видов подобных сговоров, а также кодификацией наказаний колдунам и ведьмам занялись два немецких инквизитора - Я. Шпренгер и Г. Инститорис. Их книга «Молот ведьм» стала главным «теоретическим трудом» по вопросам ведовства и многократно переиздавалась после 1487 г., когда она впервые была опубликована.

«Молот ведьм» дополняли и другие издания, в том числе рассчитанные на менее образованных читателей и потому иллюстрированные гравюрами, где изображались ведьмы и черт, кухни ведьм, создающих ужасающее колдовское варево, ведьмы летающие, едущие на волке, стреляющие в человека. Демонологическую литературу такого сорта в Германии создавали главным образом клирики и юристы.

Уже в середине XVI в. католики и протестанты приписывали друг другу ведовскую ересь. После Тридентского собора в католической Германии «охота на ведьм», как и на еретиков в целом, начала шириться, их сжигали десятками. То же, хотя и в меньших масштабах, происходило в протестантских землях. В реальность черта, в ведьм и прочую «нечистую силу» в равной мере верили и сторонники папы, и почитатели Лютера.

В катехизисе иезуита Петра Канизия Христос и Сатана упоминались с почти одинаковой частотой, а лютеране с удовольствием повторяли рассказ о том, как Лютер однажды запустил в черта чернильницей, когда враг человеческий стал ему особенно докучать.

Фанатизм и изуверство в поисках ведьм и расправах над ними стимулировались общепризнанным поощрением доносчиков, предоставлением им части имущества осужденных. Расправы оправдывали тем, что страна «полна ведьм». Преследования в Германии заметно пошли на спад лишь после Тридцатилетней войны, но решающий удар по ним был нанесен только в эпоху Просвещения.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: « Культурология »

Название темы: « Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья »

Выполнил(а):

студент(ка) Сидорчук В. Э.

(1-го курса, 6 лет обучения)

Проверил(а):

Козьминых Е. С. (ст. преподаватель)

___________ ________________

(личная подпись) (расшифровка подписи)

Пермь, 2011


Введение……………………………………………………………………..…3

1. О ведьмах……………………..……………………………………...5

1.1. Типичная ведьма в Средневековья………….…………..………….6

2. Причина возникновения «Охоты на ведьм»……..………………...7

3. «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья………………………………………………………………….9

Заключение……………..…………………………………….……………….15

Список используемой литературы……………..…………..………….…….16

Введение

Европейское Средневековье уже давно манит нас своими загадками и тайнами. Оно вдохновляет любителей «путешествовать» во времени. Истории и легенды Средневековья уже давно являются сюжетами для литературы, а в наше время и для многочисленных киносценариев.

Этому необыкновенному периоду истории присущи явления, которые можно назвать «пережитками темных веков». Очень многое из того, что тогда происходило, можно с уверенностью объяснить монополией Церкви во всех областях жизни. «Сотни тысяч сгоревших на костре, миллионы томившихся в тюрьмах, искалеченных, отверженных, лишенных имущества и доброго имени - таков общий итог деятельности ИНКВИЗИЦИИ (в переводе "расследование")».

Начало деятельности инквизиции - особого церковного суда - для борьбы с т.н. ересью было положено папой Иннокентием III. Она действовала почти во всех католических странах. «В 13 в. инквизиционные трибуналы были учреждены на юге Франции, в Италии, Германии, Испании, Португалии, позже в других странах Европы….. Кровавый след в истории оставила испанская инквизиция. В 1480 г. король Фердинанд Кастильский учредил Новую инквизицию во главе с доминиканцем Томасом Торквемадой. Она стала орудием абсолютизма в борьбе против всех инакомыслящих….. Всего в Мадриде с 1481 по 1808 г. взошли на костер 31 912 человек и почти 300 000 понесли тяжелые наказания. За первые 18 лет по ее приговору были заживо сожжены 10 220 человек. Последний акт сожжения на костре имел место в Испании в 1826 году.»

ВЕДЬМА (от «ведать» - знать) - женщина, практикующая магию и колдовство. В Средние Века сложилось представление, что женщина становится ведьмой заключив договор с дьяволом. Ведьмам приписывалась участие в Шабашах на лысых горах (основной - Вальпургиева ночь), совокупление с демонами в образе мужчин (Инкубы), принесение в жертву младенцев во избежание наступления Конца Света. Подобное суеверие привело к всплеску с конца XV - до середины XVII вв. массовых преследований и казней женщин, считавшихся ведьмами. Этот период в Западной Европе и вошёл в историографию под названием «Охота на ведьм».

Цель квалификационного исследования является творческое рассмотрение слова «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья.

Задача, собрать и структурировать материал о «Охоте на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья

1. О ведьмах

Часто люди не очень хорошо представляют себе, что такое ведьма. О ведьмах не боги, не духи, не сверхъестественные существа. В них не нужно верить. О них просто нужно знать.

Слово "ведьма" вероятно произошло от слова "веда" - знание, это позволяет предположить, что изначально ведьмами называли знахарок (ведуний). К их помощи прибегали в сложных ситуациях и в зависимости от результата ворожбы награждали или казнили. Ведьма не является представителем абсолютного зла: она может и помогать, предупреждать, давать ценные советы. Им приписывают умение привораживать и отвораживать, лечить и прорицать. Ведьма занимает промежуточное положение между миром людей и нечистой силой, с которой непосредственно связана. Не случайно к ведьмам относились настороженно, особенно после принятия христианства на Руси.

Ведьмой надо либо родиться (способности ведьмы передаются по наследству), либо стать ею, заключив договор с нечистой силой. В последнем случае говорили, что в женщину вселился злой дух.

По ночам душа ведьмы может покидать тело, чтобы вредить: она может навести порчу на людей, дом, животных, растения. Ведьма способна вызывать дождь, ураган, град, пожары, бури, засухи. Может окалдовать человека, превратив его в коня и заездив до смерти, или же оставив в облике животного.

Чтобы распознать ведьму, следует осуществить специальные обряды. Так, считалось, что, увидев купальские костры, ведьма начинает мучиться - корчиться и страдать головной болью. Чтобы ее обезвредить, следовало выманить ведьму к костру, вылив в огонь молоко коровы, на которую она навела порчу. У костра ее нужно облить вскипяченной на купальском огне водой с брошенными туда иглами. Считается, что ведьма не тонет.

Защищались от ведьм, заговаривая трубы, чтобы она не влетела в дом, укрепляли на ворота свечу, освященную в церкви на сретение. Оберегом могли стать воткнутая вверх прутьями метла на длинной палке; зубья бороны или вил, нож, топор, или другие режущие предметы под порогом или укрепленные над входом. Также осыпали дома и дворы маком, очерчивали мелом круги, наносили кресты на ворота, окна и двери. Помогали и травы: полынь, чеснок. Ведьмы проявляют себя прежде всего по праздникам, в периоды полнолуния и в грозовые ночи. В эти дни ведьмы слетаются на шабаш, при этом "транспортным средством" были метла, лопата, кочерга, коса, вилы, ступа, палка, лошадиный череп, конь, кабан или обращенный в них человек. Местами сбора были перекрестки и "лысые" горы.

Считалось, что ведьмы остаются опасными и после смерти, поэтому их хоронят вниз лицом или забивают в гроб осиновый кол.

Навязчиво пропагандируемый образ истерзанной красавицы обнажает скорее подсознательные эротические фантазии современных художников, чем реалии тех времен.

Во-первых в ведовстве обвинялись кроме женщин, еще мужчины и, иногда, дети. Например в списке 1629-го года массовых казней в Вюрцбурге общим числом 157 жертв, мужчин было чуть меньше чем женщин.

Во-вторых молодых женщин среди ведьм было не много.

Склонность более заурядна среди женщин старых, безобразных, жалких и происходящих из низшего класса народа, как будто демону было противно иметь дело с юными созданиями, увлекающими своим происхождением, богатством и красотой."

Хуан Льоренте

"Критическая история испанской инквизиции "

Типичной ведьмой «была женщина за пятьдесят, незамужняя или овдовевшая, но не обязательно живущая уединенно и замкнуто - она вполне могла быть интегрирована в семейное и деревенское сообщество. Не ограничиваясь этими структурными признаками, автор дополняет их следующим наблюдением: поведение женщин, на которых падало обвинение в колдовстве, отличалось от обычного - это были чаще всего нонконформистки, отклонявшиеся от принятых правил общежития и концентрировавшие на себе благодаря своей сварливости или безнравственному поведению повышенный конфликтный потенциал. Весьма вероятно, что их особенно легко можно было обвинить в действиях, которые интерпретировались как ведовство - проклятия, угрозы, плевки или дутье»

Герд Шверхофф.

"От повседневных подозрений к массовым гонениям"

Обычно в ведовстве обвинялись женщины из низших слоев общества, но определенная часть принадлежала к богатым людям.

2. Причина возникновения «Охоты на ведьм»

Определение причин возникновения феномена охоты на ведьм является, пожалуй, самым сложным вопросом данной проблемы. Обвинение воинствующих атеистов, в прямой вине христианства представляют собой примитивную пародию на исторический анализ. Оно неверно хотя бы потому, что охота на ведьм возникла спустя почти полтора тысячелетия после возникновения христианства, и спустя тысячу с лишним лет после принятия Миланского эдикта, дарующего христианству статус официальной религии. Кроме того, сохранился ряд документов (например Капитулярий "Епископы") , доказывающих что официальная Церковь до эпохи Возрождения осуждала суеверия и веру в ведьм. Современные исследователи выдвигают много различных версий, имеющих свои сильные и слабые стороны. Поэтому в первом приближении можно сказать,что охота на ведьм была вызвана сложным сплетением всевозможных объективных и субъективных причин, среди которых выделяются:

Влияние катарской ереси, которая в противовес традиционному христианству проповедовала равенство Бога и дьявола, что увеличивало страхи людей перед силой дьявола и его приспешников.

Знакомство интеллектуальной элиты Запада в Развитом Средневековье и эпоху Возрождения с античными трудами и мусульманскими магическими книгами.

Увлечение поздними схоластами Декалогом в противовес Семи Смертным грехам, что привело к трансформации колдовства до дьяволопоклонничества.

Влияние отдельных фанатичных личностей.

Стремление алчных людей овладеть имуществом казненных или получить процент.

Распространение среди простого народа примитивных магических практик.

Социальные катаклизмы и природные бедствия.

Противостояние культуры элит культуре простого народа.


3. «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья

ОХОТА НА ВЕДЬМ - широко развернувшаяся в Европе XVI-XVII вв. борьба с ведовством посредством сжигания предполагаемых ведьм на костре; в переносном смысле - поиск врага, виновного. (Словарь гендерных терминов)

Некоторые исследователи видят в «охоте на ведьм» средневековую традицию борьбы с ересью и язычеством, а также средство укрепления влияния католической церкви. Также многие историки объясняют это явление с позиции подтверждения мужского господства в обществе, то есть необходимостью подавления женской социальной активности. Численно превосходя мужчин из-за неучастия в войнах и тяжком физическом труде, женщины оказывались в преобладающем количестве. Оставаясь вне брачных уз, они становились жертвой своей половой неудовлетворённости и впадали в «опасную созерцательность и мечтательность». Народные праздники и обычаи, «в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы». Естественно для Церкви такое поведение и образ жизни удобно было объяснять «связью женщины с Дьяволом».

В 1486 году германские инквизиторы Генрих Крамер (Инститорис) и Яков Шпренгер (орден Доминиканцев) написали трактат «МОЛОТ ВЕДЬМ» (MalleusMaleficarum), который послужил прекрасным пособием и даже в некоторых случаях поводом для массовых судебных процессов над так называемыми ведьмами. Инквизиция сделала все для того, чтобы внушить людям, что ведьмы и колдуны есть "скверные люди, которые заключили договор с дьяволом, чтобы с его помощью, применяя разнообразные колдовские средства, причинять всяческий вред жизни, здоровью, имуществу, домашнему скоту, посевам и садам других людей.» А учитывая уровень образования обывателей, простых людей, «черни» (если вообще существовал таковой для этого социального класса), Церкви это очень быстро удалось сделать. Те далекие времена были совсем не такими цивилизованными, как то время, в котором живем мы. И тем не менее люди пытались как-то объяснить многие явления природы. Главным объяснением было сверхъестественное происхождение дождя, града, наводнений, засухи, различных эпидемий и т. п. Вера в колдунов и волшебников в эпоху раннего Средневековья была в самом расцвете. И к самим колдунам в это время относились в общем-то нормально. Мало того, люди, близко знакомые с магическими заклинаниями, зачастую «помогали» в определенных делах представителям высших кругов. Также официально находились они и при дворе. Но, случись например серия каких-то нехороших событий, как то: пожары, мор, потопы, массовые болезни и т.д., подозрение падало именно на колдунов. Кто, как не они, с помощью дьявольских козней, могли наслать на землю такие бедствия? Но такие случаи были не столь часты. Колдунов, осужденных за убийство или наведение порчи, казнили, в основном сжигали. Но почему же в определенный период истории убийство людей, подозреваемых в магии и ведовстве, стали такими массовыми?

Охота на ведьм велась именно в эпоху...» начала «..Возрождения. Почему именно охота за ведьмами начинается на пороге Возрождения и продолжается в период абсолютизма.

Прежде всего «…церковь нуждалась в упрочении своих позиций. Для этого следовало изобрести что-то, что привлекло бы на сторону церкви множество людей и убедило их в предельной важности церкви как организации для нормальной жизни.» Борьба с ересью становилась главнейшей задачей инквизиторов, поскольку эта самая ересь «просачивалась» из всех «щелей», появлялись секты и общины, критикующие законы и каноны Католической Церкви (например катары). А откуда могла произойти ересь, по мнению Церкви – конечно же от Лукавого, от Дьявола.

Важны также и психологические предпосылки начала охоты. «Ведьмы вселяли ужас в людей, и этот ужас, в свою очередь, укреплял убежденность ведьм в своих магических способностях. В какой-то степени будет справедливо сказать, что ведьмы делали именно то, чего от них ждали, и делали это в силу существовавших ожиданий…..Инквизиция….своей…..деятельностью создала атмосферу всеобщей подозрительности, заразила манией преследования многих церковных иерархов и богословов. Таким образом создавался христианский образ жизни.» Поэтому, если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была начать решительную борьбу против Дьявола. «Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны».

После создания папой Григорием IX комиссии для защиты истинной веры (собственно инквизиции) церковники должны были сами находить и разоблачать еретиков, а не ждать, пока найдутся общественные обвинители и заслуживающие доверия свидетели антицерковной деятельности. Инквизиторы под пытками собирали «доказательства» о том, что Дьявол наградил своих жертв сверхъестественными способностями и подстрекал к отходу от христианского образа жизни.

Существовало множество способов «узнать правду», то есть не только указать на определенную женщину и обвинить ее в колдовстве, но и предоставить судьям «доказательства» ее связи с дьяволом. «Испытание часто проводили на стадии предварительного следствия…».Женщин кололи иглами или опускали в воду, чтобы сузить круг подозреваемых и избавить истинных христианок от изуверства палачей….», ибо «…во время испытаний сам Господь Бог помогает выявить истину.» Например, испытание водой. Для выявления ведьменской сущности женщину кидали в воду со связанными руками и ногами….. «Существовало поверье, что ведьма непременно останется на плаву…. Вода не принимает тех, кто отрёкся от христовой веры, а значит и от святой воды…»

Также на телах жертв инквизиторы искали некие дьявольские знаки. «Стигмат дьявола» - неопровержимая улика колдовства. Он не больше горошины по размеру. От естественных шрамов и родинок отличается тем, что не кровоточит и не чувствителен к боли. Если клеймо найдено, ясно, что обвиняемая лично была на шабаше.». Подозреваемым в колдовстве надо было пройти испытание иглой. Если в существующий на теле женщины какой-либо шрам или другую отметину воткнуть иглу, «подопытная» не ощутит никакой боли и из этого места не потечет кровь, значит этот «стигмат» был сделан самим дьяволом.

Еще одно испытание – раскаленное железо. По степени состояния ожогов оценивалась причастность испытуемой к ведовству. «В Западной Европе испытание приняло разные формы. Первая (самая щадящая) заключалась в том, что на земле в определённом порядке раскладывали шесть, девять, а иногда и двенадцать лемехов. Требовалось пройти этот путь босиком, с завязанными глазами…..здесь всё зависело от чистой случайности. Второй способ был куда более суров. На раскалённое железо вынуждали наступать голыми ногами. Отсутствие ожогов (!) означало оправдательный приговор…

Похожий вид пытки - проба горячей водой. «Метод был прост: руку заставляли сунуть в кипяток, потом на кисть надевали мешочек и скрепляли печатью, а через несколько дней осматривали. От состояния кожи на этот момент зависел приговор».

В заключение перечня испытаний на причастие к колдовству скажем, что это далеко не все, что мог придумать извращенный мозг инквизиторов. «Молот ведьм» тому доказательство. Существовала также масса ухищрений, на которые шли палачи, чтобы «ведьма» оказалась действительно «ведьмой». Ведь от этого в частности зависела оплата работы палача – чем больше будет обнаружено «ведьм», тем больше ему заплатят. Поэтому в ход пускались, к примеру специальные способы и инструменты связывания подозреваемых, при которых довольно легко можно было удержаться на воде. Или «находились» на теле точки, не чувствительные к боли, когда жертва даже не понимала, что в ее теле торчит здоровенная игла. Но этого было достаточно, чтобы объявить, что на теле испытуемой найден дьявольский знак.

«…С середины XVI в. одержимость ведовством, главным образом во Франции, Швейцарии и Германии, приняла жуткие формы. За 10 лет, с 1581 по 1591 г., в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. То же самое происходило в Бургундии и Гаскони, где фанатики-судьи за короткое время отправили на костер около 600 ведьм. В соседней Германии, в курфюршестве Трирском, а начиная с 1603 г. и в Фульдском аббатстве, охота на ведьм велась не менее успешно. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Кровавые преследования ведьм начались здесь почти одновременно: в Бамберге в 1626-1631 гг., в Вюрцбурге в 1627- 1631 гг. и в Кельне в 1627-1639 гг. Целью всех этих гонений было одно - полное уничтожение ведовской секты. Начинали обычно с женщин низших сословий. Но на этом дело не заканчивалось. О том, как развивались события, можно судить по списку ведьм, которые были сожжены в Вюрцбурге. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения.

Результатом такого фанатизма и исступления стали повсеместная разруха и упадок хозяйств, люди бежали с обжитых мест, из городов и сел, казна пустела. Начали появляться прогрессивные мнения по поводу происходящего, писались работы некоторых наиболее смелых людей, в которых отражалась вся современная жизнь. Ярким таким примером стала книга голландского врача Иоганнеса Вира (1515 - 1588). «Ему, лейб-медику вольнодумного князя, достало мужества опубликовать в 1563 г. книгу, выход которой был подобен взрыву бомбы. Называлась она «О демоническом наваждении». («Ведьмы» Вольфганг Тарновски, перевод А.Волков.) К тому же стали развиваться естественные науки, в связи с этим прежние сверхъестественные объяснения различных явлений признавались ложными. «В Голландии, самой свободной стране тогдашней Европы, прозвучала наиболее резкая критика одержимости ведовством. В своем…..сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 - 1698) сурово осудил…..всех верящих в ведьм. Не Дьявол внушил людям эти мерзкие выдумки…..люди сами обманывают себя. В Библии говорится о существовании Дьявола. Однако ничего другого нам о нем не известно. Один только Бог правит миром. Наделять же Дьявола столь большим могуществом, как это делают охотники за ведьмами, есть глупость и грех перед Господом…

XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 г. законы о ведьмах. В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). В том же году его главная соперница, австрийская императрица Мария Терезия, запретила судам своей страны выносить приговоры ведьмам без ее согласия, что положило конец ведовским процессам и здесь…..» («Ведьмы» Вольфганг Тарновски, перевод А.Волков.)

Заключение

Период истории, охватывающий временные рамки с XV по XVII века принято называть «охотой на ведьм» - этапом истории, споры о котором ведутся до сих пор.

«Охота на ведьм» - это не просто фанатичное увлечение церковных деятелей в борьбе за очищение мира от отступников Бога, это комплекс причин, породивших «охоту на ведьм», базисом которых является библия, рисующая второстепенное и приниженное положение женщины и подтверждающая таковое её положение, а также обстоятельства, сложившиеся в общественной среде на данном этапе его развития: церковь, имеющая мощнейший авторитет в обществе, кризис, распространившийся на все сферы его жизни, затяжные войны. Развитие широкомасштабной охоты связано с деятельностью церкви, признававшей колдовство, и открыто боровшейся с ним, всё это подкрепляли многочисленные указания пап и их благосклонное отношение к наиболее ярым деятелям инквизиции. Всё это привело к тому, что «охота» прокатилась по всей Европе.

Унеся вместе с собой тысячи жертв по всей Европе, «охота на ведьм» закончилась только в XVIII веке. Но история «охоты на ведьм» получает всё новые и новые сведения с открытием очередного архива или библиотеки, что вносит новые подробности «кровавого периода» истории человечества.

Цели рассмотрены. Задачи выполнены.

Список используемой литературы

1. http://ru.wikipedia.org/wiki/Охота_на_ведьм

2. http://www.sunart.kiev.ua/mist/magia/fei/2.html

3. http://www.drside.com/page.php?9

4. http://www.ateismy.net/content/spravochnik/statistika/oxota_vedm.ph

5. История женщин на Западе. Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения. СПб, 2008.

6. Молот ведьм // Вокруг света. 2004. №10

7. Сперанский Н. Ведьмы и ведовство. М, 1906.

8. Тарновский В. Ведьмы М., 1994.

3. «Охота на ведьм» в истории западноевропейского Средневековья

ОХОТА НА ВЕДЬМ - широко развернувшаяся в Европе XVI-XVII вв. борьба с ведовством посредством сжигания предполагаемых ведьм на костре; в переносном смысле - поиск врага, виновного. (Словарь гендерных терминов)

Некоторые исследователи видят в «охоте на ведьм» средневековую традицию борьбы с ересью и язычеством, а также средство укрепления влияния католической церкви. Также многие историки объясняют это явление с позиции подтверждения мужского господства в обществе, то есть необходимостью подавления женской социальной активности. Численно превосходя мужчин из-за неучастия в войнах и тяжком физическом труде, женщины оказывались в преобладающем количестве. Оставаясь вне брачных уз, они становились жертвой своей половой неудовлетворённости и впадали в «опасную созерцательность и мечтательность». Народные праздники и обычаи, «в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы». Естественно для Церкви такое поведение и образ жизни удобно было объяснять «связью женщины с Дьяволом».

В 1486 году германские инквизиторы Генрих Крамер (Инститорис) и Яков Шпренгер (орден Доминиканцев) написали трактат «МОЛОТ ВЕДЬМ» (Malleus Maleficarum), который послужил прекрасным пособием и даже в некоторых случаях поводом для массовых судебных процессов над так называемыми ведьмами. Инквизиция сделала все для того, чтобы внушить людям, что ведьмы и колдуны есть "скверные люди, которые заключили договор с дьяволом, чтобы с его помощью, применяя разнообразные колдовские средства, причинять всяческий вред жизни, здоровью, имуществу, домашнему скоту, посевам и садам других людей.» А учитывая уровень образования обывателей, простых людей, «черни» (если вообще существовал таковой для этого социального класса), Церкви это очень быстро удалось сделать. Те далекие времена были совсем не такими цивилизованными, как то время, в котором живем мы. И тем не менее люди пытались как-то объяснить многие явления природы. Главным объяснением было сверхъестественное происхождение дождя, града, наводнений, засухи, различных эпидемий и т. п. Вера в колдунов и волшебников в эпоху раннего Средневековья была в самом расцвете. И к самим колдунам в это время относились в общем-то нормально. Мало того, люди, близко знакомые с магическими заклинаниями, зачастую «помогали» в определенных делах представителям высших кругов. Также официально находились они и при дворе. Но, случись например серия каких-то нехороших событий, как то: пожары, мор, потопы, массовые болезни и т.д., подозрение падало именно на колдунов. Кто, как не они, с помощью дьявольских козней, могли наслать на землю такие бедствия? Но такие случаи были не столь часты. Колдунов, осужденных за убийство или наведение порчи, казнили, в основном сжигали. Но почему же в определенный период истории убийство людей, подозреваемых в магии и ведовстве, стали такими массовыми?

Охота на ведьм велась именно в эпоху...» начала «..Возрождения. Почему именно охота за ведьмами начинается на пороге Возрождения и продолжается в период абсолютизма.

Прежде всего «…церковь нуждалась в упрочении своих позиций. Для этого следовало изобрести что-то, что привлекло бы на сторону церкви множество людей и убедило их в предельной важности церкви как организации для нормальной жизни.» Борьба с ересью становилась главнейшей задачей инквизиторов, поскольку эта самая ересь «просачивалась» из всех «щелей», появлялись секты и общины, критикующие законы и каноны Католической Церкви (например катары). А откуда могла произойти ересь, по мнению Церкви – конечно же от Лукавого, от Дьявола.

Важны также и психологические предпосылки начала охоты. «Ведьмы вселяли ужас в людей, и этот ужас, в свою очередь, укреплял убежденность ведьм в своих магических способностях. В какой-то степени будет справедливо сказать, что ведьмы делали именно то, чего от них ждали, и делали это в силу существовавших ожиданий…..Инквизиция….своей…..деятельностью создала атмосферу всеобщей подозрительности, заразила манией преследования многих церковных иерархов и богословов. Таким образом создавался христианский образ жизни.» Поэтому, если Церковь хотела сохранить свою власть, то она должна была начать решительную борьбу против Дьявола. «Последствия этих принятых в страхе решений были ужасны».

После создания папой Григорием IX комиссии для защиты истинной веры (собственно инквизиции) церковники должны были сами находить и разоблачать еретиков, а не ждать, пока найдутся общественные обвинители и заслуживающие доверия свидетели антицерковной деятельности. Инквизиторы под пытками собирали «доказательства» о том, что Дьявол наградил своих жертв сверхъестественными способностями и подстрекал к отходу от христианского образа жизни.

Существовало множество способов «узнать правду», то есть не только указать на определенную женщину и обвинить ее в колдовстве, но и предоставить судьям «доказательства» ее связи с дьяволом. «Испытание часто проводили на стадии предварительного следствия…».Женщин кололи иглами или опускали в воду, чтобы сузить круг подозреваемых и избавить истинных христианок от изуверства палачей….», ибо «…во время испытаний сам Господь Бог помогает выявить истину.» Например, испытание водой. Для выявления ведьменской сущности женщину кидали в воду со связанными руками и ногами….. «Существовало поверье, что ведьма непременно останется на плаву…. Вода не принимает тех, кто отрёкся от христовой веры, а значит и от святой воды…»

Также на телах жертв инквизиторы искали некие дьявольские знаки. «Стигмат дьявола» - неопровержимая улика колдовства. Он не больше горошины по размеру. От естественных шрамов и родинок отличается тем, что не кровоточит и не чувствителен к боли. Если клеймо найдено, ясно, что обвиняемая лично была на шабаше.». Подозреваемым в колдовстве надо было пройти испытание иглой. Если в существующий на теле женщины какой-либо шрам или другую отметину воткнуть иглу, «подопытная» не ощутит никакой боли и из этого места не потечет кровь, значит этот «стигмат» был сделан самим дьяволом.

Еще одно испытание – раскаленное железо. По степени состояния ожогов оценивалась причастность испытуемой к ведовству. «В Западной Европе испытание приняло разные формы. Первая (самая щадящая) заключалась в том, что на земле в определённом порядке раскладывали шесть, девять, а иногда и двенадцать лемехов. Требовалось пройти этот путь босиком, с завязанными глазами…..здесь всё зависело от чистой случайности. Второй способ был куда более суров. На раскалённое железо вынуждали наступать голыми ногами. Отсутствие ожогов (!) означало оправдательный приговор…

Похожий вид пытки - проба горячей водой. «Метод был прост: руку заставляли сунуть в кипяток, потом на кисть надевали мешочек и скрепляли печатью, а через несколько дней осматривали. От состояния кожи на этот момент зависел приговор».

В заключение перечня испытаний на причастие к колдовству скажем, что это далеко не все, что мог придумать извращенный мозг инквизиторов. «Молот ведьм» тому доказательство. Существовала также масса ухищрений, на которые шли палачи, чтобы «ведьма» оказалась действительно «ведьмой». Ведь от этого в частности зависела оплата работы палача – чем больше будет обнаружено «ведьм», тем больше ему заплатят. Поэтому в ход пускались, к примеру специальные способы и инструменты связывания подозреваемых, при которых довольно легко можно было удержаться на воде. Или «находились» на теле точки, не чувствительные к боли, когда жертва даже не понимала, что в ее теле торчит здоровенная игла. Но этого было достаточно, чтобы объявить, что на теле испытуемой найден дьявольский знак.

«…С середины XVI в. одержимость ведовством, главным образом во Франции, Швейцарии и Германии, приняла жуткие формы. За 10 лет, с 1581 по 1591 г., в одной только Лотарингии было сожжено более 1000 ведьм. То же самое происходило в Бургундии и Гаскони, где фанатики-судьи за короткое время отправили на костер около 600 ведьм. В соседней Германии, в курфюршестве Трирском, а начиная с 1603 г. и в Фульдском аббатстве, охота на ведьм велась не менее успешно. Но особенной жестокостью отличались архиепископы Бамберга, Вюрцбурга и Кельна. Кровавые преследования ведьм начались здесь почти одновременно: в Бамберге в 1626-1631 гг., в Вюрцбурге в 1627- 1631 гг. и в Кельне в 1627-1639 гг. Целью всех этих гонений было одно - полное уничтожение ведовской секты. Начинали обычно с женщин низших сословий. Но на этом дело не заканчивалось. О том, как развивались события, можно судить по списку ведьм, которые были сожжены в Вюрцбурге. Уже на третьем костре среди пяти женщин оказался мужчина, первый, но не последний. Через некоторое время охотники за ведьмами взялись за людей благородного происхождения.

Результатом такого фанатизма и исступления стали повсеместная разруха и упадок хозяйств, люди бежали с обжитых мест, из городов и сел, казна пустела. Начали появляться прогрессивные мнения по поводу происходящего, писались работы некоторых наиболее смелых людей, в которых отражалась вся современная жизнь. Ярким таким примером стала книга голландского врача Иоганнеса Вира (1515 - 1588). «Ему, лейб-медику вольнодумного князя, достало мужества опубликовать в 1563 г. книгу, выход которой был подобен взрыву бомбы. Называлась она «О демоническом наваждении». («Ведьмы» Вольфганг Тарновски, перевод А.Волков.) К тому же стали развиваться естественные науки, в связи с этим прежние сверхъестественные объяснения различных явлений признавались ложными. «В Голландии, самой свободной стране тогдашней Европы, прозвучала наиболее резкая критика одержимости ведовством. В своем…..сочинении «Очарованный мир» знаменитый амстердамский проповедник доктор Балтазар Беккер (1634 - 1698) сурово осудил…..всех верящих в ведьм. Не Дьявол внушил людям эти мерзкие выдумки…..люди сами обманывают себя. В Библии говорится о существовании Дьявола. Однако ничего другого нам о нем не известно. Один только Бог правит миром. Наделять же Дьявола столь большим могуществом, как это делают охотники за ведьмами, есть глупость и грех перед Господом…

XVIII век, век Просвещения, положил конец охоте на ведьм. Разум одерживал верх в Англии, Пруссии и Австрии. Англия была первым европейским государством, официально отменившим в 1736 г. законы о ведьмах. В Пруссии король Фридрих II Великий запретил пытки уже в год своей коронации (1740). В том же году его главная соперница, австрийская императрица Мария Терезия, запретила судам своей страны выносить приговоры ведьмам без ее согласия, что положило конец ведовским процессам и здесь…..» («Ведьмы» Вольфганг Тарновски, перевод А.Волков.)

Заключение

Период истории, охватывающий временные рамки с XV по XVII века принято называть «охотой на ведьм» - этапом истории, споры о котором ведутся до сих пор.

«Охота на ведьм» - это не просто фанатичное увлечение церковных деятелей в борьбе за очищение мира от отступников Бога, это комплекс причин, породивших «охоту на ведьм», базисом которых является библия, рисующая второстепенное и приниженное положение женщины и подтверждающая таковое её положение, а также обстоятельства, сложившиеся в общественной среде на данном этапе его развития: церковь, имеющая мощнейший авторитет в обществе, кризис, распространившийся на все сферы его жизни, затяжные войны. Развитие широкомасштабной охоты связано с деятельностью церкви, признававшей колдовство, и открыто боровшейся с ним, всё это подкрепляли многочисленные указания пап и их благосклонное отношение к наиболее ярым деятелям инквизиции. Всё это привело к тому, что «охота» прокатилась по всей Европе.

Унеся вместе с собой тысячи жертв по всей Европе, «охота на ведьм» закончилась только в XVIII веке. Но история «охоты на ведьм» получает всё новые и новые сведения с открытием очередного архива или библиотеки, что вносит новые подробности «кровавого периода» истории человечества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»

Кафедра автоматизированных систем обработки информации

Реферат

по дисциплине «Культурология»

Тема : «Охота на ведьм в эпоху средневековья»

Выполнила: студентка 3 курса

заочного факультета

Мельникова Ю.М.

Специальность: 1-53 01 02.

Гомель 2014.

Введение

Охота на ведьм -- преследование людей, подозреваемых в колдовстве. Уголовное преследование ведьм и колдунов известно с античных времён, но особого размаха достигло в Западной Европе и Америке конца XV -- середины XVII веков. Только по судам над баскскими ведьмами (1609-1610, судья Пьер де Ланкр) проходило не менее 7 тысяч человек.

В католических странах дела о колдовстве, как правило, рассматривались церковным судом -- инквизицией (хотя, скажем, французское дело о ядах разбирал особый светский суд, «огненная палата»). Распространены также случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве. Наказания за колдовство варьировались от штрафа до смертной казни, в зависимости от тяжести обвинений и степени раскаяния подсудимого. Приговорённых к смерти обычно сжигали на костре, заживо или предварительно умерщвляя.

1. Законы о ведовстве в Древнем мире

Кодекс Хаммурапи устанавливал смертную казнь за колдовство. Он же вводит печально известное «испытание водой». Кодекс гласит :

Если человек бросил на человека обвинение в колдовстве и не доказал этого, то тот, на которого было брошено обвинение в колдовстве, должен пойти к Божеству Реки и в Реку погрузиться; если Река схватит его, его обвинитель сможет забрать его дом. Если же Река очистит этого человека и он останется невредим, тогда тот, кто бросил на него обвинение в колдовстве, должен быть убит, а тот, кто погружался в Реку, может забрать дом его обвинителя.

Древнейшие римские Законы Двенадцати таблиц карали за колдовство по мере его вредоносности, наряду с прямым физическим увечьем. Если нанесший вред колдовством (равно как и любым другим способом) не мог выплатить пострадавшему компенсацию, ему должно было быть нанесено такое же увечье. Наказание за колдовство существовало и в классическом римском праве.

2. Интерпретации явления

Некоторые учёные отводят «охоте на ведьм» роль пережитка «тёмного» Средневековья, которому противостояла светская культура, олицетворявшая приход Нового времени и связанные с ним прогрессивные явления в общественном развитии. Однако значительное число ведущих демонологов были как раз гуманистически образованными философами и писателями, профессорами, юристами и врачами.

Многие авторы видят в «охоте на ведьм» средство укрепления пошатнувшегося влияния католической церкви. Более того, высказывается мысль, что массовые преследования ведьм и небывалый рост интереса к колдовству были спровоцированы действиями самой инквизиции. Признавая, что за счет «охоты на ведьм» католическая церковь действительно могла пытаться укрепить свои позиции, нельзя согласиться с признанием самодовлеющего значения этого фактора, хотя бы потому, что в охоте на ведьм активное участие принимали как католики, так и протестанты.

Ян Люйкен. Приготовления к казни в 1544 году. Гравюра XVII в.

Часть исследователей отождествляет «охоту на ведьм» с борьбой против пережитков язычества. Несмотря на то, что некоторые предлагаемые ими реконструкции дохристианских культов и их перенос в позднее средневековье выглядят не достаточно обоснованными, размышления в этом направлении не лишены рационального зерна. Языческие реминисценции на протяжении всего средневековья действительно были характерны для так называемого «народного христианства», и официальная церковь никогда их не приветствовала. Вместе с тем остается непонятным, почему особую ярость церкви пережитки язычества вызвали именно тогда, когда они вместе с традиционным средневековым мировоззрением сравнительно быстро стали уходить в прошлое.

Многие исследователи в своих попытках объяснить причины вспыхнувшей на закате средневековья «охоты на ведьм» исходят из того факта, что огромное количество лиц, обвинённых в ведовстве, составляли женщины. В результате «охота на ведьм» зачастую трактуется как эффективное репрессивное средство социального контроля, как массированное применение прямого насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен.

Вместе с тем, исходя из тех же посылок, некоторые исследователи делают совершенно иные предположения. Распространение представлений о всевластии ведьм и ведовства, -- не было ли оно также одной из форм проявления самосознания и стремлений к самоутверждению также и самих женщин? Историк Жюль Мишле пишет о создании отчаявшимися угнетёнными женщинами средних веков своего рода «антиобщества» перед мужским засильем, олицетворяемым сельским кюре и сеньором. Особенно интересной представляется гипотеза, согласно которой обвинения в ведовстве выдвигались преимущественно против женщин потому, что женщина была главной хранительницей ценностей устной архаической культуры, через которую они передавались новым поколениям, и именно она в первую очередь сопротивлялась аккультурации. Некоторые исследователи вслед за Д. Фрэзером, полагают, что миф о ведьмах в той или иной мере опирался на реальность, и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие секты приверженцев культа плодородия, поклонниц «рогатого бога».

Особый интерес представляют воззрения исследователей, работающих в направлении поиска связи между развитием демонологии -- идейной базы развернувшейся в переходный от средневековья к новому времени период «охоты на ведьм» -- и средневековой народной культурой. В этом направлении, в частности, работал известный российский культуролог-медиевист А. Я. Гуревич. Гуревич исходит из того факта, что к XV в. культура масс (необразованных слоёв населения) и культура элиты слишком далеко между собой разошлись. «Книжная» культура образованных слоёв стала казаться представителям элиты позднесредневекового общества единственно возможной и допустимой, тогда как культуру простого народа они все больше начинают воспринимать в качестве антикультуры. Если первая оценивалась ими как всецело ориентированная на Бога, то вторая, следовательно, должна была быть, с их точки зрения, порождением дьявола. В средневековом народном ведовстве (знахарстве, целительстве), которое своими корнями уходило в язычество, представители «книжной» культуры видели воплощение особенностей мировоззрения широких народных слоев и соответствовавшего ему образа жизни. В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры. Для этого достаточно было её «демонизировать». Традиционные формы народной жизни, праздники, обычаи, которые в эпоху расцвета западноевропейского средневековья никому особенно не мешали, в трактатах демонологов эпохи заката западноевропейского средневековья превращались в шабаш ведьм, чёрные мессы, сатанинские культы. С этих позиций можно объяснить не только начало массовых гонений на ведьм, но и их прекращение: «охота на ведьм» затухает по мере изживания средневековой массовой культуры и сходит на нет к тому времени, когда последняя, по сути дела, уже была уничтожена. С этой точкой зрения перекликаются позиции ряда других авторов. Так, Макфарлейн считает, что нарождавшийся индивидуализм приводил к желанию порвать связи соседской взаимопомощи и человек оказывался в трудном положении, так как традиционная идеология поддерживала лишь коллективистские ценности. Вера в существование ведьм, как способ переадресации вины, обеспечивала оправдание разрыва социальных контактов.

Признание «охоты на ведьм» выражением объективного процесса борьбы двух культур во многом примиряет различные варианты объяснения причин развернувшейся на исходе средневековья демономании. Столкновение двух культур было использовано в своих интересах практически всеми слоями общества. Посттридентская католическая церковь переживала упадок и пыталась использовать «охоту на ведьм» в целях укрепления своих позиций (своего рода «католическая реакция»). Протестантская этика не могла мириться с традиционным для средневековой народной культуры отношением человека к труду, семье, тягой к праздному времяпрепровождению. Укреплявшаяся абсолютная монархия стремилась полностью подчинить жизнь народа своему контролю, в том числе и через унификацию его культуры. Для представителей церковной и светской элиты в целом в этот период характерно органическое неприятие, отвращение и непонимание «грубой, скотской, нецивилизованной» народной культуры (не составляло исключения в этом отношении и большинство гуманистов). Мужчины пытались задержать женскую эмансипацию, укрепить пошатнувшуюся «цивилизацию мужчин». Женщины искали способа расправиться с привлекательными незамужними соперницами. Врачи конкурировали с повивальными бабками и знахарками. Народные массы, учитывая ту социально-психологическую ситуацию, в которой они находились на рубеже средневековья и нового времени, искали «козла отпущения» для оправдания свалившихся на них бедствий и т. д. Включаясь (порой по совершенно разным причинам) в «охоту на ведьм», все ее участники объективно способствовали подавлению традиционной средневековой народной культуры -- своеобразной «культурной революции», знаменующей наступление нового периода истории, пришедшего на смену средневековью.

По мнению Ю. Лотмана, массовый характер и хронологические рамки явления получают объяснение в той смене типа мировосприятия, которая обозначила конец средних веков и приход Ренессанса. Если человек классического средневековья вполне осознавал своё место в мире и времени, где стройная иерархия смыслов обеспечивала устойчивость его мироощущения, то для поколений следующей эпохи эта иерархия оказалась нарушенной и культура только начинала осваивать изменившуюся реальность. Человек Ренессанса испытывал не столько восторг новизны, сколько страх, поскольку был теперь лишён той точки опоры, которую его предкам поставляла культура, имевшая своим смысловым центром Священное Писание, с которым любая бытовая реалия была неоплатонически связана бесконечными уподоблениями. Возрождение, совпавшее с Великими географическими открытиями, поколебало этот уютный универсум: самый облик мира в сознании европейца стал другим. С приходом барокко смятение перед открывшимися горизонтами знания только увеличилось. Таким образом, «охота на ведьм» оказывается обратной стороной гуманизации, секуляризации (обмирщения) и рационализации культуры, связываемых с наступлением Нового времени:

Быстрая -- на памяти двух-трёх поколений, то есть в исторически ничтожный срок -- перемена всей жизни, социальных, моральных, религиозных её устоев и ценностных представлений рождала в массе населения чувство неуверенности, потери ориентировки, вызывала эмоции страха и ощущение приближающейся опасности. Только этим можно объяснить интересный для исследователя массовой психологии и всё ещё до конца не объяснённый феномен истерического страха, который охватил Западную Европу с конца XV до середины XVII в. Характерно, что такие проявления этого страха, как процессы ведьм, не признавая различий между католическими и протестанстскими землями, останавливаются на границах классического Ренессанса: Русь XV--XVIII вв. не знала этого психоза. <...> В атмосфере Ренессанса надежда и страх, бесшабашная удаль одних и чувство потери почвы под ногами у других тесно переплетались. Это и была атмосфера научно-технического переворота.

Страх был вызван потерей жизненной ориентации. Но те, кто его испытывали, не понимали этого. Они искали конкретных виновников, хотели найти того, кто испортил жизнь. Страх жаждал воплотиться.

3.Начало охоты на ведьм

В древние века, в эпоху Средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чем же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам, призракам и неупокоенным душам, обитавшим в небе, под землей или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть.

Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с миром демонов, определяющих наши судьбы. В том же, что в принципе это возможно, не сомневался никто.

Впрочем, для этих контактов нужны были особые знания и способности. Это было уделом немногих. Но эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти - власти колдовской.

Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Поэтому колдунов и колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Напротив! Во всех древних культурах они пользовались славой жрецов, пророков, целителей или чародеев, изгоняющих злых духов. С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Даже в разгар охоты на ведьм при дворах многих европейских государей жили знаменитые маги и чернокнижники, занимавшиеся своим таинственным ремеслом по велению сиятельных особ. Но горе тем колдунам, на которых падало подозрение в злоупотреблении своим могуществом. Случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи: что-то здесь нечисто, не так ли? Верно, не обошлось без черной магии? Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», кара была суровой. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Так же поступали германцы и кельты. У этих народов колдуны, обвиненные в нанесении порчи имуществу, должны были возместить ущерб. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его, их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред. Но подобные обвинения были делом редким.

При слове «ведьма» обычно представляют безобразную старуху (которая, впрочем, способна представляться прекрасной женщиной) с нечесаными волосами, редкими зубами и пронзительным взглядом, окруженную кошками и другой мелкой живностью. С помощью нечистой силы она вредит своим соседям, насылает болезни и смерть на людей, отбирает молоко у коров, вызывает непогоду, засуху и моровые поветрия, варит зелья, оборачивается разными животными и предметами, по ночам летает на метле или козле на ведовской шабаш -- сатанинские оргии. Этот образ восходит отчасти к европейскому фольклору, отчасти -- к творчеству демонологов начала нового времени. На многих картинах и гравюрах XVI--XVIII веков. Брейгеля-старшего и Альбрехта Дюрера до Франсиско Гойи) изображен один и тот же сюжет: обнаженные женщины, молодые и старые, в окружении магических книг, черепов, змей и жаб варят в котлах свое отвратительное зелье либо на козлах, собаках и ухватах летят на ночное сборище.

4. Современное значение термина «охота на ведьм»

В XX веке название явления получает иной смысл, не связанный с породившим его историческим периодом. Оно стало использоваться как образное обобщенное название кампаний по дискредитации, как правило, больших социальных групп (например, евреев, коммунистов или, вообще любой оппозиции к власти) без должных на то доказательств и оснований. Обычно такие кампании выступают средством для решения определенных политических задач и заключаются в манипулировании общественным сознанием посредством СМИ.

Литература

средневековье колдовство ведьма исторический

1. Ю. Лотман Технический прогресс как культурологическая проблема Семиосфера.

2. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования.

3. Заметки (1968--1992). -- СПб:

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ произведения "Молот Ведьм" с культурологической точки зрения. Анализ содержания произведения, которое являлось во все время существования "охоты на ведьм" настольной книгой инквизитора. Описание правил для возбуждения судебного иска против ведьм.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2011

    Роль и значение костюма в Древнем мире: Египте, Греции, Римме, Индии и Византии. Костюм Западной Европы в эпоху Средневековья. Костюм эпохи Возрождения: итальянский, испанский, французский, немецкий, английский. Стиль ампир и романтизм, рококо и барокко.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2013

    Анализ исторических аспектов возникновения и развития лаковой миниатюрной живописи в России. Основные темы охотничьего жанра. Этапы работы над созданием композиции на тему "Утиная охота". Разработка технологической последовательности росписи шкатулки.

    дипломная работа , добавлен 29.07.2012

    Иконопись и храмы XVI - начала XVII веков. Исследование основных элементов архитектурной композиции церквей. Культовое и гражданское зодчество конца XVII века: стилистические особенности. Описания государственных регалий и сокровищ Оружейной палаты.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2013

    Понятие термина модерн и краткая справка об архитектурных тенденциях рубежа веков в Европе и Америке. Петербургский модерн: иллюстрации зданий, архитекторы, признаки стиля. Северный модерн как одно из направлений модерна, его основные представители.

    презентация , добавлен 23.05.2012

    Общая характеристика эпохи средневековья, особенности и основные этапы процесса христианизации в данный период, его отличительные признаки в Европе и на Руси. Культура в средневековой Европе и Руси. Оценка влияния религии на культуру людей того времени.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2011

    Основные этапы периода средневековья. Наиболее яркие явления в культуре конца V века-первой половине VII века. Роль христианской религии и римско-католической церкови в формировании средневековой культуры. Расцвет античного византийского искусства.

    реферат , добавлен 11.06.2010

    Новое время как период восходящего развития современной, промышленной цивилизации. Основные этапы новоевропейской культуры и их своеобразие. Картина политической и экономической жизни, культурный и научный прогресс в Западной Европе XVII-XIX веков.

    реферат , добавлен 12.06.2010

    Два основных периода культуры Руси в XIV-XV веках. Устное народное творчество как отражение представлений русских людей о прошлом и об окружающем мире. Былины о Василии Буслаеве и Садко. Литература и историческая мысль. "Сказание о Мамаевом Побоище".

    презентация , добавлен 05.04.2012

    Возникновение и становления традиционных форм протомузея в Древнем мире. Эволюции религиозного и светского собирательства в Античную эпоху. Специфические черты коллекционирования в Средние века. Процесс трансформации музейного дела в эпоху Возрождения.