Домашнее задание по физической культуре фгос. Домашнее задание по физической культуре. Упражнение для развития прыгучести

Общий объем целесообразно организованной деятельности, необходимым для нормального физического развития в период формирования организма, должен соответствовать как минимум 10-15 часов в неделю.

Интенсификация учебного процесса в школе и дома производит к уменьшению объема двигательной деятельности на 50 %. Около 40% детей развиты негармонично, 20% имеют избыточную массу тела. В то же время известно, что функции центральной нервной системы учащихся после интенсивной умственной работы хорошо восстанавливаются в условиях физически активного отдыха.

Известно, что большинство детей школьного возраста имеют различные отклонения в здоровье (до 80%) . Основной процент отклонений приобретается в процессе нахождения детей в школе и что характерно, в выпускных классах первое место среди прочих заболеваний занимают заболевания опорно-двигательного аппарата, и второе – заболевания, связанные с нарушением зрения. Причин этому много. Основные из них это: недостаточная мотивация регулярных самостоятельных занятий физическими упражнениями и снижение двигательной активности школьников в результате, как нестранно, улучшения социально – бытовых условий. Особо надо отметить повсеместное внедрение в быт такого блага цивилизации, как телевизор и в последнее время – компьютер. Большинство школьников в свободное от уроков время ведут малоподвижный образ жизни, не принимают участие в спортивных состязаниях, у многих не сформированы умения и навыки здорового образа жизни и в повседневной жизни и не используют закаливающие процедуры.

В современной школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной, которого является большая наполняемость классов, отсутствие мест занятий, оборудования, инвентаря, недостаточный интерес детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, малый объём знаний о здоровом образе жизни. В настоящее время сокращаются возможности детей для занятий физической культурой и спортом, т.к. спортивные секции в основном работают на коммерческой основе, уровень оплаты, в которых недоступен отдельным категориям семей, имеющих детей. Неудовлетворённая потребность в двигательной активности, отрицательно влияют на гармоническое физическое развитие, двигательную подготовленность младших школьников.

Нельзя преодолеть нависшую над подростком опасность гиподинамии. Поэтому одной из актуальных задач, стоящих перед учителем физической культуры, является обеспечение при поддержке всего педагогического коллектива и общественного актива ребят массовости занятий учащихся во внеурочное время. Нужны поиски в первую очередь различных эффективных и доступных путей, способствующих активизации работы по повышению физической подготовленности, двигательной активности и укреплению здоровья детей школьного возраста.

Среди других актуальных задач, требующих дальнейшего, в том числе и научно-методического, совершенствования, особую важность приобретает формирование у школьников навыков и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями.

Здоровье молодого поколения - богатство страны. В связи с этим физическая культура и спорт в ближайшие годы должны получить среди школьников поистине громадный размах, служить живительным источником бодрости и здоровья.

Домашнее задание - это составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после классных заданий. Эта работа тесно связана с классными занятиями, дополняет их, способствует более прочному и сознательному усвоению знаний, умений, навыков.

Особое значение имеют в этом отношении задания творческого характера, требующие видоизменения материала и комбинировании его по-новому, а также задания по применению теоретических знаний на производстве, в мастерских и пришкольном участке. Наряду с общими, для всех учащихся, домашние задания практикуются индивидуальные, направленные на преодоление отставания в чем-либо, формирование каких-либо умений и навыков или развитие устойчивых склонностей отдельных учащихся.

Самостоятельная учебная работа учащихся - это деятельность учащихся в процессе обучения, выполняется по заданию учителя, под его руководством, но без его непосредственного участия. Большинство самостоятельных работ непосредственно

связано с требованиями учебной программы. Учитель является организатором и руководителем самостоятельной учебной работы. Он учит рациональным приемам самостоятельного учебного труда, разрабатывает продуманную систему заданий.

Работу по введению домашнего задания по физической культуре есть смысл начать уже с младших классов, так как в этот возрастной период, у детей ярко проявляется добросовестное отношение ко всем поручениям учителя. В дальнейшем это позволит сформировать положительное отношение к домашним заданиям. Очень важно, чтобы учитель умел, и смог достойно оценивать их показатели самостоятельной работы.

  1. Связь домашних заданий и самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Необходимость развития самостоятельности учащихся неоднократно подчеркивал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Самостоятельную домашнюю работу он считал обязательным продолжением учебного процесса, обращал внимание на руководящую роль учителя, подчеркивал, что именно школа должна побудить умственные способности к самостоятельности. В учебной деятельности педагог должен постоянно помнить о необходимости передачи не только знаний, умений и навыков, но и о формировании потребности к самостоятельному приобретению новых знаний.

К самостоятельной физической деятельности относится:

  1. Самостоятельное проведение учащимися подвижных игр, эстафет;
  2. Составление комплекса физкультминуток и двигательных пауз;
  3. Выполнение гимнастики до занятий;
  4. Выполнение комплекса утренней гигиенической гимнастики в различных вариантах;
  5. Домашние задания.
  6. Участие в физкультурно – оздоровительных мероприятиях: лыжные прогулки, катания на санках или коньках, утренние и вечерние пробежки, походы с родителями по выходным дням, плавание в бассейне.

Правила организации самостоятельных занятий по физической культуре:

1. Упражнения должны быть несложными по координации и доступными для учеников.

2. Подбирают упражнения, количественные результаты которых, при систематическом выполнении, увеличиваются через определённое время.

3. По времени выполнения задания делятся на кратковременные и долговременные.

4. Задания задаются индивидуально и по группам.

5. Задания со временем усложняются.

6. Задание соответствуют индивидуальным особенностям.

Формирование у школьников навыков и привычек самостоятельно заниматься физическими упражнениями стало неотъемлемой задачей действующей комплексной программы по физической культуре. В процессе развития самостоятельности успешно формируются необходимые школьнику качества: внимание, ответственность, организованность, аккуратность, дисциплинированность.

В учебном процессе, на уроках физической культуры можно применять ряд методических приемов, направленных на развитие самостоятельности и аккуратности у учащихся:

  1. Побуждение к осмыслению упражнения или игры с помощью поставленного вопроса.
  2. Использование логических загадок.
  3. Привлечение школьников к участию в объяснении учебных материалов.
  4. Взаимоанализ действий товарища.
  5. Применение сравнений, сопоставлений.
  6. Выявление главного, существенного в выполняемых движениях.
  7. Стимуляция учащихся к составлению новых упражнений, игр.
  8. Организация самостоятельной деятельности учащихся.

Ученик должен ответить на такие вопросы: «Какие будут замечания по выполненным упражнениям?», «Какие требования нарушены при исполнении?», «Перечислите допущенные ошибки», «Какие имеются дополнения?», «Кто не согласен с замечаниями?»

Многие школы на протяжении многих лет культивируют самостоятельную работу учащихся в домашних условиях в целях их физического совершенствования. Домашние задания являются составной частью процесса обучения, характерной чертой которого является их органическая часть с уроком физической культуры. Считается, что домашняя работа имеет большое значение для обучения навыкам самостоятельного учебного труда, чувства ответственности за порученное дело. Она имеет не только образовательное, но и воспитательное значение. Это особенно важно, когда в задачу школы входит воспитание потребности к постоянному самообразованию.

Умение у учителя вызвать интерес у учащихся к выполнению заданий наиболее ценно в педагогической практике. Целью домашних заданий является организация заданий так, чтобы учащиеся самостоятельно научились выполнять физические упражнения, умели применять полученные знания в самостоятельной практической деятельности.

Домашние задания по физической культуре способствуют укреплению здоровья, повышению двигательной активности, двигательной подготовленности. Система выполнения домашних заданий приучает учащихся к соблюдению определенного двигательного режима, и это уже шаг к воспитанию организованности, дисциплины учащихся. Выполнение домашних заданий помогает усвоению учебного материала. В этом заключаются особенности домашних заданий.

Домашние задания для учащихся младшего школьного возраста направлены на решение следующих задач:

  1. Укрепление здоровья детей.
  2. Повышение двигательной активности детей и приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
  3. Укрепление основных мышечных групп.
  4. Развитие физических качеств учеников.
  5. Формирование правильной осанки.
  1. Подготовка и освоение учебного материала программы к выполнению учебных нормативов.
  2. Формирование здорового образа жизни у детей.
  3. Воспитание у учеников целеустремленности, силы воли, работоспособности преодолевать трудности.
  4. Выработка у учащихся простейших приемов самоконтроля за реакцией своего организма на нагрузку.
  1. Организация и содержание домашних заданий для учащихся младших классов.

Хотя основная масса учащихся младших классов справляется с требованиями учебной программы, даже изучая учебный материал только на уроках физической культуры, рекомендуется с первого класса приучать детей к регулярным занятиям физическими упражнениями и начинать давать домашние задания. Они должны быть не сложными по координации и не требовать особого оборудования в домашних условиях.

Давая задание, учитель обязательно объясняет назначение всех упражнений. Это способствует повышению специальных знаний учащихся, а также формированию навыков самостоятельных занятий. Общеразвивающие упражнения, физкультминутки, упражнения на осанку задаются на дом чаще всего сразу же после их выполнения во вводной части урока.

Упражнения в беге, метаниях и прыжках задаются на дом после их разучивания и закрепления в основной части урока. Иногда необходимо напомнить о заданиях и в заключительной части урока, обращая внимание на правильность выполнения упражнения. Это способствует сосредоточению внимания, постепенному снижению нагрузки и более прочному запоминанию заданий.

В зависимости от поставленных задач задания могут даваться на различный промежуток времени (на 30 дней, на 2 недели, на серию уроков), в течение которого происходит обучение каким-либо двигательным действиям. Рекомендуется использовать карточки домашних заданий с указанием дозировки упражнений. Первым упражнением в таких карточках указывается то, которое для данного учащегося является главным и на которое следует особо обратить внимание. Чтобы ученики могли свободно владеть карточками, необходимо их обучить основным терминам.

Домашние задания по физической культуре учитель должен записывать в плане-конспекте. Указываются те задания, которые даются для всего класса или группы учащихся. Они записываются в заключительной части урока. Однако учитель может давать и проверять их в любой части урока.

Для определения дозировки упражнений домашних заданий учитель руководствуется нормативными требованиями, которые предъявляет к учащимся данного возраста учебная программа. При этом обязательно учитывается состояние здоровья, показатели физического развития и двигательной подготовленности каждого конкретного учащегося.

Для успешного выполнения и применения домашних заданий необходимо соблюдать ряд условий:

  1. Добиться, чтобы учащиеся знали требования учебной программы и уровни развития основных двигательных качеств, которых они должны достичь в своем возрасте.
  2. Убедить учащихся в практической пользе домашних заданий как необходимого дополнения к урокам физической культуры.
  3. Умело выделять главное, над чем и в какой период работать тому или иному ученику.
  4. Основательно изучить с учащимися на уроке материал домашних заданий.
  5. Уметь определить степень воздействия применяемых упражнений на организм школьников, знать способы правильного регулирования этого воздействия.
  6. Обращать внимание учащихся на организацию и методику проведения заданных на дом упражнений.
  7. Обучать учащихся правильной терминологии, научить их пользоваться ею при записи домашних заданий.
  8. Обязательно сообщать учащимся сроки проверки домашних заданий.
  9. Фиксировать домашние задания в годовых планах прохождения учебного материала.
  10. Не рекомендуется давать задания по выполнению сложных упражнений, требующих условий и страховки.

Домашние задания призваны увеличить недельный двигательный режим школьника, поэтому выполнять их рекомендуется не реже двух раз в неделю продолжительностью от 15 до 35 минут. Особенно это важно при занятиях по лыжной подготовке (во 2-3 четвертях), когда уроки спариваются и фактически учащиеся занимаются два раза в неделю. Этого недостаточно для формирования навыков, так и для развития качеств. Домашние задания лучше осуществлять на свежем воздухе или в хорошо проветренном помещении.

В целях рационального внедрения домашних заданий необходимо провести работу с родителями, ознакомить их с особенностями домашних заданий по физкультуре, привлечь к созданию условий регулярных заданий физической культурой для их детей. На родительском собрании следует познакомить их с требованиями, предъявляемыми к самостоятельной работе их детей, рассказать, чем они могут им помочь, какие санитарно-гигиенические условия и условия безопасности необходимо соблюдать при выполнении домашних заданий. Родителей учащихся следует проинформировать о том, что домашние задания лучше всего делать в перерывах между подготовкой уроков по другим предметам. Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, в сумме не должно превышать 20-30 минут.

Место, отведенное для занятий, должно быть такого размера, чтобы ребенок во время выполнения упражнений не задевал предметы домашнего обихода и мебель. Упражняться желательно на мягком коврике и лучше босиком. Учитывая, что домашние задания представляют собой комплексы простых упражнений, оборудование мест для занятий особой сложностью не отличается.

Если ребенок заинтересован в выполнении физических упражнений, регулярно занимается физкультурой и накопил опыт самостоятельных занятий, необходимо и дальше поощрять его в этом деле. Для этого необходимо оборудовать «домашний стадион» более сложными снарядами и тренажерами.

Оборудовать место для занятий школьника можно не только в квартире, но и, если позволяют условия, на открытом воздухе во дворе. Занятия на открытом воздухе очень полезны для детей всех возрастов, независимо от уровня их подготовленности. Активная двигательная деятельность на свежем воздухе способствует закаливанию организма ребенка, а также пополнению его «двигательного багажа»

При подборе упражнений для домашних заданий надо ориентироваться на:

  1. Содержание и задачи изучаемой темы.
  2. Индивидуальное развитие физических возможностей учащихся, их возрастные и половые особенности.

Чтобы учащиеся в домашних условиях самостоятельно выполнили упражнения рекомендуется им давать:

  1. Общеразвивающие упражнения типа зарядки, упражнения на осанку, разученные на уроке и предназначенные для ежедневного выполнения учащимися утром;
  2. Упражнения с предметами – мячами, скакалками, гимнастической палкой, если учащиеся недостаточно точно и четко выполняли их на уроке;
  3. Повторение поворотов на месте под свой счет или под счет товарища;
  4. Разучивание текста физкультминуток.

Домашние задания могут быть индивидуальными, групповыми и для всего класса. Физические упражнения подбираются и меняются в зависимости от усвоения учащимися учебного материала. Срок выполнения общеразвивающих упражнений и комплекса физкультминуток устанавливается в среднем в один месяц. В конце срока проводится итоговая проверка всех учащихся и дается видоизмененный комплекс (заменяется 2-3 упражнения) на следующий промежуток времени.

Домашние задания могут быть сквозными и тематическими:

Сквозные задания на протяжении всего учебного года для каждого класса одни и те же и для мальчиков, и для девочек. Они направлены на достижение и поддержание оптимального уровня развития двигательных качеств в течение всего периода обучения.

Примеры сквозных заданий:

  1. Бег прыжками с двухметрового разбега.
  2. Прыжки из приседа с продвижением вперед.
  3. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
  4. Подтягивание – мальчики, подтягивание в висе лежа – девочки.
  5. Прыжки на месте (на количество раз).
  6. Прыжки со скакалкой.
  7. Приседания на одной ноге, держась за опору.
  8. Поднимание туловища из положения лежа.
  9. Бег на месте.
  10. Лежа на спине поднимание и опускание прямых ног с касанием пола за головой.
  11. Выпрыгивание из приседа.
  12. Сидя наклоны вперед и назад до положения лежа на спине.

Тематические домашние задания решают задачу более целенаправленной подготовки учащихся к освоению отдельных разделов учебной программы и способствуют развитию двигательных качеств осуществляется с опережением в изучении того или иного раздела программы.

  1. Комплексы общеразвивающих упражнений, разученные на уроке.
  2. Комплексы утренней гимнастики, состоящие из 5-6 упражнений, воздействующих на различные мышечные группы: плечевой пояс, мышцы спины, брюшной пресс, мышцы нижних конечностей. Начинать и заканчивать гимнастику ходьбой на месте.
  3. Упражнения на растягивание:

– в полуприседе для задней и передней поверхности бедра;

– в положении лежа для задней, передней и внутренней поверхностей бедра;

– в полуприседе или в упоре на коленях для мышц спины;

– стоя для грудных мышц и плечевого пояса.

  1. Упражнения на осанку.

Стоя у стены, принять правильную осанку;

Ходьба с предметами на голове;

Упражнения для укрепления стопы;

Упражнения в исходном положении лежа на животе: поднимание рук и плечевого

пояса, поднимание ног, «рыбка», «качели»;

Упражнения в исходном положении лежа на спине для укрепления мышц брюшного пресса.

5. Упражнения в метании мяча:

Броски и ловля;

Метание в цель;

Броски и ловля из-под ноги.

6. Упражнения в прыжках на месте и с места:

Многоскоки;

Сочетание прыжков и подскоков на месте или с перемещениями с различными

Движениями руками;

Прыжки с места на заданное расстояние;

Прыжки на максимальный результат.

Примерный комплекс упражнений:

  1. Угол в висе.
  2. Приседания на одной ноге.
  3. Сидя, ноги закреплены, руки на поясе, наклоны назад с последующим возвращением в исходное положение.
  4. Поднимание груза (гантели, гири, мешочки с песком) на прямых руках.
  5. Вращение обруча вокруг туловища.
  6. Прыжки со скакалкой в максимальном (индивидуальном) темпе.
  7. Лазание по гимнастической лестнице.
  8. Прыжки с касанием рукой ориентира.
  9. Броски мяча в стену в максимальном темпе.
  10. Многоскоки.

Следует учитывать, что чем старше школьник, тем быстрее у него падает интерес к занятиям спортом, ученики пропускают уроки физкультуры. Поэтому, разрабатывая упражнения для домашних заданий, вначале можно учесть интерес учащихся. Так, например, в настоящее время большим авторитетом пользуются различные направления фитнесса. Для этого необходимо разучить с учащимися несколько комплексов, посоветовать, какую музыку подобрать.

Домашние задания по лыжной подготовке.

Выполнение домашних заданий по лыжной подготовке по сравнению с другими видами физических упражнений имеет свои особенности и определенные трудности. Для выполнения заданий по лыжной подготовке необходим лыжный инвентарь, близко расположенная лыжня и склон (2-3 о ). Это будет интересно для детей, и с помощью упражнений на склоне можно решить одну из главных задач – научить сохранять равновесие при скольжении на одной и двух лыжах.

Упражнения на склоне:

  1. Прямой спуск в высокой стойке.
  2. Прямой спуск с переносом веса тела с ноги на ногу.
  3. Спуск прямо – руки в стороны.
  4. Спуск с выдвижением правой (левой) лыжи вперед.
  5. Спуск на правой - левой лыже.
  6. Спуск наискось.
  7. Спуск с преодолением ворот из лыжных палок.
  8. Спуск с поворотом переступанием.

Прогулки, походы в выходные дни на лыжах с родителями являются хорошей формой организации домашних заданий детей. Для учащихся младшего школьного возраста зимой домашним заданием может быть и катание на санках, способствующее развитию координации движений. Задания по закреплению техники изученных способов передвижения на лыжах следует давать индивидуально.


КОМПЛЕКС № 1

1.Комплекс упражнений ежедневной утренней гимнастики .

КОМПЛЕКС № 2

2.Комплекс упражнений для формирования правильной осанки.

Упражнения данного комплекса можно выполнять от 1 до 6 раз в день, повторяя каждое из них по 4-5 раз в медленном темпе, до посильной боли (если она есть), с максимально возможной амплитудой движений. В первое время напряжение должно составлять от 2до4 секунд, постепенно доводить до 8-10 секунд.

1.И.П. (Исходное положение) - стойка ноги врозь, руки перед грудью, пальцы сплетены в замок. Повернуть вправо туловище, голову, руки; затем вытянуть руки вперед, вывернув кисти ладонями от себя, со статической задержкой вправо, сделать выдох. То же влево.

2.И.П.- то же. Руки вперед, затем, поворачивая туловище и голову вправо, отвести правый локоть назад, выворачивая кисти ладонями от себя. Левой рукой с напряжением надавить на правую руку (при этом смотреть на правый локоть, чтобы напряглись мышцы шеи), сделать выдох. То же влево.

3.Повернуть туловище вправо, поднять руки над правым плечом, выворачивая кисти ладонями от себя. Левой рукой надавить на правую, сделать выдох. То же влево.

4.И.П.-стойка ноги врозь, руки за голову, пальцы в «замок». Повернуть туловище влево, локти развести, прогнуться в и.п., локти свести, наклонить голову вниз, несколько раз нажать кистями на затылок. То же вправо.

5.И.П.-стойка ноги врозь, руки вниз в «замок». Сделать круг, руками вправо, выворачивая при этом кисти наружу. То же влево.

6.Упражнения с гимнастической палкой. И.П.- стойка ноги врозь, гимнаст. палка внизу. Поворачивая туловище вправо, правую руку вытянуть вверх и в сторону. Левой рукой нажать на палку, сделать выдох. То же влево.

7.И.П.- стойка ноги врозь, палка вниз, хватом сверху. Поднять руки вверх над головой, сделать три наклона туловища вперед, три назад, три вправо, три влево, затем три поворота туловища вправо и три влево. После каждой серии движений выдох.

8.И.П.- стойка ноги врозь, палка за спиной внизу. Сделать три поворота туловища вправо, нажимая палкой на левое бедро. То же влево.

9.И.П.- стойка ноги вместе, палка на плечах. Сделать три наклона туловища вправо, влево, вперед и назад, затем три поворота туловища вправо и влево, при этом сгибая ноги в коленях. После каждой серии движений выдох.

10.И.П.-сед на пятках, руки перед собой. Завести правую руку через верх за спину, а левую через низ, руки в «замок». Удерживать позу в течении 5 сек. То же сменив положение рук.

11.И.П.- лежа на спине, руки вдоль туловища. Медленно сгруппироваться, сделать при этом глубокий вдох. Медленно выдохнуть, возвращаясь в И.П.

КОМПЛЕКС № 3

3.Комплекс упражнений для развития гибкости

Все упражнения следует выполнять по порядку без перерывов или с очень короткими, если уж очень хочется передохнуть.
Упр№1: Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс. Выполнить наклоны вправо-влево. 12 раз.
Упр№2: Поставить ноги на ширине плеч, руки на пояс - круговые вращения туловищем. 8 раз влево, 8 раз вправо.

Упр№3: Поставить ноги вместе, руки на коленях - круговые вращения коленями. 8 раз влево, 8 раз вправо.
Упр№4: Согнуть вперед одну ногу, руки на поясе - круговые вращения согнутой в колене ногой. 8 раз одной ногой, затем 8 раз другой ногой.
Упр№5: Поставить ноги вместе - наклон вперед. Выполнить 12 пружинистых движений.
Упр№6: Поставить ноги на двойную ширину плеч - наклоны вперед. Выполнить 12 пружинистых движений.
Упр№7: Выпад в сторону. Переместить вес тела на правую ногу, левую вытянуть, затем поменять положение ног. 12 раз.
Упр№8: Поставить стопы на полторы ширины плеч, захватить стопы руками, стараясь присесть как можно ниже, выпрямляя спину и выводя таз вперед. Выполнять в течение 1 минуты.
Упр№9: Встать на колени, руки захватить в замок. Выполнить приседания вправо-влево, попеременно касаясь ягодицами пола. 6 раз в каждую сторону.
Упр№10: Сесть на пол, соединить ноги вместе и выполнить 12 пружинистых наклонов вперед.
Упр№11: Сесть на пол и развести прямые ноги в стороны, выполнить пружинистые наклоны вперед. 12 раз.
Упр№12: Сесть на пол, левую ногу вытянуть, правую ногу согнуть и отвести назад, выполнить наклон вперед. Сделать 12 пружинистых наклонов и поменять ноги.
Упр№13: Сесть на пол, сплести в "лотос" и выполнить наклон вперед. 12 раз.
Упр№14: Сесть на пол, соединить стопы вместе, затем локтями развести ноги в стороны. 16раз.
Упр№15: Лечь на живот, согнуть руки в локтях. Выпрямить руки, прогнуть спину, голову поднять вверх. Задержаться в этом положении 30 сек.
Упр№16: Лечь на живот, взять руками за стопы. Прогнуть спину, голову поднять вверх. Задержаться в этом положении 30 сек.
Упр№17: Лечь на живот, согнуть ноги в коленях. Выпрямить руки, прогнуть спину. Задержаться в этом положении 30 сек.
Упр№18: Выполнить "гимнастический мост". Задержаться в этом положении 30 сек.
Упр№19: Поставить ноги вместе, выполнить наклон вперед. Задержаться в этом положении 30 сек.

КОМПЛЕКС № 4

4.Комплекс упражнений для развития координации движения.

1.Стоя у зеркала, руки вверх - вдох, опустить - выдох.

2.Парвая рука вперед, левая в сторону, затем смена рук.

3.Коснуться кончика носа указательным пальцем левой руки, затем правой, с закрытыми глазами.

4.Кисти рук к плечам, правую ногу в сторону на носок, руки в стороны, приставить ногу. Затем тоже правой ногой.

5.Катание мяча одной ногой, затем другой.

6.Ходьба с высоким подниманием колена.

7.Бросание малого мяча в обруч.

8.Попадание мяча в цель, сначала одной рукой, затем другой.

9.бросание мяча через голову при ходьбе по кругу.

10.Стоя, подбросить мяч вверх, сделать полный поворот корпусом и успеть поймать мяч.

11.Руки в стороны, ноги вместе. Постоять на одной ноге 5 сек., затем на другой.

12.Ходьба и дыхательные упражнения.

КОМПЛЕКС № 5

5.Комплекс упражнений на расслабление.

Психологи предлагают комплексную психолого-педагогическую программу «Давайте подготовимся к экзаменам». Ее цель — помочь учащимся окончить учебный год в максимально хорошей психофизической форме.

Важнейшей частью этой программы являет-ся специальная психофизическая тренировка, в частности, овладение техникой упражнений на расслабление. Такой комплекс упражнений мы предлагаем выполнять всем будущим экзамену-ющимся. Удачи вам!

Метод прогрессивной релаксации Э. Джекобсона

Метод устраняет тревогу в стрессовых ситуациях.

Процесс расслабления проходит следующие фазы.

I. Попытка к расслаблению.

II. Расслабление.

III. Наблюдение за процессом перехода от напряжения к расслаблению.

IV. «Переживание расслабления». Расслабление происходит поэтапно:

1 этап — расслабление мышц рук.

2 этап — расслабление мышц ног.

3 этап — работа над дыханием.

4 этап — расслабление мышц лба.

5 этап — расслабление мышц глаз.

6 этап — расслабление мышц речевого ап-парата.

Каждому этапу расслабления соответствуют специфические упражнения. Овладение этими при-емами поможет школьникам в кратчайшие сроки восстановить нервно-психическое равновесие, по-чувствовать себя отдохнувшими и полными сил.

Расслабление мышц рук (4—5 минут)

Устройтесь поудобнее (сидя или лежа). Расслабьтесь, насколько можете. При полном расслаблении сожмите в кулак правую ладонь, при этом контролируйте степень сжатия, ощути-те напряжение мышц кисти, предплечья — затем разожмите кулак и почувствуйте расслабление. Сравните свои ощущения.

Еще раз сожмите кулак как можно сильнее — и подержите напряжение. Разожмите ку-лак, попытайтесь достичь глубокого расслабле-ния. Сравните ваши ощущения.

Повторите левой рукой. В это время все тело остается полностью расслабленным.

Сожмите пальцы обеих рук в кулак. По-чувствуйте напряжение пальцев, предплечья. Ра-зожмите пальцы, расслабьтесь. Сравните ваши ощущения. Продолжайте расслабление.

Согните правую руку в локте и напрягите бицепс. Напрягите бицепс как можно сильнее, контролируйте напряжение бицепса. Разогните локоть, расслабьте бицепс и почувствуйте раз-ницу. Попытайтесь максимально почувствовать расслабление бицепса. Еще раз напрягите бицепс, поддерживайте напряжение, почувствуйте сте-пень напряжения. Расслабьтесь полностью. Срав-ните ваши ощущения.

Постоянно сосредотачивайте ваше внима-ние на ощущениях при напряжении и расслаблении.

Повторите то же самое левой рукой.

Повторите то же самое одновременно двумя руками.

Меняйте степень и длительность напряже-ния мышц перед расслаблением. Сравните ваши ощущения.

Вытяните руки вперед и почувствуйте на-пряжение трицепса. Верните руки в исходное положение, расслабьтесь, почувствуйте разницу в ощущениях. Повторите еще раз. Еще раз срав-ните ваши ощущения.

Теперь попытайтесь полностью рассла-бить мышцы рук без предварительного напря-жения. Продолжайте расслабляться больше и больше, достигайте более глубокого расслабле-ния. Отметьте ощущения тепла и тяжести в ру-ках по мере расслабления. Говорите себе: «Руки расслабленные и тяжелые... расслабленные и тя-желые».

Расслабление мышц шеи и спины (4—5 минут)

Сконцентрируйте внимание на мышцах шеи. Наклоните голову назад как можно силь-нее, ощутите напряжение шеи. Поверните голо-ву налево до отказа. Отметьте напряжение. По-верните голову направо до отказа, почувствуйте напряжение. Верните голову в исходное положе-ние. Расслабьтесь. Сравните ваши ощущения.

Наклоните голову вперед, коснитесь под-бородком груди. Почувствуйте напряжение шеи. Верните голову в исходное положение. Расслабь-тесь, почувствуйте тепло и расслабление.

Поднимите плечи к ушам, сведите лопат-ки, не напрягая при этом рук. Сделайте круго-вое движение плечами с максимальной амплиту-дой. Верните плечи в исходное положение. Рас-слабьтесь. Ощутите приятный контраст между на-пряжением и расслаблением.

Выгните позвоночник дугой и ощутите на-пряжение вдоль позвоночника. Вернитесь в ис-ходное положение. Почувствуйте расслабление, оно разливается по всей спине. «Спина тяжелая и теплая». Ощутите приятное тепло...

Расслабление нижней части тела (4—5 минут)

Сконцентрируйте внимание на нижней ча-сти тела. Напрягите ягодицы и бедра, крепко при-жав пятки к опоре. Расслабьтесь... отметьте раз-ницу в ощущениях. Еще раз напрягите и расслабь-те бедра. Подержите их в напряженном состоя-нии.

Сохраняя напряжение в ягодицах и бед-рах, согните ступни, носки — на себя, ощутите напряжение икроножных мышц. Расслабьтесь. Еще глубже... глубже.

Почувствуйте расслабление всех мышц нижней части вашего тела. Отметьте, как ваши ноги тяжелеют по мере расслабления. «Ноги рас-слабленные и тяжелые». Ощутите тепло, распро-страняющееся по вашим ногам. «Ноги тяжелые и теплые».

КОМПЛЕКС № 6

6.Комплекс общеразвивающих упражнений без предмета.

Повторность каждого упражнения 6-10 раз.

1.И.П.(Исходное положение) - стоя, руки вдоль туловища. Ходьба на месте, ускоряя темп, затем замедляя. 1 мин.

2.И.П.- стоя, руки поднять вверх, ногу отвести назад на носок - прогнуться- вдох, руки опустить, ногу приставить - выдох.

3.И.П.- стоя, руки отведены в стороны, круговые движения рук в плечевых суставах вперед и назад, дыхание не задерживать.

4.И.П. - ноги врозь, правая рука вверх, два наклона пружинисто влево, изменить положение рук.

5.И.П.- стоя, развести руки в стороны - вдох, обхватить себя за плечи - выдох удлиненный.

6.И.П.- стоя, ноги врозь, руки на пояс. Выпад в сторону, руки вперед - выдох, вернуться в И.П.- вдох.

7.И.П.- стоя. Руки прямые перед собой, носком левой ноги достать правую кисть, ногу в коленях не сгибать.

8.И.П.- стоя, руки опущены. Прыжком ноги врозь, хлопок руками над головой.

9.И.П.-стоя, легкий бег на месте с переходом на ходьбу. 30 сек.

10.И.П.- стоя, руки вдоль туловища, развести руки в стороны - вдох слегка наклониться вперед, расслабленные руки опустить покачать ими - выдох.

КОМПЛЕКС № 7

7.Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

2 раза в день по 20 минут Повторность 8-10 раз

1.Проверить осанку.

2.Ходьба с правильной осанкой.

3.Ходьба на носочках, руки на пояс.

4.Ходьба скрестным шагом.

5.Ходьба на наружном своде стопы «косолапо».

6.Стоя с гимнастической палкой хватом сверху, ноги на ширине плеч, подняться на носки, палку вверх - потянуться.

7.Палку вверх, завести за лопатки, снова вверх, опустить.

8.Ходьба по палке боком, руки на пояс.

9.Палка сзади, хватом снизу, отвести палку назад, лопатки свести, поднимаясь на носках, небольшие рывки туловища.

10.Палка на лопатках, приседания с прямой спиной.

11.Сидя на стуле, сгибать пальцы ног.

12.Загребание песка, ноги на ширине плеч, сводом стопы.

13.Перекладывание мелких предметов левой и правой ногой.

14.Сидя на стуле, руки за голову, встать со стула, постоять, снова сесть.

15.Стоя, руки на пояс, перекат с пятки на носок.

16.Сидя на стуле, руки в стороны - вдох - наклон вперед, потянуться к носкам - выдох.

17.Свободная ходьба. Стоя, руки вверх - вдох, руки вниз - выдох.

КОМПЛЕКС № 8

8. Комплекс упражнений физкультпаузы.

Комплекс физкультпаузы можно составить так:

а) ходьба на месте с движениями рук;

б) упражнения в подтягивании;

в) подскоки или бег на месте;

г) наклоны или повороты туловища;

д) приседания, выпады вперед-назад, в стороны;

е) разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу;

ж) упражнения на расслабление мышц рук и туловища;

з) ходьба на месте с заданиями на внимание.

Для профилактики близорукости могут также использоваться и специальные упражнения для глаз.

Комплекс 1

И.п. (Исходное положение) - стоя, руки сзади, пальцы в замок.1-2 - отводя руки и голову назад, прогнуться - вдох. 3-4 - в и.п. - выдох. Повторите 4-6 раз.

И.п. - стоя. Частые моргания в течение 10-15 сек.

И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и другую сторону. Повторить 6-8 раз в каждую сторону.

И.п. - стоя, голову держать прямо. Посмотреть вверх, затем вниз, не изменяя положения головы. Повторить 6-7 раз.

И.п. - стоя, 1 - полуприсед; 2 - и.п. Повторить 10-12 раз.

И.п. - стоя, палец держать перед носом на расстоянии 25-30 см., переводить взгляд с дальнего предмета (смотреть в окно) на палец и обратно в течение 30-40 сек. Выполнять немедленно.

Комплекс 2

1. И.п. (Исходное положение) - стоя. 1 - отвести согнутые руки назад, соединить лопатки - вдох, 2 - руки вперед, как бы обнять себя - выдох. Повторить 8-10 раз.

И.п. - стоя. Закрыть глаза, крепко зажмуриться на 1-2 сек, затем открыть глаза. Повторить 8-10 раз.

И.п. - стоя, кисти к плечам. Круговые движения в одну и в другую сторону. Повторить 6-8 раз каждой рукой.

И.п. - стоя. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10-15 раз в каждую сторону.

И.п. - стоя, ноги врозь. 1-3 - наклоны туловища в сторону и возврат в и.п. повторить по 4-6 раз в каждую сторону.

И.п. - стоя, указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30 см. смотреть на палец в течение 4-6 сек., затем закрыть ладонью левой руки глаз на 4-6 сек. Смотреть на палец правым глазом, затем закрыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать то же, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.

КОМПЛЕКС № 9

9.Комплекс общеразвивающих упражнений с предметом (предмет по выбору)

Упражнения с малым мячом:

1. И.п. - о.с. мяч в левой руке. 1-2 - дугами наружу, руки вверх, 3-4 - дугами наружу руки вниз, за спиной передать мяч в правую руку, выдох (8 раз).

2. И.п. - стойка ноги врозь, руки в стороны. Мяч в левой руке. 1- наклон к право ноге, руки вниз передать мяч в правую руку за ногой, выдох, 2. - и.п., вдох. 3-4 - то же к левой ноге передавая мяч в левую руку (10 раз).

3. И.п. - то же. 1-2 - туловище вправо, ударить мячом о пол за правой ногой и поймать мяч двумя руками, 3-4 - и.п., мяч в правую руку, 5-8 - то же к другой ноге (10 раз).

4. И.п. - стойка ноги врозь, держать мяч двумя руками. 1-2 - подбросить мяч, присесть и поймать его двумя руками, выдох, 3-4 - подбросить мяч и вставая, поймать его, вдох, (12 раз)

5. И.п. - стойка ноги врозь, мяч в левой руке. 1- наклон вправо, руки за голову, мяч в правую руку, 2. и.п., мяч в правой руке, 3-4 - то же влево (12 раз)

6. Дыхательные упражнения (3 раза).

7. И.п. - Сед руки в стороны, мяч в левой руке. 1- мах левой ногой вверх, руки вперед, передать под ногой мяч в правую руку, выдох, 2 - опустить ногу, руки в стороны, 3 - согнуть руки за головой и передать мяч в левую руку, вдох, 4 - руки в стороны, 5-8 то же другой ногой. (12 раз).

Упражнения со скакалкой:

1. И.п. Стойка ноги врозь, сложенная в четверо скакалка внизу. 1 - наклон, руки вперед, выдох, 2-3 - руки вверх, скакалка натянута, посмотреть вперед, вдох, 4- и.п., пауза. (4-6 раз).

2. И.п. Широкая стойка сложенная вдвое скакалка внизу. 1 - руки вперед, 2 - натянуть скакалку, поворот туловища вправо, 3 - руки вперед, 4 - и.п., 5 -8 то же влево (6-8 раз).

3. И.п. - то же. 1-2 - руки вверх, присесть, выдох, 3-4 - и.п. вдох. (10-12 раз)

4. И.п. - о.с. Сложенная в четверо скакалка за головой. 1-2 - наклон вперед, сводя руки, выдох, 3-4 - выпрямиться, плечи развести, вдох. (4-6 раз).

5. И.п. - стойка ноги врозь на скакалке, руки в стороны - вниз. 1-2 - глубокий присед, руки в стороны, выдох 3-4 - и.п. вдох. (8-10 раз)

6. И.п. - стойка ноги врозь. Сложенная скакалка на шее.1-3 - три пружинящих наклона вправо, правую руку разогнуть, левую за голову, 4 - и.п.,5-8 - то же в другую сторону (8-10 раз).

7. И.п. - сед, ноги согнуты, сложенная скакалка на полу слева. 1-2 - поворот налево (лицом к скакалке), упор на коленях, 3-4 - сед по другую сторону скакалки, 5-8 - то же в другую сторону. (6-8 раз).

8. И.п. - сед, ноги врозь, руки в стороны, сложенная в четверо скакалка за головой. 1-2 - поворот туловища влево, 3-4 - и.п., 5-8 - то же вправо. (6-8 раз).

9. И.п. -о.с. сложенная скакалка в четверо внизу. 1-2 - согнуть левую ногу и перешагнуть через скакалку, 3-4 - и.п., 5-8 - то же правой ногой. (6-10 раз).

10. Медленная ходьба. На каждый четвертый шаг наклон, расслабив руки, выдох. (40-60 секунд)

Комплексы упражнений (Домашнее задание)

1 четверть
1. И.п.: о.с. 1 - наклонить голову вправо; 2 - прямо; 3 - влево; 4- прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 6 раз.
2. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1-3-пружинящие наклоны вперед - выдох; 4- и. п.- вдох. Повторить 5-6 раз.
3. И.п.: о.с. руки на пояс. 1- подняться на носки; 2-3- постоять, сохраняя равновесие; 4- и. п. Повторить 5-6 раз.
4. И.п.: ноги шире плеч, руки вниз. 1-2- прогибаясь назад, слегка согнуть колени, достать правой рукой голень правой ноги; 3-4- и. п. То же, к другой ноге. Повторить 4-5 раз.
5. И.п.: о.с. руки вверх. 1-поднять согнутую в колене ногу с одновременным махом рук назад; 2- и. п. Сделать упражнение 3-4 раза одной ногой, затем другой.
6. И.п.: о.с. 1-правую руку в сторону; 2-левую в сторону; 3- правую вниз; 4- левую вниз. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз, меняя темп.
7. И.п.: о.с. Прыжки на месте (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
2 четверть
1. И.п.: о.с. 1 - поднять плечи вверх; 2 - и.п. Повторить упражнение 8-10 раз.
2. И.п.: о.с. 1-повернуть голову вправо; 2-прямо; 3- влево; 4 - прямо. Вначале выполнять медленно, затем быстро. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: ноги шире плеч, руки вверх. 1- наклон вперед, коснуться руками пяток с внутренней стороны; 2- и. п. Повторить 8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1-поднять прямую ногу вперед; 2- махом отвести назад; 3- снова вперед; 4- и. п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки за головой. 1- наклон вправо, одновременно руки поднять вверх; 2-и. п.; 3-4-то же, в другую сторону. Повторить 4-5 раз.
6. И.п.: о.с. 1-присесть, разводя колени, отрывая пятки от пола, руки за голову; 2- и.п. Повторить б-8 раз.
7. И.п.: о.с. 1-правая рука вперед; 2-левая вперед; 3-правая вверх; 4- левая вверх. Обратное движение в том же порядке. Упражнение на координацию движения. Повторить 4-5 раз, меняя темп.
8. И.п.: ноги слегка расставлены. Прыжки на двух ногах с поворотом вокруг себя в одну, другую сторону. Повороты делать на 4 счета. Повторить 4-5 раз.
3 четверть
1. И.п.: о.с. 1 -резко опустить подбородок на грудь - выдох; 2- поднять голову вверх - вдох. Повторить 6 раз.
2. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отвести локти назад до сведения лопаток; 2 - и.п. Повторить 8 раз.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверху. 1 - наклон вперед, коснуться руками пола - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - отставить ногу вперед на носок;
2 - поднять ее вверх; 3 - на носок; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. 1 - поворот вправо, руки за спину - выдох; 2 - и.п.- вдох; 3-4 - то же, в другую сторону. Повторить 6 раз.
6. И.п.: стоя на коленях, руки на пояс. 1 - сесть на пятки - выдох; 2 - и.п.- вдох. Повторить 6-8 раз.
7. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - руки к плечам; 2 - руки вверх;
3 - к плечам; 4 - и.п. Упражнение на координацию движения. Повторить 5-6 раз.
8. И.п.: о.с. Прыжки на месте на двух ногах (десять прыжков), чередуя с ходьбой на месте. Повторить 4-5 раз.
4 четверть
1. И.п.: о.с. 1 -руки через стороны вверх, хлопок над головой с одновременным подниманием на носки; 2 - и.п. Повторить 6- 8 раз.
2. И.п.: о.с. 1 -повернуть голову вправо; 2 - влево; 3 - поднять вверх; 4 - опустить вниз до касания подбородком груди. Повторить 4-5 раз.
3. И.п.: ноги на ширине плеч, руки вверх. 1 - наклон вперед с одновременным отведением рук назад; 2 - и.п. Повторить 6-8 раз.
4. И.п.: о.с. руки на пояс. 1 - поднять согнутую ногу; 2 - отвести колено в сторону; 3 - колено вперед; 4 - и.п. То же, другой ногой. Повторить 3-4 раза.
5. И.п.: сидя, ноги прямые вместе, руки упор сзади. 1-2- поднять таз и бедра, прогнуться в спине, голову назад; 3-4 - и.п. Повторить 5-6 раз.
6. И.п.: то же. 1 - сгибая ноги, подтянуть к груди; 2 - и.п. Повторить 5-б раз.
7. И.п.: о.с. 1 - правую руку и ногу в сторону; 2 - и.п.; 3 - левые руку и ногу в сторону; 4 - и.п. Повторить 4-5 раз, убыстряя темп.

Задание на дом по физической культуре.

Домашние задания по физической культуре может очень быстро поднять уровень закалки всех школьников. Я разработала систему специальных домашних заданий по физкультуре.

Выполнять задания нужно два три раза в неделю, по два три раза в день с перерывами для отдыха в 1 минуту.

Самоконтроль за состоянием здоровья можно вести по частоте пульса или частоте дыхания, результаты заносит в дневник самоконтроля.

Если частота пульса и дыхания устанавливается на одном уровне или уменьшается, значит, домашние задания идет на пользу.

Домашние задание по физической культуре.

2 класс

I

четверть.

Выполнение комплекса У.Г.№ 1

(ежедневно).

Выполнение комплекса У.Г.№2.

(ежедневно).

Составление индивидуального режима дня на новый учебный год. Бег в медленном темпе 300-500м.

С учётом индивидуальной занятости в кружках, секциях и т. д.

Выполнение самоконтроля правильной осанки

(ежедневно)

Выполнение прыжков через скакалку или подводящих упражнений к прыжкам.

Подводящие упражнения выполняют ученики, совсем не умеющие прыгать. Выполнять при наличии возможности.

Прыжки через скакалку или подводящих упражнений к прыжкам.

Выполнение поворотов на месте по команде.

Повторение техники прыжков в длину с места.

Обратить внимание на согласованность работы рук и ног.

Закрепление техники прыжков в длину с места.

Обратить внимание на технику приземления.

Комплекс У.Г№3 (ежедневно)

(ежедневно)

Повторение техники метания в горизонтальную цель.

С расстояния 2-4метра.

Закрепление техники метания в горизонтальную цель.

Нахождение своего пульса.

На запястье, шее.

Определение своего пульса.

Время могут засекать родители

Тренировка выносливости в беге в медленном темпе.

На заданную дистанцию

Тренировка на выносливость в беге в медленном темпе.

Подвижные игры с бегом и прыжками по выбору учащихся.

При наличии погодных условий.

Майка, шортики. Спортивная обувь.

четверть

Повторение группировки сидя, лёжа на спине, в приседе.

Повторение и выполнение комплекса У.Г №3,разученного на уроке (ежедневно).

(ежедневно)

Поднимание туловища из положения лёжа на спине

Дозировка индивидуальная. Руки за голову.

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа.

(ежедневно).

Повторение упоров, седов, стоек.

Повторение поворотов на месте по команде.

Повторить выполнение поворотов на месте по команде.

Выполнение ходьбы под счёт.

Ходьба, бег, прыжки в темпе песни или музыки.

Повторение приставных шагов вправо, влево, вперёд, назад в темпе музыки.

Выполнение танцевальных шагов, разученных на уроке в темпе музыки.

Выполнение произвольных танцевальных движений в темпе музыки.

Д\з на каникулы: активный отдых на катке, горке. Прогулки на лыжах.

При наличии погодных условий

III

четверть

Комплекс упражнений на равновесие.

Выполнение комплекса У.Г. с мячом, разученного на уроке.

При наличии возможности.

Перебрасывание мяча с руки на руку.

При наличии возможности.

Подбрасывание и ловля мяча или предметов.

Можно выполнять с малым мячом теннисным шариком, мягкой игрушкой. Подбрасывать на 1-1.5 метра.

Подбрасывание и ловля мяча или предметов с хлопком или двумя хлопками.

Подбрасывание и ловля мяча или предметов с выполнением приседаний.

Активный отдых на лыжах, коньках, ледянках.

Катание на лыжах, коньках, ледянках.

Катание на лыжах, коньках, ледянках.

Приседания, пистолетики (приседания на одной ноге).

Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты»

Подготовить считалочки для подвижных игр.

Зимние подвижные игры.

Упражнения на укрепление мышц спины, брюшного пресса, ног рук. Нагрузка и варианты упражнений подбираются в зависимости от наличия условий, материальной базы: (гантели, спортивный уголок и т. д.); а так же уровня подготовленности учеников.

Имитация удара внутренней стороной стопы по футбольному мячу.

Выполнение упражнений на развитие силы основных мышечных групп.

Упражнения на развитие силы основных мышечных групп.

Подвижные игры с мячом

четверть

Выполнение прыжков через небольшие препятствия (вертикальные и горизонтальные).

Вертикальные - высотой 40 см. Горизонтальные- до 100см.

Имитация прыжка в высоту способом «согнув ноги» без преодоления планки.

Имитация прыжка в высоту «перешагиванием без преодоления планки

Равномерный бег.

Провести инструктаж по регулированию нагрузки и темпа при выполнении бега. Напомнить основы правильной техники бега.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Разобраться с движениями ног при разбеге отталкивании и приземлении. Выполнять схематично.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с прыжками.

Подвижные игры с мячом во дворе.

Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.

Подвижные игры во дворе по выбору учащихся.

3 класс

Выполнение комплекса У.Г.№1.

Методические указания

Повторение техники высокого старта.

Закрепление техники высокого старта.

Составление индивидуального режима дня школьника.

Комплекс упр. для профилактики нарушений осанки.

Имитация прыжка в длину с разбега.

Разобраться с техникой выполнения шагов разбега, отталкивания и приземления.

Выполнение комплекса закаливающих процедур.

Прыжки через короткую скакалку.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Равномерный бег.

Метание на дальность.

Подвижные игры с бегом и прыжками.

Приготовление одежды и обуви к занятиям гимнастикой.

четверть

Повторить и выполнять комплекс У.Г №3,разученный на уроке (ежедневно).

Повторение поворотов.

Повторение техники захвата каната ногами.

Имитировать движение можно применяя верёвку, пояс(для не умеющих выполнять захват.

Выполнение комплекса упр. для профилактики нарушений осанки

Выполнять систематически.

Повторение группировки и перекатов.

Выполнять на г. мате, матрасе.

Имитация движений ног при выполнении наскока на гимнастический мост.

Подводящие упражнения к выполнению опорного прыжка (из упора лёжа переход в упор присев).

Выполнять не отрывая руки от опоры.

Выполнение ходьбы, прыжков, движений в ритме музыки.

Закрепление шагов галопа и приставных шагов.

Повторение сочетания изученных танцевальных шагов

Выполнение танцевальных упражнений в ритме музыки.

Д\з на каникулы: Активный отдых на катке, горке. Прогулки на лыжах.

При наличии погодных условий

III

четверть

Составление и выполнение комплекса ОРУ с мячом.

Выполнение подбрасывания и ловли мяча.

Для учеников, слабо владевших навыками работы с мячом.

Выполнение упражнений с мячом.

Выполнение подбрасывания и ловли мяча с усложнением(приседанием, хлопком)

Выполнение комплекса ОРУ со скакалкой.

Комплекс упражнений для развития силы мышц рук.

Имитация броска мячом по корзине с двух шагов.

Положение рук при приёме волейбольного мяча.

Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

Выполнение комплекса упр. для профилактики плоскостопия.

комплекс упражнений для развития равновесия.

Разучить на уроке.

Повторение имитации удара внутренней стороной стопы по футбольному мячу.

Строго объяснить правила выполнения и дозировку.

Комплекс упражнений на развитие силы мышц живота.

Разучить на уроке

Комплекс упражнений на развитие силы мышц ног.

Составление комплекса физминутки.

Приготовление одежды и обуви к занятиям лёгкой атлетикой.

Для занятий на улице и в зале

четверть

Имитация прыжка в высоту с прямого разбега.

С трёх-пяти шагов.

2

Определение пульса в состоянии покоя и после выполнения физической нагрузки.

3

Выполнять упражнения для развития силы мышц ног.

Дозировка индивидуальная.

4

Комплекс упражнений для развития силы мышц ног.

5

Комплекс упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.

6

Выполнение упражнений для развития силы мышц плечевого пояса.

7

Разучивание речитатива п/и «Золотые ворота» и «Мышеловка»

8

Имитация метания мяча на дальность.

Строго объяснить технику безопасности при выполнении метаний.

9

10

Выполнение прыжков через длинную вращающуюся скакалку с забеганием.

11

Разобраться в шагах разбега при выполнении метания мяча на дальность.

12

Выполнение разбега при выполнении метания мяча на дальность.

13

Равномерный бег

Дозировка индивидуальная.

14

Равномерный бег

Выполнять систематически

15

Равномерный бег

16

Соблюдение правил приёма солнечных и воздушных ванн, правил поведения на воде. Варианты подвижных игр.

4 Класс

п/п

Домашнее задание

Методические указания

I

Четверть

1.

Повторение правил безопасности на уроках физкультуры.

2.

3.

Составление комплекса утренней гимнастики №2

4.

Повторение режима дня школьника.

5.

Комплекс упражнений для развития мышц ног.

6.

Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения прыжков.

Индивидуально

7.

Повторение прыжка в длину с места.

Прыгать после выполнения разминки.

9.

Комплекс упражнений для развития силы рук и спины.

Задавать желающим.

10.

Повторение техники метания мяча в цель.

11.

Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения метаний м.мяча на дальность.

12.

Составление комплекса разминочных упражнений для выполнения л\а упражнений.

13.

Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 1.

14.

Повторение положения высокого старта.

15.

Составление комплекса ОРУ со скакалкой.

При наличии скакалки.

16.

Приготовление одежды и обуви для занятий гимнастикой.

17.

Выполнение комплекса закаливающих процедур.

Систематично

II

Четверть

18.

Повторение правил безопасности на уроках гимнастики.

19.

Составление комплекса утренней гимнастики № 2.

20.

Комплекс упражнений для развития гибкости.

21.

Разучивание танцевальных упражнений,шагов.

22.

Повторение техники выполнения переката вперёд, назад.

23.

Составление комплекса упражнений для развития мышц спины.

24.

Составление комплекса танцевальных упражнений.

25.

Составление и выполнения комплекса физ. минутки № 2.

26.

Повторение подводящих упражнений для лазания по канату. Захват веревки ногами.

Подручные средства.

27.

Составление комплекса упражнений для развития равновесия.

28.

Повторение строевых упражнений.

29.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений осанки.

Систематично.

30.

Составление комплекса ОРУ с обручем.

При наличии обруча.

31.

Активный отдых на лыжах коньках ледянках.

III

Четверть

32.

Повторение правил безопасности при занятиях подвижными играми.

33.

Приготовление одежды и обуви для занятий подвижными играми.

34.

Повторение речитатива подвижной игры «Два мороза».

35.

Повторение речитатива подвижной игры «Космонавты».

36.

Повторение речитатива подвижной игры «Мышеловка».

37.

Составление комплекса ОРУ с мячом.

При наличии мяча.

38.

Повторение стойки баскетболиста.

39.

Составление комплекса упражнений для развития точности движения.

40.

Составление комплекса дыхательных упражнений.

41.

Комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки.

Систематично.

42.

Повторение стойки волейболиста.

43.

Составление комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.

По желанию учащихся.

44.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики нарушений зрения.

По возможности ежедневно.

45.

Составление комплекса ОРУ со скамейкой.

46.

Составление комплекса утренней гимнастики № 3.

47.

Разучивание подвижной игры «Мяч над верёвкой».

48.

Повторение правил игры в пионербол.

49.

Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 3.

50.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.

Систематично.

51.

Дворовые подвижные игры.

52.

Подготовка подвижных игр с мячом.

При наличии мяча.

IV

Четверть

53.

Приготовление одежды и обуви для занятий лёгкой атлетикой.

54.

Повторение правил безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке.

55.

Повторение техники передачи мяча внутренней стороной стопы.

При наличии мяча.

56.

Выполнение прыжков через скакалку.

57.

Составление и выполнение комплекса утренней гимнастики № 5

58.

Повторение техники прыжка в длину с места.

59.

Повторение основных правил занятий самостоятельными упражнениями.

60.

Составление и выполнение комплекса физ. минутки № 4.

61.

Повторение имитации шагов разбега в технике метания мяча на дальность.

62.

Повторение стоек. Основная стойка, ст. с различным положением рук.

63.

Составление и выполнение комплекса упражнений на развитие мышц живота.

64.

Составление и выполнение комплекса упражнений с мячом.

При наличии мяча.

65.

Равномерный бег.

Индивидуально.

66.

Определение своего пульса в покое и после 12 приседаний.

67.

Выполнение комплекса упражнений для оценки общего состояния организма.

68.

Завести дневник самоконтроля.

Гибкость, ловкость, быстрота

Гибкость – это способность организма выполнять различные движения плавно, красиво, с большим размахом. Повышается гибкость при выполнении упражнений на растягивание.

Выполнив один-два специальных теста, ты можешь определить свой показатель гибкости. Оцени себя.

Выполни один-два теста и определи свой показатель гибкости.

1. Стоя на краю высокой подставки, наклонись вперед и пальцами рук постарайся коснуться подставки ниже уровня, на котором стоишь.

Если это расстояние от 0 до 10 см – оценка «удовлетворительно»; от 11 до 15 сантиметров – «хорошо», а больше 15 сантиметров – «отлично».

2. Сидя на полу, прямые ноги вместе. Наклони туловище вперед и старайся головой коснуться коленей.

Если расстояние между грудью и бедрами от 5 до 10 сантиметров – оценка «удовлетворительно», от 5 сантиметров и меньше – «хорошо», если тебе удалось коснуться грудью бедер – «отлично».

Не менее важными физическими качествами являются ловкость и быстрота. Ловкий человек выполняет именно те движения, которые необходимы в данный момент, выполняет их правильно и быстро. Практически незаметно, как фокусник Амаяк Акопян.

Способность организма точно выполнять сложные движения, менять их при изменении ситуации и назвали ловкостью. Понаблюдай за играющими в волейбол, баскетбол или футбол – вот где мгновенно меняется ситуация и легко определить, кто самый ловкий.

Ловкость, при ее тренировке, развивает гибкость, быстроту. Она связана с силой и выносливостью. Поэтому упражнения для развития ловкости достаточно сложны. Это прыжки через коня или козла, прыжки с места, выпрыгивание вверх на заданную высоту, бег с препятствиями или через сложную систему фигур. И, конечно, твои любимые подвижные и спортивные игры: теннис, бадминтон, волейбол. Играй на здоровье – развивай физические качества.

Ты помнишь свой результат по бегу на 60 метров? По этому результату можно оценить быстроту движений. Сравни свой результат с данными таблицы 7, и ты получишь оценку «отлично», «хорошо» или «удовлетворительно».

Таблица 7. Оценка быстроты движений по результатам бега на 60 метров

Если твой результат не лучший, значит, нельзя терять время, надо тренироваться.

У мальчиков к 10 годам повышается средняя скорость бега, поэтому развитию быстроты способствует бег на короткие дистанции, 25–30 метров. Используй такие пробежки во время прогулки и игр на свежем воздухе. С 14–15 лет прирост быстроты снижается и достичь хороших результатов будет труднее. Не упусти свой шанс.

Итак, выносливость, сила, ловкость, быстрота – основные физические качества, которые сделают тебя здоровым, красивым, современным, счастливым человеком. Вспомним слова известного тебе авиаконструктора О. К. Антонова:

«... не утренняя зарядка, даже не спортивные занятия, а постоянная круглосуточная культура отношения к самому себе, оптимальный физический образ жизни делают существование человека полноценным». Стоит не только согласиться с этими словами, а постараться воплотить их в жизнь.

Сила твоих мышц

Тебе, наверное, хочется знать силу своих мышц. Ее можно определить. И не только определить, но и точно оценить, сравнив с нормативными данными для твоего возраста и пола.

Измерять можно как абсолютную силу, например, мышц спины или кисти, так и относительную мышечную силу. По абсолютной силе сложно судить, кто сильнее; например, Иван Заикин, который гнул рельсы, держал на плечах платформу с десятками людей, ломал телеграфные столбы. Или младший брат знаменитого Ивана Поддубного – Митрофан, который как-то в Туле веселил публику тем, что держал на плечах помост с играющим оркестром.

Или наш современник силовой жонглер Валентин Дикуль, кидающий 80-килограммовые гири и удерживающий на плечах «Волгу».

Относительная мышечная сила рассчитывается на килограмм массы тела, поэтому по ней можно определить, кто сильнее. Перейдем от слов к делу. Выполним практическую работу и узнаем, насколько ты силен.

Практическая работа определение силы мышц кисти

Оборудование: кистевой динамометр.

Ход работы – возьми динамометр в кисть правой руки, отведи руку от туловища до получения с ним прямого угла. Вторую руку опусти вдоль туловища. С максимальной силой сожми пальцы правой кисти и зафиксируй положение стрелки.

Повтори измерение трижды с интервалом в 2–3 минуты.

Наблюдения: запиши средний собственный результат силы кисти по показателю динамометра. Для этого сложи все результаты измерений, раздели на три и ты получишь средний результат.

Вывод: оцени силу мышц кисти, сравнив свой результат с данными таблицы 6.

Таблица 6

Развитие силовых качеств ты можешь контролировать в течение учебного года, проводя измерения в начале и конце четверти или полугодия. Результаты заноси в дневник самоконтроля. Помни, что систематическая тренировка увеличивает объем мышц. У обычного человека мышцы составляют 35–40% от веса тела, у сильного, тренированного – до 50%. И еще раз воля, психологический настрой. Волевым усилием силачи вызывают более полное сокращение мышц и выполняют большую работу.

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Важным средством физического воспитания учащихся являются домашние задания. Выполнение их – одна из форм самостоятельной работы школьников, характерной особенностью которой является отсутствие непосредственной помощи и руководства со стороны учителя.

Практика подтвердила главное назначение домашних заданий – укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного на уроках. Домашние задания по физической культуре вошли неотъемлемой частью в режим дня школьника, способствуют внедрению физической культуры в быт. Сегодня учащиеся знают, что к уроку здоровья нельзя подготовиться наскоком, выполнив в один присест все заданные на дом физические упражнения. Готовиться к уроку – значит регулярно делать утреннюю гимнастику, не забывать о физкультминутках и физкультурных паузах во время умственной деятельности, каждый день отводить определенные часы активному досугу, и в том числе выполнению заданий учителя физической культуры.

Домашние задания помогают учащимся овладевать программным материалом. Учителю физической культуры, внедряющему домашние задания в своей школе надо учитывать, что без помощи их не может быть решена проблема воспитания у школьников привычки систематически заниматься физическими упражнениями.

Первый шаг на этом пути – интерес ребят. Пусть домашние задания, а значит и достижения посредством их выполнения определенных целей вызывают у школьников особую заинтересованность.

Что же конкретно следует сделать, чтобы поднять заинтересованность детей? Для этого надо давать упражнения, содействующие развитию двигательных качеств, в том числе и качеств, которые у данного ученика находятся на высоком, по сравнению с другими качествами, уровне, то в этом случае интерес ученика к физической культуре повышается, активизируется его самостоятельная деятельность. И это понятно, ведь обычно люди охотнее занимаются тем, что у них лучше получается. Таким образом, развитие ведущих двигательных качеств, способствует повышению уровня и отстающих.

Внедрять домашние задания лучше всего с 1 класса, с самого начала обучения учащихся в школе. Основным доводом в их пользу должна стать повышенная восприимчивость детей этого возраста к воздействию физических упражнений. У детей легко вырабатывается привычка к ежедневным занятиям, чему способствует естественное тяготение к движениям.

Система домашних заданий должна способствовать решению следующих задач:

  • повысить двигательную активность;
  • укрепить основные мышечные группы;
  • формировать правильную осанку;
  • содействовать комплексному развитию двигательных качеств;
  • освоению правильных движений в легкой атлетике, гимнастике и спортивных играх.

Для выполнения этих задач в школе введены следующие тесты-упражнения:

Прыжок в длину с места.

Ученик выполняет 3 попытки, лучшая заносится в протокол.

  1. Наклоны вперед из положения стоя.

Ученик выполняет упражнения стоя на гимнастической скамейке. Ноги на ширине ступни, не сгибая колени выполняет три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки.

  1. Челночный бег 3 x 10.

По команде «Марш!» ученик дотрагивается до линии старта и начинает бег. Каждый раз при приближении к линии старта и финиша он должен их коснуться.

  1. Приседание на одной ноге.

Упражнение выполняется на правой и левой ноге поочередно. Учащиеся 1 – 6 классов выполняют упражнения, держась одной рукой за стенку, другая – на поясе. Учащиеся 7 -11 классов выполняют упражнение без поддержки, руки – произвольно.

  1. Поднимание туловища за 1 мин.

Поднимание туловища выполняется из положения лежа на спине, колени согнуты, руки за головой. Партнер держит ноги. Пятки находятся на расстоянии не более 30 см. от таза, спина плотно прижата к полу. Учащийся поднимает туловище, сгибая его так, что локти касаются коленей, затем опускается на пол, касаясь пола лопатками. Фиксируется количество за за 1 мин. Упражнение выполняется на мате.

  1. Челночный бег 4 x 9.

По команде «Марш!» учащиеся касаются линии старта, начинают бег, через 9 метров касаются линии и бегут обратно. Время фиксируется с точностью до 0,10 сек.

  1. Сгибание и разгибание рук в упоре.

Исходное положение – руки на ширине плеч, на полу, туловище прямое, по команде ученик, сгибая руки, грудью достает до предмета, высота которого от 6см. до 14 см. зависит от контингента (класс, пол).

  1. Наклоны вперед из положения «сидя».

Ученик сидит на полу, ноги расставлены на ширину 30 см., колени держат два партнера, не позволяя сгибать ноги. Выполняются три медленных предварительных наклона. Четвертый наклон выполняется как зачетный и его результат засчитывается по кончикам пальцев, достигших наибольшей цифровой отметки.

  1. Поднимание туловища из положения «лежа на спине».

Исходное положение – «лежа на спине», ноги прямые, руки за головой. Учащийся, поднимая туловище, ноги не поднимает, руки не раскрывает.

  1. Челночный бег для 1 -6 классов – 4 x 10; для 7 – 8 классов – 6 x10, для 9 -11 классов 10 x 10.

Бег выполняется от линии старта, с касанием линии старта и линии, до которой надо бежать.

Контроль

По всем классам разработана система оценок за выполнение упражнений домашних заданий (см. Приложения 1-11).

Показатели повышаются каждую четверть. В конце каждой четверти классы сдают домашние задания блоками.

Первый блок:

  • прыжок с места;
  • наклоны из положения «стоя»;
  • челночный бег 9 x 10

Второй блок:

  • поднимание туловища за 1 минуту;
  • приседание на правой и левой ноге;
  • челночный бег 4 x 9;

Третий блок:

  • сгибание и разгибание рук в упоре лежа;
  • поднимание туловища
  • наклоны из положения «сидя»;
  • челночный бег 4 x 10; 6 x 10; 10 x 10.

Все результаты и оценки заносятся в специальную тетрадь учителя. Все 10 оценок по домашним заданиям выставляются в учебный журнал.

Если ученик на данном уроке не справился с упражнением или его не устраивает оценка, то он имеет возможность выполнить задание позднее, во время работы спортивной секции. При наличии третьего урока физической культуры эту работу можно проводить и прямо на уроке.

В конце учебного года при выполнении контрольных упражнений по учебной программе и тестированию учащиеся показывают положительные результаты.

Выводы

При проверке выявляются не только результаты самостоятельной работы ученика при выполнении домашних заданий, но и плоды его труда на уроках. Так и должно быть, поскольку только в тесной взаимосвязи этих двух видов деятельности школьника можно достичь успеха в обучении. При подведении результатов самое главное, чтобы был заметен положительный сдвиг в развитии двигательных качеств.

Результаты проверок домашних заданий показывают, что в конце учебного года уровень двигательной подготовленности учащихся значительно увеличивается. Это способствует выполнению учебных контрольных нормативов, мониторинга, успешной сдаче выпускных экзаменов по предмету «Физическая культура» в 9 и 11 классах и участия в районных соревнованиях по различным видам спорта (см. Приложения 12, 13 ).

Литература

  • Долотина О.П. Домашние задания должны быть интересными. Журнал «Физическая культура в школе», № 6, 1989 год, стр.23.
  • Иванов А.Н. О проверке домашнего задания. Журнал «Физическая культура в школе», № 11, 1989 год, стр.32.
  • Литвинов Е Н. Программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол); М., «Просвещение»,1996 год.
  • Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов; М., «Просвещение», 1996 год.
  • Масленников С.М. Домашние задания в 4 – 10 классах. Журнал «Физическая культура в школе», № 12, 1986 год, стр.20.
  • Поляков М.Н. Домашние задания в 1 – 4 классах. Журнал «Физическая культура в школе», № 8, 1987 год, стр.32.
  • Рандрюйт А.Л. Домашние задания по физической культуре. Журнал «Физическая культура в школе», № 8, 1984 год, стр.29.