Воображение. Его роль в игровой, учебной и трудовой деятельности. Физиологические основы воображения. Физиологические основы процессов воображения

До сих пор нам почти ничего не известно ни о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологическои основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? Об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.

Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Органическими изменения сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

В осуществлении сложных процессов воображения участвует кора головного мозга. Но сложность структуры воображения и его связь с эмоциями свидетельствуют в пользу гипотезы, что физиологические механизмы воображения расположены не только в коре головного мозга, но и в более глубоких отделах мозга. Такими глубинными отделами мозга, которые вместе с корой больших полушарий формируют образы воображения и включают их в процессы деятельности, является гипоталамо-лимбическая система, гипоталамус в его связях с древней корой и подкорковыми участками, образующие лимб, или границу, вокруг передней части ствола мозга при входе в полушария головного мозга.

При повреждении гипоталамо-лимбической системы у человека возникают характерные расстройства психики: ее поведение состоит из серии отдельных поведенческих актов, а общая программа, регулирующая поведение, отсутствует. Итак, повреждения захватило структуры, отвечающие за планирование действий человека, а, как известно, самая важная функция воображения - разработка программы действий, поведения.

Некоторые ученые рассматривают физиологический механизм воображения как движение представлений, которые сменяют друг друга подобно морских волн. Эти представления соединяются определенными ассоциативными связями. "Интенсивность одного нервного следа, достигнув определенной степени, начинает затем снижаться, тогда как интенсивность второго следа (ассоциации) начинает повышаться, и как результат этого - одно представление меняется в сознании других" (К.Д. Ушинский).

Продолжительность представления (то есть продолжительность его осознания) зависит от времени, которое необходимо для того, чтобы оно пришло в равновесие. В течение этого времени движение представление, которое было в состоянии напряжения, распространяется на другое представление (особенно яркое, жизненное), и тогда уже это последнее переходит в состояние напряжения.

Уровень интенсивности нервного следа зависит не только от процесса его питания, но и от степени раздражения, которому подлежит этот след. Если в процессах памяти нервная связь, образовавшийся остается постоянно и восстанавливается в будущем, то в процессах воображения системы нервных связей распадаются и не восстанавливаются, а объединяются в новые системы на протяжении всей жизни человека.

Такое объединение возможно при возникновении сильного очага возбуждения (потребность, непосредственное впечатление). Поэтому у человека с большой фантазией группы нервных клеток связываются во все новые и новые образования. От этого зависят характерна новизна в образах фантазии сравнению с образами памяти и их частичное совпадение.

Виды воображения. Процессы воображения

Процесс создания образов воображения, или фантазий, может иметь непроизвольный и произвольный характер.

Когда в воображении человека создание новых образов не направляется специальной целью, воображение имеет непроизвольный характер. Так, под влиянием рассказа учителя создаются новые образы, происходит их разъединение или сочетания. При чтении художественного произведения в воображении возникают без специального намерения образы героев, местность, где происходят события, время, когда они происходят, и тому подобное.

Невольное воображение обуславливают потребности и чувства. Голодный человек представляет вкусные блюда, человек, который замерзает на морозе, представляет себе теплый дом, а в жару воображение приносит человеку прохладу. Родители, беспокоясь за своих детей, которые сдают экзамены, самопроизвольно изображают ход событий и представляют критические ситуации, в которые может попасть их сын или дочь.

Когда человек ставит специальную цель создать образ того или иного объекта, воображение приобретает произвольного характера. Например, учитель на уроке предлагает представить какую историческое событие, определенную местность, путешествуя по карте, представить те или иные города или страны.

Человек, который создает новое музыкальное произведение, рисует образ литературного героя или картину, использует произвольную воображение.

В зависимости от характера деятельности человека произвольную воображение разделяют на воспроизводственную, или репродуктивную и творческую.

Воображение, опирающееся на создание образов, соответствующих описанию, называют воспроизведенной. Читая учебную и художественную литературу, изучая географические карты и исторические материалы, человек воспроизводит с помощью воображения то, что отражено в художественных произведениях и исторических документах. В условиях речевого общения, когда человеку приходится представлять незнакомые объекты или события на основе их описания, срабатывает репродуктивная или воспроизводящая, воображение. Воспроизводящая воображение обслуживает общение людей. Этим видом воображения пользуется инженер, изучает новую для него машину по чертежам. На основе музыкальных произведений формируется богатый материал для воспроизведенной воображения.

Творческая воображение также произвольный, продуктивный характер и всегда включена в творческую деятельность. Это самостоятельное создание новых, оригинальных образов. Творчество - это деятельность, в результате которой человек открывает что-то новое, создает новые оригинальные произведения, материальные и духовные ценности. Творчество - такой вид деятельности, в котором участвуют все психические процессы, но воображение играет ведущую роль. Творческое воображение необходима там, где деятельность человека приобретает творческий характер, это неотъемлемое условие любого вида творчества. Творческая и репродуктивная воображение взаимосвязаны и переходят друг в друга.

Воображение разделяют на активную и пассивную.

Активная воображение всегда направлена на выполнение творческого или логической задачи. Процесс хранения в головном мозге информации динамический, то есть происходят постепенное изменение содержания материала и взаимно перемещения его элементов. Этот процесс отражает активную воображение. Отсюда - интуиция, прозрение. Активное воображение направлено преимущественно наружу, человек больше занята окружением, общественно-значимым и меньше - собой. Активное воображение определяет и контролирует воля, она может быть воспроизведенной (репродуктивной) или творческой. Аппарат воображения составляет условие творческой деятельности личности.

Пассивная воображение протекает без постановки цели, иногда - как иллюзия жизни, где человек говорит, действует мысленно. Она временно удаляется в мир фантастических, далеких от реальности представлений. Человеку кажется, что она скрывается от нерешенных задач, от необходимости действовать, или тяжелых условий жизни и т.

Пассивную воображение человек может вызвать преднамеренно. Вызванные образы фантазии, которые не связаны с волей и направлены на воплощение их в жизнь, называют бредом. Людям свойственны бред. В них легко найти связь продуктов воображения с потребностями человека. Когда потребности человека чрезвычайно сильны, а возможности их удовлетворения мизерные, то воображение развивается с удивительной силой. Удовлетворена потребность не порождает воображения. Если большинство потребностей реализовать невозможно, то у человека возникает доминанта неудовлетворенности, что порождает изменение личности с уходом от реальности, страдания, упрямство, неврозы.

Удовлетворение потребностей человека не всегда сопровождается чувством удовольствия. Достаточно часто ожидания большого счастья минимизирует чувство реального удовольствие от настоящего счастья. Таким образом, наблюдается расхождение между ожиданием и достигнутым в жизни, поэтому так трудно управлять воображением.

Если бред, то есть образы, вызываемые произвольно и не направлены на воплощение в жизнь, в воображении преобладают, то это свидетельствует о пассивности человека, о его бездействие, а возможно, и дефективность развития личности.

Для возникновения пассивной воображения большое значение имеет эмоциональное состояние. Пассивная невольная воображение возникает в состоянии аффекта, во время сна. Сон - это пассивное состояние человека. Перед тем, как заснуть, человек о чем-то мечтает, происходит освобождение воображения, ее усиления. Этот процесс очень важен для возникновения сна. Достаточно трудно заснуть, когда человек возбужден. Лучший способ сохранить свой сон - это переключить воображение на приятные, спокойные темы. Примером самопроизвольного возникновения новых образов является сновидения. Во время сна, когда наше внимание не отвлекается на внешние впечатления, бесцельное и бесследное блуждания сознания "вершинами волн движений нервной системы" приобретает яркий характер сновидений, из которых только отдельные мы запоминаем, то есть превращаем в новые ассоциации - образование нашего воображения. Во сне мы получаем полную уверенность в реальности представляем. Яркость образов воображения во время сна объясняется тем, что тормозится вторая сигнальная система и возбуждается первая сигнальная система, срабатывает закон отрицательной индукции.

Сновидения - это биологически полезный процесс, один из тех, которые поддерживают функциональную эффективность нервной системы. Вместе с тем содержание сновидений является лишь случайным результатом, который нельзя достоверно толковать. И.М. Сеченов называл сновидения "небывалыми комбинациями прошлых впечатлений".

С точки зрения теории психоанализа 3. Фрейда, причина сновидений заключается прежде всего в непреодолимой инстинктивной деятельности бессознательной системы психического аппарата человека. По Фрейду, возникновение сонного состояния психологически свидетельствует о том, что человек обособлялась от внешнего мира и сосредоточилась на собственном "Я". Такое явление Фрейд называл "первичным нарциссизмом". В связи с этим все инстинктивные раздражители, которые поступают от различных органов тела, значительно усиливаются (катексуються). "Катексовани" импульсы пытаются нарушить нормальное течение сна, но этому предотвращают сновидения, которые возникают именно в это время, так как в них подсознательные человеческие импульсы-желания выдаются осуществленными, даже фантастические ситуации воспринимаются спящим человеком как вполне реальные. Такое явление называется "галлюцинаторное исполнения желаний".

Сосредоточена направленность сновидений является причиной возникновения особое ощущение, что события происходят в своем собственном, вполне замкнутом мире. Человек не имеет силы ни реагировать, ни оценивать свои ощущения. Вот почему самые невероятные события, происходящие в сновидениях, спящий человек воспринимает без всякого удивления, они не вызывают у нее возмущение или протеста.

Усиление, как и ослабление воображения может быть симптомом серьезных психических заболеваний. У людей, которые не спали во время эксперимента 70 часов, развивались психические и невротические отклонения. Неврозы и психозы нередко возникают у молодых мам, когда все силы сосредоточены на ребенке, нет ни переключений, ни другой информации, наступает постоянный дефицит сна. Поэтому так важно создавать вокруг молодой мамы атмосферу полноценного, интересного, спокойной жизни, чтобы сохранялись спокойный сон и хорошее настроение. Еще один пример: длительное потребление спиртного приводит к "взрыв / "парадоксального сна, ведет к ярким, ужасающих снов (сновидения), страха, галлюцинаций.

Воображение проявляется в разной по содержанию деятельности, поэтому различают следующие виды воображения, как художественная, научная, техническая и др. Все эти виды воображения имеют свои особенности.

В художественной воображении преобладают чувственные (зрительные, слуховые и т.д.) образы, чрезвычайно подробные и яркие. Человек-художник так ярко представляет себе образы героев, что эти герои на самом деле общаются с ней, живут рядом.

Различные виды художественного воображения имеют свои специфические особенности. Эти особенности проявляются в создании образов художественного воображения, когда преобладает тот или иной анализатор: зрительный и двигательный - у скульптора, художника, слуховой - у композитора и тому подобное. Отличительными есть средства, которыми оперирует человек-художник, и способы воплощения образов (картины, партитура, поэтические строки).

Техническая воображение создает образы пространственных отношений в виде геометрических фигур с мыслительным засновуванням их в различных комбинациях. Важную роль в создании новых технических конструкций играют ассоциации по сходству. Образы технической воображения материализуются в чертежах, схемах, с помощью которых создаются новые предметы и объекты. Продукты технической воображения могут быть представленными в языковой форме. Языковая фиксация помогает глубоко анализировать технические открытия, проверять их достоверность на практике.

Научная воображение воплощается в планировании и проведении экспериментальных исследований, в умении строить гипотезы, нахождении неординарных путей решения проблемы, в построении экспериментальной ситуации, умении обобщать эмпирический материал и т. Созданы новые образы научного воображения является средством, с помощью которого устанавливаются закономерные отношения между предметами и явлениями. Научная воображение помогает найти новые, еще не известные звена в системе фактов.

Научная воображение всегда базируется на точных научных расчетах и экспериментах. То с воображаемой, не выдержало научной и практической проверки, отвергается. Научная воображение воплощается в слове, а также в образах.

Особым видом воображения является мечта. Мечта - это воображение, направленная на будущее, на перспективу жизни и деятельности человека. В мечтах создаются образы желаемого. Значение мечты в жизни человека очень велико. В мечтах оказывается связь воображения человека с его потребностями, чувствами, стремлениями. Мечты становятся толчком в творческой деятельности, в чем убеждает нас жизнь многих выдающихся людей.

Общественное бытие, общественные отношения обусловливают мечты людей, определяют направление и характер мечтаний, но очень многое зависит от того, как сам человек относится к своим мечтам и как в тех или иных общественных отношениях видит реализацию своих желаний.

Выделяют и так называемую антшщпуючу воображение (от лат. Anticipatio - угадывания вперед, предвидение). Она лежит в основе способности человека предвидеть будущие события. Антиципуюча воображение добывает строительный материал из запасов памяти. Антиципация будущего возможна благодаря скрытой реакции ожидания, что возникает на основе воображения. Так, человеку совсем не нужно прыгать с девятого этажа, чтобы узнать, какое опасное такое падение. Образы антиципуючои воображения настраивают организм на определенные действия, когда еще нет повода для таких мероприятий.

Процессы воображения

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, и в этом они похожи на процессы восприятия, памяти, мышления.

Если память восстанавливает образы и ситуации, копируя реальные, то воображение создает новые образы и ситуации, которые раньше не возникали. То есть механизм воображения базируется на основе тех образов, что человек, но эти образы возникают в новых неожиданных связях и сочетаниях. Слово "новый "" имеет двойное значение: различают объективно новое и субъективно новое. Объективно новое - это образы, идеи, не существуют в данный момент ни в материальном, ни в идеальном плане. Субъективно новое - это новое для каждого конкретного человека (ребенка). Новый образ воображения может быть материализованный или остаться на уровне идеального.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер и осуществляются различными способами. Употребляемыми из них являются:

Агглютинация (от лат. Aggiutinare - склеивать) - создание нового образа путем сочетания элементов, взятых из различных представлений. Например, образ русалки в сказках, где голова и туловище - женщины, а хвост - рыбы. Этот прием не получил большого распространения, поскольку образы его трудно воплощаются в предметные вещи. Впрочем, примеры материализации таких образов в реальной жизни есть - это танк, аккордеон, амфибия, троллейбус.

Гиперболизация - характеризуется увеличением предмета (великан Гулливер) изменением количества частей предмета (дракон, который имеет семь голов) или их смещением.

Литота - в отличие от гиперболизации, характеризуется уменьшением предмета (мальчик-с-пальчик). Эти приемы используют в народных сказках, фантастических произведениях.

Подчеркивание - акцентирование какой части образа или определенного качества. С помощью такого приема создают шаржи, карикатуры.

Схематизация - образ воображения, когда разногласия уменьшаются, а черты сходства выступают на первый план. Примером может быть орнамент, элементы которого взяты художником из растительного мира.

Типизация - выделение существенного в однородных фактах и воплощение их в конкретных образах. Это самый сложный прием, его широко используют в литературе.

Творческий процесс воображения базируется на возникновении ассоциаций, хотя их специфика отличается от привычного хода ассоциаций, подчиняясь мыслям, эмоциям, желаниям, что во психике человека-художника. Механизм ассоциаций тот же (ассоциация по сходству, по смежности, по контрасту), и отбор представлений определяется именно этими предпочтительными тенденциями.

Физиологические основы воображения

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. А так же, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Роль воображения в жизни человека

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может - «жить» в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны) .

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей его практической деятельности.

Особая форма воображения, обращенная к сфере более или менее отдаленного будущего, - мечта. Она не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого.

Основные виды воображения - активное и пассивное воображение. В свою очередь, последнее делится на воображение произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое и иные измененные состояния). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее воображение. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сопереживать.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга.

Воссоздающее воображение - это один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т.д. Несмотря на то что продуктами воссоздающего воображения являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, этот вид воображения основан на прежнем опыте. К. Д. Ушинский рассматривал воображение как новую комбинацию былых впечатлений и прошлого опыта, считая, что воссоздающее воображение является продуктом воздействия на мозг человека материального мира. Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Воображение – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти.


Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Воображение возникло у человека в ходе трудовой деятельности. Предвидеть результаты труда можно было, только «забежав вперед» тех дел, которые совершались в данный момент. Точил ли первобытный человек камень для наконечника стрелы или топора, ломал ли палку для лука, готовил ли яму для поимки зверя – во всех этих делах присутствовал образ, мысленная картина того, что получится, произойдет в недалеком будущем в результате усилий, целенаправленных действий.

С развитием и усложнением трудовой деятельности совершенствовалось и воображение: оно рисовало картины более далекого будущего, дальние результаты. Первобытный человек был слаб, в единоборстве с природой. Природа подавляла его: он не мог объяснить происходящее вокруг. Так родилось представление о существовании сил, стоящих над человеком, появилась религия.

Современный же человек многое может объяснить. Он не верит в сверхъестественные силы, а знает законы природы, и не только знает, но и использует их в создании средств существования, в удовлетворении духовных потребностей. И тем не менее воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь.

Воображение в собственном своем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала – следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что нам дано в восприятии. Это изменение, преобразование, отклонение от данного может выразиться, во-первых, в том, человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, то есть создаст себе картину того, чего в действительности сам он никогда не видел.

Воображение может предвосхищая будущее, создать образ, картину того, что вообще не было. Так М. В. Водопьянов или И. Д. Папанин могли в своем воображении представить себе полет на Северный полюс и высадку на нем тогда, когда это была только мечта, еще не осуществленная и неизвестно, осуществимая ли.

Воображение может совершить и такой отлет от действительности, который создает фантастическую картину, ярко отклоняющуюся от действительности. Но и в этом случае оно в какой-то мере отражает эту действительность. И воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняя от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты. Таким образом, и в этой, форме, отклоняющейся от действительности вплоть до фантастики, воображение не порывает связь с действительностью.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение, таким образом, не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

Само восприятие действительности часто преобразуется воображением под влиянием, чувств, желаний, симпатий и антипатий. Эти преобразования приводят тогда к искажению, а иногда к более глубокому познанию действительности.

Воображение под влиянием чувств иногда по своему капризу произвольно порождает желанный образ, но оно же может и ярче выявить подлинный образ человека. Когда мы любим человека, мы обычно видим его иначе, в ином, созданном нашим чувством освещении, чем то, в котором он представляется другим. Случается поэтому, что созданный нашим воображением под воздействием чувства образ существенно расходится с действительным обликом человека. Подчиняясь нашему чувству, воображение в таком случае может уготовить нам немало горьких разочарований. История не одной любви протекает в борьбе между тем воображаемым образом человека, который порожден чувством, и реальным образом этого человека. Но бывает и иначе: образ, складывающийся при равнодушном – а может быть, и бездушном отношении к человеку на основании обыденных впечатлений, в мелких житейских отношениях, может закрыть подлинный облик человека мелкими и несущественными штрихами, а большое подлинное чувство может оказаться мощным проявителем не только самых прекрасных, наиболее человеческих черт в человеке, но притом именно тех, которые составляют его подлинную сущность.

Воображение – одна из фундаментальных характеристик человека. В нем наиболее наглядно проявляется отличие человека от животных предков. Философ Э. В. Ильенков писал: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения, принадлежит к числе не только драгоценных, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека от животного. Без нее нельзя сделать ни шагу не только в искусстве… Без силы воображения невозможно было бы даже перейти улицу сквозь поток автомашин. Человечество, лишенное фантазии, никогда не запустило бы в космос ракеты».

Д. Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком… Воображение – это способность вызывать образы. Человек начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

При помощи воображения человек отражает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочетаниях и связях. Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Воображение тесно связано с мышлением, поэтому способно активно преобразовывать жизненные впечатления, полученные знания, данные восприятия и представления. Вообще воображение связано со всеми сторонами психической деятельности человека: с его восприятием, памятью, мышлением, чувствами.

Как же возникают образы воображения, по каким законам осуществляется их построение?

Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность человеческого мозга.

Анализ помогает выделить отдельные части и признаки предметов или явления, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Как бы ни было ново то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит из того, что имеется в действительности, опирается на нее. Поэтому воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что станет реальностью в будущем.

Физиологическая основа воображения – образование новых сочетаний, из временных нервных связей, уже сформировавшихся в коре больших полушарий мозга.

Основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве.

Функции воображения.

Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть «безработным». Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает ни каких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобыпредставлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит врегулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворить многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий – способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция – это планирование и программирование деятельности , составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Физиологические механизмы воображения еще не изучены.
Физиологической основой воображения является образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже образовались прежде, в прошлом опыте. Простая актуализация (реализация) имеющихся временных связей не ведет к созданию нового.
Для возникновения нового необходимо, чтобы временные связи, ранее не вступавшие в сочетание друг с другом, образовали такое сочетание.
Важную роль в образовании новых связей и актуализации старых играет слово, указывающее на то, что должно быть создано. Слово оживляет временные нервные связи, ранее еще не вступившие в сочетание друг с другом, способствует выделению в предметах признаков, которые раньше не соотносились между собой, тем самым содействуя новому сочетанию нервных связей, образовавшихся в результате прошлого опыта.
Наиболее простой, первоначальной формой воображения являются те образы, которые возникают без специального намерения с нашей стороны.
Слушая рассказ человека о каком-либо событии, мы невольно представляем ситуацию, которую он описывает. Глядя на причудливые облака, плывущие в небе, мы иногда представляем себе лицо человека или очертание животного.
В обоих случаях источником возникающего элементарного воображения является то, что воспринимается человеком. Различие состоит в том, что в первом случае новые для данного человека образы возникают под влиянием слов, которые он слышит, во втором случае они вызываются самим воспринимаемым предметом, сливаясь с образом восприятия. Сходным для обоих случаев является непреднамеренность возникновения образов.
Описанные проявления воображения - непроизвольное воображение.
Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека - создать что-то определенное, конкретное.
Существенное значение для характеристики воображения имеют различия в его самостоятельности, оригинальности, в его творческом характере. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.