Игры в педагогическом процессе виды игр. Игра и ее роль в педагогическом процессе. Роль игры в развитии коммуникативных умений старших школьников

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказывается весьма серьёзной и трудной проблемой для научной мысли. С.Л. Рубинштейн.

Игра - это искусственно создаваемое жизненная или проблемная ситуация, которую мы воспроизводим тем самым, перенося реальную жизненную проблему в игровую деятельность.

Игра возникает, как особый вид деятельности, отделенной от трудовой (деятельности) и представляет собой воспроизведение отношений между людьми. Игра возникает в ходе исторического развития общества в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений. Она социальна по своему происхождению и по своей природе.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в закрепленных способах осуществления предметной деятельности. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. У детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности, который формирует знания, умения и навыки.

Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце 19 века немецкий ученый К. Гросс, считавший, что в игре происходит приспособление к будущим условиям борьбы за существование.

Материалистический взгляд на игру сформулировал Г. В. Плеханов, указавший на ее возникновение из труда. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д. В. Эльконин определяет игру как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведения.

Отличительным признаком развертывания игры являются быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

В структуру игры детей входят: роли, взятые на себя играющими, игровые действия, как средство реализации этих ролей, игровые употребления предметов, т.е. замещение реальных предметов игровыми, условными, реальные отношения между играющими.

Сюжетом игры представляет воспроизводимая в ней область действительности, содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми в качестве главного момента деятельности и отношения между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.

В игре происходит формирование производственного опыта и произвольного поведения ребенка, его самореализация и социализация (т.е. вхождение в человеческое общество), приобщение к коммуникативной культуре - культуре общения.

В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная, предметная, в том числе символическая игра.

Предметная игра - детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению.

Символическая игра - вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме.

На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами: появляются предметные игры - подражание (усвоение форм и норм поведения взрослых), и формирование личностных качеств.

Детские игры предметного плана могут быть трех типов:

  • - игра-исследование;
  • - игра-конструирование;
  • - ролевая игра;

Ролевая игра - совместная групповая игра, в которой ее участники распределяют, берут на себя и исполняют различные социальные роли: матери, отца, воспитателя, врача и т.п.

Сюжетная игра - детская игра, в которой ребенок воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок.

Сюжетно-ролевую игру можно рассматривать, как подготовку ребенка к участию в общественной жизни и различных социальных ролях.

В групповой игре впервые проявляются лидерство, начинают развиваться организаторские умения и навыки, развиваются коммуникативные способности.

В особый класс игры можно отнести игры-соревнования, в которых формируются и закрепляются такие важные факторы развития личности, как мотивация, достижение успеха, стремление к развитию своих способностей.

Игра, это вид деятельности в условных ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Игру, как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим, люди использовали с древности. Широкое применение игре находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятий, темы и другого раздела учебного предмета; как элементы, иногда весьма существенные, более обширной техники; в качестве урока, занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы школы.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игра обеспечивает сохранение качеств, данных от природы, но не востребованных в реальной жизни индивида. Человеку от природы дан целый набор физических и интеллектуальных способностей, обеспечивающих его выживание в самых разнообразных условиях. Вряд ли какое-то животное обладает такими адаптационными способностями. Человек может бегать, плавать, лазать, вступать в поединки с другими людьми и животными, строить, рисовать, решать сложнейшие интеллектуальные задачи. Однако в реальной жизни современного человека выполнение множества задач взято на себя государством, органами местной администрации, масса личных действий человека становятся ненужными, поскольку гораздо проще оплатить кому-то соответствующие услуги. Цивилизация сделала труд высокоспециализированным, в результате основная масса физического и интеллектуального потенциала людей не востребуется, а потому деградирует. У тех, кто это осознал, такой процесс вызывает неприятные, а то и мучительные чувства. Средством ослабить калечащее воздействие цивилизации и является игра, выполняющая прежде всего компенсаторную и развивающие функции. Она позволяет искусственным образом сохранять и развивать способности, не востребованные цивилизацией.

Игра компенсирует и дефекты окружающего мира, позволяя человеку хотя бы на время избежать его хаоса. "В несовершенном мире и сумбурной жизни, - как отмечал Й.Хейзинга, - она создает временное, ограниченное совершенство" (1992: 21).

Игра как ведущая деятельность дошкольника (А. Н. Леонтьев), как практика развития (С. Л. Рубинштейн), как социальная по своей природе деятельность, возникшая из условий жизни ребенка в определенной социальной среде (Д. Б. Эльконин), как средство обогащения психического развития ребенка (А. В. Запорожец), как детская традиция (В. С. Мухина), как практика воспитания (Е. В. Субботский, Дж. Брунер), как неотъемлемая часть образа жизни и культуры народа (И. С. Кон), как способ передачи этнокультурного опыта, обеспечивающий инкультурацию ребенка (М. Mud), признается и исследуется мировым психологическим сообществом в качестве важнейшего компонента культурного развития ребенка.

Свое особое место в этом плане занимают традиционные игры, подвергнувшиеся психологическому анализу (С. Л. Новоселова, С. В. Григорьев, К. Монтенегро, М. А. Норбашева), педагогическому изучению (В. М. Григорьев, Н. Н. Палагина, А. Н. Фролова, С. А. Шмаков, Н. А. Асадулаева). Традиционные игры своими корнями уходят в древнейшие слои социокультурной истории и являются общечеловеческим культурным достоянием. Они заключают в своем содержании и транслируют особенности жизни и быта. В этой связи традиционные игры приобретают значимую роль в качестве средства развития коммуникативных способностей ребенка в дошкольном возрасте.

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение для жизни и развития ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития, таких как Выготский Л.С. (1966), Пиаже 1969, Леонтьев А.Н. (1972), Эльконин Д.Б. (1978). В зарубежной психологии игра трактовалась как деятельность преимущественно инстинктивная (биологическая), в отечественной психологии игра трактовалась как деятельность социальная по происхождению Выготский Л.С., (1966); Леонтьев А.Н., (1972), Эльконин Д.Б., (1978). Игра социальна по своему происхождению в социо-генезе и онтогенезе, т.е. возникает из социальных условий жизни ребенка в обществе, социальна по содержанию, по мнению Д.Б. Эльконина, мотивам и функциям. Игра - это такое воссоздание человеческой деятельности, при котором из нее выделяется ее социальная, собственно человеческая суть - ее задачи и нормы отношений между людьми».

Мотивы детской игры являются основным предметом рассмотрения в контексте исследования психологических механизмов детской игры. Мотивы ребенка с одной стороны определены стремлением ребенка подражать взрослому, а с другой стороны - стремлением ребенка сохранить свою внутреннюю логику поступков. По мнению Л. С. Выготского (1966) «игра представляет собой иллюзорную реализацию нереализуемых тенденций» и «возникает из столкновения двух тенденций: формирования обобщенных аффектов, связанных с желанием реализовать мотивы, которые пока еще не могут найти своего выражения в силу особенностей психического развития ребенка и сохранения прежней тенденции к немедленной реализации желаний. Д.Б. Эльконин подчеркивает значение социальных мотивов ребенка, реализующих желание ребенка жить совместной жизнью со взрослыми и указывает на то, что ролевая игра возникает в социо-генезе на определенном этапе исторического развития общества. Когда мотивы ребенка войти во взрослую жизнь уже не могут быть непосредственно удовлетворены». Таким образом, исследователи приходят к выводу, что игра является способом участия ребенка в жизни взрослых, благодаря чему у ребенка развиваются новые социальные потребности и мотивы, и формируются новые категории отношения ребенка к действительности.

Работы Д.Б. Эльконина (1978) и А.Н. Леонтьева (1972) содержат подробный анализ происхождения и развития сюжетно-ролевой игры, ее структуры, выделены основные компоненты и закономерности на протяжении дошкольного детства, показывают значение игры для формирования основных психологических новообразования дошкольного возраста.

Д.Б. Эльконин выделяет следующие структурные компоненты игры, роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения между играющими детьми.

Одна из наиболее важных и оригинальных для психологии идей Л.С. Выготского заключается в том, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослым.

Значимость взрослого для психического развития ребенка признавалась (и признается) большинством западных и отечественных психологов. Отношение взрослого к ребенку (его чувствительность, отзывчивость, сопереживание и т.д.) лишь облегчают понимание социальных норм, подкрепляют соответствующее поведение и помогают ребенку подчиниться социальным влияниям. «Психическое развитие при этом рассматривается как процесс постепенной социализации - адаптации ребенка к внешним для него социальным условиям. Механизм такой адаптации может быть различным. Это либо преодоление врожденных инстинктивных влечений (как в психоанализе), либо подкрепление социально приемлемого поведения (как в теориях социального научения), либо созревание когнитивных структур, подчиняющих себе асоциальные, эгоцентрические тенденции ребенка (как в школе Ж. Пиаже). Но во всех случаях в результате социализации и адаптации собственная природа ребенка трансформируется, перестраивается и подчиняется обществу».

Согласно позиции Л.С. Выготского, социальный мир и окружающие взрослые не противостоят ребенку и не перестраивают его природу, но являются органически необходимым условием его человеческого развития. Ребенок не может жить и развиваться вне общества, он изначально включен в общественные отношения, и чем младше ребенок, тем более социальным существом он является

Очевидно, что такое понимание процесса психического развития выдвигает на первый план роль общения со взрослым. Только близкий взрослый может быть для ребенка носителем культуры и только он может передать ее ребенку. Несмотря на всеобщее признание роли общения со взрослым в психическом развитии ребенка, сам процесс общения не исследовался в рамках культурно-исторического подхода.

Несмотря на различные точки зрения на место и значение игры в развитии ребенка между зарубежными психологами и российскими, главное на мой взгляд здесь то, что сегодня роль игры занимает по праву значительное место в жизни развивающейся личности. Если в периоды взрослой жизни люди считают возможным и полезным использовать механизм игры в своей деятельности, то тем более, игра важна в период развития ребенка, и особое значение игра приобретает в период дошкольного детства.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехниче­ские и другие.

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.

Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; иг­ры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в каче­стве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (ма­тематические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (ди­дактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хоровод­ные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражне­ния), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами пе­редвижения.

И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения со­держания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие иг­ры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игро­вые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, те­сты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противобор­ства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет социальной антропологии
Различие взглядов наблюдается в понимании объекта и пред­мета социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность), другие - культуру, третьи - общество, четвертые -

Эволюционная теория Ч.Дарвина
В 1871 г. вышла в свет книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор». Так появилась научная теория, утверждавшая, что человек произошел от обезьяны путем очень длительной эволюции, борьбы

Трудовая теория Ф.Энгельса
Логическим продолжением учения Дарвина являлась трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, изложенная в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Трудовая теория антропогенеза

Современные модификации эволюционной теории
Саванная 10 млн. лет назад (леса исчезают, возникают саванны, появилось на Ю-В Африке: прямохождение, переход к мясу). В этих лесных массивах из передвигавшегося на четвереньках неб

Этапы эволюции древнего человека
Австралопитек (5млн лет назад). Р. Дарт в 1928г. На территории ЮАР. Ископаемые обнаружены в Африке. Очень маленькие и худые существа: рост около 120 см, вес от 22 до 55 кг. Маленький объем

Его основные тенденции
Таким образом, в онтогенезе Человека Примитивного четко просматривается тенденция к усложнению его деятельности, созданию условий существования, обеспечивающих удовлетворение рефлексов самосохранен

Неолитическая революция: изменение отношение человека к природе
Действительным человеческим началом следует считать такой уровень развития животного, когда производство орудий труда и инстинктивные формы трудовой деятельности и вспомогательного средства животно

Неолитическая революция: изменения в образе жизни и отношениях между людьми
Переход к земледелию означает окончательную смену бродячего образа жизни оседлым укладом. Раньше всего это случилось там, где позволял климат, - на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Здесь урожай

Антропологическая философия Фейербаха
В начале 1840х гг. вышли работы Л.Фейербаха, в которых он критикует философию Гегеля и христианство. Человек человеку – бог. Строит «новую философию», которая соединяет в себе достоинства

Идея об индивидуальности человека,и её обоснование
Практически до второй половины XIX века идеи об индивидуальной неповторимости человека представляли собой умозрительные рассуждения, основанные на житейских наблюдениях или медицинской практике. По

Философская антропология М.Шелера
В 1928 г. выходит работа Макса Шелера «Положение человека в космосе». В этой работе статус человеческого бытия выявляется в космической перспективе через соотношение человека с другими формами орга

Мир труда. Историческое развитие трудовой деятельности
Как уже отмечалось, предыстория современного человека насчитывает около 6 млн. лет. Можно утверждать, что в течение этих миллионов лет человек «выходил» из животного мира. Анализ специфики доступны

Концепция Бубера о природе человека
Мартин Бубер разворачивает свою философию, исходя из возможности диалога между субъектами. Преодоление «непосредственных данных» единственного одинокого сознания осуществляется, согласно философии

Учение о человеке в концепции К. Ясперса
Характеристику и критический анализ экзистенциалистской антропологической философии мы по праву начинаем с учения К. Ясперса. В нем экзистенциальная аналитика человеческого бытия и бытия вообще пол

Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
«Свобода. Тема свободы является главной в творчестве философа. За приверженность Бердяева к исповеданию свободы его называли «апостолом свободы» (или даже «пленником свободы»). Бердяев не уд

Свобода
Свобода бывает негативной (от чего-то) и позитивной (для чего-то). Основной подход к свободе мысли или свободе действий: если человек взаимодействует закономерностями природы – он свободен.

Потребности и способности человека
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его акти

Социальное пространство индивидуального бытия человека и его виды
Социальное пространство в отличие от физического фиксирует не место нахождения человека, а его общественное положение – совокупность определенных связей, в кото­рых находится индивид по отношению к

Социальное время индивидуального бытия человека и его виды
Социальное пространство – это всеобщая форма существования различных социальных субъектов, начиная от человека и кончая обществом. Оно выражает порядок сосуществования, структурность и протя

Мир игры. Игровая деятельность в жизни человека. Человек играющий
Каждый ребенок знает, что если он играет, то он играет. Взрослый тоже полагает, что игра - это что-то несерьезное, что, играя, он получает временное счастье, отдых от нудной повседневности, выход з

Игра, и игроввая деятельность в жизни человека
Игровая деятельность.Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра - это вид дея

Мир любви
М. Шелер в книге «Формализм этики» утверждает, что творение ценностной Вселенной обязано такому фундаментальному способу человеческого бытия, как порядок любви. Всякий порядок, установившийся опытн

Любовь,как социокультурное явление
Значимость любви как социального и психологического явления для общественной жизни Социологические исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, показывают, что ст

Девиации и девиантное поведение человека
Р. Мертон определяет девиантное поведение как результат нормальной реакции нормальных людей на ненормальные условия. Это верное определение, ибо в число людей с девиантным (отклоняющимся) поведение

Дивиации в жизни человека:причины и виды отклолении в развитии человека
Девиация – это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение

Причины возникновения девиантного поведения
В изучении причин отклоняющегося поведения существует три вида теорий: теории физических типов, психоаналитические теории и социологические, или культурные, теории. Остановимся на каждой из них.

В современной педагогической литературе изложен достаточно широкий спектр подходов к классификации игр. Остановимся лишь на некоторых. А.В. Запорожец и А.П. Усова разработали следующую классификацию:

1) «Игры творческие и их разновидности: игры - драматизации и строительные игры;

2) подвижные игры;

3) дидактические игры».

Несколько другой подход к классификации игры у Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. Они предлагают следующий вариант:

«... Игры с правилами можно разделить на три подгруппы:

Подвижные игры (салочки, прятки, классики и т.п.);

Сюжетные игры могут быть разделены на несколько подгрупп: ролевые (когда ребенок превращается (в доктора, маму, бабушку);

Режиссерские игры (разыгрывает сражения, управляя игрушечными солдатиками, управляет жизнью кукольной семьи) ;игра - драматизация (можно провести аналогию со спектаклем...)

На наш взгляд интересный подход к классификации игр найден П.И. Пидкасистым и Ж.С. Хайдаровым. Они предложили деление игр на два основных типа: естественные и искусственные игры.

Так, естественные игры разделены на три рода:

● игры теплокровных животных и их детенышей;

● игры первобытных людей и их детей;

● игры современных детей на разных стадиях развития.

Искусственные игры разделены на два больших рода: детских игр и результативных игр, например, «дочки-матери» или «классики».


Род результативных игр имеет два основных класса:

Энергетические, которые характеризуются «выбросом мускульной силы»; например, хоккей и лапта;

Интеллектуальные объединены в три вида - абстрактные, символические и имитационные, которые характеризуются большим «выбросом умственной энергии».

Особый подход в классификации педагогической игры сделан Г.К. Селевко. Автор классифицирует педагогические игры по следующим параметрам игровых технологий:

● по области деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

● по характеру педагогического процесса: обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические;

● по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизации;

● по предметной области: математические, химические, биологические, физические, экологические, музыкальные, театральные. Литературные, трудовые, технические, производственные, физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные, обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие;

● по игровой среде: без предметов, с предметами, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, телевизионные, технические средства обучения (ТСО), технические со средствами передвижения.

Педагоги учреждений дополнительного образования как практики классифицируют игры по следующим видам:

Малоподвижные игры. Участников игры может быть любое количество, дети играют сидя или стоя на месте. Проводятся тогда, когда нужно выбрать будущих участников для игры в зале, на сцене, или эстафетной игры. Может быть использована, когда возникла пауза в ходе праздника, концерта или в кругу друзей;

Эстафетные игры - это состязание двух или больше команд в беге, быстроте реакции, в смекалке, эрудиции, творческих возможностях. Задания могут быть связаны с переноской предметов, бегом с неустойчивыми предметами, аттракционами с завязанными глазами, творческими заданиями (пантомимы, ребусы, вопросы викторины, песенные конкурсы). В эстафетной игре могут быть задания для всей команды или отдельно для девочек и мальчиков, для болелыциков;

Аттракционы подразделяются на зрелищные и организуемые на площадке. Зрелищные аттракционы - это игры-состязания между двумя или несколькими участниками в ловкости, силе, меткости, быстроте реакции, умении ориентироваться в темноте. Все остальные дети являются болелыциками, зрителями;

Аттракционы имеют небольшой запас зрелищности, потому что скоротечны. В их организации важно использовать яркие реквизиты: мячи, кегли, кубы, маски и т.д. Аттракционы для площадки - это игры на предельное метание, ловкость, выдержку и терпение. Каждый участник играет для своего удовольствия и нуждается в зрителях. Когда проводятся большие массовые праздники, где учавствует много детей, желательно площадку разделить на сектора для разнообразных аттракционов: силовые, народные игры, игры, демонстрирующие ловкость, прицельное метание и др. При большом количестве играющих можно вывести жетонную систему, где за определенное (5-7) количество жетонов ребенок может получить приз в специально отведенном месте;

Игры со сцены - это, во-первых, игры для всего зрительного зала: когда организатор задает вопрос, а ответ звучит хором; когда дети исполняютхоровую песню или проводится песенный аукцион; когда проводится малоподвижная игра, где участники,сидя на месте, совершают действия (хлопают, топают и т.д.).

Во-вторых, игра со сцены может быть с отдельным участником из зала, приглашенным на сцену, с которым проводится зрелищный аттракцион.

В-третьих, игра для двух или болыпе команд, с которыми проводится эстафетная игра. Важно учесть при организации хорошую видимость из зала того, что происходит на сцене, и все задания должны нести запас зрелищности.

Популярны среди подростков и молодежи также конкурсные программы: КВН, «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?».

Массовые подвижные игры, связанные с передвижением, перестроением всех игроков под музыку, где дети танцуют и поют. В них принимает участие большое количество детей. Проводить игры можно в фойе или на улице. Чаще всего эти игры организуются на новогоднем празднике, масленице, празднике Нептуна и др., ими можно начинать или заканчивать большие уличные мероприятия. Таким образом, рассматривая разные подходы в классификации игр, необходимо уяснить, что игра - это не только детская деятельность или «деловая» игра. Она носит возвратно-перманентный характер и явно выражена в поведении большинства взрослых людей. Жизнь - это игра, а где игра - там другая жизнь.



Галимова Виктория Сергеевна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №6»

Старший воспитатель

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В последнее время уже не просто говорят об использовании игровых методов и приемов обучения, а о выстраивании образовательного процесса на основе игры, т.е. использовании игровых педагогических технологий.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр .

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком – четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Место и роль применения педагогических игр в образовательном процессе дошкольников, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классифика­ции педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации (театра­лизованные).

Так, например, существует несколько групппедагогических игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые , в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и творческим потенциалом.

Игры путешествия игровые сюжетные занятия , состоящие из дидактических игр. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д. Дети отправляются в путешествие, на прогулку, в сказку, в гости и др.

Данные занятия могут отражать реальные факты или события. Происходящие действия понятны и интересны ребёнку. Выполнение предлагаемых заданий радует и удивляет детей, придаёт познавательному содержанию необычный, игровой характер. В ходе таких занятий дети принимают активное участие в развитии сюжета, обогащении игровых действий, стремятся овладеть правилами и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.

В сюжетном занятии используются различные способы раскрытия познавательного материала в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение при необходимости способов их решения, радость от её решения.

Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? » и т.д.

игры с готовыми правилами (обычно и называемые дидактическими) . Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать.

Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.

Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские . Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр – интеллектуальные игры: игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу . Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают путисамосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Особенности реализации игровой

технологии в ДОУ

Характерные особенности педагогическойигры

В современной общеобразовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вер­бицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностя­ми альтернативных решений, предполагаемых результатов, крите­риями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Отрадно, что в общественной практике последних лет и науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория. Возможно, поэтому игры начинают входить в дидактику более активно.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

В современном ДОУ, делающим ставку на активизацию и интенсификациюобразовательного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

– в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, или содержания изучаемого материала;

– как элемент более общей технологии – способ обучения;

– в качествезанятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

– как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Концептуальные основы использования игры в обучении

детей дошкольного возраста

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников – в ней возникают и формируются соответствующие психи­ческие новообразования, характерные для детей дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин).

Игра – форма психогенного поведения (Д.Н. Узнадзе). Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фунда­ментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самооп­ределении, саморегуляции, самореализации (А.Н.Леонтьев).

Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усво­ения социальных установок (Л.С. Выготский).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

Игровая форма совместной образовательной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая технология охватывает определённую часть образовательного процесса, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, безусловно, развивает познавательную активность дошкольников.

Использование игры в образовательном процессе, дает ребёнку:

– возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли;

– быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества);

– прожить некоторое времяв «реальных жизненных условиях».

Место и роль применения игр в образовательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классифика­ции педагогических игр.

1. В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физичес­кие (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2) По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, занимательные, воспитательные, развивающие;

в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

3) Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики . Ука­жем лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетно-ролевые, интеллектуальные игры, игры с готовыми правилами.

I группа предметные игры , как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.

II группа игры творческие, сюжетно-ролевые , в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Научное предвидение, угадывание будущего можно объяснить «способностью игрового воображения представить в качестве систем целостности, которые, с точки зрения науки или здравого смысла системами не являются».

Игры путешествия. Они носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются дошкольниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: геолога, зоолога, топографа и т.д. Отличительная черта этих игр активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности. Дети с помощью взрослых много и упорно трудятся, изучая по теме книги, карты, справочники и т.д.

Творческие, сюжетно-ролевые игры познавательного характера не просто копируют окружающую жизнь, они являются проявлением свободной деятельности дошкольников, их свободной фантазией.

III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей это игры с готовыми правилами ( обычно и называемые дидактическими ). С дошкольниками могут быть использованы: игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, аустанавливается в зависимости от её хода.

Как правило, они требуют от дошкольника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Чтобы обеспечить «приобретение такого опыта», важно научить детей самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д. Дидактические игры вызывают у дошкольника живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр забота каждого педагога.

IV группа игр строительные, трудовые, технические, конструкторские . Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх дети осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.

V группа игр, интеллектуальных игр : игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?» и т.д. Данные важная составная часть учебной, но, прежде всего, внеучебной работы познавательного характера.

Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

4). По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.

5). По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т.д.

И, наконец, специфику игровой технологии в значительной степени определя­ет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различны­ми средствами передвижения.

Игровые методы и приемы

В свое время Е.А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и за­интересованности, активности детей. В современных ис­ следованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образова­ нию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвое­ние знаний, умений. В ситуации игры процессы восприя­ тия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

Игровые методы и приемы характеризуются рядом признаков. Прежде всего, они переносят учебное действие в условный план, который задается соответствующей си­стемой правил или сценарием. Еще одна особенность зак­лючается в том, что от ребенка требуется полное вхожде­ние в игровую ситуацию. Следовательно, и педагог дол­жен играть с детьми и отказаться от прямого обучающего воздействия, замечаний, порицаний.

Игровые методы и приемы достаточно разнообразны. Наиболее распространенным является дидактическая игра. Ей присущи две функции в процессе обучения (А.П. Усова, В.Н. Аванесова).

Первая функция – совершенство­ вание и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводит знания в том виде, в каком они были ус­ воены, а трансформирует, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации. Например, дети различают и называют цвета, а в дидак­ тической игре «Светофор» эти знания перестраиваются в соответствии с усвоением правил уличного движения.

Сущность второй функции дидактической игры заключа­ ется в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания. Так, например, в игре «Север, юг, восток, запад» (автор И.С. Фрейдкин) дошкольники учат­ ся ориентироваться по компасу, использовать модели (схемы маршрута).

В качестве игрового метода используется воображае­ мая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием. Например, для совершенствования знаний о растениях, развития связной речи проводится игра «Магазин цве­ тов», для уточнения знаний о родном городе – игра-пу­ тешествие, для обогащения представлений о декоратив­ но-прикладном искусстве – игры «Выставка», «Магазин сувениров», «Путешествие в прошлое». Иногда целесо­ образно использовать в обучении такой компонент игры, как роль . Бабушка Загадушка загадывает загадки, Че­ловек Рассеянный, как всегда, все путает, а дети его ис­ правляют. Роль может «исполнять» и игрушка. Напри­ мер, Петрушка просит детей научить его вежливым сло­ вам, правилам поведения.

Важное значение для повышения активности детей на занятиях имеют такие игровые приемы, как вне­запное появление объектов, игрушек , выполнение воспитателем различных игровых действий. Эти приемы своей неожидан­ностью, необычностью вызывают острое чувство удив­ления, которое является прологом всякого познания (вдруг воспитатель «превратился» в Лисичку со скалоч­кой и от ее лица рассказывает о своих «приключениях», вдруг раздался стук в дверь и вошел Винни-Пух). На большом эмоциональном подъеме проходят заня­ тия, включающие инсценировки коротких рассказов, сти­ хотворений, бытовые сценки, элементы драматизации.

К игровым приемам относятся загадыва­ние и отгадывание загадок , введение элементов соревнования (в старших группах), создание игровой ситуации («Покажем мишке наши игрушки»; «Научим Петрушку мыть руки»; «По­ можем зайчику разложить картинки»). Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания дея­тельности участников игры, позволяющей увидеть основные ас­пекты игровой деятельности детей.

Реализация игровых приемов и ситуаций при игровой форме занятий проис­ходит по таким основным направлениям:

– дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры;

– учебный материал используется в качестве ее средства,

– в учебную деятель­ность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

– успешное выполнение дидактического задания связывается с игро­вым результатом.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обшир­ную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Основные идеи:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно

– игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

– группы игр на обобщение предметов по определен­ным признакам;

– группы игр, в процессе которых у детей разви­вается умение отличать реальные явления от нереальных;

– группы игр, воспиты­вающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать процесс учения, осваивать ряд учебных элементов.

Значение игровой технологии :

– активизирует воспитанников;

– повышает познавательный интерес;

– вызывает эмоциональный подъём;

– помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе.

– способствует формированию психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения произвольного запоминания и т.д.

– способствует развитию творчества;

– максимально концентрирует время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

– позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Достоинство игровых технологий обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышен ный интерес, положительные эмоции, по могают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не на вязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Доказано, что игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

1) стимулирование мотивации и интереса:

В области предмета изучения;

В общеобразовательном плане;

В продолжении изучения темы;

2) поддержание и усиление значения полученной ранее инфор­мации в другой форме, например:

Фактов, образа или системного понимания;

Расширенного осознания различных возможностей и проблем;

Последствий в осуществлении конкретных планов или воз­можностей;

3) развитие навыков:

Критического мышления и анализа;

Принятия решений;

Взаимодействия, коммуникации;

Конкретных умений (обобщение информации, подготовка ре­фератов и др.);

Готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);

4) изменение установок:

Социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество);

Восприятия (эмпатия) интересов других участников, социаль­ных ролей;

5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:

Оценка педагогом тех же умений участника;

Осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.

Задачи игровых технологий :

· дидактические (расширение кругозора, познавательной деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

· развивающие (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

· воспитывающие (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

· социализирующие (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровая педагогическая технология представляет собой последовательную деятельность педагога по:

– отбору, разработке, подготовке игр;

– включению детей в игровую деятельность;

– осуществлению самой игры;

– подведению итогов, результатов игровой деятельности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существен­ным признаком – четко поставленной целью обучения и соответ­ствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-по­знавательной направленностью.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели творческо-поисковой деятельности. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией , которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Технология, основанная на игровых методах и формах обучения, нацелена на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.

Игровая технология обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации :

1. Мотивы общения.

– Дети , совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности детей. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы . В игре каждый ребенок может проявить себя, свои знания, мнения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует ребенка к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

– В игре команды или отдельные дети изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Дети примеряют социальные маски, погружаются в проигрываемую ситуацию, «проживая» ее как реальную и ощущают себя частью общества.

Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

Состязательность неотъемлемая часть игры притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на занятиях и усиливает желание учиться.

В игре всегда есть некое таинство неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ребенка, толкает не поиск ответа.

В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.

Учебная игра дает положительный результат лишь при условии ее серьезной подготовки, когда активны и дети, и сам педагог. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где четко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приемы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградова, Н. А.Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: прак­тическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Позднякова. – М.: Айрис-пресс, 2008. - 128 с.

2. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет.сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1983.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка// Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

4. Калинченко А.В., Микляева Ю.В., Сидоренко В.Н. Развитие игровой деятельности дошкольников. – М.: Айрис – пресс, 2004.

5. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие / Е. И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.

6. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб, заведений. – М.: Ака­демия, 2004. – 432 с.

7. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.

8. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. – 96 с.

9. Пенькова, Л.A. Развитие игровой активности дошкольников. Методичес­кое пособие / Л.A. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева, С.В. Пыркова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – Магнитогорск, 1997.

10. Российская педагогическая энциклопедия, – в 2 томах – т. 1 (А-Л) / под ред.В. В. Давыдова – М.: Большая российская энциклопедия. – 1993. – http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/index.php

отмечается 8 основных значений этого слова. Это и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта (спортивные игры, военная игра). Это и свойственное некоторым винам и шипучим напиткам движение пузырьков газа («играет вино»), и быстрая смена пятен света, красок и т. п., блеск, переливы и выразительная изменчивость. Это исполнение музыкальных произведений (игра на скрипке) и исполнение сценической роли (актерская игра). Это преднамеренный ряд действий, преследующих определенную цель, интриги, тайные замыслы. Мы говорим об игре воображения, игре природы, игре слов, игре случая, игре судьбы...

Игра - одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. В игре ребёнок получает опыт произвольного поведения, учится управлять собой, соблюдая правила.

Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство.

В отечественной педагогике и психологии серьезно разрабатывали теорию игры К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Г.В.Плеханов, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский, Н.К.Крупская, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.С.Макаренко, М.М.Бахтин, Ф.И.Фрадкина, Л.С.Славина, Е.А.Флерина, Д.В.Менджерицкая, В.А.Сухомлинский, Ю.П.Азаров, В.С.Мухина, О.С.Газман и др.

Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.