Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. За что отвечает соцзащита населения

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты населения

1.1 Понятие, принципы и сущность системы социальной защиты

1.2 Организационно-правовые формы, направления и функции социальной защиты населения

Глава 2. Государственная политика в сфере социальной защиты населения РФ

2.1 Государственная политика организации социальной защиты населения РФ

2.2 Государственные органы социальной защиты населения и источники ее финансирования

Глава 3. Социальная защита населения в ЧР

3.1 Системы социальной защиты и социального обслуживания граждан в ЧР

3.2 Стандарты качества оказания услуг в сфере социальной защиты предоставляемых населению ЧР

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы работы следует из того, что политические и социально-экономические процессы 90-х годов сопровождались не только ростом масштабов негативных социальных явлений, но и с появлением явлений - массовой бедности, явной безработицы. Все это означает резкий рост численности населения, нуждающегося в социальной поддержке. Вследствие этих процессов резко возросло значение деятельности государства в области социальной защиты населения. В ответ на этот «вызов» стало интенсивно совершенствоваться социальное законодательство.

Одной из главных задач государства является деятельность по социальной защите населения. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам, повышается напряженность на рынке труда, растет задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в том числе социальные девиации. Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, что может быть достигнуто только путем проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.

В России приняты законы и другие нормативные акты, как на федеральном, так и на региональном уровне, предусматривающие увеличение числа категорий населения признаваемых социально-уязвимыми, расширение перечня предоставляемых им социальных выплат, льгот, компенсаций, услуг.

Возникла и стала расширяться система органов, учреждений и предприятий, расходы на эти цели из бюджетов всех уровней, внебюджетных социальных фондов, призванных обеспечить предоставление населению социальных выплат в денежной форме, а также оказание различного рода социальных услуг в натуре.

Социальная защита и достойная занятость представляют собой необходимые компоненты рыночной экономики для обеспечения гарантий доходов для всех. Социальная защита также оказывает важное позитивное влияние на общество в целом за счет содействия социальному согласию и обеспечения общего чувства защищенности среди членов общества.

Социальная защита населения является одним из важнейших компонентов социальной политики государства и социально-трудовых отношений. Ее предметное поле охватывает базовые условия жизнедеятельности людей: материальное обеспечение населения и организацию социальной и медицинской помощи нетрудоспособным членам общества.

Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания.

В сложившихся экономических и социально-политических условиях роль, значение системы социальной защиты населения существенно возросло. Нередко органы и учреждения социального обслуживания оказываются единственными структурами, обращение к которым оставляет человеку надежду на получение поддержки и помощи в разрешении его жизненных проблем.

В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация (РФ) провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования: микроуровне, макроуровне, интеграционном уровне, мировом уровне.

В настоящее время в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения: 1) социальная защита детей, детства и отрочества; 2) социальная защита трудоспособного населения; 3) социальная защита нетрудоспособных граждан; 4) социальная защита семьи.

Государственные органы, осуществляющие социальную защиту населения: Министерство труда и социального развития РФ; органы исполнительной власти субъектов РФ; районные (городские) органы социальной защиты населения.

В Чеченской республике действует разветвленная структура учреждений социального обслуживания, адаптированная к условиям рыночных отношений, состоящая из стационарных и нестационарных учреждений социальной защиты, учреждений, оказывающих реабилитационные услуги.

Ориентиром развития системы социального обслуживания Чеченской Республики является повышение качества жизни населения. Этот показатель представляет собой интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека и в целом определяет эффективность действий в данном направлении.

Степень научной разработанности. Стремясь принять участие в совершенствовании системы защиты прав граждан в условиях радикальных изменений социальной сферы, специалисты в области философии, социологии, педагогики, психологии и других наук, сосредоточились на актуальных проблемах социальной защиты. Такие исследователи как В.Г.Бочарова, С.И.Григорьев, Л.Г.Гуслякова, Н.С.Данакин, В.И.Жуков, И.Г.Зайнышев, И.А.Зимняя, В.А.Никитин, П.Д.Павленок, А.М.Панов, А.С.Сорвина, М.В.Фирсов, Е.И.Холостова, Е.Р.Ярская-Смирнова и др. пытались осмыслить сущность социальной защиты.

Объект исследования данной работы - система социальной защиты населения.

Предмет исследования - роль государства, его социальная политика в системе социальной защиты населения.

Цель дипломной работы - изучение социальной защиты населения и анализ социальной политики государства в ее сфере.

В процессе достижения цели решаются следующие задачи :

· выявить понятие, принципы и сущность системы социальной защиты;

· рассмотреть организационно-правовые формы, направления и функции социальной защиты населения;

· изучить государственная политика организации социальной защиты населения РФ;

· рассмотреть государственные органы социальной защиты населения и источники ее финансирования;

· исследовать система социальной защиты и социального обслуживания граждан ЧР;

· определить стандарты качества оказания услуг в сфере социальной защиты предоставляемых населению ЧР.

Структура и объем квалификационного исследования. Работа состоит из введения, трех глав, в которые входят по два параграфа, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 74 страницы.

Глава 1 . Теоретические основы системы социальной защиты населения

1.1 Понятие, принципы и сущность системы социальной защиты

В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация (РФ) провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конституция РФ

Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования:

· микроуровне проводится социальная политика отдельных хозяйствующих субъектов экономики (фирм, предприятий, организаций);

· макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика;

· интеграционном уровне предполагается реализация скоординированной социальной политики двух и более стран;

· мировом уровне - социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем. Проведение социальной политики требует выделения соответствующих экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры.

Социальная защита населения любого государства представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

В мире сложились в основном две модели социальной защиты:

· социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления;

· неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

· государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

· частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Что касается социальной защиты населения Российской Федерации, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российского государства, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов вузов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2005. Социальная защита населения представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой - совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юрист, 2000.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения составляют следующие законы РФ - «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального, регионального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основные принципы социальной защиты населения сформулированы в конвенциях Международной организации труда (МОТ), которые нацеливают каждое государство на предоставление социальных гарантий всему населению при различных обстоятельствах, угрожающих здоровью или материальному благополучию. При этом в конвенциях МОТ приводятся основные виды социальной защиты, регламентируются их минимальный уровень и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

· поощрительности - властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;

· заявительности - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

· патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения, а также гуманности, социальной справедливости, адресности, комплексности, обеспечения прав и свобод личности.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Центральным субъектом социальной защиты - является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные - полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно-трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты.

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, словом, - тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Исходя из этой специфики выделяют следующие признаки социальной защиты населения:

· объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;

· любые способы предоставления средств к существованию;

· закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.

Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях: экономической, политической, демографической и социально-реабилитационной.

Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения.

Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны.

Социально-реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.

Социальная защита населения - это система, включающая несколько подсистем. Надо отметить, что составные части социальной защиты населения не всегда удается четко разграничить. Кроме того, существуют различия в их понимании в тех или иных странах.

«Социальное обеспечение - это система обеспечения и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети». Юрьева Т.В. Социальная экономика. - Изд-во «Дрофа», 2003 г.

Система социального обеспечения, как правило, включает:

· пенсии;

· пособия работающим (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.);

· пособия семьям, в которых есть дети;

· пособия по безработице и др.

«Пенсия - это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством. Различают трудовые и социальные пенсии.

Трудовые пенсии включают пенсии по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет». Юрьева Т.В. Социальная экономика. - Изд-во «Дрофа», 2003 г.

Право на пенсию по возрасту в России имеют мужчины, достигшие 60 лет и имеющие стаж работы не менее 25 лет, и женщины, достигшие 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Некоторым категориям граждан пенсия назначается на льготных условиях. Это касается граждан, работающих на тяжелых, вредных для здоровья производствах, а также многодетных матерей, родителей инвалидов с детства.

Пенсия по инвалидности устанавливается в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от характера трудовых отношений, причин наступления инвалидности и др. При получении инвалидности вследствие трудового увечья, профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа. Если инвалидность является следствием общего заболевания, то при расчете пенсии учитывается определенный общий трудовой стаж.

Пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые ранее находились на его иждивении (дети, братья, сестры и др.).

Пенсия за выслугу лет устанавливается тем категориям граждан, которые заняты на работах, ведущих к утрате трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту (работникам авиации, шахтерам, геологам, морякам и др.).

Социальная пенсия назначается неработающим гражданам при отсутствии права на трудовую пенсию.

Социальное обеспечение включает также выплату пособий работающим гражданам. К ним относятся: пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Особое внимание в социальной рыночной экономике уделяется семьям, в которых есть дети. Государство выплачивает им пособия, которые помогают обеспечить подрастающему поколению нормальные условия жизни.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов - важная составляющая часть социального обеспечения.

Социальное обслуживание престарелых и инвалидов в рыночной экономике возлагается как на государственные центры социального обслуживания, так и на негосударственный сектор. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.

Выплата пособий по безработице - другое направление деятельности социального обеспечения. Размер пособия по безработице в разных странах исчисляется по-разному. В России размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы, если работник в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имел оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель.

Если безработный имеет иждивенцев, то ему выплачивается дополнительно 10 % от разового пособия на каждого иждивенца.

В Российской Федерации продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать 12 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. Если безработный в течение этого периода не получил подходящей оплачиваемой работы, он имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере минимальной оплаты труда.

Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки. Могут устанавливаться и более продолжительные сроки выплаты пособия по безработице региональными и местными органами государственной власти при условии их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях трудоустройства безработного на временную работу или работу с неполным рабочим днем без уведомления центра занятости, нарушения безработным правил регистрации.

Социальные гарантии - это реализации государством конституционных прав граждан на улучшение важнейших социальных благ и услуг. Социальные гарантии, предоставляемые государством населению в РФ, включают:

· право граждан на выбор места работы, на профессиональную деятельность;

· минимальный размер оплаты труда;

· минимальный размер пенсии;

· единовременное пособие при рождении каждого ребенка;

· ежемесячное пособие на детей одиноких матерей, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, и др.;

· ритуальное пособие;

· минимальный размер пособия по безработице;

· минимальный размер стипендии;

· право на жилище;

· право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

· право на образование.

Социальная помощь - это забота о гражданах, нуждающихся в поддержке, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточным уровнем личного дохода на основе проверки нуждаемости. В России социальная помощь оказывается пенсионерам, инвалидам, беженцам и вынужденным переселенцам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастроф на АЭС и других аварий, и др. Социальная помощь представляется в виде денежных и (или) натуральных выплат (бесплатные обеды, жилье, одежда, услуги).

Социальное страхование - это система материального обеспечения в случае временной потери трудоспособности, старости, инвалидности, потери кормильца, а также оздоровительных мероприятий (санатории, дома отдыха, лечебное питание, пионерские лагеря и т.д.). Социальное страхование рассматривает социальные виды риска: утрата трудоспособности из-за болезней, старости, несчастного случая, потери работы и др. Этот риск носит массовый, общественный, т.е. социальный характер, поскольку во многом определяется социальными условиями и не зависит (мало зависит) от каждого отдельного человека.

В отличие от иных видов социальной защиты населения, социальный риск учитывается заранее. Возможные финансовые затраты, связанные с этим риском, также заранее распределяются между всеми участниками организации. Страхование по каждому из видов социального риска может быть добровольным или обязательным.

С точки зрения круга воздействия и сферы распространения, социальное страхование делится на государственное, региональное, муниципальное (местное), профессиональное (по профессионально-отраслевому признаку), международное. Государственное (всеобщее) страхование охватывает значительные массы населения на территории страны. Муниципальное страхование распространяется только на определенную часть страны. Профессиональное страхование организуется для отдельных категорий работников (летчиков, шахтеров). Международное страхование действительно для населения нескольких стран.

Социальное страхование включает не только денежные выплаты, компенсации, но также определенные услуги по лечению, реабилитации и профилактике. По мере социализации экономики услуги по лечению, реабилитации и профилактике постоянно растут и определяют эффективность социального страхования в целом.

Финансирование социального страхования осуществляется за счет работодателей, работников с возможным участием государства. Выплаты производятся из специальных фондов, формируемых на основе взносов (пенсионные фонды, фонды медицинского страхования, и др.).

В современной России система социального страхования в целом утратила основные признаки страховых отношений и фактически превратилась в часть налоговой системы государства. Страховые взносы в большинстве случаев взимаются без учета оценки социальных рисков.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что большинство видов социальной защиты предоставляется бесплатно за счет централизованных внебюджетных органов социального назначения или части бюджетных средств. Вместе с тем в условиях ограниченных финансовых и материальных ресурсов все виды социальной защиты в рамках социальной помощи и социальной поддержке должны иметь характер и предоставляться с учетом нуждаемости.

1.2 Организационно-правовые формы, направления и функции социальной защиты населения

В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного характера - пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защите населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Ведущими организационно-правовыми формами СЗН в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.

Пенсионное обеспечение - это государственная регулярная денежная выплата (в расчете за месяц), пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей. Социальная политика: Учебник / Под ред. Н.А. Волгина. Москва. 2002.

Пенсионные отношения в России регулируются законами «О государственных пенсиях», «О внесении изменений в Закон РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (в названии и тексте Закона аббревиатура «РСФСР» замена словами «Российская Федерация»), «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их семей» и другие.

Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста; наступлении инвалидности; смерти кормильца; длительном выполнении определенной профессиональной деятельности - выслуге лет.

Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости (по возрасту); пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пенсия за выслугу лет.

Если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.

Право на пенсию на общих основаниях имеют женщины по достижении 55 лет при общем трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 69 лет при трудовом стаже не менее 25 лет.

Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета России.

Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.

Развитие пенсионного обеспечения осуществляется на базе концепции реформы системы пенсионного обеспечения России, одобренной Правительством Российской Федерации.

Концепция предполагает осуществление плавного перехода к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Реформа предусматривает Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации». :

· введение системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

· обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижения справедливой дифференциации размеров пенсии на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;

· укрепление финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда России для обеспечения своевременного финансирования выплаты пенсий.

Реформирование пенсионного обеспечения позволит превратить его в эффективный элемент системы социальной защите населения.

Другой организационно-правовой формой социальной защите населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения.

В современных условиях в стране число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 100 миллионов человек (инвалиды, ветераны, дети, безработные и другие). С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и другие.

Вместе с тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предоставлять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гарантий. Поэтому эти вопросы в настоящее время являются центром внимания государственных и других органов, учреждений социального обслуживания.

Обязательное государственное социальное страхование - это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование - это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности членов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей. Якушев Л.П. Социальная защита: Учебное пособие. Москва. 1998.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и (в некоторых случаях) работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Взносы, предназначенные на государственное социальное страхование, уплачивают предприятия, организации, отдельные граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работники из своего заработка.

Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и другое. Совершенствование социального страхования предусматривает:

· освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;

· введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работы и состояния условий труда;

· усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;

· развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий и другое.

Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Функции - это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

Система социальной защиты это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также учреждений, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения. Она включает в себя, прежде всего, социальное обеспечение, которое, в свою очередь, выполняет ряд функций. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. № 222 «О Программе социальных реформ в Российской Федерации».

Классификация функций социальной защиты:

· экономические функции социальной защиты. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальную защиту в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утраченного заработка;

· производственная функция выражается в том, что право на многие виды социальной защиты обусловлено трудовой деятельностью, а уровень защиты зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд;

· социальная (социально-реабилитационная) функция социальной защиты способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социальной защиты, целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

· политическая функция позволяет государству специфическими для социальной защиты средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальная защита выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской социальной защиты не отвечает потребностям населения.

· демографическая функция реализуется посредством воздействия социальной защиты на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социальной защиты стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идеологическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступление старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Социальная защита населения и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества,которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей. социальный защита население правовой

Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т. д.

2. Социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 17 июля 1999 г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих:

· эффективной занятости человека;

· предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности,

· выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством;

· охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

· оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

· реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах;

· равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту).

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи. «Социальная энциклопедия». Ред. кол. А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. - М: Болыи. Рос. Энц-я, 2000г.

4. Социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков.

Социальная защита семьи на современном этапе представляет собой наиболее развивающееся направление социальной защиты, так как именно в семье находят отражение все социальные проблемы, характерные для современного российского общества, причем эти проблемы всегда специфичны, так как непосредственно связаны с типом семьи.

Организация осуществления названных направлений социальной защиты населения определяются нормативно-правовыми основами социальной защиты населения в РФ.

Глава 2 . Государственная политика в сфере социальной защиты населения РФ

2.1 Государственная политика организации социальной защиты населения РФ

В последнее время в связи с увеличением числа слабозащищенных категорий населения возросла нагрузка на систему социальной защиты населения, данное обстоятельство обосновывает необходимость разработки государственной политики совершенствования организации системы социальной защиты.

Организация социальной защиты населения в РФ осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Федеральным органом исполнительной власти РФ в сфере социальной защиты населения является Министерство здравоохранения и социального развития РФ, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство РФ. В состав центрального аппарата Министерства здравоохранения и социального развития РФ с целью решения вопросов, касающихся социальной защиты населения, входят Департамент организации социальной защиты населения и Департамент по делам инвалидов.

Департамент организации социальной защиты населения обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, ветеранов и других незащищенных групп населения, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты, включая социальное обслуживание граждан пожилого возраста, семьи, женщин, детей и инвалидов. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.05.2010 г. № 339 «Об утверждении Положения о Департаменте организации социальной защиты населения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Департамент имеет следующую структуру: отдел семейной политики; отдел организации социальной защиты семей с детьми; отдел развития социального обслуживания населения; отдел политики в сфере социальной защиты населения; отдел обеспечения социальных гарантий и мер социальной поддержки ветеранов; отдел по взаимодействию с региональными органами социальной защиты населения и общественными организациями. Минздравсоцразвития России: официальный сайт [Электронный ресурс]. - Министерство здравоохранения и социального развития РФ, 2008 - 2011. - Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru

Департамент по делам инвалидов функционирует с 2010 года и обеспечивает деятельность Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной реабилитации и интеграции инвалидов Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.05.2010 г. № 402 «Об утверждении Положения о Департаменте по делам инвалидов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации». . Данное подразделение включает в себя: отдел методологии разработки и реализации программ социальной защиты инвалидов; отдел развития реабилитационной индустрии; отдел развития медико-социальной экспертизы; отдел политики в сфере социальной защиты инвалидов; отдел социальных гарантий граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций; отдел по взаимодействию с общественными объединениями инвалидов.

Помимо вышеназванных департаментов Министерство включает Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, осуществляющую непосредственно и через свои территориальные органы функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития.

Министерство координирует деятельность государственных внебюджетных фондов (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования), бюджеты которых формируются автономно от федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счет страховых взносов.

При Министерстве действуют совещательные и координационные органы, организуются Всероссийские совещания по актуальным вопросам социальной защиты населения.

В каждом субъекте РФ в сфере социальной защиты населения функционируют органы исполнительной власти субъектов, например, Министерства социальной защиты населения (труда и социального развития), Департаменты социального развития (по труду и социальной защите населения), Главные управления социальной защиты населения. Совместно с федеральными органами исполнительной власти они образуют единую систему исполнительной власти в РФ по вопросам социальной защиты.

Органы местного самоуправления согласно статье 20 пункту 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан», осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности». Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

На сегодняшний день не все муниципальные образования РФ осуществляют дополнительные мероприятия социальной защиты за счет собственных средств. Соответственно данные муниципальные образования не имеют муниципальных учреждений социальной защиты населения, а полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания реализуются на областном уровне.

Фонд социального страхования РФ, начиная с 2005 г. и по настоящее время, осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. Данная функция закреплена статьей 4 федерального закона от 29.12.2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год», хотя при организации Фонда данный вид деятельности не предусматривался.

Статья 5 пункт 3, 4 федерального закона от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ« О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» регламентирует деятельность Фонда по финансированию инвалидам технических средств реабилитации и стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения на 2011 год. Согласно вышеназванному нормативно-правовому акту в 2011 году на социальное обеспечение и социальную помощь из Фонда социального страхования направляется 435 673 131,3 тыс. руб., в 2012 году на данную статью планируется выделить 472 808 135,6 тыс. руб., в 2013 году - 519 617 412,2 тыс. руб. При этом сумма, выделяемая на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годы, остается неизменной и составляется 6 972 430, 2 тыс. руб. Федеральный закон от 08.12.2010 г. № 334-ФЗ« О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов». На фоне тенденции ежегодного увеличения числа инвалидов данное обстоятельство указывает на несоответствие финансового обеспечения проводимых мероприятий реальным потребностям маломобильных групп населения (инвалидов). В то время как экономическая нагрузка на работоспособное население возросла: с 01.01.2010 г. был отменен единый социальный налог, взносы организаций во внебюджетные фонды увеличились и с 01.01.2011 г. составляют 34% (единый социальный налог составлял 26%).

...

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Понятие и система социальной защиты населения в России. Организационно-правовые формы и виды социального обеспечения на современном этапе. Социальное обеспечение населения в Пермском крае. Пути совершенствования социальной защиты в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2013

    Понятие, функции, принципы и компоненты системы социальной защиты населения в России. Региональный опыт модернизации системы социальной защиты населения. Органы управления системой социальной защиты населения Рязанской области, их задачи и полномочия.

    дипломная работа , добавлен 08.12.2015

    Анализ системы социальной защиты населения в Российской Федерации, ее понятие, содержание и компоненты. Приоритеты социальной политики и ее нормативно–правовые основы. Совершенствование региональной модели защиты населения российского государства.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2009

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

    дипломная работа , добавлен 29.03.2015

    Система социальной защиты населения в сфере труда. Анализ становления и выделение нормативно-правовых аспектов реформирования системы социальной защиты Украины. Содержание государственного управления социальной сферой. Система социального страхования.

    курсовая работа , добавлен 06.07.2011

    Нормативно-правовые основы социальной защиты. Организация работы отдела социальной защиты населения по Таштыпскому району. Пути совершенствования работы с льготными категориями населения. Обоснование эффективности оформления социального паспорта.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2015

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в системе здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Контроль качества предоставления медицинской помощи. Основные направления медико-социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Суть и принципы социальной защиты. Формы государственной социальной поддержки и защиты населения. Деятельность, цели и задачи общественных организаций, участвующих в социальной защите населения: Всероссийского общества глухих, слепых, общества инвалидов.

Социальная защита населения — это одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения вАШне всех членов общества.

Иногда социальную защиту трактуют более узко: как обеспечение определенного уровня доходов для тех слоев населения, которые в силу каких-либо причин не могут самостоятельно обеспечить свое существование: безработных, инвалидов, больных, сирот, стариков, одиноких матерей, многодетных семей. Основные принципы социальной защиты:

  • гуманность;
  • адресность;
  • комплексность;
  • обеспечение прав и свобод личности.

Система социальной зашиты населения и ее структура

Система социальной защиты — это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечение — возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. — предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

  • гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
  • общедоступность и бесплатность образования;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии, стипендии;
  • социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);
  • пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;
  • ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. — до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 — до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны — 2000 рублей; участники ВОВ — 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников — 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень — 1000 рублей; первую степень — 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование — защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования — обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров — в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тя
желую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы — те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы . Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. Эффективность в социальной сфере — это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат — это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

Структура социальной защиты -- это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html.

Она включает в себя:

1. Социальное обеспечениеhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -- возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике.

Помимо пенсий (по старости, инвалидности и пр.) к социальному обеспечению относились пособия по временной нетрудоспособности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до года, помощь семьям в содержании и воспитании детей (бесплатные или на льготных условиях ясли, детские сады, интернаты, пионерские лагеря и пр.), семейные пособия, содержание нетрудоспособных в специальных организациях (домах престарелых и пр.), бесплатная или на льготных условиях протезная помощь, предоставление инвалидам средств передвижения, профессиональное обучение инвалидов, различные льготы семьям инвалидов. При переходе к рынку система социального обеспечения в значительной мере перестала выполнять свои функции, однако часть ее элементов вошла в современную систему социальной защиты населения.

2. Социальные гарантии http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/29544 -- предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:

гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;

общедоступность и бесплатность образования;

минимальный размер оплаты труда;

минимальный размер пенсии, стипендии;

социальные пенсии (инвалидам с детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа; детям, потерявшим одного или обоих родителей; лицам, старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющим трудового стажа);

пособия при рождении ребенка, на период по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, до 16 лет;

ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.

С 1 января 2002 г. увеличены размеры пособий, связанных с рождением ребенка. Так, размер единовременного пособия при рождении ребенка возрос с 1,5 тыс. рублей до 4,5 тыс. рублей и в 2006 г. -- до 8000 рублей, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 200 до 500 рублей, а в 2006 -- до 700 рублей. Это пособие обеспечивало 25% прожиточного минимума трудоспособного лица. Размер ежемесячного пособия на ребенка до 16 лет не пересматривался и составляет 70 рублей. Его соотношение с величиной прожиточного минимума ребенка составляло в 2004 г. 3,0%. В Москве и некоторых других регионах это пособие в 2006 г. увеличилось до 150 руб.

Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы. Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html. Стоимость социального пакета устанавливается в размере 450 рублей. В него входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения. Закон предусматривает, что с января 2006 года льготники смогут выбирать между социальным пакетом и получением соответствующей денежной суммы.

С 1 января 2006 года ежемесячные денежные выплаты в соответствии с законом были установлены в следующих размерах: инвалиды Великой Отечественной войны -- 2000 рублей; участники ВОВ -- 1500 рублей; ветераны боевых действий и ряд других категорий льготников -- 1100 рублей.

Лица, работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов, члены семей погибших или умерших инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий, будут получают ежемесячно 600 рублей.

Инвалидам, имеющим третью степень ограничения трудовой деятельности, ежемесячно выплачивается 1400 рублей; вторую степень -- 1000 рублей; первую степень -- 800 рублей; детям-инвалидам будет выплачиваться 1000 рублей. Инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности, за исключением детей-инвалидов, ежемесячно получают по 500 рублей.

Социальное страхование -- защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html

Существует две формы социального страхования -- обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально- бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы -- социальное обслуживание http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html.

Система учреждений социального обслуживания в России развивается весьма быстрыми темпами. За период 1998-2004 год общее количество учреждений социального обслуживания увеличилось на треть. При этом число учреждений для престарелых и инвалидов выросло по сравнению с 1985 годом более чем в полтора раза, а по сравнению с 1998 г. на 18%. Число центров социальной помощи семье и детям за 1998-2004 гг. увеличилось в 2 раза, социально-реабилитационных центров -- в 2,5 раза. Работают 25 реабилитационных центров для инвалидов молодого возраста, 17 геронтологических центров. Появились новые виды учреждений социального обслуживания: кризисные центры для женщин, пока единственный кризисный центр для мужчин, кризисные отделения для девочек.

Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Субъекты социальной работы -- те организации и люди, которые ведут эту работу. Это государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты. Это общественные организации: Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников и др. Это благотворительные организации и общества милосердия типа Красного Креста и Красного Полумесяца.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.

Общество заинтересовано в повышении эффективности социальной работы. Однако определить ее и измерить достаточно сложно. Под эффективностью понимается соотношение результатов деятельности и затрат, необходимых для достижения этого результата. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnaya-zashchita-naseleniya.html Эффективность в социальной сфере -- это сложная категория, которая складывается из целей, результатов, затрат и условий социальной деятельности. Результат -- это конечный итог какой-либо деятельности в соотношении с ее целью. Он может быть положительным или отрицательным. В социальной работе результатом является удовлетворение потребностей ее объектов, клиентов социальных служб, и на этой основе общее улучшение социальной обстановки в обществе. Критериями эффективности социальной работы на макроуровне могут служить показатели материального положения семьи (человека), ожидаемая продолжительность жизни, уровень и структура заболеваемости, бездомности, наркомании, преступности и пр.

С критерием эффективности тесно связана проблема пределов социальной помощи гражданам. Как и при осуществлении политики доходов, необходимо учитывать возможные негативные последствия массированной социальной поддержки: появление иждивенчества, пассивности, нежелания самому принимать решения и решать свои проблемы. Могут возникнуть негативные явления в социальной сфере (например, активная поддержка одиноких матерей может иметь своим следствием снижение уровня брачности и, в конечном итоге, рождаемости).

План

    Основные цели

    Формы социальной защиты

    Принципы социальной защиты

    Социальное обеспечение

    Социальное страхование

    Социальная помощь

Социальная защита - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. В России за социальную защиту отвечает: Министерство здравоохранения и социального развития России.

Социальная защита - соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др. Профессиональным социальным деятелям, работающим в области социальной защиты населения минимум 15 лет, присваивается почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения РФ».

Основные цели

    избавление от абсолютной нищеты,

    оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях,

    содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики

Социальная защита состоит: социальное обеспечение; социальное страхование;

социальная помощь (поддержка)

Формы социальной защиты – законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ; регулирование доходов и расходов населения; социальное страхование; социальное вспомоществование; социальные услуги; целевые социальные программы. Государственные формы соц. защиты – льготы.

Льгота – это скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Налоговая льгота – это полное или частичное освобождение от уплаты налогов для юридических лиц (реже физических).

Основные направления и формы социальной защиты :

    пенсионное обеспечение

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

Принципы

      поощрительности – властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те, или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения;

      заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

      патернализма , обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Главная функция социальной защиты

        поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции,

        оперативный механизм защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.

Правовые способы поддержки

        пенсии на детей в случае потери кормильца;

        отпуск по беременности и родам с выплатой пособия, которое возмещает в полном объеме утраченный заработок;

        бесплатная лекарственная помощь детям младшего возраста;

        дополнительные меры социальной защиты многодетных семей;

        предоставление семьям с детьми иных социальных услуг.

    пособие по беременности и родам;

    пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

    единовременное пособие при рождении ребенка;

    ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

    ежемесячное пособие на ребенка;

    единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот.

Социальное обеспечение – государственная программа полного или частичного содержания нетрудоспособных система социально-экономических мероприятий, гарантирующих:

    материальное обеспечение граждан в старости, в период временной не

    трудоспособности, при потере кормильца в семье;

    обеспечение пособиями и предоставление льгот женщинам-матерям,

    семьям со сравнительно низкими среднедушевыми доходами и др.

Здравоохранение – это отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения.

Принципы государственной системы здравоохранения – бесплатность и

общедоступность.

Социальное страхование – система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде.

– установленная, контролируемая и гарантированная государством система обеспечения, поддержки престарелых, нетрудоспособных граждан за счёт государственного целевого внебюджетного Фонда социального страхования, а также других коллективных и частных страховых фондов

Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

    особенностью является его финансирование из специальных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

    построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Виды социального страхования

    Добровольное социальное страхование.

    Обязательное социальное страхование является особой разновидностью государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды (принцип неполного самофинансирования).

В случае дефицита данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

а) обязательное общее страхование

б) обязательное профессиональное страхование

Социальное страхование

    Фонд социального страхования Российской Федерации является вторым

по величине (после Пенсионного фонда РФ) социальным внебюджетным фондом.

    Цель Фонда социального страхования Российской Федерации – финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др. Источниками формирования средств Фонда социального страхования РФ служат страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности в составе Единого социального налога, ассигнования из федерального бюджета, добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

          • Деятельность Фонда социального страхования относится к сфере государственных (публичных) финансов.

Социальное страхование является инструментом реализации государственной социальной политики

Социальная помощь – введена в России Федеральным законом «О государственной социальной помощи», принятым 17 июля 1999 г.

Цель оказания государственной социальной помощи – поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Эта помощь адресная, она обеспечивает использование средств на ликвидацию крайней бедности (федеральный бюджет, средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов).

Формы государственной социальной помощи

    денежные выплаты - социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты;

    натуральная помощь (топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).

Государственная социальная помощь (независимо от ее вида) предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания малообеспеченной семьи или малообеспеченного одиноко проживающего гражданина.

Решение о ее назначении принимает орган социальной защиты населения.

Программа социальных реформ в России

Основные направления и формы социальной защиты:

    защита трудовых прав и охрана труда

    социальная поддержка безработных

    пенсионное обеспечение

    развитие социального обслуживания

    социальная поддержка граждан, уволенных в запас

    социальная поддержка женщин, детей и молодежи и др.

    социальное обеспечение нетрудоспособного населения

    пенсии и пособия

    натуральные выдачи

    услуги, носящие характер общественного обслуживания и др

    оптимизация структуры денежной формы обеспечения пенсионеров и инвалидов

    укрепление страховых начал в практике социального обеспечения

    формы и методы социальной поддержки безработных

    регулирование занятости в направлении обеспечения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и предупреждения массовой безработицы

    государственная служба занятости

Социальная защита

    Забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

    Социальная помощь проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.

    Социальная помощь это предоставление льгот и преимуществ, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот

    Твердо гарантированную систему материального обеспечения нетрудоспособных называют социальным страхованием

В широком смысле социальная защита – это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, национальности, пола, возраста. Более узкое понятие социальной защиты состоит в том, что это – соответствующая политика государства по обеспечению прав и гарантий в области уровня жизни, удовлетворения потребностей человека: права на минимально достаточные средства жизнеобеспечения, на труд и отдых, защиту от безработицы, охрану здоровья и жилища, на социальное обеспечение по старости, болезни и в случае потери кормильца, для воспитания детей и др.

Основные цели – избавление от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономит.

В России право граждан на социальную защиту гарантировано Конституцией РФ и регламентировано законодательством РФ.

Центральный субъект социальной защиты - государство. Человек, нуждающийся в социальной защите - одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Основные формы социальной защиты :

    законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

    регулирование доходов и расходов населения;

    социальное страхование;

    социальное вспомоществование;

    социальные услуги;

    целевые социальные программы.

Система социальной защиты населения выполняет функцию поддержания реального сохранения денежной единицы в условиях инфляции, оперативного механизма защиты отдельных слоев населения от нововведений, приводящих к снижению их жизненного уровня.