Взаимодействие органов власти и бизнеса как фактор управления социально-экономическим развитием региона. Взаимоотношение бизнеса и власти в современной россии

Профессор МГППУ

Взаимодействие общества, власти, бизнеса как основа устойчивого развития страны.

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти, высшим непосредственным выражением которой являются референдум и свободные выборы. Народ осуществляет свою власть также через органы государственной власти и органы самоуправления. Конституцией Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

Российская Федерация это демократическое правовое социальное государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

Каждый конкретный человек, семья, любое общество (в том числе бизнессообщество), или государство обладают жизненно важными интересами, без которых невозможно их существование и развитие: для человека и семьи – это удовлетворение потребностей, обеспечивающих существование и возможность всестороннего развития; для общества – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование и возможность гармоничного развития всех сфер общественной жизни; для государства – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование, функционирование и устойчивое развитие; для бизнеса – совокупность потреблений, обеспечивающих прибыль. Рассмотрим их подробнее.

Интересы человека, семьи:

Реализация естественных прав и свобод, в том числе право на труд, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, занятие творчеством и спортом;

Обеспечение личной, имущественной и производственной безопасности;

Повышение качества и достойного уровня жизни;

Духовное, физическое и интеллектуальное развитие;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

Установление государственных пенсий и пособий, обеспечивающих достойную жизнь.

Интересы общества:

Развитие и упрочнение демократии;

Национальное, межнациональное и межконфессиональное согласие;

Обеспечение устойчивого социально – экономического развития;

Развитие гражданского общества;

Формирование политической и правовой культуры населения;

Улучшение демографического состояния;

Обеспечение здоровья населения;

Сохранение и развитие нравственного и культурного наследия;

Охрана и улучшение экологической среды;

Повышение социально – политической активности населения;

Противодействие коррупции.

Интересы государства, власти:

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности;

Защита конституционного строя;

Сохранение и укрепление государственного единства;

Обеспечение внутриполитической стабильности, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в обществе;

Развитие системы социально – экономических и юридических прав и свобод граждан; повышение качества жизни населения;

Военная безопасность от посягательств иностранных государств, надежная охрана государственной границы, противодействие незаконной миграции;

Социально – экономическая, экологическая и международная безопасность;

Экономический рост на основе инновационных наукоемких технологий и развития приоритетных отраслей промышленности;

Формирование экономики, конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках, что особенно важно в условиях присоединения России к ВТО;

Уклонение от социальной ответственности;

В распоряжении бизнеса находятся материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, поэтому в экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль. Национально ориентированный бизнес является основой благополучия общества и государства.

Взаимодействие общества, власти и бизнеса должно осуществляться на следующих основополагающих принципах: 1. главной цели, возможно в качестве национальной идеи – сохранение и устойчивое развитие российской нации и государства; 2. системности; 3. социальной справедливости; 4. баланса интересов; 5. открытости; 6. конкурентоспособного развития экономики; 7. безопасности; 8. научной обоснованности; 9. эффективности; 10.равноправного диалога и доверия; 11. законности; 12. контроля; 13. профессионализма; 14. ответственности; 15. морали и нравственности; 16. межнационального согласия.

Сегодня и общество, и власть, и бизнес в своем арсенале имеют достаточно разнообразный спектр институтов, способный эффективно решать самые сложные задачи и достигать текущие и стратегические цели социально – экономического развития страны. Что еще необходимо для достижения целей? Это - политическая воля, гражданская активность, государственность и соблюдение принципов взаимодействия.

Демократия – человек – технологии.

При наличии различных отечественных и зарубежных моделей взаимодействия власти и бизнеса , наиболее приемлемой для России в современных социально – экономических условиях является модель партнерства институтов гражданского общества, власти и бизнеса , где общество выступает со своим ресурсом и осуществляет контрольную функцию. Только модель партнерства способна создать инновационное интелектуальное общество и инновационную конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях и высоких технологиях, способную решать национальные задачи в условиях глобализации . И только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия – человек – технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Приоритетными направлениями партнерства являются:

Развитие перерабатывающих отраслей промышленности, включая аграрный сектор;

Производственная и транспортная инфраструктура: строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов;

Научно – технологические комплексы, научно – исследовательские и опытно конструкторские работы, доведенные до коммерциализации , развитие инновационной инфраструктуры;

Информационно – коммуникационные технологии;

Здравоохранение и социальные услуги, (включая культуру и творчество);

Представляя широкий круг общественности и охватывая различные слои экономически активного населения, члены ЭСК и КР дают возможность руководящим органам ЕС достаточно полно учитывать их мнение.

Для России, стоят задачи модернизации национальной экономики и ее более эффективного включения в мировую экономику. Изучение зарубежного опыта в развитие инновационных процессов имеет первостепенное значение. Что нужно сделать, чтобы обеспечит реальный прорыв в инновационной сфере, мобилизуя имеющиеся ресурсы? Как сократить отставание России от стран – лидеров в рейтингах мировой конкурентоспособности и недостаточной инновационной составляющей экономического развития? Что необходимо сделать, что бы российская экономика заняла достойное место на мировых рынках?

Мировой опыт показал, что основная часть общенациональных ассигнований на НИР в развитых странах поступает из частного сектора , прежде всего промышленных компаний свыше 60 %. Так, доля частного сектора в финансировании НИР в США, Швеции, Финляндии составляет 70 – 75%, Бельгии, Германии, Франции%.

Доля государства в финансировании НИР в развитых странах составляет около 30 %. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает эффективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе.

Значительное финансирование вузовских НИР осуществляют частные компании США, Канады, страны ЕС. Партнерство бизнеса и государства в финансировании НИР через специальные фонды широко распространено в европейских, особенно в скандинавских странах. Фонды оказывают изобретателям и предпринимателям финансовую и консультативную помощь в освоении инноваций, оценок новинок, патентовании и коммерциализации патентов.

В США, Канаде и странах ЕС эффективной формой партнерства государства и бизнеса является долевое финансирование НИР, что обеспечивает интеграцию интересов заказчиков и исполнителей НИР, позволяет ограничить расточительство государственных, частных и других привлеченных средств, рационально распределить риск между соинвесторами инновационных проектов.

Концепция долгосрочного социально – экономического Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 01.01.01 г. № 000 – р.

Зарубежный опыт партнерства правительства с общественными организациями в содействии развитию внешнеторговой деятельности. Российский внешнеэкономический вестник № 12

Частно - государственное партнерство в организации и финансировании НИР в инновационной экономике. «Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России». Сб. научных статей. Под ред. проф. , проф. . – М.: ТЕИС, 2009.

Глава 7. Власть и бизнес

В России концентрация капитала и собственности осуществляется в специфических условиях и формах: средства производства на основе приватизации собственники получили фактически бесплатно, олигархический капитал накапливается через финансовые потоки, слабо контролируемые государством. В настоящее время практически завершилась гигантская концентрация собственности.

Для реализации своих целей бизнесу (капиталу) присуща энергия высокого напряжения: по выраже­нию К. Маркса, если при 3% доходности он дремлет, при 30% оживает, то при 100% нет такого преступления, которое он не мог бы совершить. В реальной действительности бизнес действует по обстоятельствам, учитывая складывающуюся конъюнктуру внутренней и внешней среды. В благоприятных условиях энергия бизнеса положительно сказывается на темпах экономического роста и социальном климате в стране. В сложных условиях он ищет и находит выгодное применение своему капиталу, не считаясь с национальными интересами страны пребывания. Больше всего бизнес опасается политических рисков, классовой солидарности наемного персонала, принуждения к социальной ответственности.

Россия лишь недавно стала открытой для бизнеса. Первое десятилетие ушло на приватизацию, раздел и частное присвоение общенародной собственности, что и привело к тяжелым последствиям для страны. С переменами начала 1990-х гг. были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан. Власть и бизнес в унисон считали возможным не учитывать интересы работников и нарушать их права. Бизнес экономил на заработной плате, инвестициях и не мог рассчитывать на авторитет в обществе.

В глобальном измерении интересы государства и бизнеса имеют одну и ту же направленность. Бизнес невозможен без платежеспособного населения. В повышении доходов населения заинтересована и власть, так как ей легче управлять социально благополучным обществом. А социальное благополучие предопределяется состоянием экономики.

В экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль, так как в его распоряжении находятся материальные, финансовые и трудовые ресурсы. Правильно организованный, национально ориентированный бизнес - основа благополучия государства (рабочие места, наполнение бюджета и т.д.).

Заинтересованность власти и бизнеса друг в друге является основой их взаимодействия в рамках негласного договора. Только совместными усилиями можно обеспечить единое экономическое пространство, благоприятный деловой климат, сформировать средний класс как политическую опору государства и основу платежеспособного спроса, повысить авторитет страны на международной apeне. Социальное партнерство и социальный мир не обрести без совместных усилий власти и бизнеса.


Содержание взаимодействия власти и бизнеса весьма многообразно: оно охватывает круг вопросов, начиная со стратегии развития страны, реализации общественно полезных программ и заканчивая распределением доходов. Особой актуальностью отличаются такие направления взаимоотношений, как роль государства в управлении экономикой, налоговая нагрузка на бизнес, социальная ответственность бизнеса. В той мере, в какой бизнес действует в интересах общества, государство его поддерживает, идет навстречу в вопросах либерализации экономики, стимулирования малого и среднего бизнеса, оптимизации налоговой нагрузки, не вторгается в сферу рынка. Доверие власти к бизнесу может проявиться и в передаче ему некоторых саморегулируемых управленческих функций. Все это возможно при усло­вии, если бизнес поддерживает государственные приоритеты, выгоду ищет не только для себя, но и для общества, готов делить с властью ответственность за реформы. В такой ситуации дилеммы, кто кого должен контролировать: власть бизнес или бизнес власть, не существует.

Однако реальность может быть иной. Основной интерес бизнеса заключаются в максимизации прибыли, обеспечивае­мой не только законными способами. С одной стороны, для крупного капитала характерна тенденция давления на власть, а с другой - у власти всегда не хватает денег и требования к бизнесу могут повышаться с целью выкачивания из него как можно больше средств.

Власть устанавливает правила поведения для бизнеса, контролирует их выполнение с точки зрения соблюдения социальной ответственности бизнеса перед обществом, государством, наемными работниками.

Бизнес не безропотно воспринимает любое ущем­ление своих интересов со стороны власти, не сидит, сложа руки, он активно стремится влиять на власть, чтобы обеспечить достижение своих целей. При ослаблении власти бизнес набирает силу и старается навязать свои принципы; при усилении власти бизнес ведет себя незаметно. В интересах самосохранения одна или другая сторона идет на уступки, и баланс сил, таким образом, восстанавливается.

Взаимоотношения власти и бизнеса подразделяются на формальные и неформальные, коллективные и индивидуальные, гласные и непрозрачные (скрытые), общественно значимые и частные.

Формальные взаимоотношения проявляются в участии бизнеса в генеральном соглашении, заключаемом Правительством РФ, объединениями работодателей и профсоюзами; в диалоге с властью специальных организаций, создаваемых бизнес-сообществами, и в некоторых других структурах.

Взаимоотношения между властью и бизнесом являются многоуровневыми. Формируется бизнес-иерархия, в которой каждому отводится определенное место, зависящее от экономического веса бизнесмена и наличия у него автономных политических ресурсом. Высшее звено - бизнес-элита, решает вопросы в контакте с представителями высших эшелонов власти. Для этого используются следующие формы:

Регулярные запросы Администрации Президента РФ в адрес компаний о текущей ситуации;

Сопровождение бизнесменами визитов, поездок руководителей высших органов власти РФ;

Встречи Президента РФ с руководителями - представителями бизнес-сообществ;

Персональные встречи бизнесменов с руководителями высших органов власти РФ.

В бизнес-элиту входят члены Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации, члены бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, собственники крупного бизнеса. Бизнесмены второго и более низкого уровней, представляющие отрасль, компанию, предприятия, практикуют письма-обращения к Президенту, Правительству, парламенту, министрам, публикуемые в открытых СМИ. В них обычно ставится какая-то конкретная проблема и содержится просьба помочь в ее решении. Например, директора ряда крупных мясокомбинатов просят Президента увеличить объемы ввоза мясосырья из-за рубежа, чтобы расширить собственное производство.

Результатом взаимоотношений обычно является соответствую­щим документ, нормативный акт, открывающий или закрывающий дорогук каким-то действиям сторон в целях удовлетворения (неудовлетворения) интересов другой стороны.

До 2000 г. характерным был прямой контакт Президента РФ, Председателя Правительства РФ, чиновников высокого ранга с представителями бизнеса. В настоящеевремя реализуется принцип равноудаленности бизнесме­нов от власти. Он проявляется в том, что встречи Президента происходят с представителями как крупного, так и малого бизне­са, у бизнес-элиты сокращаются политические ресурсы и автоно­мии, она интегрируется в реформируемую систему власти. Инициатива переходит к власти, которая предпринимает шаги по восстанов­лению общегосударственных приоритетов.

Доходность административного бизнеса весьма высока. Еще в 1990-е гг. государственные служащие выглядели обделенными, обойденными вни­манием. За первое пятилетие нового века многие из них стали вторыми после бизнесменов по масштабам обладания крупной собственностью.

Чем больше раундов по переделу собственности, тем шире круг пре­тендентов на административную ренту. Ее масштабы начинают тяготить бизнес, он пытается найти противоядие, но без ущерба для своих инте­ресов. Естественно, что, прежде всего, надежды возлагаются на совер­шенствование уголовного законодательства, принятие закона о проти­водействии коррупции (попытки предпринимаются в течение 10 лет).

Радикальными мерами борьбы с коррупцией во всех ее проявле­ниях были бы возврат государственной монополии на ТЭК, алко­голь, табак; введение статьи о конфискации имущества в уголовное право; запрет чиновникам на владение собственностью и открытие счетов за рубежом. Однако на такие меры не готовы пойти ни власть, ни бизнес. Поэтому появляются проекты, имитирующую борьбу с коррупцией.

МОУ средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов «Провинциальный колледж»

О В И И А Л Ь Н Ы Й К О П Р О В И Н Ц И А Л Ь Н Ы Й К О Е Д Ж

Выполнена – ученицей

10 экономического класса

Провинциального колледжа

Научный руководитель –

доцент, преподаватель

Провинциального колледжа

Ярославль 2010

Введение

1. Теоретические основы изучения бизнеса и власти

1.1. Понятия и сущность бизнеса. Три концепции бизнеса

1.2. Экономические проявления власти

2. Механизмы взаимодействия бизнеса и власти

Заключение

Список использованных источников и литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства и бизнеса.
В этой связи особого внимания, как в теоретическом, так и практическом аспектах заслуживают проблемы формирования эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти и бизнеса.
Во многих странах мира отношения между властью и бизнесом являются мощным источником развития экономических систем и решения социальных проблем.
Степень разработанности проблемы. Несмотря на свою актуальность, проблема до сих пор остаётся в стороне от исследований экономической науки. Рассматриваемой теме посвящены как отечественные, так и зарубежные публикации. Вместе с тем, можно с общества, эффективного государства и социально ответственного бизнеса, а так же взаимоотношения власти и бизнеса. регулируемых рыночных отношений, постепенно складывающихся в нашей стране, находится на стадии становления.
Концептуальные и практические аспекты взаимодействия бизнеса и власти разрабатываются:

1) Российскими исследователями: П. Авеном, Ю.Алексеевым, М. Борисовым, А.Гапоненко, С. Глазьевым, Г. Горлановым, М.Горшковым, Ю.Дульщиковым, Б.Злобиным, В.Ишаевым, М.Каминской, В.Колесовым, П.Минакером, В.Орешиным, Ю.Осиповым, А.Панкрухиным, Д. Розенковым, П.Смо лянским, В.Савченко, С. Стрижовым, В.Тимченко, В.Уколовым, С.Хорзовым, В.Чаловым, И.Чернявским, Ю.Швырковым, Ф.Шамхаловым, В.Яковлевым и другими.

2) Среди зарубежных специалистов, преуспевших в исследовании проблемы, можно выделить труды: С. Блэка, Г. Боуэна, М. Веласкеса, П. Друкера, К. Дэвиса, Р. Кантильона, Б. Карлофа, А. Керолла, Ф. Котлера, Дж. МакГуира, М. Палацци, Г. Райффа, С. Сети, Д. Старчера, Г. Фишера, М. Фридмана, Р.Хэйвуда, Т. Шеллинга, Й. Шумпетера, У. Юри и других.

Все приведённые выше авторы описывают взаимоотношения бизнеса и власти с разных, но синонимичных точек зрения. В них описываются основные характеристики бизнеса и власти, противоречия между бизнесом и властью, конкретные факты и события с различных точек зрения, выводы.

Объектом исследования является «Бизнес и власть»

Предметом исследования: «Взаимоотношения как фактор экономического развития и решения социальных проблем.»

В качестве гипотезы работы выступает предположение, о том, что при оптимальной организации и использовании разнообразных технологий взаимодействия власти и бизнеса могут стать значимым фактором социально-экономического развития.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть социальное партнерство как технологию взаимодействия власти и бизнеса в России;
2. Охарактеризовать бизнес и власть как субъекты социальной ответственности;
3. Выявить основные механизмы взаимодействия власти и бизнеса.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования нашей курсовой работы на практике как дополнительный материал для учеников 11 класса при изучении курсов Экономики и Обществознания.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.


1. Теоретические основы изучения бизнеса и власти

1.1. Понятие и сущность бизнеса. Три концепции бизнеса.

Вся история человеческого общества, а также его современное состояние, так или иначе связаны с бизнесом. При всем многообразии видов и направлений деятельности людей - от проникновения в космические дали, в тайны плазменной реакции и строения клетки до создания шедевров изобразительного искусства - общим свойством этой деятельности является бизнес. Иначе говоря, какому бы делу ни отдавался наделенный сознанием человек, вольно или невольно он занимается при этом своим бизнесом. Чтобы понять, почему происходит именно так, надо обратиться к различным теоретическим толкованиям и определениям бизнеса. Условно они все могут быть объединены в три основные концепции: позитивную, критическую, прагматическую.

Концепция -- система взглядов на те или иные явления, способ рассмотрения каких-либо явлений, понимание чего-либо.

Позитивная концепция . Ее суть состоит в том, что бизнес понимается как общественно-полезная деятельность людей, осуществляемая в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей. Такой подход весьма популярен в среде преподавателей американских университетов.

· Бизнес -- это система ведения дела.

· Бизнес -- создание продукции, нужной людям.

· Бизнес -- это работа.

· Бизнес -- это центральная магистраль в нашей социально-экономической системе.

· Бизнес -- это система, которую мы создали для удовлетворения наших желаний.

· Бизнес -- это то, как мы живем.

Бизнес в этой концепции трактуется как основное содержание экономики. Поэтому он является типичной чертой жизни людей в целом. Он нацелен на всеобщее благо, подчинен всеобщим интересам, люди работают на благо общества. Бизнес -- это непротиворечивое явление. Позитивная концепция абсолютизирует положительные аспекты бизнеса . На основе такой концепции в разные времена возникали ненаучные теории вроде «Общества всеобщего благосостояния», «Государства всеобщего благоденствия», которые пытались объяснить экономические процессы с позиции их, бесконфликтности. Экономисты, заслужившие мировую известность, такие как Дж.М. Кларк, Дж. Гэлбрейт, М.Редер (США), А. Коул, Н.Кэлдор (Великобритания), Г. Мюрдаль (Швеция) и многие другие, отмечали, что «Капитализм» трансформировался. Одним из направлений этой трансформации стало изменение функций капиталистического государства, деятельность которого направлена главным образом на то, чтобы обеспечить «благосостояние для всех». Благосостояние для всех, согласно этим представлениям, достигается с помощью справедливого распределения жизненных благ между членами общества. Поэтому главным элементом в содержании теории «Государства всеобщего благоденствия» считается деятельность государства по распределению богатств и установлению равенства с помощью реформ в сферах социального страхования, налогового обложения, трудового законодательства, занятости, заработной платы, цен. Основой «трансформации» отношения к народному благосостоянию признается «осознание» государством ответственности перед членами общества.

Критическая концепция . Эта концепция бизнеса исходит из того, что бизнес- это деятельность людей, направленная на получение доходов или прибыли . Ради дохода бизнесмен готов использовать любые приемы поведения. Погоня за прибылью означает навязывание собственных интересов другим людям. В прошлом такой подход разделяли многие люди в нашей стране, он составлял основу принятых в обществе моральных норм.

Считалось, например, само собой разумеющимся, что честный человек должен быть озабочен не приращением личных доходов и не деланием личной карьеры, а исключительно духовным обогащением в сочетании с принесением себя в жертву ради благополучия других и построения будущего. Напротив, стремление к личному богатству в результате роста прибыльности бизнеса расценивалось как антиобщественное.

Критическая концепция бизнеса была положена в основу системы законодательного регулирования экономики. Так, занятие практически любыми видами частного предпринимательства рассматривалось как уголовно наказуемое деяние.

Бизнес нацелен на навязывание частью людей (бизнесменов) своих корыстных интересов остальным людям;

· Бизнес -- это предельно противоречивое явление, способное породить и порождающее разнообразные конфликты в обществе;

· Бизнес -- это нежелательный компонент жизни людей в целом, рассадник криминогенных процессов;

· Бизнес -- исторически-преходящее явление, которое в перспективе должно уступить место другим, непротиворечивым и бесконфликтным формам развития экономики.

Критическая концепция абсолютизировала и абсолютизирует противоречия, присущие экономике. Их трактовка велась и ведется с позиции якобы имеющей место безысходности данных противоречий. Именно на такой основе в прошлом веке сформировалась теория научного коммунизма, согласно которой экономика, базирующаяся на началах, присущих бизнесу, исторически обречена и должна с развитием общества и по мере нарастания экономических и политических конфликтов уступить место новой, коммунистической системе отношений, лишенной противоречий, присущих бизнесу. В этой, коммунистической системе нет частной собственности на средства производства, поэтому нет конкуренции интересов. Она бесконфликтна или мало конфликтна, экономика развивается на началах не стремления к получению доходов, а движения в сторону взаимопомощи и процветания на коллективной основе.

Прагматическая концепция . Сущность прагматической концепции состоит в том, что бизнес рассматривается как явление неизбежное в контексте развития общества, необходимое как самим бизнесменам, стремящимся удовлетворить свои корыстные интересы, так и другим членам общества, которые благодаря бизнесу получают возможность насыщать свои потребности в товарах и услугах. Прагматизм данного подхода обусловлен тем, что понимание противоречивости бизнеса как экономического явления не сопрягается с выдвижением требований юридического, экономического и морального искоренения этих противоречий. Напротив, противоречия, возникающие в связи с действиями бизнесменов, рассматриваются как явление положительное в том смысле, что они стимулируют развитие экономики.

В целом можно выделить следующие составляющие этого подхода.

· Бизнес -- это необходимый и неизбежный компонент жизни людей в целом; он объединяет, с одной стороны, стремление отдельных граждан к извлечению доходов, с другой -- стремление других людей к удовлетворению своих потребностей в товарах, работах, услугах;

· Бизнес -- это противоречивое явление, но эти противоречия, хотя и могут выступать причиной разнообразных конфликтов, в общем служат источником развития экономики и не имеют абсолютно разрушительного характера;

· Бизнес базируется на отношениях между людьми, каждый из которых, вступая в эти отношения, преследует собственные интересы, не обязательно совпадающие с интересами других людей; с одной стороны естественная конкуренция интересов ведет к навязыванию интересов одних людей другим, к ущемлению интересов и, в конце концов, действительно, может привести к непредсказуемым последствиям; с другой стороны, в конечном итоге конкуренция интересов не приводит к гибельным последствиям для человеческого общества, а напротив, способствует постоянному росту экономики и благосостояния людей;

· Бизнес -- это исторически непреходящее явление.

В рамках этой концепции можно выделить несколько направлений:

1) бизнес рассматривается как атрибут рыночной экономики, существование его в предшествующий период истории отвергается

2) бизнес признается атрибутом любого типа экономики;

3) бизнес рассматривается как форма любой деятельности любого одаренного сознанием человека;

4) бизнес рассматривается как разновидность деятельности людей, например, как предпринимательская деятельность, т.е. деятельность, связанная с созданием собственного дела, своей фирмы, либо как деятельность исключительно в сфере производства и продажи материальных благ, либо как только лишь спекулятивная деятельность.

Прагматическая концепция в отличие от предшествующих, не идеализирует ни настоящее, ни будущее. При последовательном же распространении этой концепции на действующую экономику становится понятным, что наиболее правы те теоретики бизнеса, которые, с одной стороны, не отождествляют бизнес с рыночной экономикой, с другой -- рассматривают его как форму любой деятельности, любого одаренного сознанием человека.

Существование бизнеса в человеческом обществе обусловлено, прежде всего, ограниченностью материальных благ, необходимых для воспроизводства жизни человека, а также специфическими чертами, присущими человеку от природы. В обобщенном виде все концепции представлены в

Концепции бизнеса

1.2. Экономическое проявление власти

Центральные места в политических науках отведены государству, власти и властным отношениям.

Объяснить однозначно, что такое власть трудно, так как власть проявляется в нашей жизни в различных аспектах. В связи с этим говорят о власти природы, власти человека над человеком, власти эмоций, чувств и т.д.

Придерживаясь в курсовой работе всё же политической стороны понятия власти, обратимся к политическому энциклопедическому словарю, где встречается такое определение: " Власть - центральное, организационное и регулятивно- контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, литературного и изобразительного творчества; проблема культуры общества и конкретной жизни человека ".

Существует несколько трактовок власти. В одной из них под властью понимают отношения между социальными субъектами. Она появляется именно там, где существуют отношения. Нет отношений - нет власти. То есть власть означает отношения зависимости между людьми. Такое понимание власти относится к бихевиористским её трактовкам. Один из приверженцев такого определения Г. Лассуэлл считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти даёт присущее людям стремление к власти и обладание "политической энергией ".

Человек видит во власти средство "улучшения жизни ": приобретения богатства, престижа, свободы и т. д. В то же время, по словам Лассуэлла, власть - это и самоцель, позволяющая наслаждаться её обладанием.

В телеологических трактовках власть определяется более широко. Под ней понимают не только отношения между людьми, но и взаимодействия человека с окружающим миром. В этом смысле говорят, например, о власти человека над природой. О власти как о реализации намеченных целей говорил Б. Рассел.

Сторонник системных трактовок Т. Парсонс определял власть как "способность системы обеспечивать исполнение её элементами принятых обязательств, направленных на реализацию коллективных целей системы ".

Такое многообразие определений власти объясняется сложностью и различием точек зрения на это явление.

Как видно односторонней направленности на политическую сторону жизни у власти нет. Значит власть первоначально не была явлением политическим, как часто стали считать в наше время.

Обратившись к истории, видно, что в первобытнообщинном строе власть имела общественную направленность. Она осуществлялась всеми членами рода или племени, основывалась на авторитете старейшин. При дальнейшем расслоении общества и возникновении государства авторитет старейшин был смещён авторитетом публичной власти. Стали возникать аппарат власти, особые принудительные учреждения, которые встали над обществом и отделились от него.

Можно предположить, что власть приняла политический характер именно тогда, когда стало расслаиваться общество и возникать государство. Теперь без власти и властных отношений стало невозможным функционирование государства.

Но и в наше время власть имеет не только политическую направленность.

Под властью можно понимать также "социальные отношения, проявляющиеся в возможности и праве одного человека или группы людей принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого человека или группы ".

Власть - это и определённая форма руководства, управления обществом, любым коллективом, объединением людей. Она обеспечивает согласованную деятельность людей. Действия её должны иметь поддержку народа. Однако те, в чьих руках сосредоточена власть, могут применять и принуждение, т. е. подчинять себе волю других, распоряжаться кем-либо или чем-либо.

Итак, власть является одним из фундаментальных начал человеческого общества. Оно существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, организациях и учреждениях, во всём государстве. В последнем случае приведен пример с верховной, политической властью.

Можно предположить, что власть призвана регулировать взаимоотношения между людьми, между ними, обществом и государственно политическими институтами.

2. Механизмы взаимодействия бизнеса и власти

2.1. Анализ модели взаимодействия бизнеса и власти

В практике часто приходилось разрешать противоречия, связанные с уплатой налогов. Противоречия между бизнесом и властью всегда казались очевидными. Кратко они заключаются в том, что власть хочет получать как можно больше средств для решения социальных задач, а бизнесу необходимы данные средства для повышения своей конкурентоспособности. Противоречия кажутся неразрешимы, если сформулировать следующие цели:

Для власти. Организовать сбор налогов как можно в большем размере. Конечно, власть понимает, что без развития бизнеса она лишается источника денежных поступлений. Осознание этого приводит к принятию решений, связанных с самоограничением властных возможностей. Правда, учитывая, что чиновник может ставить перед собой усеченную во времени задачу, то данное самоограничение не всегда является достаточной мотивационной основой для власти.

Для бизнеса. Оставить у себя как можно больше средств, то есть по возможности лоббировать условия для снижения налогового бремени. Конечно, бизнес понимает, что без обеспечения безопасности бизнеса, без строительства дорог, без образования, защиты рубежей и других социальных задач бизнес не сможет существовать. Это становится мотивационной основой для поддержки власти, в том числе через уплату налогов. Правда, учитывая, что отдельный предприниматель может поставить цель сменить страну своего пребывания, то данная мотивационная основа может быть ослаблена.

Противоречие решается законодательным путем. Законы же обычно формирует власть. Необходимо отметить, что власть прислушивается к мнению бизнеса о возможном налоговом бремени и идет на некоторый компромисс.

Здесь на лицо две модели. Модель, которую строит власть, а также модель, которую строит бизнес.

Приведенная схема по согласованию позиций может быть реализована только при некоторых исходных условиях, определяемых формой государственного устройства.

Власть принимает законы, а также следит за их исполнением. Фактически она самостоятельно устанавливает правила взаимоотношений бизнеса и государственного аппарата без прямого участия предпринимателей в процедуре принятия решений. С другой стороны, законы изменяются не очень быстро. Люди, выполняющие властные структуры, могут быть заменены другими. При условии, что власть избирается, на этот процесс влияет бизнес, убеждая общественность в пагубности экономической политики власти. Убедить можно через средства массовой информации. Средства массовой информации принадлежат бизнесу. Тем самым демократическое устройство общества плюс частные средства массовой информации становятся необходимыми структурами для ограничения алчных устремлений власти.
Конечно, в авторитарном или диктаторском государстве, то есть в государстве, где демократические основы нарушены, можно проводить экономическую политику с низкой эффективностью, а при этом оставаться у власти.

В данном случае рассматривается пример в условиях, когда власть и бизнес способны понимать зависимость друг от друга, поэтому заинтересованы в диалоге и выработке приемлемых для обеих сторон решений.

Сначала необходимо сформулировать согласованную цель, что позволяет сформировать общую модель. Модель становится основой для обсуждения при поиске решений. В этом случае решения рассматриваются через их последствия на достижимость целей. Обсуждается не просто вопрос нужно ли и можно ли изменить налоги, а как это скажется на достижении согласованной цели.

Власть и бизнес могут понимать необходимость улучшения жизни людей. Для власти - это центральное звено следующей предвыборной кампании. Для бизнеса - это условия для роста продаж и бизнеса. Тем самым вопросы роста жизненного уровня населения могут становиться той основой, которая способна снять противоречия по налоговым сборам.

Постановка роста жизненного уровня ни у кого не вызывает сомнений. Но она слишком абстрактна для диалога с целью принятия решений. Конкретизация может идти различными путями.

Существует одна существенная позиция:

2.2. Власть и социально ориентированный бизнес

Может ли бизнес стать деловым партнером власти? Вполне. Государственно-частное партнерство (ГЧП) весьма распространено в мировой практике. И оно не обязательно подразумевает глубокое вмешательство государства в экономику или некий диктат бизнесу. Речь идет именно о совместной работе, о консультациях и общих проектах. Другое дело, готово ли государство к такому партнерству.

В 1996-1997 годах, кабинет министров пытался создать такую систему, которая позволила бы снизить риски частного бизнеса и заставила бы его инвестировать свои средства в российскую экономику. Они предложили провести конкурс инвестиционных проектов, победители которого могли бы получить от государства четверть суммы, необходимой для реализации своих планов. Многие компании предоставили очень интересные и перспективные проекты, немало было и тех, кто выиграл конкурс. Но, увы, ни один проект по-настоящему не был профинансирован. Люди начинали вкладывать деньги, а потом оказывались в тяжелой ситуации.

Сейчас ситуация принципиально иная. У бизнеса есть средства. И даже если у кого-то нет свободных денег, их сравнительно легко найти на рынке. Кабинет министров считает, что государственные деньги уместно тратить лишь тогда, когда речь идет о долгосрочных инфраструктурных проектах. Однако в ГЧП роль государства не сводится только к раздаче денег. Сегодня в России частный бизнес боится инвестировать средства в большие долгосрочные проекты, так как опасается крупных рисков. И поэтому он нуждается в поддержке государства, возможно, чисто политической или консультационной.

В этом плане для нас очень полезным может оказаться опыт Японии, которая начала активно развивать государственно-частное партнерство после Второй мировой войны. Японская система предполагала постоянные консультации между правительством, прежде всего министерством внешней торговли и экономики, с крупнейшими бизнес- компаниями. На таких встречах обсуждались, а потом принимались принципиальные решения по экономической политике страны. Главная тема тех лет - экспансия на мировые рынки, то есть какие ниши и с какими продуктами необходимо осваивать. Успехи японской экономики во многом были связаны именно с этой работой. Япония очень быстро вышла на тот уровень, когда сама смогла предлагать западным странам свой опыт и в повышении производительности труда, и в маркетинге на мировых рынках.

Можно назвать два проекта, которые в настоящее время созревают для государственно-частного партнерства в России. Один - из области инфраструктуры транспорта. Он связан с освоением Транссибирской магистрали для контейнерных перевозок грузов из Восточной Азии в Европу и обратно. Это хорошая и очень выгодная замена морского пути. Второй проект - из области инновационного бизнеса. Стали быстро расти частные венчурные фонды. Таким образом американцы смогли поддерживать и выращивать новации и новые продукты, которые потом завоевывали рынок. Безусловно, что для России это чрезвычайно важное направление. И Россия могла бы пойти по этому пути. Насколько известно из прессы, такие предложения в правительство направлены.

Однако объем заимствований, к которым прибегает бизнес, довольно сильно сократился. Наблюдается картина, когда снижается объем инвестиций, а денежный спрос по сравнению с прошлым годом сжался в несколько раз. В этом году он вырос всего на 15 процентов, а в прошлом - на 55 процентов.

Как оживить все эти процессы? Одной декларации о государственно-частном партнерстве здесь мало. Крайне важно, чтобы взаимоотношения между бизнесом и государством основывались на доверии и чтобы они не сопровождались всякого рода прецедентами давления. Иначе бизнес начинает бояться тех или иных государственных органов. Помните, помощник президента Игорь Шувалов на недавнем инвестиционном форуме сказал, что "ЮКОС" у нас не исключение и что будут проверки и налоговые претензии ко всем нефтяным компаниям. Что и произошло несколькими днями позже. Вряд ли кто-то будет против того, чтобы бизнес аккуратно платил налоги, тем более нефтяные компании, особенно когда речь идет о взыскании недоимок за предшествующие годы. Но однозначно, если все эти благие меры будут напоминать "наезд", а не нормальное сотрудничество, то никакого государственно-частного партнерства не получится.

И, похоже, бизнес переживает сегодня глубокое недоверие к власти. Подозревается, что и власть отвечает ему тем же. В этих условиях трудно стать партнерами. Конечно, найдутся какие-то единичные проекты, по которым удастся договориться. Но все это, что называется, для разового применения. Для настоящего государственно-частного партнерства в стране должна быть создана более доверительная атмосфера, чем та, которая есть сегодня. И если бы это произошло, то значительные средства можно было бы мобилизовать у самого бизнеса, для того чтобы повысить темпы экономического развития страны. Пока этого не получается.

Все очень хорошо понимаю правительство и президента, которые должны добиваться того, чтобы бизнес был прозрачным, боролся за хорошую репутацию. Однако нужно было учесть то обстоятельство, что история российского капитализма только начинается. А реально какие-то процессы имеют успех лишь в том случае, если на рынке появляется спрос на них. Спрос на репутацию, на прозрачность, на социальную ответственность. Два-три года назад этот спрос начал зарождаться. Надо было иметь терпение. Не получилось. Поэтому, хотя возможности для государственно-частного партнерства очень велики, в настоящее время его перспективы достаточно скромные. Хотя такие проекты могли бы сыграть важную роль в развитии страны. Ведь государство в некоторых вопросах может определиться намного лучше, чем бизнес, поскольку владеет ситуацией в макроэкономическом масштабе. И страна получила бы несомненную выгоду от такого сотрудничества. Так что главное сегодня - разрядить обстановку недоверия. И если государственно-частное партнерство - это первый шаг к тому, чтобы изменить деловой климат в стране и убедить бизнес, что он может доверять власти, тогда посмотрим. Может, ситуация действительно изменится.

Список использованных источников и литературы

1. Л. С. Рябинский «Азбука бизнеса» - 1993г.;

2. О. Осипенко «Своё дело» - 1991г.;

3. Н. В. Волков «Сто страниц о бизнесе» - 1991г.;

4. И. В. Липсиц «Бизнес-план-основа успеха» - 1994г.;

5. И. В. Князева «Антимонопольная политика в России» - 2007г.;

6. Л. И. Абалкин, А. И. Милюкова «Экономическая реформа: поиск решений» - 1990г.;

7. Л. И. Абалкин « Трудный поворот к рынку» - 1990г.;

8. В. Сироткин «Марк Масарский: путь наверх российского бизнесмена» - 1994г.;

9. Л.Е. Стровский « Внешний рынок и предприятие» - 1993г.;

10. Доклад Мирового банка реконструкции и развития «Экономические реформы в России: на пороге перемен» - 1993г.;

11. Лоренс Хибберт «Советы желающим открыть свое дело» - 1993г.;

12. Марк Х. МакКормак «Секреты бизнеса для всех» - 1997г.;

13. Харви Маккей « Как уцелеть среди акул» - 1993г.;

14. Бенгт Карлоф « Деловая стратегия» - 1993г..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Объектом моего исследования является Бизнес и Власть. На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства и бизнеса. Отсюда вытекает и предмет моего исследования.

Предметом моего исследования является взаимоотношения Бизнеса и Власти, как актуальная проблема нынешней ситуации в мире. Целью данного исследования является изучение понятий бизнеса и власти, нахождение единства между этими понятиями: по материалам периодической печати, научной литературы. Для написания своего исследования, я выделила следующие задачи: Рассмотреть и охарактеризовать понятия власти и бизнеса, взаимодействие бизнеса и власти, возможность бизнеса стать деловым партнером власти.

О.А. Трифонов

Профессор МГППУ

Взаимодействие общества, власти, бизнеса как основа устойчивого развития страны.

Многонациональный народ Российской Федерации является носителем суверенитета и единственным источником власти, высшим непосредственным выражением которой являются референдум и свободные выборы. Народ осуществляет свою власть также через органы государственной власти и органы самоуправления. Конституцией Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности.

Российская Федерация это демократическое правовое социальное государство, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и гражданина.

Каждый конкретный человек, семья, любое общество (в том числе бизнессообщество), или государство обладают жизненно важными интересами, без которых невозможно их существование и развитие: для человека и семьи – это удовлетворение потребностей, обеспечивающих существование и возможность всестороннего развития; для общества – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование и возможность гармоничного развития всех сфер общественной жизни; для государства – это совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает его существование, функционирование и устойчивое развитие; для бизнеса – совокупность потреблений, обеспечивающих прибыль. Рассмотрим их подробнее.

Интересы человека, семьи:

Реализация естественных прав и свобод, в том числе право на труд, жилье, бесплатное образование и медицинское обслуживание, занятие творчеством и спортом;

Обеспечение личной, имущественной и производственной безопасности;

Повышение качества и достойного уровня жизни;

Духовное, физическое и интеллектуальное развитие;

Экологическая безопасность;

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

Установление государственных пенсий и пособий, обеспечивающих достойную жизнь.

Интересы общества:

Развитие и упрочнение демократии;

Национальное, межнациональное и межконфессиональное согласие;

Обеспечение устойчивого социально – экономического развития;

Развитие гражданского общества;

Формирование политической и правовой культуры населения;

Улучшение демографического состояния;

Обеспечение здоровья населения;

Сохранение и развитие нравственного и культурного наследия;

Охрана и улучшение экологической среды;

Повышение социально – политической активности населения;

Противодействие коррупции.

Интересы государства, власти:

Обеспечение суверенитета и территориальной целостности;

Защита конституционного строя;

Сохранение и укрепление государственного единства;

Обеспечение внутриполитической стабильности, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия в обществе;

Развитие системы социально – экономических и юридических прав и свобод граждан; повышение качества жизни населения;

Военная безопасность от посягательств иностранных государств, надежная охрана государственной границы, противодействие незаконной миграции;

Социально – экономическая, экологическая и международная безопасность;

Экономический рост на основе инновационных наукоемких технологий и развития приоритетных отраслей промышленности;

Формирование экономики, конкурентоспособной на внутренних и внешних рынках, что особенно важно в условиях присоединения России к ВТО;

Обеспечение информационной безопасности и развитие духовно-нравственного потенциала общества;

Развитие науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма;

Противодействие коррупции и наркобизнесу;

Предупреждение и минимизация потерь от чрезвычайных ситуаций;

Обеспечение баланса интересов личности, общества, бизнеса и государства.

Интересы бизнеса:

Получение максимальной прибыли;

Влияние на власть для достижения своих целей;

Лоббирование и активное участие в формировании властных структур;

Снижение административных барьеров;

Низкие налоговые ставки; уход от налогов;

Противодействие угрозе переделу собственности, рейдерству и банкротству;

Противодействие коррупции;

Стабильное долговременное развитие, гарантирование инвестиций;

Приватизация государственных и муниципальных предприятий по заниженной относительно рыночной стоимости;

Уклонение от социальной ответственности;

Максимальное использование основных фондов, доставшихся в результате приватизации;

Экономическая свобода;

Реализация государственных программ развития инфраструктуры как необходимого условия функционирования капитала;

Уклонение от затрат на развитие инновационных наукоемких технологий и обрабатывающих отраслей промышленности;

Максимальное использование прибыли в личных целях:

Политическая стабильность и согласие в обществе;

Платежеспособный спрос населения;

Высокопрофессиональные кадры.

Необходимо отметить, что единство сбалансированных жизненно важных интересов личности, общества, государства и бизнеса составляет содержание национальных интересов как совокупности внутренних потребностей государства в обеспечении защищенности и приоритеты устойчивого развития личности, общества и государства. На долгосрочную перспективу национальные интересы Российской Федерации заключаются:

в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики;

в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета России;

в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Особенно в настоящее время необходимо обратить внимание на понятие устойчивое развитие личности, общества и государства как стабильное социально – экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы, а в гармонии с природой; развитие, обеспечивающее сбалансированное решение социально экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколения людей.

Краеугольным камнем, на котором стоит здание справедливости в обществе являются отношения собственности, а государственное регулирование этих отношений распространяется на все формы собственности. Отношения собственности есть отношения не только по поводу прав, но и обязанностей собственника служить общественному благу.

В СССР при централизованно планируемой экономике государство являлось и основным собственником, и организатором производств товаров и услуг, и управленцем, обеспечивая интересы человека, общества и государства. (Рис. 1.А). Частное предпринимательство было под запретом. Так, по данным Росстата, в 1990 г. в государственной собственности находилось 91 % основных фондов страны.

Рис. 1.А. Взаимосвязь интересов человека, общества, власти.

В 1991 г. баланс интересов разрушился. В результате распада СССР и трансформации общественно – политической и экономической жизни в России объявили о переходе к модели рыночной экономики. (Рис. 1.Б). С переменами начала 1990 – х годов были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны, личному обогащению за счет большинства граждан. Приватизация, раздел и частное присвоение общенародной собственности привели к тяжелым последствиям для страны. На 01.01.2009 г. в государственной собственности находилось уже 22% основных фондов 4 . Процесс приватизации продолжается. Резкая смена собственника не повысила эффективности производства, а способствовала вымыванию и деградации наукоемких перерабатывающих отраслей.

Рис. 1.Б. Взаимосвязь интересов человека, общества, власти, бизнеса.

Общество порождает власть и бизнес. И в тоже время, к сожалению, при совпадении ряда общенациональных интересов, практически всегда появляются различия и противоречия интересов общества, власти и бизнеса. Власть обязана действовать в государственных и общенациональных интересах и быть ответственной перед обществом. Бизнес должен быть ответствен перед обществом и властью, так как социальная ответственность бизнеса одна из основ социального мира и согласия.

На рис. 1.Б показана взаимосвязь интересов человека, общества, власти и бизнеса, при сбалансированности которых, т.е. их максимальном сближении, происходит процесс гармонизации развития. Расхождение интересов, когда каждая категория функционирует сама по себе, может привести к тяжелым политическим, экономическим, социальным угрозам и как следствие – существованию государства, что и произошло в нашей недавней истории (Рис. 1.В).

Рис. 1.В. Отсутствие взаимосвязи интересов человека, общества, власти.

Сегодня растет понимание необходимости взаимодействия общества, власти и бизнеса, общественного согласия, которые заключаются в мобилизации потенциала и ресурсов всего общества для устойчивого развития страны, роста экономики и ее конкурентоспособности, повышения уровня и качества жизни граждан страны.

Предпринимательство в большей части сегодня осознает общность своих интересов с интересами общества, поскольку является неразрывной его частью, а может быть, даже ее динамичной частью. Оно понимает, что от политической стабильности, от устойчивого развития экономики, платежеспособного спроса населения зависит условия для развития бизнеса.

В распоряжении бизнеса находятся материальные, финансовые, трудовые, информационные и другие ресурсы, поэтому в экономической сфере бизнесу принадлежит ведущая роль. Национально ориентированный бизнес является основой благополучия общества и государства.

Взаимодействие общества, власти и бизнеса должно осуществляться на следующих основополагающих принципах: 1. главной цели, возможно в качестве национальной идеи – сохранение и устойчивое развитие российской нации и государства; 2. системности; 3. социальной справедливости; 4. баланса интересов; 5. открытости; 6. конкурентоспособного развития экономики; 7. безопасности; 8. научной обоснованности; 9. эффективности; 10.равноправного диалога и доверия; 11. законности; 12. контроля; 13. профессионализма; 14. ответственности; 15. морали и нравственности; 16. межнационального согласия.

Сегодня и общество, и власть, и бизнес в своем арсенале имеют достаточно разнообразный спектр институтов, способный эффективно решать самые сложные задачи и достигать текущие и стратегические цели социально – экономического развития страны. Что еще необходимо для достижения целей? Это - политическая воля, гражданская активность, государственность и соблюдение принципов взаимодействия.

Демократия – человек – технологии.

При наличии различных отечественных и зарубежных моделей взаимодействия власти и бизнеса , наиболее приемлемой для России в современных социально – экономических условиях является модель партнерства институтов гражданского общества, власти и бизнеса , где общество выступает со своим ресурсом и осуществляет контрольную функцию. Только модель партнерства способна создать инновационное интелектуальное общество и инновационную конкурентоспособную экономику, основанную на знаниях и высоких технологиях, способную решать национальные задачи в условиях глобализации. И только воплотив в повседневную практику жизни общества формулу развития «демократия – человек – технологии», Россия сможет реализовать свои потенциальные возможности и занять достойное место среди ведущих мировых держав.

Приоритетными направлениями партнерства являются:

Развитие перерабатывающих отраслей промышленности, включая аграрный сектор;

Производственная и транспортная инфраструктура: строительство и эксплуатация дорог, электрических сетей, портов, трубопроводов;

Научно – технологические комплексы, научно – исследовательские и опытно конструкторские работы, доведенные до коммерциализации, развитие инновационной инфраструктуры;

Информационно – коммуникационные технологии;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Здравоохранение и социальные услуги, (включая культуру и творчество);

Поддержка и развитие предпринимательской деятельности;

Профессиональное образование и система переподготовки кадров;

Развитие инфраструктуры для занятия физкультурой, спортом и туризмом;

Повышение эффективности России в мировом разделении труда.

Формы взаимодействия общества, власти и бизнеса весьма многообразны, строятся на решении правовых, экономических, социальных, организационных, технологических, управленческих и других вопросов.

Рассмотрим несколько примеров взаимодействия общества, власти и бизнеса.

Пример 1. Формирование, рассмотрение, принятие и функционирование очень важных для страны законов, таких как Федерального закона от 06. 10. 2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Федерального закона от 21. 07. 2005 г. № 94 – ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд». По состоянию на 01 ноября 2012 г. со времени их принятия в № 131 - ФЗ и № 94 – ФЗ внесены изменения соответственно 73-мя и 32- мя Федеральными законами. Такая ситуация с качеством законов связана с тем, что они в своей основе формировались, рассматривались и принимались, с одной стороны, под давлением разных лобби, с другой, без широкого привлечения профессионалов практиков, общественности, бизнес – сообщества, т.е. главного интеллектуального ресурса общества.

Пример 2. Достаточно успешно функционирует Общественный совет Центрального федерального округа России созданный в целях консолидации усилий общественных объединений, организаций движений, представителей деловых кругов, профессиональных союзов, деятелей культуры и науки и обеспечивает взаимодействие и конструктивный диалог с Общественной палатой РФ, органами власти всех уровней.

Численный состав Общественного совета не более 130 членов. По основным направлениям деятельности образовываются постоянные комиссии из членов Совета с привлечением независимых экспертов.

На основании изучения общественного мнения по наиболее важным аспектам деятельности, формирования механизмов постоянного диалога «общество – власть – бизнес» общественный совет осуществляет:

Инициирование и поддержку исследовательских проектов по различным вопросам социально – экономического, духовно – нравственного и культурного развития Центрального федерального округа, экологически благоприятной среды обитания и здоровья населения;

Участие в разработке и общественной экспертизе социально – экономических программ, проектов законов и правовых актов, подготовку практических рекомендаций для органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Пример 3. Генеральный план развития Москвы до 2025 года, который в результате публичных чтений, предложений и замечаний муниципальных образований, экспертов и аналитиков, предполагалось принять Мосгордумой в конце 2009 года, был принят только 5 мая 2010 г. под влиянием общественности и требованием учета мнений москвичей. Однако, радикально повлиять на Генплан жители города так и не смогли. Комиссия Общественной палаты РФ по сохранению и развитию отечественной культуры назвала проект Генплана Москвы «смертным приговором» столице.

Пример 4. Ежегодно заключается Московское трехстороннее соглашение между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей с целью создания на основе принципов социального партнерства условий для обеспечения жизнедеятельности города, минимизации негативного воздействия финансового кризиса на развитие промышленности и предпринимательства, а также с целью социальной и правовой защиты работников и жителей Москвы. Для устранения противоправных действий юридических и физических лиц функционирует контрольный комитет г. Москвы и трехсторонняя комиссия по регулированию социально – трудовых отношений. Подобные трехсторонние соглашения заключаются в административных округах г. Москвы и других регионах страны.

Пример 5. Для развития предпринимательства, особенно в малом и среднем бизнесе, во многих регионах и муниципальных образованиях власть оказывает финансовую, правовую организационную, информационную, консультационную поддержку, переподготовку кадров. Созданы и функционируют бизнес – инкубаторы, технопарки, агротехнопарки инновационные центры и другие комплексы. Но до мощного технологического прорыва и эффективной экономики еще далеко.

Наряду с созданием в подмосковном Сколково научно-технологического центра по разработке и коммерциализации новых технологий, который должен стать национальным центром высоких технологи, необходимо в то же время развивать функционирующие еще научные центры и школы, четко поставив перед ними приоритетные цели.

Однако, взаимодействие общества, власти и бизнеса в России не стало пока существенным фактором экономического и социального развития. Гражданское общество находится на стадии формирования только первых и не очень уверенных практических шагов. Не играет оно существенной роли и в совершенствовании национальной внешней торговли и политики. Одна из причин этого заключается в невостребованности и недостаточной изученности накопленного в мире опыта, новых направлений и форм организации, не говоря уже о претворении в жизнь рациональных элементов этого опыта.

Международный опыт.

Заслуживает внимание деятельность Экономического и социального комитета (ЭСК), образованного в соответствии с договором об учреждении Евросоюза (ЕС), представляющим интересы практически всех слоев общества стран – членов ЕС. Особенностью ЭСК является широкий круг участников – 222 члена (по 24 члена от четырех крупных стран и меньше от малых), именуемыми советниками. ЭСК состоит из трех групп членов: первая – работодатели; вторая – работники по найму и свободных профессий; третья – группа лиц по интересам, включающая представителей потребительских союзов, торговых палат, крестьянских объединений, малых и средних предприятий, ремесленников. При выполнении своих функций все члены выступают, с одной стороны, как равноправные независимые консультанты , а, с другой стороны, в качестве контролирующего органа . Комитет разрабатывает рекомендации и заключения как по запросам ЕС, так и по своей инициативе, включая совершенствование законодательств Евросоюза, что повышает роль ЭСК.

Позиции ЭСК публикуются в официальных изданиях ЕС, а право ЭСК рассматривать проекты документов ЕС превратили комитет в коллективного партнера по взаимодействию с основными структурами ЕС.

Комитет регионов (КР) – консультативный орган ЕС организован как и ЭСК, также насчитывает 222 члена (региональные и местные руководители высокого ранга), распределенных по странам и являющимися полностью независимыми при исполнении своих обязанностей, имеющих так же право участвовать в законодательном процессе и выполняют роль связующего звена между гражданами и институтами ЕС. 8

Большую поддержку деловых кругов и широкой общественности получило направление деятельности по созданию Общего рынка в ЕС, в выравнивании экономических и социальных различий между странами – членами, что повышает стабильность развития и международную конкурентоспособность хозяйств. Малые и средние предприятия, как база эффективного функционирования рыночного хозяйства, защищены от злоупотребления доминирующими позициями крупных компаний, им оказывается также финансовая поддержка для инвестиций в осуществлении дорогостоящих НИОКР и перспективах инновационных проектов.

Представляя широкий круг общественности и охватывая различные слои экономически активного населения, члены ЭСК и КР дают возможность руководящим органам ЕС достаточно полно учитывать их мнение.

Для России, стоят задачи модернизации национальной экономики и ее более эффективного включения в мировую экономику. Изучение зарубежного опыта в развитие инновационных процессов имеет первостепенное значение. Что нужно сделать, чтобы обеспечит реальный прорыв в инновационной сфере, мобилизуя имеющиеся ресурсы? Как сократить отставание России от стран – лидеров в рейтингах мировой конкурентоспособности и недостаточной инновационной составляющей экономического развития? Что необходимо сделать, что бы российская экономика заняла достойное место на мировых рынках?

Мировой опыт показал, что основная часть общенациональных ассигнований на НИР в развитых странах поступает из частного сектора, прежде всего промышленных компаний свыше 60 %. Так, доля частного сектора в финансировании НИР в США, Швеции, Финляндии составляет 70 – 75%, Бельгии, Германии, Франции 60 -65 %.

Доля государства в финансировании НИР в развитых странах составляет около 30 %. Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемые университетами, государственными и полугосударственными исследовательскими лабораториями и институтами, оказывает эффективную поддержку инновационным разработкам в частном секторе.

Сокращая удельный вес бюджетного финансирования инновационного процесса, государство в развитых странах сохраняет в своих руках широкий спектр гибких форм регулирования инновационной сферы за счет налоговых льгот, льготных кредитов, целенаправленной поддержки малого и среднего бизнеса, передачи технологий из госсектора в промышленность, венчурного финансирования и др.

Значительное финансирование вузовских НИР осуществляют частные компании США, Канады, страны ЕС. Партнерство бизнеса и государства в финансировании НИР через специальные фонды широко распространено в европейских, особенно в скандинавских странах. Фонды оказывают изобретателям и предпринимателям финансовую и консультативную помощь в освоении инноваций, оценок новинок, патентовании и коммерциализации патентов.

В США, Канаде и странах ЕС эффективной формой партнерства государства и бизнеса является долевое финансирование НИР, что обеспечивает интеграцию интересов заказчиков и исполнителей НИР, позволяет ограничить расточительство государственных, частных и других привлеченных средств, рационально распределить риск между соинвесторами инновационных проектов.

Во многих странах мира действенным способом активизации инновационных процессов является венчурное финансирование. Например, в США создано более 900 венчурных компаний и фондов с государственным участием, а основными объектами венчурного финансирования выступают фирмы динамично развивающихся приоритетных отраслей, основанных на высоких технологиях: информационно – коммуникационные технологии, биотехнологии, медицинские и природоохранные технологии.

Расширяется партнерство государства, частного бизнеса и университетов в создании прибыльных объектов инфраструктуры для поддержки и развития промышленных инноваций: технополисов, технопарков, бизнес и маркетинговых центров. Наибольшую известность среди технопарков получили Селиконовая долина – символ научного развития США, Кембриджский парк (Великобритания), Цукуба (Япония) и другие, созданные по инициативе государств, а источником инвестиций являются бюджеты центральных, региональных и местных органов власти совместно с частным бизнесом.

Анализируя зарубежный опыт взаимодействия общества, власти и бизнеса в решение задач социально – экономического развития страны, включая инвестиционно - инновационную сферу, Россия находится в русле общемировых тенденций. В тоже время, не исключая эффективную государственную поддержку развитию экономики и бизнеса всеми видами ресурсов, в свою очередь, крупный бизнес, который ответственный за сформированную сырьевую экономику России, должен стать заказчиком и инвестором инновационного прорыва российской экономики, особенно, в приоритетных системообразующих отраслях.

Залогом успеха в создании инновационной социально – рыночной экономики России, основанной на мировом опыте и знаниях, должно стать постоянное взаимодействие неправительственных структур, охватывающих различные слои экономически, социально и политически активных граждан, государственных и муниципальных служащих и бизнес - сообщества. Только через это взаимодействие, построение и развитие гражданского общества можно принимать правильные решения, обеспечивающие интеграцию ресурсов, достижение синергетического эффекта и общенациональных интересов, устойчивое развитие России.

Время летит неумолимо!

Если не успеть – можно опоздать. Причем – навсегда.

Человек

семья

Общество

Власть

Общество

Человек

Семья

Власть

Л.В. Сабельников. Зарубежный опыт партнерства правительства с общественными организациями в содействии развитию внешнеторговой деятельности. Российский внешнеэкономический вестник № 12

2007 г.

В.П. Клавдиенко. Частно- государственное партнерство в организации и финансировании НИР в инновационной экономике. «Инновации и экономическое развитие: опыт зарубежных стран и России». Сб. научных статей. Под ред. проф. Н.В. Кулакова, проф. М.Н. Осьминой. – М.: ТЕИС, 2009.