Понятие практическая деятельность. Деятельность человека и ее виды

Деятельность представляет собой специфическую форму активности человека, которая регулируется его сознанием и направляется на глубинное познание окружающего и внутреннего мира.

Понятие деятельности

Деятельность является необходимым условием для полноценной человеческой жизни, именно она способствовала становлению человеческой личности. Взаимосвязь индивидуума и процесса деятельности выражается в замкнутом круге: не существует человека, который находится вне деятельности, так же, как не существует деятельности вне человека. Деятельность сложилась в процессе эволюционного становление человека – животное приспосабливается к условиям окружающей среды, человек напротив, изменяет эту среду под себя благодаря возможности деятельности.

Деятельность состоит из таких этапов: потребность, которая формирует цель, цель толкает на поиски путей своего достижения, пути достижения порождают действие, которое в свою очередь приносит результат.

Виды деятельности

Деятельность человека возникает исключительно в среде его непосредственного обитания, и классифицируется на два вида: физическая и умственная деятельность. Физический труд представляет собой деятельность, в процессе которой увеличивается мышечная активность, а также требуется высокий уровень энергетических затрат.

Умственная или интеллектуальная деятельность – это вид деятельности, осуществление которой заключается в приеме и трансформации информации, требующая повышенной внимательности и активизации процесса мышления.

В классификации деятельности существует ее деление на учебу, труд и игры. Такие виды деятельности как учеба и игра осуществляются различными методами, но взаимосвязаны одной целью – познанием. Трудовая деятельность направлена на получение человеком материальных и духовных благ, которые являются необходимыми для его жизнедеятельности.

Игра, учеба и труд - виды деятельности взаимосвязаны между собой, так как являются друг для друга подготовительными этапами. Так к процессу учебы человек проходит подготовку в виде игры, учеба предшествует началу трудовой деятельности.

Сознание и деятельность

Сознание и деятельность – это два понятия, которые плотно взаимосвязанные друг с другом. Мотивация деятельности является не чем иным, как осознание человеком своей потребности – необходимость учится, работать, создавать произведения искусства. Прежде чем деятельность начнет выражаться в материальном плане, в сознании человека происходит предварительный анализ целей деятельности, путей ее достижения.

Но и деятельность человека способна влиять на его сознания Процесс деятельности трансформирует человеческие представления о ценностях, значительно расширяет возможности духовного роста личности.

Познание человеком мира

Познание человеком мира неразрывно связано с его умственной деятельностью. Познание является результатом накопления знаний об обществе и окружающей среде, которое происходит с помощью учебы. Учебу как инструмент познания мира человеком не следует рассматривать в узком смысле – это может быть как учебный процесс в школе, так и прием традиции о опыта предшествующих поколений.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

Определение

Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

Главные компоненты

Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

Типы действий

Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

  1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
  2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
  3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
  4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

Другие компоненты деятельности

Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

Общение

Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

Игра

Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

Труд

Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

Обучение

Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

Основное отличие от других видов активности

Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

Типы деятельности

Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

  • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
  • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

  • процесс вовлечения в деятельность,
  • процесс целеполагания
  • процесс проектирования действий,
  • процесс осуществления действий,
  • процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , Психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , был М. Я. Басов ].

Участники Московского логического кружка и Московского методологического кружка (Г. П. Щедровицкий и другие) разработали системомыследеятельностную методологию (СМД-методологию) - категориальный аппарат для исследований, организации и управления системами мышления и деятельности.=)

Примечания

Типы деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

  • Практическая деятельность направлена прежде всего на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
  • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
  • Эстетическая деятельность, связанная с восприятием и созданием произведений искусства, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, которые определяются ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.

См. также

  • структура деятельности

Литература

  1. Гуляихин В. Н. Логико-философский анализ некоторых концептуальных проблем теории деятельности // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7. Вып. 3. 2003. С. 23 - 28.
  2. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат. - 1982. - 255 с.
  3. Подолец В. В. Социальная деятельность как высшая форма самоорганизации материальных систем//Самоуправление в обществе: происхождение, сущность, развитие. Дис. …канд. филос. наук.- Л.: ЛГУ - 1988. - 179 с.
  4. Подолец В. В. Самоорганизация, деятельность и проблемы человека//Новое понимание философии: проблемы и перспективы. - М.: РАН. −1993. - С. 116-118.
  5. Подолец В. В. Деятельность как социальная форма самоорганизации//Российская идея и идея глобализации. - 1993 .
  6. Подолец В. В. Российская идея и идея глобализации//Философия, человек, цивилизация: новые горизонты XXI века. Часть I. - Саратов: ООО издательство «Научная книга». - 2004. - С. 171-175.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

  • Радзинский, Эдвард Станиславович
  • Священное Писание

Смотреть что такое "Деятельность" в других словарях:

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо … Большая психологическая энциклопедия

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек… … Философская энциклопедия

    деятельность - направить действие деятельность начать действие, начало деятельность осуществляется действие, пассив на ся, продолжение деятельность связана касательство заниматься коммерческой деятельностью действие, непрямой объект заниматься… … Глагольной сочетаемости непредметных имён

    Деятельность - посредника (финансового брокера) заключается в выполнении агентских (посреднических) функций при купле продаже ценных бумаг засчет и по поручению клиента на основании договора комиссии или поручения. Деятельность инвестиционного консультанта… … Финансовый словарь

    деятельность - См … Словарь синонимов

    деятельность - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ специфический для человека тип преобразования действительности, одна из центральных категорий философии. В отличие от поведения, Д. не определяется биологически или социально заданными программами. Для нее характерно… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, деятельности, мн. нет, жен. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой нибудь области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    деятельность - Процесс или система процессов, осуществляемых организацией с целью производства одного или более видов продукции, оказания услуг или их поддержки. Примечание Примером подобных процессов являются бухгалтерский учет, обеспечение информационных (ИТ) … Справочник технического переводчика

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс … Большой Энциклопедический словарь

    Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадияхПсихологический словарь

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. традиционно подразделяется на: 1)… … Новейший философский словарь

Книги

  • Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России , Соколов. Деятельность императрицы Екатерины II на пользу женского образования в России: Воспитанницам старших классов Одесской гор. 2 женской гимназии. 6 окт. 1896 г. / Вс. Соколов R 8/1142:Одесса:…