Образование как фактор, влияющий на развитие человека. Внешняя среда и ее влияние на организацию

Бобрышев Артур Дмитриевич к.э.н., доцент
Статья опубликована в журнале «Вестник Университета» (ГУУ) № 23, 2011

Год 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Индекс 260,4 2609,0 939,9 315,1 231,3 121,8 111,0 184,4 136,5 120,2

Год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Индекс 118,6 115,1 112,0 111,7 110,9 109,0 111,9 113,3 108,8 108,8

Это разрушение годами сложившейся, доказавшей всему миру свою эффективность, системы образования и переподготовки кадров. Это изъятие из хозяйственного оборота сверхдоходов от экспорта нефти и газа с их замораживанием в Стабилизационном фонде на счетах зарубежных банков и многие другие действия, имевшие результатом нарушение цикла расширенного воспроизводства. В итоге – многократное падение объемов хозяйственной деятельности и кризисное состояние экономики. В этих условиях на деятельность промышленных предприятий решающим оказалось воздействие следующих факторов, являющихся следствием воспроизводственных причин кризиса.

Во-первых, моральный и физический износ производственных основных фондов, имеющий следствием создание реальных препятствий для выпуска конкурентоспособной продукции. Средний износ основных фондов в промышленности составляет от 39,9 до 50,3% (в развитых странах – до 20%). Уровень загрузки производственных мощностей – 62% (в Европе – от 78 до 88%) .

Во-вторых, ликвидация действовавшей системы профессионально-технического образования и вызванное деградацией отечественной промышленности и науки падение престижа технических специальностей в ВУЗах привели к нехватке трудовых ресурсов востребованных сегодня специальностей и квалификации. Это подтверждают данные рейтингового агентства «Эксперт РА», согласно которым наибольший дефицит предприятия испытывают в производственно-техническом персонале и работниках инженерных специальностей (рисунок 1):

Рис. 1. Доля компаний, испытывающих дефицит работников различных категорий

В ноябре-декабре 2010 г. кадровый холдинг «АНКОР» провел исследование среди представителей HR-департаментов ведущих российских и международных компаний, оперирующих в России, с целью выявить дефицитные специальности и определить основные причины, способствующие развитию и ухудшению ситуации с профессиональными кадрами в России.

Наибольшие трудности для респондентов в последние два года вызвал подбор персонала в области продаж (45%), профильных технических специалистов (32%) и специалистов по информационным технологиям (23%). Причем среди сотрудников отдела продаж наиболее дефицитными оказались специалисты/менеджеры по продажам, далее – руководители отделов продаж, региональные директора и торговые представители.

Среди линейного персонала и рабочих наиболее востребованными являются: операторы и помощники операторов производственной линии, наладчики, механики, водители погрузчика, слесари, техники, машинисты, электромонтеры, комплектовщики, кладовщики, грузчики, заправщики, повара, кассиры и бармены.

Причин дефицита профессиональных кадров называется несколько, но основ-ные из них, по мнению опрошенных представителей HR-департаментов, это отсутствие на рынке кандидатов требуемого уровня подготовки из-за низкой квалификации соискателей (88% по Петербургу и 75% по Москве) и завышенных финансовых ожиданий кандидатов (49% по Петербургу и 44% по Москве). Данные цифры респонденты подкрепили высказываниями: «Молодежь в своём большинстве имеет ничем не подкрепленные амбиции и высокие «зарплатные» ожидания. При этом уровень образования и квалификации специалистов значительно снизился за последние 5 лет» и «Качество подготовки молодых специалистов отстает от потребностей современного производства» .

В-третьих, административное повышение цен на энергоносители, транспортных тарифов, опережающее темпы инфляции и рост цен на конечную продукцию, вызвали дальнейшее снижение рентабельности промышленного производства, рост числа убыточных предприятий и предприятий-банкротов. Анализ показал, что правительство и в будущем намеревается продолжить идти на поводу у монополистов в энергетике, планируя дальнейший опережающий рост тарифов на газ и электроэнергию. Согласно его перспективным планам , цена на газ должна будет повыситься к 2020 г. в 3,66 раза, на электроэнергию – в 2,65 раза, на железнодорожные перевозки – в 2,25 раза при общем росте цен менее чем в 2 раза. При этом основной скачок тарифов на услуги естественных монополий приходится на первую половину прогнозного периода: к 2015 году цена на газ должна вырасти в 3,3 раза, на электроэнергию – в 2,18 раза, на железнодорожные перевозки – в 1,84 раза при общем росте цен в 1,63 раза.

Очевидно, если сравнить намечавшийся и реальный рост тарифов с темпами инфляции (таблица 2), можно констатировать, что удорожание электрической и тепловой энергии и в постреформенные годы остается одним из важнейших факторов снижения эффективности российской экономики и банкротства предприятий (таблицы 3 и 4).

Таблица 2. Темпы инфляции в России (%)

* Следует иметь в виду, что рентабельность в отраслях ТЭК в 3-4 раза превышает аналогичный показатель в обрабатывающих отраслях

Таблица 4. Результаты рассмотрения арбитражными судами субъектов РФ дел о несостоятельности (банкротстве) в 2006-2010 гг.

2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2010 г.
Количество дел, по которым проводилась процедура финансового оздоровления и производство по которым прекращено в связи с погашение задолженности 39 33 38 53 91
в % к итогу 0,05% 0,17% 0,34% 0,34% 0,56%
Количество дел, по которым проводилась процедура внешнего управления и производство по которым прекращено в связи с восстановлением платежеспособности 31 41 40 11 14
в % к итогу 0,04% 0,21% 0,28% 0,07% 0,09%
Количество решений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства 77 447 19 238 13 916 15 473 16 009
в % к итогу 99,77% 98,97% 98,49% 98,78% 97,98%
Количество дел, по которым прекращено производство в связи с утверждением мирового соглашения 106 126 126 127 225
в % к итогу 0,14% 0,65% 0,89% 0,81% 1,38%
ИТОГО: 76 623 19 438 14 130 15 664 16 339

В-четвертых, воспроизводственные причины кризиса имели следствием критическое снижение расходов на НИОКР , массовую ликвидацию подразделений заводской науки, НИИ и КБ; использование амортизационных отчислений не на цели реновации, а на пополнение оборотных средств. В 2006 г. внутренние затраты на исследования и разработки в нашей стране составили (по паритету покупательной способности) 5,4% от уровня США, 13,4% от уровня Японии и 21,5 от уровня Китая . Затраты на НИОКР в процентах к валовому внутреннему продукту никак не могут преодолеть планку в 1,03% , тогда как в советское время они достигали 2,3–2,5%. По сравнению с 1995 г. в 2008 г. количество научных организаций сократилось на 10%, численность научного персонала – на 28% . Число конструкторских бюро и научно-исследовательских, проектно-конструкторских подразделений на предприятиях снизилось на 24-25%, а проектных и проектно-изыскательских организаций – в 5 раз! Результаты не замедлили сказаться. Положение России в мире по удельному весу организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства сегодня характеризуется данными, приведенными на рисунке 2. По структуре затрат на технологические инновации Россия также продолжает оставаться в числе развивающихся стран, преимущественно приобретая машины, оборудование и программные средства (таблица 5).


Рисунок 2. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства

Таблица 5. Структура затрат на технологические инновации организаций промышленного производства по видам инновационной деятельности (%)

Всего Исследования и разработки, выполненные собственными силами Исследования и разработки, выполненные сторонними организациями Приобретение машин, оборудования, программных средств Приобретение новых технологий Прочие зат-
раты на тех-
нологические инновации
Россия 100 10,3 8,3 56,7 1,8 22,9
Европа
Бельгия 100 30,3 13,4 34,8 21,5 -
Болгария 100 6,3 1,3 88,8 3,6 -
Германия 100 47,2 8,9 24,4 2,8 16,7
Греция 100 13,3 2,3 83,0 1,4 -
Дания 100 64,0 16,8 16,1 ... -
Ирландия 100 27,4 4,2 63,9 4,4 -
Испания 100 39,9 19,4 29,6 2,9 8,2
Италия 100 35,3 7,4 51,8 5,5 -
Люксембург 100 74,1 1,3 21,8 2,8 -
Нидерланды 100 63,2 15,0 19,9 1,9 -
Норвегия 100 61,0 20,3 15,5 3,3 -
Португалия 100 20,0 6,3 72,4 1,4 -
Румыния 100 13,9 3,7 80,5 1,9 -
Словакия 100 7,2 2,5 89,2 1,1 -
Франция 100 68,9 19,8 9,7 1,6 -
Чешская Республика 100 18,3 14,4 43,5 23,7 -
Швеция 100 64,4 ... 17,5 2,3 -

Отрадно, что данные статистики неизменно указывают на стабильный рост создаваемых и применяемых прогрессивных технологий. За последние восемь лет количество вновь созданных передовых производственных технологий возросло на 24%, а число используемых – в 2,6 раза. Однако при этом, доля вновь созданных прогрессивных технологий, в общем количестве используемых снизилось за тот же период с 10 до 5% . Очевидно, что идет массированное внедрение импортных технологических процессов, выведенных из производства на Западе. В отдельных отраслях и областях жизнедеятельности зарубежные товары и технологии завоевали практически стопроцентное господство при полном отсутствии отечественных товаров-заменителей.

В-пятых, воспроизводственные причины кризиса имеют следствием хронический недостаток кредитно-денежных ресурсов на пополнение оборотных средств и осуществление инвестиционной деятельности предприятий. Несмотря на беспрецедентное снижение ставки рефинансирования ЦБ РФ (в мае 2011 г. – 8,25%, в то время, как, например, в мае 1994 г. она достигала 205%) , кредитные ресурсы остаются трудно доступными для промышленных предприятий в силу их дороговизны по отношению к средней рентабельности продукции промышленности (см. таблицы 3 и 6).

Таблица 6. Реальные ставки инвестиционного кредитования некоторых московских банков (май 2011 г.)*

Для расчетов приняты следующие условия: запрашиваемый кредит составляет 15 млн. рублей сроком на 1 год. Выдается под залог недвижимости, оборудования и/или готовой продукции. Обеспечение составляет 143% от суммы кредита

В-шестых, влияние воспроизводственных причин кризиса на деятельности промышленных предприятий сказывается через неразвитость адекватной требованиям рынка производственной инфраструктуры промышленности – комплекса отраслей, обеспечивающих внешние условия для развития производства. Она включает в себя грузовой транспорт, дороги, электро-, газо- и водоснабжение, складское и коммунальное хозяйство, связь, информационное обслуживание.

Производственные активы инфраструктурных отраслей крайне устарели. Износ основных фондов транспортной системы достиг 55-70% и продолжает нарастать. В газотранспортной отрасли он составляет в среднем 56%, причем 14% трубопроводов (по протяженности) уже выработало нормативный срок службы, а 1/3 оборудования газораспределительных станций требует замены. Износ магистральных трубопроводов превышает 70%. Такая же картина складывается и в других отраслях инфраструктуры .

В-седьмых, одним из важных факторов, оказывающих существенное влияние на деятельность промышленной компании в условиях кризиса, является несоответствие сферы обращения средств производства и потребительских товаров потребностям и уровню развития промышленности. Несмотря на внешне бросающееся в глаза изобилие торговых организаций и посреднических фирм, качество товаропроводящей распределительной сети, особенно в части продукции производственно-технического назначения, оставляет желать лучшего. Высокие таможенные пошлины на ряд импортных материалов превращают сделки по их приобретению в нелегальный бизнес. Отсутствие нормативного регулирования уровня торговой надбавки многократно удорожает продукцию промышленности при ее перепродаже через посредников. Крупные торговые сети выдвигают кабальные условия для вхождения производителя на их торговые площадки. У предприятий часто возникают непреодолимые сложности при покупке мелких партий материалов или комплектующих, что также ведет к удорожанию их продукции для конечного потребителя.

Можно и далее продолжить аргументацию определения основных факторов, оказывающих влияние на деятельность российских компаний вследствие действия эндогенных причин возникновения кризисов. Однако, так как данный вопрос весьма обширен, ограничимся их классификацией, предложенной нами в таблице 7:

Таблица 7. I. Группа факторов, связанная с эндогенными по отношению к экономической системе причинами возникновения кризисов

Причины кризисов
I.1. Воспроизводственные I.1.1. Недостаток трудовых ресурсов (абсолютный или относительный – дефицит работников нужных специальностей и/или квалификации)
I.1.2. Недостаток кредитно-денежных ресурсов (дефицит оборотных средств, высокие процентные ставки за кредит)
I.1.3. Моральный и физический износ производственных основных средств, препятствующий выпуску конкурентоспособ-ной продукции
I.1.4. Неразвитость производственной инфраструктуры (транспорт, связь, коммуникации, обеспечивающие продвижение товаров и услуг от производителя до потребителя)
I.1.5. Несоответствие сферы обращения средств производства и потребительских товаров потребностям производства
I.1.6. Опережающий рост цен на энергоносители, сырье, транспортные услуги по отношению к ценам на конечную продукцию
I.1.7. Критическое сокращение расходов на НИОКР, использование амортизации не на цели реновации основных средств
I.1.8. Ликвидация подразделений заводской науки, отраслевых НИИ и КБ
I.2. Структурные I.2.1. Падение спроса на продукцию компаний отраслей-аутсайдеров (затоваривание готовой продукцией, избыточность мощностей, отсутствие оборотных средств, безработица, банкротство)
I.2.2. Дефицит мощностей (ресурсов) компаний отраслей-лидеров (нехватка трудовых, финансовых, материально-технических ресурсов; острая потребность в техническом перевооружении)
I.3. Институциональные I.3.1. Превалирование в экономической системе компаний организационно-правовых форм и форм собственности, сдерживающих их эффективное функционирование
I.3.2. Отсутствие правового регулирования новых форм организации хозяйственной деятельности
I.3.3. Сохранение многоукладности экономики (воспроизводство производительных сил и продукции, относящихся к устаревшим технологическим укладам)
I.4. Организационно-экономические I.4.1. Несоответствие состава и содержания рыночной инфраструктуры изменяющимся потребностям производства
I.4.2. Преимущественный консерватизм действующих форм организации производства и управления
I.5. Государственно-экономические I.5.1. Консерватизм форм и методов государственного регулирования экономики
I.5.2. Ограничения, запреты и уголовное преследование за отдельные виды деятельности
I.6. Конъюнктурные I.6.1. Сохранение приоритета экспортно-сырьевой направленности экономики
I.7. Внешнеэкономические I.7.1. Разрушение хозяйственных связей с контрагентами в ближнем зарубежье
I.7.2. Падение рыночной капитализации российских компаний
I.7.3. Исчерпание возможностей кредитования за рубежом
I.7.4. Эмбарго на продажу российским компаниям ключевых технологий
I.7.5. Свертывание иностранных инвестиций

При анализе факторов, обусловленных действием внешних по отношению к экономической системе причин кризисов, особо следует остановиться на группе факторов, вызванных технологическими обстоятельствами. Согласно положениям теории долгосрочного технико-экономического развития , нынешнее поколение является свидетелем перехода от текущего, пятого, технологического уклада (ТУ) – информационного – к шестому, становление и рост которого будут определять глобальное развитие в ближайшие два-три десятилетия. Ключевым фактором действующего ТУ является микроэлектроника и программное обеспечение. В число производств, образующих его ядро, входят производства электронных компонентов и устройств, электронно-вычислительной техники, радио- и телекоммуникационного оборудования; лазерного оборудования; услуги по обслуживанию вычислительной техники .

Граница между современным и нарождающимся ТУ лежит в глубине проникновения технологии в структуры материи и масштабах обработки информации. Если пятый ТУ основывается на применении достижений микроэлектроники в управлении физическими процессами на микронном уровне, то шестой ТУ предполагает применение нанотехнологий, оперирующих на уровне одной миллиардной метра. В настоящее время шестой ТУ выходит из начальной фазы развития в фазу роста. Его расширение сдерживается, как незначительным масштабом и неотработанностью соответствующих технологий, так и неготовностью социально-экономической среды к их широкому применению. Хотя расходы на освоение новейших технологий и масштаб их применения растут по экспоненте, общий вес шестого ТУ в структуре современной экономики остается незначительным. Предполагается, что качественный скачок произойдет после завершения структурной перестройки ведущих экономик мира и перехода нового ТУ к фазе роста, ожидаемых в середине следующего десятилетия. По имеющимся прогнозам научного фонда США, к 2015 г. годовой оборот рынка нанотехнологий достигнет 1-1,5 трлн. долл .

В их числе востребованных останутся несущие отрасли предшествующего пятого ТУ, такие, как: электротехническая, авиационная, ракетно-космическая; атомная; приборостроение; станкостроение; образование; связь. Наряду с ними связанная с распространением нового ТУ революция охватывает здравоохранение (эффективность которого многократно возрастает с применением клеточных технологий и методов диагностики генетически обусловленных болезней) и сельское хозяйство (благодаря применению достижений молекулярной биологии и генной инженерии), а также создание новых материалов с заранее заданными свойствами. Благодаря по-явлению наноматериалов, в число несущих отраслей нового ТУ также войдут: химико-металлургический комплекс, строительство, судо- и автомобилестроение .

Начавшаяся объективная трансформация приоритетов технологического развития естественным образом вызовет кризисные явления в промышленном производстве и сопряженных с ним сферах общественно-экономической деятельности.

В качестве основных возможных проявлений воздействия технологических причин кризиса на деятельность компаний в этих условиях можно назвать следующие:

1. Исчерпание потенциала преобладающих поколений техники во всех ее проявлениях. В первую очередь это коснется характеристик и типов применяемых технологических процессов. Такие параметры, как трудо-, энерго- и материалоемкость, количество переделов, негативное воздействие на окружающую среду должны будут радикально пересмотрены;

2. Повышение удельной мощности энергоустановок, исчерпание и/или снижение уровня использования доступных источников углеводородного сырья для целей энергетики, развитие альтернативных способов получения энергии вызовет изменение структуры источников энергии для производственных целей;

3. Появление новых, более совершенных материалов с ранее недоступными свойствами, будет иметь следствием необходимость в изменении методов их обработки, состава и структуры парка оборудования предприятий;

4. Перечисленные обстоятельства, а также новые технологические возможности, открывающиеся в условиях действия шестого ТУ, приведут к изменению структуры спроса на продукцию, как производственно-технического назначения, так и потребительские товары в пользу современных образцов.

В обобщенном виде классификацию всей совокупности основных факторов, оказывающих влияние на деятельность российских компаний вследствие действия экзогенных причин возникновения кризисов, можно представить следующим образом (таблица 8):

Таблица 8. II. Группа факторов, связанная с экзогенными по отношению к экономической системе причинами возникновения кризисов

Причины кризисов Факторы, оказывающие влияние на деятельность компании
II.1. Технологические II.1.1. Исчерпание потенциала преобладающих поколений техники
II.1.2. Изменение структуры спроса на продукцию в пользу современных образцов
II.1.3. Появление новых, более совершенных технологий, материалов
II.1.4. Изменение структуры источников энергии
II.2. Демографические II.2.1. Относительное имеющимся местам приложения труда перенаселение
II.2.2. Депопуляция в силу естественных или искусственно вызванных причин
II.2.3. Увеличение демографической нагрузки на природную среду
II.3. Природно-экологические II.3.1. Исчерпание доступных запасов природного сырья
II.3.2. Чрезмерное загрязнение окружающей среды, повышенные расходы на природоохранные мероприятия
II.3.3. Чрезвычайные природные явления (извержения вулканов, землетрясения, цунами, таяние ледников)
II.4. Социокультурные II.4.1. Стагнация в развитии науки
II.4.2. Разрушение эффективной системы образования, подготовки кадров
II.4.3. Отсутствие национальной идеи
II.4.4. Деградация культуры, этики, идеологии в обществе
II.5. Психологические II.5.1. Неверие в возможность самореализации специалиста в действующих социально-политических и экономических условиях
II.5.2. Разлагающее влияние коррупции во всех слоях общества
II.5.3. Многократный разрыв в доходах богатейших и беднейших групп населения
II.6. Государственно-правовые II.6.1. Кризис государственной власти, сращивание аппарата представительной и исполнительной власти с криминалитетом
II.6.2. Масштабная легализация доходов, полученных незаконным путем
II.6.3. Молчаливое признание результатов незаконной приватизации
II.6.4. Распространение не легитимных методов построения хозяйственных отношений
II.6.5. Слабость и ангажированность общегражданской и арбитражной судебных систем
II.6.6. Порочность законодательства о банкротстве – основного инструмента уничтожения промышленного потенциала
II.7. Военно-политические II.7.1. Изъятие из хозяйственного оборота ресурсов, направляемых на финансирование военных действий и компенсацию последствий внутренних социальных конфликтов
II.7.2. Физическое разрушение производственного потенциала предприятий регионов, в которых происходят вооруженные конфликты
II.7.3. Утрата профессиональной квалификации жителями, проживающими в регионах локальных конфликтов

Если проанализировать предложенные в таблицах 7 и 8 факторы, которые оказывают влияние на деятельность компании в результате кризисных явлений в экономике, с позиции возможности их преодоления силами предприятий, то получим следующее распределение (таблица 9).

Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Академик Ю.П. Лисисцин в понятие «образ жизни» включает еще один важный фактор - медицинскую активность, рассматривая ее в трех аспектах:


  • характер активности людей - интеллектуальная, физическая;

  • сфера активности - трудовая, внетрудовая;

  • виды (формы) активности - производственная, социальная, культурная (образовательная), деятельность в быту, физическая, медицинская.

Следовательно, образа жизни - это деятельность личности, протекающая в конкретных условиях жизни и зависящая от них.



Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций, а условия жизни - это деятельность людей в определенной сфере обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини- и макросфере, быт и устройство своего жилища. Как правило, образ жизни взаимосвязан с укладом жизни, уровнем жизни, качеством и стилем жизни. Данные понятия объединены четырьмя категориями: экономическая представлена уровнем жизни и отвечает на вопрос, каково Ваше материальное благополучие; социологическая - каково качество Вашей жизни; социально-экономическая - каков Ваш уклад жизни; социально-психологическая - каков стиль Вашей жизни.


Выделяют две сферы, характеризующие образ жизни - здоровый и нездоровый образ жизни. В здоровом образе жизни (ЗОЖ) выделяют восемь позиций, отражающих наиболее благоприятные воздействия (рис. 1). Каждая из позиции ЗОЖ характеризуется психофизиологической удовлетворенностью. Позиции нездорового образа жизни (НОЖ) связаны с дискомфортом, накоплением отрицательных эмоций и факторов, которые отражаются на нервно-психологическом статусе.



Рис. 1. Позиции здорового и нездорового образа жизни


Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование ЗОЖ является главным аспектом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровлении с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.


Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Введение

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме как образование как фактор, влияющий на развитие человека. Так как вся человеческая жизнь проходит в постоянном процессе обучения. Актуальность темы заключается в формировании институтов общества и что от образования зависит перспективы развития социального и экономического прогресса.

Поэтому необходимо учитывать то, что сегодняшнее образование должно вооружать молодых людей, выпускников умением учиться и получать образование на протяжении всей жизни, умением определять четкую жизненную позицию. Им необходимо хорошо ориентироваться в информационном пространстве, быть гибкими, предприимчивыми, обладать коммуникативными навыками, мыслить творчески, делать осознанный выбор и нести за него ответственность. И целью образования заключается в передаче культуры в виде социального опыта людей от одного поколения к другому. Образование является той частью объективного мира, которую изучает педагогика. Здесь надо отметить, что «объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. А предметом педагогики является образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях)».педагогический образование личность

И это чтоб передалось человеку необходимо системное обучение, которое зависит от многих факторов.

Курсовая работа состоит из четырех глав: Введение, где отмечается актуальность темы и краткое содержание курсовой. Во второй главе говорится о факторах биологических, социальных и педагогических развития

личности, так как рост и развитие человека неразрывно связаны с природой, современным прогрессом и общественной жизнью. Третья глава посвящена этапу развития, о том как с человеком происходит глубокие изменения в сознании при взаимодействии с другой группой людей и что может положительно повлиять на человека, чтоб он чувствовал как личность и как пример для других. И четвертая глава это заключение, где обобщается роль и значение образования. И как человек неразрывно связан с общественной жизнью как личность и как гражданин своего государства.

Биологические факторы

Но чтоб быть образованным нужны человеку усилия при получении знаний. Так как каждый человек индивидуален. И здесь важную роль играет факторы на развитие личности. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов.

«Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности. Они развиваются под воздействием среды воспитания. При рождении здоровые люди обладают относительно одинаковыми задатками, возможностями. И только социально наследование, то есть при жизненное влияние окружающей среды и воспитание обеспечивает развитие.. Это закон развития личности, сформулированный Л.С. Выготским, означает, что посредством совместной деятельности и отношения формируется психические функции ребенка, социальные навыки, этические нормы, самосознание».

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека - его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества.

Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.»

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли, Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре.4

Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. «И что врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что еще из человека получится великая личность. Можно иметь хорошую наследственность, но оставаться при этом умной ненужностью.

«Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание. Наследственность проявляется в том, что человеку передаются основные биологические признаки человека (способность разговаривать, работать рукой). С помощью наследственности человеку передаются от родителей анатомофизиологическое строение, характер обмена веществ, ряд рефлексов, тип высшей нервной деятельности. Великий русский ученый И.П.Павлов в своем учении о типах высшей нервной деятельности предпринял наиболее успешную попытку связать темперамент особенностями организма человека. Он предположил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности. Иными словами, речь идет об индивидуальных свойствах человека, которые скорее являются врожденными, а не приобретенными.

В итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим образом:

Сильный, уравновешенный, подвижный тип сангвинический темперамент;

Сильный, уравновешенный, инертный тип флегматический темперамент;

Слабый тип - меланхолический темперамент.

Это на самом деле так: темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек. Темперамент как личностная особенность человека имеет свои собственные свойства. Свойства темперамента определяют, прежде всего динамику психической жизни человека.»

Социальные факторы

Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может»6 Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная. «Cреда географическая- это растительный покров, животный мир, атмосферная температура, источник целебных вод, геомагнитные и геопатогенные зоны. Даже в современное время есть труднодоступные места, где живут люди ограниченные к интеллектуальным источникам.Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.»

Домашняя среда -это семейная атмосфера, их образ жизни. Любовь и дружба с близкими и общение с ними является важнейшим источником разностороннего развития ребенка. Так как « огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека.8 Немаловажную роль имеет квартира: магнитные волны, вибрация. Эта микросреда влияет на биологическую природу и социальное развитие личности. Социальная среда - совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, социально- бытовые условия, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Благоприятной социальной средой является та, где доминируют идеи и ценности направленные на развитие творческой и инициативной личности. «Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта.

Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества. Формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям. «Формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.

Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.»

Педагогические факторы

Воспитание и передача знаний планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание и обучение осуществляются целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Образовательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек - творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя. Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

Педагогический фактор очень большую роль играет в жизни школьника педагог, который должен вложить семя доброжелательности и любви. Именно педагог и его методы обучения дают ту основу к познанию ребенку. Если ребенок с первых дней не почувствовал внимание со стороны учителя ему приходиться с трудом осваивать знание. Педагогический фактор заключается в отношении к своей работе и отношение к ученику. Для того

чтоб школьная программа была более оптимальной разрабатываются средства, методы и формы обучения и воспитания. «В дошкольных учреждениях проводятся педагогические исследования. Наиболее доступным и распространенным методом исследования является наблюдение в естественных условиях. Это видеосъемки, фотографирование, протоколы и дневники. Широко применяется опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование и тестирование. Значительное место отводится эксперименту с целью проверки и обоснования научной гипотезы. Все эти педагогические исследования строят фундамент для растущего всего поколения и для развития отдельно взятой личности. Умение со стороны учителя заметить талант и развить его - вот главная задача.»10 Педагогический фактор еще заключается в развитии личности в том что « педагог - образец для подражания, побуждающий учащихся следовать за ним, равняться на близкий и доступный для подражания образец»

Под педагогическим опытом понимают практику обучения и воспитания, отражающую уровень развития педагогической науки. Характеризуют передовой опыт высокий положительный эффект в обучении и воспитании и достижение результатов без больших затрат времени и сил.

Новые способы циркуляции информации таковы, что в системе образования возникает необходимость формирования нравственных, интеллектуальных, дидактических принципов и норм ее создания, представления и распространения. Проблема ее качества и надежности в системе образования должна обеспечиваться новыми педагогическими и ценностно-нравственными канонами, которые формируются и будут формироваться в дальнейшем. Ведутся интенсивные поиски адекватных и опережающих путей и методов соответствия системы образования требованиям информационного общества. Многообразие выдвигаемых при этом концепций, программ свидетельствует, во-первых, о сложности и актуальности отражения глобальных информационных процессов в образовательном пространстве, и, во-вторых, о качественных изменениях в осмыслении педагогической действительности. Различные концепции и теории, складывающиеся в рамках педагогики, психологии, лингвистики, кибернетики, информатики могут соединиться и, как показывает опыт, уже соединяются в некоторую своеобразную систему, выступающую как информационная педагогика.

Этапы развития личности

Наука выдвигает несколько фаз развития личности. Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям,которые зависят от особенностей той группы в котором протекает, начиная с детского сада затем начальных классах и в новой компании. Взаимоотношение личности в коллективе дает новое и новое содержание в развитии человека. И это называется фазами развития личности. Первая фаза становление личности. Человек не может осуществить свою потребность в персонализации раньше,чем освоит действующие другие в группе нормы (нравственные, учебные, производственные)) и не овладеет теми приемами и средствами деятельности которыми владеют другие члены. Это достигается при переживании некоторой утраты своих индивидуальных отличий. Но при этом он может быть примером для других членов как личность.

Вторая фаза порождается обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть как все» и стремлением человека к максимальной персонализации. Например попав в новую компанию он не будет стараться выделяться, а начнет осваивать их правила и нормы. После адаптационного периода начинает осознавать, что как личность он утрачивает свою индивидуальность.

Третья фаза- это интеграция - определяется противоречиями между уже сложившимися стремлением человека быть идеально представленным в других своими особенностями и потребностью окружающих принять одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют их общему успеху. Каждая из этих фаз порождает и шлифует их личность. На протяжении всей своей жизни человек вырабатывает свою структуру личности.

Заключение

Образование как фактор развития личности имеет свое содержание, то есть это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.

Список литературы

1.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика.Учебно-методическое Пособие.- Балашова: 2005.- с. 26

Подласый И.П. Педагогика. Новый курс.- М.: Владос,2004.- с.

Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе.-М.: Логос. - с. 67

Сластенин В.А. Общая педагогика.- М.: Владос.- с. 117

Факторы, влияющие на личность. Ответы на госэкзамен по педагогике.- с. 11

Классическая технология производства пива включает следующие основные этапы: получение солода из ячменя, приготовление сусла, сбраживание сусла, выдержку (дображивание) пива, обработку и розлив пива. Это длительный сложный процесс, который длится 60-100 дней и во многом зависит от квалификации пивовара. Несмотря на то, что исходным сырьем являются одни и те же компоненты, качество пива, вырабатываемое разными предприятиями, различно.

Получение солода. В пивоварении солод играет роль источника не только активных ферментов, но и того комплекса органических (прежде всего водорастворимых сахаров) и минеральных веществ, который позволяет с участием этих ферментов получить пивное сусло, пригодное для сбраживания. Чем больше в солоде накопится простых сахаров, необходимых для брожения, тем активнее будет идти сам процесс сбраживания и тем больше накопится спирта.

Ячмень, используемый для приготовления солода, замачивают в специальных чанах с водой с температурой 12- 17°С. В зерне, по мере возрастания влажности, активизируются клеточные ферменты и ускоряются катализируемые ими биохимические процессы. Это приводит к резкому повышению интенсивности дыхательных процессов и ускорению гидролиза полисахаридов до простых сахаров, необходимых для этих биохимических процессов. Замачивание приостанавливают при достижении влажности зерна 42-

45% при производстве светлого солода и 45-47% - темного.

Потери сахаров на процессы дыхания в период замачивания достигают 1,5%, при этом наибольшую активность приобретают амилолитические и протеолитические процессы.

Для проращивания замоченное зерно направляют в солодовни различных конструкций (ящики или барабанные Установки). Процесс солодоращения проводят при температуре 15-19ºС и хорошей аэрации зерна в течение 5-8 суток. При этом эндосперм зерна к концу соложения размягчается и легко растирается за счет гидролиза крахмала амилазами, а гемицеллюлоз - цитазой (комплексом ферментов). В проращиваемом зерне накапливаются растворимые сахара - мальтоза, глюкоза, фруктоза и другие сахара, придающие солоду сладковатый вкус. При гидролизе фитина ферментом фитазой образуются инозит и кальций-магниевая соль фосфорной кислоты. Присутствие инозита в сусле стимулирует жизнедеятельность дрожжей, а фосфорная кислота определяет кислотность солода и сусла.

За счет активизации протеолитических процессов (протеиназ, пептидаз и амидаз) сложные комплексы азотистых соединений гидролизуются с образованием растворимых белков, пептонов, аминокислот, аммиака.

В процессе проращивания зерна, наряду с гидролизом, протекают и процессы синтеза физиологически активных соединений. Так, в соложеном ячмене накапливаются витамины группы В, токоферолы, аскорбиновая кислота. Особенно возрастает содержание рибофлавина (до 210 мг на 100 г сухого вещества). В дальнейшем при химическом взаимодействии продуктов гидролиза с активными соединениями образуются новые, свойственные проросшему и высушенному зерну, ароматические и вкусовые вещества. Поэтому из сырого (зеленого) солода нельзя получить пиво.

Для придания необходимых свойств и хорошей сохраняемости солод сушат при различных температурных режимах до остаточной влажности 2-3,5%. Различные температурные режимы и продолжительность сушки позволяют получить солод с разными показателями качества и соответствующими технологическими свойствами. Именно от качества исходного солода, в свою очередь, будет зависеть тип производимого пива (светлое, полутемное, темное).

Для выработки отечественных сортов пива получают солод следующих видов: светлый, темный, карамельный и жженый.

Светлый солод получают высушиванием проросшего ячменя в течение 16 ч при постепенном повышении температуры с 25-30 до 75-80ºС. В зависимости от качества светлый солод делят на три класса: высокого качества, первый и второй. В готовом виде он имеет светлую окраску, сладковатый вкус, солодовый аромат, рыхлый мучнистый эндосперм и высокую осахаривающую способность. Используют его для большинства сортов пива.

Для получения темного солода проросшее зерно сушат 24-48 ч при более высокой температуре, достигающей 105°С в конце процесса. Темный солод на классы не подразделяют. Помимо коричнево-желтой окраски темный солод отличается от светлого хрупкостью эндосперма и меньшей осахаривающей способностью. Используют его для темных сортов пива.

Карамельный солод в зависимости от качества делят на два класса: первый и второй. По окраске он может быть от светло-желтого до буроватого с глянцевым отливом. Для его производства используют сухой или зеленый солод с повышенным содержанием сахаров, который обжаривают при температуре 120-170°С. Поскольку при такой высокой температуре происходит карамеллизация сахаров, то вид зерна на срезе представляет собой спекшуюся коричневую массу. Для этого вида солода не допускается обугливание зерна.

Жженый солод - это темно-коричневые зерна, без черного цвета. Его готовят из зеленого солода путем предварительного увлажнения и последующего обжаривания при температуре 210-260ºС. В результате формируются вкус и запах, напоминающий кофейный, без привкуса горелого и горечи. Вид зерна на разрезе представляет собой темно-коричневую, но не черную массу.

В процессе сушки и обжарки солода происходят интенсивные химические процессы с образованием специфических ароматических и красящих веществ. Накопившиеся в результате гидролиза пентозы преобразуются в фурфурол и другие альдегиды и ароматические вещества, обусловливающие запах солода (ржаной корочки). Окрашенные компоненты солода - это продукты разрушения сахаров в результате карамеллизации и меланоидинообразования, протекающие наиболее интенсивно при температурах выше 80°С. Меланоидины, обладающие поверхностно-активными свойствами, являются хорошими пенообразователями, и поэтому темные сорта пива дают более обильную пену.

Солод после сушки освобождают от ростков, поскольку они придают ему гигроскопичность и горький вкус за счет присутствия алкалоида горденина. Необходимость проведения этой операции связана еще и с тем, что в ростках накапливаются аминокислоты, которые, попадая в сусло, являются источником образования сивушных масел при сбраживании. Солод приобретает окончательную готовность к использованию только после 3-5-недельной отлежки (дозревания) на складах.

Готовый солод полируют, освобождая от остатков ростков и загрязнений, пропускают через магнитные аппараты, а затем подают на солодовые дробилки. От степени дробления солода зависит в дальнейшем скорость осахаривания крахмала, уровень экстрактивности сусла, продолжительность фильтрования.

Приготовление сусла. Дробленый солод, и при необходимости несоложеные материалы, смешивают с горячей водой в соотношении 1:4. Полученную смесь медленно перемешивают при подогревании до температуры 50-52°С в течение 10-30 мин. 15-20% растворимых веществ солода при этом переходят непосредственно в раствор без ферментативной обработки. Одновременно происходит ферментативный гидролиз водонерастворимых азотистых веществ и фитина. Затем смесь переводят в заторные чаны, где под действием ферментов солода происходят дальнейший гидролиз и превращение водонерастворимых веществ сырья в водорастворимые, формирующие экстракт будущего сусла. Для обеспечения максимального перехода веществ в раствор затор медленно нагревают при постоянном перемешивании до 70-72°С (настойный метод).

При другом (декокционном) способе 1/3 затора перекачивают в кипятильный котел, где кипятят 15-30 мин, после чего объединяют и перемешивают с остальной частью затора. Повторяя эту операцию 2-3 раза, доводят температуру всего затора до требуемого значения. При этом длительность всего процесса приготовления затора составляет 3-3,5 ч. Это затирание солода необходимо для дальнейшего ферментативного гидролиза крахмала.

Наряду с полным осахариванием крахмала до глюкозы в заторе завершается протеолиз белков, продукты которого играют большую роль в формировании органолептических свойств и устойчивости пива при хранении.

Осахаренный затор затем направляют на фильтрование для отделения жидкой части сусла от твердой фазы затора. При этом фильтрующий слой образует сама твердая фаза затора - пивная дробина (негидролизуемые компоненты, клеточные оболочки, коагулированные при нагревании белки), оседающая на сетках фильтрационных чанов, фильтр-прессов, применяемых для фильтрования пивного сусла. Отделять пивную дробину можно и с помощью саморазгружающихся центрифуг.

Отфильтрованное сусло и полученные после промывания дробины воды переводят в сусловарочный котел для кипячения с хмелем, упаривания до нужной концентрации и стерилизации. При высокой температуре полностью инактивируются ферменты и коагулирует часть растворимых белков, а горькие и ароматические вещества хмеля растворяются в сусле. При этом крупные хлопья коагулированного белка, оседая, захватывают частицы мути и тем самым осветляют сусло.

Охмеленное сусло, доведенное до нужной плотности, пропускают через хмелецедильник, охлаждают до 4-6°С, а затем освобождают от коагулированных белков с помощью сепараторов. Во время этих операций сусло окончательно осветляется и насыщается кислородом, что необходимо для развития дрожжей.

Сбраживание сусла происходит в открытых или закрытых, деревянных или металлических емкостях специальными расами дрожжей низового и верхового брожения. Для особых сортов портера в конце брожения вводят специальные дрожжи, придающие пиву особый специфический аромат. На поверхности сусла через 15-20 ч после внесения дрожжей появляется полоса белой пены (стадия забела), а затем вся поверхность бродящего сусла покрывается мелкоячеистой пеной с постепенно увеличивающимися завитками. Достигнув максимума, завитки опадают, пена уплотняется и становится коричневой. Осевшую пену (деку) из-за горького вкуса обязательно удаляют с поверхности сусла. В конце брожения низовые дрожжи оседают на дно. Осветлившаяся жидкость называется зеленым, или молодым, пивом. В нем, наряду с накопившимися в результате брожения этилового спирта и углекислого газа, накапливается и целый ряд побочных продуктов, участвующих в создании вкуса и аромата пива. Процесс главного брожения завершается за 7-9 сут. К этому моменту в пиве остаются несброженными еще около 1,5% сахаров.

Выдержка (дображивание) пива способствует окончательному формированию потребительских достоинств пива. Для дображивания молодое пиво перекачивают в герметично закрывающиеся металлические танки, внутренняя поверхность которых покрыта специальным пищевым лаком. В зависимости от сорта пиво выдерживают при температуре 0-3°С в течение 11-100 сут. В результате дображивания остаточного сахара несколько возрастает крепость пива, происходит дополнительное насыщение его углекислотой и осветление. Взаимодействие разнообразных первичных и вторичных продуктов главного и побочных процессов брожения приводит к формированию новых веществ, обусловливающих характерные вкус и аромат зрелого пива, а также его сортовые особенности.

Обработка и розлив пива. После лабораторного и органолептического контроля, подтверждающих качество выработанного пива, его обрабатывают и разливают. Для придания прозрачности пиво фильтруют через прессованные пластины из различных фильтрующих масс. В процессе осветления пиво теряет значительную часть двуокиси углерода, поэтому допускается дополнительное введение углекислоты перед розливом с последующей выдержкой в течение 4-12 ч для ее ассимиляции.

Основными факторами, формирующими качество пива, являются: сырье и используемые технологии производства Традиционно в России в качестве сырья для производства пива используют: солод пивоваренный ячменный светлый, темный, карамельный и жженый; воду питьевую; хмель; хмель молотый гранулированный и экстракты хмеля, разрешенные к использованию органами Минздрава России; сахар-песок, сахар-сырец или сахар жидкий и другие сахаросодержащие продукты, разрешенные органами Минздрава России; дрожжи пивные низового и верхового брожения; несоложеные зернопродукты (ячмень, крупу рисовую, крупу кукурузную). Допускается использование аналогичного импортного сырья, качество которого соответствует требованиям нормативных документов России.

Ячмень является наиболее распространенным сырьем для производства пива как по составу экстрактивных веществ, так и их сбраживаемости. Однако многие народы в качестве углеводосодержащего сырья для производства пива используют рожь, пшеницу, кукурузу, просо. Высокая пленчатость зерна ячменя и повышенное содержание гемицеллюлоз играет положительную роль при фильтровании пивного сусла, обусловливая пористость фильтрующего слоя дробленого солода.

К ячменю, используемому для солодоращения, наиболее важными требованиями являются: хорошая прорастаемость зерна (не менее 90-95%), невысокая пленчатость (не более 10% массы зерна), достаточная крупность и вы-ровненность, умеренное содержание белка (не ниже 8 и не более 12%) и высокое содержание крахмала (до 65%).

От исходного качества и состава ячменя в значительной степени в дальнейшем зависят потребительские достоинства и устойчивость пива в хранении. Чем выше пленчатость зерна, тем ниже экстрактивность и вкусовые свойства пива за счет горьких веществ, содержащихся в оболочках. Особенно слабоэкстрактивным бывает пиво из ячменя с пониженной крахмалистостью. Это во многом связано с повышенным содержанием белка, в накоплении которого наблюдается обратная зависимость с количеством крахмала. С одной стороны, высокое количество белка препятствует разрыхлению эндосперма и извлечению из него экстрактивных веществ, с другой - способствует помутнению пива. Низкобелковые ячмени (ниже 8%) дают пиво со слабой пеной и неполным вкусом.

Несоложеные (непроращенные) материалы, как правило, высокоуглеводистые, применяются для увеличения экстрактивности, создания определенного вкуса и снижения себестоимости пива. Раньше пиво вырабатывали в России только из ячменя, и введение несоложепых материалов считалось его фальсификацией. Однако в настоящее время для производства различных сортов пива используют рисовую сечку, ячменную муку, ячменную и кукурузную обезжиренную крупу, сою, пшеницу, обрушенный ячмень, а также свекловичный сахар и глюкозу. Общее количество добавляемых несоложеных материалов может колебаться от 15 до 50% массы ячменного солода (если по рецептуре не предусмотрено добавление ферментных препаратов, то количество несоложеных материалов не должно превышать 15%). Рис применяют из-за высокого содержания в нем крахмала (в среднем 68%) и преобладания в составе белковых веществ нерастворимого в воде белка оризина (около 70% суммы азотистых соединений, котоа рые составляют 7-9% массы зерна). Кукуруза отличается высоким содержанием экстрактивных веществ (82-90%), нерастворимостью преобладающих белков и свертыванием при кипячении остальных белком перешедших в сусло. Для улучшения пенообразования и повышения пеностойкости пива в рецептуру включают сою. Свекловичный сахар и глюкозу обычно добавляют в процессе варки сусла с хмелем для придания пиву нужного вкуса и содержания спирта.

Ферментные препараты (грибной солод), обязательно применяют при выработке пива из солода с добавлением несоложеного сырья. Это необходимо потому, что ферменты солода при высушивании инактивируются и для гидролиза полисахаридов, содержащихся в несоложеных материалах, ферментов солода недостаточно для полного осахаривания крахмала зерновых добавок. Активность этих препаратов превосходит активность ферментов солода. Применяют также ферменты гриба Trichothecium roseum для более активного разрушения клеточных стенок эндосперма.

Хмель - используют для придания пиву характерного хмелевого аромата, специфического горьковатого привкуса и биологической стойкости при хранении. Хмель принимает участие и в формировании таких показателей качества, как цвет, прозрачность и пенообразование.

Для изготовления пива используют хмелевые шишки. Наиболее ценной частью хмеля является лупулин (хмелевая мука) - липкие зернышки светло-желтого цвета, накапливающиеся на внутренней стороне чешуек. В технологическом отношении наиболее важны горькие кислоты и смолы (10-26% массы сухого хмеля), а также дубильные вещества (2-5%) и эфирное масло (0,2-1%).

Горькие вещества хмеля - это комплекс безазотистых соединений сложного химического состава. Горьким веществам хмеля свойственна высокая антибиотическая активность по отношению к микроорганизмам (молочнокислым бактериям и сардинам), спонтанно развивающимся при изготовлении пива и ухудшающим его качество.

Относящиеся к группе катехинов дубильные вещества хмеля обусловливают терпкость вкуса сусла, его прозрачность и интенсивность окраски.

Эфирное масло хмеля, представляющее собой смесь ароматических углеводородов и терпенов, играет определенную роль в образовании аромата пива, несмотря на то, что в процессе кипячения сусла большая часть эфирного масла улетучивается. Разработаны технологии производства молотого гранулированного хмеля, позволяющие уменьшить расход хмеля на 15% и хмелевых экстрактов.

Вода - ее солевой состав и свойства играют большую роль в формировании показателей качества пива, и к ней предъявляют следующие требования по: жесткости, активной кислотности (рН), вкусу и запаху, механической и микробиологической чистоте. При этом учитываются состав и соотношение в воде минеральных веществ, в том числе для светлых сортов пива применяют только мягкую воду, для темных - умеренно жесткую. По остальным показателям вода, используемая в пивоварении, должна соответствовать показателям, предъявляемым к питьевой воде.