Политология и право. Политология. лекции для студентов вузов. Сущность политики как общественного явления

ПРАВО И ПОЛИТИКА

© Юрковский А. В., 2007

А. В. Юрковский - кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Юридического института ИГУ

Право и политика - два социальных феномена, исследование которых, исторически обусловлено, непрерывно актуально по сей день и имманентно объективным реалиям возникновения, развития, перспективам существования и трансформации их самих. Особая актуальность обозначенного вопроса подтверждается также отсутствием единого подхода к рассмотрению указанных дефиниций. Предлагаемое исследование не претендует на выявление и оценку всех или даже основных подходов, интерпретирующих и характеризующих соответствующие понятия. В работе пойдет речь о взаимном влиянии, взаимодействии, различиях и противоречиях между правом и политикой с точки зрения сопоставления общепризнанных в науке значений рассматриваемых понятий.

Прежде всего, необходимо выделить два основных эквивалента изучаемых терминов.

1. Право как факт объективной реальности принято рассматривать в четырех основных значениях - это право в естественном смысле, объективное право, позитивное право и субъективное право.

Политика как факт объективной реальности фигурирует в двух основных смыслах. Политика как целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых отношений. Политика как характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований1.

2. Право как информация, подлежащая исследованию, усвоению и интерпретации суть юридическая наука или по мнениям отдельных ученых теория государства и права в широком смысле или же юриспруденция в одном из ее значений.

Соответствующими характеристиками обладает и политика. Например, Р. Шнайдер сформулировал политику как изучение принятия общественно значимых явлений, а Г. Лассауэл - как изучение влияния и влияющего. В любом случае рассматриваемый эквивалент принято обозначать термином «политология».

Предлагаемый контекст исследования предполагает сопоставление права и политики через призму двух обозначенных эквивалентов.

Право и политика есть факты объективной реальности, которые возникают, развиваются и обуславливаются в связи с волевыми действиями и сознанием людей (участников общественных отношений). Наличие индивидуальных и групповых интересов предопределяет существование противоречий, которые являются источником развития всей совокупности социальных взаимодействий. «Политическое не означает никакой собственной предметной области, но только степень интенсивности ассоциации или диссоциации людей, мотивы которых могут быть религиозными, национальными (в этническом или культурном смысле), хозяйственными или же мотивами иного рода, и в разные периоды они влекут за собой разные соединения и разделения»2. Приблизительно также можно говорить о двух главных значениях понятия «право». Право в естественном смысле не зависит, от чьих бы то ни было усмотрений и даже знаний о нем. В свою очередь, объективное право, будучи результатом волевой и осознанной деятельности людей, казалось бы, обу-

славливается интересами отдельных социальных групп и даже отдельных личностей, но, тем не менее, существует в любом содержании, предопределено нормативной природой или характером человеческой психики и является важнейшим фактором существования человечества как биологического вида. Отсюда можно предположить, что и право и политика, как функционирующие, трансформирующиеся, но неизменно имманентные социуму в широком смысле обстоятельства можно рассматривать как социальные догмы или объективные социальные законы.

Необходимо выделить безусловный приоритет естественного права, поскольку оно определяет сущность человеческой природы вообще и именно совокупность естественных прав формирует самобытность и индивидуальность каждого человека в частности.

Одновременно следует учесть незыблемость постулата о том, что качественно и полноценно, всесторонне и эффективно прогрессируя, человек может развиваться только в рамках сообщества с другими людьми.

Именно наличие естественных прав, в конечном счете, предопределяет наличие противоречий между отдельными людьми и их группами, а наличие противоречий, в свою очередь, побуждает людей вступать в различного рода отношения, которые образуются для обеспечения реализации собственных интересов или для разрешения, существующих в связи с личными или социальными интересами других людей противоречий. При этом формы реализации собственных интересов, в контексте разрешения противоречий в общественных отношениях, могут быть самыми разными, от совместных уступок до тотального или перманентного насилия.

Видится, что в противоречиях индивидуальных и коллективных интересов таятся предпосылки объективирования как политики, так и права.

Существуют специфические черты политического противоречия: включенность

субъекта политического действия в механизм развития политического противоречия; равноположенность, равнозначность в политическом противоречии политических сил, образующих данное противоречие; существование возможности взаимоперехода политических противоположностей, воз-

можность обмена ролями в политическом процессе; существование специфической фазы, этапа развития политического противоречия: антагонизма как несвоевременного разрешения политического противоречия3.

В предлагаемом сегменте исследования целесообразно рассматривать политику как более широкое понятие. Политика отличается от права количественным охватом социальных сфер и динамикой их оценки. Порой политические отношения затрагивают уровень интуитивных восприятий человека, категорий, не поддающихся логической оценки (симпатии, антипатии, авторитет, харизма, преданность, патриотичность, вера, справедливость и тому подобное). В свою очередь, право - это результат длительного существования устоявшихся оценочных категорий, прочно вошедших в структуру социального менталитета. Иными словами, существуют сферы общественных отношений, которые, безусловно, понятны и приемлемы на интуитивном или чувственном уровне, но не доступны правовому регулированию, однако которые могут быть объектом политических отношений.

Вместе с тем политика - это целенаправленная деятельность. Определенный результат - вот главное условие и побуждающее обстоятельство, которое превращает намерение в активное действие. Там, где человек может добиться результатов, минуя взаимодействия с другими людьми, политики нет. Там где возникает политика, сталкиваются интересы множества людей, формирующих солидарные интересы. Война всех против всех - нонсенс, путь к самоуничтожению. Поэтому, невзирая на различное содержание интересов отличающихся друг от друга людей и социумов, можно сказать, что любая система политических отношений предполагает в итоге установление определенной регламентации (порядка) в отношениях между людьми, будь то рабовладение, социализм чучхейского типа или либеральная демократия. Конечно, политика оперирует самыми разнообразными социальными нормами - моралью, нравственностью, обычаями, традициями, корпоративными нормами и нормами религии, в арсенал даже включаются этические и эстетические нормы. Тем не менее, самым эффективным регулятором общественных отношений было и остается объективное право. Поэтому наиболее очевидным объектом политических отношений выступает право. При по-

мощи права создаются нормы поведения общеобязательного характера, которые за счет обеспечительных мер со стороны государства можно рассматривать в качестве реального оружия, в руках тех, кто имеет к нему доступ, как на стадии формирования, так и на стадии применения. Иными словами, необходимо рассматривать право, прежде всего, в политическом измерении. Право явление политическое и требует политического осмысления. Вместе с тем, думается, что нельзя говорить о безусловном превосходстве политики над правом, так как случаи возведения политической воли в чистом, первозданном виде в закон встречаются крайне редко, как правило, связаны с диктатурой, и в основном демонстрируют, с точки зрения истории, непродолжительную жизнеспособность. Современный уровень развития общественного сознания предполагает правовое опосредование политики. Тоталитарно-этатистский тип правопонима-ния все больше уходит в прошлое во все большем количестве стран современного мира. Современное право это сложный сплав, сложное сочетание и многоуровневая координация воль различных фигурантов политических отношений. Ведь каждому отдельному человеку принадлежит одинаковое количество естественных прав, наряду с другими людьми. Количество претендентов на участие в политических отношениях неуклонно увеличивается, и политика все больше имплементируется в рамки правового поля. В сфере действия права, как и политики. Важны не чьи-либо субъективные намерения, пусть даже самые добрые, а их объективные последствия4.

Зависимость политики от права принято обозначать политикой права. Наряду с термином «политика права», существует и термин «правовая политика». Правовая политика - комплекс целей, мер, задач, программ, установок, реализуемых в сфере действия права и посредством права5.

Политика, проводимая любым государством, является, с одной стороны результатом борьбы за реализацию интересов отдельных социальных групп внутри страны, а с другой стороны - констатацией роли и места конкретного государства в системе международных отношений. Как факт, и политика и право, и политика права и правовая политика разделяются на уровни - внутренний и внешний. Очевидно, что любая политическая форма реализуется через

право, его нормы. Особо важными нормами, которые предопределяют социальное значение права, являются конституционные нормы. Именно нормы конституционного права устанавливают основные дефиниции, вектора правового регулирования, стратегические и тактические рубежи и идеи справедливости. В конституционно-правовых нормах политика приобретает отчетливые формы и опирается на возможность принуждения со стороны государственного аппарата.

Политика базируется также на международно-правовых принципах и стандартах, выработанных мировым сообществом.

Несмотря на широкий спектр граней, которые позволяют сопоставить право и политику, определяя их сходство, различия и противоречия, в объективном контексте можно сказать главное: право и политика - это социальные ценности. Данные обстоятельства являются ведущими движущими факторами прогрессивного и динамического изменения обществ в цивилизованных формах.

Другой эквивалент рассматриваемых понятий предполагает видение права и политики в качестве систем знаний о государственной, правовой и политической действительности. Можно смело утверждать, что представление об объективной реальности и сама объективная реальность - это не совсем одно и то же. Данный постулат в полном объеме может быть сопоставлен с рассматриваемыми понятиями. Именно поэтому современная наука до сих пор не может дать исчерпывающих ответов на стоящие перед ней вопросы.

Именно поэтому при изучении права и политики важно определять общие критерии, как научного познания, так и науковедения, поэтому следует констатировать взаимосвязь, взаимное влияние и взаимозависимость политологии и юриспруденции.

Политология - это комплексная, многоотраслевая, универсальная, единая, методологическая гуманитарная наука. Современная политическая наука обладает рядом черт и свойств, которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. О роли и значении политологии в современном обществе можно судить, только проанализировав основные направления исследования и ее методологическую основу.

Наиболее подробно изучена связь политологии с теорией государства и права. Теория государства и права является единой, наиболее общей, фундаментальной, комплексной, методологической, политикоюридической гуманитарной наукой. Теория государства и права представляет собой систему обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно-правовых явлений6.

Предмет политологии значительно шире предмета теории государства и права. Политология претендует на знание всего политического универсума, границы которого трудно установить7. Тем не менее, в предмет политологии вопросы о государстве и праве входят. Поэтому политология по отношению к теории государства и права выступает как наука общая, поскольку изучает более общие вопросы. В свою очередь, теория государства и права выступает по отношению к политологии как частная наука, так как предмет теории не выходит за рамки государственно-правовых явлений. Однако в связи с тем, что государственноправовые явления не являются изолированными от других социальных, политических обстоятельств, а наоборот с ними взаимодействуют, то при изучении этих связей теория государства и права широко опирается на политологические исследования. В свою очередь, теория государства и права вырабатывает понятия, категории, конструкции, положения и выводы о государственно-правовых явлениях, которые используются политологией, например «механизм правового регулирования», «реализация и применение права», «государственный аппарат», «презумпция», «иммунитет» и т. п. Такая информация политологии необходима. И она теорией предоставляется.

Одновременно можно сказать, что политология рассматривает более частные политические обстоятельства. Например, понятие «политическое развитие» было введено в западной политологии во 2-й половине XX в. для отражения динамики политической жизни, обозначения процессов ее изменения, а также для определения уровня политического развития общества. Политическое развитие измеряется при помощи таких критериев, как избирательная система в широком смысле, политические партии, средства массовой информации, профессио-

нальные союзы, церкви и т. п. Данные понятия конкретизируются и приобретают официальное толкование в нормах конституционного права. Причем в различных государствах современного мира данные конструкции обретают собственное содержание и индивидуальные характерные черты. Именно наука конституционного права предоставляет богатейший эмпирический материал для политологических обобщений. Вместе с тем предмет конституционного права, также как и предмет теории государства и права, по отношению к политологии является частным. Можно даже сказать, что предметы этих дисциплин входят в предмет политологии.

Конституционное право зарубежных стран - это динамичная, отраслевая и одновременно историко-теоретическая, общая, комплексная, политико-юридическая гуманитарная наука. Вопрос о ее характерных чертах является предметом другого научного изыскания. Можем лишь предположить, что это некое усредненное, универсальное перечисление характерных черт конституционного права стран современного мира как науки. Применительно к данному же исследованию необходимо обратиться к признакам, которые в предложенную формулировку не вошли, но с высокой степенью уверенности, заручаясь поддержкой большого количества ученых, занимающихся конституционной компаративистикой, должны войти. Конституционное право зарубежных стран - это, также как и теория государства и права, фундаментальная и методологическая наука.

Фундаментальный характер конституционного права зарубежных стран заключается в специфике объекта или предмета правового регулирования национальных отраслей конституционного права. В конституционном праве рассматриваемая отрасль по отношению к иным отраслям права рассматривается именно как фундаментальная. Ее задачей является формирование основополагающих, фундаментальных дефиниций, целей, задач и принципов и наполнение их содержанием, соответствующим воле носителя власти конкретного государства.

В данном контексте сталкивается как прикладной, профессиональный, конституционно-правовой, так и политологический контексты. Полагаем, что в данном случае политология должна обеспечивать конституционное право, однако качественно это

сделать без универсальной оценки мира в целом ни политология, ни наука конституционного права не могут.

Другой характерной чертой, свойственной науке конституционного права зарубежных стран8, является ее методологический характер. К методологическим наукам принято относить сферы знаний, формирующие взгляд на мир, на окружающие факты объективной действительности. Именно для конституционного права важны философские начала оценки мира, критерии мировосприятия или миропонимания. Например, понятие «конституционализм» можно рассматривать через призму либерально-демократического, социалистического или любого из клерикальных подходов. Результат будет отличаться, как отличаются национальные политические системы стран современного мира.

Кроме того, методологический инструментарий, приемы, средства, способы, в целом методология оценки современного мира, на наш взгляд, тот раздел конституционного права, который нуждается в серьезной проработке и унификации. Результаты многих исследований предполагают возможность их использования для обеспечения определенных целей, преследующих отдельные политические интересы вместо стремления к постижению объективной истины.

В контексте предложенной темы небезынтересным, на наш взгляд, является вопрос о соотношении международного права и политологии.

Международное право - это универсальная, межгосударственная, единая, комплексная, отраслевая и одновременно историко-теоретическая, политико-юридическая, гуманитарная наука. Наука международного права представляет собой совокупность объективных знаний о нормах, создающихся путем соглашений между государствами, в том числе с разным общественным строем, и иными субъектами в процессе осуществления международных отношений.

Одной из важнейших категорий международного права является «признание», которым оперирует политология. Одновременно признание основано на таких признаках, как воля и сила, которые в международном праве не регламентируются.

В любом случае, приведенные примеры взаимосвязи, взаимозависимости, влияния и взаимного дополнения таких наук, как политология, теория государства и права, конституционное право зарубежных стран, международное право, прослеживаются очевидно.

Полагаем, что наличие необыкновенно большого объема материалов о сопоставлении права и политики, как объективных явлений социальной действительности и очень ограниченного количества материалов сравнительного характера о единстве и взаимном влиянии юриспруденции и политологии - обстоятельство, имеющее актуальный для научных инициатив характер. Безусловно, назрела необходимость восполнения существующих пробелов научных знаний. Для выполнения столь объемной задачи потребуется значительное время. Ш

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Демидов А. И. Политика: понятие и природа // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 3.

2 Шмидт К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 45-46.

3 Коновалов В. Н. Словарь по политологии. М., 2001. С. 56.

4 Матузов Н. И. Право в политическом измерении // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 55.

5 Матузов Н. И. Правовая политика: сущность, концепция, реальность // Российская правовая политика: курс лекций / под ред. А. В. Малько. М., 2003. С. 77.

6 Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пос. Ч. 1. Иркутск, 2004. С. 7.

7 Теория государства и права: курс лекций / под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. С. 13.

8 Которую иногда называют общим конституционным правом.

Политология - наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Оформилась как самостоятельная отрасль научного знания в конце 40-х годов XX в., до этого рассматривалась как одно из направлений в философии.

Деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны. Вопросы и события общественной, государственной жизни. Определённым образом направленная деятельность государства или социальных групп в различных сферах: экономике, социальных и национальных отношениях, демографии, безопасности и т. д. Политика - общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.

Политическая социология (социология политики) - отрасль социологии. Является смежной дисциплиной для социальных и политических наук. Предметом политической социологии является изучение: взаимодействия политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти; взаимодействия личности, общества и государства; функционирования политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

Скультурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

Нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

Коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

Функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

К политическим субъектам относятся те, кто вынужден заниматься политикой помимо своей основной деятельности (рядовые граждане, социальные группы, общественные организации и др.). Если для первых - формальных субъектов - политическая власть и властные полномочия являются самоцелью, то для вторых - лишь средством решения своих социальных, экономических и иных проблем.

Объекты политики - общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов политики.

Охватывая все сферы политической жизни, политическая культура включает в себя культуру политического сознания, культуру политического поведения отдельных лиц и социальных общностей, культуру функционирования существующих в рамках данной системы политических институтов и организаций. Разумеется, не все установки, убеждения, представления и модели поведения, наблюдаемые в политической жизни, являются элементами политической культуры. В этом, собственно, и смысл введения данного понятия, что оно охватывает лишь те проявления сознания и поведения, которые фиксируют устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса и тем самым закрепляют наиболее стабильные стороны политической практики.

Партии решают в обществе различные задачи , основными среди которых являются следующие:

  • 1) Агрегация интересов. Основная функция политических партий заключается в обобщении требований социума и выражении их в виде единой политической программы, которую партия обещает проводить в жизнь в случае прихода к власти.
  • 2) Артикуляция интересов. Партии, используя существующие пути доступа к субъектам принятия решений, могут выражать общественные интересы и нужды, доводя их до сведения власти. Нередко сами партии являются каналом передачи интересов, посредником в диалоге власти и общества. политология государственный власть
  • 3) Политическая социализация. Предполагает непосредственное взаимодействие партий с обществом в целях создания у индивидов тех или иных политических ценностей и установок, полезных конкретной партии, а также формирование общественного мнения в целом.
  • 4) Политическое рекрутирование. Партии выбирают и подготавливают из числа своих сторонников кандидатов на те или иные управляющие должности, которые затем проводят во властных органах курс своей партии.

Типы партий:

1) Социально-классовый критерий: буржуазные, трудящиеся 2) По организации (критерии Дюверже): массовые, кадровые 3) По степени участия во власти: правящие, оппозиционные 4) По месту в партийном спектре: правые, центристы, левые 5) По организационной структуре: классического типа, движенческого типа, политический клуб, авторитарно-собственнического типа

Отличие общественно-политических движений от политических партий:

  • 1. социальная база движений более широкая, аморфная, пестрая (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп);
  • 2. общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение прекращает свое существование) ;
  • 3. общественно-политические движения не столь долговременны, как партии;
  • 4. общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, "повернуть" данную власть к решению своих проблем (при борьбе за власть общественно-политическое движение трансформируется в политическую партию) ;
  • 5. центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) - инициативные группы, клубы, союзы и т. д. ;
  • 6. в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).
  • 7. Партийные системы различаются по количественному и качественному критериям. По количеству партий, существующих в обществе, различают: монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.
  • 8. При монопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть. Система характерна для тоталитарных и авторитарных режимов. Монопартийная система обладает рядом достоинств: она способна интегрировать социальные группы, гармонично сочетать их интересы; концентрировать ресурсы и направлять их на решение актуальных проблем.
  • 9. В то же время отсутствие оппозиции обрекает властвующую партию на застой, бюрократизацию. Опыт социалистических стран, где безраздельно властвовали коммунистические партии, подтверждает опасность политической монополии, которая оборачивается отрывом руководства партии от масс.
  • 10. Двухпартийная система состоит из нескольких партий с заметным преобладанием двух наиболее влиятельных; обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства, поскольку победившая на выборах партия обладает абсолютным большинством депутатских мандатов. Система имеет и недостатки, главный из которых - возможность смены политического курса на очередных выборах в случае победы оппозиционной партии. Классическими примерами двухпартийной системы являются Великобритания, с чередованием у власти лейбористской и консервативной партий, и США - с республиканской и демократической партиями.
  • 11. Многопартийная система предполагает активную роль в политической жизни двух и более партий. Количество партий отражает наличие многообразных социальных интересов. Такая партийная система стремится к поиску согласия и компромиссов, поскольку ни одна из партий не обладает явным политическим преимуществом. Пример многопартийности являют страны Западной Европы, в которых экономические, национальные, религиозные, идеологические различия порождают многообразие партий. Так, в Италии насчитывается 14 партий, в Голландии - 12, в Швеции, Дании, Норвегии - более 5 и т. д.
  • 12. Партийные системы различаются по политическому весу партий. Масштаб политического влияния на общество и власть определяет характер отношений внутри партийной системы. Политическое влияние партии складывается из трех переменных:
  • 13. а) число членов партии; б) количество избирателей, проголосовавших за нее; в) число депутатских мандатов, полученных партией на выборах. В соответствии с распределением депутатских мест в парламенте партии различаются по влиянию на процесс принятия политических решений.
  • 14. В современной науке выделяется три основных типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный .
  • 15. Сохраняется автономия личности, частичная оппозиция в неполитических сферах (в экономике, культуре).
  • 1. Наличие одной всеобъемлющей идеологии, на которой построена политическая система общества
  • 2. Наличие единственной партии, как правило, руководимой диктатором, которая сливается с государственным аппаратом и тайной полицией
  • 3. Крайне высокая роль государственного аппарата, проникновение государства практически во все сферы жизни общества
  • 4. Отсутствие плюрализма в средствах массовой информации.
  • 5. Жёсткая идеологическая цензура всех легальных каналов поступления информации, а также программ среднего и высшего образования. Уголовное наказание за распространение независимой информации.
  • 6. Большая роль государственной пропаганды, манипуляция массовым сознанием населения
  • 7. Отрицание традиций, в том числе традиционной морали, и полное подчинение выбора средств поставленным целям (построить "новое общество")
  • 8. Массовые репрессии и террор со стороны силовых структур
  • 9. Уничтожение индивидуальных гражданских прав и свобод
  • 10. Централизованное планирование экономики
  • 11. Почти всеобъемлющий контроль правящей партии над вооружёнными силами

Народной суверенитет -- в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. Н.с, или полновластие народа, есть обладание им политическими и социально-экономическими средствами, всесторонне и полно обеспечивающими реальное участие народа в управлении делами общества и государства. Суверенитет народа есть выражение юридической и фактической принадлежности всей власти народу. Народ - единственный источник власти и обладает исключительным правом распоряжения ею. Народ на определенных условиях передает полномочия на распоряжение властью (не саму власть) и на определенное время (до новых выборов) своим представителям. При этом, как сказано в ч. 4 ст. 3 Конституции, "никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону". Наряду с отмеченными власть народа обладает и другими особыми свойствами: это, прежде всего публичная власть. Ее цель - достижение общего блага или общего интереса; эта власть имеет общесоциальный характер, она обращена ко всему обществу и каждому индивиду. Индивид самостоятельно или через институты гражданского общества может в той или мере влиять на осуществление такой власти. Народовластие предполагает, что общество в целом (народ) или его часть реализует власть, т.е. осуществляет непосредственно или через своих представителей управление делами общества и государства, добиваясь, таким образом, удовлетворения общих и не противоречащих им частных интересов.

Имеет различные формы проявления: через представительную и прямую демократию, непосредственное осуществление прав и свобод. Свойства суверенитета проявляются на различных уровнях. Применительно к РФ - на федеральном (многонациональный народ России), региональном (народ, или население субъекта Федерации), на муниципальном - через местные сообщества граждан.

Авторитаризм обычно характеризуется как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. Сущностное значимым при определении авторитаризма является характер отношений власти и общества. Эти отношения построены больше на принуждении, чем на убеждении, хотя режим либерализирует общественную жизнь, и уже не существует четко разработанной руководящей идеологии. Авторитарный режим допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с наличием оппозиции.

Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм присущ власти и политике, но основания и степень его различны. В качестве определяющих могут выступать природные, прирожденные качества политического лидера ("авторитарной", властной личности); разумные, рациональные, оправданные ситуацией (необходимостью особого рода, например, состоянием войны, общественного кризиса и т.п.); социальные (возникновение социальных или национальных конфликтов) и т.д., вплоть до иррациональных, когда авторитаризм переходит в его крайнюю форму - тоталитаризм, деспотизм, создание особо жестокого, репрессивного режима. Авторитарным является всякое навязывание воли власти обществу, а не принятое добровольно и осознанное повиновение. Объективные основания Авторитаризм могут быть связаны с активной преобразовательной деятельностью власти. Чем меньше таких оснований и бездеятельнее власть, тем очевиднее выступают субъективные, личные основания авторитаризма.

Устойчивое игнорирование общественного мнения, формирование государственной политики без привлечения общественности в большинстве случаев делают авторитарную власть неспособной создать какие-либо серьезные стимулы для социальной инициативы населения. Правда, за счет принудительной мобилизации отдельные режимы (например, Пиночет в Чили в 70-х гг.) могут в короткие исторические периоды могут вызывать к жизни высокую гражданскую активность населения. Однако в большинстве случаев авторитаризм уничтожает инициативу общественности как источник экономического роста и неизбежно ведет к падению эффективности правления, низкой хозяйственной результативности власти. зость социальной опоры власти, делающей ставку на принуждение и изоляцию общественного мнения от центров власти, проявляется и в практическом бездействии идеологических инструментов. Вместо систематического использования идеологических доктрин, способных стимулировать общественное мнение, обеспечивать заинтересованное участие граждан в политической и социальной жизни, авторитарно правящие элиты в основном используют механизмы, направленные на концентрацию своих полномочий и внутриэлитарное согласование интересов при принятии решений. В силу этого главными способами согласования интересов при выработке государственной политики становятся закулисные сделки, подкуп, келейный сговор и другие технологии теневого правления.

Я думаю Русская национальная идея это построение справедливого государства. Достижения справедливости во всём как в социальном плане так и в области правопорядка. Кто-то из американских деятелей после 2-й мировой войны сказал, что Русские не выносят не справедливости и трудно поспорить. В России, как в империи, так и в СССР было остро развито чувство братских народов. Россия частенько вступала на их защиту, даже пришествие коммунистов в 17 году можно объяснить этим жаждой справедливости. Россия поддерживала и сама активно участвовала в создании международных правовых институтов. Однако в самой стране ситуация со справедливостью не ахти несмотря на старания народа власть не сильно жаждет установления справедливости в стране.

Коммунистический тоталитаризм. Фашизм

"Правые" (в политике) - общественно-политические движения и идеологии, которые выступают за сохранение существующего режима, против резких реформ и пересмотра вопросов собственности. Конкретные предпочтения подобных групп будут отличаться в зависимости от региона и культуры, а также времени. Так, в начале 19 века американские "правые" политики выступали за сохранение рабства, а в начале 21 века - против проведения "медицинской реформы", которая бы делала обслуживание доступным для беднейших слоёв населения.

"Левые" (в политике) - это антипод "правых", собирательное название идеологий, выступающих за изменение политического режима, проведение масштабных реформ и воцарение социального равенства. К ним относят коммунизм, социализм, анархию, социал-демократию, а также иные политические доктрины. Во все времена "левые" политики требуют справедливости в её буквальном понимании, то есть не столько предоставления равных возможностей, сколько обеспечения равного результата.

  • · Теологическая теория
  • · Патриархальная теория
  • · Договорная теория
  • · Теория насилия
  • · Органическая теория
  • · Материалистическая теория
  • · Психологическая теория
  • · Патримониальная теория
  • · Ирригационная теория

Признаки государства

Наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения; разделение населения по территориальным единицам; суверенитет, т.е. независимость во внешних и внутренних делах; принятие ряда обязательств перед народом (защищать территорию, бороться с преступностью, осуществлять цеди общего благополучия и др.); существование ряда монопольных прав (право издавать законы, выпускать денежные знаки, собирать налоги, выпускать займы и т.д.).

Государственный флаг Российской Федерации - её официальный государственный символ, наряду с гербом и гимном. Представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3.

Гербом двуглавый орёл становится при Иване Грозном, первом русском царе. Герб Русского государства дополняется в центре сначала единорогом, а затем - вместо него-- московским символом - всадником-змееборцем. Также появляется православная символика, отражающая роль официальной религии.

Современный государственный герб был принят в 1993 году. Он заменил герб РСФСР (а до того герб СССР) в качестве государственного. Современный герб содержит основные исторические элементы герба Российской империи кроме Андреевского ордена, однако большинство царских символов лишены в президентской республике какого-либо смысла. Герб разрешается изображать без геральдического щита.

Специфика политической власти заключается в следующем:

  • · политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • · реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и профессионально выполняют управленческие функции, получая за это вознаграждение;
  • · обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного аппарата принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.);
  • · государственная власть суверенна, т.е. обладает верховенством внутри страны и независимостью в отношениях с другими государствами.
  • · для содержания аппарата государственных служащих, представляющих политическую власть, необходимы средства, что обеспечивается налогами с населения.
  • · Непосредственным воплощением, особой организацией политической власти является государство.

Государство осуществляет следующие мероприятия:

- регулирование и программирование развития отдельных отраслей национальной экономики; исследования по прогнозированию научно-технического прогресса и экономического развития страны, с широким применением системного подхода и экономико-математических методов; создание и непрерывная модернизация государственного аппарата, ведающего проблемами экономического характера; контроль за соответствием государственного и негосударственного секторов экономики; активное воздействие на темпы обновления основного капитала, на норму накопления и структурные сдвиги в экономике; выступление механизма государственной власти в роли основного организатора и заказчика научных исследований.

Формационный подход выделяет следующие типы обществ:

  • 1) Первобытно-общинное общество -- отсутствуют классы в связи с отсутствием частной собственности на средства производства;
  • 2) Рабовладельческое государство - появляются эксплуататоры, рабовладельцы, и эксплуатируемые, рабы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры;
  • 3) Феодальное государство - в роли эксплуататора выступает феодал, обладающий собственностью на землю, а эксплуатируемым слоем являются зависимые крестьяне;
  • 4) Буржуазное государство - эксплуататорским классом является буржуазия, а эксплуатируемым - пролетариат;

Последней пятой стадией развития Маркс считал коммунистическое общество - строй, при котором будет создано т. н.общество социальной справедливости, в котором неравенство будет уничтожено путём обобществления собственности.

  • · В президентской республике главой исполнительной власти является президент;
  • · В парламентской президент назначается парламентом;
  • · Наличие поста премьер-министра в парламентской.
  • · Конституционные монархии делятся на два вида: дуалистические и парламентарные. И в тех, и в других, монарх делит власть с парламентом, но в то время как в первых за ним остается вся исполнительная власть, во вторых она осуществляется правительством, ответственным перед парламентом.

В дуалистической монархии обычным юридическим способом ограничения власти монарха является постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не подтверждено соответствующим министром. При этом министры ответственны только перед самим монархом, и им же назначаются или смещаются. В таких государствах обязанность монарха подчиняться парламенту в законодательной сфере обеспечивается правом парламента вотировать бюджет.

В парламентарной монархии правительство образуется большинством в парламенте и ответственно перед ним (см. Парламентаризм). Несмотря на то, что назначение номинированных парламентом министров формально выполняется монархом, снятие министров с должности может инициироваться парламентскими вотумами недоверия. В государствах данного типа у монарха осталось очень мало реальной власти, и он играет преимущественно представительскую или церемониальную роль. Никакое его желание, даже такое частное, как относительно помилования преступника, фактически не может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента. Иногда парламенты даже ограничивают свободу монархов в их частных делах. Вместе с тем, было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная роль монарха сведена к нулю. Юридически за монархом часто сохраняют функции, важные в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и конфликтов в области внутренней политики: окончательное утверждение законов, назначение и смещение чиновников, объявление войны, заключение мира, - однако он может выполнять всё это лишь в согласии с волей народа, выражаемой парламентом. Монарх "царствует, но не управляет"; он представляет своё государство, является его символом.

Теократия (от др.-греч. иеьт - Бог и ксЬфпт - управлять) -- политическая система , при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение );

  • · форма правления , при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства (юридическое определение );
  • · система правления , при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам (теологическое определение )

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).

Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая "система сдержек и противовесов". Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы "сдержек и противовесов".

Территориальное устройство государства - организация территории государства, проявляющаяся в определенных взаимоотношениях государства и его составных частей.

Территориальная автономия - предоставление всем частям государства (Италия, Испания) или только некоторым (Франция, Ирак) права на самоуправление в различных формах.

Национально-территориальная автономия - предоставление права на самоуправление на определенной территории компактно проживающим национальным меньшинствам.

Выделяют политическую (при наличии права автономного образования издавать законы) и административную (при наличии у него права издавать только подзаконные акты) формы национально-территориальной автономии.

Унитарное государство - это государство, имеющее единственную конституцию, единое законодательство, единый бюджет, единую централизованную систему органов государственной власти, единую судебную систему, территорию, разделенную на административно-территориальные единицы, единое гражданство, единые символы государства.

Федерация - форма государственного устройства, при которой в состав государства входят субъекты, обладающие высокой степенью самостоятельности. Федерация возникает:

  • 1) в результате объединения ранее независимых государств (США, Швейцария и др.);
  • 2) в результате изменения структуры унитарного государства (Мексика, Бельгия). Различают симметричные, т. е. состоящие из субъектов с относительно одинаковым статусом (Австрия, ФРГ), и асимметричные, т. е. состоящие из субъектов и иных единиц (Австралия, Индия, Венесуэла), федерации.

Зависимые территории - формы организации управления бывшими колониями и иными территориями, находящимися, как правило, на значительном расстоянии от основной территории государства.

Уния (от лат. "один", "единственный") - форма объединения государств.

Реальная уния характеризовалась наличием общего монарха, взаимодействием государств и созданием в них параллельных государственных структур (Швеция, Австро-Венгрия)

Личная уния - особая форма конфедеративного объединения государств, при которой каждое государство сохраняет свой суверенитет, но имеет общего с другим государством (другими государствами) главу государства, причем он является не главой унии, а главой каждого из государств, входящих в личную унию (Англия и Ганновер (1714-1837 гг.)).

Унитарные гос-ва: Андорра, Беларусь, Болгария, Ватикан, Великобритания.

Федеративные гос-ва: Россия, Бразилия, Канада, Австрия, Индия.

Конфедеративные гос-ва : Европейское Сообщество, Содружество Независимых Государств, Союз России и Белоруссии.

Можно классифицировать виды гражданских правоотношений: имущественные (объект - имущество, работы и услуги возмездного характера);

неимущественные (объект - нематериальные блага).

абсолютные (право собственности, исключительные права, данному виду правоотношения противостоит определенное количество лиц); относительные (обязательственные правоотношения, данному виду правоотношения противостоит неопределенное количество лиц).

вещные (осуществление своих прав без содействия других лиц); обязательственные (осуществление своих прав с содействия других лиц).

Постепенно в западном обществе начинает формироваться система некоммерческих социальных служб, финансируемых из средств различных благотворительных организаций. В числе важных особенностей этой системы можно назвать: 1) индивидуальный подход к клиенту и его проблеме; 2) гуманитарный характер деятельности; 3) стремление к комплексному подходу в оказании помощи; 4) активное использование в работе добровольцев, которые не только были непосредственными исполнителями, но и нередко выступали с инициативой организации социальных служб. Одновременно развивалась и ширилась система профессиональной подготовки социальных работников, формировалось профессиональное сообщество, в котором большое внимание уделялось поддержанию гуманистического и альтруистического духа в среде специалистов, а также, что отличало его от других сообществ, выражение активной гражданской позиции по проблемам человека и общества.

Экономической основой гражданского общества выступает многоукладная рыночная экономика, базой которой является частная собственность. В современных условиях различные формы собственности, находясь в равных условиях, конкурируя друг с другом, создают экономический фундамент гражданского общества. Негосударственные предприятия, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества, ассоциации кооперативов и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности - основа экономической сферы гражданского общества, которая гарантирует экономические права граждан.

Социальной основой гражданского общества является так называемый "средний слой", который в демократических странах составляет до 60% населения (в России этот слой составляет от 3,5 до 12%). К среднему слою относят научных и научно-технических работников, менеджеров, администраторов среднего уровня, интеллигенцию, фермеров, мелких владельцев, рабочих высокой квалификации, работников сферы услуг. Главные признаки среднего слоя - доход, образ жизни, общественный престиж. Они, как правило, работают по найму, владеют профессиональными знаниями, создают своим трудом прибавочную стоимость.

Политической основой гражданского общества является многопартийность, наличие массовых демократических движений, организаций, ассоциаций и других групп населения по интересам, органы общественного самоуправления граждан. Важную роль играет также общественное мнение, негосударственные СМИ, семья, благотворительные фонды, творческие союзы, спортивные общества, религиозные объединения граждан и т.д.

Духовную основу гражданского общества составляет плюрализм в области идеологии, свобода совести, мысли, слова, реальные возможности публично высказать своё мнение.

Правовая основа определяет важнейшее требование гражданского общества государству - обеспечить правовыми методами социальную справедливость, защищённость каждого человека. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гражданское общество функционирует в странах Западной Европы, США, где поощрялась активность самой личности, формировалось демократическое общество. Элементы гражданского общества будут постепенно формироваться в странах СНГ и в Беларуси, но вполне естественно, что предстоит ещё длительный путь его развития и совершенствования. Гражданское общество может существовать лишь в условиях правового государства.

Правовое государство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется "законностью" в российской и "верховенством права" (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин "верховенство закона", под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов право применения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

© Оформление. ООО «Издательство «Окей-книга», 2014

1. Сущность политики как общественного явления

1. Политика возникла более 10 000 лет назад как особая сфера человеческой деятельности, цель которой – ориентировать общественное развитие в благоприятном для человека направлении путем определения общих целей и согласованных действий.

Термин «политика» впервые появился в Древней Греции, где словом «polls» обозначалось государство, а политикой назывались государственные или общественные дела, точнее, искусство управления государством.

2. Сегодня существуют различные подходы к пониманию политики. Во-первых, это устоявшееся представление о политике как об управлении обществом. Во-вторых, достаточно распространенным является взгляд на политику как на регулирование отношений между различными социальными слоями, группами, государственными образованиями. Существует также понимание политики как сферы борьбы различных лиц и общественных групп за власть.

3. Необходимо указать, что осязаемость политики как социального института обусловлена именно наличием такого источника государственного могущества, как власть. Выделение категории власти в качестве определяющей вытекает из того, что сфера политики не только охватывает государственную политическую систему, но и выходит за ее пределы.

4. В результате развития разнообразия интересов и усложнения форм человеческой деятельности содержание политики уже не ограничивалось только государственно-организованной деятельностью, а проникало в сферу взаимодействия индивидов по вопросу реализации их частных интересов. Как считает М. Вебер, политика охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Разнообразие подходов к объяснению смысла политики осложняет выражение ее четкой формулировки. Специфика политики связана с ее способностью обеспечивать целостность общества, согласовывать различные социальные интересы, эффективно регулировать социальные взаимодействия.

5. Политический мир также связан с властными отношениями, государственным устройством. Следовательно, при определении политики такие ключевые элементы, как деятельность, государство и власть, должны быть взаимоувязанными. Не претендуя на исчерпывающее толкование, отметим, что политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами и различными общественными силами, целями которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти. В этом определении выделены сущностные признаки политики, то, что политика является сферой властных отношений, служит удовлетворению общезначимых интересов, реализация которых невозможна вне государственного управления.

2. Политология в системе социальных и гуманитарных наук

1. Политические процессы изучаются не только политологией, но в тех или иных аспектах также и философией, историей, социологией, экономикой, теорией права и т. д. Политология и философия связаны методологическими принципами исследования политических явлений: следует рассматривать их во взаимосвязи с другими явлениями, выявлять их противоречивый характер, прослеживать историческую преемственность.

2. Философия дала политологии возможность использовать теорию познания при исследовании определенных политических проблем, политология философии – анализ общества как целостной социальной системы и места в ней того или иного политического явления. Среди важнейших целей политической философии – выявление соответствия общепризнанных политических ценностей реальным интересам людей, установление критериев добра и зла, справедливого и несправедливого, того, что надо сохранить, а что изменить, одобрить или отвергнуть в политике.

3. История представляет примеры развития политической жизни общества. В исторической науке существует самостоятельный раздел – политическая история, изучающий мир политического в прошлом. Политология же, изучая исторический опыт развития общества в прошлом, постигает закономерности развития политической жизни. Э. Фримен, известный английский историк, писал: «История – это прошлая политика, и политика – это сегодняшняя история». История развития политической мысли также является предметом политологии. Для исторической науки характерно изучать события в хронологическом порядке. Политология обобщает опыт прошлого, выделяет основополагающее, типичное, закономерное, повторяющееся в развитии общества и делает выводы. История имеет дело преимущественно с уже происшедшими процессами и феноменами, свершившимися фактами. Объект изучения политологии – живая реальность, окружающая действительность, затрагивающая интересы групп людей.

4. Социология дала политологии методологию исследования, кроме того, предоставляет ей конкретные данные, характеризующие общество как целостную социальную систему. Социологические данные используются политологией для анализа политических явлений и их связи с явлениями общественной жизни. Исследуются результаты социологических опросов, выявляющие настроения в обществе, мотивы тех или иных поступков, предпочтения отдельных индивидуумов и социальных групп в отношении власти, ее функционирования, политических партий и общественных движений, выборной системы и т. д.

5. По некоторым вопросам политология соприкасается и с правовыми дисциплинами, изучающими правовую систему общества, механизмы власти, принципы и нормы конституций. Дисциплины права носят более прикладной, практический характер, политология же изучает теоретические, потенциальные аспекты права.

6. Связана политология и с экономикой. Экономические отношения в зависимости от конкретных условий развития того или иного общества влияют на развитие его политических отношений. Политика, в свою очередь, способна оказать влияние на экономику: позитивные международные отношения, например, способствуют хорошему товарообороту, негативные могут спровоцировать эмбарго (запрет на ввоз продукции какого-либо государства).

3. Структура политики и ее функции

1. Политика имеет сложную структуру. Составными элементами политики являются:

Субъекты политики;

Объекты политики;

Политические процессы;

Политическая власть;

Политические идеи и концепции;

Политические отношения.

2. Субъекты политики – непосредственные участники политических отношений. Среди них индивиды, социальные группы, слои, организации, общественные движения, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти, осуществляющие влияние на нее. Как правило, субъект политики структурно организован и представляет собой социальный институт (если это политическая партия, общественное движение, государство, средство массовой информации, инициативная группа граждан и т. д.).

3. Объекты политики – общественные проблемы, возникающие в процессе развития общества. Решение данных проблем требует адекватного реагирования всей системы политических институтов, а также принятия эффективных управленческих решений.

Политические процессы – система взаимодействия различных политических сил, субъектов политики для решения политических проблем и оказания воздействия на объекты политики. Формы взаимодействия политических сил: согласие, сотрудничество, политическая борьба, конфронтация (противостояние).

4. Политическая власть – наличие возможностей у тех или иных политических сил оказывать воздействие на общество, разрабатывать и осуществлять политику на основе баланса интересов социальных групп. Понятие «политическая власть» отражает способность и возможность индивидов или групп оказывать определяющее воздействие на общество, проводить свою волю в управлении им, мобилизовывать большие массы людей на достижение поставленных целей, а также регулировать отношения между определенными социальными группами.

5. Политические идеи и концепции – теоретические основы развития политических отношений общества. Они объясняют все политические аспекты, в том числе функционирование политических институтов. Политические концепции – создаваемые на основе обобщения наблюдений и фактов предположения. Концепции являются основой для создания теорий. Политические отношения – отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений и регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., складывающимися в практике политической жизни.

6. Функции политики в современном обществе:

Управленческая (регулятивная) функция – политика осуществляет управление социальными процессами общества, регулирует их;

Функция обеспечения целостности и стабильности общества – политика формирует общественные цели, определяет социальные ориентиры, ценности, изыскивает необходимые для этого ресурсы;

Функция политической социализации – политика формирует политическое сознание индивидуума, включает личность в общественные отношения;

Функция мобилизации и обеспечения общей деятельности – политика систематизирует общественное взаимодействие;

Гуманитарная функция – политика обеспечивает гарантии прав и свобод личности, общественного порядка, гражданского мира и согласия.

4. Мораль и политика

1. Мораль как совокупность норм, правил поведения и отношения людей друг к другу, порожденных изначально существовавшими обычаями и традициями, имеет первенствующее к политике отношение. Прежде всего это первенство функциональное, так как отсутствие надлежащего этико-гуманистического обоснования, прочных нравственных предпосылок ведет к деформации самой политики и ее результатов. Устойчивый авторитет веками вырабатывавшейся общечеловеческой нравственности выше престижа любой политики. Для политики не могут быть безразличны существующие в конкретном обществе моральные ценности. Именно поэтому в высокоразвитых, стабильных обществах к политике и к политикам предъявляются строгие нравственные требования.

2. В современных условиях особое значение приобретают проблемы морального прогресса и прогресса политики, применимости моральных оценок к политическим действиям, вопросы соотношения целей и средств в политике, пределов допустимости насилия к личности, социальной группе, нации и государству.

3. Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но так или иначе она присутствует во всех ее проявлениях. В политике действуют жесткие законы и правила, поэтому нравственный прогресс в обществе не всегда сопровождается соответствующим прогрессом в политике. Такие нравственные категории, как благо, добро, зло, справедливость, которыми оперирует политическое мышление, зачастую имеют иное содержание, чем эти же категории в осознании моральном: фигурируя в политическом мышлении, они несут утилитаристски-практическую нагрузку. За ними обычно скрываются достаточно элитарные польза или вред для различных субъектов социума вследствие функционирования государства. И зачастую людей всегда намного легче увлечь в сторону зла, нежели добра.

4. В политологии решение вопроса о соотношении цели и средств неразрывно связано с проблемой разделения политики и морали, так как это позволяет при выборе политических способов достижения цели освобождаться от моральных норм и запретов. Наиболее полно подход к проблеме соотношения целей и средств в политике выразил Н. Макиавелли: главным в политике выступает достижение цели, даже если способы несправедливы и аморальны. Таким образом, все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой конкретной целью.

5. Исходя из истории политических и этических учений, современных теоретических концепций и политической практики можно выделить несколько основных вариантов взаимодействия политики и морали:

Первенство морали по отношению к политике;

Обособленное существование политики и морали, вплоть до полного разрыва между ними;

Дискуссии в отношении проблемы соотношения целей и средств в политике;

Право политики зачастую действовать вразрез с нормами морали;

Оправдание аморализма политики, игнорирование ею морали;

Взаимодействие политики и морали в процессе их влияния друг на друга;

Нравственная оценка результатов политических действий;

Политическое сознание.



Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 14
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : да Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 2
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 1,198 Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 1,322
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 6,406