Современные подходы к организации детей с овз

Глаза больных детей – что может быть тревожней?
Что может с сердца тяжкий камень снять?
Работать здесь лишь ПО ПРИЗВАНЬЮ можешь,
Готов ты этим детям руки подставлять!

В современном обществе по данным статистики от 2009 в России проживают 38 млн. детей. А сколько в нашей стране детей-инвалидов? К сожалению, подсчитать до сих пор точно никто не удосужился. Официальная статистика Пенсионного Фонда на начало 2007 года насчитала 575 107 человек. Но медицинские работники меж тем уверяют, что это цифра занижена чуть ли не в 2 раза, и реальность куда страшнее: миллион или, как минимум, полтора миллиона детей-инвалидов. Все дело в том, что данные Пенсионного Фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, однако же, не все родители регистрируют детей-инвалидов. Только в Алтайском крае официально зарегистрировано 9 000 детей-инвалидов. Рубцовск является третьим по величине городом Алтайского края, у нас количество детей-инвалидов – 396 человек.

В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование.

В новом Законе РФ «Об образовании» впервые уделяется много внимания вопросам обучения и социализации детей с ОВЗ.

В «Национальной стратегии действий в интересах детей в Алтайском крае на 2012 - 2017 годы» рассматривается обеспечение благополучного и защищенного детства. Так, в Алтайском крае реализуются различные варианты обеспечения образовательными услугами детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Но, как можно заметить из приведенных выше данных, проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в стране в целом, и в нашем городе в частности.

Проблема помощи детям с ОВЗ не нова. Л.С. Выготский может считаться основоположником базовых идей, к которым апеллирует сегодня интегрированное обучение. И в наши дни, как и много лет назад общество не остается равнодушным к таким детям и по-прежнему ищет эффективные пути решения данной проблемы.

С 2003 года я работаю учителем – дефектологом в МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василек»для детей с задержкой психического развития. Основными причинами открытия детского сада стали - необходимость целенаправленной коррекционно-воспитательной работы с такими детьми, оказание помощи родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей – инвалидов. Но наш детский сад могут посещать лишь 65 детей, а их количество неуклонно растет из года в год. Поэтому на базе нашего МБДОУ организована работа консультативного пункта для детей - инвалидов, воспитывающихся на дому, для детей с ОВЗ, посещающих другие ДОУ города, а так же для педагогов, интересующихся данной проблемой.

Мое отношение к детям пронизано любовью к ним, эмоционально насыщено и направлено на пробуждение у детей потребности действовать как взрослые. Каждое мое занятие дает ребенку радость, веру в свои силы, поэтому не допускаю жесткой регламентации деятельности детей, эмоциональное и волевое подчинение их взрослому.

Коррекционно-воспитательные задачи решаю не только на подгрупповых занятиях, но и в процессе индивидуальной работы с детьми. И тогда целостность программы достигается благодаря тесной связи разных разделов.

Особое место при создании условий для детей с ОВЗ отвожу обогащению и специализации среды развития, и тогда, приходя на занятия, ребёнок попадает в мир, куда потом всегда с удовольствием хочет прийти снова.

Использую специализированные компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей с ОВЗ. И это повышает эффективность коррекционного обучения, ускоряет процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, овладению математическими представлениями. И стоит только увидеть глаза ребенка, полные ожидания, удивления, радости, когда при правильном решение примера – взлетает бабочка, а при прочитанном слове открывается дверь в волшебный замок. Тогда знаешь, что не зря старался подготовить данную игру или презентацию.

Считаю, что семейное воспитание является приоритетным, т.к. семья дает главное ребенку – интимно-личностную связь, единство с родными. Взаимосвязь моей работы с семьей базируется на сотрудничестве, взаимодействии и доверительности.

В работе с родителями использую различные инновационные формы: организую практические занятия, на которых обучаю родителей навыкам совместной деятельности с детьми, что повышает уровень коммуникабельности как детей, так и родителей. Создаю систему педагогического сопровождения семьи от первых дней пребывания ребенка в саду до его поступления в школу, учитывая особенности развития ребенка и педагогическую компетенцию каждой семьи.

Считаю, что важным качеством для ребенка с ОВЗ является готовность к социальной активности. Одна из задач - привлечение детей с ОВЗ к участию в различных конкурсах, культурно-массовых и спортивных мероприятиях, мероприятиях проводимых в МБДОУ. Мои воспитанники принимали участие в городском конкурсе «Я – исследователь», «Почемучки в поиске», участвовали в городском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Сделаем мир добрей!», в выставках работ, совместно с родителями.

Я убеждена в том, что процесс интеграции может быть эффективным только тогда, когда усилия семьи и образовательного учреждения направлены не только на коррекционное обучение и воспитание, но и на формирование у членов общества гуманного милосердного отношения.

К сожалению, жизнь детей с ОВЗ в наше время трудна. Множество проблем лишают их возможности вести полноценный образ жизни и изолируют от общества. И каждый день эти дети и их близкие сталкиваются с множеством проблем, с непониманием, но они преодолевают их, а это уже можно считать подвигом, еще одним шагом на пути к победе.

Когда ребенок некогда чужой,
Становится вам нужным и бесценным,
Когда такой чудесный, но больной -
Он просит ВАС о самом сокровенном,
Не проходите мимо, стороной,
Как будто ничего и не читали,
Не стойте к этим деточкам спиной!
Они, безгрешные, за что такими стали?
И, если я и ты сегодня не поможем,
То нам за что себя, простите, уважать??
Нам, взрослым, это разве сложно -
Ребенка боль на сердце принимать?

Вязовая М.В.

Новосибирский государственный педагогический университет

г. Новосибирск

Научный руководитель – Храпченкова И.В., к.п.н., доцент, НГПУ

Современные образовательные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной организации

«Педагоги не могут успешно кого-то учить,

если в это же время усердно не учатся сами»

Али Апшерони.

В настоящее время, перемены в системе школьного образования не могли не отразиться и на содержании коррекционно-развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ).

Кроме того, внедрение современных образовательных технологий в школьных образовательных организациях, продиктовано и социальным заказом родителей, которые на данном этапе, предъявляют более серьезные требования к образованию и воспитанию детей в ШОО.

На мой взгляд, современные образовательные подходы к воспитанию и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагают использование новых образовательных технологий, методик преподавания, разнообразных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации воспитанников, а также формирования личностной гармонии и здоровья.

Очень хорошо помню, как несколько лет назад на занятии, когда мы с детьми играли в игру «Придумай словечко», я с изумлением услышала от своих воспитанников «новые словечки», не якорь, а Яндекс, не кукла, а компьютер. « Вот они, современные дети!» - подумала я тогда. А вскоре, сделала не менее интересное, на мой взгляд, открытие: в детский сад мои воспитанники стали приносить не машинки или кукол, а планшеты, различные игровые консоли и такие электронные игрушки приковывали внимание всех малышей группы. Именно тогда, все эти наблюдения, для меня сложились как детали в пазле - если все современные гаджеты так притягивают наших детей, значит, просто необходимо задействовать это «притяжение» в нужном русле, и я взяла на вооружение современные информационно-коммуникационные технологии.

Вы можете мне возразить, «все новое, это хорошо забытое старое», что раньше логопеды и без компьютера успешно справлялись, используя привычный наглядный материал.

Но раньше и детки были другие. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители.

Кроме того, на современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Если в 2002году, у нас в ШОО наблюдался 1 ребенок с задержкой интеллектуального развития сложного генеза, то уже в 2016 количество детей с аналогичными нарушениям возросло до 40%.

И сегодня, «методика использования только картинок», результатов практически не дает, моим детям с тяжелыми нарушениями речи, не интересно и утомительно из дня в день рассматривать и называть одно и то же, пришло время использовать современные образовательные технологии. Что же такое современные образовательные технологии сегодня?

Современные инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Я думаю, что сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом не изучая, обширный арсенал образовательных технологий. Из всего многообразия предлагаемых технологий обучения, в своей работе с детьми с ОВЗ, я активно использую игровые технологий, также меня интересует использование компьютерных ресурсов, но и без технологий: проблемного обучения, дифференцированного подхода, разноуровнего обучения, технологии коллективного способа обучения, и особенно, здоровьесберегающих технологий свою деятельность уже не представляю. Пальчиковые гимнастики, динамические паузы, релаксация, Су-Джок терапия, самомассаж биологически активных зон, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, и конечно, соблюдение норм СанПиН – вот о чем, я как специалист, просто не имею права забывать, какие бы современные образовательные подходы к образованию и воспитанию детей, я бы не использовала.

Мои ребята все разные, для каждого из них, свой, индивидуальный образовательный маршрут, к каждому - свой образовательный подход, что эффективно для одного, необязательно подойдет другому, но, безусловно, все они любят играть.

Актуальность использования игровых технологий, как средства коррекции, для меня обусловлена тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Не стоит забывать слова А. С. Макаренко: «Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело.… Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра»

Используя игровую форму проведения уроков, особое внимание обращаю на создание игровой мотивации, которая, как мы знаем, выступает средством побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. «Игра практически с древних времён выступает как форма обучения», писал Ян Коменский.

Куклотерапию - я на своих занятиях использовала давно, а с появлением информационно-коммуникационных технологий, у меня появилась возможность соединить такой «интересный» для детей компьютер, с дидактическими возможностями игры, что и стало в результате важным направлением в моей коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Как я использую информационно-коммуникационные технологии в своей работе?

Подбор иллюстративного (дополнительного познавательного) материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинета.

Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

Оформление документации, отчетов.

Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей (для проведения занятий дома), и в процессе проведения родительских собраний.

Мой опыт работы показывает, что электронные игры естественно вписываются в жизнь школы и являются ещё одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, а также, что немаловажно, позволило «активизировать» родителей моих воспитанников. Для себя, я отметила, что домашние задания с презентацией (на флеш-накопителе), выполняются с большим интересом, как детьми, так и родителями.

Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно- технического прогресса во все ее сферы диктует, нам, педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий.

Я считаю, что современные подходы к обучению и воспитанию детей с ОВЗ, новые педагогические технологии способствуют не только наилучшему усвоению ребенком информации, а так же положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка.

Последние годы, я активно использую в своей работе современные образовательные технологии, мои детки с удовольствием идут заниматься - играя, а я, видя их восторженные глаза при виде новой компьютерной игры – презентации, каждый раз думаю, как хорошо, что я не побоялась ввести новое в свою работу. В своей работе с детьми с ОВЗ я широко использую здоровьесберегающие технологии, так как они позволяют решить приоритетные задачи современного школьного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья, обеспечения эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребёнка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.

Самые яркие моменты в моей деятельности – это успехи моих воспитанников, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели.

А еще я думаю, одной важнейшей целью педагога является повышение профессионального мастерства т.к. в конечном счете, успех образовательного учреждения зависит от педагогического коллектива, ведь в наших руках будущее наших детей.

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Современному специалисту невозможно работать без творчества. Но мир не стоит на месте, возможно, в будущем то, что мы сейчас называем «современные образовательные технологии» перестанут интересовать моих воспитанников, и не будут являться «надежным инструментом, своего рода волшебной палочкой» в моих руках.

Список литературы

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005.

2. Дмитриев А.А. О некоторых проблемах интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями // Дефектология. – 2005. – №4.

3. Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» // Собрание законодательства РФ. 1996. N 7.

4. Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. – СПб.: Педагогика, 1996.

Современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья

В Конституции РФ и во Всеобщей декларации прав человека записано: «Каждый человек имеет право на образование». Задача государства реализовать эти положения в жизни, обеспечив получение образования каждому в доступном ему объёме и форме. Это относится и к тем, кто в силу различных причин имеют выраженные нарушения психофизического развития. В их число входят дети и с задержкой психического развития и умственной отсталостью (четырёх степеней), дети – инвалиды.

Следует отметить, что такие дети нуждаются в социальной защите, в специальной адаптированной образовательной программе, логопедической и психологической помощи.

Возможности этих детей ограничены, тем не менее, результаты работы показывают, что при создании необходимых педагогических условий положительная динамика в их развитии может быть достигнута. Под педагогическими условиями подразумевается наличие благоприятной для ребёнка среды, научно-обоснованных программ воспитания и обучения, адекватных методов и приёмов работы, методическое и кадровое обеспечение.

Однажды на заседании Совета по делам инвалидов Президент произнёс: «Мы просто обязаны создать нормальную систему образование для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных школах и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества».

Стратегической задачей стало создание безбарьерной образовательной среды для обучающихся разных возрастных категорий с ОВЗ. В связи с этим появились новые формы оказания образовательных услуг и коррекционно-педагогической помощи детям со специальными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Повысились требования к профессиональной компетенции педагогов и взрослых, ответственных за воспитание и обучение детей «особой заботы».

Федеральная программа «Доступная среда на 2011 – 2015 годы» призвана обеспечить:

    создание доступной среды для детей - инвалидов и других маломобильных групп населения, предусматривающей комфортные условия для обучения, воспитания и развития обучающихся;

    материально-техническое оснащение школы оборудованием, необходимым для адаптации и реабилитации обучающихся;

    адаптацию зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий.

Целью программы является создание условий для полноценной жизни и интеграции в общество инвалидов и других маломобильных групп населения.

Главная задача программы «Доступная среда» - создание безбарьерной среды для детей с ОВЗ, обеспечение их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. Многие общеобразовательный учреждения уже реализуют эту программу, в их число входит и наша школа МКОУ «Залининская СОШ» Октябрьского района Курской области

В свете нового закона «Об образовании» осуществляется инклюзивное образование обучающихся. Новая цель образования – это воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Как же реализовать эту цель с детьми ОВЗ?

Образовательное учреждение в контингент, которого включены учащиеся с особыми образовательными потребностями, и в котором создаются условия для получения качественного образования всеми детьми в соответствии с их возможностями, разрабатывают индивидуальные и адаптированные коррекционные образовательные программы для обучения. Такая программа должна обеспечивать:

    выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;

    осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-психологической помощи детям с ОВЗ;

    возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы НОО и их интеграции в ОУ.

Программа должна содержать:

    перечень, содержание и план реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий;

    систему комплексного сопровождения детей с ОВЗ;

    описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ;

    механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

    планируемые результаты коррекционной работы.

Практика показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный, многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные ресурсы. Тем не менее, «Залининской школой» была разработана адаптированная общеобразовательная программа.

Целью адаптированной программы является повышение качества образования и успешную социализацию детей ОВЗ.

Программа направлена на решение определённых задач.

Задач много. Все они грамотно выстроены, но все задачи можно свести к очень банальной и в то же логичной мысли: «Мы обязаны дать особому ребёнку не костыли и поводыря, а компас и путь, по которому пойдёт ребёнок с особыми потребностями». И самое главное – пойдёт не один, а со своими сверстниками.

Деятельность программы осуществляется по следующим актуальным направлениям:

    психолого-психологическое сопровождение детей ОВЗ;

    стимулирование и поддержка;

    разработка и внедрение;

    развитие профессиональной компетенции учителей.

Мы реально понимаем, что вся тяжесть работы с детьми ОВЗ ляжет на плечи учителя. Ведь экзамены никто не отменял, даже для «особых» детей. И обязательно всплывает пресловутое: «А где результат?». И тогда только словами Ларина: «Либо вы верите, что можете, либо вы – ничего не можете…» Мы действительно, верим в то, что делаем, а иначе зачем?...

В рамках программы «Доступная среда» в школе созданы специальные условия для обучения и воспитания детей: специально оборудованные учебные места; специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование, комплекс БОС, мобильный комплект логопеда и психолога, частично набрана сенсорная комната, полностью оборудован и укомплектован кабинет логопеда.

Психолого-медико-педагогический консилиум школы обеспечивает диагностико-коррекционное, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение обучающихся воспитанников с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья или состояниями декомпенсации исходя из реальных возможностей образовательного учреждения.

Изюминка инклюзивного образования в том, что

    все дети разные;

    все дети могут учиться;

    есть разные способности, различные этнические группы, разный рост, возраст, происхождение, пол;

    адаптация системы к потребностям ребёнка.

Важно отметить, каждый ребёнок имеет свой темп, динамику развития, разные возможности в усвоении нового материала, и поэтому обучение должно быть индивидуально ориентированным. Стратегия и тактика коррекционно - педагогической работы выстраивается с учётом «личной ситуации» отдельно взятого ученика. Установление «стартового уровня» развития позволяет его регулировать и прицельно воздействовать на формирование таких процессов, которые в этом в большей мере нуждаются, выбирать адекватные педагогические технологии, прослеживать динамику и становление формируемых функций.

Достичь определённых успехов и результатов в коррекционной работе с детьми ОВЗ, возможно только путём постановки правильных целей и слаженной работой всего педагогического коллектива ОУ. Общая цель реализуется через систему задач. Цель определяет содержание (коррекционно-образовательную программу). Цель обусловливает результат.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

В Российской Федерации инклюзивное образование, являясь одной из основных форм реализации права на образование лиц с ОВЗ, должно стать законодательно закреплённым институтом. Который должен иметь все необходимые компоненты, начиная от подготовки полного пакета документов нормативно-правовой базы, определение норм и принципов соответствующего финансирования, механизмов создания специальных условий и принципов адаптации образовательной среды в отношении детей, имеющих особые образовательные потребности.

Чтобы помощь этим детям была эффективной, важно создать необходимые условия, среду, в которой будет осуществляться коррекционно-развивающая работа, направленная на достижение определённой социально-трудовой реабилитации и адаптации детей в условиях семьи, в коллективе сверстников и в обществе. Тем не менее, при систематическом, целенаправленном, комплексном взаимодействии педагогов, психолога, учителя-логопеда, врача, родителей и наличие научно обоснованных программ воспитания и обучения положительная динамика реальна. Тогда, может быть, и в наших школах безбарьерной образовательной среды Октябрьского района Курской области вырастут: Бетховены и Аланы Маршалы, Достоевские и Циолковские…

Успехов в работе!

Почекаева Ирина Александровна

Современные подходы к организации детей с ОВЗ

Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.

В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Современный подход к специальному (коррекционному) образованию заключается в создании внутренних и внешних условий для развития и коррекции детей (с ОВЗ).

1. Внешние условия – отношение государства и общества к детям с ОВЗ. Внешние условия получения образования детьми с ОВЗ должны обеспечиваться политикой государства:

Создание рабочих мест;

Востребованность на рынке труда граждан с ОВЗ.

2. Внутренние условия – заключены в работе образовательного учреждения.

Направлены на развитие и коррекцию детей с ОВЗ (именно школа готовит ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни в государстве и обществе);

Предпрофильное и профильное обучение в школах с учетом востребованности рынка труда на текущий период времени.

В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов».

Специальные образовательные учреждения делятся на:

· коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования :

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.

· коррекционные образовательные учреждения:

Школы I – VIII видов;

Специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.

· коррекционные учреждения начального профессионального образования ;

· образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:

Центры диагностики и консультирования;

Центры психолого-медико-социального сопровождения;

Психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

· Оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа.

Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов.

Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения.

I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей.

II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей.

III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей.

IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей.

V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи.

VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития.

VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.

Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.

Образовательный процесс в этих школах состоит из трех ступеней аналогично общеобразовательным школам:

2 ступень - основное общее образование;

3 ступень - среднее (полное) общее образование.

· Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида

Специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида создаётся для обучения и воспитания неслышащих детей.

Глухота – стойкая потеря слуха, при которой самостоятельное овладение речью и разборчивое восприятие речи невозможно.

· Специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида

Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь).

Обучение слабовидящих ведется по учебникам массовой школы, которые печатаются более крупным шрифтом и специальными преобразованными изображениями, доступными для зрительного восприятия.

Плюсы и минусы интегрированного обучения

1. Дети с ОВЗ учатся общаться со сверстниками

1. Ребёнок с ОВЗ медленнее усваивает образовательную программу

2. Дети с ОВЗ чувствуют себя на равных с другими детьми

2. Ребёнок с ОВЗ не сможет выдержать высокую учебную нагрузку

3. Дети с ОВЗ получают подготовку к будущей самостоятельной жизни в обществе

3. Учитель не может уделять достаточно внимания детям с ОВЗ

4. Интегрированное обучение позволяет активизировать силы детей с ОВЗ, настроить их на преодоление жизненных трудностей

4. Недостаток специалистов по работе с детьми с ОВЗ (специально обученные психологи, дефектологи , мед. работники)

5. Другие дети учатся воспринимать детей с ОВЗ как равных членов общества

Другие варианты обучения детей с ОВЗ

1. Домашнее обучение

Преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;

Обучение ведётся по общей либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;

По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

2. Дистанционное обучение - комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т. п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб-камера и т. д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

На сегодняшний день в России с помощью дистанционного обучения можно получить не только среднее, но и высшее образование - в программы дистанционного обучения активно включились многие отечественные вузы.

Ø Центр развития детей при ОмГПУ, Омский государственный педагогический университет

Адрес: Омск - Мира проспект,этаж.

Ø Ладо

Помощь в обучении, развитии и преодолении трудных ситуаций. Логопедический центр. Центр репетиторских услуг. Психологическая помощь.

Телефон: 499-105

Ø Государственное учреждение Омской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Надежда" города Омска"

Профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предмет деятельности – социальная поддержка несовершеннолетних.

Ø Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Адрес: г. Омск, Камерный пер, 16а

Телефон: 561401

Ø Знайка+ , образовательный центр

Телефон: , 8-65

Ø Областная ПМПК

Адрес: Учебная, 191

Ø МОУ «Городской психологический оздоровительно-образовательный центр» (городская ПМПК)

Адрес: г. Омск, ул. Орловского – 10.

(филиал гор. ПМПК) – ул. Куйбышева, 27/7

Ø Государственное образовательное учреждение Омской области

г .Омск,

тел/,

Ø БУ «ПМПК» Центр педагогической поддержки раннего семейного воспитания

Адрес: Комсомольский городок – 14

Ø «Синдром Даун Омск» Омская региональная общественная организация инвалидов

Адрес: ул. Горького – 87,

Ø ГРУППОВАЯ МУЗЫКОТЕРАПИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ.

Ø Псих. Клиника Омская – 85

Ø Реч центр –

Ø «До шестнадцати» - клиника (узкие специалисты)

им. 30 - летия ВЛКСМ – 48

Ø «Армос» центр нетрадиционной медицины

Негосударственные образовательные учреждения

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Славянская школа в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия»
4-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Авторская экспериментальная школа»

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Новое поколение»
г. Омск, Магистральная, 74, кв.109

Ø Негосударственное образовательное учреждение Образовательный центр «Дюймовочка»
г. Омск, Малоивановская, 45

Ø Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательная средняя (полная) школа «Видергебурт»
0-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение Общеобразовательная средняя полная школа «Эдельвейс»
5, к.4

Ø Негосударственное образовательное учреждение «Центр образования и развития»
32-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Альфа и Омега»
8-а

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Возрождение»
3-б

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Интеллект»
г. Омск, Камерный пер-к, 52 , 20 (ДК `Рубин`)

Ø Негосударственное образовательное учреждение Школа «Премьер»
0-а

Детские сады комбинированного и компенсирующего вида

Район: центральный

Адрес: омск - 50 лет ВЛКСМ, 12а

Детский сад № 000, компенсирующего вида

г. Омск, район Октябрьский, Шинная 6-я, 7

тел. (3812) 56−10−13

Детский сад № 000, Елочка, коррекционного вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

Детский сад № 000, комбинированного вида

г. Омск, район Октябрьский, Молодежная 1-я, 22,

Используемая литература

Словарь-справочник. «Дефектология» / Под ред. Б. П. Пузанова - Москва: Новая школа, 1996.

Словарь-справочник. «Коррекционная педагогика и специальная психология» / Сост. Н. В. Новотворцева - Москва: Академия развития, 1999.

«Коррекционная педагогика» / , и др. - Ростов н/Д.: Март, 2002.

«Основы коррекционной педагогики» / А. Д. Гонеев и др. - Москва: Академия, 2001.

«Коррекционная педагогика» / - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

«Коррекционная педагогика в начальном образовании» / Под ред. Г. Ф. Кума-риной. - Москва: Академия, 2001.

«Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия» - СПб., 2000.

«Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка» / - Москва: Аркти, 1999.

«Специальная педагогика» / Н. М. Назарова - Москва

«Специальная педагогика. Хрестоматия» / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин - Москва, 2008.

«Сурдопедагогика» / М. И. Никитина - Москва, 1989.

«Сурдопедагогика» / Е. Г. Речинская - Москва, 2005.

«Лечебная педагогика» / Е. М. Мастюкова - 1997.

«Абелитационная работа с детьми раннего возраста с нарушениями слуха» - СПб, 2007.

«Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» / Е. М. Мастюкова, Московкина - Москва, 2004.

«Дети с задержкой психического развития» / Власова, Лубовский - Москва, 1984.

«Отбор умственноотсталых детей в спец. учреждения» / С. Д. Забравная - Млсква, 1988.

«Дошкольная олигофренопедагогика» / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева.

«Тифлопедагогика» / А. Г. Литвак - 2007.

К. С. Лебединская глава «Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития»

 Н. Ю. Борякова - статья «Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития.»

Martin W. Barr, Mental defectives: their history, treatment, and training, 1904

Н. Ю. Борякова, Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии, 2008

Теоретические основы индивидуального подхода к детям . Изучение индивидуальных особенностей обучающихся воспитанников – одно из условий повышения эффективности воспитания.

Выполнила Шелякина А.В.

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный, поэтому в воспитательной деятельности необходимо учитывать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей. Даже простое наблюдение показывает, что в пределах каждого возраста между детьми имеются большие индивидуальные различия, которые определены природными задатками, различными жизненными условиями и первоначальным воспитанием ребенка. К индивидуальным особенностям относят такие свойства и качества ребенка, как характер, темперамент, способности.

Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный процесс воспитания. Природную основу индивидуальных психологических различий, как в области характера и темперамента, так и в отношении способностей, составляют типологические свойства нервной системы. Природные данные, задатки - одно из условий очень сложного процесса развития индивидуальных способностей.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители прогрессивной педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А.Коменского – великого чешского педагога – четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Но формируются последние лишь в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Необходимым условием осуществления подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Индивидуальный подход никак не противостоит принципу коллективности – основному принципу не только воспитания, но и всего уклада нашей жизни. Научные исследования конкретно подтвердили это поло индивидуального жение. «Я» возможно только потому, что есть «мы».

Индивидуальный подход не есть разовое мероприятие. Он должен пронизывать всю систему воздействия на ребенка, и именно потому это общий принцип воспитания. Вместе с тем в разных сферах воспитания и обучения этот подход проявляется в разной мере.

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения.

В педагогики принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. С помощью индивидуального подхода мы найдем «ключ» к каждому ребенку.

Индивидуальный подход – один их главных принципов педагогики. Сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при осуществлении индивидуального подхода к детям:

Знание и понимание детей.

Любовь к детям.

Основательный теоретический баланс.

Способность педагога размышлять и умение анализировать.

Интересным являются высказывания Е.А. Флериной о содержании и форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, о тоне этих замечаний. "Для одних детей достаточно намека, небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно уверенный, поощряющий тон; для детей, излишне уверенных в качестве своей работы, в содержании и в тоне замечаний воспитателя должна сквозить большая требовательность, критичность. При невнимательной работе, при дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и требовательным".

Индивидуальный подход требует от воспитателя большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды. Различные отклонения в поведении ребенка на начальной стадии устранить легче; позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в младшем школьном возрасте особенно необходим.

Замечательный русский педагог К.Д.Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. В то же время он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы. Вместе с тем Е.Н.Водовозова также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

А.С.Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Общее и особенное в характере человека тесно переплетаются, образуя так называемые «запутанные узлы». Этим определением А.С.Макаренко подчеркивал сложность индивидуального подхода к детям. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка- это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка, прежде всего, нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С.Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется не изолировано от общей системы воспитания. Огромная заслуга А.С.Макаренко состоит в том, что он не только обосновал, но и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям.

Развитие индивидуальности А.С.Макаренко связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера…»

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А.Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка В.А.Сухомлинский считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех…» При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами. В.А.Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств. Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, Д.Б. Эльконин и другие занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности. Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Проблеме воспитания навыков организованного, произвольного поведения уделяли большое внимание советские психологи Б.Г.Ананьев, А.В.Запорожец, А.В.Суровцева, С.Л.Рубинштейн и другие. Особое внимание они обращали на индивидуальный подход в воспитании у детей нравственных качеств личности, поискам адекватных приемов воспитательного воздействия.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер, в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников школы, так и родителей.

Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

В основе индивидуального подхода лежит выявление особенностей ребенка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях»

Учет индивидуальных особенностей.

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Наконец, значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

    Барская Н.М. Учет индивидуальных особенностей умственно отсталых учащихся при объяснении нового материала на уроках русского языка. – В кн. Коррекционная работы в процессе обучения и воспитания. – Спб.: Проспект, 2003. – 248 с.

    Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Гамезо М.В. и др. – М.: Просвещение, 1999. – 256 с.

    Выготский Л.С. Психология. М.: Эксмо-пресс, серия «Мир психологии», 2002. – 1008 с.

    Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 \"Дефектология\".- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 141 с.