Проблемы преемственности дошкольного и начального школьного образования и пути их решения. Доклад «Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики.

Под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детсва, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой.

Другие ученые считали что основным компонентом преемственности является взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса.

Преемственность детского сада предпологает установление взаимосвязи между ее звеньями с целью последовательного решения задач обучения и воспитания- взаимосвязь учебного содержания, воспитательно-образовательной работы, а также методов ее осуществления.

Целью преемственности является реализация единого развития ребенка на этапах дошкольного образования, придание педагогическому процессу целостного и последовательного характера.Взаимосвязь дошкольного и начального образования, согласно Концепции непрерывного образования, предполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства: -приобщение детей к ценностям здорового образа жизни,- обеспечение эмоцианольного благополучия каждого ребенка, развитие его положительного мировоспитания, - развития инициативности, - развитие желанию и умению учится, - индивидуализация процесса обучения.

43.Взаимодействия дошкольного учреждения с семьей . В современных исследованиях, документах по проблемам дошкольного образования подчеркивается особое значение семейного воспитания в развитии ребенка. Новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения строится на основе идеи о том, что основную ответственность за воспитание, развитие и образование детей несут родители. Все остальные воспитательные институты - дошкольные учреждения, школы, дома творчества, музыкальные школы - должны дополнить, поддержать, направить их воспитательную деятельность (Т. А. Куликова).

Такая философия требует и иных линий отношений семьи и дошкольного учреждения, которые чаще всего определяются как взаимодействие и сотрудничество. Взаимодействие в данном случае рассматривается как способ организации совместной деятельности между субъектами, цель которой - добиться взаимопонимания и сотрудничества. Многие авторы в качестве результата такого взаимодействия выделяют особые взаимоотношения между педагогами и родителями, характеризующиеся общей заинтересованностью, готовностью к контактам, доверительностью, взаимоуважением (Е. П. Арнаутова, Т. И. Бабаева, В. П. Дуброва, О. JI. Зверева). Важно отметить, что в процессе взаимодействия и педагоги, и родители занимают субъектную позицию - стремятся к совместной деятельности по воспитанию дошкольников, разрешению возникающих трудностей, проявляют активность, инициативу.

Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи направлено на совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, духовное сближение родителей с детьми и педагогов с родителями, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Если в теории признается необходимость взаимодействия между педагогами и родителями, то в практике дошкольного образования существует целый ряд препятствий.

Первая группа трудностей связана с тем, что у современных родителей немало социальных и психологических проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны семейного воспитания, отвлекают их от задач развития детей, взаимодействия с образовательными учреждениями.

Психологи, социологи выделяют следующие проблемы современной семьи:

    изменение взаимоотношений в семьях, от традиционного патриархального, или детоцентристского, к либеральному, или партнерскому, типу взаимоотношений, но чаще - формальному;

    тревога родителей за будущее своих детей, их здоровье, успехи, осознание родителями невозможности научить детей тому, как надо жить в современном обществе, в котором родители и сами дезориентированы;

    острое прохождение кризисных этапов семьи на фоне неблагополучия социальной ситуации, увеличивающееся количество проблем внутрисемейных взаимоотношений, скандалов, разводов.

Эти трудности семьи усугубляются личностными проблемами современных родителей: усталостью, психическим и физическим перенапряжением, возникающим чувством одиночества, отсутствия понимания, ростом чувства вины перед детьми, своей несостоятельности, беспомощности (В.В. Дружинин, Л.Г. Петряевская, Н.Ю. Синягина).

Условия взаимодействия детского сада и семьи. Успешность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможна при готовности педагогов к сотрудничеству с родителями и готовности родителей к совместному с педагогами воспитанию своих детей. Поэтому прежде чем организовать взаимодействие с семьей, воспитателям необходимо разобраться, что их самих волнует и радует в развитии детей их группы. Только такая заинтересованная позиция поможет воспитателям найти понимание и поддержку у родителей. Кроме того, сам воспитатель должен хорошо понимать, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, уметь поддерживать с родителями как деловые, так и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников.

Важной составляющей готовности педагогов к сотрудничеству с семьей является владение ими методами и формами взаимодействия, предполагающими развитие субъектной позиции родителей. Это такие формы, как проведение дискуссий, круглых столов с родителями, совместного с ними анализа проблем семейного воспитания ребенка, проведения коммуникативных игр, элементов игротренинга .

Для того чтобы заинтересовать родителей, педагогу важно понять, какие они, что для них важно в развитии их собственного ребенка, какие жизненные ценности они исповедуют. Поэтому для организации взаимодействия воспитателя с родителями необходимым условием будет являться проведение диагностики семейного воспитания. Исходя из результатов этой диагностики, будут отличаться задачи, содержание и методы работы со всеми и с отдельными родителями.

Таким образом, осуществление эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи возможно при следующих условиях:

    готовность педагогов к взаимодействию с родителями;

    настроенность родителей на совместное с педагогами воспитание своих детей;

    осуществление педагогической диагностики особенностей семьи и семейного воспитания дошкольников;

    определение значимых для педагогов и родителей задач и содержания, на основе которых будет осуществляться взаимодействие дошкольного учреждения и семьи.

Проблема преемственности дошкольного образования и образования, получаемого детьми в начальном звене школы, является "вечной" проблемой отечественного образования. Никто не оспаривает необходимость ее решения, но ясности нет. Подходя к рассмотрению, этой проблемы надо честно ответить на ряд вопросов: 1) что понимать под преемственностью (тождество методов, содержания или иное)? 2) кто будет отслеживать эту преемственность (кто такой большой специалист, чтобы успешно разбираться в тонкостях дошкольного образования и современных технологиях обучения младших школьников)? 3) в каких единицах измерять эту преемственность? И совсем уж кощунственный "детский вопрос" - а зачем нужна преемственность?

Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника не простого запаса представлений, именуемого "кругозором" и выражающегося в педагогическом требовании учета уровня общего интеллектуального развития. Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника. Последнее позволяет включить в число значимых факторов такие, как уровень сформированности коммуникативных умений, морально-волевую и эмоциональную готовность, не забывая о качестве высших психических функций (памяти, мышления и воображения). В связи с этим, и к преемственности дошкольного и школьного образования надо подходить с иных позиций, четко определяя основные понятия.

Что же понимать под термином преемственность? Одним из принципов дидактики является принцип последовательности или системности образования. В этом случае преемственность может быть истолкована как соблюдение научно-обоснованной последовательности в приобретении образования, раз уж оно непрерывное.

Есть ли такая преемственность в традиционной школе? Безусловно, есть. Школа прямо продолжает использовать тот опыт, который накоплен ребенком то ли благодаря, то ли вопреки дошкольному образованию. В этом случае школа эксплуатирует, и довольно долго, те психические качества личности, которые сложились в дошкольном детстве, и не гонится за развитием. Так, упор делается на заучивание, повторение, подражание учителю. И это получается, потому что центральной психической функцией, обеспечивающей развитие в дошкольном возрасте, является память. Она ведет за собой все прочие познавательные процессы дошкольника. Но в начальной школе развитие должно уже обеспечивать "новое мышление" - логическое или теоретическое. Конечно, и эта цель ставится, но ее трудно решить в рамках традиционного обучения.

  • 1) преемственность "предметная", когда, например, иностранный язык, изучавшийся на протяжении одного-двух лет в детском саду, продолжают изучать в первом классе на основе пройденного;
  • 2) преемственность технологическая, когда в образовательной программе ДОУ заложена педагогическая технология, которая не противоречит школьной и может обогащаться в последующем, не вызывая внутреннего протеста у маленького школьника, который почему-то должен забыть то, что он уже все "умел", что уже читает и считает, и вновь долго и упорно выводить крючочки и складывать и вычитать в пределах первого десятка. Если дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) работает по инновационной программе, для технологической преемственности создаются более благоприятные условия, поскольку учителя могут переориентироваться на более высокие цели с учетом иных возможностей выпускников ДОУ.

Кто будет отслеживать преемственность кроме зам. директора по начальной школе? Этим может заниматься школьный практический психолог. Для этого ему необходимо иметь опыт изучения психики дошкольника и младшего школьника, знать программы ДОУ и начальной школы и главное - вести психокоррекционную работу, помогая детям справиться с нормальными трудностями этого периода детства.

Очень важно администрации школы организовать сотрудничество с психологом и воспитателями ДОУ, которые могут со своей стороны дать очень ценную информацию об индивидуальных особенностях личности каждого своего выпускника. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что более высокий эффект в этом плане связан с реализацией принципов развивающего обучения. Так, средние показатели уровня интеллектуального развития у нынешних шестилеток - из инновационных ДОУ существенно выше тех, что демонстрируют дети, приходящие на психологическую диагностику из других ДОУ с традиционной программой. Это, в частности, позволяет реализовывать бесконфликтно педагогическую технологию системы Л.В.Занкова и получать хорошие результаты в обучении практически всех выпускников ДОУ с программой "Развитие".

Что же делать с теми классами, которые формируются из детей, посещавших ДОУ с традиционной программой?

Наблюдения показывают: одна из главных причин сложной адаптации к школе (и, соответственно, трудностей в решении проблем преемственности) состоит в резкой смене стиля общения взрослых с ребенком. Свойственные учителям авторитаризм, назидательная позиция ("Так надо", "Ты должен"), негативные оценки подавляют инициативу детей, рождает у них неуверенность в себе. Поэтому первоклассники теряют интерес к учению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на психике. Кроме того, ведущим видом деятельности детей 6 лет остается игра. Поэтому в первом классе необходимы особые приемы и методы, способствующие постепенному формированию навыков учебной деятельности. И этому важно научить педагогов. Желательно, чтобы шестилетки обучались на базе детских садов, поскольку только здесь можно обеспечить психоэмоциональный комфорт ребенка, его потребностей в полноценном питании, сне, интересном отдыхе и т.д. Не менее важно, что именно в детском саду есть возможность равномерно распределить нагрузку на ребенка в течение дня, обеспечить индивидуальный подход к каждому. К сожалению, в последнее время их все чаще переводят в обычную начальную школу.

Психологи, причисляющие себя к сторонникам личностного подхода к обучению, в том числе И.С.Якиманская и др., подчеркивают особую значимость индивидуального подхода к ребенку и требуют построения совершенно иной, практически новой системы образования, начиная с первого этапа обучения (начальной школы).

Что же еще мешает шестилетнему дошкольнику быть по-настоящему готовым к школе?

Во-первых, как отмечалось еще в первые годы существования классов шестилеток, каждый "лишний" месяц, в особенности для мальчиков, существенным образом влияет не только на психофизиологические характеристики, но и на показатели интеллектуального развития.

Во-вторых, некоторая "недозрелость" психических новообразований проявляется в нестабильных сочетаниях, что приводит к тому, что "сколько шестилетних детей - столько и проблем". Так, детей могут буквально "натаскивать" родители и даже репетиторы не только на соответствующие знания, умения, навыки, но и "разучивать" ответы на вопросы тестов.

В-третьих, нельзя без конца усложнять процедуры тестирования. Ряд тестов могут представляться малоценными, поскольку ориентированы на "вчерашний день" дошкольника, а не на выявление глубины зоны ближайшего развития интеллекта шестилеток.

В-четвертых, известный отечественный психолог П.Я.Гальперин предупреждал о том, что сформированное по изолированной от практики дошкольника программе логическое мышление не выступает фактом развития. Дети могут воспроизводить не только то, что требуется запомнить, но и выполнять некоторые логические операции, тут же "попадая впросак" при выполнении заданий на классификацию или сравнение однородных объектов. Проблема усугубляется также угрозой перегрузки, поскольку растет количество детей ослабленных и часто болеющих. Отрицательно влияют и чисто социальные причины.

Весьма важно выяснить возможности "гибкого реагирования" психолога и определить те основные методологические принципы, на которых должна базироваться современная программа образовательного учреждения. Иначе требования психолога не будут приняты к исполнению воспитателями ДОУ или учителями начальной школы. Если уж дети оказались "условно-зрелыми", надо вводить специальный корректирующий учебный предмет, обеспечивать технологическую сторону преемственности, по сути, в течение уже первого года обучения школьного типа.

Современные дошкольные программы (например, "Радуга", "Развитие", "Детство") ориентированы прежде всего на воспитание и всестороннее развитие ребенка, а также формирование навыков учебной деятельности в игре, экспериментировании, наблюдении и т.д. В программах начальной школы главной целью является обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению и т.д.), накопление знаний по определенным темам. Предполагается, что вопросы воспитания учащихся решаются опосредованно, только через учебный материал и только в урочное время. Вероятно, это тоже является причиной возникающих проблем в преемственности и адаптации детей к школе.

Таким образом, чтобы обеспечить преемственность, нужно:

  • 1. скоординировать содержание программ детского сада и школы и создать единые технологии (для воспитателей вводить не искаженные научные знания, но учитывающие возрастные возможности детей, а для учителей - основанные на учете психологических особенностей детей 6-7 лет). Предварительно этим методикам необходимо научить будущих педагогов.
  • 2. в организационном плане преемственность эффективнее осуществляется в рамках комплекса единого учреждения типа "школа -детский сад" (один педагогический коллектив выбирает наиболее подходящие программы). В рамках одного учреждения намного легче продумать единые формы урочной и внеурочной работы педагогов с детьми 5-8 лет с учетом их возрастных, а также индивидуальных особенностей.

Итак, преемственность должна строиться:

  • *на учете возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;
  • *на единых целях воспитания и обучения детей;
  • *на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;
  • *на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Кроме того, в средних и высших учебных заведениях больше внимания должно уделяться психологическим вопросам преемственности.

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ни один возраст не заканчивается

с наступлением следующего возраста»

(Э. Эриксон)

В условиях создания в Республике Казахстан системы непрерывного образования задача обеспечения строгой преемственности между отдельными звеньями или ступенями обучения и воспитания с учётом особенностей учебных заведений становится особо актуальной и требует исследования в различных её аспектах.

Вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального и политического развития нашей страны и являются неотъемлемой частью и одной из важнейших задач государственной политики. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы говорится, что «Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

В Законе РК «Об образовании» говорится, что общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения и воспитания формируют у детей готовность к школе и предусматривают создание равных стартовых условий для освоения начального образования. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Обсуждается отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Исходя из реального социально-экономического состояния образования в Республике Казахстан, на первом году школьного обучения создаётся крайне сложная ситуация, когда в один и тот же класс поступают дети с различной подготовкой к школе. Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: часть детей - в детских садах, другая часть - в предшкольных классах школы в соответствии со школьными программами и, наконец, часть детей готовят к школе сами родители, опираясь на разные методики обучения. Это создаёт грубые нарушения преемственности. Что в свою очередь обостряет противоречия между требованиями школы и имеющимся уровнем подготовки шестилеток к обучению. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольной организацией и начальной школой. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет.

Идеи преемственности содержания программ начального и дошкольного образования заложены авторами-разработчиками дошкольных базисных программ и авторами учебников для начальной школы.Результаты научных исследований и передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающийся процесс.

Еще К. Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Он считал, что «Любое новое упражнение должно сочетаться с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперед». На данное время в Казахстане программы предшкольной подготовки и первого класса не имеют строгой преемственности. В широких родительских кругах, к сожалению, считается, что счёт, сложение и вычитание чисел, и т.д. является залогом успешного обучения в школе.Это негативно отражается на подготовке и адаптации детей к новому социальному положению «ученика», создаёт трудности для учителей и родителей.

Современные инновации, происходящие в сфере образования Республики Казахстан, требуют переосмысления, понятия «преемственность в системе дошкольного и начального общего образования», разработки новых, современных подходов к решению проблемы и, в связи с этим, глубокого научного анализа взаимодействия данных образовательных учреждений по обеспечению преемственности. Проблемы преемственности между различными ступенями образования постоянно привлекают внимание. Это объясняется рядом причин:

Во-первых, организационно-педагогические условия, например, в дошкольных организациях и начальной школе имеют свои характерные особенности;

Во-вторых, содержательные аспекты требуют конкретного учёта в процессе обучения учащихся;

В-третьих, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольных организаций и начальной школы также ориентируют педагогов на учёт преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.

Для развития современного ребёнка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Современные дети - это национальное достояние казахстанского общества. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Проблема преемственности в образовании и воспитании детей в последние десятилетия превращались из бытового в научно-обоснованный процесс, учитывающий достижения в области педагогики, психологии, физиологии, методики и других науках. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения непрерывность воспитательно-образовательного процесса, начиная с раннего возраста. Особое значение это приобретает на переходных этапах, в частности, при переходе из одного социального положения - выпускника детского сада в другое - ученика первого года школьного обучения. Непрерывность обучения может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между детским садом и школой, представляющей одну из сторон целостного формирования личности ребёнка. Понятие этого процесса невозможно осознать без понятия связи, взаимозависимости явлений.Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:

Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени

физическое развитие ребёнка, психологические и умственные способности

способности

развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком

формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка

создание образовательной среды, способствующей развитию ребёнка

познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.

На ступени начальной школы

освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

готовность к образованию в начальном звене школы

направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Особую актуальность проблема преемственности приобретает на современном этапе реформирования образования, когда выдвигаются высокие требования к построению, прежде всего, самого фундамента образования - его начального звена, от качества которого в значительной степени может зависеть содержание обучения, воспитание и развитие на последующих его этапах. Преемственность является одним из принципов непрерывного образования, в педагогике рассматривается как ступень поэтапной конкретизации его содержания и раскрывает на соответствующем этапе иерархической последовательности его сущность. Принцип преемственности относится к числу основополагающих принципов организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и начальной ступени школы. Образовательный процесс на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию должен обеспечить плавный, естественный переход от одной ступени к другой и поступательное движение на основе ранее достигнутого. В системе дошкольного образования преемственность рассматривается в качестве одного из принципов обучения и воспитания. Это дает возможность установить и практически реализовать единую целостную систему педагогических влияний. Становление такой системы основывается на понимании развития ребенка как единого непрерывного процесса с качественным своеобразием каждого звена, каждого следующего этапа, являющегося органическим продолжением предыдущего.Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал

Из небольшого опыта работы в нашей школе нельзя сказать что совсем не налажена работа по преемственности. Я как воспитатель предшкольных классов провожу определенную работу как с учениками так и с родителями: обсуждаем вопросы на различные темы, например «Физиологические и психологические особенности шестилеток», Признаки готовности к обучению. , тестирования, индикаторы развития ребенка, анкетирования, посещение мероприятии прощание с букварем, и т.д. Кроме того, учителя начальных классов знакомятся с программамойпредшколы, и по мере возможности посещают занятия в предшколе.

Таким образом, одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.

Литература:

    Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана. – 2010. – 63 с.

    Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319 // Казахстанская правда. – 2007. – 15 августа.

    Развитие системы общего среднего образования в современном мире: Учебное пособие / Сост. Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003. – 112 с.

4. Рысбекова Ж.К. Педагогические проблемы подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе: автореф. … канд. Пед. наук:.13.00.01. – Алматы, 1997.– 25 с.

5. Люблинская А.А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 1956. - № 8. – С. 23-27.

Кочеток Наталья Геннадьевна

В данной статье рассматриваются основные вопросы приемственности дошкольного и начального образования. Эти вопросы связаны с новыми федеральными стандартами образования. В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из первых наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным периодом и школой.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Актуальность проблемы преемственности обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования, в том числе данная проблема связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

Единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

Единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

Общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Так например, в Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования на дошкольном этапе:

Воспитание нравственного человека;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:- на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; - процесс успешной социализации ребенка; - развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; - сохранение и укрепление здоровья детей. Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:- результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей; - результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено - формирование умения учиться. Решение

данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т. д.

Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в детском саду необходимо применять такой метод работы как «проектная деятельность». Где дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути ее решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Поэтому, в детском саду необходимо вести работу по ознакомлению детей со школой посредством экскурсий в школу, посещением школьных мероприятий, совместное проведение мероприятий с учащимися и учителями.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Так же важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательных учреждениях.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются педагогами ДОУ и школы и т.п.);

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Таким образом, преемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, если

Будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;

Созданы сопряженные учебные планы;

Определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и

преемственности;

Обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

Используемая литература :

1. Журнал «Начальная школа».

2. «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.

3. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».

4. Закон об Образовании

5. Концепция непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного

образования

Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования

В настоящее время наша страна испытывает огромное количество проблем политического, экономического, экологического и социального характера. Кардинальные трансформации в историко-культурном развитии и социально-экономической жизни потребовали изменения парадигмы образования. Направленность реформ, происходящих в российском образовании, должна привести к созданию такой его системы, основу которой образуют идеи саморазвития личности, расширения её возможностей в выборе своего жизненного пути. Данные задачи помогают решать принятые Федеральные Государственные Образовательные Стандарты (ФГОС) .

Но проблем в современном образовании достаточно.

Я хотела бы коснуться, существующей уже давно и актуальной на данный момент, проблемы преемственности различных ступеней образования, в том числе дошкольного и начального общего образования, которая имеет значительную историю. Вопрос преемственности рассматривался и рассматривается в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, Л.А. Венгера, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, Н.И. Гуткиной и др. Профессор В.Т. Кудрявцев отмечает, что за последние 20 лет проблема преемственности дошкольного и школьного образования не только не получила разрешения, но и стала ещё более острой. Одна из основных причин, по его мнению, состоит в том, что поиск оптимальных способов преемственности осуществляется преимущественно внутри традиционной образовательной системы, в то время как данная проблема может быть корректно поставлена и разрешена в рамках развивающей направленности. По мнению В.Т. Кудрявцева, ресурс детского развития, заложенный в дошкольном образовательном учреждении, не может быть «законсервирован в школе, он должен быть востребован и приумножен там, а школа призвана задать планку развития ДОУ». Проблема заключается в том, что традиционно «заказ» к дошкольным образовательным учреждениям измеряется совокупностью требований к уровню школьной готовности ребёнка, подразумевающей умения читать, писать, считать, выполнять инструкции. В этом случае общий вопрос преемственности дошкольного и младшего школьного образования подменяется более узкой проблемой подготовки к школе. В действительности преемственные связи должны обеспечить ребёнку успешное овладение разными видами деятельности и областями знаний на основе базовой личностной культуры, заложенной в дошкольном детстве. В соответствии с этим в дошкольном образовании выделяются основания преемственности, к которым, по мнению А.Г. Асмолова, можно отнести следующие предпосылки:

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика;

Развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач в качестве средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.

Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка..

Развитие коммуникативности как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности и важнейшего направления социально-личностного развития ребёнка.

В концепции развивающего обучения (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев) ведущей идеей дошкольного образования является введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы. В настоящее время, как отмечает В. Т. Кудрявцев, обозначился «вектор движения» от педагогики повседневности (традиционной) к педагогике развития (инновационной), с которым связывают стратегическую линию модернизации дошкольного образования. На полидисциплинарной базе им создается проект развивающего дошкольного образования, целью которого является создание условий творческого развития детей 3-6 лет как основы их психического развития и, в частности, формирование готовности дошкольников к развивающему школьному обучению.

Ценным является высказывание В. Т. Кудрявцева о том, что важной задачей является развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций. По мнению исследователя, на дошкольной ступени формируется не прообразы учебной деятельности, а ее универсальные психологические предпосылки. Ключевая из них - развитое продуктивное воображение - ядро креативного потенциала дошкольника, которое генетически связано с теоретическим (логическим) мышлением младшего школьника.

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающим.Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые предпосылки и условия, в чем несомненно, нам, учителям начальной школы помогут педагоги дошкольных учреждений.

Однако, в последние годы, в угоду родителям и школе, дошкольные образовательные учреждения стали копировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. По сути, занятия в старшей и подготовительной группах стали дублировать первый класс. И как следствие этого -снижение учебной мотивации, потери интереса детей к учёбе, что отражается на адаптации детей к школе и дальнейшему успешному обучению.

Часто слышим от родителей:" Мой ребенок читает, считает, пишет - он, конечно, готов к 1 классу!". Но " Быть готовым к школе- не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться " Венгер Л.А.

Поэтому принятие в дошкольных учреждениях ФГОС с сентября 2015 года помогает нам правильно понимать суть преемственности между детским садом и начальной школой. Это сохранение и согласованность содержания образования, целей и задач, которые реализуются в рамках образовательных программ различных уровней, а не багаж, определенных знаний, с которыми ребенок должен прийти из детского сада в школу. В связи с введением ФГОС изменились взгляды на готовность ребенка к обучению в школе.

На данном этапе развития нашего общества во главу угла ставятся такие качества личности как, инициативность, креативность, а самое главное готовность учиться в течение всей своей жизни. Думаю, все согласятся, что данные навыки развиваются с детства. Поэтому важнейшей задачей воспитателя является: создать условия для формирования познавательных мотивов обучения. Сегодня ценится не столько количество приобретенных знаний и умений, сколько желание получать новые знания и умение применять их на практике. Личность ребенка, его готовность к самостоятельной деятельности выходит на первый план. Таким образом, для современного выпускника ДОУ становится немаловажным умение осмысленно использовать инструмент познания, а не только обладать им.

С введением ФГОС ДО - результатом освоения образовательной программы дошкольного образования являются сформированные интегративные качества ребенка. Интегративные качества личности дошкольника являются основой для формирования универсальных учебных действий младшего школьника.

Это и обеспечит постепенный переход из дошкольного детства в начальную школу детей с разными стартовыми возможностями. Что позволит реализовать главную цель преемственности двух возрастов: обеспечение благополучной адаптации ребенка к школьному обучению, развитие его новых социальных ролей и новой ведущей деятельности.

Каковы же основные задачи преемственности детского сада и школы? Во-первых, необходимо обеспечить безболезненный переход детей от дошкольного обучения к начальному в школе.

Во-вторых, способствовать воспитанию у дошкольника эмоционально-положительного отношение к школе.

И, в-третьих, обеспечить непрерывность в развитии интегративных качеств ребенка.

Преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием осуществляется в различных направлениях, что формирует две её модели: традиционную и развивающую.

В современном образовании актуальна развивающая модель преемственности, которой присущи следующие качества:

Гибкая сочетаемость вариативной дошкольной программы как с различными типами развивающих школьных программ (системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова и др.), так и с результатами инноваций массовой школы по изменению традиционного образовательного содержания в виде авторских программ.

Направленность на развитие творческих способностей дошкольников в различных видах деятельности (игра, свободное общение, изобразительная деятельность, конструирование, театрализация и др.), что обеспечивает естественную и органичную закладку базиса школьной готовности.

Разносторонний учёт психологических особенностей перехода ребёнка из дошкольного в младший школьный возраст (кризис 6-7 лет).

Ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться (начальное общее образование) и его фундаментальных предпосылок (дошкольное образование).

С учётом базовых положений развивающей модели преемственности одним из предполагаемых результатов её практической реализации можно считать формирование у детей предпосылок и основ умения учиться, которые проявляются на разных ступенях образования в различных формах:

Бескорыстная любознательности и желание «ставить эксперименты» над явлениями действительности (дошкольная ступень);

Адекватные запросы учебной помощи у учителя (этап введения ребёнка в школьную жизнь);

Учебная самостоятельность при усвоении нового материала (постановка учебной задачи, самооценка собственных учебных возможностей и достижений - начальная школа).

Как это решается на практике?

В городе Волхове проблемой преемственности и сотрудничества между детскими садами и начальной школой озадачились с 1996 года. Именно тогда и была создана " Волховская городская гимназия", обучение в начальных классах которой велось и ведется только по развивающим программам (системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и Л.В. Занкова). Это сотрудничество началось с МДОБУ " Детский сад № 7 " Искорка", где и была впервые создана группа развивающей направленности и подготовки воспитанников к школьной жизни, с которой учителями гимназии был разработан план взаимодействия и сотрудничества. Этому способствовали следующие предпосылки: преемственность учебных программ и их содержания, обучение через постановку проблемы и нахождение способов выхода из данных ситуаций, экспериментирование, моделирование, широкое использование практической деятельности и т.д. Эти традиции взаимодействия получили широкое распространение. Теперь уже несколько лет мы взаимодействуем со всеми садами г.Волхова. Ежегодно составляется план преемственности, куда включаются не только совместные семинары, но и взаимопосещения занятий и уроков, экскурсии в гимназию, " Веселые уроки " с дошколятами, встречи с родителями, с психологом, " Дни открытых дверей", совместные мероприятия.

В настоящее время разработаны и внедряются программы, как детского сада, так и начальной школы, которые предусматривают принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла.

Но единая задача педагога и воспитателя заключается также в том, чтобы адаптация ребенка к школе прошла безболезненно и быстро, т.к. этот довольно длительный процесс требует от малыша приспосабливаться к изменениям, новым факторам и условиям, мобилизуя систему адаптационных реакций. Для решения этих задач с момента создания гимназии функционирует " Школа раннего развития", которая является тем необходимым связующим звеном между дошкольным и начальным образованием. Ее цель именно в том и состоит, чтобы помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях школьной жизни.

Учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. Думаю, что если педагоги обоих образовательных систем более глубоко и серьезно подойдут к решению проблем преемственности, то итогом данных мероприятий будет успешная адаптация детей в школе.

Литература:

1.Асмолов А.Г., Бурменская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под редакцией А.Г. Асмолова.-М.:Просвещение,2008.

1. Венгер, А.Л. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. – М.: Педагогика, 1988.

2. Давыдов В. В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии. - 1997. - № 1.

3. " Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

4. " Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 " Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования".

5.Чащина О. Ю., Аллерборн С. Н. Преемственность уровней дошкольного и начального общего образования в рамках ФГОС // Молодой ученый. - 2015. - №21.