Творческая деятельность – это что такое? Определение. Способы развития творческих способностей человека

деятельности. Часть 1.
Великие люди не отделяются от обыкновенных людей непроходимой пропастью, а лишь обнаруживают

особенно сильное развитие отдельных качеств,

в меньшей степени присущих другим людям.

Вильгельм Оствальд

Что такое психология творческой деятельности
Изучая природу творчества, находят взаимосвязь творчества и личности. Говорят о том, что человек выступает в жизни, прежде всего как деятель, творец и созидатель, независимо от того, какой деятельностью он занимается.

Психология творчества (творческой деятельности) – это раздел психологии, изучающий создание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни; формирование, развитие и структуру творческого потенциала человека.

Психология творчества является одним из трудных разделов психологии из-за расплывчатости критериев нового и оригинального , строго говоря, вся жизнь есть творчество , т.к. нельзя дважды войти в одну и ту же реку, дважды одинаково выполнить самое простое движение или одинаково произнести одно и тоже слово. Каждый миг человеческой жизни не только неповторим, но есть и новое начало.


Структура творческой деятельности
В общей структуре творческой деятельности выделяют подсистемы:

1) продукт творческой деятельности – это то, что создано. Это не только материальные продукты - здания, машины и т.д., но и новые мысли, идеи, решения, которые могут и не найти сразу же материального воплощения.

2) процесс творческой деятельности – как создано.
Вспомните, какие этапы включает творческий процесс?
3) личность творца – кто создает (характеризуется способностями ума, темпераментом, возрастом, характером и т.д.),

4) среда и условия , в которых протекает творчество (физические условия, коллектив, стимуляторы и барьеры в творческой деятельности и т. д.).


Среда творческой деятельности
Нужны ли специальные условия для творческой деятельности? Если нужны, то какие? В каких условиях вы бы захотели творить?
Многие исследователи обращают внимание на так называемый фон творчества, т.е. условия, в которых творит личность. Что помогает или что мешает творческому процессу. При этом выделяют:

- "благодаристский" фон творчества , т.е. личность эффективно творит, когда окружающие условия благоприятны, оказывают стимулирующее воздействие. Для каждого творца стимулы различны: одному требуется чашечка кофе, другому - приятная музыка, третьему - наоборот, тишина...

- непринужденный фон творчества , т.е. для творчества важна обстановка, характеризуемой отсутствием угрозы и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики.

- «вопрекистский» фон творчества (противоположный предыдущему), т.е. бывает (и история знает много примеров), когда личность творит не «благодаря», а «вопреки» внешним обстоятельствам. Во времена жесточайшей реакции, репрессий тем не менее находились люди, которые занимались творчеством с удвоенной энергией.

- случайный фон творчества , т.е. стимулом для возникновения идеи может послужить самый обычный случай, вызывающий некую ассоциацию.

Скорее всего, этот стимул, как зерно, падает на уже подготовленную длительными предварительными размышлениями почву, когда гениальное вот-вот готово «осенить» творящую голову.

Многие из известных открытий и изобретений были сделаны случайно.


Так, известна история об Архимеде, которому пришла идея решения задачи, когда он принимал ванну.

Физик Беккерель случайно открыл радиоактивность, обнаружив, что завернутая в черную бумагу фотопластинка , лежавшая рядом с солью урана, оказалась засвеченной.

Способ химической очистки ткани открыл Мариле, случайно уронив в бочку со скипидаром костюм, а вынув, обнаружил, что грязные пятна исчезли.

Давным-давно через протекающую крышу на горячие камни очага попали капли дождя. В доме тут же воцарился ароматный жар. Людям понравилось, и... они довели до совершенства «случайное изобретение». Так, по легенде, придумали баню.
Знаете ли вы еще примеры «случайных» открытий и изобретений?
- фон оптимальной мотивации (желание что-то делать, изменять).
Отчего может зависеть внутренне желание человека творить?
Личность творца. Влияние творческой деятельности на развитие качеств личности
Как бы вы охарактеризовали творческого человека? Какое влияние творческая деятельность оказывает на человека?
Что движет людьми, стремящимися что-то создавать? Биографии творцов свидетельствует, что это в подавляющем большинстве не стремление разбогатеть. Русские изобретатели Черепановы, И.И.Ползунов, И.П.Кулибин и многие другие были бедными людьми. Часто в основе творчества лежит желание придумать средство для облегчения труда, экономии ресурсов, немаловажно и создание художественных ценностей. Творчество, креативность – свойства личности, стремящейся к самосовершенствованию. Для большинства творческих личностей творчество – не прихоть и не хобби, а потребность.

Творческий человек, как считают ученые, способен решать нетривиальные, сложные задачи, оперировать противоречивой информацией, усматривать глубокие смыслы воспринятого. Он постоянно ощущает потребность в познании, в новой информации. Творческие личности, как правило, получают удовольствие от самого процесса решения проблемы. Создание нового продукта вызывает положительные эмоции. Это эмоциональное состояние служит наградой творческому процессу и стимулирует человека действовать в том же направлении.

Творческая деятельность нужна человеку для самореализации, в процессе творчества он использует личные возможности для создания чего-то нового, уникального. Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека.

Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мыслительной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональных черт и высокой работоспособности.

В деятельности, особенно в творческой, раскрывается богатство духовного и психического мира личности: глубина ума и переживаний, сила воображения и воли, способности и черты характера.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Финансовый университет)

Кафедра «Прикладная психология»

Реферат на тему:

« Методы активизации творческой деятельности »

Выполнил:

Студент группы ВУ3-1а

Хрулева И.Ю.

Проверил:

Крылов А.Ю.

1. Введение.

2. Понятие творческой деятельности, её виды, направления, функции.

3. Методы активизации творческой деятельности.

4. Заключение

5. Список использованной литературы.

Введение

Каждому человеку в жизни нужно проявлять определённую деятельность в силу разных причин: в силу заработка или из-за любви к своему делу, или потому, что человек может думать, что кроме данной деятельности он (она) больше ничего не умеет. Причин может быть много. На земле на данный момент около, а то и более 7 миллиардов людей. Так что не будем вдаваться в подробности каждой биографии. Самое главное из всего того, что я сказал, в том, что всем нам необходима деятельность. Все мы разные, и у каждого из нас она (деятельность) своя. Но всех нас объединяет эта общая нужда что-то делать, нужда цели в жизни. Ведь иначе наша жизнь будет казаться нам бессмысленной. Вернее, не будет казаться, а будет таковой: у тебя нет цели в жизни – значит ты ничего не делаешь, значит не несёшь никакой пользы обществу, значит «прожигаешь» свои дни, месяцы, годы впустую.

Но не будем уходить в дебри. Цель моего реферата заключается в том, как бы нам проявить интерес или определённую активность к деятельности. Конкретней: творческой деятельности. Яркий пример – учащиеся: школьники, студенты, да и просто те, кто изучает что-то ввиду каких-то собственных целей. Очень часто людям не удаётся проявить интерес к своему обучению. Для этого например, на уроках английского языка существуют задания в парах, командах, бурные обсуждения какой-либо темы, какого-либо насущного вопроса – вообщем, всё, что помогает не сделать этот урок скучным и превратить его изучение в скучную «зубрёжку». Это и есть проявление творческой деятельности. Здесь имеется ввиду не просто занятие творчеством - рисованием, музыкой, танцами и т.д., а поиск творческого пути, подхода к решениям тех или иных задач. Вот то, о чём я бы хотел с вами поговорить в своей работе.

Понятие творческой деятельности, её виды, направления.

Творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива - создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего. Стимулом к Т. д. служит проблемная ситуация, к-рую невозможно разрешить тра-диц. способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиц. взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечения неявно связанных элементов, установления между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками Т. д. являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку. Нужно суметь раскрыть их и развить. Проявления творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их обществ, значимости.


При традиционных формах обучения учащийся, приобретая и усваивая в уч. процессе некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. п. Однако он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет спец. опыта. Поэтому нередки случаи, когда выпускник ср. школы, успешно овладевший материалом шк. программы, не справляется с конкурсными экзаменац. задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению.

Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя. Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не сможет заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится рассмотреть традиционные пути под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождения этого нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность.

Чтобы формировать творческий опыт, необходимо конструировать специальные педагогические ситуации, требующие и создающие условия для творческого решения. Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству гл. обр. осуществляется на проблемах, уже решённых обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение Т. д. требует корректив. Учащиеся только в отд. случаях, на определ. уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут создавать новые ценности. Отсутствие обществ, новизны в результатах творчества учащихся не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Поэтому применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на созидание качественно новых для него ценностей, имеющих обществ, значение, т.е. важных для формирования личности как обществ, субъекта.

Проблемные ситуации можно поставить перед учащимися различными способами: путём чёткой постановки проблемы учителем; путём создания ситуации, в к-рой от учащихся требуется самому понять и сформулировать имеющиеся в ней проблемы; путём создания ситуации с более или менее чётко обозначенной проблемой, но по логике поиска решения которой ученик должен прийти к новой, дополнит, проблеме, самим им выявленной и предусмотренной при конструировании ситуации. Особым вариантом бывает случай, когда в ходе решения некоторой задачи ученик самостоятельно обнаруживает новую, не предусмотренную при конструировании ситуации проблему.

Возникновение или наличие одной лишь проблемы не определяет возможности ее решения. Для последнего необходимо осуществить самостоятельный поиск, что требует определённых исходных данных, т.е. опоры на известное, что и позволяет реализовать этот поиск. Уч. проблемную ситуацию можно определить как задачу с необходимыми данными в качестве условия. К этим данным ставится вопрос, в том или ином виде формулирующий проблему для последующего решения. Тогда содержанием всякой задачи будет проблема, основанная на противоречии между известным и искомым. В процессе решения этих задач, построенных на необходимости избирательно активизировать уже известные им знания, учащиеся могут самостоятельно проникнуть в более глубокие стороны явлений. В практике обучения необходимо применять и задачи, требующие только выдвижения гипотезы. В данном случае от ученика не требуется обоснованного полного решения. Он должен лишь построить план поиска ответа, к-рый вырисовывается ему пока только гипотетически. Решение этих задач развивает у учащихся умение мобилизовывать имеющееся у них знание и включать его в процесс анализа новых ситуаций, стремление найти новый подход, новый тип решения. Т. е. закладываются ОСНОВЫ.

Деятельность многообразна. Она может быть игровой, учебной и , познавательной и преобразовательной, созидающей и разрушительной, производственной и потребительской, экономической, социально-политической и духовной. Особыми видами деятельности являются творчество и общение. Наконец, в качестве деятельности можно анализировать язык, психику человека и культуру общества.

Материальная и духовная деятельность

Обычно деятельность делят на материальную и духовную .

Материальная деятельность направлена на изменение окружающего мира. Так как окружающий мир состоит из природы и общества, она может быть производственной (изменяющей природу) и социально-преобразовательной (изменяющей структуру общества). Примером материальной производственной деятельности является производство товаров; примерами социально-преобразовательной — государственные реформы, революционная деятельность.

Духовная деятельность направлена на изменение индивидуального и общественного сознания. Она реализуется в сферах искусства, религии, научного творчества, в моральных поступках, организуя коллективную жизнь и ориентируя человека на решение проблем смысла жизни, счастья, благополучия. Духовная деятельность включает в себя деятельность познавательную (получение знаний о мире), ценностную (определение норм и принципов жизни), прогностическую (выстраивание моделей будущего) и др.

Деление деятельности на духовную и материальную условно. В реальности духовное и материальное не могут быть оторваны друг от друга. Любая деятельность имеет материальную сторону, так как тем или иным образом соотносится с внешним миром, и идеальную сторону, поскольку предполагает целеполагание, планирование, выбор средств и т.д.

Творчество и общение

Творчеству и общению в системе видов деятельности принадлежит особое место.

Творчество — это возникновение нового в процессе преобразовательной деятельности человека. Признаками творческой деятельности являются оригинальность, необычность, своеобразие, а ее результатом — изобретения, новые знания, ценности, произведения искусства.

Говоря о творчестве, обычно имеют в виду единство творческой личности и творческого процесса.

Творческая личность представляет собой человека, наделенного особыми способностями. К собственно творческим способностям относят воображение и фантазию, т.е. умение создавать новые чувственные или мыслительные образы. Однако нередко эти образы бывают настолько оторванными от жизни, что их практическое применение становится невозможным. Поэтому важны и другие, более «приземленные» способности — эрудиция, критический склад ума, наблюдательность, желание самосовершенствования. По даже наличие всех этих способностей еще не гарантирует того, что они будут воплощены в деятельности. Для этого требуются воля, настойчивость, работоспособность, активность в отстаивании своего мнения. Творческий процесс включает четыре этапа: подготовку, созревание, озарение и проверку. Собственно творческий акт, или озарение, связывается с интуицией — внезапным переходом от незнания к знанию, причины которого не осознаются. Тем не менее нельзя считать, что творчество — это нечто приходящее без усилий, труда и опыта. Озарение может прийти только к тому, кто напряженно размышлял над проблемой; положительный результат невозможен без долгого процесса подготовки и созревания. Результаты творческого процесса требуют обязательной критической проверки, поскольку не всякое творчество приводит к нужному результату.

Существуют разнообразные приемы творческого решения проблемы, например использование ассоциаций и аналогий, поиски сходных процессов в других областях, перекомбинирование элементов уже известного, попытка представить чужое — понятным, а понятное — чужим и т.д.

Так как творческие способности поддаются развитию, а творческие приемы и элементы творческого процесса можно изучить, любой человек способен стать творцом новых знаний, ценностей, произведений искусства. Все, что для этого необходимо, — желание творить и готовность трудиться.

Общение есть способ бытия человека во взаимосвязи с другими людьми. Если обычная деятельность определяется как субъект-объектный процесс, т.е. процесс, в ходе которого человек (субъект) творчески преобразует окружающий мир (объект), то общение — это специфическая форма деятельности, которая может быть определена как субъект-субъектная связь, где человек (субъект) взаимодействует с другим человеком (субъектом).

Часто общение отождествляют с коммуникацией. Однако следует разделять эти понятия. Общение — это деятельность, имеющая материальный и духовный характер. Коммуникация — чисто информационный процесс и не является деятельностью в полном смысле этого слова. Например, возможна коммуникация между человеком и машиной или между животными (зоокоммуникация). Можно сказать, что общение — это диалог, где каждый участник деятелен и самостоятелен, а коммуникация — монолог, простая передача сообщения от отправителя получателю.

Рис. 2.3. Структура коммуникации

В ходе коммуникации (рис. 2.3) адресант (отправитель) передаст адресату (получателю) информацию (сообщение). Для этого необходимо, чтобы собеседники владели информацией, достаточной для понимания друг друга (контекст), а информация передавалась понятными обоим знаками и символами (код) и чтобы между ними был установлен контакт. Таким образом, коммуникация — односторонний процесс передачи сообщения от адресанта к адресату. Общение же есть процесс двухсторонний. Даже если второй субъект в общении не является реальным человеком, ему все равно приписываются черты человека.

Коммуникацию можно рассматривать как одну из сторон общения, а именно его информационную составляющую. Кроме коммуникации общение включает в себя и социальное взаимодействие, и процесс познания субъектами друг друга, и изменения, которые происходят с субъектами в этом процессе.

С общением тесно связан язык, выполняющий в обществе коммуникативную функцию. Предназначение языка — не только обеспечение человеческого взаимопонимания и трансляция опыта из поколения в поколение. Язык также — социальная деятельность по формированию картины мира, выражение духа народа. Немецкий языковед Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835), подчеркивая процессуальный характер языка, писал, что «язык есть не продукт деятельности, а деятельность».

Игра, общение и труд как виды деятельности

Под трудом понимают целесообразную деятельность человека по преобразованию природы и общества рати удовлетворения личных и социальных потребностей. Трудовая деятельность направлена на практически полезный результат — различные блага: материальные (пища, одежда, жилье, услуги), духовные (научные идеи и изобретения, достижения искусства и т.д.), а также воспроизводство самого человека в совокупности общественных отношений.

Процесс труда проявляется по взаимодействии и сложном переплетении трех элементов: самого живого труда (как человеческой деятельности); средств труда (орудий, используемых человеком); предметов труда (материала, преобразуемого в процессе труда). Живой труд бывает умственным (таков труд ученого — философа или экономиста и т.д.) и физическим (любой мускульный труд). Однако даже мускульный труд обычно интеллектуально нагружен, поскольку все, что делает человек, он делает осознанно.

В ходе трудовой деятельности совершенствуются и изменяются, обеспечивая в результате все более высокую эффективность труда. Как правило, эволюцию средств труда рассматривают в такой последовательности: природно-орудийная стадия (например, камень как орудие); орудийно-артефактная стадия (появление искусственных орудий); машинная стадия; стадия автоматики и робототехники; информационная стадия.

Предмет труда - вещь, на которую направлен труд человека (материал. сырье, полуфабрикат). Труд в конечном счете материализуется, фиксируется в своем предмете. Человек приспосабливает предмет к своим потребностям, превращая его в нечто полезное.

Труд считается ведущей, исходной формой человеческой деятельности. Развитие труда способствовало развитию взаимной поддержки членов общества, его сплочению, именно в процессе труда развивались общение, творческие способности. Иными словами, благодаря труду сформировался сам человек.

Под понимают деятельность по формированию знаний и умений, развитию мышления и сознания личности. Таким образом, обучение выступает и как деятельность, и как трансляция деятельности. Известный психолог Лев Семенович Выготский (1896-1934) отмечал деятельностный характер обучения: «В основу воспитательного процесса должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность».

Главная особенность учебной деятельности заключается в том, что ее целью является изменение не окружающего мира, а самого субъекта деятельности. Хотя человек меняется и в процессе общения, и в трудовой деятельности, это изменение является не непосредственной целью данных видов деятельности, а только одним из их дополнительных следствий. В обучении все средства специально направлены на изменение человека.

Под игрой понимают форму свободного самовыражения человека, направленную на воспроизводство и усвоение общественного опыта. В качестве конституирующих характеристик игры голландский теоретик культуры Йохан Хёйзинга (1872-1945) выделяет свободу, положительную эмоциональность, обособленность во времени и пространстве, наличие добровольно принятых правил. К этим характеристикам можно добавить виртуальность (игровой мир двуплановый — он одновременно реален и воображаем), а также ролевой характер игры.

В процессе игры усваиваются нормы, традиции, обычаи, ценности как необходимые элементы духовной жизни общества. В отличие от трудовой деятельности, цель которой — за пределами процесса, цели и средства игровой коммуникации совпадают: люди радуются ради радости, творят ради творчества, общаются ради общения. На ранних этапах развития человечества красота л ишь в игровое время праздника могла ощущаться только как красота, вне отношений полезности, что порождало художественное отношение к миру.

Происходит в основном в ходе игры, обучения и труда. В процессе взросления каждый из этих видов деятельности последовательно выступает в качестве ведущего. В игре (до школы) ребенок примеряет на себя разные социальные роли, на более взрослых этапах (в школе, колледже, вузе) он приобретает необходимые для взрослой жизни знания, учения, навыки. Завершающий этап формирования личности проходит в процессе совместной трудовой деятельности.

Преемственность и новаторство пронизывают всю культурную жизнь общества. Представители каждого нового поколения занимаются не только усвоением, но и новаторской переработкой культурных достижений прошлого, созданием новых культурных ценностей, или, иными словами, творчеством.

Современные определения "творчества" можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству. Попытаемся рассмотреть несколько определений "творчества" и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.

Творчество -- процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) -- уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства Творчество -- это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться. Западная модель творчества ориентирована главным образом на изменение человеком внешней среды, приведение мира в соответствие с собственным замыслом творческой личности. На Востоке в среде гуманитарно - образованных людей преобладает внутреннее творчество, при котором преобразующая активность направляется творцом на самого себя. Её цель--преобразование собственного духовного мира.

Ю.Б. Борев определяет творчество как исторически эволюционная форма активности людей, выражающаяся в различных видах деятельности и ведущая к развитию личности. Главный критерий духовного развития человека - это овладение полным и полноценным процессом творчества. Творчество является производной реализации индивидом уникальных потенций в определенной области. Поэтому между процессом творчества и реализацией способностей человека в общественно значимой деятельности, которая приобретает характер самореализации, существует прямая связь. Таким образом, творческая деятельность это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и само - реализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, которая способствует расширению пределов человеческих возможностей. Если человек освоил творчество в полной мере - и по процессу его течения и по результатам - значит он вышел на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если человек вышел на уровень духовного развития, какой бы он деятельность не занимался, остается одно - пожелать ему счастливого пути. И присматриваться к нему хотя бы иногда. Ведь, несомненно, чему-нибудь хорошему он да научит.

Творчество является атрибутом человеческой деятельности, её необходимое, существенное, неотъемлемое свойство. Оно предопределило возникновение человека и человеческого общества, лежит в основе дальнейшего прогресса материального и духовного производства. Творчество является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и общества. Оно содержит элемент нового, предполагает оригинальную и продуктивную деятельность, способность к решению проблемных ситуаций, продуктивное воображение в сочетании с критическим отношением к достигнутому результату. Рамки творчества охватывают действия от нестандартного решения простой задачи до полной реализации уникальных потенций индивида в определенной области.

Творчество -- это:

· деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;

· создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;

· процесс создания субъективных ценностей.

Существуют разные виды творчества:

· производственно-техническое

· изобретательское

· научное

· политическое

· организаторское

· философское

· художественное

· мифологическое

· религиозное

· повседневно-бытовое и т.п.

иначе говоря, виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности.

Исследователи творческого фактора человека и феномена интеллигенции выделяют художественное, научное, техническое, спортивно-тактическое, а также военно-тактическое творчество в качестве самостоятельных видов.

С. Л. Рубинштейн впервые правильно указал на характерные особенности изобретательского творчества: "Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определенную проблему. Этим определяется своеобразие творческой работы изобретателя: изобретатель должен ввести что-то новое в контекст действительности, в реальное протекание какой-то деятельности. Это нечто существенно иное, чем разрешить теоретическую проблему, в которой нужно учесть ограниченное количество абстрактно выделенных условий. При этом действительность исторически опосредствована деятельностью человека, техникой: в ней воплощено историческое развитие научной мысли. Поэтому в процессе изобретения нужно исходить из контекста действительности, в который требуется ввести нечто новое, и учесть соответствующий научный контекст. Этим определяется общее направление и специфический характер различных звеньев в процессе изобретения".

Через творчество реализуются историческое развитие и связь поколений. Оно непрерывно раздвигает возможностей человека, создавая условия для покорения новых вершин. Предварительным условием творческой деятельности выступает процесс познания, накопления знания о предмете, который предстоит изменить.

Творчество способно приобретать различные формы -- от открытия новых законов природы до изобретения новых средств и тактики уничтожения людей в ходе военных действий. Одно и то же открытие может быть использовано и во благо, и во вред человеку. Итак, две основные движущие силы культуро - творчества -- это отдельная личность и народ или множество людей, образующих культурную общность и в своей повседневной деятельности творящих новое. Культура выступает как поле реализации творческих способностей человека. Однако она не только побуждает человека к творчеству, но и накладывает на него определённые ограничения. Культурные запреты призваны защитить общество от разрушительных действий преступных анти- социальных элементов, ограничить влияние сторонников фашизма, расизма, разных форм дезорганизующего общественную жизнь экстремизма, не допустить хищнического отношения к природе.

Творчество в качестве необходимого условия включает в себя вживание его субъекта в культуру, актуализацию некоторых результатов прошлой деятельности людей. Возникающее в творческом процессе взаимодействие между различными качественными уровнями культуры, выдвигает вопрос о взаимосвязи традиции и новаторства, ибо нельзя понять природу и сущность новаторства в науке, искусстве, технике, правильно объяснить характер инноваций в культуре, языке, в различных формах социальной деятельности вне связи с диалектикой развития традиции. Следовательно, традиция является одной из внутренних детерминаций творчества. Она составляет основу, изначальную базу творческого акта, прививает субъекту творчества определенную психологическую установку, способствующую реализации тех или иных потребностей общества.

Народ состоит из личностей. Именно отдельная личность способна к активной творческой деятельности. Когда мы говорим, что народ творит культуру, это означает, что авторство отдельных творений не подчёркивается и не остаётся в памяти людей. Разные люди вносят свой вклад в то, что называют творчеством народа. Прежде чем личность сможет начать активные творческие действия, она должна сформироваться в социальной среде, которая поддерживает творчество, а не гасит, подавляет его. Если творчество личности совпадает с основным направлением общественного прогресса, то она может внести весомый вклад в мировую культуру. В историю прочно вошли имена многих выдающихся философов, учёных, изобретателей, художников, писателей. Часто благодаря их титаническим усилиям в культуре происходил настоящий прорыв от одного качественного состояния к другому. Деятельность личности порой может быть направлена против главной линии общественного прогресса. Существует не так уж много людей, творческая деятельность которых может быть оценена полностью однозначно -- либо как хорошая, либо как плохая. Так, создатели ядерного оружия не только поставили мир на грань выживания, но и заложили основу для развития ядерной энергетики, что способствовало решению сложных экономических проблем.

Преобразующая деятельность человека, воспитывает в нем, субъекта творчества, прививает ему соответствующие знания, навыки, воспитывает волю, делает его всесторонне развитым, позволяет создавать качественно новые уровни материальной и духовной культуры, тесть, творить. Таким образом, принцип деятельности, единство труда и творчества раскрывают социологический аспект анализа основ творчества. Культурологический аспект исходит из принципа преемственности, единства традиции и новаторства. Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей. В основе творчества лежит принцип деятельности, а конкретнее трудовой деятельности. Процесс практического преобразования человеком окружающего мира в принципе обусловливает и формирование самого человека. Творчество является атрибутом деятельности лишь человеческого рода. Родовой сущностью человека, его важнейшим атрибутивным свойством, является предметная деятельность, суть которой - творчество. Однако этот атрибут не присущ человеку с рождения. В данный период он присутствует только в виде возможности. Творчество не дар природы, а приобретенное через трудовую деятельность свойство. Именно преобразующая деятельность, включение в неё являются необходимым условием развития способности к творчеству.

Г.С. Батищев в своей книге "Диалектика творчества" писал, что творчество и деятельность - это принципиально противоположные формы человеческой активности. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Развитие любой деятельности, в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется "полевому поведению" (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber - человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности:

· самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;

· владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;

· в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

Способ творческой деятельности - это усовершенствование способа деятельности. Метод Творческой деятельности равен способу деятельности и способу творчества (тип мышления). Способ деятельности - охватывает реальные черты трудового процесса, непосредственно совершаемые действия. Это лишено творческого начала.

Важное понятие в данной теме - это "метод". Метод - это сумма приемов, наиболее отвечающих подходу человека к отображению действительности и остающихся за пределами восприятия читателя. Метод есть последовательность научно обоснованных действий умственного и практического характера, необходимых для решения задач того или иного типа. "Способ творческой деятельности" - комбинация реальных составляющих деятельности, благодаря которой достигается задуманный результат. Способ деятельности всегда включает в себя те или иные методы как одно из средств деятельности. Однако в ином отношении, напротив, понятие "метод" шире.

Познание себя включает выбор своей темы в искусстве, нахождения условий, наиболее благоприятных для творчества, выработку режима и ритма деятельности, соответствующего динамике работоспособности.

Классики по психологии творчества утверждают, что гением в любом виде творчества становится только такой человек, который нашёл свой индивидуальный стиль деятельности.

Кроме того необходимы систематическая и постоянная включённость в творчество и поиск нового при выполнении всех видов деятельности, требование не позволять стандарту и шаблону проявляться нигде. Первоначально это вызывает волевые усилия, а затем переходит в привычку и включается автоматически как личностное образование.

Поддержанию творческого потенциала способствует постановка новых целей и задач, овладение более сложными видами созидательной деятельности, поскольку функционирование в отработанном виде деятельности снижает энергетический тонус и творческий потенциал.

Научно-художественное творчество

Введение

Глава 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

1.3 Концепции художественного творчества

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

Заключение

Список литературы

Введение

В творческой деятельности большого художника, так же как и ученого, совершающего подлинные открытия, проявляются самые высокие возможности человеческой натуры. Детально рассмотреть, осмыслить, понять проявления такой интенсивной творческой деятельности, увидеть особенности ее протекания необходимо для понимания сущности человека.

При обращении к научному анализу творчества художника приходится принимать во внимание во внимание известные трудности в истолковании характера протекания психических процессов, с которыми мы встречаемся. Они связаны со специфическими чертами работы художника, которые связаны ее сложностью и тем, что творческий процесс имеет для художника ярко выраженное личное значение.

Так, например, речь может идти о том своеобразном состоянии и самочувствии, возникающем нередко у художника, которое они сами называютшхэ вдохновением, творческим восторгом, внезапным озарением и т.п. Это состояние имеет очень своеобразные черты.

Данная работа не претендует на всестороннее исследование сихологии художественного творчества. Задача ее — проследить в общих чертах этапы создания художественного произведения, рассказать об основных закономерностях этого процесса, которые формирую концепцию психологии художественного творчества.

ГЛАВА 1 Творчество как форма деятельности человека

1.1 Определение творческой деятельности

Творческая деятельность - это форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых общественных ценностей. Стимулом к общественной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить на основе имеющихся данных традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате нетрадиционной взаимосвязи элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости.

Предпосылками творческой деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказываться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, целостность восприятия и другое.

Творчество- это результат деятельности. Однако, внутри самой деятельности можно видеть акты необыкновенной изобретательности, радикальной новизны. Хотя есть и такие моменты, акты деятельности, в которых творческое начало выражено не столь явно.

Благодаря многим сиюминутным, мгновенным порывам рождается идея, неся за собой некий творческий потенциал, воплощением которого можно восхищаться по прошествии многих и многих лет. Так, например, А. С. Пушкин, увидев Анну Керн, написал знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье» и таких примеров в любом виде искусства множество.

Человеческое творчество разносторонне. Оно проявляется повсюду. Среди нас немало изобретателей, новаторов. Русский философ В. И. Вернадский размышлял над тем, как видит нашу планету марсианин, если, конечно, на Марсе есть жизнь. И в голове ученого родилась идея: наверное, инопланетяне созерцают не синеву морей, не зелень лесов, а некое свечение мысли.

В самом деле, над мертвой материей в следующей за ней жизнью возник еще один пласт - сфера мысли. Огромные духовные богатства, которые созданы человеком, как бы опоясали весь земной шар. Пламя мысли жарко окутывает нашу планету, расстилаясь вне биосферы, то есть сферы активной жизни, над ней… Вернадский назвал это «мыслящим пластом» - это сфера одухотворенной мысли, величественной манифестации человеческого ума.

Разграничить творческую и нетворческую деятельность человека нелегко. Бердяев подчеркивал: творчество неотрывно от свободы, и это должна быть, в первую очередь. Свобода духа. Тайна творчества есть тайна свободы. Загадки творческих способностей присущи каждому человеку, любой нормально развивающейся личности.

Проявление творческих способностей варьируют о крупных и явных до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница - в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Элементы творчества проявляются в решении повседневных творческих задач (их можно наблюдать в обычном мыслительном процессе).

1.2 Социально-исторические основы творческого процесса

Художник, как человек, который посвящает себя деятельности в сфере искусства, мог появится только в определенных условиях развития общества и человеческой культуры. Он сформировался не раньше, чем возникла отчетливая потребность общества в произведении искусства, а следовательно и в людях, которые могли бы такие произведения создавать.

В жизни человеческого общества на известном уровне исторического развития появились такие специфические ценности, как произведения искусства. И эта социальная ценность должна была стать достаточно общей и значимой, чтобы занять определенное место в сознании людей.

Появление в обществе профессиональных художников связано с разделение труда, которое создало для этого определенные материальные и духовные условия. На определенном, на достаточно раннем историческом этапе развития человечества возникает общественная потребность - в осмыслении окружающей жизни и бытия людей.

Образуется так же потребность в устойчивом запечатлении каких-либо событий, того, что является значимым для людей своего времени, для эпохи в целом. И вот появляются памятники культуры, рождаются устные и письменные произведения.

Появление художника тесно связано с социальным развитие общества. Именно поэтому в работе художника проявляется то, чем живет его время, его эпоха. Это сказывается и в отборе им сюжетов, и в характере освещения показываемых им явлений жизни. Вместе с тем в обществе, разделенном на классы, художник наряду с тем, что он воплощает в своих произведениях то общее, что характеризует эпоху в целом. Выражает в них более или менее отчетливой форме и то, чем живет тот класс, та социальная группа, к которой он принадлежит, чьи воззрения и отношения к жизни он разделяет.

1.3 Концепции художественного творчества

В этом смысле художник всегда тенденциозен. Идеалистическая концепция о том, что творческий процесс художника протекает в сновидном состоянии. Он находится как бы в состоянии сна, когда возникают в его голове строфы стихотворения или литературной новеллы. Об этом говорил поэт-романтик Новалис.

Гегель писал в своей «Эстетике»: «Нелепо думать, что подлинный художник не осознает того, что он делает... Человек не достигает без размышления сознания того, что в нем живет, и поэтому-то на всяком большом произведении искусства видно, что материал его долго и глубоко взвешивался и продумывался по всем направлениям...»

Но несмотря на критические замечания Гегеля, появляется достаточно много идеалистических и антинаучных концепций о психологии творчества художника в философской, эстетической и другой литературе.

Э. Гартман, автор «Философии бессознательного», выступает во второй половине XIX века с утверждением о невозможности, якобы науки о творчестве, поскольку «лежащий в основе (творчества) бессознательный процесс ни в коем случае недоступен самонаблюдению».

Однако если обратиться к объективным данным творческого процесса — планам, наброскам, этюдам, черновым вариантам произведений искусства, а также к свидетельствам самих художников, то становится очевидным, что процесс этот осознанный, а следовательно, и поддающийся научному изучению.

Внешне может показаться более обоснованным иное утверждение Гартмана, которое выражено в такой форме: «Концепция гения есть независящее от воли страдательное восприятие; всего менее является она плодом самых напряженных поисков; напротив, она возникает совершенно неожиданно, как бы упав с неба — во время путешествия, в театре, в беседе, всюду, где ее менее всего можно ожидать и всегда внезапно и мгновенно». Однако в данном случае Гартман путает психологические условия, при которых может возникать замысел, идея произведения (неожиданно, в какой-то момент) с причинами его появления, которые заключаются как раз в длительной и напряженной подготовке художника к будущим творческим актам, как мы это увидим в дальнейшем.

В XX веке концепция о роли бессознательного в творчестве художника выступает в разных формах. Так, оказалась модной и получила распространение среди критиков и деятелей искусства теория Фрейда. Это теория, поднимающая на щит начало бессознательного в жизни и деятельности людей, утверждает, что силой, движущей поступками и поведением людей, является секс; (либидо), выступающий в разнообразных, иногда завуалированных формах. И творчество художника, определяющееся иррациональными импульсами, является не чем иным, как своеобразным проявлением либидо. Эти сексуальные устремления получают свое выражение в избранной тематике и характере самого содержания произведений искусства.

Исходя из фрейдистской концепции, буржуазный психоаналитик Отто Ранк истолковал соответствующим образом творческую деятельность актера и деятельности драматурга. «Эдипов комплекс», заключающийся в эротическом стремлении сына к матери и в скрытой ненависти к отцу, ставится во главу угла в подходе к ряду произведений драматургической литературы. Достаточно сказать, что поведение Гамлета объясняется фрейдистами преимущественно эротическими мотивами. Он будто бы испытывал неосознанную, противоестественную страсть к королеве-матери и это определяло его поступки.

Нелепо думать, что принцип пансексуализма, утверждаемый Фрейдом, и сводящий художественное творчество к подсознательным, преимущественно сексуальным инстинктам, даже и в сублимированном, т. е. измененном виде, может объяснить всю сложность деятельности человека, которая связана для него прежде всего с необходимостью жить и жить в человеческом обществе. Такой принцип представляет в искаженном виде всю систему человеческой мотивации. Он зачеркивает огромную роль сознания в определении поступков человека, которая хорошо известна всем по непосредственному опыту.

На самом деле, (именно сознательные устремления художника к выполнению творческой работы, связанные с глубоким осмыслением своей деятельности в сфере искусства как творческого отражения реальной действительности, и приводят к активизации всех сил воли и ума художника для осуществления творческих актов. И лишь при таком подходе к психологии творчества можно объяснить сложную структуру и многообразие творческих операций, которые выполняет художник при длительной работе над произведением искусства.

Совсем недавно Эрих Нойман,автор книги «Глубинная психология и этика», утверждал следующее: «Мы знаем, что творческая власть бессознательного захватывает индивидуума с автономной силой инстинктивного побуждения и овладевает им без малейшего учета жизни индивида, его счастья, его здоровья. Творческий импульс порождается коллективом: подобно всякому инстинкту, он служит воле народа, но не индивида». Понимание творчества как следование некоему фатуму является сегодня довольно характерным для ряда зарубежных мыслителей.

Таковы наиболее распространенные идеалистические концепции о сущности творческого процесса художника. Все он искажают реальный процесс деятельности художника, условия его возникновения и протекания, примитивизируют сложный и многоплановый характер психических процессов человека и сводят их к тем или другим проявлениям бессознательных инстинктов. Вместо изучения творческой работы художника в ее многообразии они произвольно выхватывают отдельные высказывания художников о процессе творческой деятельности в угоду определенной концепции истолковывают их. Так, под внешностью «углубленного» подхода к явлениям творчества на самом деле утверждается антинаучный подход к ним.

Но если мы отвергаем подобные теории как неверные и ненаучные, то из этого не следует, что мы отбрасываем и те реальные факты в творческой деятельности художника, которые послужили толчком к появлению подобных концепций.

Задача научной психологии состоит в том, чтобы дать объяснение всему тому многообразию психических процессов и состояний, которые имеют место при творческой деятельности художника, протекающей по-разному и характеризующейся разнообразными чертами в зависимости и от области искусства, и от индивидуальных качеств художника.

Когда мы анализируем творческий процесс художника используя их отдельные высказывания, письма, записи, дневники, а также наблюдения за их работой близких людей, (то перед, нами предстает очень сложный и комплексный в психологическом отношении процесс.

Глава 2 Психологические особенности процесса творчества

2.1 Мир чувств художника

В творческую деятельность, если она становится жизненным призванием, вовлечен весь человек, с присушим ему отношением к действительности, с его убеждениями и взглядами, с основным кругом его запросов и интересов, с миром его чувств и побудительных мотивов его поведения. Во время творческого процесса мобилизуются все душевные силы художника не весь прошлый опыт впечатлений, различного рода переживаний и т. д. И эта комплексность психологической деятельности объясняет некоторые специфические особенности процесса творческой работы художника.

Так, в определенные периоды жизни художника, когда он весь устремлен со своими помыслами, желаниями, надеждами в область творчества, несмотря на осознанную в целом направленность творческой деятельности, могут проявляться многие неосознанные его устремления, могут неожиданно всплывать о сознании события его прошлого опыта, непредвиденно возникать в воображении некоторые образы, а также творческие решения, новые комбинации образов и т. д. В такие моменты могут как раз переживаться отдельные элементы работы как внезапное озарение, интуитивное постижение каких-то новых сторон человеческой жизни в знакомом сюжете и т. д.

Научное рассмотрение психологии художественного творчества связано с изучением многих проблем. Тут и вопрос о стадиях творческого процесса художника, о роли отдельных компонентов его психической жизни в этом процессе — мышления и фантазии, памяти и чувств и т. д. Тут и вопрос о природе вдохновения и психологических условиях, которые содействуют его возникновению, о соотношении осознаваемых и неосознаваемых элементов в работе художника и т. д.

Все эти сложные и порой противоречивые явления психической деятельности во время творческого процесса художника, вопреки взглядам идеалистов, безусловно доступны для научного рассмотрения, тем более что вообще нет ни одной области психической деятельности, которая принципиально не поддавалась бы научно-психологическому изучению.

Отзывчивость художника на явления действительности, психологически проявляющаяся в различных формах, — это отзывчивость особого рода. Художник не просто откликается переживанием на то или иное явление, происшествие, событие, но и переосмысливает его, видит в нем то, что может сделаться опорным пунктом для творческого перевоплощения и быть запечатленным в тех или иных образах искусства.

Тяга к творческому запечатлению того, чем был затронут художник в воздействиях жизни и поиск тех выразительных, форм и средств, в которых может быть воплощено художественное содержание, имеет разный уровень и разную побудительную силу.

Конечно, деятельность всякого человека определяется всегда не одним, а целой группой мотивов. Это относится и к деятельности художника. Однако всегда в этой группе мотивов имеются такие, которые обладают доминирующим характером, И вот, когда искусство — будет ли это творчество композитора, романиста, режиссера, живописца — стало призванием, превратилось в большую, а иногда всепоглощающую страсть, то оно меняет психологию человека, направленность его личности. И это сказывается в его «жадности» к любимой работе.

Так, девяностолетний Тициан продолжал до последнего своего дыхания заниматься творческой работой. О его неустанном, исполненном творчества труде убедительно свидетельствует впечатляющая, написанная в полную силу мастера картина «Святой Себастьян», находящаяся в Государственном Эрмитаже в Ленинграде, которую он написал в возрасте 90 лет, незадолго до гибели от чумы.

Когда в старости у И. Е. Репина стала сохнуть правая рука, он начал учиться писать картины левой рукой, лишь бы работать. О. Л. Книппер-Чехова, уже на склоне лет, говорила о том, какой неисчезающий «голод» она испытывает к актерским ролям, которые ей хотелось бы исполнить. «Так и умру вечно голодная!».

Все это приводит к иному, более высокому уровню мобилизации творческих потенций.

Итак, осуществилась такая организация личности человека, которая свидетельствует о том, что действительно сформировался человек-художник.. Он готов к творчеству и ради такой творческой деятельности он использует свою острую наблюдательность, тонкую восприимчивость, богатое воображение, все силы ума, свои способности и навыки, которые позволяют ему убедительно запечатлеть то, что он хотел бы воплотить в произведении искусства.

2.2 Детское творчество и развитие художественных способностей

При традиционных формах обучения ребенок, приобретая и усваивая некоторую информацию, становится способным воспроизвести указанные ему способы решения задач, доказательства теорем и т. д. Однако, он не принимает участия в творческом поиске пути решения поставленной проблемы, следовательно, не приобретает опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс поиска, если он не имеет специфического опыта.

Поэтому нередки случаи, когда выпускник средней школы, успешно овладевший материалом школьной программы, не справляется с конкурсными экзаменационными задачами в вузе (построенными на том же материале), поскольку они требуют нестандартного похода к их решению. Выдвижение новой гипотезы в связи с новой проблемой требует особых видов деятельности, решающим образом зависящих от способностей исследователя.

Эти способности формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотез не может заменить в развитии способностей человека к исследованию пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно так же, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассматривать их под совершенно новым, неожиданным углом зрения.

Однако, знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.

Возможность конструирования таких ситуаций обусловлена тем, что обучение творчеству главным образом осуществляется на проблемах, уже решенных обществом и способы решения которых уже известны. Поэтому для процесса обучения определение творческой деятельности требует корректив. Дети в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества. Они воспроизводят ценности обществу уже известные и толко в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности старших, могут создавать новые ценности и для общества.

Отсутствие общественной новизны в результатах творчества не приводит к кардинальному изменению структуры осуществляемого ими творческого процесса. Этапы творческого процесса, присущие ему закономерности проявляются в равной мере в деятельности ученых, так и деятельности школьников. На ранних этапах обучения проявление общности творческого пути только осложняется отсутствием у учащихся необходимой культуры.

Чем раньше дети приобретают умение корректного доказательства, способность к последовательному рассуждению, к соотношению полученного решения задачи с искомым, тем больше выявляется общность творческого процесса научных работников и детей. Поэтому, применительно к процессу обучения творчество следует определить как форму деятельности человека, направленную на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, то есть важных для формирования личности как общественного субъекта.

Творчества имеются в жизненной деятельности каждого ребенка. Это ярко выступает уже в дошкольном возрасте, когда почти каждый ребенок занимается словотворчеством. Начало творчества выступает и в играх ребенка, и в его рисовании. Достаточно вспомнить яркие, запоминающиеся, необычные и по цветовой гамме, и по форме предметов рисунки детей. Но детское творчество, то есть созидание ребенком чего-то нового в его жизни, далеко не всегда приобретает социально значимые формы. И по мере того как он начинает усваивать общественно принятые формы восприятия вещей и событий, его творческая активность значительно снижается. Вместе с тем у некоторых детей тяга к искусству, к творчеству становится не преходящим эпизодом, а значимым фактом жизни. При этом характерно, как это показывают наблюдения над одаренными детьми, тяга ребенка к искусству имеет разный характер..

В этом отношении чрезвычайно интересно проследить пути к музыкальному творчеству П. И. Чайковского и Н. А. Римского-Корсакова в годы их детства.

Так, Чайковский-ребенок воспринимал музыку в первую очередь как источник сильного эмоционального воздействия, и таковы были связанные с музыкой его первые детские впечатления.

Фанни Дюрбах, жившая в семье Чайковских в качестве гувернантки, рассказывает про маленького Чайковского: «После занятий или долгих фантазировании на фортепиано, он приходил к ней всегда нервный я расстроенный». Однажды у Чайковских были гости и весь вечер прошел в музыкальных развлечениях. Когда Фанни Дюрбах пришла к мальчику в детскую, он еще не спал, и с блестящими глазами, сально возбужденный, плакал. На вопрос, что с ним, он отвечал: «О эта музыка, музыка! Избавьте меня от нее! Она у меня здесь, здесь, — рыдая, указывая на голову, говорил мальчик, — она не дает мне покоя».

Что же касается Римского-Корсакова, то эмоциональная сторона музыки в детские годы почти не играла для него никакой роли. Он шел к музыке и от воображения, и от своих редких способностей к владению музыкальным материалом. В своих воспоминаниях о детских годах Римский-Корсаков писал: «Ради игры, ради обезьянничания, совершенно в том же роде, как я складывал и разбирал часы, я пробовал иной раз сочинять музыку и писать ноты».

Таким образом, мы можем встретиться с различным подходом к искусству у человека, который начинает становиться художником.

Впоследствии же, в процесс творческой деятельности включаются уже все стороны его психической жизни. В период возрастного развития в будущем художнике на основе его природных предрасположении происходит в процессе музыкальной деятельности формирование таланта, то есть человек, обладающий природными задатками к деятельности в той или другой сфере искусства, превращает свои задатки в реальные творческие способности.

Так, например, в процессе «действенного оперирования со звучаниями, — пишет С. Л. Рубинштейн, — под влиянием разных условий, включая и чутко воспринимаемый интонационный строй родного языка, и музыкальный строй народных напевов, и классические образцы музыкального творчества, совершается отбор небольшого числа стержневых музыкальных «ходов», к которым у больших музыкантов присоединяется незначительное количество не отобранных, а счастливо заново найденных... Это закрепление в слухе, превращение, таким образом, а «природное» достояние музыканта, отобранных в процессе его развития способов построения музыкальных произведений и есть основной акт формирования музыкальных способностей».

Таким образом, не инстинкты, якобы изначально заложенные в человеке, делают его художником, а сложный процесс развития его природных задатков, сопровождающийся преобразованием психического строя личности. В зависимости от особенностей процесса развития растущего конкретного индивидуума, характера стимулирования его творческих способностей и устремлений, условий среды мы можем говорить о более раннем или позднем созревании таланта художника и его воплощении в реальных произведениях искусства.

Мы хорошо знаем из биографий многих выдающихся деятелей искусства, что стремление к творческой деятельности может возникать у одних на более ранней ступени развития, у других несколько позже. Так, например, если Моцарт, Чайковский, Лермонтов уже в очень раннем возрасте начинали заниматься творческой деятельностью, то Тютчев, Аксаков стали художниками значительно позже, уже в зрелые годы жизни.

Процесс формирования человека как художника происходит одновременно с формированием его как человеческой индивидуальности, со своим собственным отношением к ценностям культуры и человеческим взаимоотношениям, с своим собственным подходом к окружающим явлениям жизни. Так создается то индивидуальное видение мира, которое сказывается в творчестве каждого талантливого художника. Оно проявляется в излюбленных им темах, в специфически присущем ему характере толкования жизненных событий, явлений природы, поведения

2.3 Этапы создания произведения искусства

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела своеобразной реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Мы хорошо знаем, что ни один художник не занимается специально фиксацией этапов своей творческой работы. Поэтому воссоздать этапы психологических процессов, которые приводят в конечном счете к завершенному произведению искусства, довольно трудно.

Художественное творчество различных деятелей искусства характеризуется большим разнообразием. Это разнообразие порождается не только свойствами и чертами той области искусства, в которой работает художник, но и особенностями его индивидуальности, а также характером создаваемого произведения.

Одно дело создание песни или же многочастной сонаты, маленькой новеллы или большого романа; небольшого пейзажа или большой многофигурной композиции. В психических процессах, характеризующих творческую деятельность художника, мы можем встретиться и с переплетением нескольких стадий работы, которые выступают в известной одновременности.

Кроме того, в результате накопления творческого опыта у художника часто происходит «свертывание» отдельных актов творческой деятельности. Они становятся более сжатыми и короткими, а потому и хуже осмысливаются в своих составных звеньях художником. Эти Особенности изменений в протекания сложных мыслительных процессов способствуют тому, что художник может в состоянии большой активности и эмоционального подъема как бы мгновенно, интуитивно прийти к важному творческому решению.

Однако мы знаем и другое. В ходе накопления творческого опыта художник начинает уже лучше осознавать, какие приемы работы, какие способы подхода к творческим задачам являются для него более плодотворными и успешными и соответственно.

Выявление психологических этапов создания произведения искусства является по сути дела реконструкцией этого процесса, который выступает в виде некоторой типической и обобщенной модели. Художник не занимается фиксацией этапов своей творческой работы.

Заключение

Когда мы наблюдаем, как художник работает над картиной. Перед нашими глазами часто открывается доступный для изучения путь к решению поставленной им перед собой задачи. Стоит нам, однако, расширить область наблюдений до всего творчества данного художника на протяжении его жизни, как наше представление об уровне творческой зрелости и компетентности меняется и уходит в перспективу и цель, складывающиеся в единый стиль с совсем непростой структурой.

Когда мы станем рассматривать целый период, например, всю историю искусств вообще, наше желание сохранить структуру моделей по возможности более простой столкнется с исключительно мощным препятствием в виде огромного количества сил, стоящих на пути нашего стремления к пониманию.

Список литературы

  1. Арнхейм Р. Новые очерки по психолгии искусства. - М., 1994.
  2. Ароновский М. Опыт построения модели творческого процесса композитора Методологические проблемы современного искусствознания. М, 1975.
  3. Грачева Л.В. «Воспитание» чувств Диагностика и развитие художественной одаренности: Сборник. - Санкт-Петербург, 1992.
  4. Мейлах Б. Психолгия творчества. Вопросы литературы, 1960, № 6.
  5. Михалков -Кончаловский А. Парабола замысла. - М., 1970.
  6. Психолгия процессов художественного творчества. - Ленинград, Наука, 1980.
  7. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. - Панкт-Петербург, 1995.
  8. Розет И.М. Психология фантазии - Минск, 1991.
  9. Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества Художественное творчество: Сборник. - Ленинград, 1982.
  10. Рунин Б.М. О психологии импровизации психология процессов художественного творчества: Сборник. - Ленинград, 1980.
  11. Смольянинов И.Ф. Сущность человека и гуманизм искусства. - Ленинград, Художник РСФСР, 1983.