Либеральное воспитание детей. Демократический стиль воспитания. Стили семейного воспитания

Наиболее труднодостижимый и редкий стиль воспитания – демократичный. Родители, стараются направить деятельность ребёнка в какое, – то русло, но при этом руководствуются не только своими представлениями о добре и зле, но и желаниями и потребностями самого ребёнка. Конечно же, поведение его не остаётся без контроля и внимания со стороны взрослых, но этот контроль не тотальный. Постепенно ребёнку прививается умение самостоятельно принимать решение и действовать по своему усмотрению, но при этом не задевать интересы других людей. Родители учитывают интересы ребёнка, его потребности и возможности. Своим авторитетом они стараются привить ребёнку принципы, учитывающие как его, так и свои права и обязанности. Таким образом, решаются довольно сложные задачи воспитания – во – первых, идёт от потакания, но в то же время ребёнка объясняется, как родителям грустно и стыдно из – за его поведения. Во – первых, происходит ненавязчивое внушение, которое опирается на рациональное объяснение и убеждение. Дети вырастают дружелюбными, ответственными и понимающими. В том числе и то, что они сами творцы своей жизни. Даже если хотя бы один из родителей приверженец демократичного стиля воспитания, дети уже выигрывают.Демократический стиль ассоциируется с выражением «я слушаю тебя… я забочусь о тебе… я хочу тебя понять…»Общение с ребенком при таком стиле строится на основе сотрудничества. Сотрудничество - это способ построения отношений в семье, основным принципом которого становится объединение общими целями и задачами, совместной деятельностью, взаимной поддержкой во всех сферах, в том числе и в эмоциональной. Отправная точка воспитания в данном случае - слово "мы". Ребенок имеет достаточно самостоятельности, но рядом всегда находится взрослый, готовый вовремя прийти на помощь, поддержать, растолковать, успокоить. Членов таких семей объединяют общие ценности, семейные традиции, спонтанные праздники, эмоциональная потребность друг в друге, совместная деятельность. В общении у взрослых и детей вырабатываются принципы общения: Первый принцип: Принятие ребёнка, т. е ребёнок, принимается таким, какой он есть Второй принцип: Эмпатия (сопереживание) – взрослый смотрит глазами ребёнка на проблемы, принимает его позицию Третий принцип: Конгруэнтность. Предполагает адекватное отношение со стороны взрослого человека к происходящему. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.



31Авторитет родителей Авторитет определяют как отношения, в которых одна личность доминирует над другой, нуждающейся в опоре. Превосходство родителей, которые авторитетны для ребенка, определяются их зрелостью, а не насилием, не подавление его личности. Быть авторитетным родителем- значит притягивать ребенка силой и обаянием своей личности, руководить и помогать там где это необходимо. Принять такое доминирование родителей означает для ребенка не столько подчинение, сколько доверие, обретение защиты. Педагогический такт- это хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к достоинству личности ребенка. Такт родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении, основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести себя тактично.

32 .Родительская любовь. . Родительская любовь - это безусловная любовь. Родители готовы принять своего ребенка любого (хорошего или плохого, здорового и больного и т. д.) и любить его только за то, что он есть. Любовь много значит в жизни ребенка, неспособность родителей так любить своего ребенка негативно сказывается на формировании его чувства собственного достоинства, самосознании ребенка и его способности любить. Чрезмерная любовь может сделать ребенка самовлюбленным эгоистом, а недостаток родительской любви делает ребенка неуверенным в себе, зажатым, может быть даже жестоким. конструктивное - это положительное, которое способствует формированию полноценной личности, а деструктивное - разрушающее, которое ведёт к формированию патологической личности.

33Семейные традиции и ценности, их место в воспитательном процессе Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, не остаются застывшими, раз навсегда данными. Неизменным остается их назначение в человеческом обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку. В традициях отражаются этнические, культурные, религиозные особенности семьи, профессиональная принадлежность ее членов. Основа традиций - какая-либо идея, ценность, норма, опыт семьи. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие современные семьи, воплощается по-разному: кто-то делает акцент на угощении, а для других главное - общение с гостем. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания между ее членами, особенно между родителями и детьми, помогает совершенствовать процесс домашнего воспитания. Значительно ценнее в воспитательном отношении организация деятельности детей и взрослых, инициирование активности, творчества детей. Вот, например, самый яркий ритуальный момент Новогоднего праздника в семье - елка, ее установка, украшение. Для совсем маленьких детей важен эффект красочности, необычности, целостности от восприятия украшенной елки. Поэтому им показывают уже наряженную взрослыми елку, а потом изо дня в день рассматривают с ними игрушки, вызывают эмоциональное восхищение, любование.

34Понятие о воспитательном потенциале семьи факторы, его определяющие. Воспитательный потенциал семьи - это осознание методов и средств педагогического воздействия, нравственные идеалы и потребности, духовно-практическая деятельность родителей, направленная на всестороннее, гармоническое развитие личности ребенка. Воспитательный потенциал включает в себя эмоциональный компонент-включающий благоприятный климат в семье, взаимопонимание между родителями; интеллектуальный компонент -включает знания по педагогике и психологии, умение определять цели воспитания и др; действенно-практический компонент -включает посещение родительских собраний, консультация у психологов и др.Следует отметить, что воспитательный потенциал семьи и эффективность его реализации обусловлены рядом социальных факторов объективного и субъективного характера. Во 1, это факторы макросреды и те изменения, которые в ней происходит. Во 2, факторы, связанные со структурой семья (полная или не полная, многодетная или однодетная). В 3, воспитательный потенциал в определенной степени зависит от материальных условий жизнедеятельности семьи (уровень доходов). В 4, на воспитательный потенциал действуют личностные характеристики родителей (социальный статус, уровень образования),а также их уровень педагогической культуры. В 5, факторы связанные с психологическим климатом в семье, системой и характером взаимоотношений между ее членами (различия и общность взглядов, отношение родителей к своим обязанностям). В 6, на воспитательный потенциал оказывает значительное влияние стадия развитии семьи. В 7, немалое влияние на воспитательный потенциал оказывает помощь, которую семье оказывает общество и государство в образовании и воспитании детей.

35Особенности воспитания в конфликтной семье и семье, находящейся в состоянии развода. Под конфликтом в семейном воспитании понимается возникшая ситуация неразрешенного противоречия, в которой дети и родители испытывают острый психологический дискомфорт. Конфликты могут возникнуть под влиянием целого ряда побочных и отрицательных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности(низкая духовная культура родителей, эгоизм, пьянство и др.) Конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития, волнение матери как следствие стрессовой ситуации оказывает разрушающее действие на плод, так же конфликтные ситуации ведут к тяжелым психическим травмам. Ребенок является не только постоянным свидетелем конфликта, но и часто сам становится участником конфликта, родители его используют в качестве средства, орудия в борьбе за изменение стиля отношений. Иногда ребенок становится в центре конфликта или становится его причиной, осознавая это, ребенок может впасть в депрессию. Ребенок всегда страдает, если рушится семья и если даже она не благополучная.

36Социально- психологические аспекты домашнего насилия. Одна из важнейших причин, которые способствую социальному и психологическому нездоровью семьи, лишает ее стабильности и безопасности. Оно имеет множество форм - от эмоционального и морального давления до применения физической силы, существует даже экономическое насилия. Физическая расправа над ребенком является самой неприглядной стороной в семейных отношениях. Насилие в семье разрушает нравственность, приводит к ослаблению семейного воспитания, препятствует обучению подрастающего поколения. Складывается определенный образ жизни, для которого насилие, алкоголизм, наркомания становится нормой поведения, передающейся от одного поколения к другом.

37Гендерная социализация ребенка в семье как основа семейного воспитании. Гендерная социализация - процесс формирования мужской или женской идентичности в соответствии с принятыми в обществе культурными нормами. Однако, если разобраться самим термином этого понятия, то гендерная социализация обозначает процесс освоения людьми социально-половых ролей. В этом процессе участвует сам человек, идентифицируя себя смальчиками (мужчинами) или девочками (женщинами). (Например: «я - девочка, а девочки должны быть красивыми, аккуратными, скромными…). То есть осмысление определенных моделей мужского и женского поведения, соответствующих им ценностей, взглядов, норм поведения, а также появления соответствующих стереотипов. Иными словами, речь идет о том, как люди становятся «мужчинами» и «женщинами». Теперь перейдем к теме гендерной социализации девочек и девушек в роли женщин и матери. С раннего детства у детей в зависимости от пола формируются и закрепляются качества личности, соответствующие нормативным представлениям о маскулинности-фемининности. У мальчиков - это активность, настойчивость, сообразительность, уверенность в себе, у девочек - уступчивость, пассивность, зависимость. Это же касается и полоролевого поведения детей. Девочкам обычно не дают играть солдатиками, пистолетами, мальчикам - куклами, детской посудой. Игрушки для девочек чаще связаны с миром дома, с выполнением стереотипных действий в семье, способствующие формированию стереотипной гендерной роли, соответствующие игре в «дочки матери.

38Традиционный и современный образ женщины и отца, сравнительный анализ. В традиционной и православной культуре женщина в России – это, прежде всего, мать – символ национального своеобразия. Традиционный тип сформировался на основе национальной народной и христианской традиции. В привычном понимании традиционные женщины, русские в частности, это прежде всего – хозяйки, «домоводки», которые в первую очередь должны нести основную тяжесть домашних забот, связанных с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, сохранением домашнего очага. К слову, тип женщины - домоустроительницы сформировался не только под влиянием христианства – он был изначально заложен в русской народной культуре. Например, в русских народных сказках героиня проходит испытание именно умением обустроить дом: соткать ковер или испечь хлеб, проявить смирение и послушание, скромность. Тот же идеал отражается и в народной поэзии. Современный образ женщины: В последнее время у женщин на первый план стал выходить карьерный рост. Многие женщины отдают все свои силы и здоровье на достижение заданной планки. Но, иногда становится уже слишком поздно, чтобы найти достойного мужа, создать семью, родить детей. Или случается так, что женщины ставят на первый план карьерный рост, когда у них уже есть семья, дети. И они даже не замечает как теряют контакт с детьми и мужем, пропускают важные события в их жизни и т.д.

39. Традиционный и современный образ мужчины и отца, сравнительный анализ Наиболее распространенной моделью отцовства до недавнего времени была традиционная. В этой модели отец – кормилец, пример для подражания и непосредственный наставник во внесемейной, общественной жизни. Отцовская роль включала в себя ответственность за воспитание, прежде всего сына. В традиционном обществе труд отцов был всегда на виду, что являлось базой для отцовского авторитета. Отец был главой семьи, человеком, который принимает важные решения, советует, руководит, потому что из членов семьи он наиболее умелый, опытный. Данная модель отцовства в той или иной форме встречается в обществах, где сохраняются традиционные виды хозяйственной деятельности. Появление современной модели отцовства связывают с демократическими тенденциями в обществе, равноправием супругов в распределении прав и обязанностей в семье. Современный отец любит и заботится о своих детях, но при этом сохраняет в себе стереотипные черты традиционного типа– силу и ответственность.

40.Роль матери и отца в воспитании девочки и мальчика,роль отца очень важна для ребёнка любого пола: девочка на основе общения с отцом будет формировать представление о себе как о женщине, леди, а также создавать образ будущего мужа, ориентируясь на лучшие отцовские качества и его манеры обращения с женщинами, матерью, женой. Мальчик, общаясь с отцом, усваивает формы поведения, характерные для ролей «Муж», «Отец» и т.д. Каждый ребёнок нуждается в отце, который способен не только вместе с малышом весело провести время, но и как в человеке, по-настоящему исполняющем свою отцовскую роль – защитника, хранителя семейной крепости, надёжного тыла.Роль матери Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Мать вкладывает в девочку всю ласку и любовь, воспитывает в ней женственность и будущую домохозяйку.

Система взаимоотношений между родителями и распределение гендерных ролей в семье как фактор гендерной социализации ребенка. Роль нравственных понятий в процессе гендерной социализации

Воспитание реализуется многими путями. Среди них выделяются стратегии воспитания, которые встречаются наиболее часто и в силу этого приобрели отчетливый нормативный характер. Такие стратегии называются стилями воспитания. Реализуются они воспитателями, в частности профессиональными педагогами и родителями.

В 1939 г. три видных психолога К. Левин, Р. Линнит и Р. К. Уайт предложили в качестве основополагающих доктрин три стиля воспитания: авторитарный, демократический и попустительства . Один из них, а именно, демократический стиль воспитания, признавался образцовым, а два других оттеняли его с противоположных сторон. При авторитарном стиле воспитатель доминирует над воспитанником, а при стиле попустительства поступки воспитанника не ограничиваются воспитателем. В 1962 г. американский психолог Г. X. Элдер расширил список основополагающих стилей воспитания до семи: автократический, авторитарный, демократический, уравнительный (эгалитарный), разрешающий (либеральный), невмешательства (попустительства) и игнорирующий стили воспитания . Демократический стиль воспитания вновь признавался образцовым. Но оттенялся он «справа» (в случае навязываемого доминирования) двумя стилями, автократическим и авторитарным, а «слева» (в случае не ограничения, а предоставления свободы) - четырьмя стилями: эгалитарным, либеральным, попустительским и игнорирующим. В последующем предлагались списки стилей, содержащих два и даже три десятка наименований, но они редко получали поддержку большого числа исследователей. Из тех семи стилей воспитания, которые называл Элдер, часто не упоминается стиль воспитания, при котором полностью игнорируется воспитанник. Действительно, это не стиль воспитания, а его отрицание. Таким образом, в поле зрения абсолютного большинства исследователей находятся шесть стилей воспитания. Все они заслуживают специального рассмотрения, которое мы начнем с характеристики демократического стиля воспитания. Наш выбор не является случайным. Как неоднократно подчеркивалось ранее, развитое есть ключ к неразвитому. Поэтому резонно сначала обратиться к образцовому стилю, чтобы иметь базу для интерпретации стилей воспитания, которые обладают теми или иными изъянами.

При демократическом (участливом) стиле воспитания педагог не только заинтересован в успехах ученика, но и стремится помочь их достигнуть. Он принимает активное участие в воспитательном процессе, строя его как сотрудничество, в котором каждая из сторон берет на себя определенные обязанности. Ни воспитатель, ни воспитанник не освобождаются от ответственности друг перед другом. Они сотрудничают в развитии воспитанника. Педагог необходим воспитаннику, который убеждается, что сотрудничество с наставником приносит ему пользу. Если педагог не способен обеспечить успехи воспитанника, то неизбежно встретит сопротивление, которое принимает различные формы, как активные, так и пассивные. Мало быть заинтересованным в успехах ученика, необходимо уметь обеспечить их.

Работа воспитателя эффективна лишь в том случае, если в концептуальном отношении он превосходит воспитанника. А между тем контакты между ними неизбежно приводят к росту компетентности воспитанника. По мере сближения уровней компетентности педагога и воспитанника эффективность воспитательного процесса снижается, что может привести к полному его затуханию. Отсюда следует вывод: педагогу необходимо совершенствовать не только воспитанника, но и постоянно повышать уровень своей компетентности. Только тогда его аргументация, доводы и предлагаемые решения будут актуальны.

Участливо настроенный педагог не принимает решений единолично, а непременно советуется с воспитанником. Он не принуждает и не внушает, а реализует некоторый дискурс. Точка зрения и мнения воспитанника обязательно учитываются. Но им непременно дается доброжелательная оценка. В одних случаях мнение одобряется, например, таким образом: «Да, то, что ты предлагаешь, мне представляется наилучшим решением. Конечно, можно было бы поступить по-другому, а именно, таким-то образом. Но твое решение лучше. Я его одобряю». Решение воспитанника одобряется не потому, что оно придумано именно им, а постольку, поскольку оно действительно эффективно, концептуально оправданно.

Решение или мнение воспитанника может быть малоэффективным или даже ложным. В таком случае ему предлагается другое решение, например, так: «То, что ты предлагаешь, интересно, но не лучше ли поступить по-другому, учитывая такие-то факторы (объясняются какие именно)?». Окончательное решение принимает воспитанник, но педагог старается разъяснить ему меру его ответственности. Едва ли воспитанник примет неудачное решение, если ему предоставить другое, более эффективное, приносящее больше пользы. Воспитание постоянно сопровождается обучением. Воспитания без обучения нет.

Разумеется, образцовый стиль воспитания невозможно обеспечить без соответствующего эмоционального фона. Воспитанник понимает, что в сложной ситуации педагог нс оставит его в беде, окажет помощь советом и действием. Это придает уверенность в своих силах, позволяет чувствовать себя готовым к большим испытаниям. Контакты с воспитателем вырабатывают у воспитанника умение строить доброжелательные доверительные отношения с окружающими. Если отношения не удаются, то не по его вине. Он способен дать оценку не только себе, но и своим оппонентам. Воспитатель научил его разрешать проблемные ситуации, в том числе и моральные дилеммы, в случае которых, как известно, приходится выбирать между плохим и еще более худшим. Участливо настроенный воспитатель постоянно стремится подготовить воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, задает способ разрешения противоречий и конфликтных ситуаций, и именно этот способ является основным гарантом успешной деятельности воспитанника. Перед воспитанником ставятся посильные цели и всесторонне оцениваются последствия их достижений. Основной смысл деятельности воспитателя этический. Он всегда руководствуется научно ориентированной этикой. В этом состоит существо демократического стиля воспитания, обеспечивающего не только сотрудничество, но и содружество педагога и его воспитанников.

Разумеется, описанный стиль воспитания не проходит бесследно для воспитуемого. В отсутствие побочных обстоятельств, которые в данном случае не обсуждаются, он приобретает моральную уверенность, ответственность, способность разрешать проблемные ситуации. Он хорошо мотивирован, способен успешно работать в коллективе, в том числе быть лидером. С успехом реализует программу самообразования.

Выводы

  • 1. Стратегии воспитания, которые встречаются наиболее часто и в силу этого приобрели отчетливый нормативный характер, называются стилями воспитания.
  • 2. Основные стили воспитания: автократический, авторитарный, демократический, разрешающий (либеральный), невмешательства (попустительства) .
  • 3. Педагогу следует совершенствовать нс только воспитанника, но и самому постоянно повышать уровень компетентности. Только в этом случае его аргументация, доводы и предлагаемые решения будут актуальны.
  • 4. Участливо настроенный воспитатель постоянно стремится подготовить воспитанника к самостоятельной жизни в обществе, полном противоречий и конфликтных ситуаций. Воспитатель задает способ их разрешений, и именно этот способ является основным гарантом успешной деятельности воспитанника.
  • 5. Демократический стиль воспитания формирует у воспитанника моральную уверенность, ответственность, способность разрешать проблемные ситуации. Он, как правило, мотивирован, способен успешно работать в коллективе, в том числе быть лидером. С успехом реализует программу самообразования.
  • Lewin К., Lippitt R., White R. К. Patterns of Aggressive Behavior in Experimentally Created«Social Climates» //Journal of Social Psychology. 1939. Vol. 10. P. 271-299.
  • Elde G. II. Structural Variations in the Child Rearing Relationship // Sociometry, 1962.Vol. 25. No. 3. P. 241-262.
  • В этот перечень часто включают также уравнительный (эгалитарный) стиль воспитания. Но его воспитательный потенциал вызывает большие сомнения (параграф 7.3).

Семья - микромодель общества для ребенка, важнейший фактор в выработке социальных установок и формировании жизненных планов. Тип детско-родительских отношений в семье оказывает важное влияние на формирование характера ребенка, особенности его поведения, личности в целом. Этот вопрос широко обсуждается в современной педагогической литературе. Дисгармония системы «мать-дитя» - основной патогенный фактор, обуслоаливающий возникновение неврозов у детей.

Психологи А.Я. Варга и В.В. Столин выделили следующие критерии отношений родителей к ребенку.

  • 1. «Принятие- отвержение». Принятие: родителю ребенок нравится таким, какой он есть. Он уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Отвержение: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым, по большей части испытывает к нему злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку, не уважает его.
  • 2. «Кооперация» - родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему; высоко оценивает его интеллект и творческие способности, испытывает чувство гордости за него.
  • 3. «Симбиоз» - родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, он кажется ему маленьким и беззащитным; не предоставляет ребенку самостоятельности.
  • 4. «Авторитарная гиперсоциализация» - родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, он старается во всем навязать ему свою волю, за проявление своеволия ребенка сурово наказывает. Родитель пристально следит за поведением ребенка и требует социального успеха.
  • 5. «Маленький неудачник» - в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Он представляется родителям неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Взрослый старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Е.М. Волкова выделяет два типа родительских позиций, приводящих к различным отклонениям в поведении ребенка: отвергающая и гиперопекаюшая. Каждый тип позиций включает в себя несколько стилей семейного воспитания.

Отвергающая позиция родителей предполагает такие стили их поведения, при которых ребенку уделяется мало внимания. Родители либо ограничиваются необходимым уходом за ним, либо воспитывают очень строго, ориентируясь не на чувства, а на общепринятые нормы. Реакция детей на подобные стили воспитания различна. Одни дети замыкаются, отчуждаются от эмоционально «холодных» родителей, пытаются найти близкого человека среди других взрослых. Другие погружаются в мир фантазий, придумывают себе друзей, семью, пытаясь разрешить свои проблемы хотя бы в сказочной форме. Некоторые дети стараются всячески понравиться родителям, ведут себя льстиво и угодливо, а при неудаче начинают обращать на себя внимание другими способами - истериками, грубостью, агрессией. Игнорирование индивидуальных особенностей ребенка, его чувств в сочетании с холодностью, суровостью родителей, привычкой к подавлению собственных эмоций приводит к невротизации детей.

Гиперопекающая родительская позиция включает в себя такие стили воспитания, которые связаны с чрезмерной заботой о ребенке, удовлетворением всех его прихотей либо полным лишением ребенка самостоятельности. В результате гиперопекающего воспитания вырастают ленивые, пассивные, инфантильные люди, неспособные к ответственности и принятию решений. Кроме того, для таких детей характерно неумение выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Автор отмечает значительные трудности в коррекции отношений в гиперопекающих семьях.

Е.М. Волкова говорит и о промежуточном типе семейного микроклимата, который можно охарактеризовать как не- скоординированность воспитательных воздействий при достаточно сильных позициях различных членов семьи. Такое воспитание может приводить к различным результатам, формировать в ребенке приспособленчество либо способствовать развитию неврозов.

Оптимальным вариантом при воспитании детей, по мнению психологов, является сочетание терпимости и расположения в поведении родителей.

Так, А.Е. Личко и Э.Г. Эйдсмиллер выделили шесть основных типов семейного воспитания.

Гипопротекция (гипоопека) характеризуется отсутствием необходимой заботы о ребенке, равнодушием к его нуждам, полной безнадзорностью, недостатком контроля и опеки. При таком типе детско-родительских отношений ребенок практически предоставлен самому себе, чувствует себя брошенным.

Доминирующая гиперпротекция предполагает окружение ребенка излишней заботой, полностью блокирующей его инициативу и самостоятельность. Чрезмерная опека, мелочный контроль подавляют самостоятельность ребенка, тормозят формирование ответственности и чувства долга.

Потворствующая гиперпротекция («кумир семьи») отличается чрезмерным покровительством, восхищением ребенком (в том числе его мнимыми талантами), которые проявляются в желании родителей удовлетворять все потребности и капризы ребенка, определив ему роль кумира семьи. Такой тип воспитания в семье культивирует эгоистические наклонности и способствует формированию завышенной самооценки.

Эмоциональное отвержение проявляется в полном непринятии ребенка родителями. Они тяготятся им, игнорируют его потребности, в том числе потребности в заботе, внимании, ласке, общении. Отвержение может проявляться явно (например, ребенок часто слышит от родителей фразы: «Ты мне надоел, уйди, не лезь ко мне») или скрыто - в виде издевок, иронии, высмеивания. Такой тип воспитания оказывает пагубное воздействие на ребенка и тормозит его психическое развитие.

Жестокие взаимоотношения часто сочетаются с крайней степенью отвержения ребенка. Эти отношения могут проявляться явно (в виде побоев) или скрыто (в виде эмоциональной враждебности и холодности).

Повышенная моральная ответственность обнаруживается в предъявлении ребенку требований, не соответствующих его возрасту (например, поручение ребенку заботиться и опекать других членов семьи). Родители, придерживающиеся такого типа воспитания, насильно приписывают ребенку роль «главы семьи». Такая модель воспитания приводит к повышенной тревожности ребенка, психопатизации личности, эмоциональной нестабильности.

В отличие от Э.Г. Эйдемиллера и А.Е. Личко, А.Я. Варга характеризует эмоционально-отвсргаюший тип воспитания как «отношение к ребенку как к маленькому неудачнику».

Можно выделить три патогенных тина воспитания на основе оценки стилей воспитания в семье (В.И. Гарбузов).

Непринятие (эмоциональное отвержение). Родители не принимаю!" ребенка таким, какой он есть, его начинают «переделывать» с помощью либо чрезмерно жесткого контроля, либо полным попустительством. Это выражается в чрезмерной требовательности, жесткой регламентации и мелочном контроле. Такое общение формирует у ребенка невротический конфликт. У самих родителей также формируются признаки неврастении. Ребенку делегируется невоплощенный план-проекция родителей: «Стань таким, каким я не стал». Такие родители не ценят в ребенке «ребенка», он раздражает их своей «детскостью».

Гиперсоциализирующее воспитание возникает на почве высокой мнительности о состоянии здоровья, социального статуса ребенка и других членов семьи. В результате могут сформироваться страхи, фобии социального плана, навязчивые идеи. Возникает конфликт между желательным и должным. Родители формируют у ребенка модель своих желаний, приписывая ему, что он должен хотеть, это ведет к потере доверительности, искренности детско-родительских отношений.

Эгоцентрическое воспитание наблюдается в семьях, где ребенок находится на положении кумира, ребенок занимает центральное, главенствующее место. Формируется представление о его уникальности и самодовлеющей ценности для других. В результате такого воспитания у ребенка формируется завышенная самооценка, может быть спровоцирован истероидный тип акцентуации личности.

При дисгармоничном типе семейного воспитания для детей характерны эмоциональные нарушения, капризность, боязливость, сочетание пассивности с заторможенностью и раздражительностью, проявление системных нарушений в виде энуреза. Наблюдаются навязчивые движения: кусание и облизывание губ, движения головой, плечами, нарушение сна, нервные тики, страхи, кошмарные сновидения.

Разрушительное воздействие на личностное развитие ребенка и его социализацию оказывает депривация, возникающая при отсутствии со стороны родителей или лиц, их заменяющих, должного ухода и игнорировании базовых потребностей ребенка или если они бросают его. Традиционно выделяют следующие виды депривации: сенсорная, двигательная, эмоциональная.

Под сенсорной депривацией понимают ограничение стимулов, воздействующих на сенсорные системы (тактильную, зрительную, слуховую и др.). Поскольку ребенок познает мир посредствам органов чувств, дефицит сенсорных стимулов приводит к необратимому психическому недоразвитию, так как во время поступления в мозг разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение его структур. Сенсорная депривация может привести к задержке и нарушению психического развития ребенка. Двигательная депривация возникает при резком ограничении движений ребенка (из-за болезни, травмы, плохого ухода и т. п.). Вследствие длительной двигательной депривации возникает депрессивное состояние с приступом ярости и агрессии. Под эмоциональной депривацией понимают длительное отсутствие эмоциональных контактов с матерью («холодная мать») или лицом, ее заменяющим. Это приводит к блокированию потребности в эмоциональной близости, любви.

В случае полного лишения ребенка контакта с матерью наблюдается феномен материнской депривации, которая оказывает самое разрушительное воздействие на психическое развитие ребенка.

Американский детский психолог Г. Крайг указывает на то, что материнская депривация характерна для неблагополучных семей, где дети лишены внимания чуткого и отзывчивого взрослого, приспосабливающего свою деятельность по уходу за ребенком к его индивидуальным потребностям.

Многочисленными исследованиями установлено, что су- шествование детей в условиях массивной материнской депривации (когда дети растут в полной разлуке с матерью) приводит к возникновению психопатий, депрессиям и фобиям. Дети, лишенные родительской опеки, обнаруживают заметное отставание от социально-возрастных нормативов на протяжении всей жизни. Для них характерно следующее: поверхностная эмоциональность, низкая потребность в фантазировании, «прилипчивость», высокая агрессивность, жестокость, инфантильная безответственность.

Как уже было сказано, отдельные аспекты феномена депривации могут проявляться у ребенка, растущего в семье при наличии матери и отца, при патогенном родительском поведении, характерном для дисфункциональной проблемной семьи (не способной выполнять свои основные функции и удовлетворять потребности членов семьи).

Изучению стилей семейного воспитания посвящены работы отечественных и зарубежных исследователей (Д. Баумринд, Е.М. Волкова, ТА. Маркова, Дж. Каган, Д. Конгер, П. Массен, Р.В. Овчарова, Н.А. Разгонова, А Хьюстон и др.).

Так, ТА. Маркова и Н.А. Разгонова выделяют два основных направления в воспитании детей: авторитарный (властный, жесткий, подавляющий) и демократический (взаимное уважение взрослых и детей, их обоюдная организованность и ответственность). Теми же авторами выделены также несколько, перечисленных ниже, стилей семейного воспитания.

Тревожный стиль. Родители постоянно занижают требования к ребенку, постоянно тревожатся за него, стараются устранить любой физический или психологический дискомфорт, выполнить любое, даже не всегда разумное, желание. Это парализует самостоятельность ребенка, лишает его инициативы, делает полностью зависимым от родителей и способствует развитию иждивенчества в будущем.

Подкупающий стиль. Родители искренне хотят, чтобы ребенок вырос «хорошим». Они не скупятся на ласку, не жалеют денег. За любой положительный поступок ребенка ожидает вознаграждение. Вначале ребенок бессознательно ведет себя соответствующим образом. Он послушен, чтобы получить приятное, достигнуть того, что ему нравится. Постепенно ребенок начинает пользоваться усвоенной формой сознательно. Формируются такие негативные качества, как лицемерие, приспособленчество.

Подчиняющий стиль. Родителям нравится, что ребенок беспрекословно выполняет любое их требование. Возражения или попытки привести доводы пресекаются родителями. Подобный стиль отношений подавляет самостоятельность и вынуждают ребенка приспосабливаться к условиям, чтобы нравиться взрослым. Он избирает определенную тактику: либо полностью соглашается со своей приниженной ролью, либо постоянно протестует против родителей.

Небрежный стиль. Родители невнимательны к внутреннему миру ребенка, его психическому состоянию и переживаниям. Как правило, ребенок предоставлен самому себе. Воспитание ведется без обдумывания форм выражения требований и последствий укоренившихся привычек. Часто ребенка незаслуженно наказывают. В результате такого отношения к детям из них вырастают люди, лишенные внешней и внутренней культуры.

Угрожающий стиль. Родители готовы прибегать к наказанию за любую детскую провинность. Ребенок и родители находятся в постоянном напряжении. Дети в подобной ситуации начинают ориентироваться только на наказание. Они слушаются не потому, что осознают требования и правила поведения или уважают родителей, а чтобы избежать упреков и наказания. В последующем такие дети сохраняют сложившийся стереотип поведения. Они обычно легко идут на компромисс, легко отказываются от собственной точки зрения.

Грубый стиль. Родители - неуравновешенные, вспыльчивые люди. Для них характерны такие воспитательные воздействия, как наказания, окрики, грубые и резкие выражения. Родители проявляют полное неуважение к личности ребенка. Ребенок становится замкнутым, чаше начинает грубить всем, переносит все выражения, слышанные от взрослых, в свой лексикон.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны. При смешанном стиле воспитания детям присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности и оригинальности мышления.

Выявляются различия в нормативной и реальной моделях взаимодействия (В.М. Марич, В.С. Собкин). При нормативной модели взаимоотношений родители более ориентированы на «демократические модели» отношения взрослого с ребенком. Жесткую авторитарную модель как норму общения с ребенком поддерживают не более 10% родителей, около 20% - ориентированы на стиль отношений, основанный на поддержании статусно-ролевых отношений с ребенком.

Однако большинство родителей предерживаются стиля, ориентированного на поддержание статусно-ролевой возрастной вертикали «взрослый-ребенок», при этом снижается значимость модели взаимодействия, предполагающей равноправие позиции взрослого и ребенка.

Ситуация благоприятного развития детей в семье связана с гармоничными этико-психологическими отношениями, где родители вовремя справляются со своими личными проблемами и поддерживают теплые взаимоотношения. Любовь, отзывчивость, понимание возрастных и психологических особенностей детей, их потребностей, запросов и интересов, единство воспитательных позиций всех членов семьи - необходимые условия реализации воспитательного потенциала, который, по мнению исследователей, заложен в семье.

Итак, ошибочные подходы к воспитанию во многом детерминированы недостаточной компетентностью родителей в вопросах педагогики, психологии, физиологии и других областях знаний. Родители, не владеющие знаниями об особенностях развития ребенка, невнимательные к его внутреннему миру, испытывают трудности в воспитании и способны совершить ошибки, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка.

Вопросы и задания

  • 1. Важен ли стиль воспитания для развития ребенка? Обоснуйте свою точку зрения.
  • 2. Какие подходы к систематизации стилей семейного воспитания вам известны?
  • 3. Чем опасны для ребенка нарушения детско-родительских взаимоотношений?

Семейное воспитание наиболее эмоциональное и действенное по сравнению с другими педагогическими воздействиями на ребенка. Как правило, складываются определенные стили воспитания в семье, отражающие отношение родителей к детям. Эти стили влияют на то, как формируется личность ребенка, какими будут его поведение и поступки.

Что подразумевают под стилем семейного воспитания

Большинство родителей проявляют повышенную заботу о своих детях, при этом чрезмерно контролируя их. При этом наблюдается непоследовательность в запретах и разрешениях.

Например, могут ежедневно твердить, что дошкольник должен в 10 часов вечера быть в постели, а в выходной позволять резвиться ребенку до полуночи только потому, что пришли гости.

И все же, понаблюдав за конкретной семьей, можно выделить, какие главные черты преобладают в отношениях родителей и ребенка. Вот эти заметные особенности и составляют стиль родительского воспитания.

Стиль воспитания ребенка в семье – это система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, субъективного мнения о характере и личности ребенка. Все это практикуется родителями по отношению к своим детям.

Родители чаще всего не связывают личностное развитие детей дошкольного возраста, их нравственных качеств со своим отношением к ним. Однако психологи неоднократно доказали, что прослеживается прямая связь между стилем воспитания в семье и формированием личности ребенка.

Классическое разделение родительского отношения к детям

Все многообразие стилей семейного воспитания можно распределить на три основных:

  • демократический
  • авторитарный
  • попустительский

Демократические отношения отличаются взаимопониманием взрослых и детей. Родители заинтересованно наблюдают за ребенка, поощряют его самостоятельность, высоко оценивают способности малыша и ненавязчиво подсказывают только, если видят реальные затруднения.

Авторитаризм складывается в том случае, если родители навязывают свою волю ребенку и требуют от него безоговорочного следования их советам и указаниям. Они выдерживают дистанцию в отношениях, хвалят и ругают ребенка «по настроению».

Такой стиль формируется как у чрезмерно требовательных родителей, так и при гипертрофированной заботе о своем чаде. Авторитарным родителям не лишне поинтересоваться, как научиться .

Попустительский стиль характеризуется отсутствием планомерного воспитательного воздействия. Родители удовлетворяют физиологические потребности ребенка, потакают его капризам. Часто встречается задаривание ребенка подарками, «чтобы замолчал, чтобы не приставал с просьбами поиграть с ним».

Существует также тип родителей, которые пекутся исключительно о своем комфортном существовании. Говорить о каком-либо стиле родительского воспитания в подобных случаях не имеет смысла, поскольку папа и мама настолько заняты собой, что видят собственных детей несколько минут в день.

Они перекладывают воспитание на других лиц (бабушек, нянь) и обосновывают свою отгороженную позицию тем, что ребенок должен расти самостоятельным, раскованным, независимым. На деле такое отстранение родителей от воспитания своих детей приводит уже в дошкольном возрасте к формированию черствости и эгоизма, к распущенности и неумению считаться с окружающими.

Современная типизация отношения родителей к дошкольнику

Дети дошкольного возраста особенно чувствительны к приемам воспитания. Нервная система ребенка податлива к любым воздействиям, будь они полезны или, наоборот, вредны.

Поэтому формируется выраженная зависимость между стилем семейного воспитания и развитием личностных особенностей дошкольника.

Современные подходы рассматривают методы и стили родительского отношения более детально. Обязательно выделяют демократический как социально-желательный . Не обходят вниманием и попустительский, чаще называя его либеральным.

Самого пристального внимания удостоился авторитарный стиль, так как наблюдается его вариативность. Родители могут навязывать свою волю, негласно отвергая ребенка. Могут нагружать своего малыша с детства ради настоящих и будущих достижений, что получило название «гиперсоциализация». Также могут игнорировать истинные желания ребенка, делая все за него. В этом случае имеет место гиперопека.

Сотрудничество – демократический стиль отношений

Если взрослые стремятся обеспечить баланс заботы и автономии, опеки и свободы, последовательно и гибко общаясь с детьми, складывается демократический стиль. Можно сказать, что родители общаются со своими маленькими членами семьи уважительно и на равных. Поэтому имеет место сотрудничество.

Признаки и принципы данного стиля отношений:

  1. Выслушивать ребенка, интересоваться его мнением.
  2. Объяснять все из взрослой жизни, применительно к возрасту.
  3. Быть доброжелательным, а не раздражительным.
  4. Уважать стремление к самостоятельности и поощрять .
  5. Быть требовательным, но объяснять причины требований.
  6. Учитывать желания дошкольника, объясняя разницу между «хочу», «можно», «надо».
  7. Выяснять причины поступка прежде, чем применить наказание.
  8. Рассматривать наказание только как уменьшение доли поощрения.
  9. Оказывать доверие дошкольнику и поддерживать его уверенность в своих силах.
  10. Любить ребенка вне зависимости от конкретных ситуаций.

Когда в семье руководствуются перечисленными принципами, дети растут активными, организованными, . Уже в дошкольном возрасте начинают формироваться важные волевые качества: решительность, настойчивость, целеустремленность.

Авторитарный стиль семейного воспитания

  • Ребенок должен добиться в жизни большего, чем они сами.
  • Лучше, если есть поводы гордиться своими детьми, чем краснеть за них.
  • Нужно помочь ребенку заблаговременно, потому что он может не справиться с возникшей перед ним проблемой.

Чрезмерно строгое воспитание развивает у дошкольников такие черты характера как неуверенность, застенчивость, зависимость.

Бывает и другой эффект. Дети с сильным могут в ответ проявлять агрессивность и возбудимость. Дошкольник, бунтующий против авторитарности, демонстрирует упрямство, строптивость, негативизм (отрицание всего подряд — даже того, что нравится).

Если родители считают своего ребенка таким маленьким и беспомощным, что вместо него нужно собрать игрушки, завязать шнурки, переделать фигурку из пластилина и т. д., то в их глазах дитя выступает «маленьким неудачником».

Но родительская забота не должна быть самоцелью. При таких отношениях у ребенка либо сформируется настоящая беспомощность, либо хитрость и лень, либо протест и агрессивное упрямство. Любопытно, что тотальный контроль не ограждает от формирования нежелательных увлечений. Уже в дошкольном возрасте у ребенка может появиться , где он может действовать по своему усмотрению.

Таким образом, какие бы родительские мотивы ни лежали в основе авторитарного стиля, подобные отношения только навредят формированию ребенка.

Попустительство в воспитании дошкольника

Попустительская позиция взрослых подразумевает отсутствие последовательного воспитания, системы разумных требований и адекватной поддержки ребенка. В одних случаях родители могут проявлять крайне поверхностное внимание малышу, в других – необоснованно «захвалить до небес». Причем, подобные крайности становятся нормой.

Некоторые родители прикрывают свой либерализм и невнимание к детям рассуждениями о ценности полной свободы для ребенка. Но практика подтверждает ошибочность такой позиции. Дети уже в дошкольном возрасте при таком отношении пап и мам проявляют конфликтность и безответственность, зависть к сверстникам, игнорируют .

Предпочитаемый стиль родительского воспитания в семье

Только принцип разумного сотрудничества, приучение с ранних лет ребенка к самостоятельности, поддержка его инициативности способствует формированию полноценной личности юного человечка.

Гармоничными являются только те отношения, в которых ребенок признается автономной личностью, имеющей право на свои интересы и предпочтения.

От родителей требуется мастерство создания авторитета для своих детей и их друзей. Главное, авторитет, как разъяснял известный педагог Макаренко А.С., должен быть настоящим. Это значит:

  • авторитет ненавязчивой и ненадоедливой помощи
  • авторитет чуткого наставничества в деятельности дошкольника
  • авторитет внимательного отношения к интересам ребенка.

Сотрудничество родителей и ребенка обязательно должно дополняться безоговорочной любовью. Только в том случае, когда мама и папа любят своих детей вне зависимости от конкретных поступков и ситуаций, у ребенка формируется доверие к родителям, в частности, и вообще доверие к миру. А доверительные отношения дают защищенность, укрепляют чувство собственного достоинства ребенка, позволяют проявлять самостоятельность.

Дошкольнику одновременно нужна нежность и забота родителей и разумное ограничение импульсивных желаний. Очень важно, чтобы родители помнили, что их поступки гораздо больше влияют на ребенка, чем то, что они говорят в воспитательных целях.

Демократические отношения позволят ребенку ощущать теплые чувства со стороны родителей, сформируют адекватную самооценку и понимание, что его поддерживают и доверяют, придадут уверенность в своих силах.

При демократическом стиле воспитания родители поощряют любую инициативу ребенка, самостоятельность, помогают им, учитывают их нужды и потребности. Выражают ребенку свою любовь, доброжелательность, играют с ним на интересные ему темы. Родители позволяют детям принимать участие в обсуждении семейных проблем и учитывают их мнение при принятии решений. А так же в свою очередь требуют осмысленного поведения от детей, проявляют твердость и последовательность в соблюдении дисциплины

Ребенок находится в активной позиции, что дает ему опыт самоуправления, повышает уверенность в себе, своих силах. Дети в таких семьях прислушиваются к советам родителей, знают слово «надо», умеют дисциплинировать себя и строить отношения с одноклассниками. Дети растут активными, любознательными, самостоятельными, полноценными личностями с развитым чувством собственного достоинства и ответственностью за близких ему людей.

ТИПЫ СЕМЕЙНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Могут быть выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, “невмешательство” и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. По данным психологических наблюдений именно эта категория именно эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым казалось бы не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, то опека – заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.


Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой “невмешательства”. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития – коллективом.
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.
3 стиля семейного воспитания:
- демократический
- авторитарный
- попустический
При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.
При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”.

При попустиельском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Стиль семейного воспитания - это наиболее характерные способы отношения к ребенку родителей, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

Существует несколько стилей семейного воспитания:

Попустительский (в результате его формируется конформный тип личности),

Состязательный (в результате такого воспитания формируется доминирующий тип личности),

Рассудительный (сензитивный тип личности),

Предупредительный (инфантильный тип),

Контролирующий (тревожный тип),

Сочувствующий (интровертный тип),

Гармоничный (гармоничный тип).

В основе стилей воспитания лежат следующие причины:

1) отклонения в характерологических свойствах самих родителей,

2) стремление родителей решать личностные проблемы за счет детей.

Под характерологическими свойствами понимается совокупность нравственных качеств, определяющих сознательное отношение человека к окружающей среде. Яркая выраженность свойств характера свидетельствует о социально-психологическом типе.

Сегодня мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся типы семейного воспитания (по результатам диагностики воспитанников ЦДТОР по авторской методике доктора педагогических наук, профессора В.М. Миниярова, проведенной весной этого года):

Рассудительный стиль,

Контролирующий стиль,

Доминирующий стиль.

II. ПРОИГРЫВАНИЕ РОЛЕЙ

Ведущий. Сейчас мы с вами проиграем несколько сценок, в которых вы, быть может, узнаете себя или кого-то из своих знакомых.

(Выбирает участников, раздает карточки с заданиями.)

1-я сценка: рассудительный стиль

Ребенок (активен, желает много знать, имеет много интересов, добросовестно относится к учебе). Мама, к нам в школу сегодня приходил руководитель кружка ИЗО. Я хочу к нему ходить! Там так интересно!

Мать (с теплом, заботой и уважением к его активности). Ну если тебе это интересно, то, конечно, иди. Ты же любишь рисовать!

Отец (на равных, рассуждая и давая пищу для размышления). Хорошо, ты можешь ходить, но подумай как следует: это отнимает много свободного времени, а у тебя скоро конец четверти, контрольные. Сможешь ты всюду успеть?

В науке этот стиль семейного воспитания называется «рассудительный»; в результате такого воспитания формируется сензитивный социально-психологический тип личности.

Признаки сензитивности:

ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, самостоятелен, непримирим к несправедливости, безнравственным поступкам, человеколюбив, альтруист, фантазер, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, самооценка нормальная, самокритичен, предан интересам коллектива и всегда защищает своих товарищей, нет чувства превосходства над другими, оказывает помощь товарищам, настойчив в достижении цели, инициативен, в разговоре прям и искренен, тихий, спокойный, внимательный.

1. Относиться с вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.

2. Усложнять игровую деятельность ребенка, чередовать интеллектуальные игры с подвижными. Выводить из игры постепенно.

3. Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность. 4. Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере проступка. Неадекватные педагогические меры могут привести к заиканию, развитию косоглазия, ночному энурезу и т.д.

5. Учить его отстаивать свои интересы, защищать от нападок других людей, от внутрисемейных конфликтов.

6. Поддерживать добрые отношения родителей и ребенка в совместном отдыхе и совместной трудовой деятельности.

7. С появлением второго ребенка необходимо переключать внимание на младшего осторожно.

8. Подбадривать и вселять уверенность в его способностях.

9. Следует помнить, что отношение родителей к окружающим людям есть тот единственный образец, который формирует отношение ребенка к родителям.

10. Не допускать общения ребенка с антисоциальными элементами, быть разборчивыми в контактах с другими людьми.

11. Не торопить естественное развитие интеллектуальных способностей, так как его психика ранима, не следует осуществлять раннее систематическое обучение.

12. Не следует рано водить ребенка в театр.

13. Нельзя наказывать публично, следует ограничиваться лишь мягкими замечаниями.

2-я сценка: контролирующий стиль

Ребенок-подросток (с опасением и боязнью). Завтра у Маши день рождения. Можно мне пойти на праздник?

Отец (строго). Я звонил сегодня твоему классному руководителю. Она сказала, что ты плохо написала диктант! Какие тебе гулянки?! Будешь сидеть и учить, пока не вызубришь все правила! Совсем от рук отбилась!

Мать (пытаясь смягчить ситуацию, но все же строго). Отец прав. Ты заставляешь нас краснеть перед учителями! Тебя же в институт не возьмут с такими оценками! Вот будешь дворником работать!

Ребенок (умоляюще и неуверенно). Но ведь Маша - моя лучшая подружка!

Мать (делая одолжение). Ладно уж. Но чтобы ровно в девять была дома! Иначе больше вообще никуда не пойдешь!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Этот стиль семейного воспитания в психологии называется «контролирующий». В результате такого стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

Симптомокомплекс личности тревожного типа состоит из следующих качеств:

вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпеливость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь товарищам, защищать их и своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность в себе, отрицательное отношение к критике, отсутствие инициативы, напряженность, озабоченность, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, фрустрирование, робость, застенчивость.

Возникновению подобного типа личности способствуют условия:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опекунами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребенка со слов окружающих, наказывая его по первому наговору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в больнице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны детей разного возраста.

4. Родители имеют повышенную моральную ответственность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

1. Урегулировать сон, питание, пребывание на свежем воздухе, затраты мышечной энергии, а также отдых.

2. Целесообразна организация физического воспитания (подвижные игры, экскурсии, спорт).

3. Организовать прием водных процедур.

4. При организации работы соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки. Не требовать от него больше, чем он может.

5. Организовать творческую деятельность (сборку различного вида конструкторов, выпиливание, выжигание, другие виды ремесленнического творчества).

6. Отказаться от командно-распорядительного тона и перейти к просьбе; отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка.

7. Убрать все формы наказаний, перейти к рассудительному стилю семейного воспитания.

8. Полностью отказаться от физических наказаний.

9. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.

10. Не следует рано начинать обучение, необходимо осторожно подходить к развитию интеллектуальной сферы ребенка.

3-я сценка: состязательный стиль воспитания

Ребенок. У нас в школе проходит конкурс на лучший плакат к восьмому марта.

Мать (восторженно). Дорогой, ты же так замечательно рисуешь! Тебе обязательно нужно поучаствовать! Мы с папой тебе поможем. У тебя будет самый лучший плакат в школе!

Отец (с энтузиазмом). Конечно, мы всем нос утрем! И вообще тебе нужно поступать в университет и развивать свой талант!

(Спустя неделю.)

Ребенок приходит из школы и сообщает родителям, что победа в конкурсе досталась его однокласснику.

Отец (возмущенно и несколько агрессивно). Как?! Кто мог лучше тебя это сделать?! Да этот Миша вообще рисовать не умеет! Конечно, у него же мама учитель, ему подсуживали!

Мать (расстроенно). Ничего, сынок. Ты все равно у нас самый лучший!

Какие ощущения вызывает у вас поведение членов семьи?

Какие чувства и впечатления возникают?

Данный тип воспитания называется «состязательный». В результате формируется доминирующий тип личности.

Признаки доминирования:

это обычно чистый, опрятный ребенок; смотрит прямо, уверенно и спокойно; осторожен, сдержан в действиях, словах; любит блистать; хочет отличиться, быть первым; неудачи приносят ему много горя; старается ни в чем не уступать сопернику; похвала и отличие доставляют ему наибольшее удовольствие; не терпит порицания и критики, реагирует на них отрицательно; мстителен и злораден; его идеал - сила, могущество, власть; его интересует то, что приносит успех; окружает себя людьми инфантильного или явно лицемерного типа; спорит чужими словами, изречениями авторитетов; горделив, с высоким чувством собственного достоинства; самоуверен, эгоистичен; спесив, высокомерен, чванлив; активен; не соблюдает правил, этических норм, может их нарушать; преувеличивает собственные возможности; безразличен к интересам коллектива, сосредоточен на личной защите.

1. Прекратить восторгаться своим ребенком и восхвалять его достоинства. Он и без этого имеет высокую самооценку.

2. Если ребенок достигает первенства в чем-либо, следует не бурно реагировать, а спокойно проанализировать, какой ценой достигнут успех, обратить внимание на нравственность средств и методов достижения цели.

3. Особое внимание уделить депрессивному состоянию, когда ребенок не достигает успеха в чем-либо, помочь ребенку выделить новые цели, адекватные его возможностям.

4. Руководствоваться рассудительным стилем семейного воспитания и не стремиться сломать характер.

5. Направлять активность ребенка на общественно полезную деятельность, а не запрещать ему доминировать, так как его биологический потенциал очень мощный.

6. При сильном возбуждении ребенка нужно его не замечать, но не оставлять без внимания. При наказании в такие моменты у него могут возникнуть немота, тики, паралич и т.д.

7. Давать ему только те задания, которые он реально может выполнить, так как он постоянно завышает свои возможности.

8. Исключить все формы состязания ребенка с окружающими, детально рассматривать конфликты.

9. Осторожно, корректно обращаться с ребенком, не занижая его возможности, так как это может вызвать неврастеническую реакцию.

10. Исключить из речевого оборота угрозы наказания и расправы с обидчиками или людьми, говорящими правду о вас и ваших детях.

11. Пресекать попытки ребенка нарушать нравственные нормы при стремлении достичь цели любыми средствами.

12. Вместе с ребенком размышлять над всеми проблемами, предоставляя ему при этом право на ошибку.

ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Тип семейного воспитания, как интегративная характеристика родительских ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к ребенку, уровня родительской компетентности – является значительным фактором становления Я-концепции в детском возрасте, определяет когнитивное развитие ребенка, его позицию по отношению к миру. В основу классификации типов семейного воспитания должны быть положены такие параметры, как эмоциональное принятие ребенка родителями, заинтересованность в ребенке и забота о нем, требовательность к ребенку, демократизм или авторитарность в семейных отношениях.

Выделены следующие параметры типов семейного воспитания:

– интенсивность эмоционального контакта родителей по отношению к детям (принятие-непринятие), параметр контроля (разрешительный, допускающий, ситуативный, ограничительный);

– последовательность – непоследовательность в реализации стиля воспитания;

– аффективная устойчивость – неустойчивость в отношениях с ребенком,

– тревожность (нетревожность) как личностная черта родителей, проявляющаяся в общении.

В зависимости от различного сочетания указанных выше параметров, выделено шесть типов семейного воспитания: отвержение, безразличие, гиперопека, требовательность, устойчивость, любовь. При этом только два последние типа семейного воспитания обеспечивают возможности оптимального развития гармонической личности.

Неадекватные типы семейных отношений характеризуются рядом отличительных особенностей:

Низкий уровень сплоченности родителей и наличие разногласий в семье по вопросам воспитания ребенка и высокая степень противоречивости, непоследовательности в отношениях с детьми.

Ярко выраженная опека и ограничительство в различных сферах жизнедеятельности детей – в школе, дома, в отношениях со сверстниками.

Повышенная стимуляция возможностей детей, сопровождаемая завышением уровня требований к ребенку, частым применением осуждений, выговоров и угроз.

Выделены следующие 10 типов семейного воспитания: гипопротекция, доминирующая гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, потворствующая гипопротекция, воспитание в культе болезни, эмоциональное отвержение, жестокое отношение, повышенная моральная ответственность, противоречивое воспитание и воспитание вне семьи.

Гипопротекция характеризуется недостатком опеки и контроля, истинного интереса и внимания к делам ребенка, а в крайней форме – безнадзорностью.

Выделяют и скрытую гипопротекцию, когда контроль над жизнью и поведением ребенка является формальным. Скрытая гипопротекция часто сочетается со скрытым эмоциональным отвержением.

Потворствующая гипопротекция характеризуется сочетанием недостатка родительского надзора с некритичным отношением к нарушениям в поведении ребенка.

Гиперпротекция негативно сказывается на развитии самостоятельности, инициативности и формировании чувства долга и ответственности ребенка.

Доминирующая гиперпротекция проявляется в чрезмерной опеке, мелочном контроле, системе непрерывных запрещений и невозможности для ребенка принять когда-либо собственные решения. Чрезмерный контроль выдает стремление родителей оберегать детей, следить за их попытками что-либо сделать по-своему, ограничивать активность и самостоятельность, предписывать образ действий, ругать за малейшие промахи, прибегать к санкциям. Такая интенсивность воспитательных мероприятий воспринимается ребенком как психологический прессинг. Повышенный уровень заботы зачастую связан с нереализованной потребностью родителей в привязанности и любви. Родительские мотивы гиперпротекции: беспокойство, обусловленное семейной ситуацией и чертами характера, психогенно-детерминированный страх несчастья с ребенком, страх одиночества, потребность в признании, доминирование в общении, необщительность, невротические проявления. См. литературную иллюстрацию: Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Потворствующая гиперпротекция представляет собой воспитание по типу «ребенок – кумир семьи». Характерными чертами являются чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей, удовлетворить все его потребности. Это приводит к усилению эгоцентрических тенденций развития личности, затрудняет формирование коллективистической направленности, усвоение нравственных норм, препятствует формированию целеустремленности и произвольности.

Воспитание в культе болезни специфично для семьи, где ребенок длительное время страдал или страдает соматическими хроническими заболеваниями, либо физическими дефектами. Болезнь ребенка выступает смысловым центром жизни семьи, ее забот и хлопот. Этот тип воспитания способствует развитию эгоцентризма, завышенного уровня притязаний.

Эмоциональное отвержение особенно тяжело сказывается на развитии личности ребенка. Картина усугубляется, когда другие дети в семье принимаются родителями (так называемое положение Золушки). Скрытое эмоциональное отвержение состоит в том, что родители отказываются признаться себе в действительном эмоциональном отвержении ребенка. Нередко скрытое эмоциональное отвержение по механизму гиперкомпенсации сочетается с подчеркнутой заботой и утрированным вниманием родителей к ребенку, которые, однако, носят формальный характер.

Жестокое отношение, обычно, сочетается с эмоциональным отвержением. Жестокое отношение может проявляться в открытой форме (суровые расправы за мелкие проступки или непослушание), либо в скрытой форме, как душевное безразличие, черствость и зло в отношении к ребенку. Все это в большинстве случаев имеет своим следствием формирование агрессивности ребенка, нарушение личности.

Повышенная моральная ответственность как стиль родительского воспитания характеризуется повышением уровня родительских ожиданий в отношении будущего, успехов, способностей и талантов ребенка. Это может быть возлагание на ребенка непосильных и несоответствующих возрасту обязанностей одного из взрослых членов семьи (например, забота о младших детях) или ожидание от ребенка того, что он реализует их нереализованные желания и стремления. Преобладание рационального аспекта в воспитании – это чрезмерное морализаторство и требовательность, формальность в подходе к ребенку, приводящие во многом к бесполому воспитанию и эмоциональной уплощенности ребенка, его неумению вписаться в эмоционально окрашенную, амбивалентную ситуацию.

Противоречивое воспитание – это сочетание различных стилей в одной семье, зачастую не совместимых и не адекватных, что проявляется в открытых конфликтах, конкуренции и конфронтации членов семьи. Результатом такого воспитания может быть высокая тревожность, неуверенность, низкая неустойчивая самооценка ребенка. Противоречивость воспитания способствует развитию внутреннего конфликта у ребенка. Не менее сложными для ребенка являются и проявления непоследовательности в отношениях с ребенком, связанное с непониманием родителями собственной родительской позиции и необоснованными сменами запретительных и разрешительных подходов к воспитанию. Часто непоследовательность в воспитании ребенка связана с тем, что родители любят некую модель идеального ребенка, а реального – только когда он оправдывает ожидания.

Воспитание вне семьи – экстремальный тип воспитания. Имеется в виду воспитание в детском учреждении, в котором сочетаются особенности описанных выше типов воспитания.

Наиболее важное практическое значение при организации работы с родителями имеют следующие 6 типов: потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность, безнадзорность, жестокое обращение.

Успешность коррекционной работы во многом определяется особенностями родительской позиции. Можно выделить три критерия оценки родительских позиций – адекватность, динамичность и прогностичность. Адекватность характеризует ориентировку родителей в индивидуально-психологических особенностях ребенка, его возрастных чертах, а также меру осознания этих особенностей. Динамичность определяется мерой подвижности родительских позиций, изменчивостью форм и способов общения и взаимодействия с ребенком (восприятие ребенка как личности, степень гибкости общения с ребенком в различных ситуациях, изменчивость форм и способов воздействия на ребенка в зависимости от возраста). Прогностичность отражает способность родителей к предвидению перспектив развития ребенка и к перестройке взаимодействия с ребенком.