Общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество. Iv.1. общая характеристика представлений и воображения

Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образ­ным мышлением.

Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением- психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полу­ченных в предшествующем опыте.

Продуктом (конечным результатом) представления явля­ется образ-представление, или вторичный чувственно-наглядный образ предметов и явлений, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач.

Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами.

С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возник­нуть на пустом месте. Представление как раз и является резуль­татом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.

Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоя­тельство сближает их с процессами опознания. Опознание предпо­лагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, вос­принимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоен­ность отсутствует.

Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении от­сутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе при­поминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представ­лении же помимо прошлого может отражаться настоящее и бу­дущее.

Очень близки к представлениям образы воображения. Вообра­жение, как и представление, пользуется материалом, прежде по­лученным восприятием и сохраненным памятью. К- Д. Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов-представлений. Но все же воображение - более творче­ский процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. В представливании же объект более статичен: он либо неподвижен, либо с ним совершается ограниченное число операций манипулятивного характера. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но помимо него есть еще и различные формы творческого вооб­ражения, которые несводимы к представливанию.



Степень контроля со стороны человека за образами своего воображения сильно изменяется. Поэтому различают, воображе­ние произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Сте­пень произвольности образов плавно меняется от одних форм воображения к другим. Так, наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение.

Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится.

«Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представ­лениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особен­ность и позволяет говорить о представливании как о самостоя­тельном психическом процессе.

В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за ко­торыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за ко­торыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных"видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости.

Наиболее распространенной является классификация визуаль­ных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть пред­ставления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классифика­ции берется вид анализатора.



В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представ­ления о пространстве и представления о времени. Обычно и те н другие являются полимодальными, но можно выделить отраже­ние пространственных и временных характеристик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов.

На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь, каждый из них может быть: а) статическим (представление о неподвижном объекте); б) кинетическим (представление о раз­ных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного ре­зультата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное).

IV.1.1. Характеристика процесса представливания. Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов-представлений и как оперирование ими. В том и другом случае представления приобретают динамический характер.

Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. По прошествии времени представление может на­сыщаться деталями, обобщаться или, наоборот, становиться более схематичным; может становиться более ярким и отчетливым или, наоборот, смутным, недифференцированным. В пространстве с об разами-представлениями можно совершать следующие основные операции: мысленное вращение, масштабные преобразования, различного рода перемещения объектов, комбинирование состав­ных частей представляемого объекта, изменения пространствен­ной ориентации, приращение, группировку, разбиение и др.

Особую группу составляют операции перекодирования инфор­мации, связанные с изменением мерности объекта. Например, при чтении географической карты составить представление о рельефе местности, а на уроке черчения представить и изобра­зить объемный предмет в виде проекций на плоскости.

Понимание представливания как процесса оперирования обра­зами-представлениями предполагает в этом процессе наличие от­дельных мыслительных операций. Все мыслительные операции можно разбить на три группы (И. С. Якиманская): 1) изменение в процессе представливания положения объекта (объектов) или его частей (мысленное вращение, группировка, изменение пространственной ориентации, мысленного перемещения объектов и т. п.); 2) изменение в процессе представливания структуры объекта (масштабные преобразования, изменения в представлива­нии мерности объектов, группировка объектов и т. д.); 3) одно­временные изменения положения и структуры (приращение, разбиение, комбинирование и т. п.).

Оперирование и синтез образов в процессах воображения осу­ществляется благодаря операциям агглютинации - соединения несоединимых в реальности качеств, свойств, частей предметов; гиперболизации - преувеличения или преуменьшения предметов, их частей и качеств; заострения - подчеркивания каких-либо при­знаков; схематизации - сглаживания различий и выявления сход­ства; типизации - выделения существенного в однородных явле­ниях и воплощения его в каком-либо конкретном образе.

Воображение - это психический процесс создания новых образов, представлений или идей на основе уже имеющихся. Данный процесс выражается в построении образа средств и результата деятельности субъекта; в создании программы поведения при неопределенности проблемной ситуации; в продуцировании образов, не программирующих деятельность, а заменяющих ее; в создании образов, соответствующих описаниям объектов, явлений и состояний, Процессы воображения относятся к креативным механизмам психики.

Образы воображения - это образы виртуальной реальности. Они различаются по своим функциям и психологическому статусу. Это могут быть мечты (образы желаемого будущего), грезы (образы актуально переживаемого ирреального), фантазии (образы возможного будущего). Образы воображения отличаются от образной памяти, хотя между ними существует тесная связь. Воображение предполагает "отлет" от прошлого опыта, преобразование данного и порождение на этой основе новых образов. Если в функции памяти входит сохранение точных фактов прошлого опыта, то функцией воображения является их преобразование. В процессе воображения человек может воссоздать и преобразить не только то, что представлено в его опыте, но и создать образ того, чего вообще никогда не было. Яркие, отклоняющиеся от действительности образы называют фантастическими. Фантазия является синонимом воображения. Фантазией также называют продукты воображения. Воображение тесно связано с личностными особенностями, с индивидуальной спецификой восприятия и мышления, с эмоциями, чувствами, интересами и способностями человека.

К основным функциям воображения относят: активизацию наглядно-образного мышления, управление эмоционально потребностными состояниями, произвольную регуляция познавательных процессов, управление физиологическими состояниями, создание внутреннего плана действий, программирование поведения и др.

По степени выраженности активности различают произвольное и непроизвольное воображение. Выделяется низшая и примитивная форма воображения, которая проявляется в непроизвольной трансформации образов. Такое воображение совершается под воздействием малоосознанных потребностей и влечений.

Образы не формируются воображением, а самопроизвольно трансформируются. Непроизвольное воображение протекает в пассивной форме и предполагает создание образов без внешних побуждений. В случае пассивного воображения создаваемые образы обычно не воплощаются в жизнь и выступают как ее внутренняя замена. Непреднамеренное воображение наблюдается при низком уровне осознанности (во сне, в дремотном состоянии).

Произвольное воображение проявляется в тех случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то определенное, конкретное.

Существенно характеризуют воображение его самостоятельность, оригинальность, его творческий характер. С этой точки зрения различают воссоздающее и творческое воображение. Воссоздающее воображение - это представление человеком чего-либо нового для него; причем представление опирается на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схему, нотную запись). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности, особенно в обучении.

Усваивая учебный материал выраженный в словесной форме (рассказ воспитателя, текст книги), учащийся должен представить себе то, что соответствует новым понятиям, с которыми он знакомится. Например, изучая такой учебный предмет, как природоведение, учащиеся должны вообразить себе моря, озера, горы, незнакомые растения, животных. Особенно велика роль воссоздающего воображения при чтении художественной литературы.

Читая книги, школьник с помощью воссоздающего воображения представляет себе героев, как бы видит их, видит картины природы, чувствует себя участником событий, описанных в книге. Чтобы правильно представить себе то, что передано словом, нужно иметь достаточные знания. Только на знания опирается воссоздающее воображение. То, как представляет себе ребенок новое, зависит в большой мере от того, как описывается это новое. Очень важно выразить словесно, чем новое, неизвестное отличается от уже известного. Иначе новое легко может быть искажено под влиянием известного, уподобится хорошо знакомому.

Когда учитель рассказывает урок или читает отрывки из литературных произведений, где описаны исторические события, дети часто не могут правильно вообразить эти явления. Исторические факты они воспроизводят в соответствии с современными представлениями и знаниями. Так, слушая рассказ учителя о Куликовской битве, учащиеся подают иногда реплики типа: "Надо было бить Мамая из пулемета". Дети, никогда не видевшие настоящих высоких гор, с большим трудом представляют по описанию их подлинную высоту. Часто учащиеся 2 класса, даже после просмотра картин с горными пейзажами, сравнивают высоту гор, изображенных на картинах, с одно - или двухэтажными домами.

Чтобы создать у учащихся правильные представления о новом учебном материале, надо не только ясно и точно, но и эмоционально рассказывать о нем. Тогда у детей возникнут живые образы, правильно отражающие это новое.

Наглядный материал на уроке помогает школьникам уточнить и уяснить то новое, что они узнали из учебника или рассказа учителя. Изучая литературное произведение, сюжет которого далек от современности, хорошо показать учащимся репродукции картин, изображающих быт и историческую эпоху того времени. Опора на наглядный материал всегда помогает работе воссоздающего воображения - воссозданный образ становится более точным, он более правильно воспроизводит реальную действительность.

Значительно лучше представляют себе учащиеся новый материал в тех случаях, когда перед ними ставят конкретные задачи: нарисовать или сконструировать ту или иную вещь, которая известна учащимся только по описанию в книге или по рассказу учителя в классе. Такая практическая деятельность учащихся, кроме того, хорошее средство проверки представлений, которые сформировались у детей на основе работы воссоздающего возражения.

От воссоздающего воображения надо отличать творческое воображение. В процессе творческого воображения создаются новые образы без опоры на готовое описание или изображение их. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

Творчество - это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых. закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений или пород животных, создание произведений искусства, литературы и т.п. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте. Именно потребность общества в чем-то обусловливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что и ведет к созданию нового.

Как уже видно из всего того, что сказано выше, воображение является крайне сложным по своему составу процессом. Именно эта сложность составляет главную трудность в изучении процесса творчества и приводит часто к неверным представлениям относительно самой природы этого процесса и его характера как чего-то необычного и совершенно исключительного. В нашу задачу здесь не входит дать сколько-нибудь полное описание состава этого процесса. Это потребовало бы очень длинного психологического анализа, который сейчас не может интересовать нас, но для того чтобы дать представление о сложности этой деятельности, мы остановимся очень кратко на некоторых моментах, входящих в состав этого процесса. Всякая деятельность воображения имеет всегда очень длинную историю. То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода.

В самом начале процесса, как мы уже знаем, стоят всегда восприятия внешние и внутренние, составляющие основу нашего опыта. То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить его фантазия. Далее следует очень сложный процесс переработки это го материала. Важнейшими составными частями этого процесса являются диссоциации и ассоциация воспринятых впечатлений. Всякое впечатление представляет из себя сложное целое, состоящее из множества отдельных частей. Диссоциация заключается в том, что это сложное целое как бы рассекается на части, отдельные части выделяются преимущественно по сравнению с другими, одни сохраняются, другие забываются. Диссоциация, таким образом, является необходимым условием для будущей деятельности фантазии.

Для того чтобы соединять впоследствии различные элементы, человек должен раньше всего нарушить ту естественную связь элементов, в которой они были восприняты. Раньше чем создать образ Наташи в "Войне и мире", Толстой должен был выделить отдельные черты двух родных ему женщин, без чего он не мог бы их смешать или перетолочь в образ Наташи. Вот это выделение отдельных черт и оставление без внимания других и может быть по праву названо диссоциацией. Этот процесс крайне важен во всем умственном развитии человека, он лежит в основе абстрактного мышления, в основе образования понятий.

Это умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями. За процессом диссоциации следует процесс изменения, которому подвергаются эти диссоциированные элементы. Этот процесс изменения или искажения основан на динамичности наших внутренних нервных возбуждений и соответствующих им образов. Следы от внешних впечатлений не складываются неподвижно в нашем мозгу, как вещи на дне корзины. Эти следы представляют собой процессы, они движутся, изменяются, живут, отмирают, и в этом движении лежит залог их изменения под влиянием внутренних факторов, искажающих и перерабатывающих их. В качестве примера такого внутреннего изменения можно привести имеющий огромное значение для воображения вообще и для воображения ребенка в частности процесс преувеличения и преуменьшения отдельных элементов впечатлений.

Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению, как и страсть к преувеличению взрослых людей, имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Мы преувеличиваем потому, что мы хотим видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует нашей потребности, нашему внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлелась в сказочных образах.

"Это преувеличение, вызывается интересом ко всему выдающемуся и необыкновенному, к которому присоединяется чувство гордости, связанное с воображаемым обладанием чем-нибудь особенным: у меня 30 монет, нет 50, нет 100, нет 1000! Или: я только что видел бабочку величиной с кошку, нет, величиной с дом!", что в этом процессе изменения, и в частности преувеличения, происходит у ребенка упражнение в оперировании с величинами, которые непосредственно в его опыте не были даны. Какую огромную ценность имеют эти процессы изменения, и в частности преувеличения, очень легко видеть на примерах числового воображения.

"Числовое воображение нигде не достигало такого пышного расцвета, как у восточных народов. Они играли с числами с замечательной смелостью и расточали их с блистательнейшим мотовством. Так, в халдейской космогонии рассказывалось, что бог - рыба Оаннес - посвятил 259 200 лет воспитанию человечества, затем в течение 432 000 лет царствовали на земле разные мифические личности, а по прошествии этих 691 200 лет лицо земли было обновлено потопом Индусы перещеголяли однако все это. Они изобрели громаднейшие единицы, служащие основой и материалом для фантастической игры с числами. Джайнасы делят время на два периода: восходящий и нисходящий. Каждый из них имеет баснословную продолжительность 2 000 000 000 000 000 океанов лет, причем каждый океан лет равен сам по себе 1 000 000 000 000 000 годов Размышления о такой продолжительности естественно должны вызывать у набожного буддиста головокружение".

Подобная игра с числовыми преувеличениями оказывается в высокой степени важной для человека, и живое доказательство этому мы видим в астрономии и других естественных науках, которым приходится оперировать не меньшими, а гораздо большими величинами.

"В науках, числовое воображение не облекается в форму подобного бреда. Науку обвиняют в том, будто бы она своим развитием подавляет воображение, тогда как в действительности она открывает для его творчества несравненно более широкие области. Астрономия витает в бесконечности времени и пространства. Она видит зарождение миров, мерцающих сперва тусклым светом туманности, которая затем превращается в ярко блистающее солнце. Эти солнца, охлаждаясь, покрываются пятнами, тускнеют и меркнут. Геология следит за развитием обитаемой нами планеты сквозь ряд переворотов и катаклизмов"; она предусматривает отдаленное будущее, когда земной шар, утеряв водяные пары, защищающие его атмосферу от чрезмерного излучения тепла, должен будет погибнуть от холода. Общепринятые в нынешней физике и химии гипотезы об атомах и частицах тел не уступают своей смелостью дерзновеннейшим измышлениям индусского воображения.

Мы видим, что преувеличение, как и воображение вообще, одинаково нужно в искусстве, как и в науке.

Следующим моментом в составе процессов воображения является ассоциация, т.е. объединение диссоциированных и измененных элементов. Как уже указывалось выше, эта ассоциация может происходить на различной основе и принимать различные формы от чисто субъективного объединения образов до объективно научного, соответствующего, например, географическим представлениям. И, наконец, заключительным и последним моментом предварительной работы воображения является комбинация отдельных образов, приведение их в систему, построение сложной картины. На этом деятельность творческого воображения не заканчивается. Как мы отмечали уже, полный круг этой деятельности будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

Однако об этом процессе кристаллизации, или перехода воображения в действительность, мы будем говорить особо. Здесь же, останавливаясь только на внутренней стороне воображения, следовало бы указать на те основные психологические факторы, от которых зависит протекание всех этих отдельных процессов. Первым таким фактором всегда, как устанавливает психологический анализ, является потребность человека в приспособлении к окружающей среде. Если окружающая жизнь не ставит перед человеком задачи, если привычные и наследственные его реакции вполне уравновешивают его с окружающим миром, тогда нет никакого основания для возникновения творчества. Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.

Психологический анализ обязан каждый раз разлагать "самопроизвольное творчество" на эти первичные его элементы. Всякое изобретение имеет поэтому двигательное происхождение; основная сущность творческого изобретения оказывается во всех случаях двигательной.

Потребности и желания сами по себе ничего создать не могут. Они являются только стимулами и движущими пружинами. Для изобретения необходима, кроме того, наличность еще и другого условия, а именно: самопроизвольного воскрешения образов.

Самопроизвольным воскрешением называют такое, какое происходит внезапно, без явных вызывающих его причин. Причины эти фактически существуют, но их действие облекается в скрытую форму мышления по аналогии, аффективного настроения, бессознательной мозговой работы".

Наличие потребностей или стремлений приводит, таким образом, в движение процесс воображения, оживание следов нервных возбуждений, дает материал для его работы. Эти два условия необходимы и достаточны для того, чтобы понять деятельность воображения и всех входящих в его состав процессов.

Возникает еще вопрос относительно факторов, от которых зависит воображение. Что касается психических факторов, то они перечислены нами, правда несколько разрозненно, выше.

Мы уже говорили, что деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Легко понять также, что оно зависит от комбинаторной способности и упражнения в этой деятельности, воплощения продуктов воображения в материальную форму; зависит далее от технического умения и от традиций, т.е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Все это факторы огромной важности, но настолько очевидные и простые, что о них мы сейчас подробно говорить не станем. Гораздо менее заметно и поэтому гораздо более важно действие другого фактора, именно окружающей среды. Обычно воображение представляют как исключительно внутреннюю деятельность, не зависящую от внешних условий или в лучшем случае зависимую от этих условий одной стороной именно постольку, поскольку эти условия определяют материал, над которым работает воображение. Самые же процессы воображения, направление его с первого взгляда кажутся руководимыми только изнутри чувствами и потребностями самого человека и поэтому обусловленными субъективными, а не объективными причинами.

На самом деле это не так. Уже давно в психологии был установлен закон, согласно которому стремление к творчеству всегда бывает обратно пропорционально простоте среды.

Всякий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него. Вот почему мы замечаем строгую последовательность в историческом развитии техники и науки. Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими.

Этим же объясняется и непропорциональное распределение новаторов и творческих деятелей по различным классам.

Привилегированные классы дают неизмеримо больший процент научных, технических и художественных изобретателей, потому что именно в этих классах наличествуют все условия, которые необходимым для творчества.

Как бы ни было индивидуально всякое творение, оно всегда заключает в себе социальный коэффициент. В этом смысле никакое изобретение не будет в строгом смысле личным, в нем всегда остается кое-что от анонимного сотрудничества.

Воображение - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение относится к высшим познавательным процессам. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса.

Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение - это психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте»

Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т.Кудрявцев, Л.С.Выготский). Согласно Л.С.Выготскому воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые комбинации под влиянием эмоций». Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существующий образ.

По мнению советского педагога Э.В.Ильенкова «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ». .

Л.Д. Столяренко, Б.М Теплов рассматривают воображение как специфическую деятельность. «Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью». Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека». .

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. .

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания. Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» пишет психолог А.Д. Дудецкий .

Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлет от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируется имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Виды воображения:

1. Активное воображение (преднамеренное) - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у

себя соответствующие образы.

  • 2. Пассивное воображение (непреднамеренное) заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • 3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
  • 4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Таблица 1

Виды воображения

Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное)

Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными условиями (поэт пишет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать техническое устройство и др.)

Пассивное (не преднамеренное)

При этом человек не ставит себе цель преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений, начиная от сновидения до идеи, внезапно и незапланированно возникающий в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение

Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Помимо общепринятой классификации выделяются иные виды воображения. Например, по характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступает конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (Схема №1)

Первая, из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Виды и формы воображения (Схема №2)

Воображение - это психологическая функция, направленная на создание новых образов.

  • - Синтез
  • - Аналогия

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются неосознанно.

Агглютинация - соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (например: кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица).

Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос).

Схематизация - отдельные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются (любой схематичный рисунок).

Акцентирование - какая-либо деталь в образе подчёркивается, выделяется (например дружеский шарж).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков.

Основой создания любых образов фантазии являются синтез и аналогия. Пример аналогии: самолёт напоминает птицу.

Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.

Итак, под воображением в данной выпускной квалификационной работе понимаем, психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решении задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Основной функцией воображения является представление действительности в образах и для решения поставленных задач. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вид. С помощью него личность попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни.

Воображение особый психический процесс, свойственный только человеку. Воображение выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие воображения от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.

Классификации видов воображения

1. По степени намеренности и сознательности:

· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;

· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. Например, во время работы над романом «Мадам Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

2. По решаемым задачам:

· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.

· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.


3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):

· конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;

· абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.

Функции воображения:

· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;

· представление действительности в образах , а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности , составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.

Выделяют основные способы создания образов воображения : комбинирование (агглютинация), акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация.

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты человеческой деятельности, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.

Частным случаем комбинирования является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов . Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; избушка на курьих ножках, русалочка и т. п.

Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения ) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.

Типизация выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея, типичный образ «Героя нашего времени»).

Схематизация сглаживание различий между объектами и выявление черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятия и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний (т.к. ни в чём другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики). Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в настоящие дни.

Загадочность этого феномена: до сих пор нам почти ничего не известно о механизме воображения, о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании, памяти и т.д.

Большое значение воображение имеет в жизни человека, оно влияет на его психические процессы и состояния, и даже на организм. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разное время, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Виды воображения:

Пассивное воображение: образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека (сновидения, грезы).

Активное воображение: характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение: отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение: ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грёзы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения:

Представление действительности в образах и наличие возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хота бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Участие в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций.

Формирование внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Планирование и программирование деятельности - составление программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм. Общеизвестно, что по картинам И. И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-демократов второй половины XIX в. И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при всей их социальной заостренности также являют собой поиски формы, максимально приближенной к копированию действительности.

Таким образом, с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом художника не устраивает. Его мир - фантасмагория, иррациональная образность, за которой - вполне очевидные реалии. Плодом такого воображения является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Обращение к столь необычным, причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека. Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как «спонтанные», независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктами подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазий. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления. По предположению, он физиологически связан с доминированием правого полушария мозга. У других отмечается большая склонность к оперированию абстрактными символами, понятиями (люди с доминирующим левым полушарием мозга).

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа (Тематический апперцептивный тест - ТАТ, тест Роршаха и др.) основаны на механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека.