Когда появилась первая фотография. История художественной фотографии. Типы цифровых фотоаппаратов

Художественная фотография или, как ее называли на заре ее появления, светопись - один из самых молодых видов искусства. История художественной фотографии насчитывает, без малого, два столетия, что относительно немного в историческом контексте. Тем не менее, за столь короткий промежуток времени искусство фотографии смогло превратиться из сложного мастерства, доступного лишь немногим, в одно из самых массовых направлений, без которого немыслима современная жизнь.

Первые фотографические опыты

Надо сказать, что появление фотографии тесно связано с открытием оптических и химических эффектов, которые в итоге позволили сделать столь эпохальное открытие. Первым из них стало создание так называемой камеры-обскуры - примитивного устройства, способного проецировать перевернутое изображение. По сути, она представляла собой темный ящик с маленьким отверстием в одном конце, через которое лучи света, преломляясь, «рисовали» изображение на противоположной стенке. Изобретение камеры-обскуры особенно понравилось художникам, которые размещали в месте, куда проецировалось изображение, лист бумаги и зарисовывали его, накрывшись темной тканью.

Эффект камеры-обскуры, надо сказать, удалось открыть абсолютно случайно. Вероятнее всего, люди попросту замечали, что свет, падающий из тонкой щели или круглого отверстия на темную стену, «проявляет» на ней перевернутое изображение происходящего снаружи. Собственно говоря, и переводится понятие «камера-обскура» с латыни именно как «темная комната».

Однако сам факт открытия данного оптического эффекта, которое было сделано еще в глубокой древности, не означал, само собой, изобретения фотографии. Ведь изображение мало спроецировать, его важно еще зафиксировать на определенном носителе.

И вот тут стоит вспомнить открытие явления светочувствительности ряда материалов. И одним из изобретателей данного эффекта стал наш соотечественник, известный политический деятель граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин.

Будучи химиком-любителем, он заметил, что растворы солей железа изменяют свой изначальный цвет под воздействием света. Примерно тогда же, в 1725 году, физик из Галльского университета, немец Иоганн Генрих Шульце, при попытках создания светящихся в темноте веществ обнаружил, что смесь мела и азотной кислоты с небольшим количеством растворенного серебра темнеет при попадании света. При этом раствор, находящийся в темноте, совершенно не изменяет свои первоначальные характеристики.

После этого наблюдения Шульце провел несколько экспериментов, где клал на бутылку с раствором различные фигуры из бумаги. В итоге получался фотографический отпечаток изображения, который исчезал после того, как на поверхность попадал свет или когда раствор перемешивался. Сам исследователь не придал своему опыту должного значения, однако после него многие ученые продолжили наблюдения за материалами, обладавшими фотоэффектом, что, собственно говоря, и привело спустя столетие к изобретению фотографии.

История черно-белой фотографии

Как известно, наверное, многим, первый фотоснимок был сделан французским экспериментатором Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce) в далеком 1822 году. Жозеф от рождения имел аристократические корни и происходил из богатой семьи. Отец будущего «отца фотографии» служил советником при короле Людовике XV, а мать была дочерью весьма обеспеченного юриста. Само собой, что в молодости Жозеф получил прекрасное образование, обучаясь в наиболее престижных колледжах Франции.

Изначально родители готовили сына к деятельности в церковной сфере, однако молодой Ньепс предпочел иное направление, став офицером революционно-повстанческих сил. В ходе военных действий Жозеф Ньепс существенно подорвал здоровье и ушел в отставку, после чего он в 1795 году женился на молодой красавице Агнессе Рамеру и стал жить в Ницце, работая штатным государственным служащим.

Надо сказать, что молодой человек с детства интересовался физикой и химией, а потому спустя шесть лет он возвращается в родной город, где вместе со старшим братом Клодом начинает работать в сфере изобретательской деятельности. С 1816 года Ньепс стал предпринимать попытки найти способ, который бы позволил закрепить на физическом носителе изображение, возникающее в камере-обскуре.

Уже первые эксперименты с серебряной солью, изменяющей цвет под воздействием солнечных лучей, показали основную техническую трудность создания первой фотографии. Ньепсу удалось нанести получить негативное изображение, однако при извлечении пластинки, покрытой солью, из камеры-обскуры стало ясно, что изображение целиком исчезает. После этих неудачных попыток Жозеф решил во что бы то не стало закрепить полученное изображение.

В своих дальнейших опытах Ньепс решил отойти от использования серебряной соли и уделить внимание природному асфальту, который также изменял свои первоначальные свойства под воздействием солнечного излучения. Минусом такого решения была крайне низкая светочувствительность медных или известняковых пластин, покрытых этим веществом. Данные опыты оказались удачными, и после протравливания асфальта кислотой изображение на пластинке сохранялось.

Считается, что первый успешный опыт по фиксации фотографического изображения Жозеф Ньепс осуществил в 1822 году, сфотографировав накрытый стол в своей комнате. К сожалению, то, самое первое в мире, фото не дошло до нашего времени, а сохранился лишь более поздний снимок «Вид из окна», который по праву считается самой известной в мире фотографией. Сделан он был в 1826 году, а на его экспонирование ушло долгие восемь часов.

Этот снимок, по своей сути, являлся первым негативным изображением, и при этом было рельефным. Последний эффект достигался за счет травления покрытой асфальтом пластинки. Преимуществом метода была возможность создания большого числа подобных изображений, однако минус был очевиден - столь длительная выдержка делала его пригодным лишь для съемки статичных сюжетов, но совершенно не подходила даже для портретной съемки. Тем не менее, опыты Ньепса доказали миру, что фиксация изображения в камере-обскуре возможна и дали толчок к исследованиям других ученых, открывших для нас мир традиционной фотографии.

Так, уже в 1839 году другой исследователь, Жак Даге́р (Jacques Daguerre), заявил о новом способе получения фотографического изображения на посеребренной медной или целиком серебряной пластинке. Технология Дагера подразумевала покрытие такой фотопластинки иодидом серебра - светочувствительным слоем, который образовывался на ней при обработке с помощью паров йода. Закрепить изображение Дагеру удалось благодаря использованию паров ртути и поваренной соли.

Технология, в дальнейшем получившая название дагерротипии, оказалась гораздо более совершенной, нежели способ получения фотоизображения у Ньепса. В частности, для экспозиции пластинки требовалось гораздо меньше времени (от 15 до 30 минут), а качество снимка было значительно выше. Кроме того, дагерротипия позволяла получать позитивное изображение, что также было существенным прогрессом в сравнении с негативным изображением, полученным Ньепсом. На протяжении многих десятилетий именно дагерротипия была практически единственным применимым в реальной жизни способом фотографирования.

Надо сказать, что в то же время в Англии Уильям Генри Фокс Тальбот создал еще один способ получения фотоизображений, названный им калотипией. Светочувствительным элементом в камере-обскуре Тальбота служила бумага, обработанная хлористым серебром. Технология обеспечивала неплохое качество снимков и была пригодная для копирования, в отличие от пластинок Даггера. Для экспонирования бумаги требовалась выдержка в течение одного часа. Кроме того, в 1833 году художник по имени Эркюль Флоранс также заявил о собственном методе получения фотоизображения с помощью нитрата серебра. Впрочем, в те годы данный метод распространения не получил, ну а в дальнейшем аналогичная методика легла с основу создания стеклянных пластинок и пленок, которые и стали определяющим для фотографии носителем изображения на долгие десятилетия.

Кстати, появлению термина «фотография» мир обязан астрономам Джону Гершелю и Иоганну фон Медлеру, которые впервые ввели его в обиход в 1839 году.

История цветной фотографии

Как известно, первый фотоснимок Ньепса, равно как и все последующие получаемые изображения, были исключительно монохромными или, как мы привыкли говорить, черно-белыми. Однако мало кому известно, что уже в середине XIX века предпринимались попытки получить цветное изображение. Именно эти опыты и дали толчок истории развития в мире цветной фотографии.

Первым успешно созданным и закрепленным цветным фотоснимком можно считать изображение, полученное в 1861 году исследователем Джеймсом Максвеллом. Правда, технология получения такой фотографии оказалась крайне сложной: съемка изображения производилась сразу тремя фотокамерами, на которые монтировались три светофильтра (по одному на каждую) красного, зеленого и синего цветов. При проецировании данного изображения удавалось передать цвета окружающей действительности. Впрочем, такая методика явно не подходила для широкого применения.

Приблизить цветную фотографию к практическому воплощению позволило открытие сенсибилизаторов - веществ, повышающих чувствительность соединений серебра к лучам света различной длины. Впервые сенсибилизаторы удалось получить фотохимику Герману Вильгельму Фогелю, который разработал состав, который был чувствителен к воздействию волн зеленого участка светового спектра.

Обнаружение данного физического явления позволило реализовать практическое воплощение цветной фотографии, основоположником которой стал ученик Фогеля Адольф Митте. Он создал несколько видов сенсибилизаторов, которые делали фотопластинку чувствительной во всем световом спектре, и разработал первый вариант фотокамеры, способной генерировать цветное изображение. Подобная фотография могла быть отпечатана полиграфическим методом а также демонстрироваться с использованием специального проектора, имеющего три луча различных цветов.

Надо сказать, что огромная роль в развитии технологии Митте и, что самое главное, в ее практической реализации принадлежит русскому фотографу Сергею Прокудину-Горскому, который усовершенствовал метод, создал собственный сенсибилизатор и изготовил несколько тысяч цветных фотографий самых удаленных уголков Российской Империи. В основе работы фотокамеры Прокудина-Горского лежал принцип цветоделения, который сегодня является основой работы любого типографского оборудования, а также матриц цифровых фотоаппаратов. Впрочем, работы Прокудина-Горского настолько интересны, что мы решили рассмотреть особенности их создания в отдельной СТАТЬЕ .

Надо сказать, что технология цветоделения была далеко не единственной, применяемой для создания цветных изображений. Так, в 1907 году «отцы кинематографа», братья Люмьер, представили собственный способ получения цветного изображения с помощью специальных фотопластин, названных ими «Автохром». Метод Люмьеров обладал множеством недостатков, уступая в качестве технологии Прокудина-Горского и, собственно, Митте, однако он был более простым и доступным. При этом сами цвета на фото не отличались высокой стойкостью, изображение сохранялась исключительно на пластинах, а сам кадр получался довольно зернистым. Впрочем, именно технология Люмьеров оказалась наиболее «живучей», просуществовав вплоть до 1935 года, когда компания Kodak представила метод получения цветных фотографий под названием Kodachrome. При этом за три года до этого была представлена технология Agfacolor. Следующей важной вехой в развитии цветного фото стала презентация системы «моментального фото» от Polaroid в 1963 году, а затем - появление первых цифровых технологий фиксации изображения.

История цифровой фотографии

Появление цифровой фотографии во многом связано с развитием космических программ и «гонки вооружений» между США и Советским Союзом. Именно тогда были разработаны первые методики фиксации цифрового изображения и его передачи на расстоянии. Само собой, что развитие технологий позволило в дальнейшем вывести ее на коммерческий рынок.

Надо сказать, что первые цифровые фотокамеры, использовавшиеся в космических аппаратах, не предусматривали вывода изображений на физические носители. Этот же недостаток был присущ и первым цифровым фотоаппаратам, представленным Texas Instruments в 1972 году, а также появившейся несколько позднее первой цифровой фотокамере Mavica, разработчиком которой выступила японская компания Sony. Впрочем, устранен данный недостаток был довольно быстро, и последующие версии «Мавики» могли подключаться к цветному принтеру для печати изображений.

Несомненный успех позволил компании Сони первой наладить коммерческое производство цифровых фотоаппаратов в различных версиях с общим наименованием Mavica (Magnetic Video Camera). По сути, этот фотоаппарат представлял собой видеокамеру, способную работать в режиме «стоп-кадр» и способный создавать фотографическое изображение размерностью в 570х490 пикселей, которое записывалось сенсором на основе ПЗС-матрицы. Более поздние версии фотокамеры позволяли сразу же производить запись полученных фотографий на флоппи-диски, которые могли сразу же быть использованы на ПК.

Надо сказать, что именно появление данных фотоаппаратов произвело небывалый фурор. Судите сами - для получения фотографического изображения не требовалось специальных знаний, работы с реактивами, использования лабораторий. Снимок получался мгновенно и мог быть сразу отсмотрен на экране ПК, которые к тому времени набирали все большую популярность. Минусом такого подхода оставалось лишь крайне низкое, в сравнении с пленкой, качество получаемой «картинки».

Существенным рывком вперед в истории цифровой фотографии стал ее выход в профессиональный сегмент рынка. В первую очередь, преимущества цифровой фотографии стали ясны репортерам, которым требовалось оперативно передавать результат съемки в издательство. При этом качество цифровой фотографии большинство газет вполне могло бы устроить. Именно для этой целевой аудитории компания Kodak представила в 1992 году первую фотокамеру профессионального класса с индексом DCS 100, которая была построена на основе популярной репортажной «зеркалки» тех лет Nikon F3. Следует сказать, что устройство вместе с накопительным диском оказалось весьма громоздким (фотоаппарат вместе с внешним блоком весил около пяти килограммов), а его стоимость приближалась к отметке в 25 тысяч долларов при том, что качество фотографий было достаточно лишь для их газетной печати. Несмотря на это, репортеры быстро оценили преимущества в виде оперативной передачи и обработки изображений.

Спустя пару лет на рынке появились и первые модели фотокамер «для всех», включая разработку компании Apple - цифровую фотокамеру QuickTake 100. Ее цена в 749 долларов обозначила, что новая технология может быть вполне доступной рядовому потребителю. После этого бурное развитие компьютерных и сетевых технологий способствовало дальнейшей доработки технологии, которая в результате привела к почти полному вытеснению пленки из большинства жанров фотографии, включая профессиональную сферу. Это стало возможным в результате появления фотокамер с крупным размером сенсора, включая 35-миллиметровые модели, а также среднеформатных цифровых фотоаппаратов на основе высококачественных матриц. В результате качество цифровой фотографии вышло на качественно иной уровень.

Несмотря на обилие фотографов, зачастую самоиспечённых, мало кто сможет детально поведать об истории фотокадров. Именно этим мы сегодня и займёмся. Прочитав статью, вы узнаете: что такое камера обскура, какой материал стал основой для первого фотоснимка и как появилась моментальная фотография.

С чего всё начиналось?

О химических свойствах солнечного света люди знали очень давно. Ещё в древности любой человек мог сказать, что солнечные лучи делают цвет кожи более тёмным, догадывались о воздействии света на вкус пива и искрение драгоценных камней. История насчитывает более тысячи лет наблюдений за поведением тех или иных предметов под воздействием ультрафиолетового излучения (именно такой вид излучения характерен для солнца).

По-настоящему применять первый аналог фотографии стали ещё в X веке нашей эры.

Применение это заключалось в так называемой камере обскура. Представляет она собой полностью тёмное помещение, одна из стен которого имела круглое отверстие, пропускающей свет. Благодаря ему на противоположной стене появлялась проекция изображения, которое художники того времени «дорабатывали» и получали красивые рисунки.

Изображение на стенах было перевёрнутым, но это не делало его менее красивым. Открыл такое явление арабский учёный из Басры по имени Альгазен. Он на протяжении долгого времени занимался наблюдением за световыми лучами, а явление камеры обскура впервые было замечено им на затемнённой белой стене своей палатки. Использовал учёный её для наблюдения за затемнениями солнца: уже тогда понимали, что смотреть на солнце напрямую очень опасно.

Первая фотография: предпосылки и успешные попытки.

Главной предпосылкой можно назвать доказательство Иоганном Генрихом Шульцем в 1725 году того, что именно свет, а не тепло, заставляет серебряную соль становиться тёмной. Сделал он это случайно: пытаясь создать светящееся вещество, он перемешал мел с азотной кислотой, и c небольшой долей растворённого серебра. Он заметил, что под влиянием солнечных лучей белый раствор темнеет.

Это натолкнуло учёного на ещё один эксперимент: он попытался получить изображение букв и цифр, вырезая их на бумаге и прикладывая к освещаемой стороне сосуда. Изображение он получил, но у него даже мыслей не было о его сохранении. На основе работ Шульца, учёный Гротгус установил, что поглощение и излучение света происходит под влиянием температуры.

Позднее, в 1822 году, было получено первое в мире изображение, более-менее привычное для современного человека. Получил его Жозеф Ньсефор Ньепс, но кадр, который он получил, не сохранился должным образом. Из-за этого он продолжил работу с большим усердством и получил 1826 году, полноценный кадр, названный «Вид из окна». Именно он вошёл в историю как первая полноценная фотография, хоть и до привычного нам качества было ещё далеко.

Применение металлов – существенное упрощение процесса.

Спустя несколько лет, в 1839 году ещё один француз Луи-Жак Дагер опубликовал новый материал для получения фотографий: медные пластины, покрытые серебром. После этого, пластину обдавали парами йода, из-за чего создавался слой светочувствительного йодида серебра. Именно он был ключевым для будущей фотографии.

После обработки слой подвергался 30-минутному экспонированию в освещённом солнечным светом помещении. Далее пластину относили в тёмную комнату и обрабатывали парами ртути, а закреплялся кадр при помощи поваренной соли. Именно Дагера принято считать создателем первого более-менее качественного фотоснимка. Такой способ хоть и был далёк от «простых смертных», но уже был существенно проще первого.

Цветная фотография – прорыв своего времени.

Многие думают, что цветная фотография появилась только с созданием плёночных фотоаппаратов. Это вовсе не так. Годом создания первого цветного фотоснимка принято считать 1861, именно тогда Лжеймс Максвелл получил изображение, позже названое «Тартановой лентой». Для создания использовался метод трёхцветной фотографии или метод цветоделения, тут уж как кому больше нравится.

Для получения этого кадра было использовано три камеры, каждая из которых оснащалась специальным фильтром, составляющие основные цвета: красный, зелёный и синий. Как итог, получалось три изображения, которые объединялись в одно, но такой процесс нельзя было назвать простым и быстрым. Чтобы упростить его велись бурные исследования светочувствительных материалов.

Первым шагом к упрощению было выявление сенсибилизаторов. Их открыл Герман Фогель, учёный из Германии. Спустя некоторое время, ему удалось получить слой, чувствительный к зелёному цветовому спектру. Позднее, его ученик Адольф Мите создал сенсибилизаторы, чувствительные к трём основным цветам: красному, зелёному и синему. Своё открытие он продемонстрировал в 1902 году на берлинской научной конференции вместе с первым цветным проектором.

Один из первых в России учёных-фотохимиков Сергей Прокудин-Горский, ученик Мите, разработал более чувствительный к красно-оранжевому спектру сенсибилизатор, что позволило ему превзойти учителя. Также он сумел уменьшить выдержку, сумел сделать снимки более массовыми, то есть создал все возможности для тиражирования фотографий. На основе изобретений этих учёных были созданы специальные фотопластины, которые, несмотря на недостатки, были крайне востребованы среди рядовых потребителей.

Моментальная фотография – очередной шаг к ускорению процесса.

Вообще, годом появления такого вида фотографии принято считать 1923, когда был зафиксирован патент на создание «моментального фотоаппарата». Толку от такого аппарата было мало, комбинация из камеры и фотолаборатории была крайне громоздкой и не сильно уменьшало время получения кадра. Понимание проблемы пришло немного позже. Заключалось оно в неудобстве процесса получения готового негатива.

Именно в 30-х годах впервые появились сложные светочувствительные элементы, позволяющие получать готовый позитив. Их разработкой на первых парах занималась фирма Agfa, а массово ими занялись ребята из Polaroid. Первые фотоаппараты компании позволяли получать моментальные фотографии сразу после съёмки кадра.

Немногим позднее похожие идеи пытались реализовать и в СССР. Здесь создавались фотокомплекты «Момент», «Фотон», однако популярности они не сыскали. Главная причина – отсутствие уникальных светочувствительных плёнок для получения позитива. Именно принцип, заложенный этими аппаратами, стал одним из ключевых и самых популярных в конце XX – начале XXI века, особенно в Европе.

Цифровая фотография – резкий скачок в развитии индустрии.

По-настоящему зародился такой вид фотографии совсем недавно – в 1981 году. Основателями смело можно считать японцев: компания Sony показала первый аппарат, в котором матрица заменила фотоплёнку. Все же знают, чем цифровая камера отличается от плёночной, верно? Да, он не мог называться качественным цифровым фотоаппаратом в современном понимании, но первый шаг был на лицо.

В дальнейшем, похожую концепцию развивало множество компаний, но первый цифровой аппарат, каким его привыкли видеть, создала компания Kodak. Серийно камеру начали выпускать в 1990 году, и она почти сразу стала супер популярной.

В 1991 году компания Kodak совместно с Nikon выпускают профессиональный цифровой зеркальный фотоаппарат Kodak DSC100 на основе фотокамеры Nikon F3. Весил такой аппарат 5 килограмм.

Стоит отметить, что с приходом именно цифровых технологий стала более обширна сфера применения фотографии.
Современные же камеры, как правило, подразделяются на несколько категорий: профессиональные, любительские и мобильные. В целом, они между собой отличаются только размером матрицы, оптикой и алгоритмами обработки. Из-за малого количества различий, грань между любительскими и мобильными камерами постепенно стирается.

Применение фотографии

Ещё в середине прошлого столетия сложно было представить, что чёткие изображения в газетах и журналах станут обязательным атрибутом. Особенно ярко бум фотографии проявился с появлением цифровых камер. Да, многие скажут, что плёночные фотоаппараты были лучше и популярнее, но ведь именно цифровые технологии позволили избавить фотоиндустрию от таких проблем, как закончившаяся плёнка или наложение кадров друг на друга.

Более того, современная фотография переживает крайне интересные изменения. Если раньше, к примеру, для получения фотографии в паспорте нужно было отстоять длинную очередь, сделать снимок и ждать ещё несколько дней до его печати, то сейчас достаточно просто сфотографировать себя на белом фоне с определёнными требованиями на телефон и напечатать снимки на специальной бумаге.

Художественная фотография тоже шагнула далеко вперёд. Раньше было сложно получить высоко детализированный кадр горного пейзажа, сложно было обрезать ненужные элементы или сделать качественную обработку фотографии. Сейчас замечательные кадры получают даже мобильные фотографы, готовые без особых проблем составить конкуренцию карманным цифровым камерам. Конечно, конкурировать с полноценными камерами, типа Canon 5D смартфоны не могут, но это тема для отдельного разговора.

Цифровая зеркалка для новичка 2.0 — для ценителей NIKON.

Моя первая ЗЕРКАЛКА — для ценителей CANON.

Итак, дорогой читатель, теперь вы знаете немного больше об истории фотографии. Надеюсь, этот материал станет полезным для вас. Если это так, то почему бы не подписаться на обновление блога и друзьям про него не рассказать? Тем более вас ждёт ещё масса интересных материалов, которые позволят вам стать более грамотными в вопросах фотографии. Удачи вам и спасибо за уделённое внимание.

Искренне ваш, Тимур Мустаев.

Фотография является знаковым изобретением человечества не только в девятнадцатом столетии, но даже за всю истории цивилизации. Данное изобретение принадлежит науке и искусству, позволяет ученым фиксировать знаменательные исторические события и личности, простым обывателям – отыскивать в себе творческие способности и вообще предоставляет массу необозримых возможностей. А ещё фотография послужила первой и ключевой ступенькой к появлению важнейшего из современных искусств – кинематографу, который является частью жизни практически каждого жителя планеты. О самых первых фотокадрах, принадлежащих различным областям науки, техники и общественной жизни, хочется поговорить ниже.

Первая фотография

Отца-основателя фотографического искусства зовут Жозеф Нисефор Ньепс – именному этому французскому изобретателю принадлежит пальма первенства и слава первого в мире фотографа. Знаменитая первая фотография носит название “Вид из окна в Ле-Гра”, была сделана в 1826-м в особняке Ньепса в Бургундии с помощью гелиографии – процесса, который даст идею Луи Даггеру для более точного и эффективного фотографического метода дагерротипии.

Первая цветная фотография



Дебютное фото в цвете сделано по другую сторону Ла-Манша усилиями шотландского физика, математика и механика Джеймса Максвелла, который в ходе своих исследований по смешению цветов начал экспериментировать с фотографическими аппаратами. Во время лекции в Королевском институте, которая проходила 17 мая 1861-го, в качестве доказательства своей теории трех основных цветов физик представил первую в мире цветную фотографию. На фото изображен трехцветный бантик.

Первая фотография человека



Наравне с Жозефом Ньепсом знаменитый химик и художник Луи Жак Манде Дагер считается пионером фотографии. Символично, что именно этому гениальному экспериментатору принадлежит премьерный фотокадр человека. Даже нескольких людей. Ведь экспозиция длилась около десяти минут и за это время по парижскому бульвару дю Тампль прошло несколько горожан. На снимке заметить их трудно, но если приглядеться, то в левом нижнем углу можно различить фигуру мужчины, которому чистит туфли другой участник экспозиции.

Первая цифровая фотография



Разрешение снимка - 176×176 пикселей. Квадратное фото изначально было выполнено на пленку, а потом инженер фирмы Kodak Рассел Кирш в результате сканирования получил премьерный цифровой фотокадр, на снимке – Уолден Кирш, сын инженера.



Середина прошлого столетия – начало космической гонки, поэтому премьерный фотокадр старта ракеты также принадлежит сокровищнице мирового фотоискусства. Шатл называется “Бампер-2”, запущен он в июле 1950-го с космодрома на мысе Канаверал.

Первое «селфи»



Термин «селфи» - изобретение нынешнего века, однако дебютный “самоснимок” сделан в начальный период существования фотоискусства – в 1839-м. Эксперимент принадлежит филадельфийскому инженеру-изобретателю Роберту Корнелиусу, который установил фотокамеру на своем заводе, провел перед объективом несколько минут, произведя на свет первое селфи.



Кроме Ньепса и Дагера в истории есть ещё один изобретатель, боровшийся за звание отца-основателя фотоискусства. Этого человека зовут Ипполит Байяр. И пусть он уступил соотечественникам первенство, зато в отместку Байяр опубликовал в 1840-м собственный мертвый фотоснимок, обвинив конкурентов, что из-за их происков покончил жизнь самоубийством. На самом деле автор собственного прямопозитивного фотопроцесса скончался много позже – в 1887-м и вошел в историю как автор первейшей фотофальсификации.

Интересные статьи

Первая фотография с воздуха



На фото – город Бостон 1860-го с высоты 609 метров. Фотомастер Джеймс Блэк запечатлел родной город из корзины воздушного шара и озаглавил “Бостон глазами орлов и диких гусей”.

Первая фотография Солнца



Ученые-физики Леон Фуко и Луи Физо изучали центр Солнечной системы большую часть своей научной карьеры, а когда появилась фотография, сделали первый снимок звезды, применив метод Дагера. Историческое достижение произошло второго апреля 1845-го.



Многие ученые утверждают, что немецкая ракета «Фау-2» является ключевым изобретением в деле освоения космоса, включая орбитальный полет и высадку на Луну. Первая космическая фотография также сделана с помощью этой немецкой суперракеты 24 октября 1946. Её запустили американцы на полигоне в Нью-Мексико, установив на ракету 35-мм камеру Devry, которая делала снимки каждые полторы секунды. Данный фотокадр Земли выполнен на высоте 104км.



История не помнит имени журналиста и героев снимка, однако достоверно известно, что это 1847-й и арест человека, подозреваемого в преступлении – событие, которое попало на полосы газет с фотоиллюстрацией к статье.



11-й президент США Джеймс Полк является первым хозяином Белого дома, кого запечатлели на фото в 1849-м во время действующего срока, однако впервые человек-президент попал в объектив фотокамеры в 1843-м. Это был 6-й президент Джон Адамс, покинувший президентский пост в 1929-м

Первая фотография молнии



Молния пугала древних людей и вызывала огромный интерес у научных специалистов недавнего прошлого, но только в 1882-м, когда фотограф Уильям Дженнингс сделал премьерную фотографию молнии, простые обыватели воочию убедились, насколько это сложное и физически привлекательное явление электрический искровой разряд в атмосфере.

Подписывайтесь на нашу страницу в «Facebook» - будет интересно!




17 сентября 1908-го знаменитый Орвилл Райт, родной брат Уилбура Райта, совершил свой очередной опасный полет, который на этот раз закончился катастрофой. Спустя несколько минут после старта, когда высота была около 30м, пропеллер летательного аппарата раскололся, оставив пилота без управления. Вместе с авиатором в машине находился пассажир – Томас Селфридж, который погиб во время авиакатастрофы. Орвилл выжил, отделавшись четырьмя сломанными ребрами и поврежденной ногой, которую врачам лишь чудом удалось сохранить. Реабилитация заняла много недель, после которых пионер авиации снова взмыл в небо.



За пять лет до дебютного фотокадра Солнца Джон Дрейпер заснял первейший фотоснимок спутника Земли с помощью метода дагеротипии. Снимок-дагерротип Луны выполнен с крыши обсерватории Нью-Йоркского университета 26 марта 1840-го.



Пионер цветного фотоискусства Луи дю Орон заснял природу в цвете в 1877-м. Пейзаж на фото – юг Франции, поэтому неудивительно, что название исторического фотокадра “Пейзаж Южной Франции”.



Разумеется, для этой фотоистории сначала понадобилось придумать космический корабль и долететь до Луны. Остальное – дело техники, которая показала себя 23 августа 1966. Именно в этот день лунный зонд облетал вокруг спутника и сделал уникальный снимок Земли с Луны.



Расстояние до смерча – 22 км. Именно на столько километров от лютой стихии находился фотограф-любитель А. Адамс, простой фермер, вооруженный корпусной камерой. Любителю удалось запечатлеть торнадо в 1884 и попасть в историю.



Космический аппарат «Викинг-1» был запущен к Красной планете 20 августа 1975-го и после десяти месяцев полета начал передавать на Землю первые снимки диска Марса. Посадка планировалась на четвертое июля, в честь американского дня независимости, однако поверхность выглядела небезопасной для приземления, поэтому в НАСА решили перенести дату на 20-е число. Именно в этот день состоялось эпохальное событие – посадка космического аппарата на Красную планету, а на Землю отправились первые фотографии с Марса.



Барак Обама – любимец Америки, которая усилиями компьютерщиков Смитсоновского института и Департамента креативных технологий решила увековечить политика в качестве первого президента-героя 3D-фотографии.

Фотография (фото - свет, графа - рисую, пишу- греч.)-рисование светом, светопись - была открыта не сразу и не одним человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных стран мира. Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. Некоторые предпосылки для этого существовали уже в отдаленные времена. В 1978 году исполнилось 160 лет гелиографическому снимку Жозефа Нисефора Ньепса «Вид из окна мастерской, 1826г.». На родине изобретателя, во французском городке Варенна, прошли торжества в его честь, были прочитаны лекции по истории светописи, устроены ретроспективные фотовыставки.

Ньепс первым в мире закрепил «солнечный рисунок». Он ориентировался на использование свойства асфальта, тонкий слой которого на освещенных местах затвердевает. На незакрепленных и неосвещенных местах асфальт вымывался с помощью лавандового масла и керосина. В 1826г. Ньепс с помощью камеры-обскуры получил на металлической пластинке, покрытой тонким слоем асфальта, вид из окна своей мастерской. Снимок он так и назвал - гелио­графия (солнечный рисунок). Экспозиция длилась восемь часов. Изображение было весьма низкого качества, и местность была едва различима. Но с этого снимка началась фотография. Однако, изобретателями фотографии считаются Ньепс, Дагерр и Тальбот. Но кого из них, когда, в какой день осенило открыть одно из чудес века? Почему эта история так запутана? Давайте разберемся. В «Книге технических и промышленных производств», изданной в Петербурге в 1860 году, по поводу ворвавшейся в жизнь фотографии писалось: «Если бы несколько десятков лет назад так называемому «образованному» человеку сказали, что скоро найдут средство устроить зеркало таким образом, что на нем навсегда останется однажды отраженное им изображение, то он принял бы эти слова за сумасбродство...» Да, фотография бурно и прочно вошла в сознание человека, в его деятельность и быт, по значению это открытие сравнивают обычно с открытием книгопечатания, называют «вторым зрением», «живой памятью истории». Однако мы должны разочаровать наших читателей: фотография, как и некоторые другие великие изобретения XIX века, была открыта не сразу и не одним лицом. В ее создание вложен труд ученых многих поколений самых разных стран. С давних пор людям известно свойство темной комнаты (или камеры-обскура) воспроизводить световые рисунки внешнего мира.

Об этом писал еще Аристотель. Пришло время, когда эти рисунки стали обводить карандашом. С помощью камер-обскур в России, например, в XVIII веке были документально зарисованы виды Петербурга, Петергофа, Кронштадта. То была «фотография до фотографии»: труд рисовальщика предельно упростился. Но дерзкие люди неустанно думали над тем, как полностью механизировать процесс рисования, научиться не только фокусировать оптический рисунок на плоскости, чтобы обводить «от руки», но и надежно закреплять его химическим способом. Такую возможность наука предоставила в первой трети прошлого века. В 1818 году русский ученый X. Гротгус указал на связь фотохимического превращения в веществах с поглощением света. Вскоре ту же особенность установили английский ученый Д. Гершель и американский химик Д. Дрейпер. Так был открыт основной закон фотохимии. Это дало толчок к целенаправленным поискам закрепления светового изображения. Во многих странах родились версии о своих изобретателях фотографии. Не случайно французский оптик Шарль Шевалье, изготовлявший и продававший камеры-обскуры, рассказывал, что еще до Н. Ньепса к его изделиям приценялся бедно одетый иностранец, уверявший, что он знает способ закреплять оптический рисунок, да вот не имеет средств, чтобы купить камеру. В доказательство своих слов он якобы показал Ш. Шевалье изображения на бумаге, созданные с помощью света, и оставил флакон коричневой светочувствительной жидкости. Шевалье сожалел, что по легкомыслию не записал имени и адреса незнакомца. Опыты с жидкостью не дали ему положительных результатов. А незнакомец так больше и не появился у его прилавка. Сегодня этот рассказ звучит красивой легендой. Такой же легендой звучат слова и о самом Н. Ньепсе, якобы получавшем закрепленные световые рисунки в 1824 и даже в 1822 году, так как вещественные доказательства этого также отсутствуют.

И все-таки первый в мире снимок получил именно Н. Ньепс. Несовершенный в техническом отношении вид на крыши соседнего дома, отпечатавшийся на асфальтовой пластинке - перед вами. Он - документ, подтверждающий, что возможность «механического рисования» с помощью солнца доказана в 1826 году. Нам возразят: но почему тогда датой рождения светописи считается 1839 год? И почему автором изобретения историки признают не только Н. Ньепса, а еще Л. Дагерра и Ф. Тальбота, чьи первые снимки появились гораздо позже? Разумеется, год изобретения светописи выбран условно, но на это есть свои причины. Во-первых, гелиографический метод Н. Ньепса был несовершенен, непригоден для практического фотографирования из-за выдержки 8 часов. Во-вторых, Н. Ньепс не опубликовал свой способ при жизни, а умер он в 1833 году. О способе Н. Ньепса знал лишь Л. Дагерр, с которым он вступил в договорные отношения по совершенствованию фотопроцесса и дал обязательство содержать результаты опытов в тайне. До опубликования принципов дагерротипии (1839г.) соотечественники не имели ни малейшего представления о фотографической деятельности Н. Ньепса. Да и после этого имя Н. Ньепса долгое время находилось в тени славы Л. Дагерра. Торжественное закрепление открытия гелиографии за Н. Ньепсом было поизведено только… в 1933 году, когда отмечалось 100-летие со дня смерти изобретателя. Это подтверждает теперь надпись на памятнике, что установлен на могиле Н. Ньепса в Варенне. Как видите, 1839 год не случайно стал официальной датой открытия фотографии. В этот год произошли следующие события: во Франции 7 января секретарь Парижской Академии наук Доминик-Франсуа Араго доложил ученому собранию сведения о «совершенном способе закрепления светового изображения в камере-обскуре, изобретенном художником Л. Дагерром»; 14 августа Л. Дагерр получил на свое изобретение патент; 20 августа он издал подробное практическое руководство по применению дагерротипии; в Англии 25 января 1839 года в Королевском институте в Лондоне по представлению физика М. Фарадея демонстрировался первый бумажный фотоотпечаток Ф. Тальбота, полученный с бумажного негатива; 31 января был обнародован метод тальботипии. Руководства по дагерротипии и тальботипии моментально распространились в странах Европы и в США. 1839 год сразу сделал фотографию международным достоянием. Вот почему во всех энциклопедических словарях вы можете прочитать: год изобретения фотографии - 1839, изобретатели: французы Н. Ньепс, Л. Дагерр и англичанин Ф. Тальбот. Снимок Ньепса мы уже Вам показали, осталось показать Вам первые снимки Тальбота и Дагерра.

Снимок Тальбота

В 1835г. Тальбот тоже зафиксировал солнечный луч. Это был снимок решетчатого окна его дома. Тальбот применил бумагу, пропитанную хлористым серебром. Выдержка длилась в течение часа. Тальбот получил первый в мире негатив. Приложив к нему светочувствительную бумагу, приготовленную тем же способом, он впервые сделал позитивный отпечаток. Свой способ съемки изобретатель назвал калотипией, что означало «красота». Так он показал возможность тиражирования снимков и связал будущее фотографии с миром прекрасного.

Снимок Дагерра

Одновременно с Ньепсом над способом закрепления изображения в камере-обскуре работал известный французский художник Дагер, автор знаменитой парижской диорамы. Работа над световыми картинами натолкнула его на мысль закрепить изображение. От оптика Шарля Шевалье, создавшего впоследствии объектив для дагеротипной камеры, он узнал, что Ньепс получил первые обнадеживающие результаты. Дагер заключил с Ньепсом соглашение о совместном сотрудничестве над изобретением. Однако в 1833г. Ньепс умер. Дагер настойчиво продолжал начатое дело и в 1837г. открыл надежный способ проявления и закрепления скрытого изображения на очувствленной к свету серебряной пластинке. Дагер впервые в мире получил снимок со сравнительно высоким качеством изображения. Он снял довольно сложный натюрморт, составленный из произведений живописи и скульптуры. Этот снимок Дагер передал потом де Кайэ, хранителю музея в Лувре. Автор экспонировал серебряную пластинку в камере-обскуре в течение тридцати минут, а затем перенес в темную комнату и держал над парами нагретой ртути. Закрепил изображение с помощью раствора поваренной соли. На снимке хорошо проработались детали рисунка как в светах, так и в тенях. Свой способ получения фотоизображения изобретатель назвал собственным именем - дагеротипия - и передал его описание секретарю Парижской Академии наук Доминику-Франсуа Араго. На заседании Академии 7 января 1839 г. Араго торжественно доложил ученому собранию об удивительном изобретении Дагера, заявив, что «отныне луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Ученые одобрительно приняли известие, и этот день навсегда вошел в историю как день рождения фотографии.

В каком году сделано первое селфи, что стало поводом для создания первой фейковой фотографии и с чего началась фотожурналистика.

За почти 200 лет своего существования фотография прошла долгий и любопытный путь. Например, официальным годом рождения ее считается 1839-й, однако первая фотография (сохранившаяся до наших дней), была снята ранее — в 1826-м или 1827-м году. Первый цифровой фотоаппарат был изобретен в 1975-м, а первая цифровая фотография сделана в 1957-м.

В нашей подборке — эти и еще 18 других “первых” кадров в удивительной истории фотодела.

1. Первая фотография

Первая фотография, сделанная камерой, датируется 1826 годом (реже — 1827-м). Изображение, снятое Жозефом Нисефором Ньепсом и известное как “Вид из окна в Ле Гра”, было создано с помощью камеры-обскуры на пластинке, покрытой тонким слоем битума. Битум на разных частях пластины застывал в зависимости от попавшего на него количества света, затем неэкспонированный битум смывался. Эту технологию Ньепс назвал гелиографией — “солнечным письмом”.

2. Первая фотография человека

Первый снимок, на котором запечатлен человек, сделал Луи Дагер в 1838 году. Дагер снимал вид из окна на оживленную улицу Парижа, Бульвар дю Тампль; выдержка составляла почти 10 минут, из-за чего прохожих на фотографии запечатлеть не удалось — они просто не находились на одном месте достаточно долго, чтобы остаться на картинке. Однако в левом нижнем углу виден стоящий человек, которому чистят ботинки. Позже анализ снимка позволил установить, что на нем запечатлены и другие люди — сможете найти их?

3. Первое селфи

Задолго до того, как селфи вошли в моду, американский фотограф Роберт Корнелиус сделал первый автопортрет. Дело было в 1839 году. Чтобы запечатлеть себя, Корнелиусу пришлось позировать больше минуты.

4. Первая фотография луны

Первая фотография спутника Земли была снята 26 марта 1840 года Джоном Дрейпером. Этот дагерротип был сделан из обсерватории в Нью-Йоркском университете. Судя по состоянию снимка, ему немало досталось за более чем полтора века с момента съемки.

5. Первая поддельная фотография

Первое фейковое фото сделал Ипполит Байар в 1840 году. Байар и Луи Дагер претендовали на титул “Отца фотографии”. По некоторым данным, Байар изобрел свой процесс получения фотоснимков до того, как Дагер создал дагеротипию. Однако объявление о его изобретение задержали, и слава первооткрывателя досталась Дагеру. В качестве протеста Байар сделал этот постановочный автопортрет, сопроводив его подписью о своем самоубийстве из-за того, что его работу не оценили.

6. Первое фото президента

Первым американским президентом, запечатленным на фото, стал Джон Куинси Адамс, шестой глава США. Однако этот дагерротип был сделан в 1843 году, а Адамс оставил свой пост в 1829-м. Первым президентом, сфотографированным во времена президентства, стал Джеймс Полк. Его фото было снято в 1849 году.

7. Первая фотография солнца

Первая фотография солнца была сделана французскими физиками Луи Физо и Леоном Фуко 2 апреля 1845 года, с помощью процесса дагеротипии (не говорите Байару!) и выдержкой 1/60 секунды. При внимательном осмотре можно заметить солнечные пятна.

8. Первая новостная фотография

Имя первого фотожурналиста в истории не сохранилось, зато его работа — да. На дагерротипе, сделанном в 1847-м, запечатлен арест мужчины во Франции.

9. Первая аэрофотосъемка

Первое фото с высоты птичьего полета было сделано в 1860 году. Разумеется, снимали его не с дрона, а с воздушного шара. Фотограф, Джеймс Уоллес Блэк, озаглавил свой снимок “Бостон, как его видят орел и дикий гусь”.

10. Первая цветная фотография

Первая цветная фотография была сделана физиком Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году, на лекции в Королевском институте, в качестве доказательства его теории о съемке в цвете. Собственно затвором щелкнул другой человек — фотограф Томас Саттон, изобретатель первой зеркальной камеры, но авторство приписывают Максвеллу, поскольку это он разработал сам процесс получения цветного изображения.

11. Первая цветная пейзажная фотография

Первая пейзажная фотография в цвете была сделана в 1877 году. Фотограф, Луи Артюр Дюко дю Орон, был пионером цветной фотографии и создателем процесса цветной печати, которая использовалась для этого изображения. На нем запечатлен пейзаж юга Франции, о чем говорит название снимка — “Пейзаж юга Франции”.

12. Первая фотография молнии

Молнии — исключительно интересный предмет для съемки. Первым фотографом, который запечатлел это явление, стал Уильям Дженнингс. Снимок сделан в 1882 году.

13. Первая фотография торнадо

Это торнадо запечатлел в 1884 году фермер и фотограф-любитель А.А. Адамс из Канзаса. Фотография была сделана бокс-камерой, с расстояния в 22 километра от смерча.

14. Первое фото авиакатастрофы

Катастрофы — не самый приятный объект для съемки. Но изучение таких случаев может помочь найти и исправить ошибки, чтобы не допустить трагедий в будущем. На этом фото 1908 года запечатлена гибель авиатора Томаса Селфриджа. Его самолет был экспериментальной разработкой авиастроительной компании Aerial Experiment Association. Вместе с Селфриджем в самолете находился Орвилл Райт, но он пережил крушение.

15. Первая фотография из космоса

Первая фотография из космоса была заснята 24 октября 1946 года, с ракеты V-2 № 13. На черно-белом снимке запечатлена Земля с высоты более 100 километров. Изображение снято на 35-мм кинокамеру, которая делала фото каждые 1,5 секунды во время всего взлета ракеты.

16. Первый запуск ракеты с мыса Канаверал

Впервые запуск с мыса Канаверал был запечатлен на фото в июле 1950 — фотограф НАСА снял старт исследовательской двухступенчатой ракеты Bumper 2. На фото виден и ряд других фотографов, которые снимали это событие.

17. Первая цифровая фотография

Первая цифровая фотография была сделана в 1957 году, почти за 20 лет до того, как инженер Kodak изобрел первую цифровую камеру. Фотография — цифровой скан кадра, изначально сделанного на пленку. На снимке — сын Расселла Кирша, изобретателя цифрового сканера. Разрешение картинки — 176×176: квадратное фото, вполне годится для Instagram.

18. Первое фото обратной стороны Луны

Первое фото “темной” стороны Луны было получено с советской станции “Луна-3”, 7 октября 1959 года. На основании снимков, присланных межпланетной станцией, была составлена первая карта обратной стороны спутника, не видимой с Земли.

19. Первая фотография Земли с Луны

Землю с Луны впервые запечатлели 23 августа 1966 года. Фото сделал аппарат Lunar Orbiter, во время 16-го оборота вокруг спутника.

20. Первая фотография с Марса

Первую фотографию Марса сделал космический аппарат “Викинг-1”, вскоре после того, как он сел на поверхность красной планеты. Снимок датирован 20 июля 1976 года; изображения с “Викинга” позволили изучить поверхность Марса и ее структуру.

Это далеко не полный список самых “первых” фотографий в истории — “за кадром” остались и первое подводное фото, и первое свадебное, и первый портрет женщины, и первый фотомонтаж, и многое другое. Не на каждом из них запечатлен исторический момент, но все они уже сами по себе — исторические моменты.