Характеристика новой системы оплаты труда в сфере образования в России. Сравнительный анализ разных систем оплаты труда учителя. Реферат: Новая система оплаты труда в образовании

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы разработаны «Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2017 год» (далее – Рекомендации).

— определены принципы формирования систем оплаты труда;

— перечислены обязательные нормы и условия оплаты труда;

— рассмотрены вопросы оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;

Согласно принципам формирования систем оплаты труда, сформулированным в Рекомендациях, зарплата должна зависеть от квалификации сотрудника, сложности работы, количества и качества затраченного труда. Ее предельный размер ограничивать нельзя. Реальные зарплаты должны повышаться.

Штатное расписание учреждения утверждается руководителем учреждения и включает в себя все должности служащих (профессии рабочих) данного учреждения.

Системы оплаты труда устанавливаются и изменяются в т. ч. с учетом годового фонда оплаты труда, мнения профсоюзов, аттестации работников, систем нормирования труда. Пересмотр норм труда допускается по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологии и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда. В положении об оплате труда работников, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за 2 месяца.

Например, при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2017 году органам власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителям образовательных учреждений рекомендуется:

— не допускать снижения уровня заработной платы, достигнутого в 2016 году;

— размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях должны составлять не ниже 70 процентов;

— при заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, в системах оплаты труда работников сферы образования руководствоваться нормами приказов Минобрнауки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601, от 11 мая 2016 г. N 536;

— в трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривать фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы); размеры выплат компенсационного характера, если они предусмотрены; размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера;

— при заключении трудовых договоров с работниками использовать примерную форму трудового договора, приведенную в приложении N 3 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы.

Рекомендациями также определено, что в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от стажа, образования, квалификационной категории, государственных наград и (или) ведомственных знаков отличия, ученой степени, право на его изменение возникает в следующие сроки:

— при увеличении стажа непрерывной работы, педагогической работы, выслуги лет — со дня достижения соответствующего стажа, если документы находятся в учреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право на соответствующие выплаты;

— при получении образования или восстановлении документов об образовании — со дня представления соответствующего документа;

— при установлении или присвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационной комиссией;

— при присвоении почетного звания, награждения ведомственными знаками отличия — со дня присвоения, награждения;

— при присуждении ученой степени доктора наук или кандидата наук — со дня принятия Минобрнауки России решения о выдаче диплома.

При наступлении у работника права на изменение размера оплаты труда в период пребывания в ежегодном или ином отпуске, в период его временной нетрудоспособности, а также в другие периоды, в течение которых за ним сохраняется средняя заработная плата, изменение размера оплаты его труда осуществляется по окончании указанных периодов.

Справочно

В российских образовательных организациях используются 3 модели оплаты труда. Они построены на общих принципах, но имеют существенные различия.

Модель №1 «Базовый оклад» — основана на базовом окладе и повышающих коэффициентах, которые утверждаются на региональном уровне. У работников, замещающих одинаковую должность, базовый оклад – одинаковый. При расчете постоянной части зарплаты работников школы к базовому окладу применяются повышающие коэффициенты.

Модель №2 «Все включено» — основана на должностном окладе за 36 рабочих часов учителя в неделю. В этой модели все виды деятельности учителя оплачиваются в окладе за 36 рабочих часов в неделю. Сюда входят учебные часы и другая работа, определяемые должностными обязанностями учителя. Стоимость часа работы учителя может утверждаться на уровне школы, муниципалитета или региона в целом.

Модель №3 «Ученико-час» — основана на понятии «ученико-часа». В этой модели при расчете постоянной части зарплаты учителя учитываются и различие в количестве учебных часов, которые он ведет, и количество учеников, с которыми он работает. Величину «ученико-часа», количество ученико-часов нагрузки учителю каждая школа определяет самостоятельно.

Подробно с моделями можно ознакомиться, например, на сайте «Учительской газеты» (http://www.ug.ru/).

О формировании систем оплаты труда бюджетников в 2017 году : 37 комментариев

    О каком повышении зарплаты идёт речь??? Я уже не говорю о средней зарплате учителя в 36 тысяч. Оклад у музыкальных руководителей детского сада был 8400рублей, а после повышения зарплаты стал 9600рублей. Прибавили 1200рублей — увеличили на 15% + 3% за категорию. А сейчас убрали 30% за высшую категорию — это 2520рублей. И в итоге, если музыкальный руководитель раньше за ставку получал 11000рублей, то сейчас, после повышения — 9888рублей… Это как же так надо музыку не любить и нашу профессию ни во что не ставить?!

    Я работаю воспитателем на коррекционной группе (дети ДЦП), если раньше до новой системы оплаты труда, моя ставка составляла 8715 (сюда кстати входит и метод. литература 105 руб.), то теперь ставка составляет 8444 (сюда тоже входит метод. литература 105 руб.). Как же так получается? Это что за новая система оплаты, кто ее разрабатывал не просчитывал, что у одной категории воспитателей оклад увеличится, а у другой уменьшится. В нашем детском саду у всех оклады пусть на чуть чуть но повысились, и только коррекционные остались в минусе. Получается что за счет одних повысили другим? Может следует пересмотреть расчеты, что бы в плюсе были все?

    Работаю 23 года музыкальным руководителем.На ставку раньше более3-х десятилетий полагалось -4 гр.Если вели 6 гр — соответственно получали 1,5 ставки.На сегодняшний день нагрузка в 6 групп оплачивается только на 1 ставку.Реально зарплтата упала на 14 тыс рублей. Если не вдаваться в подробности высчитывания процентов и окладов.Какой стимул тащить полуторную нагрузку за мизерную оплату???

    Здравствуйте. Я работаю учителем английского языка 24 года. Моя нагрузка 26 часов и 2 часа внеурочной деятельности в неделю. Заработная плата до мая 2017г была равна 25600. С 1 мая нас перевели на НСОТ и моя зарплата упала до 17 тысяч. Требования к учителю повышаются, вводятся новые стандарты, а зарплата понижается. Вопрос: является ли введение НСОТ экспериментом на выживаемость?

    Зарплата в школах не индексировалась уже несколько лет. Оклады- от 7250 (педагог-психолог) до 7600(учитель).В соответствии с указами президента и «дорожной картой» средней зарплаты по школе в размере 32000р, конечно же, нет(а по отчётам чиновников-есть). А цены и тарифы уже выросли многократно, требования к образованию- тоже. Опять наступаем на те же грабли- «нищий учитель»?

    Спасибо, за ваш блог и вашу работу!
    К сожалению, не стоит ждать наверное в ближайшем будущем, грамотной оценки работы педагога в нашей стране.

    Добрый день, возник следующий вопрос: моя зарплата в 2016-2017 учебном году = ставка (18ч) + внеурочка (2ч) + музей.
    1) Правильно ли я понял, что при всех изменения расписаний и прочего, она не должна сильно отличаться от прошлогодний, и если да, то на что я могу базироваться при споре с администрацией?
    2) Имеет ли права директор «отнять» у меня музей и передать его другому педагог в новом учебном году? (контракт на музей был краткосрочный, на пол года и истекает в августе)

    Здравствуйте!Я работаю учителем английского языка,в этом году на нашу школу,с учениками в количестве 600детей,осталось 2 учителя!Нагрузка моя 43 часа,включая надомников и «вечернюю школу», хотелось бы примерно рассчитать свою з/п?Есть ли какая то формула?

    Правомерно ли уменьшение оклада воспитателю детского сада по сравнению с предыдущем учебным годом, в связи с тем что не набролось необходимое колличество детей в группу)) нужно 25, а набрали 20. И оклад с 39000 уменьшился до 34000?

    Я работаю учителем математики, нагрузка 18 часов (ставка), и на полставки заместителем директора. В 2016-2017 учебном году стимулирующие выплаты были как на одну должность, так на вторую, но в этом учебном году директор ОУ сообщил, что стимулирующие выплаты, по новой системе оплаты труда, будут выплачиваться только по основной должности, как заместитель директора их получать не буду. Правомерно ли это?

    Добрый день. Работаю в школе учителем химии. По старой системе оплаты труда мне платили 5 процентов за работу в лаборатории. По новой системе доплату убрали. Но есть доплата тем, кто связан с вредными условиями работы. Вопрос:работа в химической лаборатории связана с вредными условиями или нет.

    Здравствуйте! В Чите оплата труда учителей изменилась с сентября 2017 г. Местный Департамент обр. снизил многие выплаты. В 2016-2017 уч.году оплата за проверку тетрадей 5-6 кл. учителю русского языка составляла 547.50, в нынешнем — 324.44, 8-11 кл. — 304.17 против 243.33. Стимулирующих выплат нет уже 3 года, т.к. не хватает денег на данные выплаты. Появилась новая строка » За интенсивность», размер данной выплаты определяется не руководителями школ, а чиновниками. Создается впечатление, что нас обманывают!

    Здравствуйте. А школьные библиотекари вне всяких стимулирующих выплат. Директора школ уверяют, что не положено. Постоянная ссылка

    Скажите,если школа по НСОТ работает,тогда доплата за сложность предмета убирается?И вопрос два.Какой стимул за квалификационную категорию платить тоже школа решает или есть региональные рекомендации?

    Здравствуйте. Работаю в Приморский край г. Уссурийск в МБОУ ДШИ УГО (музыкальная школа искусств). Наше руководство школы говорит, что приказ к нам не относится. Так ли это?

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
    ПРИМОРСКОГО КРАЯ
    ПРИКАЗ
    07.12.2018 г. Владивосток № 23а

    «Об утверждении Примерного положения об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края»

    В целях совершенствования системы оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Приморского края, на основании Закона Приморского края от 25.04.2013 № 188-КЗ «Об оплате труда работников государственных учреждений Приморского края», с учетом Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2018 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 22.12.2017, протокол № 11)

    ПРИКАЗЫВАЮ:
    1. Утвердить Примерное положение об оплате труда педагогических работников муниципальных образовательных организаций Приморского края (Приложение 1).
    2. Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
    — осуществить переход муниципальных образовательных организаций на единую систему оплаты труда с 1 января 2019 года в соответствии с Примерным положением;
    — направлять информацию о результатах внедрения единой системы оплаты труда по каждой муниципальной образовательной организации в департамент образования и науки Приморского края в течение 2019 года ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденной форме (Приложение 2).

    3. Отделу экономики и бюджетного планирования образования департамента образования и науки Приморского края (Чугунова И.А.) направить в муниципальные образования Приморского края информацию о предварительном распределении финансовых средств на 2019 г.

    4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

    И.о. директора департамента Н.Г. Кочурова

Внимание! Оставляя комментарий, нажав на кнопку Отправить коментарий, Вы соглашаетесь с действующей .

Труд работников образования не только определяет их особое положение в обществе, но и выступает средством удовлетворения их материальных и духовных потребностей. В связи с этим возникает необходимость в создании стимулов привлечения к преподавательской деятельности и обеспечения ее продуктивности.

Заработная плата относится к числу основных инструментов экономического стимулирования, включенного в хозяйственный механизм. Для значительной части преподавателей заработная плата является единственным источником доходов всей семьи.

Вместе с тем система стимулирования в сфере просвещения должна учитывать и по возможности полнее использовать интересы неэкономического характера с помощью активизации социально-психологических методов управления. Для сферы образования характерно широкое применение моральных стимулов, что связано со своеобразием педагогического труда. Для большинства преподавателей потребность в успехе путем его признания окружающими выступает гораздо более сильным побудителем, чем материальный стимул. Нередко мощным моральным стимулом становится предложение и реализация новых идей и передового опыта, достижения в решении сложных педагогических проблем и т.д.

Система стимулирования учителей, как известно, включает в себя награды вышестоящих органов, благодарность в приказе, почетные грамоты, ценные подарки, памятные адреса, подготовку стендов с обобщением опыта педагога, подарки от коллег и шефов в день 25-летия педагогической работы, публикации об учителе в местной и стенной печати, присвоение званий “Учитель-методист”, “Заслуженный учитель”, “Народный учитель”, “Учитель года России”, соответствующих квалификационных категорий по итогам аттестации.

Аттестация педагогических работников во всех учебных заведениях служит важным инструментом как морального, так и материального стимулирования. Присужденные ученые степени и звания позволяют установить более высокий разряд, определяющий размеры заработной платы.

Природа заработной платы в экономической литературе имеет различные трактовки. Заработной платой нередко называют доход тех, кто предоставляет свою рабочую силу предпринимателю, организации или учреждению с целью производства товаров или услуг. У нас долгое время заработная плата рассматривалась в качестве денежного выражения доли рабочих и служащих в той части общественного продукта, которая возмещает затраты необходимого труда, то есть используется на личное потребление работника и членов его семьи.

В современном рыночном хозяйстве зарплата выступает особой и самой развитой формой материального вознаграждения за результаты труда с учетом законов стоимости, спроса и предложения. Заработная плата выполняет весьма важные экономические функции: воспроизводственную и стимулирующую. Поскольку заработная плата- основной источник доходов рабочих и служащих, она выступает главным средством возобновления их способности к труду. Вместе с тем она является формой материального стимулирования труда. Зарплата- один из важнейших экономических рычагов, включенных в хозяйственный механизм и регулирующих развитие рыночной экономики. Отсюда вытекает необходимость постоянного роста и совершенствования заработной платы.

Зарплата работников образования имеет свои характерные черты, обусловленные спецификой отрасли и педагогического труда. Так, фонд оплаты труда работников образования формируется главным образом путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и лишь частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Значит, заработная плата работников образования – это часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством их труда.

Тогда как в материальном производстве главным измерителем результатов труда является количество и качество созданной продукции, в области образования такой показатель чаще не пригоден. Наибольшую трудность в организации заработной платы в сфере образования представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. В связи с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному учету и могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время, в образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции.

Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. В зависимости от образовательного уровня школьных учителей существует 4 группы тарифных ставок для специалистов, имеющих: высшее образование; образование в объеме учительского института и приравненных к нему учебных заведений; среднее специальное образование; среднее общее образование. С конца 1992 года дифференциация в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы стала осуществляться на основе Единой тарифной сетки (ЕТС). Она включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от сложности и квалификации труда всем работникам бюджетной сферы по результатам аттестации присваиваются разряды. В интересах поэтапной реализации Закона РФ “Об образовании” была введена максимально допустимая тарификация школьных педагогических работников. В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации им присваивается с 7-го по 14 разряд.

Оплата труда работников образования имеет специфические особенности, что обусловлено своеобразием педагогического труда. В сфере образования фонд заработной платы формируется по-особому: путем перераспределения национального дохода через государственную бюджетную систему и частично за счет заработанных самим учреждением денежных средств. Таким образом, заработная плата работников образования - часть национального дохода, которая должна поступать им в соответствии с количеством и качеством труда.
Правильная организация заработной платы работников образования требует определить качественные и количественные различия педагогического труда: время, необходимое для выполнения данной работы; квалификацию работников, выполняющих различные виды педагогической деятельности; форму и уровень заработной платы. Наибольшую трудность представляет внутренняя дифференциация в оплате труда различных категорий работников. Это связано с тем, что результаты труда здесь менее осязаемы и гораздо труднее поддаются точному счету, а потому могут быть оценены лишь косвенно, спустя продолжительное время.
В образовательных учреждениях принята повременная система оплаты с учетом количества фиксированных часов работы, а не произведенной продукции. Для выполнения разной педагогической работы установлены нормы затрат труда, то есть нормы учебной (педагогической) нагрузки за ставку заработной платы. Для преподавателей учебных заведений установлено количество учебных часов, для воспитателей - педагогическая деятельность за день, для руководителей учреждений - деятельность в течение дня.
Ставки их заработной платы, например, назначаются:
18 часов в неделю учителям предметникам 5-11 классов;
за 20 часов работы в неделю учителям начальных классов;
за 24 часа в неделю - учителям-дефектологам;
за 36 часов в неделю - педагогам-психологам.
Остальным категориям работников общеобразовательных школ устанавливается должностной оклад за 40 часов в неделю. Воспитателям детских садов определена ставка за 36 часов педагогической работы в неделю.
За работу по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа и другие виды деятельности оплачиваются дополнительно.
Важным шагом на пути дифференциации зарплаты вузовских преподавателей, увеличения ее размеров явилось введение ежемесячных доплат к должностным окладам за ученые степени. В соответствии со ст.30 Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вуз в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет форму и систему оплаты труда. Размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования, а также размеры должностных окладов всех категорий работников.
Ставки заработной платы (должностные оклады) устанавливаются на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы в соответствии с тарифно- квалификационными требованиями и на основании аттестационной комиссии.
Аттестация осуществляется на основе требований утвержденных квалификационных характеристик. Основными критериями при этом были и остаются уровень образования, педагогический стаж, показатели квалификации и профессионализма, в том числе
послужившие ранее основанием для присвоения квалификационных и почетных званий (категорий), а также объем и сложность труда для руководящих работников.
Государственное высшее учебное заведение самостоятельно формирует фонд оплаты труда работников за счет средств бюджета, направляемых на содержание вуза. Расширилось внутри вузовское и межвузовское совместительство. Преподаватели и учебно- вспомогательный персонал (а также и студенты) имеют право вести хоздоговорные научно- исследовательские работы в порядке платного совместительства. Научно-исследовательские секторы вузов получили широкие возможности для увеличения собственных средств и повышения оплаты труда. Но, следует отметить, что, заработная плата работников образования остается ниже средней по промышленности
Качественным критерием оценки труда и дифференциации размеров ставки заработной платы педагогических работников выступает их квалификация. Ее уровень определяется образованием, стажем работы и присвоенными званиями. Низкая заработная плата педагогических работников и понижение ее соотношения с зарплатой менее квалифицированных работников подрывает престиж образования. Несоответствие между средней зарплатой в промышленности и в образовании свидетельствует о грубом нарушении статьей 54 Закона «Об образовании», которая гласит, что минимальные ставки заработной платы и должностные оклады педагогическим работникам должны быть выше среднего уровня заработной платы в России.
Основными требованиями, предъявляемыми к организации системы оплаты труда в образовательных учреждениях, являются:
обоснованность утвержденных штатов, их соответствие нормативам, укомплектованность штатов;
целевое использование средств на оплату без отвлечения этих средств на другие расходы;
правильность оплаты по группам работающих;
соблюдение установленных сроков и полнота выплат стипендий.
Фактически получаемая работниками сумма доходов состоит из следующих источников оплаты труда и льгот:
за выполненную работу;
доплаты и премии, компенсации;
за образовательные и другие услуги;
социальные выплаты и льготы из бюджетных и внебюджетных фондов;
за публикации;
от спонсоров, меценатов.

Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 1992г. «О дифференциации в уровнях зарплаты работников бюджетной сферы на основе ЕТС» был введён общий для работников образования и всех остальных бюджетных отраслей механизм организации и периодического пересмотра заработной платы. Месячные должностные оклады работников бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС).

Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, с помощью которых регулируется заработная плата различных категорий персонала. Составными элементами тарифной системы являются тарифные ставки, квалификационные разряды, должностные оклады, квалификационные категории.

Единая тарифная сетка (ЕТС) – совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определённых в зависимости от сложности работ и квалификационных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. ЕТС включает в себя 18 разрядов и соответствующие каждому из них тарифные коэффициенты. В зависимости от уровня образования, стажа работы и других слагаемых квалификации педагогическим работникам присваиваются 7 – 16-й разряды. Руководителям учреждений устанавливаются разряды оплаты труда на два выше, чем у педагогических работников: 13 – 18-й разряд. При этом учитываются объёмные и качественные показатели (уровень квалификации).

К объёмным относятся показатели:

Численность работников;

Число обучающихся или воспитанников;

Наличие дополнительных объектов, их сложность;

Сменность работы учреждения.

Качественный показатель – это уровень квалификации руководителя.

За прошедшие с 1992г. время межразрядные тарифные коэффициенты устанавливались в различном соотношении: то увеличивались, то снова уменьшались. 1 декабря 2001г. были установлены следующие тарифные коэффициенты, которые применялись длительное время

Тарифный коэффициент

Тарифный коэффициент

Ставки 1-го разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливались Правительством РФ, а работников государственных и муниципальных учреждений – соответствующими органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Основными задачами введения новой системы оплаты труда является:

    повышение эффективности и качества педагогического труда;

    повышение мотивации педагогических работников к качественному труду;

    повышение кадровой обеспеченности, в том числе путём привлечения высококвалифицированных специалистов, закрепление в образовательных учреждениях молодых кадров.

При разработке и введении новой системы оплаты труда необходимо учитывать соблюдение следующих принципов :

● разделение фонда оплаты труда на базовую и стимулирующую части, обеспечение их оптимального соотношения;

● обеспечение оптимального соотношения численности педагогических кадров и иных сотрудников учреждения;

● участие общественных органов управления образовательного учреждения в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда;

● нормативно-подушевое финансирование учреждения в части обеспечения выплаты заработной платы и расходов, связанных с реализацией основной общеобразовательной программы;

● доведение средств по нормативу до уровня образовательного учреждения;

● финансово-хозяйственная самостоятельность учреждения;

● учёт сложности и интенсивности труда педагогических работников при формировании их заработной платы;

● установление зависимости размера заработной платы руководителя учреждения от среднего размера заработной платы работников в данном учреждении.

Предполагается, что формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах выделенных учреждению на текущий финансовый год средств, не ниже норматива подушевого финансирования, установленного законодательными актами органа государственной власти субъекта РФ.

Фонд оплаты труда работников образовательного учреждения состоит из базовой части и стимулирующей части .

Базовая часть фонда оплаты труда обеспечивает гарантированную заработную плату руководителей, педагогических работников, других работников учреждения в соответствии со штатным расписанием.

Руководитель ДОУ с учётом специфики реализуемой образовательной программы и мнения государственно-общественного органа управления ДОУ формирует и утверждает штатное расписание учреждения в пределах базовой части фонда оплаты труда, при этом:

● доля фонда оплаты труда для педагогических работников устанавливается не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;

● доля фонда оплаты труда для административно-управленческого персонала и других работников устанавливается на уровне, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.

Базовая часть фонда оплаты труда педагогических работников состоит из общей части , включающей базовые оклады педагогов, и специальной части .

Общая часть – должностной оклад каждого педагога рассчитывается исходя из величины базового оклада с учётом повышающих коэффициентов, учитывающих уровень квалификации, сложность и интенсивность педагогического труда.

Специальная часть фонда оплаты труда педагогических работников включает в себя:

● повышающие коэффициенты, учитывающие квалификацию педагогов, сложность и интенсивность их труда;

● выплаты компенсационного характера, предусмотренные Трудовым кодексом РФ либо нормативными актами субъекта РФ;

●доплаты за наличие почётного звания, государственных наград и т.п.

Таким образом, заработная плата педагогического работника включает должностной оклад, рассчитанный в зависимости от квалификации педагога, сложности и интенсивности педагогического труда, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному заражению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Система стимулирующих выплат работникам образовательного учреждения включают в себя выплаты по результатам труда.

Критерии , влияющие на размер стимулирующих выплат педагога , отражают результаты его работы. Примерами таких критериев для педагогических работников дошкольного учреждения могут быть:

● достижение воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом;

● низкий, по сравнению с муниципальным, уровень заболеваемости воспитанников;

● эффективность организации предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах, музыкальном и спортивном залах;

● организация взаимодействия с семьями воспитанников, отсутствие конфликтных ситуаций;

● своевременность и качество оформление документации(план воспитательно-образовательной работы, табель посещаемости воспитанников, табель закаливающих процедур, протоколы родительских собраний и др.);

● результативное участие педагога в проведении открытых мероприятий, конкурсах профессионального мастерства;

● продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ, создание методических разработок, рекомендаций, систематизация дидактических материалов;

● участие в работе системы повышения квалификации работников, совершенствование профессионального мастерства, самообразование.

Значение и вес критериев , влияющих на размер стимулирующих выплат педагогу, определяются учреждением самостоятельно по согласованию с органом общественно-государственного управления, в зависимости от специфики реализуемых образовательных программ.

Размеры и условия осуществления стимулирующих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными актами образовательного учреждения.

    Основные понятия Федерального Закона «Об образовании».

    Основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

    Полномочия федеральных органов государственной власти, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере образования.

    Система образования РФ

С 01.12.2008 года вступили в силу законодательные изменения, согласно которым внедрена новая система оплаты труда (НСОТ) для работников бюджетной сферы. В статье разберем особенности НСОТ в образовании: как рассчитывается зарплата педагога по НСОТ, какие доплаты и надбавки устанавливает новая система в отношении работников образования и науки.

НСОТ в образовании: новая система оплаты труда педагогов

Согласно системе, действующей до внедрения НСОТ, расчет оплаты труда педагога осуществлялся на базе ставки, установленной в соответствие с Единой тарифной сеткой. С декабря 2008 года в РФ введена новая программа, цель которой – повысить мотивационную составляющую оплаты труда педагога за счет внедрения новой системы надбавок и доплат.

Кроме того, НСОТ реализуется целиком за счет полномочий региональных властей, за которыми закреплено право устанавливать размер повышающих коэффициентов в отношении стимулирующих выплат педагогам.

НСОТ введена постановлением Правительства №583 от 05.05.2008 года и вступила в силу с 01.12.2008 года.

Оплата труда педагога по НСОТ

Согласно НСОТ, оплата труда педагога определяется с учетом постоянной составляющей (оклада) и переменных значений (доплат, надбавок, компенсаций).

Формула для расчета зарплаты педагога имеет следующий вид:

Зарплата педагог = Оклад + Компенсации + Надбавки,

где Оклад – размер оклада, установленный согласно должности;
Компенсации – сумма доплат, начисляемых за интенсивность труда;
Надбавки – стимулирующие выплаты, начисляемые в качестве надбавки к окладу.

Базовый оклад

Если ранее оклад работникам сферы образования устанавливался по Единой тарифной сетке, то в данный момент НСОТ закрепляет за региональными властями право установления базовых тарифных ставок. В настоящее время большинство регионов РФ устанавливают базовый оклад в соответствие с должностью. которую занимает педагог. Все должности работников образовательных учреждений можно разделить на 4 группы, в отношении которых и устанавливается базовый оклад.

Перечень должностей, в соответствие с которыми определяется оклад педагога, приведены ниже.

№ п/п Группа должностей работников учреждений образования Наименование должностей работников учреждений образования
1 Руководители Директор школы, заведующий образовательным учреждением для детей, руководители структурных подразделений организаций дополнительного образования для детей, завскладом, завхозяйством, завпроизводством.
2 Педагогические работники Педагоги всех категорий и специальностей, в том числе музработники, инструкторы по труду, по физической культуре, мастера производственного обучения, социальные педагоги, т.п.
3 Специалисты и учебно-вспомогательный персонал Замдиректора по административно-хозяйственной части, библиотекарь, помощник воспитателя, лаборант, бухгалтер, медсестра, т.п.
4 Технические исполнители и обслуживающий персонал Делопроизводитель, секретарь, слесарь, кладовщик, оператор котельной, буфетчик, уборщик.

Надбавки педагогам по НСОТ: за стаж, квалификацию, образование

НСОТ предусмотрены надбавки к зарплате педагога за стаж, квалификацию и уровень образования. Размер надбавки определяется в процентном соотношении к базовому окладу и устанавливается законодательными актами региона.

Рассмотрим особенности назначения надбавок к зарплате педагога по НСОТ:

Вид надбавки Особенности назначения Процент надбавки Размер надбавки в регионах (примеры)
Надбавка за стаж Выплата назначается в соответствие с педагогическим стажем работниками в образовательных учреждениях. Большинство регионов РФ определяют надбавку пропорционально периоду педагогической работы сотрудника (чем больше стаж – тем выше процент надбавки). При этом некоторыми регионами РФ внедрены мотивационные программы по поддержке молодых педагогов. В таких регионах надбавка назначается, в том числе, работникам без педагогического стажа От 3,5% до 40% В Республике Коми – от 5% при стаже от 1-го года до 20% при стаже от 15-ти лет.

В Пензенской области – от 3,5% при стаже от 3-х лет до 15% при стаже свыше 20-ти лет

Надбавка за уровень образования Размер надбавки и порядок ее назначения определяется такими критериями, как:

· уровень образования (среднее, среднее специальное, т.п.);

· наличие высшего образования, уровень квалификации (бакалавр, специалист, магистр);

· наличие профессионального образования.

Как правило, размер надбавки устанавливается пропорционально уровню образования, с учетом наличие профобразования. При этом ряд регионов РФ не выплачивает работникам данный вид надбавки (например, Сахалинская область)

От 1% до 70%
  • 10% – за полное общее образование;
  • 20% – за начальное профобразование;
  • 30% – за неполное высшее или среднее профобразование;
  • 40% – за высшее образование (бакалавр);
  • 50% – за высшее образование (специалист);
  • 60% – за высшее образование (магистр)
Надбавка за ученую степень Надбавка выплачивается педагогам, которые имеют ученую степень кандидата наук, доцента, профессора, доктора наук, академика наук. Региональные власти могут устанавливать надбавку только в отношении определенных ученых степеней (например, только для кандидата и доктора наук) От 10% до 40%

В Республике Адыгея:

  • 10% – для кандидатов наук;
  • 15% – для докторов наук.

В Тверской области:

  • 10% – для кандидатов наук;
  • 20% – для докторов наук.

В Ханты-Мансийском автономном округе:

  • 20% – для кандидатов наук;
  • 40% – для докторов наук
Надбавка за квалификацию Надбавка устанавливается в соответствие с профессиональной квалификационной категорией педагога (вторая, первая, высшая). Согласно приказу Минобразования и науки, размер надбавки за квалификацию педагога в регионах не должен составлять менее:
  • 5% – за вторую категорию;
  • 10% – за первую категорию;
  • 15% – за высшую категорию.
От 5% до 40%

В Вологодской области:

  • 5% – за вторую категорию;
  • 15% – за первую категорию;
  • 30% – за высшую категорию.

В Калужской области:

  • 9% – за вторую категорию;
  • 18% – за первую категорию;
  • 25% – за высшую категорию.

Компенсационные доплаты педагогам

При расчете зарплаты педагога учитывается сумма компенсаций, выплачиваемая в связи:

  • выполнение педагогом дополнительной работы (в том числе работа на замене);
  • совмещение должностей;
  • обучением детей с ограниченными возможностями;
  • педагогическую деятельность в сельской местности.

Также в рамках НСОТ предусмотрены прочие компенсации, выплата которых связана с интенсивностью труда и переработками.

Напомним, что согласно трудовому законодательству, педагог может быть привлечен к дополнительной работе или совместительству только при условии письменного согласия.

Коэффициент разброса

Одним из принципов НСОТ является реализация программы справедливой оплаты труда для педагогов всех уровней и направлений. В связи с этим в рамках НСОТ применяется так называемый «коэффициент разброса», который определяет соотношение между заработной платой руководящего состава учебного учреждения и доходом рядового педагога.

В соответствие с НСОТ, коэффициент разброса составляет 1:4. Это значит, что зарплата учителя общеобразовательной школы должна составлять не менее 25% от зарплаты директора этой же школы.

Данный принцип применяется в отношении всех образовательных учреждений, на которые распространяется действие постановления Правительства №583 от 05.05.2008 года.

Пример расчета зарплаты педагога по НСОТ

Для того чтобы наглядно разобраться в порядке расчета зарплаты педагога по НСОТ, рассмотрим пример.

Кукушкин В.Р. – учитель истории в общеобразовательной школе г. Орел. У Кукушкина – первая квалификационная категория, высшее профессиональное образование (бакалавр), стаж педагогической работы – 12 лет.

Для данной категории педагогов в Орле установлена базовая тарифная ставка в размере 8.303 руб. Кроме того, законодательными актами региона утверждена надбавка за стаж педагогической работы от 10-ти до 15-ти лет в размере 10%.

Процент надбавки, начисляемой за уровень образования, определяется в соответствие с квалификационной категорией педагога. Для работников образовательной сферы первой квалификационной категории предусмотрены следующие надбавка за уровень образования:

  • полное среднее образование – надбавка за квалификацию 60%, без надбавки за образование;
  • начальное или среднее профобразование – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 14%;
  • высшее профобразование (бакалавр, специалист, магистр) – надбавка за квалификацию 60% + надбавка за образование 28%.

Таким образом, Кукушкину начисляются следующие надбавки:

  • за стаж: 8.303 руб. * 10% = 830,30 руб.;
  • за квалификацию: 8.303 руб. * 60% = 4.981,80 руб.;
  • за образование: 8.303 руб. * 28% = 2.324,84 руб.

Рассчитаем зарплату Кукушкина с учетом надбавок:

8.303 руб. + 830,30 руб. + 4.981,80 руб. + 2.324,84 руб. = 16.439,94 руб.