Российский перспективный авианосец проекта шторм. Превзойти боевой «Шторм»: каким будет новый российский авианосец

Авианосец - Проект 23000Э «Шторм»

Проект 23000Э «Шторм» - перспективный российский многоцелевой тяжелый авианосец, предназначенный для выполнения задач в дальней океанской зоне при помощи собственного вооружения и самолетов бортовой авиационной группы.
ВМФ РФ планируется усилить новым многоцелевым тяжёлым атомным авианосцем (МТАА) «Шторм». Проектирование этого уникального корабля осуществил Крыловский государственный научно-исследовательский центр.

С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.


Благодаря ледовому классу, «Шторм» способен выполнять боевые задачи не только в тёплых морях, но и в стратегически важном, но пока плохо освоенном арктическом регионе, где залегает до 25% мировых запасов углеводородов. На борту авианосца смогут разместиться до 90 летательных аппаратов различного назначения, включая новейшие истребители, вертолёты и самолёты радиолокационной разведки.
Планируется, что корабль проекта 23000Э «Шторм» сможет поражать наземные и морские цели, обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать ПВО корабельных группировок, оказывать поддержку высадке десанта. Авианосец, кроме того, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике в сложных условиях Северного Ледовитого океана. Авианосцы проекта получат ледовый класс, будут приспособлены для работы в высоких широтах и смогут выполнять поставленные задачи при волнении моря до шести-семи баллов.

Разработку проекта многофункционального ядерного авианосца осуществил ГУП «Крыловский государственный научно-исследовательский центр». Проект получил индекс 23000Э и наименование «Шторм». Водоизмещение перспективного корабля составит около 100 тыс. т., длина 330 метров, ширина по ватерлинии 40 м, осадка 11 м. Авианосец будет развивать скорость до 30 узлов.
По словам директора КГНЦ Валерия Полякова, корабль предназначается для выполнения различных задач в дальней океанской зоне, будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов бортовой авиационной группы, кроме того, сможет обеспечивать противовоздушную оборону бортовыми средствами ПВО и средствами авиагруппы, обеспечивать боевую устойчивость и ПВО корабельных группировок, а также оказывать поддержку высадке десанта.

Планируется, что авианосец, в том числе, будет отстаивать стратегические интересы России в Арктике.
Геометрию корпуса корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снижено на 20 %, что позволит существенно экономить энергию судна и дает возможность увеличения скорости. Первоначальный проект предполагал использование в качестве главной энергетической установки (ГЭУ) котлотурбинной системы на углеводородном топливе (мазуте).

Однако в 2016 году было принято решение о замене ее ядерной силовой установкой. Полетная палуба смешанного типа имеет четыре стартовые позиции. Два самолета смогут взлетать с трамплина, два - с помощью электромагнитной катапульты. Посадка на палубу будет осуществляться традиционным способом с помощью аэрофинишера, за тросы которого самолеты цепляются специальным крюком - гаком.

Корабль получит две надстройки - «острова», в которых разместятся командный мостик, посты наблюдения, радиоэлектронное оборудование и средства связи.

На новом авианосце сможет базироваться смешанная авиагруппа из 80-90 летательных аппаратов: палубные истребители МиГ-29КУКУБ и Т-50, самолеты ДРЛО и управления и многоцелевые вертолеты Ка-27. Эти летательные аппараты будут использоваться для нанесения ударов по наземным объектам противника, для противокорабельной и противолодочной борьбы, обеспечения ПВО. Противовоздушную оборону авианосца обеспечат четыре зенитных боевых модуля.

Планируется разработка специальной корабельной версии зенитных ракетных комплексов С-500, которые смогут обнаруживать аэродинамические и баллистические цели на дальности до 800 км и поражать объекты, летящие со скоростью до 7000 м/с. На новом авианосце будут размещены также средства противоторпедной обороны.

В состав радиоэлектронного оборудования войдут многофункциональные РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), система радиоэлектронной борьбы и современные средства связи.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ АВИАНОСЦЕВ

Протяженность водного побережья России около 60 тыс. км. Общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет 7 млн кв. км. Длина морских границ побережья Северного Ледовитого океана составляет 19 724 км, а побережья морей Тихого океана - 16 998 км. В случае войны боевые действия в полярных областях и на Дальнем Востоке будут проводиться большей частью на море.

Поэтому присутствие российских авианосцев в этих регионах позволит России ограничить количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы. Новые авианосцы также позволят России значительно усилить свое военное присутствие в Мировом океане. Следует учитывать, что помимо США активным развитием флота в настоящее время занимается и Китай, который уже принял на вооружение свой первый авианесущий крейсер «Ляонин» (бывший «Варяг» пр. 143.6). Уже к 2020 году Китай планирует сформировать свои первые две авианосные ударные группы (АУГ).

С другой стороны, строительство авианосцев потребует от России огромных финансовых вложений. Не надо забывать, что кроме стоимости самого авианосца -4-5 млрд долларов, для эксплуатации кораблей этого класса потребуется строительство целой инфраструктуры различных кораблей сопровождения. А это увеличивает затраты в десятки раз. При современной экономической нестабильности и дефиците бюджета Россия не сможет позволить себе многомиллиардные траты даже на создание одной АУГ.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВИАНОСЦА ПР. 23000Э «ШТОРМ»

Водоизмещение, т:
полное: ок. 100 000
Размерения, м:
длина (максимальная): 330
шрина (по ватерлинии): 40
осадка: 11
ГЭУ: аванпроект предусматривает и газотурбинный, и атомный вариант
Скорость хода, узлов: 30
Вооружение: интегрированная система боевого управления уровня оперативно-тактического звена; ЗРК - 4 модуля; противоторпедная защита - 2 ПУ
Авиационная группа: 90 самолетов: палубные истребители МиГ-29К, Т-50, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения; и многоцелевые вертолеты Ка-27
Экипаж, чел: 4000-5000
Полётная палуба авианосца будет иметь четыре стартовые позиции, в её оснащение войдут два традиционных трамплина (рампы) и две электромагнитные катапульты. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром
Боезапас
Боезапас крылатых ракет и авиабомб - 3000 единиц
Вероятные верфи для строительства
В апреле 2016 года было заявлено о возможности строительства перспективного авианосца на одной из верфей Санкт-Петербурга - на «Балтийском заводе» или «Северной верфи»
История.
Впервые масштабная модель многоцелевого авианосца (АВМ) была продемонстрирована специалистам в закрытом режиме на международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге в июле 2013 года, а для широкой публики показана на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015», прошедшем в городе Кубинка Московской области в июне 2015 года.

Общие технические характеристики авианосца проекта «Шторм» Э (Storm 23000E - экспортный вариант концептуального проекта АВМ для ВМФ России), разработка которого проходила в КГНЦ под шифром «Логово», были опубликованы в иностранных СМИ в мае на.

Строительство первого авианосца ожидается не раннее чем в 2025-2030 годах. Предположительная стоимость составит 350 млрд рублей.

В мае 2016 года заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов заявил, что контракт на строительство перспективного авианосца может быть заключён к концу 2025 года.

В июне 2016 года было заявлено, что строительство авианосца может занять 8-9 лет.

Предполагается, что техническое проектирование авианосца начнётся в 2017-2018 годах. Начало основного этапа проектирования планируется на 2020 год.

В ноябре 2016 года было предложено дать головному авианосцу серии имя «Маршал Советского Союза Жуков».

Формированием нового российского авианесущего крейсера занимается ФГУП «Крыловский государственный научный центр». И уже сегодня заявляется, что новый корабль будет ценой дешевле, водоизмещением поменьше, но по боевой мощи не уступит тяжелому авианосцу «Шторм». Это - предыдущий концепт корабля аналогичного назначения того же разработчика. Как пояснил «Звезде» начальник отделения системной интеграции в области военного кораблестроения Владимир Пепеляев, эта работа относится к числу инициативных, и руководство предприятия готово предложить ее флоту, когда он того захочет.
Ценовые параметры пока не озвучиваются, однако первые оценки позволяют надеяться, что она окажется раза в три дешевле, чем стоимость «Шторма». Ранее на лентах информагентств проходила цифра 350 миллиардов рублей за «полный комплект с самолетами». Из них стоимость самого корабля - 200-280 миллиардов.
Со стороны ВМФ, заместитель главнокомандующего по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что финансирование проектирования нового российского авианосца заложено в Госпрограмму вооружений до 2025 года. В настоящее время военные моряки вместе с судостроителями определяют облик корабля и его характеристики, причем рассматривается несколько вариантов. В их числе - и близкий по размерам к тяжелому авианесущему крейсеру (ТАВКР) проекта 11435 «Адмирал Кузнецов».
Газовые турбины вместо паровых котлов
Важнейшим отличием перспективного «легкого» авианосца от кораблей предыдущих проектов такого класса станет наличие газотурбинной энергетической установки. В ее состав войдут четыре турбинных модуля. Максимальная скорость - до 25 узлов, что считается вполне достаточным для обеспечения взлетно-посадочных операций палубных истребителей типа Су-27К и МиГ-29К. Все авианесущие крейсера, построенные во времена Советского Союза, имели энергетическую установку на основе паровых котлов. А начиная с постройки «Ульяновска» на верфях города Николаева (с развалом СССР его корпус был разрезан на металл), все вновь создаваемые ТАВКР должны были обладать ядерными реакторами.
В настоящее время единственным носителем самолетов палубного взлета и посадки выступает «Адмирал Кузнецов». Он обладает стандартным водоизмещением 43 тысячи тонн, полным - 55 тысяч. (Таким же планируется создать и новый авианосец вместо «Шторма»). «Кузнецов» служит уже четверть века без единого капитального ремонта. Корабль исправно выполняет свои функции. Свидетельством тому - прошлогодний поход отряда кораблей Северного флота в Средиземное море и их участие в войне с террором на сирийской территории. Представляется, что с целью известной унификации с «Кузнецовым», а также исходя из необходимости экономии финансовых ресурсов, отечественный флот скорее выберет проект легкого газотурбинного авианосца.

А как же «Шторм»?
Ранее можно было слышать разговоры о «Шторме», как о несостоявшемся проекте. Но сегодня, как выясняется, об этом говорить преждевременно. Напомним, что масштабная модель этого тяжелого авианосца появилась в 2013 году, но впервые была представлена широкой публике лишь позапрошлым летом на седьмом Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. И она же снова была на стенде Крыловского центра и МВМС-2017, который завершился 2 июля.
Разработчик концепта дает следующую информацию. «Многоцелевой авианосец предназначен для ведения боевых действий в дальней морской и океанской зонах, включая поражение наземных и морских объектов противника. Он также способен обеспечить боевую устойчивость корабельных группировок ВМФ и прикрытие войск морского десанта и сил его высадки от ударов и атак средств воздушного нападения противника».
Кораблестроительные элементы этого авианосца следующие: водоизмещение 95-100 тысяч тонн, длина 330 метров, ширина 40, осадка 11. Скорость полного хода 30 узлов, автономность 120 суток, экипаж - от четырех до пяти тысяч человек. Срок службы корабля составит до 50-ти лет. Авиационное крыло состоит из 80-90 корабельных летательных аппаратов различного назначения, включая МиГ-29К/КУБ и палубный вариант истребителя пятого поколения ПАКФА. Главное положительное качество «Шторма» - огромная ударная мощь его авиации.

Среди серьезных аргументов «против» строительства подобных монстров, есть и такие, что они отличаются сверхвысокой стоимостью и представляют собой прекрасные мишени для противокорабельных ракет. Можно ли от них защититься? Мнение Владимира Пепеляева на этот счет однозначное: «Можно». Для этого необходимо сформировать корабельное соединение с включением в него крейсеров и эсминцев противоракетного барьера, оснащенных морскими вариантами комплексов ПВО С-400/С-500. Кроме этого, в состав охранения авианосной группы должны войти фрегаты с системами ПВО среднего радиуса действия типа «Бук», или С-350 «Витязь». Не стоит также сбрасывать со счетов и комплексы самообороны, устанавливаемые на самом корабле.
Конечно, подобные программы - весьма затратные. Но следует помнить, что, кроме потребностей нашего собственного флота, таковые имеются у дружественных стран, включая Индию и Китай - давних и надежных партнеров по военно-техническому сотрудничеству. Не исключено, что окончательное решение ВМФ - быть или не быть «Шторму» будет зависеть от того, заключит ли высшее политическое руководство нашей страны соответствующее соглашение с вышеупомянутыми государствами.

Перспективный многоцелевой тяжёлый суперавианосец будущего — Шторм (проект 23000), разрабатывается в российском государственном научном центре им. Крылова (С.-Петербург) в сотрудничестве с Невским проектно-конструкторским бюро.

Корабль нацелен на выполнение различных задач в дальней океанской и морской зонах. Он будет способен наносить удары по наземным и морским целям противника при помощи собственного вооружения и самолётов авиационной группы, а также обеспечивать противовоздушную оборону.

Основные требования, предъявленные Главным командованием ВМФ к новому российскому авианосцу — это автономность и мобильность. Корабль должен перебрасывать всю необходимую технику и снаряжение в нужное место и в сжатые сроки. А авиагруппа должна обеспечивать патрулирование и оперативно наращивать свое присутствие в заданном регионе.

При этом Шторм должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил. На новейший авианосец будут возложены задачи обнаружения и уничтожения подводных и надводных средств противника, нанесения ударов по объектам инфраструктуры противника на суше и защита собственного флота.

Щелкните по любой панели ниже для просмотра детальной информации об авианосце.

Концепция нового многофункционального авианосца

Российский авианосец нового поколения - это сочетание традиций и инноваций.

Концепция нового многофункционального авианосца предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. Самолеты и вертолеты пяти разных типов будут размещены и закреплены на корме и в носовой части авианосца.

На авианосце будет практически «голая» палуба. Вместо массивной вышки — два «острова» управления (две островные надстройки). Это сэкономит место на палубе и снизит радио-заметность корабля в море.

Авианосец будет оснащен двух-реакторной энергетической установкой РИТМ-200 мощностью 175 МВт.

Шторм будет иметь гибридную систему старта самолетов — две электромагнитные катапульты (EMALS) для разгона самолетов и два трамплина (в сумме 4 стартовых позиции на полётной палубе). Длина взлетной дорожки одного из трамплинов превысит 250 метров. Посадка летательных аппаратов будет обеспечена одним аэрофинишёром (устройством на основе троса, который гасит посадочную скорость). Для экономии занимаемой площади подъемники самолетов будут вертикального и качельного типа.

Шторм будет оснащен интегрированной системой боевого управления. Электронный комплекс авианосца будет включать в себя интегрированные датчики, в том числе радиолокационные станции с активной фазированной антенной решеткой (РЛС с АФАР).

С авианосца будут обеспечены взлет и посадка самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Под взлетной палубой и в оптимизированных управляющих надстройках — будут размещены новейшая атомная энергетическая установка, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение. Использование ракетного вооружения — это один их самых интересных моментов в определении облика будущего корабля.

За противовоздушную оборону корабля будут отвечать сразу четыре модуля С-500 Прометей. С таким квартетом ПВО авианосца сможет одновременно обнаруживать, вести огонь и поражать до 10 воздушных аэродинамических или сверхзвуковых баллистических целей сразу на дальности в 800 километров. Целями ПВО могут быть самолеты, вертолеты, БЛА, ракеты средней дальности, сверхзвуковые крылатые ракеты и боеголовки межконтинентальных баллистических ракет, а также объекты, летящие со скоростью до 7000 метров в секунду. Плюс авианосец будет оснащён двумя системами противоторпедной защиты.

Одноместный МиГ-29К и двухместный МиГ-29КУБ (истребители поколения 4++) будут решать задачу противовоздушной обороны и завоевания господства в воздухе, поражения целей управляемым высокоточным оружием в любое время суток и в любую погоду.

Размещение ПКР на корабле (на базовой постоянной основе) не планируется. Но это отнюдь не запрещает размещение на авианосце (по уже по доброй традиции), 4-8 20-футовых съемных контейнеров с ракетным комплексом , или гиперзвуковых ПКР . Размещение на борту авианосца 8 контейнеров с означает наличие у него на вооружении 32 высокоточных ударных крылатых ракет. Контейнерный - обеспечит поражение как надводных так и наземных целей. Комплекс является модификацией хорошо известной ракетной системы . Внутри контейнеров комплекса спрятаны пусковые установки с ракетами 3М-14, или 3М-54, способными поражать на дальней дистанции как сухопутные, так и крупные надводные цели. Например ракета 3М-54 способна уничтожить даже авианосец, а дальность полета КР 3М14 с ЯБЧ/ФБЧ составляет – 2650 и 1600 км соответственно.

Задачу сбора информации о противнике и контроль за воздушным, наземным и надводным пространством, а также наведение авиации на обнаруженные цели будут обеспечивать пункт радиолокационного управления и пункт радиолокационного дозора и наведения на базе самолета Як-44Э. С подводными лодками будут бороться вертолеты Ка-32/Ка-27, вооруженные торпедами, глубинными бомбами, ракетами и минами.

Корпус корабля будет оптимизирован так, что сопротивление воды снизится на 20-30%. Последнее даст существенную экономию энергии и возможность увеличить скорость и автономность корабля. Отметим, что движение судна с сопротивлением на 30% меньше чем у традиционного обвода корпуса означает, что при обычной энергетике можно будет иметь дальность плавания на 30% больше и настолько же снизится расход топлива.

Как видим на Шторме применят лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного класса. В проекте большое значение уделено возможностям по обеспечению воздухоплавания для палубной авиации. Например, согласно проекту, максимальная ширина полетной палубы превысит 80 метров, у Великобритании перенята композиция двойной палубы. Вместе с тем планируется создание и гладкой полетной палубы.

Как инновацию можно выделить улучшенный дизайн корпуса авианосца, позволяющий значительно снизить водное сопротивление и повысит уровень его экономичности и мореходности.

Военную мощь корабля значительно усиливает размещение-использование на нем самолета дальнего радиолокационного обнаружения и наведения (ДРЛОиУ).

В целом можно отметить что Шторм станет многоцелевым авианосцем, который будет выполнять функции морского аэропорта. Во времена СССР палубные самолеты выполняли противолодочные, защитные задачи, а также задачи по ПВО, и авианосец позиционировался в качестве военного крейсера, предназначенного для морских нападений на больших расстояниях.

ТТХ авианосца Шторм

Параметр Значение
Класс-тип судна Авианосец
Страна Россия
Водоизмещение 100 тысяч тонн
Длина 330 метров
Ширина 40-80 метров
Осадка 11 метров
Максимальная скорость 30 узлов (56 километров в час)
Крейсерская скорость 20 узлов
Дальность плавания Неограниченна
Автономность плавания 120 суток
Мореходность до 7 баллов (высота волн 6–9 метров)
Экипаж 4000-5000 человек
Вооружение КР 3М-14, Х-35 или 3М-54 (вероятно)
Авиагруппа 90: палубные истребители МиГ-29К и палубный вариант Т-50 ПАК ФА
Самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Як-44Э
Многоцелевые вертолёты Ка-27/Ка-32
ПВО Четыре модуля ЗРК С-500
Системы ГИБКА с ЗУР Игла
ПКР Гиперзвуковые ракеты Циркон (вероятно)
Противоторпедная защита Две пусковые установки
Боезапас крылатых ракет и авиабомб 3000 единиц

Перспективный российский атомный авианосец Шторм проекта 23000 будут строить на Севмаше. Закладка авианосца запланирована на 2025 год. Ориентировочно, он будет создан до 2030 года. Техническое проектирование будет начато в 2017-2020 году. Строительство гиганта обойдется России в $5.6 миллиарда.

И самое важное — планируется построить от 4 до 8 кораблей подобного класса. Авианосцы Шторм будут иметь ледовый класс для работы в холодных широтах и смогут отстаивать стратегические интересы РФ не только в тёплых морях, но и в Арктике, где сейчас залегает до 25% мировых запасов углеводородов.

Безусловно, что создание таких авианосцев позволит России значительно усилить своё военное присутствие в Мировом океане, потеснив США. С помощью него российский флот сможет развернуть мобильную базу для большой авиагруппы в самых удалённых частях Мирового океана.

Важно также отметить, что авианосец - это не тот корабль, который ходит по морям сам по себе. Для его эффективного использования ВМФ РФ придётся собрать или же заново построить полноценную авианосную ударную группу (АУГ). В неё должны будут войти как минимум два ракетных крейсера, три эсминца, две атомные подводные лодки и несколько кораблей снабжения. Также создание и поддержка АУГ потребует от нашей страны возведения всей необходимой для этого инфраструктуры.

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на сайт


Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Об этом на недавно прошедшем Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге заявил замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук .

По его словам, сейчас определяется облик корабля и его характеристики. В качестве возможного проекта авианосца рассматриваются разные варианты. «Уже представлен макет авианосца Крыловским центром, прорабатываются и другие разработки», — сказал Бурсук.

Ранее представители ВМФ также заявляли о планах построить новый российский авианосец. В 2012 году занимавший пост главкома ВМФ Виктор Чирков говорил: «Работа по определению облика нового авианосца началась». В 2016 году начальник управления кораблестроения ВМФ РФ капитан 1-го ранга Владимир Тряпичников сообщал, что российский флот может получить перспективный авианосец с атомной энергоустановкой к концу 2030 года, а в апреле 2017-го главком ВМФ Владимир Королев пообещал расширить авианосный флот России. В свою очередь, вице-премьер Дмитрий Рогозин отмечал, что постройка нового российского авианосца начнется после того, как для этого создадут необходимую судостроительную инфраструктуру.

Крыловский государственный научный центр в закрытом режиме продемонстрировал аванпроект (23 000Э «Шторм») будущего авианосца для российского флота еще в 2013 году. Речь идет о корабле водоизмещением около 100 тысяч тонн с комбинированной силовой установкой (включающей атомный и газотурбинный блоки). «Это позволит кораблю оперативно покидать точку своего нахождения со скоростью катера, далее по ходу можно запускать атомную силовую установку», — говорил начальник отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентин Беланенко .

Предлагаемое авиакрыло — до 60 летательных аппаратов, в том числе до 40 самолетов типа МиГ-29КР и палубных вариантов истребителя пятого поколения Т-50, а также самолетов ДРЛОиУ. Согласно проекту, самолеты с него смогут взлетать двумя способами — либо с трамплина, либо с использованием катапульты. При этом, как отмечают эксперты, перед судостроителями встанет огромное количество проблем при реализации проекта перспективного авианосца. Начиная от того, где строить корабль водоизмещением 100 тысяч тонн (и не потребуется ли для этого строить новый сухой док), и заканчивая внедрением катапульты, ведь для взлета с корабля самолета ДРЛОиУ недостаточно трамплина. А катапульты, в советском флоте, как известно, так и не появились.

Нужен ли России новый авианосец или туманные обещания флотоводцев — лишь попытка год за годом поддерживать в информпространстве имидж ВМФ на фоне геополитического противостояния с Западом? А главное — по карману ли стране корабль, стоимость которого, как сообщал источник ТАСС, вместе «с оружием и самолетами» составить до 350 миллиардов рублей?

— Если нам вдруг на голову свалятся 10 авианосцев с кораблями охранения, то вряд ли бы кто-то стал возражать, но поскольку они так просто у флота не появятся, то затея с новым кораблем сомнительная, — считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин . — А если он еще вдруг будет с трамплином и без катапульты, то это просто диверсия. Строить такой устаревший корабль в 2020-е годы — значит, выбрасывать гигантские деньги, причем не на ветер, а в море…

Отдельная история с авиакрылом. Здесь, конечно, хотелось бы услышать внятный ответ от тех, кто лоббирует постройку корабля — какие на нем могут базироваться самолеты? Потому что продолжать линию корабельных Су-27 (Су-33) и МиГ-29 было бы странным решением. В таком случае можно пойти по пути Бразилии, которая купила в 2000 году у Франции авианосец «Сан-Паулу» 1960-го года постройки и к нему такие же старые самолеты, и собирается купить ему на смену британский десантный вертолетоносец «Оушен» (был введен в состав флота в 1998 году).

— Хорошо отремонтированного «Кузнецова» для ВМФ в его нынешнем состоянии было бы вполне достаточно, — полагает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов . — Если решить проблемы с его ходовой частью и энергетической установкой, обновить радиоэлектронное оснащение, вырезать ракетный комплекс «Гранит», то есть провести переделку корабля, как это было в случае с ТАВКР «Адмирал Горшков», который после перестройки вошел в состав ВМС Индии, то он прослужит еще 10−15 лет. Такие работы будут довольно недешевым удовольствием, но их все-таки реально провести, в отличие от затеи с новым авианосцем.

Во-первых, такой корабль просто негде строить. Во-вторых, на него уйдут сотни миллиардов, а что получиться на выходе и когда — неясно. Главное — не очень понятно, зачем он нужен флоту. Очевидно, что авианосец лишним никогда не бывает, но, к примеру, задачу прикрытия наших подлодок от натовской противолодочной авиации на севере можно решить гораздо более дешевым способом. Кроме того, для поддержки десантных операций вполне достаточно универсальных десантных кораблей, которые обойдутся дешевле.

Поэтому задачи, которые будет решать новый корабль, не столь очевидны, не говоря уже о том, что для него надо создавать нормальную береговую инфраструктуру. Если ее сделать для «Кузнецова» (с прицелом, что она будет использоваться его сменщиком) и ограничится пока ТАВКР, то за это время можно без надрыва разработать нормальный проект и подготовить для нового корабля судостроительную базу.

«СП»: — Возможно, и делается расчет, что его строительство, которое наверняка затянется, начнется после 2025−2030 года, а пока все заявления — это всего лишь информационный шум.

— Не исключено. Но сроки называются разные, вплоть до того, что он уже должен быть построен к 2030 году. При этом неясно, насколько затянется ремонт и модернизация «Кузнецова», который к стенке должен был стать еще в 2011—2012 годах, причем на пять лет. Кроме того, опыт боевого применения крейсера показывает, что парка его авиакрыла недостаточно для каких-то самостоятельных операций. Повторю, сначала хорошо было бы, если «Кузнецов» мог применять полноценный полк палубной авиации.

«СП»: — В России нет опыта использования авианесущего корабля с катапультой для взлета самолетов…

— В аванпроекте «Шторма» предлагается комбинированный вариант, то есть авианосец с катапультой и трамплином. Кстати, на новом британском авианосце «Куин Элизабет», который вышел на ходовые испытания на прошлой неделе, летная палуба так же, как и на «Кузнецове» кончается трамплином. Другое дело, что на нем будут базироваться F-35 с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. Что касается российского перспективного авианосца, то, в принципе, сделать для него катапульту можно — при СССР определенный задел в этой области уже был сделан, а расположить ее можно в носовой части полётной палубы или на угловой палубе. Но здесь возникает вопрос уже к самолётостроителям — смогут ли они сделать катапультный самолет, который подвергается уже совсем другим нагрузкам. Неслучайно палубный F-35C у американцев идет последним по готовности.

Что касается энергетической установки, то она, по идее, будет ядерной, потому что у нас даже в нет планах делать мощные турбины. Гипотетически можно сделать пакет из турбины М90, но если авианосец с катапультой, то он должен быть атомным. Тем более что на ледокол «Лидер» ставят два новейших атомных реактора РИТМ-400, которые может получить и авианосец.

«СП»: — Строительство нового авианосца диктует разработку нового корабельного истребителя?

— Теоретически можно МиГ-29 обойтись, но к нему все-таки есть вопросы. Не зря самый крупный эксплуатант этих «корабелок» — Индия — затеял тендер на новый самолет. То есть у корабельного «мигаря» ограничена дальность полета и боевая нагрузка, да и по своим возможностям он уступает Rafale или F/A-18. Для «Кузнецова» он будет основным палубным самолетом, а для перспективного авианосца — вряд ли. Что касается морской версии Су-35, наверное, она возможна, но в палубный ПАК ФА я не очень верю.

«СП»: — Проблемы могут возникнуть и с кораблями охранения…

— К тому времени все корабли 1-го ранга уже будут списаны, и единственным вариантом для авианосца будут фрегаты проектов 11356 и 22350. Альтернатив им нет. А новые эсминцы «Лидер» если и появятся, то одновременно с авианосцем, но с ними также не все гладко — они достаточно дорогие.

Справка «СП»

В настоящее время в состав ВМФ России входит единственный тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», построенный в 1982—1990 годах на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве. Как отметил вице-адмирал Бурсук, ремонт «Адмирала Кузнецова» начнется в 2018 году, его стоимость пока «просчитывается и будет определена чуть позже». Вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Игорь Пономарев заявил СМИ, что после ремонта «Кузнецов» прослужит еще 20 лет.

В апреле ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что стоимость ремонта с модернизацией ТАВКР составит почти 40 миллиардов рублей. На нем могут заменить четыре котла силовой установки (четыре оставшиеся отремонтировать), а также установить современные системы боевого управления, связи, разведки, навигации, радиоэлектронного вооружения, а также новые системы обеспечения безопасной посадки палубной авиации.

Напомним, что «Адмирал Кузнецов» в составе корабельной авианосной группы Северного флота 8 февраля вернулся из дальнего похода в восточное Средиземноморье. За время боевой службы у берегов Сирии были потеряны два палубных истребителя: 13 ноября прошлого года во время тренировочного вылета в море упал МиГ-29КР, а 5 декабря при посадке сорвался с палубы и затонул Су-33.

У ВМФ СССР было 7 тяжелых авианесущих кораблей, после кончины Союза у России остался один «Адмирал Кузнецов». Остальные проданы или ушли на переплавку. Много лет Минобороны России ежегодно заговаривало о желании создать «полноценный» авианосец для нашего Военно-Морского Флота. Но дальше разговоров дело не шло. И вот наконец вопрос поставлен на «практическую ногу» - существует проект Авианосец "Шторм".

Проектирование нового российского авианосца заложили в госпрограмму вооружений до 2025 года. Об этом на недавнем Международном военно-морском салоне в Питере заявил замглавкома ВМФ России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.

КТО ПРОЕКТИРУЕТ КОРАБЛЬ?

Проект авианосца "Шторм" разрабатывает Крыловский государственный НИЦ (Санкт-Петербург). Это ведущая научно-исследовательская организация судостроительной отрасли. В советское время Центр проектировал «знаковые» корабли супер-класса (авианосцы, атомные подлодки, ледоколы). В разработке нынешнего проекта участвовали и специалисты Невского проектно-конструкторского бюро.

КАКИМ БУДЕТ «ШТОРМ»?

Крыловцы дали проекту название - «Шторм» (проекту, но не кораблю). Разработчики же считают, что у авианосца должно быть громкое имя - «Маршал Жуков».

Если проект не изменится, он войдет в тройку самых крупных авианосцев мира (после американских «Нимица» и «Джеральда Форда»).

Палуба сравнится с тремя футбольными полями. Водоизмещение - около 100 тыс. т. Длина - 330 м, ширина - 40 м, скорость хода - 30 узлов. У него будет комбинированная энергоустановка - атомная и газотурбинная. В чем фишка? Начальник отдела планирования перспективных проектов надводных кораблей Крыловского центра Валентин Беланенко отвечает:

Это позволит кораблю оперативно покидать точку своего нахождения со скоростью катера, далее по ходу можно запускать атомную силовую установку. Срок автономного хода - 120 суток. Боезапас - сотни бомб, крылатых ракет и противоторпед. Экипаж - 4000 (!) человек.

На полетной палубе две стартовые системы: две традиционные трамплинные дорожки и две электромагнитные катапульты. Посадку самолетов обеспечит один аэрофинишер. Состав авиагруппы (истребителей, вертолетов и самолетов-разведчиков - не менее 90 единиц). Противовоздушная оборона - четыре зенитных боевых модуля (ожидаются перспективные корабельные версии ЗРК С-500). Для защиты под водой продумана и антиторпедная оборона.

ПОЧЕМ ПЛАВАЮЩИЙ АЭРОДРОМ?

Специалисты говорят: если бы наш авианосец начали строить сегодня, то его разработка и создание

(плюс оружие и самолеты) обошлись бы госказне примерно в 350-360 млрд руб. То есть $6 млрд. Но пока точно неизвестно, когда именно «Шторм» начнут строить (а строительство займет 8-9 лет).

Атомный авианосец США класса «Нимиц» тоже потянул на $5 млрд. Это, как говорят спецы, среднестатистическая мировая цена. А вот за новейший авианосец USS Gerald R. Ford Пентагон отвалил аж $13 млрд. Он считается самым дорогим военным кораблём в мире. А злоязыкие английские СМИ уже прикидывают, что наш «Шторм» будет еще дороже - порядка $17,5 млрд.

Учитывая большую стоимость создания полноразмерного авианосца с указанными ТТХ, Крыловским центром начата инициативная проработка техоблика более простого «легкого» авианосца, с боевыми возможностями ненамного уступающими «Шторму», но с ценою ниже.

ДОСЬЕ

Сегодня 10 стран имеют авианосцы. У США - 11 таких кораблей. Второе место поделили Италия, Испания и Китай - по два авианосца. У России, Франции, Бразилии, Индии, Таиланда, Великобритании - по одному.

ГДЕ БУДУТ СТРОИТЬ?

Глава Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов считает, что наиболее вероятное место - Балтийский завод. Второй вариант - ОАО «Севмаш» в Северодвинске. Не исключается и крымская Керчь.

АРКТИЧЕСКИЙ ПРИЦЕЛ

Согласно проекту, наш многоцелевой авианосец будет относиться к ледовому классу. Планируется обеспечить приспособленность судна для выполнения боевых задач как в теплых, так и в холодных широтах. А появление «Шторма» в Арктике будет веским аргументом в спорах с оппонентами...

МНЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА

«Мы с таких «объектов» глаза не спускали»

Об авианосцах я поговорил с бывшим первым зам.начальника Главного штаба ВМФ России, вице-адмиралом Олегом БУРЦЕВЫМ .

- Почему мы после падения СССР отказались от авианосцев?

Формально отказа не было, но экономическая ситуация в стране не позволяла строить новые корабли и содержать старые. Вы знаете трагическую судьбу «Минска», «Новороссийска» - наших первых авианосцев.

- Что с ними стало?

Они сделали по несколько боевых служб, и были выведены из боевого состава из-за отсутствия финансирования.

- А как сложилась судьба «Москвы» и «Ленинграда»?

Это были наши первые вертолетоносцы. Они отслужили весь срок и ушли на слом.

- Почему мы «провалились» с авианосцами?

Причина не только экономическая. Провал в таких кораблях начался после решений Хрущева. Когда мы всё перестроили на производство ракет, решив, что они - панацея от всех проблем, в том числе и на море. Оказалось, нет. Авианосец выдвинулся в годы Второй мировой войны и резко показал, кто в море хозяин. И уже линейные корабли охраняли авианосцы в конце войны, а не наоборот. Но мы в конце 50-х, в 60-х годах изменили доктринальные позиции, сделав упор на крылатой ракете. В результате большие корабли были отправлены на слом.

- Почему именно сейчас появились проекты нового авианосца?

Нельзя, чтобы флот состоял из одних линейных кораблей или только из атомных подлодок. Флот должен быть сбалансированной единицей. Флот - это мини-вооруженные силы. И авианосцы должны быть, и авиация - она сейчас одна из основных ударных сил на море.

- Чем сегодня можно поразить чужой авианосец?

Авианосец не обязательно топить, - ему можно нанести такие повреждения, когда он не сможет использовать авиацию. Для этого у нас есть крылатая ракета. Сейчас пишут о «Цирконе». Когда я командовал флотилией подлодок, у меня были «Граниты». Очень серьезное оружие. И цель у этих ракет была - именно большие корабли, не меньше эскадренного миноносца. Да и против авианосцев считалось, что можно применять «Гранит» эффективно. А есть ведь еще и торпеды. Офицеры США признавали, что на наши так называемые толстые торпеды 65-76, которые так сильно прозвучали в момент гибели подлодки К-141 «Курск», смотрели с большой опаской. У нее и дальность, и заряд, и скорость позволяли эффективно применить ее и по авианосцу.

- То есть при грамотном применении нашего оружия любой иностранный авианосец можно поразить?

Конечно. Дело в том, что военно-морская наука предусматривает такую форму ведения боевых действий, как морская операция. То есть она ведется во взаимодействии всех видов и родов, исключая ракетные войска стратегического назначения. Я имею в виду подлодки, надводные корабли и авиацию. Они в состоянии эффективно действовать против авианосцев.

- А с берега их можно достать?

У оружия должна быть хорошая дальность. Противник не подойдет на такое расстояние, которое будет для него опасным. Он же знает нашу дальность стрельбы.

Сейчас у нас территориальные воды. А было пушечное право – докуда пушка может дострелить - это и мое.

Есть проект нового авианосца «Шторм». И называются сроки его появления - между 25-м и 30-м годом. Эти расчеты реальны?

Думаю, что да. Очень много внимания этому уделял Главком ВМФ адмирал Высоцкий. Всё идет оттуда, эти проработки, технические решения.

Недавно наши специалисты оценивали новейший американский авианосец и говорили, что у него катапульты иные.

Электромагнитные катапульты.

- В чем их преимущества?

Есть паровые катапульты, - это когда самолет цепляется за крюк, скажем так. Паровая катапульта его разгоняет до скорости, когда у него появляется подъемная сила плюс скорость. Здесь то же самое, просто вместо паровой системы используется электромагнит.

- Российской оборонке по зубам такое же решение вопроса?

Думаю, что да.

- Где будем строить новый авианосец?

Все предыдущие наши авианосцы строили в Николаеве. Думаю, что Питер и Северодвинск – вот два центра, где возможно построить корабли соответствующего водоизмещения и размера.

- Как появление авианосца может поднять статус нашего ВМФ?

Наличие авианосца резко повышает боевую устойчивость группировки, действующей на отдельном направлении, на удаленных направлениях. Авианосец надо защищать. Для этого существуют специальные корабли охранения. Но и он, естественно, своей авиацией защищает всю группировку, которая в состоянии наносить соответствующий удар. Есть в ордере кораблей, такое понятие – ядро. Например, это крейсер, вооруженный ракетами, и плюс авианосец. Это охраняемый центр, который воздействует на противника наиболее эффективно.

- Сейчас повсюду ходят американские авианосцы. Они большой выводок кораблей охранения за собой таскают?

8-10 кораблей. Вокруг авианосца идут корабли охранения, допустим, эскадренные миноносцы, фрегаты. Даже в ядре крейсер может быть, подлодка, а еще специальные группы поисковые, которые выдвигаются на угрожаемое направление, допустим, с задачей своевременного обнаружения наших подлодок.

Вице-адмиралу Бурцеву, когда он командовал флотилией подводных лодок, приходилось гоняться за авианосцами?

Каждый авианосец – носитель ядерного оружия плюс 90 летательных аппаратов. Это дивизия авиационная. Всегда осуществлялось слежение за кораблями противника. Чтобы была возможность упредить противника. Мы с таких «объектов» глаза не спускали. И на воде, и под водой...