Как открыть свой бизнес по нанесению огнезащиты. Регистрация Некоммерческих организаций (НКО)

Здравствуйте друзья! Разговор пойдет об НКО - Некоммерческих организациях. Мы постоянно регистрируем и сопровождаем НКО (более 200 в год), это наша главная специализация и любимая работа. На просторах интернета по теме создания НКО полно старой, не профессиональной и банально устаревшей информации. Если Вас интересует тема связанная с оформлением в 2018 году и дальнейшей работой НКО, тут Вы найдете ответы на главные вопросы. Или узнаете ответы, которые обязательно надо знать.

Вот список вопросов людей, которые задумались об оформлении НКО:

НКО - что это и нужно ли оно мне? В чем суть НКО?

Некоммерческие организации следуя из названия являются организациями, цель которых, некоммерческая деятельность в определенных направлениях. У НКО нет бенефициаров или собственников, которые получают проценты, доход или дивиденды. НКО не может иметь в целях ведение предпринимательской деятельности, действует в некоммерческом поле по направлениям, которые закон четко описывает.

Если проще НКО действует в области: образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, экологии, благотворительности, защиты законных прав и свобод и.т.д. Все эти виды деятельности являются социально-ориентированными и полно прописаны в статье 31.1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

Некоммерческие организации подчиняются двум главным законам, Закон о некоммерческих организациях и ГК Глава. А главным контролирующим органом является Министерство юстиций.

НКО имеет также ряд преимуществ. Она действуя в некоммерческом поле, во многих случаях, имеют преимущество перед коммерческими организациями. Часто поступления полностью освобождаются от налогообложения. Имеет преимущество при взаимодействии с государственными органами. Возможность участие в грантах и получение государственной поддержки выделенных специально для НКО. Получение площади от государства, например офисной или спортивной, для реализации своих целей. Наличие социального вычета НДФЛ, который могут получить физические лица спонсирующие некоммерческие организации.

По сути цели государства и НКО часто совпадают, например развитие науки или спорта. И если Некоммерческая организация добивается в своей деятельности успехов, то в интересах государства помочь ей, через гранты, премии или субсидии. Это в свою очередь помогает некоммерческим организациям реализовывать свои программы.


Особенности некоммерческих организаций и какие они бывают?

Следствием отсутствия собственников НКО, является то, что всё имущество Некоммерческой организации принадлежит только ей. Фактически управлением занимается Руководитель, которым может называться председателем, директором, президентом или как либо еще. Главное, что Руководителя выбирают члены НКО, все члены равны, и ограничивать кого либо из членов законом запрещено.

Важно сказать, что видов НКО довольно много. Разделить их можно по двум главным признакам. Первый - место регистрации, куда подается пакет документов на регистрацию и в дальнейшем изменения в уставных документах. Это Федеральная налоговая служба или Минюст. Второй признак - основана ли организация на членстве. Когда Вы создаете НКО не основанную на членстве, это Ваш проект, и Вы имеете возможность его контролировать, вкладывая в него ресурсы и силы. В основанной на членстве НКО это сделать очень сложно, Вы, по сути, являетесь инициатором проекта, который в будущем будет развиваться силами и видением многочисленной группы людей. Удержать управление можно лишь оставаясь лидером движения и своим авторитетом.

1 Группа. Регистрируемые в Минюсте не основанные на членстве:

  • (Автономная некоммерческая организация)

2 Группа. Регистрируемые в Минюсте основанные на членстве:

  • Казачьи общества

3 Группа. Регистрируемы в ФНС основанные на членстве.

  • Потребительские кооперативы

4 Группа. Регистрируемы в ФНС не основанные на членстве.

  • Государственные учреждения
  • Казенные учреждения
  • Муниципальные учреждения

Важно сказать, что очень сложно, вернее в большинстве случаев невозможно. Проще учредить новую НКО. Ответственно подойдите к выбору формы НКО.

Что необходимо для создания Некоммерческой организации?

Необходимо ответить себе на несколько главных вопросов и иметь необходимые документы.

Необходимо определиться, в какой некоммерческой области Вы будете действовать и главное как вы будете реализовывать свои цели.

Ответив на первый вопрос, Вы сможете определиться с формой НКО, которую Вам необходимо создать.

В зависимости от формы, Вам потребуется минимум от одного до трех паспортов учредителей.

Определиться с составом органов управления НКО, их должности и копии паспорта.

Полное и сокращенное название Вашей будущей НКО.

Иметь данные для юридического адреса, это может быть офис (Гарантийное письмо от собственника офиса) или домашний адрес одного из учредителей (при условии, что он владелец квартиры).

4000 рублей на государственную пошлину

Примерно 3600 рублей на услуги Нотариуса.


Пошаговая инструкция действий для регистрации НКО.

Вы решили создать НКО, и первый вопрос с чего начать:

Для регистрации необходим как минимум один учредитель, в некоторых формах два, но необходимо три человека в обязательный коллегиальный орган управления. Т.е. один человек может быть учредителем, руководителем и членом коллегиального органа управления и еще двое только членами коллегиального органа управления. Все главные вопросы решает именно коллегиальный орган управления, а не учредитель.

- Выбираем название для нашей НКО.

Вопрос сложнее, чем Вам может показаться. Во первых, наименование должно быть уникальным. Во вторых состоять из трех частей: организационно-правовой формы, отражением характера вашей деятельности, само название. Например: АВТОНОМНАЯ НЕКОМЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРЫ И ИССКУСТВА "ЗАРЯ", как видите оно состоит из трех обязательных частей. Название должно определять характер вашей деятельности, как следствие ваши цели и состав будущего Устава. Отсюда следует важное ограничение, фактически названием будут определены виды вашей деятельности и заниматься всеми социально-ориентированными видами деятельности вы не сможете. Например спортивная организация не сможет заниматься экологией. Также нельзя просто так международный, всевозможные названия органов государственной власти, другие формы (фонд, союз, ассоциация) и т.д. Не допускаются иностранные символы и слова. Если используется редкое название или малоизвестное русское слово, лучше приложить пояснительное письмо с его описанием. Не каждый знает что такое Фарахруд, в том числе сотрудники Минюста, которые могут принять его за иностранное слово.

- Определяемся с юридическим адресом.

Юридический адрес является официальным местом нахождения организации, и регистрация АНО происходит по месту нахождения юридического адреса. Так где его взять? Есть несколько путей.

Самый простой способ, юридический адрес предоставляет один из учредителей на свою квартиру, обязательное условие, квартира должна быть в собственности. Если в собственности доля, то обязательно согласие остальных участников.

Второй способ - юридическим адресом будет офис по договору аренды, т.к. организация еще не создана, собственник офиса выдает Вам гарантийное письмо, что заключит с вами договор аренды и согласен с тем, что там будет юридический адрес организации.

Существует на практике третий способ, самый сомнительный - "покупка юридического адреса", собственник предоставляет Вам гарантийное письмо, но после регистрации обеспечивает Вам лишь почтовое сопровождение организации. Это дешевле чем снимать офис, но идти по этому пути стоит только с проверенными партнерами. Можно попасть на " черный-резиновый" адрес и получить отказ в Минюсте или после оформления НКО иметь возможности открыть расчетный счет.

- Оформление документов для подачи в Министерство юстиции.

Далее самый сложный этап. Оформление пакета документов для регистрации НКО. Этот пакет документов подается в региональный Минюст, не путать с Минюстом России. Например в Москве, это Минюст Москвы. Минюст по Московской области находится тоже в Москве.

Минимальный пакет для регистрации состоит из:

  • Устав 3 экземпляра
  • Решение (Протокол) 2 экземпляра
  • Заявление заверенное нотариусом - 1 экземпляр
  • Заявление подписанное заявителем - 1 экземпляр
  • Квитанция об уплате госпошлины (оригинал)

Отдельно хотелось бы уделить внимание Уставу НКО.

Устав должен отражать именно ваш характер деятельности, цели и задачи организации, виды деятельности. Все эти пункты формируются в согласии с наименованием организации! В Уставе указывается: Наименование некоммерческой организации, место нахождения, цели и предмет деятельности, сведения о филиалах и представительствах. Также устав определяет порядок внесения изменений, реорганизации или ликвидации некоммерческой организации, порядок контроля деятельности организации.


Процедура регистрации НКО в Минюсте

Процедура регистрации НКО в Министерстве юстиции в корне отличается от регистрации ООО. Сама регистрация состоит из четырех этапов, и часто Вы можете слышать только сроки некоторых, что вводит людей в заблуждение.

Скажу проще, полный срок регистрации, с момента подачи документов в Минюст, занимает не меньше 1,5 месяца. И эти полтора месяца состоят из пяти этапов, в которых принимают участие минимум 4 человека. Это одна из причин, почему ускорить регистрацию очень сложно, и если у вас это получится, это будет всего несколько дней. Опишу эти этапы:

1. Подаются документы в Министерство юстиции, принимает их в окошке "специалист на приемке".

  • Первый вариант "Отказ" в регистрации, с этим все понятно. Все с начала, повторная оплата государственной пошлины и почти всегда повторные затраты на Нотариуса.
  • Второй вариант "Доработка", если присутствуют незначительные замечания по Уставу, специалист звонит заявителю по указанному в заявлении номеру и просит внести изменения. Важно, если пропустите звонок и не найдете своего специалиста сегодня, завтра будет отказ!. Так, что лучше узнать назначенного специалиста и его телефоны заранее. Соответственно повторные расходы на нотариуса и пошлину не возникают. После "Доработки" экспертиза может занять опять 3 недели, и сроки регистрации резко увеличиваются.
  • Третий вариант положительное решение, УРА. Но это только середина пути.

3. Минюст сам отправляет пакет документ в ФНС (Налоговую), идут они около недели.

4. Документы проходят проверку в ФНС, она не такая строгая как в Минюсте. И тут решений может быть только два. Положительное или отрицательное решение. Если отрицательное, то вы попадаете в начало пути. В случае положительного решения присваиваются регистрационные номера ИНН и ОГРН, с внесением в единый реестр юридических лиц. С этого момента НКО существует. Вы можете взять выписку из ЕГРЮЛ и на основании нее совершать некоторые действия.

5. Документы созданной организации еще неделю едут обратно в Минюст.

6. Минюст получив документы из ФНС, выпускает дополнительно Свидетельство о регистрации некоммерческой организации. Важно сказать, что это свидетельство подписывает лично начальник Минюста. В связи с чем этот этап может легко растянусь с одной до двух или трёх недель, и любые взывание к совести специалиста в "окошке" или на телефоне, ситуацию не изменят. Он просто не осмелится доложить ваше недовольство высшему руководству.

Получив пакет документов в Минюсте обязательно проверьте, не допущено ли ошибок при внесении основных данных в ЕГРЮЛ, например в Ф.И.О. учредителей и руководителей, адресе, названии, и.т. д.

Потом изготавливаете печать, это сделать обязательно. Освобождены от печатей могут быть только ООО и ИП. И обязательно получаете в РОССТАТЕ (Статистике) "Уведомление" с кодами статистики.

Собираем, что получилось в красивый пакет и открываем расчетный счет в понравившемся нам банке. Делает это руководитель и лучше это сделать сразу. Без расчетного счета НКО редко может существовать, и с течением времени делать это становится все сложнее. НКО без расчетного счета, это вообще отдельная статья для разговора.

Расходы связанные с регистрацией НКО.

Пройдем по мере возникновения. После незначительных расходов связанных с подготовкой документов, бумага и чернила. Идут нотариальные расходы и составляют минимум 3500р, если у нас 1-2 учредителя. Далее государственная пошлина составляет 4000р., которую необходимо оплачивать в банке по квитанции. Расходы связанные с открытием расчетного счета составляют примерно 2-3 т.р., надо заметить, что в государственных банках цены выше чем в коммерческих, но и надежность их не вызывает сомнений. Учтите, что при отзыве лицензии у банка, организация в 95% случаев теряет свои денежные средства на расчетных счетах.

Отдельно хотелось бы сказать. После создания организация будет нести постоянные расходы связанные с ведением расчетного счета 1-3,5 т.р. в зависимости от банка. А также ведение бухгалтерского учета НКО достойным бухгалтером выйдем минимум в 2000р в месяц.

Правила работы и обязанности НКО.

Эта тема очень объемная, постараемся разобрать соответственно три главных вопроса:

  1. Где может работать НКО?
  2. Кто контролирует работу НКО?
  3. Принцип деятельности НКО.

Где может работать НКО?

В Уставе любой НКО прописывается территориальная сфера деятельности, если попроще - это те регионы в которых НКО может действовать. По умолчанию главным регионом будет тот, в котором находится Ваш юридический адрес. В дополнительных регионах НКО действует на основании филиалов или отделений. В зависимости от формы НКО, можно открыть отделения, филиалы или одновременно оба этих вида. Важно сказать, что для каждой формы расширение территориальной сферы деятельности реализуется по разному. Об этом необходимо читать отдельно. Я обозначу в чем их отличие.

Филиалы это независимые структурные единицы со своими регистрационными данными и расчетными счетами в банках. Их создание приводит к новой редакции устава НКО. Структура организации и принцип управления при наличии филиалов полностью меняется. Филиалы открывают например АНО.

Отделения создаются внутренними документами, не приводят к созданию новой редакции устава и не приводят к коренным изменениям в НКО. Но не во всякой форме НКО, возможно открытие отделений. Отделения например можно открыть в Общественной организации.

Есть формы, которым территориальный признак не так важен, например фонды. Фонды по своей сути, собирают и распределяются средства. Их деятельность построена на содействии или совместной реализации социальных проектов с другими НКО. У них как правило, просто нет необходимости в филиалах или отделениях. Они отлично достигают своих целей, опираясь на один единственный регион, перераспределяя собранные ресурсы.

Отдельно нужно сказать про Общероссийские организации и НКО, которые Просто так, его использовать нельзя, для каждой формы НКО существуют свои правила. Для общественной организации, это действие на территории более 43 регионов России, например открытие более 43 отделений. Для Ассоциации (союза), это срок деятельности более 5 лет, более трети регионов и уникальная деятельность, которую еще надо доказать.


Международный статус и использование соответствующего названия. Для этого надо сделать три шага. Создать НКО. Потом создать представительство вашей НКО в другой стране по её законам. Третий шаг, имея все документы на созданное представительство, подать документы в МИНЮСТ РОССИИ на новый устав, наименование и статус. Часто спрашивают, как создать "ВСЕМИРНУЮ НКО", ответ никак, сделать это невозможно и понятия такого в законе нет.

Кто контролирует работу НКО?

Деятельность НКО несколько сложнее, чем деятельность коммерческих организаций. НКО контролирует в основном Минюст и Налоговая (ФНС). Принцип и цели контроля сильно у них отличается. Если описывать все тонкости не хватит и книги, но главные принципы, постараемся обозначить.

Минюст контролирует, соответствует ли деятельность НКО, закону о некоммерческих организация. Проверяется соответствует ли деятельность НКО её уставу и правомерно ли расходуются средства. Именно Минюст принимает жалобы на деятельность НКО и принимает решение о её принудительной ликвидации. Ежегодно получает отчетность от НКО о подтверждении деятельности, основных финансово-экономических показателях и составе органов управления. Проверяет целевое использование полученных денежных средств и законность их использования в рамках некоммерческого поля. По сути Минюст несет надзорную функцию, в случае несоответствия, выносит предписание устранить недочеты или ликвидирует НКО.

Налоговая (ФНС) исполняет несколько другие функции. Все НКО, в рамках своего устава, могут заниматься деятельностью приносящий доход, которая облагается налогами. В налоговую ежеквартально предоставляются отчеты и декларации. На основании отчетности и анализа состава операций расчетного счета, ФНС проверяет правильность начисления и уплаты налогов. Другими словами ФНС исполняет фискальные функции контроля. И в случае выявления нарушений штрафует НКО, блокирует расчетные счета, требует пояснений от руководителя, если данные были предоставлены неполные, противоречивые или недостоверные.

Также всеми НКО отчетность предоставляется в ПФР, ФСС и РОССТАТ, даже в том случае, если деятельности или сотрудников НКО не имеет.

Принцип деятельности НКО

После создания или ежегодно НКО проводит общее собрание членов. На этом собрании в рамках устава НКО, определяется план развития НКО в текущем году. Проще говоря, члены решают главные принципы и цели деятельности их НКО, определив цели следующего года, возможно разработав определенную программу. Возможно определяется механизм реализации социально-ориентированных мероприятий.

Второй важный вопрос, как заданные цели будут достигаться, за счет каких средств. Определяются приорететные источники формирования поступлений. Соответственно для привлечение денежных средств, могут быть запланированы мероприятия и акции, например приуроченные к праздникам или торжественным датам. Возможно главным источником средств предполагается деятельность приносящая доход, и необходимо описание развития этого направления.

Третий вопрос, это смета на текущий год. Определив, цели некоммерческой организации и источники за счет которых, они будут реализовываться. Члены собрания формируют смету с планируемыми размерами поступлений по каждой статье и их целевое использование на планируемые цели. Важно сказать, что смета не должна точно исполниться в течении года, это лишь план. По итогу года, составляется фактическая смета, члены собрания изучают сметы планируемую и фактическую, с тем чтобы учесть опыт прошедшего года и иметь возможность качественнее спланировать следующий год.

Хотелось бы заметить, что сметы в НКО может и небыть вовсе, т.к. финансовые операции отсутствую полностью, а уставная деятельность, цели и задачи, полностью реализуются. Например Общественная организация действует за счет своих членов и волонтеров, которые безвозмездно действуют или за свой счет, полностью реализуя цели по просвещению и консультированию населения о его правах. Как видите финансовые операции могут быть минимальны или даже полностью отсутствовать.

Отдельно замечу, что налогами в основном облагается деятельность приносящая доход (доход от реализации товаров и услуг), которая является источником формирования поступлений НКО. Получать доход, допустимо только в рамках тех видов деятельности, которые есть в уставе (записать чисто коммерческие виды деятельности в устав, как торговлю, агенские услуги, строительство зданий и сооружений и т.д. Минюст Вам не даст при регистрации или изменениях). Сама по себе эта деятельность не может быть целью НКО. Исключением является построение деятельности некоторых АНО. Когда они осуществляют деятельность приносящюю доход, например предоставление услуг по занятиям спорту, а секции по себестоимости. Не получая какого либо финансового результата, АНО сразу же исполняет свою главную уставную цель - развитие спорта, т.е. цели у такого АНО не меняется, это развитие спорта, просто получается, что и уставная деятельность и деятельность приносящая доход, сливается в исполняются пораллельно.

Заключение.

Здесь были описаны основы знаний о некоммерческих организациях, которые надо знать каждому, кого интересует эта тема. Отдельно по каждой форме НКО, у нас есть свои разделы, также стоит ознокомиться с развернутыми статьями по вопросам, которые здесь подняты в общих чертах.

Если у Вас есть, что сказать, пишите в комментариях, с радостью ответим.

Также оставляйте ниже свои комментарии, обсудим вместе.

В условиях постоянного изменения законодательства, в том числе порядка государственной регистрации и положений НК РФ, не всем под силу справиться даже с созданием НКО. Чтобы не пришлось еще раз оплачивать госпошлину и тратить дополнительное время на повторное обращение, лучше сразу заручиться поддержкой квалифицированных специалистов. Подробнее о том, что может ожидать при самостоятельном проведении процедуры, смотрите в нашей статье о .

Компания «ПРИОРИТЕТ» готова помочь с регистрацией НКО и ускорить начало ее деятельности. Для тех, кто все же желает сделать все без сторонней помощи, прилагаем подробную инструкцию.

Этап 1. Изучение основных условий регистрации НКО

  1. Наименование . Должно указывать на организационно-правовую форму и направление деятельности. Пример: «Фонд содействия реализации молодежных инициатив».
  2. Юридический адрес. В число обязательных реквизитов любой некоммерческой организации входит ее официальное местонахождение, то есть адрес, по которому НКО зарегистрирована и где находится ее исполнительный орган.

    Так сложилось, что в ходе применения соответствующих положений закона под местонахождением стали понимать два разных понятия: фактический адрес и юридический. Оба они не прописаны в законе, но активно используются в деловой практике.

    Под фактическим понимают офис, где реально размещен исполнительный орган. Юридический адрес отражается в ЕГРЮЛ в качестве места исполнения прав и обязанностей, указывается в качестве официальных контактов при оформлении договоров .

    Одним из условий регистрации некоммерческой организации на конкретный юридический адрес является подтверждение права собственности на него со стороны самой НКО или законности владения соответствующим помещением другим лицом плюс свидетельство передачи его в пользование (гарантийное письмо либо договор аренды).

    Возможный вариант юридического адреса: место жительства и прописки исполнительного органа (президент, генеральный директор и т. п.).

  3. Учредители . Ими могут быть как полностью дееспособные граждане, так и юридические лица.

    Регистрировать благотворительное учреждение вправе только благотворительная организация аналогичного характера. Профессиональное духовное образовательное учреждение создается исключительно религиозными организациями. Юридические и физические лица, которые являются общественными объединениями, имеют возможность начать и деятельность другого соответствующего учреждения.

    Образовательные организации учреждаются органами федеральной власти или местного самоуправления, зарубежными и российскими структурами, а также частными лицами. В отношении вузов, ведущих обучение по военным профессиональным программам, учредителем может быть только Правительство РФ.

  4. Уставный капитал. При регистрации некоммерческой организации формирование такого фонда не предусмотрено. Ее создание и деятельность финансируются из других источников:
    • добровольных пожертвований;
    • членских и вступительных взносов, которые предусматриваются Уставом;
    • поступлений от мероприятий, проводимых в рамках основной деятельности;
    • для осуществления приносящей доход деятельности НКО должна иметь имущество, достаточное для осуществления указанной деятельности, рыночной стоимостью не меньше минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью;
    • доходов от предпринимательства, не противоречащего целям создания.
  5. Имущественные права учредителей . Лица, создавшие НКО (кроме учреждений) и передавшие средства в ее собственность, после регистрации некоммерческой организации теряют возможность возврата активов и распоряжения ими (касается и членских взносов). Также они не участвуют и в распределении прибыли.
  6. Органы управления .

    В политической партии, общественной организации или движении высшее руководство передается съезду (конференции) либо общему собранию. В свою очередь, функции постоянно действующего управленческого органа указанных некоммерческих организаций выполняет выборная коллегия, подотчетная собранию или съезду.

    В политических партиях путем голосования формируются не только руководящие органы, но и контрольно-ревизионные комиссии. Органы общественной самодеятельности работают на принципах самоуправления, утвержденных собранием учредителей и отраженных в их Уставе. Обязательным органом для фондов являются попечительские советы.

    Чтобы зарегистрировать иные виды НКО, необходимо избрать высший коллегиальный руководящий орган или общее собрание ее участников.

    Исполнительный орган подобных структур управляет текущей деятельностью единолично или коллегиально, при этом результаты его работы контролируются руководящим органом.

    Высшие органы управления устанавливаются учредительными документами и могут быть представлены для автономной некоммерческой организации - в виде высшей коллегии управления; общим собранием членов при регистрации ассоциации (союза) и партнерства; в фондах и прочих НКО - в соответствии с Уставом и федеральным законодательством. Основная функция управления едина - достижение целей, поставленных при создании.

    К надзирающим и контролирующим органам относят ревизионную комиссию или попечительский совет. Контрольно-ревизионные органы обязательны для всех общественных объединений, а попечительский совет - для фондов. Формирование таких органов при регистрации остальных типов некоммерческих организаций не требуется.

  7. Цели и направления деятельности . Подобные виды юридических лиц вправе заниматься только теми вопросами, которые оговорены законом и их учредительной документацией. Так, они могут преследовать благотворительные, образовательные, культурные, научные, социальные и управленческие цели, содействовать развитию спорта и физической культуры, защите законных прав и интересов организаций и граждан, урегулированию конфликтов и споров, заботиться об охране здоровья, удовлетворении духовных и прочих аналогичных нужд людей, оказывать юридическую помощь и предпринимать иные усилия для создания общественных благ.

    Указанным условиям не соответствуют только потребительские кооперативы, так как их регистрируют для ведения заготовительной, производственной и иной деятельности, способствующей материальному и иному обеспечению своих членов.

    Некоторые направления деятельности являются лицензируемыми, то есть требуют от некоммерческих организаций получения специальных разрешений.

  8. Налогообложение .

    1. Льготы по НДС предоставляются:
      • общественным организациям инвалидов (чтобы зарегистрировать такую НКО, 80 % и более всех ее членов должны составлять лица с ограниченными возможностями либо их законные представители) или учреждениям, в которых они являются единственным собственником;
      • религиозным структурам, реализующим литературу соответствующего содержания и предметы культа.
    2. От налога на прибыль освобождаются:
      • целевые, членские и вступительные взносы (предусмотрены в ассоциациях, партнерствах и общественных некоммерческих организациях);
      • паевые вклады (обязательны для участников потребительских кооперативов);
      • федеральные субсидии, выделяемые на благотворительную деятельность;
      • пожертвования;
      • имущество, полученное некоммерческой организацией в порядке наследования на основании завещания;
      • иные материальные активы и денежные средства, поступившие в целях финансирования благотворительной деятельности.
    3. Налог на имущество вправе не оплачивать:
      • российские общественные организации, членами которых преимущественно являются инвалиды или законные представители лиц с этим статусом (больше 80 % от общего числа членов). Освобождение распространяется только на ту часть имущества, которая используется при ведении деятельности, определенной уставом;
      • религиозные НКО (также как и в предыдущем случае, льгота по налогу на имущество касается лишь активов, позволяющих выполнять мероприятия религиозного толка);
      • структуры, которые учреждены общероссийскими общественными организациями инвалидов (инвалиды либо лица, представляющие их интересы в соответствии с законом, составляют минимум 80 % всех членов) при условии, что они - единственный собственник.

    Исходя из законодательства, к НКО может быть применена упрощенная система налогообложения, если они зарегистрированы при небольшом участии в них других организаций (их доля не должна превышать 25 %). Но в то же время Президиум ВАС России и Конституционный суд РФ постановили, что применимо к подобным структурам говорить о доле непосредственного участия нельзя.

    В этой связи наибольшие проблемы в толковании вызывают следующие требования:

    1. Как было сказано выше, когда непосредственное участие в некоммерческой организации сторонних структур превышает установленный лимит (25 %), то она не вправе использовать УСН. Однако если прочитать главу 26.2 Налогового Кодекса России, то можно увидеть, что под понятием «доля участия» имеется в виду процент, который занимает вклад учредителя в общей величине уставного капитала. Но для некоммерческих организаций формирование такого фонда вообще не предусмотрено, а, значит, для них показатель «доля непосредственного участия» теряет свой изначальный смысл. Это верно и в том случае, если одним из учредителей НКО (либо единственным) выступает другое юридическое лицо.

      Данное условие применения УСН не действует и в отношении коммерческих структур. Для этого их уставный фонд должен быть в полном объеме составлен из взносов общественных организаций инвалидов, отвечающих двум критериям: не меньше половины среднесписочной численности их персонала - инвалиды, при этом их заработок составляет хотя бы четверть от всего фонда оплаты труда.

    2. Среди тех, кто лишен права выбирать УСН, упоминаются инвестиционные фонды. Относится ли это к некоммерческим фондам, занимающимся инвестициями социального характера, к примеру, фондам местного сообщества? Ответ отрицательный и вытекает он из статьи 2 Федерального закона 156 «Об инвестиционных фондах», принятого 29.11.2001 г. Там, в частности, указано: словосочетание «инвестиционный фонд» является частью фирменного названия акционерного инвестиционного фонда, то есть открытого акционерного общества, деятельность которого связана исключительно с инвестированием в ценные бумаги либо прочие активы, определенные данным нормативно-правовым актом. Юридические лица иного типа не могут использовать слова «инвестиционный фонд» и их любые вариации в своих названиях. В указанном Федеральном законе предусмотрены исключения из этого правила, но некоммерческие фонды в них не включены.

Этап 2. Формирование пакета документов для регистрации НКО

В обязательный перечень входят:

Этап 3. Обращение за регистрацией некоммерческой организации в Минюст

Предварительным рассмотрением вопроса о создании НКО занимаются территориальные органы Министерства юстиции России (если структура открывается в Москве, нужно прийти на улицу Кржижановского, д. 13). Чтобы сдать документы уполномоченному лицу, следует предъявить доверенность от заявителя.

Если все заполнено правильно, то на расписке ставится отметка о принятии с датой приема и присваивается входящий номер.

Впоследствии эта расписка будет основанием для выдачи готовых свидетельств.

Этап 4. Получение подтверждений успешной регистрации некоммерческой организации

Спустя примерно 1–1,5 месяца можно прийти в Минюст за готовыми документами. После предъявления ранее выданной расписки и доверенности, здесь забираются:

  • свидетельство о постановке на учет налогоплательщика (ИНН);
  • свидетельство о государственной регистрации НКО с указанием учетного номера в Минюсте;
  • Устав с отметкой;
  • лист записи ЕГРЮЛ о регистрации с присвоением ОГРН.

Этап 5. Запрос сведений о регистрации НКО в Росстате

Основные данные о новой некоммерческой организации подлежат обязательному статистическому учету. После их внесения в базы Росстата ведомство формирует информационное письмо о присвоенных кодах ОКВЭД.

Соответствующее уведомление используется во внешнеэкономической деятельности и при расчетно-кассовом обслуживании.

Этап 6. Открытие банковского счета для некоммерческой организации

При обращении в кредитное учреждение понадобится целый ряд документов, но требования в каждом из них отличаются. В примерный перечень входят:

  • Устав;
  • подтверждения регистрации и постановки некоммерческой организации на учет в налоговой инспекции (свидетельства о государственной регистрации НКО и ИНН);
  • статистические коды (письмо из Росстата);
  • лист записи ЕГРЮЛ;
  • решение руководящего органа о создании некоммерческой организации;
  • документы о праве на юридический адрес;
  • приказы о назначении высших должностных лиц НКО (директора и главного бухгалтера), удостоверенные руководителем (в виде оригинала и копии);
  • анкета;
  • карточка образцов подписей (заверяется в банке или у нотариуса).

Этап 7. Регистрация некоммерческой организации в социальных фондах

Постановка НКО на учет в ПФР и ФСС РФ производится автоматически сразу после ее официального создания. Подтверждением этого факта становятся извещения от Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Если эти документы своевременно не поступили в некоммерческую организацию, то ей следует получить их самостоятельно.

Такие уведомления требуются при составлении отчетности , так как в них указываются индивидуальные номера, присвоенные фондами каждой НКО и необходимые для внесения в отчет или бухгалтерскую программу.


Все юридические лица, создаваемые на территории России, делятся на 2 (две) большие группы:

1) Коммерческие компании;

2) Некоммерческие компании;

Основные различия между данными видами организаций:

  • цель деятельности. Для коммерческих организаций (КО) основной целью признается извлечение прибыли в отличие от некоммерческих (НКО).
  • распределение прибыли. Некоммерческие организации не вправе распределять прибыль (если таковая имеет место в ходе осуществления их деятельности) между своими участниками (членами) в отличие от коммерческих компаний.

В настоящее время в Российской Федерации создано огромное количество разнообразных некоммерческих организаций. При этом регистрация НКО может производиться в различных формах, основными из которых все-таки являются следующие:

  • некоммерческие партнерства;
  • общественные организации (объединения);
  • религиозные организации;
  • учреждения;
  • фонды;
  • потребительские кооперативы;
  • казачьи общества;
  • ассоциации и союзы;
  • иные.

Регистрация некоммерческих компаний - очень сложный по своему содержанию процесс, связанный с оформление, заполнением и представлением в регистрирующий орган соответствующих документов.

Создание некоммерческой организации регулируется положениями действующего законодательства, в частности ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ. Названный закон устанавливает общий порядок регистрации НКО. Однако для отдельных видов некоммерческих компаний законодательством определены некоторые особенности (к примеру, для ТСЖ, профсоюзов, религиозных организаций, партий и т.д.).

Вместе с тем можно обозначить общую процедуру регистрации некоммерческих организаций, используемую при создании НКО любой формы.

Процесс создания некоммерческой организации

Регистрация НКО как и открытие других видов юридических лиц (например, АО, ООО) включает в себя следующие ключевые этапы.

Принятие решения о создании некоммерческой организации

Решение о регистрации НКО принимается всеми ее учредителями единогласно, если соответствующая НКО создается несколькими лицами. Если некоммерческая организация создается только одним лицом (учредителем), то указанное решение принимается самостоятельно данным учредителем.

Помимо этого соответствующим решением утверждается учредительный документ (как правило, устав) НКО, а также утверждают избрание/назначение тех или иных органов некоммерческой организации.

Регистрация некоммерческой организации

Регистрация НКО в отличие от коммерческих организаций имеет определенные особенности в плане органов, которые производят данную процедуру.

Коммерческие организации - регистрация производится исключительно налоговой инспекцией.

Некоммерческие организации - регистрация производится Министерством Юстиции (Минюстом РФ). Вместе с тем указанный орган после принятия положительного решения по вопросу создания некоммерческой организации передает соответствующие сведения в ИФНС для внесения информации об НКО в реестр юр. лиц.

Документы, представляемые в МинЮст РФ для регистрации НКО:

1) Заявление о создании некоммерческой организации (форма РН001).

Данное заявление как и в случаях с регистрацией КО подписывается руководителем/директором НКО, а его подпись удостоверяется нотариусом. Учредитель НКО представляет нотариусу для свидетельствования его подписи следующий комплект документов:

  • решение регистрации некоммерческой организации (либо протокол, либо единоличное решение 1-го учредителя);
  • паспорт (копия) лица, которое подписывает указанное заявление;
  • другие документы, перечень которых более целесообразно уточнять непосредственно у того нотариусу, к которому обращается соответствующий заявитель.

Законодательство РФ устанавливает очень важное правило - за достоверность сведений, которые указаны в заявлении, а также за соблюдение порядка создания некоммерческой организации и требований к учредит. документам ответственность несет непосредственно сам заявитель, а не тот орган, который производит регистрацию НКО.

2) Учредительные документы.

Учредит. документы должны быть представлены на регистрацию в 3-х экземплярах, при этом 1-ый экземпляр направляется в налоговую инспекцию, 2-ой - остается в МинЮсте РФ, а 3-ий экземпляр выдается заявителю на руки.

Обязательно необходимо указать, что вид учредительных документов напрямую зависит от той формы, в которой производится регистрация НКО. Исходя из этого, учредит. документами НКО могут выступать:

1. Устав НКО;

2. Устав или положение НКО;

3. Учредительный договор и устав НКО (для ассоциаций и союзов).

3) Решение о создании некоммерческой организации.

В качестве данного решения, как уже указывалось выше, выступает протокол собрания учредителей НКО или решение ее единственного учредителя. При этом указанное решение представляется в регистрирующий орган в двух экземплярах.

4) Данные об учредителях (членах) НКО.

Информация о членах (учредителях) НКО представляются в свободной (произвольной) форме с обязательным представлением в МинЮст двух экземпляров данной информации.

5) Документ об оплате государ. пошлины за регистрацию некоммерческой организации.

ВАЖНО! Реквизиты, необходимые для оплаты пошлины за регистрацию НКО отличаются от тех реквизитов, которые применяются при оплате пошлины за регистрацию коммерч. организаций. Ввиду этого заявителям необходимо четко проверить указываемые ими данные при заполнении квитанции на оплату гос. пошлины.

Размер государств. пошлины за создание некоммерческой организации равняется четыре тысячи рублей.

6) Сведения о месте нахождения главного органа управления некоммерческого предприятия.

Соответствующая информация представляется в МинЮст при регистрации некоммерческой организации исключительно в целях осуществления возможной связи (взаимодействия) с ней государств. и муниципал. органами. В обязательном порядке вышеуказанный орган некоммерческого предприятия должен быть постоянно действующим.

7) Документы (доказательства), предоставляющие возможность использования некоммерческой компанией имени гражданина, наименования другой компании, символики в тех случаях, если в названии НКО применяются соответствующие данные.

8) Выписка из реестра иностр. юридических лиц в случае, если в качестве учредителя некоммерческой организации (НКО) выступает иностранное лицо (гражданин).

В соответствие с положениями закона представление в МинЮст РФ каких-либо иных документов не предусмотрено. Таким образом, требования сотрудников МинЮста РФ о представлении иных документов являются незаконными (неправомерными).

Решение о государ.регистрации некоммерческой организации подлежит принятию МинЮстом РФ не позднее четырнадцати дней, начиная с даты получения данным органом от заявителя всего комплекта необходимых документов. На основании такого решения и информации, поступившей из МинЮста, налоговый орган вносит в реестр юридич. лиц сведения о вновь создаваемой НКО.

По факту внесения сведений в ЕГРЮЛ (реестр юрид. лиц) заявителю выдается свидетельство о государств.регистрации некоммерческой организации. Считается, что именно с этого момента НКО является полноправным юридически созданным субъектом гражданского оборота. Более того, в процессе регистрации НКО данная организация должна быть поставлена на налоговый учет и ей должно быть выдано соответствующее свидетельство (ИНН).

Получение кодов из службы статистики (Росстата)

Присвоение кодов статистики (ОКАТО, ОКОПФ, ОКСФ, ОКОГУ, ОКПО) производится Росстатом на основании следующих документов:

  • свидетельство о регистрации НКО;
  • свежая выписка из ЕГРЮЛ (реестра юрид. лиц);
  • доверенность на лицо (если с заявлением в службу статистики обращается неуполномоченный законом или учредит. документами гражданин).

Учет в государст. внебюджетных фондах

Создание некоммерческой организации (НКО) является основанием для ее постановки на учет в следующих фондах - ПФ, ФСС, ФОМС РФ, т.к. деятельность НКО в подавляющем большинстве напрямую связана с наймом рабочей силы не только по гражданско-правовым, но и трудовым договорам.

Данные о некоммерческой организации в указанные внебюджетные фонды передаются непосредственно государств. органами в рамках осуществляемого между ними сотрудничества (МинЮстом, налоговой инспекцией).

Некоммерческой организацией (далее — НКО) является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации:

Этап 1. Сбор данных

Этап 1. Сбор данных

— Наименование

— Юридический адрес

Согласно закону, каждое юридическое лицо должно иметь адрес местонахождения, по которому осуществляется регистрация этого юридического лица и по которому всегда можно найти его исполнительный орган.

На практике это положение закона было интерпретировано «по-своему», в результате чего возникло разделение понятия «место нахождения юридического лица» на «юридический адрес» и «адрес фактический». В связи с этим сформировались два отдельных понятия, не закрепленные официально, но активно используемые в обиходе.

Под термином «фактический адрес» понимается адрес реального местонахождения организации, по которому непосредственно можно найти ее исполнительный орган.

Под термином «юридический адрес» понимается адрес, указанный в учредительных документах юридического лица, который указывается в реквизитах организации в ходе ее деятельности (при заключении договоров и сделок) и по месту которого определяются права и обязанности регистрируемого юридического лица.

Для того, что бы зарегистрировать НКО на юридический адрес, необходимо иметь либо право на его собственность, либо легитимность владения им со стороны собственника (свидетельство права собственности), а так же, Ваше к нему отношение (договор аренды и гарантийное письмо от собственника).

В качестве юридического адреса, может быть использован домашний адрес Исполнительного органа (Генеральный директор, Президент и т. п.). Для этого Исполнительный орган должен быть прописан на данной жилплощади или иметь ее в собственности.

— Учредители

Учредителями НКО могут являться физические лица, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица.

Благотворительное учреждение может быть создано только благотворительной организацией.

Учреждение профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) — только религиозными организациями.

Общественное учреждение — физическими и юридическими лицами, являющимися общественными объединениями.

Учредителем образовательного учреждения могут быть: органы государственной власти, органы местного самоуправления, российские и иностранные организации, физические лица.

Учредителем высшего учебного заведения, реализующего военные профессиональные образовательные программы, может быть исключительно Правительство РФ.

— Уставной капитал

В НКО нет уставного капитала, они создаются и функционируют с источников финансирования:

— вступительные и членские взносы, уплата которых предусмотрена уставом;

— добровольные взносы и пожертвования;

— поступления от проводимых мероприятий;

предпринимательская деятельность, соответствующая целям, для достижения которых создана указанная организация.

Право учредителей на имущество. Не сохраняют имущественных прав на переданное этим организациям в собственность имущество (кроме учреждений), в том числе на членские взносы и не распределяют полученную прибыль между участниками.

— Органы управления НКО

Высшим руководящим органом общественной организации, общественного движения и политической партии является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации и общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

В политической партии избираются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Орган общественной самодеятельности строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Особым органом управления фонда, создаваемым в обязательном порядке является попечительский совет фонда. В иных видах НКО избирается общее собрание членов либо коллегиальный высший орган управления.

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией.

Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом и другими некоммерческими организациями определяется уставом и соответствующими федеральными законами. Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.

Надзирающие и контролирующие органы: попечительский совет и контрольно-ревизионный орган (ревизионная комиссия). По закону обязательно создание попечительского совета в фондах, общественных фондах и контрольно-ревизионного органа во всех видах общественных объединений. В других некоммерческих организациях создание таких органов не обязательно.

— Цели, виды деятельности

Некоммерческие юридические лица вправе осуществлять только те виды деятельности, которые прямо предусмотрены их учредительными документами и законом. А именно для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Исключением является потребительский кооператив: он создается для осуществления торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).

— Система налогообложения

Льготное налогообложение

1. Льготами по налогу на добавленную стоимость могут пользоваться:

— общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители),

— учреждения, единственным собственником имущества которых является общественная некоммерческая организация инвалидов,

— религиозные некоммерческие организации (при реализации предметов религиозного назначения и религиозной литературы).

2. Налогом на прибыль не облагаются:

— вступительные, членские взносы и целевые взносы в некоммерческих партнерствах, общественных некоммерческих организациях, ассоциациях,

— паевые вклады в потребительских кооперативах,

— пожертвования, вносимые в некоммерческие организации,

— имущество, наследуемое некоммерческим организациям по завещанию,

— суммы из государственного бюджета, выделяемые на осуществление благотворительной деятельности,

— средства и иное имущество, которые получены некоммерческими организациями на осуществление благотворительной деятельности.

3. От уплаты налога на имущество освобождаются:

— религиозные некоммерческие организации (в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности),

— общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности),

— учреждения, единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов (не менее 80% членов которых — инвалиды и их законные представители).

Упрощенная система налогообложения, согласно Закону, с одной стороны, может быть применена к некоммерческим организациям, доля участия в которых других организаций составляет менее 25%. С другой стороны, Конституционный Суд РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ установили, что к некоммерческим организациям понятие «доля непосредственного участия» не может быть применимо.

Некоторые сложности в понимании могут вызвать два следующих критерия:

Не могут применять УСН организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. В контексте главы 26.2 Налогового кодекса РФ под словами «доля участия» следует понимать участие в уставном капитале. Поскольку у НКО не существует уставного капитала, не может существовать и доля участия в НКО других организаций, даже в том случае, если учредителем (одним из учредителей) НКО является юридическое лицо. В отношении же коммерческих организаций данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов.

В числе организаций, которые не вправе применять УСН, названы инвестиционные фонды. Можно ли этот критерий применить к некоммерческим фондам, которые осуществляют так называемые социальные инвестиции, например к фондом местного сообщества? Нет, нельзя, поскольку согласно ст. 2 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» слова «инвестиционный фонд» — это часть фирменного наименования акционерного инвестиционного фонда — открытого акционерного общества, исключительным предметом деятельности которого является инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Иные юридические лица не вправе использовать в своих наименованиях слова «инвестиционный фонд» в любых сочетаниях, за исключением случаев, предусмотренных указанным Федеральным законом. К таким исключениям не относятся некоммерческие фонды.

Этап 2. Подготовка пакета документов

В соответствии с утвержденными требованиями необходимо подготовить следующий пакет документов:

— Заявление о государственной регистрации (форма РН 0001). Данную форму заявителю необходимо заверить у нотариуса. Заявителем может выступать любой из учредителей (если их несколько). Должно быть подготовлено заявление в 2х экземплярах: первый должен быть нотариально заверен, второй (копия) — подписан заявителем;

— Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (при необходимости);

— Устав (прошитый оригинал, каждую страницу, кроме титульного подписывает заявитель) в 3-х экземплярах;

— Решение (в 2х экземплярах) или Протокол общего собрания учредителей (в 2 экземплярах);

— Документ об уплате госпошлины — 4000 рублей за государственную регистрацию (оригинал и копия);

— Документы на адрес (Гарантийное письмо от собственника и копия свидетельства о праве собственности);

— Доверенность на подачу и получение документов (не требуется, если подает непосредственно заявитель лично);

— Расписка о получении документов Минюстом.

Этап 3. Подача документов в Минюст

По доверенности от Заявителя, подготовленный пакет документов подается в Минюст (Главное Управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, г. Новосибирск, ул. Челюскинцев, 50, 1 этаж, оф. 105)

Взамен получаем расписку, где указано: ФИО заявителя, количество полученных документов, контактная информация.

На основании расписки по доверенности получаем документы — см. Этап 4.

Этап 4. Получение документов из Минюста

Через 30 календарных дней, на основании расписки, выданной при подаче документов в Минюст, по доверенности получаем:

— Свидетельство о создании Организации (выдается Минюстом);

— Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о создании организации (Свидетельство ОГРН);

— Свидетельство о постановке на налоговой учет (Свидетельство ИНН, выдается ИФНС по месту регистрации);

— Выписку из ЕГРЮЛ.

Этап 5. Получение информационного письма Росстата

Регистрация в Госкомстате является формой статистического учета предприятий.

По результатам внесения сведений в целях учета, Госкомстат выдает уведомление о присвоении ОКВЭД.

Данный документ требуется для открытия расчетного счета в банке, а так же при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

Получаем информационное письмо из Госкомстата (статистика). Для получения письма необходимо при себе иметь — свидетельства ИНН и ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ, Устав.

Этап 6. Открытие расчетного счета

Требования к документам, которые необходимы для открытия расчетного счета, различаются в зависимости от банка. Примерный перечень документов таков:

— Свидетельство ОГРН;

— Свидетельство ИНН;

— Выписка из ЕГРЮЛ;

— Оригинал уведомления из Госкомстата (коды статистики);

— Решение о создании организации, заверенное руководящим органом;

— Приказ о назначении руководителя и главного бухгалтера, заверенный руководителем;

— Документы на юридический адрес, подтверждающие право собственности, и законность вашей регистрации по данному адресу;

После открытия расчетного счета необходимо в течение 7 календарных дней уведомить территориальную налоговую инспекцию и фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Этап 7. Постановка на учет в фондах

В момент регистрации организация автоматически встает на учет в фонды: Пенсионный Фонд России (ПФР) и Фонд Социального Страхования (ФСС).

Данные извещения необходимы для сдачи отчетности, т.к. фонды присваивают каждой организации свой номер, который заносится в бухгалтерскую программу или прописывается в отчете.

Трудности, связанные с регистрацией некоммерческой организации

1. Неверно подготовленные документы (неверно заполнены данные, неверные данные, не правильно оформлены документы)

Влекут за собой отказ в регистрации. Помимо затраченного времени, вы теряете деньги за госпошлину (4000 за регистрацию) и нотариальные расходы.

2. Проблемы с юридическим адресом

  • Отказ в регистрации в налоговом органе.

Получив документы на регистрацию юридического лица, регистрирующий орган проверяет сведения о Вашем юридическом адресе. В случае если собственник не подтвердил наличие между вами договорных отношений, выносится решение об отказе в регистрации.

Когда контакт с собственником по каким-либо причинам установить не удалось, Минюст и ИФНС так же выдает отказ в регистрации, и возможность решения вопроса в пользу регистратора исключена.

  • Отказ в открытии счета.

Проблемы при открытии расчетного счета для юридического лица, могут возникнуть в случае, если юридическое лицо не находится по адресу, заявленному как его фактическое местонахождение, либо если адрес является массовым, на который зарегистрировано большое количество юридических лиц. В этом случае банк вправе потребовать документальное подтверждение местонахождения юридического лица (Договор аренды помещения, свидетельство о праве собственности на помещение), либо может совершить выездную проверку на адрес местонахождения.

3. Устав. Должны быть четко определены цели и предмет деятельности организации, структура органов управления и его функции, процедура по формированию и сдаче ежегодной отчетности.

Устав, не соответствующий требованиям закона, может быть отправлен на доработку, или выносится решение об отказе в регистрации.

4. В случае, когда не вовремя подано заявление на переход на упрощенную систему налогообложения (УСН), следует отказ на переход на УСН.

5. Организация обязана выплатить штраф в случае несвоевременной подачи уведомлений об открытии счета в территориальную налоговую и фонды.

6. Несдача/Несвоевременная сдача бухгалтерской отчетности, грозит выплатой штрафных санкций, а так же блокировкой расчетного счета организации.

Алгоритм подготовил юрист Анна Бутрина

Вместе мы делаем мир справедливее.

Сайт «Так-так-так» создан для того, чтобы мы помогали друг другу. Вы тоже можете помочь, поддержав проект

Как зарегистрировать некоммерческую организацию в Минюсте

Регистрация некоммерческой организации (НКО) имеет некоторые особенности, поскольку проводится одновременно и Минюстом РФ, и ФНС РФ. О регистрации юридических лиц в целом рекомендуем узнать из статей в разделе «Регистрация юридических лиц» на нашем сайте.

Наша пошаговая инструкция по регистрации некоммерческой организации в 2018 — 2019 году включает описание следующих шагов:

  1. Учреждение НКО (определение состава учредителей, подготовка учредительных документов и решения или протокола об учреждении).
  2. Подготовка документов для регистрации НКО Минюстом РФ или его территориальным органом, уплата госпошлины.
  3. Сдача документов некоммерческой организации на регистрацию в Минюст РФ.
  4. Получение свидетельства о регистрации НКО и выписки из ЕГРЮЛ.

Ориентироваться в том, как зарегистрировать НКО, помогут:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О госрегистрации…» от 08.08.2001 № 129-ФЗ;
  • Адм. регламент предоставления Минюстом РФ госуслуги по принятию решения о государственной регистрации…, утв. приказом Минюста РФ от 30.12.2011 № 455017 (далее — Регламент).

Учреждение и документы для государственной регистрации НКО

Порядок учреждения и перечень документов для регистрации НКО определяются в соответствии с видом и избранной организационно-правовой формой. Подробнее о них можно прочесть в статье «Виды и формы некоммерческих организаций» . Форма НКО должна соответствовать одной из перечисленных в параграфах 6, 7 гл. 4 Гражданского кодекса и гл. II (ст. 6-11) закона № 7-ФЗ:

  • автономная некоммерческая организация (АНО);
  • госкорпорация;
  • некоммерческое партнерство и др.

Основные признаки НКО — это отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели деятельности и выплаты дохода от деятельности участникам. Цели регистрации НКО общественно полезные из числа перечисленных в п. 2 ст. 2 закона № 7-ФЗ.

Состав документации, представляемой на регистрацию

В соответствии со ст. 13.1 закона № 7-ФЗ для госрегистрации НКО представляются:

  • заявление по ф. Р11001 (Р12001 — в случае реорганизации) с указанием сведений об учредителях, кодах ОКВЭД, адресе, руководителе (см. подробнее в статье «Заявление о регистрации юридического лица»);
  • учредительные документы (устав, учредительный договор);
  • решение о создании;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документы о согласии правообладателя на использование имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ, полного наименования иного юрлица как части собственного наименования;
  • копии учредительных документов, выписка из реестра или иной документ, подтверждающий статус учредителя — иностранного лица.

Решение об учреждении НКО

Решение об учреждение может быть выражено в разных формах:

  • Протокол собрания учредителей, в случае если учредителей несколько. Это характерно для корпоративных НКО (потребительских кооперативов, общественных организаций и др., п. 3 ст. 123.1 ГК РФ). Таким образом могут создаваться и унитарные НКО (фонды, религиозные организации и др.).
  • Единоличное решение учредителя (например, фонда).
  • Нормативный акт (см. в качестве примера закон от 23.11.2007 № 270-ФЗ о создании госкорпорации «Ростех»).

В данном документе приводятся основные решения, принятые при учреждении: о создании НКО, утверждении устава, формировании органов управления (например, в учреждении обязательно назначается руководитель, п. 4 ст. 123.21 ГК РФ) и др. Он подписывается единоличным учредителем либо председателем и секретарем учредительного собрания. В последнем случае в протоколе отражается их избрание (1 вопрос повестки дня).

Учредительные документы НКО

Допускается замена устава на положение для казенного учреждения, наличие учредительного договора для некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций (АНО).

Основные положения устава НКО, а также образец такого документа приведены в статье «Устав некоммерческой организации - образец 2018 — 2019 года» . При этом пункты устава должны соответствовать п. 3 ст. 14 закона № 7-ФЗ и содержать:

  • наименование, указывающее на характер деятельности и организационно-правовую форму (ОПФ);
  • местонахождение;
  • предмет и цели деятельности (см. статью «Особенности правоспособности некоммерческих организаций»);
  • порядок управления (структуру, полномочия органов);
  • условия членства;
  • источники формирования имущества и др. (имущественные отношения в НКО подробно раскрыты в статьях «Уставный капитал и имущество некоммерческой организации» и «Членские взносы в некоммерческую организацию»).

Кроме того, должны быть учтены дополнительные требования закона № 7-ФЗ и ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.9 ГК РФ устав ассоциации (союза) должен содержать информацию об имущественных правах и обязанностях ее членов.

В учредительном договоре определяются обязательства учредителей в части действий по созданию НКО и формированию ее имущества и др. Минюст РФ проводит правовую экспертизу представленных учредительных документов на предмет соответствия законодательству РФ.

Требования к наименованию НКО

Указание на ОПФ НКО необходимо в том случае, если она не имеет разновидностей (видов), к таким относятся:

  • некоммерческое партнерство;

Если ОПФ может существовать в разных видах, необходимо указать конкретный вид организации. Такое требование содержится в п. 1 ст. 54 ГК РФ. Так, в соответствии с п. 2 ст. 123.16-2 ГК РФ адвокатское образование может быть создано в виде коллегии адвокатов, адвокатского бюро или юридической консультации. Соответственно, название разновидности ОПФ и указывается в учредительных документах.

В соответствии со ст. 4 закона № 7-ФЗ наименование НКО должно также указывать на характер ее деятельности. Под характером подразумевается общее обозначение ее предмета. Например, спортивные организации указывают название соответствующего вида спорта.

Согласно абз. 1 ст. 28 закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ (далее — закон № 82-ФЗ) в названии общественного объединения должно содержаться указание на территориальную сферу его деятельности (как правило, в виде прилагательных: «Всероссийский…», «Самарский областной…» или «Владимирский региональный…», «Ульяновский городской…» и т. д.).

«Произвольная» часть наименования — собственно название НКО, которое формулируется по усмотрению учредителей по общим правилам для юридических лиц с ограничениями, установленными п. 1 ст. 54 ГК РФ.

Список учредителей НКО

Учредители НКО должны быть указаны в заявлении Р11001 (листы А-Г). В этом качестве могут выступать полностью дееспособные граждане и юрлица (п. 1 ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Законом № 7-ФЗ установлены ограничения возможности учреждать НК. Так, не могут быть учредителями:

  • иностранные граждане, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания в РФ;
  • лица, включенные в списки в соответствии с законом «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ и др. (ст. 15 закона № 7-ФЗ).

Минимальное число учредителей определяется нормами об НКО соответствующей ОПФ или вида. Так, число учредителей общественной организации должно быть не менее 3 (ст. 123.5 ГК РФ), ассоциации (союза) — не менее 2 (ст. 123.9 ГК РФ), учреждение создается единолично его собственником (ст. 123.21 ГК РФ), число учредителей фонда не регламентировано ни ГК РФ, ни законом № 7-ФЗ.

На местах территориальные подразделения Минюста РФ нередко предлагают представить список учредителей на отдельном листе с указанием паспортных данных (для физлиц) или сведений о регистрации (по юрлицам).

Особенности статуса и регистрации автономной некоммерческой организации (АНО)

При подготовке к регистрации АНО нужно учитывать следующие особенности:

  1. Ограничения по числу учредителей отсутствуют как в законе № 7-ФЗ, так и в ГК РФ. Соответственно, минимум — 1 учредитель (п. 1 ст. 123.24 ГК РФ). Сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. Если учредитель единственный, он принимает решение об учреждении АНО, при большей численности проводится собрание и готовится его протокол.
  2. Данная ОПФ является унитарной и членства не предусматривает, однако учредители сохраняют свой статус на протяжении всего существования АНО и осуществляют управление ею (п. 1 ст. 123.25 ГК РФ). Состав учредителей может быть изменен на любом этапе существования АНО (пп. 1, 6 ст. 123.24 ГК РФ).
  3. Учредительным документом АНО является устав. В нем должны быть перечислены наименование АНО, направления работы, порядок образования и компетенция органов и др. (п. 2 ст. 123.24 ГК РФ).
  4. Высшим органом управления АНО является собрание учредителей. Обязательно формирование единоличного исполнительного органа. Кроме того, может быть образован коллегиальный исполнительный орган (ст. 123.25 ГК РФ).

Другие нюансы об этой ОПФ можно узнать из статьи «Автономная некоммерческая организация - особенности» . Регистрация АНО проводится Минюстом в течение не более 17 рабочих дней (п. 22 Регламента).

Особенности статуса и регистрации общественной некоммерческой организации

Создание и деятельность общественной организации урегулированы законами № 7-ФЗ и 82-ФЗ. Особенности этой ОПФ:

  1. Минимальное число учредителей — 3 (ст. 123.5 ГК РФ).
  2. Общественная организация является корпоративной ОПФ, в отличие от АНО и религиозной организации, имеющих созвучные названия. Она ведет списки членов (участников), каждый из которых обладает правами и обязанностями, как предусмотренными законом (ст. 123.6 ГК РФ), так и закрепленными в уставе.
  3. Высшим органом корпорации является собрание участников (ст. 65.3 ГК РФ). Кроме того, обязательно образуется единоличный исполнительный орган (ст. 8 закона № 82-ФЗ). Возможно также создание коллегиального исполнительного органа.

При регистрации общественной организации срок регистрации Минюстом (без учета времени регистрации в ЕГРЮЛ) составляет не более 33 дней (п. 22 Регламента).

Действия территориального органа Минюста РФ по заявлению

Общий срок регистрации НКО более длителен в связи с тем, что решение о регистрации принимается Минюстом РФ или его территориальным органом после проведения правовой экспертизы представленных документов. Движение документов согласно Регламенту выглядит следующим образом.

Итак, для государственной регистрации НКО необходимо представить заявление и документы (учредительные, решение о создании и др.) в территориальный орган Минюста РФ. После проведения правовой экспертизы принимается решение о регистрации и документы передаются в ФНС РФ для внесения сведений в ЕГРЮЛ. После возвращения документов в Минюст РФ и ведомственной регистрации документы выдаются заявителю.