Человек который профессионал своего дела. Кто такой профессионал

Есть ли в нашей жизни навык, который способен сделать человека успешным практически во всех отраслях, независимо от того, с какой конкуренцией придется столкнуться? Мы будем преуспевать во всем и научимся добиваться любых целей. Что же это за навык, которым владеют успешные люди и не пользуются менее удачливые? BroDude расскажет тебе, как из зеленого юнца перейти в разряд достойного мужа, как превратиться из незадачливого любителя в профессионала, который гарантированно добивается поставленных целей.

1. Не нужно ждать вдохновения

Возьмем в пример сценариста, которому необходимо ежедневно делать большой объем работы. С одной стороны, это его деятельность, за которую он получает деньги, с другой – нужно некоторое количество вдохновения, чтобы делать то, что необходимо. Можно ли делать работу хорошо только тогда, когда чувствуешь мотивацию и силы творить, особенно в такой творческой профессии? Безусловно, это неотъемлемые качества, но еще большую роль играет самодисциплина.

Если работать полагаясь лишь на вдохновение, то получится создавать качественный материал время от времени, а основной пласт задач будет выполнен из рук вон плохо. Секрет в том, что ты должен понимать необходимость своей работы и делать все для ее выполнения, не давая мозгу и шанса подумать, что определенная деятельность требует вдохновения, иначе работать будет невозможно.

Отличным примером стал разговор Стивена Кинга (СК) и Джорджа Мартина (ДМ), в котором иллюстрируется пример того, как важно настроить себя на работу, а не ждать вдохновения:


ДМ: Да как тебе удается писать столько книг за такое короткое время? Я думаю: «Отличные были полгода, я написал аж три главы», а ты написал за это время три книги!
СК: Это моя работа. Я пишу по 6 страниц в день, а затем редактирую их. Выходит, что книгу с 360 страницами я пишу около двух месяцев.
ДМ: У тебя нет дней, когда находит ступор? Ты написал за неделю одно предложение? Когда ты проверяешь электронную почту и думаешь: «Может, не так уж я и талантлив?». У тебя не бывает таких дней?
СК: Нет.
ДМ: (дарит миру и Кингу непередаваемую гримасу, изобилующую всей гаммой эмоций, переживаний и капелькой ненависти).

Какие оправдания ты можешь найти для себя после того, когда сам Стивен Кинг, король ужасов, говорит о том, что даже столь тонкая субстанция, как вдохновение, может быть систематизирована и ? Если ты профессионал своего дела, то тебе не нужны жалкие оправдания: ты просто берешь и делаешь свою работу.

2. Разница между профессионалом и любителем

Неважно, в чем именно ты пытаешься стать лучше, но если делать работу только тогда, когда пик мотивации на пределе, то не получится развить в себе умение последовательно совершать определенные действия, чтобы добиться результата и стать профессионалом. Это даже можно назвать суперспособностью – ежедневно придерживаться графика и выполнять свою работу, особенно когда не чувствуешь необходимость этого в данный момент. Именно такая способность и нужна тебе, чтобы преуспевать в своих делах. Когда ты тренируешься каждый день, независимо от обстоятельств, то делаешь свое тело все лучше и лучше, работаешь над навыками, становишься лидером в своей профессии. Это действенно, это работает, но почему же так сложно соблюдать это правило?

3. Быть профессионалом очень непросто

Приблизить планы к их реализации очень непросто, насколько бы ты ни был профессионален. На самом деле, быть профи очень сложно. Большую часть времени мы боремся со внутренними конфликтами. У нас есть цели, которых бы очень хотелось достигнуть, но мы приступаем к их реализации только тогда, когда находим для этого достаточное количество времени, вдохновения или мотивации.

Даже создав идеальное расписание, будут дни, когда ты захочешь схалтурить и не выполнить свою работу. В зале не будет сил на тренировку, на работе будешь сидеть в соцсетях. Но умение активировать работоспособность именно в тот момент, когда меньше всего хочется трудиться, и делает человека профессионалом. Профи всегда придерживаются графика, а любители подвластны воздействию внешних факторов, которые способны нарушить их расписание.

4. Ты никогда не пожалеешь о начале важной работы

Мы не хотим сделать из тебя трудоголика и не говорим, что лишь потому, что работают больше остальных. Их козырь заключается в дисциплине и том, что они делают необходимые вещи для достижения результата, а не говорят об этом.

Есть цель, которая для тебя очень важна, и ты будешь много работать над тем, чтобы достигнуть ее. Не потому что хочешь больше работать, а от осознания важности конечных результатов и необходимости трудиться, чтобы их добиться. Тебе придется работать не тогда, когда будет удобно, а когда это будет необходимо. Стать профессионалом – значит, выполнять первостепенно приоритетные задачи, невзирая на прочие факторы. Не стоит строить из себя трудоголика и играть роль жертвы, которая загружена делами сверх меры. Это удел любителей, не осознающих важности великой цели, которой необходимо достигнуть.

5. Как стать профессионалом

Есть три шага, с помощью которых как настоящего про.

1. Осознай, для чего именно ты хочешь усердно трудиться
Твоя цель – это главный импульс, ведь намного проще получить что-то, когда знаешь, чего хочешь. Звучит просто, но многие люди не добиваются успеха лишь потому, что не знают предмета своих желаний.

2. Создай расписание, в котором будут указаны все действия
Это необходимо сделать, чтобы ежедневно отслеживать задачи, с которыми предстоит разобраться. Очень важно создавать расписание из действий, которые нужно выполнить, а не из результатов, которых нужно достичь.

3. Придерживайся графика в течение хотя бы одной недели
Перестань ныть о том, как тяжело следовать расписанию на месяц или год, и соблюдай свое недельное расписание. В течение следующих 7 дней не позволяй себе сходить с выбранного пути. Делай так каждую неделю, не выстраивая грандиозных планов. Со временем ты заметишь, как выработаешь дисциплину и будешь крайне требователен к соблюдению графика.

«Чтение — это искусство»

Разберемся в таких понятиях как «профессионализм» и «профессионал». В них кроется ответ на вопрос - кто такой профессионал - носитель высокого уровня знаний, умений и навыков в определенной профессиональной деятельности или человек, имеющий несколько иные характеристики? Обратимся к ведущим ученым, исследующим эту проблему. Так, Е.А. Климов считает, что профессионализм это определенная системная организация сознания и психики человека, это сложное образование, состоящее из множества элементов, каждый из которых связан между собой и проявление которых в совокупности дает возможность человеку выполнять работу на профессиональном уровне и считаться профессионалом.

Ученый выделяет основные компоненты профессионализма: . свойства человека как целостного образования - образ мира; профессиональная направленность; отношение к миру, людям, себе; творчество; интеллектуальность; профессиональная умелость; исполнительские способности; эмоциональность; осмысление родства с другими профессиями; представление о сложных способностях и сочетание их с личностными качествами; представление о своем месте в профессиональной общности; . практически значимые особенности (праксис): моторика; умения, навыки, действия, обращенные на предметную область труда и на область организации производства; коммуникативные умения; умения, навыки, обращенные на преобразование инфор -

мации; умения, навыки саморегуляции; . гнозис профессионала - внимание, память, ощущение, восприятие, представление, умение принимать и обрабатывать информацию, умение принимать профессиональные решения, разбираться в нестандартных ситуациях; . профессиональная информированность, опыт и культура: ориентация в разных научных областях; специфические профессиональные знания (о целях своей деятельности и своей жизни, средствах труда, условиях профессионального развития и достижения успеха); . особенности силы переживаний, быстроты их смены; . осмысление вопросов своей возрастной и половой принадлежности в связи с требованиями профессии; осмысление роли физических качеств, внешности, здоровья, противопоказаний к труду в данной профессиональной области.

Н.В. Кузьмина понятие «профессионализм» употребляет в двух смысловых значениях: как «профессионализм деятельности» и как «профессионализм личности». Профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта деятельности, как представителя данной профессии, которая определяется мерой владения им современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. Профессионализм педагогической деятельности учителя определяется, как владение искусством формировать у учащихся готовность к продуктивному решению задач средствами своего предмета (специальности) за отведённое на учебно-воспитательный процесс время. Профессионализм личности - качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических составляющих профессионализма, высокий уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие . Н.В. Кузьмина в зависимости от результатов деятельности педагога выделяет следующие уровни профессионализма: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество.

К основным педагогическим умениям Н.В. Кузьмина относит: гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные, организаторские. А.К. Маркова понятие «профессионализм» использует в двух значениях как «нормативный профессионализм» и «реальный профессионализм». В первом значении речь идет о совокупности личностных характеристик, которые должен иметь человек для выполнения определенной трудовой деятельности на профессиональном уровне. Это требования, которые работодатель может предъявить потенциальному работнику. Реальный профессионализм, как набор сформированных психологических качеств, человек приобретает в деятельности спустя некоторое время. В таком случае профессионализм становится его внутренней характеристикой. А.К. Маркова выделяет две стороны профессионализма: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как он достигает поставленные цели, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Ключевым моментом в мотивационной сфере для достижения высокого уровня профессионализма, с точки зрения А.К. Марковой, должно быть духовное наполнение профессии: направленность своей профессиональной деятельности на благо людей; желание остаться в своей профессии; стремление к гуманистическим идеалам, мотивация на достижение высших уровней в труде, достижение успеха с оптимальным сохранением собственных ресурсов. Ключевым моментом в операциональной сфере является «технологическое» обеспечение духовного наполнения профессии: развитое профессиональное сознание, целостное видение образа успешного профессионала; приведение себя в соответствие с требованиями профессии; реальное выполнение профессиональной деятельности на уровне высоких образцов и стандартов, овладение мастерством; развитие человеком себя средствами профессии; внесение своего творческого вклада в профессию; привлечение интереса общества к результатам своего труда . А.К. Маркова отмечает, что овладение новыми технологиями - это еще не профессионализм, «в погоне за новыми технологиями мы сталкиваемся с тем, что «техники» есть, а духовности (святости) в труде нет».

Л.М. Митина, исследуя проблему профессионального становления человека, отмечает, что именно духовное начало, духовность должны определять уровень его профессионального развития. Ученый представляет две модели труда учителя: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития. В первой модели наблюдается приспособление педагога к внешним обстоятельствам, а также подчинение среды (родителей, учеников) своим интересам в виде выполнения социальных требований, ожиданий, норм. В данной модели человек старается «вписаться» в трудовой процесс, руководствуясь постулатом экономии времени и сил.

Профессиональные задачи решаются на основе отработанных алгоритмов, которые преобразованы в штампы и шаблоны. Л.М. Митина подчеркивает, что модель адаптивного поведения является наиболее распространенной среди отечественных специалистов разных сфер деятельности (80-82%). У представителей этой модели быстро наступает выгорание и «истощение», невосприимчивость к чему-то новому в трудовой деятельности . В модели профессионального развития человек может выйти за пределы своей деятельности и увидеть свою работу в целом. Педагог в такой модели является конструктором своей деятельности на основе выработанных ценностных ориентиров.

Трудности, с которыми сталкивается человек в процессе работы, воспринимаются как профессиональный урок и возможность продвигаться вперед, решая сложные задачи. Педагог живет в творческом поиске и ощущает с одной стороны свободу в деятельности, а с другой - ответственность за принятие решений. В разработанной Л.М. Митиной психологической технологии профессионального развития будущего специалиста акцент делается не на обучении новым образцам деятельности, а на «преобразовании мотивационной, интеллектуальной, аффективной и - в конечном результате - поведенческих структур его личности. По сути - это технология оптимизации процесса формирования духовности личности». С точки зрения С.А. Дружилова, профессионал - это человек, который является индивидуальностью, личностью и субъектом деятельности, поэтому и профессионализм надо рассматривать как системное образование в трех плоскостях: как свойство, как процесс и как состояние человека-профессионала.

Как свойство профессионализм дает возможность создать условия достойные жизни человека, быть уверенным в завтрашнем дне, так как профессионалы являются конкурентоспособными на рынке труда и будут иметь более благоприятные условия профессионального роста и самоусовершенствования. Как процесс профессионализм формируется продолжительный период, в каждой профессиональной сфере и у каждого человека этот отрезок времени индивидуальный.

Профессионализм как состояние человека может быть внутренним и внешним. Внутренний профессионализм - это зафиксированное сознанием субъекта комфортного или дискомфортного ощущения в подсистемах организма или всего организма. Внешний профессионализм - это степень благополучия, которое можно наблюдать по внешним признакам. С.А. Дружилов профессионализм педагога определяет как особое свойство специалиста систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. Ученый профессионализм не отождествляет с характеристиками высококвалифицированного труда, это, по его мнению, особое мировоззрение человека.

Для приобретения профессионализма человек должен иметь желание, характер, способности и устремление к самосовершенствованию. Заслуживает внимания исследование А.Р. Фонарева, который выделяет три модуса человеческого бытия, в соответствии с которым происходит становление профессионала: обладания, социальных достижений и служения. Модус обладания заключается в стремлении человека к удобству, минимизации усилий во всех сферах жизнедеятельности. Основная установка человека направлена на удовлетворение своих потребностей. Для человека отсутствуют моральные преграды, других он использует для достижения своих целей, что делает профессионализм невозможным. Модус социальных достижений состоит в сравнении себя с другими, в соперничестве, самоутверждении за счет других, удалении от своей сущности. Модус служения характеризуется любовью к людям, стремлением направить свою профессиональную деятельность на благо других. В человеке появляется ощущение колоссальной мощи, отдавая себя другим, он освобождает огромную энергию, которая повышает трудоспособность и способствует развитию профессионализма.

Автор отмечает, что выделенные им модусы не являются изолированными друг от друга, каждый из них имеет место в жизни любого человека, однако, один из них является основным, а другие являются средством реализации отношения к жизни. А.Р. Фонарев считает, что указанные модусы, в свою очередь, являются этапами становления профессионала, под которым ученый понимает человека, осознавшего свое жизненное предназначение, являющегося субъектом своего труда и владеющего деятельностью в целом, результаты труда которого превышают результат, заложенный в цели, осознающий свою ответственность за последствия реализации деятельности и обладающий свободой в создании средств ее выполнения . Близки к позиции А.Р. Фонарева идеи священника Г. Егорова, который углубляет мысль относительно осуществления профессиональной деятельности в разных модусах. Как подчеркивает Г. Егоров, профессиональная деятельность в модусе владения приводит к профессиональным деструкциям и стагнациям, то есть к профессиональной деградации личности.

В данном модусе профессиональное развитие человека ограничено границами имеющейся данности, теми возможностями, которые предоставляет поле профессиональной деятельности. Ценностные ориентиры тоже ограничены рамками избранного модуса. Развитие человека как профессионала и как личности Г. Егоров видит в модусе служения, который стимулирует формирование высших жизненных смыслов, делает человека способным к открытости, побуждает к саморазвитию, самосовершенствованию, к обогащению как личности и себя, и Другого человека. В данном модусе человек видит ценность Другого, ради которого и осуществляется профессиональная деятельность. Профессионал стремится создать уникальные условия для Другого, так как цель его деятельности не ограничивается лишь профессиональным результатом, а сосредоточена на служении другому человеку.

Г. Егоров дает такое определение профессионалу: «Профессионал - субъект собственной профессиональной деятельности, которая вовне проявляется как творчество, связанное с выходом за пределы профессиональной области, а вовнутрь - как творческое самопреобразование, самосозидание, связанное с выходом за пределы собственной наличной данности, осуществляемой на единой нравственно ценностно-мотивационной основе в модусе служения». О.Г. Красношлыкова рассматривает профессионализм учителя как системную интегральную характеристику личности, в состав которой входят следующие взаимосвязанные составляющие: педагогическая компетентность, педагогическое мастерство, профессионально значимые качества, индивидуальный имидж, которые в совокупности создают неповторимую индивидуальность учителя и обеспечивают эффективность и оптимальность его профессиональной деятельности. Г.В. Сорокоумова четко разграничивает понятие «специалист» и «профессионал».

Если специалист - это человек, владеющий определённым уровнем компетентности в соответствии с нормативными требованиями профессии, то профессионал является компетентной личностью, выполняющей свои профессиональные обязанности на духовно-нравственной основе. Компетентность профессионала одухотворена любовью к своему делу, людям, ответственностью и подлинной свободой. «Ядром профессионализма является личность, а ее ведущим профессионально важным качеством - интеллект. Но генерирующей опорой профессионализма является духовность и нравственность человека» . Таким образом, профессионал - это носитель не только профессиональных знаний и способов деятельности, но и носитель профессионально-нравственных ценностей, человек, имеющий высокий уровень ответственности за принятые решения, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, стремящийся к духовному наполнению профессии, к ее развитию и готовый служить другим людям.

И. В. Чеботарева, С. В. Короткова

04.09.2018 18:08

Мотивация человека крутится вокруг трех вещей: навыки, деньги и статус (разработка Игоря Михайловича Литвака и Бориса Михайловича Литвака).

Для профессионалов экстра-класса и будущих профессионалов экстра-класса основная мотивация ― это приобретение навыков. Она обеспечивает личностный рост, навыков становится все больше. Может быть, не так быстро, но потом приходят и деньги, и статус. Поэтому лучше воздержаться от приема на работу человека, интересующегося социальным пакетом и материальными льготами. Благо, в условиях кризиса, когда рабочих мест меньше, чем претендентов, это нетрудно.

Правда, и сейчас работники экстра-класса работы не ищут. Их работа ищет. Но сейчас их можно найти в свободном плавании.

Это проблема из проблем в нашем обществе. К сожалению, мы ― общество любителей. У нас тяжело найти профессионала в любой отрасли. Каждый из вас может сказать, как его подводили слесари, портные, повара, маляры, штукатуры. Кто из вас не покупал изделия, которые не соответствовали качествам, о которых говорила реклама? Вот почему, отчаявшись найти профессионалов, многие люди (я имею в виду даже состоятельных людей) сами готовят, ремонтируют сантехнику, клеят обои, да и лечатся. Но наука здесь ни при чем. Она очень высоко развита во всех областях. Все специальности находятся на очень высоком уровне развития и продолжают бурно развиваться.

Дело в том, что у нас очень мало профессионалов даже среди тех, кто может что-то делать толковое. К сожалению, бывает трудно судить о профессионализме по диплому человека, научным степеням, категориям и прочему. И если вы столкнулись с плохим специалистом, то не охаивайте его. Старайтесь от него избавиться.

Практически все учебники и руководства, рисуя облик профессионала, приводят ряд требований, кроме требования владеть набором навыков в своей области. Они предполагают и ряд личностных качеств, которые, возможно, необязательны для лиц средней квалификации, но крайне необходимы для профессионала экстра-класса. В качестве примера приведу перечень признаков, которые должны входить в облик современного профессионала.

Профессионал должен быть одновременно и гражданином, и общественным деятелем . За примерами ходить недолго: врач Рошаль, актриса Пугачева, писатель Солженицын, хоккеист Фетисов другие. Кроме того, у него должно быть широкое образование (я бы сказал, большое общее образование), высоконравственная основа побуждений . Профессионал обычно авторитетен, обладает личным обаянием, скромен, оптимистичен, правдив, справедлив, честен, самоотвержен, гуманен, владеет словом.

Из учебника в учебник переходят цитаты Антона Павловича Чехова о том, что «специалист должен быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». Я бы к этому еще добавил, что профессионал должен быть сам благополучным и счастливым человеком. Можно оценить, как владеет профессионал тем или иным методом в своей специальности, но как измерить честность, гражданственность, высоконравственную основу побуждений, правдивость и прочее? Вот почему разделение качеств профессионала экстра-класса на профессиональные и личностные весьма условно.

Поэтому вначале я хочу поговорить о профессионализме вообще.

Я бы отнес профессионализм к личностным качествам. Профессиональные навыки набираются иногда довольно медленно, а профессионализм можно выработать гораздо быстрее. Профессионалом я называю того, кто знает свои профессиональные возможности, постоянно их повышает и никогда не действует вне рамок своей компетентности. Поэтому в жизни можно встретить как профессионала ― начинающего специалиста, так и дилетанта-профессора. Я знаю одного очень неплохого психиатра, занимающего видное положение. Все было бы хорошо, если б он еще не корчил из себя невропатолога. В глаза ему это не говорили, а за глаза смеялись и выражали сомнения в его психиатрических знаниях.

Я полушутя-полусерьезно говорю, что я профессионал, причем во всех областях человеческих знаний: я профессиональный водитель, профессиональный нейрохирург, профессиональный певец (список могу продолжать до бесконечности) и профессиональный психотерапевт. A вот мои доказательства. Я не совершил ни одной аварии, но я ни разу и не садился за руль. Я не напортачил ни разу во время нейрохирургических операций, но я ни разу и не пытался их делать. Я профессиональный певец, потому что я ни разу не пустил петуха со сцены, но я ни разу не пел со сцены. Вот с психотерапией и психологией у меня получается похуже: иногда бывают и неудачи. Или переоценю свои возможности, или переоценю возможности клиента. Но каждый неудачный случай для меня — это повод для глубокого анализа. В конце концов или нарабатываю новые методы, или передаю своего подопечного более квалифицированному специалисту. Последнее, честно говоря, делаю с болью в сердце. Но ведь интересы клиента дороже и для меня лично. А чтобы сердце не болело, иду учиться у коллеги. Ну и, конечно, оттачиваю конкретные техники.

Таким образом, профессионалов можно разделить на две категории:

  • профессионал экстра-класса;
  • растущий профессионал.

Разница между ними непринципиальная, ибо растущий профессионал обязательно станет профессионалом экстра-класса ― дело только в количестве навыков. Но цена на них существенно отличается. Конечно, хорошо увидеть профессионала в работе, но и на светских тусовках и ритуалах его тоже можно вычислить. Постарайтесь разговорить его на профессиональную тему. Он охотно на это пойдет. Если он не хочет или избегает говорить на профессиональные темы, задумайтесь, а профессионал ли он, ибо профессионал живет своей профессией и ему всегда интересно о ней говорить, тем более что он в ней разбирается. Слушая его, хочется бросить свою профессию, если вы сам не профессионал, и заняться его профессией.

Некоторые признаки профессионала экстра-класса с этой точки зрения:

1. Профессионал всегда уважительно относится к своему коллеге и никогда не будет предлагать своих услуг, если его об этом не просят, но никогда не откажет в помощи, если просьбы поступят.

2. Профессионал своевременно и охотно прибегает к помощи своих коллег и легко говорит о своей некомпетентности в тех вопросах, где он некомпетентен.

3. Профессионал никогда не обещает 100%-ю гарантию успеха, а только гарантирует, что приложит все усилия. Ведь исход дела зависит не только от профессионала, но и от усилий партнеров. Профессионал в своей области старается как можно более специализироваться. У него есть «фишка». Что-то он умеет делать такое, что никто делать не умеет. Когда я занимался медициной, две болезни я мог лечить так, как никто в округе. Не называю, ибо не собираюсь возвращаться к лечебной деятельности.

4. Профессионал постоянно учится. Учеба — это фактически обновление. Ведь когда мы в блюдо добавим новый, пусть и в небольшом количестве, ингредиент, изменяется вкус всего блюда.

5. Профессионал знает коллег, уровень профессиональных навыков которых более высок, чем у него.

6. Профессионал откажется от дела, если знает, что кто-то это дело делает лучше, если знает, что не сможет клиенту помочь или кто-то сделает это лучше, чем он. Вот и я написал совместно с Валентиной Савельевной Коваленко монографию «Эпилепсия». Но подбор медикаментов при эпилепсии она делает лучше. И если мне попадался такой больной, то я его переправлял к ней. А она направляла ко мне пациентов с эпилепсией, которые ещё нуждаются и в психотерапевтическом воздействии.

Дорогой мой читатель, это я все рассказываю для вас. Вам достаточно найти одного профессионала. Он найдет вам необходимых остальных. Профессионалы знают друг друга. Кадровые агентства тоже знают, где водятся профессионалы. То же характерно и для остальных отраслей. Найдите одного квалифицированного каменщика, и он приведёт вам квалифицированных маляров, плиточников, сантехников и прочих.

7. Профессионал уже во время первой беседы предупреждает клиента, что тот имеет право отказаться от его услуг, если перестанет ему доверять.

8. Профессионал в качестве предоплаты берет только средства на текущие расходы. Он уверен в своей работе и разбирается в людях.

9. Профессионал физически здоров, материально достаточно обеспечен и счастлив в личной жизни. Чем выше уровень профессионализма, тем легче человек выполняет свою работу, тем лучше результаты, тем больше положительных эмоций, тем лучше здоровье. Многие видные профессионалы с ростом своей профессиональной квалификации улучшали свое здоровье и прожили длинную плодотворную жизнь.

10. Профессионал — это тот, кто не только сам владеет ремеслом, но и может этому научить другого. Это качество необходимо для того, чтобы не бояться остаться одному. Если уж так случится, то помощников можно себе подготовить самому. Поэтому поинтересуйтесь, есть ли у него ученики. Как правило, профессионал нарабатывает свои собственные методики и обычно излагает их в брошюрах или книгах. Или хотя бы узнайте, у кого он учился, и прочтите работы его учителя. А если сказать все это короче: профессионал знает самого себя.

11. Профессионал имеет широкое общее образование. Как-то слышал, не помню где, одну реплику. Женщину спросили, почему она такая умная. Она ответила, что это из-за того, что кроме высшего образования есть ещё и среднее.

С профессионалом легко общаться, ибо он сложно устроен и может подстроиться под любого клиента. У него нет ярко выраженного хобби. Его профессия — это и есть его хобби. В связи с большим общим образованием он великолепно чувствует себя в любом обществе и в любой жизненной ситуации находит что-то полезное для своего профессионального совершенствования. Сложный в общении человек устроен крайне примитивно, подстроиться к нему трудно. Если есть возможность избежать общения с ним, то это лучше сделать побыстрее.

12. В работе движения у профессионала плавные. Создается даже впечатление некоторой медлительности. Но из-за отсутствия лишних движений работает он быстро. В теле нет излишнего напряжения, голос низкий, прослушиваются бархатные базовые нотки. Темп речи, скорее всего, зависит от темперамента. Но если профессионал даже и говорит быстро в связи с холерическим темпераментом, то нет ощущения торопливости и суеты.

Эти положения полезно знать не только руководителям, но и молодым специалистам. Тогда они охотно будут прибегать к помощи своих более опытных коллег, не будут браться за то, что пока не умеют делать, будут учиться тому, чего не умеют, и, в конечном итоге, уже в первые годы своей профессиональной деятельности будут, с точки зрения пользы делу, профессионалами высокого класса. Если бы все молодые специалисты придерживались этих правил, у нас было бы гораздо меньше неоконченных, запущенных дел. Тогда они быстро станут профессионалами, которые со временем превратятся в профессионалов экстра-класса.

Вообще-то еще раз хочу повторить, что профессионал — это не специальность, а образ жизни. И если профессионал сам не соответствует тем принципам, о которых он говорит, то лучше с ним не иметь дела. И если человек непрофессионал или не хочет стать профессионалом, то его и человеком, по большому счету, считать нельзя.

Выбор специалиста ― дело сложное, особенно если вы сами профессионалом не являетесь. Я не берусь сказать, какого специалиста вам следует выбрать. Но я хочу подсказать вам, от какого специалиста вам следует отказаться:

Прежде всего, если к нему не лежит душа, то и не стоит с ним иметь дела. У вас все время будет выраженное эмоциональное напряжение. Все его слова и действия вы будете подвергать сомнению. Разовьется внутреннее напряжение, которое сведет на нет все положительное, что исходит от специалиста.

А вот если специалист вызывает y вас симпатию, это еще не значит, что нужно тут же начинать с ним сотрудничество. После этого еще следует немного подумать.

Если специалист чересчур автократичен, настаивает на выполнении всех его требований, не объясняя их смысла, то я сомневаюсь, что он принесет вам значительную пользу, даже если его советы и рекомендации правильны.

Если специалист ставит вам всенепременное условие посещать только его, то лучше с ним не иметь дела. Значит, он не доверяет вам, вашему разуму, умению отличить одно от другого. Если даже у другого специалиста вам будет лучше, то, конечно, профессионалу будет обидно, однако обижаться он будет на себя, а за вас будет рад.

Если специалист утверждает, что только он владеет данным методом и только он может помочь, то это должно у вас вызвать сомнения. В лучшем случае это добросовестно заблуждающийся человек, в худшем ― шарлатан.

Еще несколько предостережений. Не ждите от профессионала радикальных действий и быстрых улучшений, хотя они иногда и могут быть. Профессионал всегда работает на перспективу.

В общем, если процессе ваших контактов с профессионалом ваша жизнь начинает походить на лестницу, по которой вы все время поднимаетесь, то тогда можно сказать, что все идет нормально. Это подъем вверх, как будто вы идете в гору. И даже если вы скатываетесь, то скатываетесь вперёд ― то есть у вас появляются неприятности, которых раньше просто не могло быть.

Но если в процессе ваших контактов с профессионалом вы ходите по кругу или даже опускаетесь вниз и откатываетесь назад, то лучше расстаньтесь с таким специалистом.

Ничего не принимайте на веру. Если вам непонятны его действия, лучше отказаться от его услуг. Не напрягайтесь, чтобы его понять. Это его святая обязанность ― сделать так, чтобы вы его поняли. «Истина не в словах говорящего, а в ушах слушающего» ― говорили древние. Святая обязанность профессионала ― сделать вам понятными методы, которыми он воздействует на вас или которыми предлагает вам воспользоваться в процессе самостоятельной работы. Вы должны четко представлять конечные результаты работы, признаки, по которым вы будете узнавать прогресс, и время, когда дело будет, сделано.

Профессионал не боится обучать других. Ведь в процессе обучения других сам начинаешь глубже понимать свою профессию и можешь придумать что-нибудь новое, а твои последователи продолжают делать то дело, которое профессионалу уже стало неинтересным.

Теперь еще несколько слов работодателям.

Работники бывают грубияны, садисты-исследователи, стяжатели, невежды и ангелы. О первых четырех мы поговорим ниже. А вот ангелов бояться нужно больше всего. Ведь ангелов не бывает. Постарайтесь найти в нем что-то человеческое, какие-то недостатки. И если это вам не удастся, то перестаньте с ним общаться. Значит, поведение его неестественное. В будущем вас ждёт глубокое разочарование.

Если на первых встречах профессионал вас раздражает, со многим вы не согласны, временами он кажется то стяжателем, то невеждою, то садистом, то грубияном, но он будит вашу мысль, заставляет вас возражать ему, и вам с ним интересно ― задержитесь возле него немного. Потом вы увидите его достоинства, которые перевешивают все его недостатки. Выяснится, что это не стяжательство, а необходимые требования, связанные с технологией производства. Кажущийся садизм и грубость связаны с нежеланием тратить лишнее время. А то, что вам представляется невежеством, связано с гиперсосредоточенностью на своей специальности. Вспомните Шерлока Холмса, который был почти полным невеждою в вопросах, не касавшихся его специальности. Более того, вскоре вы их просто не будете замечать. Но если есть только эти недостатки, то от таких работников лучше избавляться или не принимать на работу.

Они знают, чем владеют и чего не умеют, и постоянно стараются повышать свой уровень и двигаться вперед и вверх. Не расспрашивайте о претензиях на рост тех, кого нанимаете на работу. У нормального сотрудника есть одна мечта ― занять ваше место. Этот человек будет хорошо работать. Но если вы нормальный руководитель, то это вас не будет огорчать. В конце концов, и вас ведь ждет повышение, вы же тоже будете расти, и вы, уходя с прежнего места работы, захотите передать ваше учреждение в хорошие руки. А молодой профессионал за несколько лет овладеет навыками управления и сможет вас заменить, когда пойдете на повышение.

Вопрос только в том, как найти растущего профессионала. Искать его лучше всего еще тогда, когда он учится в институте на втором курсе (с первого курса часто уходят). Поручить подбор его нужно преподавателям вуза, где учится студент. Там его учат не просто избранной специальности, например электротехнике, но учат работать именно на вашем предприятии. За несколько лет целенаправленной учебы он превращается в полноценного профессионала и после окончания вуза уже не нуждается в предпродажной подготовке, как многие выпускники наших институтов. Когда он выходит на работу, то получает должность, достойную зарплату и жилье. Затраты окупаются. И я не фантазирую. Лично знаком с руководителем такого предприятия в Санкт-Петербурге.

Растущих профессионалов очень мало. Но они есть. Хочу описать их признаки:

Внешне они незаметны, в студенческих тусовках не участвуют, на дискотеки и в ночные клубы не ходят. Но зато посещают студенческие кружки, где в меру своих сил занимаются научной работой. Некоторые успевают подготовить диссертационную работу, частью которой является их дипломное исследование. Они заранее знают, где они хотят работать, и где будут работать после окончания вуза. Более того, стараются работать там во время каникул и в свободное от учебы время. Обычно на будущей работе их уже ждут. Недостающие навыки быстро набирают по ходу работы. И опять вам не сказки рассказываю, а реальные факты. Не очень часто, но так было и во время моей работы в Ростовском медицинском университете, что студенты у нас к концу обучения овладевали и практическими навыками. Но поскольку по закону они не могли быть оформлены на постоянную работу, они, формально учась у нас в ординатуре или интернатуре, фактически работали уже в лечебном учреждении как бы на практике, а у нас только числились. В аспирантуре они не нуждались.


Человек и профессионал
Важное сегодня слово «профессионал».
Очень знакомое и вместе тем непонятное… Страшное:)

Я решил создать этот журнал, потому что осознал необходимость — в первую очередь для самого себя — в четком определении ключевых характеристик профессионала. Причем вне зависимости от сферы деятельности. Я уверен, что в любой сфере есть одинаково ценные кристаллы профессионализма – отличительные принципы, определяющие статус профессионала.

Понимание того, что значит слово «профессионал» не из словаря, а из действительности сделает мою жизнь лучше. Я стану лучше понимать других людей и разбираться в них. Я стану лучше понимать себя.

Люди делятся на профессионалов и непрофессионалов. По какому принципу?
Назвать себя профессионалом – самонадеянно, когда называют профессионалом другие – приятно. Почему?

Есть множество подобных фактов о профессионалах, не до конца осознанных или исследованных людьми. По этой самой причине очень часто у людей совершенно разные представления о том, каким должен быть профессионал . А разное индивидуальное восприятие одного и того же слова – это причина непродуктивного общения. В мире всё начинается с общения, и если уже оно само непродуктивно, то всё, что за ним следует – то есть отношения, дела – становится еще более непродуктивными.

Сегодня слово «профессионал», а с ним и тот факт реальности, который оно обозначает, находится в постоянном движении. Развитии или деградации – неважно. Происходит отход от традиционного, словарного восприятия профессионала к «рабочему» — такому пониманию, которое отражает его настоящие, существующие признаки. Почему? Потому что это даст возможность людям общаться эффективнее. Кто управляет этим процессом? Никто из людей. Жизненная необходимость.

В современной стремительной реке времени, в ежемоментных попытках не разбиться о пороги проблем, управляя хрупким суденышком своих возможностей, нет места для игры слов. Всем должно быть одинаково понятно, что значит слово «профессионал» — как и любое другое, важное для сохранения равновесия в личных или деловых отношениях: экипажу Вашего судна – чтобы не разбиться о скалы, капитанам других кораблей – чтобы не столкнуться с Вами, персоналу ближайшего порта – чтобы обслужил Ваш крейсер как того требует обслуживание крейсера, а не туристического лайнера.

Несмотря на простоту метафоры, всё дело именно так и обстоит. Все проблемы везде и во все времена начинались из-за непонимания. Вавилонская башня рухнула. Люди не смогли сотрудничать из-за отсутствия понимания. Сегодня всё повторяется – самопровозглашенная глобальная деревушка Земля сможет избежать участи вавилонской башни только если будет в силах извлечь уроки и сделать правильные выводы. А главные из них – это слушать друг друга и говорить на одном языке – не буквально — генетически языки могут быть разные, но тот минимум, важный для сотрудничества и сохранения равновесия должен быть известен всем участвующим сторонам – назовем этот минимум Лингва Франка выживания.

Земля – это люди. Каждый человек, по свое воле или иначе, оказывает влияние на ход событий. Каждый несет ответственность за происходящее. За будущее. Каждому живущему на планете человеку исключительно важно осознать необходимость в приобретении общего знания и общего языка. Человек должен контролировать происходящее, а не пытаться отреагировать на случайности, особенно сегодня, когда все в жизни подчинено воле человека. Человек должен уметь разговаривать с другими, он должен уметь понимать и уметь быть понятым. Пусть читателя не смущает не совсем правильная грамматика последней фразы с точки зрения языка. С точки зрения логики и реальности всё верно – именно «уметь быть понятым».

Самому учиться контролировать как тебя поймут.

Кто же такой профессионал? Что он делает и чего он не делает? Что он может и чего не может? Что руководит деятельностью профессионала? Что определяет поведение профессионала? В чем заключается сверхзадача профессионала? Как узнать професcионала среди прочих и как увидеть профессионала в себе?

Ставлю задачу для себя порассуждать на эту тему, предлагаю читателю над этим поразмыслить.

Стать лучшим - достойная цель для профессионалов в своём деле. По сути, это логичное завершение долгого пути саморазвития в конкретной области.

Но ведь не все специалисты достигают этого, не все становятся лучшими или даже хоть сколько-нибудь хорошими. Так от чего же это зависит? В первую очередь от самого желания стать лучшим.

Вы хотите стать лучшим в своей сфере?

Любое движение начинается с цели, и первое, что надо сделать, - это правильно поставить цель.

Начинаем с постановки цели

Первый и самый главный признак хорошей цели: она мотивирует. Когда вы вспоминаете о ней, вам хочется что-то делать, она подталкивает вас к работе и отталкивает лень и прокрастинацию.

Если ваша цель не мотивирует, значит, это не та цель.

Начиная своё движение, вы должны чётко знать, кем вы хотите стать и через какой промежуток времени это должно произойти. Для вас не должно быть секретом, для чего вы добиваетесь этой цели: для денег, признания, лучших условий жизни.

Кроме того, важно определить правильный темп, в котором вы будете добиваться своих целей. Если вам кажется, что стать лучшим в своей области можно лет через 40–50, возможно, стоит немного ускориться?

Когда цели поставлены, пора добиваться их. Но для этого вам придётся не раз побороть свои привычки, накопившиеся за время бесцельного существования.

Вот список качеств, которые характерны для лучшего в своей сфере - от конкретной профессии до любимого хобби.

Развиваем качества, необходимые для номера 1

Наверняка эти качества не станут для вас открытием, но часто ли вы задумывались об их развитии? Все эти качества можно назвать правильными, и даже несмотря на то, что правда чаще всего - это понятие субъективное, они совпадают практически у всех.

Не опаздывайте

Лучший в своём деле не опаздывает. Лучше прийти раньше на полчаса, чем опоздать на 5 минут, и оправданий здесь быть не может.

Чтобы приучить себя к пунктуальности, можно придумывать разные наказания за опоздание. Например, как советует Игорь Манн, известный маркетолог и автор книг о саморазвитии, можно наказывать себя оплатой общего счёта в ресторане.

Держите своё слово

Возьмите за правило всегда выполнять то, что обещали. Конечно, будет нелегко сразу перестроиться, если вы привыкли бросать слова на ветер, и, скорее всего, придётся придумать для себя какие-то санкции за фейлы.

Запомните одно: чтобы не приходилось много обещать и потом наказывать себя за невыполнение, просто не обещайте того, в чём не уверены. Вообще старайтесь меньше обещать.

Научитесь говорить «нет»

Если вы собираетесь стать лучшим, у вас просто не останется времени на посторонние бессмысленные просьбы.

Поэтому тренируйтесь говорить «нет» на все просьбы, которые не соотносятся с вашими планами. Хотя, конечно, стоит выбирать тщательно: некоторые отказы чреваты неприятными последствиями.

Делегируйте задачи

Если кто-то может выполнить задачу так же хорошо, как и вы, делегируйте её. Перестаньте бессмысленно нагружать себя всеми делами, так вы просто потеряете время. По максимуму передавайте задачи и занимайтесь только тем, что никто не сделает лучше вас.

Научитесь доводить дело до конца

Это серьёзное умение, о котором нам говорят с самого детства. Тем не менее мало кто доводит до конца начатое дело, начиная от больших проектов и заканчивая мелкими планами.

Если вы не можете довести до конца самое элементарное дело, как вы собираетесь менять свою жизнь и становиться лучшим?

Культивируйте в себе это умение, не оставляйте ни одно дело незаконченным, и вам будет гораздо проще измениться.

Вспомните все свои незаконченные дела и либо полностью откажитесь от них, либо закончите.

Научитесь концентрироваться

Это жизненно важный навык, который пригодится вне зависимости от дела. И чтобы стать лучшим, вам придётся этому научиться.

Для работы в неблагоприятной обстановке есть несколько простых советов, которые могут помочь. Если вам мешает болтовня в офисе, надевайте наушники с нейтральной музыкой или беруши; если не можете сосредоточиться на разговоре с клиентами по телефону, попробуйте надеть очки с затемнёнными стёклами.

Игорь Манн утверждает, что это отличный способ сосредоточиться: «Все внешние раздражители отключаются, и ты как будто видишь своего собеседника».

Также можно применять разные техники для повышения концентрации, например Pomodoro. Это техника, согласно которой вы работаете, раз в полчаса прерываясь на отдых в течение 5 минут (позже 10 и 15 минут).

Эта техника достаточно известна, и вы найдёте множество приложений-таймеров для iOS и Android, например или Clockwork Tomato , варианты для десктопа, например для Windows, или целые сервисы для лучшей концентрации и выполнения своих целей на день вроде .

Научитесь принимать новое и постоянно развиваться

Чем старше мы становимся, тем труднее воспринимаем что-то новое. Но если вы решили стать лучшим, то стоять на месте - больше не для вас.

Пробуйте новые техники и инструменты, находите новые возможности, развивайтесь не только в своей сфере, но и в смежных с ней, знакомьтесь с новыми интересными людьми.

Вы не можете один раз завоевать звание лучшего, а потом поставить свой кубок на полку и до конца дней почивать на лаврах. Только постоянное развитие поможет оставаться лучшим.

Не сдавайтесь

В одной из своих лекций Игорь Манн упомянул одно знаменитое высказывание:

Ничто не может заменить настойчивости: ни талант - нет ничего более обычного, чем талантливые неудачники, ни гениальность - гений-неудачник уже вошёл в поговорку, ни образование - мир полон образованными изгоями.

Всемогущи лишь упорство и настойчивость. Девиз «поднажми» или «не сдавайся» решал и всегда будет решать проблемы человечества.

Кэлвин Кулидж, 30-й президент США

Человек, имеющий все эти качества, уже претендует на звание лучшего и обязательно им станет. А теперь о том, как понять, что вы стали лучшим.

Как понять, что вы - лучший

Как вы будете доказывать кому-то или даже себе самому, что вы лучший специалист в своей сфере? Ведь объективности как таковой не существует, и каждый человек судит себя и других со своей точки зрения.

Самое первое - это ваши проекты и свершения . Если у вас есть проекты или дела, которыми вы гордитесь, вы можете их назвать и рассказать о них, это уже успех.

Конечно, у вас могут быть и какие-то документальные подтверждения признания: много денег, дипломы, отличные рейтинги, статистика.

Что интересно, ваши провалы тоже можно считать достижениями . Почему? Потому что вы что-то делали, а не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает. Поэтому цените и считайте достижениями все свои ошибки, главное, чтобы они не повторялись.

Не менее важно и позиционировать себя как лучшего в своём деле . Создание личного слогана, который настраивает вас на определённую жизненную позицию, правильное оригинальное резюме, 100 слов, которые описывают вас как личность, и прочие фишки - всё это помогает вам увидеть себя лучшим и являться им.

Итак, если у вас есть достижения, которыми вы гордитесь, есть документальные подтверждения, которых вам хватает, чтобы считать себя лучшим, и при этом вы продолжаете постоянно развиваться и позиционировать себя нужным образом, можно сказать, что вы действительно добились того, что стали номером 1, и мало кто усомнится в этом.

Правила и способы звучат достаточно просто, а вот сам путь простым не назовёшь. Ведь здесь не хватает одной мотивации: сегодня вы решили стать лучшим, день прожили «правильно», а завтра забыли обо всём.

Нужны последовательные действия, регулярные занятия и постоянное поддержание мотивации, а это могут обеспечить только занятия с тренером, который сам прошёл этот путь и стал лучшим в своей сфере.