Задания впр по биологии 11

ВПР по биологии для 11 класса состоит из 16 заданий. 12 из них базового уровня сложности, 4 – повышенного. Для того чтобы написать работу, отводится два урока (90 минут). Во время проведения ВПР по биологии можно пользоваться непрограммируемым калькулятором. Максимальный балл за все задания – 30.

Примеры заданий с разбалловкой и пояснениями

Задание 1

В первом задании приводится три изображения растений, животных или других живых организмов – например, капусты, гороха и картофеля или наземной планарии, молочной планарии и многоглазки. Все рисунки подписаны. Ниже дается 6 таксонов – положений, определяющих классификацию биологических объектов: вариантов царства, класса, типа, отряда и т.д., например:

  1. Царство растения
  2. Класс однодольные
  3. Класс двудольные
  4. Подцарство многоклеточные
  5. Надцарство прокариоты
  6. Отдел покрытосеменные

Необходимо выбрать три таксона, которые являются верными при характеристике каждого из трех изображенных организмов – то есть такие, которые являются общими при их описании. Если ответ безошибочный – ставится 2 балла, если содержит 1 ошибку – 1 балл, две и больше – 0 баллов.

Задание 2

Второе задание, так же как и первое, направлено на проверку знаний о биологии как науке, методах ее познания, уровней организации природы, различных теорий и законов. Тематика может быть различной – от закона лимитирующего фактора до уровней организации природы. Как правило, в условии объясняется суть упоминаемых вещей. Задание состоит из двух частей. Приводим пример задания:

Правило Бергмана гласит, что жизненная форма животных зависит от климата: животные, обитающие в холодном климате, в отличие от родственных видов из тёплых краёв, имеют более крупные размеры. На фотографиях изображены различные виды пингвинов.

В первой части задания требуется расположить птиц в том порядке, в котором расположены их природные ареалы по поверхности Земли с юга на север, и записать последовательность цифр в специальную таблицу.

Во второй части – объяснить правило Бергмана, используя знания в области терморегуляции.

Задание относится к базовому уровню, хотя без определенного багажа знаний выполнить его не так просто. Если верные ответы даны на оба вопроса – ставится 2 балла, если же только на один – 1 балл, в иных случаях – 0 баллов.

Задание 3

Задание под номером 3 также состоит из двух частей. В нем проверяются знания такого аспекта, как вид и экосистемы.

В первой части чаще всего нужно расположить 4-5 данных живых организмов согласно их местам в пищевой цепи. Примеры организмов:

  • Дельфин, нехищная рыба, фитопланктон, хищная рыба, зоопланктон
  • Орел, лягушки, змеи, растения, кузнечики
  • Скворец, черная смородина, тля, божья коровка, паук

Во второй части необходимо решить небольшую задачу, также связанную либо с пищевыми цепями, либо с критериями определения вида. Примеры:

  • Согласно правилу 10%, при переходе с одного трофического уровня на другой 90% энергии рассеивается. Используя эту закономерность, рассчитайте массу нехищной рыбы, необходимой для обеспечения жизнедеятельности живущего в Черном море дельфина, масса которого составляет 400 кг
  • Зубр и бизон – два вида, которые относятся к одному и тому же роду. Внешне эти животные очень похожи; в неволе они скрещивают и дают плодовитое потомство – зубробизона. Однако в природе они не скрещиваются. О каком критерии вида идет речь?

Правильный ответ на каждую часть задания приносит ученику по 1 баллу; следовательно, всего за задание можно получить 2 балла.

Задание 4

Четвертый номер ВПР по биологии тоже связан с темой «Вид/экосистемы»; в нем проверяется знание различных биологических процессов - например, мутационной изменчивости, симпатрического видообразования, антибиоза. В условии чаще всего приводится рисунок нескольких видов растений или пород животных и задается вопрос, в результате какого процесса образовалось такое большое число различных видов, либо иллюстрация определенных биологических взаимоотношений. Верный ответ на задание оценивается 1 баллом.

Задание 5

В пятом задании нужно работать с приведенной таблицей или графиком. Их тематика может быть различной – от численности определенного вида животных до зависимости работоспособности людей от температуры. Нужно ответить на один вопрос, напрямую связанный с графиком. Задание несложное; за правильный ответ ставится 1 балл.

Задание 6

В этом номере, относящемся к повышенному уровню сложности, нужно заполнять пропуски в графах таблицы. Пропусков 6, и предложенных вариантов для их заполнения тоже 6. Тематика относится к методам познания в биологии и биологии как науке, поэтому чаще всего графы называются «уровень организации – изучающая его наука – примеры» либо «метод биологии – описание метода – примеры». Задание может выглядеть так:

Уровень организации Изучающая его наука Примеры
---(а) ---(б) митоз
организменный ---(в) ---(г)
биосферный ---(д) ---(е)

Пропущенные элементы:

  1. Экология
  2. Цитология
  3. Клеточный
  4. Круговорот веществ и превращение энергии
  5. Анатомия
  6. Гомеостаз

Если ошибок в расставлении элементов нет, ученик получает 3 балла, если есть 1 ошибка – 2 балла, 2 ошибки - 1 балл, 3 и больше – 0 баллов.

Задание 7

Седьмой номер связан с темой «Организм человека, его здоровье». Он состоит из двух частей.

В первой нужно решить небольшую задачу, основываясь на данных приведенных таблиц. Обычно описывается ситуация – человек определенного возраста (чаще всего подросток) съел какие-то продукты, и нужно определить количество белков/жиров/углеводов, поступивших в его организм, и их процент от суточной нормы. Соответственно, приводятся таблицы суточной нормы для людей определенного возраста, и энергетической и пищевой ценности упоминаемых блюд.

Во второй нужно ответить на один вопрос, также связанный с суточным рационом, потреблением определенных витаминов и белков/жиров/углеводов, например:

  • Почему осенью и зимой рекомендуется потреблять больше витамина С?
  • Чем опасен избыток холестерина в организме?

Всего за задание можно получить 2 балла – по одному за верный ответ на каждую его часть.

Задание 8

Восьмое задание относится к той же теме, что и предыдущее. В условии объясняется какая-либо ситуация, связанная либо с результатами сданных анализов, либо с болевыми симптомами, например:

Во время прохождения диспансеризации у Олега (23 года) был установлен уровень гемоглобина 105 г/л при норме 120-155 г/л. Какой анализ был сдан молодым человеком и какой диагноз поставит врач, основываясь на полученный результат?

Нужно выбрать варианты из предложенного списка и записать их в небольшую табличку из двух граф вида

  1. Анализ мочи
  2. Малокровие (анемия)
  3. Нарушение липидного обмена
  4. Анализ крови
  5. Воспалительный процесс

Если обе цифры выбраны верно – ставится 2 балла, если только одна – 1 балл, если ни одной – 0.

Задание 9

Задание под номером девять относится к теме «Организм». В нем также нужно заполнять таблицу, используя пять предложенных вариантов, однако тут в одной ее ячейке может быть несколько номеров (обычно «лишних» номеров не остается, а количество номеров в каждой ячейке не указывается).

Наиболее распространенный вариант вопроса – определить происхождение тех или иных болезней, то есть указать, какие являются наследственными, какие – приобретенными (с разбивкой на инфекционные и неинфекционные). Однако в некоторых вариантах задаются другие вопросы – например, о способе размножения растений (нужно указать, какие растения каким способом размножаются) или биотехнологических методах получения различных веществ. Пример формата задания:

Определите происхождение перечисленных ниже болезней. Запишите номер каждой болезни из списка в соответствующую ячейку таблицы; в ячейках может быть несколько номеров:

  1. Ангина
  2. Корь
  3. Дальтонизм
  4. Артрит
  5. Сонная болезнь

Если в ответе нет ни одной ошибки – ставится 2 балла, если есть одна – 1 балл, если есть две и больше – 0 баллов.

Задание 10

Десятое задание ВПР по биологии состоит из двух частей.

В первой части нужно дать ответ на один вопрос, который чаще всего связан с определением характера наследования определенного признака. Приводится изображение – либо схема скрещивания, либо фрагмент родословной, например:

Во второй части также необходимо ответить на вопрос, однако тут он связан со сцеплением данного признака с полом.

Правильный ответ на каждую часть задания оценивается 1 баллом; всего за задание можно набрать 2 балла.

Задание 11

В данном задании нужно решать небольшую задачу, связанную с определением генотипов по какому-то данному признаку. Приводится ситуация – например:

  • У родителей карие глаза, а у их дочери Лены – голубые. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза».
  • У кошек и котов ген черной (А) и рыжей (а) окраски шерсти находятся в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование – черепаховый окрас. У черепаховой кошки и черного кота родились два котенка, оба – черные. Определите генотипы кота, кошки и котят.

Ответы заносятся в специальную таблицу вида

Кот Кошка Котята

Если все генотипы определены верно – ученик получает 2 балла, при наличии одной ошибки – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 12

Двенадцатое задание связано с группами крови – к примеру, даются значения групп крови родителей, и нужно определить группу крови ребенка, а также ответить на еще один вопрос – о том, может ли ребенок быть донором крови для одного или обоих родителей. На первый вопрос нужно просто дать ответ, а вот ответ на второй вопрос должен иметь развернутую аргументацию с опорой на приведенный материал – правила переливания крови и классификацию крови по группам. Для ответа на первый вопрос также приводится таблица определения группы крови ребенка – вот такая:

Обоснование ответа на второй вопрос, которое является третьим компонентом задания, не должно быть длинным – нужно емко объяснить, почему нельзя переливать кровь ребенка родителям (или же почему можно), например: при переливании одноименных антигенов А ребенка и антител а матери произойдет склеивание эритроцитов; это может привести к смерти матери, поэтому ребенок не может стать ее донором крови.

Если ответ полностью верный, ставится 2 балла. Если же верный ответ дан только на первые два вопроса либо только на третий (то есть верно только обоснование) – 1 балл, в других случаях – 0.

Задание 13

Тема тринадцатого задания ВПР по биологии – «Клетка». В нем нужно решить небольшую и не очень сложную задачу – рассчитать процент нуклеотидов с определенным азотистым основанием, например:

Во время изучения нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК растения было установлено, что доля нуклеотидов с аденином составляет 15%. Используя правило Чаргаффа о количественном соотношении между различными азотистыми основаниями (Г + Т = А + Ц) рассчитайте процент нуклеотидов с гуанином.

Правильный ответ на задачу приносит ученику 1 балл.

Задание 14

Четырнадцатое задание проверяет знание строения клетки. Оно состоит из двух частей.

В первой части приводится изображение какого-либо одного органоида клетки – хлоропласта, аппарата Гольджи, митохондрии, ядра и т.д.. В ответе нужно записать его название.

Во второй части нужно написать, протекание каких процессов обеспечивает изображенный органоид.

Всего за задание можно получить 2 балла – по 1 за правильный ответ на каждую его часть.

Задание 15

Задание под пятнадцатым номером завершает серию заданий по клетке. Оно связано с генетическим кодом. Приводится вот такая таблица генетического кода:

Необходимо на примере определенной аминокислоты (например, серина Сер или валина Вал) объяснить какое-либо свойство генетического кода (к примеру, однозначность или избыточность). Иногда нужно объяснить свойство без опоры на конкретную аминокислоту. Обычно в первой части ответа нужно кратко объяснить свойство – например, написать, что многим аминокислотам соответствует несколько кодонов (триплетов) – это повышает надежность хранения и передачи генетической информации. Во второй части необходимо опираясь на таблицу указать, с помощью каких кодонов происходит кодирование указанной в задании аминокислоты.

За полностью верный ответ ставится 2 балла, если же дана только часть ответа – 1 балл, в других случаях – 0 баллов.

Задание 16

Последнее задание ВПР по биологии связано с различными вымершими организмами, существовавшими на планете миллионы лет назад. Приводится изображение такого растения или животного, указывается время, когда оно обитало. Необходимо установить эру и период обитания данного организма, а также либо установить тип, к которому оно относится, либо определить родственный ему организм, опираясь на приведенный фрагмент геохронологической таблицы – например, вот такой:

Если все три элемента ответа указаны правильно, ставится 2 балла, если же правильно написаны только два – 1 балл, и если только один либо ни одного – 0 баллов.

ВПР. Биология. 11 класс. Тренинг, контроль, самооценка. Сарычева Н.Ю.

М.: 2017. - 112 с.

В первом блоке рабочей тетради представлены два варианта проверочных работ, содержание и структура которых соответствуют образцам Всероссийской проверочной работы по биологии для 11 класса (2017). Во втором блоке даны тренировочные упражнения, позволяющие отработать выполнение каждого из заданий ВПР. Третий блок содержит два варианта итоговой проверочной работы. Оценить уровень своей подготовки учащимся помогут ответы и критерии оценивания, представленные в заключительном блоке «Самооценка».

Формат: pdf

Размер: 18,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Содержание
Предисловие 3
Диагностический контроль 4
Проверочная работа 1 4
Вариант 1 4
Вариант 2 16
Тренинг 24
Итоговый контроль 74
Проверочная работа 2 74
Вариант 1 74
Вариант 2 85
Самооценка 95

Вы решили подготовиться к Всероссийской контрольной работе, но не знаете, что лучше для этого сделать? Настоящее пособие и предназначено для того, чтобы оказать в этом помощь.
Пособие начинается с диагностического контроля - проверочной работы из 16 заданий, выполнив которую вы сможете провести самопроверку уровня знаний и умений по биологии. Отбор содержания данных проверочных работ и тренировочных заданий определялся на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (2004 г.), примерных программ и содержания учебников, рекомендуемых к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание базового курса биологии представлено следующими разделами: «Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка», «Организм», «Вид», «Экосистемы», «Организм человека и его здоровье». Для оценки степени овладения знаниями и умением практического применения этих знаний в проверочные работы включены задания общебиологического и практико-ориентированного содержания.
После выполнения работы уточните, правильно ли вы оценили решение, обратившись к разделу «Самооценка», где вы можете проверить ответы и выставить балл за выполненные задания и работу в целом. Проставьте окончательный балл в пустом окошке возле задания, затем просуммируйте баллы за работу и сравните с максимальным баллом за работу. Теперь вы можете сделать вывод о том, насколько вы готовы к проверочной работе.
Далее в тетради следует раздел «Тренинг», который предусмотрен для совершенствования знаний и умений в выполнении заданий, включённых в проверочную работу. Выберите задания, которые вызвали у вас наибольшие затруднения, определите свою ошибку. Выполните все тренировочные задания, стараясь разобраться в решении самостоятельно, а уже потом свериться с приведённым ответом.
После того как вы повторили материал и выполнили задания для совершенствования своих знаний и умений, можно снова оценить, насколько вы готовы к проверочной работе. Для этого в пособии приведены два варианта для итогового контроля уровня ваших знаний и умений. Результат суммирования баллов за все задания позволит вам сделать вывод о готовности к проверочной работе.
Успехов вам!

Вариант № 1

Демонстрационная версия ВПР по биологии 11 класс 2017 год.

Работа содержит 16 заданий. Ответом к заданиям 1, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13 является цифра, последовательность цифр или слово, последовательность слов, записанных без пробела. Задания 2, 5, 12, 14, 15, 16 предполагают развёрнутый ответ.


Если ва­ри­ант задан учителем, вы можете вписать ответы на задания части С или загрузить их в систему в одном из графических форматов. Учитель уви­дит ре­зуль­та­ты вы­пол­не­ния заданий части В и смо­жет оце­нить за­гру­жен­ные от­ве­ты к части С. Вы­став­лен­ные учи­те­лем баллы отоб­ра­зят­ся в вашей статистике.

Версия для печати и копирования в MS Word

Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) класс Двудольные

2) империя Неклеточные

3) надцарство Прокариоты

4) царство Растения

5) подцарство Многоклеточные

6) отдел Цветковые

Запишите номера выбранных таксонов.

Ответ:

Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

Ответ:

Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у - скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5-38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

Решения заданий части С не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

2) анатомия

3) организменный

4) хлоропласт

5) молекулярно-генетический

6) цитология

Ответ:

Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×10 8 при норме 4-9×10 9 . Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

1) нарушение углеводного обмена

2) кислородная недостаточность

3) анализ крови

4) снижение иммунитета

5) анализ кала

Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) ветряная оспа

2) синдром Дауна

3) инфаркт миокарда

4) дизентерия

5) малярия

Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

Мать Отец Дочь

В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

Ответ:

Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т. д. Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг. 1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.

Ответ:

Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3-0,5 г в сутки.

Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

Ответ:

В медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:

Данный признак доминантный или рецессивный?

2017 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

Российской Федерации

Проверочная работа включает в себя 16 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Записывайте ответы на задания в отведённом для этого месте в работе. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении работы разрешается использовать калькулятор.
При выполнении заданий Вы можете использовать черновик. Записи в черновике проверяться и оцениваться не будут.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!

ВАРИАНТ 1

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:
1) класс Двудольные
2) империя Неклеточные
3) надцарство Прокариоты
4) царство Растения
5) подцарство Многоклеточные
6) отдел Цветковые

ОТВЕТ

Все существующие на нашей планете растения объединяют в одно царство , которое называется Растения .

Растения делятся на два подцарства – высшие и низшие.

К низшим растениям относят водоросли.

А высшие растения делятся на Споровые и Семенные. К споровым относят отделы Мхи, Хвощи, Плауны и Папоротники. А к семенным – отдел Голосеменные и отдел Покрытосеменные (Цветковые).

Голосеменные растения не имеют травянистых форм, а так как мы видим, что данные нам растения точно не деревья и не кустарники, то они относятся к отделу Цветковые (такой же вывод можно было сделать и по наличию цветков и плодов).

Капуста огородная – растение семейства Крестоцветные (Капустные), горох посевной принадлежит к семейству Бобовые, а картофель из семейства Паслёновые. Растения этих семейств принадлежат к классу Двудольные .

Таким образом, правильными ответами являются пункты 1 , 4 ,6 .

Давайте, исключим остальные варианты ответов.

Эти растения не относят к империи Неклеточные, т.к. они имеют клеточное строение, т.е. состоят из клеток. Их не относят к надцарству Прокариоты, так как прокариоты – организмы, не имеющие ядра в клетке, а у растений ядро есть. Они не относятся к подцарству Многоклеточные, так как в систематике растений есть подцарства Высшие и Низшие, а подцарства Многоклеточны0е вообще нет.

2. Правило Аллена гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в более холодном климате, имеют относительно меньшие выступающие части тела: уши, ноги, хвосты и т.д.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены
фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Аллена.
ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: 312 Ответ на 2 вопрос: чем больше поверхность тела теплокровного животного, тем интенсивнее идёт отдача тепла. Этому способствуют большие уши.

Ответить на 1 вопрос совсем не трудно. Стоит учесть, что требуется расставить животных, начиная с самого северного, а по правилу Аллена у северных животных выступающие части тела меньше. Значит, мы должны расставить животных, начиная с того, которое имеет самые маленькие уши.

Уменьшение у животных выступающих частей тела приводит к уменьшению поверхности тела, а следовательно, к уменьшению теплоотдачи. Это помогает животным, обитающим в холодных условиях, экономить тепло. На этом должен основываться ответ на 2 вопрос.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи.
В каждую ячейку запишите
название одного из предложенных организмов.
Перечень организмов:
кузнечики, растения, змеи, лягушки, орёл.

Пищевая цепь

2. Правило гласит: «не более 10% энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии (в кДж), которая переходит на уровень консументов II порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 10 000 кДж.

ОТВЕТ

1. растения – кузнечики – лягушки – змеи – орёл

4. Изучите рисунок. Благодаря какому процессу образовалось такое многообразие изображённых организмов?

ОТВЕТ

Искусственный отбор,
ИЛИ мутационная изменчивость,
ИЛИ наследственная изменчивость

5. Изучите график, отражающий зависимость скорости реакции, катализируемой ферментом, от температуры тела собаки (по оси х отложена температура тела собаки (в °С), а по оси у – скорость химической реакции (в усл. ед.)).

Известно, что температура тела здоровой собаки находится в пределах 37,5–38,5 °С. Как изменится скорость химических реакций в организме собаки, если температура её тела будет выше нормальной?

ОТВЕТ

Скорость химических реакций будет снижаться (падать)

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:
1) ДНК
2) анатомия
3) организменный
4) хлоропласт
5) молекулярно-генетический
6) цитология

ОТВЕТ

7. Холестерин играет важную роль в обмене веществ и работе нервной системы. Он поступает в организм из продуктов животного происхождения. В растительных продуктах его практически нет. Количество холестерина, поступающего в организм с пищей, не должно превышать 0,3–0,5 г в сутки.

1. Используя данные таблицы, рассчитайте количество холестерина в завтраке человека, который съел 100 г нежирного творога, 25 г «Голландского» сыра, 20 г сливочного масла и две сосиски.

2. Какую опасность для здоровья человека представляет избыток холестерина в организме человека?

ОТВЕТ

2. поражение кровеносных сосудов,
ИЛИ развитие атеросклероза,
ИЛИ ишемическая болезнь сердца

8. Сергей пришёл к врачу из-за плохого самочувствия. Врач дал ему направление на анализ, результаты которого показали, что количество лейкоцитов равно 2,5×108 при норме 4–9×109. Какой анализ предложил сдать врач и какой диагноз он поставил на основе полученных результатов? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:
1) нарушение углеводного обмена
2) кислородная недостаточность
3) анализ крови
4) снижение иммунитета
5) анализ кала

ОТВЕТ 34

Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть
записано несколько номеров.

Список болезней человека:
1) ветряная оспа
2) синдром Дауна
3) инфаркт миокарда
4) дизентерия
5) малярия

ОТВЕТ

10. медицинской генетике широко используется генеалогический метод. Он основан на составлении родословной человека и изучении наследования того или иного признака. В подобных исследованиях используются определённые обозначения. Изучите фрагмент родословного древа одной семьи, у некоторых членов которой имеется глухонемота.

Фрагмент родословного древа семьи

Используя предложенную схему, определите:
1) данный признак доминантный или рецессивный;
2) данный признак не сцеплен или сцеплен с половыми хромосомами.

ОТВЕТ

    рецессивный признак

2. признак не сцеплен с полом

11. Света всегда хотела иметь такие же «ямочки» на щеках, как у её мамы (доминантный признак (А) не сцеплен с полом). Но «ямочки» у Светы отсутствовали, как у её отца. Определите генотипы членов семьи по признаку наличия или отсутствия «ямочек». Ответы занесите в таблицу.

ОТВЕТ

Мать – Аа; отец – аа; дочь – аа

12. В суде рассматривался иск об установлении отцовства ребёнка. Был сделан анализ крови ребёнка и его матери. У ребёнка она оказалась II(А), а у матери – I(0). Проанализируйте
данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Мать ребёнка заявляла в суде, что отцом её сына является мужчина с IV(АВ) группой крови. Мог ли он быть отцом ребёнка?

2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли ребёнок быть донором крови для своей матери.

3. Используя данные таблицы «Группы крови по системе АВ0» объясните своё решение.

* Примечание.
Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.
Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Ответ на 1 вопрос: да
Ответ на 2 вопрос: нет
Ответ на 3 вопрос: в результате одновременного нахождения в кровяном русле матери, при переливании, одноименных антигенов А ребёнка и антител α (матери) произойдёт склеивание эритроцитов, что может привести к смерти матери

13. В биохимической лаборатории изучался нуклеотидный состав фрагмента молекулы ДНК пшеницы. Было установлено, что в пробе доля адениновых нуклеотидов составляет 10%.
Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + Т = А + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с цитозином.

ОТВЕТ 40%

1. Рассмотрите изображение двумембранного органоида эукариотической клетки. Как он называется?

2. Нарушение какого процесса произойдёт в клетке в случае повреждений (нарушений в работе) данных органоидов?

ОТВЕТ

1. митохондрия

2. энергетического обмена,
ИЛИ процесса дыхания,
ИЛИ биологического окисления

15. Генетический код - свойственный всем живым организмам способ кодирования последовательности аминокислотных остатков в составе белков при помощи
последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты.
Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты серин (Сер), объясните следующее свойство генетического кода: код триплетен.

Таблица генетического кода

ОТВЕТ

1) каждой аминокислоте соответствует сочетание из трёх нуклеотидов
(триплетов, кодонов);
2) кодирование аминокислоты серин (Сер) может произойти с
помощью одного из следующих кодонов (триплетов): ТЦТ, ТЦЦ,
ТЦА, ТЦГ, АГТ, АГЦ

16. На рисунке изображён археоптерикс – вымершее животное, обитавшее 150–147 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также его возможного предка уровня класса (надотряда) животных.

Эра: ______________________________________________________________
Период:___________________________________________________________
Возможный предок:_________________________________________________

ОТВЕТ

Эра: мезозойская эра;
Период: юрский период;
Возможный предок: древние пресмыкающиеся, ИЛИ
пресмыкающиеся, ИЛИ рептилии, ИЛИ динозавры

ВАРИАНТ 2

Перечень таксонов:
1) царство Растения
2) класс Папоротниковидные
3) класс Моховидные
4) отдел Папоротникообразные
5) отдел Голосеменные
6) подцарство Низшие растения

Запишите номера выбранных таксонов.

ОТВЕТ

На рисунках изображены растения (есть органы растений – листья, стебли); класс Па­по­рот­ни­ко­вид­ные отдел Па­по­рот­ни­ко­об­раз­ные – Папоротникообразные имеют корни и побеги (стебли с листьями), размножаются спорами.

Листья нарастают верхушкой (как побе­ги), молодые листья образуют на верхушке завитки - «улитки», которые защищают верхушечную меристему. Из-за этих особенностей, не свойственных листьям, их называ­ют вайями. На корневище образуются придаточные корни. На 2 рисунке – водный папоротник.

Ответ: 142.

2. Закон лимитирующего фактора гласит, что наиболее важным для выживания вида является тот фактор, который больше отклоняется от оптимальных для него значений. Факторы, которые сдерживают развитие организмов из-за недостатка или их избытка по сравнению с потребностями, называют лимитирующими (ограничивающими).

На рисунках изображены различные природные экосистемы. Расположите эти экосистемы в той последовательности, в которой значение лимитирующего фактора (недостаток тепла) снижается.

    Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены экосистемы.

2. Наглядной иллюстрацией закона лимитирующего фактора является бочка Либиха. Что на рисунке символизирует лимитирующий фактор?

ОТВЕТ

2.1: 231
2.2: ко­рот­кая доска сим­во­ли­зи­ру­ет ли­ми­ти­ру­ю­щий фак­тор; её длина опре­де­ля­ет уро­вень, до ко­то­ро­го бочку можно на­пол­нить, причём длина дру­гих досок уже не имеет зна­че­ния

2.1. На рисунках изображены природные зоны: 1 - степь; 2 - тундра; 3 - широколиственный лес.
По условию задания зна­че­ние ли­ми­ти­ру­ю­ще­го фак­то­ра (не­до­ста­ток тепла) сни­жа­ет­ся , т.е. среднегодовая температура повышается: тундра→ широколиственный лес →степь

2.2. Существуют разные формулировки этого закона. Но суть закона минимума (или закона ограничивающего фактора) можно сформулировать так:
Жизнь организма зависит от множества факторов. Но, наиболее значимым в каждый момент времени является тот фактор, который наиболее уязвим.
Иными словами, если в организме какой-то из факторов существенно отклоняется от нормы, то именно этот фактор в данный момент времени является наиболее значимым, наиболее критическим для выживания организма.
Важно понимать, что для одного и того же организма в разное время такими критически важными (или по-другому лимитирующими) факторами могут совершенно разные факторы.
В этой полусломанной бочке – лимитирующим фактором является высота доски. Очевидно, что вода будет переливаться через самую маленькую доску в бочке. В этом случае нам уже будет не важной высота остальных досок – все равно бочку наполнить будет нельзя.
Наименьшая доска – это и есть тот самый фактор, который наиболее отклонился от нормального значения.

1. Распределите организмы по их положению в пищевой цепи. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов. Перечень организмов: ласка, листовой опад, крот, дождевой червь.

Пищевая цепь

2. «Правило 10%»: при переходе с одного трофического уровня на другой 90 % энергии рассеивается. Используя «Правило 10%», рассчитайте массу дождевых червей (в кг), необходимых для нормальной жизнедеятельности одной ласки массой 102 г, в цепи питания листовой опад → дождевые черви → крот → ласка

ОТВЕТ

1. листовой опад→дождевой червь→крот→ласка

Детритные пищевые цепи (цепи разложения) - пищевые цепи, которые начинаются с детрита – отмерших остатков растений, трупов и экскрементов животных. Гетеротрофные организмы, питающиеся непосредственно детритом, называются детритофагами. Далее следуют консументы (вторчные потребители)

Количество растительного вещества, служащего основой цепи питания, примерно в 10 раз больше, чем масса растительноядных животных, и каждый последующий пищевой уровень также имеет массу, в 10 раз меньшую. Это правило известно как правило Линдемана, или правило 10 процентов.

При расчете массы и энергии снизу вверх – убираем по одному нулю при переходе на каждый уровень, а если движемся сверху вниз – добавляем по одному нулю.

Собственно, цепь питания: листовой опад → дождевые черви → крот → ласка

Кротов 102 г *10 = 1020 г

Червей 1020 г * 10= 10200 г или 10 кг 200 г

4. Изучите рисунок. В результате какого процесса образовалось такое многообразие изображённых на рисунке живых организмов?

ОТВЕТ

искусственный отбор ИЛИ мутационная изменчивость ИЛИ наследственная изменчивость.

Мно­го­об­ра­зие пород голубей яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­тов ис­кус­ствен­но­го от­бо­ра - это отбор про­из­во­ди­мый че­ло­ве­кам на ос­но­ве му­та­ци­он­ной (на­след­ствен­ной) из­мен­чи­во­сти.

Че­ло­век вел отбор в опре­де­лен­ном на­прав­ле­нии: величине зоба, надклювье, хвост.

5. Изучите график, который отражает выживаемость вида в зависимости от температуры.

Определите, какое количество (в %) особей будет выживать в диапазоне температур от 15 до 25 °C.

ОТВЕТ 75-100%.

Метод биологии

Описание метода

Пример

Наблюдение

Возможность не учитывать ряд
несущественных свойств
и признаков; выделение
важных свойств и признаков

Центрифугирование,
хроматография

Пропущенные элементы:
1) абстрагирование
2) открытие новых видов
3) эволюционные процессы
4) использование специальных приборов
5) инструментальный
6) сбор фактов

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ОТВЕТ

1. Жиры - необходимая часть рациона человека.

Сергею 12 лет (вес 36 кг). Зимой на каникулах он посещал г. Кисловодск. После длительной прогулки по Курортному парку он обедал в кафе. В заказ входили следующие блюда: сложный горячий бутерброд со свининой, салат овощной, мороженое с шоколадным наполнителем, вафельный рожок и «Кока-кола». Используя данные таблиц 1 и 2, определите количество жиров, поступивших с пищей во время обеда, и их отношение к суточной норме.

Суточные нормы питания и энергетическая потребность детей и подростков

Возраст, лет

Энергетическая
потребность, ккал

Белки, г/кг

Жиры, г/кг

Углеводы, г

16 и старше

Таблица энергетической и пищевой ценности готовых блюд

Блюда и напитки

Энергетическая
ценность (ккал)

Белки (г)

Жиры (г)

Углеводы (г)

Сложный горячий бутерброд
со свининой (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, свинина)

Сложный горячий бутерброд
с ветчиной (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, ветчина)

Сложный горячий бутерброд
с курицей (булочка, майонез,
салат, помидор, сыр, курица)

Омлет с ветчиной

Салат овощной (свежие помидоры,
огурцы, перец)

Салат Цезарь (курица, салат,
майонез, гренки)

Картофель по-деревенски

Маленькая порция картофеля
фри

Стандартная порция картофеля
фри

Мороженное с шоколадным
наполнителем

Вафельный рожок

«Кока-кола»

Апельсиновый сок

Чай без сахара

Чай с сахаром (две чайные ложки)

2. Жиры - необходимая часть рациона человека.

Почему врачи-диетологи для похудения советуют уменьшить в рационе количество жиров, а не полностью от них отказаться?

ОТВЕТ

1. Количество жиров в обеде = 33 + 0 + 11 + 4 + 0 = 48 г; отношение поступивших с пищей жиров к суточной норме = 48: 61,2 (суточная потребность в жирах - 36 кг x 1,7) 0,78 (или 78%)

2. Полностью исключать жиры из рациона нельзя, так как жиры являются компонентами структур клетки (мембран) и входят в состав гормонов, способствуют усвоению некоторых витаминов.

8. На приёме у терапевта пациент жалуется на повышенную возбудимость, учащённый пульс, пучеглазие, дрожание рук, потливость, снижение массы тела при хорошем аппетите, перепады настроения. Какой диагноз поставит врач? К какому специалисту отправит пациента для уточнения диагноза? Выберите ответы из следующего списка и запишите в таблицу их номера.

Список ответов:

1) бронзовая болезнь
2) базедова болезнь
3) нарушение белкового обмена
4) невролог
5) эндокринолог

ОТВЕТ

Базедова болезнь, иначе называемая болезнью Грейвса (медицинское название – диффузный токсический зоб) представляет собой заболевание, связанное с отклонением работы щитовидной железы (ее увеличение в размере и чрезмерная выработка гормонов).

Начинается Базедова болезнь для обычного человека практически незаметно. Ее первыми признаками могут быть: повышенная потливость, частое дрожание верхних конечностей, бессонница, перепады в настроении. Кожа больного с течением времени становится более смуглой, в районе его нижних конечностей можно заметить небольшие постоянные отеки.

Эндокринолог - врач этой специализации следит за состоянием эндокринной системы организма. Эндокринолог занимается диагностированием и лечением, а также предотвращением проблем гормональной регуляции в нашем организме.

9. Определите происхождение болезней, приведённых в списке. Запишите номер каждой из болезней в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список болезней человека:

1) гепатит
2) туберкулёз
3) ангина
4) сколиоз
5) грипп

ОТВЕТ

10. Изучите фрагмент родословной.

Установите характер наследования признака, выделенного на схеме чёрным цветом.

1) Данный признак доминантный или рецессивный?

2) Данный признак сцеплен или не сцеплен с полом?

ОТВЕТ

1. Признак является доминантным аутосомным, т. к. проявляется в каждом поколении.

2. С оди­на­ко­вой ве­ро­ят­но­стью встре­ча­ет­ся и у муж­чин и у жен­щин - не сцеп­лен с Х-хро­мо­со­мой.

11. У родителей карие глаза. Их дочь имеет голубые глаза. Определите генотипы членов семьи по признаку «карие/голубые глаза». Ответы занесите в таблицу.

ОТВЕТ мать - Аа, отец - Аа, ребёнок - аа.

12. У матери четвёртая (AB) группа крови, у отца - первая (00). Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопросы.

1. Кровь какой группы имеет их дочь?
2. Руководствуясь правилами переливания крови, решите, может ли отец быть донором крови для своей дочери.

3. Используя данные таблицы «Классификация крови по группам», объясните своё решение.

* Примечание.

Антиген - любое вещество, которое организм рассматривает как чужеродное или потенциально опасное и против которого обычно начинает вырабатывать собственные антитела.

Антитела - белки плазмы крови, образующиеся в ответ на введение в организм человека бактерий, вирусов, белковых токсинов и других антигенов.

ОТВЕТ

Элементы ответа:

12.1. Ответ: II (A) или III (B)

Воспользуемся таблицей. Находим столбец с группой крови отца I (0), ищем строку – IV (AB)группу крови у матери. На пересечении находим группу крови возможных детей –II (A), III (B)

12.2. Ответ: да.

Воспользуемся схемой “переливание крови”. МОЖЕТ, НО – при переливании больших количеств крови следует использовать только одногруппную кровь.

12.3. Ответ: человек с первой группой крови (отец) является «универсальным донором», → его кровь можно переливать в кровь любой группы.

13. При изучении нуклеотидного состава фрагмента молекулы ДНК речного рака было установлено, что в пробе доля нуклеотидов с гуанином составляет 18%. Пользуясь правилом Чаргаффа, описывающим количественные соотношения между различными типами азотистых оснований в ДНК (Г + T = A + Ц), рассчитайте в этой пробе процент нуклеотидов с тимином.

ОТВЕТ

По пра­ви­лу ком­пле­мен­тар­но­сти ко­ли­че­ство гу­а­ни­на равно ко­ли­че­ству ци­то­зи­на; количество нуклеотидов с тимином равно количеству нуклеодидов с аденином.

18% цитозина = 18% гуанина по пра­ви­лу ком­пле­мен­тар­но­сти,
64% на тимин и аденин, а так как их рав­ное ко­ли­че­ство, то
32% аденина = 32% тимина.

Про­цент нук­лео­ти­дов с ти­ми­ном 100% – (18% Ц + 18% Г) = 64%:2=32

1. Рассмотрите изображение органоида. Как он называется?

2. Рассмотрите изображение органоида. Какие процессы обеспечивает изображённый органоид?

ОТВЕТ

1. На рисунке Аппарат Гольджи. Он представляет собой стопку дискообразных мембранных мешочков (цистерн), система трубочек и на концах пузырьки (образуются лизосомы)

2. Накопление и химическая модификация (процессинг) веществ, которые синтезируются в каналах ЭПС (эндоплазматической сети) в неактивной форме; транспорт модифицированных химических веществ; образование лизосом.

15. Генетический код - способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов. Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов. На примере аминокислоты метионин (MET) объясните такое свойство генетического кода, как однозначность (специфичность).

Генетический код

Первое
основание

Второе основание

Третье
основание

Фен
Фен
Лей
Лей

Сер
Сер
Сер
Сер

Тир
Тир
-
-

Цис
Цис
-
Три

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Лей
Лей
Лей
Лей

Про
Про
Про
Про

Гис
Гис
Глн
Глн

Арг
Арг
Арг
Арг

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Иле
Иле
Иле
Мет

Тре
Тре
Тре
Тре

Асн
Асн
Лиз
Лиз

Сер
Сер
Арг
Арг

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

Вал
Вал
Вал
Вал

Ала
Ала
Ала
Ала

Асп
Асп
Глу
Глу

Гли
Гли
Гли
Гли

У(А)
Ц(Г)
А(Т)
Г(Ц)

ОТВЕТ

Однозначность – один триплет не может кодировать более одной аминокислоты.

Аминокислота метионин (МЕТ) кодируется только одним триплетом. По иРНК АУГ; по ДНК ТАЦ

16. На рисунке изображены псилофиты - вымершие растения.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который появились данные организмы, а также возможного предка уровня отдела растений.

Геохронологическая таблица

ЭРА, возраст
в млн лет

Период

Растительный мир

Мезозойская, 240

Появляются и распространяются покрытосеменные; сокращаются папоротники и голосеменные

Триас

Палеозойская, 570

Пермь

Карбон

Расцвет древовидных папоротников, плаунов и хвощей (образовывали «каменноугольные леса»); появляются семенные папоротники; псилофиты исчезают

Девон

Развитие, а затем вымирание псилофитов; возникновение основных групп споровых растений - плауновидных, хвощевидных, папоротниковидных; появление первых примитивных голосеменных; возникновение грибов

Силур

Господство водорослей; выход растений на сушу - появление риниофитов (псилофитов)

Ордовик

Расцвет водорослей

Кембрий

Дивергентная эволюция водорослей; появление многоклеточных форм

Протерозойская, 2600

Широко распространены синезелёные и зелёные одноклеточные водоросли, бактерии; появляются красные водоросли

ОТВЕТ

Воспользуемся таблицей, в третьей колонке найдем псилофиты; определяем по второй и первой колонкам эру и период, когда обитали псилофиты

Ответ: Эра: па­лео­зой­ская

Период: Силур

Предками псилофитов являются многоклеточные зеленые водоросли.

ВАРИАНТ 3

1. Выберите из приведённого перечня систематических таксонов три таксона, которые являются общими при описании изображённых организмов.

Перечень таксонов:

1) царство Животные
2) класс Ресничные черви
3) класс Сосальщики
4) тип Плоские черви
5) тип Кольчатые черви
6) тип Нематоды

Запишите номера выбранных таксонов.

2. Правило Бергмана гласит, что среди родственных форм теплокровных животных, ведущих сходный образ жизни, те, которые обитают в областях с преобладающими низкими температурами, имеют, как правило, более крупные размеры тела по сравнению с обитателями более теплых зон и областей.

Рассмотрите фотографии, на которых изображены представители трёх близкородственных видов млекопитающих. Расположите этих животных в той последовательности, в которой их природные ареалы расположены по поверхности Земли с севера на юг.

1. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр, которыми обозначены фотографии.

2. Используя знания в области терморегуляции, объясните правило Бергмана.

3.1. Расставьте в правильной последовательности организмы в соответствии с их местом в цепи питания заливного луга. В каждую ячейку запишите название одного из предложенных организмов.

Перечень организмов: дождевой червь, сокол, уж, землеройка, перегной.

Пищевая цепь

_________ → _________ → _________ → _________ → _________

3.2. Правило гласит: «не более 10 % энергии поступает от каждого предыдущего трофического уровня к последующему». Используя это правило, рассчитайте величину энергии, которая переходит на уровень консументов I порядка при чистой годовой первичной продукции экосистемы 200 кДж.

4. Изучите рисунок. Какой тип взаимоотношений иллюстрирует рисунок?

5. Проанализируйте график скорости размножения молочнокислых бактерий и ответьте на следующий вопрос: как изменится скорость размножения бактерий в пределах температуры от 24°С до 34°С?

6. Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите и запишите в таблицу номер нужного элемента.

Пропущенные элементы:

1) биосинтез белка;
2) экология;
3) организменный;
4) пищевые цепи;
5) проведение нервного импульса;
6) цитология;

7.1. Ниже приведена таблица, отражающая содержание витаминов в некоторых плодовых соках (по данным Популярной медицинской энциклопедии). В нижней строке показана средняя суточная потребность в этих веществах (в мг). Пользуясь таблицей, ответьте на вопросы, при расчетах используйте максимальный показатель данных (например, 2-8 – используем 8).

Достаточно ли выпить 250 мл цитрусового микса, состоящего из апельсинового (100мл), лимонного (50 мл) и мандаринового сока (100мл), чтобы удовлетворить суточную потребность в витамине А?

7.2. Аня, 14 лет, вес 55 кг, вегетарианка. Почему Юлии необходимо обращать особое внимание на содержание белков в заказываемых блюдах?

8. При прохождении обследования у Анастасии (19 лет) был установлен уровень сахара 12 ммоль/л при норме 3,2-5,5 ммоль/л. Какой анализ сдавала Анастасия? Какой диагноз предположительно поставит врач на основе полученных результатов? Выберите ответ из списка и запишите в таблицу номер ответа.

1) анализ крови
2) анализ мочи
3) нарушение углеводного обмена
4) воспалительный процесс
5) аллергическая реакция

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

9. Определите, какие органы из приведённых в списке, получили свое развитие из каких зародышевых листков. Запишите номер органа в списке в соответствующую ячейку таблицы. В ячейках таблицы может быть записано несколько номеров.

Список органов человека:

1) ногти
2) бицепс
3) лёгкие
4) бедренная кость
5) головной мозг

10.1. По изображенной на рисунке родословной установите характер проявления признака (доминантный, рецессивный), обозначенного черным цветом. Определите генотип родителей и детей в первом поколении.

10.2. Изучите схему скрещивания кур.

Установите характер наследования чёрной окраски оперения у кур.

Данный признак наследуется по принципу полного или неполного доминирования?

11. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а). Жена страдает глаукомой, а муж гетерозиготен по данному признаку. Определите генотипы родителей и вероятность рождения здорового ребёнка. Ответы занесите в таблицу.

Вероятность ррождения
здорового ребенка, %

12. Перед судебно-медицинской экспертизой поставлена задача выяснить: является ли мальчик, имеющийся в семье супругов Р 1 , родным или приемным. Исследование крови мужа, жены и ребенка показало: жена -IV группа крови, муж - I, ребенок - I группа крови. Проанализируйте данные и ответьте на вопросы.

1. Какое заключение должен дать эксперт?
2. Какая группа крови может быть у ребенка данных родителей?

3. Объясните решение эксперта.

13. Какое число аминокислот в белке, если его кодирующий ген состоит из 600 нуклеотидов? В ответ запишите ТОЛЬКО соответствующее число.

14.1. Рассмотрите рисунок части растения, какая структура изображена на рисунке. Как она называется?

14.2. Какую функцию выполняет данная структура?

15. Генетический код - способ кодирования последовательности аминокислот в составе белков при помощи последовательности нуклеотидов в составе нуклеиновой кислоты у всех живых организмов.

Изучите таблицу генетического кода, в которой продемонстрировано соответствие аминокислотных остатков составу кодонов.

На примере аминокислоты глутамин (ГЛН) поясните, какими триплетами может быть закодирована данная аминокислота на информационной РНК (иРНК), укажите все возможные комбинации триплетов. Поясните такое свойство генетического кода, как вырожденность, или избыточность.

16. На рисунке изображен белемнит – вымершее животное, обитавшее 440-410 млн лет назад.

Используя фрагмент геохронологической таблицы, установите эру и период, в который обитал данный организм, а также «близких родственников» данного животного в современной фауне (ответ – на уровне рода)

Геохронологическая таблица

ОТВЕТЫ:

    213; Теплопродукция (выделение тепла клетками организма) пропорциональна объему тела. Теплоотдача (потеря тепла, его передача в окружающую среду) пропорциональна площади поверхности тела. С увеличением объема площадь поверхности растет относительно медленно, что позволяет увеличить «отношение теплопродукция / теплоотдача» и таким образом компенсировать потери тепла с поверхности тела в холодном климате.

    1. перегной→дождевой червь→землеройка→уж→сокол; 2. 20

    Повышается

    А - 2, Б - 4, В - 3, Г - 5, Д - 6, Е - 1.

    1. Нет; 2. Белок - это основной строительный материал для тела, а при вегетарианстве может не хватать белков в пище.

    Эктодерма - 15, энтодерма - 3, мезодерма - 24.

При­знак ре­цес­сив­ный, т.к. наблюдается “проскок” через поколение.

Ге­но­ти­пы ро­ди­те­лей: мать - аа, отец - АА или Аа;

Ге­но­ти­пы детей: сын и дочь ге­те­ро­зи­го­ты - Аа

2. Неполное доминирование

    Мать - aa, отец - Aa, вероятность - 50.

    1. Воспользуемся таблицей. Находим столбец с группой крови отца II (A), ищем строку – 2 группу крови у матери. На пересечении находим группу крови возможных детей – два ответа II (A) и I (0) .

3. При переливании больших количеств крови следует использовать только одногруппную кровь. С кровью донора в кровь детям поступает большое количество агглютининов, которые могут вызвать гемолиз собственных эритроцитов реципиента.В результате склеивания эритроцитов антигена А (отца) и антител плазмы α (у детей), дети могут погибнуть.

    1. Побег, ИЛИ стебель с листьями и почками;

2. На рисунке изображены хромосомы. Плотные продолговатые или нитевидные образования, которые можно рассмотреть только при делении клетки. Содержат ДНК – носитель наследственной информации, которая передается от поколения к поколению.

Функция хромосом – хранение наследственной информации, ИЛИ регуляция всех процессов жизнедеятельности.

    1) кодирование аминокислоты глутамин (ГЛН) может произойти с помощью одного из следующих триплетов: ЦАА, ЦАГ;

2) вырожденность, или избыточность,- одну аминокислоту может кодировать несколько триплетов.

    В силурийском периоде (440-410 миллионов лет назад) в морях впервые появляются крупные животные, до этого их размеры не превышали нескольких сантиметров. Крупнейшими морскими животными силура были головоногие моллюски с наружной раковиной размером в телеграфный столб, ее длина иногда достигала 4-5 метров.

Белемниты очень похожи на современных кальмаров и подобно им были хорошими пловцами. На голове у них располагались большие глаза и десять рук с присосками - две длинные и восемь более коротких. Как и некоторые кальмары, белемниты имели раковину внутри тела - эти раковины часто встречаются в мезозойских отложениях и называются «чертовыми пальцами». По форме и размерам они действительно похожи на остроконечные пальцы. Большинство ученых считают, что раковина была известковой, как раковины других моллюсков, но некоторые думают, что у живых белемнитов раковина была мягкой, хрящевой и окаменела после смерти. Аммониты и белемниты полностью вымерли в конце мезозойской эры.

ЭРА: Палеозой

Период: Силурский

Возможный «родственник»: кальмар

Всероссийская проверочная работа. Биология. 11 класс. Типовые задания. Мазяркина Т.В.

М.: 2018. - 128с. М.: 2018. - 96с.

Данное пособие полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту (второго поколения). Книга содержит 10 вариантов типовых заданий Всероссийской проверочной работы (ВПР) по биологии для учащихся 11 -х классов. Сборник предназначен для обучающихся 11 -х классов, учителей и методистов, использующих типовые задания для подготовки к Всероссийской проверочной работе по биологии.

Формат: pdf (2018 , 128с.) (2018г, 14 заданий)

Размер: 28 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Формат: pdf (2018 , 96с.) (2017г, 16 заданий)

Размер: 20 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Инструкция по выполнению работы 4
Введение 5
Примерный вариант проверочной работы с разбором заданий 6
Вариант 1 17
Вариант 2 27
Вариант 3 36
Вариант 4 45
Вариант 5 54
Вариант 6 63
Вариант 7 72
Вариант 8 81
Вариант 9 90
Вариант 10 99
Ответы и критерии оценивания 108

Проверочная работа включает в себя 14 заданий. На выполнение работы по биологии отводится 1 час 30 минут (90 минут).
Ответами к заданиям являются последовательность цифр, число, слово (словосочетание) или короткий свободный ответ, который записывается в отведенном для этого месте работы. В случае неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.
При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

Предлагаемое пособие адресовано учителям, школьникам, родителям для подготовки к всероссийской проверочной работе по биологии, которая состоится в конце 2017-2018 учебного года.
Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучивших курс биологии на базовом уровне.
Тексты заданий в вариантах всероссийской проверочной работы по биологии учитывают формулировки, принятые в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательных учреждениях. Задания всероссийской проверочной работы контролируют степень овладения знаниями и умениями базового курса биологии и проверяют сформированность у выпускников практико-ориентированной биологической компетентности.
Вариант всероссийской проверочной работы состоит из четырнадцати заданий, различающихся формой и уровнем сложности. Задания 1, 2, 4, 11, 14 содержат изображения биологических объектов. При выполнении этих заданий обучающиеся могут показать сформированные умения анализа рисунка, применения теоретических биологических знаний при решении практических задач. Задания 2, 4, 6, 11, 13 предполагают выбор или создание верного суждения, исходя из самого задания. Задания 3, 4, 6, 8, 10, 12, 13, 14 показывают умение выпускника работать со схемами, графиками, таблицами. Задания 6, 8, 9, 10, 12 - это простейшие биологические задачи.

4 Изучите график, который отражает активность человека в зависимости от его хронотипа (по оси у отложена величина - уровень активности (в %), по оси х - время суток (ч)).
Существует теория хронотипов, ее суть в том, что человеку характерен определенный стереотип чередования активности и пассивности в течение суток, | и по этому стереотипу большинство людей могут быть отнесены к одному из нескольких «хронотипов». Выделяют два основных хронотипа- «жаворонки» и «совы». В какое время суток у «жаворонков» наступает один из пиков активности, тогда как у «сов», наоборот, снижение активности?
Ответ: в 9 часов.
В задании контролируется умение учащихся объяснять биологические процессы и явления, используя различные способы представления информации (в данном случае график), проводить анализ. Задание базового (уровня оценивается в 1 балл.