Пути снижения себестоимости пассажирских перевозок

Транскрипт

1 УДК 658: ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПЕРЕВОЗОК М.М. Жигайло, студент гр. АПм-131, II курс Научный руководитель: Л.Н. Клепцова, к.т.н., доцент Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева г. Кемерово Постоянный рост объемов перевозок автомобильным транспортом вызывает необходимость более эффективного его использования. К числу факторов, определяющих интенсивное использование автомобильного транспорта, относятся: улучшение использования грузоподъемности транспортных средств; повышение коэффициента сменности работы транспорта; сокращение простоев; ускорение погрузочно-разгрузочных работ . Основное назначение управления затратами на автотранспортных предприятиях (АТП) их рациональное использование и снижение себестоимости перевозок пассажиров и грузов. Себестоимость перевозок составляет основу тарифов на услуги транспорта. Поэтому ее снижение обеспечивает улучшение финансового состояния АТП или индивидуального предпринимателя. Кроме того, на грузовом автотранспорте появляется возможность понижения уровня тарифов и условий для снижения себестоимости продукции других отраслей экономики и для расширения сферы их обслуживания транспортом. Снижение тарифов на пассажирские перевозки является важнейшим фактором увеличения объема перевозок и повышения благосостояния населения. Себестоимость в каждом отдельном АТП определяется условиями труда, степенью технической вооруженности, уровнем производительности труда, организацией производства и управления им, условиями снабжения и сбыта, степенью использования оборотных фондов, уровнем цен, установленных на средства производства, и т.д. Общими путями снижения себестоимости перевозок грузов и пассажиров на автотранспорте являются: повышение производительности труда; повышение качественных показателей использования подвижного состава; снижение технико-экономических норм; экономия материальных и денежных ресурсов; сокращение административно-хозяйственных расходов . Рост производительности труда, улучшение технико-эксплуатационных показателей, экономия материалов являются факторами, зависящими от работы АТП. Независящими от работы АТП, но оказывающими влияние на себестоимость перевозок являются следующие факторы: тип подвижного состава;

2 уровень цен на топливо, запасные части и другие материалы; дорожные условия; вид перевозок (грузовые, пассажирские). Рост производительности труда позволяет сокращать общественно необходимый труд для производства единицы продукции. За счет увеличения производительности труда представляется возможным выполнить тот же объем транспортной работы с меньшим числом водителей и других категорий работающих на АТП. Уровень производительности труда определяется производительностью труда водителей, составляющих около 60-65%, и ремонтных рабочих, на долю которых проходится около 20-25% численности работающих. Таким образом, рациональное использование этих двух категорий рабочих, составляющих 80-90% от общей численности работающих, имеет решающее значение в росте производительности труда. В этих условиях сокращение численности обслуживающего персонала и ИТР и повышение удельного веса работников, непосредственно занятых в производственном процессе, увеличивают производительность труда . На уровень производительности подвижного состава и себестоимости перевозок существенное влияние оказывают технико-эксплуатационные показатели. По характеру влияния они делятся на две группы. В первую группу входят грузоподъемность автомобилей, коэффициент использования грузоподъемности и коэффициент использования пробега. С увеличением показателей этой группы производительность подвижного состава повышается без увеличения, а часто и при снижении пробега. Поэтому себестоимость перевозок в расчете на единицу транспортной работы снижается как по группе постоянных, так и по группе переменных затрат. Грузоподъемность и пассажировместимость автомобилей оказывают значительное влияние на себестоимость перевозок. Однако при распределении имеющихся в распоряжении перевозчика автотранспортных средств по маршрутам необходимо учитывать условия эксплуатации (мощность и структуру грузопотоков и пассажиропотоков, дальность перевозки, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т.д.), поскольку грузоподъемность и пассажировместимость должны соответствовать этим условиям. В противном случае выбранный вариант распределения не будет оптимальным с точки зрения минимума себестоимости перевозок. Значение коэффициента использования грузоподъемности можно увеличить за счет рациональной укладки груза в кузове автомобиля, применения прицепов и полуприцепов, наращивания бортов при перевозке легковесных грузов и т.д. Большую роль в улучшении показателей первой группы в настоящее время играет компьютеризация выбора оптимальных вариантов эксплуатации подвижного состава, основанная на применении экономико-математических методов и моделей. Во вторую группу входят время пребывания автомобилей в наряде за сутки, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями, техническая скорость, коэффициент технической готовности и коэффициент выпуска

3 (использования) автопарка. С улучшением показателей данной группы производительность подвижного состава растет при соответствующем увеличении пробега, а значит, и переменных расходов. Одним из главных резервов повышения производительности труда водителей и производительности подвижного состава является сокращение времени простоя автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями и оформлением транспортных документов. Общее время нахождения автомобилей в наряде распределяется примерно так: в движении 50%, под погрузкой-разгрузкой 30%, прочие простои (техническая неисправность, ожидание оформления документов, бездорожье и т.д.) 20%. Сокращение указанных простоев и механизация погрузочно-разгрузочных работ позволяют повысить производительность автомобиля. Снижение себестоимости автомобильных перевозок может быть достигнуто путем повышения технической скорости движения автомобиля и, следовательно, увеличения его пробега и производительности. Увеличению коэффициента использования пробега способствуют эффективная работа коммерческой службы или службы маркетинга на предприятии по выявлению потенциальных грузоотправителей и грузополучателей, внедрение рациональных маршрутов и технологий перевозок грузов и пассажиров, совершенствование диспетчерского руководства транспортным процессом и др. Себестоимость автомобильных перевозок может быть снижена путем увеличения продолжительности пребывания автомобиля на линии в сутки, так как при этом уменьшаются общехозяйственные расходы на 1 т-км. Это достигается повышением уровня технического состояния подвижного состава, организацией согласованной работы грузоотправителей и грузополучателей с АТП, предварительной подготовкой груза к перевозке и т.д. На автобусных перевозках снижение себестоимости достигается вследствие повышения эксплуатационной скорости, коэффициентов использования пробега и вместимости автобусов, увеличения продолжительности рабочего дня водителей. При больших расстояниях перевозок удельный вес переменных затрат больше, чем постоянных. В этой связи на указанных расстояниях нужно стремиться к экономии переменных затрат, разрабатывать для этого соответствующе мероприятия. На коротких расстояниях удельный вес постоянных затрат приобретает значительную величину, поэтому в данном случае решающее значение в снижении себестоимости имеет внедрение мероприятий по экономии постоянных затрат, и прежде всего накладных расходов. Накладные расходы в расчете на один ходовой автомобиль снижаются, если увеличивается коэффициент выпуска машин на линию. Абсолютная сумма накладных расходов может быть уменьшена за счет механизации труда инженерно-управленческого персонала и научных методов управления. В частности, при увеличении времени пребывания автомобилей в наряде за сутки, коэффициента выпуска автомобилей на линию, технической ско-

4 рости рост производительности сопровождается увеличением пробега, причем на 1 км пробега производительность остается неизменной. Поэтому снижение себестоимости происходит за счет сокращения величины накладных расходов на единицу транспортной продукции. При увеличении значений коэффициентов использования пробега и грузоподъемности происходит рост производительности подвижного состава в расчете на 1 км пробега, при этом увеличивается расход зарплаты и топлива на 1 км пробега. Вместе с тем часовой пробег автомобиля снижается, так как увеличивается время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями. Отсюда происходит снижение переменных расходов на 1 ч работы. Постоянные расходы на 1 ч работы автомобиля сохраняются, но их уровень на 1 т-км снижается, так как при увеличении коэффициентов использования грузоподъемности и пробега происходит рост часовой выработки автомобиля в тоннах и тонно-километрах. Значение всех технико-эксплуатационных показателей зависит от уровня организации труда, состояния материально-технического снабжения, применяемых систем заработной платы. На расход топлива значительное влияние оказывают коэффициент использования пробега, применение прицепов, дорожные условия, мастерство вождения автомобиля, техническое состояние автомобиля. По статье Амортизация основных фондов и восстановление можно добиться экономии за счет увеличения фондоотдачи, а также за счет быстрейшего ввода новой техники, использования оборудования в 1,5-2 смены. Снижение расхода на автошины (износ и ремонт) можно получить за счет правильной технической эксплуатации регулировкой ходовой части автомобиля, умелым вождением, поддержанием нормального давления и т.д. Величина накладных расходов (административно-управленческих и общепроизводственных) зависит в основном от режима работы и пробега подвижного состава, а также от мощности АТП, структуры парка, площади застройки, штатного расписания и т.д. Основным способом сокращения накладных расходов является сокращение административно-управленческого аппарата, достигаемое за счет механизации и автоматизации управленческого труда, внедрения компьютерных технологий и т.д. При повышении коэффициента выпуска автомобилей и увеличении объема работы накладные расходы снижаются. Сумма накладных расходов, приходящаяся на единицу транспортной работы, также снижается при увеличении выработки подвижного состава. Снижение себестоимости перевозок может быть достигнуто за счет улучшения организации труда работников и системы заработной платы. В соответствии с этим в структуре себестоимости перевозок большой удельный вес занимает заработная плата. Специализация АТП по видам перевозок способствует снижению себестоимости, так как позволяет применять специализированные автотранспортные средства для перевозок однородных грузов, улучшать использование ав-

5 томобилей на линии, внедрять поточные методы обслуживания подвижного состава, сокращать расходы на единицу продукции. Значительное влияние на формирование себестоимости перевозок оказывают региональные факторы: обеспеченность благоустроенными дорогами; размер региональных налогов и платежей, выплачиваемых АТП и индивидуальными предпринимателями; уровень цен на автомобили и потребляемые при выполнении транспортных услуг горюче смазочные материалы, запасные части, шины; уровень заработной платы работников АТП и др. В каждом регионе данные факторы имеют свое значение, поэтому их влияние на формирование себестоимости будет неодинаковым . Одним из важнейших региональных факторов, оказывающим сильное влияние на уровень себестоимости работы автомобильного транспорта, является обеспеченность территории региона благоустроенными дорогами. Учитывая сильную зависимость себестоимости транспортных услуг от региональных факторов, в каждом регионе следует больше внимания уделять регулированию этих факторов и создавать благоприятные условия для высокоэффективной работы автомобильного транспорта. Большая роль в формировании благоприятных условий для развития автомобильного транспорта, а значит, и для снижения себестоимости перевозок пассажиров и грузов в регионах принадлежит, в частности, исполнительной и законодательной власти регионов. В каждом регионе должны действовать региональные законы об автотранспортной деятельности, правила перевозок пассажиров и грузов и другие нормативные документы, регламентирующие деятельность не только перевозчиков, но и их клиентов, банков, страховых компаний, поставщиков нефтепродуктов и запасных частей, дорожных организаций, всех, от кого зависит формирование транспортных затрат. Список литературы: 1. Молоткова Н.В., Соседов Г.А.. Организация, технология и проектирование коммерческих предприятий: Учеб. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, с. 2. Бычков В.П.. Экономика автотранспортного предприятия: Учебник. М.: ИНФРА-М, с. (Высшее образование).


Курмашев Н.А. преподаватель Кемеровский профессионально-технический техникум Россия, г. Кемерово ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК Аннотация. Статья посвящена оценке состава себестоимости на автотранспортных

УДК 656.078 ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ВЛИЯЮЩИЕ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ Н.В. Пеньшин, С.А. Паршин ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов

УДК 629.33 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА Н.В. Пеньшин ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов Рецензент Б.И. Герасимов Ключевые слова и

Т. И. ТОХИРОВ 117 ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА Т. И. ТОХИРОВ Даны обоснования критериев и показателей оценки экономической безопасности автотранспортной системы региона.

УДК 656.13.003 ПРИНЦИПЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АВТОТРАНСПОРТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Курган Е.Г., Ветрова Т.А. Автомобильно-дорожный институт государственного высшего учебного заведения

Коврижников А.Ю. преподаватель Кемеровский профессионально-технический техникум Россия, г. Кемерово ЭКОНОМИКА АВТОТРАНСПОРТА Аннотация. Статья посвящена особенностям экономического развития и состояния

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 12.07.2016 г. Оренбург 510-п О нормативе экономически обоснованных затрат на перевозку одного пассажира автомобильным транспортом по межмуниципальным

1. Цель дисциплины. Основная цель изучение современных методов технико-экономического анализа инженерных решений в сфере автотранспортного бизнеса, методических основ анализа, планирования и исследования

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра экономики и управления на автомобильном транспорте ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ Рабочая программа

22 УДК 629.3.014 + 338.47 Мастепан.Н. ХНАДУ, г. Харьков ЭКОНОМИЧЕКИЙ АНАЛИ ПРОГНОИРОВАНИЯ ФИИЧЕКОГО РЕУРА ТРАНПОРТНЫХ МАШИН На основе анализа экономических составляющих плуатации транспортной машины, а

СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... стр.. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ... 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.... КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УЛЬЯНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФГОУ ВПО «Ульяновская ГСХА» КАФЕДРА Экономики и управления на предприятиях АПК РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Федеральное агентство по образованию Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ) Кафедра эксплуатации и ремонта автомобилей Анализ и учет эффективности работы технических служб АТП

1 Пояснительная записка Предмет "Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом" относится к профессиональному циклу предметов и дает учащимся необходимый уровень знаний для

СОДЕРЖАНИЕ. Цель и задачи дисциплины 3. Организационно-методические данные дисциплины 3. Тематический план изучения дисциплины. Содержание программы дисциплины 6.. Лекционные занятия 6. Семинарские занятия

Частное образовательное учреждение дополнительного специального образования Автошкола «ВОЛНА» «Утверждаю» Директор ЧОУ ДСО Автошкола «ВОЛНА» М.Н. Цицко «01» декабря 2014 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Организация

ООО Профессионал РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом г. Кострома 2014г. Рабочая программа учебного предмета разработана на основе

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОСАМОСВАЛОВ КАМАЗ-55111 В ЗАО «ЮЖУРАЛАВТОБАН» СЕ. Гавришев*, М. В. Грязнов*, К. Б. Санников*, СВ. Колобанов** * Магнитогорский государственный

Частное образовательное учреждение дополнительного специального образования Автошкола «ВОЛНА» «Утверждаю» Директор ЧОУ ДСО Автошкола «ВОЛНА» М.Н. Цицко «0» декабря 04 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Организация

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт сервиса и технологий (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Самостоятельная работа студентов по дисциплине Б1.В.ДВ.11.1 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ Направление 38.03.01 "Экономика" Профиль - Экономика предприятий и организаций Программа подготовки академический бакалавриат

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 29.07.2016 г. Оренбург 546-п Об утверждении порядка установления регулируемых тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом,

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ОРШАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» специальность 2-37 01 06 Техническая эксплуатация автомобилей АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ Методические рекомендации по выполнению

Министерство образования и науки Красноярского края краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) «Красноярский

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ООО «Автошкола 32» Ю.В. Закиров 2016г. Рабочая программа для подготовки водителей транспортных средств категории «В» по теме: «ОРГАНИЗАЦИЯ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ

УДК 65. Якунин Н.Н., Дрючин Д.А., Якунин С.Н. ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» ОБОСНОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ТАКСОМОТОРНОГО ПАРКА С УЧЕТОМ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРИОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ Статья

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБПОУ ИО ТПТТ О.С. Коробанько 204 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация и выполнение грузовых перевозок автомобильным транспортом 204 г Программа учебной дисциплины разработана

Учебная программа подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения на автомобильном транспорте» Продолжительность обучения - 48 часов. Срок обучения - 8 дней. Содержание программы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тихоокеанский государственный университет»

ОГБОУ СПО «Томский автомобильно-дорожный техникум» ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта МДК.01.04. АВТОМОБИЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ. Методические указания и контрольные задания для студентов заочного

90 УДК 656. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ Балгабеков Т.К., 2 Кошмаганбетова А.С. АО «Казахский агротехнический университет им. С.Сейфуллина», Астана, e-mail: [email protected];

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования. «Томский государственный архитектурно-строительный

СД.Ф.10 Организация автомобильных перевозок и безопасность движения (шифр и наименование дисциплины (учебного курса)) Дисциплина состоит из пяти разделов: 1. Транспорт. Транспортная система. 2. Организация

«УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБПОУ ИО ТПТТ О.С. Коробанько 204 г. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом 204 г Программа учебной дисциплины разработана

Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет» Кафедра ОиБД УТВЕРЖДАЮ ОУ ВПО «ДГТУ», Т.А. Исмаилов 2014г. вступительного экзамена в аспирантуру по

Общество с ограниченной ответственностью «Беллинда» "УТВЕРЖДАЮ" Директор ООО «Беллинда» Т.Т. Матеюнас 0 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Дисциплины Организация и выполнение пассажирских перевозок автомобильным транспортом

Семинары Moscow Business School Исходный URL: https://mbschool.ru/seminars/32300 Руководитель транспортного отдела / автохозяйства Автотранспорт: легковой и грузовой, общего пользования и персональный,

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Западный государственный заочный технический университет Кафедра экономики

ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИЗА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ В ЗАО «ПЕРВОМАЙСКОЕ» ОМСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Иккерт А.В., магистрант ФГБОУ ВПО Омский государственный аграрный университет им. П.А.

ВОПРОСЫ к государственному экзамену по специальности 190701.65 Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильный транспорт) Цикл дисциплин «Автотранспортные средства» (включает дисциплины

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Липецкий государственный технический университет» «УТВЕРЖДАЮ» Декан факультета С.А. Ляпин 20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

МИИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАИЯ И АУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет» Кафедра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Северо-Западный государственный заочный технический университет Кафедра экономики

Грузовые перевозки 1. Погрузочно-разгрузочная операция как неотъемлемая и составная часть транспортного процесса. 2. Понятие о погрузочно-разгрузочном пункте. Посты и фронт работ погрузочноразгрузочного

УДК 656.13.017:519 ББК 65.291.59 Рекошев В.С., кандидат технических наук, доцент, кафедра автомобильного транспорта ТвГТУ Рекошева Т.В., магистрант кафедры менеджмента ТвГТУ Е.А. Малинова, студентка кафедры

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проект ПРИКАЗ от 2015 г. N ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЦЕНЫ КОНТРАКТА, ЗАКЛЮЧАЕМОГО С ЕДИНСТВЕННЫМ ПОДРЯДЧИКОМ,

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РЫБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АВИАЦИОННАЯ ТЕХНО- ЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ им. П.А.СОЛОВЬЕВА Факультет социально-экономический

«РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ» Учебно-методический Совет Директор ЧОУ «Нижневартовская ЧОУ «Нижневартовская автомобильная школа ВОА» автомобильная школа ВОА» Протокол Ф.З.Багаутдинов от 20 г. 20 г. ПРОГРАММА

Введение Уважаемые студенты! Данные методические указания разработаны для того, чтобы помочь Вам приобрести необходимые знания, овладевать необходимыми умениями, сформировать необходимые компетенции при

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ 01 Организация перевозочного процесса на автомобильном транспорте Объем времени, отведенный на освоение

УДК 657 347 Томчик В.К. Белорусский государственный экономический университет ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ВЗАИМОСВЯЗИ «ЗАТРАТЫ ОБЪЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПРИБЫЛЬ» В ОРГАНИЗАЦИЯХ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, ПРИМЕНЯЮЩИХ

1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина Экономика отрасли занимает важное место в подготовке специалистов, поскольку в условиях рыночной экономики и интеграции в мировую систему возрастают масштабы и сложность

УДК 656.13 Научно-технический сборник 86 Ю.А.ДАВИДИЧ, д-р техн. наук, Д.П.ПОНКРАТОВ, Е.И.КУШ, кандидаты техн. наук, Д.С.МАТРЕНИНА Харьковская национальная академия городского хозяйства ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛЕВОЙ

УДК 656.03 К ПРОБЛЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ СТОИМОСТИ НА ГОРОДСКОЙ ПАССАЖИРСКИЙ ТРАНСПОРТ Капитанова О.В. научный руководитель доц., канд. экон. наук Кухар Л.Б. Красноярский институт железнодорожного транспорта филиал

Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК: Протокол от 0 г. Руководитель ПЦК (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПЦК:

Введение Современный этап экономической реформы в нашей стране характеризуется глобальными изменениями в управлении хозяйственным комплексом, экономике предприятий и целых регионов. Технико-экономическое

ББК 39.38 К-45 УДК 613.3 Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: Рабочая программа (для специальности 190601.65 «Автомобили и автомобильное хозяйство») / Китаев В.А. Димитровград:

УТВЕРЖДАЮ: НОУ ДПО «Центр профессиональной подготовки и переподготовки работников автомобильного транспорта» В.Н.Бельков «"г~4 " 20 ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации СХТ «Куйбышевский» ФГБОУ ВО «Новосибирский ГАУ» ДНЕВНИК-ОТЧЕТ по производственной (по профилю специальности) практике ПМ.01 Техническое обслуживание

ЛЕКЦИЯ 6. Комплексная оценка эффективности технической эксплуатации автомобилей ОМСК 2003 2 Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия Кафедра «Эксплуатация и ремонт автомобилей» УТВЕРЖДАЮ

АКТ проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий ОАО «Автоколонна 1118» от 29 ноября 2013 года г. Мурманск В соответствии с Законом Мурманской области от 13.07.2009 1133-01- ЗМО

Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный технический университет Факультет Подготовки и переподготовки кадров Кафедра Автомобильные перевозки Организация автомобильных

Транспортно-энергетический факультет Кафедра Эксплуатация автомобильного транспорта Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине по дисциплине «Грузовые перевозки» для направления

МИНОБРНАУКИ РОССИИ государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кузбасская государственная педагогическая академия» (КузГПА) Технолого-экономический факультет Кафедра

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курганский государственный университет Кафедра «Автомобильный транспорт и автосервис» БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ Методические

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра автомобильных перевозок

УДК 330:002 (075.8) ПРОБЛЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УЧЕТА РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА Орлянская Н.П. к. т. н., доцент Нагоев А.В. инженер-лаборант Адыгейский государственный университет

Снижение себестоимости может быть обеспечено внешними (рис. 6.2) и внутренними факторами. К внутренним относятся фак­торы, улучшающие организацию производства (рис. 6.3), технико-эксплуатационные показатели (рис. 6.4), характеризующие орга­низацию производства (рис. 6.5).

Рис. 6.2. Внешние факторы, влияющие на себестоимость перевозок

Рис. 6.3. Факторы, характеризующие организацию производства

Рис. 6.4. Технико-эксплуатационные показатели, влияющие на себестоимость

Рис. 6.5. факторы организации труда

Цеховая себестоимость единицы транспортной работы опреде­ляется калькуляцией себестоимости автомобильных перевозок, которая позволяет выделить следующие статьи затрат.

1. Статья «Основная и дополнительная заработная плата пер­сонала предприятия с начислениями по социальному страхова­нию» включает в себя: основную заработную плату (всех работни­ков предприятия), надбавки к заработной плате, доплаты, премии; дополнительную заработную плату; начисления на заработную плату. В этой статье не учитываются премии за экономию топлива, шин и перевыполнение межремонтных пробегов автомобилей. Их относят к статьям «Топливо для автомобилей», «Восстановление износа и ремонт шин» и т.д.

2. В статью расходов «Топливо для автомобилей» входит стои­мость всех видов топлива, которые используются при эксплуатации автомобилей на данном АТП: бензина, дизельного топлива, сжи­женного и сжатого газов и т.д. Количество потребляемого топлива определяют исходя из объема транспортной работы, действующих норм расхода с учетом надбавок на особые условия эксплуатации. На основании действующей цены на топливо выверяют общую сумму расходов по этой статье. Сюда же включают расходы по до­ставке топлива к месту хранения и выдачи.

3. Расходы по статье «Смазочные и прочие эксплуатационные материалы» рассчитывают, опираясь на существующие нормы рас­ходов по каждому виду материалов и их стоимости (смазочные ма­териалы для станочного и прочего оборудования АТП в эту статью не включаются).

4. По статье «Техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава» планируют затраты на выполнение ЕО, ТО-1, ТО-2 и ТР (при этом учитывается, что капитальные ремонты авто­мобилей, прицепов и агрегатов выполняются за счет средств фон­да амортизации). В данную статью расходов вносится стоимость материалов и запасных частей к автомобилям.

Себестоимость ТО-1, ТО-2 и ТР на 1000 км пробега автомоби­лей определяется по следующим статьям затрат: заработная плата рабочих с начислениями; стоимость материалов и запасных частей; заработная плата служащих, в том числе вспомогательного и об­служивающего персонала мастерских с начислениями. В результа­те рассчитывается себестоимость каждого вида технического воз­действия.

При увеличении коэффициента использования пробега и гру­зоподъемности удается существенно снизить себестоимость авто­мобильных перевозок по элементам затрат. При этом повышается выработка на 1 км пробега и 1 ч работы автомобиля, после чего уменьшаются расходы на содержание автомобильного парка по всем вышеуказанным статьям и обеспечивается значительное сни­жение себестоимости перевозок.

Таким образом, для плановых расчетов и при выявлении фак­тических расходов материальных, трудовых и финансовых ресурсов применяется классификация затрат по экономическому прин­ципу.

При определении затрат на единицу продукции составляют калькуляцию себестоимости.

Снижение себестоимости продукции достигается под влиянием внешних факторов, совершенствованием организации производ­ства, улучшением технико-экономических показателей и органи­зации труда.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте понятие себестоимости продукции (перевозок).

2. По каким признакам группируются затраты предприятия?

3. Дайте характеристику экономических элементов затрат.

4. По каким видам работ и услуг группируются затраты автотранспортных пред­приятий?

5. Какими факторами определяется выбор группировки затрат на автотранспорт­ном предприятии?

6. Рассчитайте показатель затрат на 1 руб. объема доходов АТП.

7. Какие мероприятия позволяют снизить себестоимость автомобильных перево­зок?

Снижение себестоимости пассажирских перевозок представляет собой основной, главный фактор повышения экономической эффективности работы предприятий пассажирского транспорта. На всех видах транспорта снижение себестоимости перевозочного процесса может быть достигнуто за счет использования как экстенсивных, так и интенсивных факторов. Экстенсивные факторы повышают качество обслуживания пассажиров, но требуют дополнительных капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Важнейшим экстенсивным фактором повышения экономичности всех видов пассажирского транспорта являетсяпостоянное оснащение его новыми видами подвижного состава - многоместными скоростными пассажирскими поездами, самолетами с турбореактивными двигателями; новыми марками вагонов, автобусов и др. Широкое внедрение их в эксплуатацию приводит к снижениюсебестоимости перевозок, создает базу для дальнейшего снижения тарифов на перевозки. Однако эта группа факторов не всегда дает наибольший экономический эффект. Обновление парка должно сопровождаться его более интенсивным использованием. К интенсивным факторам снижения себестоимости пассажирских перевозок можно отнести следующие.}}

Влияние на себестоимость пассажирских перевозок оказывают факторы, которые но отношению к транспортному предприятию можно рассматривать как внешние и внутренние.

Внешние факторы, как правило, не зависят от деятельности предприятий. Но на некоторые из них в ходе выполнения производственного процесса можно воздействовать либо напрямую, либо косвенно. К таким факторам относятся:

  • ? структура парка подвижного состава;
  • ? цены на материально-энергетические ресурсы;
  • ? состояние дорожной сети;
  • ? сезонность перевозок;
  • ? развитие производственно-технической базы;
  • ? размещение производительных сил;
  • ? материально-техническое обеспечение.

Для приведения структуры парка подвижного состава в соответствие условиям перевозок подвижной состав должен распределяться таким образом, чтобы обеспечить его эффективную работу на маршрутной сети.

Развитие дорожной сети на городских и междугородных перевозках должно быть согласовано с транспортными органами с учетом маршрутов массовых перевозок пассажиров.

Влияние сезонности пассажирских перевозок может быть сглажено путем составления рационального расписания, выделения дополнительного подвижного состава на линии, организации дополнительных рейсов.

Капитальные вложения в развитие производственно-технической базы должны рационально распределяться между видами пассажирского транспорта на основе анализа пассажиропотоков с учетом перспективных направлений развития различных видов транспорта.

Влияние материально-технического обеспечения на уровень себестоимости может быть нивелировано благодаря организации учета и контроля за ликвидацией излишних и сверхнормативных запасов материальных ресурсов.

Внутренние факторы, определяющие уровень себестоимости перевозок, непосредственно связаны с деятельностью предприятия. К ним относятся следующие.

  • 1. Уровень организации производства. Снижение себестоимости связано с освоением передовых методов организации транспортных процессов, совершенствованием технологии ТО и ТР, использованием современных форм и методов обслуживания пассажиров на вокзалах и в пути следования. Применение и развитие рациональных технологий ТО-1, ТО-2 и ТР подвижного состава значительно повышает коэффициент технической готовности парка, что обеспечивает увеличение объемов перевозок и снижение их себестоимости.
  • 2. Улучшение технико-эксплуатационных показателей работы. Эффективная работа подвижного состава при выполнении пассажирских перевозок зависит от следующих технико-эксплуатационных показателей:
    • ? нассажировместимости подвижного состава;
    • ? коэффициентов использования нассажировместимости, пробега, выпуска на линию;
    • ? продолжительности пребывания в наряде (для городского транспорта);
    • ? технической скорости и времени простоя на остановках и в конечных пунктах маршрута.

Улучшение каждого из этих показателей значительно, но по-разному воздействует на снижение себестоимости перевозок.

Так, снижение себестоимости перевозок в результате повышения коэффициента использования пробега достигается применением в практической деятельности автоматизированных подсистем управления перевозочным процессом, рациональным составлением расписания, расчетами графика движения подвижного состава и интервала, а также четким диспетчерским руководством перевозочным процессом.

Повышение коэффициента выпуска автобусов на линию и гем самым снижение себестоимости обеспечиваются четкой работой технической службы по поддержанию подвижного состава в исправном состоянии, службы эксплуатации по изучению пассажиропотоков, оперативному планированию.

Увеличение пребывания подвижного состава на линии достигается путем повышения сменности их работы, улучшения технического ремонта и обслуживания подвижного состава.

Сокращение времени простоя подвижного состава обеспечивает выполнение дополнительных объемов перевозок.

Повышение скорости движения транспортных средств обеспечивает экономию времени пассажира в пути следования.

  • 3. Организация груда. Одним из важных путей снижения себестоимости перевозок является повышение производительности труда более высокими темпами, чем растет заработная плата. Это достигается путем распространения передовых методов организации труда, повышением роли моральной и материальной заинтересованности работников основного производства, механизации и автоматизации трудоемких процессов.
  • 4. Совершенствование процессов управления. В результате уменьшения доли условно-постоянных расходов, приходящейся на 10 пасс.-км, себестоимость перевозки пассажиров снижается.

Первостепенное значение поэтому имеет сокращение управленческих затрат путем устранения многоступенчатости в управлении, устранения дублирования одних и тех же функций в структурных подразделениях аппарата управления, внедрение автоматизированных систем управления всеми видами деятельности предприятий пассажирского транспорта.

5. Режим экономии. Режим экономии включает в себя систему технических, экономических, организационных и воспитательных мер, направленных на сбережение и рациональное использование материальных, включая топливно-энергетические, и денежных ресурсов.

Себестоимость перевозок во многом определяется затратами по подвижному составу, так как от него зависят расход топлива, смазочных материалов, размер амортизационных отчислений и другие статьи затрат.

Одним из источников снижения расхода топлива на единицу транспортной работы является повышение коэффициента полезности использования подвижного состава по времени и пробегу. Снижение себестоимости перевозок достигается как путем уменьшения затрат на топливо, шины, ремонт, гак и за счет повышения производительности каждой единицы подвижного состава.

  • Более полное использование производительности подвижногосостава но времени и пробегам. 2. Повышение производительности груда на ремонтных работах. 3. Удлинение амортизационных и межремонтных сроков работы подвижного состава на основе высококачественного ремонта и грамотной его эксплуатации. 4. Экономию топлива и смазочных материалов. 5. Максимальное сокращение непроизводительных пробегови простоев подвижного состава. 6. Сокращение административно-управленческих расходов.

Транспортные затраты - затраты на транспортировку продукции от места продажи или закупок до места нахождения покупателей.
Дополнительные транспортные затраты связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных предприятий, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Затраты, связанные с транспортировкой продукции от продавца к покупателю, включают:
расходы, связанные с подготовкой продукции к отгрузке (проверка продукции по количеству и качеству, отбор проб, упаковка);
расходы на погрузку продукции на транспортные средства внутреннего перевозчика;
оплату тарифов на перевозку от пункта отправления до пункта перевалки на магистральный транспорт;
оплату тарифов на погрузку груза на магистральные транспортные средства;
оплату стоимости транспортировки продукции международным транспортом;
оплату страхования груза при доставке;
оплату таможенных пошлин, налогов и сборов при переходе таможенной границы;
расходы по хранению продукции в пути и пунктах перегрузки;
расходы по выгрузке груза в пункте назначения;
расходы по доставке продукции со склада покупателя до пункта конечного назначения.
К основным направлениям снижения затрат на перевозки специалисты относят:
снижение затрат на топливо путем выбора оптимальных мест заправки с учетом стоимости топлива в различных странах, а также разрешенного объема ввоза топлива в страну или вывоза из страны;
снижение затрат на «суточные» и «квартирные» путем нормирования времени выполнения рейса;
снижение расходов на дорожные сборы за счет выбора оптимального маршрута, а также применение смешанных автомобильно-морских, автомобильно-железнодорожных сообщений;
повышение производительности труда.
В затраты по завозу продукции входят:
оплата тарифов и сборов транспортных предприятий при завозе продукции на торговые предприятия. Тарифы рассчитываются как произведение средней тарифной ставки
за 1 т груза данного класса (при установленном среднем расстоянии) на массу груза;
сборы транспортных предприятий за выполнение погрузочно-разгрузочных работ, а также за подачу и уборку транспортных средств (автомобилей, вагонов);
оплата транспортно-экспедиционного обслуживания и других услуг;
затраты на содержание собственного транспорта.
Затраты по отправке продукции охватывают:
расходы по оборудованию транспортных средств;
расходы по переадресовке грузов;
сборы транспортных организаций;
расходы по оплате счетов сторонних организаций;
расходы по оплате погрузочно-разгрузочных работ и услуг при отправке продукции с предприятий оптовой торговли.
На рис. 11.1 представлены основные статьи затрат при выполнении международных автомобильных перевозок.

Себестоимость перевозок - это выраженная в денежной форме величина эксплуатационных расходов транспортного предприятия, приходящихся в среднем на единицу продукции транспорта.
На железнодорожном, речном, морском и воздушном транспорте она определяется как отношение величины эксплуатационных расходов по перевозкам грузов, приходящихся в среднем на 1 тонно-километр грузооборота. На автомобильном транспорте себестоимость перевозок определяется для отдельных видов транспортной работы. За единицу транспортной работы принимаются:
по перевозкам на автомобилях, работающих по тарифу за перевезенную тонну, - 1 тонно-километр, по перевозкам на автомобилях, работающих по часовому тарифу, - 1 автомобиле-час и др.
Себестоимость перевозки одной тонны груза складывается из затрат:
на погрузку-разгрузку;
на транспортирование;
на ремонт и содержание автомобильных дорог;
на организацию и обеспечение безопасности движения на дорогах;
на складское хранение груза;
на подготовку груза к перевозке и складированию после разгрузочных работ.
Тарифный индекс - индекс, характеризующий изменение уровня тарифов на перевозки определенной совокупности грузов.
Определяется как отношение величины доходов транспортного предприятия от перевозок текущего периода к величине доходов, которые могло бы получить транспортное предприятие за эти же перевозки при условии сохранения тарифов на уровне базисного периода.

1 1 . 7 . Затраты на складскую деятельность

Затраты хранения - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Затраты хранения - дополнительные затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными затратами они будут только при хранении нормативного
объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности логистического процесса. В эти затраты входят:
затраты по содержанию складов;
зарплата складского персонала;
недостача продукции в пределах норм естественной убыли;
административно-управленческие и другие расходы.
Складские затраты (рис. 11.2) определяются по сумме затрат на организацию хранения продукции и сумме накладных расходов.
Задачи минимизации складских затрат охватывают:
определение оптимального числа ступеней складирования;
определение оптимального числа складов на каждой ступени;
определение местоположения складов, обеспечивающего минимальные общие затраты;
нахождение рационального распределения мест поставки.

Доходы складов определяют исходя из действующих ставок сборов, устанавливаемых по видам продукции за тонно-сутки хранения.
Себестоимость переработки на складе одной тонны продукции - это синтетический показатель, характеризующий совокупность затрат живого и овеществленного труда на складе и свидетельствующий об эффективности технологического процесса, применяемого на складе.
Себестоимость хранения продукции определяется отношением суммарных расходов, связанных с выполнением складских операций, к числу тонно-суток хранения.
Производительность труда складских работников определяется размером складского товарооборота, приходящегося на одного работника за определенный период времени (год, месяц, смену).

Срок окупаемости склада - отношение суммы единовременных инвестиций к годовой сумме прибыли.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Автомобильный тариф - тариф на оплату перевозок автомобильным транспортом.
Автомобильное страхование - класс страхования авто- и мототранспортных средств, а также водителей и пассажиров, включающий страхование:
водителя и пассажиров на случай телесных повреждений в результате ДТП;
медицинских расходов в результате ДТП;
на случай смерти в результате ДТП;
транспортного средства на случай повреждения или полной конструктивной гибели в результате ДТП;
гражданской ответственности владельца транспортного средства за ущерб, причиненный третьим лицам в связи с эксплуатацией автомобиля или мотоцикла.
Администрирование логистической системы - комплекс управленческих функций и процедур, осуществляемых персоналом логистического менеджмента фирмы для реализации стратегических, тактических и оперативных целей логистической системы.
Альтернативный тариф - тариф, содержащий две или более ставки на перевозку одинаковых грузов между одними и теми же пунктами.
Аутсорсинг - отказ от собственного бизнес-процесса, обычно не ключевого. Русский аналог слова аутсорсинг - кооперация.
Безопасность дорожного движения - состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников и общества от дорожно- транспортных происшествий и их последствий.
Бизнес-процесс - модель преобразования типа «вход-выход», понимаемая как работа по реализации приписываемой функции.
Бизнес-процесс реинжиниринга - методика кардинальной реструктуризации бизнес-процессов.
Вертикальное сжатие бизнес-процессов - объединение нескольких разноуровневых рабочих процедур в одну.
Взаимосвязь функций логистики и маркетинга - маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует путем создания технико-технологически сопряженных систем движения материалов и систем контроля за их прохождением.
Водный транспорт - общее название видов транспорта, использующих водные естественные (океаны, моря, реки, озера) и искусственные (каналы, водохранилища) пути сообщения. Водный транспорт подразделяется на морской и внутренний.
Воздушная перевозка - транспортировка пассажиров, грузов и почты воздушным судном на основании и в соответствии с условиями договора воздушной перевозки.
Воздушный транспорт - вид транспорта, производящий перевозку грузов и пассажиров воздушным путем с помощью летательных аппаратов: самолетов, вертолетов и др. Воздушный транспорт эффективен в обслуживании труднодоступных отдаленных районов, для перевозки дорогих и скоропортящихся грузов на большие расстояния. Воздушный транспорт является одним из важнейших видов пассажирского транспорта. Для воздушного транспорта характерны высокие скорости движения, способность преодолевать естественные преграды, препятствующие наземному транспорту. Грузоподъемность воздушных судов невелика, стоимость перевозок высока.
Выбор вида транспортного средства - одна из основных задач транспортной логистики, решаемая с учетом следующих данных:
базисных условий поставки;
характера груза - его консистенции, веса, объема, габаритов и т.д.;
количества отправляемых партий груза;
места нахождения точки, в которую должен быть доставлен груз, его погодных, климатических, сезонных характеристик;
расстояния, на который должен быть доставлен груз;
ограничений скорости перевозки груза;
ценности груза;
близости расположения точки доставки груза к железнодорожной сети, магистральным автомобильным дорогам, морским и речным портам и т.д.
Выбор логистических посредников - использование посредника уменьшает цену продукции для предприятия и поэтому должно быть оправдано конкретными преимуществами, такими как: экономия на транспортных издержках, затратах на складирование и т.д. При выборе посредника необходимо следить, чтобы затраты, связанные с его использованием, были меньше, чем вызванное этим увеличение прибыли.
Выбор поставщика - процесс оценки возможных поставщиков и принятия решений о стратегическом партнерстве в части поставок материалов, комплектующих изделий.
Горизонтальное сжатие бизнес-процессов - объединение нескольких одноуровневых рабочих процедур в одну.
Государства транзита - государства, через территорию которых грузы перевозятся транзитом из государства отправления в государство назначения.
Груз - товар, находящийся в процессе перевозки.
Грузовая единица - некоторое количество товаров, которые погружают, транспортируют, выгружают и хранят как единую массу. Параметры этой массы связывают технологические процессы на различных участках логистической цепи в единое целое.
Грузовой терминал - специальный комплекс сооружений, персонал, технические и технологические устройства, организационно взаимоувязанные и предназначенные для выполнения логистических операций, связанных с приемом, погрузкой-разгрузкой, хранением, сортировкой, грузопереработкой партий грузов, а также коммерческо-информационным обслуживанием грузополучателей, перевозчиков и других логистических посредников в перевозках.
Грузооборот - экономический показатель работы транспорта, равный произведению веса перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки. Грузооборот измеряется в тонно-километрах.
Грузоотправитель - сторона договора перевозки груза, сдавшая груз к перевозке и указанная в качестве отправителя в транспортном документе. Грузоотправитель - сторона, от имени которой осуществляется перевозка грузов. В международной торговле грузоотправителем является экспортер или его экспедитор, т.е. физическое лицо или фирма, отправляющие груз.
Грузополучатель - лицо, которому по указанию грузоотправителя должен быть выдан груз в пункте назначения. Грузополучатель не является стороной в договоре перевозки, однако имеет права и обязанности, обусловленные этим договором. Грузополучатель - это клиент (физическое или юридическое лицо), получающий груз.
Грузопереработка - перемещение грузов на короткие расстояния внутри завода или склада или между помещением и транспортным предприятием.
Дистрибуция - функциональная область логистики, задача которой - интегрированное управление логистическими функциями и операциями по продвижению готовой продукции и сопутствующего логистического сервиса от производителей и (или) оптовых (оптово-розничных) торговых компаний до конечных (или промежуточных) потребителей.
Договор перевозки - договор между перевозчиком и грузовладельцем, по условиям которого перевозчик обязуется доставить груз в названный пункт назначения, а грузовладелец - оплатить установленную провозную плату.
Единый транспортный тариф - единые ставки платежа за перевозку грузов по всей стране или между отдельными пунктами транспортных магистралей на линиях, обслуживаемых разными компаниями.
Задача МОВ (Маке Ог Вуе - «сделать» или «купить») - решения по закупке или самостоятельному производству комплектующих изделий или реализации вспомогательных процессов. Принимаются как по использованию собственных средств производства (собственный транспорт, склады, техника, оборудование), так и по использованию предметов труда (заготовок, полуфабрикатов, комплектующих).
Закупочная логистика - управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами; первая логистическая подсистема, регулирующая процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия.
Запасы - находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, потребительские и другие товары, ожидающие вступления в процесс производственного или личного потребления. Запас - форма существования материального потока - материальный поток, отнесенный не к временному интервалу, а к моменту времени, переходит в запас.
Звено логистической системы - функционально (структурно) обособленное подразделение компании и ее юридическое самостоятельное предприятие, рассматриваемое как целое в рамках логистической системы, подсистемы логистической системы, логистической сети (канала, цепи), реализующие один или несколько видов логистической деятельности.
Зеленая карта - страховой полис, выданный страховой компанией страны, являющейся членом Международного союза «зеленых карт». Зеленая карта действительна на территории всех стран- членов Союза. Во многих странах наличие зеленой карты служит для въезжающих необходимым условием пользования автомобилем на территории страны.
Информационная система и информационная технология в логистике - комплекс программно-технических средств и методов производства, передачи, обработки и потребления информации в логистической системе.
Информационный поток - совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе между логистической системой и внешней средой, необходимых для управления и контроля логистических операций. Может существовать в виде бумажных и электронных документов.
Исключительные тарифы - в Западной Европе пониженные железнодорожные тарифы, нацеленные на стимулирование перевозок отдельных грузов железнодорожным транспортом.
Ключевые / комплексные показатели эффективности логистической системы - основные измерители эффективности использования ресурсов для сформированной логистической системы, в комплексе оценивающие результативность логистического менеджмента и служащие основой логистического планирования, учета и контроля.
Количественные модели логистики - количественные описания логистических моделей компании.
Команда логистического процесса - группа менеджеров и специалистов, ответственная за реализацию процесса.
Комиссионирование (комплектация) - разделение однородных единиц груза (хранимых на складах) на меньшие и составление из них сборных неоднородных единиц груза в соответствии с заказами клиента.
Компоненты эффективности логистики : время поставки, обязательность при поставке, информационная готовность, гибкость, качество поставок, готовность к поставкам.
Коносамент - документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю в подтверждение факта принятия груза к морской перевозке и обязательства передать его грузополучателю в порту назначения.
Корпоративный перевозчик - фирма, перевозящая свои товары собственными транспортными средствами.
Критерий разграничения заготовительной и распределительной логистики - момент перехода прав собственности на товары от одного субъекта хозяйственной связи к другому. Технически вопрос может решаться в соответствии с базовыми условиями договоров купли-продажи, основные положения которых систематизированы Международной торговой палатой.
Логистика - 1. Наука об управлении материальными потоками, связанной с ними информацией, финансами и сервисом в определенной микро-, мезо- или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей с оптимальными затратами ресурсов. 2 . Инструментарий интегрального управления материальными и связанными с ними информационными и финансовыми потоками, а также сопутствующим сервисом, способствующим достижению целей организации бизнеса с оптимальными затратами ресурсов. 3 . Наука о рациональной организации производства, транспорта и распределении, которая комплексно охватывает вопросы снабжения предприятия, распределения и сбыта готовой продукции. 4 . Комплексное направление в науке, охватывающее проблемы управления материальным и информационным потоками в их взаимодействии. 5 . Научная дисциплина об управлении потоками в системах. 6 . Междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков. 7 . Наука о рациональной организации производства и распределении, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции. 8 . Процесс планирования, реализации, контроля затрат, перемещения и хранения материалов, полуфабрикатов и готовой продукции, а также связанной с ними информации о поставке товаров от места производства до места потребления в соответствии с требованиями клиентов. 9 . Процесс управления производством, движением и хранением материалов, изделий и товаров, а также сопутствующих им информационных потоков посредством организации каналов товародвижения так, что текущие и будущие затраты минимизируются при условии высокоэффективного выполнения и доставки заказов. 10 . Организация системы, включающая производство, хранение, транспортировку и распределение продукции с максимальной прибылью и др.
Логистическая концепция для организации бизнеса - парадигма (руководящая идея), взгляд на логистику как на платформу поддержки бизнеса и инструментарий оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками.
Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материального и (или) информационного потока (складирование, транспортировка, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение: сбор, хранение и обработка данных и т.д.).
Логистическая сеть - полное множество звеньев логистической системы, между которыми установлены взаимосвязи по основным и (или) сопутствующим потокам в рамках анализируемой или проектируемой логистической системы.
Логистическая система - адаптивная система с обратной связью, выполняющая логистические операции, состоящая из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внешней средой (инфраструктура экономики отдельной страны или группы стран, промышленное или торговое предприятие, комплекс и т.д.).
Логистическая стратегия - долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интефации, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.
Логистическая технология - стандартная (стандартизированная) последовательность (алгоритм) выполнения отдельной логистической функции и (или) логистического процесса в функциональной области логистики и (или) логистической системе, поддерживаемая соответствующей информационной системой и воплощающая определенную логистическую концепцию.
Логистическая функция (на микроуровне - с позиций конкретного бизнеса) - обособленная совокупность логистических операций, выделенная с целью повышения эффективности менеджмента, управления логистическим процессом и степени управляемости логистической организации бизнеса.
Логистическая цепь - 1 . Множество звеньев логистической системы, упорядоченное по основному и (или) сопутствующему потоку в соответствии с параметрами заказа конечного потребителя в пределах отдельной функциональной области логистики или логистического канала. 2 . Линейно упорядоченное множество участников логистического процесса (конкретной агентской фирмы, конкретного перевозчика и т.д.), осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одной логистической системы до другой.
Логистические издержки - затраты на выполнение логистических операций: складирование, транспортировку и т.д.; сбор, хранение и передачу данных о заказах, запасах, поставках и т.д.
Логистический бизнес-процесс - взаимосвязанная совокупность операций и функций, переводящих ресурсы компании (при управлении материальными и сопутствующими потоками) в результат, задаваемый логистической стратегией фирмы.
Логистический канал - 1 . Обособленная совокупность звеньев логистической системы, ориентированных по основному потоку, сформированному с целью выполнения маркетинговых требований и (или) экономии на масштабах логистической деятельности за счет гармонизации трансакционных единиц упаковки, хранения, грузопереработки и транспортировки продукции. 2. Частично упорядоченное множество различных посредников, осуществляющих доведение материального потока от конкретного производителя до его потребителей.
Логистический менеджмент - 1 . В фирме (когда она является «хозяином» логистического процесса) представляет собой администрирование логистической системы, т.е. выполнение основных управленческих функций (организация, планирование, регулирование, координация, контроль, учет и анализ) для достижения целей логистической системы.2 . Персонал, управляющий логистическим процессом, который по своей роли в управленческой иерархии фирмы и организационных уровнях логистической системы можно разделить на высший, средний и управленческий персонал нижнего звена.
Логистический микс (правило «7R») - обеспечение наличия нужного продукта в требуемом количестве и заданного качества в нужном месте в установленное время для конкретного потребителя с наилучшими затратами.
Логистический процесс - определенным образом организованная во времени последовательность выполнения логистических операций/функций, позволяющая достигнуть заданные на плановый период цели логистической системы или ее сетевых (функциональных) подразделений.
Логистический процесс на складе - управление логистическими операциями, связанными с грузопереработкой (операционное управление), и координация смежных служб, обеспечивающих эффективное функционирование склада.
Логистический сервис - 1 . Комплекс услуг, оказываемых в процессе поставки товаров, неразрывно связан с процессом распределения. Объектом логистического сервиса являются различные потребители материального потока. 2 . Процесс предоставления логистических услуг (в результате выполнения соответствующих операций или функций) внутренним или внешним потребителям.
Маркировка - различного вида знаки, рисунки, надписи и условные обозначения, наносимые на грузы, устанавливающие порядок их учета и меры по сохранности при транспортировке. Маркировка позволяет установить связь между грузом и перевозочным документом, отличить одну партию груза от другой и содержит: основные, дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки.
Материальный поток - находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы, незавершенное производство и готовая продукция, к которым применяются логистические виды деятельности, связанные с физическим перемещением в пространстве:погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т.п.
Международный транзит - перевозка иностранных грузов при условии, что пункты отправления и назначения находятся за пределами страны.
Международный транспортный коридор - 1 . Часть национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные международные грузовые и пассажирские перевозки между отдельными географическими районами, включает подвижной состав и стационарные устройства всех видов транспорта, работающие на данном направлении, а также совокупность технологических, организационных и правовых условий перевозок. 2 . Совокупность магистральных транспортных коммуникаций с соответствующим обустройством, как правило, различных видов транспорта, обеспечивающих перевозки пассажиров и грузов в международном сообщении, на направлениях их наибольшей концентрации, связывающих различные страны.
Межорганизационная логистическая координация - согласование действий фирмы («хозяина» логистического процесса), поставщиков, потребителей и логистических посредников для достижения целей логистической системы.
Межфункциональная логистическая координация - согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике, или перекрестным функциям при планировании и управлении деятельностью фирмы.
Мелкая автомобильная отправка - партия груза весом до 5 т включительно, оформленная одной товарно-транспортной накладной, под перевозку которой не требуется отдельное транспортное средство.
Метод АБС-анализа (правило «80-20») - средство классификации и ранжирования ресурсов по ряду параметров (стоимости, объему, массе и др.), значимость которых определяется поставленной целью анализа и спецификой предпринимательской деятельности фирмы.
Метод ХУZ-анализа - классификация ресурсов фирмы, рассмотренных при проведении АВС-анализа в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности.
Метод «точно в срок» - полная синхронизация процессов снабжения с производством, что значительно сокращает величину запасов за счет частых («дробных») поставок.
МРП (МНР) - планирование потребности в материалах. Эта система располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование и оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в режиме реального времени.
МРП-2 (МКР-2) - система планирования производственных ресурсов, включающая функции МРП, а также функции управления технологическими процессами и др.
Назначение логистического менеджмента - поддержание корпоративной стратегии фирмы с оптимальными затратами ресурсов, а также обеспечение системной устойчивости фирмы на рынке за счет сглаживания внутрифирменных противоречий между подразделениями закупок, производства, маркетинга, финансов, продаж и оптимизации межорганизационных взаимоотношений с поставщиками, потребителями и логистическими посредниками.
Непрерывное усовершенствование процесса - методика «плавной» реструктуризации бизнес-процессов.
Общие логистические издержки - суммарные затраты, связанные с комплексом функционального логистического менеджмента и логистическим администрированием в логистической системе.
Объект исследования логистики - основные и сопутствующие потоки в определенном экономическом объекте, функционирующем как система, т.е. реализующем поставленные цели и рассматриваемом как единое целое.
ОПТ (ОРТ) - оптимизированные производственные технологии. Основным принципом системы ОПТ служит выявление «узких» мест - критических ресурсов, в качестве которых могу выступать: запасы сырья и материалов, машины и оборудование, технологические процессы, персонал.
Организационная структура управления логистикой - совокупность элементов службы (отдела) логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.
Основная цель логистического анализа - классификация используемых ресурсов по ряду параметров для повышения эффективности планирования, организации контроля, регулирования и сокращения управленческих затрат.
Отслеживание груза - услуга перевозчика грузополучателю по определению местонахождения груза.
Пакетирование - укладка товаров на поддоны или формирование единицы хранения, пригодной для погрузки на поддоны (тоже, что и палетизация).
Пассажир - лицо, которое не является членом экипажа и которое перевозится транспортным средством в соответствии с договором перевозки.
Пассажиропоток - характеристика пассажироперевозок на отдельном участке транспортной сети или между определенными пунктами, районами, странами. Пассажиропоток измеряется числом пассажиров.
Перевозка - транспортирование грузов, товаров или пассажиров. Различают сухопутные (железнодорожные и автомобильные), водные (речные и морские), воздушные перевозки. По территориальному признаку различают международные и внутригосударственные (каботажные) перевозки.
Переходящие запасы - остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода.
Планируемая система доставки - усовершенствованная система «точно в срок».
Подготовительные запасы - часть производственных запасов, требующих дополнительной подготовки перед использованием их в производстве, и часть товарных запасов, наличие которых вызвано необходимостью подготовки материальных ресурсов к отпуску потребителям.
Подсистема логистической системы - выделенная в соответствии с организационной структурой совокупность элементов и звеньев логистической системы, которая позволяет решать задачи логистического администрирования системы в целом и (или) управления комплексом логистических функций в отдельной сфере бизнеса компании.
Показатели работы склада - технико-экономические показатели, используемые для комплексного анализа различных направлений работы складов.
Полный логистический цикл (цикл исполнения заказа) - это интервал времени между подачей заказа и доставкой заказанного продукта или услуги конечному потребителю.
Предмет исследования в логистике - оптимизация ресурсов в определенной экономической системе при управлении основными и сопутствующими потоками.
Программное планирование закупок - процесс планирования снабжения производства на основе производственной программы.
Производительность (продуктивность) логистической системы - определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе в единицу времени или удельными расходами ресурсов в логистической системе.
Производственная логистика - обеспечение качественного своевременного и комплектного производства продукции в соответствии с хозяйственными договорами, сокращение производственного цикла и оптимизация затрат на производство.
Производственные запасы - часть совокупных запасов, предназначенных для производственного потребления, находящаяся на предприятиях-потребителях всех отраслей сферы материального производства. Производственные запасы обеспечивают бесперебойность производственного процесса, к ним относятся сырье, материалы, поступившие к потребителям, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.
Распределительная логистика - это часть общей логистической системы, обеспечивающая рационализацию процесса фактического продвижения продукции к потребителю.
Региональная логистическая транспортно-распределительная система - совокупность логистических функциональных и обеспечивающих подсистем региональной товаропроводящей сети, состоящей из звеньев, интегрированных с материальными и сопутствующими потоками для получения максимального синергетического эффекта на основе установления партнерских взаимовыгодных отношений между участниками транспортно-логистического процесса.
Рейс - транспортный процесс перевозки грузов или пассажиров за определенный промежуток времени между географическими пунктами или районами.
Реструктуризация бизнес-процессов - изменение модели бизнес-процессов компании: сокращение, добавления, изменения образующих бизнес-процессы работ, изменение сетевой модели образующих бизнес-процессы работ, перераспределение ответственности звеньев за исполнение бизнес-процессов.
Сезонные запасы - образуются при сезонном характере производства потребления или транспортировки.
Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.
Система поставки «точно в срок» - производится и перевозится только то, что необходимо в данный момент времени (резко сокращаются страховые запасы).
Система снабжения производства по запросам - по системе запросов с поставщиками заключаются типовые контракты на длительный период существования потребностей. Данные по фактической потребности запрашиваются на основе поэтапного уточнения.
Система толкающего типа - система подачи материалов, деталей или узлов в производственный процесс с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции.
Система тянущего типа - система организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей только по мере необходимости.
Складская логистика - оптимизация операций, непосредственно связанных с переработкой и оформлением грузов и координацией со службами закупок и продаж, расчет оптимального количества складов и места их расположения.
Склады - здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителям.
Смешанная перевозка - перевозка, осуществляемая, по крайней мере, двумя различными видами транспорта.
Срок доставки груза - период времени, в течение которого перевозчик обязан доставить груз по назначению и за соблюдение которого он несет ответственность перед грузовладельцами. Срок доставки груза включает время, необходимое для транспортировки груза от пункта отправления до пункта назначения (в том числе операции по его погрузке и выгрузке), выполнение различных вспомогательных операций и оформление документов. За задержку в доставке грузов против установленных сроков перевозчик уплачивает грузовладельцу штраф, обычно устанавливаемый в процентах от провозной платы. При возникновении чрезвычайных и неотвратимых обстоятельств перевозчик освобождается от уплаты штрафа за просрочку в доставке груза.
Страховые (гарантийные) запасы - резервная, постоянная, неприкосновенная в нормальных условиях часть запасов, предназначенная для непрерывного снабжения потребителей в случае непредвиденных обстоятельств, например: отклонений в периодичности и величине партий поставок от предусмотренных договором; возможных задержек материалов или товаров в пути; непредвиденного возрастания спроса.
Структура процессов - отражение компонентов процессов и устойчивых связей между ними.
Тарифные расстояния - расстояния между пунктами перевозки, принимаемые в расчет при определении перевозной платы.
Текущие запасы - основная, постоянно меняющаяся часть производственных и товарных запасов, обеспечивающая непрерывность производственного и торгового процессов между очередными поставками.
Терминальная перевозка - перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы.
Товарные запасы - часть совокупных запасов, находящаяся у предприятий-изготовителей в виде готовой продукции и в каналах сферы обращения (запасы в пути и запасы на предприятиях торговли). Подразделяются на запасы средств производства и запасы предметов потребления.
«Точно в срок» - современная концепция/технология построения логистической системы в целом или организации логистического процесса в отдельной функциональной сфере бизнеса: производстве, снабжении и дистрибуции, основанная на синхронизации процессов доставки материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции в необходимых количествах к тому времени, когда элементы/звенья логистической системы в них нуждаются, с целью минимизации затрат, связанных с гарантийными запасами.
Транзит - перевозка грузов от места отправления до места назначения без перегрузок в промежуточных пунктах.
Транзитная льгота - оговорка в договоре перевозки, предусматривающая возможность остановки в пути следования для переработки груза без изменения транспортного тарифа.
Транспортировка - ключевая логистическая функция, связанная с перемещением продукции транспортным средством или средствами по определенной технологии в цепи поставок и состоящая из логистических операций и функций, включая экспедирование, грузопереработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п.
Транспортная сеть - общая сеть путей сообщения. Транспортные сети характеризуются длиной, густотой, составом, пропускной способностью, мощностью грузопотоков, пассажиропотоков и другими показателями.
Транспортное обслуживание - деятельность транспортных компаний по организации доставки товара от отправителя до получателя груза. Транспортное обслуживание предполагает выбор вида транспорта, направления перевозок, способа транспортировки и обслуживания груза в пути и т.п.
Транспортно-экспедиторские документы - документы, которые оформляют выполнение экспедитором операций по экспедированию, обработке грузов, складированию, организации перевозки, включая перегрузку товара, хранение и перетарку в пути, предоставление местных транспортных средств, проверку состояния упаковки и маркировки, оформление необходимыхдокументов (транспортных, таможенных, страховых, складских) и т.д.
Транзитный груз - товары, находящиеся в процессе перемещения между двумя пунктами.
Транспортная логистика - оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.
Транспортная характеристика груза - совокупность свойств груза, определяющая условия и технику его перевозки, перегрузки и хранения.
Транспортный тариф - ставки, по которым перевозчик взимает плату за свои услуги.
Транспортный терминал - пункт, на котором осуществляется сдача-приемка грузов. Транспортными терминалами
являются железнодорожная, товарная станции, терминал покупателя, продавца и т.д.
Упаковка - комплекс средств, обеспечивающих гармонизацию типоразмерных рядов потребительской упаковки, промышленных упаковочных модулей, грузовых единиц, тары и грузовместимости транспортных средств при физическом распределении и защиту продукции от повреждения и потерь при транспортировке, складировании, грузопереработке и прочих логистических операциях.
Уровень логистического сервиса - количественная оценка теоретически возможного и фактически оказываемого объема логистических услуг в соотношении с временными и стоимостными затратами на его оказание.
Физическое распределение - сфера логистической деятельности, составная часть процесса распределения (дистрибуции), включающая все логистические операции и функции, связанные с физическим перемещением, хранением и управлением запасами готовой продукции в товаропроводящих структурах производителей и (или) логистических посредников.
Финансовая операция - совокупность двух или более взаимосвязанных финансовых потоков.
Финансовое окружение - среда обращения финансовых потоков, включающая как часть внутренней среды предприятия, так и часть внешней логистической среды. Элементами финансового окружения являются финансы и финансовые ресурсы, источники и потребители ресурсов и финансовые потоки, связанные логистическими отношениями.
Финансовый поток - это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.
Формула Вильсона - формула для определения оптимальной величины заказа.
Характеристика груза - это режим хранения, способ упаковки, перегрузки и перевозки, физико-химические свойства, размеры, объем, масса и форма предъявления к перевозке.
Чартерные перевозки - нерегулярные перевозки, осуществляющиеся по договорам чартера.
Штриховой код, бар-код - комбинация темных и светлых вертикальных полос (штрихов) различной ширины с нанесенными под ними цифрами. Эффект применения штрихового кода заключается в значительном снижении стоимости учетных работ на складе, уменьшении издержек обращения, повышении уровня контроля за состоянием запасов и др.
Экспедитор - специализированная организация, выполняющая комплекс вспомогательных операций с транспортируемыми грузами: хранение и подготовку грузов к транспортировке, оформление сдачи грузов к перевозке, переупаковку, сортировку, маркировку; оформление транспортной, таможенной и прочей документации и т.п.
Экспедиторское свидетельство о транспортировке - разработанный международным союзом экспедиторов (ФИАТА) оборотный документ, который выдается для удостоверения того, что экспедитор берет на себя ответственность за транспортировку и доставку конкретной партии в соответствии с указанными в документе инструкциями грузоотправителя и за доставку груза держателю документа.
Эксплуатационные расходы на транспорте - сумма издержек транспортного предприятия, непосредственно связанных с выполнением перевозок.
Электронный документооборот - компьютерный информационный обмен между пользователями с применением стандартного формата данных, обслуживающий современные телекоммуникационные технологии.
Электронный обмен данными - система компьютерной связи между поставщиком и потребителем, предназначенная для непосредственного оформления заказов и обмена информацией.
Элемент логистической системы - неделимая в рамках поставленной задачи администрирования или проектирования логистической системы часть звена логистической системы логистической подсистемы.
Эффективность логистической системы - это группа показателей, характеризующих качество работы при заданном уровне логистических издержек.
KANBAN – комплексная система организации производства, претворяющая в жизнь принципы общей теории систем, в соответствии с которыми фирма трактуется как организационное единство. Система обеспечивает оперативное регулирование количества производимой продукции на каждой стадии поточного производства.
SIC - техника управления запасами, использующая статистические методы для моделирования спроса и времени пополнения товарных запасов (для производственных компаний - с учетом времени изготовления).
Workflow - программное обеспечение для описания, проектирования, управления и контроля бизнес-процессов.

Наращивание экономического потенциала страны требует повседневного изыскания возможностей снижения себестоимости продукции всех отраслей народного хозяйства, в том числе и железнодорожного транспорта.

Снижение себестоимости перевозок является одним из важнейших условий сокращения транспортных затрат и увеличения прибыли отрасли.

Можно выделить следующие основные пути снижения себестоимости железнодорожных перевозок:

1. Увеличение объема перевозок за счет развития маркетинговой деятельности.

2. Улучшение качества использования подвижного состава и постоянных устройств.

3. Совершенствование форм и методов эксплуатационной работы: оптимальное управление вагонопотоками с целью концентрации перевозок на линиях с высоким техническим оснащением и, следовательно, с более низкой себестоимостью; достижение оптимального заполнения пропускной способности и минимизация непроизводительной работы – излишнего переформирования поездов, излишних перегрузок контейнерных и мелких отправок и др.

4. Своевременное проведение реконструктивных мероприятий с целью достижения оптимального соответствия между уровнем технического развития железных дорог и объемом перевозок.

5. Экономия всех видов ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) .

Одним из важнейших путей снижения себестоимости железнодорожных перевозок является рост производительности труда, сокращающий затраты живого и овеществленного труда на каждый тонно- и пассажиро-километр, что достигается в настоящее время главным образом за счет внедрения последних достижений научно-технического прогресса. При этом новая техника позволяет снижать эксплуатационные расходы не только в тех хозяйствах, где она вводится, но и в смежных.

Например, при введении электровозной тяги вместо тепловозной достигаются ускорение оборота и увеличение среднесуточного пробега грузового вагона, что вызывает относительное сокращение потребного вагонного парка и, следовательно, расходов по ремонту и амортизации вагонов. Повышение массы и скорости движения поездов снижает потребную пропускную способность на электрифицированных участках, уменьшает потребное количество раздельных пунктов, пунктов технического обслужива­ния вагонов и т. д. В результате эксплуатационные расходы сокращаются не только в локомотивном, но и в хозяйствах перевозок, вагонном, СЦБ, информатизации и связи и др.

Снижению себестоимости перевозок способствует улучшение качественных показателей использования подвижного состава на основе совершенствования технологических процессов эксплуатационной работы: увеличение динамической нагрузки груженого вагона, населенности пассажирского вагона, массы грузового поезда; сокращение порожнего пробега вагонов; увеличение скоростей движения грузовых и пассажирских поездов и др.


Значительное влияние на снижение себестоимости перевозок оказывает рост объема перевозок в пределах наличной пропускной способности, снижение норм расходования материалов, электроэнергии на единицу перевозок, совершенствование организационной структуры подразделений железнодорожного транспорта. Укрупнение подразделений, ликвидация малодеятельных звеньев сокращают административно-управленческие расходы.

В настоящее время в условиях реформирования железнодорожного транспорта проводится систематическая работа по совершенствованию планирования и учета эксплуатационных расходов, приведению их в соответствие с объемами выполняемых грузовых и пассажирских перевозок. Снижение эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок осуществляется в первую очередь за счет широкого применения ресурсосберегающих и информационных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, повышения надежности функционирования технических средств, вторичного использования материальных ресурсов. Проводится работа по закрытию, консервации и объединению малодеятельных предприятий, переводу на работу в одну-две смены малодеятельных станций и участков и др.

Снижение себестоимости перевозок является решающим условием снижения тарифов на грузовые и пассажирские перевозки, роста прибыли всех подразделений железнодорожного транспорта, повышения эффективности его деятельности.