Краткая характеристика вспомогательных исторических наук. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины. Историческая хронология и география

Существуют вспомогательные исторические дисциплины, имеющие сравнительно узкий предмет исследования. Они изучают его детально и таким образом способствуют более глубокому пониманию исторического процесса в целом. К их числу относятся: археология - которая изучает остатки материальной культуры людей разных эпох и которая пытается на основе их топографии в пространстве восстановить общественные отношения и духовная жизнь в середине тех или иных человеческих коллективов; этнология - наука, которая занимается изучением всех сторон культуры современных отсталых обществ и которая проецирует свои наблюдения и выводы на исторический процесс в первобытном строе; хронология, изучающая системы отсчета времени; палеография - рукописные памятники и старинное письмо; дипломатика - исторические акты; нумизматика - монеты, медали, ордена, денежные системы, историю торговли; метрология - систему мер; прапорознавство - флаги; геральдика - гербы стран, городов, отдельных семей; сфрагистика - печати; эпиграфике - надписи на каменных скалах, плитах, глиняных изделиях, металле; генеалогия - наука о происхождении городов и фамилий; топонимика - о происхождении географических названий; краеведение - история местности, региона, края.

История - не только одна из двух тысяч существующих наук, правят, служат современному человечеству, но и одна из самых древних. История тесно связана с другими науками в частности, с психологией, социологией, философией, юридическими науками, экономической научной теорией, математикой, языкознанием, литературоведением и тому подобное. В отличие от них она рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность явлений общественной жизни, все ее стороны (экономику, политику, культуру, быт и т.д.) и их взаимосвязи и взаимообусловленность. В то же время каждая из существующих наук за время развития человечества прошла свою историю. И на современном этапе все науки и виды искусства обязательно включают исторический раздел. Например, история математики, лингвистики, литературы, история государства и права и другие.

ФУНКЦИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ

Функции исторической науки. История вообще, а история Украины в частности, выполняет несколько социально значимых функций. Первая - познавательная, интеллектуально развивает, которая заключается в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества.

Вторая функция - практически-политическая. Суть ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осознания исторических фактов закономерности развития общества, помогает выработать научно обоснованный политический курс, избегать субъективным решением. В единстве прошлого, настоящего и будущего - корни интереса людей к истории. Каждый народ история заставляет заниматься двусторонней культурной работой, - как над природой страны, в которой ему суждено жить, так и над своей собственной природой.

Функция - мировоззренческая. История создает документально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителей, которым общество обязано своим развитием. Мировоззрение - взгляд на мир, общество, законы его развития - может быть научным, если опирается на объективную реальность. В общественном развитии объективная реальность - это исторические факты. А факты - вещь упрямая. История, ее фактологическая сторона, является фундаментом, на котором базируется наука об обществе. Чтобы выводы истории стали научными, необходимо изучать все факты, относящиеся к данному процессу в их совокупности. Только тогда можно будет получить объективную картину мира и обеспечить научность познания.

История имеет большое воспитательное значение. Это четвертая функция истории. Знание истории Украины формирует качества гражданина - патриотизм, показывает роль народа и отдельных исторических лиц в развитии общества, позволяет познать достижения человечества в их развитии, понять такие категории, как честь, общественный долг, позволяет видеть пороки и недостатки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы.

Изучение прошлого приучает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последующим ходом развития событий.


Исто́рия - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Вспомогательные исторические дисциплины

Археография - теория и практика издания письменных источников.

Археология - изучение по вещественным источникам исторического прошлого человечества.

Архивоведение - изучение вопросов комплектования архивов, а также хранения и использования архивных документов.

Архонтология - изучение истории должностей в государственных, международных, политических, религиозных и других общественных структурах.

Бонистика - изучение истории печатания и обращения бумажных денежных знаков.

Вексиллология (флаговедение) - изучение флагов, знамён, штандартов, вымпелов и прочих предметов подобного рода.

Генеалогия - изучение родственных взаимосвязей людей.

Генетическая генеалогия - изучение родственных взаимосвязей путём использования методов генетики.

Геральдика (гербоведение) - изучение гербов, а также традиция и практика их использования.

Дипломатика - изучение исторических актов (юридических документов).

Документоведение - комплексная наука о документе и документно-коммуникационной деятельности, изучающая в историческом, современном и прогностическом планах процессы создания, распространения и использования документных источников информации в обществе.

Историческая география - наука на стыке истории и географии.

Историческая демография - наука о демографической истории человечества.

Историческая информатика - изучение возможностей использования информационных технологий в изучении исторического процесса, публикации исторических исследований и преподавании исторических дисциплин, а также в архивном и музейном деле.

Историческая метрология - изучение употреблявшихся в прошлом мер - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии.

Источниковедение - изучение исторических источников.

Кодикология - изучение рукописных книг.

Нумизматика - изучение истории монетной чеканки и денежного обращения по монетам.

Ономастика - историко-лингвистическая дисциплина, изучающая имена собственные и их происхождение; в частности, историческая антропонимика.

Палеография - изучение истории письма, закономерности развития его графических форм, а также памятников древней письменности.

Папирология - изучение текстов на папирусах, находимых преимущественно в Египте.



Сфрагистика - изучение печатей (матриц) и их оттисков на различных материалах.

Транснациональная история - изучение закономерностей, общих для всех национальных культур, а также взаимосвязей и конфликтов, которые не могут быть объяснены как результаты действий отдельных государств или развития национальных интересов, рынков.

Фалеристика - изучение наградных знаков отличия.

Хронология - изучение последовательности исторических событий во времени либо наука об измерении времени.

Эортология - изучение церковных праздников.

Эпиграфика - изучение надписей на твёрдых материалах (камне, керамике, металле и пр.)

В 1985 году С. О. Шмидтом была предложена другая схема классификации источников по типам и подтипам.

1. Вещественные источники во всем их многообразии (от памятников археологии до современных машин и предметов бытового обихода).

2. Изобразительные источники:

А) художественно-изобразительные (произведения изобразительного искусства, искусства кино и фотографии);Б) изобразительно-графические;В) изобразительно-натуральные (прежде всего фотографии, кинокадры).

3. Словесные источники:

А) разговорная речь;Б) памятники устного творчества (фольклор);В) письменные памятники (включая эпиграфические) во всем многообразии содержания и формы - видов и разновидностей. К этому типу относятся и все фонодокументы, в той или иной мере фиксирующие «речь» человека.

4. Конвенционные источники во всем их многообразии. Сюда можно отнести все условные обозначения графическими знаками (ноты, знаки математической, химической и др. символики).

5. Поведенческие источники. Визуально наблюдаемые (или воспроизводимые) обычаи и обряды (ритуалы) - коллективные и индивидуальные действия (трудовые, семейно-бытовые, праздничные и пр.)

6. Звуковые или аудиальные источники (это звуки в широком и узком смысле).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство образования и науки и науки Российский Федерации

Кафедра Социально-гуманитарных дисциплин и иностранных яз ы ков .

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: «Вспомогательные исторические дисциплины»

по учебной дисциплине: ИСТОРИЯ

Кеи?с-задание 3

Составьте и заполните таблицу «Вспомогательные исторические дисциплины». Отразите в ней следующие характеристики: предмет дисциплины; задачи; вклад в изучение исторического прошлого.

Изучая Историю, отталкиваясь от дат и событий, мы часто не замечаем всей ее глубины, а ведь «История», это не только и не столько даты, это, скорее, картина того как жили люди - как их звали, где они селились, как говорили и писали, во что верили, чем пользовались, как общались и сотрудничали. Одной общей дисциплины не достаточно, чтобы описать всю многогранную жизнь, поэтому с углублением в узкую тематику, ученые-историки открывали целую новую отрасль исторической науки, организуя ее изучение в рамках новой, вспомогательной, дисциплины. Описание этих дисциплин представлено в Таблице 1.

Таблица 1 - Вспомогательные исторические дисциплины.

Название

дисциплины

дисциплины

Вклад в изучение

исторического прошлого

Антропология {культурная, историческая}

Культура

Изучение культуры, как совокупности материальных объектов, идей, ценностей, представлений и моделей поведения.

Знание об основных институтах культуры, различных аспектах культуры человечества дополняет и объясняет исторические события, делая более детальной реконструкцию тех или иных событий.

Антропонимика

{ономастика}

Имена людей

Изучение имен людей {в том числе фамилий, отчеств, псевдонимов и прозвищ}, их происхождение, эволюцию и закономерности.

Имя несет информацию о человеческих качествах, связи с семьей, национальности, роде занятий, происхождении из какой-либо местности и сословия. Имена могу меняться со вступлением в брак или тайное общество, сменой веры или совершением поступка, в них отражаются как исторические события, так и социальные явления, религиозные представления, национальные традиции.

Археоастрономия

Астрономические представления людей

Изучение археологических артефактов и этнографических данных на предмет астрономического и космологического смысла.

Наука объясняет источники мифов, объясняет как рассчитывалось время определенными народами, и позволяет понять, что двигало людьми в изучении мира.

Археография

Письменные

исторические

источники

Выявление и сбор исторических памятников, их описание и публикация, а также разработка теории и издания письменных источников.

Организует доступные письменные исторические материалы, делая их доступнее для работы ученых.

Археология

Поиск и изучение результатов трудовой деятельности человека, проведение по ним научной реконструкции, восстанавливая историческое прошлое человечества.

Наука расширила пространственный и временной горизонт истории за рамки цивилизаций, обладающих письменностью, раскрыв для ученых период истории человечества до появления письменных источников информации.

Архивное дело

Исторические источники {вещественные}

Хранение и учет исторических памятников и источников, предоставление к ним доступа.

Обеспечивает сохранность и, одновременно, доступность для ученых вещественных источников, письменных и не только.

Архонтология

Должности и лица,

их занимающие

Изучение хронологии смены лиц, занимающих должности, и их биографии.

Наука позволяет разрешать хронологические и другие споры посредством уточнения данных о правителях, объясняет политические, социальные и культурные процессы, смену вех, опираясь на информацию о личностях и должностях.

Биографика

Биографии

Решение проблем теоретического и методического изучения и формирования биографий исторически важных личностей.

Если мы говорим об исторически важных личностях, то их жизненный путь повлиял и, порой, продолжает влиять на жизнь общества. Поэтому биография является источником исторического значения, и составление ее - отдельная наука, со своими правилами, постулатами и аксиомами.

Бонистика

Денежные знаки,

вышедшие из употребления

Изучение вышедших из употребления денежных знаков и кредитных документов как исторических документов.

Результаты исследований позволяют изучить экономическое и политическое состояние общества на момент, когда использовались те или иные денежные знаки.

Вексиллология

Флаги, знамена, штандарты и пр.

Изучение символики и использования флагов

Генеалогия

Семь, роды

и их связи

Изучение и систематизация информации о происхождении и родственных связях и взаимосвязей людей, родов и отдельных лиц.

Происхождение и родственные связи всегда играли роль при принятии решений на всех уровнях управления. Генеалогия проливает свет на причины многих состоявшихся и не состоявшихся события.

Геральдика

Изучение геральдического языка, особых исторически сложившихся правил, традиций и практик их применения, объясняя значения тех или иных элементов гербов.

Появление и изменение гербов несет информацию об обществе и проходящих в нем процессах {деление на социальные группы, военные походы и тд}. Правильное толкование расскажет как о родственных связях, нравах, так и произошедших событиях.

Дипломатика

Документы

дипломатического и юридического характера.

Изучение грамот, актов и других документов, как текстов, так и оригиналов, проверка их на подлинность, систематизация.

Юридические документы древности содействуют развитию исторической науки и несут в себе большое количество исторической информации, при этом важно, чтобы данные были подлинными, правильно прочитанными и интерпретированными.

Историография

Историческая наука

Изучение истории Исторической науки, проверка того, применяется ли научный подход при написании работ учеными-историками.

Влияет на формирования исторической памяти поколений, отвечает за то, чтобы прошлое восстанавливалось и фиксировалось с исторической точностью.

Источниковедение

Исторические источники

Изучение значимости интеллектуального продукта, как источника информации исторической науки, приемы и методы их изучения и использования.

Историческая география

География

территорий

в разное время

Изучение географии конкретных территорий в определенный период истории: природного ландшафта, населения и хозяйства, политических границ и событий.

Является источником топографической информации о событиях {границ, маршрутов}, а также связывает исторические процессы с экономической географией, природой местности, что позволяет устанавливать новые и проверять уже имеющиеся факты.

Кодикология

Документы

Рукописные

Изучение истории создания, дальнейшей судьбы и роли в истории, собирание, описание и каталогизирование рукописных книг.

Книги - ценный источник исторических данных, при чем интересен не только их текст, ведь данные можно получить из использованных материалов и оформления, переплетов и украшений, филиграни и почерка.

Медальерика

Изучение возникновение и историю медали, становление и развитие медального искусства,

Медали и медальные комплекты можно использовать, как источник для исследования событий прошлого, жизни и деятельности выдающихся личностей, для изучения истории искусства.

Методология исторической

Историческая наука

Изучение научного и социального статуса исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания, основные теоретико-методологических направления.

Формирует научно-познавательные предпосылки для проведения исторических исследований.

Метрология {историческая}

Системы измерения

Изучение истории развития различных систем измерений, отдельных мер, их количественных соотношений и реальные величины.

Важность дисциплины обоснована тем, что для понимания и правильной реконструкции необходимо реальное представление об используемых в исторических документах мер и размерностей.

Некрополистика

Захоронения и кладбища

Описание, изучение и сохранение кладбищ и некрополей.

Добывает важные данные для генеалогических и биографических исторических исследований, сохраняя источники информации для будущих исследований.

Нумизматика

Денежные знаки

Изучение истории чеканки и денежного обращения монет.

Помогает как глубже понять историю в разрезе экономики древних государств, так и рассказывает о государственном строе, городах, героях и событиях прошлого.

Палеография

Письменность

Изучение истории письма, изменений графики {букв, пропорций знаков, шрифтов и сокращений}, материалов и инструментов

Позволяет на основе анализа графических форм письма, его нюансов и внешнего вида рукописей датировать их по времени и локализовать место происхождения того или иного документа.

Просопография

Биографии исторических лиц

Создание коллективных биографий лиц, объединенных по особому признаку {эпохе или местности, чертам, политическим, этническим, социальным, должности}.

Дает возможность анализировать закономерности посредством коллективных биографий, как способ изучения определенного общества в конкретный период.

Психоистория

Психологическая мотивация

Изучение психологической мотивацию поступков людей в прошлом, с особым акцентом на исследование семьи и детства, антропологии и этнологии.

Результаты исследований нужны для понимания эмоциональной природы социального и политического поведения групп и наций в прошлом, и последствий в настоящем.

Сфрагистика

{сигиллография}

Изучение печатей и их оттисков на различных материалах, установление их подлинности, классификация, хронологией и типизацией.

Печати - источник информации внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений в историческом прошлом, ведь изменение символики всегда происходит под влиянием политических событий.

Топонимика {ономастика}

Географические названия

Изучение географических названий, континентов, регионов, стран и городов, их истории происхождения, смыслового значения, развития, написания и произношения.

Многие факты исторической географии и демографии не могут быть правильно поняты без специфических знаний в области историю географических названий, которые также дополняют знаний о процессах миграции населения.

Униформология

Служебная форма

Изучение истории возникновения и развития, характерные особенности военной и другой служебной формы, опираясь на вещественные источники {саму форму, картины, фото} и нормативные акты.

История костюма тесно связана с бытовыми и социальными реалиями своего времени, позволяет определить социальный статус, а порой и личность исторического лица, проводить правильную реконструкцию событий.

Фалеристика

Памятные знаки

Изучение истории и атрибуции орденов, медалей и других наград.

Многие исторические отрезки в событийном и социологическом плане отражаются в наградных знаках, их изучение в совокупности с атрибутами того времени дают более полную и ясную картину общественной и политической жизни.

Хронография

Системы летоисчисления и календари

Изучение того, как разные народы в разные периоды своей истории отсчитывали года, датировали документы.

На основании знаний о том, как отмерялись года и именовались, можно точно вычислить и установить точную историческую дату относительно современного летоисчисления.

Хронология

Даты исторических событий

Изучение исторических документов с целью установления дат исторических событий

Историческая наука, рассматривая закономерности развития мира, рассматривает человеческое общество в пространстве и времени, поэтому крайне важно правильно ориентироваться в последовательности происходящих событий.

Эмблематика

Изучение условно-символических изображений определенных понятий или идей, которые исполнены в графической или пластической форме

Эмблемы, значки и логотипы - памятники истории, которые могут рассказать о политических, территориальных и социальных изменениях в обществе и даже взаимосвязь между различными национальными традициями.

Эпиграфика

Надписи на вещественных источниках

Надписи на стенах соборов, культовых сооружений, на посуде, на крестах - ценный источник информации, и порой единственный, о культуре, политике и экономике. Однако, многие надписи до сих пор до конца не расшифрованы, споры по ним ведутся до сих пор.

Этнография

Народы и этносы

Изучение народов мира, этнических групп и образований, их состава, расселения, быта, их материальной и духовной культур, исторического развития.

Накопленный материал имеет огромную научную ценность, при чем независящую от интерпретации: особенности культуры и быта народов, их ценности и особенности развития неотъемлемая часть реконструкции истории, потому как проливает свет на причины, последствия и ход развития исторических событий.

Заключение

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность, всестронне его изучить {причины, предпосылки и следствия}, открывают новые страницы истории, углубляют наши знания. антропология памятник архивный орден

Дисциплин этих также много, как областей человеческого знания. Собранная мной информация не претендует на полноту и завершенность, так как мной не были рассмотрены такие узкоспециализированные ответвления исторической науки, как филигранология, папирология и берестология, которые являются ответвлениями палеографии, летописеведение и эпистолография, как частные случаи эпиграфики, икинография и оружиеведение, названия которых говорят сами за себя, филателия и филократия, множество субдисциплин ономастики {такие как теонимика, геонимики и другие}, герменевтика, так как по сути является не вспомогательной исторической, а полностью самостоятельной дисциплиной с гораздо более обширным полем деятельности, чем толкование исторических документов, историческая демография и страноведение, как части исторической географии, историческая медицина, психология, языкознание и философия истории, так как задачи их связаны скорее с медициной, психологией, филологий и философией соответственно, не же ли с историей, а также клиодинамика, споря о статусе которой еще не окончены.

Список вспомогательных исторических дисциплин постоянно расширяется, так работа над источниками нового и новейшего времени требует дальнейшего развития сложившихся дисциплин и, как и применение все новых технологий в исследованиях, обработке и хранении данных и материалов, ведет к появлению новых дисциплин.

Список использованных источников

1. Дмитриева О. В. // Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие -- М.: Изд-во МГУ, 1990. Стр. 280.

2. Гречило А. Емблематика // Спеціальні історичні дисципліни: довідник: навч. посіб. для студ. К.: Либідь, 2008. Стр. 219--223.

3. Гумилёв Л. Н. По поводу предмета исторической географии // Вестник Ленинградского ун-та. № 18, вып. 3. -- Л., 1965. -- Стр. 112-120.

4. Дипломатика // Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. -- Режим доступа: http://megabook.ru/ article/Дипломатика {дата обращения 12.09.2017}.

5. Ефимов Н.Ю. Военная униформология как социокультурный феномен: содержание и тенденции развития // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук, М., 2010. Стр. 206

6. Коломийцев В. Ф. Методология истории {От источника к исследованию} // «Российская политическая энциклопедия» {РОССПЭН}, М., 2001. Стр.191

7. Русина Ю. А. Методология источниковедения // М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. Федер. ун-т. Екатеринбург: Урал. ун-та, 2015. Стр. 118.

8. Суперанская А. В. Что такое топонимика? -- М., 1985.

9. Этнография // Большой энциклопедический словарь, гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.

10. Robert Sarwark What"s in a Flag? // A Brief Introduction to Vexillology Glocal Notes from the International and Area Studies Library. 2015.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография российского историка и краеведа С.О. Шмидта. Просветительская деятельность в архивном деле: "Археографический ежегодник" и труды по истории Российского государства. Совместная деятельность С.О. Шмидта и Д.С. Лихачёва в Советском Фонде культуры.

    реферат , добавлен 27.06.2009

    События и проблемы российской истории IX-XX вв. в соответствии с представлениями о них современной науки. Социально-экономическое, государственно-политическое развитие, внешняя политика, история культуры и церкви. Деятельность исторических личностей.

    курс лекций , добавлен 07.12.2011

    Церковные, княжеские и частные архивы Древней Руси. Реформы в архивном деле в начале XVIII в.: отделение архивов от канцелярий, появление сети местных архивов и исторических архивов. Уничтожение архивов и создание губернских учёных архивных комиссий.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    История создания, расцвета и упадка духовно-рыцарских орденов, характеристика их положение на политической арене Европы. Характер деятельности рыцарских орденов католической церкви, их структурная организация, духовность, образования, культуры, морали.

    дипломная работа , добавлен 28.06.2011

    Изучение предмета, задач и методов источниковедения – комплексной специальной научной дисциплины, которая изучает различные типы исторических источников и разрабатывает некоторые методы извлечения из них достоверной информации об исторических процессах.

    реферат , добавлен 05.12.2011

    Особенности и направления изучения памятников культуры, которые оставил древний человек, - орудий труда, стоянок, наскальных изображений, погребений. Их значение в формировании исторических знаний о ранних этапах становления и развития человечества.

    презентация , добавлен 04.10.2015

    История становления и развития геральдического дела в Российской империи времен правления Петра I. Отличительные черты первых дворянских гербов, гербов корпораций - цехов, рыцарских орденов, а также территориальных гербов - городов, владений и государств.

    реферат , добавлен 18.11.2010

    Основные направления и методы охраны культурных памятников в советской России в 1920-1930-е годы. Анализ политики государства в отношении церкви и культурных религиозных памятников, культурно-просветительская и законотворческая деятельность Луначарского.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2012

    Положение закона РФ "Основы законодательства РФ об Архивном фонде РФ и архивах" о порядке хранения документов Архивного фонда РФ. Основные задачи и функции архива. Порядок передачи документов в архив на постоянное хранение и комплектование архива.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2016

    Кризис современной российской исторической науки, отечественной историографии. Марксистский подход к "типизации и периодизации исторического развития". Исследование истории российских представительных учреждений, истории местного самоуправления.

К вспомогательным историческим дисциплинам относятся историческая география, историческая демография, ономастика, палеография, метрология, нумизматика, сфрагистика , геральдика, генеалогия и др.

Где жили люди в далеком прошлом, какими были условия их жизни, среда обитания, как изменялись границы государств, где возникли древние города, какова численность населения в них? На эти вопросы отвечает историческая география. В V в. до н. э. Геродот в своей «Истории» писал, что «люди живут сообразно природе». Действительно, в глубокой древности географический фактор определял исторические судьбы народов. Древнейшие цивилизации возникли именно в бассейнах крупнейших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Хуанхэ (см. Древний Восток).

Историческая физическая география позволяет установить, как под влиянием изменений климата изменялись условия жизни людей, происходила миграция населения. Народы покидали прежние поселения и искали более благоприятные места для жизни. Древнейшему географическому чертежу 15 000 лет, старинным географическим картам более 4 тыс. лет. Они помогают историку не только узнать, но и проверить факты.

Историческая демография (от греч. demos - народ) изучает процессы воспроизводства населения в различные исторические периоды. Для отдаленных эпох истории человечества изучение этих процессов в целом чрезвычайно сложно из‑за отсутствия достоверных источников. Некоторые сведения могут быть извлечены из древнеегипетской летописи, фрагменты которой относятся к Древнему царству (28 в. до н. э.), или данных «Илиады», так называемого каталога Гомера. В «Истории» Геродота есть сведения о численности персов в период греко-персидских войн (около 5 млн.), но многие историки считают эту цифру преувеличенной примерно в 5 раз.

Более достоверные сведения о демографических процессах относятся к эпохе феодализма . Наиболее ранней из переписей населения была английская «Книга Страшного суда», но и она не содержит сведений о всей Англии и касается только «держателей», а не численности их семей. Налоговые французские списки 1328 г., английские 1377 г., кадастры (систематические своды сведений) итальянских, датских городов и другие записи налогообложения называли только глав семей, но не всю семью, а численность её в тот период варьировалась от 3–4 до 6–7 человек. Существует множество методов определения общей численности населения. Один из них - по размерам численности городов данной области. Так, население столичного средневекового города составляло. около 1,5% от всего населения страны; число жителей крупного регионального центра - около 4%; плотность населения колебалась от 60–80 до 150–200 человек на гектар.

Очень сложно было определить социальный состав населения, здесь наиболее точны данные только по отношению к духовенству. В Италии оно составляло 2–3% населения, в Англии - около 15%. Соотношение сельского и городского населения также выявляется приблизительно. Так, в «Книге Страшного суда» названы десятки поселений, численность жителей которых достигала 400 человек. Следовательно, сельское население в Англии преобладало, так как даже в XIII в. численность горожан не превышала 10–12%. Во Фландрии и Брабанте в XV в. в городах жило 2/3 населения этих областей. На территории России, за исключением Новгорода, численность сельского населения преобладала над городским.

Только с XIX в. демографические подсчеты становятся более точными, расширяется круг источников, и в первую очередь статистических. Историческая демография развивает методику исследований, у нее появляется новый раздел - математическая демография, которая позволила проводить продольный и поперечный анализ поколений, составлять таблицы «дожитости», «плодовитости», «брачности». Стало возможным составлять модели населения и, следовательно, с большей достоверностью изучать демографические процессы и их влияние на историю человечества.

Многие факты исторической географии и демографии не могут быть правильно поняты без ономастики, изучающей собственные имена. Она имеет два основных подраздела: топонимику, изучающую историю географических названий, и антропонимику, изучающую историю личных имен. Топонимы позволяют изучить не только историю географических названий континентов, регионов, стран и городов, но и процессы миграции населения. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал, изучая топонимы Америки и Полинезии, обнаружил 40 общих топонимов и своими путешествиями на «Кон‑Тики» и «Ра» доказал теоретические выводы о миграции населения этих регионов.

Топонимика связана и с другой дисциплиной - историческим языкознанием. Историческое языкознание - научная дисциплина, которая изучает историю языков и отражение в ней истории народов. Сопоставительный, или сравнительно-исторический, метод устанавливает общность языков, отражающую историческую связь народов. Так, наиболее значительная индоевропейская группа языков доказывает общность санскрита, русского, литовского, итальянского, французского, английского, испанского, греческого и латинского языков. Общность проявляется в близости грамматического строя, в корнях; общие слова с помощью метода глоттохронологии (или метода «лексического ядра») позволяют установить границы расселения племен и народов в глубокой древности, процессы взаимовлияния, взаимопроникновения культур (см. Народы мира и их классификация).

В истории личных имен нашли свое отражение социальные явления, религиозные представления, национальные традиции. В русской антропонимической системе, например, изменения произошли в X в. после принятия христианства. При крещении имена выбирались из строго определенного перечня святых, помещенного в Святцах - церковном календаре. Эти имена принято называть календарными. На Руси календарными были греческие имена, но часть имен была древнееврейского (Библия) и римского происхождения. Впоследствии они прошли адаптацию и приспособились к русскому произношению: Иоанн - Иван, Георгий - Гюрг, а затем Юрий и Егор, Иаков - Яков.

Ономастика, топонимика, антропонимика зависят не только от законов фонетики и морфологии. Так, с пребыванием в течение одного века на престоле России трех Александров и двух Николаев связана популярность этих имен в среде русского дворянства. Внешняя политика России в правление Екатерины II привела к появлению целой серии греческих названий на юге России - Одесса, Севастополь, Никополь.

Историю письма, изменения его графики, материалы и орудия изучает палеография. Палеографический анализ старинных рукописей позволяет историку установить дату событий, о которых рассказывается в них. В 1750 г. до н. э. в Египте произошел социальный переворот. Об этом событии узнали из древней рукописи «Речение Ипувера», найденной в некрополе Саккара в конце XIX в. Спектрографический метод исследования и палеографический анализ папируса показали, что эта рукопись относится к эпохе Среднего царства (XVIII в. до н. э.) и рассказывает о реальных событиях.

Французский ученый Жан Мабильон в своей книге «Дипломатика» (1681) впервые разработал методику палеографического анализа рукописей. Он утверждал, что нельзя датировать рукописи без изучения изображенных на них гербов и печатей. В своих сочинениях он описал гербы и печати многих государств Европы, в том числе и Франции. Появились новые вспомогательные исторические дисциплины: геральдика (от лат. heraldus - глашатай) - наука о гербах и сфрагистика (от греч. sphragis - печать) - наука о печатях. Геральдика и сфрагистика взаимосвязаны, так как при составлении гербов и матриц печатей используется одна и та же символика. Эти дисциплины изучают родовые, городские и государственные печати и гербы. Изменение символики гербов и печатей всегда происходит под влиянием политических событий. Достаточно вспомнить историю создания Государственного герба России при Иване III и изменения в государственной символике после распада СССР в 1991 г.

Символика гербов и печатей обязательно появляется и на монетах. Ими занимается нумизматика (от лат. numisma - монета). Чеканка монет началась в 7 в. до н. э. в Лидии, первые монетные системы сложились в Милете и Афинах в 6–5 вв. до н. э. Монеты доносят до нас сведения о давно исчезнувших городах, героях и событиях. Нумизматика изучает монету только как исторический источник, а проблемы денежного счета интересуют метрологию (от греч. métron - мера). Она помогает понять вопросы экономического развития общества в различные периоды истории. Реальное содержание мер все время изменялось. В древности меры веса и денежного счета совпадали. Это объясняется тем, что драгоценные металлы применялись как мера веса и как единица денежного счета. В Вавилоне в законах Хаммурапи мина серебра - и весовая и денежная единица. На развитие мер влияют товарно-денежные отношения, и система мер складывается только тогда, когда между ними существует математическое соотношение. В период Великой французской революции 1789–1799 гг. были впервые высказаны идеи о создании международной десятичной системы мер, в России эта система мер была принята в 1918 г.

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность, открывают перед нами новые страницы истории, углубляют наши знания.

Чтобы понять во всей сложности и глубине специфику исследовательской работы, необходимо проникнуть в творческую лабораторию историка. В арсенал оперируемых им средств непременно входят вспомогательные исторические дисциплины. Это собирательное название ряда специфических научных ответвлений, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования. Разработка их проблем подчинена задачам развития истории как науки. В современной литературе они иногда называются также специальными историческими дисциплинами. Наиболее общей из них является , занимающееся разработкой приемов и методов изучения и использования . К вспомогательным историческим дисциплинам относятся также: палеография, занимающаяся историей письма; эпиграфика, изучающая надписи на твердых предметах (камне, дереве, металле); папирология, изучающая письмо на папирусах; дипломатика, изучающая государственные акты; археография, разрабатывающая приемы и принципы публикации письменных источников; генеалогия , занимающаяся родословиями; геральдика - гербами; сфрагистика - печатями; историческая метрология - мерами в их историческом развитии; нумизматика - монетами, фалеристика - медалями и орденами; хронология , выясняющая системы летосчисления; историческая география и тесно связанная с ней топонимика (выделяемая иногда в самостоятельную дисциплину), объясняющая географические названия (топонимы); историческая демография - наука о народонаселении.

Источниковедение изучает весь круг разнообразных исторических источников. Внутри него выделяется ряд более узких дисциплин, например летописеведение (о его предмете говорит уже само название), и дипломатика, изучающая внутреннюю форму (построение текста или формуляр) актовых материалов - государственных договоров, частных актов.

В отличие от комплексного по сути источниковедения остальные вспомогательные исторические дисциплины носят более частный характер. Их можно разделить на две большие группы: 1) дисциплины, изучающие разные виды источников с какой‑либо одной специфической стороны; 2) дисциплины, изучающие определенный вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы. К первым относятся археография, архивоведение, генеалогия, метрология историческая, палеография, эпиграфика, папирология, текстология, хронология; ко вторым - геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, эмблематика и др.

Все они, решая, казалось бы, частные проблемы, помогают воссоздать максимально достоверную и полную картину прошлою России. Реконструкция древних денежных систем невозможна без использования приемов нумизматики, всегда вызывающей интерес у юных коллекционеров. Монеты многое могут поведать и об истории государственного строя. Более поздние бумажные ассигнации изучает бонистика, награды (ордена, медали) и другие памятные знаки - фалеристика. Топонимика предоставляет в распоряжение исследователя дополнительные данные при изучении этнических процессов, истории населенных пунктов. Не меньший интерес для исторической географии представляют самые ранние карты территории нашей страны. Анализ бумажных водяных знаков (филигранология) позволяет датировать древние рукописи на бумаге, распространившиеся на Руси в XIII–XIV вв. Для определения даты написания манускриптов (на бумаге, пергаменте) и берестяных грамот также широко используется палеография, исследующая хронологические изменения в начертании букв. В центре внимания эпиграфики - надписи на крестах, камнях, ремесленных изделиях, стенах храмов (граффити), краткий по содержанию, но порой весьма информативный вид источников. Так, лишь в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого, он назван кесарем, т. е. царем. Там же говорится о какой‑то Бояновой земле, и у исследователей сразу же возникла ассоциация с легендарным поэтом-сказителем Бонном из «Слова о полку Игореве». До сих пор продолжаются споры ученых о содержании надписей на Тмутараканском камне XI в. и на глиняном тарном сосуде - амфоре из знаменитых гнездовских дружинных курганов под Смоленском. Создать целостную картину истории армии помогают, наряду с анализом письменных документов, оружиеведение, униформоведение, фалеристика.

Историческая хронология изучает системы летосчисления и древние календари (без чего нельзя понять последовательность и время совершения событий), метрология - меры веса, объема и длины. Не зная их, историк не может представить правильное соотношение между ними и современными мерами, а это особенно важно при разработке проблем денежного обращения, торговли, исторической географии. История государственного устройства Новгородской феодальной республики во многом реконструирована благодаря скрупулезному изучению вислых свинцовых печатей должностных лиц, чем занимается сфрагистика. Овладев простейшими приемами генеалогии, юные любители прошлого могут и сами попытаться написать историю своей семьи хотя бы на протяжении последних нескольких поколений, и неважно, какого она происхождения - дворянского, крестьянского, мещанского, рабочего. Еще одно дело им вполне по плечу - написание под руководством учителей истории родного села, района, родной улицы, школы. Исследованиями такого рода занимается историческое краеведение. Увлекательное занятие - изучение гербов государств, городов и старинных родов (см. Гербы городов Российской империи). Вспомогательный характер имеют историческая библиография , архивоведение, музееведение. Большинство из перечисленных выше дисциплин взаимосвязано. В последние десятилетия в них успешно внедряются методы естественных наук - химический, металлографический, петрографический анализы предметов; фотографирование выцветших рукописей в инфракрасных лучах; математическая статистика и корреляция, наконец, историческая информатика, основанные на использовании компьютера (см. Компьютер и история). Многие вспомогательные исторические дисциплины сформировались в XIX–XX вв. на изучении памятников древней и средневековой истории. Работа над источниками нового и новейшего времени требует дальнейшего развития уже сложившихся дисциплин (изучение почерков, разновидностей актов, идентификация фотографий, документальных кинолент, фонозаписей, печатей и т. д.).

Круг вспомогательных исторических дисциплин непрерывно расширяется, приводя к совершенствованию методики и техники работы историков, а значит, к углублению познания прошлого.

Лекция № 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторических наук.

1. Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.

2. Классификация вспомогательных исторических дисциплин.

3. Проблемы развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе.

1. Вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды, формы и содержание исторических источников.

В научный оборот термин “вспомогательные исторические дисциплины” ввел в начале ХХ в. академик Н.П.Лихачев. Читая в Петербургском археологическом институте курс дипломатики, палеографии и хронологии, ученый назвал их в лекциях “вспомогательными историческими знаниями”.

Современные ученые выделяют порядка 60 вспомогательных дисциплин. Мы остановимся лишь на некоторых из них.

Так, п алеография изучает внешние признаки памятников письменности (графика букв, особенности написания, чтение и датировка текстов).

Со временем из палеографии выделился целый ряд новых вспомогательных дисциплин: кодикология, текстология, эпиграфика, берестология, папирология, графология, криптография, маргиналистика.

Кодикология изучает способы изготовления и внешний вид книги, историю создания рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование. Текстология изучает историю возникновения и судьбу текста произведений (поиск канонического текста, установление авторства). Эпиграфика изучает надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах), берестология – на берёзовой коре, папирология – на папирусе. Графология изучает теорию почерка, по которому определяется характер человека. Криптография изучает историю тайнописи, занимается дешифровкой криптограмм. Маргиналистика изучает авторские, читательские, дарственные пометки, тексты на полях и незаполненных страницах книг. Филиграноведение изучает историю изготовления бумаги, а также приемы датировки рукописей по маркировочным знакам бумаги.

Сфрагистика изучает печати, а также историю их возникновения.

Историческая хронология изучает возникновение и развитие различных систем летоисчисления, а также способы перевода дат в современную систему летоисчисления.

Историческая метрология изучает названия различных мер (длины, веса, площади и объёма), историю их возникновения и развития, соответствия современным мерам.

Нумизматика изучает происхождение монет, историю развития денежных систем и монетного производства. В состав нумизматики входит медальерика , которая изучает историю возникновения и развития ненаградной медали и медальерного искусства.

Геральдика изучает государственные, городские, корпоративные и личные гербы, занимается описанием существующих гербов и созданием новых.

Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.

Историческая ономастика изучает историю собственных имен географических объектов (топонимика), людей (антропонимика), небесных тел (астронимика), животных (зоонимика), предметов материальной культуры (хрематонимика), богов (теонимика).

Археография занимается разработкой методов и правил издания исторических источников.

Дипломатика изучает происхождение, форму, внутреннее построение и содержание исторических актов.

Бонистика изучает бумажные деньги и ценные бумаги (акции, облигации).

Фалеристика изучает эволюцию наградных систем в различных государствах, рассматривает принципы награждения и правила ношения наград, процесс изготовления знаков отличия (орденов, медалей).

Вексилология изучает историю создания и развития флагов, хоругвей, вымпелов.

Униформоведение изучает развитие обмундирования и снаряжения личного состава вооруженных сил, мундиры и сопутствующие им атрибуты гражданских чиновников.

Историческая география изучает физико-географический ландшафт определённой эпохи, население с точки зрения его этнического состава, географию производства и хозяйственных связей, внешних и внутренних границ.

Филателия изучает историю почтовой связи по документам и знакам почтовой оплаты (маркам, конвертам, открыткам).

Как видно, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свой объект исследования, но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучить исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.

Вспомогательные исторические дисциплины решают не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и дают материалы для выводов в области истории.

Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогают в решении вопроса об уровне развития письменности того или иного народа. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений. Знание метрологических единиц помогает уяснению уровня налогового обложения, объёма сельскохозяйственного производства. Генеалогия имеет значение для выводов о характере социальной структуры общества.

К числу «вспомогательных исторических дисциплин» большинство исследователей не относят источниковедение, археологию, этнографию, историографию, документоведение. Есть мнение, что к этим наукам уместно применять термин “специальные исторические дисциплины” в значении “более самостоятельные”. Такое определение термину было дано историком М.Н.Тихомировым. Однако, ряд ученых отождествляют понятия “вспомогательные” и “специальные” исторические дисциплины (С.Н.Валк, Е.И.Каменцева).

В любом случае можно без сомнения утверждать, что каждая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свои особые цель и методы исследования. Но, вместе с тем, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом. В этом смысле вспомогательные дисциплины являются «помощниками истории».

2. Существуют два основных подхода к классификации вспомогательных исторических дисциплин:

1. Классификация по отношению к материальному носителю (источнику).

2. Классификация по ценности для целей исторического исследования.

Первый принцип классификации имеет свою историю. Вначале вспомогательные исторические дисциплины делили на две большие группы. К первой относились дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-то одной стороны решающая свои специальные задачи. Ко второй группе причислялись дисциплины, которые исследовали определенные виды источников, но всесторонне. В 1990 г. принцип классификации дисциплин по отношению к источнику получил свое завершение в работах профессора С.Каштанова. Он предложил делить дисциплины на три группы:

1) дисциплины, имеющие объектом исследования источники одного вида;

2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных видов;

3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.

К первому типу можно отнести, для примера, нумизматику, бонистику, фалеристику, ко второму – палеографию, к третьему – хронологию, метрологию, генеалогию.

Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. К примеру, сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу.

В соответствии со вторым принципом классификации к первой группе относятся дисциплины, связанные с понятиями пространства и времени (хронология, историческая география), ко второй группе – дисциплины, изучающие письменные источники (палеография), к третьей – так называемые традиционные дисциплины, изучающие вещественные памятники (нумизматика, фалеристика).

3. Положение вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе является довольно сложным.

Во-первых, значительная часть дисциплин так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов». К таким наукам относятся многие «объектные» дисциплины, как например, геральдика и генеалогия.

Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого для данной науки источникового материала ещё далека от разрешения. Практически отсутсвуют современные фундаментальные научные публикации ранее не публиковавшегося комплекса родовых и многих территориальных гербов дореволюционной Беларуси. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остаётся крайне низкой, – иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему».

Примерно такая же ситуация сложилась и в генеалогии. Безусловно, составление любой родословной, а тем более её публикация – важна сама по себе. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательно выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач в итоге приводит к многочисленным мало аргументированным утверждениям.

Во-вторых, в ряде вспомогательных дисциплин обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы исследовательской традиции. Здесь уместно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в современной науке крайне мало. Это очень серьёзная проблема, и она стоит и перед другими областями вспомогательных исторических дисциплин. Всему этому способствует также и отсутствие современных учебных пособий. Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, или обобщающие учебники по нескольким дисциплинам, но значительно устаревшие.

Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторые области научного пространства вспомогательных исторических дисциплин откровенно дилетантских суждений. Конечно, некоторые дисциплины в последние годы переживают подъём и стали очень популярны в чисто практическом плане (генеалогия, геральдика). Но вместе с этим возникают и иные тенденции – непрофессионализм, непонимание сущности вспомогательных исторических дисциплин, незнание их методов.