Основные мотивы и художественное своеобразие лирики А. Лирические периоды творчества А.С. Пушкина

Что такое лирика?

Термин "лирика" пришел из Древней Греции. Его можно перевести, например, как волнующий, мелодичный. Только лирика не является эпосом и даже драмой. В произведениях лирического жанра изображаются не события, а воплощаются настроения и мысли. В них нет описания поступков героев, нет последовательно развивающихся событий. Именно потому, что лирика описывает отношение героя к людям и к жизни, произведения лирического жанра по большей части пишутся в виде стихов.

Чувства людей + образы поэтов

Лирические стихи тем ценны, что в них отражены переживания, который поймет едва ли не каждый, прочитавший стихотворение человек. В пушкинских стихах можно увидеть не только лишь стремление поэта, но и стремления большей части современников А.С. До сих пор волнует читателей знаменитое «Я вас любил», ибо данная лирическая миниатюра сочетает в себе никому не чуждые духовные ценности.

Образ поэта зачастую очень ярок в лирических стихах. Стараясь не мешать образ поэта с автором как реальным человеком, литературные деятели и используют понятие лирического героя.

Пушкинская лирика – это классика

Стихи Пушкина - лирика, где ярко воплощены наиболее общие характерные черты лирики, а сам лирический мир автора воистину многогранен. Пушкин хранил этот мир в своей душе и делился им с читателями – всем большим и живым миром. Он делал его близким к окружающим.

Пушкин был очень интересным человеком. В нем сочетался восточный человек, поклоняющийся Корану, склонный к мятежам грек, свободолюбивый цыганский дух и античная тяга к вечной гармонии и прекрасному.

В лирике поэта отражен едва ли не каждый весомый этап мировой истории. А сам Пушкин, вне зависимости от того, о чем писал, всегда оставался европейцем с русской национальностью. Высокая человечность в его творчестве подпитывалась свободолюбием русского народа.

Пушкин – истинный гений

Александр Сергеевич считается таким поэтом действительности, который отзывался в своем творчестве на любые явления. Саму повседневность он превращал в благородную красоту. Лирика Пушкина впитала в себя богатую духовную жизнь поэта, истинную красоту мира внутри него. Пушкин отличался исключительным чувством гармонии.

Лирика этого поэта-живописца отличается тем, что движения внутри души человека и его переживания выражены через мимику с жестами. К примеру, если обратиться «Анчару», можно прочесть: «Но человека человек послал к анчару властным взглядом».

Но в то же время пластика соединяется с чрезвычайно яркими образами картинными и звуковыми. Орудуя словами, Пушкин всегда делает их предметными, создавая почву для возникновения эмоций.

Биография в лирике Александра Сергеевича сопрягается с русской действительностью, прочно вошедшей во все его творчество. Он полагает собственную судьбу за часть истории России и ее современности. Свой духовный рост Пушкин осознается в постоянном изменении. Поэтому-то лирика Пушкина и является хранилищем его мира вкупе с миром современников поэта.

Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В своём художественном творчестве Пушкин выступает и как лирик, и как драматург, и как прозаик, широко и глубоко освещавший в самых разнообразных художественных жанрах внутренний мир человека и жизнь человеческого общества.

Много своих творческих сил Пушкин отдал созданию глубоко искренней, реалистической лирики. Лиризм пронизывает и его поэмы, и замечательный в стихах «Евгений Онегин». Современники воспринимали Пушкина как отца русской реалистической лирики. Лирика была дорога поэту, как возможность непосредственно высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России.

В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и яркостью отразилась светлая личность поэта. «Живость, пылкость, впетатлительность, способность увлекаться и узлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам, нравственное здоровье...- эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя малейшее понятие о его жизни»,- писал о Пушкине Чернышевский.

Белинский особенно ценил гуманизм Пушкина. Он писал: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».

Лирика Пушкина с необычайной широтой и правдивостью осветила все стороны и явления современной ему действительности.

Но, являясь живым откликом поэта на современную. ему жизнь, лирика Пушкина в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия и ощущения жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению родине.

Лирика Пушкина, как и всё его творчество, отличается высочайшей художественной культурой. Изумительная внутренняя стройность, естественность и простота являются отличительными чертами поэзии Пушкина. Точность, свежесть, меткость слова, сжатость в выражении мыслей и чувств, поразительное многообразие интонаций, «союз волшебных звуков, чувств и дум» отличают стих Пушкина.

Если домашнее задание на тему: » Лирика Пушкина – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. «Природа, мир, тайник вселенной...» (природа в лирике Б. Пастернака). 2. Своеобразие лирического героя поэзии Б. Л. Пастернака. 3. «Любовь - удивленья 1. Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин ». 2. Образ читателя в романе А. С. Пушкина «Евгений Ещё в лицейские годы сложились у Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В стихотворении Александр Сергеевич Пушкин - прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

ПЛАН ОТВЕТА

1. Слово о поэте. 2. Вольнолюбивая лирика. 3. Тема поэта и поэзии. 4. Философская лирика.

5. Пейзажная лирика. 6. Тема дружбы и любви. 7. Значение лирики А. С. Пушкина.

1. В историю России А. С. Пушкин вошел как явление необычайное . Это не только величайший поэт, но и основоположник русского литературного языка, родоначальник новой русской литературы. «Муза Пушкина», по словам В. Г. Белинского, «была вскормлена и воспитана творениями предшествующих поэтов».

На протяжении всего своего творческого пути поэт был с «веком наравне», оставаясь великим оптимистом, светлым жизнелюбцем, великим гуманистом, объединяющим людей высокой нравственности, благородства, возвышенных чувств.

Поэзия, драматургия, проза, критические статьи, заметки и письма - все виды литературы, к которым прикасался А. С. Пушкин, несут на себе печать его гения. Поэт оставил потомкам неувядаемые образы вольнолюбивой, философской, любовной, пейзажной лирики. Но никто не писал так много в прозе и стихах о Поэте, о его гражданской позиции, об отношениях с миром, как Пушкин. Он первый показал читающей публике «поэзию во всей ее очаровательной красоте», научил уважать и любить литературу.

2. Вольнолюбивая лирика. Первая четверть XIX века - время появления новых политических идей, зарождения декабристского движения, подъема общественной мысли после победы в войне 1812 года.

В 1812 году А. С. Пушкин поступает в Царскосельский лицей. Именно здесь начинается творческая жизнь юного поэта. Настроения, вызванные войной 1812 года, идеи освободительного движения были близки Пушкину и находили благодатную почву в среде лицеистов. Лицейские стихи Пушкина проникнуты пафосом свободы, мыслью о том, что народы благоденствуют только там, где нет рабства. Эта идея ярко выражена в стихотворении «Лицинию» (1815 ).

Свободой Рим возрос, а рабством погублен!

В петербургский период лирика Пушкина особенно насыщена свободолюбивыми политическими идеями и настроениями, ярче всего выраженными в оде «Вольность», в стихах «К Чаадаеву» и «Деревня». Ода «Вольность» (1817) с сокрушительной силой обличала самодержавие и деспотию, властвовавшие в России: Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Ода «Вольность» написана стихом, близким к одам Ломоносова и Державина,- это высокий, торжественный стих, подчеркивающий важность темы. В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) внутренний сюжет развивает мысль о гражданском взрослении человека. Любовь, надежда, тихая слава, одушевляющие юношу, уступают место самоотверженной борьбе с «самовластьем»:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

В стихотворении «Деревня» (1819) Пушкин страстно заклеймил основы крепостного строя - беззаконие, произвол, рабство, обнажил «страдание народов». В стихотворении контрастно противопоставлены идиллическая первая часть и трагическая вторая. Первая часть «Деревни» - приготовление к гневному приговору, который произнесен во второй части. Поэт поначалу замечает «везде следы довольства и труда», так как в деревне поэт приобщается к природе, к вольности, освобождается «от суетных оков».

Безграничность горизонта - естественный символ свободы. И только такой человек, которому деревня «открыла» свободу и которого сделала «другом человечества», способен ужаснуться «барству дикому» и «рабству тощему». Свобода уже видится поэту не далекой «звездой пленительного счастья», а

«прекрасной зарей». От пылкого послания «К Чаадаеву» и горького гнева «Деревни» Пушкин движется к сомнению, продиктованному нетерпением («Кто, волны, вас оставил...»), к кризису 1823 года («Сеятель»), вызванному тем, что Пушкин оказывается свидетелем подавления и гибели европейских революций. Он не уверен в готовности народов к борьбе за свободу.

К петербургским годам относятся и эпиграммы Пушкина на Аракчеева и других реакционных деятелей александровского царствования. Именно в эти годы Пушкин становится выразителем идей передовой молодежи своего времени, прогрессивных национальных чаяний и антикрепостнических народных

Одна свобода мой кумир...

В ссылке в Михайловском Пушкин под впечатлением юга пишет элегию «К морю », где в сознании поэта слились стихия моря и свободы. В элегии «К морю» жажда свободы-стихии сталкивается с трезвым сознанием «судьбы людей», которые живут по своим законам. А пока поэту остается только одно - сохранить память о прекрасной неукротимой стихии:

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

Тема свободы в самых разных вариациях проявляется и в стихотворениях «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», «К Языкову», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Заступники кнута и плети» и др. На протяжении всей жизни А. С. Пушкин был верен идеалам декабризма. Он не скрывал своей духовной связи с декабристским движением. И поражение декабристов 14 декабря 1825 года не подорвало преданности поэта свободе. Друзьям- декабристам, сосланным в Сибирь, он пишет послание «Во глубине сибирских руд» (1827), в котором выражает веру в то, что

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

В стихотворении «Памятник», подводя итог своей жизни, творчеству, поэт говорит, что потомки будут его помнить за то, что «в жестокий век восславил... свободу и милость к падшим призывал».

Тема поэта и поэзии

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, отражая изменения, происходящие в мировоззрении поэта. Знаменательно, что в своем первом печатном произведении, послании «К другу стихотворцу» (1814), Пушкин говорит о том, что не всякому дано быть настоящим поэтом:

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет

И, перьями скрипя, бумаги не жалеет.

Хорошие стихи не так легко писать...

Да и судьба, уготованная истинному поэту, нелегка, и путь его тернист. Пушкину-лицеисту чужд образ казенного «угрюмого рифмотворца» («К Галичу», 1815), «скучного проповедника» («Моему Аристарху», 1815) и мил образ вольнолюбивого поэта-мыслителя, огненно-сурового обличителя пороков:

Хочу воспеть свободу миру,

На тронах поразить порок...

В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824) поэт и книгопродавец в форме диалога высказывают свое отношение к поэзии. Взгляд автора на литературу, на поэзию здесь несколько приземлен. Возникает новое понимание задач поэзии. Герой стихотворения поэт говорит о поэзии, приносящей душе «пламенный восторг». Он избирает свободу духовную и поэтическую. Но книгопродавец заявляет:

Наш век торговли; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

И книгопродавец и поэт по-своему правы: законы жизни распространились и на «священную» область поэзии. И поэта вполне устраивает позиция, которую предлагает ему книгопродавец:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать .

После расправы с декабристами Пушкин пишет стихотворение «Пророк» (1826). Миссия пророка прекрасна и страшна одновременно: «Глаголом жечь сердца людей». Очищать мир от скверны невозможно без страданий. Поэт - избранник, провидец и учитель, призванный служить своему народу, быть вещим, мудрым, поднимать на борьбу за правду и свободу. Мотив избранничества звучит здесь особенно сильно. Поэт выделяется из общей массы. Он выше ее. Но это избранничество покупается муками творчества, ценой великих страданий. И только «Бога глас» дарует герою его великий путь. «Бога глас» повелевает «жечь сердца людей» поэтическим словом, показывая подлинную правду жизни:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Стихотворение имеет аллегорический смысл, но в данном случае поэт утверждает божественную природу поэзии, а это значит, что и ответственность поэт несет только перед Творцом. В стихотворениях «Поэту», «Поэт и толпа» Пушкин провозглашает идею свободы и независимости поэта от «толпы», «черни», понимая под этими словами «светскую чернь», людей, глубоко равнодушных к истинной поэзии. Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит никаких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплодна:

Какая польза нам от ней? Поэзия, считает Пушкин,- удел избранных.

Тем же настроением проникнуто стихотворение «Поэту» (1830 ). Пушкин призывает поэта быть свободным от мнения толпы, которая никогда не поймет избранника:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Пушкин призывает поэта быть требовательным к своему творчеству:

Ты сам свой высший суд;

Всех строже оценить умеешь ты свой труд...

Философская лирика

Предметом поэзии Пушкина всегда была сама жизнь. В его стихах мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и вечное изменение природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем прославленный поэт мирового масштаба. Это был историк, философ, литературный критик, великий человек, являющий собой эпоху. Жизнь поэта в лирике увидена «сквозь магический кристалл» прекрасного и человечного. Мера прекрасного для него заключалась в самой жизни, в ее гармонии. Пушкин чувствовал и понимал, сколь несчастлив человек, не сумевший построить свою жизнь по законам красоты. Философские раздумья поэта о смысле и цели существования, о жизни и смерти, о добре и зле звучат в стихотворениях «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Телега жизни» (1823), «Анчар» (1828), «Сцена из Фауста» (1825), «О нет, мне жизнь не надоела...» и других.

Поэта преследует неотвратимая грусть и тоска («Зимняя дорога»), мучает душевная неудовлетворенность («Воспоминание», 1828; «Безумных лет угасшее веселье», 1830), страшит предчувствие надвигающихся бед («Предчувствие», 1828).

В стихотворении «К Чаадаеву» (1818) отражены мечты Пушкина о переменах в России:

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Тема бесконечности бытия и преемственности поколений, нерасторжимой связи прошлого, настоящего и будущего звучит в стихотворении «...Вновь я посетил...» (1835), которое Пушкин написал во время своего последнего приезда в Михайловское. Созерцание родных мест, русской природы рождает в нем воспоминания и настраивает на философские размышления. Вид трех сосен, «молодой семьи», «племени младого, незнакомого», навеял Пушкину мысли о вечности бытия. Это не только радость вечного обновления жизни, но и уверенность в том, что человеку дано возрождение в следующих поколениях.

В лирике 30-х годов, когда творческие силы поэта достигли высшего расцвета, переживания лирического героя Пушкина стали особенно разнообразны: сердечная тоска и светлое прозрение, боль одиночества и мысли о поэтическом призвании, наслаждение природой и нравственно-философские искания. Но лирику последних лет пронизывает печаль:

Мне не спится, нет огня;

Всюду мрак и сон докучный.

Ход часов лишь однозвучный

Раздается близ меня...

Пейзажная лирика.

Пейзажная лирика занимает важное место в поэтическом мире А. С. Пушкина. Он был первым русским поэтом, который не только сам познал и полюбил прекрасный мир природы, но и открыл его красоту читателям. Поэзия для Пушкина - это не только слияние с миром природы, но и полная гармония, растворенная в «вечной красоте» этого мира. Именно природа в ее вечном круговороте творит самого художника. В своих стихах поэт так же многозвучен и сложен, как природа. К романтическим произведениям А. С. Пушкина, содержащим картины природы, можно отнести такие стихотворения, как «Редеет облаков могучая гряда», «Погасло дневное светило...», «К морю» и другие. В стихотворении «Погасло дневное светило» (1820) поэт передает грустное состояние души лирического героя, стремящегося в своих воспоминаниях к «брегам печальным туманной родины». Сумрак вечера превратил море в «угрюмый океан», который навевает грусть, тоску и не излечивает «прежних сердца ран». А в стихотворении «К морю» (1824) поэт рисует «торжественную красу» моря, вдохновляющую поэта:

Как я любил твои отзывы,

Глухие звуки, бездны глас,

И тишину в вечерний час,

И своенравные порывы!

Стихия моря олицетворяла свободу, приверженцем которой был Пушкин. В стихотворении «Зимнее утро» (1829) отражена гармония состояния природы и настроения человека. Когда вечером «вьюга злилась», подруга поэта «печальная сидела», но с изменением погоды настроение тоже меняется. Здесь

Пушкин рисует замечательную картину зимнего утра:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А. С. Пушкин был настоящим поэтическим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта. В стихотворении «Осень» (1833) А. С. Пушкин многозвучен и сложен, как и сама природа. Поэт не любит времен года, кажущихся ему однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимого времени года - осени, наполнена любовью и восхищением: Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса -

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса...

6. Тема дружбы и любви .

В лицее зарождается присущий Пушкину культ дружбы. На протяжении всей жизни поэта меняется содержание и значение дружбы. Что объединяет друзей? В стихотворении «Пирующие студенты» (1814) дружба для Пушкина - счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Пройдут годы, и в стихотворении <19 октября» (1825) дружба для поэта - защита от «сетей судьбы суровой» в годы одиночества. Мысль о друзьях, которых судьба разбросала по свету, помогла поэту пережить ссылку и преодолеть замкнутость «дома опального». Дружба противостоит гонениям судьбы.

Тяжело переживал поэт неудачу восстания декабристов, среди которых было много его друзей и знакомых. «Повешенные повешены, - писал он, - но каторга ста двадцати друзей, братьев, товарищей ужасна». Поэт пишет друзьям своим стихотворение «Во глубине сибирских руд...», поддерживая их в трудные минуты, и послания «К Чаадаеву», «И. И. Пущину», «К Языкову» и другие. В стихотворении «19 октября» (1827) глубокое переживание за судьбы друзей вдохновляет Пушкина:

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море,

И та мрачных пропастях земли!

Последней лицейской годовщине Пушкин посвящает стихотворение «Была пора: наш праздник молодой...». Здесь сопоставлены начало жизни и ее конец; время меняет чувства, облик, историческую панораму века, но нерушима верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и надеждам.

Всему пора: уж двадцать пятый раз

Мы празднуем лицея день заветный.

Прошли года чредою незаметной,

И как они переменили нас!

Недаром - нет! - промчалась четверть века!

Не сетуйте: таков судьбы закон;

Вращается весь мир вкруг человека, -

Ужель один недвижим будет он?

Любовная лирика Пушкина - это искренность, благородство, восторг, восхищение, но не ветреность. Красота для поэта - «святыня» (стихотворение «Красавица»). В лицее любовь предстает поэту как одухотворяющее страдание («Певец», «К Морфею», «Желание»).

Мне дорого любви моей мученье -

Пускай умру, но пусть умру любя!

В период южной ссылки любовь - слияние со стихией жизни, природы, источник вдохновения (стихотворения «Редеет облаков летучая гряда», «Ночь»). Любовная лирика Пушкина, отражая сложные перипетии жизни, радостные и горестные, приобретает высокую искренность и задушевность.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...» (1825) - гимн красоте и любви. Любовь не только обогащает, но и преображает человека. Это «чудное мгновенье» - стихия человеческого сердца. Любовь оказывается не убитой ни томленьями «грусти безнадежной», ни «тревогой шумной суеты». Она воскресает, и мгновенье оказывается сильнее, чем годы.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Грусть, разлука, страдания, безнадежность сопутствуют самым лучшим любовным стихам Пушкина, достигшим вершин сердечности и поэтичности: «Не пой, красавица, при мне...» (1828), «Я вас любил...» (1829), «На холмах Грузии...» (1829), «Что в имени тебе моем-?..» (1830), «Прощание» (1830).

Эти стихи чаруют переливами подлинно человеческих чувств - безмолвных и безнадежных, отвергнутых, взаимных и торжествующих, но всегда безмерно нежных и чистых.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Термин "лирический герой" возник в двадцатом веке и употреблялся Ю. Тыняновым в отношении лирики А. Блока. "Лирический герой - это объективизация авторского сознания, осмысление и оценка действительности под определенным углом и поэтому, хотя он не может быть полностью отождествлен с автором, но в известной мере является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности", - это определение Н. Степанова ("Лирика Пушкина").

Первый период творчества Пушкина (1813-1817) связан с пребыванием Пушкина в Лицее. Написано около двухсот лирических стихотворений различных жанров. Первое печатное, еще без имени автора, стихотворение "К другу стихотворцу" (1814). Имя поэта впервые появится под "Воспоминаниями в Царском Селе". Ориентация на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова - особенность ранней лирики Пушкина. Мотивы дружеские - специфическая черта в русской поэзии десятых - начала двадцатых годов; мотивы любовные, отражающие элегические мечты героя; начало вольнолюбивых размышлений и поиск подобного образца ("К. Лицинию"); анакреонтика; участие в литературной полемике сатирическими стихами. Лицейский, период можно назвать ученическим, но Пушкин проходит его очень быстро и даже подражания Батюшкову ("Городок") или Жуковскому ("Элегия" - 1816) превосходят стихи "учителей". Центральным произведением этого периода являются "Воспоминания в Царском Селе", где привычный гражданственно-патриотичной пафос (дух державинских од) сочетается с необычайно сильными личными интонациями ("Края Москвы, края златые").

Второй период творчества - петербургский - 1817г - весна 1820 г. Новаторство Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике. Идеал свободы создается разными поэтическими средствами в оде ("Вольность" - 1817), в сатирическом ноэле (рождественская песенка "Сказки" - 1818), в преобразованной элегии ("К Чаадаеву" - 1818, "Деревня" - 1819), в мадригале (Н.Я. Плюсковой). Лирический герой - не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников - романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия: "Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой". Существующие варианты последней строфы "Деревни" доказывают - размышления поэта о понятии свободы и главное - о путях ее достижения. Третий период лирической поэзии - романтический - связан с южной ссылкой - 1820-1824 гг. Пушкин определяет романтизм как литературный карбонаризм, т.е. свободу поэтической формы. Белинский двадцатые годы в русской литературе называет пушкинским периодом: "Романтизм - главное слово, огласившее пушкинский период. Народность - альфа и омега этого периода". В начале его - целый ряд элегий ("Мне вас не жаль"; "Погасло дневное светило"; "Редеет облаков летучая гряда" - все написаны в 1820 г.), однако в них все меньше "общих чувств и условных героинь" (Ю. Тынянов), все заметнее философские вопросы, волнующие поэта. Лирика Пушкина становится средством овладения действительностью в ее конкретных чертах.

Романтическая лирика Пушкина обрамляется одним образом - моря ("Погасло дневное светило", "К морю"), угрюмый океан превратится в свободную стихию. Лирический герой сохраняет устоявшиеся для романтического характера черты: он страдает от любви, природа одухотворена его настроением и пр. Кроме этих известных и обязательных обстоятельств у Пушкина появляются совершенно новые - противоречия в душе героя, пробуждение сомнений. Образ раскрывается методом самонаблюдения, а главной. темой становится вопрос о пересмотре жизненного пути. В связи с этим особое значение приобретают стихи "Узник" (1822), "Птичка", "Кто волны вас остановил", "Свободы сеятель пустынной", "Демон" - все в 1823 г. В них свобода - самая большая ценность, ей противопоставляется неволя. Образ неволи связан с образом изгнанника ("К Овидию"). Параллель Севера и Юга в этом стихотворении подчеркнута в пейзаже, а психологический контраст снимается общим родством поэтов.

Стихотворения 1823 г. "Свободы сеятель." и "Демон", - свидетельства внутреннего кризиса пережитого Пушкиным. Библейская притча о сеятеле станет у Пушкина началом темы поэта-пророка В "Демоне" - явное преодоление романтического идеала.

Лирика Михайловской ссылки - 1824-1826 гг. продолжает южные любовные мотивы на новом реалистическом уровне ("Ненастный день потух", "Сожженное письмо"), с этого времени утверждается восточная тема ("Фонтану Бахчисарайского дворца", "Подражания Корану"), развивается философская ("Сцена из Фауста"), размышления над проблемой народности приводят к созданию стихотворений из народной жизни (баллада "Жених").

В Михайловском Пушкин напишет одно из самых известных стихотворений "Я помню чудное мгновенье". Любовная тематика здесь подчинена философско-психологической, и главным оказывается изображение разных состояний внутреннего мира поэта: встреча с красотой - утрата воспоминания, приводящая к спаду творчества - пробуждение эстетических ценностей жизни и возвращение радости творчества. Хотя стихотворение было подарено А.Л. Керн, его смысл не ограничивается биографической деталью. Его гуманистическая сущность - одна из причин исключительной известности. На этом же уровне оказывается ни к кому конкретно не обращенное, глубокое в своей истинности и поразительное в своей поэтической доступности и простоте стихотворение "Если жизнь тебя обманет." 19 октября 1825 г. Пушкин пишет стихи, посвященные лицейской годовщине. Это станет для него традицией.

Выражением новых эстетических позиций станет "Разговор книгопродавца с поэтом". Путь поэта к пророческому творчеству решается привлечением библейских образов и ассоциаций в стихотворении "Пророк" (1826).

С возвращением из ссылки начинается новый период лирики, хронологически совпадающий с биографическими годами скитаний (1826-1830). Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики все более расширяется. Гражданские, политические стихи, независимо от адресата, связаны с одним и тем же кругом понятий - надеждой, славой, добром. Они определяют, по Пушкину, нормы поведения и общения, по ним поэт характеризует свои отношения к царю (Стансы, Друзьям) и к декабристам ("Во глубине сибирских руд"). Память о декабристах, верность дружеским идеалам пронизывает стихи "Арион", "19 октября 1827 г." и т.д. Одновременно в пушкинской поэтике этого периода возникают концентрированные образы зла, смерти ("Аквилон", "Анчар"). Все значимее звучит в лирике тема поэта, соединяясь с темой трагической судьбы автора ("Дар напрасный, дар случайный", написан в день рождения, 1828 г.)"Воспоминание" - с одной стороны, и с другой, ежегодные стихи о поэте как выражение авторской позиции: "Поэт" 1827, "Поэт и толпа" (или "Чернь") 1828, "Поэту" 1830).

Личная любовная лирика представлена шедеврами "На холмах Грузии", "Я вас любил.", "Что в имени тебе моем".

Лирика конца двадцатых годов - это лирическое переживание философских проблем, интимное ощущение конечных вопросов существования: жизнь, ее смысл, цель, смерть. - от "В степи мирской, печальной и безбрежной" к "Когда за городом задумчив я брожу.".

Лирика тридцатых годов - последний период пушкинского творчества - открывается Болдинской осенью 1830 г. Очень разные стихотворения, написанные друг за другом, передают противоречивое внутреннее состояние (Бесы, Элегия - 1830). Болдинская лирика, как и все творчество этого периода, - подведение итогов и начало новых настроений, идей, форм. Два триптиха - политический ("Моя родословная", "Румяный критик мой", "Герой") и любовный ("Прощание", "Заклинание", "Для берегов отчизны дальней"). Любовь, свобода, творчество - вот что для Пушкина обусловливает самореализацию личности.

Лирика последних лет жизни поэта окрашивается трагическими темами ("Не дай мне бог сойти с ума"; "Пора, мой друг, пора"). Вечные библейские мотивы и образы получают современную поэту интерпретацию ("Мирская власть", "Из Пиндемонти" и др.). На место стихов, задававших мудреные вопросы, пришли стихи, которые давали мудрые ответы ("Памятник", "Вновь я посетил. "). Общий, колорит поэзии Пушкина, по определению Белинского, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Именно лирика – наиболее яркое и глубокое выражение пушкинского гения. Шедевры пушкинской лирики – сложный сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Представление П. о самых значительных жизненных ценностях отразились в стихах о свободе, любви, дружбе, о творчестве. Тема свободы – одна из важнейших тем лирики П. Свобода для него – основа дружбы. Свобода – условие творчества. Вольнолюбивые мотивы начинают звучать уже в лицейские годы (1811-1817), как протест против политической тирании. Прежде всего это стихотворение «Лицинию» (1815), где в образах др.римской античности дается сатирическая картина русской жизни. Расцвет политической лирики П. связан с петербургским периодом (1817-20). Он становится певцом свободы. В оде «Вольность» поэт обличает самовластие: «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок». Идея П. заключается в том, что не власть царя, а закон должны править миром. Поэт приводит примеры того, что случилось с тиранами, не соблюдавшими закон(казнь Людовика16, убийство Павла1, наказание народу-Наполеон). Стихотворение «Деревня» посвящено проблеме крепостного права. «Барство дикое и рабство тощее», увиденное в деревне – явления типичные для России. Особенностью композиции является принцип антитезы. Первая часть – идиллическая картина природы. В ней праздный поэт-мечтатель предается созерцанию природы и обращается к творчеству писателей прошлого. Во второй части внешняя идиллия сменяется тревогой, т.к. именно в деревне видны язвы крепостного строя. Третья часть – мечта увидеть свой «народ неугнетенный» и «рабство падшее». Послание «К Чаадаеву» - яркий лирический символ веры молодых «друзей вольности». В стихотворении призыв к борьбе с самодержавием. Поэт говорит о том, что надежды молодежи на конституцию не оправдались. («Исчезли юные забавы как сон, как утренний туман»). Он призывает молодежь своего времени «отчизне посвятить души прекрасные порывы». Целью жизни лучших представителей своего поколения П. считает «звезду пленительного счастья», что на языке декабристов означало революцию. Усиление свободолюбивых мотивов в лирике П. южного периода наглядно проявилось в стихотворениях «Кинжал», «Наполеон», «К Овидию», «Узник». Ведущим стал мотив личной свободы. Поэтическим итогом размышлений П. о свободе стало стихотворение «К морю». Идеалом свободы выступает морская стихия. П. уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. В стихотворении включены своеобразные эпитафии Наполеону, Байрону. Вспоминая об этих «умчавшихся гениях», П. не только видит в них яркое воплощение стихийных начал человеческой души, но и углубляет символическое значение центрального образа стихотворения – образа моря. Стихотворение «Во глубине сибирских руд» обращено к декабристам и содержит высокую оценку их подвига, веру в то, что они не зря пожертвовали собой и их вера восторжествует. В раскрытии темы поэта и поэзии П. начинает ту традицию рус. Литературы, которая рассматривает творчество как служение отечеству, людям, провозглашение нравственных идеалов. Уже в лицейские годы П. задумывается о том, что такое поэт и поэзия. В стихотворении «К другу стихотворцу» ставятся вопросы о предназначении поэта, о трудностях избранного пути. Более глубокое осмысление темы поэта и поэзии связано с балладой «Песнь о вещем Олеге». Здесь выражено поэтическое кредо П.-романтика: во-первых, поэты наделены пророческим даром, во-вторых, они не боятся «могучих владык». Эта мысль еще ярче была выражена в стихотворении «Пророк». Здесь показан процесс перерождения человека в поэта, в пророка. П. говорит о тех качествах, которыми должен обладать истинный поэт, и о цели поэзии. В своих стихотворениях П. говорит о трагической судьбе поэта в современном обществе, его одиночестве и непонимании читателями («Разговор книгопродавца с поэтом»), о сложности взаимоотношения поэта и толпы («Поэт и толпа», «Поэт», «Поэту»). Основную трагедию П. видит в том, что в мире нет отзвука поэтическому слову («тебе ж нет отзыва – таков и ты, поэт»). Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» звучит как поэтическое завещание поэта, где он подводит итог творчества и пишет о заслугах: во-первых, боролся против самодержавия и крепостничества («в мой жестокий век восславил я свободу»), во-вторых, призывал к состраданию униженным и оскорбленным («милость к падшим призывал»), в-третьих, формировал своей поэзией высокие нравственные и моральные принципы («чувства добрые я лирой пробуждал»). Дружественная и любовная лирика – заветная область лирической поэзии П. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших ценностей. Основы этой лирики закладываются в лицейские годы. Это стихотворения, обращенные к друзьям: «приующие студенты», «К Пущину», «Друзьям» и др. Тема лицейского братства останется в поэзии П. навсегда. Самыми дорогими были послания друзьям по случаю годовщины лицея («19 октября») и через 2 года «19 октября 1827 года». П. верен своим друзьям, находящимся в благополучии и особенно несчастными, пребывающим «в мрачных пропастях земли» (т.е. на каторге). И совсем грустное стихотворение написано в честь 25-ой годовщины, когда лицеисты недосчитались своих друзей («была пора: наш праздник молодой»). Многие стихотворения написаны в форме послания: «к Чаадаеву», «Первому другу», «Пущину», «брату родному по музе, по судьбам», «Кюхельбекеру». Любовная лирика представлена стихотворениями: «К***», «Я помню чудное мгновенье», «Я вас любил», «На холмах Грузии». В стихотворении «К***» отразились 2 встречи с А.П.Керн. В стихах о любви запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о женщине как об источнике красоты, гармонии.