Как описывают творческих личностей различные исследователи. Сила детских впечатлений: как Эйнштейн и другие узнали свое призвание

Как-то раз Альберт Эйнштейн написал своей маленькой племяннице, которую родители не взяли в гости, такую записку: «Дорогая фрейлейн Лей, мне говорили о твоём огорчении из-за того, что ты не повидала своего дядю Эйнштейна. Позволь рассказать тебе, как он выглядит: бледное лицо, длинные волосы, небольшое начинающееся брюшко. Вдобавок неуклюжая походка, сигара во рту - если случается достать сигару – и перо в кармане или в руке. Но у него нет ни кривых ног, ни бородавок, и потому он вполне красив – тем более что руки у него не волосатые, как это часто бывает у уродливых людей. Выходит, в самом деле жаль, что ты не видела меня. Тёплый привет от твоего дяди Эйнштейна».

Великие люди бывают двух типов: те, с которыми хотелось бы подружиться, и все остальные. Эйнштейн как раз из первой категории, ведь он совсем не зазнавался из-за своих талантов и всемирной славы. Поэтому Букник-младший с особенным удовольствием расскажет вам о великом учёном.


Альберту Эйнштейну 14 лет Как любой нормальный ребёнок, пятилетний Альберт был заинтригован, впервые увидев компас. И до самой старости чудо науки вызывало у Эйнштейна удивление и трепет.

Альберт был обычным мальчиком из еврейской семьи, так что неудивительно, что с шести лет он учился играть на скрипке. Правда, в отличие от многих, будущий учёный полюбил музыку навсегда. Физика, трубка и скрипка – три вещи, которые сопровождали его всю жизнь.

Эйнштейн ненавидел зубрёжку и строгую дисциплину, а в немецкой гимназии, где он учился, порядки были жёсткие. Поэтому, несмотря на всю его любовь к математике, оценки у Альберта были плохими. Даже очень плохими – настолько, что ему пришлось уйти из школы в 15 лет, так и не получив аттестата. Правда, в отличие от многих других двоечников, Эйнштейн сделал множество открытий, стал доктором двадцати университетов мира и получил Нобелевскую премию.

В течение своей долгой жизни Эйнштейн много раз переезжал с места на место: он родился в Германии в 1879 году, жил в Италии, работал в Швейцарии, потом оказался в Америке, где и умер в 1955 году.

Даже если вы ещё не проходите физику в школе, вы наверняка слышали о теории относительности, которую придумал Эйнштейн. Не пугайтесь, мы не будем пытаться объяснить вам эту теорию прямо здесь. Просто представьте, насколько знаменитым должен быть человек, чтобы о нём знали даже те, кто понятия не имеет о его достижениях.

Эйнштейн изобрёл ещё много всего, помимо теории относительности. Как часто случается с талантливыми учёными, коллеги сначала недоверчиво отнеслись к его открытиям. А на родине Эйнштейна, в Германии, его жестоко критиковали и даже смеялись над ним. Но это было в то время, когда к власти пришли нацисты. Они ненавидели Эйнштейна за то, что он был евреем.

А евреи, естественно, гордились, что такой необыкновенный человек был их соплеменником. Его даже хотели выбрать президентом Израиля.


Изображение Эйнштейна на израильской купюре Эйнштейн принимал участие в сборе средств на открытие Еврейского университета в Иерусалиме. А уже перед самой смертью написал человеку, который когда-то впервые рассказал ему о возрождении еврейского государства: «Благодарю Вас в мой поздний час за то, что Вы помогли мне осознать мою еврейскую душу».

При этом Эйнштейн, как любой умный и здравомыслящий человек, конечно, понимал, что не так уж серьёзно отличаются друг от друга разные расы и национальности: «Каждый из людей – человеческое существо, независимо от того, американец он или немец, еврей или христианин. Если бы можно было руководствоваться этой точкой зрения, единственно достойной, я был бы счастлив».

К сожалению, далеко не все разделяли его взгляды. На долгий век Альберта Эйнштейна пришлось две мировые войны, более того – его открытия помогли создать атомную бомбу. Он очень жалел, что наука служит не только добру.


Кроме напряжённой научной работы и преподавания, Эйнштейну приходилось отвечать на многочисленные письма. Писали ему, кажется, все кому не лень. Кто-то хотел получить фотографию великого физика с автографом. Кто-то рассказывал Эйнштейну о себе, жалуясь на бессмысленность существования. Кто-то мечтал получить ценный совет, который изменит всю его жизнь. Кто-то задавал конкретные вопросы, потому что думал, будто гений должен знать всё.

И Эйнштейн отвечал на эти письма – без малейшего высокомерия, с сочувствием, доброжелательностью и юмором. Хотя ему и казалось странным, что к нему приковано внимание стольких незнакомых людей. Он относился всерьёз к науке, но не к самому себе. Недаром самая знаменитая его фотография изображает встрёпанного седого человека с высунутым языком.

В 1936 году один американский издатель захотел поместить в фундамент своей будущей библиотеки коробку с вещами, которые могли бы представлять интерес для будущих поколений. Он попросил Эйнштейна обратиться к потомкам, и вот что написал великий учёный:

«Дорогие потомки! Если вы не стали справедливее, миролюбивее и вообще разумнее, чем мы, – что ж, в таком случае чёрт бы вас побрал. Это благочестивое пожелание с глубоким уважением изрёк тот, кто был Альбертом Эйнштейном».

Это, между прочим, и к нам с вами относится.

В детстве даже самые незначительные события могут казаться полными тайного смысла. Иногда так и есть на самом деле. ЧТД вспомнил пятерых ученых, инноваторов и людей искусства, кому детские переживания помогли найти дело всей жизни.

1. Альберт Эйнштейн, физик. Компас как предчувствие

Однажды Альберт попросил отца показать самую волшебную вещь в магазине, которым тот управлял. И тогда отец достал компас. Альберту было пять лет, и именно тогда дрожащая стрелка компаса определила его судьбу, словно указав ему направление.

Открытия будущего физика начались с вопроса: «Откуда стрелка знает, где полюс?» Рассказ отца Альберт запомнил на всю жизнь. Несмотря на долгий путь к науке, основополагающие вопросы бытия волновали его с самого раннего возраста.

Тогда мальчик не знал, что станет виднейшим советским и грузинским зоологом и всю жизнь посвятит изучению волков. Не предполагал Ясон и того, что он станет первым человеком, которого волки признают своим и возьмут в стаю, где он проживет много месяцев.

Волчья стая однажды спасла Бадридзе жизнь, отбив от медведя. И, по словам ученого, научила искренности.

В благодарность ученый выкормил и воспитал около сотни волков, которые росли вместе с его детьми. Бадридзе также разработал методы выращивания животных для их возвращения в дикую природу.

5. Илон Маск, инженер, предприниматель, основатель Space Х. Принцип невероятности

Однажды, будучи подростком, зачитался книгой «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса. Она была смешная и хулиганская - но не только. В ней рассказывалось, как суперкомпьютер нашел ответ на вопрос о смысле жизни. И пусть ответ был нелепым - «42»: это тоже было весело. Именно этот сюжет повлиял на образ мышления Маска.

Кстати, в «Автостопом по галактике» был еще космический корабль, который перемещался в пространстве, используя «принцип невероятности». Запустив много лет спустя свой беспилотный автомобиль Tesla в космос, Маск вывел на ее экране надпись Don’t Panic! («Без паники!»). Эта фраза была на обложках раннего издания «Автостопом по галактике».

Маск признавался, что этот роман не только дал направление его жизни, но и помог справиться с подростковым кризисом. В юности основатель Space X поглощал фантастику тоннами: «Герои книг, которые я читал, всегда чувствовали, что должны спасти мир».

увлекаются астрономией и по ночам пробираются мимо комнаты старосты, чтобы
наблюдать звезды и планеты, хотя уже несколько раз попадались и были
наказаны. Затем следовало признание в неспособности понять изогнутое
пространство. Письмо заканчивалось здоровой патриотической фразой: "Жаль,
что Вы американский гражданин. Лучше бы Вы были в Англии".

25 августа 1946 г. Эйнштейн ответил по-английски:
"Дорогой...
Спасибо тебе за письмо от 10 июля. Приношу извинения за то, что все еще
жив. Впрочем, это поправимо.
Изогнутое пространство пусть тебя не тревожит. Позже ты поймешь, что
для пространства легче всего быть искривленным. Дело в том, что слово
"изогнутый" означает здесь не совсем то, что в обыденной речи.
Надеюсь, астрономические исследования, которые вы проводите со своим
другом, будут скрыты от глаз и ушей школьного начальства. Так поступает
большинство добрых граждан в отношении своих правительств, и думаю, что это
правильно.
Искренне твой"...

Радость получательницы этого письма была безмерной, несмотря на то, что
Эйнштейн ошибочно принял ее за мальчика (из-за необычного имени). В своем
ответе от 19 сентября 1946 г. она писала: "Я забыла сообщить Вам, что я
девочка. Всегда сожалела об этом, но теперь более или менее примирилась"". И
далее добавила: "Я совсем не хотела выражать разочарование тем, что Вы еще
живы."

Эйнштейн отозвался:
"Ничего не имею против того, что ты девочка, но главное все же
заключается в том, что ты сама не против. Да и нет причин".

Нижеследующая заметка написана в Принстоне, по-видимому, в 1935 г. На
рукописи слова "не опубликовано". После смерти Эйнштейна ее напечатали Отто
Натан и Гейнц Норден в книге "Эйнштейн о сохранении мира". Столь насыщенное
страстью заявление необычно для Эйнштейна, и, вероятно, поэтому он не стал
его печатать. Но оно, видимо, доставило ему чувство облегчения:
"К вечному позору Германии, в центре Европы продолжается трагическое и
гротескное зрелище; оно не делает чести сообществу наций, именующих себя
цивилизованными!
На протяжении столетий нескончаемый ряд школьных наставников и
унтер-офицеров муштровали немецкий народ. Немцы были приучены к упорному
труду и познали много полезных вещей, но в них также воспитали рабскую
покорность, склонность к военной дисциплине и жестокости. Послевоенная
конституция Веймарской республики подходила германскому народу, как платье
великана -- карлику. Затем настали инфляция и депрессия, когда все жили в
страхе и напряжении.

Появился Гитлер, человек ограниченных умственных способностей, не
пригодный для какой-либо полезной работы; он захлебывался от зависти и злобы
к тем, кого обстоятельства и природа поставили выше него. Выходец из мелкой
буржуазии, он обладал достаточным классовым сознанием, чтобы ненавидеть даже
рабочих, боровшихся за большее равенство в условиях жизни. Но сильнее всего
он ненавидел культуру и образование, навеки для него недоступные. В своей
неуемной жажде власти он обнаружил, что его путаные и пропитанные ненавистью
речи вызывают бурное ликование тех, чье положение и устремления похожи на
его собственные. Он подбирал эти человеческие отбросы на улицах и в пивных и
сумел сплотить их вокруг себя. Так началась его политическая карьера.

Но что действительно помогло ему добиться власти -- это его безудержное
озлобление против всего чужого и, в частности, ненависть к баззащитному
меньшинству -- немецким евреям. Их интеллектуальная утонченность раздражала
его, и он, не без некоторых оснований, считал ее не-немецкой по духу.

Беспрерывные тирады против этих двух "врагов" привлекли к нему массы,
которым он обещал неслыханные триумфы и золотой век. Он беззастенчиво
использовал в своих целях воспитанный на протяжении веков вкус немцев к
муштре, приказам,слепому повиновению и жестокости. Так он стал фюрером.

Деньги в изобилии текли в его сундуки, и немалая доля -- от имущих
классов, которые видели в нем средство предотвратить социальное и
экономическое освобождение народа, начатое в годы Веймарской республики. Он
играл на чувствах людей, склонных к романтической и псевдопатриотической
фразеологии периода первой мировой войны, и использовал выдумку о
превосходстве "арийской" или "нордической" расы -- миф, изобретенный
антисемитами в своих зловещих целях. Его лишенная цельности, психопатическая
личность не позволяет выяснить, в какой мере он сам верил распространяемым
выдумкам. Но его окружение и те, кого вынесла на поверхность волна нацизма,
были в основном закоренелые циники, отдававшие себе отчет в лживости и
беспринципности своих методов".

Лео Вех был главным раввином еврейской общины в Берлине и всемирно
известным богословом. После прихода нацистов к власти он получил много
лестных предложений и мог легко покинуть Германию, избежав опасности
антисемитского террора. Он отказался от этого и предпочел делить опасность
со своими братьями-единоверцами в Германии. Его несколько раз арестовывали,
а затем отправили в концентрационный лагерь Терезин. Там он оставался до
полного разгрома германских армий и был освобожден русскими солдатами.

В мае 1953 г. Эйнштейн писал из Принстона, отдавая ему трогательную и
восторожденную дань по случаю восьмидесятилетия:
"Что значил этот человек для его собратьев, запертых в Германии и
обреченных на верную гибель, -- этого не сможет до конца понять тот, кому
обстоятельства позволили жить сравнительно безопасно. Он считал своим
непреложным долгом оставаться в стране беспощадных преследований и терпеть,
чтобы духовно поддерживать своих собратьев до конца. Презирая опасность, он
вел переговоры с представителями власти, состоящей из убийц, и в любой
ситуации сохранял достоинство -- свое и своего народа".

На просьбу принять участие в юбилейном сборнике в честь рабби Беха
Эйнштейн ответил 28 февраля 1953 г.:
"Желая помочь вашему прекрасному начинанию, я все же не способен
написать что-нибудь, относящееся к области занятий нашего глубокочтимого и
любимого друга; но меня осенила причудливая мысль: собрать воедино крупицы
своего собственного опыта, которые могут доставить немного радости нашему
другу, хотя лишь первая крупица может претендовать на то, что как-то связана
с ним".

"Крупицы" в большинстве своем оказались едкими афоризмами такого рода:
"Чтобы быть безупречной овцой в стаде, нужно прежде всего быть овцой".
Первая из этих "крупиц" была обращена к Беху. Это не афоризм, а
утверждение:
"Хвала человеку, который шел по жизни, всегда готовый оказать помощь,
не зная страха, и которому были чужды вражда и ненависть. Такие люди
становятся образцом для подражания, и человечество находит в них утешение в
несчастьях, на которые само себя обрекает".

17 марта 1954 г. рабби Бех направил Эйнштейну письмо по случаю
семидесятипятилетия:
"В дни, когда на вопрос о существовании нравственного начала, казалось
бы, есть один ответ -- "нет" и когда сама идея гуманности была поставлена
под сомнение, я вспомнил о Вас, и ко мне приходили чувства умиротворения и
уверенности. Как часто Вы стояли перед моим мысленным взором и говорили со
мной".

18 апреля 1955 г. Эйнштейн умер в Принстоне. 26 апреля 1955 г.
Корнелиус Ланцош писал его падчерице Марго:
"У меня такое чувство, что подобные люди живы вечно, в том смысле, что
Бетховен никогда не может умереть. Но что-то навеки потеряно: чистое
наслаждение жизнью, которое было неотъемлемой частью его существа. Трудно
осознать, что нет больше среди нас этого неправдоподобно скромного и
непритязательного человека. Он понимал, что Судьба возложила на него
уникальную миссию, и понимал свое величие. Но именно грандиозность этого
величия делала его скромным и смиренным -- это была не поза, а внутренняя
необходимость.."

В начале 1933 г. Эйнштейн получил письмо от профессионального
музыканта, видимо, из Мюнхена. Музыкант был в тревожно-подавленном
состоянии, лишился работы, и в то же время по духу он был близок Эйнштейну.
Письмо утеряно; сохранился лишь ответ Эйнштейна. Судя по дате -- 5 апреля
1933 г., он, скорее всего, отправлен из Ле Кока. Вот извлечение из него. Его
неизбывная печаль относится ко всем временам и облегчается лишь тем, что сам
Эйнштейн никогда не прекращал борьбы против мрака. Обратите внимание на
преднамеренную анонимность первой фразы -- для адресата так было безопаснее:
"Я тот самый человек, кому Вы переслали письмо через Бельгийскую
Академию... Не читайте газет, постарайтесь найти немногих друзей, думающих
так же, как Вы, читайте чудесных писателей минувших времен, Канта, Гете,
Лессинга и классиков других стран, наслаждайтесь красотами мюнхенских
окрестностей. Пытайтесь все время представлять, что Вы как бы на Марсе среди
чуждых вам созданий. Подружитесь с животными. И тогда вновь обретете
жизнерадостность, и ничто не будет тревожить Вас.
Помните, что самые чуткие и благородные всегда одиноки, но благодаря
этому они могут наслаждаться чистотой вдыхаемого воздуха.
Дружески и сердечно жму вашу руку.
Э."

Он был величайшим в мире ученым. Но мир был таков, что Эйнштейн
вынужден был подписаться единственной буквой Э. вместо Albert Einstein.

Эйнштейн: краткая хронология
Альберт Эйнштейн родился в Ульме (Германия) 14 марта 1879 г., а его
сестра Майя родилась в Мюнхене спустя два с половиной года. Пятилетним
мальчиком он увидел магнитный компас и преисполнился благоговейного трепета
и удивления, не угасавших всю жизнь. Эти чувства лежали в основе всех его
величайших научных достижений. В возрасте 12 лет он испытал такое же
изумление, впервые заглянув в учебник геометрии.

Он ненавидел дисциплину и зубрежку немецких гимназий и в 15 лет выбыл
из школы. В 1896 г. поступил в Цюрихский политехнический институт в
Швейцарии. Закончил его в 1900 г.; но из-за враждебности профессоров не
получил места научного работника.

В 1901 г. стал швейцарским гражданином. В 1902 г. после многих
обескураживающих неудач получил работу в Швейцарском патентном бюро в г.
Берне. После этого женился на своей бывшей однокурснице Милеве Марич. Она
родила ему двух сыновей, но в 1919 году супруги мирно разошлись.

В патентном бюро в легендарном 1905 г. гений Эйнштейна бурно расцвел.
Теория относительности была лишь одним из его крупных свершений за этот год.
До 1909 г. оставался служащим патентного бюро, но затем продвижение шло
очень быстро, и в 1914 г. он был уже на вершине профессиональной карьеры --
стал оплачиваемым членом Королевской Прусской Академии наук в Берлине.

В августе 1914 г. разразилась первая мировая война, но как швейцарский
гражданин Эйнштейн не принял в ней участия. В 1915 г. выступил в печати со
своим шедевром -- общей теорией относительности. В 1919 г. женился на
овдовевшей двоюродной сестре Эльзе, имевшей двух дочерей от первого брака.
Несколько позже, в том же 1919 г., после того как подтвердилось предсказание
его теории, Эйнштейн за одну ночь стал знаменит на весь мир. В 1921 г. ему
была присуждена Нобелевская премия по физике.
Все остальное не требует столь подробного рассказа, ибо привязано к
одной дате -- 1933 г. В Германии слава Эйнштейна и его смелые заявления
вызвали антисемитскую травлю -- его и его теорий. Когда нацисты захватили
власть в 1933 г., он находился в Соединенных Штатах и никогда больше не
возвратился в Германию. Вместо этого провел несколько месяцев в Ле Коке
(Бельгия), недолго пробыл в Англии, а в октябре 1933 г. переехал в США -- во
вновь созданный Принстонский институт перспективных исследований (штат
Нью-Джерси), где и оставался до конца жизни. Умер 18 апреля 1955 г.

Перевод с английского А.Н. Лука


1.1 Понятие креативности

«Креативность» (от английского слова «creativity») - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Креативность - это способность творить, создавать, привносить что-то новое в этот мир. В последние годы этот термин получил в отечественной психологии широкое распространение. И для того, чтобы как можно лучше в нём разобраться следует дать понятия и ещё нескольким терминам:

«Личность» - это человек, как носитель каких-либо свойств. Личность - результат процесса воспитания и самовоспитания. « Личностью не рождаются, а становятся», - писал А.Н. Леонтьев. Личность - это человек, осознающий свою уникальность, неповторимость, индивидуальность (индивидуальность - особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума (индивидуум - отдельный живой организм, особь) от другого). Личность - это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека, определяющие повседневное поведение.

«Способности» - в толковом словаре В. Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный; в толковом словаре С. Ожегова «способность» это природная одарённость, талантливость. Однако считать способности врожденными, данными от природы является ошибкой - врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей. Возникая на основе задатков, способности развиваются в процессе жизнедеятельности человека, вне деятельности никакие способности развиваться не могут. Ни один человек, какими бы задатками он не обладал, не может стать талантливым кинорежиссёром, актёром, журналистом, музыкантом или художником, не занимаясь много и упорно соответствующей деятельностью. На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости от характера деятельности, от условий жизни, окружающих людей и многих других факторов и нюансов отдельной личности. Способности - это индивидуально-психологические особенности личности.

«Творчество» - процесс создания новых по замыслу культурных и материальных ценностей.

«Творческая личность» - это личность с определенным набором нравственных, эмоциональных и волевых качеств, а также задатков, способностей и талантов. Существуют две основные точки зрения на творческую личность:

    «Креативность» (творческая способность) свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от человека, как способность мыслить, говорить и чувствовать. При этом ценность результата творческой деятельности не имеет особенного значения, главное, чтобы результат был новым и значимым для самого «творца». Самостоятельное, оригинальное решение школьником задачи, имеющей ответ, будет творческим актом, а самого его следует оценивать как творческую личность.

    Согласно второй точке зрения, не всякого человека следует считать творческой личностью. Так как, определяющим фактором творческого акта является ценность нового результата, он должен быть общезначим, являться непременно культурной, технологической или какой-либо другой ценностью для человечества в целом.

Как видите, общего мнения нет, поэтому решать для себя кто действительно является творческой личностью, вам придётся самим.

Ну вот, всё ещё больше запуталось, давайте обобщим. Итак, в настоящее время многие исследователи креативности приходят к противоречивым выводам. Поэтому Ф. Баррон и Д. Харрингтон, подводя итоги исследований в этой области, сделали следующие обобщения того, что известно о креативности:

«Креативность - это способность реагировать на необходимость новых подходов и новых продуктов. Создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации.

Специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, состоятельность, валидность, адекватность задаче. Креативные продукты могут быть очень различны по природе: новое решение проблемы в математике, открытие химического процесса, создание музыки, картины или поэмы, новой философской или религиозной системы, инновация в юриспруденции, свежее решение социальных проблем и др.»

На основе этого обобщения возникает ещё вопрос (во всяком случае, у меня): «А в чем же всё-таки заключается сама креативная способность, суть этого процесса?» (смотрите ниже).

1.2 Креативность и творческая фантазия

Различные исследования и тестирования подводят к выводу, что психологическую основу креативной способности составляет творческая фантазия, понимаемая как синтез воображения и эмпатии (перевоплощения). Потребность в творчестве как важнейшая черта творческой личности есть не что иное, как постоянная и сильная потребность в творческой фантазии. К.Паустовский писал: «…будьте милостивы к воображению. Не избегайте его. Не преследуйте, не одергивайте и, прежде всего не стесняйтесь его, как бедного родственника. Это тот нищий, что прячет несметные сокровища Голконды». Процесс творческого (а, по моему мнению, всякое таким является, даже эротическое) фантазирования сводится к уходу от реальной действительности к своему воображаемому «Я» и таким же условиям (разница же между творческой фантазией творческой личности и творческой фантазией нетворческой личности, состоит в том, что у первой идёт непреодолимое стремление к реализации в реальности своих выдумок, а у второй наоборот, возможно даже она боится проявить среди других

личностей свои выдумки; примером здесь может быть серийный маньяк - убийца, который изобрёл - нафантазировал и воплотил в реальность новый способ убийства, и человек, так скажем с такой же нездоровой фантазией, но никогда в реальности не проявляющий её, хотя возможно кое-что зависит и от обстоятельств; или менее кровожадный пример: писатель-фантаст, сказочник и др. (какой угодно) фантазирует и реализовывает свои выдумки в реальность, перенося их на бумагу, очевидно для того, чтобы другие личности и не только могли его выдумки прочесть, окунуться в них, как будто побывать в его писателя голове, и другой, скажем, парень лет 16, который все ночи напролёт бывает в ещё более невероятных приключениях, однако у него не возникает такой потребности, чтобы другие могли узнать о его «ночных сказках», и у него даже в голову не приходит то, что их можно записать, рассказать и т.д.… но опять же это только моё субъективное мнение).

Что же побуждает творческую личность постоянно обращаться к творческой фантазии? Что является ведущим мотивом в поведении творческой личности? Творческая личность постоянно испытывает неудовлетворенность, напряжение неясную тревогу, обнаруживая в реальной действительности отсутствие ясности, простоты, упорядоченности, завершенности и гармонии. Она подобна барометру, чутко реагирующему на противоречия, дискомфорт, дисгармонию. С помощью творческой фантазии творец устраняет в своем сознании (и в бессознательном) ту дисгармонию, с которой он сталкивается в реальности. Он создает новый мир, в котором чувствует себя комфортно и радостно. Вот почему сам процесс творчества и его продукты доставляют творцу наслаждение и требуют постоянного возобновления. Это объясняет, почему творческие люди постоянно живут в неудовлетворенности и радости.

Следует признать тот факт, что творческие способности могут сочетаться с некоторыми психопатологическим чертами. Двойственность творца предполагает феномен «естественного раздвоения Я» на реальное «Я» и творческое (воображенное) «Я». Поведение творца в обыденной жизни нередко кажется «странным», «чудаковатым». Сильная потребность в деятельности воображения и сосредоточенность на ней, что неразрывно связано с любознательностью и потребностью в новых впечатлениях придает творческим личностям черты «детскости». Например, биографы Эйнштейна пишут, что он был мудрый старец со всепонимающими глазами, и вместе с тем в нем было что-то детское, он навсегда сохранил в себе удивление пятилетнего мальчика, впервые увидевшего компас. «Игровой» компонент в акте воображения, по-видимому, объясняет нередкую любовь творцов, как и детей, к играм и шуткам. А многие из них даже сравнивают жизнь с игрой, стоит только вспомнить известные фразы: «Что наша жизнь - игра!» (А.С. Пушкин), «Мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. … И каждый не одну играет роль» (В. Шекспир).

Тут, дабы вы запутались окончательно, следует сказать, что существует такое понятие как творческая игра.

«Творческая игра» - это не род занятий, не одно из качеств личности, а стиль жизни, высшая потребность человека. Стремление и способность быть играющим «творцом» - неотъемлемые, но зачастую не используемые, свойства личности. Развитие этих свойств, приобщение к вдохновению, внесение творческой игры в основу жизнедеятельности преображает мир человека, расцвечивает его невероятными красками, превращая жизнь в захватывающее, волшебное приключение. Ведение творческой игры - способ осуществления жизни, в основе которого: вдохновение, азарт, увлекательность, интенсивность переживаний. Не путайте, пожалуйста, творческую игру со спортивной, азартной игрой и др., так как эти игры проводятся в специально созданной обстановке (спортивного сооружения, казино и др.). Творческая игра существенно отличается от всех прочих, у этой игры нет специально устраиваемого поля. Ее стадионом является жизнь, как таковая (просто не может быть творческой личности, не вовлечённой в творческую игру, ведь игра это прямой мостик выдумок из воображения в реальность, но так как творческую игру лучше всего могут оценить только сами игроки «творческие личности», то подробно об этой игре расспросите лучше их самих, а я возвращаюсь к креативности…).

Но, несмотря на размышления об игре необходимо понимать, что детская или «наивная» креативность отличается от креативности взрослого, она имеет другую структуру и содержание. Детская креативность – это естественное поведение ребенка на фоне отсутствия стереотипов. Свежий взгляд ребенка на мир – от бедности его опыта и от наивного бесстрашия его мысли: «все действительно может быть». Наивная креативность - характеристика возраста и присуща большинству детей. Напротив, креативность взрослых - явление далеко не массовое. Бесстрашие мысли творца не носит наивный характер, оно предполагает богатый опыт, глубокие и обширные знания. Это бесстрашие творческой смелости, дерзости, готовности к риску. Творца не пугает необходимость усомниться в общепризнанном. Он отважно идет на разрушение стереотипов во имя создания лучшего, нового, не боясь конфликтов и т.п. А.С.Пушкин писал: «Есть высшая смелость: смелость изобретения».

Творческая смелость - это черта творческого «Я», и она может отсутствовать у реального «Я» в обыденной жизни. Так импрессионист Марке - смелый новатор в живописи, в жизни был довольно робким человеком. Примером двойственности творческих натур также может служить известная «профессорская» рассеянность: погруженность человека в свой воображенный творческий мир иногда делает его поведение в быту не вполне адекватным, про таких людей нередко говорят, что они «не от мира сего», однако рассеянный в жизни человек в творчестве является очень сосредоточенным, внимательным и точным. Такая двойственность может быть обнаружена и в отношении других личностных качеств.

Отчетливо выраженное стремление к самоутверждению творческого «Я» может принимать неприятные формы на уровне поведения в реальной жизни: зависть к чужим успехам, надменно-агрессивная манера излагать свои суждения и т.п. Стремление к интеллектуальной независимости, характерное для творческих личностей, часто сопровождается самоуверенностью, склонностью давать высокую оценку собственным способностям и достижениям. Такая склонность отмечается уже у «творческих» подростков. Известный психолог К. Юнг утверждал: «Творческая личность не боится выявить в поведении противоположные черты своей натуры. Не боится потому, что недостатки своего реального Я она компенсирует достоинствами творческого Я».

И всё же творческими личностями могут быть люди с любым характером и любым темпераментом. Творческими личностями не рождаются, а становятся. Креативная способность выступает как ядро творческой личности. При этом творческая личность характеризуется не просто высоким уровнем креативной способности, но особой жизненной позицией человека, его отношением к миру, к смыслу осуществляемой деятельности, постоянной направленностью на творческое действие в действительном жизни.

2. Основные концепции исследования креативности

  1. Диагностика и развитие творческих способностей подростков

    Курсовая работа >> Психология

    ... как универсальной познавательной творческой способности 2.3 Креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов 2.4 Методики диагностики творческих способностей 3. Проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству ...

  2. Сущность креативности

    Курсовая работа >> Психология

    Охарактеризовать понятие креативности , как личностная способность к творчеству . 2. Рассмотреть основные концепции исследования креативности . 3. Проанализировать проблемы развития креативности как личностной способности к творчеству . Практическая значимость...

  3. Развитие креативности у младших школьников

    Реферат >> Психология

    Человечества является творчество . А предпосылкой творчества является креативность , которая в современном мире расценивается как личностная способность к творчеству . На сегодняшний...