Мимика в общении. Что на самом деле скрывает мимика и жесты

Нередко случается так, что доверие к людям исчезает при подозрении на их неискренность. Когда собеседник в ходе общения начинает «увиливать» от правды, разглядеть это могут только люди, имеющие некоторые познания об особенностях передачи информации. Ведь мимика лица невербальным методом сообщает о своем истинном состоянии другому человеку.

Психология человеческого поведения безгранична. Для полноценного изучения секретов мимики как одного из ее разделов потребуется не один год. Между тем научиться понимать своего собеседника по взгляду или скрытой ухмылке можно, если знать о некоторых нюансах.

Во-первых, залогом правильного понимания того, что хотел бы сказать человек, является объективная оценка всего воспроизведенного им с учетом взаимосвязи между речью и мимикой. Во-вторых, эмоции, зарождающиеся в душе, люди способны выразить двумя способами:

  • конвенциально;
  • спонтанно.

Это значит, что при желании партнера не выдавать истинного отношения к сообщаемым сведениям, он может ограничить себя простейшим намеком. Но чаще этот метод является, скорее, дезориентирующим, чем действенным.

Как определить по мимике истинность информации?

Прежде чем что-то сказать, в большинстве случаев человек обдумывает свои слова и пытается максимально держать под контролем мимику. При этом уследить сразу за несколькими реакциями собеседнику бывает крайне сложно. На помощь придет психология, которая научит, как правильно развивать способность мимического «языка» или выявлять искреннее отношение к чему-либо по мимике лица.

Реакции, появившиеся у собеседника спонтанно или непроизвольно, могут быть корректно прочитаны лишь при наличии длительных отношений с партнером. Если не брать во внимание этот момент всегда будет присутствовать вероятность критичного самообмана в процессе глубокого узнавания партнера.

Определить по мимическому выражению человеческого лица степень персональной экспрессии несложно, но крайне важно учитывать множество сопутствующих факторов. Оказывается, женщинам намного сложнее совладать со своими эмоциями, чем мужчинам. Представительницам прекрасного пола сложно скрывать свои наличествующие переживания, поэтому их лицо отчетливее выдает свою обладательницу в той или иной ситуации. Кроме половой принадлежности в удачливости утаивания информации, играют роль и другие факторы:

  • темперамент (флегматику проще уберечь от постороннего взгляда свои чувства, чем, например, холерику);
  • дополнительные сопряженные обстоятельства;
  • опыт воспринимающей стороны.

Как научиться понимать жесты лица?

Выражение лица, как говорит психология, предопределено воздействием испытываемых чувств, которые провоцируют контролируемые сокращения и расслабления мускулатуры. Многие желают овладеть способностью управления своих эмоций, выполняя специальные мимические упражнения. Однако все предпринятые меры по обучению тонкостям мимики не будут иметь успеха, если не знать о других важных моментах.

Например, симметричность лица в отображении чувств помогает намного быстрее распознать ложь. Кроме того, выдать стремление человека в маскировании могут губы.

Например, усиленная мимика лица в районе рта позволяет сделать вывод о том, что говорящий чем-то обеспокоен. Губы, искривленные в одну сторону, свидетельствуют о скептическом или насмехательском отношении к происходящему.

Мимика в актерской деятельности

Особенно важна правильная и красивая мимика для актера. Профессионал в данной сфере перед выходом на сцену обязательно выполняет привычные для него упражнения, направленные на разминку лицевых мышц. Самая простая и распространенная схема тренировки занимает не более 5 минут, однако, результаты ее влияния на мимические способности человека, колоссальны. Чтобы сделать разминку, необходимо следовать пошаговой инструкции:

  • Перед зеркалом предельно сконцентрировать свое внимание на всех подвижных лицевых элементах.
  • Поочередно (с бровями, глазами, щеками, губами) проделать простые упражнения с каждой частью лица, опуская и поднимая вверх.
  • Спустя несколько минут по завершении выполнения простого комплекса занятий обратить внимание на подвижность всех лицевых мышц.

Психология человека подтверждает, что зритель во время представления сможет вникнуть в происходящее и заинтересуется сюжетом даже самого неинтересного спектакля только в том случае, если обнаружит явную выраженность эмоций на лице актера. Четко читаемая мимика служит средством дополнительного эффективного посыла к аудитории. Благодаря ей суть происходящего на сцене доходит к зрителям.

Тренировки по совершенствованию мимики

У опытного актера зачастую не возникает никаких проблем с обладанием собственной мимикой. Выученная и освоенная им психология мимического общения позволяет не следить за работой мускулатуры. Его лицо в минуты злости, печали или радости однозначно передает внутренние наигранные переживания и эмоциональный настрой. Но для того чтобы правильно воспринимать актерскую игру на сцене, необходимо сначала подробно изучить жесты своего лица.

  • Групповые занятия по контролю и управлению над мимикой особенно актуальны в творческих кругах. Упражнения, которые выполняются участниками подобных тренировок, координируются ведущим. Он занимает центральное место в кругу обучающихся. Таким образом, учителю удается отследить качество и соответствие правилам каждого выполняемого упражнения.
  • В ходе выстраивания учениками группы мимической «картины» ведущий должен вовремя сориентировать каждого из них в случае необходимости поправок: кому-то для завершения образа нужно сильнее прищурить глаз, а кому-то – расслабить уголки рта и не хмурить брови. Намного быстрее поддается освоению психология мимики при групповом обсуждении каждого упражнения.

Годы творчества и кропотливой работы над собой позволяют актеру не сомневаться в том, как выглядит его лицо в конкретный момент. Не прибегая к помощи зеркала, изобразить тот или иной чувственный настрой сможет человек, прошедший длительные тренировки по контролю над личной мимикой.

Мимические проявления в соответствии с чувствами

Психология выражений лица постигается поэтапно. Для начала важно узнать о том, как меняется внешний вид человека, испытывающего различные эмоции:

  • при радостных окрыляющих чувствах губы искривляются, их уголки тяготеют назад, а вокруг линии глаз возникает мелкая морщинистость;
  • удивление или интерес проявляется на лице приподнятыми бровями и слегка расширенными глазами, рот может быть округлен и приоткрыт;
  • отвращение и презрение отражаются на внешнем виде человека по-разному: в первом случае можно наблюдать сморщенный нос и опущенные брови, нижняя губа слегка выпячена, создается впечатление, будто человек чем-то подавился; во втором случае лицо у собеседника будет вытянутым, брови приподняты, характерен взгляд «свысока»;
  • определить страшно человеку или нет, легко по его расширенным глазам и сдвинутым вовнутрь бровям; кроме того, приоткрытый рот и оттянутые уголки назад свидетельствуют о внутреннем напряжении и скованности;
  • гнев и злость проявляются однотипно: лоб нахмурен, выражение глаз угрожающее, ноздри расширены, губы стиснуты, кожа может краснеть;
  • ощущения стыда отражаются на внешности отведенным взглядом, устремленными вниз или бегающими глазами, слегка прикрытыми веками.

Упражнения для развития мимики важно выполнять регулярно – только тогда психология общения и выражений лица станет верным помощником. Продолжительность тренировок индивидуальна, но чаще всего их выполняют от 10 до 15 минут в день. Разделить комплекс занятий можно на утренний и вечерний сеанс. К тому же проводить гимнастику строго по графику нет острой необходимости.

Выполнение любого упражнения, направленного на овладение мимикой, должно происходить перед зеркалом. Крайне важно занять правильное положение тела. Максимально удобно тренировать лицевые мышцы, сидя, сохраняя спину и шею прямой. Стоит учесть, что упражнения являются немалой нагрузкой для мускулатуры и могут негативно сказываться в дальнейшем на упругости кожных покровов. Соответствующий уход и увлажнение лица помогут предотвратить возникновение морщин.

Упражнения для красивой и контролируемой мимики

Развитие мимики происходит стремительно: через пару недель занятий при усердном и настойчивом подходе к обучению перемены станут заметными и ощутимыми не только обучающемуся, но и членам его круга общения. Несложные упражнения выглядят так:

  • Губы следует сомкнуть, но не сжимать. Весь мышечный аппарат лица должен быть максимально расслабленным. К уголкам рта приложить средние пальцы и немного надавать. Главной задачей этого упражнения является вытягивание губ «в трубочку» с попыткой поцеловать воздух. В напряжении носогубной треугольник должен быть не менее 10 секунд, после чего расслабить мышцы и повторить 5–6 раз.
  • С широко открытым ртом необходимо поднять вверх глаза и на протяжении 30–40 секунд постоянно моргать. Такое упражнение позволит не только привести мускулатуру лица в тонус, но и дать отдых глазам.
  • Щеки следует обхватить руками таким образом, чтобы в уголках губ оказались мизинцы. Нужно сделать широкую улыбку, не размыкая рта, и сохранить ее в течение некоторого времени (10–15 секунд). Постепенно, возвращаясь в исходное положение, расслабиться на 10 секунд и повторить упражнение 5–6 раз.

Овладеть совершенным уровнем контроля над выражением лица намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Психология мимики научит управлять своими эмоциями и определять степень их правдивости у собеседника.

Донести до других свои чувства и мысли человеку помогает устная или письменная речь. В первом случае используется не только голосовая передача текста, но и невербальные средства общения, такие как жесты или мимика. Они оживляют речь, придавая ей более эмоциональную окраску. Умение правильно считывать невербальные сигналы позволяет понять истинные мотивы собеседника, поскольку именно мимика в общении выражает непосредственное отношение к происходящему.

Значение мимики в жизни человека

Невербальное общение не предполагает использования речи, только сенсорные или телесные контакты: мимика, прикосновение, жесты, взгляд. Именно они помогают людям достигнуть взаимопонимания на уровне эмоций. Исследованиями установлено, что лишь 35% информации мы передаем друг другу посредством речи. Остальное 65% приходится на долю невербальных сигналов: движения тела, жестов, взгляда, мимики. Они дополняют произносимые фразы, усиливая их значимость.

Фактически, невербальные средства общения вполне способны заменить собой . Так происходит с глухо — немыми людьми. Для них безречевое общение посредством жестов и мимики – обычный способ коммуникации с окружающими. То же самое можно сказать о детях, которые еще не научились говорить. Приёмами невербального общения люди пользуются, чтобы установить коммуникативные связи с представителями животного мира.

Нельзя недооценивать значение мимики в процессе общения. Ведь порой выражение лица, вкупе с другими невербальными сигналами, несет в себе больше информации о чувствах или настроении собеседника, чем слова. Люди привыкли контролировать то, что говорят. Однако невербальные проявления скрыть сложно. Многие движения происходят рефлекторно, до того как эмоция будет оценена мозгом. Научившись улавливать и трактовать мимику и другие невербальные сигналы, можно понять не только то, что хочет сказать собеседник, но и то, что он пытается скрыть.

Проявления чувств и эмоций посредством невербальных сигналов

Жесты, пантомимика и мимика — средства общения, которые относятся к оптико — кинетическим. Эта система невербальных сигналов включает внешний вид, тембр голоса, движения рук или головы, положение тела в пространстве. Успешное установление контакта зависит не только от того, что собеседник говорит, но и насколько уверена его мимика, , голос, взгляд. Именно этим обусловлен интерес к изучению значения невербальных сигналов со стороны психологов, бизнесменов и людей, которые хотят построить карьеру.

О чём расскажет мимика?

Важнейшим элементом невербальной коммуникации является мимика. Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST , которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости.

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Предлагаем рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на картинке:

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье , расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок .
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой , направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи .
  11. Человек, довольный собой , выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость , человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь , люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.

Заключение

Интерпретация невербального поведения людей по мимике или жестам зависит от множества факторов. Это культурные традиции страны, пол, возраст собеседника, ситуация при которой происходит . Стоит помнить, что невербальные жесты и мимика у жителей Европы или Азии различаются. К тому же, большинство взрослых людей неплохо контролируют свои невербальные реакции. Чтобы уловить подлинные эмоции по мимике, промелькнувшей на лице за считанные доли секунды, требуется определенный навык, наблюдательность.

Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Как это сделать?

И все-таки он врет! Пытается скрыть волнение, но жесты и мимика всегда выдадут человека. Вон как глаза бегают, пальцы по столу тарабанят. Хотя нет, в следующий момент прямо мне в глаза смотрит. И взгляд искренний такой, открытый, прямо в душу проникает… Верить ему или нет? Может, я вообще неправильно понимаю значение мимики его лица…

Как перестать нервничать при общении с людьми? Научиться бы читать человека как открытую книгу! Чтобы ни тени сомнений не оставалось в том, каковы его истинные намерения, мысли и чувства. Говорят, есть способ точно судить о характере и поведении человека – по его жестам и мимике. Это как читать людей по внешним признакам. У меня пока плохо получается. Может, есть способ стать профессионалом в этом деле?

Как понять человека по мимике и жестам: дорога проб и ошибок

В попытках понять, как читать человека по жестам и мимике, люди создали целую науку – физиогномику. Как было бы удобно проникать в тайники человеческой души через всем заметные и понятные мимику и жесты! И как легко было бы понимать психологию людей. По внешним признакам мы хотим:

    распознать ложную информацию через понимание жестов людей и их значения,

    получить расшифровку черт лица человека,

    научиться по мимике и жестам определять состояние собеседника, определить скрытые эмоции человека в разговоре.

К сожалению, наши попытки определить с помощью жестов и мимики психологию человека и глубинные мотивы его поступков часто терпят крах.

Обладатель высокого лба на поверку оказывается не великим гением, а заносчивым пустозвоном. Тот, кто щурился, глядя на вас с явным недоверием, на самом деле просто забыл дома очки. Коллега, который нервно отстукивает ногой и теребит галстук, не пытается вас «подсидеть», а просто куда-то опаздывает. Вот и читай после этого книги по психологии людей…

Так имеют ли какое-то значение жесты и мимика в психологии? Может, мы просто неверно что-то определяем в языке тела и жестов? Недостаточно тренировались?

Жесты и мимика в психологии человека – вторичные признаки психических свойств

Мимика и жесты действительно имеют значение, они и правда отражают внутреннее состояние человека. Но их расшифровка – вторичный инструмент. Эффективно применять анализ мимики и жестов можно только на базе точного знания об устройстве человеческой психики. Иначе вы постоянно будете теряться в догадках, почему человек сейчас зачесал нос, к примеру? Врет или сомневается, смущается или вспоминает? А может, и правда чешется, и тайный язык жестов и мимики тут вообще ни при чем?

Тренинг Системно-векторная психология Юрия Бурлана предлагает другой подход к тому, как понять психологию людей. Она объясняет, что тело и душа человека действительно неразрывно связаны. Все особенности и свойства человеческой души находят выражение в теле: чертах лица, позе, мимике и жестах. Научиться определять их можно только комплексно: понимая психику и наблюдая за внешними ее проявлениями. Разбираясь в психологии человека – поведение, мимику и жесты наблюдают как уточняющие детали. Как это сделать?

Читаем жесты и мимику человека системно

Рассмотрим на простых примерах. Перед нами человек с кожным вектором. Что можно сказать о психологии этого человека и как по поведению и жестам это выражается?

От природы ему заданы такие свойства:

    подвижность и целеустремленность,

    соревновательность и высокая амбициозность,

    устремление к имущественному и социальному превосходству – это природный добытчик.

Его психика гибкая и адаптивная, способна быстро перестраиваться под изменения среды.

Тело человека, его жесты и мимика полностью соответствуют психологии. Тело кожника стройное, подвижное, гибкое. И мужчины, и женщины с кожным вектором буквально «лавируют» в толпе, ни с кем не сталкиваясь. Если кожный человек достаточно реализован в своих свойствах (военный, спортсмен, руководитель среднего звена) – он организован и подтянут, ловок и точен – ни одного лишнего движения. Жесты такого человека и их значение действительно могут сказать о нем много.

Однако человек с такими же свойствами в состоянии стресса или при недостатке социальной реализации выглядит совсем иначе.


По его языку тела и жестам видно, что он буквально «мельтешит»:

    крутится, постукивает пальцами рук по столу,

    качает или стучит ногой,

    попеременно хватается то за одно дело, то за другое, не в силах довести ничего до конца,

    в состоянии раздражения его характерный жест – грозить пальцем.

Можем ли мы по таким жестам и мимике характеризовать психологию этого человека? Определить, способен ли он на деструктивные действия в наш адрес?

Выясняется, что одних внешних признаков недостаточно. Мимика лица имеет значение, но нужна точная системная диагностика, понимание психики изнутри, чтобы точно понять – кто перед нами?

    Вариант 1. Это развитый кожник. Руководитель серьезной фирмы или кадровый военный, инженер или технолог, профессиональный спортсмен. В ситуации сильного стресса он может демонстрировать описанные выше жесты и мимику. Поводом может стать серьезный крах его амбиций (не получил продвижение в карьере, «провалил» соревнование). Однако кожник с таким уровнем развития не станет лгать на каждом шагу или обворовывать вас.

    Вариант 2. Поведение человека, его жесты и мимика внешне выглядят так же. Однако глубокое системное распознание изнутри позволяет увидеть, что перед вами кожник недостаточно развитый. В силу детских психотравм и/или неблагоприятных обстоятельств он не научился реализовывать свои природные свойства в социуме. Тогда вместо «добытчика» он остается неразвитым, просто вором, склонным к покраже в той или иной степени. И лгать такой человек может «не моргнув глазом» – если ему это выгодно.

Поэтому без знания психологии человека только по поведению и жестам – у людей получаются ошибочные суждения.

Жесты и мимика человека с анальным вектором

Совсем другие жесты и мимика прослеживаются в психологии носителей анального вектора. Это от природы люди малоподвижные, усидчивые, скрупулезные. Обладают тщательностью и вниманием к деталям, феноменальной памятью. В потенциале это лучшие учителя, они устремлены передавать опыт и знания. Перфекционисты, люди качества, желающие исправить малейшую ошибку или неточность.

Природа дает им тело, мимику и жесты, идеально соответствующие устремлениям психики. Это коренастые, полноватые люди, предпочитают сидячий образ жизни.

Развитый и реализованный человек с анальным вектором:

    Тщательность в работе и желание исправить ошибку делают его профессионалом.

    Обладает открытым, честным лицом. Его язык мимики и жестов читать не трудно. Это люди, неспособные лгать от природы.

    Прекрасный отец и муж (главная ценность обладателя анального вектора – это семья и дети).

    Благодарный человек, с уважением относится к людям в целом.

Однако, когда носитель анального вектора испытывает сильный стресс или недостаток развития и реализации, мы наблюдаем совсем другую картину:

    способность учить становится стремлением поучать всех и вся,

    тщательность в деталях выражается в том, что человек подмечает и подчеркивает ошибки и несовершенства других, критиканствует,

    честность выражается в том, что он «рубит правду-матку» в лицо, не задумываясь о причинении боли окружающим,

    вместо благодарности человек зациклен на обидах и том, что ему «недодали» чего-либо,

    в языке жестов и мимики такого человека читаются упрек и укоризна: тяжелый взгляд исподлобья, характерный жест – угроза кулаком.

Можно ли узнать по жестам и мимике намерения такого человека? Предсказать его поведение, понять, насколько он опасен для вас? Одни только внешние признаки (мимика и жесты) ничего не дадут. А вот при глубинном, системном распознании человека вы будете точно знать, кто перед вами:

    Вариант 1. Это развитый обладатель анального вектора. Профессионал своего дела, педагог, аналитик или критик, ученый. Его стресс временный и может быть вызван социальными или сексуальными фрустрациями.

    Вариант 2. Перед вами человек, который не получил достаточного развития своих свойств. Тогда он может быть пожизненным критиканом и «гряземазом». Более того: именно анальные мужчины имеют склонность к насильственным преступлениям. Понимание законов психики позволяет распознавать таких людей не по жестам, а по всем их проявлениям с первого взгляда. Ведь психология человека первична, а жесты, мимика и даже поведение – только следствие.

В каждом из векторов человеческой психики (всего их восемь) есть целая палитра состояний, степени развитости и реализации. А внешние проявления этих состояний, кроме мимики и жестов, дают голос, лицо человека, его слова и, конечно, его действия. Чтобы определять все это, не нужно ходить с многотомниками книг по психологии человека и читать их на ходу. Есть способ намного проще.

Мимика и жесты – вторичны

Жесты и мимика в поведении человека – вторичны. Они лишь «внешний фасад» тайников нашей души. Сегодня есть способ любые состояния людей. Для тех, кто освоил это, – нет тайны в том, как читать другого человека и понимать о нем все:

Если вы хотите не только понимать эмоции, язык жестов и мимики человека, но и читать его психику, как открытую книгу, начать можно с Системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Мимика и жесты - важнейшие элементы коммуникации. Это то, что принято называть способами невербального общения. Эти средства помогают расставлять смысловые акценты разговора, способствуют усилению эмоциональности и экспрессивности речи.

Кроме того, «язык тела» зачастую способен сказать о говорящем гораздо больше, чем собственно слова. Мимика, и другие несловесные средства коммуникации слабо контролируются говорящим, поэтому могут стать источником дополнительной информации о человеке. О его намерениях, эмоциональном состоянии, настроении и отношении к собеседнику.

Эта статья поможет разобраться в нюансах психологии мимики и жестов.

Вопреки сложившемуся у многих людей мнению, жестикуляция - это не просто «добавка» к разговору, не просто проявление индивидуальных или культурных привычек. По данным современных научных исследований, жестикуляция и другие элементы несловесной коммуникации - это один из первичных способов общения между людьми. Некоторые ученые вообще считают, что в какой-то момент истории это было одним из основных средств общения.

Эти средства общения не просто сопутствуют разговору, они очень сильно влияют на его смысловое наполнение. Причем таким образом, что слушатель зачастую этого даже не понимает, поскольку подобные сигналы считываются подсознательно. С одной стороны, они значительно облегчают общение, потому как помогают расставлять в беседе нужные акценты, экспрессивно выделять какие-то элементы разговора, задают саму модальность речи. С другой - они эффективно работают в качестве средства убеждения.

Кроме того, мимика и жесты могут быть источником дополнительной информации или, в некоторых ситуациях, вообще заменять речь.

Мимика и жесты у человека, с точки зрения психологии, выполняют следующие функции:

  1. Регулирование . Это жесты, которые сопутствуют императивной речи, - приказам, просьбам и др.
  2. Репрезентация внутреннего эмоционального состояния говорящего, его отношения к собеседнику и самой ситуации разговора.
  3. Пространственная функция - жесты указывают на пространственное положение говорящего и собеседника.
  4. . Жесты заменяют или дополняют такие языковые средства выразительности, как метафора, ирония, гипербола и т. д.
  5. Коммуникативная функция.
  6. Функция отображения речевых действий. Жесты могут иллюстрировать предложение, угрозу, просьбу. Не следует путать с первым пунктом. Эта функция связана именно с речевым действием субъекта диалога.
  7. Функция описания физических параметров объекта, его действий и свойств.

Жесты, мимика и другие элементы несловесной коммуникации имеют сильную связь с речью. Можно сказать, они образуют единую систему коммуникации, которая призвана наиболее эффективно доносить информацию и оказывать воздействие на собеседника.

Какой отдел мозга отвечает за жесты

Использование жестов и мимики обусловлено не только культурными особенностями. Источник этого лежит гораздо глубже - в самой человеческой психике. Мимику и жесты, в первую очередь, .

Жесты и мимика человека воспринимаются и продуцируются разными отделами мозга.

За продуцирование отвечает правое полушарие головного мозга. Это же полушарие позволяет человеку ориентироваться в пространстве, распознавать голоса, интонации, ритм, музыку. Правое полушарие отвечает за конкретное предметное мышление.

Однако воспринимать, дешифровать сигналы жестов и мимики помогают те же самые области мозга, что отвечают за речь - нижняя лобная извилина и задняя височная область. Иными словами, мозг воспринимает жест, как символ, равноценный слову.

Что могут рассказать жесты о человеке

Жесты и мимика - неисчерпаемый источник информации о человеке. Не следует, конечно, воспринимать это, как универсальный способ получения сведений о намерениях или мыслях собеседника, потому как всегда нужно учитывать индивидуальный контекст, индивидуальные привычки партнера и обстановку, в которой происходит разговор.

Мимика может говорить и о сугубо физиологическом состоянии человека. Однако есть некоторые общие поведенческие закономерности, знание которых поможет сориентироваться в конкретной речевой ситуации.

Лицо и глаза по праву считаются самыми выразительными частями тела, когда разговор заходит о мимике.

  1. Прямой взгляд, долгий и непрерывный зрительный контакт с собеседником, свидетельствуют о заинтересованности, настроенности на диалог и высоком уровне доверия.
  2. Прикрытые и слегка опущенные глаза - физическое или эмоциональное утомление, пассивность, незаинтересованность.
  3. Прищур традиционно читается, как признак или повышенного внимания, или как свидетельство злого умысла, негативного отношения к собеседнику.
  4. Склоненная голова и взгляд снизу-вверх - подсознательно воспринимается, как признак агрессии, готовности и желания применить силу.
  5. Склоненная голова при согнутой спине, напротив, говорит о желании угодить.
  6. «Бегающий», постоянно уклоняющийся взгляд сигнализирует о неуверенности или тревожности собеседника. Или о том, что обстановка разговора доставляет ему дискомфорт.
  7. Взгляд сбоку - скепсис или недоверие.
  8. Поднятые брови, широкие глаза и приоткрытый рот - удивление.
  9. Мелкие морщины вокруг глаз выдают радость.
  10. Плотно сжатые губы, нахмуренные брови и расширенные, как бы «раздутые» ноздри, - гнев.
  11. Если человек морщит нос, вполне возможно, он испытывает отвращение. Эта инстинктивная реакция на плохой запах работает и на более символическом уровне.


Положение головы

О многом может сказать и само положение головы:

  • Голова на уровне собеседника - готовность к диалогу.
  • Слегка приподнятая с выдающимся вперед подбородком - уверенность в себе, высокая самооценка, высокомерие, готовность к действию.
  • Головна, склоненная набок или опущенная вниз, - слабость, усталость, готовность идти на компромисс.

Жестикуляция руками

  1. Непроизвольные манипуляции с элементами гардероба, посторонними и предметами или лицом (потирание носа или мочки уха) могут говорить о сильном волнении, тревоге, о том, что собеседник что-то ждет или в чем-то не уверен. Такие жесты, как ни странно, призваны именно скрыть волнение и стресс, отвлечь от них самого человека.
  2. Открытые, приподнятые ладони - этот жест используется в ситуации объяснения, убеждения. Можно сказать, что это своеобразный знак «стоп».
  3. Руки, сложенные в «замок», прикрывающие определенные части тела, спрятанные в карман, - часто это говорит о неуверенности и настороженности. Человек бессознательно прибегает к защитным жестам, когда ощущает угрозу.
  4. Руки за спиной воспринимаются, как сигнал неготовности к диалогу, сигнал робости и сомнений.
  5. Если руки свободно свисают вдоль тела, это можно прочитать, как символ пассивности.
  6. Сжатые в кулак руки воспринимаются, как признак решительности, агрессии или сконцентрированности.

Жестикуляция плечами

  • Человек воспринимается, как уверенный и решительный, когда свободно двигает плечами.
  • Признаками высокой самооценки и желания действовать можно назвать выдающуюся вперед грудную клетку при отведенных назад плечах.
  • Напротив, «впалость» грудного отдела часто интерпретируется с точностью наоборот. Как и прижатые к голове или «выпадающие» вперед плечи.

Походка и осанка

  1. Уверенный человек обладает прямой осанкой и не сутулится.
  2. Несмотря на то, что сутулость может быть, например, признаком неактивного, сидячего образа жизни, ее часто интерпретируют психологически.
  3. Походка быстрая, с активной жестикуляцией руками, выдает решительность и стремление действовать.
  4. Шаркающая и медленная походка подсознательно ассоциируется с ленью и медлительностью.
  5. Прямая, размеренная и широкая походка говорит об открытости и уверенности.
  6. Мелкие шаги свидетельствуют об осторожности, предусмотрительности и расчетливости.

Заключение

Чрезвычайно богат и разнообразен. Жесты и мимика делают речь насыщеннее, разнообразнее и богаче с точки зрения экспрессии.

Жестикуляция для человека - естественна и необходима. Даже в тех культурах, где не принято обильно подчеркивать речь мимикой или движениями, они играют большую роль. Важно уметь «читать» и расшифровывать эти более или менее явные знаки.

Не менее важно уметь ими пользоваться самостоятельно. Уместная, выразительная и яркая жестикуляция, правильный взгляд и осанка помогут выстроить диалог максимально эффективно, действенно и убедительно.

До сих пор в обществе крепко держится мнение, что физиогномика, графология, хиромантия, френология и тому подобные науки – наследие средневекового обскурантизма, что они не имеют ничего общего с истинной наукой и поэтому должны быть выброшены из современного знания как лишний и ни к чему не пригодный балласт.

И действительно, было время, когда такой суровый отзыв был отчасти справедлив – тогда эти науки, вместе с магией, астрологией, кабалистикой и другими, так называемыми оккультными знаниями, занимались предсказанием более или менее отдаленного будущего. Однако в наше время эти науки вошли в тесную связь с чисто положительными науками, каковы анатомия, физиология и антропология, и, пользуясь их данными, усвоили положительный метод исследования.

Особенно резко вырисовывается душа человека в его облике, или физиономии – недаром у народа сложилось представление о лице как о зеркале души. И в самом деле, наши привычки, наши стремления, наши страсти, словом все, что составляет нашу личность, наше «я» – все это отражается на лице, придавая ему ту или иную особенность, часто неуловимую, но бессознательно бросающуюся в глаза опытному наблюдателю.

Древнее искусство чтения по лицу зародилось тысячи лет назад во времена Желтого императора, когда оно применялось восточными целителями для диагностики болезней. Цель этой нетрадиционной медицины была – и есть – предупреждать проблемы со здоровьем и дать рекомендации в отношении питания, физических упражнений и медитации, с тем, чтобы остановить болезни, когда они едва проявились.

Это искусство просуществовало века, и его популярность основана на том факте, что оно способно помочь людям лучше понимать самих себя, коллег по работе, друзей и членов семьи.

Физиогномика

Физиогномика — это характерные черты и выражение лица человека. Лицо делится на три зоны –верхнюю, среднюю и нижнюю.

  • Интелектуальная — верхняя часть лица, она занимает весь лоб, начинается у линии волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяют мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
  • Эмоциональная – средняя часть лица, включает в себя пространство ниже бровей до самого кончика носа, т.е. равна длине носа. Она отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.
  • Витальная – нижняя часть лица. Она начинается от линии ноздрей, состоит из губ, подбородка и дает представление об энергии человека, его любви к наслаждению и низменным инстинктам.

Поэтому, чтобы понять человека по лицу, нужно разобрать, какая зона из трех более ярко выражена, а узнав это, мы сможем предположить, что движет личностью – инстинктивность, эмоции или интеллект.

Главная мимическая зона лица – это область глаз. Ее выразительность обуславливают сокращение трех главных мышц: лобного брюшка затылочно-лобной мышцы, мышцы, сморщивающей брови, и верхней части круговой мышцы глаза, т. е. надбровной мышцей. Работа этих мышц обеспечивает зажмуривание глаз, их открытие и моделирование положения бровей и век. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорчения. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания.

Внешнее проявление внимания, конечно, требует мобилизации всех органов чувств, но при этом наиболее резко выделяется выражение глаз. По ним оценивается степень эмоциональной настроенности, по ним прочитывается уровень понимания происходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх – сообщают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у субъекта, у которого взор фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы «омега», сигнализируют о мучительной попытке сосредоточиться, то однозначно можно говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов – «омега меланхоликов».

По движению глаз можно прочитать горе, удовольствие, ярость, симпатии, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерении собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение.

При анализе выражения глаз учитываются их величина, направление взора, состояние век, складок вокруг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу и раскрытие глаз придают лицу удивленное выражение. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в решение сложной задачи.

Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксированного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть вопроса: такой взгляд свидетельствует также о нетерпении, равнодушии, разочаровании.

Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, заставляет предполагать эмоциональную неуравновешенность, неподготовленность к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с сангвиническим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный. То он обращен вдаль, то вниз, брови сведены, на лбу образуются вертикальные складки.

Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться открытием рта. Человек как бы прислушивается к чему-то, в этом случае его больше устраивает дыхание через рот.

Органы, нагружаемые в большой степени и натренированные на определенную, специфическую мимику, отмечаются лучшей способностью выполнять привычные для них функции. Это относится в первую очередь к глазам, которыми управляют непроизвольные мышцы (радужки и цилиарного тела), и произвольные, подчиненные III, IV, VI и VII черепным нервам. Блеск и выразительность взгляда делают глаза важными детекторами жизнерадостности и дееспособности личности.

Эмоциональные нюансы улавливаются еще по направлению и стабильности взора. У человека в состоянии задумчивости взор обращен вдаль. Глубина восприятия согласуется с устойчивым взором в направлении изучаемого объекта. Представляется типичным твердый взгляд субъекта, оценивающего или проверяющего какой-либо предмет.

Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокращением нижней прямой мышцы глаза, когда глазные яблоки поворачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону, сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения.

Направление взора при общении людей нередко отражает субординацию. Лица, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешенность порождает неустойчивость взора (стремление отводить взгляд, прятать глаза). Функциональные расстройства нервной системы также сопровождаются нестабильностью взора. Переменчивость взора – один из составных элементов мимики.

Мимика

Мимика – интегральный процесс. В нем участвуют реакции отдельных мышц, однако они связаны общим основанием, единой целенаправленностью. Если на лице у человека появляется естественная улыбка, то состояние удовлетворения, радости, восторга одновременно отражается и в других чертах лица. Они объединяются в единый комплекс по закону соответствия. Очевидно, что эмоциональное состояние человека не может получить отражения только в какой-либо одной зоне лица. Обязательно в выражение эмоций включается весь ансамбль лица.

Форма лица наследуется, она отражает генетические признаки, входит в комплекс конституциональных признаков. Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

В течение жизни человек приобретает новые черты лица под влиянием речи, восприятия, болезней, профессии. Мимический склад лица тоже изменяется, отражая признаки всех предшествующих мимических процессов. Условия жизни (климатические, материальные, социальные, семейные) значительно влияют на мимический облик личности.

Изменения мимики лица в течение жизни обусловлены особенностями мимической мускулатуры. В отличие от всех мышц тела человека, мимические мышцы по их анатомическому строению и функции являются уникальными и отличаются как от поперечнополосатой или скелетной мускулатуры, так и от гладкой. От скелетной они отличаются местами начала и прикрепления, а также тем, что они в комплексе, несмотря на внешние различия отдельных мышц, представляют собой единую интегративную систему, части которой локализованы вокруг естественных отверстий лица: рта, глаз, наружных носа и уха. К анатомическим особенностям мимических мышц относится также наличие ротового и глазничного сфинктеров, вообще не имеющих непосредственного начала на костях.

Мимические мышцы отличаются от скелетных и своим развитием в фило- и онтогенезе. Если последние происходят, как правило, из мышечной части сомитов мезодермы, то мимические мышцы происходят из мезенхимы 2-й жаберной дуги (область подъязычной дуги). Эта мезенхима мигрирует краниально и тянет за собой ветви 7-го черепного нерва и наружную сонную артерию, которые вначале иннервировали и кровоснабжали гиоидную дугу.

Главным отличием мимических мышц от скелетных является их функция. Если назначение скелетных мышц – укрепление и перемещение частей скелета, то функция мимических мышц значительно сложнее. Первоначально, как и на предыдущих стадиях филогенеза, они дополняли функции пищеварительной и дыхательной систем. Однако в последующем, параллельно с развитием и усложнением строения и функции центральной нервной системы (ЦНС), они стали выполнять функции мимики, т.е. отражения на висцеральной (лицевой) части черепа эмоционального состояния ЦНС. По сути, мимические мышцы становятся средством общения между высокоразвитыми биологическими субъектами на уровне 1-й сигнальной системы. Какими же системами и путями осуществляется связь между состоянием и уровнем психоэмоциональной деятельности головного мозга и мимической мускулатурой? При выражении эмоционального состояния про исходит очень дифференцированная, порой разнонаправленная и в то же время слаженная работа одновременно нескольких мышц, обслуживающих разные вышеуказанные отверстия лица. Лицевая экспрессия, связанная с коррекцией активности разных мимических мышц, является отражением 6-ти основных эмоций, в основе которых лежат процессы, происходящие в головном мозге, в частности, в лимбической системе, начиная с гипоталамуса, где размещены первичные центры положительных и отрицательных эмоций, соответствующие эффектам действия симпатической и парасимпатической систем. Особая роль здесь отводится парасимпатическому отделу вегетативной нервной системы, который, в отличие от симпатического отдела, осуществляет преимущественно адресную иннервацию отдельных органов.В пользу этого свидетельствует ряд фактов. В начале своего хода лицевой нерв является смешанным, состоящим из эфферентных соматических, парасимпатических и эфферентных вкусовых волокон. Затем основная масса эфферентных волокон разделяется на две части и переключается на крылонебном и подчелюстных парасимпатических ганглиях. Известны связи промежуточного нерва с тройничным, преддверно-улитковым, языкоглоточным и блуждающим нервами, а также с соматической частью собственно лицевого нерва. Известно, что в ряде периферических соматических нервов всегда имеются эфферентные парасимпатические нервные волокна. Они имеются в глазодвигательной, ушно-височной ветви тройничного нерва. В пользу вегетативного компонента иннервации мимических мышц говорит также то, что мышечные ткани начальных отделов пищеварительной и дыхательных систем, к которым относится и мимическая мускулатура, развились из мезенхимы жаберных дуг, иннервация которых, как и для всех внутренних органов, осуществляется вегетативной нервной системой.

Участие нервной системы в механизме мимики доказано давно, хотя многое в этом вопросе остается еще не ясным. Филогенетическая древность внешнего выражения жизненных признаков, отражения эффекта реагирования в движениях мышц лица указывает на их непосредственную связь с теми отделами головного мозга, которые образовались раньше других. К ним относятся ядра ствола, ретикулярная формация, старая древняя кора головного мозга. Роль новой коры отчетливо прослеживается на этапе формирования внешней нервной деятельности, когда экспрессия лица и осознается, и направляется. Человеческая мимика достигла несравненного совершенства и стала важным инструментом общения, источником информации о духовной жизни человека.

Локализация анатомо-физиологических регуляторов мимики в коре головного мозга и подкорковых ядрах и их связь с мимической мускулатурой посредством системы лицевого нерва доказывается клиническими наблюдениями и экспериментами на животных. Совершенно очевидно, что филигранное сплетение ветвей лицевых нервов делает возможной чрезвычайно варьирующую игру мышц лица. Из нервных ветвей выделяются пучки нервных волокон, а за ними – и одиночные волокна, по которым распространяются эффекторные импульсы, заставляющие сокращаться отдельные части мышц. Одновременно с такими проводниками цереброспинальной (анимальной) нервной системы к сосудам лица подходят вегетативные нервные проводники. Они инициируют автоматические реакции сосудов глазных мышц, что проявляется расширением просвета этих сосудов и покраснением лица, например, при чувстве стыда. Кроме того, сокращение мимических мышц происходит во многих случаях вовсе не по сигналу от внешних нервных центров, а как бы непроизвольно. Таким образом, необходимо допускать возможность передачи возбуждения от ядер лицевого нерва в стволе головного мозга к мимическим мышцам в непредвиденных ситуациях.

Результаты экспериментальных исследований на животных приводят к выводу, что таламус, как важнейшее регуляторное звено промежуточного мозга, отвечает за непроизвольные, бессознательные движения мимических мышц при эмоциональных стрессах.

Мимическая выразительность воспроизводится как безусловный рефлекс. В образовании его необходимо участие: раздражителя (контактного, дистантного, ассоциативного), периферического конца анализатора (рецепторы) и центральных ядер анализаторов (подкорковые формации, кора), средств управления мышцами и самих мимических мышц, от сокращения или расслабления которых и зависит мимика. Независимо от сознания человека подкорковая иннервация мимических мышц обуславливает повышенный тонус мимических мышц и их групповое сокращение в определенных условиях.

Непроизвольные сокращения мимических мышц под влиянием эмоциональных стимулов являются моторной реакцией особого типа, характерной для лицевого отдела организма человека. Поперечная исчерченность мышцы еще не свидетельствует о ее абсолютном соответствии другим поперечнополосатым мышцам, что наблюдается, в частности, и в миокарде.

Особое положение мимических мышц не вызывает каких-либо разногласий. Причина автоматизма мимических реакций, трактуемых как экспрессивные, заключается, вероятно, в подчинении их иннервации диэнцефальным ядрам, которые входят в экстрапирамидную систему, ответственную за тонус мимических мышц. Автоматические сокращения последних в ответ на разнообразные раздражения вызываются эффекторными импульсами через таламус и полосатое тело.

Непроизвольная, подсознательная мимика лица человека сдерживается и тормозится. Она подчинена функциям коры полушарий большого мозга. Вполне естественно поэтому, что участие лица в различных видах экспрессии следует рассматривать не только с позиций мимической моторики, но также в свете высшей нервной деятельности. Полушария большого мозга, по И.П.Павлову, являются реактивнейшей и верховной частью ЦНС, в зависимости от состояния и деятельности которой выделены четыре психологических типа:

  • сангвиник – это сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • холерик – сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный тип;
  • флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
  • меланхолик – слабый, неуравновешенный тип, нервные процессы малоподвижны.

Следовательно, по складу мимики, образцам движений можно сделать вывод о типе нервной деятельности.

Индентификация эмоций по выражению лица (FAST)

В 70-х годах прошлого столетия в Калифорнийском университете П.Экманом и его коллегами была разработана техника индентификации эмоций по выражению лица (Facial Affеct Sсoring Technique – FAST). FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций – гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости – в статистической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: бровей – лба; глаз – век и нижней части лица. Кроме того, имеются варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. При пользовании FAST испытуемый ищет сходство эмоций с одним из фотоэталонов, подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Cистема кодирования активности лицевых мышц (FACS)

Второй метод оценки эмоций разработан П.Экманом совместно с У.Фризеном (1978). Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System – FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу группы мышц, например, вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описание не только в статистических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы.

П.Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, которая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выражение и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрессивное проявление шести основных (базовых) эмоций универсально и не зависит от культуры, национальности и расы. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при выражении основных эмоций. Сходные с человеком отражения в мимике эмоций наблюдаются также у животных.

Древневосточная система «Инь и Ян»

Искусство чтения по лицам, как указывалось выше, уходит своими корнями в древневосточную диагностическую медицину. Врачи считали, что все существующие объекты и Вселенную связывает постоянный поток энергии. Эта энергия известна в Китае под названием «ци», в Японии – под названием «ки», В Индии – под названием «прана». Энергия существует в виде энергии – инь и энергии – ян. Инь описывается как более пассивный вид энергии, а ян – более активный. Инь и ян притягивают одна другую, подобно противоположным полюсам магнита. Инь и ян имеют отношение ко всему во Вселенной, и все, что нас окружает, состоит из сочетания этих двух качеств, хотя некоторые из предметов и явлений больше инь, в то время как другие – больше ян. Черты лица могут быть более «иневыми», либо «яневыми», как и эмоции, свойства характера, связанные с каждой чертой. Тонкие губы, например, считаются больше ян (и свойства характера, ассоциируемые с этой чертой, – упорная работа и ответственность), в то время как полные губы (и ассоциируемые с ними склонность расслабляться, получать удовольствие) считаются более «иневыми».

Некоторые люди в целом могут быть слишком инь или слишком ян. Человек, который легко раздражается и впадает в гнев, становится «яневым». Чтобы устранить дисбаланс, такой человек должен внедрить больше энергии инь в свой образ жизни, потребляя продукты инь (легкие блюда, такие как салаты и фрукты, а также больше жидкости) и заниматься расслабляющими «иневыми» видами деятельность, такими как чтение, занятия йогой и прогулки.

По древневосточным представлениям считается, что левая и правая половины лица связаны с разными типами энергии ци. У большинства людей энергия ци в левой половине лица имеет тенденцию быть более активной и, соответственно, быть энергией ян, в то время как энергия ци в правой половине лица склонна быть более спокойной – более инь. Правая половина лица считается женской стороной и, как правило, отражает черты лица матери и бабушек, в то время как «яневая» левая половина представляет мужской аспект и связана с отцом и дедушками. Женская, правая половина лица ассоциируется с земной энергией ци и она, как правило, более выражена,чем левая, и представляет наши основные эмоции и точку зрения, а также наши личные, внутренние свойства характера и творческие способности. Мужская, левая половина лица ассоциируется с небесной энергией ци и представляет логическое мышление и принимаемые социальные маски. На ней отражаются контролируемые эмоции, и она представляет ту личность, какой мы желаем показаться для внешнего мира.

Действие функциональной асимметрии мозга на мимику человека

Чтобы лучше это увидеть, необходимо создать два образа с помощью фотографий правой и левой половины лица, на которых будет отмечаться заметная разница в мимике каждой из фотографий. Идеально симметричные лица практически не бывают. На асимметрию лица (мимики) указывает и анизокирия. По данным Е.С. Вельховера и Б.В. Вершинина, анизокория встречается у практически здоровых лиц в 19% случаев, у больных соматическими заболеваниями – в 37%, у лиц с патологией ЦНС – в 50-91% случаев. Причем, у подавляющего большинства соматических больных и здоровых людей правый зрачок шире левого.

В настоящее время различие в мимике правой и левой половины лица объясняется тем, что правое и левое полушария головного мозга выполняют различные функции. Особенно четко это доказали в 50-х годах ХХ века американские исследователи, которые достигли успехов в лечении непрерывно возникающих приступов эпилепсии разъединением правого и левого полушария головного мозга путем операции – разрушением моста между полушариями (мозолистого тела). Такая операция была произведена у нескольких больных, действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии. Ее получил Р. Сперри.

Хотя связи между двумя полушариями мозга были нарушены, человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции: один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение – в то время как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача: в то время как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Потом было отмечено, что правая рука не могла перерисовать самые простые геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь простые бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, функция речи. Правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части – в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах.

В этом плане интересно следующее исследование. Группу архитекторов подключили к электроэнцефолографам (ЭЭГ). Архитекторы получили задание, в котором нужно было произвести арифметический расчет.

ЭЭГ показал повышение активности левого полушария, а когда надо было выполнить проект фасада здания, усилилась активность правого полушария. Следовательно, существуют различия в функциях правого и левого полушарий (функциональная асимметрия мозга). Функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функцией правого полушария – оперирование наглядными образами (распознавание объектов, образное мышление, интуиция).

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о различной роли полушарий головного мозга в регуляции психических способностей и эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга, проявляющейся, в том числе, и в мимике лица. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражением в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром должна быть согласованность интуиции и логики, духа и ума, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней.

Следовательно, сложнейшие мимические реакции, отображающие подсознательную и сознательную реактивность соответствующих центров головного мозга, могут осуществляться только при наличии между всеми центральными и периферическими компонентами этой целостной системы многообразных анатомо-физиологических связей, осуществляемых нейропроводниками, как соматической, так и вегетативной частей нервной системы. В отличие от соматических волокон лицевого нерва, большинство из которых перекрещиваются в стволе головного мозга и при поражении корковых центров развивается гетеролатеральный паралич мимической мускулатуры преимущественно нижней части лица, эмоциональные реакции, связанные с вегетативной нервной системой, по отношению к полушариям головного мозга, в основном проявляются гомолатерально.

Часть двигательного ядра лицевого нерва, иннервирующая мимические мышцы верхней части лица (лобная, круговая мышца глаза), имеет корковую иннервацию из обоих полушарий головного мозга. В противоположность этому нижняя часть ядра, иннервирующая нижние мимические мышцы, получает корковую иннервацию преимущественно из противоположной прецентральной извилины. Поэтому при поражении прецентральной извилины на противоположной стороне возникает парез мимических мышц только нижней части лица, но не нарушается функция мимических мышц верхней части лица, имеющих двухстороннюю корковую иннервацию.

Таким образом, состояние правого полушария отражается на правой половине лица, а левого полушария – на левой. В особенности это важно для глаз. До сих пор считалось, что состояние двух полушарий головного мозга человека отражается на его лице «крест-накрест» – левого полушария на правой стороне лица, а правого полушария на левой стороне лица. Это обстоятельство не позволяло ученым разработать адекватную методику тестирования психотипов. Поэтому, например «Экспресс тест Джеймса» не является достоверным и не нашел успешного применения на практике.

У здоровых людей мимика левой стороны лица отражает эмоциональное состояние в большей степени, чем мимика правой половины. Более явная выраженность проявлений эмоций левой половины лица подтверждается в специальных модельных экспериментах, в которых было показано, что эмоции больше распознаются на фотографиях, составленных из двух левых половин лица.Для определения психического состояния нами используется метод видео-компьютерной диагностики. С помощью видеокамеры компьютер строит два новых лица человека. Один портрет составляется из правых половин лица (духовный, генетический портрет), другой – из левых (жизненный, социальный портрет).

На «генетическом портрете» видна решительность, готовность к действию этого человека, а на «социальном портрете» – усталость, депрессия, что проявляется опущением уголков глаз, бровей и т.д. Далее эти портреты сравниваются в компьютере по специальному алгоритму, и по этой программе компьютер относит данного человека к одному из 49 психологических типов и выдает в процентном отношении полную личностную характеристику, профессиональную характеристику и рекомендации по гармонизации личности, изменению образа жизни, эффективному взаимодействию с другими людьми, окружающим миром.

Видео-компьютерная диагностика, наряду с опросниками, используется для определения психического состояния у соматических больных (бронхиальная астма, артериальная гипертония, язвенная болезнь и др.), для более эффективного лечения этих больных с учетом психического статуса (тревожность, депрессия).

С помощью этого метода может происходить психофизическая саморегуляция человека на основе зрительной биологической обратной связи. Если человек смотрит на эти свои два портрета, то он начинает осознавать свои подсознательные (вытесненные из сознания) чувства. В результате такой биологической обратной связи, эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. Практически при этом происходит стабилизация психических процессов, выравнивание интуитивных и логических способностей человека, повышается степень гармонии личности. При этом лицо и глаза становятся более симметричными, уменьшаются психосоматические расстройства, происходит процесс омоложения (если старение произошло преждевременно), человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Одним их существенных преимуществ этого метода является возможность исследования человека в прошлом. Исследование ранних фотографий, начиная с самого раннего детства, позволяет выявить периоды психических травм и динамику развития расстройств. При психокоррекции, с помощью синтезированных из ранних фотографий портретов, происходит восстановление лучшего из прежних состояний.