Методики обучения английскому языку. Коммуникативный метод обучения английскому языку в начальной школе

При обучении английскому языку, мы используем систему коммуникативного обучения.

Что это такое? И в чем эффективность данного метода?

  • Коммуникативная методика обучения английскому языку базируется на живом общении , как на эффективном инструменте, позволяющем планомерно, логично и результативно осваивать все ступени знаний.
  • Вы полностью погружаетесь в языковую среду , получая пласт знаний, тут же применяете его на практике, тем самым закрепляя материал более органично и без необходимости пустого заучивания.
  • Вы постигаете грамматику, расширяете лексику, решаете коммуникативные задачи, применяя и нарабатывая необходимые навыки. Классический приём коммуникативного обучения английскому языку - имитация обстоятельств и ситуаций из реальной жизни , при этом Вы охватываете все аспекты: и лексику, и грамматику, и чтение, и аудирование, и устную, и письменную речь.

Коммуникативное обучение английскому языку, как оптимизированный и продуктивный метод, позволяет в оптимальные и минимальные сроки развить практические навыки общения. Существуют различные обучающие приёмы, специально разработанные упражнения, обучающие игры, понятные для слушателя. Средства и методы обучения всегда находят человеческий отклик, процесс становится увлекательным, слушатель избавляется от комплексов и зажимов, от психологического и языкового барьера. В режиме живого диалога на занятиях обсуждаются актуальные темы, выстраиваются спонтанные диалоги, что позволит в дальнейшем, не задумываясь, в обычной жизни «включать» свои знания не задумываясь, в любых условиях и обстоятельствах, на полную катушку, беззастенчиво выстраивая нужные коммутации и понимание при общении с людьми.

При использовании методики коммуникативного обучения английскому языку, изучение в теории - переход к знанию и владению языком на практике. Вы не просто что-то учите, пребывая в тепличных условиях, язык - это живой инструмент, поэтому следует работать с ним в реальном времени постоянно. Задания и упражнения направлены на постоянное взаимодействие с преподавателем (носителем языка), а так же с партнером, если Вы обучаетесь в мини-группе. При работе в мини-группе, у Вас также есть возможность наблюдать, как за своими ошибками, так и за ошибками партнера, совместно анализировать их, исправлять под руководством мудрого преподавателя. Не бойтесь совершать ошибки, это нормально, уверенно двигайтесь вперед, и результаты не заставят себя долго ждать! Любой преподаватель подтвердит, что лучше всего запоминается именно то, что Вы обнаружили, выявили или открыли самостоятельно. От занятия к занятию всё больше накапливаются знания и шлифуются навыки, все сложнее становятся задания, пройденный материал повторяется и закрепляется в более сложных учебных форматах, всё интереснее делать открытия и узнавать что-то новое! Занятия ведутся на английском языке, происходит полное погружение в языковую среду.

Не стоит пугаться, что у вас что-то может не получиться или Вы что-то не поймете. Подача материала происходит по принципу от простого - к сложному, приемы обучения многократно апробированы и подтверждают свою эффективность на практике. Также, на уроках используются дополнительные наглядные пособия, задействованы методы визуализации, облегчающие восприятие, тренируется память, реакция, развивается альтернативное и оперативное мышление, понимание и ориентирование слушателя во время занятия. Занятия строятся в разных форматах, в качестве примера можно привести следующие: беседа в режиме диалога, конференция на заданную тему, семинар по определенной теме, постановка театрализованных сценок-спектаклей на английском языке, обсуждение фильмов, статей из газет и журналов и т.д. В процессе обучения, все аспекты коммуникативного обучения грамотно систематизированы.

Вы сами ощутите и опробуете на себе эффект, когда речь органично рождается в Вашем сознании без напряжения, поймете и почувствуете этот механизм.

Вы научитесь соотносить родной и английский язык и различать их особенности, поймете принцип освоения английского языка, систему восприятия речи, принцип образования разных речевых высказываний, диалогов, монологов, информационных сообщений, и других форматов изложения мысли и конкретной информации. Вы освоите систему построения коммутации между людьми, научитесь взаимодействовать с людьми посредством языка, сможете анализировать информационные высказывания.

Вы будете знать тонкости и нюансы интонации, жестов, мимики в процессе устного общения, Вы овладеете знаниями культурной, социальной, национальной, традиционной специфики. Впоследствии, в реальной жизни, Вам не составит труда наладить любые межкультурные коммуникации, как с деловыми партнерами, так и дружеские взаимоотношения. Поскольку занятия проходят индивидуально или в мини-группах, нет никакой возможности отмолчаться в уголке и занять позицию наблюдателя, Вы всё время будете находиться в активном процессе, взаимодействовать с людьми, отрабатывать навыки, при этом получая максимальное количество внимания от преподавателя!

Занятия превращаются в имитацию игры, своеобразный тренинг, позволяющий Вам с короткие реальные сроки изучить английский язык и наслаждаться его использованием в Вашей обычной жизни! Изучайте язык в процессе настоящего, живого общения!

Пройдите бесплатный 10-минутный тест на определение уровня Вашего английского!

Есть масса различных методик изучения английского языка. Одна из них - коммуникативная методика. Это уже давно зарекомендовавший себя подход к обучению учеников и студентов иностранным языкам в Европе и США.

Основные цели коммуникативной методики - обучение языку при помощи практики, избавление от страхов и помощь в преодолении языкового барьера.

Что представляет собой коммуникативный метод обучения

Эта методика появилась около 50 лет назад на территории Великобритании. Именно тогда английский получил статус международного языка. Существовавшие на тот момент методики были далеки от идеала, и все больше людей, для которых английский язык был иностранным, сталкивались с трудностями в изучении. Ученикам было важнее изучить язык и поскорее начать применять его на практике, а по факту обучение было направлено на систематизирование и углубленное изучение грамматических особенностей. Люди, целью которых являлось изучение для дальнейшего общения, не получали необходимых знаний, плохо владели разговорной речью и ничего не знали о словесном этикете. Так и начала зарождаться коммуникативная методика изучения английского языка. Ее целью было научить людей полноценно общаться в реальной жизни.

Суть метода в том, что вымышленные тексты, которые совершенно далеки от реальности, заменяют диалоги из повседневной жизни. Ученики полностью вовлечены в диалог. Например, они не рассказывают о себе по схеме: "Меня зовут Петя. Я из Твери. Я студент", а выстраивают диалог и задают друг другу вопросы, разыгрывая сцену знакомства.

На первых уроках для обсуждения выбирают знакомые и интересные всем темы, чтобы у учеников развилась возможность спонтанного использования языка.

Основное отличие коммуникативной методики в том, что нет конкретного плана занятия. Все зависит от вопросов и ответов, задаваемых учениками, и моделируемых ситуаций. Каждое следующее занятие - это обсуждение новых тем и упражнений. Это позволяет всесторонне развивать возможности студентов и проводить уроки так, чтобы они не наскучили.

Основная цель коммуникативного подхода

Коммуникативный метод обучения направлен на то, чтобы ученики могли свободно общаться на английском вживую, без страха и опасений быть непонятым. Человек, обучавшийся по этой методике, сможет найти общий язык с иностранцами в англоговорящей стране, овладев стандартным набором фраз и зная до 1000 слов.

Однако и ученикам этой методики нужно углубиться в изучение и не бросать учебу после нескольких месяцев. Иначе возможные грамматические ошибки и клишированные фразы не дадут возможности прослыть умным и интересным собеседником.

Особенности метода

Согласно некоторым источникам, данная методика больше всего подходит тем, кто уже имеет некоторые знания в этой области, например, ученикам школ, студентам, посещавшим базовые курсы. Но, помимо этого, главные принципы коммуникативного метода обучения английскому языку помогают:

  • преодолеть языковой барьер, ведь цель подхода - научить студента общаться без запинок - практике общения отведена львиная доля занятий;
  • начать говорить на английском уже после первого урока - после первого занятия лексикон ученика пополнится минимум 20 фразами, которые можно активно применять в беседах;
  • освоить беглую речь - на занятиях вырабатывается навык общения на английском так же быстро и умело, как на родном языке;
  • развить понимание языка - так как в процессе обучения человек не только разговаривает, но и слушает, развивается навык восприятия языка на слух;
  • быстро пополнить словарный запас - технология обучения построена таким образом, чтобы люди могли быстро изучить язык и начать свободно на нем разговаривать, в первые месяцы изучения студент осваивает около 60 % лексикона среднестатистического англичанина;
  • не скучать на уроках - ведь занятие происходит в форме интересных активностей: живого общения, обучающих игр, взаимопомощи;
  • сэкономить - это популярная система обучения, используемая во многих языковых центрах, плюс нет надобности приобретать дорогие учебники.

Кому подходит этот метод?

Коммуникативный подход в преподавании иностранных языков имеет свои особенности, поэтому может подойти не каждому ученику, все зависит от целей и задач, поставленных перед обучением. Это оптимальный способ изучения языка для:

  • Людей, желающих улучшить навык грамотной устной речи. Эта методика помогает побороть страх ошибок, а постоянные разговоры на английском - отточить произношение и выучить правила, необходимые для правильного построения предложений.
  • Тех, кто хочет уметь поддерживать разговор на приемлемом уровне. Во время обучения учитель английского языка дает своим студентам возможность вести диалоги на многочисленные интересные темы. Поэтому, встретив носителя английского языка, можно без труда завести и поддержать с ним беседу на большинство популярных тем.
  • Желающих повысить уровень понимания речи. Это очень важный навык - восприятие языка на слух, благодаря этому можно стать полноценным собеседником (ведь слушать не менее важно, чем говорить), а также смотреть фильмы и передачи на английском.
  • Тех, кому важно научиться красиво и правильно говорить на английском. Зачастую красивая речь добавляет уверенности, а это способствует положительной реакции собеседника. Отсутствие акцента - залог хорошего диалога.
  • Тех, кто устал от скучных уроков на занятиях, основанных на коммуникативной методике обучения английскому языку, задания всегда интересные.

Допустимо обучение по такой методике и с нуля, однако тем, кто имеет некоторую базу знаний языка, обучение будет даваться легче.

Коммуникативная методика помогает обучиться беглой речи - это очень частое требование от иностранных работодателей. Регулярная тренировка речи поможет освоить этот навык.

В первую очередь обучение при помощи общения создано для тех, кому важна практическая часть и, как результат, возможность разговаривать без запинок с иностранцами. А вот для успешной сдачи большинства российских экзаменов и тестов этих знаний будет мало.

Основные принципы рабочей программы

На занятиях, основанных на коммуникативной методике обучения английскому языку, рабочая программа состоит из множества заданий, направленных на решение практических задач: к примеру, это может быть заказ еды в ресторане, покупка билета на вокзале, визит к врачу или выбор направления для путешествия.

Существует два вида таких задач:

  1. Решение проблем функционального общения: сравнение изображений и поиск различий, расстановка событий в правильном порядке, заполнение пробелов на карточках и рисунках, исполнение указаний и решение поставленных задач.
  2. Улучшение навыка социальной коммуникации: живое общение, построение диалогов, импровизированные сценки, ролевые игры и дебаты.

Как проходят занятия

Основная цель рабочей программы коммуникативной английскому языку - это научить студента живому общению. Чтобы этого достичь, ученик должен запомнить необходимые грамматические конструкции и овладеть средним словарным запасом. Для этого план урока составляют из нескольких модулей:

  1. Презентация грамматической конструкции. Учащимся предоставляется возможность прочитать либо прослушать текст с изучаемым материалом и ответить на касающиеся его вопросы.
  2. Работа с изучаемым материалом. Ученики находят нужную грамматическую конструкцию в тексте. При помощи учителя или наставника формируют правило ее использования в языке.
  3. Практика под контролем преподавателя: выполнение письменной работы с применением конструкции. Например, тестовые задания или заполнение пропусков в предложениях.
  4. Ограниченная практика с применением конструкции - общение с учителем.
  5. Свободная практика: парные либо групповые задания - диалоги друг с другом, моделирование жизненных ситуаций.

Современные реалии: уроки языка по "Скайпу"

С развитием технологий обучение становится доступнее для любого человека, имеющего интернет. Уже не нужны личные встречи с учителем английского языка. Можно успешно обучаться дистанционно - при помощи "Скайпа". Причем эффективность от таких занятий ничуть не хуже, чем при личном присутствии.

Количество учеников в одной группе не имеет жестких рамок. Все участники подключаются к занятию в режиме видеоконференции и занятие проходит по тому же принципу, что и занятия в классах. Единственный нюанс - качество изображения и звука должны быть на высшем уровне.

Функция преподавателя

В коммуникативной методике обучения английскому языку роль учителя значительно отличается от других подходов. Здесь он выступает не в роли строгого смотрителя, а выполняет несколько важных функций:

  • анализирует уже имеющиеся знания и потребности каждого ученика в отдельности;
  • помогает ученику пополнить свой запас языковых средств;
  • делит учащихся на группы и следит за эффективностью их работы;
  • дает советы и помогает решать проблемы учащихся в области английского языка;
  • контролирует ученика и изучаемый язык, но без каких-либо рамок и ограничений, лишь там, где в этом есть необходимость.

Коммуникативная методика обучения английскому языку в школе

Эта методика успешно применяется не только в обучении взрослых, но и детей как дошкольного, так и школьного возраста. Коммуникативная методика обучения английскому языку для детей - это развитие навыков устного общения, письма, чтения и понимания языка на слух. Тематика, изучаемая на уроках, выбирается исходя из интересов ребенка: обсуждение семьи, школы, погоды, увлечений, игр.

В начале урока преподаватель объясняет правила грамматики и сложные темы на русском языке, а затем ученики делятся на пары и ведут диалоги уже на английском.

В начальной школе обучение таким методом проходит путем погружения в культуру англоязычных стран. Учащиеся улучшают навыки общения и узнают специфику английского быта. Задача учителя - поддерживать мотивацию учеников к изучению языка.

Нужны ли учебники

Как правило, с преподавателем в группах по коммуникативной методике обучения английскому языку учебники студентами используются по минимуму. Ведь главная основа программы - общение. Выбирает учебный материал обычно сам преподаватель или организация, контролирующая учебный процесс в конкретной школе.

Ученикам на занятиях чаще требуется рабочая тетрадь, нежели сам учебник. Но для более углубленного изучения английского или же самостоятельного обучения по коммуникативной методике можно воспользоваться некоторыми, предназначенными для этого учебными пособиями.

Лучшие учебники для изучения английского по коммуникативной методике снабжены красочными иллюстрациями, в них есть много полезной и интересной информации о культуре и нравах жителей разных стран. Вот некоторые из них:

  • Longman, New Cutting Age - это 6-уровневый учебник, где каждый уровень состоит из 15 блоков. Здесь есть масса заданий для тренировки навыка общения. В каждом блоке есть раздел под названием Real Life, здесь приводятся примеры различных ситуаций из реальной жизни и комплекс фраз для их обсуждения.
  • Express Publishing, Enterprise - состоит из учебника, рабочей тетради и отдельно выделенного блока грамматики. Структура обучения по этому пособию такова: сначала - введение в тему, затем чтение, после чего в словарном блоке проходит повторение и проработка новых слов. Здесь уделяется много внимания изучению грамматических основ и лексических конструкций.
  • Longman, New Total English - также состоит из рабочей тетради и самого учебника. Плюс в комплект этого курса входит DVD, на котором записан видеоматериал для каждого нового блока.
  • Oxford, New English File - учебник, созданный для тех, кто хочет изучить английский для себя. В нем есть упражнения для проработки многих навыков. Также он снабжен хорошим словарем в конце книги.
  • Oxford, New Hotline - курс для подростков. Каждый блок - это новый фотоэпизод, повествующий о жизни британских подростков, который сопровождают новые фразы и правила грамматики. Это интересный учебный материал, знакомящий молодежь с культурой и социальными явлениями Великобритании. Однако здесь уделяется не так много внимания грамматике, поэтому этот учебник лучше использовать в комплексе с другим пособием.

Это далеко не полный список учебников, однако эти пособия получили наивысший рейтинг среди учеников и преподавателей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Элементы коммуникативной методики обучения английскому языку

Учитель английского языка

МБОУ гимназии «Эврика»

г.-к. Анапа

Лентушенко Лариса Григорьевна

Английский язык в мире как лидирующее средство международного общения связано прежде всего со стремительным развитием высоких технологий (космических, информационных, лазерной техники, био- и нанотехнологий и т.п.), экономики и т.д. Это усиливает мотивацию учащихся общеобразовательной школы, желающих изучить английский как основной язык межгосударственного общения, научных исследований. Язык стал в той или иной форме доступен большинству. Спрос порождает предложение. И предложение всё больше ориентировано на потребителя.

С.Г. Тер-Минасова, известный специалист в области лингвистики и методики преподавания иностранного языка, отмечает, что с недавнего времени изучение языка стало более функциональным: “Небывалый спрос потребовал небывалого предложения. Неожиданно для себя преподаватели иностранных языков оказались в центре общественного внимания: легионы нетерпеливых специалистов в разных областях науки, культуры, бизнеса, техники и всех других областей человеческой деятельности потребовали немедленного обучения иностранным языкам как орудию производства. Их не интересуют ни теория, ни история языка - иностранные языки, в первую очередь английский, требуются им исключительно функционально, для использования в разных сферах жизни общества в качестве средства реального общения с людьми из других стран.” Происходят коренные изменения в обучении, когда кардинальным образом пересматриваются содержание и методы обучения. В этой связи проблема создания (использования) эффективной методики преподавания английского языка в школе представляется крайне важной.

Работая в школе я поняла, что важной частью обучения английскому языку является привитие интереса к предмету, ведь хорошо получается то, что любишь, чем увлекаешься.

Функции педагога в образовательном процессе значительно изменились. На смену учитель-ментору, учителю-диктатору, не способному предоставить учащимся свободу выбора и обеспечить необходимую в постижении столь тонкой материи, как язык, пришел учитель-наблюдатель, учитель-посредник, учитель-умиротворитель и руководитель. На современном этапе развития преподавания английского языка при выборе метода обучения необходимо исходить из особенностей коллектива, в котором он будет использоваться, учитывать личностные особенности обучаемых, их возраст, интересы, уровень подготовки, период, в течение которого будет проходить обучение, а также техническую оснащённость учебного заведения. В своей преподавательской деятельности за основу я взяла коммуникативный подход обучения английскому языку, который, как следует из его названия, направлен на практику общения.

Из четырёх составляющих, на которых держится любой языковой тренинг (чтение, письмо, разговорная речь и восприятие речи на слух), повышенное внимание уделяется именно двум последним. На моих уроках (особенно в начальных классах обучения) не используются особенно сложные синтаксические конструкции или серьёзная лексика. Устная речь любого грамотного человека достаточно сильно отличается от письменной. Однако ошибкой было бы думать, что коммуникативный метод предназначен только для лёгкой “светской” беседы.

Что такое коммуникативный метод изучения иностранного языка? Коммуникативная методика ставит своей целью формирование у слушателей смыслового восприятия и понимания иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения речевых высказываний. Это смесь традиционных и интенсивных методов, имеющих собственные преимущества. Процесс обучения идет несложным путем. Ученик как бы находится в центре этого процесса. Чтобы объяснить новые слова и правила, учитель использует знакомую для обучающегося лексику, объясняет грамматику при помощи картинок, жестов и мимики. На сегодняшний день этот метод очень распространен. Многие из зарубежных языковых школ используют его в работе, так как он направлен на практику общения. Кроме того, коммуникативный метод призван снять страх перед общением.

В коммуникативном методе обязательно присутствие преподавателя языка, потому что в его основе находится общение. Целью является преодоление языкового барьера и избежание боязни говорения на английском. Учащиеся используют на занятиях по иностранному языку ситуации из жизни, что дает им возможность употреблять грамматические формы для выражения своих мыслей в ходе показа сцены.

Эта методика помогает развитию навыков устной и письменной речи, чтения, восприятия информации на слух -- аудирования. Изучение грамматики происходит во время разговора на английском с преподавателем. Вначале идет освоение слов и выражений, языковых формул, а уже потом учитель помогает обучающемуся в их разборе в плане грамматики. Таким образом, цель учащихся говорить свободно и правильно будет достигнута.

Коммуникативный метод имеет психолингвистический подход. Английский язык находится в роли средства коммуникации. Наличие лексических или синтаксических ошибок в речи обучающегося не является проблемой в этой методике. Ведь во время обучения эти ошибки корректируются. Просто нужно чаще слушать английскую речь, выучить наизусть грамматику и тренировать свою память. Чем чаще вы используете сложную грамматику, тем больше будет эффективность обучения. Все дойдет до автоматизма.

Вообще, коммуникативный метод ведет к более свободным действиям на занятиях, чем традиционный метод. Это повышает интерес к изучению и способствует желанию продолжить его. Большая скорость разговора с учителем или с группой дает такой эффект, что обучающийся начинает мыслить на английском. В этом случае перевод автоматически может отпасть из-за нехватки времени.

Этот методика также проводит беседу об английском языке. Ученики обмениваются мнениями о том, как каждый из них предпочитает изучать лексику, как можно легко запомнить новые слова, идиомы, грамматические схемы, какие книги лучше прочитать для получения пользы и другие.

Начальный этап обучения состоит из дискуссий, ролевых игр и инсценировок различных событий из обыденной жизни. Для обучающихся на высоком уровне используются интеллектуальные игры, повышающие кругозор и расширяющие представление о стране изучаемого языка.

Человек, вооружившись стандартными наборами грамматических сочетаний и запасом в 700-1000 слов, свободно может найти общий язык в чужой стране. Но есть одно но -- малый запас лексики. Плюс еще к этому множество ошибок по грамматике. Чтобы это не выявилось при общении, необходимо знать этикет, внимательно слушать собеседника и совершенствоваться.

Коммуникативный метод следует впереди в работе освоения иностранных языков.

В общих чертах коммуникативный подход представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное обучение английскому языку как средству общения в условиях моделируемой (воспроизводимой) на учебных занятиях речевой деятельности - неотъемлемой и составной части общей деятельности. Коммуникативный подход предполагает полную и оптимальную систематизацию взаимоотношений между компонентами содержания обучения. К ним относятся: система общей деятельности; система речевой деятельности; система речевого общения (коммуникации); система самого английского языка; системное соотнесение родного и английского языков (их сознательно-сопоставительный анализ); система речевых механизмов (речепорождение, речевосприятие, речевое взаимодействие и др.); текст как система речевых продуктов; система структурно-речевых образований (диалог, монолог, монолог в диалоге, разные типы речевых высказываний и сообщений и т. п.); система (процесс) овладения английским языком; система (структура) речевого поведения человека. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения английским языком как средством общения в широком смысле этого слова.

Наиболее приоритетными направлениями, определяющими коммуникативный подход к обучению английскому языку, являются: влияние концептуальных составляющих на содержание; отбор и организация учебного языкового и речевого материала; моделирование в учебном процессе ситуаций общения и способы формирования речевых навыков обучающихся; самоанализ и управление учебной деятельностью на занятиях с учителем и в самостоятельной работе. Речевая деятельность в качестве системы рассматривается как неотъемлемая и составная часть общей деятельности. Систематизируя речевую деятельность, следует отметить, что для обучения и общения на английском языке значимыми являются как специальное, так и взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, в том числе говорение, аудирование, чтение и письменная речь. Систематизация общения предполагает анализ содержания, структуры и взаимодействия коммуникативного (информационного обмена между говорящими партнёрами), интерактивного (взаимодействия партнёров) и перцептивного (взаимовосприятия и взаимопонимания партнёрами) аспектов. Большой интерес для обучения англоязычному общению представляет анализ сочетания речевых и неречевых средств общения (мимики, жестов, телодвижений и пр.) с учётом их национально-культурной специфики.

Систематизация языкового материала в целях обучения английскому языку предполагает использование как собственно системного описания фонетического, лексического и грамматического аспектов языка, так и данные коммуникативной лингвистики, функциональной грамматики, контрастивной лингвистики. Систематизация языка как средства общения должна отвечать трём основным требованиям: созданию лингвистических основ обучения английскому языку с учётом языкового опыта обучаемых и владения ими родным языком; обучению их определённому (полному, усечённому или избирательному) варианту английского языка; соответствию условиям, в которых реализуется обучение коммуникативной функции английского языка и овладение ею обучаемыми.

Одной из основных составляющих коммуникативного метода является методически грамотное соотнесение родного и английского языков, обеспечение учеников таким комплексом упражнений, которые без ущерба для аутентичности англоязычной речи позволят полностью реализовать изначальные коммуникативные намерения, сформированные в речемышлении на родном языке. В целом же создание таких комплексов упражнений связано с особенностями структуры и функционирования механизмов порождения и смыслового восприятия речевых высказываний, входящих в целесообразную для обучения англоязычному общению систему. Систематизация овладения английским языком предполагает учёт и использование в обучении объективных и субъективных закономерностей усвоения английского языка на основе родного языка и его соотнесения с английским.

Текст представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка в рамках темы, контекста, ситуации, проблемы, возраста, сферы и жанра общения, ориентации на определенного адресата, выражения социальной, профессиональной, личностной позиции. Текст рассматривается как зафиксированный в той или иной форме продукт устной или письменной речи. В нём как бы материализуются все другие системы. С учётом описанных выше систем можно специально в учебных целях моделировать такие тексты, которые не только были бы образцами англоязычного общения, но и управляли процессом овладения и практикой англоязычного общения. Текст следует рассматривать в следующих обучающих функциях: как иллюстрацию функционирования языковых единиц; как образец речи определённой структуры, формы и жанра; как образец реализации речевых намерений автора; как модель порождения речевого высказывания, сообщения или речевого общения (текст-диалог); как структуру управления смысловым восприятием; как структуру управления учебными действиями обучаемых (учебный текст); как средство обучения аспектам языка (фонетике, лексике, грамматике, интонации) и видам англоязычной речевой деятельности (всем видам чтения, говорению, аудированию, письму). Диалогические тексты, особенно специально составленные, способны стать основой самостоятельного коммуникативного тренинга, то есть самообучения англоязычному общению. Функции текста в обучении англоязычному общению отнюдь не исчерпываются вышеназванным.

Систематизация речевого поведения важна для обучения англоязычному общению в следующих аспектах: отражение в нем всех психологических, лингвистических, деятельностных, объективных и субъективных факторов его существования в речи человека в целом; модель или образец речевого поведения типичного носителя английского языка, к которой следует стремиться обучаемым; особенности речевого поведения в результате проведённого обучения англоязычному общению; формирование способности самовыражения обучаемого на английском языке.

Реализация коммуникативного подхода намного усложняется, если не уделять внимания некоторым техническим аспектам методики обучения английскому языку. Естественно, что для успешного обучения, помимо всего прочего, должна иметься определённая база технических средств и рекомендации по их грамотному и эффективному использованию.

Кабинет английского языка является учебным центром организации обучения и внеклассной работы учащихся по данному предмету. В нём проводятся уроки, организуется работа кружков, различные мероприятия в рамках внеклассной работы по английскому языку. Безусловно, внедрение любой методики обучения английскому языку невозможно без соответствующего оформления кабинета. При оформлении кабинета должен учитываться весь спектр учебно-методического комплекса, включающий эстетические, гигиенические, экономические требования, а также требования научной организации труда учителей и учащихся. В кабинете (языковой лаборатории) должны находиться печатные, экранные и звуковые учебно-наглядные пособия, а также средства их применения.

иностранный язык коммуникативный смысловой

Сравним коммуникативной и традиционной методик изучения иностранных языков:

Как видно из вышеизложенного, коммуникативная методика обучения английскому языку представляется наиболее эффективной, особенно если речь идёт об организации обучения в средней школе. На школьном уровне необходимо заложить основы владения английским языком именно как средством общения, что открывает возможность перейти от рассмотрения английского языка как объекта изучения к использованию его на практике как полезного инструмента.

Список использованных материалов

1. Панов Е.М. Основы методики обучения иностранным языкам. - М., 1997.

2. Maslyko E.A. Communicative English for Intensive Learning. - Minsk, 1989.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретическое исследование и характеристика механизма аудирования как центрального звена восприятия речи на слух учениками средней школы. Разработка обучающей методики по восприятию иностранной речи на слух в процессе преподавания английского языка.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2011

    Основные методики обучения английскому языку. Аудирование как вид речевой деятельности. Трудности понимания иностранной речи на слух. Система упражнений и учебные игры, направленные на развитие умений и навыков аудирования. Языковые средства диалога.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2013

    Лингвопсихологический анализ устной и письменной речи. Экспериментальная апробация методики, направленной на предупреждение ошибочности устной и письменной речи школьников. Возможные способы наиболее эффективной организации урока иностранного языка.

    дипломная работа , добавлен 04.03.2011

    Процесс изучения английского языка в начальной школе, трудности понимания речи на слух; условия и особенности обучения аудированию. Разработка системы упражнений по способу Н.В. Елухиной "Снежный ком"; интенсификация обучения на коммуникативной основе.

    курсовая работа , добавлен 13.05.2013

    Лингвистические характеристики письменной и устной речи на уроках русского как иностранного языка. Деление приемов чтения в зависимости от коммуникативных задач. Упражнение, формирующие фонетические, лексические и грамматические навыки аудирования.

    курсовая работа , добавлен 26.05.2012

    Технологическая карта планирования урока с использованием средств информационных и коммуникационных технологий по теме "Биография" в 8 классе. Формирование навыков восприятия устной иностранной речи на слух. Развитие коммуникативных способностей у детей.

    методичка , добавлен 16.11.2009

    Коммуникативный метод обучения. Динамика развития умений письменной речи учащихся на среднем этапе обучения английскому языку при использовании системы упражнений в рамках коммуникативного метода. Психолого-педагогическая характеристика учащихся.

    дипломная работа , добавлен 14.09.2013

    Характеристика коммуникативной компетенции в письменной речи, психологический аспект ее формирования у учащихся на среднем этапе обучения немецкому языку. Разработка и оценка эффективности комплекса упражнений для формирования письменной коммуникации.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2010

    Методы обучения устной речи учеников среднего звена. Говорение как вид речевой деятельности. Различные классификации видов наглядности. Разработка упражнений для обучения устной речи по английскому языку с использованием видео- и аудиоматериалов.

    курсовая работа , добавлен 24.06.2014

    Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.


Важнейшим параметром обучения является методика – совокупность приёмов и техник педагогической деятельности, используемых в процессе обучения. Каждая методика имеет свои преимущества и в разной степени способствует усвоению материала по тому или иному аспекту языка. Поэтому выбор применяемой методики (или сочетания методик) зависит от целого ряда факторов.

В зависимости от цели обучения, характера обучения, типа личности обучаемого и др. факторов я могу предложить Вам обучение английскому языку с использованием следующих методик:



Коммуникативная методика


Коммуникативная методика является последним крупным достижением методической науки и предполагает обучение языку как средству общения в процессе общения. Коммуникативное обучение базируется на четырёх принципах: информация, интерес, взаимодействие, мотивация. В виду этого, занятия, проводимые по данной методике, отличаются высокой разнообразностью и речевой активностью. Основой коммуникативного обучения является парная и групповая работа, в случае индивидуальных занятий – работа в паре с преподавателем. Если Ваша цель – разговорная речь, то наилучшим выбором будет обучение по данной методике.

Примеры коммуникативных заданий:

  1. Расспросите Вашего собеседника на английском языке о том, как он провёл свой последний отпуск.
  2. Согласитесь или опровергните следующее утверждение и поясните свою точку зрения: учиться в институте в 30 лет не поздно.
  3. Найдите три вещи, общие в Ваших с собеседником характерах и образе жизни.

Английский методист Майкл Свон, автор всемирно известного «Кеймбриджского курса», приводит такой пример: спросите у Вашего друга его имя, возраст и профессию. Коммуникативно ли такое задание? Казалось бы – да, ведь такое задание предполагает вопросно-ответную речевую практику. Но в действительности такое задание не коммуникативно, т.к. о своём друге Вам всё известно, и поэтому в таком диалоге отсутствует новая для Вас информация, и, соответственно, интерес.



Суггестопедическая методика


Суггестопедическая методика является предшественником коммуникативного обучения. Она используется при групповом обучении и основана на принципе коллективного взаимодействия. Психологическим принципом суггестопедического обучения является принцип радости и ненапряжённости обучения, для чего в состав курса включено много юмора, шуток, песен, рифмовок и т.д. На занятиях звучит много английской речи, всё занятие проводится исключительно на английском языке. Данный подход в наибольшей степени способствует развитию понимания речи на слух и снятию языкового барьера.

При обучении по суггестопедической методике каждый обучаемый выступает в качестве делегата международного конгресса и получает вымышленные имя, фамилию, национальность и профессию и в рамках этой легенды «проживает» весь период обучения. В ходе курса участники «конгресса» обсуждают разные проблемы, «ездят» на экскурсии, «отмечают» праздники, «делают» покупки и т.д.



Традиционная методика


Традиционная методика являлась наиболее распространенным методом обучения иностранному языку до появления суггестопедического и коммуникативного подходов. Обучение по данной методике осуществляется посредством систематической работы над грамматическим и лексическим строем языка, которая заключается в системном изучении грамматики с одновременной отработкой навыков чтения и перевода. Традиционный подход предполагает чтение, перевод и пересказ текста, вопросно-ответную работу, выполнение лексико-грамматических упражнений, высказывание на определённую тему. Традиционное обучение является экстенсивным, т.е. растянутым во времени. Данный метод даёт высокий результат при обучении грамматике, словарному запасу, чтению и письму.

Примеры заданий по традиционной методике:

  1. Поставьте следующее предложение в вопросительную форму.
  2. Дайте краткие ответы на приведённые вопросы.
  3. Составьте предложение по данному образцу.

Существует универсальное правило, что научиться чему-либо можно только в процессе определённой деятельности. Применительно к обучению английскому языку это означает, что, если Вы будете читать и переводить тексты или делать многочисленные упражнения, от этого Вы не овладеете разговорной речью. И наоборот, если Вы будете только общаться на языке, у Вас не появится большой словарный запас и правильная грамматика. Следовательно, оптимальным с точки зрения практического применения будет сочетание методик традиционного и обучения.



Интенсивная методика


Интенсивная методика сформировалась под влиянием требований ускоренного обучения языку и является оптимизированным сочетанием и развитием приёмов обучения предшествующих методик. Основой обучения является интенсивная проработка материала по заданным аспектам языка, что требует концентрации внимания обучаемого и его активности в каждую секунду рабочего времени. Материал прорабатывается несколько раз в разных ситуациях, что развивает гибкий и устойчивый навык различных аспектов языка. Интенсивное обучение протекает в сжатые сроки и характеризуется тем, что в единицу времени усваивается больший объём материала, чем при подходе. Применение интенсивной методики позволяет добиться высоких результатов обучения в сжатые сроки.

Некоторые приёмы интенсивного обучения:

  1. Проговаривание текста в разном темпе, с различной интонацией: гневно, нежно, вопросительно, удивлённо, безразлично и т.д.
  2. Большая вопросно-ответная работа по заданной теме, которая включает: ответы на вопросы, выполнение подстановочных тренировочных упражнений, многообразные коммуникативные задания, ролевые игры и т.д.
  3. Использование большого объёма дополнительного материала, связанного тематически: дополнительный текст, диалоги, аудиодиски, набор картинок, статьи для дискуссий, грамматические упражнения и т.д.

Изначально интенсивное обучение возникло как курс обучения разговорной речи и являлось синонимом суггестопедического обучения. Позже термин «интенсивное обучение» вобрал в себя всё многообразие прогрессивных и эффективных методов обучения. На сегодняшний день существуют интенсивные курсы обучения устной речи (суггестопедия), интенсивный курс обучения чтению, интенсивный курс обучения языку газеты и др. Среди британских методистов есть авторы (Браян Эббс, Ингрид Фриберн, Бернард Хартли, Питер Вайни и др.), разработавшие курсы интенсивного обучения для разных уровней и аспектов английского языка. Другими специалистами – методистами МГИМО был разработан интенсивный курс, основанный на одновременном использовании сразу нескольких учебников. В предложенном ими подходе при проработке какой-либо одной темы разные учебники дополняют друг друга, что повышает степень усвоения материала.

Примеры заданий по интенсивной методике:

  1. Поинтересуйтесь профессией собеседника.
  2. Назовите престижные и непрестижные профессии, выберите профессии для своих детей и аргументируйте свой выбор.
  3. Опишите профессии людей, изображённых на приведённых картинках.

Дополнительно об интенсивном обучении см. раздел «интенсификация обучения ».

Желающим обучаться английскому языку я предлагаю посетить раздел «Welcome », на котором Вы найдёте описание используемых мной материалов, способов их индивидуального подбора и online-тест Ваших знаний английского языка, или сразу позвоните мне по телефону 8-917-551-24-13 .

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Основной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие способности школьника к общению на иностранном языке. Реализация этой цели связана с формированием у учащихся ряда коммуникативных навыков: понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; осуществлять своё коммуникативное поведение в соответствии с правилами общения и национально – культурными особенностями страны изучаемого языка.

На первой ступени обучения (во II–IV классах) реализуются следующие цели:

– способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру в том возрасте, когда дети еще не испытывают психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению;

– сформировать элементарные коммуникативные умения в четырех видах речевой деятельности (говорения, аудировании, чтении, письме) с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников;

– ознакомить младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным фольклором и с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом иностранном языке;

– приобщить детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения, формировать представления о наиболее общих особенностях речевого взаимодействия на родном и иностранном языках, об отвечающих интересом младших школьников нравах и обычаях стран изучаемого языка;

– формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках, развивая этим интеллектуальные, речевые и познавательные способности учащихся. Наиболее эффективной методикой обучения иностранным языкам ведущие специалисты в сфере лингвистического образования считают коммуникативную методику преподавания.

Коммуникативная методика базируется на следующих принципах:

Речевая направленность обучения, означающая, что речевая деятельность является не только средством обучения, но и ее целью. Это обстоятельство предполагает:

а) коммуникативное поведение преподавателя, который вовлекает учащихся в общую деятельность и тем самым воздействует на процесс общения;
б) использование упражнений, максимально воссоздающих ситуации общения;
в) направленность внимания учащихся на цель и содержание высказывания.

В основе обучения детей устному общению на иностранном языке в начальной школе лежит игра, которая, по меткому выражению И.А. Зимней, является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Использование игры как способа формирования коммуникативных навыков в начальной школе, позволяют учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть мотив и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения

Игры заслуживают широкого применения на уроках английского языка. Помимо таких функций, как повышение интереса и мотивации к говорению на иностранном языке, использования в целях урока непроизвольного внимания и памяти детей, игра имеет еще одно огромное достоинство – она может быть применена во всех видах учебной деятельности на уроке английского языка: в работе с текстом, закреплении лексики, обучении неподготовленному говорению. Так же применяются игры в целях закрепления пройденной лексики и лексико-грамматических конструкций, по какой – либо конкретной теме.

С методической точки зрения идея игровой организации учения рождается из анализа практических неудач, к которым неизбежно приводит стремление решить проблему игрового обучения путем простого перенесения игр из бытовой сферы в сферу обучения. Стремление воспользоваться игрой для повышения эффективности обучения заслуживает всяческой поддержки. Дело не в том, чтобы любой ценой играть на уроке в какую-нибудь игру, а в том, чтобы поставить учащихся в такие условия, в каких их деятельность во время обучения носила бы игровой характер. Это и есть идея игровой организации учения. Игра по форме, учение по содержанию – вот в чем существо идеи игровой организации учения.

Существует 6 основных целей применения игр в обучении иностранному языку:

  • формирование определенных навыков;
  • развитие определенных речевых умений;
  • обучение умению общаться;
  • развитие необходимых способностей и психических функций;
  • познание;
  • запоминание речевого материала.

Но специфика игры заключается в том, что учебные задачи выступают перед ребенком не в явном виде, а маскируются. Играя, ребенок не ставит учебной задачи, но в результате игры он чему-то научается. Ставить цель – отдохнуть, переключиться – нет ни необходимости, ни резона: характер игры как таковой сделает свое дело. Перед учащимися должна быть поставлена игровая цель, объяснены условия игры; что касается программы их действий, то это зависит от скрытой учебной цели. Например, учебной целью является формирование (совершенствование) навыка; в этом случае нужно дать образец высказывания (программу) и отработать его; если же цель – развитие умения высказываться, то программу можно не задавать.

Важно также, чтобы учитель умел увлечь, заразить учащихся игрой. Очевидно, для этого нужно самому быть увлеченным и по возможности участвовать в игре. Когда проводится игра – соревнование, следует отметить победителей, утешить побежденных, подбодрить их. А теперь я хотела бы привести примеры игр для каждой из целей.

1. Формирование навыков.

Отгадайте, куда мы пойдем?
- Вы пойдете в кино?
- Нет.
- Вы пойдете в цирк?
- Да, правильно.

б) Тема “ Еда” у каждой команды комплекты карточек с соответствующими картинками: сладкая, овощи, фрукты, напитки. Команды задают друг другу вопросы, например: Do you have any …? (Yes / No), Could you pass me…? (Yes, please. Here you are. Sorry, I couldn’t.)

в) Тема “Животные”, чистым листом закрывается животное и понемногу открывать, в это время дети задают вопросы типа: Is it a …? Кто угадал, забирает животное.

2. Развитие речевых умений.

После прохождения определенной темы, например “ Квартира ” проводится специальный урок с большой игрой. В нее можно включить такие задания:

а) Вот его квартира (дается картинка). Помогите ему расставить мебель.

б) Нарисуйте и расскажите про свою квартиру.

3. Развитие умений общаться.

а) Выбираются от каждой из двух команд по одному продавцу. Товар нарисован на карточках. Покупателям раздаются “ Shopping lists “, чья команда первой купит все, что написано в списке, та и выигрывает. При покупке товара, следует задавать вопросы - “ Есть ли у вас…?,

“А сколько стоит…? ”

б) Конкурс на самого вежливого собеседника.

Вам надо поздороваться с … (выбираются разные адресаты) и сделать комплимент.

4. Развитие способностей и психических функций.

а) “Внимание!” Петю просили купить хлеб, масло, булку и сахар, а он купил булку, сахар, хлеб и молоко. Что он забыл или перепутал?

б) “Снежный ком”

в) Все ученики – алфавит (каждый – буква), а один - машинистка, которая печатает текст, называя буквы. Кого назвали, показывает карточку с буквой. Выигрывает тот, кто ни разу не прозевал.

г) Вы нашли древний документ. Часть его размыта. Задание – восстановить его.

д) “ Исправление картинок”. У одной команды есть картинка, а у другой – текст. Ученик с текстом читает ученикам другой команды, имеющим картинку. И те должны исправить утверждение, если оно не соответствует информации на картинке.

Например:

It is my yard near the house. This yard has got five trees and a kennel (dog-house). My favourite dog Jessy lives in it. Two paths across the yard. You can see three flowers at the left tree. A bird is sitting under the tree. Jessy dosen’t like to play in the yard.

Обсуждения могут выглядеть так:

Pupil 1: It is my yard near the house.

Pupil 2: I can’t see the house.

Pupil 1: This yard has got five trees and a kennel.

Pupil 2: No, it’s not. This yard has got 7 trees and a kennel.

5. Для познания в сфере страноведения и языка используется викторины, лото, путешествия, конкурсы на лучший маршрут по стране, городу и т.п.

6. Запоминание речевого материала

а) Рифмовки, которые составляются самими учениками.

б) Сопровождение произнесения слов мимикой и жестами.

в) “Рыбалка” на рыбок прикреплены английские звуки, буквы, животные и т. п. По очереди ученики ловят рыбок и называют звук если называет, забирает себе, если нет отпускает. В конце урока побеждает тот, у кого больше рыбок.

Во время игры учитель либо совсем не участвует в игре, либо берет на себя второстепенную роль. Он наблюдает за участниками, выявляет ошибки, но не прерывает игру с целью их исправления. После игры анализируется ее ход, обязательно отмечаются удачные моменты, а затем останавливаются на наиболее типичных ошибках участников и в дальнейшем организуется работа по их исправлению. В большинстве случаев боязнь сделать ошибку лишь сковывает речь обучающихся и противоречит самой идее естественной коммуникации. Поэтому исправление ошибок во время проведения игры недопустимо, что требует от учителя соответствующей психологической перестройки.

Игровое обучение – это не просто соединение игры и учения в едином процессе, а взаимодействие этих факторов, в ходе которого происходит слияние взаимодействующих сторон, приводящее к тому, что одна приобретает черты другой, не переставая, тем не менее, оставаться сама собой. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют осознанному освоению иностранного языка. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Игра позволяет учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, расширяет контекст деятельности, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному диалогическому общению, способствует реализации деятельностного подхода в обучении иностранному языку, когда в центре внимания находится ученик со своими интересами и потребностями.Но для того чтобы результаты были эффективными, учителю необходимо учитывать специфику учебного учреждения, психологические особенности, как всего классного коллектива, так и каждого ученика в отдельности. Педагог должен учитывать и особенности собственного характера и темперамента, иметь соответствующую теоретическую и методическую подготовку.

Игра широко применяется как средство обучения говорению на иностранном языке. Говорение – выражение своих мыслей в целях решения задач общения. Коммуникативный метод проявляется как система функционально-взаимообусловленных, частно-методических принципов, объединенных единой стратегической идеей и направленных на обучение какому-либо виду речевой деятельности. Это принцип новизны, речемыслительной активности, индивидуализации, функциональности, ситуативности.

Игровые упражнения позволяют организовать целенаправленную речевую практику обучаемых на иностранном языке, тренировку и активизацию в ее рамках навыков и умений монологической и диалогической речи, различных типов взаимодействия партнеров по общению, формирования и формулирования многообразных функциональных типов высказываний (описания, сообщения информации, выражения мнения, согласия и т.п.

Объем учебного материала, включенного в УМК, по которым в настоящее время осуществляется обучение иностранным языкам на начальном этапе, является достаточным, чтобы заложить основы владения каждым видом речевой деятельности на элементарном коммуникативном уровне. Но для этого нужно направить усилия обучающих и обучающихся на то, чтобы отобранный материал был действительно введен в память учащихся, освоен активно и сохранялся бы там, чтобы учащиеся могли пользоваться им всякий раз, когда возникает в этом необходимость. Рациональное использование всех компонентов УМК в каждом классе, а именно четко спланированная интенсивная работа учащегося при использовании каждого из компонентов, как показывает опыт успешно работающих учителей, специально проведенные наблюдения и экспериментальные исследования по методике обучения иностранным языкам в школе на начальном этапе, позволяет обеспечить усвоение материала в процессе осуществления выполняемых учащимися речевых действий и подводит к планируемым результатам.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что в формировании коммуникативных навыков в начальных классах при изучении английского языка нужно активно применять игру.