Теоретические основы проблемы формирования самооценки как средства вопитания воли у дошкольников с общим недоразвитием речи. волевые свойства личности

Регуляторные психические образования

Способность к саморегуляции и самоуправлению – отличительная черта чел-ой ж/деятельности.

Саморегуляция - целесообразная функция живых систем различных уровней организации и сложности. На физиол. уровне саморегуляция проявляется в поддержании гомеостаза.

Одна из форм проявления саморегуляции – самоконтроль – необходимый признак сознания и самосознания, выступает как условие адекватного психического отражения ч-ком своего вну мира и окр. его объективной реальности. В структуре самоконтроля как миниму 2 компонента: контролируемая составляющая и эталонная сост-я (с чем сравнивают контролируемое). Их сопоставение на основе обратной связи.

Регуляторные психич. образования выполняют ряд функций:

  • управление внеш. деят-ю и поведением ч-ка;
  • психическими процессами и состояниями (предупреждение возникновения или ликвидация нежелательных);
  • активизация резервов организма и среды, позвол-их ч-ку действовать наиболее эффективно в разных обст-вах;
  • обеспечение психологич целостности субъекта + независимость, продвижение к свободе.

Компоненты саморегуляции: мотивационный, эмоциональный и интеллектуальный (когнитивный).

Мотивационный – поведение ч-ка опред-ся одновременным наличием неск-их мотивов. Мотив – осознанное побуждение к опред. образу действий.

Эмоциональный – эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате к-рого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача. Эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой деятельности.

Интеллектуальный. Его важный компонент – механизм антиципации. Антиципация – представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия. 2 основных смысла антиципации:

  1. способность представить возможный результат действия, а также – возм-е решение проблемы; служит средством обратной связи при построении действия;
  2. способность организма подготовиться к реакции на некое событие до того; то ожидание выр-ся в позе или движении и обеспеч-ся механизмом акцептора действия.

Высший уровень регуляции – волевой!

Особую роль в саморегуляции играют 2 психических образования: воля и внимание.

Внимание – направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чём-то определённом; называют сквозным психическим процессом.

Воля – способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и разных психич. процессов.

Функции воли:

  1. Инициирование действия путем формирования намерения, 2) Поддержание намерения до достижения цели, 3) Преодоление препятствий на пути реализации намерения + усиление мотивации.

Стоит сказать о простом и сложном волевом акте.

Простой: побуждение к действию направлено на ясно осознанную цель – цель не выходит за пределы ситуации – намерения немедленно переходят в действия.

Сложный (процесс, развитый во времени): возн-ие побуждения и произв. постановка цели – стадия обсуждения и борьбы мотивов – принятие решения – исполнение.

Форма проявления воли :

1.волевое усилие (простое, пример с задержкой дыхания; единичное проявление);

2.волевое действие (потребность более высокого порядка)

4 признака: а)является осознанным, целенаправленным, принятым к осущ-ю по собств-му желанию; б) всегда мотивировано; в) имеет исходный или появившийся в процессе выполнения дефицит побуждения/торможения; г)обеспеч-ся доп. побуждением или торможением за счёт мобилизации ресурсов и заканчивается достижением цели.

3.преднамеренная регуляция: по отн-ю к действиям; к физич. и физиол., психич. процессам; эмо состояниям, торможение и коррекция; координация или согласованность, орг-ция психич. процессов в соотв-ии с ходом деят-ти.

4. наличие волевых качеств (их наличие – показатель уровня развития воли, а воля – «хребет» характера). Они формируются в разном возрасте (будет далее).

Классификации качеств (Калин) 2 группы: базовые (первичные) – энергичность, терпеливость, выдержка, смелость; системные (вторичные) – настойчивость, инициативность, орг-ть/дисциплинированность и др.

5. Воля как выбор, как осуществление выбора (может возникнуть необх-ть выбора 1 из 2 физич. несовместимых действий, целей (с 1 или разными мотивами), м/у целью и отдалёнными последствиями).

В истории психологии

Воля – одно из самых древних психологических понятий.

Античный мир и средневековье не были знакомы с волей в её современном понимании. 1.Аристотель (2 период античности) использовал волю, как объяснительное понятие для понимания причин действий человека, основанных не на внешних стимулах, не на простом желании, а на разумном желании человека.

2.Понятие «воля» возникает в 3 период античности. Е 1-ая философская интерпретация у Августина Блаженного. Воля – универсальный принцип, организующий деятельность души во всех её проявлениях. Воля выполняет функции: 1)управляет всеми душевными актами; 2)напрвляет душу к самой себе; 3)управляет телом, вкл. его органы движения, органы чувст и мозг.Воля предопределяется Богом.

3.Во времена Средневековья понятие воли в значительной степени связывалось с некими высшими силами. Человек рассматривался ср-ми философами как исключительно пассивное начало, как поле, на котором встречаются добро и зло.

4.Как самостоятельная научная проблема воли возникла одновременно с постановкой проблемы личности. Это произошло в эпоху Возрождения, когда за человеком начали признавать право на творчество и даже на ошибку. При этом главной ценностью личности было принято считать свободу воли.

5. В. Вундт – аффективная теория воли: самое существенное для волевого процесса - это активность внешнего действия, непосредственно связанная с внутренними переживаниями. Так, прообразом воли является аффект, и на основе этого аффективного действия, путем преобразования возникает волевой процесс в собственном смысле слова. Волевые акты были приняты Вундтом за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу. Тем самым бывший естествоиспытатель Вундт стал сторонником волюнтаризма (от лат. «волюнтас» – воля) – философии, считающей волю высшим принципом бытия.

6. Павлов (рубеж 19-20 веков) – одна из 1-ых естественнонаучных трактовок воли; рассматривал её как «инстинкт свободы», как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля не меньший стимул поведения, чем голод и опасность. Воля рефлекторна по своей природе, проявляется в виде ответной реакции на воздействующий стимул.

7. Абсолютизация свободы воли (от Возрождения) привела к возникновению мировоззрения экзистенциализма – «философии существования»(Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю; примерно середина 20 в.). Рассматривает свободу как абсолютно свободную волю, не обусловленную никакими внешними соц. обстоятельствами. Человек свободен и ни за что не может отвечать. Любая норма выступает для него как подавление свободной воли.

8.Последнее время набирает силу концепция, согласно которой поведение ч-ка понимается как изначально активное, а сам ч-к рассм-ся как наделённый способностью к сознательному выбору формы поведения. Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения, как личностный уровень произвольной регуляции.

В отеч. психологии: воля определяется через волевое действие, под к-рым понимается сознательное целенаправленное действие ч-ка по преодолению внешних и вну препятствий с помощью волевых усилий.

Прежде чем продолжить разговор о воли как психическом процессе, стоит рассказать о её возрастном развитии.

В современной психологии (Ильин ) воля – обобщённое понятие, используемое для обозначения любого класса психич. процессов и действий, которые объединены функциональной задачей, сознательным управлением, поведением и деятельностью.

Отклонения в волевой сфере человека

Нарушения активности

Абулия - это возникающее на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его. Отчетливо понимая необходимость выполнить распоряжение врача, больной, страдающий абулией, не может заставить себя что-либо для этого предпринять.

Гипербулия - болезненное состояние, характеризующееся неадекватным усилением желаний и побуждений к деятельности (как правило, непродуктивной); чаще наблюдается при маниакальных состояниях, обычно сочетается с др. расстройствами психики (мышления, внимания).

Нарушения влечений

Навязчивые влечения - компульсии (от лат. compulsum - принуждать) появляются помимо воли больного, вопреки его разуму, воле и чувствам, не отражая его интересов.

Нарушения мотивации доведения

Парабулия – расстройство или ослабление силы воли; слабая степень умопомешательства; нарушение воли, проявляющееся в незавершении начатых действий.

Психомоторные нарушения

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, нарушении произвольной регуляции движений и действий, которые не подчиняются заданной программе и, следовательно, делают невозможным осуществление волевого акта.

Развитие: Раннее детство. Доречевое-Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым. В 3 года действие без реального предмета могут сделать 94% детей.

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка Прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых: на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка. и на слово нельзя, запрещающее действие, желаемое ребенком. Однако побуждение и торможение действий в этом возрасте в основном регулируются все-таки реальными внешними стимулами.

К 3 годам , а иногда и раньше у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности. «Я сам». «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать»

Преддошкольный возраст . Поскольку игровая активность является основной у дошкольников, Исполнение ребенком какой-нибудь игровой роли является сильным стимулирующим волевое усилие фактором. Т. О. Гиневская Показала, что если ребенку предложить прыгнуть до черты на полу, то длина прыжка оказывается значительно меньшей, чем тогда, когда тот же прыжок ребенок выполняет, изображая зайку-попрыгунчика или прыгуна-спортсмена. Чем старше становятся дошкольники, тем меньше разница между проявлением волевого усилия в ролевой и безыгровой ситуации. По данным З. М. Мануйденко (1948), дети 3-4 лет могут, выполнив задание взрослого, выдержать неподвижную позу в среднем 18 с, но, взяв на себя роль часового, сохраняют неподвижность почти в 5 раз дольше.

С 4 лет развивается контроль за своими действиями. На 4-5-м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце преддошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: ОН начинает брать на себя выполнение задания и действовать из сознания необходимости довести Дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения. У детей старшего дошкольного возраста слова «надо» (можно), «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком.

Младший школьный возраст. Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований, начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка. Если в 1-м и 2-м классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в 3-м классе они приобретают способность совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами.

Подростковый в озраст. В этом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий (1979), происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства: отчасти это связано с тем, что вследствие утверждения своего «Я», права на собственное мнение, на свою точку зрения советы взрослых воспринимаются критически, Настойчивость проявляется только в интересной работе.

Старший ш кольный возраст. У старшеклассников механизм самостимуляции является определяющим в проявлении ими волевой активности, Самостимуляция не только лучше осмысливается, но более дифференцированно используется при преодолении трудностей, она становится главным компонентом в психологической структуре волевой активности учащихся (А. И. Высоцкий). Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленной ими цели, резко увеличивается способность к терпению, например при физической работе на фоне усталости (поэтому старшеклассников можно заставлять работать достаточно долго и на фоне утомления (терпеливость развивается), в то время как требовать того же от младших школьников опасно).

В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идеи, значимой для общества, товарищей. Часто волевая активность у старшеклассника приобретает характер целеустремленности.

Диагностика волевых качеств человека

Опросник ВСК (Волевой самоконтроль), разработанный А.Г. Зверковым и Е.В. Эйдманом, направлен на собственную оценку индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается (в самом общем виде) мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, т.е. способность, сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Первая субшкала характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. В терминах традиционных волевых черт личности субшкалы получили следующие названия: первая - "настойчивость", вторая - "самообладание".

Закрашивание кружков, графический диктант Эльконина (от точки по диктовке)

Участие психолога в формировании волевых качеств

Всё, что нашла (из Рогова, можно на него ссылаться).

Наиболее важный этап в волевом развитии – детство. Воля развивается в связи с общим развитием личности. Очень важна роль семейного воспитания, стиль воспитания: если ребенку во всём угождать, то он не привыкнет преодолевать трудности, вырастет упрямым и нетерпеливым. Дети не приучены достигать целей. Другая крайность воспитания заключается в перегрузке ребёнка непосильными заданиями, которые обычно не выполняются. Ребёнок привыкает к недоведению дел до конца, что тоже приводит к слабоволию.

Учитывая подражательный характер действия ребёнка очень важен личный пример родителей, воспитателей и других значимых лиц. Важно чтение худ. лит-ры с героями, преодолевающими трудности.

Основа воспитания – в систематическом преодолении трудностей повседневной жизни. Важно создание правильного режима, распорядка дня, чтобы научить ребёнка чередовать отдых и труд. Воля – организованный труд J

Формирование воли неразрывно связано с сознательной дисциплиной ребёнка, с его умением придерживаться определённых правил.

Важно физическое воспитание, учит бороться, развивает запас сил для преодоления препятствий.

Важен детский коллектив, где ребёнок приучается управлять поведением и руководствоваться не только своими интересами. Трудовая деятельность способствует волевому развитию, поэтому с детства важно предоставить личности условия для включения в настоящий производительный труд. Об этом всё психолог может поговорить с родителем! Что-то (чтение лит-ры, например) может сам использовать в работе с ребёнком.

Моё мнение: для взрослых можно предложить вести дневник, где он записывает свои «победы» (типа отрефлексировать опыт). Можно использовать КБТ (когнитивно-поведенческая терапия), где терапевт создаёт чёткую модель поведения, а далее можно более глубинную работу. КБТ поможет изменить установки в поведении. КБТ-терапевт должен объяснить, что клиент всё равно платит за свою реальность (типа: «Что вы теряете, если каждый раз пасуете перед трудностями?»).

Представления о волевых качествах

Как уже говорилось, воля -- это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Говоря о составных элементах воли, имеется в виду их совокупность, их количество, различия и связи между ними.

Чаще всего отмечаются такие элементы (качества), как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Таблица 1 Волевые особенности личности (по К. К. Платонову)

свойства

и стремление

Возможности

Осуществление решения

осознание

Интенсивное

стремление

Достаточные

Обоснованные

и быстрые

Обоснованное,

с интенсивным

стремлением

Настойчивость

Отдаленная,

с интенсивным стремлением

Нормальные

Упрямство

Объективно-

неоправданная

Определяются не

объективным учетом всех

возможностей, а предвзятым

Необоснованное, с интенсивным

стремлением

Податливость

меняющаяся

Определяются внушающим

влиянием других лиц

меняется

Различное

Внушаемость

Отсутствует

Дается извне

Решительность

осознание

Интенсивное

стремление

Достаточные,

чрезмерные

Быстрые, но

не всегда

обоснованные

устойчивое

Нерешитель-ность

Длительные

Отсутствует

или часто

меняется

Отсутствует

Слабоволие

Нечеткое,

со слабым

стремлением

Нечеткие

Незавершенные

стремления

выполнению

Нестойкое

А Ц. Пуни считает, что «у каждого человека волевые качества выступают как единая целостная система, но структура звеньев этой системы у разных люд неодинакова Более того, у одного и того же человека в различных видах деятельности она изменяется. Поэтому, совокупность волевых качеств следует рассматривать как подвижную, динамическую систему звенья которой могут по-разному соотноситься, связываться между собой» 11 Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте.-М., 1977. с. 23.

Структура и общие характеристики волевых качеств.

П. А. Рудик (1962) отмечает, что «изучение структурных особенностей волевых качеств личности имеет своим следствием научное психологическое обоснование средств и методов воспитания этих качеств. Вне такого психологического изучения методика волевого воспитания приобретает грубо эмпирически характер и нередко приводит к результатам, противоположным тем целям, которые ставил перед собой воспитатель» 22 Рудик П.А. Психология воли спортсмена.-М., 1973. с. 6

Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру.

Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Однако, признавая это, в ряде случаев психологи допускают ошибку в изложении этого вопроса. Дело в том, что одни авторы, полагаясь на авторитет И. П. Павлова, считают, как и он, что есть хорошие и плохие типологические особенности. К хорошим отнесены сильная нервная (сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов, к плохим -- противоположные типологические особенности). В соответствии с этим во многих учебниках до недавнего времени бездоказательно утверждалось, что хорошая успеваемость в учебе, высокие достижения в спорте и т. д. присущи только лицам с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой. Той же точки зрения придерживается А. П. Рудик, полагая, что «положительными волевыми качествами (смелость, решительность, стойкость и др.) обычно обладают спортсмены с сильной, уравновешенной и подвижной нервной системой, в то время как отрицательные волевые качества (нерешительность, слабоволие, страх имеют в своей основе структурные особенности слабой нервной системы» 11 П.А. Рудик Психология воли спортсмена.-М., 1968. с.14. Это утверждение имеет мало общего с реальностью.

Установлено, что низкая степень смелости (боязливость) связана с определенным комплексом типологических особенностей: слабой нервной системой, преобладанием торможения по «внешнему» балансу, подвижностью торможения. Среди представителей тех видов спорта, которые связаны с переживанием страха и отсутствием страховки (прыжки с парашютом, прыжки на лыжах с трамплина, прыжки в воду), почти нет спортсменов с этой типологической триадой.

Высокая степень решительности связана с подвижностью возбуждения и с преобладанием возбуждения по «внешнему» и «внутреннему» балансу нервных процессов, а в опасной ситуации -- и с сильной нервной системой. Кроме того, высокая степень решительности отмечается у лиц с низким уровнем нейротизма 22 И.П. Петяйкин Психологические особенности решительности.-М., 1978. с. 15.

Высокая степень терпеливости имеет связи с инертностью возбуждения, с преобладанием торможения по «внешнему» балансу и возбуждения по «внутреннему» балансу, с сильной нервной системой. 33 Е.П. Ильин Психология воли.-СПб., 2000. с.132

Таким образом, каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру, которая в одних компонентах может совпадать у разных волевых качеств, а в других -- расходиться. Например, люди, у которых отмечается высокая, степень терпеливости, могут и не обладать высокой степенью решительности, так как два типологических признака из четырех у них противоположны тем, которые: обусловливают высокую степень решительности. Даже сила нервной системы, которая некоторыми исследователями не совсем правомерно рассматривается как синоним «силы воли», не связана с решительностью, проявляемой в обычной, неопасной ситуации.

Вертикальная структура. Все волевые качества имеют сходную вертикальную структуру. Это сходство состоит в том, что каждое волевое качество представляет собой как бы трехслойный пирог. Снизу лежат природные задатки -- нейродинамические особенности, на которые накладывается второй слой -- волевое усилие, которое инициируется и стимулируется образующими третий слой социальными, личностными факторами -- мотивационной сферой, прежде всего нравственными принципами. И от того, насколько у человека выражена сила потребности, желания, насколько он развит в нравственном отношении, во многом зависит степень выраженности каждого волевого качества.

При этом в каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Изучая степень выраженности ряда «родственных» волевых качеств (терпеливости, упорства и настойчивости) Е. К. Фещенко выявил, что терпеливость в большей степени определяется природными задатками -- типологическими особенностями свойств нервной системы, а по некоторым данным -- и биохимическими характеристиками работы организма, а настойчивость -- в большей мере мотивацией, в частности -- потребностью достижения. Упорство же занимает промежуточное положение и для появления этого волевого качества одинаково важно как то, так и другое 11 Е.К. Фещенко Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств.-СПб., 1999. с. 32 .

Таким образом, можно говорить о свойствах, присущих воли в целом: широте, силе и устойчивости. Широта или узость волевого качества определяется им через количество деятельностей в которых оно отчетливо проявляется. Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях. Соотношение этих свойств у разных людей может быть разным

Понятие о воле . Человек как активное существо не только воспринимает окружающий мир, не только как-то относится к нему, но и реагирует на его влияния, сам воздействует на окру­жающий мир, преобразовывая его в своих целях. При этом человек преследует определенные цели, которые он более или менее ясно осознает.

Иногда достижение цели не представляет трудности и не требует усилий (например, цель - прочитать книгу, когда она лежит на полке и человек располагает свободным временем и т. д.). Но чаще всего достижение цели связано с преодолением трудностей и препятствий. Трудности и препятствия бывают двух видов - внешние и внутренние.

Сравним с этой точки зрения два примера. В одном случае ученику для выполнения домашнего задания понадобилась кни­га, которой у него не было. Он отправился в библиотеку, но книги и там не оказалось. Он пошел к одному, другому, тре­тьему товарищам, но и у них этой книги не было. Тогда уче­ник поехал к учителю и все-таки достал книгу, В другом случае у ученика требуемая книга была, но очень не хотелось учить уроки, а хотелось пойти играть в футбол, тем более что и ребята усиленно звали и манили - стояли перед окном, показы­вали футбольный мяч, делали призывные движения. Однако уче­ник заставил себя остаться дома и сесть за приготовление уроков, преодолев противоположные желания. Ясно, что в том и другом случае были препятствия, трудности, но имели, они совершенно различный характер.

Внешние препятствия - это не зависящие от человека, объек­тивные препятствия, внешние помехи, противодействие других людей, природные препятствия. Внутренние препятствия зави­сят от самого человека, это нежелание делать то, что нужно, наличие противоречащих побуждений, пассивность человека, пло­хое настроение, привычка действовать необдуманно, лень, чув­ство страха, чувство ложного самолюбия и т. д.

Воля человека и выражается в том, насколько он способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько умеет управлять своим поведением, подчинять свою деятель­ность определенным задачам. Воля - психическая деятельность человека, определяющая его целенаправленные действия и поступ­ки, связанные с преодолением трудностей и препятствий.

Преодоление препятствий и трудностей требует так называ­емого волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля проявляется не только в умении достигнуть цель, но и в умении воздержаться от чего-либо. «Большая воля, - писал А. С. Макаренко, - это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно».


Объективный показатель воли человека - величина препят­ствий, которые способен он преодолеть. Велика воля молодых строителей Байкало-Амурской магистрали пли наших героев-космонавтов, преодолевающих немалые трудности при подготовке и проведении космических полетов.

Воля может сказываться не только в больших, но и в малых делах. Для маленького ребенка проявление воли и в маленьком деле - хорошая школа волевых поступков и действий. Первоклас­сник, сознательно удержавшийся от соблазна побежать к теле­визору смотреть детский мультфильм, бросив неоконченные уро­ки, упражняет тем самым свою волю.

Воля проявляется во всех видах деятельности человека. Так, труд немыслим без волевого усилия, без осознания цели, без умения преодолевать объективные помехи, усталость. Воля по­стоянно проявляется в учебной деятельности школьника. На каждом уроке, при подготовке домашних заданий школьнику при­ходится преодолевать самые различные препятствия, брать себя в руки. Учение требует волевого сосредоточения, упорного пре­следования цели, умения сдерживать себя.

От чего же зависят постановка цели и осуществление того или иного волевого действия? Может показаться, что человек совершенно свободно и произвольно может делать что угодно, может поступить так, а может и иначе; все зависит только от его желаний - беспричинных, ничем но обусловленных. О полной свободе воли и говорят психологи-идеалисты.

Научная психология не признает такой свободы воли. Еще И. М. Сеченов утверждал, что первая причина всякого челове­ческого действия лежит вне его, говорил о полнейшей зависи­мости волевых поступков от внешних и внутренних условий жизни человека.

Цели действий определяются мировоззрением человека, его жизненными установками, интересами, особенностями личности. А вы уже знаете (из содержания III и IV глав), что все это результат внешних влияний, условий жизни и деятельности человека. Таким образом, косвенно волевые действия всегда определяются внешними влияниями. Но сложность психической жизни человека, сложность внешних влияний, которые могут быть отдаленными и косвенными, часто не позволяют установить объективные причины тех или иных волевых действий человека. Это и создает иллюзию «свободы воли», независимости челове­ческих поступков от внешних воздействий.

Физиологические основы волевых действий . Волевое дейст­вие - это произвольное действие. Но еще И. М. Сеченов ука­зывал па рефлекторную природу всех произвольных действий человека, являющихся отражением внешних влияний. Правиль­ное понимание физиологических механизмов волевых действий дает учение И. П. Павлова. Прежде всего вам необходимо вспом­нить, что говорилось о строении и функциях коры головного мозга в главе II. В передней части коры находится двигатель­ная зона, ведающая движениями. В задней части коры распо­ложены зоны, которые осуществляют непосредственную связь с внешним миром. Эти зоны представляют собой корковые концы анализаторов. Ближе к передней части коры головного мозга расположены зоны, где происходит сложный процесс организа­ции двигательных актов (обеспечение их точности, координации, объединение отдельных двигательных актов в сложную систему целенаправленного поведения).

Произвольные движения происходят па основе образования сложных систем нервных связей между клетками указанных зон. А это значит в конце концов, что двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними разд­ражениями и раздражениями, поступающими от внутренних орга­нов. Что же касается сложных движений, то они представляют собой совокупность сложных комбинаций таких рефлексов, сле­довательно, также имеют условнорефлекторный характер, также обусловлены внешними воздействиями.

Решающую роль в организации волевых действий играет вто­рая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от дру­гих, либо словами, произносимыми самим человеком во внутрен­ней речи, когда он принимает решение сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и ре­гулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов ее осуществления, оценка результатов - все происходит в речевой форме.

Как известно, волевые действия могут выражаться и в отка­зе от какого-либо действия (когда, например, человек воздер­живается от нежелательных движений, привычек и т. п.). Сог­ласно учению И. П. Павлова нежелательные движения тормозятся импульсами, идущими от второй сигнальной системы.

Общественно-историческая обусловленность воли. Способность к волевым действиям начинает возникать с переходом наших обезьяноподобных предков к трудовой деятельности. У животных нет воли. Воля - это специфически человеческая сторона психи­ки, так как животные пассивно приспосабливаются к природе, и лишь для человека характерен труд - сознательная деятельность, направленная на подчинение и изменение природы.

Воля людей формировалась и изменялась в зависимости от общественно-исторических условий, б зависимости от условий материальной жизни общества. Характер целей и побуждений человека определяется тем, интересы какого класса он пред­ставляет. Поэтому волевое поведение одних людей направле­но на общественно значимые цели и определяется высокими моральными принципами, волевое поведение других людей - на сугубо личные цели и подчинено эгоистическим побужде­ниям.

Конечно, и среди представителей капиталистического обще­ства встречаются волевые люди. Они действуют решительно, про­являют большое упорство в преследовании целей, преодолевают немалые препятствия. Но что за цели они преследуют, какие побуждения движут ими? У них эгоистические, корыстные цели, ими движут жажда наживы, честолюбие, зависть и т. п.

В социалистическом обществе человеческие взаимоотношения строятся на принципах взаимопомощи, сотрудничества. Передо­вой советский человек, если требуется, подчиняет личное, инди­видуальное общественному, коллективному, свои личные инте­ресы - интересам народа. Отсюда следует, что в обществе, строя­щем коммунизм, у людей формируется не просто воля, а морально воспитанная, коммунистически направленная воля.

Воля человека, который энергично преодолевает препятствия во имя эгоистических, общественно вредных целей (а такие люди у нас еще имеются), например целеустремленность и настойчи­вость расхитителя общественной собственности или решитель­ность хулигана, не есть морально воспитанная воля. Такая воля в нашем обществе получает резко отрицательную оценку. Мо­рально воспитанная воля, которую высоко ценят в социалисти­ческом обществе и воспитывают у молодого поколения, - это воля, направленная на достижение общественно полезных целей, исходящая из чувства долга, воля, при которой человек умеет гармонически сочетать свои личные, индивидуальные устремле­ния с устремлениями народа.

В нашей стране идет огромная работа по строительству ком­мунистического общества. При решении этой задачи приходится преодолевать большие трудности. Но людям с морально воспитанной волей они не страшны. Наша молодежь по велению долга идет работать на ударные комсомольские стройки, строит новые города, заводы, рудники, железные дороги, электростанции за полярным кругом, в пустынях Средней Азии, в тайге, горах. Морально воспитанная воля этих юношей и девушек заслуживает самой высокой оценки.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. Еще в Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли. Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом, объясняя поведение человека в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Спиноза рассматривал волю, наделяя ее функцией выбора в случае конфликтов мотивов и целей. В XX веке в работах отечественных психологов К. Н. Корнилова, В. И. Селиванова, П. А. Рудика, А. Ц. Пуни феномен воли связывался с мобилизацией усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих при реализации действий. Л. С. Выготский поставил проблему воли в связи с задачей «овладения собой», то есть развития произвольности, сознательного управления человеком своими процессами и поведением. Из общей проблемы воли выделились как самостоятельные более частные проблемы: свобода воли, принятие решений, целеобразование, саморегуляция и другие.

В процессе всей сознательной жизни человек ставит одну за другой цели, которые он стремится достичь, а для этого необходимо преодоление препятствий, то есть напряжение умственных, физических сил, мобилизация волевых усилий. Воля - это обобщенное понятие, обозначающее определенный класс психических процессов, действий, подчиненных единой функциональной задаче - сознательному и преднамеренному управлению поведением и деятельностью человека.

Воля - это способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать все силы для достижения поставленных целей.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых в соответствии с заранее поставленной целью. Особенностями воли, реализуемых в действиях, являются: осознанная целеустремленность, связь с мышлением (планирование) и движением (активность).

Препятствия и трудности, которые приходится преодолевать человеку, могут быть двух видов - внешние и внутренние. Внешние - это объективные трудности и препятствия, неожиданные условия, обстоятельства, противодействия других людей. К внутренним относятся проявления взаимоисключающих мотивов, побуждений, инертность человека, подавленное эмоциональное состояние, лень, чувство страха и т. п. Кроме того, препятствия и трудности различаются по силе и значимости.

Воля присуща только человеку, она возникла в процессе коллективного труда вместе с развитием сознания. Все волевые действия имеют рефлекторный характер и образуются под влиянием воздействий реального мира. «Механизм волевого движения, - отмечал И. П. Павлов, - есть условный процесс, подчиняющийся всем описанным законам высшей нервной деятельности».

Основные функции воли:
выбор мотивов и целей;
регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной мотивации;
организация психических процессов в соответствующую систему;
мобилизация физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

Значение воли в жизни человека, в развитии общества трудно переоценить. Все великие свершения, исторические перестройки в общественных отношениях людей связаны с волевыми усилиями.

Шпаргалка по общей психологии Войтина Юлия Михайловна

61. ПОНЯТИЕ ВОЛИ В ПСИХОЛОГИИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это качество сознания и деятельности возникло с появлением общества, труда. Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанным с познавательными и эмоциональными процессами.

Воля выполняет две взаимосвязанные функции – побудительную и тормозную.

Побудительная функция воли обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачиваются), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища).

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без процесса торможения. В своем единстве побудительная и тормозная функции воли обеспечивают преодоление трудностей на пути к достижению цели.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов. Необходимость волевых усилий возрастает в сложных ситуациях «трудной жизни» и во многом зависит от противоречивости внутреннего мира самого человека.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество. Но воля, волевые качества могут у человека и не сформироваться, если условия жизни и воспитания были неблагоприятными.

Наиболее существенными факторами, препятствующими формированию сильной воли, являются следующие: избалованность ребенка (все его желания тотчас же беспрекословно выполняются, и никаких волевых усилий не требуется); подавляемость ребенка жесткой волей взрослых, требованиями неукоснительно выполнять все их указания. При этом ребенок становится неспособным самостоятельно принимать решения.

Таким образом, получается, что, хотя родители в данных случаях придерживаются прямо противоположных методов воспитания, результат получается одинаковый – практически полное отсутствие у ребенка волевых качеств личности.

Для воспитания волевых качеств у ребенка необходимо выполнять несколько простых правил. Не делать за ребенка то, чему он должен научиться, а лишь обеспечить условия для успеха его деятельности. Постоянно активизировать самостоятельную деятельность ребенка, поощрять его, чтобы вызвать у него чувство радости от достигнутого, повышать его веру в способность преодолевать трудности. Даже маленькому ребенку полезно объяснять, в чем заключается целесообразность тех требований, приказов, решений, которые взрослые предъявляют ребенку. Постепенно он учится самостоятельно принимать разумные решения. Ничего не нужно решать за ребенка школьного возраста. Лучше подвести его к рациональному решению и убедить в необходимости непременного осуществления принятого решения.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показали исследования, происходит сличение достигнутого всякий раз результата с ожидаемым.

Из книги Психологическая самоподготовка к рукопашному бою автора Макаров Николай Александрович

Сила воли Тренировка воли заключается в систематическом каждодневном выполнении может быть и неинтересных, но осмысленных и полезных действий. Запомни: без сильной воли никогда не станешь бойцом. Это хорошо видно из следующей схемы: Боец (как личность) - бойцовский

Из книги Марчер, Л. Олларс, П. Бернард. Травма рождения: метод ее разрешения автора Марчер Лизбет

Из книги Техники развития воли автора Ассаджиоли Роберто

Фазы воли Как уже было сказано, нас интересует тренировка воли в целом на всех ее этапах или, выражаясь более точным языком, достижение законченного волевого акта.1. Первая фаза применения воли включает в себя:а. задачу - цель - намерение;б. оценку;в. мотивацию.Поскольку мы

Из книги Трактат по Революционной Психологии автора Веор Самаэль Аун

Из книги Воля к смыслу автора Франкл Виктор

СВОБОДА ВОЛИ Свобода воли человека принадлежит к непосредственным данным его опыта. На этих данных основывается тот эмпирический подход, который, со времен Гуссерля, носит название феноменологического. На самом деле только два класса людей придерживаются той точки

Из книги О воспитании. Записки матери автора Творогова Мария Васильевна

О воспитании воли В годы моего детства среди детей и молодёжи было популярно «закалять волю». Героями тогда считались люди, способные преодолевать большие трудности за счёт своих личных качеств, а это требовало, конечно, больших волевых усилий. Дети хотели быть похожими

Из книги Восхождение к индивидуальности автора Орлов Юрий Михайлович

"Человек воли" В жизни обычно мы не даем полного ходу нашим привычкам, если они идут вразрез с требованиями жизни и обстоятельств. Мне хочется в данный момент смотреть телевизор, но я сажусь писать статью. То, что побуждает меня делать это, представляет собой нечто

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология установки автора Узнадзе Дмитрий Николаевич

Патология воли

Из книги Мозг напрокат. Как работает человеческое мышление и как создать душу для компьютера автора Редозубов Алексей

Свобода воли Со времен Сократа и до наших дней продолжаются споры о том, насколько предопределено поведение человека. Обладают ли люди «реальным контролем» над своими поступками или же находятся в жесткой детерминированности, зависящей от «внутреннего устройства» и

Из книги Homo Sapiens 2.0 автора Sapiens 2.0 Homo

О силе воли Преимущественно силу воли принято связывать с мерой собственной настойчивости при достижении целей несмотря на возникающие препятствия и возможные сложности. Однако, если мы обратимся к общепризнанной природе этого явления, то увидим, что силу воли относят

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

12.2. Формирование морального компонента силы воли Проявление силы воли в значительной степени обусловлено нравственными мотивами человека. Наличие у человека целостного мировоззрения и стойких убеждений Л. И. Божович связывал не просто с волевой регуляцией, а с волевой

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§68. Воспитание воли Воля выражается в преодолении трудностей, а преодолевать трудности человек может только в том случае, если он знает, во имя чего он это делает. Поэтому первым и решающим условием воспитания воли является формирование мировоззрения, развитие

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие воли, волевая регуляция поведения Воля - сознательная, социально сформированная детерминация поведения личности, обеспечивающая мобилизацию ее психофизиологических ресурсов на достижение значимых и необходимых для нее целей. Воля - социально

Из книги Как воспитать волю и характер автора Рувинский Леонид Изотович

Понятие воли Процесс самовоспитания тесно связан с волей. Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств