Факторы влияющие на становление личности человека. Формирование личности, процесс формирования личности

Как формируется личность каждого человека? Влияет ли на неё воспитание или главное – наследственность? Так ли необходимо искусство или можно обойтись без него? Ниже мы рассмотрим все основные факторы влияющие на развитие личности.

С рождения до смерти мы развиваемся:
, нравственно, духовно,
. На наше формирование влияют пять факторов. Среди них по Зеньковскому (педагог, культуролог):

  • наследственность,
  • воспитание,
  • среда.

Некоторые учёные добавляют культуру и индивидуальный опыт человека. Эти факторы, влияющие на развитие личности, обсуждаются в течение десятилетий: что важнее, генетика или обучение? Каково влияние искусства на человека? На эти вопросы пока нет точного ответа, как на многие другие, связанные с обществом. Влияние среды на развитие личности неоспоримо. Но попытаемся расставить приоритеты хотя бы для себя.

Наследственность и среда в развитии и формировании личности

На формирование качеств личности влияют биологические и социальные факторы. Влияние наследственности и среды неоспоримо, так как они внешние и внутренние факторы развития. Еще их можно назвать природными и социальными. Над тем, какой из них является ведущим фактором в развитии личности, бьются профессора всего мира.

Наследственность как фактор развития личности

Что же мы наследуем от родителей, помимо цвета глаз, кожи и волос? Есть ли ген, отвечающий за будущий интеллект ребёнка? И да, и нет. В наследство нам передаются лишь способности к какому-либо виду деятельности (спорту, языкам, творчеству), но никак не готовые данные, с помощью которых можно сразу с пелёнок превратиться в талантливого художника или гениального писателя. Эти склонности следует развивать, обеспечить ребёнка правильной образовательной средой, тогда они принесут плоды. Иначе – останутся глубоко запрятаны даже от самого обладателя способностей. Необходимость воспитания и развития определяют условия развития личности.

Генетик Н.П. Дубинин настаивает, что
не передаётся от родителей к детям. Это может расстроить академиков, но дать надежду тем, кто не осилил даже школьную программу. Однако передаётся тип мышления, без привязки к качеству мыслительных способностей.

Вредные привычки мам и пап всегда сказываются на потомстве: алкоголизм, наркомания, психические заболевания вносят свои негативные коррективы в наследование способностей и интеллекта.

Среде как фактор развития личности

Помимо наследственности есть другие факторы, имеющие значение в формировании человека. Влияние общества на развитие личности колоссально. Все знают истории о случайно найденных детях-«маугли», живущих годами вне социума далеко в лесах, вскормленных волками, обезьянами. Они не приспособлены к нормальной жизни, степень зрелости остаётся на уровне 4-5-летних детей даже после долгих лет реабилитации с коррекционными педагогами, психологами.

Семья и воспитание в вопросах становления личности

Влияние воспитания на развитие личности важно так же, как наследственность со средой. Порой, именно воспитание может скорректировать формирование человека с плохой наследственностью или выросшего в плохой среде.

Воспитание как фактор развития личности проявляется ещё в детстве. Первоначально главную роль в этом процессе играют родители, обучающие малыша есть, спать, самостоятельно одеваться. Затем наступает очередь детских садов, школ, в которых права воспитания передаются воспитателям, учителям. Но в то же время важно не прекращать воспитательный процесс дома, раскрывая ребёнку нормы морали, чести, достоинства. Не все школьные учителя способны вплести в сугубо образовательный предметный процесс этические, эстетические моменты.

Влияние воспитания на развитие личности родителями всегда будет главнее, чем какое-либо другое. Отношение родителей к ребёнку, выбранный вектор взаимодействия с чадом, количество уделённого ему времени, внимания отражается во всей дальнейшей жизни человека, формируя основополагающую базу.

Приобщение к культуре - залог успеха

Социологи, педагоги и культурологи активно исследуют вопрос, какие факторы влияют на развитие человека, помимо уже упомянутых. Оказалось, что влияние культуры на развитие личности – неоценимо. Художественное отображение действительности формирует интеллект, моральные принципы, установки, чувства человека.

Духовное влияние искусства на человека специфично, оно просветляет, очищает чувства, вызывая порой так называемый «катарсис». Помимо очищающей функции искусства на развитие личности, существует компенсаторная, то есть способствующая духовной гармонии человека.

Влияние культуры на развитие личности заключается в обретении способности видеть прекрасное вокруг себя, в формировании эмоционального интеллекта, в воспитании навыка связного и образного выражения своих мыслей. Это расширяет кругозор, обогащает внутренний мир.

«Эмоции искусства суть умные эмоции», - Л. С. Выготский, психолог, основатель культурно-исторической теории.

Чувства и переживания, получаемые при созерцании шедевров, подтверждают влияние искусства на обогащение взаимоотношений человека с окружающим миром, духовно возвышая человека. Но для правильного восприятия художественных и музыкальных произведений, необходимо обладать художественно-эстетическим пониманием, то есть постоянно с самого детства получать знания о культуре и искусстве, вырабатывая у себя эстетическое чутьё.

Немаловажно влияние музыки на развитие чувства прекрасного, особенно классической, формирующей яркое восприятие гармоничного звучания. Люди, создающие шедевры искусства подтверждают своим талантом еще и то, что и деятельность как фактор развития личности очень важна, особенно в любимом деле.

Вместо вывода

Зная, что влияет на становление индивида, можно постараться вырастить умное, способное, творческое общество. Если каждый с детства ощутит влияние музыки на развитие человека и влияние искусства на его восприятие мира в целом, родится от
родителей с хорошей наследственностью, готовых подарить малышу благоприятную семейную среду и грамотное воспитание, тогда мир станет чуточку лучше.

Усовершенствование себя происходит благодаря многим жизненным моментам и обстоятельствам, но каждый способен на них в какой-то мере повлиять. Зная основные факторы влияющие на развитие личности легко построить свой путь к самосовершенствованию. Также многие факторы и предпосылки развития личности важны при уходе за ребёнком, если вы хотите вырастить из него достойную особу и многогранную развитую личность.

Личностное становление – процесс довольно долгий и не всегда зависящий напрямую от самого человека. Существуют различные факторы, определяющие развитие личности. Их необходимо знать для дальнейшего индивидуального роста и собственного развития, ведь опираясь на них, можно помочь любой персоне стать намного лучше.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют набирающий популярность ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство, теперь доступно всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Основные факторы влияющие на развитие личности

Само слово “фактор” несёт в себе интересное значение, ведь в переводе с латинского языка оно буквально обозначает “движущий”, “производящий”. То есть в этом вопросе мы выявляем основные производные процесса саморазвития, узнаём, что же им движет и почему.

Важно отметить, что выделяют сразу несколько факторов развития личности в психологии. Именно от них и идёт весь процесс личностного взросления.

К факторам развития личности относятся:

1. Внутренние;
2. Внешние;
3. Биологические;
4. Социальные.

Именно эти факторы, определяющие развитие личности располагаются на пути становления индивида на протяжении всей его жизни. Опираясь на них можно понять те или иные его задатки и способности, а также уровень психологического и духовного восприятия.

1. Внутренние моменты

К внутренним факторам развития и формирования личности относят собственную активность индивидуума. То есть его восприятие окружающего мира, основанное на разных мотивах, например, на интересах, симпатиях и антипатиях. Роль данного факторы развития личности человека заключается в его самовоспитании. Сюда же можно отнести личные стремления субъекта к чему-либо, его отношение к порядкам и уставам.

2. Внешние обстоятельства

Если же рассматривать более подробно внешние факторы и предпосылки развития личности, то к ним можно смело отнести родительское и педагогическое воспитание, и даже всю образовательную систему современного социума в целом. Не нужно путать внешние факторы развития личности человека и социальные, несмотря на то, что они действительно стоят рядом друг с другом.

3. Общественное воспитание

К общественным движкам индивидуального стремления к совершенствованию относится среда обитания каждой персоны и, конечно же, её окружение, и взаимодействие (общение) с ними. Также здесь немало важную роль играет набор опыта индивидуума у старшего поколения, его самоидентификация, как личности и принадлежность к какой-либо культуре, религии или даже профессии.

4. Наследственность и генетика

И не менее значимым в становлении людей индивидуальностями будет выступать биологический аспект. К нему в первую очередь относится наследственность, передаваемая через ДНК родителей и предшествующих кровных поколений. На генетическом уровне ребёнку от его родителей передаются некоторые врождённые черты характера и задатки (таланты), который он впоследствии всего жизненного пути может развивать.

К сожалению, генетика может сыграть и злую шутку с индивидуумом, передав ему наследственные заболевания и отклонения от установленных правильных норм. Например, некоторые физические недостатки и нарушения могут также оказаться частью наследственности, и они сильно отражаются на самооценке любой персоны.

Важные моменты в зарождении личностных качеств

Как же повлиять на успешное становление человека в жизни, опираясь на факторы и предпосылки развития личности? Очень просто! Попытаться сделать максимально комфортным его нахождение в обществе и предоставить ему помощь в самореализации.

Улучшаем воздействие со стороны

Если брать во внимание внешние причины, то стоит постараться окружить особу должным вниманием и заботой, постараться дать ей правильное воспитание и обеспечить адекватное окружение, на поведение которого можно ровняться.

Здесь основное развитие закладывается ещё в детские годы, и во многом зависит от трудов родителей, родственников и преподавателей. Из-за ошибок в духовном обучении детей, часто рушится их счастливое будущее или зарождаются комплексы, которые мешают им реализоваться в обществе.

Что же касается более зрелого возраста, то тут уже для самосовершенствования потребуется куда больше сил и отваги, ведь придётся в корне пересмотреть некоторые свои действия и понять, правильны ли они, или же требуют некоторых корректировок.

Жёсткая самодисциплина

Если же брать внутренние индивидуальные причины, то здесь мало чем получиться оказать влияние на индивида. Ведь здесь значимую роль играет самовоспитание, дисциплина и внутренний контроль самого человека. В данном случае вся ответственность за перестройку своих мыслей и действий, да и всего восприятия мира в целом ложится именно на его плечи.

Вплотную занимаясь воспитанием ребёнка с самого его рождения, можно помочь обрести ему некоторые внутренние “двигатели” в познании мира и повысить его активность восприятия. Делается это через развивающие игры, приучение его к труду и помощи взрослым.

Любая генетическая особенность – ваша неповторимая изюминка

Что же касается биологических факторов развития и формирования личности, то здесь стоит учитывать генетические особенности и предпосылки индивида. Если быть точнее, то стоит заранее позаботиться о том, чтобы некоторые наследственные заболевания не обострились или в принципе не дали о себе знать.

Здесь понадобиться профилактика и более тщательная забота о здоровье и психическом состоянии. Если же смотреть с позитивной точки зрения, то положительные генетические предрасположенности лучше всего наоборот развивать. Со временем эти способности смогут преобразоваться в талант и помочь в самореализации человека.

Роль общественного мнения в зарождении личности

Важную роль в зарождении индивидуальности играет социальная среда. Каждый из нас живёт в обществе, поэтому необходимо научиться взаимодействовать с ним. Чтобы реализоваться и здесь потребуются вырабатываемые навыки коммуникации. Их легко можно достичь с помощью частого прямого общения с окружающими людьми. В детском возрасте это может быть общением с родителями, впоследствии с учителями и друзьями.

Этот фактор развития личности человека также можно улучшить и во взрослом возрасте. Например, пересмотреть свой круг общения, методом наблюдения понять, как он на вас влияет и несёт ли в себе то развитие, к которому вы стремитесь.
Социальный фактор состоит из влияния общества на человека. Это может быть политическая ситуация в стране, где обитает индивид, или же его религиозные предпочтения, влияние средств массовой информации и общественных норм и порядков.

Что делает нас собой?

Стоит понимать, что факторы, определяющие развитие личности важны в процессе самосовершенствования. Невозможно добиться роста, если даже один из них страдает. То есть, если вы находитесь в плохом коллективе, который негативно влияет на вас, мешая в достижении значимых целей, то сразу возникает вопрос, а правильный ли выбор вы сделали?

Человек сам строит свой путь

Помимо контроля и обучения, очень важно, чтобы индивидуум сам хотел развиваться и стремился к улучшению своих уже имеющихся навыков. В большинстве случаев он сам определяет своё будущее, постоянно совершая выбор. То есть, человек выбирает свои политические и духовные предпочтения, увлечения и симпатии, это и превращает его в личность. А дальнейшие факторы и предпосылки развития личности помогают ему в этом.

О чём свидетельствует психологическая зрелость?

Когда субъект ставит себя как полноценную личность, то это заметно по его поведению. Например, это ярко проявляется в способности совершать выбор, самостоятельно исполнять поручения и выполнять работу.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Движущими силами процесса развития личности являются противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Противоречия возникают между влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и заканчивая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Различают противоречия внутренние и внешние. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

К числу факторов, влияющих на становление и развитие личности, относятся:

- наследственность (анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности нервной системы, физические особенности, безусловные рефлексы, функциональные особенности, задатки, аномалии наследственного происхождения);

- среда (природная - биологическая и географическая и социальная – макросреда и микросреда);

- образование (включая: воспитание, обучение, просвещение);

- собственная активность личности (подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание, самообразование)

Несмотря на определяющую роль внешних социальных факторов на развитие и формирование личности, нельзя не учитывать биологическую природу человека. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказать влияние на социальное развитие человека, его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние?

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном геном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет и некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей. К наследственному относится прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, темперамент, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.



Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекания мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияет разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда, или микросреда и макросреда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к – ближайшему. В понятии социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Дети, вскормленные животными, представляют большой интерес для науки. Существование их еще раз доказывает, какое огромное значение в жизни человека имеют условия и влияния среды. Вот почему ими заинтересовались и антропологи, и педагоги, и психологи. Дети, «воспитываемые» зверем, не приобретали его силы и энергии и в то же время утрачивали человеческие навыки.

Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Среда является условием и источником развития.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личностью. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Огромную силу воспитания признали и многие прогрессивные педагоги прошлого. Так, например, Ян Амос Коменский учил, что человеку при рождении природа дает зародыш знания, но эти зародыши могут развиваться только при помощи воспитания и образования.

Я.А. Коменский «Едва ли есть настолько загрязненное зеркало, чтобы оно все-таки хоть как-нибудь не воспринимало изображения, едва ли есть столь шероховатая доска, чтобы на ней все-таки чего-нибудь нельзя было написать. Однако, если попадется зеркало, загрязненное пылью или пятнами, его предварительно нужно вытереть, а шероховатую доску нужно выстрогать…»

В чем сила воспитания? Почему она оказывается решающим, главным фактором развития личности? Прежде всего, это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменять микросреду; во-вторых, все дети проходят через образовательные учреждения, которые способны создать сильную систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для эффективности. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознание человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Для того, чтобы проявились творческие задатки, нужны не только необходимые социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

И.М. Сеченов: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее воспитание и уход, тем не мене не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определенную роль в развитие и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностный качества.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Эти факторы являются внешними по отношению к личности. Однако мы не должны забывать о самопроизвольном внутренним ее изменении, определяемом внутренними противоречиями. Каждая личность развивается по своему пути.

И.Кант: «В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

Следовательно, четвертым фактором развития личности является собственная активность личности, ее саморазвитие и самовоспитание.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В связи с этим при рассмотрении вопроса о особенностях развития личности необходимо учитывать влияние такого фактора как собственная активность личности, в частности самовоспитание.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование культуры личности.

Таким образом, основными факторами развития личности является наследственность, среда, воспитания и саморазвитие (самовоспитание) личности. Но ни сила влияния, ни изменчивость этих факторов, ни их самая тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, ни их единство не обеспечивают развития и формирования личности без ее активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности – это главнейшее, определяющее условие развитие личности, т.е. человека члена общества.

Что из себя представляет процесс формирования личности?

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование личности, оказываются в процессе ее становления .

Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь .

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Фактор (от лат. factor — делающий — производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные его черты.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

7) врожденные особенности человека

Связаны с изменением генотипа, приобретенные вследствие неблагоприятных жизненных условий (осложнения после болезни, физические травмы или недосмотр при развитии ребенка, нарушение режима питания, труда, закаливания организма и т. д.).

Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

1) общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

2) индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др.)

3) специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека .

Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание - это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. Ученые признают, что, с одной стороны, при определенных условиях коллек­тив нивелирует личность, а с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Такая деятельность способствует проявлению , незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции, в эмоциональном развитии.

В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности .

Организовываем воспитательный процесс

Решающее значение в развитии личности человека играет воспитание. Из экспериментов следует, что развитие ребёнка обуславливается различными видами деятельности. Поэтому для успешного развития личности ребёнка, необходима разумная организация его деятельности, правильный выбор её видов и форм, осуществление, систематического контроля над ней и результатами.

Виды деятельности

1. Игра - имеет большое значение для развития ребёнка, она выступает первым источником познания окружающего мира. В игре развиваются творческие способности ребёнка, формируются навыки и привычки его поведения, расширяется кругозор, обогащается объём знаний и умений.

1.1 Предметные игры - осуществляются с яркими привлекательными предметами (игрушками), в ходе которых происходит развитие двигательных, сенсорных и др. умений и навыков.

1.2 Сюжетные и ролевые игры - в них ребёнок выступает в качестве определённого действующего лица (распорядителя, исполнителя, компаньона и т. д.). Эти игры выступают для детей в качестве условий проявления той роли и тех отношений, которые они желают иметь в обществе взрослых.

1.3 Спортивные игры (подвижные, военно-спортивные) - направлены на физическое развитие, выработку воли, характера, выносливости.

1.4 Дидактические игры - являются важным средством умственного развития детей.

2. Учёба

Как вид деятельности оказывает большое влияние на развитие личности ребёнка. Она развивает мышление, обогащает память, развивает творческие способности ребёнка, формирует мотивы поведения, подготавливает к трудовой деятельности.

3. Труд

При правильной его организации он содействует всестороннему развитию личности.

3.1 Общественно-полезный труд - это труд по самообслуживанию, работа на пришкольном участке по озеленению школы, города, села и т.д.

3.2 Трудовое обучение - направлено на вооружение школьников умениями и навыками в обращении с различными орудиями труда, инструментами, машинами и механизмами, которые применяются на различных производствах.

3.3 Производительный труд - это труд, связанный с созданием материальных благ, организованный по производственному принципу в ученических производственных бригадах, УПК, в школьных лесничествах и т.д.

Заключение

Таким образом, процесс и результаты человеческого развития обуславливаются как биологическими, так и социальными факторами, которые действуют не по отдельности, а в комплексе. При разных обстоятельствах различные факторы могут оказывать большее или меньшее влияние на формирование личности. Как считает большинство авторов, в системе факторов ведущая роль принадлежит воспитанию.

Шекспир говорил: «Личность – это наш сад, а воля – это его садовник». Так давайте же разберемся, каков наш внутренний сад и как необходимо за ним ухаживать. Чтобы ответить на все эти вопросы, которые можно причислить к риторическим, разберемся, что же такое формирование личности и из каких основных факторов оно складывается.

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Несмотря на трудности с определениями, формирование личности и его закономерности все же входят в сферу психологического знания. Поэтому примем за аксиому, что личность – это человек, который сумел перешагнуть определенный уровень развития. Ребенок, который научился вежливо отказывать агрессору в школе. Спортсмен, побивший новый рекорд. Девушка, сдавшая экзамен, чтобы получить профессию мечты.

В общем, личностью можно назвать всякого, кто твердо решил не оставаться на уровне инфузории-туфельки. Такие люди принимают решение каждый день так менять свою реальность, как сами считают нужным. Но каким образом происходит процесс формирования личности? Почему в одной и той же семье могут вырасти и хороший врач, и уголовник? Отчего те дети, которые в начальных классах кажутся будущими гениями, впоследствии оказываются на обочине жизни? И как происходит то, что зовется личностным развитием?

На этот процесс влияют несколько факторов, которые на протяжении всей жизни образуют собой кружево обстоятельств, взлетов и падений. Но обо всем по порядку.

Формирование личности человека: 5 основных факторов

Выделяется четыре источника, из которых человек может получить опыт. Это наследственность, окружающая среда, обучение ребенка взрослым, собственный опыт. От качества этих источников зависят показатели развития личности. А также есть еще один фактор, который некоторыми исследователями выносится отдельной строкой – это эмоциональная привязанность.

1. Наследственность, или биологическое в человеке

Наследственность – первое условие, которое определяет человеческое бытие. Мы не являемся бесплотными духами. Самое главное, что есть у человека – тело. Многим клиентам для повышения самооценки психологи рекомендуют конкретизировать любовь к себе как любовь к своему телу.

Особенности психики определяются частью тела – мозгом. Гены являются теми «кирпичиками», из которых затем формируется личность. В последнее время биологический фактор – а именно, фактор наследственности – недооценивается. Рассмотрим пример. Человек страдает от социофобии. Каковы его действия? Если он хочет покончить со своим персональным кошмаром, то обращается к тем, кто специализируется на решении подобных проблем – то есть, к психологам. Это логично. При зубной боли идут к стоматологу. Если сломалась стиральная машинка – вызывают мастера, который ее починит.

Пользуясь Аристотелевой логикой, измучившийся от социальных страхов клиент приходит на прием к психотерапевту. Затем он приходит еще один раз, затем еще и еще. Во время психотерапии появляется результат – общаться с людьми становится легче. Однако зачастую после прекращения походов к психологу все встает на круги своя. Наш герой «подсаживается» на терапевтические сеансы. Результаты их, несомненно, хороши. Одна проблема – недолговечны. Как и финансовые средства у клиента.

Где же здесь «собака зарыта»? Причины социофобии этого персонажа кроются в генетике. Иными словами, ему нужна не только и не столько психотерапия, сколько транквилизаторы или антидепрессанты. А безуспешные попытки психолога заново «выдрессировать» клиента не приносят долговечных результатов. Обычно домашние задания психологов при социофобии – это «расслабиться посреди наполненного людьми гипермаркета», «подойти к пятнадцати случайным прохожим, чтобы спросить у них, который час», «зайти в магазин, и ничего там не купить».

Некоторые американские исследователи, специализирующиеся на нейробиологии, утверждают: такая «психотерапия» является не более, чем пыткой для социофоба, которому требуется фармакотерапия. Лечение лекарствами имеет своей мишенью те психологические особенности, которые являются проявлением проблем психологии индивида, имеющих биологическую подоплеку.

2. Окружающая среда

На процесс формирования личности серьезный отпечаток накладывает внешний фактор – окружающая среда. Она представляет собой те условия, которые не зависят от самой личности. Ярким примером может послужить печальная судьба выдающегося математика Ганса Хенрика Абеля. В его честь норвежцами была учреждена Абелевская премия для математиков (бедняги не могут претендовать на Нобелевскую, поэтому награда была создана отдельно для них).

В 1826 году Абель опубликовал свою работу, где описывал способ решения уравнений пятой степени. Она автоматически возвела его в ранг величайших математиков всего мира. Но какой была среда, где родился и жил ученый? Родители его постоянно выпивали и ссорились. Семья жила на грани нищеты. Способности Абеля были замечены лишь школьным учителем. Уравнения пятой степени были одной из тех загадок, которые привлекали внимание математика с ранней юности.

Над ними лучшие умы бились десятилетиями. Но только благодаря финансовой помощи преподавателей будущий гений смог поступить в университет. Судьба Абеля была воистину полна трагизма: он заразился туберкулезом и погиб от болезни в возрасте 26 лет. Вопрос: сколько еще открытий смог бы сделать математик, если бы не фактор окружающей среды?

Личность является не просто функцией нервной системы организма. С самого рождения психика подвергается бомбардировке самых разнородных факторов. Английский психолог Джон Локк предложил называть психику ребенка «tabula rasa», или «чистый лист». Эта концепция означает, что ребенок рождается, не имея опыта – все знания он получает через чувственное восприятие внешнего мира. Не смотря на то, что теория Локка не претендует на абсолютность, она содержит долю здравого смысла.

3. Обучение ребенка взрослыми

Формирование личности невозможно без передачи опыта. Психология называет такой процесс зовется интериоризацией. Этот термин обозначает передачу опыта взрослыми ребенку, в процессе которого происходит личностное развитие и созревание внутренних структур психики. Например, благодаря интериоризации взрослый человек может думать про себя, не мешая окружающим. Выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский считал, что любой компонент психики, прежде чем стать ее частью, сначала протекает как форма сотрудничества между ребенком и взрослым. Это может быть общение или подражание.

Наглядным примером принципа интериоризации в могут послужить так называемые дети-маугли. Воспитываясь с животными, такие дети имеют очень плохой прогноз относительно возможной реабилитации. Если ребенок до пяти лет не общался со взрослыми, шансы усвоить человеческую речь для него близки к нулю. Одним из таких одичавших детей был нигерийский мальчик по имени Белло. Родители отказались от него после рождения. Мальчика приняла «на воспитание» стая шимпанзе, а в 1996 году он был найден среди зарослей джунглей.

Двухлетний ребенок был умственно отсталым, имел очень низкие показатели развития. Также Белло был неполноценным физически. Ребенок не мог научиться разговаривать с людьми – он их избегал. Белло поместили в интернат, где он вел себя очень беспокойно – бросался в других детей предметами, дрался. Со временем его поведение стало немного лучше. Но поведение Белло во многом так и осталось похожим на поведение обезьян. Говорить он не научился. Белло умер через шесть лет после поселения в интернат по неизвестной причине.

Поэтому формирование личности возможно, только если ребенок находится всецело под опекой и руководством взрослого. Большую роль для развития детей играет групповой и культурный опыт.

4. Собственный опыт

Еще один немаловажный фактор, который влияет на формирование личности. «Личностью не рождаются, личностью становятся» — сказал отечественный психолог А.Н. Леонтьев (видимо, перефразируя Симону де Бовуар, которая считала эту фразу аксиомой развития женственности). Как бы там ни было, процесс становления личности всегда активный.

Опыт человека всегда уникален. Каждый воспринимает мир по-своему – не обязательно эта картина должна совпадать с реальным положением вещей. Такого подхода придерживался американский клинический психолог мирового уровня Карл Роджерс. Он утверждал: мир существует для человека только таким, каким он может его видеть. Каждый выбирает систему координат сам. Добрый человек стремится к самоактуализации, развитию того, что заложено в нем Богом (или эволюцией, что не столь важно в данном контексте).

Чтобы подтвердить взгляды основателя гуманистической психологии, не нужно далеко ходить. Бытовых примеров очень много. Есть люди, которые, казалось бы, могли бы изменить свою жизнь, поскольку все бразды правления лежат у них в руках. Но по неведомым причинам соседи сверху продолжают спорить о том же день за днем, из года в год. Тридцатилетний алкоголик Вася пьет и жалуется на одиночество. А вот тетушка Маша, у которой, казалось бы, дела идут из рук вон плохо, не унывает и каждый день ухаживает за приносящими ей радость двадцатью кошками. Эти персонажи отличаются между собой не более, чем той картиной мира, которая присутствует у них в голове – а, стало быть, уже много лет оказывает влияние на формирование личности этих людей.

Карл Роджерс считает: единственная сила, которая побуждает человека двигаться дальше – это тенденция максимально раскрывать свои способности. Если индивид умеет видеть себя таким, какой он есть в реальности, ученый говорит о максимальной конгруэнтности (соответствии) его восприятия мира. Напрямую от самопринятия зависит и принятие других – чем добрее человек к себе, тем лучше он будет относиться и к другим.

5. Привязанность – еще одно условие развития

Но все эти признанные официальной психологией факторы формирования личности обязательно должны быть дополнены еще одним условием. Для развития – как общепсихического, так и для личностного – необходимой является привязанность ребенка ко взрослому. В подавляющем большинстве случаев – к матери. Особый вклад понимание этой концепции внесла Л. Петрановская – специалист по психологии детей-сирот.

Привязанность, говорит психолог, является обязательным условием для того, чтобы личность ребенка развивалась. Интерес к окружающему миру, формирование любых способностей и навыков нанизываются, словно кольца детской пирамидки, на стержень привязанности. Если же этой основы нет, то извне пирамидка может показаться устойчивой. Но при первом же касании ее кольца рассыплются. Личностное развитие становится невозможным.

Ребенок из детского дома – это тот ребенок, который не знает что такое любовь матери и защищенность. Если бы он мог ощущать себя под защитой надежной эмоциональной связи с матерью, тогда бы и происходило его гармоничное развитие. Но поскольку «стержень» отсутствует, при любом столкновении воля ребенка рассыпается. Воспитатели не могут дать ему то, что необходимо.

Программа привязанности – это важнейший фактор, в самом раннем возрасте. Она заложена в человеке, как и в других млекопитающих, биологически. Если детеныш млекопитающего не находится под заботой матери-самки, то каждую секунду он испытывает смертельный ужас. В мире дикой природы детеныши всегда прикреплены ко взрослому животному. Они исследуют окружающий мир – но только если уверены, что мать находится недалеко от них.

Вывод

На формирование личности оказывает влияние целый тандем факторов. Кем станет человек? Зависит как от того «багажа», которым наградили его предки и родители, так и от его собственных усилий. Становление личности – это процесс, который продолжается всю жизнь, и любая остановка здесь может означать деградацию и застой. Тому, кто не хочет оказаться на обочине жизни, придется приложить немало усилий. Прислушаемся к словам Брайана Трейси: «Берите управление на себя! Вы настроены позитивно по отношению к себе именно в той степени, в какой считаете себя распоряжающимися собственной жизнью».