Что такое функциональные фитнес тренировки? Функциональная подготовка спортсмена Что такое функциональная подготовка

Существует целый ряд методов функциональной подготовки. В основном это те же методы, которые используются в других видах подготовки. Но существует ряд специальных методов. К ним можно отнести различные методы подготовки в измененных условиях внешней среды (в условиях высокогорья, в барокамере, использование бани), методы подготовки на фоне критических состояний организма спортсмена (в условиях голода, переохлаждения, повышенной опасности, во время конфликтов и т.п.).

Функциональная подготовленность спортсмена не всегда может быть определена по внешним признакам как, например, физическая. Нередко внешне сложенный не атлетично спортсмен может демонстрировать огромные функциональные возможности, и наоборот в горах не редки случаи, когда атлет с огромной мышечной массой демонстрирует очень слабые функциональные возможности. В горах преимущество имеет спортсмен, обладающий большей выносливостью, а не атлетическим телосложением. Выносливость же определить внешне по морфологическим признакам спортсмена бывает очень сложно.

Функциональную подготовку альпиниста необходимо четко планировать так как в экстремальных ситуациях именно функциональные возможности спортсмена, его физиологические резервы играют решающую роль.

Функциональная подготовка в теории спорта не выделена в самостоятельный раздел и нет достаточно четкого ее анализа. Видимо поэтому этот вид подготовки часто входит в компетенцию физиологов, психологов и врачей, работающих с альпинистами.

На самом же деле физиологи и врачи должны только контролировать функциональную подготовленность спортсмена и давать тренерам практические рекомендации. Планирование этого раздела подготовки и методика реализации на практике этого плана входят в обязанности тренера.

Занятия по программе функциональной тренировки не требуют предварительной подготовки и подходят для людей с низким уровнем физических возможностей. Функциональный тренинг – прекрасный вид тренинга для восстановления организма после долгого отсутствия двигательной активности, после родов или в постреабилитационный период.

2.3. “УДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ”

Функциональный тренинг проводится и как отдельная тренировка, и как дополнение к традиционному силовому тренингу. Усложнение тренировки происходит не за счет увеличения веса отягощения, а за счет усложнения движений при помощи специального оборудования, в частности кор-платформ, босу (резиновых полусфер), фитболов (резиновых гимнастических мячей), балансировочных подушек Airex Balance Pad (подушек, изготовленных из мягкого «пенного» материала») или силовых тренажеров со свободной траекторией выполнения движения.
В работе по программе «Функциональный тренинг» используется и вес собственного тела, а также свободные веса, тяговые тренажеры, амортизаторы, мячи. Балансирующая основа, на которой выполняются упражнения, активизирует большое количество мышц, как крупных, так и мелких (глубокие постуральные мышцы) которые на обычных тренажерах не работают. Наши старания удержать равновесие, чтобы не упасть или не скатиться с неустойчивой поверхности, способствуют затратам большего количества энергии, при этом наши суставы надежно оберегаются от излишнего воздействия, так как неустойчивая, пружинящая поверхность принимает на себя часть ударной нагрузки.

2.4. Цели функциональной тренировки.
На начальном уровне это развитие общей выносливости, координационных способностей (сохранение равновесия), силовых способностей (общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата), развитие гибкости.

На среднем уровне это развитие общей выносливости, собственно силовых способностей и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость), координационных способностей, гибкости.

На продвинутом уровне это развитие специальных физических способностей непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта

2.5. Методика проведения Функциональной тренировки на примере круговой тренировки .
При составлении комплексов Круговой Тренировки следует исходить из того, что в них должны чередоваться упражнения общего и избирательного воздействия, на разных этапах в работу должны вовлекаться различные мышечные группы. В результате комплекса нагрузка будет иметь рассеянный характер (оптимальный срок смены КТ составляет 6-8 занятий).

После тяжелых физических упражнений работоспособность восстанавливается не сразу. Поэтому если на следующем этапе дать нагрузку на работавшие перед этим мышцы, то работоспособность и тренирующий эффект снизятся. При «рассеянной» нагрузке на разные мышечные группы повторная работа выполняется менее утомленными мышцами на фоне недовосстановления сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Заключение.

Подводя итог, можно отметить, что отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта тренировок.


Список использованной литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Ос­новы тренировки).

3. Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной систе­мы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6. - С. 12.

4. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2. - С. 18.

5. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.

6. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994. -368с.

7. Кряж B.IL Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120 с, ил.

Что такое физическая и функциональная подготовка спортсмена? и получил лучший ответ

Ответ от Big Bang in my head[гуру]
Физическая - это как бы просто ОФП. Приседания там, отжимания и прочее. А функциональная подготовка - это подготовка, направленная на развитие качеств (движений), которые нужны именно для какой-то цели. Например, цель: выработать сильный удар для боксера. Берем гантелю и начинаем отрабатывать удар с отягощением - это и есть функциональная тренировка.

Ответ от День Умалишенных [новичек]
работать надо а не теории сочинять...


Ответ от Влад Ермоленко [новичек]
Функциональная подготовка направлена на развитие функциональных возможностей организма спортсмена и совершенствование деятельности различных систем (дыхания, кровообращения, мышечной и др.). В ходе нее спортсмен повышает физические, биохимические, физиологические, морфологические и другие резервы организма. Функциональная подготовка входит составным элементом во все ранее рассмотренные виды подготовки. И физическая подготовка, и техническая, и психологическая опираются на развитие функциональных возможностей организма спортсмена. Хотя все виды подготовки тесно связаны между собой, функциональную подготовку, на наш взгляд, следует выделить как самостоятельный вид подготовки, по нескольким причинам: во-первых, функциональные возможности спортсмена необходимо уметь измерять и планировать их развитие; во-вторых, функциональная подготовка во многом определяет успешность работы спортсмена в горах.


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что такое физическая и функциональная подготовка спортсмена?

Функциональная подготовка

Физическая функциональная подготовка спортсмена.

Первый и главный вопрос, который должен задать себе каждый тренер - зачем я это делаю? Что даст этот метод моему спортсмену? Как этот тренинг поможет ему достичь поставленных целей?

Однако, далеко не все тренеры следуют этому правилу. Берется методика, причем в основном потому, что это модно, так делают другие и т.п. и вперед - слепо исполнять.

Тренировки на TRX-петлях и функциональные тренинги - вот то, что можно встретить в любом фитнес-клубе. Западные бойцы обязательно тренируются в кроссфите. Нет, конечно, эти методики хороши, но загвоздка в том, что далеко не во всех боевых искусствах пригодится такой спектр нагрузок (главная идея кроссфита - будь готов ко всему.)

Специализация

«Вследствие специфичности тренировочной адаптации используемые упражнения должны быть как можно более близкими к основным спортивным упражнениям в отношении мышечной координации и физиологических требований». В.М.Зациорский. "Наука и практика силового тренинга".

А теперь по-человечески. В любом виде спорта должны сочетаться разные качества: гибкость, координация и абсолютная сила, кардиореспираторная и мышечная выносливость. Так, если сравнить тяжелоатлета и велогонщика. У обоих - гиперторфированные квадрицепсы ног, но ведь качество мышц различается: у велогонщика ноги выдерживают большие нагрузки средней мощности, у тяжелоатлета - умеют показывать максимальную силу за короткое время. Поэтому и тренер должен учитывать конкретную специализацию спортсмена при планировке его тренингов.

Нужен анализ биомеханики движений, углов приложения нашей силы, типы мышечных действий, а еще и механизмы энергосбережения нагрузки (креатинфосфатный, гликолитический, аэробный или смешанный). И чем лучше мы исследуем этот вопрос, тем понятнее станет, «зачем мы это делаем»?

Однако, специализация крайне важна опытным атлетам с хорошей спортивной базой. Новичкам же лучше эту базу выстаивать за 3-4 года регулярных тренингов. Например, в советские времена легкоатлетов до 15-16 лет готовили ко всем дисциплинам: и прыжки с метанием, и спринтерские, стайерские дистанции. Из этого всего они получали хороший фундамент, да еще и возможность определить способности человека для дальнейшей специализации. А сегодня, к сожалению, тренеры предпочитают специализировать атлетов с ходу.

ОФП или СФП

Пожалуй, сразу надо разграничить общую и специальную физподготовку. Различие здесь в выбранных упражнениях. И делится оно на два вида:

1 Стимуляция. Это нагрузка на мышцы, несущие основную спортнагрузку - приседания со штангой (для спринтера)

2 Моделирование. Это воссоздание движение, похожее по механике, например, толкание санок в положении стартового разгона (тоже для спринтера)

Моделирование можно отложить до момента совершенствования своего мастерства, а иногда и до предсоревновательной подготовки.

Итак, мы уже выяснили, что основная цель физподготовки - развить все качества спортсмена: силы его мышц, максимальная гибкость, координация, возможность проделывать высокотехничные движения с большими амплитудами, и работоспособность - как можно больше работы, да еще за длительный срок.

Чтобы этого всего достичь, существует множество методик и тренингов, но тут одной статьей не обойтись, чтобы описать их все не хватит, наверное, даже книги.

Любой опытный тренер, занимающийся силовой и функциональной подготовкой, на вопрос «как развить силу?» для того или иного вида спорта, посоветует вам упражнения тяжелоатлетов: разные взятия и толчки, рывки и приседания и т.п.

С этим нельзя не согласиться. Все эти упражнения укрепляют «заднюю цепь», в которую входят мышцы-разгибатели спины и бедер, а также голеностопного сустава. Эта огромная мышцевая группа - основная в развитии мощности. Для этих упражнений ключевыми являются сила и скорость - качества, необходимые в каждом спорте. Так, например, метнуть легкий теннисный мячик не получится, используя только силу, здесь нужна и скорость выполнения.

Конечно же, тренеры, не работающие с тяжелоатлетическими комплексами, будут уверять всех в их опасности. И в том, что при их выполнении высок риск получения травм, а поэтому чтобы овладеть ими нужна позвоночная и суставная гибкость. И, естественно, закончится все фразочкой вроде: "штанга и помост нам необходимы только от "Eleiko", а то все без толку".

При чем в кроссфите чудесным образом обучают рывкам и взятиям на грудь всего занятия за два.

Навыки

Выполнение определенных упражнений или движений, которые вы делаете на автоматизме и называются спортивными навыками. И чем больше у атлета таких спортивных навыков-привычек, тем легче ему будет освоить любое новое движение. Да и сложные упражнения выполнять будет легче. В случае, если у спортсмена развиваются именно те навыки, которые характерны для его вида спорта, то он оказывается изолирован - остальные его возможности ограничиваются специализацией. Так, например, отличный боксер-чемпион в танцах будет выглядеть, мягко говоря, неуклюже, хотя обладает спортивной гибкостью.

И конкретно спортивный пример. Качок годами тренировался со штангами и гантелями, а теперь ему надо поднять выше себя булыжник, песочный мешок или, скажем, тяжелую бочку. Поверьте, ему будет неудобно и результатов высоких он не покажет. А все потому, что он не привык упражняться с подобным инвентарем.

Выводы

Расширяйте физическую готовность своего тела

Не ограничивайте свой инвентарь - экспериментируйте. Пусть в ход идут и сэндбэги , и бревна с бочками. Помогут здесь и цепи. Следуйте этому принципу, и никогда не возникнет сюрпризов и неудобства с новым оборудованием.

Осваивайте новые движения

Это тоже об изобретательности. Причем особенно ценен этот совет новичкам. ВЫ только строите базу, а уж потом будете ее совершенствовать. Пойдут на пользу упражнения с собственным весом. Только прикиньте, сможете ли вы выполнять гимнастические трюки? А надо бы.

Используйте тяжелоатлетические движения для построения силы

Освойте тяжелоатлетические упражнения. Толчки, рывки и взятия на грудь очень эффективны. А при правильном выполнении совсем и не опасны.

Задавайте себе вопрос

Тренер вы или спортсмен, не суть важно. В любом случае главное - знать суть и конечную цель любой используемой методики. Словно заповеди для вас должны быть главные аспекты ваших тренировок. Всегда следуйте им.

Все лгут

День ото дня появляется все больше новых чудо-тренингов, супертренажеров и прочей ерунды вроде чемпионских лекций и книг а-ля «Новый вид боевой йоги еще и с элементами сальсы». А другие тем временем постепенно выходят из моды. Не стоит спешить втереться в толпу фанатов того или иного метода. Сначала проанализируйте ее и придите к выводу - полезен ли этот тренинг конкретно для тебя или твоих подопечных.

В спорте существует много противоположных друг другу подходов и способов достижения результата — и не всегда бывает просто разобраться, который из них подходит именно вам. Один из таких случаев, это выбор между функциональным тренингом и изолированными силовыми упражнениями.

Какой подход будет более оправданным в конкретном случае, каковы типичные ошибки, совершаемые спортсменами, и что следует знать — но знают, к сожалению, не все.

Функциональный и изолированный тренинг: что это?

Для начала, разберёмся с самими определениями: необходимо понимать, о чём вообще идёт речь. Функциональные и изолированные тренировки действительно абсолютно противоположны друг другу как по форме, так и по решаемым ими задачам.

Изолированный тренинг — это набор таких упражнений, которые направлены на тренировку конкретной малой группы мышц, или вовсе одной мышцы.

Например, если вы работаете со штангой на скамье для жима на бицепс — это изолирующее упражнение

Функциональные упражнения всегда затрагивают обширнейшие группы мышц — иногда даже практически всё тело одновременно. Но не это их главная характеристика: данному критерию отвечают и, например, приседания со штангой, которые функциональным упражнением не являются.

Ключевой момент в функциональном тренинге — это тренировка не только мышц, но и самого движения тела. Любые подобные упражнения направлены не просто на увеличение силы или выносливости, а именно на то, чтобы тело стало способно выполнять некие реальные действия. Отличным примером функционального силового упражнения являются подтягивания на турнике.

Многие склонны относить к функциональным только те силовые упражнения, что выполняются с собственным весом — подтягивания, отжимания, выпрыгивания, и так далее. Однако, это неверно: функциональный тренинг вполне возможен и с применением отягощений.

Каковы преимущества и недостатки обоих подходов?

Снова начнём разговор с изолированного тренинга. Плюсом подобного варианта является то, что вы достигаете максимальной эффективности именно в выбранной точке тела: вся нагрузка ложится исключительно на целевую мышцу. Подобное преимущество совершенно незаменимо в том же бодибилдинге, но зачастую пригождается и обычным любителям фитнеса: бывает так, что вам необходимо проработать конкретную мышцу, задать телу точечную нагрузку.

В этом же свойстве изолирующих упражнений состоит и их недостаток: развитый бицепс, к примеру, хорош сам по себе — но его недостаточно ни для гармоничной фигуры, ни для реальной функциональной силы. И вот тут настаёт время поговорить о функциональном тренинге.

Основных преимуществ у функциональных тренировок три

Во-первых, вы не просто увеличиваете показатели силы и выносливости мышц, а приучаете тело к конкретному типу физической работы. В жизни нам не приходится выполнять что-то похожее на французский жим — а вот необходимость подтянуться на руках может возникнуть запросто.

Во-вторых, эффект от функционального тренинга крайне многообразен. В работе участвует очень большое число мышц одновременно. Вы становитесь и сильнее, и выносливее, развиваете координацию, гибкость, равновесие... список зависит от конкретных упражнений, но он всегда обширен. К примеру, даже банальные отжимания от пола укрепляют не только руки и грудь (на которые направлены в первую очередь), но также пресс, ноги и спину.

В-третьих, из-за обширности нагрузки, функциональные упражнения эффективно сжигают калории. А это значит, что вы можете совместить эффект от силовых и кардиотренировок. Многие атлеты думают, что эти два типа тренинга — какие-то антагонисты, однако, это не всегда справедливо. Именно в функциональных упражнениях силовая и кардиосоставляющие прекрасно уживаются.

Есть ли у функциональных тренировок недостатки? Разумеется, есть. Основных минуса два

Во-первых, из-за широкого спектра эффектов от таких упражнений, результаты менее выражены. К примеру, вы эффективнее разовьёте сердце на кардитренажёре, а силу — «большой тройкой» со штангой.

Во-вторых, плотный функциональный тренинг плохо совместим с набором мышечной массы: слишком много сжигается калорий. Если тип фигуры Аполлона вам ближе, чем Геракла — функциональные тренировки подходят отлично, но не в обратном случае.

Наверное, вы уже догадались, что выбирать один тип тренировки совсем не обязательно. На самом деле, объединить изолированные и функциональные тренировки в своей программе вполне возможно. Более того: если без изолированного силового тренинга ещё можно обойтись (он, всё-таки, служит в основном достижению эстетического эффекта), то функциональная подготовка в той или иной мере нужна каждому спортсмену.

Выполняются ли функциональные тренировки при помощи тренажёров? Разумеется!

К примеру, со свободной тягой, выпускаемые компанией Life Fitness, подходят для них великолепно. Да и все возможности для интересного построения тренировок Life Fitness создаёт. Например, комбинируя мультистанцию с тягой свободной траектории, тренировочный жилет Hammer Strength и любую можно выполнять дома интереснейшие упражнения, направленные на функциональное развитие!

Как совмещать два вида тренировок?

Есть несколько советов на эту тему: раскрыть её полностью возможно, скорее, в отдельном материале. Но вот несколько советов.

Главный совет — не «перепрыгивайте» с одного упражнения на другое слишком быстро — это типичная ошибка тех, кто пытается совмещать много разнообразного. Ваше тело должно успевать привыкнуть к новому типу нагрузки, к ритму тренировок — иначе есть риск возникновения тренировочного плато или даже травмы.

Добавляйте к привычным силовым упражнениям изменение углов, скручивания,наклоны и прочие усложнения — используйте все возможные плоскости движения! Подобное возможно и с , и на , и при помощи мультистанции . Разумеется, делать это нужно осторожно, снижая рабочий вес. Так вы включите в работу большее число мышц и сделаете упражнения более функциональными.

И обязательно — изменяйте скорость выполнения движений! Это особенно удобно на тренажёрах с тягой, имеющих низкое стартовое сопротивление: например, всё тех же домашних мультистанциях Life Fitness. Такие технологии позволяют выполнять движение под большой нагрузкой очень резко — но без риска как для суставов и связок, так и для тренажёра.

В последние время все более отчетливо осознается, что спортивная тренировка, конечной целью которой является достижение наивысшего спортивного результата, направлена на развитие уровня функциональных возможностей организма спортсмена, способного обеспечить этот результат. Весьма примечательно высказывание Н.Г.Озолина (1970): «Характеризуя систему спортивной подготовки в целом, можно сказать, что это многолетний, круглогодичный, специально организованный процесс воспитания, обучения, развития, повышения функциональных возможностей спортсмена…».

Исходя из выше изложенного, весьма важно представление о функциональной подготовленности как таковой. Вместе с тем, к настоящему времени нет четкого, единого толкования понятия «функциональное состояние», «функциональная подготовленность» спортсмена. В большинстве случаев под этим термином, который, кстати, употребляется весьма широко, понимают весьма ограниченное содержание. В основном все сводится к возможностям организма продуцировать энергию для выполнения мышечной работы и возможности обеспечения этого процесса со стороны кардиореспираторной системы.

К примеру, В.С. Мищенко (1990) рассматривает в качестве функциональных возможностей (функциональной подготовленности) именно аэробную производительность, а «комплекс функциональных физиологических свойств» (качественных характеристик функционирования систем - мощность систем, их экономичность, устойчивость, подвижность и способность реализации потенциала системы) рассматривает как структурные элементы функциональной подготовленности (В.С. Мищенко, 1990).

С этим вряд ли стоит соглашаться, так как эти свойства компонентами не являются. В.С.Горожанин (1984) справедливо обозначает понятия «мощность», «устойчивость» и «экономичность» в качестве характеристик функционирования.

Понятие функциональной подготовленности, безусловно, значительно шире, оно весьма сложно и многогранно. Каждое свойство, способность или двигательное качество базируются на определенных функциональных возможностях организма, а в их основе лежат конкретные функциональные процессы и физиологические механизмы. Например, такое двигательное качество, как выносливость, и все ее разновидности, в основном будет определяться и лимитироваться уровнем развития механизмов энергообеспечения – анаэробной и аэробной производительностью, а также степенью «функциональной устойчивости», способности сохранять высокий уровень функционирования организма в условиях сдвигов гомеостаза.

Если рассматривать каждый вид подготовки спортсмена, традиционно выделяемые в подготовке спортсмена вообще, то можно сказать, что в своей основе все эти виды содержат процесс совершенствования определенных механизмов и функций определенных систем организма.


Техническая подготовка, т.е. формирование двигательного навыка и его совершенствование – это формирование определенного уровня функционирования центральной нервной и нервно-мышечной системы, и затем совершенствование механизмов их функционирования.

Тактическая подготовка – в своей основе имеет совершенствование функций центральной нервной системы и ее высших отделов, развитие их основных отправлений – восприятия, анализа, синтеза, реагирования, принятие решения.

Психологическая (психическая) подготовка – развитие функций высших отделов центральной нервной системы. Этот вид подготовки вплотную смыкается с тактической подготовкой, они имеют в своей основе много общих свойств и механизмов.

Физическая подготовка (вернее было бы сказать двигательная подготовка) – развитие и совершенствование функций центральной нервной системы, нервно-мышечного аппарата и вегетативных систем, обеспечивающих эту двигательную активность.

Можно видеть, что уровень функционирования различных систем организма является основой для всех видов подготовки, которые выделяются в теории спорта, кстати, весьма условно (Л.П.Матвеев, 1977, 1997).

Рассматривая понятие «функциональная подготовленность», неизбежно обращение к ее структуре. Следует отметить, что вопрос структурирования функциональной подготовленности спортсменов еще далек от полного решения.

В этом плане весьма интересны представления болгарского специалиста Ф.Генова (1971) по вопросам подготовленности спортсменов. В спортивной подготовленности, при всей ее целостности, он выделил следующие основные стороны (подструктуры ее целостной структуры):

- физиологическая подготовленность, определяемая приспособительными изменениями, наступающими в организме спортсмена в результате тренировки в данном виде спорта.

- психологическая подготовленность, характеризующаяся приспособительными изменениями, наступающими в психике человека в связи со специфической деятельностью в данном виде спорта.

- техническая подготовленность, определяется уровнем развития у спортсмена способности к выполнению соответствующих по форме и интенсивности двигательных действий.

- социальная подготовленность, определяемая мотивами выполняемой спортивной деятельности (объединяющее звено).

При этом физиологическая подготовленность спортсменов включает следующие компоненты:

Приспособление работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем,

Приспособление работы мышечно-двигательного аппарата,

Центральной нервной системы и других органов и систем к требованиям данной спортивной деятельности.

Несколько позднее В.С.Фоминым (1984) функциональная подготовленность спортсменов рассматривается как уровень слаженности взаимодействия (взаимосодействия) четырех компонентов:

- психического (восприятие, внимание, оперативный анализ ситуации, прогнозирование, выбор и принятие решения, быстрота и точность реакции, скорость переработки информации, другие функции высшей нервной деятельности);

- нейродинамического (возбудимость, подвижность и устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции);

- энергетического (аэробная и анаэробная производительность организма);

- двигательного (сила, скорость, гибкость и координационные способности (ловкость).

Схема, предложенная В.С.Фоминым, может быть при соответствующем интегрировании с другими построениями взята за основу.

К примеру, если сопоставлять компоненты функциональной подготовленности по В.С.Фомину с традиционно выделяемыми видами подготовленности спортсменов, то вполне можно двигательный компонент объединить с физической подготовленностью, а психический компонент считать аналогичным психофункциональной (психической) подготовленностью.

Следуя дальше, вполне оправданно дифференцирование компоненты по уровням (И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003). Тогда первый уровень – «базовый уровень функциональной подготовленности» должны составлять энергетический и нейродинамический компоненты, как компоненты неспецифические. Второй – «специально-базовый уровень функциональной подготовленности должны составлять двигательный (физическая подготовленность) и психический (психофункциональная подготовленность) компоненты. Третий – «специальный уровень функциональной подготовленности» составляют техническая и тактическая подготовленность, как интегральные проявления функциональных возможностей, обусловливаемых развитием свойств и качеств компонентов первого и второго уровней, в специфической двигательной функции.

Компоненты функциональной подготовленности находятся в определенном взаимодействии (взаимосодействии). Архитектура этих взаимосвязей, на наш взгляд, подчиняется определенной иерархии, что в свою очередь может быть основанием для условного деления компонентов и функций на глобальные (интегральные) и вспомогательные (частные).

К глобальным компонентам могут быть отнесены: «информационная функция», «регуляторная функция», «функция энергопродукции» и «двигательная функция». Вспомогательные или частные функции являются составными частями глобальных.

Необходимо отметить, что приведенная схема достаточно условна и выглядит излишне обобщенно. Возможно, следовало бы в большей степени конкретизировать частные функции по каждому глобальному компоненту. Ее можно было бы дополнить и качественными характеристиками в соответствие с критериями выделенными В.С.Мищенко (1990) – мощности, подвижности, экономичности, устойчивости функционирования и реализации функциональных возможностей. При этом в отличие от В.С. Мищенко (1990) эти фундаментальные свойства следует рассматривать, не как компоненты функциональной подготовленности, а именно как характеристики и свойства тех или иных компонентов функциональной подготовленности.

В настоящий момент мы рассматриваем функциональную подготовленность как физиологическую основу, базу всех остальных видов подготовленности. Вероятно следует говорить о функциональной составляющей в каждом виде специально-технической подготовленности – технической, физической, тактической и психической.

В этом плане стоит вспомнить утверждение Ф.Генова (1971), который отмечал, что «физиологическая подготовленность» является основой всей спортивной деятельности и особенно той, которая требует протекания ряда физиологических функций организма спортсмена на максимальном уровне».

Что же в конечном итоге составляет сущность функциональная подготовленности? Если сущностью, например, физической подготовленности считают уровень развития двигательных способностей и качеств и внешнее их проявление, то сущностью функциональной подготовленности следует признать уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств.

Таким образом, имея ввиду все выше изложенное, по нашему мнению функциональная подготовленность спортсменов представляет собой базовое, комплексное, многокомпонентное свойство организма, сущностью которого является уровень совершенства физиологических механизмов, их готовность обеспечить на данный момент, проявления всех необходимых для спортивной деятельности качеств, обусловливающее, прямо или косвенно, мышечную деятельность, физическую работоспособность в рамках специфического регламентированного двигательного акта.

Структура функциональной подготовленности спортсменов может быть представлена в виде следующих компонентов, находящихся на разных уровнях:

- информационно-эмоциональный компонент , включает процессы сенсорного восприятия, памяти и эмоциональных проявлений;

- регуляторный компонент , объединяет механизмы моторного, вегетативного, гуморального и коркового контуров регуляции;

- двигательный компонент включает функции опорно-двигательного аппарата;

- энергетический компонент отражает мощность, подвижность, емкость и эффективность аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции;

- психический компонент проявляется в уровне развития психических качеств, уровне психического состояния и психической работоспособности.

Информационно-эмоциональный, регуляторный и энергетический компоненты составляют «базовый уровень функциональной подготовленности». При этом информационно-эмоциональный и регуляторный компоненты обеспечивают функцию управления.

Двигательный и психический компоненты составляют «специально-базовый уровень функциональной подготовленности.

«Специальный уровень подготовленности», представляет собой надстройку над функциональной подготовленностью, включает физический, технический и тактический виды подготовленности, через которые интегрально проявляются функциональные возможности, обусловливаемые развитием свойств и качеств компонентов первого и второго уровней, в виде специфической двигательной функции.

Следует особо отметить весьма важную роль таких характеристик, касающихся всех компонентов, как функциональная мощность, мобилизация, устойчивость, экономизация и специализация.

Совершенство физиологических механизмов, лежащих в основе функциональных возможностей в большой мере зависит от их функциональных свойств - мощности, мобилизации, экономичности и устойчивости (В.С. Мищенко, 1990), выступающих как качественные характеристики функционирования физиологических систем, в большой мере обусловливающих высокий уровень физической работоспособности, выступающей в качестве интегрального показателя функциональной подготовленности (В.Н.Платонов, 1984; И.Н.Солопов, 2001, И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003). Функциональные характеристики (функциональные свойства) факторов, определяющих функциональные возможности организма, позволяют наиболее полно и адекватно отражать функциональную подготовленность организма (В.С.Мищенко, 1990).

Рассматривая каждое функциональное свойство (характеристику) в отдельности, можно отметить, что мощность представляет собой верхний предел функционирования физиологических систем (В.С.Мищенко, 1990), или даже групп систем, составляющих те или иные структурные компоненты функциональной подготовленности. Мощность функционирования всех механизмов, обеспечивающих физическую работоспособность, рассматривается как специфическая характеристика, определяе­мая уровнем энергопродукции и энергозатрат, необходимых для выполнения механиче­ской работы в движениях различного рода. Количественной мерой функциональной мощности является скорость, прежде всего, энергозатрат, связанная с выполнением механической работы мышцами тела и дос­тижением требуемого эффекта (В.С.Горожанин, 1984). К наиболее информативным показателям функциональной мощности относятся величины максимальной аэробной производительности и максимальная мощность кратковременной мышечной нагрузки (В.С.Мищенко, 1990). Вместе с тем отмечается, что высокая мощность не является безусловной характеристикой высокого уровня функциональных возможностей (В.С.Мищеноко, 1990).

Согласно литературным источникам, в качестве факторов мощности рассматриваются характеристики морфофункционального статуса организма, а также показатели физиологических систем, регистрируемые при максимальных мышечных нагрузках и отражающие максимум мощности функционирования организма (В.С. Горожанин, 1984; С.П. Кучкин, 1986; В.С. Мищенко, 1990; Д.В. Медведев, 2007). Комплекс показателей морфофункциональной мощности, характеризующих особенности соматотипа, определяет физическую работоспособность и уровень возрастного развития человека, а также особенности психической деятельности, метаболизма, компенсаторных реакций организма (В.Л. Карпман, 1987). В этой связи отмечается, что для одних спортивных специализаций решающим фактором результативности являются тотальные размеры тела, для других – пропорции его отдельных частей, для третьих – степень развития и специфика распределения мышечной массы и жировой ткани, а также функциональные особенности физиологических систем – объём сердца, объём лёгких, общий объём крови, количество гемоглобина, максимальное потребление кислорода (В.Л. Карпман, 1987).

Показатели функциональной мощности имеют специфические особенности, определяемые характером привычной мышечной деятельности. Причём, эти особенности проявляются как в условиях мышечного покоя, так и в реакциях на предельные физические нагрузки, что может в дальнейшем использоваться при определении модельных качественных характеристик функциональной подготовленности спортсменов различных специализаций.

Одним из ключевых моментов развития адаптированности является повышение мобилизационных возможностей или «функциональной мобилизации», что выражается в более быстром выходе функциональных систем на необходимый уровень изменений при начале выполнения физической нагрузки, повышении предельных возможностей организма в процессе специфической мышечной деятельности, повышении способности организма удерживать высокий уровень интенсификации функций, ускорении и повышении эффективности течения восстановительных процессов (С.Н.Кучкин, 1986; В.М.Волков, 1990; Т.И.Гулбиани, 1991; А.С. Солодков, 1995).

Функциональная мобилизация в общем виде обусловливает функциональные изменения во время врабатывания при постоянной мощности выполняемой мышечной работы и предел этих изменений, в случае увеличивающейся или максимальной мощности физической нагрузки(А.Н. Корженевский и др., 1993).

Высокая скорость реагирования на нагрузку, быстрая мобилизация функций в начальной части нагрузки и такое же быстрое их восстановление чрезвычайно важны для функциональных возможностей организма в условиях переходных режимов интенсивности физической нагрузки (В.С.Мищенко, 1990).

Мобилизация функциональных резервов организма в экстремальных условиях спортивной деятельности реализуется на всех уровнях организации приспособительной активности и подвержена влиянию целого ряда факторов (С.Н.Кучкин, 1986; В.М.Волков, 1990).

Отмечается, что различный уровень спортивной квалификации (тренированности) характеризуется своеобразной факторной структурой показателей, отражающей мобилизацию функциональных резервов организма при мышечной деятельности. Если для спортсменов невысокого класса основными факторами являются показатели аэробно-анаэробной производительности, то по мере роста мастерства сначала приобретают большую факторную значимость показатели, характеризующие эффективность мобилизации сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а в дальнейшем – экономичность мобилизации резервов адаптации (С.Н.Кучкин, 1986, 1999; Д.Н. Давыденко, 1988; В.М. Волков, А.В. Ромашов, 1991).

Функциональная устойчивость рассматривается как одно из условий оптимального функционирования основных физиологических систем в процессе выполнения конкретных двигательных задач в заданных рамках внешних условий, т.е. – высокой физической работоспособности (R.T.Withers et al., 1982; С.Ю.Тюленьков, 1986, 1998; В.С.Мищенко, 1986; В.Е.Борилкевич, 1986; В.Н.Артамонов, 1989; М.А.Абрикосова, 1982).

В свою очередь, Виру А.А. (1982) указывает, что работоспособность спортсмена во многом зависит от функциональной устойчивости, под которой понимается способность организма сохранять достаточно высокую функциональную активность различных систем в течение длительного времени для выполнения двигательных задач и удержания жизненно важных констант внутренней среды организма.

Непосредственно при выполнении мышечной работы функциональная устойчивостьрассматривается, как отражение способности удерживать высокие уровни энергетических процессов и формирования систем организма в условиях предельной интенсивности физических нагрузок, характерных для соревновательной деятельности в спорте (В.С.Мищенко, 1990), а также, как способность организма эффективно осуществлять специфическую двигательную деятельность (решать двигательную задачу) в условиях существенных сдвигов гомеостаза и при воздействии внешних и внутренних помех.

Функциональная устойчивость – это многокомпонентное свойство организма, которое включает в себя, соответственно структурным компонентам функциональной подготовленности, комплекс факторов, обусловливающих: 1) устойчивость функционирования систем организма (эффективно функционировать) и максимальные сдвиги параметров внутренней среды (В.С. Мищенко, 1990); 2) эмоциональную устойчивость и помехоустойчивость (И.А. Клесов, 1993; А.В. Ивойлов, 1987); 3) устойчивость психических и психомоторных функций (А.П. Герасименко, 1974; Конопкин и др., 1988).

Функциональная устойчивость физиологических систем генеральное многокомпонентное свойство, обеспечивающее эффективное функционирование организма в условиях существенных сдвигов гомеостаза, носит системный характер и имеет специфические особенности структуры и проявления в зависимости от характера и интенсивности физической нагрузки и индивидуально-типологических свойств организма, характеризуется и обусловливается гетерохронным включением полимодальных разноуровневых физиологических механизмов при росте адаптированности к мышечным нагрузкам.

Функциональной устойчивости, как генеральному свойству, присущи следующие основные черты: 1. многоуровневость проявления и обусловленности; 2. многокомпонентность; 3. системность проявления и обусловленности; 4. специфичность проявления и обусловленности; 5. гетерохронизм обусловленности; 6. тренируемость (Е.П. Горбанёва и др., 2008).

Важнейшим фактором, определяющим и отражающим уровень функциональной подготовленности спортсмена, является высокая экономизация функционирования организма, ха­рактерная для большинства видов спорта (С.П.Летунов, 1967; Ф.Ч.Тхань, 1970; О.М.Гулида, 1986). Экономичность работы зависит от возможностей ряда функцио­нальных систем и механизмов, совершенства техники движений.

В спорте экономизацию функций как процесс рассматривают в нескольких направлениях: совершенствование спортивной техники, формирование эффективной структуры движений обозначают как техническая (или биомеханическая) экономизация, развитие процессов адаптации отдельных функциональных систем и организма в целом называют функциональной (физиологической) экономизацией. Кроме того, немаловажной является антропометрическая экономичность, которая связана с рядом особенностей телосложения, таких как масса и длина тела, объем мышечной массы, процент жира в организме и др. (Дж.Таннер, 1979; В.С.Горожанин, 1984; В.М.Волков, 1990).

Биомеханическая экономизация предполагает повышение экономич­ности движений двумя путями: 1) снижением величин энергозатрат в каждом цик­ле (например, в каждом шаге); 2) рекуперацией энергии - преоб­разованием кинетической энергии в потенциальную и ее обратным переходом в кинетическую (Д.Д.Донской, В.М.Зациорский, 1979).

Функциональная экономизация проявляется в формировании трех адаптационных приспособлений. Во-первых, в более быстром усилении функций в начале работы, что увеличивает долю участия в ее энергетическом обеспечении выгодных аэроб­ных процессов. Во-вторых, в уменьше­нии функциональных сдвигов и снижении энергетических расходов во время нагрузки. И в третьих, в ускорении восстановительных процессов (В.М.Волков, 1990; И.Н.Солопов, А.И.Шамардин, 2003).

В той или иной мере спортивная деятельность человека, какой бы качественной формы работоспособности она не требовала, осуществляется одним и тем же имеющимся у него набором мышечных групп, реализуется одними и теми же центральными и периферическими механизмами, функционально и энергетически обеспечивается одними и теми же физиологическими системами организма (Ю.В.Верхошанский, 1988).

Однако в зависимости от вида спорта физическое упражнение (результат) будет иметь специфические характеристики, которые соответственно будут обеспечиваться специфическим соотношением роли (вклада) различных компонентов функциональных возможностей организма. Значение тех или иных компонентов (составляющих частей) функциональных возможностей будет обусловлено кроме специфики физического упражнения (основного фактора структурирования функционального потенциала) ещё и возрастными, половыми, морфологическими и многими другими особенностями организма. Определенное значение будут иметь и внешние условия.

Одной из характеристик, обеспечивающих уровень мастерства в современном спорте, является именно специфичность адаптационных процессов, которые происходят в организме спортсмена в ответ на применение определенных средств и методов тренировочного воздействия. Исходя из этого следует отметить что, в процессе соревнований функциональные резервы организма могут успешно быть реализованы в двух случаях: 1) если они явились результатом применения специфических, характерных для данного вида спорта средств тренировочного воздействия; 2) если они были приобретены в процессе неспецифических для данного вида спорта упражнений, однако на последующих этапах тренировки с помощью комплекса специально-подготовительных средств преобразованы в специфические изменения, соответствую­щие требованиям конкретного вида спорта.

Специфичность приспособительных реакций характерна не толь­ко для проявления физических качеств и возможностей вегетатив­ной нервной системы, но и для психических проявлений, в частно­сти, для волевой стимуляции работоспособности при выполнении напряженной мышечной работы.

Выполнение любого физического упражнения предъявляет к деятельности организма в целом, его отдельных органов, функ­циональных систем и регулирующих их механизмов определенные, характерные, специфические для данного упражне­ния функциональные запросы (требования, нагрузки). Соответственно этим специфическим запросам возникает совокуп­ность специфических реакций (изменений) в деятельности организма в целом и, прежде всего, его ведущих функциональных систем и механизмов, осуществляющих выполнение данного (специфического) упражнения. Выполнение различных уп­ражнений требует проявления разных физических двигательных качеств - силовых, скоростно-силовых (мощностных), выносливос­ти. Однако для каждого упражнения следует выделять ведущее (специфическое) физическое двигательное качество, уровень раз­вития которого определяет успешность выполнения данного упраж­нения (спортивный результат). Каждое из упражнений можно так­же характеризовать с точки зрения ве­дущей (специфической) энергетической системы. Кроме того, вы­полнение любого упражнения связано с характерной только для этого упражнения (специфической) координацией движений, соста­вом и степенью участия активных мышечных групп.

Исходя из выше изложенного структуру функциональной подготовленности спортсменов можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 1. Данное структурирование в определенной мере интегрирует предложенные ранее, как нами, так и другими авторами, построения структуры функциональной подготовленности спортсменов. Здесь отражены представления о разноуровневости компонентов и свойств, специфичности функциональных отправлений, их взаисвязанность и взаимообусловленность.

В нашей схеме отражено понимание функциональной подготовленности как базового генерального свойства организма, являющегося основой для специфической двигательной функции, проявляющейся в виде спортивно-технического результата, который реализуется через проявление физической, технической и тактической подготовленности спортсмена. Эти виды подготовленности рассматриваются нами именно как спортивно-технические параметры проявления специфической двигательной функции.

Рис. 1. Структура функциональной подготовленности спортсменов и ее качественные характеристики

При этом структура функциональной подготовленности, наличие всех ее компонентов – информационно-эмоционального, регуляторного, психического, энергетического и двигательного, будут обязательными для всех видов деятельности, но роль, значение тех или иных компонентов, совершенство определенных механизмов, уровень развития функциональных свойств и характеристик, их сочетание и взаимообусловленность, будут весьма специфичны для каждого конкретного вида деятельности, более того, даже для конкретной специализации в рамках вида спорта (амплуа, дистанция и т.п.). И конечно они будут различаться на разных этапах адаптации к ней (В.С.Мищенко, 1990; И.Н.Солопов, 2007).

Вместе с тем еще очень многие аспекты остаются неясными. Например, как все же взаимсодействуют различные компоненты, какова степень взаимокомпенсируемости качеств, свойств, механизмов, которая, безусловно, имеет место быть.


ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ

Выше отмечено, что специфическая мышечная деятельность в спорте, независимо от качественной формы работоспособности, обеспечивается включением всех основных компонентов функциональных возможностей организма. Вместе с тем роль этих компонентов, их значение для выполнения той или иной деятельности в большой мере обусловливается в первую очередь именно спецификой двигательной деятельности, при определенном влиянии и таких факторов как, возрастные, половые, морфологические и другие особенности организма.

В этом плане, создание портретов модельных уровней функциональной подготовленности организма спортсменов в для различных видах специфической спортивной деятельности задача крайне важная, решение которой имеет большое практическое значение. Вместе с тем, первоначально необходимо иметь представление о характеристиках всех основных компонентах функциональной подготовленности.

В предыдущей главе мы в краткой форме охарактеризовали основные компоненты функциональной подготовленности организма, где обозначили процессы сенсорного восприятия, памяти и эмоциональных проявлений как информационно-эмоциональный компонент; механизмы моторного, вегетативного, гуморального и коркового контуров регуляции, как регуляторный компонент; функции опорно-двигательного аппарата, как двигательный компонент; мощность, подвижность, емкость и эффективность аэробного и анаэробного механизмов энергопродукции, как энергетический компонент; и, наконец, уровень развития психических качеств, уровень психического состояния и психической работоспособности, как компонент психический.

В отличие от классификации В.С.Фомина (1984), мы не выделяем нейродинамический компонент, который, по его мнению, объединяет процессы возбудимости, подвижности и устойчивости, напряженности и стабильности вегетативной регуляции, так как считаем, что эти процессы вполне правомерно относятся сразу к трем, выделяемым нами компонентам: психическому (возбудимость, подвижность), информационно-эмоциональному (уровень нервно-эмоционального напряжения) и регуляторному компонентам (устойчивость, напряженность и стабильность вегетативной регуляции).

2.1. Информационно-эмоциональный компонент функциональной подготовленности спортсменов

Эффективность выполнения спортивных упражнений во многом зависит от процессов восприятия и переработки сенсорной инфор-мации. Эти процессы обусловливают как наиболее рациональную организацию двигательных актов, так и совершенство тактического мышления спортсмена. Восприятие пространства и пространственная ориентация движений обеспечиваются функционированием зрительной, слуховой, вестибулярной, кинестетической рецепции. Оценка временных интервалов и управление временными параметрами движений базируются на проприоцептивных и слуховых ощущениях. Вестибулярные раздражения при поворотах, вращениях, наклонах и т. п. заметно влияют на координацию движений и проявление физических качеств, особенно при низкой устойчивости вестибулярного аппарата. При этом в каждом виде спорта имеются наиболее важные - ведущие сенсорные системы, от активности которых в наибольшей мере зависит успешность выступлений спортсмена (В.Г. Ткачук и др., 1988; А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб, 2005; И.Н.Солопов, 2007).

Быстрая и правильная ориентировка спортсменов в сложной и иногда изменяющейся обстановке имеет решающее значение для успеха специфических действий.

В первую очередь у спортсменов совершенствуется зрительный анализатор, через который поступает около 80% информации. У спортсменов повышается скорость обработки информации в ходе про-стой и сложной двигательных реакций, улучшается способность оценивать глубину видимого, а также расширяется поле зрения.

Успешность ориентировки спортсмена определяется, прежде всего, тем, насколько быстро и точно воспринимает он все происходящее на возможно большем пространстве, на котором в данный момент развертываются действия. Объем поля зрения, т.е. объем пространства, на всем протяжении которого неподвижный глаз может различать объекты, зависит не только от анатомических факторов - строения спинки носа и глазницы, распределения палочек и колбочек в сетчатке глаза: он определяется также состоянием возбудимости нервных окончаний, осуществляющих первичный, элементарный анализ воздействующих на них раздражителей.

Функциональные ограничения поля зрения у спортсменов может быть связано с недостаточной тренированностью и отсутствием необходимого опыта. Так как высший анализ и синтез осуществляются корой больших полушарий головного мозга, объем поля зрения в зна-чительной степени определяется состоянием возбудимости коры и наличием временных нервных связей, выработанных в процессе индивидуального опыта различения раздражителей, воздействующих на периферические части сетчатки.

Специальные исследования (В.В.Васильева, 1956), показали, что у спортсменов, обладающих высоким техническим и тактическим мастерством обнаруживается увеличение объема поля зрения. Это объясняется повышением возбудимости периферических элементов сетчатки и соответствующих нервных центров коры больших полушарий под влиянием тренировок и состязаний.

Следует отметить, что границы поля зрения ахроматических цветов значительно выше, чем границы восприятия объектов, имеющих хроматическую окраску. Было установлено, что наименьшее поле зрения наблюдается у спортсменов при восприятии зеленого цвета, несколько больше - для красного и наиболее четко периферическим зрением воспринимаются объекты, окрашенные в синий цвет. Отмечается, что поле зрения неодинаково и при различении формы предметов.

Восприятие расстояний осуществляется так называемым глубинным зрением, которое имеет в своей основе условно-рефлекторный механизм и поэтому может развиваться.

Наряду с большим объемом поля зрения и высоким развитием глубинного зрения большое значение для спортсменов имеет также быстрота и точность восприятия расположения объектов в пространстве.

Исследования зрительных восприятий спортсменов показывают, что квалифицированные спортсмены в большинстве видов спорта, особенно игровых, обладают большим объемом поля зрения, точностью восприятия расстояний (глубинное зрение) и быстротой и точностью восприятия расположения объектов в пространстве.

Эти особенности зрительных восприятий развиваются в процессе тренировочных занятий. Эффективность их развития может быть повышена введением в тренировку специальных упражнений, требующих от занимающихся широкого использования периферического зрения, быстроты и точного восприятия расстояний и расположения объектов в пространстве.

Положительные сдвиги отмечаются в функционировании и других анализаторов. Особенно существенные изменения связаны с деятельностью вестибулярного аппарата. Быстрые перемещения спортсменов в пространстве, резкие повороты, и удары, и другие движения, практически непрерывно раздражают рецепторы этой сенсорной системы. При недостаточной устойчивости ее возникают нарушения точности двигательных действий, а также разнообразные неблагоприятные вегетативные реакции (Ю.Г.Галочкин, 1986).

Весьма важно и то обстоятельство, что способность воспринимать сдвиги со стороны локомоторной и вегетативных функций может быть использована для индикации глубины физиологической нагрузки при специфической деятельности в спорте, может выступать в качестве показателя уровня саморегуляции, критерия функционального состояния и готовности к выполнению соревновательного упражнения (Ю.К.Демьяненко, 1963; И.М.Денисов, 1967; Б.А.Душков, 1969; Л.Н.Тишина, Н.М.Пейсахов, 1972; В.С.Фомин, 1984; О.М.Шелков, В.А.Булкин, 1997).

Во многих работах указывается, что для спортивной деятельности, особенно соревновательной, очень важно развитие специфических ощущений – «чувства воды», «чувство мяча», «чувства времени», «чувства дистанции» и др. Отмечается, что в процессе спортивного совершенствования у спортсменов на базе различной сенсорной информации происходит формирование этих своеобразных синтетических ощущений – «чувств» (И.Н.Солопов, 2007). Эти «чувства», ощущения особо обострены у спортсменов, находящихся в хорошей спортивной форме (В.В.Медведев, 1972; Л.П.Матвеев, 1977; В.Н.Платонов, 1984, 1997; Ю.Г. Галочкин, 1986 и др.) Мастерство спортсменов самых различных специализаций во многом определяется развитием всех тех видов чувствительности, которые позволяют ощущать малейшие изменения в положении тела, в амплитуде, направлении, скорости, темпе и ритме выполняемых движений, в прилагаемых усилиях и в сопротивлении материала, в изменениях окружающей обстановки и состоянии внутренней среды (С.Г.Геллерштейн, 1958; Ю.Б.Никифоров, 1973). Специализированные восприятия относятся к комплексным функциональным характеристикам подготовленности спортсменов и входят в число важнейших составляющих спортивного мастерства (А.Р.Гринь, 1978). Эта способность является необходимым условием эффективного управления человеком конкретными движениями, действиями, деятельностью в целом. Управление состоит в изменении различных компонентов двигательной деятельности по амплитуде, направлению, интенсивности, ритму, темпу, ускорению, а также в определении момента начала и прекращения деятельности, т.е. регулирующая функция (М.Д.Башкеев, 1995; И.Н.Солопов, 1996, 1998, 2007).

В этом плане, для спортивной деятельности особенно велика роль мышечных ощущений. Отмечается, что все виды спорта, представляющие собой активную двигательную деятельность, требуют высокоразвитой способности верно оценивать пространственные условия действия (дистанцию при взаимодействии с другими спортсменами, расстояние до цели, размеры площадки, препятствий и т.п.) и точно соразмерять с ними усилия (Л.П.Матвеев, 1977; А.В.Ковалик, 1978; Ю.Г.Галочкин, 1986; И.Н.Солопов, 2007).

Весьма велико значение для спортивной деятельности и «чувства времени». Нет почти ни одного вида спорта, который не требовал бы умения точно оценивать промежутки времени, хорошо определять длительность пауз, темп и ритм движений (С.Г.Геллерштейн, 1958; Л.Н.Тишина, Н.М.Пейсахов, 1972; А.Ф.Гринштейн, 1978; Г.И.Савенков, 1988; Т.Н.Братусь и др., 1988) В настоящее время, и к спорту это относится более чем к чему либо другому, человек должен уметь точно распределять свои действия во времени, хорошо ориентироваться в нем и достаточно точно дифференцировать, воспринимать и оценивать временные характеристики сигналов (Н.Д.Багрова, 1980).

Как показывает анализ литературы, изучение специфических восприятий, связанных с пространственно-временными и силовыми параметрами двигательной функции, в самых различных видах спорта осуществляется уже достаточно давно и широко, и, соответственно, результаты таких исследований широко в представлены в публикациях (А.Р.Гринь, 1978; Г.С.Буторин, И.В.Демин, 1988; И.Н.Солопов, С.А.Бакулин, 1996; И.А.Мищенко, 2001; И.Н.Солопов, 2007 и др.).

Совершенно другая ситуация сложилась с изучением восприятия, дифференцировки и оценки параметров вегетативных функций при спортивной деятельности. Исследования в этом направлении не многочисленны (А.Б.Гандельсман, Н.Б.Прокопович, 1962; А.Б.Гандельсман, Ю.Н.Верхало, 1966; А.Б.Гандельсман и др., 1966), хотя интерес к этому вопросу увеличивается. В последнее время в литературе стало появляться всё больше сообщений о принципиальной возможности использования в тренировочном процессе информации основанной на самоощущениях сдвигов в вегетативных системах организма. Имеется литература, где описаны попытки использования различных вариантов самооценки самых различных сдвигов со стороны функциональных систем организма для управления тренировочном процессом. Так, в исследовании G.Borg (1982) показана возможность спортсменов ощущать напряжение и боли разного типа в ногах, частоту сердечных сокращений и концентрации лактата в крови при работе. В работе W.E.Sime (1985) предпринята попытка использовать физиологические ощущения для оптимизации тренировки у марафонцев, а в работе Г.Гайсла (1985) - у бегунов на длинные и средние дистанции на основе самооценки концентрации лактата на уровне анаэробного порога.

Вместе с тем, вегетативный компонент специфических восприятий столь же важен для практики, как и компонент двигательный. Способность оценивать сдвиги параметров вегетативной функции, пути совершенствования этой способности приобретает особое значение, так как без нее невозможна реализация прикладных программ их произвольного контроля (И.Н.Солопов, 1998, 2007).

Весьма важной особенностью спортивной деятельности является ее высокая эмоциональность.

Эмоции - рефлекторные реакции организма на внешние и внутренние раздражения, характеризующиеся ярко выраженной субъективной окраской включающие практически все виды чувствительности.

Эмоция - специфическое состояние психической сферы, одна из форм целостной поведенческой реакции, вовлекающая многие физиологические системы и обусловленная как определенными мотивами, потребностями организма, так и уровнем возможного их удовлетворения.

Эмоциональные реакции включают двигательные, вегетативные и эндокринные проявления. изменения дыхания, частоты сердечных сокращений, артериального давления, деятельности скелетных и мимических мышц, выделение гормонов - адренокортикотропного гормона гипофиза, адреналина, норадреналина и кортикоидов. выделяемых надпочечниками.

Эмоции следует рассматривать как дополнительный механизм активного приспособления, адаптации организма к окружающей среде при недостатке точных сведений о способах достижения его целей. Адаптивность эмоциональных реакций подтверждается тем обстоятельством, что они вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма и окружающей среды. На это же обстоятельство указывает резкая активация во время эмоциональных реакций симпатического отдела автономной нервной системы, обеспечивающей адаптационно-трофические функции организма. В эмоциональном состоянии наблюдается значительное повышение интенсивности окислительных и энергетических процессов в организме (В.М.Покровский, Г.Ф.Коротько, 1997).

Эмоции, согласно теории функциональных систем, являются важнейшим компонентом системной организации целенаправленного поведения. «Непрерывно «окрашивая» различные узловые системные стадии поведения, эмоции мобилизуют организм на удовлетворение ведущих биологических или социальных потребностей» (П.К.Анохин, 1968).

Нейрофизиологическая природа эмоций связывается с представлениями о функциональной организации приспособительных действий животных и человека на основе понятия об «акцепторе действия». Сигналом к организации и функционированию нервного аппарата отрицательных эмоций служит факт рассогласования «акцептора действия» - афферентной модели ожидаемых результатов с афферентацией о реальных результатах приспособительного акта.

Основным звеном механизма эмоций является таламус, который, «приходя в действие под влиянием сенсорных сигналов или импульсов от коры головного мозга вызывает как соматические реакции, так и эмоциональные переживания, являющиеся эпифеноменом активности центральной нервной системы» (Т.Кокс, 1981).

Являясь важной формой адаптационных реакций организма, эмоциональные состояния играют большую роль в более эффективном приспособлении человека к окружающим условиям. В ходе тренировки активизация механизмов общей адаптации приводит к изменениям гормональной активности, обеспечивающей мобилизацию не только энергетических, но и пластических резервов организма (А.А.Виру, 1982).

Вследствие высокой эмоциональности вегетативные сдвиги в организме спортсмена существенно превышают изменения, которые можно было бы ожидать с учетом только лишь энергетических затрат на двигательные действия спортсмена. Следует отметить, что эмоциональность спортивной деятельности существенно увеличивает выраженность вегетативных реакций организма на двигательную нагрузку (Ю.Г.Галочкин, 1986).

Даже в условиях тренировки при начале выполнения упражнения активизируется весь аппарат эмоционального реагирования организма (И.Н.Солопов, А.П.Герасименко, 1998). А во время соревнований спортсмен может испытывать разнообразные и весьма сильные чувства. Испытываемые спортсменом эмоции могут оказывать большое влияние и на его действия и их результат. Это происходит вследствие их тесной связи с изменением деятельности вегетативных систем и желез внутренней секреции, а вместе с этим и изменением работоспособности, которая повышается при наличии активных, стенических эмоций и понижается при пассивных, астенических эмоциях, и оптимизации функционального состояния других систем организма (К.В.Судаков и др., 1997).

В результате исследований было установлено, что эмоциональные состояния оказывают непосредственное влияние на протекание энергетических процессов в организме. Показано, что тренировочную работу в подготовительном периоде (на фоне положительных эмоций) 66-73% спортсменов проводят за счет аэробных источников энергии. В соревновательном периоде после напряженных соревнований угнетались главным образом аэробные источники энергии (на 5-15 %). После соревнований (на фоне отрицательных эмоций) отмечалось угнетение гликолитических (на 29-54 %) и креатинфосфатных (на 12-31 %) источников энергии (Л.Р.Кудашова и др., 1988).

Повышение функциональной активности, как правило, сопровождается такими чувствами, как, радость, эмоциональный подъем, «спортивная злость» и др. Эти эмоциональные состояния оказывают положительное влияние на спортивные действия спортсменов и их результаты. Считают, что есть основания предполагать, что для квалифицированных спортсменов повышенная эмоциональная напряженность, вызываемая противоборством соревнующихся сторон, способствует повышению целевой точности и выступает в роли стимулятора, настраивающего спортсмена на достижение высоких результирующих показателей (А.В.Ивойлов, 1987).

Снижение активности вегетативных функций сопровождается такими эмоциональными состояниями как печаль, неуверенность, робость, апатия и др. Эти состояния оказывают отрицательное влияние на действия и результативность.

Эмоциональная окраска возбуждения (положительная или отрицательная) является результатом реципрокного взаимодействия нервных процессов, определяющих специфичность деятельности. При этом в одних и тех же условиях, при одинаковых уровнях возбуждения, действия спортсмена могут быть различны вследствие их специфической мотивационной окраски. Именно это определяет необходимость в процессе подготовки моделировать адекватные состязательные воздействия, которые будут содействовать развитию адаптивности организма спортсмена соответственно его функциональным потребностям в условиях напряженных соревнований (В.С.Келлер, 1982; И.Н.Солопов, А.П.Герасименко, 1998).

Как правило, спортсмен начинает испытывать специфические эмоциональные состояния за некоторое время перед стартом, получившие название - предстартовые состояния.

В зависимости от ответственности соревнований, степени подготовленности игрока, особенностей его нервной системы эти состояния проявляются с различной силой и отличаются по своему характеру. Эмоциональные состояния в связи с предстоящим стартом могут возникать у спортсменов за день-два до соревнований.

Уже давно было установлено, что предстартовые состояния спортсменов имеют в своей основе условнорефлекторный механизм и в большой мере определяются функциональной подготовкой организма к предстоящему спортивному действию. Возникающие при этом физиологические сдвиги являются приспособительными реакциями, обеспечивающими мобилизацию резервов организма для выполнения предстоящих спортивных действий (А.Н.Крестовников, 1951; Я.Б.Лехтман, 1953; В.В.Васильева, 1955). При этом отмечается, что чем более тренирован спортсмен, тем более ярко у него выражены эти приспособительные реакции. На них наслаиваются сложные реакции на второсигнальные раздражители, связанные с отношением спортсмена к предстоящему соревнованию, оценкой им своих сил и сил других участников соревнования, предположением о возможных результатах и т.д.

У спортсменов предстартовые состояния выражены достаточно отчетливо (А.И.Исмаилов и др., 2001). Выделяют три основных типа предстартовых состояний:

1. Состояние «боевой готовности», характеризующееся оптимальным возбуждением, наличием положительных эмоций.

2. Состояние перевозбуждения («стартовая лихорадка»), характеризующаяся очень сильным волнением, неустойчивостью эмоциональных состояний, дезорганизацией внимания, ослаблением памяти, хаотичностью процессов мышления и нарушением точности движений.

3. Состояние подавленности («апатии»), характеризующееся наличием отрицательных эмоций, неуверенности в своих силах, нежеланием принимать участие в соревновании.

Как состояние перевозбуждения, так и состояние подавленности оказывают отрицательное влияние на деятельность спортсмена.

У хорошо подготовленных спортсменов предстартовые состояния обычно носят характер «боевой готовности». В зависимости от своих индивидуальных особенностей спортсмены перед стартом испытывают большее или меньшее волнение и эмоциональное возбуждение.

Выраженность эмоциональных состояний спортсменов оп-ределяется не только их индивидуальными особенностями, но и важностью соревнований. Чем ответственнее, острее и напряженнее соревнование, тем интенсивнее эмоциональное состояние спортсмена. Наиболее интенсивные эмоциональные состояния возникают в моменты, решающие исход ответственной соревнований (Г.И.Гагаева, 1960; А.И.Исмаилов и др., 2001).

В условиях тренировок, и в большей мере в ходе соревнований, эмоциональные сдвиги у спортсмена близко приближаются к типичной стрессорной реакции.

Г.Селье (1972) определял стресс как реакцию напряжения, неспецифический ответ организма на действие чрезвычайных, неблагоприятных факторов среды - стрессоров, какими являются болезнетворные агенты, токсические и чужеродные вещества, физические факторы и прочие воз-действия. При этом стресс рассматривался как преимущественная активация в организме оси: гипофиз - кора надпочечников; и только отечественные исследователи обратили внимание на то, что при стрессе в первую очередь нарушаются функции центральной нервной системы.

Напряженность спортивной деятельности определяет неспецифическую активацию соответствующих эмоциональных структур мозга. Неспецифические характеристики стресса могут активировать адаптационные возможности организма или привести к срыву адаптации (В.С.Келлер, 1982).

Несмотря на то, что эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму противодействовать экстремальным условиям за счет мобилизации резервных возможностей (М.Д.Дыбов, В.А.Момонт, 2000), при определенных условиях он может явиться причиной возникновения различных дисфункций.

Любая деятельность вызывает мобилизацию физиологических и психических функций человека, которая может соответствовать или не соответствовать ситуации (Г.Селье, 1960, 1972). Однако в ряде случаев активация физиологических функций, обеспечивающих эмоциональное возбуждение человека, оказывается неадекватной выполняемой социально значимой деятельности.

При психологическом стрессе реакция возникает опосредованно, через эмоционально-психические реакции в ответ на стрессорную ситуацию. Эти реакции служат пусковым механизмом нейрофизиологических изменений, лежащих в основе гомеостатических процессов (К.В.Судаков, 1996).

При длительных и непрерывных эмоциональных стрессах «может произойти прорыв слабого звена, и нарушаются механизмы саморегуляции определенной функциональной системы, вследствие чего происходит стойкое нарушение той или иной функции, которое проявляется сначала в нарушении ведущих биоритмов, особенно ритмов сердечных сокращений, дыхания и сна, в расстройстве гормональной регуляции, снижении иммунитета, и наконец, в изменении степени напряжения регуляторных механизмов соответствующих функциональных систем» (В.Г.Зилов, 1996; Ф.З.Меерсон, М.Г.Пшенникова, 1988; S.R.Kunz Ebrecht et al., 2003; J.A.Herd et al., 2003).

Реакции на эмоциональный стресс и его последствия у конкретного человека строго индивидуальны. Показано, что различия в реакции на стресс и в уровне стресстолерантности у интровертов и экстравертов. Другие исследователи отметили сохранение у стрессустойчивых лиц при стрессе нормальных регуляторных взаимоотношений между параметрами гемодинамики (минутным объемом сердца и общим периферическим сопротивлением), а у предрасположенных к стрессу - колебания артериального давления преимущественно за счет изменения общего периферического сопротивления (Л.С.Ульянинский, 1990; C.B.Brunckhorst et al., 2003). Описаны также системные механизмы оптимизации и адаптации кардиогемодинамики человека (Л.Б.Осадшая, 1997).

Таким образом, эмоциональный стресс лежит в основе адаптивных физиологических реакций, позволяющих организму преодолевать кон-фликтные ситуации за счет мобилизации резервных возможностей. Однако, при определенных условиях эмоциональный стресс может явиться причиной возникновения различных дисфункций, что делает принципиально важными вопросы его профилактики, определения новых путей в осуществлении реабилитационных мероприятий, направленных на предупреждение негативных последствий стрессовых конфликтных ситуаций (В.В.Аксенов, 1986; Н.Н.Сентябрев, 2004).

Весьма важны для спортивной деятельности процессы памяти. Понятие память объединяет общебиологическое свойство фиксации, хранения и воспроизведения информации. Память как основа процессов обучения и мышления включает в себя четыре тесно связанных между собой процесса: запоминание, хранение, узнавание, воспроизведение (Д.Адам, 1983; А.Н.Лебедев, 1985).

Физиологические механизмы памяти основываются на законах высшей нервной деятельности и определяются образованием, сохранением и постоянным возобновлением временных связей (условных рефлексов) в коре полушарий головного мозга. Возникшие в мозгу временные связи отражают объективные отношения, существующие между предметами и явлениями окружающего мира.

Виды памяти классифицируют по форме проявления (образная, эмоциональная, логическая, или словесно-логическая), по временной характеристике, или продолжительности (мгновенная, кратковременная, долговременная).

При этом, несмотря на некоторые заметные различия физиологических и биохимических механизмов, ответственных за формирование и проявление кратковременной и долговременной памяти, их следует рассматривать как последовательные этапы единого механизма фиксации и упрочения следовых процессов, протекающих в нервных структурах под влиянием повторяющихся или постоянно действующих сигналов.

Память не рассматривают как нечто статичное, находящееся строго в одном месте или в небольшой группе клеток. Память существует в динамичной и относительно распределенной форме. При этом мозг действует как функциональная система, насыщенная разнообразными связями, которые лежат в основе регуляции процессов памяти (В.М.Покровский, Г.Ф.Коротько, 1997).

Значение процессов памяти для спортивной деятельности следует рассматривать в нескольких аспектах. Прежде всего, процессы памяти напрямую участвуют в формировании любой функциональной системы, важнейшего механизма, участвующего и в формировании двигательных навыков при обучении и совершенствовании спортивной техники, и в процессах саморегуляции функционирования организма. В частности, в процессах афферентного синтеза участвуют глубокие внутренние процессы - побуждение к действию (мотивация) и его замысел, извлека-ются из памяти моторные следы (навыки) и выученные тактические комбинации. У человека на их основе создается определенный план и конкретная программа движения. При этом характер переработки поступающих сигналов зависит от той информации, которая записана в аппарате памяти системы регуляции.

Следующий аспект, связанный с прямым участием аппарата памяти, касается реализации механизма экстраполяции.

Экстраполяция (своеобразное предвидение будущих, предстоя-щих событий на базе уже имеющихся в памяти спортсмена информации) - важнейший механизм функционирования нервной системы спортсмена. Способность спортсмена к экстраполяции в большой степени зависит от его спортивного опыта, объема его «моторной» памяти. Более квалифицированные атлеты с большей вероятностью предугадывают характер действий противника и находят необходимые тактические и технические приемы для противодействия ему.

Способность к экстраполяции у разных людей различна и в большей степени обусловливается генетическими факторами. В то же время экстраполяция тренируется. Чем шире спектр тактических действий и технических приемов на тренировках, тем в большей мере развивается экстраполяция (Ю.Г.Галочкин, 1986.). У опытных спортсменов богаче кладовая «моторной памяти» - хранящиеся в ней образы освоенных движений, быстрее происходит извлечение нужных моторных следов.

Следует отметить, что процессы памяти и механизмы ее проявления, включенные нами в информационно-эмоциональный компонент функциональной подготовленности организма, также могут и должны рассматриваться как элемент психического компонента.

2.2. Регуляторный компонент функциональной

подготовленности спортсменов

Организм человека представляет собой сложную саморегулирующуюся иерархическую систему, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией и информацией.

Согласование биофизических, биохимических и физиологических процессов, происходящих в тканях и органах, а также приспособление этих процессов к изменяющимся условиям внешней среды осуществляют регулирующие и управляющие системы организма: нервная и эндокрин-ная.

Под регуляцией в физиологии понимается активное управление функциями биологической системы (вплоть до организма в целом и его поведения) с целью поддержания оптимального уровня ее жизнедея-тельности и приспособления системы к меняющимся условиям внешней среды.

Изменение параметров функций при поддержании их в границах го-меостазиса происходит на каждом уровне организации или в любой иерархической системе за счет саморегуляции, т. е. внутренних для системы механизмов управления жизнедеятельностью.

Саморегуляция физиологических функций - это процесс автоматиче-ского поддержания какого-либо жизненно важного фактора организма на постоянном уровне. Отклонение от константного уровня служит толчком к немедленной мобилизации аппаратов, вновь его восстанавливающих. Такая автоматическая регуляция носит циклический характер и совершается при помощи «замкнутого контура» с обратной связью (Н.Н.Беллер и др., 1980).

П.К.Анохин (1975) считает, что конкретным аппаратом само-регуляции является функциональная система, т. е. взаимодействие центральных и периферических образований, составляющих дейст-вующий комплекс с определенными физиологическими свойствами. Такой комплекс анатомических и функциональных показателей объединен избирательной взаимозависимостью на путях получения какого-либо конечного приспособительного эффекта организма.

Для достижения полезного приспособительного результата в нервной системе формируется группа взаимосвязанных нейронов – функциональная система. Деятельность ее включает следующие процес-сы: 1) обработка всех сигналов, поступающих из внешней и внутренней среды организма - так называемый афферентный синтез; 2) принятие решения о цели и задачах действия; 3) создание представления об ожидаемом результате и формирование конкретной программы движений; 4) анализ полученного результата и внесение в программу поправок - сенсорных коррекций.

Физиологические механизмы регуляции функций организма, и при мышечной деятельности в том числе, изучены достаточно хорошо и опи-саны в целом ряде фундаментальных трудов (Н.А.Бернштейн, 1966; П.К.Анохин, 1975; В.С.Фарфель, 1975; K.Wasserman, 1978; И.С.Бреслав, В.Д.Глебовский, 1981; В.Л.Карпман, Б.Г.Любина, 1982; Г.Г.Исаев, 1990).

Вследствие этого, при описании регуляторного компонента функциональной подготовленности спортсменов мы ограничимся краткой характеристикой и остановимся на имеющихся особенностях.

В контексте нашего представления о структуре функциональной подготовленности, регуляторный компонент включает три взаимосвязанных и взаимообусловленных контура регуляции функций.

Механизмы регуляции движений (моторный контур регуляции), которые обеспечивают надлежащий уровень управления двигательными актами и включают в себя безусловно- и условнорефлекторные реакции.

В двигательной деятельности человека различают произвольные движения - сознательно управляемые целенаправленные действия и непроизвольные движения, происходящие без участия сознания и представляющие собой либо безусловные реакции, либо автома-тизированные двигательные навыки.

К безусловным двигательным рефлексам, наиболее часто встречаю-щиеся в спортивной деятельности и используемые как база для создания двигательных (спортивных) навыков относятся: защитные рефлексы, ориентировочные рефлексы, рефлекс на растяжение, познотонические рефлексы, ритмический двигательный рефлекс, шагательный рефлекс, автоматическая координация в движениях рук, рефлекс, автоматическая координация в совместных движениях рук и ног и некоторые другие (В.С.Фарфель, 1975; А.С.Солодков, Е.Б.Сологуб, 2005)

В основе управления произвольными движениями человека лежат два различных физиологических механизма: 1) рефлекторное кольцевое регулирование и 2) программное управление по механизму центральных команд.

Произвольные действия рефлекторны по своей природе. Впервые это было доказано И.М.Сеченовым в его классической работе «Рефлексы головного мозга». Идеи И.М.Сеченова получили дальнейшее развитие в трудах И.П.Павлова, который считал произвольные движения по механизму условнорефлекторными, подчиняющимися всем законам высшей нервной деятельности.

Все произвольные движения человека осуществляются с участием сознания, нервным субстратом которого являются высшие отделы коры больших полушарий головного мозга - интегративным (лобные доли), второсигнальным и т. п. (В.С.Фарфель, 1975). Вместе с тем, произвольная регуляция оторвана от более простых механизмов регуляции, относимых к разряду непроизвольных (условнорефлекторных, безусловнорефлекторных).

Как и во всякой сложной системе управления, центральная нервная система располагает подсистемами, построенными иерархически, сопод-чиненно. Роль таких функциональных подсистем управления движениями играют автоматически действующие системы, иначе говоря, двигательные автоматы. Они управляют непроизвольными движениями, не всегда находящимися под контролем сознания.

Одни из них представляют систему прирожденных, унаследованных двигательных автоматов, т. е. безусловных двигательных рефлексов, другие - приобретенные, выработанные у данного субъекта автоматические двигательные действия, т. е. двигательные навыки. Каждая из этих систем автоматического управления движениями, как видно на схеме, имеет двустороннюю связь с двигательным аппаратом.

Автоматические системы управления не вполне автономны, они свя-заны с сознанием, могут находиться под его контролем. Сознание может быть инициатором их деятельности, регулировать, усиливать и подав-лять ее (В.С.Фарфель, 1975).

Произвольная регуляция многоуровневая и включает как высшие, так и низшие уровни управления жизнедеятельностью, поведением и деятельностью человека. Согласно концепции Н.А.Бернштейна (1966) об уровнях построения движений, отражающую единство произвольных и непроизвольных механизмов в управлении произвольными движениями, управление движениями ведется целыми синтезированными комплексами, все более усложняющимися от нижних уровней регуляции к верхним. Каждая двигательная задача находит, в зависимости от со-держания и смысловой структуры, тот или иной уровень, тот или иной комплекс. Уровень, который определяет управление и контроль в соответствии со смысловой структурой двигательного акта, называется ведущим. Он реализует только самые основные, решающие в смысловом отношении коррекции. Под его управлением (контролем) нижележащие уровни, тоже участвующие в целостном двигательном акте, становятся фоновыми и обслуживают технические компоненты движения (параметры движений - направление, амплитуду, ускорение и т.д.) за счет регуляции тонуса мышц, реципрокного торможения, сложных синергии и т. п.

Более низкие уровни регуляции (подсистемы) управляют ав-томатическими действиями человека, одни из которых представляют не-произвольные (сплав безусловных рефлексов с условными), а другие - произвольные, но автоматизированные акты. Автоматические подсистемы управления связаны с сознанием» могут находиться под его контролем. Они могут начинать свою деятельность под влиянием сознательного импульса, их деятельность может подавляться сознанием. С другой стороны, автоматически выполняемые действия могут находить отражение в сознании человека (осознаваться).

Вегетативный контур регуляции функций составляют механизмы, обеспечивающие необходимые изменения вегетативных функций в соот-ветствие с потребностью организма во все фазы двигательных актов (мышечной работы), в период, предшествующий им, и во время восстановления после физическ