Сценарии туристических сценок для детей. Сценарий сказка про нерадивых туристов

ко Дню Туриста

в школе

Пояснительная записка

Школьный туризм является мощнейшим фактором оздоровления детей школьного возраста, так как характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку при отсутствии у него серьезных патологий.

Уникальность туризма заключается в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться стойкой динамики снижения заболеваемости детей ОРЗ, ОРВИ и повышения уровня их физической и двигательной подготовленности, а так же решить ряд проблем психологического здоровья школьников.

Туризм способствует профилактике таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, сквернословие, наркомания.

Учебно-воспитательный процесс требует от ребёнка в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребёнка направлена на активную физическую деятельность.

Данное мероприятие как средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, воспитания самостоятельности, приобщения к трудовым и прикладным навыкам в то же время умело сочетает в себе игру, спортивные упражнения, элементарные эксперименты, оздоровительную гимнастику , включает в себя несколько компонентов:

    физкультурно-оздоровительный

    социально-коммуникативный

    эмоционально-психологический

    эстетический и познавательный

Туристско – краеведческая деятельность способствует развитию детского самоуправления, позволяет ребятам выбирать различные направления деятельности, проявлять организаторские способности, найти свое место в коллективе сверстников или в разновозрастном коллективе; углублять и расширять свои знания по различным предметам, развивать преемственность, передавать накопленный опыт от старших учеников к младшим.

Данное мероприятие даст возможность каждому из ребят почувствовать себя настоящим туристом, получить заряд положительных эмоций от общения с природой, а романтика туризма никого не оставит равнодушным

Актуальность и новизна данного мероприятия заключается в том, что туристско-краеведческая работа - это важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально- культурного наследия, нравственного оздоровления и культурного развития нации. Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его видах и формах. Новизна заключается в том, что объединила в себе теоретические сведения из области физиологии, гигиены, ОБЖ, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

Так как мероприятие проводится в условиях основной общеобразо-вательной школы (малокомплектной), то к участию в нём, что весьма важно, привлекаются практически все учащиеся, начиная с первого класса. При подготовке и проведении используются инновационные технологии: использования здоровьесберегающих технологий , такие ТСО, как ком-пьютер, проектор, с их помощью были составлены, скорректированы и скопированы карты, маршрутные листы, буклеты, презентации на само мероприятие и отчёт о нём, продемонстрирован во время мероприятия видеофильм о туристах школы.

Воспитательные цели мероприятия:

    Оздоровление детей на занятиях в условиях природной среды, формирование навыков гигиены, охраны труда и окружающей среды.

    Развитие творческой, исполнительской активности в процессе освоения местного краеведческого материала, мотивации к познанию через занятия туризмом.

    Воспитание у учащихся навыков здорового образа жизни, гордости за свой край.

    Формирование культуры поведения в природе.

    Развитие межличностных отношений школьников в процессе игровой туристической деятельности.

    Совершенствовать навыки выживания в экстремальных ситуациях.

7. Воспитание дисциплинированности, организованности, ответственности 8. Создание ситуаций, для проявления дружбы, отзывчивости, щедрости, и др.

9. Поощрение стремлений детей приходить на помощь, проявление заботы, уважения и др.

Образовательные задачи:

1.Формирование первоначальных туристических навыков у младших школьников и совершенствование их у старших

2. Закрепление навыков страховки и самостраховки, соблюдение приёмов безопасного поведения.

3. Знакомство с тактикой действия в современной ситуации.

Девиз мероприятия:

Оздоровительные задачи:

    Закаливание организма в естественных природных условиях

    Психоэмоциональное оздоровление

    Закрепление знаний детей о гигиене, приобщение к ЗОЖ

    Проведение утренних разминок с туристической направленностью

Основные методические приёмы:

    Словесные (сказка, рассказ турорга, участников туркружка,

беседа,

Наглядные (демонстрация видеофильмов, слайдов, рассматривание предметов туристического снаряжения, картинок, фотоснимков,)

    Поисковые (ориентирование по «легенде», сбор экологической информации местонахождения, о флоре и фауне местности, нахождение и рассматривание лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов и др.).

    Практические (подготовка костровища, места для отдыха, укладка рюкзака; применение навыков по технике пешеходного туризма, оказание первой помощи, ориентирование по капте и т. д.

    Самостоятельные (работа с дидактическим материалом, создание макетов костров, рисование топографических знаков, простейшие туристические крепежные узлы).

Ожидаемые результаты ( овладение компетенциями):
1. Приобщение к здоровому образу жизни.

2. Ожидается выработка у детей положительной мотивации на здоровый образ жизни и развитие у них чувства любви к своему краю, а также улучшение их физического и духовного состояния.

3. Рост познавательной активности детей и взрослых.

4. Овладение навыками туристических и краеведческих должностей.

5. Высокий уровень коммуникативности учащихся.

6. Повышение результатов на районных туристических слетах.

7. Положительные отзывы о воспитании детей со стороны педагогов,

родителей.

К мероприятию следует заранее тщательно готовиться, создать инициативную группу, назначить ответственных за сценарий, теоретическую часть, физическую подготовку команд, учащиеся заранее разбиваются на команды, им даются задания заранее подготовить блюдо и газету, название и девиз команды, выбрать капитана. Редакторы готовят печатные задания, номера КП, ЗМЛ, призмы, надписи, знаки, символы, составляют для демонстрации на празднике презентацию, монтируют видеофильм.

К судейству привлекаются педагоги, родители, старшие школьники – участники туристического кружка со стажем.

Оборудование: тренога для костра, котелок, палатка, туристическое снаряжение, верёвки для ТПТ, ноутбук, проектор, маршрутные листы, карты, комплекты заданий на этапы КТМ, призмы с номерами, таблички с номерами КП, столы на этапы в школьном дворе, велосипед, кегли, шесты для носилок, «болота».

План проведения мероприятия:

1. Вступительное слово турорга.

2.Торжественная часть. Линейка. Сказка о нерадивых туристах.

3. Посвящение в туристы учащихся 5 класса.

4. Ужин у костра.

День туриста

    Вступительное слово турорга.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный вечерний костёт, он посвящён Дню туризма. Ежегодно 27 сентября отмечается Всемирный день туризма. День туризма – это праздник для тех, кто хоть раз в жизни путешествовал по родному краю: на самолете, в поезде, в автомобиле или пешком. Туризм - это один из самых распространенных видов активного здорового отдыха. Праздник отмечается в большинстве стран мира вот уже более 20 лет. В этот день проходят слеты туристов, праздничные мероприятия и фестивали, посвященные туризму и туристическому бизнесу, практически везде этот праздник отмечают шумно и весело. Потому что туризм – это песни у костра, это общение с природой, это заряд бодрости, энергии, здоровья, хорошего настроения. И даже не турист может сегодня стать туристом и отправиться в путешествие, отведать вкусной, ароматной туристической каши. А девизом будут слова: «Туризм – ступенька к ведению здорового образа жизни!»

    Сказка о нерадивых туристах « Туристом быть – здоровым слыть!».

(Линейка и действие сказки проходят в школьном дворе, перед крыльцом школы)

Ведущий.

Утро. Солнышко сияет,

Освещая школьный двор.

Вдруг из парка, что напротив,

Я услышал разговор.

(Раздается песня):

Мы – весёлые туристы,

Мы – туристы – альпинисты.

Так зовут нас, только зря,

Ведь, по правде говоря:

Мы узлы вязать не можем,

Карту мы не знаем тоже,

Так намусорим в пути-

Ни проехать, ни пройти!

(На площадку выходят с рюкзаками горе-туристы: Леший, Баба Яга, Водяной)

Леший: Всё, ребята, я устал,

Почитай, часов с шести

Мы без отдыха, в пути!

Водяной:

Что ты. Леший, не финти,

Полчаса всего в пути.

У пруда ведь был привал,

Целый час ты отдыхал!

Леший: Вы идёте быстро слишком,

У меня от вас одышка!

Ноженьки гудят, хоть плачь,

Запретил нагрузки врач.

Водяной: А был хвастаться здоров,

Что живёшь без докторов?!

Баба Яга : Вот твердишь вам., а что толку-

Не идут в поход без подготовки.

Вы ж не слушали меня,

Не готовились ни дня!

Я слыхала, что туристы

Отжимаются раз триста,

В беге и прыжках сильны,

Также с компасом дружны.

Туристы, как в поход идут,

Прежде выберут маршрут,

Изучают так и сяк,

Ведь поход – то не пустяк!

А мы собрались сразу, вдруг,

Эвон, режем пятый круг!

Ты как, Леший, не крути -

Мы всё же сбилися с пути!

Леший:

Ладно ныть, Яга, гляди, строенье,

Поднялось вмиг настроенье,

Водяной, тебе заданье,

Сбегай, прочитай-ка, что за зданье?

(Водяной подбегает к крыльцу, читает вывеску по слогам: МКОУ Шрамовская оош)

Баба Яга:

Ох, груз такой тащить нет больше мочи.

Озябла чтой-т, и есть хочу я очень!

Леший:

Ладно, бабка, хватит ныть,

Покажу сейчас я прыть,

Притащу охапку дров –

Костёр выйдет – будь здоров!

Водяной, ты ставь палатку,

В ней мы отдохнём с устатку.

Бери, Ягуша, котелок,

Водицы набери с колодца впрок.

(Улаляется в кусты за дровами)

Вот наломаю быстро дров-

Глядишь – и супчик вмиг готов!

(Из кустов слышен треск и крик Лешего)

Леший: Ой, спаси меня, Яга,

Знать, застряла тут нога,

Стал слезать с дровами вниз-

На берёзе я завис!

(Б.Яга бежит, вытаскивает Лешего, ведёт на площадку)

Б.Яга:

Леший, ты у нас балбес,

Н а берёзу что полез?!

Ведь упасть не мудрено,

Внизу ж валежника полно!

Леший: Ой-ёй-ёй. Я инвалид,

Ох, как ноженька болит!

Поцарапал тут и вот,

Нужен бинт и нужен йод!

Водяной: Ну-к, Яга, тащи аптечку,

От стресса выпрыгнет сердечко.

Шевелись скорей. Яга!

Б.Яга:

Ох, уже бегу, ага!

(Роется в рюкзаке. Всё разбрасывает вокруг)

И практичная ж я дама!

Всё взяла я: три панамы,

Восемь платьев, бигуди,

Я ж красавица, поди!

Дюжину кусочков мыла,

Ой, аптечку – то забыла!

Леший: Ладно, потерплю я боль,

Но без еды никак – уволь!

Я нагрузок не боюсь.

Вот достанем перекус,

Чуть калорий бросим в рот,

Так любой осилим брод!

Доставай припас, Яга!

Б. Яга :

Я запаслива, ага!

Тортиков взяла штук пять,

Что ж ещё в поход – то брать?

Колбаса – варёнка есть,

Будет что сегодня съесть!

Майонез и молоко,

Дотащить всё нелегко!

Но зато такую рать

Не заставлю голодать.

Подзаправимся в пути

Водяной: Что-то запах- не ахти!

Фу, Яга, ясно даже детворе-

Вон жарища на дворе,

Не прошло ещё и часа,

А пропали все припасы!

Леший: Теперь понятно: без меня

Вы б не выжили и дня!

Накрывай, Ягуша, стол,

Супчик мой уже готов.

Угодить друзьям я рад,

На всю деревню аромат!

(Яга роется в рюкзаке, всё разбрасывает пластиковые бутылки, бумажки)

Б.Яга:

Вроде всё брала по списку,

Надо же, забыла миски!

Водяной: Коли так, то мы пока

Едим прямо с котелка.

(Начинают есть)

Б.Яга:

Супчик твой хотя б кипел?

Леший :

Не было других мне дел!

Б. Яга : (в сторону)

И признаться, так вода

Взята прямо из пруда…

Леший :

Сей навар не лезет в рот.

Ой, скрутило вмиг живот!

Б.Яга: Да, попали в переплёт:

Аптечки нет, болит живот,

Знала точно наперёд-

Боком выйдет сей поход!

Водяной: Потемнело и гроза-

Быть на улице нельзя.

Вот опять ударил гром-

Ну - к, в палатку все, бегом!

(Прячутся в палатку, оттуда голоса)

Леший:

Кто-то хвастался у нас,

Что палатки ставить ас,

Дождевик не взят был впрок,

Я до ниточки промок!

Водяной:

Нос не дышит, гайморит,

Горло у меня болит!

Б. Яга :

В голове моей пожар,

У меня, ребята, жар!

А думали: пойдём в поход-

Здоровы будем целый год!

Водяной:

Ну - к, Яга, взгляни на двор,

Слышу чей – то разговор.

Б. Яга :

Помутился разум твой,

Кто тут будет в выходной?

(Выходит группа туристов с песней « Там, где змея не проползёт»)

1-й турист :

Засорён как школьный двор,

Может, к нам пробрался вор?

2-й турист :

Кажется, прошёл Мамай,

МЧС хоть вызывай!

3- турист :

Безобразий тут не счесть,

Кто живой в палатке есть?

4- турист :

Может, лезть туда нельзя?

Из палатки:

Помогите нам, друзья!

(Горе - туристы выползают из палатки)

Водяной:

Видно, мы туристы – горе,

Ведь проблем-то у нас - море,

Прошли хоть километра два –

На ногах стоим едва.

Б. Яга :

Искусали комары.

Водяной:

Изнываем от жары.

Леший:

Подвернул я нынче ногу,

Б. Яга:

Потеряли мы дорогу,

Водяной :

Отравилися едой,

Б.Яга :

А намокли – Боже мой!

Леший:

Так знобит - не мил мне свет,

А аптечки даже нет!

1-турист :

Если б были вы туристы-

Без аптечки б обошлись,

Вам помог бы подорожник,

Мать – и – мачехи вон лист.

2- й турист :

Знали б, что из водоёма

Воду пить нельзя никак.

3- й турист :

И с маршрутом и палаткой

Не попали бы впросак.

4- турист :

Коль собрался ты в поход –

Знать ты должен наперёд:

Турист деревьев не ломает.

Зверушек, птиц не обижает.

5-й турист :

И бумажки, банки, склянки

Не бросает на полянке.

6-й турист :

Коль шрамовский в лесу турист-

То ясно всем – лес будет чист!

1-й Турист :

Убедились вы теперь:

Идёшь в поход – рюкзак проверь.

2 – й турист :

Идёшь в поход – нужна сноровка,

Плюс к тому – физподготовка.

3-й турист :

Настоящему туристу

Любое горе не беда.

Всегда подтянуты, здоровы,

В поход готовы мы всегда.

4- й турист :

Палатку вмиг поставим, с ходу,

И сварим на костре обед.

Любого не боимся брода,

Для нас нигде препятствий нет!

5-й турист :

А что касается здоровья,

Так ясно тут, как дважды два:

Для нас «туризм», «поход», «здоровье»

Теперь синонимы – слова!

6-й турист :

Кто туркружок наш посещает,

Дорогу позабыл к врачам.

Всерьёз туризмом заниматься

Б.Яга :

Мы это поняли, ребята,

Ошибки наши на виду.

Вы как хотите, я на запись

Сейчас же в туркружок иду!

Водяной:

И нас в команду вы возьмите,

Мы в грязь лицом не упадём.

Леший:

На дне туриста с вами вместе

Мы все этапы обойдём!

Все вместе: Мы поняли: туристом быть –

Здоровым, крепким, сильным слыть!

Туризм – это шаг к здоровью!

(Демонстрируется на экране видеофильм о праздниках и буднях шрамовских туристов)

III . Посвящение в туристы учащихся 5 класса

Турорг: Ребята, сегодня по уже сложившейся традиции мы принимаем в наши ряды учащихся 5 класса. Я хочу обратиться к пятиклассникам. Во –первых, перечислите ошибки горе –туристов.

Пятиклассники перечисляют

Вам известны основные заповеди туристов?

Турист 1: - Да, да!

Турист 2: - Выучили наизусть!

Турист 3: - Знаем, знаем!

Турорг, обращаясь к первому: - Назови мне закон туриста №1.

Турист 1: - Турист всегда в поход готов!

Турорг: Закон туристов №2?

Турист 2 : - Турист всегда поесть готов!

Турорг: - Закон туристов № 3?

Турист 3 : - Турист всегда поспать готов!

Турорг : - Молодцы, новички!

И обращаясь к залу: - Достойная смена на подходе!

Взявшись за руки, произносят клятву.

«Мы, добровольно согласившиеся стать туристами, перед бывалыми туристами и нашим бессменным туроргом Евгенией Ивановной, перед всеми здесь присутствующими торжественно клянемся:

    не расставаться до старости с рюкзаком, палаткой, ложкой, миской и сгущенкой;

    стоя, лежа и ползком проводить различные наблюдения в походе и преодолевать все возникающие на пути препятствия;

    до последнего бороться с консервными банками и другим мусором в лесу;

    создавать себе трудности каждый день и мужественно их преодолевать;

    лес любить, по воде бродить, горы преодолевать!

    Никогда не унывать и не вешать нос!

(Целуют закопчённый котелок)

Турорг: Ну, что же, ребята, мы вас поздравляем, надеемся, вы станете настоящими туристами!

IV . Ужин у костра.

Список использованной литературы:

1. Волович, В. Г. Академия выживания / В. Г. Волович. - М.:Толк, 1995.

2. Гостюшин, А. В. Энциклопедия экстремальных ситуаций / А. В. Гостюшин. - М.: Зеркало, 1994.

3. Лифлянский, В. Г. и др. Лечебные свойства пищевых продуктов / В. Г. 4. Лифлянский, В. В. Закревский, М. Н. Андронова.- М.: Терра, 1996.

5. Поляков, В. В. Безопасность человека в экстремальных ситуациях / В. В. Поляков, Е. А. Сербаринов. - М, 1992.

6.Чрезвычайные ситуации и защита от них / сост. А. Бондаренко. - М., 1998.

Интернет – сайты:

Сценарий туристического похода «Мы – туристы»

Цель:

Вызвать положительный эмоционально - психологический настрой и получить запас бодрости.

Задачи:

  • Совершенствовать двигательные способности детей, направленную на укрепления здоровья, развивать выносливость организма.
  • Способствовать освоению простейшими туристическими умениями и навыками: совершать пеший поход, двигаться в колонне по одному по установленной дистанции с рюкзаками; выполнять технически грамотно разнообразные несложные препятствия.
  • Развивать и обогащать словарный запас: слова –предметы: турист, палатка, котелок, рюкзак, компас; слова –определения и словосочетания: велосипедный, пеший, лыжный, водный, смелый; слова – действия: поход, привал, сбор, преодолевать.
  • Соблюдать правила безопасного поведения во время игр в природных условиях:
  • Избегать возможных травм во время подвижных игр (столкновений, подножек)
  • Уметь правильно падать
  • Оказывать первую помощь себе и другим (приложить холод, наложить повязку), позвать взрослых
  • Следить за чистотой поляны, не допускать засорения леса
  • Вести краеведческие наблюдения.
  • Выполнять социально значимую работу: в походе покормить птиц, очистить поляну, накрыть стол.

Оборудование: маты, обручи, пеньки, рюкзаки, ложки, кегли, бинты, мел, мишень, 3 ведра, грамоты, призы.

Сегодня мы с вами туристы и отправляемся в туристический поход.

Туристы – это сильные, выносливые, неунывающие люди, которые не боятся трудностей, многое умеют. Чтобы познать необъятные просторы родного края, они много путешествуют.

И так мы начинаем, отправляемся в туристический поход. (Построение)

Речёвка туриста:

Учитель : Кто шагает с рюкзаком?

Дети: Мы, туристы!

Учитель : Кто со скукой не знаком?

Дети Мы туристы!

Учитель : Нас вперёд ведут…

Дети Дороги!

Учитель : Наш девиз:

Дети «Всегда вперёд!»

Учитель : Эй, ребята,

Дети Твёрже шаг!

Учитель : Что турист берёт в дорогу?

Дети Песню, ложку и рюкзак»

Представление команд («Рюкзачок», «Компас»)

Наблюдать и оценивать будет жюри.

Ход мероприятия.

Есть у туристов свой закон:

Не плачь, не ной, крепись, терпи

И друга поддержи плечом,

Надёжным будь всегда в пути.

1. «Собираемся в поход» (по команде «Марш» по одному, добежать до отметки, взять ложку, сой рюкзак и вернуться на своё место)

2. «Переправа» (встать цепочкой и передавать друг другу рюкзак с одной стороны площадки на другую)

3. «Полоса препятствий» (добежать до мата – на четвереньках пройти, дальше скамейка - проползти по ней, пройти сквозь обруч , мячом ударить об пол 3 раза и вернуться на своё место)

4. Конкурс капитанов «Точный глазомер» (капитанам предлагается на глаз определить сколько шагов до …. Присваивается звание «Острый глаз»)

5. «Бег по кочкам» (по команде дети бегут наперегонки по «кочкам», которые обозначены кругами или начерчены мелом и возвращаются обратно)

6. «Привал» (привал – остановка на большой поляне, установка палатки. Выбор дежурных для накрывания стола) (Туристические загадки)

1.Где бы ты ни находился,
Если только заблудился,
Он укажет тебе друг,
Путь на север и на юг. (Компас)

2.На привале нам помог,
Суп сварил, картошку спек,
Для похода он хорош,
Да с собою не возьмешь. (Костер)

3.Он с тобою и со мной
Шел лесными стежками
Друг походный за спиной
На ремнях с застежками. (Рюкзак)

4.Он в походе очень нужен,

он с кострами очень дружен

Можно в нём уху варить

Чай душистый кипятить. (Котелок)

1.Качается стрелка туда и сюда
Покажет нам север и юг без труда. (Компас)

2.И от ветра и от зноя, от дождя тебя укроет

А как спать в ней сладко

Что это? (Палатка)

3.Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю. (Термос)

4. Моря есть, а плавать нельзя,
Дороги есть, а ехать нельзя,
Земля есть, а пахать нельзя.
Что это? (Карта)

Над рекой она склонилась,
Ловко-ловко исхитрилась:
Обменяла червяка
На большого окунька. (Удочка)

7. «Меткий стрелок» (дротиками попадают в мишень, кто больше наберёт очков)

8. «Оказание медицинской помощи» (перебинтовать рану на пальце, ладошке)

9. «Рыбалка» (скоро обед, надо наловить рыбы для ухи) (в «водоёме» лежат рыбы, кто больше за 1 минуту наловит)

10. Подведение итогов

Марш под песню «У похода есть начало…»

Со спортом дружите, в походы ходите

И скука вам будет тогда нипочём

Мы праздник кончаем и вам пожелаем

Здоровья, успехов и счастья во всём.


Сценарий посвящения в туристов-краеведов

Цели и задачи:

Сплотить группу в единый коллектив, объединив всех ее участников общей творческой деятельностью;
вовлекать учащихся в творческую деятельность, воздействовать на личность кружковца;
закрепить полученные туристские знания, умения и навыки;
развить навыки общения и поведения в незнакомой аудитории;
пропаганда здорового образа жизни;
развитие туризма.

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады видеть вас на Кулебакской земле.

Ведущий 2: Сегодня наша туристическо-краеведческая семья пополнится новыми её членами. Ведь сегодня у нас замечательный праздник «Посвящение в туристы».

Ведущий 1: Посвященье – особая дата,

Этот праздник ни с чем не сравнить.

Кто-то мудрый придумал когда-то

Туристам всем радость дарить.

Радость встречи, веселья, улыбок,

Пожеланья здоровья и сил.

Чтоб достиженья отличными были

И успех каждый день приходил.

Ведущий 2: Но прежде, чем стать полноправными членами нашей дружной семьи вы должны пройти определенные испытания. За верное прохождение которых, вы будете получать жетоны с логотипом нашего объединения. И уже по этим результатам вы станете одними из нас!!!
Мы желаем вас всем Удачи!!!

Ведущий 1: Прежде всего вам нужно ответить на ряд вопросов:
1.Какие виды туризма существуют?
(экскурсионный, водный, горный, спелеотуризм (по пещерам))
Ответившим верно вручаются жетоны.

Ведущий 2: Назовите вещи, которые туристу необходимо положить в рюкзак.
(Свитер, консервы, кружка, фонарь, полотенце, компас, фотоаппарат, аптечка, тушёнка и др.)

Ведущий 2: Каждому туристу необходимо знать «секреты рюкзака», именно это мы и попробуем выяснить.
Конкурс «Секрет рюкзака».
1.Верен ли следующий вывод: чем дальше от спины отодвинут рюкзак, тем тяжелее нести? (Да)
2.Какие вещи лучше класть на дно рюкзака? (Мягкие: одеяла, полотенца.)
3.Где в рюкзаке должны находиться самые тяжёлые вещи? (Под лямками вверху).
4.Как с рюкзаком легче идти? (Слегка наклонившись вперёд).
5.Почему в рюкзаке для хлеба определяется место вверху? (Чтоб не крошился).
6.Определите место в рюкзаке для сыпучих продуктов. (В середине рюкзака).

Ведущий 1: Итак, рюкзаки готовы. Можно идти в поход.
Ведущий 2: А можно ли, если неизвестен прогноз погоды? (Нет)
Верно. Туристу необходимо знать сводку погоды.

Ведущий 1: Внимание! Приготовьтесь к следующему конкурсу «Прогноз погоды».
Условия такие: на основании народных примет, вам предстоит рассказать, какая завтра будет погода.
4.Конкурс «Прогноз погоды».
1.Вечерний ветер стих. Дым от костра поднимается столбом. К вечеру на траве появилась роса. У реки стало холоднее. Какая будет погода? (хорошая, солнечная).
2.Вокруг луны появился большой белый круг, а звёзды на небе начинают мерцать. Что это значит? (Будет ненастная погода).
3.Вытянутые длинными узкими полосками с запада быстро движутся облака. Ветер, обычно стихающий к вечеру, усиливается. Какую погоду следует ожидать? (Ненастную).
4.Ласточки и стрижи летают низко над землёй. Цветы сильно пахнут. К чему бы это? (К дождю).

Ведущий 2: Что ожидает ребят на туристской тропе? Конечно, новые задания. Маршрут нашего похода проложен от вопроса к вопросу.

Викторина.
1.Почему в пути привалы доя отдыха у туристов должны быть непродолжительными?
(Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее)
2.Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом?
(Меньше жажда)
3.Почему туристы делают канавки вокруг палатки?
(Для стока воды на случай дождя)
4.Кто в походе самый главный? (Руководитель похода)

5.Что делает замыкающий в туристской цепочке?
(Следит за тем, чтобы никто не отстал)
6.Отчего лечит подорожник?
(Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы)
7.Зачем для похода спички покрывают парафином или лаком для ногтей?
(Чтобы уберечь от влаги)

Ведущий 1: Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.

Конкурс «Костер по всем правилам».
1.Что такое разжига? (Это топливо, которое легко воспламеняется).
2.Какое топливо не годится для разжиги? (Осиновые ветки, хвойные зелёные ветки.).
3.Что является прекрасной разжигой? (Сухие ветки, сухая трава).
4.С какой стороны разжигают костёр? (С подветренной).
5.Костёр разжигается с верху или снизу? (Снизу).

Ведущий 2: А так как мы еще и туристы – краеведы, то Вам нужно ответить на ряд вопросом о родном крае
Конкурс «Кулебакский район»

1. С какими районами граничит Кулебакский район? (Навашинский, Выксунский, Ардатовский)
2. Какие области находятся в близи Кулебакского района? (Владимирская, Рязанская, Республика Мордовия)
3. Примерная площадь Кулебакского района? (92 100 гектар)
4. Когда и как называлось первое поселение на территории современного Кулебакского района? (ХVI столетие Шилокша)

Ведущий 1: Давайте подсчитаем заработанные вами жетоны. Сразу видно – вы долго ответственно готовились к данному мероприятию.
Ведущий 2: Но это была лишь теоретическая часть ваших испытаний. А теперь пришло время практики.
Ведущий 1: Вам нужно:
1. Сложить рюкзак
2. Поставить палатку
3. Разжечь костер
4. Подготовить план экскурсии по Кулебакскому району, указать наиболее интересные места.

Ведущий 1: Молодцы вы прошли все поставленные перед вами задачи! Мы гордимся вами. А сейчас мы бы хотели напомнить вам заповеди туриста:
1. Нельзя понять смысл туризма, сидя дома.
2. Дорогу осилит идущий.
3. Если ты услал – помоги товарищу, и тебе станет легче.
Ведущий 2:
4. Каким бы маленьким не был оставшийся кусочек хлеба – в походе его делят на всех.
5. Плохой поход бывает у плохих туристов.
6. Успех похода полностью зависит от его подготовки.
Ведущий 1:
7. Наш девиз «Не ныть!»
8. Семеро одного ждут!
9. Незаписанное наблюдение – потерянный клад.
Ведущий 2: И теперь, когда все и всё готово, мы переходим непосредственно к ритуалу посвящения. Для посвящения в туристы – краеведы прошу всех встать! Атрибуты посвящения на сцену вынести! (торжественно лучшие туристы-краеведы выносят флаг и логотип объединения).
Ведущий 1: А теперь все хором произносим клятву, следующего содержания:
Я, юный турист-краевед, вступая в ряды любителей истории, природы и туризма, перед лицом своих единомышленников торжественно клянусь:
Беречь честь туриста, как свою честь!
Не унывать и не терять голову, не разводить сырость и не быть распространителем “скуки зелёной”.
И куда не занесла меня судьба, никогда и нигде не бросать моего безнадежного дела.
Поддерживать пламя костра и наших сердец.
Делиться последней каплей воды и куском хлеба.
Привлекать в ряды туристов лучших из лучших и непосвященных в это благородное дело.
Если я нарушу это обещание, то пускай дети мои, дети детей моих не узнают прелести туристической жизни и марево дальних дорог, а меня самого пусть преследуют дожди, комары и божьи коровки
Клянусь! Клянусь! Клянусь!

«Одну простую сказку, а может, и не сказку,

А может, не простую хотим вам рассказать,

Ее мы помним с детства, а может, и не с детства,

А может, и не помним, но будем вспоминать»

1 вед.: Место действия - планета Земля, космопорт.

2 вед.: Время действия - год 3000-ый от Рождества Христова, май месяц.

1 вед.: Дорогие альдебаранцы!

2 вед.: Ты что! Дорогие альдебараны! Мы рады приветствовать вас на нашей дорогой Земле.

1 вед.: Здесь с вами сегодня гады, ой, гиды (показывает на себя и называет имя, затем показывает на другого и называет имя).

2 вед.: Мы с вами совершим экскурсию по самым замечательным местам нашей планеты.

1 вед. : И куда мы их отправим в первую очередь?

2 вед.: Опять огненной воды напился?

1 вед.: Хто? Я? Да ни в одном глазу! (показывает на третий глаз, нарисованный на лбу)

Эврика! Мы отправимся в наш музей туризма!

Инопланетяне: Куа? Куа?

1 вед.: Туа! Туа!

Инопланетяне: Нау! Нау!

1 вед.: Дау! Дау!

2 вед.: (на ухо 1 вед.): Они нас не понимают! Одно слово - альдебараны! Нам нужен переводчик!

1 вед.: Пере- вод- чик? Щас будет пере - вод - чик! (достает из кармана бутылку и наливает инопланетянам выпить, те выпивают, хватаются за горло и падают)

1 вед.: Вроде не паленая (нюхает бутылку, инопланетяне поднимаются)

1 инопланетянин: (с акцентом) Как трутна фаша речь тля понимания такофо цифилизофанного сушества, как я.

2 инопланетянин: Кафарите, помедленнее, пошалюйста, я записыфаю!

2 вед.: Итак, начнем нашу экскурсию. Перед вами - музей туризма! Все, что вы здесь видите, - это музейные экспонаты.

1 инопланетянин: У нас на Альдебаране нет туристоф, нет туристоф, нет туристоф…

1 вед.: Стукни его по спине, вишь, заело! (2 вед. Стучит по спине инопланетянина)

1 инопланетянин: Спасипа!

1 вед. Пожалуйста!

2 вед.: Мы сохранили несколько особей туристов в первозданном виде, прочие вымерли как мамонты. Зал 1 - «История туризма, или туризм в истории». Начинай лекцию!

1 вед.: Первыми предками современного туриста были человекообразные существа - Адам и Ева. Адам - слева, Ева - справа. Или нет, Адам - справа, Ева - слева (те стоят, повернувшись спиной к зрителям). Смотря с какой стороны смотреть (те поворачиваются, у Евы - три фиговых листочка, у Адама - один). Но Адам и Ева еще не туристы. Они скорее прародители туристов, таких как Ной.

2 вед.: Правильно! Первым туристом на Земле был Ной.

1 вед.: История не сохранила его портрета, но если верить библейским сказаниям, это было очень рогатое, ой нет, бородатое существо.

2 вед.: (поет на восточный манер) 40 дней и ночей

Дождик шел,

На горе Арарат

Ной приют нашел.

Спас для нас и для вас он зверье,

В том числе и кусачее комарье. (пританцовывает, шлепая комаров)

1 инопланетянин: Брафо, брафо!

1 вед.: Чему радуются? Альдебараны! (крутит пальцем у виска)

2 вед.: Комары - это казнь египетская, особенно для туристов (шлепает комаров, следом за ним инопланетяне).

1 вед.: Следующий турист - Моисей. Он водил евреев в поисках земли обетованной по пустыне 40 лет.

Вед. (поют): Там птицы не поют,

Деревья не растут,

В пустыне как определить, где север, а где юг?

Кружится матушка планета,

Костров туристских вьется дым,

И лишь в сороковое лето

Он их привел на Маматынь (2 раза).

1 вед.: Быстренько пробежали залы 2, 3, 4, 5, 6. Здесь ничего интересного. Ну, там пара крестовых походов рыцарей - туристов в Святую Землю.

2 вед.: Походы из варяг в греки. Исторический парадокс: монголо-татарские туристы на территории Руси заблудились аж до 15 века!

1 вед.: Они просто не умели пользоваться компасом!

2 вед.: Зал 7-ой, последний. Это гордость нашей коллекции.

1 вед.: Предлагаем вашему вниманию хорошо сохранившуюся особь - «Руссо туристо, облико морале», принадлежащую к семейству одногорбых, отряду прямостоящих, но сутулоходящих…

2 вед.: Обратите внимание на его (ее)? (чешет в затылке) одежду, а также его (ее) снаряжение.

1 инопланетянин: А кто это - женчин или мужчин?

1 вед.: И чо беспокоятся? Наш турист - существо неприхотливое, всеядное, среднего рода.

2 вед.: Форма одежды - универсальная: кепка, штормовка (турист снимает с себя называемые вещи), трико (турист стесняется и остается в трико), кроссовки (турист разувается, инопланетяне зажимают носы).

2 инопланетянин: Фу! Туристским духом пахнет!

1 вед.: Ничего и не пахнет! Подумаешь, три дня носки не менял!

2 вед. Горб на спине - это рюкзак с запасом пищи. Чем ближе турист к цели путешествия, тем меньше становится горб.

1 вед.: Туристы, как вид, отличаются умом и сообразительностью, умом и сообразительностью.

2 вед.: Туристы отличаются чувством юмора, товарищества и взаимовыручки.

1 инопланетянин: Это ошень прекрасно.

2 инопланетянин: Мы пудем возрождать, как это по-русски, эта прекрасная традиция на наш Альдебаран. А на память мы бы хотели взять несколько подарунков (подходит к судьям, делает вид, что забирает их)

1 вед.: Я те покажу подарунки! Не трожь, это святое! Это же судьи!

1 инопланетянин: А судьи кто?

2 вед.: Это ум, честь и совесть туристического слета! Всю Вселенную пройдешь - лучше судей не найдешь! Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!

2 инопланетянин: Нам пора! Но на прощание мы споем песню.

1) Эту радость от встреч на турслете

Не забыть нам с тобой никогда.

Маматынские звездные ночи

Остаются в сердцах навсегда.

П-в: Расстаемся, друзья,

Остается в сердце память,

Будем дружбу беречь,

До свиданья, до новых встреч!

2) На поляне становится тихо,

Отправляется в путь звездолет.

До свиданья, турслет, до свиданья,

Возвратимся на будущий год.

Сценарий туристско-краеведческого праздника для школьников 6-8 класса «По родному краю с рюкзаком»

Цели:
Образовательные:
- популяризация спортивного туризма, как удовлетворение естественной потребности человека в непосредственном познании окружающего мира, своего края;
- формирование навыков туристкой техники;
- изучение основ туристского быта.
Развивающие:
- развитие активной туристско-спортивной деятельности детей;
- развитие интереса к изучению туризма.
Воспитательные:
- воспитание физически здоровой, нравственной личности, любящей и знающей свой край.
Задачи:
- познакомить с понятием «туризм», видами туризма;
- познакомить с правилами укладки рюкзака;
-научить надевать страховочную систему;
-познакомить с правилами установки бивака;
-дать элементарное представление о типах костра, научить
выкладывать костры различных типов;
-познакомить с основными обязанностями участников группы.
Оборудование: тематические иллюстрации; веревка; скейт; обручи; туристическое снаряжение; дрова для костра, личное снаряжение.

План занятия:
1.Вводный этап.
2.Основной этап.
2.1.Знакомство.
2.2.Разминка « Викторина»
2.3 Эстафета «Соберись в поход»

2.4 Доберись до места
2.5 Снаряжение туриста.
2.6. Переправа.
2.7.Установка бивака.
2.8.Зажги костер
3.Итоговый

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас туристско-краеведеческий праздник «По родному краю с рюкзаком». Мы с вами совершим увлекательнейшее путешествие в мир туризма. Узнаем, чем занимаются и что узнают туристы в походах и на соревнованиях, а также, что объединяет этих романтиков дороги.
-Кто же такие туристы, и чем они занимаются?
- Что означает слово «туризм»? Это слово произошло от французского «путешествие», а путешествовать можно по-разному. На территории нашего края можно заниматься всеми видами туризма.
-Какие виды туризма известны вам?
Преподаватель: Молодцы, ребята! Но перед тем как начать наш праздник я представлю сегодня жюри, которое будет оценивать. (Представление жюри). И первый наш конкурс « Викторина».
1.Конкурс « Викторина» (приложение)
Преподаватель: Молодцы! -Итак, мы отправляемся в дорогу. Без какого важного предмета туристского снаряжения поход не состоится? (рюкзак)
-Рюкзак - это верный друг любого туриста. Походный дом, который всегда рядом. Туристу приходится несколько раз в день собирать и разбирать его. Укладка рюкзака - это целая наука. Постичь некоторые ее азы мы попробуем сейчас.
- Первый участник с пустым рюкзаком бежит к обручу, в котором рассыпаны разные предметы. Его задача: взять только один предмет, который может пригодиться в походе, положить его в рюкзак, вернуться к команде и передать рюкзак следующему игроку, который выполняет такое же задание. Внимание, в обруче есть лишние предметы, которые не понадобятся нам в походе, проявите мышление и смекалку.
2.Конкурс « Соберись в поход»
Преподаватель: Рюкзак собран, можно отправляться в поход. Во время похода на нашем пути могут возникнуть препятствия. И следующий конкурс « Доберись до места»
3.Конкурс «Доберись до места» (“Мышеловка” (строим так: между двумя гимнастическими скамейками натягиваем волейбольную сетку.) пролезание под сеткой, « переправа» (скейт и веревка), бревно, навесная лестница, подъем, траверс, спуск (шведская лестница))

Преподаватель: Препятствии, которые вы преодолели, могут встретиться вам в походе. А вы знаете, что для того, чтобы их преодолеть необходимо специальное снаряжение. Для того, чтобы преодолевать препятствия, нужно научиться пользоваться страховочной системой, которая позволит сохранить жизнь человеку в самых сложных ситуациях. И мы приступаем к следующему конкурсу « Снаряжение туриста»
4.Конкурс « Снаряжение туриста» (одевание системы, перчаток, каски, пристегивание карабинов)
Преподаватель: Продолжаем наш поход. Все туристы должны уметь выходить из любых ситуаций. Впереди у вас речка и маленькая лодка в которую вся команда не помещается. И сейчас задание для капитанов которые должны команду переправить на следующий берег. В руках у капитана команды находиться обруч, это и есть лодка. Капитан стоит в обруче, по очереди он берёт себе в обруч по одному члену команды и бегом переправляются на другой берег. И так до тех пор, пока капитан не переведёт всю команду.
5.Конкурс « Переправа»
Преподаватель: До места стоянки мы с вами, ребята, благополучно добрались. Что необходимо сделать далее? Правильно. Разбить лагерь.
6.Конкурс « Установка бивака» (палатка)
Преподаватель: Молодцы ребята, лагерь установили. Но какой поход без туристического костра. И се
йчас каждая команда зажжет свой костер. В руках у каждого игрока команды находятся по одному полену. По сигналу ведущего ребята по очереди бегут до линии, где они должны построить костёр, в виде колодца. Последний игрок бежит и ставит в внутрь костра макет огня. Чем указывая жюри, что костёр зажжён.
7.Конкурс « Зажги костер»
Преподователь: - Наше путешествие подошло к концу. Все показали свою ловкость, силу, быстроту. А главное получили заряд бодрости и массу положительных эмоций!
Преподаватель: Сегодня, ребята, вы немного окунулись в многогранный, интересный, полный впечатлений мир туризма. Конечно же, мы с вами прикоснулись только лишь к тысячной доле этого необыкновенного увлечения. Наш праздник подходит к концу. Но любое путешествие должно заканчиваться на хорошей ноте и сейчас наше жюри подвело итоги. Вам слово. (Награждение)

Прилождение

Внимательно рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы.
1.Сколько туристов живет в этом лагере?
Ответ: 4 туриста. 4 ложки и тарелки, список на дереве из 4 человек.
2.Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад?
Ответ: несколько дней назад. Паутина на палатке.
3.На чем они сюда приехали?
Ответ: приплыли на лодке. Весла возле дерева.
4.Далеко ли от лагеря до ближайшего селения?
Ответ: недалеко. На картинке видно курицу.
5.Откуда дует ветер: с севера или юга?
Ответ: с юга. На палатке виден флажок, который указывает направление ветра. Если посмотреть на сосны, то с северной стороны у них ветки короче. Значит ветер дует с юга.
6.Какое сейчас время дня?
Ответ: утро. Используя предыдущий ответ можно определить стороны света, а посмотрев на тень от повара видно, что солнце находится на востоке, а значит сейчас утро.
7.Куда ушел Шура?
Ответ: ловить бабочек. За кустами видно сачок.
8.Кто вчера был дежурным? (Назовите по имени.)
Ответ: Коля. Сегодня дежурит не Шура (он ловит бабочек), не Коля (он у рюкзака с буквой "К"), и не Вася (он фотографирует, в его рюкзаке с буквой "В" лежит штатив). Значит дежурный - Петя, а вчера дежурил Коля.
9.Какое сегодня число какого месяца?
Ответ: 8 августа. Сегодня дежурит Петя, значит 8 число. Видно арбуз, значит сейчас август.