Теоретические аспекты исследования психологического здоровья одиноких матерей. Основные подходы к проблеме психологического здоровья

Последнее обновление: 04/05/2015

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ. Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм. С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением. Профессионал, что фокусируется на , обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению. Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах. В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье». В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.

admin

Под психологическим здоровьем понимается нормальная работа структур психики, которые требуются для нормальной жизни. Психологическое здоровье означает не только нормальное состояние души, но и личности. Это то состояние, когда душа гармонирует с личностью, у человека все хорошо, он стремится к росту личности, готов к нему. Человек, который здоров в психологическом плане, открыт для других, отличается разумностью. Он защищен от жизненных ударов, способен справиться с вызовами судьбы.

Подобное здоровье показывает личность в общем. Оно пересекается со сферой мотиваций, эмоций.

Критерии психологического здоровья

К главным критериям психологического здоровья стоит отнести:

адекватность понимания общества;
осознание поступков;
работоспособность и активность;
стремление к новым целям;
умение находить контакты;
нормальная семейная жизнь;
чувство привязанности к родным;
ответственность;
умение составлять план жизни и следовать ему;
ориентированность на развитие личности;
целостность.

А социопатия, психопатия, невротичность – все это за пределами такого здоровья. К отклонениям стоит отнести и личностей с главным набором внутренних проблем:

Это люди с постоянным чувством вины. Человек с психологическими проблемами не отличается благоразумием, он враждебен, не способен защитить себя от жизненных ударов.

Психическое и психологическое здоровье. Главные различия

Мы редко задумываемся над тем, что означает слово «здоровье». Для одних – это отсутствие болезней тела или страшных заболеваний. Но в данное понятие входит не только отличное самочувствие или физическое состояние, но также благополучие в эмоциональном и психологическом плане. Это такой тип взаимодействия с внешним миром, при котором личность ощущает счастье и удовлетворенность. Это гармония внутри и снаружи, баланс, который дает шанс нормально жить. Психологическое здоровье важно разграничивать с психическим благополучием.

Психическое здоровье являет собой стабильность работы психики, что дает возможность личности оставаться адекватной в обществе. Неадекватность поведения говорит о заболеваниях и отклонениях в психике. Иными словами, психологическое и психическое состояние – это разные понятия, которые не дополняются одно другим. При абсолютно здоровой психике люди чувствуют внутренний долгий , враждебность, депрессию. А вот бодрые люди, которые всегда в прекрасном настроении, иногда являются психически ненормальными.

Итак, психологическое здоровье – это благополучие личности, адаптивность, склонность к действию, а не переживанию. Сюда же относится отличное расположение духа, принятие себя и окружающих, творчество, ответственность, самостоятельность и т.п. С другой стороны находятся разрушающие проявления личности, которые мешают приятным эмоциям, они заставляют человека чувствовать общую неудовлетворенность, обиду, вину.

Если человек нездоров психологически, то он действует по привычным схемам, не желает менять что-то, неправильно воспринимает неудачи и удачи.

Но не стоит считать, что благополучие в психологическом плане и позитивные качества характера – это одно и то же, поскольку нормы позитивных черт в обществах мира отличаются. Это не пример идеальной личности, а стремление к себе и к другим. Здоровая психологически личность понимает, что с ней происходит, ощущает целостность. Получается, такой человек не считает остальных угрозой для себя.

Психологическое здоровье по Маслоу

По теории Маслоу психологическое здоровье не просто наполняет личность субъективным чувством благополучия, но являются верным само по себе. В таком смысле оно над болезнью. Оно не просто лучше, оно правдиво, поскольку здоровая личность может увидеть больше истины. Недостаточность такого здоровья не только угнетает личность, это своеобразная разновидность слепоты, патологии мысли.

Целиком здоровых людей мало, но они есть. Если человек желает этого, старается постичь абсолютное здоровье, то это реальная цель. Лучше жить в здоровом, адекватном доверительном обществе, чем в неприязни и неадекватности. Это важно для каждого из нас. Необходимо стремиться постичь психологического здоровье, равновесие духа и тела.

Тот факт, что люди бывают здоровыми и то, что они существуют (хоть и в малом количестве) вселяет веру и надежду, желание стремиться к большему, расти, как личность. Подобная вера в возможности души и природы человека подталкивает нас к строительству здорового общества.

Так, как мы следим за собственным телом, важно следить за душевным состоянием. Дабы достичь физического здоровья, мы придерживаемся здорового образа жизни, и т.д. Чтобы достичь здоровья в психологическом понимании, потребуется труд и работа. Это понимание себя, самовоспитание, способность принимать решения, выделять другие варианты действий. Это готовность к новому, действенное применение собственных ресурсов.

Безусловно, чтобы идти в верном направлении и развиваться требуется сначала узнать собственную личность, собственные слабые места, ресурсы. В этом помогают специальные методики, которые направлены на изучение личности, интеллектуальности, характера. Все это поможет построить жизненные перспективы, правила, которые способствуют росту личности, помогают осознать собственные возможности и реально оценить достижения.

3 марта 2014, 10:48

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Введение

1. Общие вопросы психологии здоровья

2. Здоровый образ жизни и его составляющие

3. Подходы к исследованию феномена здоровья

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Психология здоровья - новое научное направление в отечественной психологии, которое переживает период своего становления, определяет приоритеты своих научных интересов, связи со смежными областями научного знания.

Центральной проблемой психологии здоровья является сохранение, укрепление и развитие здоровья с опорой на его психологическую составляющую, когда само здоровье в единстве его духовной, социальной и соматической компонент становится реальным условием для полного раскрытия потенциалов человека, его саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации и самопознания.

Очевидно, что главная цель психологии здоровья - всестороннее совершенствование человека.

Актуальность проблем психологии здоровья диктуется современным нарастанием нагрузки на нервную систему, психику человека.

Информационный прессинг, ускорение ритма жизни, негативная динамика межчеловеческих взаимоотношений (замкнутость, снижение уровня социальной поддержки, национальная, имущественная, религиозная разобщенность) - всё это формирует эмоциональное напряжение как один из факторов развития различных заболеваний.

Жизнь в условиях неопределенности обусловливает психическую и психосоматическую патологию.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих.

Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.

Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.

Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (правильнее было бы сказать здоровый стиль жизни, ибо одного только образа, т.е. представления о здоровье, совершенно не достаточно для того, чтобы человек был здоров.) - это сложившаяся у человека рациональная организация производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющая в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал.

Вообще говоря, можно выделить три вида здоровья: здоровье физическое, психическое и нравственное (социальное).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали.

Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Исходя из данной дифференциации можно дать более расширенное определение здорового образа жизни.

ЗОЖ - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

1. Общие вопросы психологии здоровья

Теоретическим обоснованием психологии здоровья является понимание психического здоровья не негативным образом - как отсутствия дезадаптации, а позитивно - как способности к постоянному развитию и обогащению личности. Психическое здоровье рассматривается не просто как отсутствие недостатков, а как присутствие определенного ряда достоинств в структуре личности.

Позитивные концепции психического здоровья предусматривают тенденции к развитию, росту, самореализации человека, способность руководить своими действиями и поступками, иметь развитую систему ценностей, способность адекватно воспринимать себя и окружающих.

Психология здоровья выделяет ряд черт здоровой личности. Личностная зрелость характеризуется главным образом развитием самоконтроля и усвоением реакций, адекватных разным ситуациям, с которыми сталкивается человек. Основой адекватного поведения в жизненных ситуациях является умение различать реальные и идеальные цели. Стержнем зрелости личности выступает духовная ориентация, “очищаемая” самоконтролем и самонаблюдением своего душевного “Я”. Зрелость личности выражается в дисциплине ума, эмоций и поступков. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои мысли, чувства и действия. Рассматривая зрелую личность как гуманистический идеал человека, следует выделить такие его характеристики, как свобода и ответственность, целостность и гармоничность, актуализация и реализация всех возможностей, максимальная согласованность личности со своим внутренним миром (конгруэнтность личности). Не менее важным является стремление личности к естественности выражения самой себя. Болезнь появляется при срастании с какой-либо ролью, при желании не быть, а казаться.

Принимая все существующие теории личности, психология здоровья всё же выходит за пределы границ любой из них. Психология здоровья как научно-практическое направление призвана экологично расширять возможности восприятия и адаптивного поведения человека в его жизненной среде. Расширение рамок сознания неизбежно приводит к пониманию человеком его невостребованных способностей, которые могут побудить жить настолько полно, насколько позволяет присущий ему не до конца осознанный и безмерный потенциал. Совершенствование человека есть процесс, не имеющий конечной формы или портрета идеальной личности. Потребность саморазвития и обогащения личности не может быть принципиально удовлетворена. Психология здоровья, ориентируясь на принципы гуманистического движения в психологии, изучает идеальное в реальном, выбрав направление “от жизни к идеалу”.

Методы психологического воздействия в области развития, совершенствования человека можно условно дифференцировать в зависимости от уровня сознания, на котором производятся позитивные изменения. Одной из подходящих для психологии здоровья классификаций является модель “Спектр сознания” Кена Уилбера (1980). Это многомерный подход к личности человека. Уровни сознания рассматриваются от Верховной Личности, соотносимой с космическим Сознанием, до резко суженной идентификации на уровне Эго.

Совершенствование на уровне Эго. Дезадаптации на данном уровне возникают тогда, когда образ самого себя подвергается искажению и истолковывается неточно. Если человек отчуждает какие-то грани своей личности, то он обманывает себя, искажает свой образ. С помощью механизмов психологической защиты личность выходит на уровень: “понимаю и принимаю себя со всеми своими достоинствами и недостатками”.

Совершенствование на экзистенциональном уровне (лат. existentia - существование), рассматривающем человека как духовное начало. Терапия направлена на актуализацию целостного, полностью проявленного бытия человека, не разорванного на части. Основная задача состоит в преодолении двойственности, как-то: субъект-объект, жизнь-смерть. В группу методов входят экзистенциональная психология, гештальттерапия, логопсихотерапия, гуманистическая психология.

Совершенствование биосоциального слоя , который относится к верхним пределам экзистенционального уровня и хранит в себе объем информации, отобранной из культурного наследия человека. Методы этого уровня более других касаются социального контекста отклонений, это межличностные методы: семейная терапия, нейролингвистическое программирование (NLP).

Совершенствование трансперсонального слоя. Выход человека в надличностный слой за пределы своего индивидуального бытия, условного предела своего организма, в мета-позицию наблюдателя, способствует преодолению страхов тревог, навязчивостей, депрессии и других дезадаптаций. “Я” становится свидетелем, а не участником дезадаптаций (позиция буддийской практики).

К этому слою относятся методы, направленные на расширение сознания: холотропное дыхание, психосинтез, медитация самонаблюдения, арт-терапия и другие.

Совершенствование на уровне MIND . Методы этого уровня пытаются избавить человека от дуализма субъект-объекта, после чего он становится способным к взаимодействию с внепространственным миром космического Сознания. Выход на этот уровень достигается с помощью специфических техник, включенных в некоторые формы религиозного мистицизма: буддизм махаяны, даосизм, ведантизм, индуизм, суфизм, шаманство и др.

Рассмотренные уровни “Спектра сознания” разделены условно и не имеют реальных границ. Причисление различных психотерапевтических школ к одному из уровней или слоев является грубым упрощением.

Научной основой психологии здоровья являются медицинская психология и валеология. В этой области эффективно работать могут психологи, углубленно подготовленные в вопросах психогигиены, психопрофилактики, а также в вопросах психотерапии.

Многие из нас невольно путают самочувствие и здоровье, хотя это не одно и то же. Бывает, что скверное самочувствие складывается из симптомов болезни. Но нередко это всего лишь настроение, которое отражает состояние не тела, а души. И это состояние, когда человек перестает ощущать себя здоровым, может по-настоящему спровоцировать болезнь.

Очень многие расстройства это не болезни образа жизни, а прежде всего - образа мыслей, стиля чувствований и переживаний, отношения к жизни. Отношение к жизни - по

нятие очень емкое. В нем объединены основные позиции личности и установки на ту или иную активность, на определенное поведение. Чувствования и переживания, оздоравливающие или губящие здоровье, связаны с тем, во что верит человек, что ожидает от жизни, как готов её воспринимать.

Важнейшее значение в формирование настроения имеют субъективные факторы. Наиболее распространенные установки, разрушающие гармонию настроения и являющиеся своеобразными факторами риска, способствующими нарушению психологии здоровья, достаточно типичны.

Колебания настроения, в большей мере характерны для его невысокого уровня. Разумеется, изменение настроения может иметь не только внутренние причины, оно может быть вызвано изменениями значимых для человека обстоятельств.

Причины того или иного настроения нередко не осознаются, и настроение в таких случаях может быть воспринято как беспричинное, хотя в действительности оно всегда вызывается определенными причинами.

Часто подавленное настроение возникает как эффект стрессового состояния, глубина которого не всегда достаточно точно осознается субъектом. В таких случаях психокоррекционное воздействие и психологическая поддержка должны быть направлены в первую очередь на преодоление стресса.

Высокая вариабельность настроения с непредсказуемыми изменениями характерна для лиц с пограничными личностными расстройствами. У женщин колебания настроения усиливает предменструальный синдром. Повышение уровня настроения ведет обычно к его большей устойчивости, исчезновению колебаний. Стабильность низкого уровня настроения характерна для депрессии.

В определенной степени колебания настроения связаны с циркадными ритмами (биоритмами). Самооценка “хороших” и “плохих”, “бодрых” и “унылых” часов в течение суток совпадает соответственно с высоким и низким уровнем основного обмена и никак не связана с колебаниями уровня напряженности. Однако влияние циркадных ритмов на настроение не стоит переоценивать.

К жизненным обстоятельствам, увеличивающим риск возникновения депрессивного состояния, относят: детство, прошедшее в неблагополучной семье; отсутствие удовлетворяющих человека межличностных отношений; потерю близких людей; потерю работы; общественное отвержение; выход на пенсию; тяжелое заболевание; крушение жизненных планов; утерю идеалов или разрушение веры.

Известно, что депрессивное состояние увеличивает вероятность совершения самоубийства. При его углублении и затягивании склонность к суициду особенно усиливается. Более других удовлетворены своей жизнью люди, довольные своими супружескими отношениями и здоровьем. Полнота удовлетворения потребностей лишь опосредованно влияет на удовлетворение жизнью.

Эмпирические данные подтвердили, что чувство удовлетворенности жизнью в большой степени обусловливает доминирующее настроение и психическое состояние в целом. Сохранение гармоничного настроения зависимо от особенности реакции на жизненные трудности и от способности справляться с ними.

Актуальной остается задача выявления и описания социодемографических, возрастных, половых, индивидуальных особенностей переживания личностью своего благополучия или неблагополучия.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие

ЗОЖ можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что ОЖ человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Мотивация занимает одно из центральных мест в психологии в вопросах объяснения поведения того или иного объекта наблюдения. Многими экспериментами доказано, что и у людей и у животных поведение чаще всего определяется одновременным наличием нескольких мотивов. Но если у животных реакция выбора при действии комплекса раздражителей осуществляется на уровне смежных условных рефлексов, то у человека проявление мотивации опосредствовано функцией сознания, которое представляет высший эволюционный уровень регуляционных механизмов нервной системы.

Поэтому у человека определяющую роль в принятии и изменении решений при актуализации того или иного мотива, играет так называемый сознательный мотив.

Говоря о мотиве, как об осознанном побуждении к определённому образу действий, следует иметь в виду, что сам по себе мотив не является причиной целенаправленных действий. Он лишь результат отражения в психике потребностей организма, вызванных внешними или внутренними объективными явлениями.

Мотивы, побуждающие человека на ЗОЖ можно разделять следующим образом:

1. Непосредственные мотивы:

Потребность в чувстве удовлетворения от проявления мышечной активности;

Потребность в эстетическом наслаждении собственной красотой, силой, выносливостью, быстротой, гибкостью, ловкостью;

Стремление проявить себя в трудных, даже экстремальных ситуациях;

Потребность в самовыражении, самоутверждении.

2. Опосредованные мотивы:

Стремление стать сильным, здоровым;

Стремление через физические упражнения подготовить себя к практической жизни.

Резервы организма. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни.

Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин "количество здоровья" для обозначения меры резервов организма.

Скажем, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высокотренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои легкие 150 литров воздуха, т.е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма.

Распорядок дня. Особое место в режиме здоровой жизни принадлежит распорядку дня, определенному ритму жизни и деятельности человека. Режим каждого человека должен предусматривать определенное время для работы, отдыха, приема пищи, сна.

Распорядок дня у разных людей может и должен быть разным в зависимости от характера работы, бытовых условий, привычек и склонностей, однако и здесь должен существовать определенный суточный ритм и распорядок дня.

Необходимо предусмотреть достаточное время для сна, отдыха. Перерывы между приемами пищи не должны превышать 5-6 часов. Очень важно, чтобы человек спал и принимал пищу всегда в одно и то же время.

Таким образом, вырабатываются условные рефлексы. Человек, обедающий в строго определенное время, хорошо знает, что к этому времени у него появляется аппетит, который сменяется ощущением сильного голода, если обед запаздывает. Беспорядок в режиме дня разрушает образовавшиеся условные рефлексы.

Говоря о распорядке дня, не имеются в виду строгие графики с поминутно рассчитанным бюджетом времени для каждого дела на каждый день. Не надо доводить излишним педантизмом режим до карикатуры. Однако сам распорядок является своеобразным стержнем, на котором должно базироваться проведение как будничных, так и выходных дней.

Рациональный режим труда и отдыха. Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха, и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека. Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы "износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд как физический, так и умственный не только не вреден, но напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему, сердце и сосуды, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная тренировка в процессе труда укрепляет наше тело. Долго живет тот, кто много и хорошо работает в течение всей жизни. Напротив, безделье приводит к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ, ожирению и преждевременному одряхлению.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является чередование работы и отдыха. Отдых после работы вовсе не означает состояния полного покоя. Лишь при очень большом утомлении может идти речь о пассивном отдыхе. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы человека ("контрастный" принцип построения отдыха). Людям физического труда необходим отдых, не связанный с дополнительными физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и умственных нагрузок полезно для здоровья. Человек, много времени проводящий в помещении, должен хотя бы часть времени отдыха проводить на свежем воздухе. Городским жителям желательно отдыхать вне помещений на прогулках по городу и за городом, в парках, на стадионах, в турпоходах, на экскурсиях, за работой в саду, огороде.

Правильное питание. Вряд ли найдется человек, который будет спорить с утверждением, что качество пищи, её состав, количество, способ употребления и сочетания влияют на сохранение соматического и психического здоровья. По большому счету, пища - это повседневное, постоянное лекарство для души и тела. Проблема питания во все времена была, есть и будет одной из коренных человеческих проблем.

Когда речь заходит о рациональном питании, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Если организм получает энергии больше, чем расходует, то есть если мы получаем пищи больше, чем это необходимо для нормального развития человека, для работы и хорошего самочувствия, - мы полнеем. Сейчас более трети нашей страны, включая детей, имеет лишний вес. А причина одна - избыточное питание, что в итоге приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету, целому ряду других недугов.

Второй закон: питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах. Многие из этих веществ незаменимы, поскольку не образуются в организме, а поступают только с пищей. Отсутствие хотя бы одного из них, например, витамина С, приводит к заболеваниям, и даже смерти. Витамины группы В мы получаем главным образом с хлебом из муки грубого помола, а источником витамина А и других жирорастворимых витаминов являются молочная продукция, рыбий жир, печень.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

Режим сна. Для сохранения нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Великий русский физиолог И. П. Павлов указывал, что сон - это своего рода торможение, которое предохраняет нервную систему от чрезмерного напряжения и утомления. Сон должен быть достаточно длительным и глубоким. Если человек мало спит, то он встает утром раздраженным, разбитым, а иногда с головной болью.

Определить время, необходимое для сна, всем без исключения людям нельзя. Потребность во сне у разных людей неодинакова. В среднем эта норма составляет около 8 часов. К сожалению, некоторые люди рассматривают сон как резерв, из которого можно заимствовать время для выполнения тех или иных дел. Систематическое недосыпание приводит к нарушению нервной деятельности, снижению работоспособности, повышенной утомляемости, раздражительности.

Дыхание. Дыхание является самой необходимой важной и необходимой функцией организма, без которого функционирование всего организма практически невозможно. Дыхание находится в тесной взаимосвязи с кровообрашением, обменом веществ, мышечной деятельностью и осуществляется при непосредственном участии центральной нервной системы.

Акт дыхания выполняется автоматизировано, но наряду с этим имеет место произвольное управление дыханием. При произвольной регуляции дыхания можно (в определённых пределах) сознательно регулировать глубину и частоту дыхания, задерживать его, сочетать дыхание с характером движений т.д.

Дышать обязательно нужно через нос. В лечебных целях, для усиления функции выдоха, иногда рекомендуется совершать вдох носом, а выдох через рот. При нормальном дыхании вдох должен быть примерно на 1/4 короче выдоха. Так, при ходьбе средней интенсивности на каждый вдох делается три шага, на выдох - 4. При быстрой ходьбе (и беге) больше внимания следует обращать не на соотношение количества шагов при вдохе и выдохе а на более полный и длительный выдох что способствует глубокому дыханию.

Во время выполнения физических упражнений или физической работы необходимо приучать себя дышать глубоко и ровно, при этом дыхание следует по возможности сочетать с фазами движения. Так, вдоху должны сопутствовать движения, увеличивающие объем грудной клетки, а выдоху - движения, способствующие уменьшению её объема. При невозможности сочетать фазы дыхания и движения дышать надо равномерно и ритмично. Это особенно важно во время бега, прыжков и других быстрых и аритмичных движений.

Искоренение вредных привычек. Наиболее явную психологическую основу имеет такое звено обеспечения здоровья, как борьба с вредными привычками (курение, употребление алкоголя, наркотических и других галлюциногенных веществ и др.) Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей. Только сильная волевая натура и целеустремленность помогают в успешной победе над собственными пороками.

Оптимальный двигательный режим. Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Для работников умственного труда систематическое занятие физкультурой и спортом приобретает исключительное значение. Известно, что даже у здорового и нестарого человека, если он не тренирован, ведет «сидячий» образ жизни и не занимается физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается дыхание, появляется сердцебиение. Напротив, тренированный человек легко справляется со значительными физическими нагрузками. Сила и работоспособность сердечной мышцы, главного двигателя кровообращения, находится в прямой зависимости от силы и развития всей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. У людей с неразвитой мускулатурой мышца сердца слабая, что выявляется при любой физической работе.

Физкультура и спорт весьма полезны и лицам физического труда, так как их работа нередко связана с нагрузкой какой-либо отдельной группы мышц, а не всей мускулатуры в целом. Физическая тренировка укрепляет и развивает скелетную мускулатуру, сердечную мышцу, сосуды, дыхательную систему и многие другие органы, что значительно облегчает работу аппарата кровообращения, благотворно влияет на нервную систему.

Закаливание. Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.

Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру. Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы. Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность.

Закаливание - мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Установлено, что школьники, систематически занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Они выше ростом, имеют больший вес и окружность грудной клетки, мышечная сила и жизненная емкость легких у них выше. Рост юношей 16 лет, занимающихся спортом, в среднем 170,4 см, а у остальных он равен 163,6 см, вес соответственно -- 62,3 и 52,8 кг. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья - это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями. Если имеются нарушения со стороны сердечнососудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни. Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, - только тогда физкультура принесет пользу.

При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой. У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.

Кому из молодых людей не хочется быть сильным, ловким, выносливым, иметь гармонично развитое тело и хорошую координацию движений? Хорошее физическое состояние -- залог успешной учебы и плодотворной работы. Физически подготовленному человеку по плечу любая работа.

Далеко не всем людям дарует эти качества природа. Однако их можно приобрести, если дружить с физической культурой и приобщиться к ней с детского возраста.

Физическая культура -- составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

Особенно большое значение физкультура и спорт приобретают сейчас, в век технической революции, когда бурными темпами в промышленность и сельское хозяйство внедряются механизация и автоматизация. Труд многих рабочих постепенно сводится к управлению машинами. Это снижает мышечную деятельность рабочих, а без нее многие органы человеческого тела работают на пониженном режиме и постепенно ослабевают. Такую мышечную недогрузку возмещают человеку занятия физической культурой и спортом. Ученые установили, что занятия физкультурой и спортом оказывают благотворное влияние на производительность труда.

Неоценимую услугу физкультура и спорт оказывают и в формировании у молодёжи высоких моральных качеств. Они воспитывают волю, мужество, упорство в достижении цели, чувство ответственности и товарищества.

3. Подходы к исследованию феномена здоровья

Нормоцентрический подход: здоровье рассматривается как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения, в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида. Это некий оптимальный уровень функционирования организма и психики.

Холистический подход: здоровье понимается как обретаемая индивидом в процессе его становления целостность, предполагающая личностную зрелость (Г. Олпорт), интеграцию жизненного опыта (К. Роджерс) и примирение, синтез фундаментальных противоречий человеческого существования или интрапсихических полярностей (К. Г. Юнг). Естественно-научные принципы анализа дополняются гуманитарными, что обеспечивает целостное видение проблемы.

Аксиологический подход: здоровье выступает как универсальная человеческая ценность, соотносится с основными ценностными ориентациями личности и занимает определенное положение в ценностной иерархии. Доминирование тех или иных ценностей, так же как и их переоценка, кризис рассматриваются в качестве факторов, определяющих здоровье индивида или негативно влияющих на него. Аксиологический подход был предложен еще Платоном, который в своем диалоге “Законы” поместил “здоровое состояние души” (наряду с разумением, справедливостью и мужеством) в иерархию человеческих и божественных благ . Наиболее крупным ученым нашего столетия, исследовавшим психическое здоровье и его нарушения в их ценностном аспекте, т. е. во взаимосвязи с высшими ценностями человека, следует признать А. Маслоу. В своей теории самоактуализации Маслоу рассматривал высшие ценности как своего рода детерминанты здорового и полноценного развития индивидуума .

Интегративный подход: любые объяснительные принципы, модели и концептуальные схемы признаются адекватными способами изучения здоровья на разных уровнях человеческого бытия. Предпринимается попытка интегрировать эти модели и схемы с учетом их ограничений на единой концептуальной основе, согласно базовым принципам теории систем.

здоровый закаливание психологический

Заключение

Конец 20 века характеризуется, в частности, ростом заболеваемости и смертности населения на фоне высоких достижений медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Современный этап развития нашего общества связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни, снижением психического состояния здоровья населения страны, что вызывает обеспокоенность многих ученых и специалистов. Но, учитывая традиционную направленность действующей системы здравоохранения на выявление, определение и “устранение” болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей социально-экономической деструкцией общества, становится ясным, что медицина сегодняшнего дня и обозримого будущего не сможет существенно влиять на сохранение здоровья человека. Этот факт обосновывает необходимость поиска более эффективных способов и средств сохранения и развития здоровья.

Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным ВОЗ он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека.

Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

Вместе с тем современный человек в большинстве случаев перекладывает ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по отношению к себе, не отвечает за силы и здоровье своего организма, и наряду с этим не старается исследовать и понимать свою душу. В действительности человек занят не заботой о собственном здоровье, а лечением болезней, что и приводит к наблюдающемуся в настоящее время увяданию здоровья на фоне значительных успехов медицины. В действительности же, укрепление и творение здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого человека.

Не оправдано видение причин нездоровья лишь в плохом питании, загрязнении среды обитания и отсутствии надлежащей медицинской помощи. Гораздо большее значение для глобального нездоровья человечества имеет прогресс цивилизации, способствовавший “освобождению” человека от усилий над собой, что привело к разрушению защитных сил организма. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью.

В качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, должно рассматриваться не лечение болезней, а творение собственного здоровья.

Список использованной литературы

1. Кващук В.В. Лекции по психологии здоровья. Таганрог: ТИУиЭ, 2003

2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976

3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. М,1990г.

4. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. М.: Просвещение, 1987

6. Белов В.И. Психология здоровья. СПб, 1994

7. Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры / Теория и практика физической культуры. М., 1986г.

8. Радионов А.В. Психология спорта высших достижений. М., 1979г.

9. Под общ. ред. Столбова В.В. История физической культуры: Учебное пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1989.

10. Купчинов Р.И. Глазько Т.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. Мн, 2001г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Роль режима труда и отдыха, правильного питания в повышении работоспособности и долголетия человека. Биологические ритмы живой материи. Оптимальный двигательный режим, закаливание. Личная гигиена и здоровье человека. Влияние алкоголя, табака, наркотиков.

    реферат , добавлен 09.10.2015

    Понятие и базовые составляющие здорового образа жизни, его теоретики и пропагандисты. Эмоциональное, интеллектуальное, духовное и социальное самочувствие как аспекты здорового образа жизни. Формирование образа жизни, способствующего укреплению здоровья.

    презентация , добавлен 27.01.2011

    Современные подходы к пониманию здоровья. Влияние факторов жизни на здоровье человека. Стиль жизни студенческой молодежи. Факторы обучения, отражающиеся на ее психофизиологическом состоянии. Роль культуры в обеспечении здоровья. Валеология как наука.

    реферат , добавлен 14.12.2011

    Образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Основы физического здоровья. Роль движений в предупреждении простудной заболеваемости у детей. Физическое здоровье, рациональное питание и закаливание организма.

    реферат , добавлен 30.05.2012

    Сущность здорового образа жизни. Вредные привычки молодого поколения. Здоровый образ жизни в глазах молодежи. Его основные составляющие. Деятельность, направленная на популяризацию здорового образа жизни. Анализ состояния здоровья современной молодежи.

    реферат , добавлен 18.08.2014

    Проблемы здоровья и здорового образа жизни в России: история и современное состояние. Специфика ПР–деятельности в здравоохранении по формированию здорового образа жизни. Анализ формирования здорового образа жизни на примере деятельности ГУЗ "РКДЦ МЗ УР".

    дипломная работа , добавлен 04.08.2008

    Понятие и сущность здоровья. Репродуктивное здоровье – часть здоровья человека и общества. Рекомендации по выработке личных качеств, необходимых для здорового образа жизни. Условия проведения закаливающих процедур. Основные правила рационального питания.

    реферат , добавлен 02.03.2010

    Анализ воздействия различных методик закаливания на человеческий организм. Понятие терморегуляции организма человека, связь терморегуляции и условий жизни современного человека. Понятие, принципы и методы закаливания. Особенности закаливания школьников.

    доклад , добавлен 08.10.2013

    Здоровый образ жизни и его составляющие. Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студента. Формирование здорового образа жизни у студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Лечебная физическая культура.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2012

    Формирование здорового образа жизни. Четыре зоны физкультуры. Фитнес как регулятор здоровья. Лечение наркомании, алкоголизма и игромании. Начальные навыки управления жизненной энергией и ее перемещение внутренним зрением. Курение - путь к короткой жизни.

Появление термина «психологическое здоровье» связано с развитием гуманитарной методологии познания человека. Он назывался в числе базовых понятий новой ветви психологических исследований -- гуманистической психологии, альтернативной перенесенному из естественных наук механистическому подходу к человеку.

Термин «психологическое здоровье человека» фиксирует два понятийных словосочетания: психология человека и психология здоровья ; это фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

И.В.Дубровина в книге «Психическое здоровье детей и подростков» определяет «психическое здоровье» как нормальную работу отдельных психических процессов и механизмов, а термин «психологическое здоровье» относит к личности в целом, к проявлениям человеческого духа и позволяет отделить психологический аспект от медицинского, социологического, философского. Именно психологическое здоровье делает личность самодостаточной.

Данный теоретический ход осуществлен в духе традиций отечественной психологии. Так, А. Н. Леонтьев указывал на необходимость разделения представлений о личности и о «психическом», говоря о «личностном» как об особом «измерении». Б. С. Братусь, анализируя тенденции современного общества, утверждает, что для все большего количества людей становится характерным диагноз «психически здоров, но личностно болен».

Р.Ассаджоли описывал психологическое здоровье как баланс между различными аспектами личности человека; С.Фрайберг - между потребностями индивида и общества; Н.Г.Гаранян, А.Б.Холмогорова - как процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлекторные, рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные, поведенческие аспекты.

Широко распространено понимание психологического здоровья в рамках адаптационного подхода (О.В.Хухлаева, Г.С.Никифоров). В данном подходе здоровый человек - это успешно адаптирующийся и имеющий гармоничные отношения с окружающими. По мнению О.В.Хухлаевой, понимая психологическое здоровье как наличие динамического равновесия между индивидом и средой, следует считать его критерием гармонию между ребенком и социумом. В этой связи ею выделяются уровни психологического здоровья: высший - креативный, с наличием устойчивой адаптации и активным творческим отношением к действительности; дезадаптивный - дети с нарушением регулятивных процессов, с нарушением баланса «ребенок-общество», средний - адаптивный, на котором дети в целом адаптированы к социуму, но могут проявлять признаки дезадаптации в отдельных сферах, повышенную тревожность.

В основном, все исследователи сходятся в таких ключевых позициях, что психологическое здоровье подразумевает стрессоустойчивость, гармонию и духовность .

Многие ученые психологи (А. Маслоу, К. Роджерс, Н.В. Маслова) описывают психологически здорового человека в следующих характеристиках:

  • · Наличие ориентации на реальность;
  • · Принятие себя и окружающих такими, какие они есть;
  • · Спонтанность;
  • · Центрованность на проблеме, а не на себе;
  • · Наличие потребности в одиночестве;
  • · Автономность и независимость;
  • · Отсутствие склонности к стереотипам в восприятии людей и явлений;
  • · Духовность;
  • · Идентификация с человечеством;
  • · Способность к близким отношениям с людьми;
  • · Наличие чувства юмора (а не сарказма и насмешек); высокая креативность;
  • · Низкая конформность;
  • · Умение принимать ответственность за свою жизнь на себя;
  • · Обладание адаптивностью к внешним и внутренним переменам с учетом моральных и духовных ценностей человечества.

Теория психологического здоровья

Определение «психологическое здоровье человека» состоит из двух категориальных словосочетаний: психологии здоровья и психологии человека. На стыке этих областей знания возникают психологические модели, рассматривающие проблему здоровья с человековедческой позиции. В многообразии мнений и течений постепенно сформировались общие контуры теории психологического здоровья:

1. Понятие «психологическое здоровье» фиксирует сугубо человеческое измерение, по сути, являясь научным эквивалентом здоровья духовного.

2. Проблема психологического здоровья - это вопрос о норме и патологии в духовном развитии человека.

3. Основу психологического здоровья составляет нормальное развитие человеческой субъективности.

4. Определяющими критериями психологического здоровья являются направленность развития и характер актуализации человеческого в человеке.

Основные подходы к проблеме психологического здоровья

Историческая инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит видным западным ученым гуманистической ориентации - Г. Олпорту, А. Маслоу, К. Роджерсу.

Гуманистический подход стал яркой вехой в развитии психологии, послужил реабилитации человека в науке, скорректировал профессиональные принципы в гуманитарных сферах (прежде всего, в образовании и здравоохранении), придал мощный импульс становлению практики психологической помощи людям.

В период освоения профессии он воодушевлял и автора этих строк. Критически осмыслив и соотнеся гуманистическую доктрину с опытом практической работы, должен признать, что далеко не все ее идеи и идеалы воспринимаются сегодня с прежней убедительностью.

Гуманистическая психология реализовала установку персоноцентрического сознания, для которого «самость» есть основополагающая и конечная ценность. Такая позиция больше соответствует укладу языческого мира. Только объектом поклонения (идолом, кумиром) людей становятся не природные силы как живые сущности, а их собственная природа (натура), нормой жизни - самоутверждение и самовыражение во всех доступных формах, целью жизни - земные блага.

Суть такого рода «природной духовности» проявляется в стремлении к человекобожеству, когда индивид старается уподобиться Богу, так и не потрудившись быть человеком. В наше время эта тенденция оформилась в культ вожделенной успешности и приобрела характер социальной догмы. В действительности замыкание индивида в своем самосовершенствовании ради самосовершенствования чаще приводит к обессмысливанию бытия и общему снижению жизнеспособности.

Справедливости ради заметим, что установка на самоактуализацию получила неоднозначную оценку и среди гуманистически ориентированных психологов. Хорошо известна точка зрения В. Франкла, утверждавшего, что самоактуализация - это не конечное предназначение человека: «Лишь в той мере, в какой человеку удается осуществить смысл, который он находит во внешнем мире, он осуществляет и себя <...>. Подобно тому, как бумеранг возвращается к бросившему его охотнику, лишь если он не попал в цель, так и человек возвращается к самому себе и обращает свои помыслы к самоактуализации, только если он промахнулся мимо своего призвания» .



Отечественные психологи , когда были сняты идеологические барьеры и появилась возможность осваивать и осмысливать мировой опыт, отреагировали на представления о психологическом здоровье со всей широтой российского характера: заинтересованно (стараясь вникнуть в существо вопроса), популистски (апеллируя к ним по поводу и без), настороженно (усматривая в них опасность утраты психологией «суверенитета», дескать, здоровье - это вотчина эскулапов), скептически (усомнившись в актуальности и практической значимости проблемы), критически (пеняя на метафоричность и невнятность центрального понятия, неохваченность его формальной дефиницией). Оставив эмоции за скобками, уже можно констатировать, что тема выдерживает испытание временем: психологическое здоровье детей рассматривается сегодня как смыслообразующая и системообразующая категория профессионализма практических психологов образования; психологические факультеты готовят специалистов соответствующего профиля (специализация 03.03.21 «Психология здоровья» утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.03.2000); отечественная наука предложила иные основания и принципы рассмотрения проблемы психологического здоровья, сообразные нашей культурной традиции и ментальности. Они последовательно реализованы в русле гуманитарно-антропологического подхода.



Центральной для гуманитарно-антропологического подхода в психологии является идея возможности и необходимости восхождения человека к полноте собственной реальности. Ее суть отражена в ключевых понятиях: «гуманитарный» происходит от латинских humus - «почва» и humanus - «человечный» и подразумевает пространство зарождения и вынашивания человеческих качеств и способностей, духовно-культурную укорененность и преемственность человека; «антропологический» является производным от греческого anthropos - «человек», символизирует сущностные силы и устремленность человека4. Парадигмальное отличие и эвристическая ценность подхода состоят в том, что он обнаруживает антиномию человеческой субъективности (самости): она есть средство («орган») саморазвития человека, и она же должна быть преодолена (преображена) в его духовном возрастании (В. И. Слободчиков).

В сравнении с мировоззренческим контекстом гуманистической психологии гуманитарно-антропологический подход представляет собой соотнесение рациональной психологической мысли с православной традицией в стремлении к синергии научной методологии и духа учения Христа для решения проблем здоровья, развития и существования человека (см. табл. 1). Здесь «человеческое бытие становится самим собой, лишь превращаясь в со-бытие, когда свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому. Во всеполноте развившихся свободы и любви в нас пробуждается Личность Бога. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное»