«русские женщины» николай алексеевич некрасов поэма. Урок-посвящение жёнам декабристов «Подвиг любви бескорыстной» Н.А. Некрасов «Русские женщины

Однажды в Карабихе (это было летом 1871 года), после нескольких дней напряженной работы Некрасов заглянул в дом, где жил Федор Алексеевич, и сказал:

Все родные, кто был в это время в карабихской усадьбе, отправились в парк, и здесь поэт своим немного глухим голосом прочел вслух всю поэму. "Мы слушали с затаенным дыханием, - вспоминала об этом Наталья Павловна, жена Федора Алексеевича, - и не могли удержаться от слез. Когда он кончил и взглянул на своих слушателей, то по их взволнованным лицам и влажным глазам понял, какое сильное впечатление произвело на всех его произведение, и был счастлив. Он велел подать шампанское. Мы чокались, поздравляя его с блестящим окончанием многолетнего труда. Да, помню, это был день великого подъема, торжества и удовлетворения".

Как же пришел Некрасов к теме "Русских женщин", как работал он над поэмой, в которой хотел воспроизвести одну из славных страниц отечественной истории?

6 января 1827 года П. А. Вяземский писал из Москвы А. И. Тургеневу: "На днях видели мы здесь проезжающую далее Муравьеву-Чернышеву и Волконскую-Раевскую. Что за трогательное и возвышенное обречение. Спасибо женщинам: они дадут несколько прекрасных строк нашей истории". Спустя тридцать лет тот же Вяземский писал о возвратившихся в Россию декабристах: "Ни в одном из них нет и тени раскаяния и сознания, что они затеяли дело безумное, не говоря уже преступное. Как говорили о французской эмиграции первой революции, и они ничего не забыли и ничему не научились. Они увековечились и окостенели в 14 декабря. Для них и после 30 лет не наступило еще 15 декабря, в которое могли бы они отрезвиться и опомниться".

Годы, которые легли между этими письмами, унесли с собой умиление и восторги Вяземского, видевшего отъезд жен декабристов в далекую Сибирь, превратили его в реакционера, и эти же годы выдвинули на арену истории поколения, разбуженные громом пушек на Сенатской площади. -

26 августа 1856 года Александр II подписал манифест о возвращении из Сибири декабристов. Еще тогда, в поэме "Несчастные", Некрасов заговорил о тех, кто десятилетия томился в снегах "Сибири отдаленной". А много лет спустя декабристская тема прочно овладела поэтическим сознанием Некрасова. Этому способствовало его знакомство с Михаилом Сергеевичем Волконским - сыном декабриста Сергея Волконского, ставшего прототипом некрасовского "дедушки" (в поэме того же названия), и Марии Волконской - героини последней из декабристских поэм Некрасова. Поэт не раз охотился с Михаилом Сергеевичем, подробно расспрашивал его о тех людях, которые его теперь особенно интересовали, хотя и замечал, что он обходит политическую сторону дела, а больше рассказывает о частной жизни декабристов в Сибири, где он сам родился и вырос. Михаил Сергеевич показал поэту портрет своего отца, седобородого старика с длинными белыми волосами и умным, ясным взглядом; это о нем сказано у Некрасова: "Дедушка древен годами, но еще бодр н красив".

Первую свою поэму о декабристах - "Дедушка" - Некрасов написал в 1870 году. Во время работы Некрасов не расставался с "Записками декабриста" А. Е. Розена, изданными в Лейпциге. Некоторые эпизоды, описанные в этой книге, привлекли его внимание: например, история обширного селения Тарбагатай, основанного в XVIII веке сосланными раскольниками. Комиссар, доставивший их в лесную чащу, позволил им "выбрать место и обстроиться как угодно... - пишет Розен. - Каково же было удивление этого человека, когда посетил их через полтора года и увидел красиво выстроенную деревню, огороды и пашни в таком месте, где за два года был непроходимый лес. Это волшебство было вызвано трудолюбием, но также и деньгами и беглыми" {"Записки декабриста". Лейпциг, 1870, стр. 248.}.

Взяв этот факт, поэт придал ему иную окраску: основной причиной "волшебства" он считал свободу:

Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошел...
...Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад -
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!

Размышления героя поэмы "Дедушка" о тяготах солдатской службы основаны также на материале "Записок". Розен рассказывает о таком случае: однажды некий саперный полковник сказал генералу, что батальон, которым он командует, "славно учится, но когда стоит на месте, то жаль, что приметно дыхание солдат, видно, что они дышат". Старик декабрист Некрасова вспоминает;

Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда.
Как ни трудись, недостатки
Сыщет начальник всегда:
"Есть в маршировке старанье,
Стойка исправна совсем,
Только заметно дыханье..."
Слышишь ли?.. дышат зачем!

Некрасов ввел в поэму этот эпизод, понимая, что за истекшее время мало что изменилось в солдатской жизни. Несколько лет назад он написал на ту же тему стихотворение "Орина, мать солдатская", и его рассказ о смерти солдата, вернувшегося со службы, был не воспоминанием, а фактом современной действительности.

Декабристская тема не оставляла Некрасова. Через два года он написал "Княгиню Трубецкую" - первую часть поэмы "Русские женщины". Вот какие трудности пришлось ему преодолевать во время работы: "1) цензурное пугало, повелевающее касаться предмета только сторонкою, и 2) крайняя неподатливость русских аристократов на сообщение фактов, хоть бы и для такой цели, как моя, т. е. для прославления" (29 марта 1873 года).

Фактов и в самом деле было мало, а тема второй поэмы требовала еще большей осведомленности. Облик Трубецкой рисовался ему во многом иным, непохожим на тот образ, который возникал в "Записках" Розена. Некрасов ясно представлял себе и отъезд Трубецкой, сопровождаемой отцовским секретарем, и бесконечно долгий зимний путь через занесенные снегом, забытые богом. и людьми пространства, и ту пропасть, которая лежала между одиноким возком, совершающим этот безнадежный путь, и ярко освещенными залами петербургских гостиных...

Непостижимым казалось, как могла решиться на такой шаг избалованная молодая женщина, выросшая в одном из богатейших домов России. Поэт пытался нащупать скрытые мотивы этого поступка, психологически обосновать его. Розен отводил здесь решающую роль доброте, чувству долга, самоотверженной любви к мужу. Но чем больше размышлял Некрасов, тем очевиднее становилось, что всего этого было бы недостаточно, не будь какой-то силы, подчинившей себе все эти чувства. Образ кроткой, безропотно приносящей себя в жертву женщины вытеснялся другим образом. Женщина, о которой он неотступно думал, постепенно облекалась плотью и кровью.

Она была полна решимости, потому что узы, которые связывали ее с сосланным декабристом, были не только семейными узами: она готова была разделить судьбу мужа, считая себя причастной к его делу.

Некрасов первоначально думал назвать поэму о женах декабристов - "Декабристки": название вполне выражало то, что он хотел сказать. Женщины, о которых он писал, были единомышленницами декабристов. Одухотворенный идеей, их подвиг приобретал для него особый смысл. Характер героини определился.

За словами Розена Некрасов видел много больше того, что они выражали. Целый мир возникал перед ним, полный красок, мыслей и чувств, а то, что говорил об этом мире автор "Записок", было лишь пунктиром, обозначающим его границы.

Путешествие Трубецкой в Сибирь стало в поэме поездкой в прошлое - сном о жизни, оставленной позади. Только сном и могло казаться княгине прошлое. В ее настоящем не было места для радостных воспоминаний.

Почти явью было видение Трубецкой - восстание на Сенатской площади. Понимая, что она не могла быть свидетельницей восстания, Некрасов не без колебаний решился ввести его в поэму. Но этого, считал он, требовала логика задуманного образа. Его героиня должна была знать о восстании. И не только знать, но и сочувствовать восставшим. Именно тогда она должна была понять, что Николай I - палач, чтобы потом, услышав от мужа слова: "Не тронешь палача", принять их как должное.

Этот сон стал центром поэмы. От него тянулись нити в прошлое и в будущее. Отношение княгини к восстанию - в этом Некрасов был уверен - определяло ее взгляд на прошлое, меняло оценки. Николай I, с которым Трубецкая когда-то танцевала первую кадриль, теперь в ее воспоминаниях был убийцей, скомандовавшим: "Пли!" Прошлое для княгини перестало существовать само по себе: оно было неразрывно связано с восстанием:

А ты будь проклят, мрачный дом,
Где первую кадриль
Я танцевала... Та рука
Досель мне руку жжет...

Некрасовская героиня уезжала в Сибирь, понимая все: и то, что произошло, и то, что ждет ее впереди. Она была готова ко всему, ненависть давала ей силу. Иной смысл приобретал теперь и тот затянувшийся на много дней разговор княгини с иркутским губернатором, о котором сообщал Розен.

Некрасов знал, что люди, которые были знакомы с Трубецкой, с восхищением вспоминали о ее доброте и кротости. Откуда же ее стоицизм, мужество? Вновь и вновь вчитывался он в слова Розена: "...местное начальство имело повеление употребить все средства, чтобы удержать жен государственных преступников от следования за мужьями. Губернатор представил ей сперва затруднения жизни в таком месте, где находятся до 1 5000 каторжных, где ей придется жить в общих казармах с ними, без прислуги, без малейших удобств. Она этим не устрашилась и объявила свою готовность покориться лишениям, лишь бы ей быть вместе с мужем... Наконец он решился употребить последнее средство, уговаривал, упрашивал и, увидев все доводы и убеждения отринутыми, объявил, что не может иначе отправить ее к мужу, как пешком с партиею ссыльных по канату и по этапам. Она спокойно согласилась на это; тогда губернатор заплакал и сказал: "Вы поедете".

Некрасов прямо использовал эти свидетельства бывшего декабриста. Но те же слова у него зазвучали по-иному. И женщина, решимость которой пытался сломить губернатор, тоже была другой: одна, не колеблясь, соглашалась на все, другая не просто соглашалась, - уверенная в правоте декабристов, она настаивала, требовала, обличала палачей, то есть самого Николая I.

Губернатор


Пять тысяч каторжников там,
Озлоблены судьбой,
Заводят драки по ночам,
Убийства и разбой...

Ужасна будет, знаю я,
Жизнь мужа моего.
Пускай же будет и моя
Не радостней его!

Политическое самосознание жен декабристов не было развито: деятельность их мужей происходила в тайных обществах, и весть об арестах для родных и близких звучала как гром среди ясного неба.

Но, выполняя свой женский долг, "декабристки" поневоле наполняли его гражданским содержанием. Именно так воспринимали их поступок все – от императора до людей из простого сословия.

Среди этих женщин были: Е. Трубецкая, В.Нарышкина, В. Розен, М. Волконская и др.

Николай I, учинивший расправу над декабристами, понимал, что и неслыханный по дерзости поступок жен бунтовщиков может вызвать сочувствие в обществе, смутить умы. Поэтому он не поскупился на угрозы – только бы удержать женщин от воссоединения с мужьями, посягнувшими на священную царскую власть.

Из дневника М.Волконской:

“Жена, следуя за своим мужем, сделается естественно причастной его судьбе и потеряет прежнее звание, то есть будет уже признаваема не иначе, как женою ссыльного-каторжного, и с тем вместе принимает на себя переносить все, что такое состояние может иметь тягостного, ибо даже и начальство не в состоянии будет защитить ее от ежечасных могущих быть оскорблений от людей самого неразвитого, презрительного класса, которые найдут в том как будто некоторое право считать жену государственного преступника, несущею равную с ним участь, себе подобно: оскорбления сии могут быть даже насильственные. Закоренелым злодеям не страшны наказания. Дети, которые приживутся в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне!

– Ни денежных сумм, ни вещей многоценных с собою взять не дозволено”.

Н.А. Некрасов был восхищен самоотверженностью жен декабристов, их душевной силой. Он знал Михаила Волконского, который позволил ему познакомиться с записками своей матери. Никто не затрагивал эту тему, она являлась запретной.

В характерах жён декабристов проявились главные качества русского женского национального характера – самопожертвование, достоинство, терпение.

Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и образы других жен декабристов. Поэт наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Поэма – гимн благородным духовным порывам, мужеству, стойкости, верности, всепобеждающей силе любви.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с исторической основой поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”.
  • Показать величие духа русской женщины при анализе эпизода “Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска.
  • Обучение выразительному чтению.

Оборудование:

  1. На доске эпиграф урока
    Пленительные образы! Едва ли
    В истории какой – нибудь страны
    Вы что – нибудь прекраснее встречали
    Их имена забыться не должны.

    Нет! Я не жалкая рыба!
    Я женщина, жена!
    Пускай горька моя судьба –
    Я буду ей верна! Н.А. Некрасов “Русские женщины”

  2. Портреты жён декабристов: Александрины Муравьевой, Марии Волконской, Елизаветы Нарышкиной, Полины Гебль и Камиллы Ле-Дантю.

    Музыкальное сопровождение урока, в том числе романс Чуевского “Гори, гори, моя звезда…”

ХОД УРОКА

I. Историческая основа поэмы Н.А. Некрасова “Русские женщины”.

Слово учителя.

Наступило пасмурное утро 14 декабря 1825 года. Солнце в этот короткий зимний день взошло поздно – в девять часов с минутами. Николай мрачно бродил по залам Зимнего дворца. Он знал, что дворец, эта вековая твердыня русского царизма, окружен кольцом серьезного, угрожающего восстания…

Руководители восстания поднялись в этот день рано. Рылеев и его друзья – члены тайного политического общества – вышли в этот день на Сенатскую площадь с оружием в руках. Это были лучшие люди русской земли, верные её сыны.

Но восстание было подавлено. Царь Николай I жестоко расправился с революционерами. Пятеро повешено, 12 сослано в Сибирь, а сколько ещё запорото до смерти и брошено под лед солдат, вышедших на Сенатскую площадь.

Это был подвиг, великий подвиг во имя Родины; бескорыстное стремление помочь русскому народу. Но сегодня мы с вами поведем разговор не о тех, кто вышел на Сенатскую площадь и кто по большой Владимирской дороге шел, закованный в цепи под конвоем солдат, а о тех прекрасных женщинах, которые бросили все: блеск столицы, роскошь, свои успехи в свете и полные самоотречения и огромной духовной силы последовали за мужьями на каторгу. Некрасов назвал их декабристками.

…Под свист и завывание метели мчится возок, уносящий в Сибирь первую из великих женщин – 20-летнюю Муравьеву. Она везет с собой пушкинские послания в Сибирь. Поеживаясь от холода, вспоминает…

Ученики разыгрывают сценку.

Кукушка старинных часов прокуковала 10 раз. В гостиную быстро вошла сестра Наташа.

– К тебе Пушкин приехал!

– Какой, Пушкин? Недоумевая, переспросила Александрина.

– Поэт! Александр Сергеевич! Говорит, что желает видеть тебя по неотложному делу.

– Хорошо. Проводи его сюда.

Пушкин протянул Александрине аккуратно сложенный листок со стихами, она попросила:

– Прочтите сами.

Он сделал молчаливый полупоклон в знак согласия и глухим взволнованным голосом начал:

– “Во глубине руд…” / стихотворение читается на фоне музыки/

Александрина слушала, затаив дыхание. Каждая строка проникала в душу. Она ясно представила, какую радость доставят они там, как ободрят Никиту и его товарищей, и, когда Пушкин закончил, со слезами на глазах тихо и благодарно промолвила:

– У меня нет слов, чтобы выразить вам мою признательность. Ваши стихи будут для них чудесным бальзамом…

Кажется, что особенного сделали эти женщины, уезжая за своими мужьями? А вы постарайтесь перенестись в ту эпоху, когда царила жестокая, черная реакция, когда запрещалось даже писать письма декабристам, произносить их имена. А как страшно трудно было получить разрешение правительства следовать за своим мужем в Сибирь. Но если и оно было получено, то жена – декабристка должна была запомнить горькие слова: “Невинная жена, следуя за мужем – преступником в Сибирь, должна оставаться там до смерти”. Так гласило предписание правительства Николая I.

Дети, рожденные в Сибири, становились крепостными крестьянами; с собой не дозволялось брать ни денежных сумм, ни вещей многоценных. Фактически они ехали в этот суровый край без средств существования. И это было жестко, чудовищно.

Но пламенная любовь женщин, беззаветное желание помочь декабристам все-таки побеждали. Ничто не останавливало княгинь, ещё недавно блиставших в свете. Мария Волконская, Александрина Давыдова, Елизавета Нарышкина, француженки Полина Гебль и Камилла Ле-Дантю, которые добились разрешения поехать в Сибирь, чтобы выйти замуж за “государственных преступников”. У Камиллы было одно объяснение, почему она последовала в Сибирь за Василием Ивановичем: “Я люблю его почти с детства”. Их было 11, этих смелых женщин, бросивших вызов судьбе.

/Играет музыка…/ Выставка портретов женщин – декабристок.

Вглядитесь в эти прекрасные одухотворенные лица.

Александрина Муравьева

Портрет был написан по заказу Муравьевой в первые дни заключения ее мужа в Петропавловскую крепость. На обороте акварели сохранилась надпись Александрины Григорьевны на французском языке: “Моему дорогому Никите”. С тех пор Никита Муравьев не расставался с портретом, который очень точно передавал грустную нежность, благородство и доброту Александрины.

Рассказ ученицы.

Она молча, с полузакрытыми глазами сидела у остывшего камина и уже не могла плакать: горе было слишком огромно.

Не прошло и четырех лет, как она, девятнадцатилетняя, скромная и застенчивая Александрина Чернышова, стала женой Никиты Муравьева, которого страстно и нежно полюбила на всю жизнь.

25 декабря 1825 года, спустя 11 дней после разгрома восстания в Петербурге, Муравьева арестовали. Она с помертвевшим лицом, не веря ушам своим, глядела на мужа. Он упал перед ней на колени:

– Прости, что я не сказал тебе всего. Я бесконечно виноват перед тобой!

Александрина, сдерживая рыдания, подняла мужа, прильнула к нему и прошептала:

– Молчи, молчи…, ты ни в чем не виноват, и что бы тебя не ожидало, я всегда буду с тобой, единственный, бесценный мой, я во всем разделю твою судьбу…

На следующий день Александрина помчалась в Петербург, чтобы, сдав двух своих малышек на попечение свекрови, посвятить себя хлопотам о смягчении участи мужа, добиваться разрешения на пребывание вместе с Никитой там, куда он будет выслан.

Тщетно шеф жандармов Бенкендорф пытался отговорить от поездки эту слабенькую по виду женщину, запугивая её предстоящими бедствиями. Но Александрина была готова пожертвовать всем, лишь бы быть с мужем. Вслед за любимым она поехала в Сибирь, в 16 суток прискакала из Москвы в Иркутск. Душа крепкая, любящая поддерживала её слабые силы. Она была общей любимицей всех сосланных декабристов. Свекровь присылала ей деньги и посылки с вещами, большую часть которых Александрина раздавала нуждающимся. А жизнь самой Александрины была невыносимо тяжела. Она пишет отцу: “Одна маленькая комната, сырая и темная, и такая холодная, что мы все мерзнем в теплых сапогах, и в ватных капорах, и колпаках…”. В Чите у Муравьевых родилась девочка, и она была единственной их отрадой. Осенью 1832 года Александрина Григорьевна простудилась и вскоре умерла, ей было 28 лет. Она хотела, чтобы её похоронили в фамильном склепе, но Бенкендорф просьбу родственников отклонил: “Прибытие праха Муравьевой из Сибири может взбудоражить народ, усилить дух возмущения… Мертвые страшнее живых!..”

А вот перед вами портрет Марии Николаевны Волконской с ребенком на руках. Вглядитесь в эти прекрасные черты.

1 ученица: Марии Раевской было 19 лет, когда она встретилась с 36-летним блестящим генералом Волконским. Молодая жена не знала о событиях, произошедших 14 декабря 1825 года на Сенатской площади. В ожидании ребенка она жила в деревне. Сын родился 2 января 1826 года, а через неделю мужа арестовали. Тайно от родных Мария Николаевна обратилась к царю с ходатайством о разрешении следовать за мужем. Царь разрешил.

Волконской первой удалось увидеть осужденных декабристов в руднике. Она спустилась туда, её пропустил часовой:

Рыданиям моим часовой уступил,
Как бога я его просила!..

Нельзя без волнения говорить о её встрече с мужем Сергеем Волконским в темноте, душном руднике:

…где плесень узором
Лежала; где тихо струилась вода
И лужами книзу стекала.

2 ученица:

И вот он увидел, увидел меня!
И руки простер ко мне: “Маша!”
И стал обессиленный словно, вдали…
Два ссыльных его поддержали.
По бледным щекам его слезы стекали,
Простертые руки дрожали…
Душе моей милого голоса звук
Мгновенно послал обновленье,
Отраду, надежду, забвение мук,
Отцовской угрозы забвенье!
И с криком: “Иду!” я бежала бегом,
Рванув неожиданно руку,
По узкой доске над зияющим рвом,
Навстречу призывному звуку…
“Иду”… Посылало мне ласку свою
Улыбкой лицо испитое…
И я подбежала… и душу мою
Наполнило чувство святое.
Я только теперь, в руднике роковом,
Увидев оковы на муже моем,
Вполне поняла его муки,
Он много страдал, и умел он страдать!
Невольно перед ним я склонила
Колени – и, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила.

1 ученица: Почти 30 лет прожила Волконская вместе с мужем на каторге и в ссылке. Об этих годах она написала воспоминания.

На акварельном портрете, выполненном Николаем Бестужевым, Камилла Ле-Дантю , дочь гувернантки – француженки.

Ученица: Шестнадцатилетней девушкой попала она с матерью в богатый дворянский дом генерала Ивашева. Юный сын Ивашева не остался равнодушен к очаровательной девушке. Но разница их общественного положения была так велика, что дочь бедной гувернантки не могла надеяться на брак с наследником родовитой и богатой семьи.

После выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года Василий Ивашев был осужден на пожизненную каторгу. Камилла долго скрывала свое горе и только весной 1830 года, перенеся тяжелое нервное заболевание, открылась матери. Решение было принято тотчас.

Больших трудов стоило матери Ивашева получать разрешение императора на поездку Камиллы в Сибирь, на совершение брачной церемонии. Наконец преграды преодолены, и осенью 1831 года Камилла прибыла в Петровский Завод, где в то время жили осужденные. Волконская писала об Ивашевой: “Это прекрасное во всех отношениях создание: жениться на ней было большим счастьем для Ивашева”…

В июне 1836 года Ивашевы переехали на поселение в Туринск. Силы молодой женщины к этому времени были уже подорваны.

30 декабря 1839 года Камилла Ивашева скончалась. Ей в ту пору было 36 лет. Василий Петрович так и не смог справиться со своим горем и умер через год после смерти жены.

Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: “дно мешка”, “конец света”, “за тридевять земель”. Для самого быстрого курьера – месяц пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками – убийцами и ворами.

Ученица: Первой – на другой же день – вслед за каторжником – мужем в путь отправилась Екатерина Ивановна Трубецкая . В Красноярске сломалась карета, заболел провожатый. Княгиня продолжает путь одна, в тарантасе. В Иркутске губернатор долго запугивает её, требует – еще раз после столицы! – письменного отречения от всех прав, Трубецкая подписывает его, через несколько дней губернатор объявляет бывшей княгине, что продолжит путь “по канату” вместе с уголовными преступниками. Она соглашается…

Шесть тысяч верст пути позади – и женщина в Благодатском руднике, где муж добывает свинец. Когда Трубецкая сквозь щель тюремного забора увидела мужа в кандалах, в коротком, оборванном и грязном тулупчике, худого и бледного, она упала в обморок. Жизнь Трубецкой была на грани нищеты. Привыкшая к изысканной кухне Трубецкая одно время ела только черный хлеб, запивая квасом. Эта избалованная аристократка ходила в истрепанных башмаках и отморозила себе ноги, так как из своих теплых башмаков сшила шапочку одному из товарищей мужа, чтобы защитить его голову от падающих в шахте обломков породы.

Медленно тянулись в изгнании года. Москва и Петербург становились все более отдаленными воспоминаниями. В 1854 году в Сибири умерла Трубецкая.

Немногие декабристы дожили до амнистии, пришедшей в 1856 году, после 30-летней ссылки. Из 11 женщин, последовавших за мужьями в Сибирь, трое остались здесь навечно. Александрина Муравьева, Камилла Ивашева, Екатерина Трубецкая.

Эта самоотверженность жен декабристов, их душевная сила и привлекли внимание великого русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Он все глубже проникает в недалекое прошлое родной истории, изучает все, что было написано о декабристах, расспрашивает всех, кто может ему что-нибудь о них рассказать и решает писать поэму “Русские женщины”. Он знал, что у сына декабриста Волконского, Михаила Сергеевича, есть “Записки” его матери, и уговорил прочесть ему эти “Записки”.

“В 3 вечера чтение было закончено, – говорил Волконский, – вспоминаю, как при этом Николай Алексеевич по нескольку раз в вечер вскакивал и со словами “довольно, не могу” бежал к камину, садился к нему и, хватаясь руками за голову, плакал, как ребенок”.

С большим подъемом писал он поэму о русских женщинах! Он писал о подвиге, который совершили совсем молодые женщины. Они были избалованы богатством, не привыкли к лишениям, к труду, но это были русские женщины, о которых Некрасов говорил: “в беде не сробеет – спасет”, и когда пришла эта беда, когда надо было решить, как честно и правильно поступить в жизни, ни минуты не колеблясь, пошли они в далекую Сибирь.

– О каких декабристках он рассказал в поэме “Русские женщины”?

/Трубецкой и Волконской/

Как человечески правдивы, волнующи его образы!

Трубецкая и Волконская, как живые, проходят перед нами на страницах поэмы, мы словно слышим их смелые голоса, переживаем вместе с ними их муки и страдания, восхищаемся их твердостью.

II. Анализ эпизода “Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска

Дома прочитали главу “Княгиня Трубецкая”.

В начале поэмы “Княгиня Трубецкая” Некрасов рисует точную, хотя и сжатую картину восстания на Сенатской площади.

– Как поэт показывает героизм декабристов, их непреклонность и мужество? (На лицемерные уговоры царя и царских прислужников декабристы отвечают гордым презрением, стойко отражают атаки правительственных войск. “Приспели новые полки…”)

– Поддаются ли восставшие войска лживым уговорам митрополита? (Нет. “Уйди старик! Молись за нас! Тебе здесь дела нет”)

– Что приводит к поражению восставших? (Зверский приказ царя стрелять по восставшим в упор из пушек)

Упоминание о царе никак не могло быть разрешено цензурой, и для печати эту последнюю строчку Некрасову пришлось смягчить: “Раздалось громкое: “Па – ли!”

Создавая образ Трубецкой, Некрасов пользовался скупыми и разрозненными данными. Наиболее существенным источником для него являлись “Записки” Розена.

– С чего начинается поэма? (С описания поездки Трубецкой в Сибирь)

– Что рисуется ей в набегающих в дорожном одиночестве воспоминаниях, в полусне? (Рисуется ей прошлое: блестящая светская жизнь, веселье балов, где она восхищает всех своей красотой, замужество, поездка с мужем за границу, в Италию)

– Но вот Трубецкая очнулась от воспоминаний и грез о былом. Что видит она? (Печальные картины русской действительности).

Некрасов не стремился к зарисовке исторического портрета “декабристок”. Для него “декабристки” – прежде всего передовые русские женщины. Он наделяет своих героинь не только чертами мужества и благородной самоотверженности, но и показывает их горячее сочувствие народу, подчеркивая этим необходимость обращения к народу, от которого декабристы были далеки.

Грезы о былом были не только сладкими, но и тяжелыми, страшными.

– Вспомните описание Трубецкой в тюрьме во время встречи с мужем? (Выразительное чтение диалога).

– Какова Трубецкая в этом эпизоде? (Некрасов изобразил не только ненависть и презрение к царю и светскому обществу, но и готовность Трубецкой к мщению, к борьбе)

Уже два месяца почти.
Бессменно день и ночь в пути.
На диво слаженный возок,
А все конец пути далек!
Княгинин спутник так устал,
Что под Иркутском захворал,
Два дня прождав его, она
Помчалась далее одна…

– Какому событию посвящена 2 часть поэмы? (Встрече княгини и губернатора)

Встреча с иркутским губернатором вырастает в поэме в волнующую драматическую сцену, в которой глубоко рассказывается героический характер русской женщины.

– Что пытается сделать губернатор? (Удержать, показать как опасна поездка в Сибирь, уговорить вернуться обратно)

– Какое будущее рисует Трубецкой Губернатор? (Бесплодна наша сторона, весна короткая, зима длинная /8 месяцев/ люди черствы душой, на воле – одни варнаки /беглые каторжники/ мужа не придется видеть. Губернатор пугает Трубецкую смертью:

Но вы не будете там жить:
Тот климат вас убьет!)
– Боится ли смерти Трубецкая?
(Пусть смерть мне суждена –
Мне нечего жалеть!
Я еду, еду! Я должна
Близ мужа умереть…)

– Что смогла сделать эта хрупкая женщина со страхом смерти?

– А когда губернатор рисует перед ней два пути: Сибирь и Петербург:

Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор,
Нужда и вечный гнет.
А там балы, блестящий двор,
Свобода и почет

Какой путь выбирает она? Что заставило её следовать за мужем, отказываясь от светской благополучной жизни? (Заставляет отказаться та бескорыстная любовь к мужу, которой одарила природа этих милых женщин. И, конечно, долг. Как она могла бросить мужа в такие трудные минуты.) Недаром она восклицает:

Нет! Я не жалкая рыба!
Я женщина, жена!
Пускай горька моя судьба –
Я буду ей верна.

Послушаем волнующие строки поэмы. (Звучит запись текста)

Тогда губернатор, чтобы удержать Трубецкую, использует одно из самых сильных на его взгляд средство.

– Что это за средство? (Вы отреченье подписать должны от ваших прав).

– Почему он считал это самым сильным средством? (Нищей стать, женщиной простой сможет не каждая княгиня)

– Княгине кажется эта причина убедительной? (Нет! Цитирование текста)

Но губернатор и после отречения не дает Трубецкой лошадей. Губернатор говорит, что она пойдет по этапу с каторжниками.

– Какой вы видите Трубецкую в эти минуты? (Решительной, она готова отправиться в трудный путь по этапу вместе с каторжниками в цепях)

– А вы заметили, что и губернатор изменился по отношению к Трубецкой? Чем вызвана эта перемена? (Он покорен её самоотверженностью любовью к мужу. “Из – под руки на ус седой скатилася слеза.”. Он не может больше, да и не хочет тиранить эту смелую женщину. Он дает ей лошадей, чтобы Трубецкая продолжила свой путь)

III. Итоги

Княгиня Трубецкая у Некрасова – обобщенный образ, как и другие жены декабристов. Некрасов наделяет их чертами той героической самоотверженности, тем решительным, боевым характером, примеры которого он видел в лучших людях своего времени.

Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали,
Их имена забыться не должны!

Они не забыты и сегодня, в этом заслуга Н.А.Некрасова, обессмертившего этих великих женщин в своей поэме.

Эти хрупкие на вид женщины как могли, облегчали положение мужчин. Готовили на всех еду, стирали, обшивали. Они первыми стали на здешних землях сеять просо, ячмень, гречиху, табак, сажать помидоры и даже вишневые деревья. Но самое главное – писали письма на родину, так как самим декабристам это было строжайше запрещено. И жили они вместе с мужьями в казематах.

“Каземат нас соединил вместе, – вспоминал Бестужев,– дал нам опору друг в друге и, наконец, через наших ангелов – спасителей, дам, соединил нас тем миром, от которого навсегда мы были оторваны политической смертью, соединил нас с родными, дал нам охоту жить…, наконец, дал нам материальные средства к существованию и доставил моральную пищу для духовной нашей жизни”.

Эти великие женщины с особой силой скорби шли в заточение со своими мужьями. Боярыни и княгини, сложившие свой сан, титул, но унесшие с собой силу женской души и великой красоты, закалившиеся в огне и в дыму грубой работы. Они служили своим мужьям – князьям, неся и их, и свою “беду”. И мужья, преклоняя колено перед этой новой для них красотой, мужественно несли кару. Они для своих мужей, как поется в романсе Чуевского, были той звездой, самой заветной, самой прекрасной, лучами которой была озарена их каторжная жизнь.

/Звучит романс “Гори, гори, моя звезда…”/

IV. Домашнее задание

Подготовить устный ответ на вопрос: Что меня привлекло в образах /образе/ декабристок.

Поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» воспевает подвиг жён декабристов. В материалах урока вы найдете краткую историческую справку о восстании декабристов и его печальных последствиях. Внимательное, вдумчивое чтение текста поможет вам проанализировать образы главных героинь поэмы: Екатерины Трубецкой и Марии Волконской.

Продемонстрировали своим современникам пример, достойный подражания. До них в ссылку к мужьям уезжали только крестьянки. Они первые из дворянок, причем из самых именитых дворянских семей, поехали за мужьями в ссылку, бросив свои семьи, детей, друзей, свои особняки и слуг. Они понимали, что уезжают туда, где им придется стать наравне с теми же крестьянками - самим стирать, готовить, шить. Их не смутили мольбы родных, непонимание общества, угрозы властей. Они отвергли свои титулы, чтобы исполнить свой долг. Их поступок вызвал огромный резонанс, стал примером для многих.

Подвиг декабристок воспел Н. А. Некрасов в поэме "Русские женщины".

Их было 11 , но Некрасов в поэме рассказал только о первых, которым было едва ли не труднее всех: они «другим дороги проложили» — это Екатерина Трубецкая и Мария Волконская.

Рис. 2. Жены декабристов ()

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!

Как ангелы-хранители они

Являлися опорой неизменной

Изгнанникам в страдальческие дни.

По отзывам современников, Екатерина Ивановна Трубецкая, урожденная графиня Лавль, не была красавицей — невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая, с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким и через год вышла за него замуж.

Трубецкой был на десять лет её старше и считался завидным женихом: знатен, богат, умён, образован, прошёл войну с Наполеоном и дослужился до полковника. Карьера его шла в гору, и Екатерина имела шансы стать генеральшей.

Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.

Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Путь был очень долгим. Власти чинили препятствия. Например, в Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев, т.к. губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении.

Рис. 3. Княгиня Трубецкая ()

Образ княгини Трубецкой в поэме.

В поэме Н. А. Некрасов рассказывает о тяжелом пути княгини Трубецкой в Сибирь и ее героическом противостоянии иркутскому губернатору.

Рассказ ведется от 3 лица . Таким образом, основная задача автора - не только рассказать о событиях, но и дать оценку поступкам героини, ее женскому подвигу.

Начинается поэма со сцены прощания с отцом:

Сам граф подушки поправлял,

Медвежью полость в ноги стлал,

Творя молитву, образок

Повесил в правый уголок

И - зарыдал... Княгиня-дочь...

Куда-то едет в эту ночь...

Некрасов подчеркивает, как отец и дочь любят друг друга. Но, выйдя замуж, дав обет верности перед Богом быть с супругом и в горе и в радости, Трубецкая принимает решение:

О, видит бог!... Но долг другой,

И выше и трудней,

Меня зовет... Прости, родной!

Напрасных слез не лей!

Далек мой путь, тяжел мой путь,

Страшна судьба моя,

Но сталью я одела грудь...

Гордись - я дочь твоя!

Таким образом, с первых строк поэмы Некрасов выделяет в характере героини такие черты, как мужество, решительность, сила духа .

Екатерина прощается с прошлым, с веселой и богатой жизнью аристократки. Прощается с родным Петербургом, с отчим домом:

Счастливо молодость моя

Прошла в стенах твоих,

Твои балы любила я,

Катанья с гор крутых,

Любила плеск Невы твоей

В вечерней тишине,

И эту площадь перед ней

С героем на коне...

Мы видим, что Екатерина с детства была очень жизнерадостна .

В воспоминаниях о молодости героини могут быть непонятны следующие строки:

А ты будь проклят, мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала... Та рука

Досель мне руку жжет...

Ликуй. . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . .?

О чьей руке идет речь? Кого проклинает героиня?

Екатерина Трубецкая вспоминает свой первый бал, на котором она танцевала свой самый первый танец с Великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем І, начавшим свое правление с расправы над декабристами. В поэме он выступает палачом.

Рис. 4. Российский император Николай І (1796-1855) ()

Воспоминания детства

Богатство, блеск! Высокий дом

На берегу Невы,

Обита лестница ковром,

Перед подъездом львы,

Изящно убран пышный зал,

Огнями весь горит.

О радость! нынче детский бал,

Чу! музыка гремит!

Воспоминания о знакомстве с мужем и счастливой жизни с ним

Другое время, бал другой

Ей снится: перед ней

Стоит красавец молодой,

Он что-то шепчет ей...

Потом опять балы, балы...

Она - хозяйка их,

У них сановники, послы,

Весь модный свет у них...

Воспоминания о путешествии с мужем в Италию

И вот уехала она

С избранником своим.

Пред нею чудная страна,

Пред нею - вечный Рим...

Но счастливой княгиня чувствует себя лишь во сне. При пробуждении реальность поражает ее трагизмом и горечью:

Чу, слышен впереди

Печальный звон - кандальный звон!

Эй, кучер, погоди!

То ссыльных партия идет,

Больней заныла грудь,

Княгиня деньги им дает,

Спасибо, добрый путь!

Ей долго, долго лица их

Мерещатся потом,

И не прогнать ей дум своих,

Не позабыться сном!

Здесь к качествам главной героини мы, конечно, должны добавить такие черты как милосердие, доброта.

Таким образом, рассказ о героине построен на антитезе: противопоставлении прекрасного сна и страшной действительности.

Долог путь, много времени для воспоминаний. Княгиня вспоминает трагический день восстания и его страшные последствия, вспоминает, как пришла в каземат на свидание к мужу. Известно, что Трубецкая знала о готовящемся восстании. В поэме она показана Некрасовым не просто любящей и верной женой. Это личность самостоятельная, думающая, анализирующая. Возвращаясь из путешествия по Италии, Трубецкая сравнивает эту прекрасную, свободную страну с убогой и несчастной Россией:

Пред нею ряд картин

Забитой, загнанной страны:

Суровый господин

И жалкий труженик-мужик

С понурой головой...

Как первый властвовать привык,

Как рабствует второй!

Екатерина обращается к мужу с вопросом:

Скажи, ужель весь край таков?

Довольства тени нет?..

Ты в царстве нищих и рабов! -

Короткий был ответ...

Здесь к характеристике героини мы должны добавить следующие черты: самостоятельность; наблюдательность; пытливый ум; свободолюбие.

Некрасов подчеркивает, что Трубецкая разделяет взгляды мужа. Её решение следовать за ним продиктовано не только любовью, но и смелой гражданской позицией. Поэтому кульминацией поэмы стал эпизод «Встреча Трубецкой с иркутским губернатором».

Почти пять тысяч вёрст преодолела княгиня и вдруг сталкивается с препятствием: иркутский губернатор не разрешает ей следовать далее. Силы неравны. С одной стороны - княгиня Трубецкая, молодая, хрупкая, беззащитная женщина. С другой стороны - иркутский губернатор, представитель государственной властиКнягиня, здесь я - царь »), умудрённый житейским и служебным опытом, немолодой уже человек.

И в этом поединке побеждает княгиня Трубецкая. Эта храбрая, молодая, беззащитная, бесправная женщина. Сколько в ней решительности! Какое мужество! Какой характер!

Нет! я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба -

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе достало б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя,

И если б нужно было, вновь

Ему простила б я!..

Внимательно читая поэму, читатель понимает, в чем слабость иркутского губернатора. Он пытается вернуть Трубецкую, выполняя приказ царя, запугивает ее страшными испытаниями, но в душе сочувствует ей и восхищается её мужеством:

Как я вас мучил... Боже мой!..

(Из-под руки на ус седой

Скатилася слеза).

Простите! да, я мучил вас,

Но мучился и сам,

Но строгий я имел приказ

Преграды ставить вам!

Именно этот момент объясняет, почему власти так противились решению жён декабристов. Оно означало моральную поддержку узников, вызывало у многих сочувствие. Власти в лице царя Николая I не хотели, чтобы декабристам кто-либо сочувствовал.

Некрасов восхищается своей героиней, ее силой воли, чувством собственного достоинства и бесстрашием.

В поэме Трубецкую задержали в Иркутске всего на 2 недели. В действительности она пробыла там 5 месяцев. Именно здесь ее догнала вторая декабриста, М.Н. Волконская, которой посвящена вторая часть поэмы «Русские женщины».

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Н. А. Некрасов. Русские женщины ().
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество ().
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии ().
  6. История Российской империи. Жены декабристов ().
  7. Толковый словарь русского языка ().
  1. Подготовьте выразительное чтение отрывков из поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины» «Разговор Трубецкой с иркутским губернатором»
  2. Подумайте, почему Некрасов назвал поэму не «Декабристки», а «Русские женщины».
краткое содержание других презентаций

««Железная дорога» Некрасов» - Николай Алексеевич Некрасов. Когда, по вашему мнению, строили первую железную дорогу. Использование приема антитезы. Взгляд на народ. Н.А.Некрасов. Какие картины поэт описывает. От чьего лица ведется повествование. Кто вступает в спор с лирическим героем. Какое настроение создают прочитанные строки. Выявление приема построения текста. Приходилось ли вам когда-нибудь путешествовать. Площадь Святого Петра.

«Поэма «Кому на Руси жить хорошо»» - Савелий. Пир на весь мир. Мужик с одышкою. Поэма. Волнующий вопрос. Счастие мужицкое. Поэма-эпопея «Кому на Руси жить хорошо?». Трудный год. Герои поэмы путешествуют по земле русской. Пробуждение сознания крестьянства. Некрасовский поп вызывает симпатию. Горькое время. Почёт. Богатство красок. Помещик. Семья мужа. Счастье в девках выпало. Каменотес-олончанин. Волчица. Глава «Поп». Счастье. Эпопея.

«Крестьянские дети» - Картины Маковского. Счастливый народ. Крестьянские дети. Мужичок с ноготок. Некрасов. Детство. Стихи для детей. Поэт-охотник. Красное детство. Грибные набеги. Образы крестьянских детей. Страсть к охоте и творчество. Зависть. Детство на Волге. Н. А. Некрасов. Родные места.

«Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»» - Н.А. Некрасов Особенности поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Социально-исторический контекст. От замысла к воплощению. Семь временнообязанных мужиков путешествуют по стране. Голос Матрены Тимофеевны - это голос самого народа. Большую роль в поэме играет устное народное творчество. Сюжет. План лекции. Матрёна Тимофеевна. Вопросы классу. Спор. Народная молва приводит крестьян-правдоискателей в село Клин.

«Произведения Н.А.Некрасова» - Передник. Герой. Некрасов Николай Алексеевич. Тройка. В.Г. Белинский. Бестолковые люди. Народ. Железная дорога. Лирический герой. Нравственный человек. Вчерашний день. Добрый папаша. Насмешливый ум. Славная осень. Мотивы лирики Некрасова. Бич свистел. Толпа мертвецов. Труды роковые. Родился в г. Немиров. Мысль о бесправии. Грамотеи-десятники. Дороженька. Размышления у парадного подъезда. Праздный народ.

«Некрасов «Русские женщины»» - Дом-музей Трубецких. Н.А.Некрасов. Образы России. Доводы генерала. Образок. Граф Лаваль. Е.И.Трубецкая. Дом Лавалей. Пленительные образы. Е.П.Нарышкина. Музыкальное сопровождение. Диалог. Позади остался Петербург. П.Е.Анненкова. Ирина Купченко. Декабристка. К.П.Ивашева. Заповеди семейной жизни. Титры фильма. М.Н.Волконская. Градация.

Описание презентации Слово о декабристах. Поэма Н. А. Некрасова по слайдам

Слово о декабристах. Поэма Н. А. Некрасова «Дедушка» Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С. Р. (6 класс) МОУ СОШ № 5 г. Светлого Калининградской области

«Кто это? – спрашивал Саша, — Кто? . . » — «Это дедушка твой» . Из поэмы «Дедушка» .

План урока: Проверка домашнего задания в форме теста. Индивидуальное задание: «Определение слова «поэма» . Работа с текстом поэмы «Дедушка» по вопросам. Вопросы по презентации. Кто такой С. Г. Волконский? Работа по группам. Составление таблицы. Индивидуальное задание: «Сергей Волконский на каторге» . Вопросы. Подведение итогов.

1). Поэма — это один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.

2). Сведения о главных героях поэмы. Саша – показан в семье с мамой и папой в процессе взросления, примерно, от 3 -х до 10 лет. (Всё интересуется, чей это портрет на стене). Дедушка – сведения из 1 -3 части. а) в кабинете у отца висит его портрет; б) о нём никто ничего не рассказывает; в) все плачут, когда о нём заходит речь; г) в ожидании приезда деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица; д) когда приезжает дед, на груди у него большой крест (исследователи считают, что этот крест переплавлен из его кандалов); В ж) нога у него стёрта (может, от кандалов?); з) рука ранена (наверное, от выстрела); к) автор называет его «таинственный дед» .

3). Просмотр отрывка из фильма: «Ю. Лотман. Декабристы» . Кто такой Ю. М. Лотман? Вопросы: 1) Назовите примерные годы жизни декабристов? 2) Что вы узнали о тюрьме? 3) Что представляли собой эти люди? 4) Зачем нам знать об этих людях? 5) Что поразило Л. Н. Толстого в этом поколении? 6) Кто такие декабристы? 4). Просмотр презентации «Восстание декабристов» .

Вопросы по презентации «Восстание декабристов» . 1. Кто такие декабристы? 2. Против кого и за что они боролись? 3. Как происходили события восстания? 4. Чем оно закончилось? 5. Какое решение вынес суд в отношении людей, принявших участие в выступлении на Сенатской площади? 6. Каково значение этого восстания?

В связи с чем возникает имя С. Г. Волконского? Чем интересен этот человек? «Есть основания предполагать, что Волконский отчасти послужил прототипом героя поэмы «Дедушка» — считал К. И. Чуковский. Кто такой К. И. Чуковский? Справка: ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 -1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр» , «Тараканище» , «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью. Книги: «Мастерство Некрасова » (1952; Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти» , 1928, 21 -е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники. Кто такой С. Г. Волконский? К. И. Чуковский

Волконский Сергей Григорьевич. Князь. Получил домашнее образование (до 14 лет). Был записан в службу сержантом в 1796 г. (8 лет). В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. Дослужился до бригадного командира 1 бригады 19 пехотной дивизии. 1819 г. Член «Союза Благоденствия» и «Южного общества» . Арестован 5. 01. 1826, заключён в Петропавловскую крепость. Осуждён по 1 разряду, 1. 07. 1826 приговорён к каторжным работам на 20 лет. Отправлен закованным в Сибирь – 23. 07. 1826. Приметы: рост 2 аршина ¼ вершков «лицом чист, глаза серые, лицо и нос продолговатые, волосы на голове и бровях тёмно-русые, на бороде светлые, имеет усы, на правой ноге в берце имеет рану от пули, зубы носит накладные, при одном натуральном переднем верхнем зубе). Несколько раз срок сокращался. По амнистии 26. 08. 1856 г. Ему и его детям возвращено дворянство и разрешено возвратиться в Европейскую Россию. С весны 1856 г. Жил в с. Воронки Козелецкого уезда Черниговской губернии, где и умер, похоронен вместе с женой. Жена с 1825 г. В Киеве – Мария Николаевна Раевская. Поехала за мужем в Сибирь в 1826 г.

Анализ произведения «Дедушка» . Вопросы: 1. Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? 2. Как развиваются события после приезда деда? 3. Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н. А. Некрасова. 4. Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки? » 5. Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу» . 1 группа – 5 -8 ч. , 2 группа – 9 -12 ч. , 3 группа – 13 -17 ч. , 4 группа – 18 -22 ч. Часть События Характеристика героя

Часть Событие (1 группа) Характеристика героя 5 «С дедушкой Саша сдружился, Вечно гуляют вдвоём, Ходят лугами, лесами, Рвут васильки среди нив» . Дед любит природу, приобщает мальчика. Описание деда: «Дедушка древен годами, Но ещё бодр и красив, Зубы у дедушки целы, Поступь, осанка тверда, Кудри пушисты и белы, Как серебро голова, Строен, высокого роста, . . Похож на богатыря. Речь «апостольски проста» Говорит как проповедник – спокойно, понятно и уверенно. Много знает. 6 Побывали на Волге – дед называет её «русской великой рекой» , видят бурлаков, он целует землю, плачет. Жалеет эту землю, людей.

7 «Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам. Глянь-ка на эту равнину – И полюби её сам!» Дороже Родины для него ничего нет. Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада, / Вместо унынья и мук» , когда будет большое хозяйство. Приучает внука к мысли о счастье крестьян. 8 «Дедушка хвалит природу, Гладит крестьянских ребят» . «Первое дело у деда Потолковать с мужиком: «Скоро вам будет нетрудно, Будете вольный народ!» Дедушка верит в скорые перемены (либеральные реформы 60 -х г.) в отношении народа.

9 -11 2 группа Описание жизни крестьян в деревне Тарбагатай. а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю. б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница. в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай и т. д. Так за 50 лет «вырос огромный посад» . Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят» . И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато. Село Тарбагатай в Забайкалье

А в каком случае, по-вашему, семья будет счастлива? Какие условия необходимы для счастья семьи? 12 Встреча с пахарем. Какой образ он напоминает их пройденных произведений Н. А. Некрасова? (В «Железной дороге» образ белоруса и описание Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо»). С какой целью автор вводит этот образ? Дедушка берёт плуг у пахаря и начинает сам пахать. Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека.

13 Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг; Счастье умов благородных Видеть довольство вокруг. Дед говорит о том, что сейчас живётся полегче народу. Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве. 14 «И не одни господа сок из народа давили» — ещё и священнослужители, чиновники, которые разграбили страну. Ответственные за людские бедствия, за грабёж страны – административный аппарат России. Многое изменилось с тех пор? Кучка людей имеет в своих руках миллионы, миллиарды, остальные прозябают в нищете. 3 группа

15 Говорит о «покорности тупой» , забитости народа, о «тёмных и грубых» умах, говорит, что народ в роли рабов. Что если грянет беда, война, то такой народ не встанет на защиту страны. Говорит, что «дружная сила нужна» . Нужно объединиться «низам» и «верхам» . 16 -17 Разговор с солдатом. «Нынче вам служба не бремя – Кротко начальство теперь… Ну, а как в наше-то время! Что не начальник, то зверь! Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию. Учит внука, что нужно дорожить честью, призывает к отмщению за свои обиды. А что сейчас изменилось в армии? В большинстве своём нет таких начальников, есть дедовщина.

18 -19 Чем занимался дед, живя со своими детьми? Копал грядки, что-то переплетал, шил и латал, пел песни о Трубецкой и Волконской, о декабристах. Любил трудиться, без дела не сидел. Вспоминал былое. 20 Катаясь на челноке, единственный раз позволил себе заговорить с Сашей о жизни на каторге: От слов «Глухо, безлюдно, пустынно» до слов «Медленно-медленно таешь» Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек. 21 Внук в очередной раз просит рассказать, где он был. Дед говорит, что надо выучиться, знать географию, историю. Вызывает у Саши стремление учиться. 22 Мальчику 10 лет. Он учится. «Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра» . Уроки деда не прошли даром. Дед воспитал внука в своём духе. Подрастает смена. 4 группа

На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием. Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири. Легко ли жилось людям в Сибири? Кого там можно было встретить? Что мы узнаём об этом из поэмы? В какой части произведения об этом говорится? – найдите и прочитайте. (20 часть) 1. Индивидуальное задание: «Воспоминание сына о С. Г. Волконском на каторге» . Вопросы: 1. Какие выводы о жизни декабристов на каторге можно сделать после просмотренных слайдов? 2. Что можно найти общего в изображении дедушки Некрасовым и реальным человеком С. Г. Волконским? 3. Чем они различаются? 4. О какой эпохе идёт речь? (В общем). 5. Чего ждут революционно настроенные жители России? 6. Какие художественные средства выражения использовал автор в раскрытии характера дедушки?

Вывод в виде мини-сочинения: «Каким человеком я представляю себе дедушку» . Какие изображения С. Г. Волконского наиболее подходят к описываемым событиям поэмы? Как вы думаете, в каком порядке нужно расположить портреты?

Заключение. Следующим этапом в разработке декабристской темы явилось обращении Некрасова к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь. В поэмах» Княгиня Трубецкая» (1871), «Княжна Волконская» (1872), Некрасов открывает те же качества национального характера, какие он нашёл в женщинах-крестьянках в поэмах «Коробейники» и «Мороз, Красный нос» . Произведения Некрасова стали фактами не только литературной, но и общественной жизни. Они вдохновляли революционную молодёжь на борьбу за народную свободу. Почётный академик и поэт, известный революционер народник Н. А. Морозов утверждал, что «повальное движение учащейся молодёжи в народ возникло не под влиянием западного социализма, а что главным рычагом его была народническая поэзия Некрасова, которой все зачитывались в переходном юношеском возрасте, дающем наиболее сильные впечатления» .

Домашнее задание: 1. Подготовить презентацию по жизни и творчеству Н. С. Лескова. 2. Прочитать сказ «Левша» . 3. Нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию). 4. Подготовить презентацию или сообщение о выдающихся личностях среди крепостных крестьян. 5. Вопрос: «Чем обычно заканчивалась их судьба? » .

Список использованной литературы: Учебник по литературе для 7 класса в 2 -х ч. (1 ч.) / Коровина В. Я. , Полухина В. П. – М. : Просвещение, 2007. – 317 с. Библиографический словарь. Русские писатели в 2 -х ч. (2 ч.) / Николаева П. А. – М. : Просвещение, 1990. – 445 с. История России, 19 век: Учеб. для 8 кл. / Данилов А. А. , Косулина Л. Г. — 4 -е изд. -М. : Просвещение, 2003. — 254 с. Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся / Тимофеев Л. И. , Тураев В. С. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с. Учебно-тренировочные тесты и другие задания по русскому языку для 9 класса. / Угроватова Т. Ю. – Калининград: Янтарный сказ, 2008. – 337 с. Н. А. Некрасов. Стихотворения и поэмы. / Лазаренко Г. П. – М. : АСТ, 1997. – 687 с.

Электронный ресурсы: Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М. : ООО Кирилл и Мефодий. , 2007. CD Русский сезон. Популярная классика на mp 3. Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004. http: // www. dekabristy. ru http: // www. transsib. ru http: // www. stepanov 01. narod. ru http: // www. az. lib. ru http: // www. decemb/hobbi. ru http: // filmiki. arglover. net/filmiki/ http: //sputnik. master-telecom. ru Беседы о русской культуре. Декабристы / Лотман Ю. – Док. фильм – AVI http: //www. svetly 5 school. narod. ru