Историческая справка по жанру антиутопия. История жанра антиутопии в литературе

Утопии либо на утопическую идею; подобно сатире, может придавать своеобразие самым различным жанрам: роману, поэме, пьесе, рассказу. Если утописты предлагали человечеству рецепт спасения от всех социальных и нравственных бед, то антиутописты, как правило, предлагают читателю разобраться, как расплачивается простой обыватель за все общее счастье. Жанр антиутопии расцвел в 20 в ., когда утопические идеи начали воплощаться в жизнь. Первой страной реализованной утопии стала Россия, а одним из первых пророческих романов - «Мы» (1920) Е.Замятина, за которым последовали «Ленинград» (1925) М.Козырева, «Чевенгур» (1926-29) и «Котлован» (1929-30) А.Платонова. Замятин описал Единое Государство, которое еще не было построено и еще только намечалось в футуристических коммунарских проектах. В Едином Государстве у каждого есть работа и квартира, люди не должны думать о завтрашнем дне, развивается государственное искусство, из репродукторов льется государственная музыка, люди слушают стихи государственных поэтов, дети, как на подбор, здоровые и стройные (другим государство отказывает в праве на жизнь), учатся, впитывают в себя азы государственной идеологии и истории. Замятин увидел главное, что несет с собой Единое Государство: подавление личности, всепроникающую слежку, прозрачные (у Замятина - в буквальном смысле) стены домов, всеобщее поклонение Благодетелю государю, и в конце концов фантастическую операцию по разделению души и тела у каждого из граждан «нумеров».

Конфликт в антиутопии возникает там, где герой восстает против власти . Эксцентричность многих героев антиутопии проявляется в их творческом порыве, в стремлении овладеть даром, не подвластным тотальному контролю. Обычно острота конфликта зависит только от поведения героя, от степени его сопротивления. Структурный стержень антиутопии - псевдокарнавал. Принципиальная разница между классическим карнавалом, описанным М.М.Бахтиным, и псевдокарнавалом, порожденным тоталитарной эпохой в том, что основа карнавала - амбивалентный смех, основа псевдокарнавала-абсолютный страх. Как и следует из природы карнавального мироощущения, страх соседствует с благоговением и восхищением по отношению к власти. Разрыв дистанции между людьми, находящимися на различных ступенях социальной иерархии, считается нормой для человеческих взаимоотношений в антиутопии, как и право каждого на слежку за другим. В 1980-90х в русской антиутопии сформировались такие жанровые разновидности, как сатирическая антиутопия («Николай Николаевич» и «Маскировка», обе-1980, Ю.Алешковского; «Кролики и удавы», 1982, Ф.Искандера, «Москва 2042», 1986, В.Войновича), детективная антиутопия («Французская Советская Социалистическая Республика», 1987, А.Гладилина; «Завтра в России», 1989, Э.Тополя), антиутопия «катастрофа» («Лаз», 1991, В.Маканина, «Пирамида», 1994, Л.Леонова).

В последнее время такие произведения, как «Голодные игры», произвели огромный фурор в обществе, особенно среди тех его членов, кого интересуют книги антиутопии. Но мы довольно часто читали антиутопии и раньше, к тому же, не все они отличались столь высоким уровнем технологических новшеств, как в вышеупомянутой книге. Чаще всего в них идет речь о порабощенных обществах, социально угнетенных кругах людей. Одним из самых известных примеров такого романа антиутопии считается , который дал жизнь крылатому выражению «Большой Брат следит за тобой», тем самым олицетворяя жизнь под микроскопом. Подобную сюжетную нагрузку можно найти и в «Голодных играх», которые транслируют широким массам попытки одних людей убить других. Однако литература антиутопии не всегда стремилась к такой модернизации: телевидение и компьютеры – это всего лишь новейшие дополнения в жанре. В действительности же корни этого направления уходят в начало 16-го века, когда Томасом Мором была написана книга под названием «Утопия», в которой, как это ни парадоксально, описывалось общество по своей структуре очень далекое от ее названия. В целом, писатели, которые творят в этом жанре, в понятие антиутопии, в первую очередь, вкладывают смысл некоего общества, расколотого и разрушенного социальными нормами и установками.

Антиутопия - это разновидность социума с совершенными идеалами по задумке, но падшими и разрушенными по факту. Антиутопия демонстрирует кошмарную картину ближайшего будущего. Типичные темы антиутопии обычно касаются восстаний, социального давления, революций, войн, перенаселения и катастроф. Многие считают этот жанр относительно новым в литературе, но реальность свидетельствует о том, что у него очень длинная и захватывающая история. Подтверждение тому вы найдете в этом кратком экскурсе в историю жанра антиутопии.

Функции антиутопии

Посредством романа антиутопии автор демонстрирует собственное убеждение касательно проблем человечества и общества, а также предупреждает людей об их слабости. Писатели обычно прибегают к жанру антиутопии для обсуждения реальности и отображения проблем, которые очень вероятны в будущем. Несмотря на то, что роль антиутопии в литературе сводится к тому, чтобы обучить и предупредить аудиторию, не стоит недооценивать ее влияние на освещение проблем насущных в сфере социальной, политической, правительственной.

Структура антиутопий

Предыстория : Антиутопия обычно является частью вымышленной вселенной, в которой повествуется о том, как образовался этот мир или как эволюционировал (или деградировал) по отношению к нашему обществу. Предыстория наглядно демонстрирует процесс смены рычагов контроля над обществом, изменения социальных норм или становление власти правительства, управляемым отдельными корпорациями, тоталитарными диктаторами или бюрократами.

Главный персонаж : существует несколько типажей протагониста, который может фигурировать в книге антиутопии. Одним из таких является персонаж, который на уровне интуиции ощущает проблемы общества и пытается исправить их, откровенно полагая, что скинуть диктатора с Олимпа власти действительно возможно. Зачастую мировоззрение такого персонажа формируется под воздействием окружающей его среды, также неравнодушной к противостоянию с держателем власти.

Другой тип протагониста является неотъемлемой частью общества, которое воспринимает себя не иначе как утопическим, но в определенный момент он осознает, насколько неправым является это самое общество, и предпринимает попытки по его видоизменению либо разрушению.

Завязка : часто главный герой встречает персонажа, наделенного антиутопическими чертами, возможно, лидера всего общества. Происходит конфликт, при котором протагонист также встречает, либо его поддерживает группа людей, движимых идеей разрушить антиутопию. Иногда эти люди были ранее частью этой антиутопии, но им удалось образумиться и скинуть с себя это бремя.

Кульминация : в романе антиутопии проблема зачастую остается нерешенной, в большинстве случаев попытки разрушить антиутопию оказываются тщетными. Иногда герою удается разрушить замкнутый круг и вырваться на свободу, однако в подавляющем большинстве случаев главный герой (либо группа людей, о которой мы говорили выше) терпит поражение и антиутопия продолжается.

Примеры антиутопий

Тексты революционной значимости

Наверное, в наши дни развитие антиутопического жанра в искусстве получило второе дыхание, однако его активность прослеживается еще со времен 18-го века. Возможно, в ту пору такое творчество было отображением не столь фантастических утопических убеждений, скорее ответом на угрожающие идеалы и политические взгляды. Таким образом, роман антиутопия использует свою обличительную форму навязывания мировоззрения как способ критики той идеологии, в пучине которой и творились эти действительно смелые тексты.

Впрочем, отвращающие взгляды на тоталитарные режимы и сценарии постапокалиптических разрушений тесно переплетаются в рамках озвученного жанра, а помимо того они имеют прочные связи с другими литературными направлениями, например с романами-путешествиями, сатирой и научной фантастикой. Поэтому было бы ошибочным полностью отождествлять все эти направления.

Первичный импульс в движении антиутопий принадлежит перу Джонатана Свифта, который в 1726 году опубликовал произведение «Путешествия Гулливера». Многие могут ассоциировать его рассказ о Лилипутах не с чем иным, как со старой-доброй «диснеевской» сказкой, однако история Гулливера гораздо мрачнее, чем можно было бы подумать. Писатель публикует острую критику современного ему общества, обволакивая свои соображения в толстые слои метафор. Так, например, в одной из земель Гулливер встречает нацию, для которой наука и рационализм стоят превыше всего, их бессмысленные эксперименты истощают природные и человеческие ресурсы. В противовес им автор представляет и другие поселения, кровожадные и дикие по своей природе, что не может не поразить путешественника.

По возвращении в Лондон Гулливер приходит к оглушительному выводу: имея возможность сравнивать полярные по своей сути идеологии, он осознает, что он ничем не отличается от народов, которые он посетил, и даже более того, весь его социум насквозь пропитан греховностью.

Рассвет мыслящих машин

Немного позднее в свет вышел не менее знаковый роман антиутопия Самюэля Батлера под название «Едгин» (в название спрятано не что иное, как анаграмма слова нигде, что уже недвусмысленно намекает на сюжетный посыл произведения), опубликованный в 1872 году впервые от лица неизвестного автора. В своем романе Батлер играет всевозможными сатирическими приемами в отношении Викторианского общества. Его книгу «Едгин» скорее можно отнести к категории утопической литературы, хотя общие черты антиутопии в ней также присутствуют.

Во времена жизни писателя технический прогресс еще не имел столь широкого охвата, как в 20-ом веке, но его рассуждения о том, как машинизированный механизм может проникать в сознание, действительно захватывают. С тех пор, идея о беспрекословной опасности, которую несет с собой технологическое развитие, стала неотъемлемой составляющей антиутопической литературы.

Истоки двоемыслия

Уже в первой половине 20-го века были опубликованы два основополагающих текста для антиутопической литературы. Речь идет о книге Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» (1932 год) и романе Джорджа Оруэлла «1984» (написанный в 1949 году). Полиция мысли, Большой Брат, двоемыслие и новояз: все эти концепты крепко укоренились в нашем сознании, но пути их проистекания уже несколько забылись.

В произведении Хаксли читатель окунается в идеально сформированный мир с инженерной точки зрения, в котором человека искусственно выращивают, будто овощ, а затем усаживают за заранее отведенное место в структуре общества; при этом никто не выказывает недовольство своим положением до тех пор, пока отлаженная система не дает сбой. В романе Оруэлла фигурирует некий персонаж по имени Уинстон, который под натиском пропагандистских идей начинает задавать неуместные вопросы, однако социальная машина не оставляет ему никаких шансов на своеволие. Подробнее с книгой можно ознакомиться .

Парадоксально, но обе книги не лишены вполне обыденных и привычных в нашей жизни деталей, о которых каждый слышал или видел: технологии, телевидение, наркотики и т. д.; все это в совокупности производит оглушительный эффект сближения с реальным миром и детализации той опасности, которая в теории нас всех может ожидать.

На самом деле, список книг антиутопий можно пополнять очень долго, а в каждом отдельно взятом произведении с легкостью можно найти нотки антиутопии, именно поэтому вся литература интертекстуальна, каждый новый жанр неразрывно связан с другим.

Утопия — дивный, сказочный мир

Литературный жанр «утопия» — рассказ об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны

Слово «утопия» греческого происхождения (u - частица НЕ, topos - место, т.е. «место, которого нет»). Впервые повесть об такой замечательной стране и жизни в ней создал английский мыслитель ХV века Томас Мор. Произведение, так и называющееся «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», увидело свет в 1516 году.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы

Литературный жанр «антиутопия» — рассказ об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год

В чём разница между утопией и антиутопией?

Отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо
В утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках.
Утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности
Утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно

Германские нацисты и русские коммунисты были уже очень близки к нам по методам, но у них не хватило мужества разобраться в собственных мотивах. Они делали вид и, вероятно, даже верили, что захватили власть вынужденно, на ограниченное время, а впереди, рукой подать, уже виден рай, где люди будут свободны и равны. Мы не такие. Мы знаем, что власть никогда не захватывают для того, чтобы от неё отказаться. Власть - не средство; она - цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть (Джордж Оруэлл «1984»)

«Антиутопия как обособленный литературный жанр»

Характеристика жанра «антиутопия», его история и основные черты

Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный, экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверных решений, принятых человечеством. Антигуманный тоталитаризм, диктат, отсутствие свободы, страх, доносительство, безнадёжность борьбы - вот темы, затрагиваемые этим жанром. Сюжет часто выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей правящему диктату, чаще всего заканчивающемся поражением героев [Морсон 1991].

Рассмотрим жанр антиутопии более подробно.

Антиутопия как жанр является разновидностью утопии (греч. ou - не, нет и topos - место, т.е. место, которого нет; иное объяснение: eu - благо и topos - место, т.е. благословенное место) - литературно-художественного произведения, содержащего картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства [Полонский 2003]. В основе утопии лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной. Жанр зародился ещё в эпоху Возрождения, название ему дала одноименная книга Томаса Мора, английского гуманиста и политика, вышедшая в 1516 году. Действие книги происходит на фантастическом острове Утопия, где нет частной собственности, труд -- всеобщая обязанность, а распределение благ происходит по потребностям граждан. Создавая книгу, Мор частично опирался на диалог Платона «Государство». Развитием идей Мора стал труд «Город Солнца» (1602) Томмазо Кампанеллы, мечтаниям об идеальном мире также предавались Фрэнсис Бэкон («Новая Атлантида», 1627), Игнатиус Доннелли («Золотая бутыль», 1892), Эдвард Беллами («Золотой век», 1888) и др. Утопические линии можно проследить и в произведениях Вольтера, Руссо, Свифта [Ионин 1988].

Термин «антиутопия» впервые употребил британский философ Джон Стюарт Милль в парламентской речи 1868 года, однако в литературе элементы антиутопии проявились значительно раньше. История антиутопии, ещё не выделенной в отдельный жанр, уходит корнями в античность. Некоторые труды Аристотеля и Марка Аврелия имели явные антиутопические черты. Те же черты можно проследить и в третьей книге «Путешествий Гулливера» (1727) Джонатана Свифта, где описание летающего острова Лапута фактически представляет собой технократическую антиутопию. Элементы антиутопии встречаются в книгах Жюля Верна («Пятьсот миллионов бегумы»), Герберта Уэллса («Когда спящий проснется», «Первые люди на Луне», «Машина времени»), Уолтера Бесанта («Внутренний дом»), Джека Лондона («Железная пята») [Чаликова 1991].

Поводом к расцвету жанра антиутопии послужила Первая мировая война и сопутствовавшие ей революционные преобразования, когда в некоторых странах начались попытки воплотить в реальность утопические идеалы. Ярче и нагляднее всего этот процесс произошёл в большевистской России, тем закономернее появление первой великой антиутопии именно здесь. В своём романе «Мы» (1924) Евгений Замятин описал запредельно механизированное общество, где отдельная личность становится беспомощным винтиком-«нумером». Замятин заложил основы будущего развития жанра, многие детали тоталитарной системы, придуманные автором, впоследствии стали классическими в работах антиутопистов всего мира: насильственное искоренение инакомыслия, навязчивые СМИ как главный способ прививания идеологии, развитая система слежения, синтетическая пища, отучение людей от проявления эмоций [Архипова 1992]. В числе прочих советских антиутопий стоит отметить «Ленинград» Михаила Козырева, «Чевенгур» и «Котлован» Андрея Платонова, также антисоциалистические настроения легли в основу произведений «Будущее завтра» Джона Кенделла (1933) и «Гимн» Эйн Рэнд (1938).

Помимо социализма, ХХ век подарил писателям и такую антиутопическую тему, как фашизм. Первое антифашистское произведение, «Город вечной ночи», было написано американцем Мило Хастингсом в 1920 году, спустя всего год после возникновения НСДАП. В этом провидческом романе Германия отгораживается от всего мира в подземном городе под Берлином, где устанавливается «нацистская утопия», населенная генетически выведенными расами сверхлюдей и их рабов. К теме фашизма обращались и Герберт Уэллс («Самовластие мистера Парэма», 1930), Карел Чапек («Война с саламандрами», 1936), Мюррей Константайн («Ночь свастики», 1937) [Любимова 2001].

Под перо антиутопистов попали и менее радикальные общественные тенденции. Олдос Хаксли в одной из величайших антиутопий в истории литературы «О дивный новый мир» (1932) искусно препарирует капитализм, доведённый им до абсурда. Автор изображает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии, где летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда, а зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными [Лазаренко 1991].

С вариациями на тему тоталитаризма и абсолютного конформизма можно ознакомиться в произведениях Джорджа Оруэлла «Скотный двор» (1945) и «1984» (1948), которые будут рассмотрены далее. Близки к идеям Оруэлла более поздние «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери и «Заводной апельсин» Энтони Берджесса (обе -- 1953).

В настоящее время жанр антиутопии во многом смыкается с научной фантастикой и пост-апокалиптикой, также логическим продолжением традиций технократических антиутопий стал жанр киберпак, популярный как в литературе, так и в кинематографе.

Антиутопия является логическим развитием утопии. В противоположность последней, антиутопия ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого общественного строя. Расцвет антиутопий приходится на ХХ век, век бурных социально-политических и культурных событий, двух мировых войн и революций, интенсивного развития науки и создания тоталитарных режимов. На смену романам-мечтаниям проходят романы-предупреждения, писатели выносят на суд читателя своё видение дальнейшего развития человеческой цивилизации, обусловленное разочарованием в утопических идеалах прошлого и неуверенностью в завтрашнем дне. Угроза потери нравственности подкреплена научно-техническим прогрессом, делающим возможным духовное и физическое порабощение человечества. Идеи и цели писателей-антиутопистов мало отличаются друг от друга, средства же их выражения дают простор для осмысления как учёным-литературоведам, так и многочисленной читательской аудитории [Новиков 1989].

Жанр антиутопии как никакой другой связан с истоической действительностью. Антиутопия выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции, чаще всего современные самим авторам, как то фашизм, тоталитаризм и др. Произведения этого жанра являются одновременно и реакцией на эти тенденции, так и предсказанием их дальнейшего развития. Черты общества, вызывающие наибольшее неприятие автора, приписываются некоему воображаемому обществу, расположенному на расстоянии - в пространстве или во времени. Действие антиутопий происходит либо в будущем, либо на географически изолированных участках земли [Шишкин 1990].

Общество, описываемое в антиутопии, обычно изображено зашедшим в тупик - экономический, политический или технологический, причиной чему послужил ряд неверно принятых человечеством решений. Это может быть, к примеру, неконтролируемый технологический прогресс, выражающийся в роботизации производства, внедрением технически совершенных систем слежения за населением, кризис перепроизводства и перевооружения; или диктат, крепнущий годами и держащий в страхе всё государство; или финансовая избыточность, обедняющая нравственность людей; или же совокупность этих причин [Шишкин 1993].

Важнейшей чертой мира, описанного в антиутопии, является ограничение внутренней свободы, отнятие у личности права на критическое осмысление происходящего. Людям прививается абсолютный конформизм, устанавливаются рамки мыслительной деятельности, выход за которые - преступление.

Сюжет выстраивается на противодействии личности или небольшой группы личностей царящему диктату. Судьбы героев в разных произведениях отличаются, но в большинстве случаев антиутопии лишены счастливого конца, и главного героя ждёт поражение, моральное и/или физическое. Это своего рода конкретизация общего для литературы и искусства вопроса о человеке:

«Жанр антиутопии по-своему конкретизирует общий для литературы и искусства вопрос о человеке. Писатели-антиутописты, подобно естествоиспытателям, проводят своего рода научный эксперимент над общественной природой человека, помещая его в заведомо искаженные, девиантные условия жизни и наблюдая за тем, как он будет себя вести. <…> В данном случае, реализуя свое право выбора, человек следует одному из двух возможных вариантов выхода из определенной экзистенциальной ситуации: либо подчиниться и принять предлагаемые условия и, как следствие, утратить собственно человеческую сущность, либо бороться, но и этом случае исход борьбы остается крайне проблематичным» [Борисенко 2004, 5].

Что касается отличия жанра антиутопии от её антипода, то формально антиутопия может быть отнесена к направлению утопии, являясь логическим развитием последней. В то же время, жанры антонимичны друг другу: утопия концентрируется на демонстрации позитивных черт описываемого общественного и/или политического строя, антиутопия отображает его негативные черты.

Также утопии свойственна определённая статичность, тогда как в антиутопии рассматриваются возможные варианты развития описанных социальных устройств. Таким образом, антиутопия обычно имеет дело с более сложными социальными моделями, нежели утопия [Морсон 1991].

Ещё одним, на наш взгляд, важным отличием жанров является своего рода законсервированность жанра утопии, невозможность его литературного развития в отсутствие подкрепления историческими примерами. Антиутопия, в данном случае, является жанром более актуальным, т.к. темы и модели, которые могут послужить её основой, множатся и модифицируются вместе с человечеством.

Василов Александр. 11 класс.

Тем двум в раю – был предоставлен выбор: или счастье без свободы – или свобода без счастья; третьего не дано. Они, олухи, выбрали свободу – и что же: понятно – потом века тосковали об оковах. (Евгений Замятин, роман «Мы»)
Без стабильного общества немыслима цивилизация. А стабильное общество немыслимо без стабильного члена общества. А при сильных переживаниях – притом в одиночестве, в безнадежной разобщенности и обособленности – какая уж могла быть речь о стабильности? (Олдос Хаксли, роман «О дивный новый мир»).

Свобода – в самом общем смысле, наличие возможности выбора. Отсутствие выбора, вариантов исхода события равносильно отсутствию свободы. Человек всегда будет стремиться к свободе, пониманию собственного «Я», достижению жизненных целей.
Проблемой, затронутой в моей работе можно считать вопрос: что может произойти с человеком, когда он, поклоняясь абстрактно сконструированным идеалам, добровольно откажется от свободы личного самоосуществления и поставит знак равенства между несвободой и коллективным счастьем? Можно ли вообще найти счастье в несвободном обществе? В своей работе я попытаюсь ответить на все эти вопросы, анализируя и сравнивая два антиутопических произведения: роман русского писателя Е.Замятина «Мы» и роман английского писателя О.Хаксли «О дивный новый мир».
Антиутопия (от греческого «anti» - против и «utopos» - места, которого нигде не существует), (англ. dystopia) – направление в художественной литературе, в узком смысле описание тоталитарного государства или общества, в широком смысле описание любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Термин «антиутопия» как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик. Антиутопией называется изображение вымышленного мира, которого не никогда не должно существовать. Весь антиутопический мир построен на логике, и человек уже не является личностью, он является социальной единицей. На самом деле в антиутопических произведениях просто не может существовать личности, ведь так называемое человеческое «Я» уничтожается, а вместо этого появляется «Мы». Люди не имеют право высказывать собственное мнение (хотя на самом деле в антиутопии его просто нет). В антиутопии все люди подчиняются некому ритуалу и играют в нем определенную роль. Антиутопическое общество ритуализировано. Там, где царит ритуал, невозможно какое-либо движение личности. Напротив, движение этой самой запрограммировано. Сюжетный конфликт возникает там, где личность отказывается от своей роли в ритуале, и предпочитает свой собственный путь. Внутреннюю атмосферу антиутопии составляет страх, страх главного героя не соответствовать правилам того общества, в котором он живет, страх быть не таким как все. Можно сказать, что антиутопия является попыткой человека заглянуть в будущее, попыткой предсказать, что может случиться с обществом при конкретном развитии событий. (Вполне логично, что советским литературоведением антиутопия воспринималась отрицательно, так как советская философия считала социальную реальность СССР если не как реализовавшуюся утопию, то как общество, владеющее теорией создания идеального строя. Поэтому антиутопические произведения воспринимались как сомнение в этой теории, что во времена Советского Союза было неприемлемо.) На самом деле антиутопию достаточно часто сравнивают с научной фантастикой, но вот только антиутопия рассказывает о более реальных и легче угадываемых вещах. Научная фантастика скорее ориентируется на поиск иных миров, моделирование других реальностей. Несмотря на такое заметное различие этих двух жанров, элементы научной фантастики используются в антиутопии для сотворения мира, который описывается автором.
Утопия (от греческого «utopos» - «не место»; место, которого нет) – направление в художественной литературе, описывающее идеальное, с точки зрения автора, общества. Название жанра происходит от одноименного произведения Томаса Мора - «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», в котором «Утопия» лишь название острова. На самом деле антиутопию как жанр определяет спор с утопией, считается, что утопия и антиутопия являются противоположностями. Антиутопия смотрится в утопию с горькой насмешкой. Утопия же не смотрит в сторону антиутопии, вообще не смотрит, так как видит только себя и увлечена только собой. Основной отличительной чертой утопии, её спецификой является то, что при её создании не учитывались ограничения реального мира. В частности - исторические предпосылки. Поэтому часто в обыденном сознании утопия воспринимается как нечто несбыточное, нереализуемый социальный идеал.
Граница между утопией и антиутопией – это граница между разумом и безумием, только остается определить, что именно можно считать в данном случае олицетворением разума, а что олицетворением безумия. Сравнивая утопию и антиутопию, можно выделить несколько пунктов, уделяя внимание которым можно определить отличия двух жанров:

  1. антиутопия отличается своей антропоцентричностью, в центре произведения находится конфликт социальной среды и личности;
  2. утопия ориентирована только на построение идеального общественного строя, личность в произведении не играет важной роли;
  3. утопия характеризуется верой автора в безупречность общественной модели, построенной им;
  4. автор антиутопии показывает читателю мир, в котором всячески уничтожаются какие-либо чувства. Автор описывает мир, которого просто не должно существовать.

Но, несмотря на достаточно большое количество отличий между жанрами, я предполагаю, что антиутопию можно считать логическим продолжением утопии, так как автор антиутопии развивает утопию дальше, смотрит на события реалистичнее, пытается заглянуть в будущее. Можно сказать, что антиутопия расплачивается за грехи, которые воплощены утопией. Время антиутопии продолжает время утопии, они одной породы. Леонид Геллер утверждал: «время утопии – это время исправления ошибок настоящего, качественно отличное, по меньшей мере, в замысле, - от настоящего». Из высказывания можно сделать вывод, что ошибки нельзя было исправлять или исправлять надо было иначе, так как исправление ошибок означает стремление к какому-то идеалу, стремление к идеалу означает появление утопии, а вот появление утопии влечет за собой появление антиутопии, что нельзя назвать хорошим явлением. Антиутопия и утопия образуют некий баланс, который, лично по моему субъективному мнению, можно назвать нашим современным миром, так как человечество стремится к идеалам, но в то же время пытается заглянуть в будущее, чтобы предугадать появление возможных проблем, которые могут возникнуть.
Есть такой термин «практопия» (литературный жанр, в котором, как в утопии описывается модель лучшего общества, но, в отличие от утопии, признается неидеальность данного общества, что уже ближе к антиутопии (термин введен американским социологом Элвином Тоффлером)), который, по-моему, лучше всего может описать реальное общество.
Антиутопический роман «Мы» является самым главным произведением Е. Замятина. Современниками роман был воспринят как злая карикатура на социалистическое, коммунистическое общество будущего. Теперь данное произведение воспринимается как роман-предупреждение, антиутопия в чистом виде, которая помогает увидеть предположительное антиутопическое будущее глазами автора. В 1920 году Евгений Замятин писал роман «Мы» в голодном, неотапливаемом Петрограде, в обстановке военного коммунизма, с его вынужденной (а часто и неоправданной) жестокостью, насилием над личностью, в атмосфере распространенного убеждения о возможности скорого скачка прямо в коммунизм, поэтому роман может поразить своей жестокостью по отношению к личности человека. Роман долго не публиковали в России, но переводы на другие языки (английский, чешский, французский) появлялись во всем мире, начиная с 1924 года, когда роман был опубликован в Нью-Йорке. Почему не публиковали роман в России? Ответ на этот вопрос очень прост: критиками и литераторами роман был воспринят как клевета на советский строй и коммунизм, роман считался высмеиванием социалистического будущего. Через два года после написания романа, Е.Замятина арестовали, после чего он получает предписание о высылке за границу.
В анализе произведения я не буду уделять много времени сюжету романа, я не буду пересказывать роман, я буду пытаться ответить на вопросы, которые поставил в начале моей работы. «Мы» является памяткой о возможных последствиях бездумного технического прогресса, превращающего в итоге людей в пронумерованных муравьев, роман является предупреждением о том, куда может привести наука, которая оторвалась от нравственного и духовного начала в условиях всемирного, можно так сказать, «сверхгосударства» и торжества технократов.
Для того чтобы начать анализировать роман, я обратился к самому понятию «антиутопия». В узком смысле антиутопия ведь является описанием тоталитарного государства, поэтому отчасти можно согласиться с мнением критиков, которые утверждали, что «Мы» высмеивает социалистическое будущее, но лично мне кажется, что автор романа не собирался высмеивать коммунизм, он пытался предположить, что может произойти с человечеством, если люди перестанут стремиться к развитию своего внутреннего мира, перестанут быть личностями. С точки зрения логики, когда люди перестанут быть личностями, они станут жить, руководствуясь только основными инстинктами. Такие индивидуумы перестанут думать о самовыражении, повышении на работе, философии, так как всё это показывает какое-либо различие между людьми. Такая система жизни, в конце концов, приведет, как мне кажется, к построению антиутопического общества, в котором люди будут стремиться к одной цели (неважно какая это цель). Вот тут уже невольно встает вопрос о свободе такой личности, нужна ли свобода такому человеку? НЕТ! Конечно авторы антиутопических произведений, говорят, что, будучи несвободным нельзя стать счастливым, но я думаю, что люди, которых описывает Замятин в своем произведении, абсолютно счастливы, хоть и счастливы они по-своему. Конечно, с позиции нормального человека всё вышесказанное звучит, по крайней мере, необычно и глупо, но сейчас я пытался рассмотреть только «плюсы» (очень сомнительные) и «минусы» личности в антиутопическом обществе, которое описал Замятин в своем романе «Мы». Я смею предположить, что в романе Замятина описан наиболее рациональный подход к построению футуристического общества (да и вообще антиутопия удивляет своей логичностью, в то время как утопия является своего рода сказкой о счастливом будущем). Замятин продемонстрировал читателю достаточно парадоксальную ситуацию, когда человечество, пытаясь достичь всеобщего счастья, лишило людей свободы. Единое Государство, которое создал писатель в романе «Мы», поражает своей технической развитостью, но в то же время удивляет жестоким поведением по отношению к людям, живущим в этом государстве. Можно поставить себя на место жителя Единого Государства и представить себе жизнь, в которой нет никакого свободомыслия, нет самовыражения, нет чувств. Сложно. Я бы даже сказал, что невыносимо. После прочтения романа «Мы», я понял, что такое общество (антиутопическое) может существовать, только если не будет факторов, указывающих на то, что человек является личностью, а не одним из массы. Поэтому появление такого общества невозможно, так как достичь коллективного счастья для всего мира, навязать это счастье, просто нельзя, ведь никто не знает, в чем оно заключается для другого.
Роман великого английского писателя О.Хаксли «О дивный новый мир» был написан в 1932. Хаксли отмечал, что темой книги является не сам по себе прогресс науки, а то, как этот прогресс влияет на личность человека». В сравнении с другими произведениями антиутопистов роман Хаксли отличает материальное благополучие мира, не ложное, фальсифицированное богатство, а действительно абсолютное изобилие, которое, что может показаться странным, в конечном итоге приводит к деградации личности. В своем романе Хаксли пытался изучить человека как личность, а не как социальную единицу, поэтому роман более чем другие произведения такого жанра актуален, так как основной упор идет на состояние человеческой души. Анализируя роман Олдоса Хаксли, можно найти достаточно много схожего с романом Евгения Замятина «Мы», но об этом я расскажу немного позже. В своём романе Хаксли продемонстрировал мир, в котором личность каждого человека «усечена» до размеров, подвластных подчинению и программированию. Особое внимание хочется уделить процессу появления детей в «О дивном новом мире». В произведении люди не растут, а выращиваются. (Сразу вспоминается замятинское «детоводство»). Еще до рождения детей распределяют на высших и низших, путем своеобразного химического воздействия на зародыши, ускоряя таким образом темпы роста человека, наделяя его каким-либо качествами. Это абсолютно правильно с точки зрения логики, но если взглянуть на этот аспект с другой точки зрения, то возникает вопрос: кто дал право управлять будущей жизнью людей. Но самым ужасным моментом в процессе выращивания людей является, как мне кажется, так называемая гипнопедия. С помощью гипноза детям во время сна «вбивают» информацию, которую они должны усвоить. Высшие касты, такие как «альфа», после такого гипноза начинают ощущать превосходство над низшими кастами (эпсилон), которым внушают, что они умственно неполноценные и должны быть использованным для выполнения самой грязной и рутинной работы. Мне кажется, что само распределение людей по кастам может сыграть в антиутопичемском произведении достаточно важную роль. С одной стороны такой ход показывает, что в государстве, описанном в «О дивном новом мире», все направлено на упрощение жизни, но с другой стороны деление людей на классы противоречит понятию того, что в антиутопии все люди должны быть равны между собой, должны быть идентичными; ведь существование классов показывает некое различие между людьми в обществе. Несмотря на всю аморальность общественной жизни, которая описана в романе, Мировое государство достигает высот в науке. Но ведь темой книги является не сам по себе научный прогресс, а то, как этот прогресс влияет на личность человека. Сам О.Хаксли в своих трудах утверждал, что научные открытия означают великую революцию в истории человечества, но такая революция не может быть по-настоящему революционной. Революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека. Попытка такой революции продемонстрирована в «О дивном новом мире». Можно сказать, что в романе людям пытаются привить любовь к рабству, которая может утвердиться только как результат внутриличностной революции. Для того чтобы осуществить такую революцию, в антиутопическом обществе, созданным О.Хаксли, изобрели и окрыли следующее:

  1. усовершенствовали методы внушения; еще до рождения детям прививают условные рефлексы;
  2. заменитель алкоголя или наркотиков, менее вредный и дающий большее наслаждение, чем известные до него виды (в данном случае таким заменителем является сома);
  3. надежная система управления людьми, которая позволит облегчить жизнь людей.

Если попробовать предположить, что могло бы случиться с « дивным новым миром» дальше, то можно увидеть только два пути развития такого общества. В одном случае, такой антиутопический мир мог бы существовать вечно, если ограничить влияние на мир извне, не прекращать навязывать жёсткую идеологию. В другом случае, такое общество просто развалиться со временем, устареет, так как человеческая личность не может развиваться в условии антиутопии, а если не развития личности, то нет и развития общества. Олдос Хаксли продемонстрировал читателю роман, в котором он описал возможную угрозу цивилизованному обществу. Такую угрозу автор «О дивного нового мира» видит в движении к стирающей личность «гармонии» (несвобода = коллективное счастье) и в росте массового потребления. Хаксли, как и все писатели антиутописты, пытается предупредить общество о возможном лишении человека собственных желаний, чувств, мыслей, даже свободной жизни. Хаксли по-новому переосмыслил понятия «личность» и «свобода», что позволяет нам лучше понять его взгляды на жизнь и на общество.
При прочтении двух романов («Мы» и «О дивный новый мир») первым делом в глаз бросается тот факт, что оба произведения похожи между собой. Можно предположить, что роман «О дивный новый мир» обязан своим появлением произведению «МЫ», потому что роман Евгения Замятина был написан в 1921, когда как роман Олдоса Хаксли был написан в 1932 году. Оба произведения повествуют о бунте человека как личности против рационального, механизированного, бесчувственного мира, в котором находятся главные герои двух романов. Смею предположить, что тип общества в обоих романах одинаков, даже атмосфера обеих книг схожа. Только вот в романе Хаксли почти отсутствует какой-либо политический подтекст, который наблюдается в романе Замятина «Мы». Если начать разговор о проблеме коллективного счастья, затронутой в двух произведениях, то можно сказать, что Хаксли более точно описал путь навязывания счастья (хоть и своеобразного) каждому индивидууму, ведь коллективное счастье зависит от счастья каждого человека, что, как мне показалось, не учел Замятин. Может это может показаться странным, но мне показалось, что весь антиутопический мир лучше «сконструирован» автором «О дивного нового мира», хотя это можно объяснить тем, что роман «Мы» был написан раньше. Конечно, такие мелочи можно сравнивать бесконечно, но в основном я пытался отыскать некоторые схожие моменты для того, чтобы как-то обобщить идеи двух писателей антиутопистов двадцатого века. Главной идеей обоих авторов, скорее всего, была идея о том, как поведет себя свободная личность в несвободном обществе, в обществе с извращенным пониманием отношений между мужчиной и женщиной, с извращенным пониманием значения «истинного счастья». И оба автора пришли к выводу, что каждая идея свободного человека (или человека, которому свойственно самовыражение), если у такого человека нет сподвижников, погибает в антиутопическом обществе.
Конечно, антиутопического общества никогда не должно и не будет существовать, все это прекрасно понимают. Но, несмотря на этот факт, антиутопии всегда будут актуальны, так как люди всегда будут бороться против несвободы, они будут бороться за право самовыражения, за право быть личностью. Я пытался выявить особенности жанра антиутопии в литературе, сравнивая два антиутопических романа: роман русского писателя Евгения Замятина «Мы» и роман английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Пытался выявить какие-то общие черты в двух разных романах, и предполагаю, что мне это удалось. У писателей часто не совпадают точки зрения по каким-то конкретным вопросам, но, выполняя эту учебно-исследовательскую работу, сравнивая и анализируя произведения двух разных писателей из разных стран, я понял, что в вопросах свободы общества и свободы личности мнения писателей часто сходятся, так как каждый человек стремиться к свободе, стремится к постижению собственного «Я», каждый желает быть личностью.