Проективные методики.Тесты в картинках: Ваша дорога жизни. Хозяин своей судьбы. Психологические ассоциативные тесты

Проективные тесты - специально разработанные процедуры психодиагностического исследования личности, направленные на выявление скрытых (латентных) потребностей, трудностей, внутренних и внешних конфликтов, характера отношений с другими людьми, отношения к прошлому и будущему. История систематической разработки проективных тестов насчитывает более чем столетие.

      Одним из первых проективных тестов считается словесно-ассоциативный тест К. Юнга (1904-1905 гг.), цель которого состояла в косвенном воздействии на значимые области переживания и поведения человека для выявления комплексов в личном бессознательном.

      Второй по значимости проективный тест - тест чернильных пятен Г. Роршаха, состоящий из 10 таблиц (5 черно-белых, 5 цветных) - изложен в его работе "Психодиагностика" 1921 г. Используя метод чернильных пятен, Роршах позволял своим испытуемым фантазировать, выделяя в неоформленных рисунках те или иные образы. В этих условиях ответы давались в связи с особенностями восприятия и прошлого опыта испытуемого. Роршах полагал, что важно не что человек видит, а как возникает образ (т.е. на основе каких детерминант - форма, движение, цвет). Со временем достаточный по объему материал позволил связать тип восприятия с некоторыми личностными особенностями. Например, ответы, детерминированные формой, рассматривались как показатель интеллектуальной активности; образы, детерминированные цветом, - как особенности эмоциональной сферы личности; наличие в ответах движения указывало на интровертированностьи т.д. До сих пор тест Роршаха используется как в клинических, так и в исследовательских целях, позволяя оценивать самые разные личностные характеристики - эмоциональную устойчивость, виды психологических защит, депрессивные тенденции, тревожность, ипохондрию, агрессивность, реакции на фрустрацию и многое другое.

      Следующим этапом в разработке проективных тестов был Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ) Г. Мюррея (30-е г. ХХ в.). Вначале он использовался как тест, направленный на диагностику фантазии и воображения, а потом стал применяться для более широких целей - исследования личности в целом и ее латентных потребностей в частности. Тест состоит из 31 таблицы, на каждой из которых (кроме таблицы № 16) изображены ситуации. Задача испытуемого состоит в том, чтобы по определенной инструкции составить рассказ. При обследовании конкретного испытуемого применяют 20 таблиц, отобранных по возрасту и полу.

Итак, техника и принципы развития проективного метода берут свое начало от словесно-ассоциативного теста К. Юнга. Название "проекция" данная группа тестов получила благодаря Лоуренсу Фрэнку, который, вместе с другими диагностами, определил общую направленность тестов - оценку внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, чувств, мыслей.

    Общей характеристикой проективных тестов являются:

    • неопределенность стимульного материала (в тесте Г. Роршаха неопределенность по форме, а в ТАТ - неопредеденность по содержанию);

      актуализация механизма проекции вследствие неопределенности предъявляемых стимулов. Проекция рассматривается как приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим людям, "уподобление" окружающей реальности собственному внутреннему миру;

      низкая стандартизованность теста, связанная с произвольной интерпретацией результатов.

Несмотря на нестандартизованность, тесты имеют очень широкие возможности. Достоверность результатов повышается при одновременном использовании стандартизованных тест-опросников с закрытыми ответами. Кроме названных выше методик к проективным тестам относят различные варианты рисуночных тестов ("Рисунок человека", "Дом-дерево-человек". "Рисунок семьи" и др.), тест Розенцвейга, разработанный для измерения реакций на фрустрацию, тест Люшера и др.

Тест Люшера, ТАТ, РАТ, незаконченные предложения, «Дом.Дерево.Человек», «несуществующее животное», Тест Роршаха.

ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ – тестовый материал, организованный особым образом и применяемый для исследования личности в целом или отдельных ее сторон. В основе действия данных методик лежит механизм проекции.

Проективные методики подразделяются на:

Конститутивные, где необходимо структурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков)

Интерпретативные – интерпретация, объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрации американского психолога С.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ));

Конструктивные – создание из разрозненных оформленных деталей единого целого (тест Мира);

Катартические – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную в специальных условиях (психодрама, проективная игра);

Аддитивные (методики дополнения), где требуется продолжить рассказ, предложение и т.п. («Незавершенные предложения»);

Анализ продуктов творчества, в основном, рисования («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»);

Изучение экспрессии – анализ почерка, особенностей общения (методика Мира-и-Лопеца);

Импрессивные, основаны на предпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных (тест Люшера).

Вызывает сомнение и надежность информации, полученной таким образом. Проективные методики ориентированы на качественную, а не на количественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величине этого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтому для повышения достоверности результатов диагностики необходимо сочетать данный метод с тестовым, позволяющим получить более четкие и строгие данные.

Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом, постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуре того времени, когда подобные виды исследования только стали появляться. На развитие их значительное влияние оказала гештальтпсихология и психоанализ, именно в нем содержались идеи бессознательного и проекции.

Методика:

Упрощенным вариантом тематического апперцептивного теста является разработанный нами метод РАТ (рисованный апперцептивный тест). Он удобен для изучения личностных проблем подростка. С помощью механизмов идентификации и проекции выявляются глубинные, не всегда поддающиеся контролю сознания переживания, а также те стороны внутреннего конфликта и те сферы нарушенных межличностных отношений, которые могут в значительной степени влиять на поведение подростка и учебный процесс.

Стимульный материал методики представлен 8-ю контурными рисунками, на которых изображены 2, реже 3 человечка. Каждый персонаж изображен в условной манере: не ясен ни его пол, ни возраст, ни социальный статус. В то же время позы, экспрессия жестов, особенности расположения фигурок позволяют судить о том, что на каждой из картинок либо изображена конфликтная ситуация, либо два персонажа задействованы в сложных межличностных отношениях. Там же, где имеется третий участник или наблюдатель событий, его позиция может быть истолкована как индифферентная, активная или страдательная. Рисованный апперцептивный тест в силу своей лаконичности и простоты нашел применение при обследовании школьников и в семейном консультировании, особенно в конфликтных ситуациях, связанных с проблемой трудных подростков. Не рекомендуется применять методику на контингенте ребят младше 12-летнего возраста.

Обследование проводится следующим образом.

Испытуемому (или группе обследуемых лиц) дается задание последовательно, согласно нумерации, рассматривать каждую картинку, при этом постараться дать волю фантазии и сочинить по каждой из них небольшой рассказ, в котором будут отражены следующие аспекты:

1) Что происходит в данный момент?

2) Кто эти люди?

3) О чем они думают и что чувствуют?

4) Что привело к этой ситуации и чем она закончится?

Помимо анализа сюжетов, их содержательной стороны, психологу предоставляется возможность проанализировать почерк, стиль письма, манеру изложения, культуру языка, словарный запас, что также имеет большое значение для оценки личности в целом.

Защитные тенденции могут проявляться в виде несколько однообразных сюжетов, где отсутствует конфликт: речь может идти о танцах или гимнастических упражнениях, занятиях йогой.

1-я картинка провоцирует создание сюжетов, в которых выявляется отношение к проблеме власти и унижения.

2, 5 и 7-я картинки в большей степени связаны с конфликтными ситуациями (например, семейными), где сложные отношения между двумя людьми переживаются кем-то третьим, кто не может решительным образом изменить ситуацию. При этом позиция третьего лица может быть индифферентной (2-я картинка), пассивной или страдательной в виде избегания вмешательства (5-я картинка), миротворческой или иной попыткой вмешательства (7-я картинка).

3-я и 4-я картинки чаще провоцируют выявление конфликта в сфере личных, любовных или дружеских отношений.

6-я картинка провоцирует агрессивные реакции в ответ на субъективно переживаемую им несправедливость. Может выявляется жертвенность позиции, приниженность.

8-я картинка выявляет проблему отвержения объектом душевной привязанности или бегства от назойливого преследования отвергаемой им личности.

Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях. Поэтому для таких методик значение опыт и профессионализма, беспристрастности сложно переоценить

  • · Метод цветовых выборо (адаптированный вариант цветового теста Люшера);
  • · Методика "Агрессивность" (модификация теста Розенцвейга);
  • · Методика "Завершение предложения" (на эгоцентризм)
  • · Методика Дембо - Рубинштейн (помагает психодиагносту разобраться в сложных вопросах самоотношения испытуемого);
  • · Проективная методика "Завершение суждения" (предназначен для выявления склонности испытуемого к созерцательному или активному образу жизни);
  • · Проективная методика "Мини-сочинение"(направлена на предварительную оценку эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Проективная методика "Мои праздники" (предназначена для диагностики эмоциональной направленности личности, ее ценностной сферы);
  • · Проективная методика "Три дерева"
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Профессия"(поможет психологу и специалисту в области профориентации сделать вывод о профессиональных интересах и склонностях испытуемого);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Счастье"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение его основных терминальных ценностей-целей);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Что? Где? Когда?"(направлена на предварительное исследование личности испытуемого, определение проблемных мест в его жизни);
  • · Проективная психодиагностическая методика "ТАТ: Эмоциональная направленность"(предназначена для оценки эмоциональной направленности испытуемого);
  • · Тест "Дом-Дерево-Человек"(предназначен как для взрослых, так и для детей, возможно групповое обследование);
  • · Тест "Несуществующее животное"
  • · Тест "Рисунок семьи"(выявление особенностей внутри-семейных отношений, оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье);

Особенности применение проективных методик при изучении проблем подростков

При использовании этих методик в социологии исследователи делают акцент на выделении социального, а не личностного контекста, а также используют их для изучения норм, стереотипов, новообразований социального поведения людей. Применение проективных методик с использованием картинок или фотографий позволяет получить более достоверную информацию, потому что не концентрирует внимание респондентов на гипотезах, заранее заложенных в ответы на закрытые вопросы и минимизирует влияние взрослого-исследователя. К тому же, что немаловажно, дети и подростки более охотно будут участвовать в таких исследованиях.

Еще один важный момент состоит в том, что нередко респондент пользуется иной системой понятий, нежели исследователь. Конкретные объекты, к которым можно отнести понятие, у каждого из индивидов могут не совпадать. То есть выявляются очевидные недостатки, присущие количественным методам в социологических исследованиях таких, например, явлений, как стереотипы, ценности, социальные идентификации, нормы и отклонения в поведении, глубоко затрагивающих аффективный уровень респондента, или таких тем и «закрытых» взаимоотношений, как отношения подростка в семье, школе и в среде ровесников.

«Методы проективные - совокупность исследовательских процедур, позволяющих получать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Данные искажения могут носить со стороны респондентов как осознанный, так и неосознанный характер».

Проективные методики создают экспериментальные ситуации, допускающие множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми. В них используются неопределенные, стимулы, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать. Эти стимулы приобретают смысл в связи с личностным значением, придаваемым им обследуемыми подростками.

Как применить метод символического пространства? Стимульным материалом метода является комплект фотографий, обработанных компьютерными средствами для обеспечения сопоставимости по техническим характеристикам. Комплект фотографий формируется по итогам многократного отбора из предварительных заготовок. Символическое значение предлагаемых респонденту образов может трактоваться разными способами. Методика проводится индивидуально, в помещении с минимумом отвлекающих объектов, в достаточно высоком темпе. Для проведения исследования по методу символического пространства необходим хорошо освещенный стол, на котором могут быть разложены предлагаемые фотографии. По классификации проективных методик метод символического пространства принадлежит как к конструктивным методам - создание из оформленных деталей осмысленного целого, так и к импрессивным - предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Апробация метода проведена в 2006-2007гг. под руководством автора статьи исследователем Куренковой М.В. по двум актуальным темам - нормам повседневного поведения подростков и для выяснения представлений подростков о видах и источниках символического насилия. Изучить эти две темы традиционными количественными методами представляется крайне сложным, поскольку возникает проблема описания изучаемого явления доступным юному респонденту языком. Использование же в качестве инструмента исследования фотографий, иллюстрирующих различные ситуации применения символического насилия, норм-отклонений, решает эту проблему. Также применение проективной методики позволяет выявить скрытые оценки подростками и ответить еще на ряд вопросов:

  • · Как часто подростки сталкиваются с подобными явлениями?
  • · Какие из них наиболее неприятны?
  • · Какой источник подобных явлений в представлении подростков является наиболее распространенным?
  • · Какова общая поведенческая реакция подростков на данные явления?

Метод, примененный в ходе исследования, состоял в том, что респондентам предоставлялся выбор невербального материала, которым они манипулировали. Источником фотографий могут выступать доступные журналы (например, «Здоровье школьника»), « в котором множество качественных иллюстраций посвящено взаимоотношениям родителей с подростками, учителей с учениками, а также отношениям между подростками. Можно попробовать найти фото из Интернета с сайтов, посвященных психологии отношений родителей с детьми подросткового возраста или ориентированных на подростков (например, сайт детско- юношеского агентства ЮНПРЕСС).

При отборе каждого изображения учитывается ряд критериев, например при отборе фотографии при исследовании символического насилия:

  • · На фотографии должен быть изображен тот или иной вид действия, квалифицируемый как символическое насилие (по основным признакам, выделенным в качестве значимых: цель действия - подавление или принуждение, навязывание своей точки зрения; отсутствие физического насилия; действие нарушает свободу выбора объекта насилия).
  • · На фотографии должны присутствовать (или четко подразумеваться) как объект, так и субъект символического насилия.
  • · Объектом символического насилия на фото должен выступать подросток (14-17 лет), причем как юноши, так и девушки.
  • · Должны быть представлены (в равных долях) источники (субъекты) символического насилия из всех трех выделенных нами сфер - семья, школа, круг сверстников.
  • · Смысл изображенного действия должен был быть максимально однозначным.
  • · Действие, изображенное на картинке, должно происходить в обычной и понятной для подростков обстановке.
  • · Изображение должно безусловно относиться к современности.

Опрос каждого респондента необходимо проводить строго индивидуально по возможности в нейтральной обстановке, при отсутствии родителей, учителей в комнате. Процедура опроса выглядела следующим образом. Перед респондентом на поверхности стола произвольно разложены фотографии (на обратной стороне они были пронумерованы). Подростку предлагается разложить все изображения на «кучки», обращая внимание на действия изображенных на фотографиях людей. Раскладывание картинок на стопки можно представить как ответы на вопросы:

  • 1. Как ты считаешь, на каких фотографиях изображено насилие? В одну «кучку» предлагалось разложить картинки, относящиеся к насилию, в другую - не относящиеся.
  • 2. С какими из ситуаций, изображенных на картинках, ты лично сталкивался в жизни? Картинки разделялись на стопки: те ситуации, с которыми сталкивался, и те, с которыми не сталкивался респондент лично. Фиксировались также номера картинок из первой «кучки».
  • 3. На каких фото изображены часто встречающиеся ситуации? (Стопки «часто», «редко»).
  • 4. Какие из ситуаций, изображенных на картинках, вызывают у тебя неприязнь? («Вызывают неприязнь», «не вызывают неприязни»).
  • 5. Какие из ситуаций, изображенных на фото, вызвали бы у тебя желание не подчиниться, а на какие ты реагировал бы спокойно (принимал как обычные, само собой разумеющиеся и правильные действия)? («Неподчинение», «спокойная реакция, принятие, подчинение»).

Основным назначением метода является получение качественной информации - реакции на то или иное явление, его оценки. Сама процедура исследования позволяет зафиксировать комментарии респондентов к манипуляциям с изображениями, словесную оценку изображений, возможные мотивы своих решений.

По итогам выборов составляется таблица выборов. Анализ результатов проводится исследователем после опроса всей группы и количественной обработки данных. С помощью применения проективной методики - выяснения, что подростки понимают под насилием. Трактовка данного понятия, как показало исследование, во многом отличается у взрослых и подростков: подростки считают насилием применение физической силы для нанесения ущерба (также физического). Такие же виды действий, которые мы объединили в понятии «символического насилия», большинство респондентов насилием не считают, однако и подчиняться таким действиям не хотят.

Цветные двери — тест на ассоциации

Представьте, что вы находитесь в слабо освещенном и загадочном коридоре. В полумраке вы идёте вперёд в поисках выхода. И вдруг перед вами возникают четыре двери, раскрашенные в разные цвета.

Вопросы:

1. Первая дверь зелёного цвета. Вы открываете её, за ней комната. Вы входите внутрь. Посмотрите по сторонам. Что это за комната? Опишите как она выглядит, что находится внутри. Как вы чувствуете себя, оказавшись в этой комнате? Запомните предметы, запомните свои мысли и вернитесь обратно в коридор.

2. Вторая дверь голубого цвета. Откройте ее. Оцените комнату за ней. Размеры комнаты, обстановку. Уютно ли вам здесь. Что вы чувствуете и думаете. Запомните и возвращайтесь, продолжая свой путь.

3. Третья дверь красного цвета. Входите. Что оказалось за дверью? Какая комната? Хочется ли вам остаться здесь? Какие чувства вас посещают внутри этой комнаты?

4. Последняя дверь черного цвета. Открыв ее, вы видите четвертую комнату. Зайдите в неё. Что это за место? Что вы видите. Что вы чувствуете, находясь здесь?

Теперь возвращайтесь в реальный мир и вспоминайте по порядку и подробно все увиденное вами. Описывая комнаты, обстановку и предметы интерьера, не забывайте, что главное — это ваши чувства . В какой комнате вам было удобнее всего? Какая комната вам понравилась больше? Была более уютной и красивой? А в какой, может быть, вам стало страшно и неприятно, и захотелось выйти как можно быстрее. Какая комната была светлая, а какая темная? Где царило тепло, а где беспорядок? Отметьте для себя любые важные детали. И переходите к интерпретации ответов.

Интерпретация:

1. В психологии зеленый цвет символизирует детство. Войдя в комнату за зеленой дверью — вы оказались в своем детстве. Что вы чувствовали при этом? Если вам было приятно и уютно, то значит и ваше детство было для вас приятным и светлым временем. Если вам хотелось надолго остаться в этой комнате, то, скорее всего, вы нередко в мыслях возвращаетесь в свое детство и, возможно, вам не хватает во взрослой жизни того теплого и душевного времени, заботы и участия со стороны других людей. Любые негативные мысли и чувства, возникшие в этой комнате, свидетельствуют о нерешенных детских проблемах, которые оказывают влияние на всю вашу дальнейшую жизнь. В норме, комната должна оказаться милой и уютной, но не должна вызывать особого желания в ней остаться, потому что любопытство побывать за другими дверями, должно оказаться сильнее.

2. Вторая комната за дверью голубого цвета символизирует ваше душевное состояние в настоящий момент, в эту самую минуту, когда вы проходите данный тест. Ваши ощущения расскажут о том, как вы чувствуете себя сейчас. Удобно или неудобно в этой комнате. Устраивает вас ваша настоящая жизненная ситуация или у вас присутствует желание изменить ее. В комнате был порядок или беспорядок — характеризует вас, как собранного, организованного человека или, наоборот, хаотичного и импульсивного. Комната пустая или наполнена самыми различными предметами? И т.д.

3. Третья дверь красного цвета и находящаяся за ней комната символизирует чувственную любовь и ваше отношении к ней. Большая просторная комната — вы склонны испытывать сильные чувства. Маленькое помещение — вы скованный, робкий в проявлении чувств, человек. Светлая — ваши любовные переживания лёгкие, воздушные, романтические. Тёмная — любовные чувства заставляют вас испытывать страдания. Уютная или неуютная — расскажет о том, комфортно ли вам в любви или, может быть, вы недавно пережили в любви разочарование. Яркие или тусклые цвета в комнате. Какие предметы: повседневные, обычные или эксклюзивные произведения искусства.

4. Черная дверь и комната за ней символизирует ваше отношение к профессиональной деятельности, к работе и делам. Что это была за комната? Был там порядок и лежало все на своих местах или комната была захламлена различными ненужными вещами? Хорошо ли вы ориентировались в этой комнате или совершенно растерялись? Просторная или маленькая — расскажет о возможностях применения ваших профессиональных знаний и
умений. Если вам было комфортно в этой комнате — значит и в профессиональной жизни, вы чувствуете себя безопасно и, похоже, находитесь на своем месте.

Представьте, что вы — звезда и вам предстоит выступление. Петь нужно «живьем». Вы выходите на сцену, вас встречает огромное количество фанатов и зрителей и вдруг вы понимаете, что не можете петь (нет голоса). Играет музыка — вы молчите. Зрители начинают понимать, что что-то не так, постепенно в зале нарастает волна возмущения, кто-то что-то кричит, кто-то пытается прорваться на сцену.

Вопросы:

  1. Что вы слышите из зала? Неясный гул или вполне различимые отдельные выкрики? Если конкретные крики, то какие слова/фразы вы слышите?
  2. Кто-то пытается прорваться на сцену. Кто это? Мужчина, женщина или сразу несколько человек?
  3. Удается ли ему/ей/им прорваться к вам на сцену? Если да, то каковы действия этого человека/этих людей? Крики, оскорбления, а может попытки ударить вас или молчаливый взгляд на вас, в ваши глаза?
  4. Каковы ваши действия? Постараетесь ли вы успокоить зрителей, объяснить в чем дело или поскорее сбежите со сцены, без объяснения причин?

Ответы на вопросы этого теста покажут, чего вы боитесь в жизни

  1. То, что вы слышите из зала, есть образ вашего страха. Неясный шум и гул означает, что ваш страх не конкретен, возможно носит мистический характер. И наоборот, чем отчетливее выкрики, тем определеннее и конкретнее ваши страхи. Фразы и слова, которые вы можете различить помогают разобраться чего именно вы боитесь
  2. Мужчина — страх вызывает мужчина. Женщина — угроза исходит от женщины. Несколько человек — страх вызывает толпа. Никому не удается прорваться на сцену — ваш страх не связан с людьми.
  3. Попытки ударить — вы боитесь физической боли, травм и повреждений. Крики, оскорбления, молчаливый пытливый взгляд, — ваш ответ показывает чего именно вы боитесь.
  4. Если вы убежите, значит не умеет справляться со своими страхами и преодолевать их. Чем дольше и результативнее будут попытки объяснения со зрителями, тем успешнее вы боретесь и способны справляться со своими страхами.

Ассоциативный тест «Летающий объект»

Вы идёте по улице и на дорогу, на проезжую часть, прямо перед вами с неба опускается какой-то летающий объект .

Вопросы теста:

  1. Что это за объект? Самолёт, вертолёт, насекомое, птица, сказочное существо, инопланетная тарелка или воздушный шар?
  2. Сопровождается ли приземление летающего объекта какими-либо разрушениями и жертвами?
  3. Как вы думаете, почему ЭТО приземлилось здесь и сейчас?

Интерпретация ответов:

  1. Летающий объект в психологии является символом той лжи, на которую вы способны. Чем больше размер объекта, тем больше вы готовы врать и тем больше в вашей жизни лжи. Если это неведомое животное, сказочное существо или НЛО, значит, обманывая, вы способны уходить в отрыв от реальности.
  2. Наличие разрушений и жертв означает, что вас не очень беспокоят последствия вашей лжи, чем большие разрушения производит объект при приземлении, тем равнодушнее вы к разрушающим последствиям ваших обманов, в том числе безразличны даже к разоблачению.
  3. Ваша версия причины, почему это произошло — это истинные причины, почему вы врёте, что заставляет вас врать. Например: аварийная ситуация на борту означает, что обманываете вы только, когда вас вынуждают обстоятельства или в случае крайней необходимости.

Ассоциативный тест

Представьте себе огромное и пустое пространство, наполненное только редкими колючками и бескрайними песчаными холмами. Это пустыня кажется бесконечной, а вы и ваш верблюд, находитесь посередине нее.

Вопросы к тесту:

  1. Вы бесконечно долго едете верхом на своем верблюде и ожидание окончания этого путешествия, как особая форма пытки ввергает вас во все большее отчаяние. Вы находитесь на грани изнеможения. Скажите какие-то слова верблюду , который вез вас все это время на себе.
  2. Умирая от жары и жажды, вы продолжаете путь и вдруг впереди возникает прекрасный оазис. Но кто-то добрался сюда раньше вас. Вы знаете этого путешественника. Кто он? Назовите человека, которого вы знаете.
  3. Наконец вы добираетесь до города — пункта вашего назначения. Сложное путешествие подошло к концу. Что вы чувствуете? Опишите как можно подробнее свои эмоции и мысли.
  4. Пришло время расстаться с верблюдом, на котором вы проделали огромный путь. И как только вы спешиваетесь, в кресло забирается другой всадник, который занимает ваше место. Вы знаете его. Кто этот человек? Назовите любого человека из вашей жизни .

Интерпретация ответов:

Путешествие по бескрайней пустыне на верблюде символизирует ваш путь к личной независимости. В частности, этот сценарий раскрывает вас в ситуации расставания с близкими людьми: любимыми, родителями, друзьями, детьми. Ваши ответы демонстрируют то, какой может быть ваша реакция, когда каждому пришло время идти своей дорогой.

  1. Слова сказанные верблюду раскрывают то, что вы скажете самому себе, когда поймете, что любовь утрачена и, долгое время идущие рядом дороги, люди, вынуждены разойтись и расстаться. Слова ободрения: «Мы справимся», «У нас все получится», «Это путешествие скоро закончится», или слова отчаяния: «Я больше не могу», «Все безнадежно, мы умрем здесь».
  2. Оазис на языке психологии — это спасительный ключ к решению проблем. Человек, которого вы там встречаете — это тот, кто помог вам, поддержал вас в прошлом, либо тот, на кого вы можете рассчитывать и к кому можете обратиться в будущем.
  3. Город в конце путешествия — это внутренний порядок, восстановленный в ваших чувствах и эмоциях, после расставания. Это ваше состояние, после того, как вы залечили свое разбитое сердце. Чувства, мысли и эмоции, которые вы выразили при этом — это ваши истинные чувства, которые возникнут у вас когда вы придете в себя после утраты любви.
  4. Новый всадник — это человек, по отношению к которому вы испытываете сильное осознанное или бессознательное чувство ревности, соперничества или обиды.

Проективные рисуночные тесты

Движение — это всегда продолжение мысли. Первична мысль вторично движение. Рисуночные методики относятся к проективным, здесь проявляются бессознательные мотивы человека, которые невозможно скрыть или замаскировать.

Проективные методики являются важным и информативным инструментом исследования личности, предполагающим поиск и понимание символического смысла и содержания, перенесенного из внутреннего мира человека на внешние предметы.

Неоспорима диагностическая ценность рисунка. Изображение может рассказать о том, как чувствует себя сейчас автор, какие эмоции испытывает, что его беспокоит, каковы его личностные характеристики и особенности. Рисование способно высвободить и облечь в реальную форму скопившееся напряжение, невысказанные порывы и эмоции.

Юнг положил начало изучению коллективного бессознательного, которое проявляет себя в продуктах творчества: в литературе, в музыке, в живописи с помощью бессознательных образов и символов, имеющих общечеловеческое значение, вне зависимости от того, на каком языке говорит и думает их автор.

Позже значение рисунков начали изучать и другие психологи. Умение понимать и интерпретировать рисуночные методики требует сочетания большого количества профессиональных знаний, опыта и квалификации, способности замечать малейшие детали, интуиции и искреннего интереса к разгадыванию загадок.

Разумеется, в литературе описаны огромное значение вариантов трактовки рисуночных тестов. Здесь важно все: особенности линий, размер и расположение рисунка на листе, степень нажима на карандаш, любые детали штрихов и форм рисунка, поведение самого испытуемого во время рисования: стирание и исправление, любые комментарии в ходе рисования и так далее.

Существует более семи тысяч работ известных психологов о различных схемах интерпретации рисунков. Однако, сформировать необходимую профессиональную компетентность можно только в ходе длительной практики под руководством опытных учителей. Поэтому в данном разделе содержатся только общие сведения о рисуночных методиках и самое поверхностное толкование рисуночных тестов.

Тем не менее, рисуночные психологические тесты чрезвычайно популярны, анализ их исполнения, поиск содержания и толкование смысла являются увлекательным и информативным занятием. Неоспоримо то, что в рисунке выражаются особенности личности автора, которые не завуалированы, не подделаны и исходят из глубины бессознательного. Эти особенности поддаются трактовке с помощью системы выверенных и эмпирически доказанных критериев.

Ассоциативный тест

Представьте, что вы влюблены, очень скучаете по любимому человеку и вам представилась возможность встречи с ним. Теперь читайте вопросы теста, отвечайте на них, затем смотрите трактовку.

Вопросы:

  1. Вы идете в гости к любимому человеку. Есть два пути, две дороги: одна — короткая, быстрая и прямая, но скучная. Вторая — отнимет больше времени, но подарит интересные впечатления, вы пройдете по красивым местам, сможете полюбоваться великолепными пейзажами. Какую дорогу вы выберете?
  2. Итак, вы идете к любимому и на пути встречаете два цветущих куста роз. Один с белыми, а второй с красными розами. Вы решили нарвать букет. Сколько и каких цветков вы нарвете?
  3. Наконец вы дошли до дома любимого человека. Дверь открывает кто-то из его родственников. Как вы поведете себя? Попросите позвать любимого или, поздоровавшись, сразу пройдете к нему в комнату?
  4. Войдя в комнату, вы поставите букет из роз, куда? У окна или у кровати?
  5. Вы остаетесь в гостях ночевать, но спите в разных комнатах. Проснувшись утром, вы приходите в комнату к любимому, но он еще спит. Вы разбудите его или дождетесь, пока он сам проснется?
  6. Пришло время возвращаться домой. Какую теперь дорогу вы выберете: короткую или длинную?

Интерпретация ответов:

  1. Первая дорога означает то, как вы влюбляетесь. Прямой короткий путь — вы влюбляетесь быстро. Длинный — вы будете долго присматриваться, оценивать человека, прежде чем влюбиться.
  2. Если вы нарвали больше красных роз, значит в любви вы готовы больше отдавать. Белые розы — вы привыкли больше брать.
  3. Показывает ваше отношение к трудностям в любви. Если вы сразу проходите в комнату своего любимого, значит вы склонны незамедлительно и, не раздумывая, решать возникающие проблемы. Если вы просите позвать своего любимого, значит, и от проблем вы предпочитаете оставаться в стороне, дожидаясь, пока они разрешатся сами собой.
  4. Место, куда вы поставите букет, означает то, насколько часто и близко вы хотите быть с любимым. У кровати — максимально близко и не расставаясь ни на минуту. У окна — вы предпочитаете в отношениях быть на расстоянии и готовы довольствоваться редкими встречами.
  5. Если вы решаете разбудить любимого — вы хотите изменить его и ждете, что он будет меняться ради вас. Если вы дожидаетесь, когда он проснется сам — вы готовы принимать человека таким, какой он есть.
  6. Выбор обратной дороги показывает ваше постоянство в любви. Короткая означает, что при расставании вы быстро теряете интерес к партнеру. Длинная дорога — свидетельство того, что вы стремитесь к длительным, стабильным отношениям и при расставании будете долго отходить, прежде чем будете готовы к новым отношениям.

Необходимо нарисовать паука, паутину и жертвы. Художественные способности не имеют значения.

Трактовка:

  • паук — это охотник в животном мире. То, как вы его изобразили, характеризует вас, как «охотника» в мире общения и отношений с противоположным полом
  • сначала обращаем внимание на месторасположении рисунка. В идеале рисунок должен занимать весь лист. Рисунок, располагающийся в углу листа — говорит об ошибочной самооценке
  • размер паука, по отношению к другим фигурам — чем больше, тем самодостаточнее человек чувствует себя в дебрях любви
  • паутина — ваши способности заманить «жертву» в свои сети. Чем больше деталей, тем изощреннее вы в любовных уловках
  • количество жертв — сколько вы можете иметь сексуальных партнеров в один короткий период времени. Одна жертва — вы однолюб
  • качество жертв. Красивая бабочка говорит о вашем тонком вкусе. Некоторые охотники не брезгуют лакомиться даже червяками. Отсутствие жертв говорит о проблемах во взаимоотношениях, о внутренней склонности к одиночеству.

Например, возьмем такой рисунок

Рисунок занимает весь лист, детали прорисованы довольно тщательно, что говорит о высокой самооценке и немного о самолюбовании.

На рисунке кроме паука — хозяина рисунка, мы видим две жертвы — это партнеры, завлеченные в сети любви. Причем слева (это область прошлого) находится жертва, полностью замотанная, попавшая в сеть, без возможности выбраться. Паук при этом продолжает ее удерживать, как видим одной лапкой, хотя жертва уже и так никуда не денется. Она обездвижена. Но, паук не готов от нее отказываться. Это его неприкосновенный запас.

Гораздо больший интерес у паука вызывает бабочка, которая находится впереди него (область будущего). Паук устремлен в ее сторону. Размеры и рисунок бабочки говорят о том, что жертва вполне может упорхнуть из паутины, она достаточно велика, чтобы высвободиться и тем еще более заманчива для охотника.

Простыми словами: у человека имеется два сексуальных партнера. Один из которых менее интересен, в виду того, что уже пойман и опутан паутиной, второй представляет больший интерес, так-как до него еще предстоит добраться. И есть шанс, что бабочка упорхнет.

For example. Spider — it’s you. Butterfly and second victim — it’s your partners. You caught these victims in your love network. To your left — the past. Ahead — now. You look future. You look forward. There beautiful butterfly.

You hold that the left. It is completely in your power. Tangled in the web. Catch. You have a girlfriend who loves you, but it has in the past. You are not interested, but you let a girl to love yourself. You’re in love with the second girl. It is close, but not available and this too shall pass. You do not see anyone right now. To the right, there future.

Инструкция к применению

Возьмите фломастер или карандаш и заполните двенадцать предложенных на рис. 1Квадратов, повинуясь воле своей фантазии. Не следует долго раздумывать над содержанием, напротив, постарайтесь изобразить то, что спонтанно возникает в вашем сознании при взгляде на пустой квадрат или на квадраты, в которых вам предстоит дорисовать имеющееся изображение. После заполнения квадратов обратитесь к инструкции по интерпретации полученных данных. Внимательно изучив инструкцию, попытайтесь выявить черты вашего характера по рисункам.

Инструкция по интерпретации полученных данных

    Рисунок первого квадрата символизирует свое действительное отношение к себе и представление о себе. Значения рисунков:

- улыбающаяся или смешная рожицу, фигурка - хорошее чувство юмора, дипломатичность и миролюбивость натуры;

- гротескная карикатура является признаком неуживчивости, замкнутости;

- солнце означает, что вы часто претендуете на роль лидера;

- цветок – знак женственности и любви к природе;

- глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.

    Рисунок второго квадрата отражает ваше отношение к миру и своему дому. Значения рисунков:

- одинокий домик, символ жилища, изображение расположено в пределах внутреннего квадрата – признак привязанности к семейному очагу, тоски по домашнему теплу:

- изображение расположено за пределами внутреннего квадрата – свидетельство беспокойного характера, обладатель которого не является домоседом;

- изображение включает внутренний квадрат и выходит за его пределы – ваши интересы пропорционально делятся между домом и окружающим миром.

    Рисунок третьего квадрата характеризует сформированность честолюбия и целеустремленности. Значения рисунков:

- стрела, летящая в цель, т.е. в мишень – у вас развитое честолюбие и вы способны упорно работать для достижения своей цели;

- дополнение рисунка другими стрелами и линиями – у вас развито честолюбие, но вы не уверены в своих силах или в правильности поставленной цели;

- изображение не похоже на символы стрелы и мишени – возможно, вы неуправляемы и мятежны.

    Рисунок четвертого квадрата характеризует общительность и коммуникабельность. Значения рисунков:

- изображено несколько объектов (например, человеческих фигурок) – общительность и наличие большого количества друзей;

- одна проведенная линия означает скрытность, сдержанность и замкнутость;

- изображение предмета правильной геометрической формы (например, кирпича) свидетельствует о склонности к меланхолии и капризам, чудаковатости.

    По рисункам пятого квадрата определяем отношение автора рисунков к вопросам пола и половой жизни. Значения рисунков:

- если в рисунке использованы параллельные линии для изображения замкнутого единства , например, фонарного столба, здания и др ., то это означает здоровое отношение к половой жизни и, возможно, регулярную гармоничную половую жизнь;

- дерево с плодами – любовь к детям;

- смещение и искажение рисунка до неузнаваемости, а также незаполненное пространство между двумя линиями – свидетельство застенчивости, излишней скромности в вопросах пола и стыдливости. Автор неохотно занимается вопросами пола, по крайней мере, не любит о них говорить.

- дуга является частью рисунка лица, фигуры человека, снеговика и др . – способность быстро и легко располагать к себе людей;

- дуга игнорируется, например, получается угловатый геометрический узор – трудность в установлении контактов, возможно у автора в отношении с обществом преобладает стремление к доминированию, власти и диктату, ревность.

    По изображению в седьмом квадрате можно сделать некоторые выводы о тревожности человека, его самооценке и уверенности в себе. Значения рисунков:

- если рисунок располагается над расположенной посередине волнистой линией , то испытуемый чувствует себя уверенно, комфортно и в безопасности;

- если рисунок располагается под расположенной посередине волнистой линией , это может быть сигналом повышенной тревожности и неуверенности в своих силах;

- утопающий или тонущий предмет – повышенная тревожность и страх перед будущим;

- цепочка или линейный орнамент – сознательность, ответственность и склонность к упорному труду.

    Изображение, помещенное в пустой квадрат, означает круг интересов и личностно значимых ценностей автора. Значения рисунков:

- члены семьи (отец, мать, сестра, брат, дети) – привязанность и любовь к семье;

- пейзажи, виды природы – любовь к природе;

- автомашины, красивые дома, интерьеры жилища – стремление к обеспеченной комфортной жизни и т.д.

    По рисунку девятого квадрата можно сделать некоторые предположения о способности испытуемого работать в коллективе, о его дисциплинированности и организованности. Значения рисунков:

- симметричный узор или рисунок, полученный дополнением предложенного фрагмента квадратами или другими геометрическими фигурами – дисциплинированность, умение организованно работать в коллективе, зависимость от группового мнения;

- штриховка фрагмента темными линиями, а также несимметричная картинка с кривыми линиями – упрямство, настойчивость, склонность не признавать авторитеты.

    Рисунок десятого квадрата отражает степень конформизма автора. Значения рисунков:

- замкнутые круги – испытуемый несамостоятелен в принятии решений, нуждается в помощи и поддержке;

- рисунок с незамкнутыми кругами – независимость и целеустремленность;

- изображение человеческого уха может свидетельствовать о скрытном характере;

- изображение чайной чашки и других предметов домашнего обихода говорят о любви к семье и стремлении к поддержанию семейных традиций, о развитом отцовском и материнском чувстве.

    Рисунок одиннадцатого квадрата чаще всего дополняется в соответствии с досуговыми интересами. Значения рисунков:

- изображение настольной игры или ее фрагмента – наличие в характере духа соревновательности, азартности, напористости;

- изгородь или забор могут быть сигналом актуальных проблем и препятствий, которые в данный момент кажутся непреодолимыми;

- символ дома или домашнего обихода – хозяйственность;

- геометрический узор – прилежность, любовь к системности и порядку.

    Расположенные в двенадцатом квадрате точки пробуждают у испытуемого фантазию и по рисункам можно судить о степени развитости воображения. Значения рисунков:

Точки являются составной части картинки (цветка, муравья, рыбки, заячьего хвостика, зерна, которое клюют птицы и т.д.) указывают на развитое воображение и образное мышление;

Затушеванные точки и соединенные в круг говорят о логическом мышлении и практическом складе ума.

1.


2.


3.



4.


5.