Почему земля в цветочном горшке покрывается белым налетом и плесенью? Уход за комнатными растениями в домашних условиях Как рыхлить землю в цветочных горшках

Пересадка рано или поздно бывает необходима всем комнатным растениям. Но в случае с исполинами, комнатными крупномерами ее не проводят до той поры, пока это возможно, поскольку задача это не из легких. Да и редко какие взрослые растения нуждаются в ежегодной пересадке, не успевая освоить всю почву в горшках. В годы, когда пересадку не проводят, почти всегда рекомендуют выполнить обязательную процедуру – частичную замену грунта. Верхний слой почвы заменяют и в целях гигиены, и для поддержания нормального состояния субстрата.

Частичная замена почвы для комнатных растений. © Jennifer

Частичная замена грунта – это простая, не требующая ни особых навыков, ни знаний процедура замены верхнего слоя субстрата в горшках с комнатными растениями.

Частичная замена грунта нужна в нескольких случаях:

  1. когда растение пересаживают не ежегодно, а с частотой 1 раз в 2-3 года или реже, вместо пересадки в оптимальные сроки проводят замену загрязненного верхнего слоя почвы;
  2. для крупномеров, которые выращивают в бетонных или каменных цветочницах, а также слишком тяжелых для транспортировки или перемещения контейнерах, заменяя этой процедурой саму пересадку;
  3. если почва закисает, загрязняется, покрывается плесенью, слишком часто уплотняется и нужно заменить верхний слой для обеспечения нормальной воздухо- и водопроницаемости;
  4. если растение заражено вредителями или заболеваниями, поражения серьезные, оно теряло листья, после обработки фунгицидами или инсектицидами, замена верхнего уровня субстрата понижает риск повторного появления проблемы, позволяет убрать загрязнения и источники заболеваний из субстрата;
  5. если у растения корни выходят сверху горшка, но растение еще не заполнило субстрат и в пересадке нет потребности (или нет возможности ее провести) проводят частичное снятие загрязненной почвы и досыпку более высокого, прикрывающего корни слоя земли.

Замену верхнего слоя субстрата традиционно рекомендуют проводить в те же сроки, что и пересадку растений, но ранняя весна или конец зимы – вовсе не единственные сроки для такой процедуры. На самом деле, частичную замену почвы можно проводить в любое время, когда она необходима. Если ею заменяют пересадку — то и правда — с конца февраля и до мая. Но если замена нужна для срочного улучшения состояния субстрата, связана с гигиеническими, профилактическими целями, то проводить ее можно в любое время, за исключением зимы, и предпочтительно в стадии активного роста растений.

Классический подход к замене грунта вместо пересадки стал причиной и еще одного заблуждения, согласно которому частичную замену проводят всего раз в год, как и саму пересадку, для молодых или активно растущих культур. Для большинства некрупных растений это и правда оптимальный вариант. Но если речь идет о комнатных исполинах, которые сложно или невозможно пересадить вообще, то замену грунта обязательно проводят хотя бы 2 раза в год. Ведь полностью почву для этих растений не меняют, и чтобы процедура возымела даже минимальный эффект, сменять верхний слой грунта в горшке придется 1 раз в полугодие. В таком случае замену проводят весной и осенью. При замене верхнего слоя в гигиенических или профилактических целях ее проводят столько раз, сколько потребуется, но не чаще 1 раза в 3 месяца.


Грунт в горшке с комнатным растением требует замены. © Nikki Tilley

Сколько именно грунта можно вынуть и заменить, определяют всегда индивидуально. Максимальный объем удаленного субстрата, который допустимо вынуть из горшков – четверть от всей почвы. Но ориентироваться лучше всегда на конкретное растение. Золотое правило замены верхнего слоя почвы в горшках с комнатными растениями гласит: снять можно только загрязненный слой почвы до начала залегания корней растения. Поскольку контактов с корневищем нужно избегать (даже малейших), иногда речь идет об очень тонком слое грунта.

Проводить процедуру можно только на сухом субстрате. Для растений, которые предпочитают стабильную влажность, дают подсохнуть верхним 3-4 см почвы. Но в любом случае вынимать влажный субстрат нежелательно и после полива должно пройти несколько дней.

В самом процессе замены верхнего слоя субстрата нет ничего сложного. Но следует быть очень аккуратным и внимательным, действовать осторожно, чтобы исключить риск задевания корней.

Процедура смены верхнего слоя горшечного грунта состоит из нескольких шагов:

  1. Емкость с растением переносят на ровную, гладкую поверхность, застеленную сверху изолирующей пленкой или же кадку, контейнер, цветочницу окружают пленкой и бумагой так, чтобы избежать загрязнения поверхности пола.
  2. У культуры удаляют сухие листья, осматривают крону, при необходимости проводят санитарную чистку, обрезая сухие и поврежденные побеги.
  3. Проводят очистку листьев от пыли и загрязнений мягкой губкой или текстильной салфеткой (если это возможно).
  4. Если почва уплотнена, на ней образовалась корка, нарушена водопроницаемость, вилкой или любым удобным инструментом для работы с комнатными растениями слегка рыхлят грунт, не задевая корней.
  5. Почву аккуратно выгребают вначале по краю горшка или контейнера, аккуратно снимая несколько сантиметров грунта по окружности или периметру емкости.
  6. Удалив субстрат с краю, аккуратно продвигаются к побегам растения, вглубь горшка. Вначале снимают все видимые загрязненные участки, а затем и всю доступную почву, которую можно снять, не прикасаясь к корням.
  7. Удалив всю почву, сверху насыпают свежий субстрат, подходящий для данного растения. Уровень почвы в горшках и контейнерах оставляют неизменным, за исключением тех случаев, когда у растения сверху были оголены корни: для такой процедуры корни покрывают субстратом так, чтобы сверху образовалось как минимум 5 мм почвенного слоя (оптимально – 1-1,5 см).
  8. Аккуратно очистив емкость, удалив загрязнения, растения переставляют на поддоны и поливают. Если почва сильно проседает, ее слегка досыпают.

Подсыпка нового грунта в горшок после его частичной замены. © Alexis

Растениям, для которых провели смену верхнего слоя почвы, нормальный уход возобновляют сразу же. В отличие от пересадки, в адаптации или сокращении поливов, ограничении подкормок нет нужды (разумеется, если такие меры не обусловлены здоровьем зеленого любимца). Для растений, у которых так компенсируется отсутствие пересадки, остановка подкормок может привести к нехватке питательных веществ. Обязательные, регулярные подкормки позволяют компенсировать недостаточную плодородность остального субстрата. Если пересадка не проводилась очень давно, то концентрацию удобрений желательно повысить или добавить в свежесозданный слой удобрения длительного действия.

Прекрасный участок земли видеть во сне или получать – предвестье счастливой семейной жизни.

Ухоженная земля с прекрасными садами во сне – знак большого семейного счастья.

Земля, покрытая зеленью или мхом во сне, – к деньгам или выгодному браку.

Бесплодная земля снится тем, кого ждут неудачи и горькие потери.

Если вам приснится, что земля засеяна пшеницей, то ваш тяжелый упорный труд поможет вам обогатиться.

Целовать или есть во сне землю - означает унижение и потери.

Овощи, растущие на земле, – знак огорчений и неприятностей.

Плодородную, черноземную местность видеть означает ваши возможности, которые вы упускаете в силу лености или слабости характера. Иногда такой сон предупреждает об излишней доверчивости. Чем больше будет участок земли, который вы увидите во сне, тем больше богатства, радости и счастья ждет вас в жизни.

Если вам приснится, что вы отчаянно копаете землю, то вам следует умерить свои корыстные аппетиты, чтобы потом не раскаиваться в этом.

Пахать, сеять, удобрять, сажать семена в землю во сне означает прибыль и рост благосостояния. Вступающим в брак такой сон предсказывает крепкую семью и здоровых детей.

Мокрая земля, превратившаяся в жижу, предсказывает болезнь. Если же вы запачкались ею, то ждите позора и раздоров. Смотрите толкование: жижа, грязь.

Отмерять участок земли во сне – знак раздора с родственниками. Обмерять участок земли во сне предвещает, что ваше положение будет отчаянным и ваши близкие станут жалеть вас. Разметки ставить на земле – к разводу или разделу.

Разрытую землю видеть – иногда к похоронам. Особенно если увидеть ее под окном своего дома или около дома своих близких.

Развороченная земля снится тем, чья жизнь не устроена. Такой сон не предвещает им скорого благополучия.

Если из земли будут торчать прутья, палки, куски проволоки, то ждите задержки в решении вашего дела. Кроме того, у вас есть враги, которые всячески стараются навредить вам. И еще этот сон означает, что вы немало напутали в своей жизни. Постарайтесь исправить ошибки, если это возможно.

Землю увидеть с корабля во сне – знак скорого успеха, который последует за долгими переживаниями и исканиями.

Если увидите чужую страну, то вскоре вам сделают интересное предложение, связанное с поездкой.

Земля разверзлась у вас под ногами во сне – знак того, что вас ждет крах в делах и в любви. Такой сон предсказывает долгие страдания, разочарования и унижения. Смотрите толкование: землетрясение.

Увязнуть в топкой земле во сне означает, что ваши дела застопорятся. Если во сне вам повезет, и вы вылезете из топи, то судьба щедро вознаградит вас за тяжкие труды. Смотрите толкование: болото.

Землекопов видеть во сне означает, что враги ждут вашей смерти.

Лежать на земле во сне – знак неустроенности вашей жизни и крушения планов на будущее. После такого сна вполне может быть, что вы лишитесь средств к существованию.

Если вам приснится, что на ваших глазах земля провалилась, или увидите во сне земной провал, то ваши планы потерпят полный крах, вас ждут беды или несчастья. Говорят, что такой сон предсказывает удачу тем, кто должен деньги или собирается в дорогу, так как первым он обещает, что им не придется платить долги, а другим – что их дорога будет удачной.

Толкование снов из Семейного сонника

Подпишись на канал Сонник!

Подпишись на канал Сонник!

Как правильно ухаживать за комнатными растениями

Цель : знакомство с правилами ухода за комнатными растениями
Задачи:
Прививать интерес к цветоводству.
Знакомить детей с правилами ухода за комнатными растениями.
Описание: данный материал может использоваться педагогами начальной школы, педагогами дошкольного или дополнительного образования на уроках и занятиях.

Жизнь растений в помещении полностью зависит от ухода. Тепло, свет, вода, подкормка, свежий воздух… Это не полный список их потребностей. Привожу советы, которые окажут помощь в организации ухода за комнатными растениями.

Как поливать комнатные растения.

Определи необходимость полива щелчком по горшку. Горшок с сухой почвой издаёт звонкий звук, с влажной – глухой. Проверь землю на ощупь – она должна быть слегка влажной, не прилипать к пальцам.
Поливай мягкой водой (самая полезная для полива – дождевая и талая снеговая вода) комнатной температуры или на 2-3 градуса выше.
При использовании водопроводной воды дай ей отстояться в течение суток.
Весной и летом поливай раз в 1-2 дня. Полив производи вечером, в сильную жару и утром, а осенью и зимой – только по утрам. Летом поливай растение обильнее, чем зимой.
При поливе давай растению столько воды, чтобы она промочила весь земляной ком. Вредно поливать растения часто и понемногу: вода не смачивает всего земляного кома, и корни в глубине горшка остаются сухими.
Воду в горшок наливай в несколько приёмов, пока не выльется в поддон. Если после этого она не впитывается в течение часа, то её нужно слить.
В тёмном и сухом помещении поливай чаще, чем в прохладном и влажном.
Следи, чтобы при поливе носик лейки касался края горшка, не лей воду сильной струёй.
Растения в маленьком горшке поливай чаще, чем в большом..
Цветущие растения поливай чаще, чем не цветущие.
Растения, пострадавшие от сильной пересушки или от избыточного полива, поливай понемногу, чтобы восстановить корневую систему.
Растения с опущенными листьями (глоксиния, сенполия, примула) поливай очень аккуратно, чтобы капли воды не попали на листья, и не опрыскивай их.
Засухоустойчивые растения (алоэ, агавы, кактусы) поливай реже, чем бальзамин, бегонию, арум, монстеру.
Горшок с циперусом, каллой, азалией для лучшего роста погрузи в воду.
Цикламен поливай только в поддон.
Не заливай растения. Корням нужна не только вода, но и воздух. Постоянно переувлажнённая почва для большинства растений губительна.

Как обеспечить комнатные растения светом.

Светолюбивые растения держи на окне или около него.
Теневыносливые растения размести в некотором отдалении от окон.
Зимой растения по возможности передвинь ближе к окну, чтобы листьям досталось больше света.
Не переноси растения из тенистого места сразу на солнечный подоконник или открытый воздух, приучай его к более яркому свету постепенно.
Притеняй растения от полуденного летнего солнца, от которого прежде всего пострадают молодые листочки.
Красиво цветущие растения особенно требовательны к свету, для распускания цветков необходимы прямые солнечные лучи.

Как обеспечить комнатные растения свежим воздухом.

Проветривай, не допуская сквозняков. Их особенно боятся тропические растения. Не размещай их между открытым окном и дверью.
Чтобы воздух и влага походили к корням, землю в цветочном горшке рыхли деревянной палочкой с тупым концом, чтобы не повредить корни. Частота рыхлений зависит от качества земли: глинистую рыхли чаще, чем песчаную.
Почву рыхли только влажную. Если она сухая, можно повредить корни. Не рыхли землю сразу после поливки – она будет налипать на палочку.

Как поддерживать необходимую влажность воздуха.

Зимой многие растения страдают от сухого комнатного воздуха. Исключение составляют кактусы.
Для повышения влажности воздуха между растениями помести ёмкости с водой, используй двойные горшки или поддон с галькой. Действенный способ увлажнения воздуха – опрыскивание из пульверизатора.
Опрыскивай растения тёплой водой по утрам со всех сторон так, чтобы их листья покрылись слоем мелких капелек и к ночи обсохли. Во время опрыскивания на растение не должны попадать прямые солнечные лучи.
Опрыскивание не только увеличивает влажность воздуха вблизи растений, но и очищает листья от пыли и заражения красным паутинным клещом.
При использовании поддона с галькой не размещай растения слишком близко друг к другу, чтобы избежать поражения серой гнилью.

Как создать комнатным растениям необходимый температурный режим.

Температура для комнатных растений должна быть ровная, без перепадов. Перепады для них представляют большую опасность, особенно зимой. Исключение составляют только кактусы и другие суккуленты, которые приспособились в природе к высокой дневной температуре и холодным ночам.
Регулярно проветривай помещение, стараясь избежать сквозняков. Зимой при проветривании отставляй растения от окна.
Утепли окна, подложи под горшки с растениями доску толщиной 1-2см.
Измерь температуру в разных зонах окна (наверху, в средней части, внизу) и на подоконнике. Показания запиши.
Размести растения с учётом их требования к теплу. Те, которым необходим умеренно тёплый воздух, подвесь в средней части окна. Другие размести на подоконнике сбоку или в середине, ближе или дальше от стекла.
Наблюдай за развитием растений. Они сами подскажут, какое место им больше подходит.

Как обеспечить комнатные растения необходимым минеральным питанием.

Удобрения оказывают полезное действие, только когда все другие условия жизни благоприятны для растений.
С мая по сентябрь подкормку минеральными удобрениями производи один раз в две недели.
Не вноси минеральные удобрения, если растения больны, находятся в состоянии покоя или только что пересажены. Начинай удобрять через 2-3 недели после пересадки, когда растение хорошо укоренится в новом горшке.
Зацветающие растения подкармливай после появления бутонов и продолжай вносить удобрения, строго следуя инструкции, до конца цветения. Активно растущие, быстро образующие зелёную массу растения, а также обильно цветущие подкармливай чаще, чем медленно растущие.

Как правило, обладательница комнатного растения знает, когда его поливать, в каком количестве и как часто. Но многие владелицы прекрасного творения природы не знают о грунте, находящимся в горшках с цветами. Грунт нужно подбирать в зависимости от индивидуальных особенностей комнатных растений. При несовпадении растения и грунта, растение может завянуть, а грунт покрыться белой оболочкой.

Нужно ли менять грунт в горшках?

На этот вопрос нет конкретного правильного ответа, но все же, больше положительных мнений отдается в сторону периодической замены грунта в горшках.

Со временем земля теряет свои минеральные богатства и становится неспособной к обогащению растения полезными веществами. Кроме того, со временем на земле появляется белый налет. Причиной такого налета может быть даже переизбыток удобрений, например, соли, содержащейся в воде, которой поливают комнатное растение.

Также налет может образовываться из-за недостаточного разрыхления почвенного покрова, то есть воде мешает испариться корка в поверхностном слое земли.

Как правило, землю рекомендуется менять один раз в год, но этот период относительный. Нужно смотреть на внешнее состояние земли. Чем чаще производится поливка, тем короче промежуток между заменами земли. Также земля должна меняться по мере роста цветка, при вырастании длинных корней грунта для их питания становится недостаточно, поэтому нужно пересаживать цветок в горшок больших объемов, соответственно и с большим количеством земли.

Для растений маленького размера не рекомендуется использовать большие горшки, они тормозят рост и развитие растения.

Как нужно заменять грунт в горшках комнатных растений?

При замене грунта земля, схваченная корнями растения, остается неизменной. Основной земельный ком должен оставаться на месте. Для начала нужно аккуратно извлечь цветок из горшка вместе со всей землей, затем осторожными движениями отделить участки, не захваченной корнями земли, как бы мягкими отряхивающими движениями. Для удобрения новой земли в нее добавляется истертый в порошок древесный уголь. У него имеется отличное лечебное свойство – препятствие гноению. А еще уголь способен впитывать в себя излишнюю влагу из почвы и отдавать ее, когда земля станет пересушенной. Благодаря углю земля обладает пористостью, это помогает корням растения дышать.

Подготовленная новая земля засыпается на дно горшка, затем туда помещается цветок с собственным комом земли и оставшиеся пространства засыпаются грунтом.

Ольга Дуда
Конспект НОД «Уход за комнатными растениями и первая подкормка их»

Интеграция образовательных областей : труд, безопасность, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, физическая культура

Программное содержание.

Сформировать у детей представление о приемах ухода за растениями и их последовательность.

Уточнить знания дошкольниками названий комнатных растений в соответствии с требованиями программы.

Отработать недостаточно освоенный детьми прием рыхления.

Познакомить детей с новым видом ухода за растениями – удобрением (подкормкой ) почвы, сообщить некоторые правила внесения удобрений (поливать раствором удобрения один раз в неделю после полива, количество раствора зависит от размера растения ).

Продолжать воспитывать у дошкольников познавательный интерес к растениям , желание наблюдать и ухаживать за ними.

Ввести в словарь детей слова : удобрение, подкормка .

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель вместе с дежурными расставляет на столы растения (на каждого ребенка; за крупными растениями будут ухаживать двое-трое детей, готовит инвентарь для ухода (фартуки, клеенки, палочки для рыхления, тряпочки, мисочки с водой, пульверизаторы, ножницы, лейки). Недалеко от столов размещают таз и большую лейку. На столе воспитателя – бутылочка с раствором удобрения и стаканчики с раствором , полные и налитые до половины (прикрыты салфеткой) .

Ход непосредственно образовательной деятельности

I. Организационный момент.

Педагог приглашает детей к столам, на которых размещены комнатные растения и все для ухода за ними .

Ребята, отгадайте загадку :

И пьет, и дышит,

А не ходит.

Дети догадываются, что это растение .

II. Беседа о комнатных растениях .

Как вы догадались, что это растение ? Какие части есть у растения ?

Педагог выставляет на магнитной доске модели, характеризующие основные части растения : корень, стебель, лист, бутон, цветок. Дети называют эти части.

Ребята, с помощью каких частей растение пьет ? (корень – полив, лист – опрыскивание) А дышит растение с помощью каких частей? (лист, корень)

Посмотрите, дети,

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Какие растения вы знаете ? Давайте поиграем. Я буду задавать вопросы о растениях , а вы – отвечать.

У какого растения самые большие листья? А самые маленькие? Какое из наших растений цветет зимой ? У какого растения кончик молодого листа завернут, как улитка? (У папоротника) Как называется растение , у которого пахнут не только цветы, но и листья? (Герань) (И другие вопросы, в зависимости от наличия растений в группе в соответствии с программными требованиями)

Дети называют комнатные растения .

Молодцы, ребята! Вам нравятся наши растения ? Чтобы растения были красивыми , люди должны за ними ухаживать. Как ухаживают за комнатными растениями ?

(Растения поливают , опрыскивают, крупные листья протирают влажной тряпочкой, с пушистых листьев смахивают пыль кисточкой, рыхлят землю в горшочках).

Дети, сегодня мы будем ухаживать за комнатными растениями . Осмотрите их внимательно и скажите, какие растения требуют полива ? Как они называются?

Воспитатель уточняет, как определить, что растение требует полива (можно потрогать пальчиками – земля сухая или влажная) .

Как называются растения , которые нужно помыть?

Какие из них требуют опрыскивания?

У каких цветочков нужно взрыхлить землю в горшочках?

Физкультурная пауза «Цветочки» . Развитие общей моторики, творческого воображения.

Педагог предлагает детям встать так, чтобы не мешать друг другу.

Присядьте на корточки и представьте себе, что вы маленькие цветочки. Тот цветочек, к которому я подойду и который «полью» из лейки, начнет «расти » - медленно подниматься и тянуть руки вверх.

Педагог подходит к каждому из детей по очереди. Дети медленно поднимаются и тянут руки вверх.

Солнышко светит на листочки. Листочки тянутся к солнышку. Вот так.

Педагог показывает, как нужно вращать ладонями вытянутых вверх рук. Дети повторяют движения.

Покажите, что произойдет, если вовремя не полить цветочки. Они поникнут. Вот так.

Педагог показывает, как нужно расслабиться и уронить руки вниз.

Ребята, прежде чем приступить к работе, оденьте, пожалуйста, фартучки.

Обратите внимание на инвентарь, который мы приготовили с дежурными. Что у нас имеется?

Дети называют (лейки, палочки для рыхления, клеенки, тряпочки, мисочки с водой, пульверизаторы, кисточки, ножницы).

А сейчас выберите, пожалуйста, растение , за которым вы будете ухаживать, перенесите его на отдельный стол (крупные растения переносит воспитатель, осмотрите его еще раз внимательно, возьмите необходимый инвентарь и разместите его на своем столе.

III. Труд по уходу за комнатными растениями .

Ребята, так как все растения требуют рыхления земли в горшочках, предлагаю сначала взрыхлить землю. Скажите, для чего нужно рыхлить землю? (Чтобы хорошо проходила вода и чтобы корни могли дышать)

Чем надо рыхлить землю в горшках с цветами? Почему палочками? (Чтобы не поранить корни)

Как нужно правильно рыхлить? Покажи, Алена.

Ребенок выполняет задание, педагог держит горшок наклонно, чтобы всем детям было видно.

Правильно Алена делает? Правильно, ближе к стеблю рыхлит неглубоко, а дальше от стебля – немного глубже.

Дети, взрыхлите землю и вы в горшочках своих растений .

Воспитатель следит за правильностью и аккуратностью выполнения задания.

Ребята, а как надо мыть растения ? (Крупные листья протирают влажной тряпочкой, растения с мелкими листьями ставят в таз, закрывают землю клеенкой, чтобы не размыть ее и поливают из большой лейки)

Ребята, многие растения очень любят влагу , так как их родина – влажные джунгли. Поэтому их надо часто опрыскивать водой из пульверизатора, ведь моем мы растения только раз в неделю . Но не все растения можно опрыскивать . Вспомните, какие растения опрыскивать нельзя ? (Растения , на листьях которых имеются ворсинки)

Назовите эти растения . (Фиалка, герань) Как надо очищать от пыли листья этих растений ? (Аккуратно кисточкой смахивать пыль)

Дети, посмотрите внимательно на свои растения , выберите правильный способ очистки листьев от пыли и приступайте к работе.

Дети выполняют задание, педагог следит за правильностью его выполнения, помогает, подсказывает детям последовательность действий.

Ребята, заметили ли вы какие-нибудь изменения во внешнем виде наших растений ? (У герани появились новые листья, у бальзамина – бутоны)

Начинается весна, стало намного светлее, наши растения стали расти быстрее . Чтобы они лучше росли и цвели, их нужно удобрять, подкармливать . Для этого есть специальное удобрение (показывает детям) . Оно продается в цветочных магазинах. Подкармливают растения один раз в неделю после полива, чтобы раствор удобрения лучше впитался в почву.

На моем столе стоят стаканчики с раствором удобрения : одни стаканчики полные, в других раствора налито наполовину стаканчика. Если растение большое – нужно взять полный стаканчик, если растение меньшего размера , то потребуется стаканчик, в котором налита половина раствора .

Подумайте, какой стаканчик вам нужно взять и полейте удобрением свое растение .

Воспитатель контролирует деятельность детей, помогает им советом, отмечает тех, кто успешно справился с делом.

Молодцы, ребята. Теперь уберите свои рабочие места, а растения унесите туда , где они стояли вначале занятия. (Воспитатель помогает детям)

IV. Итог занятия.

Дети, чему мы сегодня научились? (Подкармливать растения )

Для чего их подкармливают (удобряют? (Чтобы они лучше росли и цвели)

На какую землю должно попадать удобрение – сухую или влажную? (На влажную, мокрую землю, удобрять после полива)

Сколько удобрения нужно лить в горшок с растением ? (Лить полстаканчика или целый стаканчик в зависимости от величины растения )

Сегодня вы подкормили растения , а дальше эту работу будут выполнять дежурные один раз в неделю. Теперь вы все должны наблюдать за растениями , чтобы увидеть изменения в них после подкормки . Дома расскажите своим мамам, чему вы сегодня научились. Ухаживайте дома за растениями так же , как в детском саду.