Отмена карточной системы. Карточная система

В сентябре 1941 г. в городах Красноярского края была введена карточная система распределения товаров, альтернативы которой в военных условиях не существовало.

Один из красноярских магазинов в годы войны. Источник: Красноярск - Берлин. 1941-1945 гг., 2009 г.

Товары народного потребления везли в край со всей страны: поезда с табачными изделиями из Ростова-на-Дону, Москвы, Ленинграда встречались с эшелонами, везшими обувь из Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону и Новосибирска, составами с трикотажными и швейными изделиями из Белоруссии и опять-таки из Москвы и Ленинграда. Галантерейные товары поставлялись из Одессы и Иркутска.

Слаборазвитая Советского Союза не могла удовлетворить потребительский спрос населения. Советские служащие, рабочие исправно получали заработную плату. Но вот только девать ее было некуда. Необходимые в быту вещи, одежда, да и многое другое, были дефицитным товаром. Нужно отстоять не одну очередь или иметь знакомых в торговле, чтобы приобрести модный в те времена товар. Честно отработав свои смены, получив в кассе деньги, гражданин не мог полностью их потратить. А куда девать деньги, если на них ничего не купишь? Инфляции, что при свободном экономическом развитии, поглощает избыточную денежную массу, просто не было. Продуктов хватает — куда их больше. Собственно, дефицит товаров народного потребления привел к массовым накоплениям у людей. Государство активно пыталось вернуть излишние деньги в оборот. Для этого запускались программы займов, раскручивалась система сберегательных книжек.

Война все изменила. Теперь деньги доставались из чулка, снимались вклады со сберкнижек. Так, в Канске на 27 июня утечка вкладов составила 144 тыс. руб. Соль, спички, сигареты, мука и консервы - покупалось все. Еще 22 июня во многих магазинах с прилавков исчез хлеб. «В первые дни мобилизации в магазинах Канска образовались очереди за спичками, солью и промтоварами, - докладывал представитель Канского горкома через четыре дня после начала войны. - В очередях идут разговоры о том, что спичек, соли и продтоваров опять не будет, как это имело место в 1940 г.» .

По архивным данным о запасах Красторга на 26 июня 1941 г., на городских складах еще оставались запасы спичек, соли, скобяных товаров и галантереи. На 200 тыс. руб. накопилось культурных товаров, на 200 тыс. - вина, а вот хозяйственного мыла и табачных изделий не стало.

В стране начался перевод экономики на военный лад. Были введены законодательные ограничения на торговлю товарами, которые можно использовать для нужд военной промышленности. Так, была запрещена продажа свинцовых печатей. Практически прекратился выпуск посуды из олова. Для распределения продуктов питания была введена карточная система. Нельзя сказать, что карточки сильно удивили граждан. За последнюю четверть века они вводились уже в третий раз.

Альтернативы карточной системы в тех условиях просто не существовало. Война нарушила естественное развитие экономики. Житница Советского Союза - Украина - стала ареной ожесточенных боев. Нарушились транспортные поставки - железнодорожные составы, речные суда, автомобили десятками, сотнями, тысячами мобилизовывались для нужд фронта. Трактор, что ранее тащил за собой плуг или сеялку, теперь разбитыми фронтовыми дорогами волок на позиции орудие. Этого мало, село - основной поставщик продовольствия для страны - осталось без рабочих рук. Миллионы здоровых мужчин, в мирное время играючи осуществлявших посевные и уборочные, получили в руки оружие. У них появилась новая, более важная задача - остановить врага, рвавшегося вглубь советского государства. Существование мирной системы торговли долго продлиться не могло. В стране не было излишков продуктов.

Тотальный дефицит вел к голоду и катастрофе. В этих условиях советские власти вынуждены были пойти на жесткое централизованное распределение товаров и продукции. Иначе невозможно было накормить армию, поддержать силы рабочих у станка, дать шанс выжить старикам, больным и детям. В условиях ограниченного количества ресурсов обеспечить выживание большей части населения, сохранить генофонд страны и по возможности поддержать все категории населения как-то иначе было нельзя.

ФАС предложила ввести "продуктовые карточки" для малоимущих слоев населения в связи с санкциями ЕС и США. Но возможен ли возврат к карточной системе и действительно ли проблема с санкциями принимает столь серьезный оборот? С другой стороны, может быть, продуктовые карточки в принципе стоит ввести в России, без учета разных ситуаций в стране?

Кстати, в ФАС уверены, что эта мера допустима в рамках так называемой "зеленой" корзины ВТО (разрешенных направлений господдержки агроотрасли), то есть юридически эта мера будет вполне законной. В то же время в минпромторге уверяют: никакой необходимости срочно вводить продуктовые карточки или устанавливать предельные цены на санкционные группы товаров нет. Во всяком случае, пока. Да и в будущем вряд ли появится такая необходимость… Минпромторг проводит ежесуточный мониторинг цен по санкционной группе продуктов питания, и никаких подозрительных явлений не наблюдает даже под лупой.

"На сегодняшний день оснований, на мой взгляд, этого (введения карточек) делать не нужно, — рассказала в интервью сайт заместитель председателя комитета Государственной думы ФС РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов Елена Афанасьева . — Но, вообще, эта проблема — она ж не сегодняшнего дня. И, наверное, таким образом, в том числе, некоторые государственные структуры ее пытаются решить, потому что эта проблема — она действительно существует для некоторых слоев населения. Но мне кажется, что здесь нужно пойти по несколько другому пути, и сейчас у нас эта возможность есть, — развивать производство, развивать рабочие места и, наконец, просто элементарно давать возможность трудоустроиться. И трудоустраивать тех, кто хочет работать, потому что есть часть населения, которая просто живет за счет того, что получает пособия по безработице, что тоже не совсем правильно".

Безусловно, нужно как-то помогать категории малоимущих граждан, считает эксперт. Но вот, допустим, ведем мы карточки. Нужен какой-то специальный магазин либо в магазинах должны быть отделы соответствующие. Но у нас нет уже практически государственных магазинов! То есть, как эта карточка будет работать? Ввести-то можно все что угодно, а как карточка будет на практике реализовываться?

"Лет пять назад были такие народные магазины, мы их так называли. Может быть, такие магазины снова открыть — тогда эта карточка начнет работать. Но тогда нужен особый контроль, потому что я помню историю, когда открывали магазины для ветеранов, а поставляли туда товар либо просроченный, либо у которого срок годности заканчивался завтра. Ты его мог купить и съесть только сегодня, потому что завтра он уже был негоден", - вспоминает Елена Афанасьева.

"Я уверен, что такого (введения продуктовых карточек) не будет, — сказал в телефонной беседе с корреспондентом сайт доктор экономических наук, профессор (специализация "Мировая экономика", "Мировые интеграционные процессы") Владимир Мантусов . — А насчет "зеленой корзины ВТО" — здесь надо уточнить, что имелось в виду. Во-первых, в сельском хозяйстве есть три корзины — так называемая красная, желтая и зеленая. По зеленой корзине можно, скажем так, со стороны государства предпринять определенные меры для улучшения. Это меры не прямого, косвенного характера, это меры для улучшения сельскохозяйственной сферы, к примеру, подводка линий электропередач, скажем, или улучшение технического обеспечения и т.д, то есть это не прямого воздействия меры.

Хотя, по сути, карточки никакого страха не должны вызывать, потому что это мера обеспечения малоимущих слоев населения. Вот и все. Это своеобразная мера неденежного стимулирования".

В принципе, можно и по-другому сделать, считает эксперт. Например, выделить какие-то определенные средства для того, чтобы индексировать, например, пенсии или уровень заработной платы населения с низкими доходами. Но можно это сделать и через карточную систему. Две формы, денежная и, допустим, карточная. Ничего здесь страшного нет и ничего такого нового нет. Но, конечно, лучше всего сделать так, чтобы национальная экономика была более эффективной — и тогда количество людей, живущих, скажем так, по уровню, который мы называем "с низкими доходами", перешли в категорию населения со средним достатком. Вообще, именно к этому надо стремиться, и каждая национальная экономика должна перед собой ставить такого рода задачи, добавил Владимир Мантусов.

"Вообще-то, ничего такого противозаконного в предложении ФАС нет. Но там, кажется, действуют по принципу "лучше перебдеть, чем недобдеть", — поделился своим мнением по этому вопросу член Международной ассоциации адвокатов, кандидат юридических наук Игорь Шмидт . — Ведь известный Федеральный закон "О торговле" действительно дает право на госрегулирование цен, установление их предельного уровня на ряд социально значимых товаров, если цена на них вырастет на 30 процентов в течение месяца. Такая норма была внесена в закон в 2010 году после аномальной засухи и резкого роста цен на гречневую крупу, но ни разу не применялась на практике.

Но и ранее госрегулирование цен применялось лишь однажды, в 2007 году, когда вследствие значительного подорожания продовольствия в мире в целом ритейлеры и компании-переработчики подписали меморандум "О заморозке цен" на социально значимые продукты питания. Но действовало оно лишь несколько месяцев. Мне кажется, что, озвучив предложение о карточках и специализированном регулировании цен на какие-то "санкционные" товары, ФАС лишь как бы прикрывает себя от возможных неприятностей. А ну как что-то случится действительно (хотя вероятность этого крайне мала)? А у них готов ответ: а мы, мол, предупреждали… И взятки гладки. С точки зрения чиновников, вполне нормальный "страховочный" ход".

Ну, и в заключение. сайт уже сообщала, что Россия 7 августа 2014 года ввела сроком на год продовольственное эмбарго на ввоз мясной, молочной, плодоовощной продукции из стран, ранее поддержавших санкции против экономики и ряда граждан России на фоне кризиса на Украине: ЕС, США, Австралии, Канады, Норвегии. И минпромторг утверждает, что за период с 8 по 25 августа резких изменений розничных цен на продовольствие не отмечено. Хотя какие-то колебания, конечно, есть, но они небольшие.

Напомним, что такое карточная система вообще. Может быть, люди постарше ее еще помнят, но то, что наши молодые читатели с ней не сталкивались вообще, — это точно.

Карточная система — это система снабжения населения товарами в условиях дефицита. Современная карточная система появилась в Европе, в странах, пострадавших в результате Первой мировой войны. В XX веке эта система широко применялась в странах социалистического лагеря для борьбы с товарным дефицитом, а в странах с рыночной экономикой — для поддержки социально не защищенных слоев населения. Карточки (талоны) устанавливали определенные нормы потребления товаров на человека в месяц, поэтому такая система называлась также нормированным распределением.

Впервые карточки на получение продовольствия ("тессеры") были отмечены еще в Древнем Риме. Во Франции в период якобинской диктатуры вводились карточки на хлеб (1793-1797). Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в частности в США и Германии. В Российской империи в августе 1915 года, спустя год после начала войны, правительство империи было вынуждено пойти на ряд нерыночных мер: учреждается "Особое совещание по продовольствию" с полномочиями на установление сначала предельных, а потом и твердых закупочных цен, на реквизацию продуктов. С весны 1916 года в ряде губерний введена карточная система на продукты питания.

Временное правительство уже 25 марта 1917 года ввело "хлебную монополию" (теперь весь хлеб, все зерно становилось собственностью государства) и хлебные карточки. Далее было расширение карточной системы распределения: с июня 1917 года карточки распространяются на крупы, в июле — на мясо, в августе — на коровье масло, в сентябре — на яйца, в октябре — на растительные масла, в ноябре и декабре — на кондитерские изделия и на чай. В 1916 году карточная система вводилась даже в богатой нейтральной Швеции.

Карточная система широко использовались и в Советской России. Карточная система на хлеб была введена в СССР в 1929 году, с 1 января 1935 года она была отменена. Одновременно с началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось.

В период Второй мировой войны нормированное карточное распределение основных продовольственных товаров было введено в ряде держав, участвующих в войне: СССР, Германии, Великобритании, США, Канаде, Японии и других. После войны нормы отменялись по мере того, как рынок обеспечивал страну товарами. В СССР карточное распределение было введено с июля 1941 года, отменено в декабре 1947 года. В Германии карточное распределение (имперская карточная система) было введено 20 сентября 1939 года и насчитывало, в общей сложности, 62 вида карточек.

В Великобритании, например, карточки на бензин были отменены в 1950 году, на сахар и сладости - в 1953 году, на мясо - в июле 1954 года. В Японии карточная система отменена в 1949 году, государственный контроль над ценами отменен в 1952 году. В Израиле карточная система вводилась в 1949-1952 годах ("режим аскетизма").

В "застойном" СССР, как могли, избегали официального введения продуктовых карточек, скрывая их под другими "масками": так называемыми "заказами", "наборами" и т.д. Талоны на продукты в издыхающем СССР появились в 1989 году, то есть в период, предшествующий эпохе частного капитала. Наибольшее распространение талонная система получила в 1991-1992 годах, когда инфляция стала ощутимой населением в виде появляющихся пустых полок с продуктами, причем продукты стали исчезать как мясные, так и рядовые, которые раньше не были в дефиците: сахар, крупы, растительное масло и другое.

Суть талонной системы заключается в том, что для покупки дефицитного товара необходимо не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара. Талоны на продукты питания и некоторые товары народного потребления получались по месту прописки в ЖЭК (или общежитии — для студентов вузов). По месту работы (обычно, в профкоме) было организовано распространение некоторых продуктов и промтоваров, полученных при натуральном обмене между предприятиями. Причиной возникновения талонной системы был дефицит некоторых товаров широкого потребления.

Без талона купить данный товар было трудно, так как в магазинах он появлялся редко (продажа по талону проводилась, как правило, со специализированного склада). Талонная система сошла на нет с начала 1992 года, в связи с "отпуском" цен, сократившим платежеспособный спрос, и распространением свободной торговли. На ряд товаров в некоторых регионах талоны сохранялись дольше.

Кстати, талонная система для наименее защищенных групп населения давно уже действует в США. Продуктовые карточки — это привычный для Америки инструмент социальной поддержки. Продуктовый талон представляет собой электронную карточку, ежемесячно пополняемую государством из бюджетных средств. В среднем каждый человек получает продуктовых талонов на 115 долларов в месяц, а семья — на 255.

В 2013 году количество американцев, получающих продуктовые талоны, выросло до рекордных 46 миллионов человек. Можно сказать, что в США число "карточников-талонщиков" почти равно населению Украины…

При этом доля желающих получить продуктовую карту менее чем за год выросла на четверть, свидетельствует распространенный в четверг опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Карточная система - система снабжения населения товарами народного потребления в условиях дефицита. При этой системе для покупки товара следует не только заплатить за него деньги, но и предъявить одноразовый талон, дающий право на его приобретение. Карточки (талоны) устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Во время Первой мировой войны нормированное карточное распределение существовало в ряде воюющих держав, в том числе в Российской Империи. Впервые в России карточки были введены в 1916 году в связи с продовольственным кризисом, вызванным войной. Затем этой практикой воспользовалось Временное правительство, установив 29 апреля 1917 года карточную систему во всех городах. Исключительно по карточкам распределялось зерно: рожь, пшеница, полба, просо, гречиха и др.

После Октябрьской революции карточки появились вновь в августе-сентябре 1918 года и просуществовали до 1921 года . При организации распределения продовольствия практиковался «классовый подход».

Отмена карточной системы произошла в 1921 году в связи с переходом к политике НЭПа и расцветом предпринимательства.

В 1929 году на исходе НЭПа в городах страны вновь была введена централизованная карточная система . В апреле 1929 года были введены карточки на хлеб, к концу года карточная система охватила все виды продовольственных товаров, а потом затронула и промышленные. Карточки первой категории предназначались для рабочих, которые могли съесть в день по 800 г хлеба (членам семьи полагалось по 400 г). Служащие относились ко второй категории снабжения и получали по 300 г хлеба в день (и по 300 г на иждивенцев). Третьей категории - безработным, инвалидам, пенсионерам - полагалось по 200 г. А вот «нетрудовые элементы»: торговцы, служители религиозных культов - карточек вообще не получали. Карточек лишали и всех домохозяек моложе 56 лет: чтобы получать продукты, они должны были устроиться на работу.

Система просуществовала весь период коллективизации и индустриализации, вплоть до 1935 года, и охватила более 40 миллионов человек.

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году централизованное карточное распределение вводится вновь. Карточки на продовольственные и некоторые виды промышленных товаров появились в Москве и Ленинграде уже в июле 1941 года. Карточки вводились на хлеб, крупу, сахар, кондитерские изделия, масло, обувь, ткани, швейные изделия. К ноябрю 1942 года они циркулировали уже в 58 крупных городах страны.

Карточное распределение продовольственных и промышленных товаров в СССР просуществовало до декабря 1947 года .

Последняя в СССР волна нормированного распределения началась в 1983 году с введения талонов (талонная система). Суть талонной системы заключалась в том, что для покупки дефицитного товара необходимо было не только заплатить деньги, но и передать особый талон, разрешающий покупку данного товара.

Первоначально талоны выдавались на некоторые дефицитные товары народного потребления, однако впоследствии талоны были внедрены на многие продукты питания, и некоторые иные товары (табак, водка, колбаса, мыло, чай, крупы, соль, сахар, в некоторых случаях хлеб, майонез, стиральный порошок, женское белье и т. д.). На практике зачастую не удавалось использовать талоны, так как соответствующих товаров в магазинах не было.

Талонная система стала сходить на нет в начале 1990‑х в связи с ростом цен, инфляцией (что сократило платежеспособный спрос) и распространением свободной торговли (что сократило дефицит). Однако на ряд товаров талоны сохранялись до 1993 года .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

1 декабря 1990 года, впервые после Великой Отечественной войны, в Ленинграде ввели талоны. Что такое продовольственные карточки, для чего была введена данная мера и грозит ли России вновь пережить талонную систему, - в нашем материале.

1. Что такое карточная система

Карточная система (талоны) — способ обеспечения населения товарами в условиях дефицита. При данной системе для приобретения товара нужно не только заплатить за него деньги, но и предъявить талон, дающий право на его приобретение. Кроме того, талоны устанавливают определенные нормы потребления товаров на человека в месяц.

Впервые в России продовольственные карточки были введены в 1916 году для преодоления продовольственного кризиса, вызванного Первой мировой войной. Карточная система была распространена в странах социалистического лагеря. Применялась она для борьбы с товарным дефицитом. При этом в странах капиталистического лагеря талоны служили формой поддержки социально незащищенных групп граждан.

2. Для чего она нужна

Карточная система широко применялась для борьбы с товарным дефицитом. Такие карточки, они же талоны, определяли норму потребления товаров на человека в месяц. Именно поэтому такая система также называлась нормированным распределением. Помимо продуктов, по талонам начали продавать также непродовольственные продукты, однако люди всё равно приобретали преимущественно продовольствие.

Как правило, талоны вручались по месту прописки в ЖЭК или в общежитии для студентов, по месту работы или в профкоме. Характерно, что изначально талоны вводились как элемент системы мотивации: отличившемуся сотруднику выдавали талон на покупку дефицитного товара - например, телевизора или женских сапог, - который редко появлялся на прилавках магазинов.


3. Когда в последний раз вводилась

1 декабря 1990 года - впервые после Великой Отечественной войны в Ленинграде - ввели талоны. Причиной возникновения карточной системы был дефицит товаров широкого потребления. Без талона купить данные товары было практически невозможно, так как в магазинах он появлялся крайне редко. Однако некоторые товары, производимые государством в избытке, продавались, как правило, без талонов, несмотря на то, что карточки на них выдавались. Примером тому может послужить продажа соли.

Всё закончилось в 1992 году в связи с "отпуском" цен, сократившим платёжеспособный спрос, и распространением свободной торговли, пришедшей после падения "железного занавеса".


4. В каких странах существует в наши дни

Для рыночной экономики, давно существующей в США, талоны имеют несколько другое значение. Как правило, это карточки на товары первой необходимости для социально незащищённых слоёв населения. Подобного рода товары выдаются либо совершенно бесплатно, либо по сниженным ценам.

Такой инструмент социальной поддержки уже давно существует для неимущих американских граждан. Вместе с тем, продуктовый талон в Штатах имеет современный вид: малоимущий гражданин получает пластиковую электронную карточку, которая ежемесячно пополняется из средств государства. Сумма ежемесячного платежа по данной социальной поддержке составляет в среднем 115 долларов на человека, а для семьи - 255 долларов.


5. Повторится ли в России сегодня

С вопросом, может ли карточная система вернуться в наши дни, мы обратились к советнику института современного развития, экономисту и политологу Никите Ивановичу Масленникову . И вот какой ответ получили:

"В одну воду дважды не входят. С учетом ошибок 1980-х - 1990-х годов, возвращение к данной практике не состоится. Тем не менее, нужно иметь в виду, что во многих станах мира такие инструменты существуют и успешно работают. Они, как правило, являются одной из форм поддержки уязвимых слоев населения. В США имеются уже несколько десятилетий так называемые продуктовые талоны.

У нас тоже существует проект внедрения такого инструмента. Он прописан достаточно подробно в стратегии развития сельского хозяйства до 2020 года. Были предприняты некоторые пилотные проекты в ряде регионов России, но пока как массовое явление, подобного рода вещи, как талоны, отсутствуют. Тем не менее, не исключаю, что их введение возможно.

Такого рода инструмент может представлять из себя пластиковую карточку, по которой можно будет в магазине получить дисконтно тот или иной продукт, который будет соответствовать законодательно установленному перечню. Но данные проекты не получили развития из-за нехватки средств в бюджете регионов. Для осуществления подобной программы потребуется политическое решение на уровне федеральных властей.

На сегодняшний день можно констатировать, что это, во-первых, не повторение опыта 1980-х-1990-х годов, а совершенно другая история. Это форма целевой поддержки социально-уязвимых групп. Во-вторых, уже наработаны нормальные технологии применения. В-третьих, имеются бюджетные ограничения, так как потребуются компенсации ритейлерам. В-четвертых, для применения такого инструмента в общероссийском масштабе необходимо волевое решение".

Подводя итог, эксперт ещё раз уточнил: в общем и целом, такая же ситуация, как и в "перестроечный" период, повториться вряд ли сможет. А вот система, уже давно и прочно существующая в США, вполне может претвориться в жизнь и в России.

5 мая 1942 года Вторая мировая война, уже несколько лет сотрясавшая планету, пришла наконец и к «самым благополучным обывателям мира»: гражданам США. В этот день их известили о том, что одна из их базовых свобод — свобода торговли — дала трещину. Теперь кое-что им можно было купить только в ограниченном количестве, да и то по карточкам. Прежде всего — сахар и бензин.

По каким-то загадочным причинам карточная система распределения продуктов чётко ассоциируется только и исключительно с социализмом. Дескать, «свободный мир» никогда не может скатиться до такого убожества. В качестве аргумента часто приводят слова Уинстона Черчилля : «Врождённый порок капитализма — неравное распределение богатства. Врождённое достоинство социализма — равное распределение нищеты».

Слова красивые, спору нет. Но потрясают они только воздух, а никак не мало-мальски осведомлённого собеседника. В кризисной ситуации капитализм устраивает такую дикую уравниловку, что меркнут все достижения «тоталитарного советского режима».

Поровну или по справедливости?

Достаточно даже самого беглого взгляда на историю торговли и распределения продуктов во время Второй мировой войны, чтобы убедиться: так или иначе карточки ввели все воюющие державы, от Англии до Японии, если смотреть по алфавиту. Даже в относительно благополучных США с 1943 г. появились карточки на консервы, мясо, сыр, масло и (почему-то) горох.

Другое дело, как вся эта радость была организована. Сравнивая карточную систему той же Англии и СССР, невозможно уйти от скоморошеского принципа делёжки спиртного, принятого у Митьков, группы питерских художников-примитивистов.

«Разделить поровну — водку наливают одинаково. Разделить по справедливости — Митёк большую долю выпивает сам».

Продовольственные карточки 1942 года, по которым жители СССР получали продовольствие. Фото: РИА Новости

В СССР, этом «царстве уравниловки», продукты нормировали и распределяли именно что по справедливости. Кто больше, тяжелее или опаснее работает, тот имеет преимущества. Паёк иждивенца меньше, чем паёк рабочего, а паёк рабочего, в свою очередь, меньше, чем продовольственный аттестат военного. Система жёсткая, но понятная: воспоминания советских детей военных лет полны жалоб на постоянное чувство голода, но упрёков в адрес шахтёров или (тем более) солдат с их хлебной нормой, вдвое-втрое превышающей детскую, нет.

В Англии, где бал правил капитализм с его «неравным распределением богатства», продукты по карточкам распределяли как раз поровну. Нет, кое-какие категории, например, беременные и кормящие женщины, пользовались определёнными поблажками. Но в остальном дело доходило до абсурда. Так, рабочие карточки были унифицированы. Правительство нимало не заботилось о том, что какие-то производства более тяжёлые, какие-то — стратегически важные, а какие-то — попросту вредны или даже губительны. Всем всё поровну, и никаких вариантов.

С самого января 1940 г., как только карточки были введены, традиционно сильные в Англии профсоюзы пытались давить на Департамент продовольствия, чтобы как-то поощрять рабочих тяжёлых производств. Тщетно. Понадобилось более полутора лет и ряд сильнейших военных оплеух от Германии, чтобы до чиновников дошло: кто хорошо ест, тот хорошо работает, тот куёт фронтовую победу в тылу. И осенью 1941 г. были введены… Нет, не разные нормы отпуска продуктов. А всего лишь разные столовые. В столовых категории А питались шахтёры, литейщики и докеры. Остальные — в столовых категории В. Карточки по-прежнему оставались одинаковыми для всех.

1 яйцо и 2 кармана

Что же на них можно было получить?

Вот стандарт недельного отпуска продуктов по карточкам в Англии:

Мясо - 230 г;

Масло - 57 г;

Сахар - 227 г;

Яйца куриные или утиные - 1 штука;

Кулинарный жир - 113 г;

Молоко - 1,4 л.

Можно видеть, что сюда не входят ни овощи, ни хлеб. И то, и другое было на протяжении войны в свободной, хотя и нормированной продаже, по знакомой нам схеме: «Не больше кило в одни руки». Может быть, хотя бы в этом есть какое-то преимущество капитализма?

Может, и есть. Но вот какой забавный нюанс. В СССР карточную систему отменили в 1947 г. А в Англии примерно в то же самое время эту самую систему, наоборот, ужесточали. Так, хлебные карточки там появились уже после войны: в 1946 г. Спустя два года появились ещё и карточки на картошку, что не лезет уже ни в какие ворота. Кстати, карточки на ряд продуктов продержались в Англии до 1954 г.

Более того. Стремление к уравниловке породило там такой феерический идиотизм, как нормирование одежды. Британскими законами военного времени запрещались брюки с манжетами: лишнее расходование материала. Регулировали количество карманов и пуговиц на мужских пиджаках: карманов — не более 2, пуговиц — не более 3. Барышням тоже досталось: высота каблука не должна была превышать 2 дюймов (чуть более 5 см).

В нашей периодике можно встретить зубоскальство на тему того, как советские женщины, получив по ленд-лизу из США синтетические или шёлковые комбинации, сдуру приняли их за вечерние платья. И принялись щеголять в исподнем по театрам и ресторанам. Наверное, это действительно может показаться смешным. Но никак не унизительным. Реальное унижение вот где. На волне уравниловки и дефицита в послевоенной Англии женщины шили себе лифчики из мужских носовых платков. А бельё из ворованного парашютного шёлка считалось высшим шиком.