Образ матери-женщины в современной литературе. Исследовательская работа "образ матери сквозь века"

Аннотация: Статья носит обзорный характер. На материале русской поэ — зии рассматривается такой органично присущий ей феномен как образ матери (тема матери) в историческом развитии и важнейших своих проявлениях. За всю историю существования темы матери в русской поэзии от начала возникно — вения до наших дней, можно выделить три главных ипостаси образа матери – реально-бытовой, связанный с личной матерью каждого, высший идеальный аспект, восходящий к образу Богоматери, и – особенно значимый в русской поэзии образ матери как родины, восходящий к святому на Руси образу мате — ри-земли.

Ключевые слова: тема, образ матери, русская поэзия, Богоматерь, роди — на, земля.

Тема матери столь издавна и органично присуща русской поэзии, что представляется возможным ее рассмотрение как особого литературного явле — ния. Беря исток от самого зарождения русской словесности, эта тема после — довательно проходит через все этапы ее развития, но даже в поэзии XX века сохраняет свои главные черты.

В русский фольклор образ матери переходит из общего для всех народов в эпоху матриархата культа Великой Богини, из славянских языческих веро — ваний, особого почитания на Руси матери-земли. В народных верованиях жен — ское божество, ассоциируемое с «мать-сырой-землей», жило и в языческой, и в христианской форме вплоть до XX века, сочетаясь на Руси наряду с главным впоследствии поклонением Богородице .

Первые проявления темы матери в литературе мы можем наблюдать в фольклорных произведениях, изначально – в бытовом обрядовом фольклоре, в свадебных и похоронных песнях. Уже здесь заложены основные черты образа матери, свойственные ему и впоследствии – в особых эпитетах при прощании с матерью: Как денной нашей заступушки,/ Ночной да богомольницы… . Такая характеристика давалась обычно в народе Богородице, ее называли

«скорая помощница, теплая заступница», «печальница наша», «заступница наша и молебница, защитница всему роду христианскому». Так образ личной матери каждого соотносился с небесным высшим материнским образом.

В похоронных заплачках выражалась также глубинная связь матери с матерью-сырой-землей, а в девичьих свадебных причитаниях при разлуке с

«матушкой» и родным домом, так же, как и в рекрутских песнях, образ матери стоял в связи с образами родных мест, родины.

Итак, три главных ипостаси образа матери, которые сохраняются в по — эзии вплоть до наших дней, существовали уже на заре словесного искусства Руси – Богоматерь, мать, родина: «В кругу небесных сил – Богородица, в кру — гу природного мира – земля, в родовой социальной жизни – мать, являются на разных ступенях космической божественной иерархии носителями одного

float:none;margin:10px 0 10px 0;text-align:center;">

Следует также подчеркнуть особую роль Н. А. Некрасова в становлении темы матери в русской поэзии – поэты XX века шли в создании образа матери именно от Некрасова. Его поэтическое наследие предоставляет богатый мате — риал решения этого образа как в романтическом, так и в реалистическом клю- че. Так, все, что было связано с родной матерью поэта, составило в его поэзии область, как будто оставшуюся не тронутой общим уклоном его творческого пути к реализму («Родина», «Рыцарь на час»). Вершина развития подобного

«идеального», даже обожествленного образа матери – предсмертное стихот — ворение Некрасова «Баюшки-баю», где мать прямо наделена божественными чертами и возвышается до образа Богоматери и одновременно другой некрасов — ской святыни – родины. Но в поэзии Некрасова как реалиста с самого начала присутствует и образ матери, воплощенный «на сниженной почве». Эта линия в его творчестве идет еще с пародии на лермонтовскую «Казачью колыбель — ную» 1840-х годов. Позже она приведет к народному образу матери («Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хоро — шо»), созданному по эпическим законам, на принципах объективной реаль- ности. Это уже не мать поэта, которую он воспевает и увековечивает со своих субъективных позиций, а некий персонаж, возникающий в стихотворении со своей историей, личностными особенностями и речевой характеристикой.

В поэзии XX века воплощение темы матери можно разделить прежде все — го по типам отношений субъекта речи, лирического Я к образу матери, в связи с чем возникают три особых способа существования темы матери в поэзии: как особая направленность, обращенность поэзии к образу матери; как поэзия не — посредственно от лица матери; как «объективный» образ матери, приближен — ный к персонажу. Из всего поэтического наследия XX века тема матери наибо — лее полно и ярко отразилась в творчестве таких авторов, как А. Блок, А. Ах — матова, А. Твардовский. Романтические корни поэтики Блока, символизация как главный ее принцип, постепенное обращение к действительности, влияние реалистических (некрасовских) традиций, снижение лексики, прозаизация, вхождение темы города, бытовой сферы в поэзию, образов-персонажей из на — рода, (наряду с лирическим Я и Ты), приводят в итоге к лирике третьего тома с центральным образом родины-матери. Итог развития темы матери у Блока –

«Коршун». В нескольких строчках здесь переданы основные, знаковые темы и мотивы Блока – в образе одной, затерянной в полях простой русской матери, соотнесенной с образом Богородицы, и в женственном образе самой Руси, роди — ны: А ты все та ж, моя страна, в красе заплаканной и древней… .

Образ матери у Блока как национальный символ, соединяет религиозно-

Ахматовский образ матери, выраженный от первого лица, когда ее лири — ческая героиня равна образу матери, – это расширение личного, частного до всеобщего, национального, возвышение образа матери от реально-бытового в ранний период (Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,/ Я дурная мать… ) до образа Богородицы («Реквием») и – родины в поздний период творчества, в стихах, обращенных к солдатам и «сиротам» Великой Отечественной войны.

У Твардовского образ матери возникает в стихах-посвящениях его собст — венной матери и развивается в соответствии с сильным эпическим началом его поэзии: он является персонажем его сюжетной, повествовательной лирики и всегда тесно связан с образом утраченной малой родины, а в войну олицетво — ряет собой родину вообще. Образ Анны из «Дома у дороги» – это образ матери в высшем аспекте матери-России – выстоявшей, спасшей детей и даже в плену сохранившей дом солдата: Тот дом без крыши, без угла,/ Согретый по-жило — му,/ Твоя хозяйка берегла/ За тыщи верст от дому , а значит, общую родину. Завершается тема матери у Твардовского вместе с жизнью матери поэ — та – циклом «Памяти матери».

Итак, мы убедились: главные материнские образы в русской культуре – земля, Богоматерь и мать – сохранились с древнейших времен до наших дней. Способы их выражения (романтически-возвышающий, открывающий мир ду — шевных переживаний матери от лица самой матери и объективный) также пе — реходят в поэзию наших дней из древней и классической поэзии.

На всех этапах развитие темы матери в поэзии шло от образа личной, собст — венной матери человека к возвышению и расширению частного до всеобщего. Высшее проявление образа матери, данное на самой начальной исторической стадии русской поэзии в образе Богоматери, в дальнейшем находит свое воп — лощение в идеальном образе матери, часто связанном с автобиографическим отношением автора к матери. Черты «демократизации» литературы и «сниже — ния» образа матери в XX веке еще усиливаются. Снижение идет засчет про — никновения в литературу бытовых реалий и социально-исторического фона. Так образ матери становится более конкретным, реально-бытовым. Следует от — метить, что начальному этапу литературы свойственны попытки очеловечения и заземления божественного (Богоматери, мать-сырой-земли), а последующие периоды характеризуются напротив тенденцией возвышения и обожения зем — ного (родной матери, родных мест, своей избы, образов детства).

В поэзии XX века постепенно высшим аспектом образа матери становится образ родины. Берущий истоки от образа матери-земли, теперь через память о малой родине, доме, через призму войн и социальных потрясений, земной образ личной матери начинает возвышаться именно до общезначимого уровня образа родины. Эволюция образа матери в этом направлении обнаруживается как при рассмотрении общего хода развития русской поэзии, так и в пределах творческого пути каждого из наиболее крупных представителей темы матери в поэзии XX века. Блок, связанный в начале века с поисками идеального жен — ственного начала и возвышающий в своем творчестве женский образ до божес — твенного, в конечном итоге через снижение (даже падение), конкретизацию и прозаизацию женского образа и всей своей поэтической манеры выходит к образу матери именно в значении родины (“На поле Куликовом”, “Коршун”).

Ахматовский образ матери, равный ее лирической героине, проделал путь от социально-бытового в раннем творчестве, социально-исторического в период “Реквиема” (с аллюзиями на образ Богоматери) до образа всеобщей матери-ро — дины во время Великой Отечественной войны, от лица которой она обращает — ся к “детонькам”. Творчество Твардовского целиком подтверждает подобный переход: женский образ как объект любовной лирики у него отсутствует вовсе, но при этом образ матери с самых ранних стихов и до конца связан с памятью о родных местах, а во время войны поднят на высоту образа родины.

Материал взят из: Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – № 2. – 2009

Привитию учащимся навыков литературного труда, воспитанию любви к литературе и исследовательской деятельности способствуют такие внеклассные мероприятия как литературные монтажи.

Подбирая материал к такому мероприятию, школьники учатся свободно ориентироваться в библиотеке, работать по нескольким источникам, правильно оформлять небольшие исследования.

Методика проведения такого мероприятия.

В первую очередь подобрать из художественной литературы материал по теме мероприятия. Второй этап – расположить материал в логической последовательности, а затем подобрать музыку и исполнителей.

К участию в подготовке привлекаются не только чтецы, но и певцы, танцоры, библиотечный актив, готовящий выставку книг, художники-оформители, члены редколлегии, выпускающие газету.

В утреннюю дымку падает звезда

Может быть, не скоро я вернусь сюда.

Может, через месяц, может, через год,

Может, целых десять, десять лет пройдет…

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть

Есть сила благодатная

В созвучьях слов живых,

И дышит благодатная,

Святая прелесть в них

С души, как бремя, скатится –

Сомненья далеко.

И вертится, и плачется,

И так легко, легко…

(М.Лермонтов)

Внеклассное мероприятие на тему «Образ матери в русской литературе»
для учащихся 6­7кл
Учитель русского языка и литературы С.В. Баилова
Цель: формирование и развитие художественной культуры учеников на основе ценностей
отношения к материнству средствами литературы.
Задачи:




проследить, как в русской литературе, верной своим гуманистическим традициям,
изображен образ женщины­матери
воспитывать у учащихся уважительное отношение к женщине­матери
воспитывать патриота и гражданина, нацеленного на совершенствование общества, в
котором он живет
развивать духовно­нравственный мир учащихся, их национальное самосознание
Оборудование: проектор, презентация
Ход мероприятия
1. Видеоролик «Ave Maria”
2. Вступление:
Слайд 2
МАТЬ ­ символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви.
Самое дорогое, родное, святое связано с этим образом: для всех людей ­ это Матушка
Земля, Родина­мать, Природа­матушка, и та, которая родила и живет во имя ребенка ­
мама.
Материнство во все времена было свято и явля лось высшей ценностью. В искусстве всех
народов есть тема материнства. Искусство европейских стран невозможно представить без
образа Богоматери. В Западной Европе он связан с культом Мадонны, а на Руси с
Богородицей.
Икона «Владимирская Богоматерь»(XII в.) Младенец нежно прижимается своим личиком
к материнской щеке и обвивает рукой её шею. Детские глаза устремлены к Матери, они
словно ищут у неё защиты. На её строгом лице затаились тревога и печаль. При всей
материнской нежности в её облике чувствуется сознание неизбежной жертвенности.
Молодая женщина с ребёнком на руках, легко ступающая по облакам навстречу своей
трагической судьбе, Мария должна отдать своего сына на страдания и муку, чтобы все
люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны.Рафаэль славит величие
женщины, Мария ­ идеал материнства. Художник воспевает красоту, женственность,
нежность и бескорыстие матери.
Тема материнства ­ одна из древнейших тем в мировой культуре.

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое
детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим
теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Она ­ наш ангел – хранитель.
Поэтому тема матери издавна занимает важное место как в классической, так и в
современной литературе.
Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды,
стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары
Уже в фольклорных произведениях – в свадебных и похоронных песнях – возникает образ
матери. В духовных стихах этот образ предстаёт через образ Богоматери, особо
чтимый на Руси.
Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей.
Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка ­ эти выражения
не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет
жеманства. Душа ­ с радостью или с тоской ­ но всегда откликается на них.
Слайд 3, 4
В поэзии XIX века тема матери в первую очередь связана с именами М. Ю. Лермонтова и
Н. А. Некрасова.
Слайд 5
Лермонтов, очень рано лишившийся матери, вспоминает ее образ, ее песни, которые она
пела ему, в своем творчестве.
«Ангел» (отрывок из стихотворения читают учащиеся)
Слайд 6,7
По­настоящему глубоко и полно тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича
Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил
достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И
юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери
Она учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к
крепостным.
Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в
поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда
деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Мать»
Великое чувство! У каждых дверей,
В какой стороне ни заедем,
Мы слышим, как дети зовут матерей,
Далёких, но рвущихся к детям.
Великое чувство! Его до конца
Мы живо в душе сохраняем, -

Мы любим сестру, и жену, и отца,
Но в муках мы мать вспоминаем! (отрывок читают учащиеся)
Слайд 8
Только что познакомились с одним из величайших произведений 19 века, созданным Н.В.
Гоголем, «Тарас Бульба».
Уделяя большое внимание описанию главных героев произведения, автор всего
несколько страниц посвящает образу матери Андрия и Остапа. Но и этих строк
достаточно, чтобы проникнуться сочувствием к этой маленькой, хрупкой женщине,
безумно любящих своих детей.
(Об образе матери в произведении читают учащиеся)
(В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих
сыновей. «…бледная, худощавая и добрая мать их, стоявшая у порога и не успевшая еще
обнять ненаглядных детей своих».
Среди сильных героев повести мы увидели слабую, маленькую женщину, которая любит
своих детей и с уважением относится к своему мужу. Когда Тарас спросил у младшего,
почему он его не колотит, мать сказала: «..И придет же тебе в голову этакое, что бы дитя
родное било отца.»
Она очень переживала, что они так мало будут дома. «…и мне не удастся наглядеться
на них.» Она всю ночь не спала, глядела на детей своих и не могла наглядеться. «Сыны мои,
сыны мои милые! Что будет с вами? Что ждет вас?..»
Хотя у нее был муж и два сына, она была одинокая: детей она видела редко, а Тараса
«… в год два – три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху.» В молодости она
терпела от Тараса оскорбления и даже он ее бил, наверно она была очень красива, но
быстро постарела. Всю ночь мать надеялась, что поездка отложится, и ее дети поживут
дома. Но этого не случилось. «Бедная старушка, лишенная последней надежды, уныло
поплелась в хату.»
Перед отъездом Тарас попросил мать благословить сыновей. «Мать, слабая, как мать,
обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая, на шею…Не забывайте, сынки,
мать вашу… пришлите хоть весточку о себе…»Когда Тарас с Остапом и Андреем уезжали,
она выбежала за ними за ворота, как бы знала, что больше никогда не увидит их)
Слайд 9
­ Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А.
Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке.
Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в
стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей­солдат.

«О, моя терпеливая мать!» ­ это восклицание вырвалось у него не случайно: много
волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у
Есенина мотив вины сына.
В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью
юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать.
Образ матери для него сродни эконописному – их роднит вечное терпение, ожидание,
надежда на «помощь и отраду». Есенин создал в литературе настоящий культ матери.
«Лучше тебя никого не видал» ­ скажет поэт о своей матери.
Прослушать «Письмо матери» в исполнении Малинина.(аудиозапись)
Слайд 10
Вслед за Есениным эту тему продолжали и продолжают многие писатели и поэты.
О том, что пришлось пережить матерям в военные годы, написано немало
проникновенных произведений. Нет ничего страшнее для матери, чем потеря самого
родного и близкого для нее существа на свете – ее ребенка. А сколько слез пришлось им
пролить только в годы ВОвойны.
Презентация «Закруткин «Матерь человеческая») (представляют учащиеся)
(В 1969 году Виталий Закруткин написал повесть «Матерь человеческая», о простой
женщине­крестьянке, сумевшей выстоять в страшных испытаниях в годы войны и стать
продолжательницей рода и возродить к жизни родную Землю. На глазах главной героини
произведения Марии фашисты повесили ее мужа и маленького сыночка, сожгли деревню, а
жителей угнали в Германию. Она чудом осталась жива. Но она верила, что русские войска

Мама… Самый дорогой и близкий человек. Она дала нам жизнь, подарила счастливое детство. Материнское сердце, как солнце, светит всегда и везде, согревая нас своим теплом. Она – наш лучший друг, мудрый советчик. Мать – наш ангел – хранитель. Именно поэтому образ матери становится одним из главных в русской литературе уже в XIX веке.


По-настоящему, глубоко тема матери зазвучала в поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Замкнутый и сдержанный по натуре, Некрасов буквально не находил достаточно ярких слов и сильных выражений, чтобы оценить роль матери в своей жизни. И юношей, и стариком Некрасов всегда с любовью и преклонением говорил о своей матери. Подобное отношение к ней, помимо обычной сыновей привязанности, вытекало, несомненно, из сознания того, чем он ей был обязан:


«И если я легко стряхнул с годами С души моей тлетворные следы Поправшей всё разумное ногами, Гордившейся невежеством среды, И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты, И носит песнь, слагаемая мною, Живой любви глубокие черты – О, мать моя, подвигнут я тобою! Во мне спасла живую душу ты!» (Из стихотворения «Мать»)


В поэме «Мать» Некрасов вспоминает, что ещё ребёнком, благодаря матери, он познакомился с образами Данте и Шекспира. Она же учила его любви и состраданию к тем, «чей идеал – убавленное горе», то есть к крепостным. Образ женщины – матери ярко представлен Некрасовым во многих его произведениях: в поэме «Кому на Руси жить хорошо», в стихотворениях «В полном разгаре страда деревенская», « Орина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны».




Образ матери в творчестве С. Есенина. Некрасовские традиции нашли своё отражение в поэзии великого русского поэта С. А. Есенина, создавшего удивительно искренние стихи о своей матери – крестьянке. Есенину было 19 лет, когда он с поразительной проникновенностью воспел в стихотворении «Русь» грусть материнского ожидания сыновей-солдат. Верность, постоянство чувства, сердечная преданность, неистощимое терпение обобщены и опоэтизированы Есениным в образе матери. «О, моя терпеливая мать!» - это восклицание вырвалось у него не случайно: много волнений приносит сын, но всё прощает материнское сердце. Так возникает частый у Есенина мотив вины сына.


В своих поездках он постоянно вспоминает родную деревню: она дорога памятью юности, но более всего влечёт туда тоскующая о сыне мать. «Милая, добрая, старая, нежная» мать видится поэту «за родительским ужином». Мать волнуется – сына давно не было дома. Как он там, вдалеке? Сын пытается успокоить её в письмах: «Время будет, милая, родная!» А пока над материнской избушкой струится «вечерний несказанный свет». Сын, «по-прежнему такой же нежный», «мечтает лишь о том, чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом».


В «Письме матери» сыновние чувства выражены с пронзительной художественной силой: «Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет». Есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней: «Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне».


«Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя». М.Горький. С образом матери связана тема воскрешения человеческой души, тема второго рождения человека в романе А.М. Горького «Мать». Главный источник процесса перерождения – материнская любовь. Из желания быть ближе к сыну или, по крайней мере, не рассердить его, вырастает стремление понять его и помочь ему. Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать /вечный образ/ является истинным, человечным, любящим, искренним образом.


«Россия удержалась благодаря матерям» старец Паисий Святогорец. Софья Николаевна из "Семейной хроники" С.Т.Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII-начале XIX вв., не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны "Темная ночь", вряд ли дворянского происхождения, делала то же самое. Мать, не спящая над ребенком, это вечный образ, на все времена. Просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук матери, на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну.


Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары. "Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, - писал в "Детских годах Багрова- внука" С.Т.Аксаков. - Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них".


В повести « Последний срок » В.Распутин рассказывает о последних днях старухи Анны и о поведении её взрослых детей, «преждевременно» съехавшихся в родительский дом. Поражает огромное жизнелюбие старой крестьянки. Жизнь её была тяжёлой: разруха, голод, война. Женщина вырастила пятеро детей. Почувствовав приближение смерти, старуха Анна решила попрощаться со своими детьми. С горечью пишет автор о том, что забывают дети о своих матерях, забывают приехать, поздравить, послать письмо. А ведь матери нужно очень немногое: любовь и внимание детей. Хорошо, когда между матерью и детьми есть взаимопонимание, когда не только мать несёт ответственность за судьбу детей, но и дети являются её защитой и опорой.


Добра моя мать. Добра, сердечна. Приди к ней - увенчанный и увечный - Делиться удачей, печаль скрывать – Чайник согреет, обед поставит, выслушает, Ночевать оставит: сама - на сундук, а гостям кровать. Мне бы с тобою всё время ладить, Все бы морщины твои разгладить. Может, затем и стихи пишу, что, Сознавая мужскую силу, так, как у сердца меня носила, В сердце своем я тебя ношу. Я. Смеляков


«Я помню спальню и лампадку, Игрушки, теплую кроватку И милый, кроткий голос твой: Ангел-хранитель над тобой!" (И.А.Бунин "Матери")


Особенно часто образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в "Красной шапочке") – эпизодический персонаж. Где-то оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка - эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа - с радостью или с тоской - но всегда откликается на них.


"Мама спит, она устала... Ну, а я играть не стала! Я волчка не завожу, А уселась и сижу (Е.Благинина) Поёт моя мама Всегда за работой, А я ей всегда Помогаю с охотой! (М. Садовский) Все я делаю для мамы: Для нее играю гаммы, Для нее хожу к врачу, Математику учу. (А. Барто)




Одно из своих стихотворений посвятила маме ученица 8 «а» класса нашей школы Василиса Ягодина: «Не обижайте мам своих, За многое цените, уважайте! Не обижайте мам своих, За порицание прощайте. Ловите каждый миг любви, Дарите нежность и заботу. Она всегда поймет, простит, Пусть даже ей и на работу. Пусть будет гордость в их сердцах, А боль и страх пусть канут в Лету Пусть радуются они за нас, Ведь нет важнее их на свете!»


В великом и неоплатном долгу все мы перед своими матерями, низко склоняем колени перед их мужеством, бесконечной добротой и нежностью. «Дождь в окошко стучит, как замерзшая птица. Но она не уснет, продолжая нас ждать. Я сегодня хочу до земли поклониться Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Той, которая жизнь подарила нам в муках, Той, что с нами, порой, не спала по ночам. Прижимали к груди ее теплые руки. И молилась за нас всем Святым Образам.


Той, которая Бога просила о счастье, За здоровье своих дочерей, сыновей. Каждый новый наш шаг – для нее был как праздник. И больнее ей было от боли детей. Из родного гнезда вылетаем, как птицы: Поскорее нам хочется взрослыми стать. Я сегодня хочу до земли поклониться. Нашей женщине русской, по имени МАТЬ. Ю. Шмидт


В фонде нашей библиотеки есть произведения о матерях: Айтматов Ч. Материнское поле//Айтматов Ч. Повести и рассказы / Ч. Айтматов. –М., – с Аксаков С.Т. Семейная хроника. Детские годы Багрова -внука. / С. Т. Аксаков. - М. : Художественная литература, с. - (Классики и современность) Белый А. Матери//Белый А. Стихотворения / А. Белый. - Саратов: Приволжское книжное издательство, с. 84 Блок А. Моей матери: стихи о прекрасной даме//Блок А. Лирика / А. Блок. – М. : Правда, –с. 50


Вознесенский А. Мать: Стихотворение//Вознесенский А. Ров: стихи, проза / А. Вознесенский. – М.: Советский писатель, – с. 224 Гончаров И.А. Обыкновенная история: Роман в 2-х частях. –М.: Художественная литература, с. (Классики и современники) Горький М. Мать//Горький М. Мать. Дело Артамоновых. / М. Горький. - Фрунзе: Кыргызстан, – с Есенин С. Молитва матери//Есенин С. Избранные произведения / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Письмо матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с


Есенин С. Письмо от матери//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Есенин С. Русь//Есенин С. Стихотворения и поэмы / С. Есенин. - Ленинград: Лениздат, – с Майков А. Мать//Майков А. Стихотворения и поэмы / А. Майков. - Ленинград: Лениздат, – с. 94 Мать и дети/Пер. А.Н. Майкова//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с. 126 Некрасов Н.А. В полном разгаре страда деревенская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Внимая ужасам войны//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с Некрасов Н.А. Мать: Стихотворение //Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, с. 210 Некрасов Н.А. Мать: Отрывок из поэмы//Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 4: Поэмы гг. / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с Некрасов Н.А. Орина, мать солдатская//Некрасов Н.А. Избранное / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Лениздат, – с


Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем. Художественные произведения. т. 3: Кому на Руси жить хорошо / Н. А. Некрасов. - Ленинград: Наука, с. Распутин В. Последний срок//Распутин В. Повести / В. Распутин. – М. : Просвещение, – с (Библиотека словесника). Ушинский К.Д. При солнышке тепло, при матери добро//Ушинский К.Д. Родное слово / К. Д. Ушинский. – М., – с



Мама… Закрой глаза, прислушайся. И ты услышишь мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с одним другим! Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить ее нежный голос, ласковые руки, кроткие глаза.
Мама подарила нам , научила говорить и зажгла в сердце вечный свет песни. Поэтому с этим образом связано все самое дорогое для нашей души. Это родительский дом, яблони и вишни в саду, печальная река, душистый луг - все то, что носит название Родина.

Любовь к матери вдохновила многих писателей на . Т. Г. высочайшую и чистейшую красоту мира видел в женщине, в матери. женщины-любимой, женщины-матери часто представляется поэтом в образе звезды. Когда женщину унижают, издеваются над ней, порядочный молчать не может. Не молчал и .
Судьба крепостной в произведениях Шевченко всегда трагическая, так как такой она была у женщин в жизни поэта. Это и его родная мать, которую преждевременно «в могилу нужда и работа положила», это его родные сестры: Екатерина, Ирина и Мария, те «голубки молодые», у которых «в батрачестве слезинки побелели». Итак, женская несчастная судьба была для Великого Кобзаря не только общенациональной, а и личной трагедией.

Мать с ребенком всегда были для Шевченко наисветлейшим образом, эстетичным олицетворением красоты, нежности и благородства. Материнская любовь Анны из произведения «Служанка» такая могущественная, что эта женщина всю свою жизнь терпит наибольшее мучение для матери - живет возле сына и не смеет признаться ему, что она его родная мать.

От Шевченко украинская на протяжении веков пела и величальную песню матери. Так как мать - это воплощение красоты мира, его солнечности, беспредельности, животворности, непостижимости. Мать учила и учит нас! У каждого человека она является началом жизненного пути, началом доброты и совести.

Материнской любви и преданности, материнской печали и величию Малышко посвятил «Песню о полотенце». Мать провожает своего сына в далекую дорогу. Во взгляде ее - тревога и грусть, надежда на счастливое будущее сына, пожелание ему добра в неизвестном крае. Мать «ночей недоспала», полотенце сыну «к счастью, на судьбу дала».
Мать сокрушается, расставаясь с сыном, но верит в его светлую судьбу, и эту веру поэт воплощает в образе вышитого полотенца, которое символизирует жизненный путь человека и материнское благословение.

Малышко любил свою мать, а в ней - свое происхождение, род, дар, Родину. Эта любовь была, наверное, главнейшим источником его творчества, она предоставляла ему вдохновение и напоминала, во имя чего он работает, была сутью его мышления.
Кем бы мы в жизни не стали, на какую бы высоту не поднялись, мы всегда помним о маминой справедливой науке, ее сердце, отданное ребенку.

В стихотворении «Лебеди материнства» В. изображает образ матери. Вечно поглощенная заботами, всегда в заботах о своих детях, для которых, ее забота кажется волшебным видением:

Заглядывает в оконное стекло седыми глазами,
Материнская добрая ласка у нее за плечами.
Видим, как танцуют лебеди в доме на стене, как лопочут «крыльями и розовым пером», слышим мольбу, чтобы тихие звезды опускались на ресницы сыну. Весь мир в глазах матери фантастический. Мы ощущаем материнскую ласку и заботу о маленьком сыне. Пройдут года, жизнь новые поставит требования, новые хлопоты появятся у человека. Но за сыном «всегда будут странствовать глаза материнские и белокурый дом». И где бы ты ни был, любовь матери будет всегда тебя сопровождать.

Всем наилучшим, что есть в моей душе, я благодарен маме. Она научила меня ценить хлеб и соль, поднимать с пола нечаянно выпущенную крошку, быть честным и работящим.
Не хлебом единым живет человек.