Сценарий внеклассного мероприятия — «Знатоки химии». Химия

Георгий: Внимание! Внимание!
Фанфар победных звон!
И к нам на состязание
Спешат со всех сторон,
Те, кто предметом химия
Не просто увлекается,
А асом стать в науке сей
Уже сейчас пытается!

Юлия: Те, для кого не страшен он
Химический наш марафон!
Кому вопросы не преграда
Кому знать много очень надо!
Кто силы чувствует в себе
Кто знает: ЧТО? ЗАЧЕМ? и ГДЕ?

Георгий: Химия, какая емкость слова!
Химия для нас не просто звук.
Химия – опора и основа
Всех без исключения наук».

Юлия: Химия – реакции, пробирки,
Химия – поэма вещества.
Химия – пусть на одежде дырки –
Познает основы существа.

Юлия: Добрый день! Мы рады приветствовать вас на химическом КВНе. Сегодня померятся своими знаниями, покажут свой талант и испытают свою удачу самые юные химики – восьмиклассники.

Георгий: Темой сегодняшнего КВНа мы выбрали: «Химия вокруг нас».
Юлия: Перед тем, как открыть наш клуб веселых и находчивых химиков хотелось бы представить участников – это команды 8-х классов:
8 «А» класс – Шамрай Лидия Андреевна
8 «Б» класс – Шулепов Дмитрий Михайлович
8 «В» класс – Дудина Елена Владимировна
Георгий: Болельщики 8 «А» класса здесь?
Болельщики 8 «Б» класса здесь?
Болельщики 8 «В» класса?
Отличная поддержка у всех команд!
Юлия: Сегодня вам предстоит пройти различного рода конкурсы. Их будет оценивать наше компетентное жюри. Это ученики 11-х классов.
Георгий: Асланова Эльмира
Юлия: Леонтьев Александр
Георгий: Анохин Владислав
Юлия: Шишкин Максим
Георгий: Воложанина Дарья,
Юлия: Антипов Алексей и
Георгий: Усольцев Вячеслав.
Юлия: Отдельно хочется представить наставников восьмиклассников. Они помогали им в подготовке к сегодняшнему мероприятию и, наверное, переживают за них больше остальных. Наставники команды 8А класса – Гостюхин Тихон и Каторгина Ольга.
Георгий: Наставники 8Б класса – Цамбунарис Николетта и Пашенцева Елена.
Юлия: Наставники 8В класса – Волков Никита и Перепонина Полина.
Георгий: Для проведения жеребьевки на сцену приглашаются капитаны команд.

Визитная карточка
Юлия: Первый конкурс «Приветствие». За 2 минуты командам надо себя представить. Форма представления – не оговаривается.
Георгий: Максимальная стоимость 5 баллов. Учитывается внешний вид, название, девиз, сплоченность команды, оригинальность исполнения и использование на данном этапе химической атрибутики.
Юлия: По итогам жеребьевки первыми на сцену приглашается команда 8____ класса.
Георгий: Команда 8___ класса.
Юлия: Команда 8___ класса.
Георгий: По итогам первого конкурса баллы распределись следующим образом…. (жюри выставляет баллы)

Разминка
Юлия: Мы уравнения реакций учились писать,
Соли, кислоты и щелочи распознавать…
Атомы, ядра, молекулы – нет им числа,
Химия так незаметно с ума нас свела!

Георгий: Химия моя, ты наука века,
Ты продуктами кормишь человека,
Чтобы я не пил, чем бы не питался,
Я всегда и везде с химией встречался.

Юлия: Второй конкурс – «Разминка».
Георгий: Для проведения конкурса на сцену приглашаются по 2 представителя от каждой команды. (дождаться когда поднимутся на сцену участники) Вам нужно вспомнить и дать определения некоторым терминам из курса химии 8 класса. Отвечать будете по очереди в соответствии с жеребьевкой. Если участник не ответил на вопрос, то он переходит к другому участнику. Прошу болельщиков соблюдать тишину и не подсказывать своим одноклассникам. За любое нарушение мы будем штрафовать команду. На обдумывание вопроса дается 20 секунд.
Юлия: Первый вопрос к команде 8… класса. 1) Химия – это… (наука о веществах их свойствах и превращениях, которые протекают с веществами)
Георгий: Вопрос к команде 8… класса. 2) Вещества – это…. (из чего состоят физические тела)
Юлия: Вопрос к команде 8… класса. 3) Свойства – это…(признаки вещества)
Георгий: 4) Электронная формула – это… (распределение электронов по орбитам и орбиталям)
Юлия: 5) Бинарные соединения – это… (соединения, состоящие из двух элементов, имеющие суффикс ИД)
Георгий: 6) Сульфиды – это… (бинарные соединения, состоящие из двух элементов, один из которых сера)
Юлия: 7) Кислота – это… (сложное вещество, в котором на первом месте стоят атомы водорода, а на втором – кислотный остаток)
Георгий: 8) Чему равен молярный объем? (22,4 л/моль)
Юлия: 9) Что такое количество вещества? (Моль – количество вещества, которое содержит столько структурных единиц, сколько содержится в 6 граммах (6 1023 частиц) вещества).
Одноногий Менделеев
Георгий: Следующий конкурс – «Одноногий Менделеев». Приглашаем на сцену по одному участнику от команды.
Юлия: Это задание требует от вас не только знаний Периодической системы, но и хорошей физической подготовки. Прыгая на одной ноге, вам надо назвать химические элементы Периодической системы на букву…К.
Георгий: Как только вы будете стоять на двух ногах, испытание для вас закончится. Называть элементы будете по очереди. Победит тот, кто назовет наибольшее количество химических элементов. Согласно жеребьевке, начинает это задание участник команды … класса. Внимание, начали!
Юлия: Подведем итоги этого конкурса. Уважаемое жюри, оцените наших участников.
Георгий: Итак, по итогам 3-х конкурсов участникам присваиваются баллы по следующей схеме:….
Конкурс Болельщиков
Юлия: А теперь конкурс для болельщиков. Мы поочередно называем по 1ой загадке, на которую вы можете ответить. За каждую правильно угаданную загадку вы получаете по 1 баллу. Ответ засчитывается при поднятой руке. Наставники и гости нашего КВН, вы тоже можете принять участие в этом конкурсе. Внимание, мы начинаем!

Георгий: Я не горюю, а горю,
И воду вам я подарю.
Пусть будет дождь, и снег, и град –
Я напоить природу рад. (Водород)
Юлия: У меня дурная слава:
Я – известная отрава.
Даже имя говорит,
Что я страшно ядовит». (Мышьяк)
Георгий: – «По прозванью инвалид,
Но крепок в деле и на вид» (Хром)
Юлия:- Вы, ребята, мне поверьте –
Этот газ вполне инертен.
Он спокойный и ленивый,
В трубках светится красиво.
Для рекламы нужен он,
Незаметный газ …(неон)
Георгий: Я коварный поджигатель.
Вы огня хотите – нате!
Я всесильный окислитель
(Если только дров дадите). (Кислород)
Юлия: Хоть составчик мой и сложный,
Без меня жить невозможно.
Я отличный растворитель,
Жажды лучший утолитель.
А разрушите, так сразу
Два получите вы газа. (Вода)
Георгий: Быть символом не каждому дано,
Но именем моим не без причины
Назвали руки, дождь, тельца, руно,
Сечение и мнений середину.
И в честь меня был назван даже век,
Когда был очень счастлив человек.
Что нынче в имени моем? А встарь
Считали все, что я – металлов царь… Золото
Юлия: Он яркой звездой загорится,
Белый и легкий металл,
В тринадцатой клетке таблицы
Почетное место занял.
Для легкости в сплавы дается,
Мощь самолета создал.
Тягуч и пластичен, отлично куется
Серебряный это металл.
В составе багровых рубинов,
В сапфировой силе огней,
В серой обыденной глине,
В виде наждачных камней. Алюминий
Георгий: Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплавах хороша! Медь
Юлия: Нрав у газа, ох, непрост!
Много жизней он унес,
А сейчас нам помогает,
От микробов защищает. Хлор

Химический эксперимент
Георгий: Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.

Юлия: Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя –
Есть и пить у нас нельзя!

Георгий: Это, друг, химкабинет,
Для еды условий нет.
Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе – будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

Юлия: Как же нюхать вещества?
В колбу нос совать нельзя!
Что может случиться?
Ты можешь отравиться!

Георгий: Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.
Юлия: С каким интересом люди вот уже миллионы лет наблюдают за превращениями веществ в природе, быту, в химической лаборатории. Химия – наука экспериментальная. И, наверное, не интересно было бы изучать предмет, не проводя никаких опытов. В актовом зале сложно проводить химический эксперимент, поэтому ограничимся распознаванием веществ.
Георгий: Приглашаем на сцену по одному участники от каждой команды. Вам предстоит угадать на вкус и по запаху некоторые химические вещества. Сразу скажем, что вам будут предложены для определение на вкус пищевые продукты. Для усложнения эксперимента мы завяжем вам глаза.
Юлия: Согласно жеребьевке первым распознавать химические вещества будет представитель команды….
По запаху – аммиак, этиловый спирт, вода, уксусная кислота
На вкус – сахар, поваренная соль, пищевая сода, крахмал
Георгий: В конкурсе «Химический эксперимент» команда 8А класса заработала … баллов, 8Б класса – … баллов и команда 8В класса – … баллов. По итогам четырех конкурсов лидирует команда … класса с результатом баллов. На втором месте – 8.. класс и у них – баллов, На третьем месте – 8… класса – … баллов. (жюри подводит итоги)

Музыкальный конкурс
Юлия: А теперь Музыкальный конкурс. Условия этого конкурса просты: вы вспомнили песню, в которой есть зашифрованное слово, спели хотя бы одно предложение из нее и получили 1 балл.
Георгий: Угадаете загадку, угадаете зашифрованное слово! Угадавший приносит 1 балл своей команде. Что это: в воде не тонет и в огне не горит? Лед
Все команды просим подняться на сцену. Молодцы, команда 8… класса зарабатывает 1 балл.
Юлия: Прошу команды подняться на сцену. Вы отвечаете поочередно, согласно жеребьевке, та команда, которая пропустит свой ответ более 2-х раз – выбывает из данного конкурса. Стоимость каждого ответа – 1 балл. Начинаем!
Георгий: Музыкальный конкурс закончен. Просим жюри подвести предварительные итоги по всем прошедшим конкурсам.

Конкурс капитанов
Юлия: А теперь состязание самых сильных, самых знающих и самыми решительных – конкурс капитанов. Приглашаем их на сцену.
Георгий: Вам нужно поочередно угадать выбранный вашим соперником химический элемент, задавая вопрос таким образом, что ваш оппонент смог ответить на него: «Да или нет». Побеждает тот, кто угадает химический элемент соперника на наименьшее количество вопросов.
Юлия: Вниманию зрителей и жюри. Капитаны загадали химический элемент первых трех периодов.
Георгий: Вниманию капитанов. Жюри будет оценивать оригинальность заданных вопросов. Капитан 8… задает вопрос капитану … класса.
Юлия: Подведем итоги конкурса капитанов. Наибольшее количество баллов принес своей команде капитан 8.. класса. … балла заработал капитан 8.. класса. И … баллов внес в копилку своей команды капитан 8… класса. Поздравляем капитанов.

Домашнее задание
Георгий: И в заключении нашего КВН – один из самых увлекательных и интригующих конкурсов – «Домашнее задание». Это инсценировка, песня или танец на химическую тему: «Химические явления вокруг нас». Максимальная оценка за этот конкурс – 5 баллов. Первыми на сцену приглашается команда 8.. класса. Поддержим ребят!
Юлия: Знаем мы, что встреча наша – лишь игра,
И расставаться нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде везет!
Георгий: Просим жюри оценить последний конкурс и объявить результаты сегодняшней встречи.
Поприветствуем победителей! (Музыка).
До свидания! До новых встреч!

Окончание 9 класса - знаменательное событие для всех школьников. Кто-то после этого уходит из школы, кто-то продолжает учебу, но все ребята чувствуют, что стали чуточку взрослее. Именно поэтому такое значение имеет последний звонок.

Сценки последнего звонка в 9 классе должны быть обязательно смешными, чтобы этот торжественный вечер принес удовольствие всем его участникам. Благодаря юмору, именно такие постановки позволят ученикам выразить свою благодарность родным учителям, а педагоги, в свою очередь, смогут увидеть себя глазами своих ребят.

Сценки на последний звонок 9 класс (смешные)

В течение всего обучения у ребят был наставник - классный руководитель. Именно этот педагог знает их лучше всех. При подготовке представления нельзя ее (его) обойти вниманием.

Интересным вариантом станут сценки на последний звонок (9 класс) про классных руководителей. Одна из них представлена ниже.

На сцене декорация класса. Висит плакат «Добро пожаловать, выпускники …. года!» За учительским столом сидит пожилая учительница - классный руководитель, за партами взрослые мужчины и женщины. Их могут играть как переодетые сегодняшние выпускники, так и их родители.

Бывшие ученики начинают вспоминать школьные годы.

- Марья Ивановна, помните, как мы в 6 классе на Ваш стул один раз кнопку положили, а другой - клей налили?

Учительница улыбается, выпускники весело смеются.

- Марья Ивановна, а помните, как мы наш журнал спрятали, Вы его больше 2 недель искали? Вас еще тогда чуть премии не лишили.

Снова все начинают хохотать, а учительница продолжает грустно улыбаться.

- Марья Ивановна, помните, как в 10 классе мы сбежали с уроков, а на Ваш стол подкинули мертвую мышь?

Опять дружный смех выпускников и улыбка учительницы.

Затем она встает, поправляет очки и заявляет:

- А вы, мои любимые ученики, помните, как в 6 классе я поставила всем двойку по контрольной, из-за чего вы целую неделю оставались после уроков? А наш поход, когда мы якобы потерялись? Это как раз после истории с журналом было. А то, как я вас заставляла «Войну и мир» целыми главами учить наизусть, не забыли? Действительно, было весело.

Теперь уже начинает хохотать учительница, глядя на растерянные лица своих бывших учеников.

Такие миниатюры станут отличным развлечением как для гостей вечера, так и для самих выпускников. Итак, мы определились, что обязательным атрибутом этого торжества должны быть сценки на последний звонок (9 класс). Учителям-предметникам на последний звонок особенно интересно, что приготовили их выпускники.

Сценки для учителя русского языка и литературы

Первым учителем, про которого вспоминает любой ученик, является преподаватель русского языка и литературы.

Больше всего занятий, бесконечные диктанты, изложения, сочинения - все это про уроки по главному школьному предмету. Именно поэтому смешные сценки на последний звонок (9 класс) про учителей начинаются с русского языка.

Миниатюра 1.

- Попов, назови род слов «шкаф», «лес», «дом», «чулок».

- Шкаф, лес, дом - мужской род, чулок - женский.

- Интересно, с чего ты это взял?

- С того, что чулки носят только женщины.

Миниатюра 2.

- Краснова, придумай предложение с однородными членами.

- В лесу не было ни травы, ни деревьев, ни кустов.

Миниатюра 3.

Учитель объясняет:

- Антонимы - это слова с противоположным значением. Например, длинный - короткий, быстрый - медленный, легкий - сложный. Васильев, придумай пример.

Васильев отвечает:

- Кошка - собака.

- Как почему? Они противоположные и постоянно дерутся.

Сценки для учителей математики и информатики

Когда ученики начинают придумывать сценки на последний звонок (9 класс) учителям предметникам, математика в них занимает особое место.

Миниатюра 1.

- Петушков, ты, наконец, с трудом научился считать до десяти. Даже не могу представить, кем ты станешь после школы.

- Судьей по боксу, Наталья Сергеевна.

Миниатюра 2.

- Петров, представь, что в твоем кармане лежит 10 рублей, и ты попросил у папы еще 10. Сколько рублей у тебя будет?

- 10, Ирина Сергеевна.

- Петров! Никакого знания математики!

- Боюсь, что это у Вас никакого знания про моего папу.

Миниатюра 3.

- Пуговкин, умножь пять на восемь.

- Елена Андреевна, я согласен давать ответы на Ваши вопросы исключительно в присутствии своего адвоката.

Также нельзя забывать про учителей информатики.

Миниатюра 1.

Учитель информатики заходит в библиотечный отдел и видит, что библиотекаря нет на месте. Он спрашивает у учеников, где он. Те ему отвечают:

- Он в архиве.

Учитель настойчиво:

- Разархивируйте его, пожалуйста.

Миниатюра 2.

- Павел Сергеевич, мой компьютер поймал вирус.

- И что ты предпринял?

- Сделал прививку.

- Куда?

- Под мышку.

Сценки для учителя биологии

Последнего звонка в 9 классе ученики обязательно должны посвятить и учителю биологии.

Миниатюра 1.

Учитель спрашивает на уроке:

- Кто мне скажет, в чем различие между рекой и океаном?

Один из учеников отвечает:

- У реки есть два берега, а у океана - всего один.

Миниатюра 2.

- Лепешкин, зачем людям нервная система?

- Чтобы нервничать, Лидия Андреевна.

Миниатюра 3.

- Мягков, как ты думаешь, куда направляется птица с соломинкой в клюве?

- В коктейль-бар, Ирина Сергеевна.

Сценка для учителя английского языка

Смешные сценки на последний звонок (9 класс) про английский язык поднимут настроение всем присутствующим. Пример такой миниатюры представлен ниже.

Идет экзамен по английскому языку. Учитель бормочет себе под нос:

- Абсолютно ничего не знают.. Что бы такое легкое спросить.. Ладно... What is the capital of Great Britain?

Ученик молчит. Учитель начинает нервничать:

- Ну как называется столица Великобритании?

- Бухарест.

Учитель раздраженно:

- Нет! Лондон! Два! Пусть следующий зайдет!

Ученик выходит, в коридоре другой его спрашивает:

- Ну как, что спрашивают?

Тот ему объясняет, что спрашивают столицу Великобритании и надо ответить, что столица - это Лондон. Предлагает однокласснику:

- Давай я тебе шпаргалку на подошву приклею, на всякий случай - "Лан-дан".

По пути в класс шпаргалка отклеивается.

Учитель говорит вошедшему:

- Come in, come in! My question is: "What is the capital of Great Britain?"

Ученик быстро бросает взгляд на подошву и уверенно отвечает:

- Адидас.

Кроме того, сценки на последний звонок (9 класс) учителям могут состоять из коротких смешных диалогов.

Миниатюра 1.

Разговор мамы и дочки. Дочка спрашивает:

- Мам, скажи "фунь".

Мама недоуменно:

- Зачем? Что это вообще такое?

- Ну, какая разница? Просто повтори и все, это же не сложно.

- Почему я должна повторять непонятно что? Не буду!

- Вот! А почему тогда меня заставляешь английский учить?

Миниатюра 2.

- Ну как там Англия? Были проблемы с языком?

- У меня нет, а вот у англичан были…

Сценка для учителя географии

Школьники, придумывая смешные сценки на последний звонок (9 класс), не обходят стороной и учителей географии.

Миниатюра 1.

- Петров, что ты знаешь о Панамском канале?

- Ничего, Лидия Андреевна, наша антенна его не ловит.

Миниатюра 2.

Учитель объясняет тему, рассказывает про Новую Гвинею.

Ученик уточняет:

- Значит там постоянное лето?

Учитель отвечает:

Ученик, вздыхая:

- Везет. Вечные каникулы.

Миниатюра 3.

- Пешков, не сможешь ли ты назвать мне столицу Аргентины?

- Мне очень жаль, Юлия Владимировна, но я тоже не знаю.

Сценки для учителей истории и обществознания

Составляя сценки на последний звонок (9 класс) по предметам, ученики не забывают об учителях истории и обществознания. Вот небольшая сценка, которую можно поставить на торжественном вечере.

Учитель начинает проверять домашнее задание.

- Итак, на прошлом уроке мы говорили про Наполеона. Пожалуйста, Синичкин, расскажи, что ты запомнил.

Ученик с торжественным видом встает и говорит:

- Лидия Юрьевна, зачем меня слушать? Пусть Наполеон сам о себе расскажет.

Учитель, удивленно:

- Но как ты себе это представляешь?

Синичкин гордо отвечает:

- А мы сейчас устроим вызовем Наполеона и спросим обо всем.

Учитель соглашается, все садятся вокруг стола. Синичкин начинает призывать Наполена, который спустя несколько секунд появляется в углу класса в знаменитой треуголке и замогильным голосом произносит:

- Именем Императора приказываю поставить Сергею Синичкину "5" в году по истории.

Учитель испуганно:

- Ваше Императорское Высочество.. Но как.. Он же ничего не знает по предмету.. Что-то мне ваш голос кажется знакомым...Но почему на Вас кроссовки?

Быстро подходит к Наполеону, срывает треуголку и узнает Лисичкина.

Учитель с удовлетворением говорит:

- Значит Лисичкин. Чуть не поверила... Ну ладно, давайте продолжим наш сеанс.

Все опять садятся вокруг стола и учитель говорит:

- Вызываю родителей Синичкина и Лисичкина.

Растерянные лица виновников происшествия и смех одноклассников завершают сценку.

Также можно обыграть несколько коротких диалогов на тему истории и обществознания.

Миниатюра 1.

Учитель спрашивает:

- Вовочка, что благородные рыцари делали с побежденными противниками?

Вовочка отвечает:

- Сдавали на металлолом, Ирина Сергеевна.

Миниатюра 2.

- Итак, как я вас предупреждала на прошлом уроке, сегодня у нас контрольная.

- А калькулятором можно пользоваться, Марья Ивановна?

- Можно, Вовочка, можно.

- А транспортиром?

- Пожалуйста, Вовочка, на здоровье. Итак, записываем тему «Духовный мир человека».

Сценки для учителей физики и химии

Составляя сценки на последний звонок (9 класс), сценарий которого начинают придумывать задолго до праздника, нельзя оставить без внимания ни одного учителя. Ниже представлены варианты миниатюр для учителей физики и химии.

Урок физики.

Учитель начинает опрос:

- Так, давайте я вас послушаю. Напомните мне закон Архимеда.

Отвечает отличница:

- Тело, которое погрузили в жидкость, будет выталкивать объем, эквивалентный массе данного тела.

Двоечник решительно возражает:

- Абсолютно неверный закон! Сам вчера проверил!

Учитель заинтересованно:

- Ну-ка, давай поподробнее, Вася, что ты там сделал?

Двоечник рассказывает:

- Ну, как что? Погрузил собственное тело в ванну с жидкостью, просидел 4 часа и вылез, замерзший.

- А ученый-то в чем виноват?

- Как это в чем? Вот пусть только попадется мне, я ему устрою!

Отличница потеряла терпение:

- Да что он такого натворил?

Двоечник в ответ:

- Ну я налил воду в ванну, залез в нее…

Класс хором:

Двоечник рассказывает:

- Набежали соседи, кричали, что с их потолка натекло целое озеро!

Учитель радостно:

- Вот-вот! И что из этого следует?

Двоечник раздраженно говорит:

- Что пусть сам Архимед и делает теперь ремонт!

Отличница, показывая язык:

- Да уж, Теплов, ничего ты по физике не знаешь!

Учитель, обращаясь к другому двоечнику:

- Зайцев, ну а ты хоть что-нибудь помнишь? Ведь ЕГЭ сдавать собираешься?

Второй двоечник спокойным тоном отвечает:

- Все я помню, Елена Андреевна, только ничего не знаю!

Учитель со вздохом:

- Нет, с вами невозможно разговаривать! Оба получаете по двойке. Завтра жду всех на пробный ЕГЭ!

Урок химии.

Учитель сговорит:

- Все успели записать домашнее задание? Я стираю.

Двоечник в ответ:

- Подождите! Я еще не до конца скопировал эту картину!

Учитель недоуменно:

- Это не картина, Круглов, а структурная форма галогена.

Двоечник, делая измученное лицо:

- Да какая формула? Это просто «Черный квадрат» художника Репина!

Учитель удивленно:

- То есть настолько гениально?

Двоечник со вздохом:

- То есть настолько непонятно.

- Ну, ты, как всегда, усвоил тему на двойку.

- А если я хочу "отлично"?

Учитель в ответ:

- Ну, хочешь пятерку, напиши нам формулу этилового спирта.

- Мне нужна подсказка друга. Алло, бабушка, скорее скажи формулу этилового спирта, тут вопрос моей пятерки решается.

Бабушка говорит:

- Так я же химию совсем не знаю, внученька. Це два..

Двоечница печально повторяет:

- Це два.

Учитель в ожидании продолжения:

- Так, а потом что?

- Бабулечка, ты почти угадала, постарайся дальше вспомнить!

Бабушка отвечает:

- Да что там вспоминать, я уже вспоминала, аж пять раз!

Ученица переспрашивает:

- Аж пять?

Учитель утвердительным тоном говорит:

- Правильно! ц-2, аш-5.

Двоечница:

Учитель, кивая головой:

- Ну почти так! ц-2, аш-5, о - аш. Ладно, получаешь пятерку с минусом.

Сценка для учителя физкультуры

Конечно, никакие сценки последнего звонка (9 класс) не обойдутся без любимой физкультуры.

Звенит школьный звонок. На сцене, в спортивной форме, стоит ученик Пуговкин в гордом одиночестве. Учитель физкультуры заходит в спортзал, уткнувшись в журнал, и говорит, не поднимая глаз:

- Здравствуйте! Класс, построиться! На один-два рассчитаться!

Пуговкин, глядя по сторонам, говорит:

- Один.

Пауза. Учитель поднимает глаза, видит, что никого больше нет и грозно спрашивает:

-Тааак, и где остальные? Прогуливают урок, значит?

Пуговкин испуганно:

- Нет-нет, Валерий Семенович, у них уважительные причины.

Учитель, не менее грозно:

- Уважительные, говоришь? А ну-ка, быстро их всех сюда!

Пуговкин выбегает из спортзала и через минуту возвращается со всем классом.

Учитель хвалит Пуговкина:

- Ну молодец, Пуговкин. Сейчас будем разбираться. Ты первый, Легков. Где форма?

Легков в ответ:

- Представляете, вечером я постирал форму и повесил ее сушиться на забор. Вдруг откуда ни возьмись, появилась злая собака и все порвала.

Учитель недоуменно:

- Я, конечно, все понимаю, но откуда забор, ведь ты живешь на 7 этаже? Ладно, с тобой все ясно. Ты что скажешь, Петрова?

Петрова отвечает:

- Ой, я вчера лодыжку повредила. Правую.. То есть левую.. Ну в общем, обе..

- Ясно. А ты что, Симонова? Тоже лодыжку повредила?

Симонова наигранно говорит:

- Нет, у меня ангина.

Учитель подозрительным тоном:

- Ангина, значит... Поэтому повязка на ноге, да?

Симонова быстро среагировала:

- Нуууу, она, это.. сползла..

Учитель кивает головой и говорит:

- Ну-ну. Шишков, а ты как объясняться будешь?

Шишков мечтательным тоном:

- Представляете, Валерий Семенович, мне вчера пацаны из 11 «А» сказали, что Вас вообще сегодня в школе не будет. Что уехали на соревнования по гимнастике!

Учитель очень удивленно отвечает:

- Ну, надо же… Гимнатика.. Придумали же.. Ну хорошо, а у тебя Воробьев, что?

Воробьев рассеянно:

- А я сегодня дни перепутал. Думал, среда, а оказалось четверг. Я даже учебники на среду принес, могу показать.

Учитель утвердительным тоном:

- Значит так, всему классу за отсутствие формы ставлю "два". Сейчас рассаживаемся, достаем тетради и записываем тему «Распорядок дня».

Пуговкин растерянно:

- Валерий Семенович, а как же я?

Учитель растерянно:

- Ах, да, Пуговкин. А ты, по плану, бежишь кросс на 2 километра.

Сценки для учителей ИЗО и технологии

Смешные сценки на последний звонок (9 класс) не обойдутся без упоминания уроков ИЗО.

Дети сидят за партами и прилежно рисуют. Учитель ходит между рядами, проверяет работу. Останавливается возле парты Кукушкина и спрашивает:

- Это ты что нарисовал?

Кукушкин в ответ:

- Как что? Вазу. Вы же сами задали.

- Что я задавала, я помню. Я не пойму, что ты нарисовал.

- Ну, Ольга Михайловна, ваза это! Просто я так вижу. Вы же художник, Вы должны меня понять.

Учитель говорит:

- Хорошо, давай дневник.

Спокойно берет дневник, ставит двойку. Кукушкин возмущается:

- Двойка? За что?

Учитель отвечает ему:

- Да что ты, Петя, это не двойка, это пятерка. Просто я так вижу.

Сценки на последний звонок 9 класс (смешные) будут к месту по всем предметам. Технология не является исключением.

Учитель технологии ругает класс:

- Кто разбил фанеру? Я вас спрашиваю, отвечайте!

Ученики стоят, опустив головы. Наконец, один говорит:

- Почему фанеру? Может все-таки стекло?

Учитель возмущенно:

- Стекло я сам утром разбил. Поставил фанеру. В последний раз задаю вопрос, кто разбил фанеру?

Таким образом, можно составить самые разнообразные сценки на последний звонок (9 класс). Сценарий - веселый, настроение - отличное, ученики, учителя и родители - красивые, нарядные, счастливые. Именно так должен выглядеть торжественный вечер, посвященный окончанию 9 класса.

Ведущий 1: Начинаем КСН(Клуб Сообразительных и Находчивых). Сегодня в нем участвуют
команды восьмых классов. Они покажут свои знания по химии, свою смекалку, быстроту и
точность. А вам, болельщики, желаем быть активными, внимательными, но, в то же время,
дисциплинированными. Представляю вам членов жюри.
Представление жюри
Ведущий 2: Пожелаем членам жюри успехов и плодотворной работы!
А теперь – наши команды!
(Выход команд.)
Капитан 1 команды: Вас приветствует команда "Золотая молодежь".!
Капитан 1 команды: Наш девиз – (хором)
"Наш девиз всего два слова –
химичишь сам – трави другого!"
Наша речевка:
Золотая молодежь! И не любим мы скучать! С удовольствием мы с вами в КСН будем играть! Но
,соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней,наша дружба
крепнет в ней!
Приветствие соперников:
Капитан "Золотой молодежи": Разрешите передать вам наш чистый, пламенный привет. От
всего сердца желаем вам успехов в учебе и труде. А сейчас поприветствуем жюри!
О, судьи добрые! Не уроните вашу честь, судите правильно и честно,чтоб в КСНе все учесть!
Ведущий 2: Болельщики! Поаплодируйте команде "Золотая молодежь»" и дадим слово для
приветствия команде "Живая вода»".
Капитан 2 команды: Вас приветствует команда (хором) "Живая вода".
Наш девиз –
Мы ребята­просто класс! Не найдете лучше нас! Мы к победе только рвемся,никогда мы не
сдаемся.
Наша речевка­
Если у вас с утра нарушен кислотно­щелочной баланс, не надо бить друзья баклуши или впадать
от горя в транс. У вас проблемы с волосами? Вы пролили на скатерть жир? Вы убедитесь в этом
сами­без химии, друзья,не жить. Чтоб жить спокойно и без стрессов, чтоб фтор от хлора
отличить, мы не отстанем от прогресса и будем химию учить!
Приветствие соперников и жюри команды «Живая вода».
Наша команда приветствует всех участников сегодняшнего мероприятия. Крепкого здоровья всем
и успехов во всем.

Наше привнтствие жюри: Пусть ваша совесть будет чиста, как в этой колбе вода!
(Подносят жюри колбу с водой.)
Ведущий 1: Представление эмблемы команды «Золотая молодежь»
Команда «Живая вода»­ваша эмблема.
Ведущий 1: Итак, мы послушали приветствия команд. Жюри оценит приветствия по пятибальной
системе. А мы проведем традиционный конкурс любого КСН – разминку, по 3 вопроса каждой
команде.
РАЗМИНКА на знание периодической системы элементов
(За каждый верный ответ – 1 балл.)
Ведущий 1: ("Живой воде") Какой элемент всегда рад? (Рад – он).
Ведущий 2: ("Золотой молодежи") Какие элементы утверждают, что "могут другие вещества
рождать"? (Углерод, водород, кислород).
Ведущий 1: ("Живой воде") Какие элементы утверждают,что соль рождают.(Галогены)
Ведущий 2: ("Золотой молодежи") Как называется положительно заряженная частица,
которая образуется при пропускании тока через раствор электролита? (Катион).
Ведущий 1: «Живой воде» Какой химический элемент входил в состав сооружения, которое
вынужден был красить Том Сойер? (Бор – забор).
Ведущий 2: «Золотой молодежи» Название какого металла несет в себе волшебника? (Магний
– маг).
Ведущий 1: Ну, а теперь, друзья, пришло время посоревноваться вам в смекалке и находчивости.
Объявляем 1 конкурс.
КОНКУРС­ Шарады
Ведущий 2: Корабли меня обходят, знает лоцман наизусть.
Если Л на Д заменишь, то металлом окажусь(мель­медь)
Ведущий 1: Мы первым слогом позовем кота,вторым измерим с судна толщу вод,
Союз на окончание пойдет, и целым станет слово…(кислота)
Ведущий 2: Жюри подведет первый итог – разминка и 1 конкурс.
(Слово жюри.)
Ведущий 2:
Итак, первая ступенька преодолена. Поднимемся выше, друзья!
Следующий конкурс – №2.
2 КОНКУРС. Подготовленное домашнее задание (Инсценировка)

Команда «Живая вода»
В одном химическом королевстве жила волшебница, звали её Водой. Она была
красива и умна. Она, без цвета, без запаха, без вкуса. Её плотность составляла 1 г/ см
в кубе. Она являлась хорошим полярным растворителем. Вода хотела быть
знаменитой в своём химическом королевстве и поэтому решила отправиться в
путешествие. Она шла уже 5 часов, и, наконец попала в страну щелочных металлов.
Стоило воде приблизиться к ним, как они сразу растворялись в ней. К удивлению,
некоторые металлы горели в воде. Мимо проходил бесцветный фенофталин и
плакал. Одна капля слезы упала в раствор и она стала малиновым цветом. Вода
воскликнула: Ооо с этими металлами я превращаюсь в щёлочь.
А кругом кричали: Едок, едок, не подходи к нам. – Они боялись щёлочь как огня.
Испуганная вода побежала дальше. Скоро она пришла в город и решила зайти в
магазин. Кислотных оксидов. А кислотные оксиды обрадовались, набросились на
воду и превратились в кислоты. Вода плакала
­ Как же это так! То металлы превращаю в щёлочь, то кислотные оксиды в кислоту!?
Потом посидев и подумав, успокоилась и сказала: Эти вещества, щёлочи и кислоты,
опасны, но нужны людям! Продолжая своё путешествие, вода попала в город солей.
Как же соли обрадовались, что произойдёт гидролиз. В какую бы сторону не
направлялась вода, она образовывала только полезные вещества для человечества!
В дневнике молодой путешественницы – воды, были найдены следующие записи,
которые вошли в учебники учащихся:
1 Вода взаимодействует с активными металлами, образуя щёлочь.
2 Вода взаимодействует с основными оксидами, тоже образуя щёлочь.
3 Вода взаимодействует с кислотными оксидами, образуя кислоты, но один кислотный
оксид отказался дружить с водой – Si O2
4 Под действием воды образуется гидролиз солей, т. е. вода совершает с ними чудо,
волшебное превращение.
5 При растворении кислот в воде, она нас предупреждает быть осторожными. Сильная
любовь кислот к воде при растворении приводит к вскипанию и выделению
большого количества кислоты.
Вот и всё. Об этой волшебнице ­ чуде можно говорить без конца, но этой сказке
конец. В 9 классе будем изучать другие чудеса красавицы воды.
Команда «Золотая молодёжь»(Сказка о кислотно­основном инстинкте.)
Хотите о любви повествование? Извольте: расскажу начистоту историю о том, как
основание однажды повстречало кислоту. Бесцветная, в пробирочке с бюреткою, Но
так чиста, беспримесна, светла, смотрела кислота на щёлочь едкую сквозь слой
лабораторного стекла. И прошептала щёлочь словно пьяная с крепышки не сводя
влюблённый взор
« Ах милая, какая вы соляная! О, этот водород! О, этот хлор! Клянусь, что никого не видел
краше я! Я, едкий натр, всю жизнь о вас мечтал! ОАШ мой так пленился вашей
АШею, Что раскалён мой щёлочной металл! Мне так соединиться с вами хочется!
Сольёмся же, любимая, в одно О, как нам в общей колбе заклокочется! А может

быть, в пробирке – всё равно!» И дрогнула соляночка прекрасная, Прониклась той
же радостной мечтой… И вот десница лаборанта властная соединила щёлочь с
кислотой!
Она была активная и сильная, был крепок он, являя свой задор. К АШ – плюсу льнула
группа гидроксильная, и к натрию притягивался хлор…
И слышалось шипение, бурление, вскипала страсть, искрились пузыри… И это длилось
целое мгновение. От силы – два. Не более чем три… И что осталось от былой
активности? Одна солоноватая вода. Да мокрый лакмус, бледный до противности.
(Чего краснеть?­Нейтральная среда…)
Конкурс № 3. (Конкурс капитанов)
Ведущий 1:
В периодической системе очень много элементов.
Вы найдите нам такие, начинались чтоб на "К".
А кто больше всех найдет, больше баллов наберет!
(За каждый элемент – 1 балл.)
Ведущий 2: Пока капитаны выполняют свои задания еще один конкурс между командами­
« Перестрелка»
Каждая команда задает соперникам вопрос по биографии Д.И.Менделеева и показывает свою
презентацию.
Команда «Живая вода»
1. Как называется семейство элементов первой группы главной подгруппы?
2. Как называется группа элементов, подобных лантану..(Лантаноиды)
3. В каком году Д.И. сформулировал периодический закон? (В 1869 году)
4. Известно,что однажды Менделеев совершил полет на воздушном шаре.С какой
целью? (Для наблюдения за солнечным затмением.)
5. Всякое открытие имеет свой день рождения.Назовите год рождения
периодической системы. (1869 год)
Команда «Золотая молодежь»
1. Дата рождения Д.И.Менделеева?(8 февраля 1834год.)
2. Как называется семейство элементов восьмой группы главной подгруппы?
3. У каждого человека есть свое хобби.Чем любил заниматься Менделеев в
свободное время?(Менделеев любил клеить из кожи различные вещицы,
мастерить чемоданы, наклеивать в альбом собственноручно выполненные
фотографии.)
4. Какой элемент назван в честь Д.И.Менделеева?(Менделевий)
5. Как называется группа элементов подобная актинию? (Актиноиды)

Ведущий1: Представление стенгазет.
Команда «Живая вода»
Команда «Золотая молодежь»
Ведущий 2: Ну, а теперь, наше жюри, Конкурс капитанов нам оцени!
А пока жюри решает,с вами, зрители, играем! Кто верный ответ дает,
Своей команде очко принесет!
Назовите нам сейчас Самый легкий в мире газ! (Водород)
Горизонтальный ряд химических элемнтов называется…(период)
Вертикальный столбец химических элементов называется…(группа)
На какие две группы делятся периоды?
Наше жюри подвело итоги!
(Слово жюри – подведение итогов КВН.)
Ведущий 1:
А теперь поприветствуем победителя!
Каждому медаль вручаем
И с победой поздравляем!
(Вручение медалей.)
Что химия волщебница знают все на свете.
Ждут многого от химии и взрослые и дети
Но, чтоб волшебниками стать, нужно многое узнать.
Учитесь друзья, не ленитесь!
Ведущий 1:
На этом наш вечер заканчивается. Отличной вам учебы, друзья!
И хорошего настроения!

интеллектуальная игра для 9 класса

Цели игры: в развлекательной форме обобщить знания; стимулировать чтение книг по истории химии, познакомить с необычными фактами, интересными случаями; способствовать развитию логики, сообразительности, находчивости, а также актерских способностей учеников и их интереса к изучению химии.

В игре разыгрывается несколько сценок силами учеников 8-9-х классов; должно быть два ведущих (ученики 11-го класса); команды предварительно выполняют домашнее задание: составляют для соперников кроссворд из 10 слов.

Сцена 1

Первая команда

Разыгрывается сцена «Получение кислорода в лаборатории и проведение биологического опыта с мышью».

Ученый
(разговаривает сам с собой): Так... попробуем нагреть окись ртути... Интересно... Выделяется какой-то газ... Попробуем проверить его на мыши... Посажу одну мышь под стеклянный колпак без этого газа, а другую - под колпак, наполненный этим газом. Потрясающе! Под первым колпаком (смотрит на часы) мышь погибла через 15 минут, а под другим - сидит как ни в чем ни бывало!
Ведущий. Какой газ получен в результате опыта? Кто из ученых впервые провел биологические опыты?

Варианты ответа:
Джозеф Пристли, Роберт Бойль, Антуан Лавуазье.
Ответ. Джозеф Пристли.

Вторая команда

Разыгрывается сцена «Получение водорода в лаборатории».

Ученый (собирает прибор для получения газа). Кладу куски железа и гвоздей, заливаю все купоросным маслом - выделяется газ! Попробую его вдохнуть - ничего... Попробую вдохнуть и выдохнуть на пламя свечи...

Раздается взрыв, ученый падает. Входит слуга, держа на подносе бокал.

Слуга : Сэр, ваше лекарство. (Видит лежащего на полу человека и в ужасе кричит.) Врача!

Входит врач, осматривает ученого, приводит его в чувство.

Ученый : Спасибо, доктор, вы спасли меня!
Врач: Нет, сэр, вас спасло чудо!
Ведущий: Какой газ был получен в результате опыта? Кто из ученых провел такой рискованный опыт на себе?

Варианты ответа:
Жан Франсуа Пилатр де Розье, Теофраст Парацельс, Пьер Байен.
Ответ. Жан Франсуа Пилатр де Розье.

Сцена 2

(один балл за правильный ответ и один балл за оригинальность ответа)

Ведущий задает попеременно командам вопросы.

Что погубило Рим?
Рим спасли гуси - это известно всем. Бдительные птицы своевременно заметили приближение неприятельских войск и тотчас резким гоготанием сигнализировали об опасности. На этот раз обошлось благополучно - враг получил отпор. Но тем не менее Римской империи суждено было впоследствии погибнуть. Что же послужило причиной падения некогда могущественного государства? Как считают ученые-токсикологи, в этом повинно отравление... Что погубило Рим?
Ответ. По мнению ученых-токсикологов, в падении Римской империи виноват свинец. Римская аристократия быстро вымирала потому, что пользовалась дорогой свинцовой посудой и косметическими красками, содержащими соединения свинца, из-за этого средняя продолжительность жизни римских патрициев не превышала 25 лет. Люди низших сословий меньше подвергались свинцовому отравлению, поскольку они не имели дорогой посуды и не употребляли косметических средств. Но и они пользовались знаменитым водопроводом, «сработанным еще рабами Рима», а трубы его были сделаны из свинца.
Обнаруживаемые при раскопках останки древних римлян содержат значительные количества свинца.

Что едят студенты?
В 1891 г. выпускник Гарвардского университета (г. Бостон, США) Роберт Вуд (впоследствии знаменитый американский физик) приехал в Балтимор для занятий химией в местном университете. Поселившись в студенческом пансионе, Вуд вскоре прослышал, что хозяйка якобы частенько готовит утреннее жаркое... из остатков вчерашнего обеда, собранных с тарелок. Но как это доказать?
Большой любитель находить для любой задачи оригинальное и вместе с тем простое решение, Вуд не изменил себе и на этот раз... Как Вуд разоблачил хозяйку пансиона?
Ответ. Однажды, когда на обед был подан бифштекс, Вуд оставил на тарелке несколько больших кусков мяса, посыпав их хлоридом лития - совершенно безвредным веществом, которое по виду и вкусу похоже на обыкновенную поваренную соль. На следующий день кусочки жареного мяса, поданного студентам на завтрак, были преданы «сожжению» перед щелью спектроскопа. Красная линия спектра, характерная для лития, разоблачила слишком экономную хозяйку. Сам Вуд много лет спустя с удовольствием вспоминал о своем следственном эксперименте.

Сцена 3
(один балл за правильный ответ)

Чья это легенда?
Водяной царь сидит на троне, вокруг него танцуют русалки. Вдруг забрасываются сети, русалки уплывают, а царя рыбаки вытаскивают на берег. Взмолился царь, чтобы отпустили его обратно в озеро, а за это он предложил выкуп:
либо золота на один год,
либо серебра на десять лет,
либо железа на вечные времена.
Местные жители без колебания выбрали железо. А водяной, судя по всему, слово свое сдержал: железные запасы до сих пор не иссякли.
О какой стране с богатыми запасами железной руды идет речь?

Варианты ответа:
Дания, Австрия, Испания.
Ответ. Австрия. Более конкретно, Штирия - одна из крупнейших ее земель.

Кто самый главный из строителей?
Когда закончилось строительство Иерусалимского храма, царь Соломон устроил пиршество, на которое пригласил всех мастеров, принимавших участие в этой стройке. Вдруг царь спросил:
- Ну а кто же из строителей самый главный?
Поднялся каменщик:
- Разумеется, храм - это наших рук дело, и двух мнений быть не может. Мы, каменщики, выложили его кирпич к кирпичу.
- Спору нет, основа храма каменная, - вмешался плотник, - но хорош был бы храм, если бы я и мои товарищи не потрудились, приятно было бы смотреть на голые стены, не отделай мы их красным деревом да ливанским кедром? Взгляните на паркет из лучших пород самшита!
- Смотри в корень, - сказал землекоп. - Хотел бы знать, - он кивнул в сторону каменщика и плотника, - как эти хвастуны возвели бы храм, если бы мы не вырыли котлован для его фундамента. Его стены вместе с отделкой рассыпались бы от первого порыва ветра, как карточный домик.
Но царь Соломон недаром прослыл мудрым. Он позвал к себе человека, скромно стоящего в углу, - это был...

Варианты ответа:
врач, погонщик верблюдов, кузнец, мореход.
Ответ. Подозвав к себе каменщика, царь Соломон спросил:
- Кто сделал твой инструмент?
- Конечно, кузнец.
- А твой? - обратился к плотнику.
- Кто ж, как не кузнец!
- Ну а твои лопату и кирку, - спросил у землекопа.
- Ты сам знаешь, что кузнец!
Тогда Соломон подошел к скромно стоящему человеку, вывел его на середину зала.
- Вот кто главный строитель храма, - и поднес ему чашу, полную вина!

Сцена 4
(один балл за правильный ответ)

Остроумное решение Нильса Бора
В 1943 г. выдающийся датский химик лауреат Нобелевской премии Нильс Бор вынужден был тайно покинуть Копенгаген, оккупированный гитлеровцами. Но у него хранились две золотые медали лауреатов Нобелевской премии немецких физиков-антифашистов Джеймса Франка и Макса фон Лауэ (такая же награда самого Бора был вывезена раньше). Не рискуя брать медали с собой, ученый сделал остроумный шаг...

Варианты ответа:
покрыл их алюминиевой краской;
растворил в царской водке;
покрыл слоем шоколада.
Ответ. Н.Бор растворил медали в царской водке и поставил ничем не примечательную бутылку подальше на полку, где пылилось много таких же. Расчет оказался верным, оккупантов интересовали бутылки со шнапсом, а не с сомнительным содержимым. Вернувшись после войны в свою лабораторию, Бор прежде всего нашел драгоценную бутылку; по его просьбе сотрудники выделили из раствора золото и заново изготовили обе медали.
Ай да строители!
Недавно при постройке здания в Шотландии рабочие обнаружили склад железных гвоздей, сделанных почти два тысячелетия назад. В те времена Британия была одной из окраинных провинций Римской империи. На месте нынешней стройки стояла крепость, сооруженная римскими легионерами. Когда в конце концов им пришлось покинуть Туманный Альбион, то забирать с собой хранившиеся там гвозди (семь тонн!) не имело смысла, но и оставлять их тоже не хотелось. Вот и решили зарыть ящики поглубже в землю до лучших времен. Но лучшие времена так и не наступили, а гвозди...

Варианты ответа:
отдали итальянскому правительству в обмен на картину эпохи Возрождения;
использовали для отливки памятника Юлию Цезарю;
запаковали в полиэтиленовые пакеты и стали продавать туристам.
Ответ. Предприимчивые строители упаковали гвозди в пакеты и стали продавать их туристам. При этом с удовольствием наблюдали, как проржавевшее железо без всякого «философского камня» превращается в звонкое золотишко. И надо полагать, они не раз помянули добрым словом Юлия Цезаря, затеявшего поход на Британские острова.

Сцена 5
(один балл за правильный ответ)

Экскурс в каменный век
Изучая металлургию древних времен, ученые пробуют воссоздать те условия, в которых первобытный человек выплавлял металлы. В 1938 г. англичанин Г.Г.Коглен провел любопытный эксперимент: он попытался выплавить медь из малахита, используя вместо медеплавильной печи обыкновенный костер. Он изготовил «пирог», состоящий из слоев малахита и угля, и поджег его. Но костер обманул его ожидания, ничего, кроме оксида меди, он не получил. Тогда он изменил условия: слоеный «пирог» поместил в горшок и закрыл его крышкой. В результате образовалось...

Варианты ответа:
железо, медь, золото.
Ответ. В горшке была медь.

Подарок с неба
Индия, 1944 г. В пригороде Бомбея жил старый сапожник-индиец. Под вечер он сидел на пороге своей хижины. Внезапно раздался грохот, хижина заходила ходуном, а у ног сапожника врезался в землю упавший с неба какой-то предмет, похожий на кирпич. Старик решил потрогать его, но, обжегшись, отдернул руку. Кирпич оказался...

Варианты ответа:
куском золота, обломком самолета, обломком метеорита.
Ответ. Старожилы Бомбея до сих пор помнят этот злополучный день: в 16 ч 6 мин в результате пожара взорвался стоявший в порту английский грузовой пароход «Форт Стайкин», на борту которого находилось свыше полутора тысяч тонн сильных взрывчатых веществ. Чудовищный взрыв поднял в воздух и разбросал на сотни метров все, что находилось на палубе и в трюмах парохода. Некоторые обломки пролетали почти километр. Среди грузов были 155 слитков золота по 22 кг каждый. Один из них и упал перед сапожником, который, будучи честным человеком, узнав о происхождении этого золота, сдал его властям. Остальные слитки обнаружить не удалось.

Кто был этот человек?
Поздней ночью к мастерской, в которой сталь получали способом тигельной плавки, подошел нищий. Измученный холодом и голодом, он попросил приюта. Хозяин Б.Гентсман строго-настрого запретил пускать в цех посторонних, но люди сжалились над нищим и усадили его на кучу кокса перед горном. Поглощенные работой, они не заметили, когда нищий покинул мастерскую. Кто был этот нищий?

Варианты ответа:
заводчик Самуэль Уокер, композитор и химик Александр Бородин, композитор Морис Равель.
Ответ. В 1740 г. английский изобретатель Бенджамин Гентсман построил в предместье Шеффилда небольшой завод, который выпускал изделия из стали тигельной плавки. Свою технологию Гентсман держал в большом секрете от конкурентов, но одному из них, шеффилдскому заводчику Самуэлю Уокеру, удалось раскрыть секрет тигельной плавки. Это была одна из первых удачно осуществленных операций по промышленному шпионажу.

Сцена 6
(один-три балла за оригинальный ответ)
За одну минуту придумать свою версию ответа для описанных событий.

Что можно сделать с гвоздями?
Известный мореплаватель Джеймс Кук рассказывал об отношении к железу туземцев Полинезии: «Ничто так не манило к себе посетителей наших судов, как этот металл; железо было для них самым желанным товаром».
Однажды его матросам удалось за ржавый гвоздь купить свинью. Во время визита Кука на один из островов он преподнес в качестве подарка местным жителям горсть гвоздей. Видимо, туземцы первый раз видели эти странные предметы и не знали, что с ними делать. Попытки Кука объяснить, для чего нужны эти предметы, ни к чему не привели. Помог верховный жрец - крупный специалист по любым вопросам... Что посоветовал своему племени жрец?
Ответ. С важным видом он изрек несколько слов, и туземцы начали закапывать гвозди в землю. Пришел черед удивляться гостям. Видя их замешательство, местные жители знаками разъяснили, что из посаженных палочек вскоре вырастут деревья, увешанные связками гвоздей, подобно банановым; собрав богатый урожай металлических плодов, островитяне с их помощью победят своих врагов.

Почему погибла полярная экспедиция?
В 1910 г. английский исследователь Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса. Много месяцев продвигалась экспедиция к цели, по пути оставляя небольшие склады с продовольствием и керосином - запасы на обратную дорогу. В 1912 г. пять человек достигли Южного полюса, но каково было их разочарование, когда они прочитали записку, оставленную норвежским исследователем Руалем Амундсеном - он опередил их на месяц.
Однако главная беда подстерегала экспедицию на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестяные банки, в которых он хранился, были пусты. Уставшие и продрогшие люди не могли согреться и приготовить себе пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там в банках не оказалось керосина. Обессиленные люди не смогли больше сопротивляться холоду, и экспедиция погибла. Каким образом исчез керосин?
Ответ. Керосин испарился через оловянные пайки, которыми были запаяны жестяные банки. Это явление называют «оловянной чумой», когда под действием очень низких температур олово «заболевает» и из твердого металла превращается в серый порошок.

Свинец карает завоевателей
Недалеко от Кутаиси находится памятник средневековой архитектуры - Гелатский монастырь. В его храмах сохранились бесценные росписи, фрески, мозаика, но его камни хранят и другие следы. В полумраке главного храма видна маслянистая копоть, похоронившая под собой творения древних художников. Эту недобрую память оставили о себе монгольские завоеватели. Захватив храм, они превратили его в конюшню, разожгли в нем костер и стали жарить на нем конскую тушу. Но, как гласит легенда, пиршеству не суждено было состояться: внезапно на головы осквернителей храма низверглись потоки расплавленного свинца.
В страхе, оставив награбленное, завоеватели бежали, уверенные, что их настиг гнев божий.
Откуда мог взяться свинец в расплавленном состоянии?
Ответ. Оказывается, еще во время строительства монастыря по велению царя Давида в кровлю главного храма был залит свинец. И вот теперь, когда пламя костров нагрело стены и кровлю, свинец расправился и огненным дождем пролился на завоевателей.

Сцена 7

Игра «Крестики-нолики»

К доске выходят по одному человеку от команды. Начерченное игровое поле заполняется, если собственный ответ правильный или неправильный - у соперника. На каждый вопрос можно отвечать только «да» или «нет».
1. Аргентина названа в честь серебра? (Да.)
2. Платину называли «гнилое золото», «лягушачье золото», «серебришко»? (Да.)
3. По легенде, царя, который получил в дар от бога способность превращать все предметы в золото, звали Дионис? (Нет, Мидас.)
4. При золочении купола Исаакиевского собора погибло 60 человек? (Да.)
5. Гривна - это слиток серебра массой 200 г. Если этот слиток рубили пополам, то получали гривенники? (Нет, рубли.)
6. Английский король Генрих VIII (1491-1547) получил у своих подданных прозвище «Старый медный нос» потому, что злоупотреблял алкоголем и его нос имел сине-зеленый оттенок. (Нет, он подделывал монеты, покрывая медные слоем серебра. На монете был изображен его профиль. Через некоторое время самая выступающая часть монеты - нос - становилась медной за счет стирания тонкого слоя серебра.)
7. Существовала дорога, вымощенная «брусчаткой из серебра»? (Да, вице-король Испании приехал в Перу, и здешние вельможи, чтобы не ударить лицом в грязь, выложили дорогу в Лиме от триумфальной арки до дворца серебром. После того как гость прошел, дорогу сразу размонтировали и преподнесли ему в дар.)
8. Памятник Минину и Пожарскому отлит не из бронзы, а латуни? (Да.)
9. Эйфелева башня, «железная мадам», как ее часто называют в Париже, летом на 15 см выше, чем зимой. (Да.)
10. Первый исторически известный паспорт был бронзовый? (Да.)
11. Денежная единица империал в России появилась из Франции, где она была названа в честь Наполеона. (Нет, она появилась в России, достоинством в 10 рублей, при императрице Елизавете Петровне.)
12. Посылка писем во время войн осуществлялась при помощи ядер? (Да.)
13. На завод, выпускающий лезвия для бритв, работающие там мужчины должны приходить небритыми для проверки качества лезвий? (Да, этот завод находится в Польше.)
14. Статуя Колосс Родосский после разрушения была продана как металлолом? (Да, продали ее сирийцам.)
15. Первая пластинка, изобретенная Эдисоном, была из свинца? (Нет, она была из олова и воска.)
16. Ученые Земли провели опыт по созданию искусственной кометы из бария? (Да, в 1984 г. западногерманский спутник выпустил 2,5 кг паров бария. Эта комета просуществовала 20 мин.)

Сцена 8
Каждая команда разгадывает кроссворды, составленные другой командой. Оцениваются быстрота исполнения и оригинальность кроссворда.

Жюри подводит итоги конкурсов.

Цели:

  • Популяризация предмета химии.
  • Привитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
  • Профориентационная работа среди младших школьников с целью привлечения в профильные химико-биологические классы.

На сцену выходит ученик 10 класса, он читает стихотворение «Химия»

Вот кажется будто недавно
Жил человек и не знал,
Что из серого камня
Выплавить можно металл
Что обычный песок под ногами
Огонь превращает в стекло.
Трудно сейчас и представить
Как это было давно
Назад убегают года за годами,
За веком проносится век.
И сколько практических знаний
Сумел накопить человек
Энергия атома нам покорилась
Что скрыто таилось в веках.
Ядер состав мы менять научились
Химия в наших руках.
Сказка ли то в самом деле –
Из смолы получают капрон.
Красивый каракуль из ели,
Из газа – нарядный нейлон
И тоньше, чем нить паутины.
Научились сейчас получать
Из еловой древесины
Шёлка красивую прядь
Вперёд ли посмотришь,
Назад ли оглянешься –
Пройдено столько пути
Русской науке звездой путеводной
Желаю я быть впереди.

На сцену выходит ведущая, она опрыскивает лист бумаги хлоридом железа (III). Появляется надпись «Волшебнику не под силу» (На листе эта надпись заранее написана жёлтой кровяной солью и была практически не видна)

Ведущяя 1. Дорогие ребята вечер назван не совсем обычно «Что волшебнику не под силу».

Ведущий 2. Сегодня пойдет разговор об одной из древнейших наук – науке о веществах и их превращениях – химии.

Ведущяя 1. Первые практические сведения по химии появились, как полагают в Древнем Египте. По цвету, почвы в долине Нила Египет называли «хель», что значит «темный» или «черный». Отсюда и появилось название «химия».

Ведущий 2. Другие исследователи связывают слово химия с древнегреческими «Хемейя» –искусство выплавки металлов. Ведь металлургия на протяжении веков была и остается по сей день обширной областью практических приложений химии.

Ведущая 1. Итак, что же волшебнику не под силу, то под силу...

Гаснет свет. Входит Хоттабыч держа в руке зажженный бенгальский огонь.

Хоттабыч. (перебивая) Прерви же на мгновение свои высокоученые речи, о достопочтейнейший.

Ведущий 2. Что случилось?

Ведущая 1. Почему вы нарушаете ход нашего вечера? Кто вы такой?

Хоттабыч. Я могучий джин Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч.

Ведущий 2. Что вы хотите уважаемый Хоттабыч?

Хоттабыч. Моих ушей, о достойнейшая, соскучилась одна дерзкая фраза.

Ведущая 1. Какая фраза?

Хоттабыч. «Что волшебнику не под сил».

Ведущий 2. Так называется сегодняшний вечер и посвящена она...

Хоттабыч. О, мудрая ведущая, прежде чем, ты произнесешь имя того, кому посвящен вечер, ответьте на несколько вопросов.

Ведущая 1. Пожалуйста.

Хоттабыч. Знаете ли вы, что Гасан Абдурахман может построить дворец из воздуха?

Ведущий 2. Конечно.

Хоттабыч. А то, что он летом сможет сделать снег, по которому вы, достойнейшие, будете кататься на замечательных дощечках, именуемых лыжами?

Ведущая 1. И это нам известно. И многое другое.

Хоттабыч. Тогда ответьте, о самонадеянные отроки, что же волшебнику не под силу?

Ведущий 2. Прежде чем ответить на вопрос, я тоже хочу спросить вас кое о чем.

Хоттабыч. Спрашивай, о ведущий. Гасан Абдурахман ибн Хоттабыч ответит на любой вопрос, ибо в уголке его собрана мудрость веков и тысячелетий.

Ведущая 1. Скажите, вы могли бы наделить своей волшебной силой всех, сидящих в этом зале.

Хоттабыч. Это один из самых нелепых вопросов, которые мне приходилось слышать. Конечно, нет. Если я наделю всех волшебной силой, то все станут волшебниками, а волшебники будут обычными людьми. Нет, нет. Я этого не могу сделать.

Ведущий 2. Вот вы и ответили сами себе. Есть, значит то. что не под силу волшебнику. А та, кому посвящен наш вечер сможет любого наделить чудесной силой.

Ведущая 1. Садитесь, дорогой Хоттабыч и будьте гостем на нашем вечере.

Ведущий 2. Друзья, п родолжаем наш вечер. Ребята, а у нас новые гости, только что-то спорят они. Послушаем о чём они спорят.

1-й ученик. Нет ничего лучше лимонада. Я его так люблю, что одной бутылки мне мало и я пью из двух сразу.

Берет со стола стакан и наливает в него одновременно из двух бутылок желтоватую жидкость – растворы хлорида железа и роданида калия. Образуется раствор красно-бурого цвета:

FeCl 3 + 4KCNS = K +

Первый ученик. Здорово! У меня пепси-кола получилась. Я ее тоже очень люблю.

Показывает зрителям стакан с "пепси-колой".

Второй ученик. А я люблю фанту. Что может быть вкуснее малиновой фанты?! Кстати, я могу получить ее из воды. Вот.

Доливает в стакан с "водой" – раствором фенолфталеина немного "воды" из колбы – раствор гидроксида натрия. Демонстрирует всем "фанту" малинового цвета.

Фокусник. Все-таки, я считаю, что самый полезный напиток – молоко.

Приливает к раствору карбоната натрия раствор хлорида кальция:

Na 2 CO 3 + CaCI 2 = CaCO 3 + 2HCI

Третий ученик. А я вам говорю, что лучше воды нет! Давайте-ка сюда ваши стаканы.

Наливает в "пепси-колу" немного "воды" из одной колбы (раствор фторида натрия), в "молоко" и "фанту" добавляет "воду" из другой колбы (раствор соляной кислоты). Во всех стаканах образуется "вода":

NaOH + HCI = NaCl + H 2 0;
СаС0 3 + 2НС1 = СаС1 2 + Н 2 0 + С0 2

Третий ученик. Минеральная вода и вкусна, и не вредна!

Первый ученик обиженно уходит. Фокусник демонстративно отходит в сторону.

Второй ученик (вредничая). А я, все-таки, предпочитаю фанту.

Доливает в свой стакан раствор гидроксида натрия, снова получает "фанту".

Третий ученик. Нет, вода – лучше!

Опять наливает в "фанту" соляную кислоту, малиновая окраска исчезает. Спор может продолжаться, пока стакан не заполнится до краев.

Ведущий 2. Давайте, ребята, не будем спорить. Все напитки хороши, да и время рекламы истекло. Пусть лучше фокусник зажжет для нас фейерверк в честь недели химии.

Опыт «извержение вулкана»

На керамическую плитку горкой насыпаем дихромат аммония, делаем углубление, в это углубление помещаем немного порошка магния, затем перманганат калия. Из пипетки капаем концентрированной серной кислотой. Через несколько секунд начинается «извержение вулкана».

На сцену поднимается королева ХИМИЯ, она украшена короной, на которой изображение знаков химических элементов.

Королева о химии: «Она подошла к нам и дружески протянула руку. Здравствуйте, сказала она, Я – химия. Пойдемте за мной и я поведу вас в свое царство. Я открою вам сотни тайн. Загадаю вам сотни загадок и помогу их разгадать. «Простите уважаемая кудесница» – удивились мы, а почему ваше лицо так знакомо. Химия улыбнулась и поправила прическу. Да ведь мы встречаемся с вами каждый день. Я – везде. Правда, вы, люди привыкли, чтобы я вам служила и не замечаете меня. Но я не обращаю внимания на такие пустяки и не сержусь на вас. Главное, что вы уважаете меня и доверяете мне. Вы выпустили меня на поля – и урожай быстро возрос, заглянули на завод и увидели множество машин и других механизмов. Из моих чудесных волокон делают прекрасные шерстяные костюмы и легкие непромокаемые плащи. Я помогаю лечить больных и выращивать хлеб. Я кормлю и одеваю людей. И недаром они так любят меня и называют волшебницей"

На сцене фокусник, он проводит опыт «Горящий снег»

В стакан насыпаем снег, уплотняем его, и незаметно помещаем в него карбид кальция. Поджигаем лучинкой. Горит выделяющийся ацетилен.

Сценка: «Страшный сон»

Стол покрыт скатертью, сидит ученик и монотонно заучивает произношение знаков, постепенно засыпает. Свет приглушен. Музыка вальса. На сцену входят фигуры в костюмах. Четко выступают металлы. Затем появляются в костюмах из марли газы, железо в доспехах средневекового рыцаря. С копьями и мечами в шлеме. На нем символ железа. Алюминий в шлеме, воротник, манжеты. Символ на груди. Золото одето в красную мантию, обшитую по краям ватой, на голове корона, в руках посох, увенчанный символом. Медь в длинно-зеленом сарафане, отделанный желтыми блестками, на голове кокошник с символом меди. Элементы медленно движутся по сцене. Особенно подвижны газы. Включается яркий свет.

Медь: Вы знаете кто я? Правильно, я медь. Уже много веков и верой и правдой служу людям. На смену каменным орудьям пришли орудья из бронзы, в которую входил я и мой старый друг олово.

Сера: А что сейчас из тебя делают?

Медь: Как что? Из меня вытягивают проволоку, делают электрические провода, которые несут людям свет, изготавливают также части машин, примусы, самовары.

Железо: (подергивает плечами) Б-р-р я не за что не согласилась бы стать самоваром. Как это неприятно, когда в тебя наливают воду. Я ужасно боюсь сырость быстро становлюсь больным и покрываюсь ржавчиной.

Медь: Я не так капризна и сырости не боюсь, недаром из меня делают водопроводные краны и другие предметы, которым приходится иметь дело с водой. Стоит право же, побывать на корабле, чтобы увидеть, как я сверкаю в ярко начищенных рукоятках приборов и дверных ручек.

Железо: Подумаешь, важность: медные ручки, какие то там части машин. А из меня вот изготовляют целые машины и станки, и то я не важничаю. А из чего делают инструмент рабочего, оружие солдата? Как не говорите, а я сейчас самый нужный металл. Я всегда с людьми и в борьбе и в мирном труде.

Золото: Что правда, то правда. Железо с людьми. Оно уже им так надоело, что и смотреть никто не хочет. Не то, что я! Как за мной гонялись! Из-за меня всегда разгорались войны, гибли люди. А как меня сейчас ценят и берегут. Еще бы. Ведь я не валяюсь под ногами. Я – редкий металл!

Железо: Подумаешь редкий! Да я в древние времена тоже был редким металлом. Из меня делали лишь мелкие украшения, а железную посуду можно было встретить только на королевских кухнях (Гордо поднимает голову и отходит в сторону)

Кислород: И о чем они спорят, эти металлы! Кто важнее медь, золото или железо. Каждый ребенок знает, что важнее всех я! Ведь мною дышат все живые существа на земле. И если бы не я, то некому было бы гоняться за этим сварливым золотом (презрительно указывает в сторону золота)

Золото: (с возмущением) Как! Как ты смеешь, ничтожный газик, не имеющий даже цвета, не говоря уже о блеске, так непочтительно говорить обо мне! Да знаешь ли ты, кто я! Я царь металлов! Люди давно поняли это и награждают своих героев золотой звездой. А разве не золотой медалью награждают отличников, окончивших школу!? А не слышали ли вы как родитель хвалят своих детей? (он у меня золотой ребенок) Обратите внимание он золотой, а не какой-нибудь медный, железный. Я не боюсь даже вот этого (показывает) зубастого кислорода, от которого теряют свой блеск другие металлы, а железо (показывает) покрывается безобразной ржавой коркой... О! Я стою очень дорого, (выпрямив грудь, опираясь на посох, отходит в сторону)

Алюминий : (выходит на середину) Какое зазнайство! (показывает на Аи) Вот я, например каких-нибудь сто лет назад стоял очень дорого. Даже трудно было поверить что за 1 кг люди платили 1200 рублей золотом. Конечно, тогда из меня делали только мелкие вещи. Представьте себе небольшое колечко (показывает на палец) из алюминия считалось очень ценным подарком. Но я же так не зазнался. Наоборот, я дешевел и дешевел. И вот теперь очень доволен, что живу в каждом доме, что кастрюли, ложки и бочки стоят и отлично служат людям.

Медь: (насмешливо) Да. Это правда. Недаром этот дешевый выскочка везде заменяет медь.

Железо: О, позвольте, позвольте! Мы, кажется, уклонились в сторону. Уважаемое золото, выразилось так, будто я уже ничего не стою, не имею никакого значения всем надоело и более того валяюсь под ногами. Вы слышали? (пауза) Это очень обидно! Да знаете ли вы что было бы, если бы я совсем исчезло! Вот представьте себе, над землею пронесся гигантский магнит. Мгновенно срывается со всех мест и уносятся за ним все железные предметы: исчезают машины, самолёты, поезда и корабли. Рассыпаются по листочкам тетради и книги. Поднимаются в воздух крыши домов, разбиваются стены, т.к. они лишились бы гвоздей, крюков, болтов.

Водород: Интересно, а что было бы тогда с людьми?

Железо: Люди? Они бы умерли мгновенно, т.к. лишились бы того железа, которое входит в состав крови. Вот теперь судите сами, какое я имею значение.

Сера: Уважаемые металлы! Как вам не стыдно спорить. Только и слышу, я важнее, я нежнее... Не люблю хвастунов. Я элемент скромный, металлического блеска не имею, но кое-что могу рассказать о себе. Скажите, пожалуйста, что нужно сделать, чтобы получить огонь?

Водород: Огонь? Ну, конечно, чиркнуть спичкой и все.

Сера: Нет не все! Если я не буду сидеть на своем месте в головке этой спички, то она не загорится. (к железу) А вы не скажите, что нужно сделать, чтобы ружье выстрелило?

Железо: Ну, конечно, насколько я понимаю, нужен порох.

Сера: Совершенно верно. В состав пороха вхожу тоже я, правда не одна, а в почетной компании с углеродом и бертолетовой солью. Хочу напомнить еще о том, что из меня готовят краски, лекарства. Я ещё вас вожу на машинах, так как без меня бы не было резины и не поехала бы ни одна машина.

Золото: (указывает на газы, которые медленно кружатся) Обратите внимание на эти легкомысленные элементы. Вертятся, кружатся, ну никакой солидности.

Водород и кислород: (хором) И мы тоже нужны людям.

Железо: He понимаю разве из вас можно сделать самолёт или машину? Вас нельзя использовать даже в роли гвоздя для башмаков.

Медь: Даже маленький водопроводный кран из вас не получится.

Водород: Обидно слышать как иные все меряют на свой аршин. Из меня, конечно, нельзя сделать машину, но я могу залететь в шар и унести его выше облаков. Недаром я самый легкий на земле. Скажите, а сможет ли жить кто-нибудь без воды? Конечно, нет. А из чего состоит вода? Из меня и моего старого друга. Так что мы самые необходимые газы для людей. И назвать нас легкомысленными просто не мысленно ваше величество!

Золото: (выходит на середину) Хватит споров! Без сомнения элементы все нужны. И для пользы примененье люди каждому нашли. (Уходят)

Ведущая 1.

Вот вам еще развлечение:
Кто руку даст на отсеченье?
Жаль руку на отсеченье,
Тогда нужен больной на излеченье!

(Вызывает желающего)

Ведущий 2.

Оперируем без боли.
Правда будет много крови.

Ведущая 1.

При каждой операции
Нужна стерилизация,
Помогите, ассистент
Дайте спирт

Ведущий 2. Один момент.

Ведущая 1.

Спиртом смажем мы обильно,
Чтобы было всё стерильно.
Не вертитесь, пациент,
Дайте скальпель, ассистент!

Ведущий 2.

Посмотрите, прямо струйкой
Кровь течёт, а не вода.
Но сейчас я вытру руку –
От порезов ни следа.

Проводят опыт «Кровь из раны и исцеление». На руку ватным тампоном наносят раствор хлорида железа (III), скальпель смачивают в растворе роданида калия и скальпелем «делают надрез». Появляется «кровь». «Лечат» фторидом натрия».

Ученица читает стихотворение Степана Щипачева «Читая Менделеева»

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах
Все от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых
Как формула, как график трудовой
Строй Менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Есть просто газ – легчайший водород.
Есть кислород, а вместе это воздух
Июньский дождь от всех своих щедрот
Сентябрьский туман на рассвете.
Кипит железо, серебро, сурьма,
И черно-бурые растворы брома.
И, кажется, вселенная сама
Одной лабораторией огромной.
Тут оптика едва ль поможет глазу,
Тут мысль пытливая всегда верней
Пылинку увидишь и то не сразу,
Глубины мирозданья открыть в ней.

На сцене выходят химики. Они демонстрируют опыты:

«Хамелеон»

В цилиндр помещаем жёлтый раствор хромата калия, приливает несколько капель серной кислоты, раствор изменяет цвет на оранжевый. В полученный раствор приливаем сульфид натрия, раствор становится зелёным.

«Огонь с неба»

На керамическую плитку насыпаем перманганат калия, добавляет несколько капель концентрированной серной кислоты. Горкой накладываем древесные стружки. Смачивает ватный тампон спиртом, зажимаем тампон в руке. Держим руку на горкой и незаметно капаем спирт.

Ведущий: Ребята, вы сегодня познакомились с некоторыми чудесами, которые можно осуществить, имея определенные знания и навыки по химии. Мы надеемся, что наш вечер приоткрыл завесу над такой удивительной наукой, как химия. И мы ждем, что со следующего года вы все с удовольствием, упорством и терпением будете изучать ее и придёте в химико-биологический класс.

Литература:

1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М. Просвещение. 1996.
2. Интернет-ресурсы.