Об изображениях ангелов на иконах. Официальный дневник милы ловы

Много заблуждений даже среди верующих людей существует насчет Ангелов. Связано это с тем, что с богословской стороны тут далеко не все ясно, ведь эти существа недоступны непосредственному человеческому наблюдению. Тем не менее, в православии существует традиция приобретать икону Ангела хранителя, молиться перед ней своему небесному заступнику.


Кто такие ангелы

Существует каноническое учение об Ангелах, которое, впрочем, пестрит разными пробелами. Но создания эти часто упоминаются в Священном Писании, непосредственно участвуя в человеческой истории еще с райских времен. Бог поставил Херувима у райских ворот, чтобы Адам не мог туда вернуться. Ангелов Господь повелел изобразить на Ковчеге Завета, затем в Иерусалимском храме.

Изображение Ангелов не только не запрещалось, но и поощрялось уже со времен Ветхого Завета. Согласно мнению Православной Церкви, у каждого человека имеется личный Ангел, который дается после Крещения, хотя многие считают, что сразу после рождения. Икону Ангела Хранителя можно подарить младенцу на день рождения или на крестины.

В иудаизме существует несколько сложных иерархий ангельских чинов, но после появления Нового Завета христиане разработали собственную. Григорий Богослов, например, приводит такой порядок, начиная с наименьшего достоинства:

  • Ангелы.
  • Архангелы.
  • Престолы.
  • Господства.
  • Начала.
  • Власти.
  • Силы.
  • Воинства.
  • Века.
  • Херувы.
  • Серафы.

Как правило, во многих подобных систематизациях собственно ангелы являются наименьшими чинами. Может поэтому именно они чаще всего являлись библейским праведникам, затем святым. По учению Церкви, Ангелы являются личностями, но природа их больше имеет сходства с Божественной. Тем не менее, сильно отличается от нее: например, ангелы не могут быть одновременно в двух местах.

Сегодня церковь придерживается такой иерархии, где высшим чином являются Серафимы, низшим (девятым по счету) - ангелы. От Бога Ангелы наделяются рядом недоступных человеку способностей:

  • Невидимость для людского глаза.
  • Умение летать.
  • Способность проявляться в человеческом мире и влиять на него (в ветхозаветном сюжете Ангелы, например, уничтожали города).
  • Умение говорить с людьми на их языке.
  • Способность читать человеческие мысли.


Зачем Ангел человеку

Бог наделяет ангелов разными обязанностями, использует их как посредников между Собой и людьми. Считается, что Господь посылает их, потому что люди просто не могут выдержать встречи с Ним. Даже вид ангела способен навести на человека ужас, хотя внешне они походят на людей, только с крыльями. Как на самом деле выглядят небесные создания, сказать трудно (в Библии имеются различные описания). Икона святого Ангела-Хранителя изображает лишь канонический образ, утвержденный правилами Церкви.

Согласно церковному преданию, Ангел-хранитель должен наставлять человека в постижении Божиих установлений, ограждать его от нападок темных сил. Человек не видит эти баталии, они скрыты ради того, чтобы не пугать слабых духом. Но он может чувствовать поддержку высших сил. Многие переживали в жизни необъяснимые события - например, когда чудом удавалось избежать автокатастрофы, происходили необъяснимые совпадения, встречи с нужными людьми. В таких случаях надо благодарить своего Ангела.

Молитвы возле иконы Ангела-Хранителя могут носить и характер просьбы: прежде всего, помощи надо просить в духовных аспектах своей жизни. Считается, что в загробной жизни Ангел будет доступен для восприятия человека, с ним можно будет общаться и даже дружить. Во время же земного пути надо просить, чтобы он наставлял в вере и всяком добром деле, которое будет способствовать спасению души.


История изображений

В искусстве Древнего Востока часто встречаются изображения крылатых существ: ими украшен, например, алтарь в Мегиддо. В Самарии были найдены фигуры крылатых ангелов. Ветхий Завет называет целый ряд предметов с изображением серафимов, которые находились в Храме.

В русской иконописной традиции всем привычные образы стали появляться в конце 16 в. В качестве атрибутов Ангелы имели крест (для благословения) и меч (для защиты от темных сил). Одежда их напоминает дьяконское облачение - конечно, ангелы, являясь бесплотными духами, не нуждаются в нем, это просто символ их служения на небесах. Цвет плаща обычно зеленый, хитона - красный, либо одеяние может быть белого цвета.

  • Изображение может быть как поясным, так и полным, в таком случае Ангел обычно стоит на облаке. Значение иконы «Ангел-Хранитель» - напоминать о вечном существовании души. Парящая фигура как бы призывает человека в небесные обители, откуда он был вырван грехом.
  • Хотя внешне Ангел имеет человеческий облик, его неземное происхождение подчеркивается наличием больших крыльев, сложенных за спиной.
  • Одна рука может быть поднята в благословляющем жесте, иногда обе руки сложены для молитвы. Взор обычно направлен прямо на зрителя, но может быть направлен в сторону, а голова немного наклонена в почтении, будто Ангел преклонился перед Господом.
  • На образах современных мастеров небесный хранитель может держать маленькую душу (в образе ребенка) на руках.

Как найти «свою» икону Ангела Хранителя

При крещении ребенок получает имя, его покровителем считается определенный святой. Обычно выбирается он по Святкам, но можно это сделать и произвольно, особенно если человек крестится уже будучи взрослым. Если жизненный путь какого-то конкретного святого вдохновляет - можно смело выбрать его как небесного покровителя. Ошибочно такого святого называют «ангелом-хранителем».

Например, если ребенка зовут Кирилл, ему дарят икону святого Кирилла. Но Ангел-Хранитель - это не святой, не человек, а небесное существо, состоящее на службе у Господа! Можно приобрести икону любого святого - Павла, Иоанна, Николая, здесь нет ограничений по имени или дате рождения - и быть не может. Святые не отвергают молитвы людей только потому, что они родились не в тот день. Молитвы могут быть отвергнуты только если они идут не от чистого сердца.

Ошибкой будет и «привязка» какой-то иконы Божией Матери в качестве ангела-хранителя по дате рождения. Подобная классификация неуместна, она не имеет ничего общего с православной традицией. Царица Небесная - покровительница всех людей без исключения. Это скорей вид современного язычества, появившийся из-за повальной безграмотности в вопросах религии.

Церковный праздник для всех ангельских чинов общий - он отмечается 8 ноября (Собор небесных сил). Имена каждого конкретного ангела скрыты от людей, лишь некоторые из них названы в Библии. Тем не менее, существует традиция, согласно которой икона ангела-хранителя подбирается по имени человека. На самом деле это будет образ святого, носившего то же имя, но никак не Ангела.

В чем поможет Ангел

Люди имеют внутри особенное чувство, называемое интуицией. После совершения очередной ошибки многим приходилось говорить: «Эх, ведь внутренний голос подсказывал поступить наоборот…» В подобных случаях и помогает икона «Ангел-Хранитель». Она предостерегает от досадных промахов, плохих поступков. А еще рассеивает сумрак плохих мыслей, когда все кажется безнадежным.

Люди не могут непосредственно общаться со своим Ангелом-Хранителем, но икона поможет сосредоточить мысли на молитве. Хотя некоторые святые и видели ангелов воочию, но многие ли могут сегодня претендовать на святость? Конечно, нет. Поэтому ответы на жизненно важные вопросы, которые следует задавать в молитве, для большинства приходят именно как некий внутренний голос.

Если ответа долго нет - отчаиваться не нужно. Следует продолжать молитву - Господь никогда не бросает человека. Возможно, ответ придет чуть позже, либо сам верующий просто еще не готов к тому, чтобы воспринять ответ. Иногда происходящие в жизни события сами по себе можно трактовать как предостережения. В таком случае надо немедленно изменить свое поведение, постараться встать на правильный путь. Если не получается самостоятельно - обратиться за помощью к священнику.

Где расположить святой образ

Икона Ангела-Хранителя может находиться в любом месте домашнего иконостаса, главное, чтобы центральное принадлежало образу Спасителя . По благочестивой традиции принято размещать иконку около детской колыбели - ничего плохого в этом нет. Будет хорошо, если ребенок станет свидетелем того, как родители произносят молитвы. Детская душа очень отзывчива ко всему - задача родителей дай ей правильную пищу. Вполне уместно будет разместить дома икону святого, который считается хранителем малыша по дате рождения.

Водители часто вешают святые лики в салон автомобиля. Это делается не потому, что иконы обладают какой-то собственной чудесной силой. Они призваны обращать мысленный взор человека к Небу. Чтобы в жизненной суете он не «забегался» настолько, что забудет о самом главном. Иногда это легко, особенно под давлением обстоятельств или неверующих людей.

Многие люди икону Ангела-Хранителя с написанной молитвой предпочитают носить с собой - существуют маленькие образки, предназначенные для хранения в кошельках. Это уже нечто вроде амулета, но напрямую Церковью не порицается. Главное, чтобы человек на первое место ставил не бумажку, а общение с Господом.

Значение иконы «Ангел-хранитель» такое же, как и других святых образов - она должна помочь сосредоточиться на Боге. Почитание ангелов настолько велико в Православии, что для них составлены специальные молитвы. Хорошо выучить некоторые наизусть и читать в дороге, во время монотонной работы, чтобы мысли не блуждали где попало.

Считается, что Ангел сопровождает человека до самой смерти, после которой он призван проводить душу в рай. Злые же богопротивные дела и слова отвращают это чистое создание от человека. Поэтому следует на протяжении всего дня внимательно наблюдать за собой. Пошли, Господи, Ангела-Хранителя всем христианам!

Молитвы Ангелу хранителю

Молитва Ангелу-Хранителю, которую можно повторять во всех случаях, например, перед началом всякого важного дела.

Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небес данный! Прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко всякому деянию настави, и на путь спасения направи. Аминь.

Молитва из «Молитв утренних» в молитвослове (читается утром)

Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь.

«Иконография ангелов» – уже в самом этом словосочетании есть некое противоречие. Иконография – это ведь начертание образа. «Воспроизведение» образа Господа Иисуса Христа, согласно мысли святых отцов, обусловлено и оправдано тем, что Спаситель воистину воплотился, имел земной образ и, соответственно, был изобразим. Но как можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела?

Собор Архангелов. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Греция. Афон. Дионисиат

Символы

Конечно, в Священном Писании упоминаются явления Ангелов в некоем образе. Так, Иисус Навин видел Архангела Михаила как воина с мечом (Нав. 5:15), жены-мироносицы после Воскресения Христова на Гробе Господнем увидели юношу, облеченного в белую одежду (Мк. 16:5) и т. д. Но эти явления индивидуального характера (хотя и они тоже так или иначе отражены в иконографии) были именно видениями, каждый человек их видел по-своему. С помощью таких явлений нельзя решить проблему изобразимости невидимого ангельского мира. Так как же воспроизвести невидимое?

И здесь на помощь художнику приходят символы. Как пишет Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии»: «Все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах» . Потому что наш земной ум может подняться к созерцанию небесных иерархий только посредством символа.

В первохристианские времена Ангелов изображали в основном участниками Священной истории и так же, как прочих персонажей, т. е. как людей. Понять, что перед нами именно Ангел, можно лишь из контекста самого изображения.

Явление Ангела Валааму. Роспись римских катакомб на Виа Латина. IV век

Нимб и крылья

По всей видимости, для первохристианских времен такие ныне привычные и общепринятые атрибуты, как нимб и крылья, вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями (а ведь нимб присутствовал как в античной эллинистической языческой традиции, так и в зороастризме, индуизме и других религиях). И лишь спустя некоторое время образ Ангелов в христианском искусстве принял привычный для нас облик.

Символика нимба и крыльев для большинства христиан понятна. Впрочем, можно напомнить. «Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога», – пишет свт. Симеон Солунский . Крылья же символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей тоже довольно ясно.

Ангельские одежды

Касательно одежды и предметов – все несколько сложнее.

Нужно отметить, что символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой создавалась (в данном случае на реалиях позднеримской и византийской культуры). Например, предметами, связанными с императором и его двором, проще всего символизировать такие понятия, как власть и могущество. Любой человек в Византийской империи сразу улавливал ассоциацию, и риск неверной трактовки символа сводился к минимуму. Такая проблема возникла намного позже, когда значение тех или иных предметов византийской культуры и быта стали забываться. Только тогда появляются альтернативные толкования (порой весьма нелепые), что мы можем наблюдать и в наше время.

Итак, Ангелы – это посланники, служители и вестники Царя Небесного, и чтобы передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники, как мы уже отметили, обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот Ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских придворных сановников и военачальников. Конечно, времена меняются, и сейчас было бы неразумно изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей Министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но отношение к правителям и госслужащим в наше время разительно отличается от отношения к власть имущим в древности. Вот для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий Священной истории и духовного мира – вещь вполне обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе допускалось в религиозной живописи использовать современные для художника костюмы).

Ангелы в хитонах и гиматиях. Фрагмент византийской мозаики VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Италия

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон , гиматий и хламида . Нелишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была тога ), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться до неузнаваемости.

Архангел Михаил в хитоне и хламиде. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Так, хитон, в зависимости от своей длины, наличия разрезов, рукавов – широких или узких, коротких или длинных, нашивок и других деталей, мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т. д. На определенном этапе развития византийской культуры одновременно могли одевать два хитона различных фасонов (что, кстати, сохранилось до сих пор в ношении богослужебных одеяний: епископы надевают саккос поверх стихаря, хотя и то и другое одеяние происходит от хитона).

Хламида, как уже говорилась, – это род плаща в виде накидки на плечах. Она была довольно широкой. На хламиду в районе груди нашивался четырехугольник ткани, который по цвету отличался от самой хламиды – т. н. тавлион . Цвет хламиды и тавлиона мог указывать на место его носителя в придворной иерархии. Наиболее почетным цветом тавлиона был золотой. Хламиду же пурпурного цвета с золотым тавлионом мог носить только император.

Для военных был предусмотрен похожий плащ, который назывался сагий . Он отличался от хламиды только легкостью и меньшими размерами. На него тоже у высших чинов нашивался тавлион. Сагий более характерен для икон Архангела Михаила, который как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался двояко – либо в наряде служителя Царя Небесного (об этом мы говорили выше), либо в доспехах византийского полководца, с сагием на плечах.

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел в доспехах с накинутым на плечи сагием. Миниатюра византийской рукописи X века. Ватиканские библиотеки

Следующим интересным атрибутом одеяний Ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды.

Архангел Михаил в хитоне и лоре. Византийский мраморный рельеф XIII века. Германия. Берлин. Музей Боде

Лор происходит от одежд римских консулов. Консулы, как и все граждане Рима, носили тогу, но, в отличие от других римлян, их тога украшалась широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем неудобная тога уменьшилась в размере, и драпировали ее более простым способом (хоть при этом украшения были значительно пышнее). Этот вариант консульской тоги стал называться трабеей . Она уже целиком была пурпурной и расшивалась различными орнаментами.

Консул, облаченный в трабею. Римский рельеф VI века. Великобритания. Лондон. Музей Виктории и Альберта

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шитого золотом и украшенного драгоценными камнями шарфа, тогда же и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии еще и потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).

Архангел в хитоне и лоре упращенного образца. Византийская мозаика XII века из Палатинской капеллы. Италия. Палермо

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов он стал представлять собой несколько частей: оплечье (в виде широкого воротника), полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.
Иногда в одной и той же композиции переходного периода можно наблюдать Ангелов в разных вариантах лора. Самый характерный и интересный пример – мозаика XII века в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.

Символы власти

Головы Ангелов увенчаны диадемой . В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. К тому же она была одним из атрибутов жрецов.

Эллинистическая монета с изображением царя Антиоха III в диадеме. III-II век до Р.Х. Британский музей

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.
При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками (тороки-ремни)) мы и видим в иконографии Ангелов.

Архангел Гавриил в диадеме. Фрагмент византийской иконы XII века. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае

Когда же античное значение этого аксессуара забылось, на Руси появились наивные попытки его вольного истолкования. Но даже сейчас в популярной литературе по «богословию иконы» можно прочесть такое: «Тороки (слухи) – ленты в волосах Ангелов, символизирующие слушание ими Бога».
Трудно понять, почему ленты на голове должны символизировать «слушание», тем более что это никак не отражено в византийской письменности. Да и нелогично сводить функции одного из древнейших символов власти к антенным, принимающим сигнал.

Случается и другое: центральный камень в диадеме (обычно ромбовидной формы, который можно встретить на некоторых иконах) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Это явно влияние восточных мистических практик. Ещё приходилось слышать, что концы лент – это почему-то молнии…
Но все же диадема – символ власти и священного служения (поскольку, помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).
В руках Ангелов мы часто видим жезл – еще один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины, например, силенциарии (церемонимейстеры).

Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде лабарума . Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Как и в случае с диадемой, смысл жезла постепенно забывается, и уже в поздних русских «иконописных подлинниках» жезл именуется мерилом, что иногда трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Архангел с лабарумом и державой. Византийская мозаика XI века из Софийского собора. Киев

Третий символ власти, присутствующий в иконографии Ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом.

И этот символ на средневековой отечественной почве, после падения Византии и потери связи с древним античным наследием, утратил свой изначальный смысл, в некоторых поздних источниках стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» . Как видим, если диадема внезапно стала «играть роль» антенны, то держава теперь выступает чуть ли не хрустальным шаром для гадания. Есть еще одно странное толкование: оказывается, «зерцало» – это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него»…

В греческой мифологии встречается известный аналог – зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с горгоной Медузой, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь Ангелы и Господь?

Стоит напомнить, что символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного, а не для того, чтобы окутать все мистическим туманом.

Отметим, что для «расшифровки» символики иконы фантазии не нужны, следует всего лишь понимать контекст эпохи, в которую то или иное символическое значение ей приписывалось. Такое знание не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 3. СПб.: Сатисъ, 1995.

2. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857.

3. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995.

«Иконография ангелов» – уже в самом этом словосочетании есть некое противоречие. Иконография – это ведь начертание образа. «Воспроизведение» образа Господа Иисуса Христа, согласно мысли святых отцов, обусловлено и оправдано тем, что Спаситель воистину воплотился, имел земной образ и, соответственно, был изобразим. Но как можно воспроизвести в художественном образе бесплотного невидимого Ангела?

Собор Архангелов. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Греция. Афон. Дионисиат

Символы

Конечно, в Священном Писании упоминаются явления Ангелов в некоем образе. Так, Иисус Навин видел Архангела Михаила как воина с мечом (Нав. 5:15), жены-мироносицы после Воскресения Христова на Гробе Господнем увидели юношу, облеченного в белую одежду (Мк. 16:5) и т. д. Но эти явления индивидуального характера (хотя и они тоже так или иначе отражены в иконографии) были именно видениями, каждый человек их видел по-своему. С помощью таких явлений нельзя решить проблему изобразимости невидимого ангельского мира. Так как же воспроизвести невидимое?

И здесь на помощь художнику приходят символы. Как пишет Дионисий Ареопагит в своем труде «О небесной иерархии»: «Все действия, принадлежащие небесным существам, по самой их природе, нам преданы в символах» . Потому что наш земной ум может подняться к созерцанию небесных иерархий только посредством символа.

В первохристианские времена Ангелов изображали в основном участниками Священной истории и так же, как прочих персонажей, т. е. как людей. Понять, что перед нами именно Ангел, можно лишь из контекста самого изображения.

Явление Ангела Валааму. Роспись римских катакомб на Виа Латина. IV век

Нимб и крылья

По всей видимости, для первохристианских времен такие ныне привычные и общепринятые атрибуты, как нимб и крылья, вызывали негативную ассоциацию с языческими культовыми изображениями (а ведь нимб присутствовал как в античной эллинистической языческой традиции, так и в зороастризме, индуизме и других религиях). И лишь спустя некоторое время образ Ангелов в христианском искусстве принял привычный для нас облик.

Символика нимба и крыльев для большинства христиан понятна. Впрочем, можно напомнить. «Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается на иконах святых, то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и бесконечного Бога», – пишет свт. Симеон Солунский . Крылья же символизируют полет и скорость, что в контексте служения Ангелов как вестников воли Божьей тоже довольно ясно.

Ангельские одежды

Касательно одежды и предметов – все несколько сложнее.

Нужно отметить, что символика иконописи всегда основывалась на реалиях культуры, в которой создавалась (в данном случае на реалиях позднеримской и византийской культуры). Например, предметами, связанными с императором и его двором, проще всего символизировать такие понятия, как власть и могущество. Любой человек в Византийской империи сразу улавливал ассоциацию, и риск неверной трактовки символа сводился к минимуму. Такая проблема возникла намного позже, когда значение тех или иных предметов византийской культуры и быта стали забываться. Только тогда появляются альтернативные толкования (порой весьма нелепые), что мы можем наблюдать и в наше время.

Итак, Ангелы – это посланники, служители и вестники Царя Небесного, и чтобы передать все величие их чина, позднеримские/византийские художники, как мы уже отметили, обращались к образам земного царства. Таким образом, пышный придворный церемониал византийского двора нашел свое отражение в христианской иконографии, и вот Ангелы уже предстают пред нами в ризах ромейских придворных сановников и военачальников. Конечно, времена меняются, и сейчас было бы неразумно изображать ангельский чин в костюмах госчиновников или в парадной форме представителей Министерства обороны (хотя это и являлось бы наиболее адекватным «переводом» византийской иконографии на современный язык). Но отношение к правителям и госслужащим в наше время разительно отличается от отношения к власть имущим в древности. Вот для античного и средневекового сознания «осовременивание» реалий Священной истории и духовного мира – вещь вполне обыденная (даже в эпоху Ренессанса в Западной Европе допускалось в религиозной живописи использовать современные для художника костюмы).

Ангелы в хитонах и гиматиях. Фрагмент византийской мозаики VI века из базилики Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Италия

Основной ангельской «униформой» были одежды античной аристократии – хитон , гиматий и хламида . Нелишним будет напомнить, что хитон – это нижняя одежда наподобие подрясников духовенства, гиматий – это плащ, в который заворачивались поверх хитона (у римлян аналогом гиматия была тога ), а хламида – по сути, тоже плащ, но в него не заворачивались, а носили на плечах, застегнув пряжкой (или просто завязав концы) на плече или груди. Это сочетание нижней и верхней одежды в античном мире сохранялось довольно долго, хотя фасон этих элементов мог меняться до неузнаваемости.

Архангел Михаил в хитоне и хламиде. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Так, хитон, в зависимости от своей длины, наличия разрезов, рукавов – широких или узких, коротких или длинных, нашивок и других деталей, мог называться по-разному: далматика, скарамангий, дивитисий, коловий и т. д. На определенном этапе развития византийской культуры одновременно могли одевать два хитона различных фасонов (что, кстати, сохранилось до сих пор в ношении богослужебных одеяний: епископы надевают саккос поверх стихаря, хотя и то и другое одеяние происходит от хитона).

Хламида, как уже говорилась, – это род плаща в виде накидки на плечах. Она была довольно широкой. На хламиду в районе груди нашивался четырехугольник ткани, который по цвету отличался от самой хламиды – т. н. тавлион . Цвет хламиды и тавлиона мог указывать на место его носителя в придворной иерархии. Наиболее почетным цветом тавлиона был золотой. Хламиду же пурпурного цвета с золотым тавлионом мог носить только император.

Для военных был предусмотрен похожий плащ, который назывался сагий . Он отличался от хламиды только легкостью и меньшими размерами. На него тоже у высших чинов нашивался тавлион. Сагий более характерен для икон Архангела Михаила, который как Архистратиг (главнокомандующий) Небесного воинства изображался двояко – либо в наряде служителя Царя Небесного (об этом мы говорили выше), либо в доспехах византийского полководца, с сагием на плечах.

Явление Архангела Михаила Иисусу Навину. Архангел в доспехах с накинутым на плечи сагием. Миниатюра византийской рукописи X века. Ватиканские библиотеки

Следующим интересным атрибутом одеяний Ангелов является лор – парадное облачение византийских императоров и самых высших придворных (не случайно этот атрибут присутствует в изображениях высших ангельских сил). Аксессуар представлял собой длинную широкую полосу ткани, замысловато задрапированную на фигуре. В особо торжественных церемониях его надевали вместо хламиды.

Архангел Михаил в хитоне и лоре. Византийский мраморный рельеф XIII века. Германия. Берлин. Музей Боде

Лор происходит от одежд римских консулов. Консулы, как и все граждане Рима, носили тогу, но, в отличие от других римлян, их тога украшалась широкой пурпурной каймой. Драпировка тоги была целым искусством, но со временем неудобная тога уменьшилась в размере, и драпировали ее более простым способом (хоть при этом украшения были значительно пышнее). Этот вариант консульской тоги стал называться трабеей . Она уже целиком была пурпурной и расшивалась различными орнаментами.

Консул, облаченный в трабею. Римский рельеф VI века. Великобритания. Лондон. Музей Виктории и Альберта

С течением времени и сама трабея сузилась и эволюционировала в некое подобие шитого золотом и украшенного драгоценными камнями шарфа, тогда же и стала называться лором (λωρος – по-гречески означает «лента»). Драпировался лор, как уже говорилось выше, довольно сложно: его передний конец свешивался с груди вниз почти до подола, а верхний крестообразно оплетал грудь и спину, выходил из-за спины и перебрасывался через левую руку. Это чисто историческое римское одеяние удачно вписалось в систему ангельской иконографии еще и потому, что в Писании можно встретить такое видение Небесных Сил: «И вышли из храма семь Ангелов… облеченные в чистую и светлую льняную одежду и опоясанные по персям золотыми поясами» (Откр. 15: 5–6).

Архангел в хитоне и лоре упращенного образца. Византийская мозаика XII века из Палатинской капеллы. Италия. Палермо

В Византии на этом варианте не остановились, и лор эволюционировал дальше в направлении упрощения. В конце концов он стал представлять собой несколько частей: оплечье (в виде широкого воротника), полосу, свисающую с груди, и более длинную, свисающую со спины, также огибающую талию и переброшенную через левую руку.
Иногда в одной и той же композиции переходного периода можно наблюдать Ангелов в разных вариантах лора. Самый характерный и интересный пример – мозаика XII века в куполе Палатинской капеллы – дворцового храма сицилийских королей, выполненная византийскими мастерами.

Символы власти

Головы Ангелов увенчаны диадемой . В своем изначальном античном значении диадема – это не женское украшение из бриллиантов, каким мы ее знаем, а всего лишь лента, повязанная вокруг головы. Собственно, белая лента в эллинистическое время считалась одной из царских регалий. К тому же она была одним из атрибутов жрецов.

Эллинистическая монета с изображением царя Антиоха III в диадеме. III-II век до Р.Х. Британский музей

В позднеримскую эпоху императоры также стали носить диадему, которая расшивалась жемчугом и драгоценными камнями.
При этом в центре диадемы надо лбом обычно размещался самый крупный камень. Именно эту диадему с развивающимися концами лент (называемых в русской традиции тороками (тороки-ремни)) мы и видим в иконографии Ангелов.

Архангел Гавриил в диадеме. Фрагмент византийской иконы XII века. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае

Когда же античное значение этого аксессуара забылось, на Руси появились наивные попытки его вольного истолкования. Но даже сейчас в популярной литературе по «богословию иконы» можно прочесть такое: «Тороки (слухи) – ленты в волосах Ангелов, символизирующие слушание ими Бога».
Трудно понять, почему ленты на голове должны символизировать «слушание», тем более что это никак не отражено в византийской письменности. Да и нелогично сводить функции одного из древнейших символов власти к антенным, принимающим сигнал.

Случается и другое: центральный камень в диадеме (обычно ромбовидной формы, который можно встретить на некоторых иконах) называется «третьим глазом» и символизирует уже не «слышание», но «видение». Это явно влияние восточных мистических практик. Ещё приходилось слышать, что концы лент – это почему-то молнии…
Но все же диадема – символ власти и священного служения (поскольку, помимо царей, в древности диадему имели и жрецы).
В руках Ангелов мы часто видим жезл – еще один из символов власти. Он также имеет место среди регалий византийского двора. Жезлы той или иной конфигурации имели не только императоры, но и придворные чины, например, силенциарии (церемонимейстеры).

Ангел с жезлом в сцене поклонения волхвов. Византийская мозаика XII века из монастыря Дафни. Греция

Жезл мог быть как в виде скипетра – длинной трости с богато украшенным навершием, так и в виде лабарума . Лабарум – древний римский воинский штандарт. Он представлял собой древко с поперечной перекладиной, с которой свисал прямоугольный кусок ткани. На лабарумах Ангелов часто изображается троекратное: «агиос» – «свят» (что напоминает нам о непрестанном ангельском славословии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3).
Как и в случае с диадемой, смысл жезла постепенно забывается, и уже в поздних русских «иконописных подлинниках» жезл именуется мерилом, что иногда трактуется как «символы измерения чистоты человеческих душ, отошедших в вечность».

Архангел с лабарумом и державой. Византийская мозаика XI века из Софийского собора. Киев

Третий символ власти, присутствующий в иконографии Ангелов, держава – шар, который у римских императоров означал власть над Вселенной. Часто держава в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа, тем самым напоминая, что сила и могущество Ангелов даны Господом.

И этот символ на средневековой отечественной почве, после падения Византии и потери связи с древним античным наследием, утратил свой изначальный смысл, в некоторых поздних источниках стал именоваться «зерцалом» (зеркалом) и получил очередное произвольное толкование: «В византийской и древнерусской иконографии изображение прозрачной сферы в руках архангела; символ предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом» . Как видим, если диадема внезапно стала «играть роль» антенны, то держава теперь выступает чуть ли не хрустальным шаром для гадания. Есть еще одно странное толкование: оказывается, «зерцало» – это «прозрачный шар-сфера, посредством которого ангелы могут созерцать отражение Бога, не смея взирать на Него»…

В греческой мифологии встречается известный аналог – зеркальный щит Персея, которым он пользовался, чтобы, сражаясь с горгоной Медузой, уберечься от ее смертоносного взгляда. Вот только причем здесь Ангелы и Господь?

Стоит напомнить, что символы иконы создавались с целью облегчить понимание простому человеческому разуму реалий невидимого земным взором Царства Небесного, а не для того, чтобы окутать все мистическим туманом.

Отметим, что для «расшифровки» символики иконы фантазии не нужны, следует всего лишь понимать контекст эпохи, в которую то или иное символическое значение ей приписывалось. Такое знание не оставляет места досужим псевдоблагочестивым вымыслам.

Дмитрий Марченко

Примечания:

1. Святой Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. Гл. 1, 3. СПб.: Сатисъ, 1995.

2. Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. III. СПб, 1857.

3. Языкова И. К. Богословие иконы. М.: Общедоступный Православный Университет, 1995.

Во многих религиях мира ангелы-хранители занимают особое место. Считается, что они сопровождают нас в течение всей жизни, оставаясь незримыми. Они - глашатаи божественных откровений, защитники и помощники в добрых делах. И все же, несмотря на это постоянное присутствие, мы редко задумываемся о том, кто стоит за нашим правым плечом.

Слово «ангел» пришло к нам из греческого языка, где оно означало «вестник», вместе с христианскими текстами. Но о существовании ангелов было известно задолго до появления христианства. Практически у всех народов имелось представление о невидимых существах, помогающих людям.

У древних персов их называли феруэрами, в суфийской традиции - муваккали (это слово означает «опекун, попечитель, стражник, представитель»). Римляне верили в то, что у каждого есть свой гений - дух-покровитель. Гений, по представлениям римлян, был сущностью, которая рождалась вместе с человеком и определяла его жизненный путь.

Но наиболее полные сведения об ангелах можно найти в иудаизме и христианстве. В Библии и Торе говорится о духовных бесплотных существах, более совершенных, чем человек, и сотворенных раньше его. Согласно преданию, ангелы появились еще до того, как возник видимый мир. Они составляют небесное воинство, в котором существует строгая иерархия.

Но основная их задача - сохранение существующего мира. По словам святого Григория Богослова, «… будучи служителями Воли Божией, не только по естественной способности, но и по обилию Благодати, они переносятся на все места и всем сопутствуют повсюду, как по быстрому исполнению служения, так и по легкости естества».

Ангелы управляют природными стихиями, народами, участвуют в богослужении (видеть их могут только те, кто удостоился особой благодати - святые и праведники).

Согласно Священному Писанию, ангелы разделяются на девять ангельских чинов. Ближе всех к Богу находятся серафимы, херувимы и престолы. Серафимы окружают престол Господа. Они имеют человеческий образ, у каждого из них по шесть крыльев. Двумя они закрывают свое лицо, двумя - ноги, а при помощи еще двух летают и постоянно песнепениями восхваляют Бога.

Херувимы имеют иной облик. Пророк Иезекииль в известном видении колесницы изображает херувимов человекообразными, с четырьмя лицами и четырьмя крыльями. Ноги у них со ступнями тельца и блестящие, как медь. Но, пожалуй, самое необычное в изображениях херувимов - это их лица. С человеческим лицом соединялись с правой стороны лицо льва, а с левой - тельца и орла.

Херувимы окружены бесчисленными сонмами праведников и тьмами ангелов, они отражают в себе неприступное величие Божие и Его славу. О других ангельских чинах известно меньше. Престолы, господства, силы, власти и начала, о которых писал в книге «Небесная иерархия» Дионисий Ареопагит, практически не известны обычным верующим.

А вот два последних чина - архангелы и ангелы - знакомы нам и по многочисленным изображениям, и по текстам. Мы даже знаем их имена: Михаил - («кто как Бог»), Гавриил - («муж Божий»), Рафаил - («помощь, исцеление Божие»), Уриил - («огонь и свет Божий»), Салафиил - («молитва к Богу»), Ифремиил - («высота Божия»). В число архангелов иногда включается также два имени, не упоминаемых в Библии: Иегудиил - («хвала Божия») и Варахиил - («благословение Божие»).

У мусульман известно четыре великих архангела: Гавриил, или ангел Откровения; Михаил, или ангел-покровитель; Израил, ангел Смерти; Израфил, ангел Воскресения. Есть у них еще ангел молитвы - Сандальфон.

Им подчинены сотни тысяч ангелов, которые выступают в роли беспристрастных свидетелей человеческой жизни. Согласно Корану, около каждого человека при жизни находятся два ангела, которые день за днем записывают его добрые и злые дела и помыслы.

Несмотря на то что ангелы бесплотны, существует огромное количество их «портретов», запечатленных иконописцами или мирскими художниками. Интересно, что эти изображения с течением времени довольно сильно менялись. В первые столетия с момента появления христианства ангелы изображались обычными людьми.

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Например, на фреске Благовещания II века архангел Гавриил написан в украшенной тунике с орарем, его лицо и фигура не имеют никаких отличительных черт. Сияние и крылья, которые мы сегодня считаем непременной принадлежностью ангелов, появились на иконах и фресках лишь с IV века. Позднее, в Византии, возникла целая система символов, которая позволяла указать иерархическое положение изображенного ангела.

Впрочем, не стоит забывать, что иконописцы стремились придать идеальный образ существам (точнее - сущностям), которые в обычных условиях невидимы. Поэтому детали одеяний ангелов, крылья и сияние - скорее символ, указание на их особую роль, чем отражение реального положения вещей.

Появление ангелов в зримом облике обычно связано с какими-то важными событиями. В Библии описано явление ангелов ветхозаветным патриархам и праведникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Иисусу Навину, Давиду, Лоту… Однако и в наше время зафиксировано немало случаев, когда ангелы-хранители являлись своим подопечным и помогали им.

Примеров такой помощи так много, что для их изложения понадобилась бы отдельная книга. Как правило, человек в этот момент слышит голос, предупреждающий об опасности. Если предупреждение услышано, то гибели можно избежать: нажать на тормоз машины за миг до столкновения или, не осознавая своих действий, выйти из дома накануне его разрушения.

Нередко близкие вспоминают потом, что в тот момент, когда едва не случилось несчастье, они внезапно подумали о грозящей беде и обратились с молитвой к Богу. Впрочем, ангелы-хранители в гораздо большей степени заботятся о наших душах, чем о телах.

Ведь иногда серьезная болезнь или увечье может стать толчком к пониманию истинной ценности жизни. Недаром практически все православные святые прошли через испытание немощью и болью…

Ангелы-хранители способны на многое. Они могут подать нужный совет в сложной ситуации, утешить в минуту отчаяния, поддержать мужество человека в момент испытаний. Но для того чтобы все это произошло, необходимо поддерживать контакт со своим ангелом-хранителем, прислушиваться к его голосу.

Среди неканонических рассказов об ангелах существует огромное количество примет и поверий, касающихся общения с ними. Считается, например, что ангелы-хранители бывают двух видов: земные и небесные. Земным ангелом-хранителем человека может стать кто-то из умерших родственников или друзей.

В некоторых местностях считают, что эта обязанность возлагается на бабушек - после смерти они опекают своих близких. Изредка забота о человеке возлагается на того, кто при жизни был ему недругом. Так он может искупить свой грех. А вот небесных ангелов-хранителей по народным представлениям, имеют лишь избранные люди, которым предстоит важная жизненная миссия. Они обладают большими возможностями, чем души умерших, и чаще общаются с человеком, направляя его на путь истинный.

В православии считается, что человеку покровительствует не только ангел-хранитель, который дается христианину при крещении, но и святой, в честь которого был крещен новообращенный. Не случайно наряду с днем рождения до недавнего времени праздновали именины, которые называли также «день ангела».

И в официальной религии, и в народных верованиях ангелы представляются существами, способными видеть или слышать мысли вверенных им людей. Тем, кому посчастливилось родиться в религиозных семьях, с детства знаком рассказ об ангеле, стоящем за правым плечом человека, и черте, чье место за левым плечом (кстати, именно поэтому мы плюем через левое плечо, когда боимся сглаза).

Если человек стремится к добру, совершает добрые поступки, его ангел смеется от радости. Если же наоборот - плачет. В некоторых случаях ангел может на некоторое время оставить человека. Чаще всего это происходит, когда тот не прислушивается к его советам, живет не по совести.

Но бывают и исключения из этого правила. Во многих деревнях считается, что ангел-хранитель не может охранять покой спящего, если на окне его комнаты лежат острые предметы: ножи, булавки, иголки. Существует также поверье, что ангел оставляет человека за несколько дней до его дня рождения и возвращается лишь через неделю после этого праздника.

Примерно в течение двух недель человека оказывается без его покровительства. Однако даже в самых тяжелых случаях ангел-хранитель не отрекается от своего подопечного и возвращается к нему; если человек раскаивается в своих поступках и просит ангела о помощи.

Интересно, что в преданиях об ангелах-хранителях говорится, что у некоторых людей не один ангел, а несколько. Считается, что у большинства людей три ангела-хранителя. Больше всего (до девяти) ангелов-хранителей у тех людей, которые выполняют особую миссию.

При этом ни богатство, ни социальный статус человека не имеют решающего значения. Важны его талант, душевная чистота и вера. А вот тех, у кого только один ангел-хранитель, считают несчастливыми людьми. Им редко сопутствует удача, они постоянно попадают в неприятные ситуации. В народе говорили, что один ангел «не успевает» помочь человеку, и старались выбрать ему имя, которое носило несколько святых.

Считалось, что каждый из них будет присматривать за человеком вместе с его ангелом-хранителем. Впрочем, количество бесплотных помощников можно увеличить. Это просто - совершайте добрые дела, старайтесь придерживаться чистых помыслов, ведь еще Гермес Трисмегист сформулировал один из фундаментальных законов духовного мира: подобное притягивает подобное.

Последователи Агни-йоги считают, что ангел-хранитель может сопровождать человека не только в этой земной жизни. Он сопровождает воплотившуюся душу еще до рождения. В процессе выбора душой своего места рождения и родителей он не участвует.

Но когда специальное «подразделение» ангелов составляет для души жизненную программу - события, которые помогут ей научиться необходимым качествам, - ангел-хранитель находится рядом. Если какие-то события будущего воплощения покажутся ему слишком жесткими или не вполне заслуженными, он может вмешаться в обсуждение судьбы человека и попытаться дать ему еще один шанс на принятие правильного выбора.

После появления человека на свет ангел-хранитель старается всеми силами помочь ему, чтобы он успешно справился с программой своего обучения в этой жизни. Ведь кармы человека и его ангела-хранителя тесно связаны, и, будучи высокодуховным существом, ангел стремится наилучшим образом выполнить свою «работу». В момент смерти человека ангел-хранитель временно передает его душу в руки ангела смерти, который освобождает ее от ненужных теперь энергетических оболочек.

Согласно учению Агни-йоги, кроме ангела-хранителя каждого человека сопровождает в жизни множество других духов. Некоторые из них враждебны, их задача - направить человека на путь зла. Другие находятся рядом просто из симпатии к конкретному человеку.

Их привлекает в нем сходство мыслей и чувств. Иначе говоря, каков «изнутри» человек, таких помощников он и привлекает. Если его мысли не поднимаются выше удовлетворения основных инстинктов, его бесплотная «свита» будет точно такой же - низшие духи и бесы.

Ангелы чутко откликаются на молитвы человека. Их стремление помочь ограничено только тремя условиями. Прежде всего ангелы-хранители не могут отменить наказания за грехи прошлых жизней. Они также не могут причинять вред кому бы то ни было, поэтому бесполезно просить ангелов покарать ваших врагов, даже если они насильники или убийцы.

Наконец, если вам кажется, что ангел-хранитель не торопится исполнить вашу просьбу, значит, время для исполнения вашего желания еще не пришло. Или вы просите совсем не того, что вам действительно необходимо. Ведь ангелы рассматривают вашу жизнь с точки зрения духовного совершенствования, а люди чаще всего беспокоятся о материальных благах либо о несущественных с точки зрения души вопросах.

Когда ангелы хотят наградить человека, они дают ему не деньги и не власть, а любовь, надежду и веру. Их дары духовны, как и сами наши защитники: мир в душе, сильные светлые чувства. Именно таковы составляющие настоящего счастья.

Существует множество поверий относительно того, как же нужно общаться со своим ангелом-хранителем. В православии имеются специальные молитвы, обращенные к нему. Вот одна из них: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, на соблюдение мне от Бога с небесе данный, прилежно молю тя: ты мя днесь просвети, и от всякаго зла сохрани, ко благому деянию настави и на путь спасения направи. Аминь».

А вот еще одно обращение: «Ангел мой, возьми меня под свою святую опеку, не умеющего - научай, страдающего - утешай, от опасности спасай, в делах помогай, да будет добрая воля твоя, во веки веков. Аминь». В народе приняты более краткие формулы. Например, умывшись утром, можно произнести: «Ангел мой, пойдем со мной на весь день-деньской. Буду с верой жить. И тебе служить».

Но на самом деле нашим хранителям не нужны какие-то специальные тексты. Наши мысли и чувства для них - открытая книга. Поэтому обратиться к ним можно всегда. А для того чтобы услышать ответ, просто прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Ваш ангел-хранитель обязательно откликнется. Может быть, ответ придет сразу же.

А возможно, вы получите нужную информацию во время случайной встречи с другом или прочтете ее в книге, вовремя попавшей вам на глаза. И что бы с вами ни случилось, помните: вы не одиноки. Совсем рядом - прекрасные крылатые существа, которые искренне любят вас и всегда готовы прийти на помощь.

Икона Ангела Хранителя в православной традиции приобретается с целью спасения от мирского падения. После Таинства Крещения каждый христианин получает от Всевышнего небесного заступника, оберегающего на всем протяжении земной жизни. Это эфирное создание беспокоится о здоровье телесной оболочки и души подопечного. В трудные минуты жизни следует вспоминать о нём и смиренно просить о благополучии и защите.

Кто такие Ангелы Хранители

Эти небесные создания Творца упоминаются в Священных Текстах, где сказано, что они участвовали в истории со времен присутствия Адама и Евы в Раю.

Ангел Хранитель - посредник между человечеством и Всевышним Господом. Главная задача этого святого существа - защищать личность и доносить до нее Божью волю, поэтому в православии стремятся скорее крестить новорожденного, чтобы обеспечить его полноценной охраной от темных энергий.

Большая вера приближает христианина к святому духу и Богу, что определяет лучшую жизнь в телесной оболочке. Однако небесный посланник не вмешивается в судьбу, которую создал сам Господь.

  • Ангел Хранитель через внутренний голос и интуитивную связь общается с подопечным ему человеком.
  • Небесное создание предупреждает о предстоящей опасности и стремится вдохновить на совершение благопристойных и полезных деяний.
  • Ангел имеет силу отвести от искушающего воздействия мирских объектов.
  • Люди, тщательно прислушивающиеся к своим заступникам, нередко чудесным образом спасаются в катастрофах или получают ментальные озарения.
  • Он помогает слышать свой внутренний голос и развивать склонность к добродетели.
  • Ангельские изображения устраняют страх различной направленности.
  • Ангел Хранитель наставляет на истинных путь, оглашенный Господом, и защищает от нападок ненавистников.

Чтобы найти общий язык с ним, необходима ежедневная и чистосердечная молитва перед образом . Священнослужители настоятельно рекомендуют общаться с духом света, прося помощи и защиты. Ангел приложит все силы, чтобы выручить просящего подопечного из тяжелой передряги.

На заметку! Ангел Хранитель не всегда гарантирует счастье и спокойствие. Христианин, отступившийся от веры, склонный к агрессивному и ненавистному поведению, собственноручно уничтожает положительное духовное начало. Пустившийся в крайности человек ощущает бедствия, неудачи и серьезные болезни.

Ангел никогда не являлся человеком, он не имеет имени и родовой принадлежности, но наделен особыми качествами личности. Каждому христианину приставлен только один такой светлый дух. Существует определенная иерархия бестелесных духов , которые располагаются в зависимости от могущества.

Икона Ангела Хранителя

Характеристика иконы

На Древнем Востоке нередко встречались изображения крылатых созданий. Образы ангелов украшали алтари крупнейших храмов. На израильской земле находили фигурки из различных материалов, на страницах Ветхого Завета обнаруживаются сведения о предметах с изображениями небесных посланников.

В русской иконописи привычные образы появились в конце XVI века. Цель и значение облика - ежеминутное напоминание человеку о вечности самой души.

  • Ангелы Хранители чаще изображаются с крестом и мечом. Первый атрибут предназначен для жеста благословения, а второй защищает от нашествий темной энергии.
  • Одежда заступников внешне похожа на облачение дьяконов (священнослужителей). Одеяние для бесплотных духов расценивается как символ вечного служения Богу. Цвет плаща - зеленый, а хитона (рубашки) - красный. Нередко Ангелы Хранители изображаются в ослепительно белых одеждах.
  • Иконы изображают заступников как поясно, так и в полный рост. В последнем случае они помещаются на облако. Парящая фигура смиренно просит о возвращении в небесные обители, откуда человечество было согнано после грехопадения.
  • Заступники имеют людские облики, о божественном происхождении говорят большие крылья, которые сложены за спиною. Эти телесные элементы символизируют божественную быстроту и способность перемещаться из материального мира в эфирные области.
  • Для Ангелов Хранителей характерен третий глаз, который символизирует ясновидение и правдивую интуицию.
  • Если Божий посланник изображен с посохом, это говорит о его важной духовной миссии на грешной земле.
  • С помощью шара с крестом херувим созерцает предстоящую опасность и стремится предупредить об угрозе своего подопечного.
  • Иконография отличается в положениях рук. Иногда верхняя конечность поднята для благословляющего жеста , в другом случае - руки сложены в молитве.
  • Взгляд направляется прямо на смотрящего или в сторону. Голова его склонена, что символизирует полное смирение перед волей Создателя. Об этом же говорят и золотые ленты в локонах.
  • Современная иконография нередко изображает херувимов с маленьким ребенком, который представляет душу подопечного человека.

О Небесных силах:

Нахождение собственной иконы святого духа

Во время крещения ребенок получает имя , и вместе со святым покровителем ему назначается определенный Ангел Хранитель. Чаще эту процедуру проводят на Святки (период от Рождества до Крещения Сына Божьего). Однако Церковь разрешает совершать ритуал объединения с небесным защитником произвольно, если человек был крещен в зрелом возрасте.

В христианских святцах могут отмечаться несколько покровителей с датой, которая будет приближена ко дню рождения маленького ребенка. В этом случае разрешается самостоятельный выбор понравившегося покровителя.

Некоторые образы святых защитников имеют в иконографии несколько вариаций исполнения. Святой всегда помогает детям с тождественным себе именем. Выбирая покровителя, следует опираться на даты рождения или факты жизнеописание.

Для православной традиции ближе духовное родство, которое определяется по симпатии.

На заметку! Если вас вдохновляют жизненные деяния конкретного святого, церковь разрешает сделать его своим покровителем . Он - реальный человек, который был причислен церковью к лику святых (Дева Мария, Серафим Саровский и т.д.).

Правильные молитвы иконе Ангела Хранителя

Священные слова, произнесенные перед ликом небесного существа, способны визуализировать этот светлый дух и настроить общение с ним. Православная традиция рекомендует внимательно прислушиваться к подсознательному голосу во время молитвы: в этот момент святой посланник общается с подопечным.

  • Для достижения желаемого счастья и спокойствия необходимы каждодневные молитвы перед ликом Ангела. Произносятся священные слова неспешно, вдумчиво и искренне. Молитва, записанная на листе бумаги, поможет лучше сконцентрироваться.
  • Священные просьбы, произнесенные утром, уничтожают негативные влияния, рождают добродушный настрой и избавляют от потенциальных конфликтов.
  • Молитва на вечер ограждает спящего человека от вторжения темной энергии в его сознание. Она позволяет видеть пророчество и предупреждения об опасностях.
  • В православной традиции известно множество молитв, которые предназначаются для конкретной проблемы и требуют совета и помощи от посланника с небес.

О молитве:Супружеская близость не является грехом, поэтому образ защитника в спальне будет к месту. Священную молитву рекомендуют читать при покидании дома. Это повышает шансы на помощь от Ангела Хранителя. Слова произносятся четко, а мысли и желания формируются до просьбы.

Ангел Хранитель - посредник между человеком и Всевышним Господом. Он дается во время крещения и обязуется охранять жизнь подопечного от тяжелых жизненных ситуаций, а также направлять на путь истинной добродетели.

Важно! Искренние молитвы перед иконой Ангела Хранителя имеют силу избавлять от неприятностей и исполнять благочестивые желания. Получить собственного святого защитника можно в любом возрасте.

Посмотрите видео об Ангеле Хранителе