О восприятии телевизионной рекламы детьми и их родителями. Негативное влияние рекламы на детей

(4)

В статье рассказывается, как телевизионная реклама влияет на психику детей. Рассматриваются 3 возрастные группы. Это дети до 4 лет, 4-6 лет и подростки. Даются советы по ограждению малышей от вредного воздействия рекламных роликов.

Как реклама влияет на наших детей? Малыши, не достигшие 4 лет, воспринимают её как правдивую информацию. Причём она яркая, доступная и «красиво упакованная». В ней много динамики, движения и узнаваемости. К примеру, идёт какой-нибудь взрослый и абсолютно непонятный для ребёнка фильм. И вдруг, рекламный ролик. Он воспринимается маленьким человечком как старый добрый знакомый. Постоянно повторяющийся сюжет нравится детям, так как легко запоминается. Ребёнок радуется, что уже видел это, слышал и знает, чем короткий фильм закончится.

Самые желанные для рекламодателей зрители - это дети 4-6 лет. В таком возрасте они ещё не понимают подлинную корыстную сущность рекламы. Для них она представляется волшебным миром, в котором всё по-настоящему. Герои рекламных роликов представляются для малышей вполне реальными личностями с определённым образом жизни, вкусами и пристрастиями. Они воспринимаются как эталон для подражания. Очаровательные ровесники «из телевизора» постоянно лопают шоколад, жуют гамбургеры и играют с куклами Барби.

Что же касается подростков, то здесь ситуация ничуть не лучше, а может быть и хуже. Молодые люди, не имея устоявшихся жизненных принципов, берут за основу те нравственные установки и модели поведения, которые им навязывают с экранов телевизоров. А оттуда постоянно слышится: «Разве вы не достойны этого, побалуйте себя радостями жизни, вся эта роскошь принадлежит вам». В результате формируется определённый психологический тип людей, ориентированный на красивую жизнь и потребление.

Но где взять деньги на земные радости? Может быть, пойти на завод и вкалывать у станка. Ни в коем случае. Соберите 200 крышек, 300 вкладышей и вырежьте 400 логотипов. За это вы получите плеер, а если очень постараетесь, то отправитесь в кругосветное путешествие или станете собственником домика в деревне. И начинают течь родительские деньги на покупку товаров с крышками, логотипами и вкладышами. Таким образом формируется психология потребителя, ищущего лёгких заработков и беззаботного времяпровождения.

Психологи считают, что рекламная пропаганда богатства и роскоши формирует целую кучу комплексов у детей из семей с невысоким материальным достатком. Они становятся агрессивными, неуправляемыми. В их душах постоянно присутствует чувство обиды и неудовлетворённости.

Помимо этого реклама взращивает в душе ребёнка равнодушие к чужой боли и бездушие. Этому способствует смещение образов на экране. Очень часто рекламные блоки прерывают фильмы на самых трагических моментах. По задумке создателей картины в этом месте зритель должен сопереживать героям, но тут «в телевизоре» появляются счастливые лица, рекламирующие новый стиральный порошок. Сюжетная линия разрывается, а в голове ребёнка образуется непонятная смесь из улыбок, боли, крови и ещё неизвестно чего. Отсутствует только сострадание главным действующим лицам фильма. Так стоит ли после этого удивляться душевной чёрствости детей.

Серьёзные исследования по воздействию рекламы на детскую психику провели американские психологи. Статистика получилась удручающая. За прошедшие 3 десятилетия в 4 раза возросло количество рекламных фильмов, негативно влияющих на малышей и подростков. Увеличилось число сюжетов, расхваливающих сладости, закусочные и самые разнообразные газированные напитки.

Как результат, излишний вес наблюдается у каждого 4 американского ребёнка. Рекламу продуктов питания показывают по телевизионным каналам около 25 тысяч раз ежегодно. Дети в возрасте от 5 до 13 лет тратят на фаст-фуд примерно 4 млрд. долларов в год. Это огромные деньги, которые с лихвой окупают любые затраты на рекламу.

Как же оградить неокрепшие юные души от мощнейшего рекламного прессинга .

Естественно, нужна государственная программа. Но законодатели пока не очень то торопятся вмешиваться в деятельность тех отраслей экономики, которые ворочают многомиллиардными прибылями. Поэтому надо понимать, что в настоящее время спасение утопающих является делом самих утопающих.

Необходимо ограждать детей от вредного воздействия рекламных роликов. А это означает, что следует сократить до минимума время нахождения ребёнка у телевизора. В некоторых семьях он выполняет функции «фона» в квартире и работает с утра до вечера. Такая практика ни к чему хорошему привести не может. В наши дни уже существуют семьи, полностью отказавшиеся от «окна в мир». Сделали они это ради здоровья детей.

Но телевизору нужно найти замену. Аналогичную функцию вполне по силам взять на себя дискам с хорошими фильмами. Их можно смотреть по видео в строго определённое время. Вполне разумно записывать интересные телепередачи, стирать рекламу и также смотреть их по видео. Кроме этого нужно регулярно разъяснять маленькому человечку подлинную суть рекламных роликов. Пусть он узнает, для чего взрослые делают эти короткие фильмы. А самое главное, поймёт, что они не имеют с реальной жизнью ничего общего.

Выход же из сложной ситуации возможен только один. Необходимо в корне пересмотреть сам принцип создания рекламных фильмов. Вместо того, чтобы расхваливать зубную пасту, необходимо твердить, что зубы следует чистить утром и вечером. В другие ролики также следует вставлять социально нужную информацию. Тогда вся эта коммерческая вакханалия не так будет раздражать. От неё появится хоть какая-то польза, а наши дети станут заметно лучше и сердечнее.

1 из 19

Презентация - Влияние рекламы на психику подростка

Текст этой презентации

Тема данной работы - влияние рекламы на психику подростка Объектом исследования является реклама и ее влияние. Цель работы - изучить влияние рекламы на здоровье и психику подростка. Цель предполагает задачи: 1. Рассмотреть, как реклама влияет на подростков. 2. Исследовать проблемы, которые возникают после просмотра реклам. 3. Выяснить причины возникновения проблем и найти пути их решения

Мы выдвигаем следующую гипотезу: Реклама оказывает сильное воздействие на формирование и развитие отношений к окружающему миру и действительности, а также личностные отношения подростков. Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов данной работы для того, чтобы люди поняли, как реклама влияет на них.

Невозможно сегодня просто пройтись по улице мегаполиса и не встретить изобилие всевозможной рекламы, она повсюду: на щитах, плакатах, листовках, тентах, в газетах, на телевидении и т.д. Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

По данным Всероссийского исследования «Российские подростки в информационном мире». «В структуре досуга телесмотрение находится у подростков на первом месте, тогда как чтение - на четвертом». Соответственно наиболее часто на глаза подросткам будут попадаться рекламные ролики, транслируемые по телевидению. На втором месте, скорее всего, окажется наружная реклама, затем Интернет-реклама, реклама на радио, ну и в газетах и журналах.

Цель нашего исследования, проведенного среди учащихся МОУСОШ 24 г. Копейска состояла в изучении влияния телевизионной рекламы на психику детей разных возрастных групп. В исследовании приняли участие 74 ученика, из них 46 учеников среднего (6-8 классы) и 28 - старшего школьного возраста (9-11 классы).

Отношение к рекламе 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Положительное 19% - 17% - - 7,2%
Отрицательное 30% 43% 29% 33% 41% 35,2%
Равнодушное 48% 57% 57% 67% 59% 57,6%
В ходе исследования было выявлено, что большинство школьников (57,6%) равнодушно относятся к рекламе, никак не реагируя на нее, но, конечно же, есть и такие, которые воспринимают рекламу негативно - 35,2% .

О том, верит ли подросток тому, что сообщается в рекламном ролике, можно судить по данным. Больше всего верят рекламе младшие подростки (учащиеся 6-8 классов). Число детей, испытывающих доверие к определенной рекламной продукции, снижается с возрастом. Можно сделать вывод, что отношение старшеклассников к рекламе более осознанно и критично.
Доверие к рекламе 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Да - - - - - 0%
Нет 37% 42% 36% 73% 57% 49%
Частично 63% 58% 64% 27% 43% 51%

Когда она начинается, то 42,8% подростков сразу переключают на другой канал (см. таблицу 4), 46,6% - уходят куда-нибудь и лишь 10,6% - смотрят ее (в основном дети среднего звена).
Действия во время рекламы 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Смотрю ее 23% 16% 14% - - 10,6%
Переключаю на другой канал 39% 38% 32% 54% 51% 42,8%
Ухожу куда-нибудь 38% 46% 54% 46% 49% 46,6%

По данным анкетирования, 67% школьников не всегда понятен смысл той или иной рекламы (см. таблицу 5), причем была выявлена интересная закономерность: понимание содержания рекламы от перехода к старшему звену не увеличивается, а уменьшается. Вероятно, это связано с тем, что старшие подростки более вдумчиво относятся к тому, что видят на экране телевизора.
Всегда ли понятно содержание рекламы 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего
Да 54% 58% 43% 38% 42% 47%
Нет 46% 42% 57% 62% 58% 53%

В ходе анкетирования выяснилось: лишь 4% родителей комментируют рекламу, как-то указывают своим детям на ее недостатки, остальные 95,8% не обращают на нее внимания
Отношение к рекламе родителей 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 11 класс Всего

Подростки сегодня находятся в ситуации выбора, и зачастую эта ситуация очень сложна. Им приходится выбирать между различными взглядами и различными представлениями, и, что особенно трудно, формировать собственную картину мира. Как мы уже выяснили, телевидение служит важным источником информации, расширяющим знания о мире. Образ мира в несколько последних десятилетий формировался в значительной степени именно телевидением.

Именно телерекламе мы уделим наибольшее внимание в силу уже названных ранее причин (совмещение в телеролике видео- и аудиоряда, наибольшая доступность, массовость аудитории и т.д.), хотя многое из того, о чем будет сказано ниже, в том или ином виде, в меру возможностей, представлено во всех остальных видах рекламной продукции.

Реклама - одно из наиболее сильных средств, закладывающих определенные, предпочтительные модели поведения. Под воздействием рекламы у детей и подростков могут формироваться и формируются новые потребности и ожидания. Если же продукт предназначен для детей, то реклама не только побуждает их быть инициаторами покупок родителями, но и стимулирует самостоятельные покупки, и 60% детей младшего школьного возраста сами покупают мороженое, сладости, сухарики и чипсы. Таким образом, у детей формируются не только социальные модели, но и потребительское поведение.

2. Реклама как «образец» межличностных отношений (между противоположными полами, различными поколениями и т.п.), которые в подавляющем большинстве случаев копируются молодыми людьми из-за уверенности в том, что именно так обустраиваются определенные отношения (здесь выполняется функция «подражания»);

Результаты условно могут быть сгруппированы в зависимости от двух характеристик:

В первой главе мы рассмотрели теоретический анализ проблемы влияния рекламы на психику подростка и выяснили, что без сомнения реклама, особенно телевизионная, оказывает формирующее влияние на психику подростков. Имеются положительные и отрицательные моменты. У каждого психолога, родителя своё мнение. А влияние это происходит посредством его психофизиологических особенностей, так как подросток 14-17 лет ведёт очень насыщенную внутреннюю жизнь.

Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 155-161.

Т.Ю. МАРИНОВА, кандидат биологических наук, доцент, профессор кафедры теоретических основ социальной психологии, и. о. декана факультета социальной психологии Московского городского психолого-педагогического университета

В статье рассмотрен вопрос о характере восприятия рекламы и, прежде всего, телевизионной рекламы, детьми и подростками, а также их родителями.

С опорой на целый ряд исследований, в том числе и своих собственных, автор показал, каким образом соотносится время, проведенное ребенком перед телевизором, и степень «засоренности» его речи рекламными слоганами, насколько готовы родители отказать своему ребенку в покупке разрекламированного, но вредного и бесполезного товара и является ли этот отказ фатальной причиной агрессивного поведения разочарованной развивающейся личности, существует ли прямая связь между возрастом ребенка и уровнем его доверия к рекламному материалу.

Ключевые слова : дети и подростки, родители, телевизионная реклама, восприятие рекламы, эмоциональная память.

Как известно, целью рекламной деятельности всегда было представление, презентация продукта потребления покупателю в наилучшем виде и, конечно же, стимулирование его совершить покупку. Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством различной рекламы, но из ее потока наше пристальное внимание привлекает лишь небольшая часть. Как правило, это связано не только и не столько с дизайном и полиграфией рекламного материала, а с тем, что далеко не всегда учитываются психологические и психофизиологические особенности потребителя, специфика целевой аудитории.

Восприятие человека по природе своей избирательно, поэтому реклама привлекает внимание лишь в том случае, когда в ней учитывается интерес покупателя, особенности его мотивации и потребности. Когда потребность заставляет человека действовать, она переходит в разряд мотива и её удовлетворение снимает психологическое напряжение человека. Понятно, что в этих обстоятельствах рекламодателю для успешного продвижения товара необходимо иметь представление о мотивах и потребностях потенциальных покупателей. Это помогает понять, каким образом различные продукты или услуги соответствуют планам и целям потребителя, и (в соответствии с полученными данными) строить конкретную рекламную компанию. Кроме того, прошлый опыт оказывает существенное влияние на потребителя, который обычно выделяет в рекламном материале, прежде всего, знакомые объекты, что, в частности, используется в повторяющейся рекламе. Особенности организации восприятия приводят к тому, что полная, в содержательном плане целостная картина возникает у человека даже в том случае, когда некоторые детали отсутствуют. Этот принцип активно используется создателями рекламы как для детей, так и для взрослых.

Телевизионная реклама вызывает особый интерес у детей и подростков. Телереклама - это относительно новый, но достаточно эффективный способ влияния на потребителей. Вместе с тем, это и самый дорогой способ рекламирования. Рекламный ролик, который множество раз «прогоняют» на телеэкране, прочно «врезается» в наше сознание и «откладывается» в бессознательном. Сегодня телевидение нередко используется некоторыми рекламодателями для манипулирования сознанием и поведением человека. В этом смысле оно лидирует среди других средств массовой информации по своей силе влияния, потому что одновременно воздействует и на зрение и на слух.

Выделяют телерекламу нескольких типов - это размещение фирменного знака или девиза на экране, спонсирование различных передач, бегущая строка и, конечно, рекламные ролики. Именно последние, по мнению ряда специалистов, обладают наибольшим психологическим воздействием.

Многие исследователи особенностей воздействия телевидения на поведение человека обращают внимание на этическую сторону телерекламы, отмечая, что реклама предметов роскоши, дорогих продуктов, которые большинство населения купить не может, приводит к отрицательным эмоциям и как следствие к угнетенному психическому состоянию телезрителей.

Главным преимуществом телерекламы является её высокая эмоциональная убедительность. Переживание любых ситуаций, имеющих яркую эмоциональную окраску, встраиваются в человеческую память, являющуюся достаточно надежно-стабильной структурой. Эмоциональная память оказывает большое влияние на принятие решений, так как основной принцип её работы - «нравится / не нравится» - достаточно категоричен.

Эмоции всегда субъективны. Когда мы просматриваем рекламный ролик, мы не просто видим какую-то рекламную информацию, мы невольно пропускаем увиденное через себя, эмоционально переживаем происходящее на телеэкране.

Удачная покупка почти всегда вызывает положительные эмоции, оставляя след в эмоциональной памяти. Кроме того, возникновение положительных эмоций приводит к активизации чувства юмора и как следствие к дополнительному закреплению в памяти новой информации. В тех случаях когда предлагаемый товар не вызывает эмоциональных переживаний у человека, то и желания сделать покупку у него, как правило, не появляется, если только речь не идет о вынужденной необходимости, «скучной обязательности».

В небольшом эксперименте мы попытались выявить, как эмоционально окрашенное отношение к товару формирует потребительское поведение взрослых людей. Участвовали в этом исследовании 27 мужчин и женщин в возрасте от 20 до 49 лет. Для просмотра им предъявлялись два рекламных ролика зубной пасты, имеющих разную эмоциональной окраску. В первом ролике демонстрировались только красивая улыбка, белые зубы, а второй ролик имел выраженную эмоционально отрицательную нагрузку: кровь, испорченные, выпадающие зубы. Перед просмотром рекламы звучала инструкция: «Вам предлагается просмотреть два видеоролика с рекламой зубной пасты и ответить на следующие вопросы:

  1. Какие эмоции у Вас вызывает ролик № 1?;
  2. Какие эмоции у Вас вызывает ролик № 2?;
  3. Какую из предложенных зубных паст Вы бы приобрели после просмотра данных роликов?
  4. Почему Вы сделали такой выбор?»

По данным исследования, положительные эмоции по отношению к первому ролику испытали 14 человек. Положительные эмоции по отношению ко второму ролику испытали всего 3 человека. Но несмотря на то что второй ролик несёт в себе резко-негативную эмоциональную окраску, именно эту зубную пасту выбрали для дальнейшей покупки 15 человек - большинство испытуемых, мотивируя свое поведение желанием иметь не просто красивые, а главное здоровые зубы, чтобы реже посещать стоматолога. То есть не просто положительные или отрицательные эмоции, возникающие при просмотре рекламы, влияют на выбор покупателя, а исключительно важная роль связана с особенностями процесса восприятия, в частности, с формированием перцептивного образа. Таким образом, человек оценивает возникший рекламный образ, формируя в итоге своё дальнейшее поведение.

Детская телереклама отличается и рядом специфических особенностей, которые «задает» возраст адресной аудитории. Ребенок (особенно первых лет жизни) имеет плохую концентрацию внимания и не способен увлечься чем-то на длительное время. Рекламные ролики с их короткой продолжительностью в двадцать-тридцать секунд прекрасно отвечают этим требованиям, кроме того, они, как правило, яркие, контрастные, что, естественно, привлекает внимание ребенка. Многими молодыми родителями неоднократно было подмечено, что их дети, еще не умеющие толком говорить, очень часто обращают внимание на телевизионную рекламу, а к остальным передачам нередко остаются индифферентными. Рекламные ролики для малыша являются своеобразной яркой и звонкой погремушкой, которой пытаются привлечь его внимание. Работники телевидения не используют в передачах какие-либо особые технологии, воздействующие на психику детей, так как с позиции маркетинга, такие «манипуляции» не имеют смысла: попросту дети, не умеющие говорить, не могут всерьез воздействовать на своих родителей с целью приобретения ими рекламируемых товаров.

По мнению ряда авторов, до 5-6-летнего возраста дети значительно хуже распознают отрицательные эмоции, чем положительные. А так как ребенок лучше распознает положительные эмоции, такие как смех, радость, особенностью большинства коммерческих рекламных сюжетов, направленных на детскую аудиторию, является позитивный фон, в понимании которого дети испытывают меньше сложностей. Только к шести годам, по данным О.А. Прусаковой и Е.И. Лебедевой, нормально развивающийся ребенок начинает полноценно дифференцировать положительные и отрицательные эмоции героев в телерекламе .

В рекламных роликах для детей часто в качестве «актеров» используют не сверстников целевой аудитории, а детей, которые на два-три года старше тех, кому адресован рекламный материал. Подобная практика оправдывается тем, что ребенок хочет поскорее вырасти или хотя бы просто казаться старше, а для этого необходимо одеваться, вести себя, как старшие. Что касается подростков, то в рекламе для них широко используются образы их кумиров, значимые и, главное, «знаковые» герои фильмов, которые вызывают положительные эмоции и ассоциации.

Реклама вообще, и телевизионная в частности, является одним из мощнейших видов социального воздействия на человека. Она помогает ребёнку оставаться на одном уровне со своими сверстниками: разговаривать на одни темы, быть в курсе появления модных новинок, играть в определённые игры и т. д. Телевизионная реклама - один из способов понимания и оценки детьми социальных воздействий, обеспечивающих эффективность социализации в современном мире.

Всё это нужно ребёнку для поддержания своего статуса среди друзей и для принятия в определённый круг общения. Именно поэтому дети так чутко относятся к рекламируемым товарам. Принято считать, что решение о покупке чего-либо для ребёнка принимают исключительно родители. Но на самом деле, мало того, что современные дети сами выбирают желаемое, так ещё и оказывают порой определяющее влияние на своих родителей, практически принуждая идти на порожденные рекламой траты.

«Детская реклама» в развивающем плане может оказывать позитивное воздействие. Например, развитие памяти или то, что ребёнок начинает более или менее адекватно ориентироваться и в конкретных товарах, и в своих действительных потребностях, может расцениваться как реальное социализационное приобретение. Но в этом смысле «детская реклама» несет ряд откровенных «минусов» - большинство рекламируемых продуктов не являются полезными, особенно для детского организма (жвачки, чипсы, газировка, блюда «быстрого питания» и т. п.). Родители зачастую покупают своим детям эти товары, хотя понимают, что они вредны, но не способны противостоять настойчивым «требованиям-упрашиваниям» своего ребёнка. Кроме того, реклама может вызывать открытую агрессию детей, что может случиться, если реклама прерывает просмотр любимого «мультика» или детского телесериала, или из-за того, что рекламируемые «желаемые» товары или услуги в силу возраста ребёнку априори ещё недоступны. Безусловной социальной опасностью «детской рекламы» является тот факт, что нередко собственные материальные возможности взрослого не соответствуют запросам ребенка, «подстегиваемых» рекламой, из-за чего могут быть порождены озлобленность и даже открытая агрессия конкретного ребенка в отношении, например, его родителей.

Как правило, родители, покупающие ребенку какой-то товар, ориентируются на известность торговой марки. Кстати, факт этой известности им могут навязывать и сами дети. При этом дошкольники и младшие школьники стремятся получить то, о чем часто слышат по телевизору или знают от сверстников, так как на этом онтогенетическом этапе своего развития, в первую очередь, пытаются успешно решить личностную задачу «быть такими, как все» и восприниматься референтным окружением таковыми. Подростки же постоянно расширяют свою номенклатуру желаемых товаров, так как стоящая перед ними личностная задача по преимуществу индивидуализационно-го характера стимулирует к экспериментированию и попыткам пробовать что-то новое. При этом чем старше становится развивающаяся личность, тем критичнее она начинает относиться к рекламе.

Кроме того, ребенку, как и взрослому, для того чтобы сформировать свое собственное, субъективно-индивидуальное отношение к содержанию рекламы, надо суметь понять её смысл. Для понимания рекламы, также как и для решения других задач, естественно требуется умение рассуждать логически. Но для того чтобы понять, выделить рекламный материал, отличив его от другой информации, необязательно использовать те же типы логических построений, которые применяются при решении других типов задач. Так, Н.Н. Таланова провела исследование возрастной динамики понимания рекламы дошкольниками и пришла к выводу, что понимание содержания телерекламы сильно отличается у детей разного возраста . Детям до трех лет сложно понять смысл и сюжет телевизионной рекламы, даже если она касается именно детских товаров. В этом возрасте ребенок способен вычленять только отдельные части сюжета без содержательно целостного понимания и осмысления увиденного. К четырем годам ребенок уже способен пересказать сюжет, но, как правило, не может объяснить поступки героев и смысл того, что происходит в рамках рекламного материала. Только к пяти-шести годам дети начинают понимать суть рекламы, распознают эмоции персонажей, могут объяснить особенности их поведения. К школьному возрасту ребенок способен уже и понять смысл увиденного и при необходимости критически оценить, приводя разумные аргументы в пользу своих выводов.

Различные опросы показали, что среди младщих школьников наиболее популярна телереклама разных продуктов питания и напитков, игрушек и разнообразных игр, затем - спортивная реклама спорта и реклама с участием животных и, наконец, - реклама мультфильмов и фильмов для детей. При этом явных различий в предпочтениях между мальчиками и девочками не выявлено, кроме одного - на бытовую технику внимание обращают только мальчики.

По данным, полученным Н.Н. Авдеевой и Н.А. Фоминых, число детей, доверяющих определенной рекламной продукции, снижается с возрастом. Более 55% дошкольников безоговорочно доверяют рекламе. Среди младших школьников, которые воспринимают телерекламу более осознанно и критично, доверяют ей только 23-30% детей, а больше половины - категорически не доверяют. Подростки как младшие, так и старшие практически не доверяют рекламным сообщениям. Сопоставление ответов на вопрос о доверии к рекламе родителей и их детей показало очень высокий уровень совпадения их оценок: 60% - в подготовительной группе; 69,2 - среди учеников первого класса и 77% - у второклассников. Все это, несомненно, говорит о том, что на характер восприятия детьми телевизионной рекламы существенное влияние оказывают их родители.

Этот вывод также подтверждают данные, что дети имеют хорошее представление, как их родители относятся к тем или иным рекламируемым товарам .

Нами было проведено эмпирическое исследование влияния телерекламы на детей и на их родителей. В анкетировании приняли участие 36 человек в возрасте от 28 до 49 лет, имеющих детей в возрасте от 9 до 12 лет.

В рамках предложенной респондентам анкеты им было необходимо ответить на следующий набор вопросов.

2. Как Вы считаете, большее количество ненужных и неоправданных покупок совершают:

А) женщины

Б) мужчины

3. При покупке какого-либо товара для Вашего ребёнка на что Вы обращаете внимание? Укажите в порядке убывания основные критерии, по которым Вы выбираете продукты питания или игрушки для ребёнка.

4. Сколько часов в день Ваш ребёнок находится возле телевизора?

A) он не смотрит телевизор

Б) не более 1-2 часов

B) более 2 часов

Г) более 6 часов

Д) постоянно находится перед телевизором

A) нет, никогда

Б) очень редко

B) достаточно часто

Г) да, постоянно

6. Бывают ли ситуации, когда Вы не можете устоять перед просьбой ребёнка о покупке ненужного и неполезного товара?

7. Бывали ли случаи, когда ребёнок вёл себя агрессивно по отношению к Вам после того, как Вы не смогли купить ему то, что он просил?

По итогам проведенного анкетирования были получены следующие результаты:

  • 6,25 % родителей заявили, что их ребёнок вообще не смотрит телевизор, 43,75 % родителей утверждают, что их ребёнок проводит возле телевизора не более 1-2 часов, 37,5 % - более 2 часов, 12.5 % - более 6 часов;
  • 12,5 % родителей утверждают, что их дети никогда не повторяют рекламных слоганов, 75 % признались, что их ребёнок редко, но всё же повторяет фразы из рекламных роликов, 12,5% отметили, что достаточно часто слышат рекламные штампы из уст своих детей;
  • 62,5 % опрошенных признались, что бывали случаи, когда они не смогли устоять перед уговорами ребёнка купить ему явно вредный продукт, 37,5 % родителей могут отказать своему ребёнку лишь при очевидной угрозе его здоровью;
  • 25 % родителей утверждают, что сталкивались с агрессией ребёнка в ответ на отказ в покупке чего-либо, 75 % родителей сказали, что не сталкивались лицом к лицу с агрессией ребёнка в свой адрес;
  • при покупке какого-либо товара для своего ребёнка, большее внимание родители уделяют качеству продукта и его сроку годности: 50 % указали качество товара; 43,75 % - отметили срок годности; 37,5 % - цену покупаемой вещи;

37.5 % родителей интересует марка товара, то есть фирма-производитель (они, как правило, доверяют только широкоизвестным производителям); 31,25 % - в первую очередь интересует состав того, что они покупают; 25 % - указали на полезность покупаемого и только 12,5 % родителей отметили, что они покупают необходимое ребенку и безопасное для его здоровья и жизни.

Кроме того, были получены разнообразные ответы на первый вопрос, касающийся определения самого термина «реклама». Начиная с самого распространённого «реклама - это двигатель торговли» и заканчивая такими «дефинициями» как «реклама - это бесполезная информация», «реклама - это расхваливание товара для его приобретения», реклама - «это бесполезная и зомбирующая информация».

Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы:

  • чем больше ребёнок смотрит телевизор, тем чаще в его словарном запасе встречаются фразы из рекламных роликов;
  • существенное число родителей неспособны устоять перед уговорами детей о покупке вредного для их здоровья товара;
  • отказ ребенку в покупке желаемого им товара, как правило, не порождает агрессивного поведения в отношении родителей (подобное встречается лишь в четверти случаев).

Среди дошкольников более половины с удовольствием смотрят телерекламу, но чем старше ребенок, тем более критично он начинает к ней относиться. Подростки и большинство родителей не доверяют рекламным материалам. В то же время развивающаяся личность нередко просто идёт на поводу у навязанных ей рекламой мнений и установок, еще не умея разграничивать реальность и грамотно применённый рекламный ход.

Следует отметить, что телевизионная реклама, являясь неотъемлемой частью нашей современной жизни, оказывает как личностно-развивающее, так и личностно-травмирующее влияние, прежде всего, на детей - самой доверчивой и благодарной аудитории для рекламодателя. В решающей степени именно от родителей зависит, чтобы запуская тонкие механизмы человеческих эмоций и мотивации, доброкачественная реклама в действительности стала одним из качественно значимых факторов социальной адаптации и формирования современного ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Авдеева Н.Н., Фоминых Н.А. Влияние телевизионной рекламы на детей и подростков .
  2. Грошев И.В., Морозова Л.В. Особенности воздействия элементов шокирующей рекламы на поведение потребителя // Социальная психология и общество. 2012. № 1.
  3. Зазыкин В.Г. Психология рекламы. М., 1992.
  4. Лебедев-Любимов А. Психология рекламы. СПб., 2002.
  5. Мозер К. Психология маркетинга и рекламы. Харьков, 2004.
  6. Мокшанцев Р.И. Психология рекламы. Учебное пособие. М.; Новосибирск, 2001.
  7. Сергиенко Е.А., Лебедева Е.И., Прусакова О.А. Модель психического в онтогенезе человека. М., 2009.
  8. Таланова Н.Н. Понимание телевизионной рекламы и социальных взаимодействий в возрасте с 3-х до 6-ти лет // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2011. № 3 (17).

Маринова Т.Ю. О восприятии телевизионной рекламы детьми и их родителями // Социальная психология и общество. 2013. № 1. С. 155-161.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа с.Отрадное

Вяземского муниципального района Хабаровского края

Исследовательская работа

по теме:

«Влияние

телевизионной

Выполнили:

ученики 5 класса

Попов Андрей, Стрига Арина,

Хорошавина Диана

Руководитель:

учитель начальных классов

Зайцева Ирина Владимировна

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение………………………………………………………….…..3

    Основная часть:

    Практическая часть работы:

    1. Соцопрос московских школьников и учащихся МБОУООШ с.Отрадное……………......................................9-11

      Соцопрос родителей московских школьников и

родителей учащихся МБОУ ООШ с.Отрадное……………………………………………………12-13

    Заключение………………………………………………………..…14

    Библиографический список………………………………………...15

    ВВЕДЕНИЕ

Считается, что маленькие дети лучше усваивают информацию, которая запоминается на всю жизнь. Этим пользуются рекламодатели, которые создают рекламу, направленную на детей – яркие весёлые картинки, смешные герои, мультфильмы – это нравится каждому ребёнку. Неспроста родители не могут отвести своих детей от телеэкрана, когда показывается реклама.

Но ведь маленькие дети пока не могут понять, что реклама не всегда бывает достоверной и правдивой. А потому требуют у родителей купить широко рекламированный товар.

Цель: Знакомство с рекламой и её влиянием на детей.

Задачи:

    Изучить историю возникновения рекламы.

    Узнать, какое влияние оказывает реклама на ребёнка.

Гипотеза: смотря каждый день телевизор, мы заметили, что много рекламы на экране. От взрослых часто слышим, что она надоела, какую чушь показывают, что от неё нет никакой пользы. Так ли это? Нам стало интересно, и мы решили узнать сами, всегда ли реклама оказывает только отрицательное влияние на ребёнка.

Этапы исследования:

    Изучение истории возникновения рекламы, видов рекламы.

    Социологический опрос Института человека РАН московских школьников и их родителей, а также родителей и учащихся МБОУ ООШ с.Отрадное

    Обработка результатов опроса.

I I . ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Реклама – это яркое явление современности: всепроникающее, везде сущее. «Реклама (латин. reclamare – выкрикивать) – разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чём-либо, например, товаров, услуг и т.д.….»

Существуют сотни определений понятия «реклама». Многие, принятые в мире два – три десятилетия назад, безнадёжно устарели. Один – слишком узкие, другие – широкие, не несущие конкретику.

После того, как мы дали определение понятию «реклама», необходимо сделать упор на «объект» рекламного воздействия, в нашем случае, на ребёнка.

Вначале реклама была устной. Торговцы, разносчики, бродячие ремесленники наперебой расхваливали товар, предлагали различные услуги, наполняя своими криками улицы городов. Отсюда и название: reclamare по латыни – «выкрикивать ».

Начало 18 века донесло до нас многочисленные примеры рекламной деятельности, обилие знаковых вариантов рекламирования: устную речь, лубок, гравюру, печатные тексты, шествия, фейерверки. Именно в 1703 году по указу Петра 1 начинается издание первой русской газеты, а в ней и рекламы. Этот факт является важнейшей вехой в развитии отечественной рекламы.

Затем главным средством циркуляции товара служили ярмарки.

Позже появились балаганы (временная легкая, обычно дощатая), постройка для различных надобностей (для торговли, жилья, склада и т. п.)

А уже с начала 19 века широкое распространение получили рукописные и печатные афиши.

С 20-х и до 80-х годов главенствующим жанром рекламы был политический плакат. Многие рекламные лозунги стали поговорками, так например:

«Летайте самолётами Аэрофлота!»

«Граждане! Храните деньги в сберегательном банке!»

«Накопил – купи машину!»

Её уникальность определяется, во-первых, сочетанием звукового и зрительного воздействия, во-вторых, огромной аудиторией сразу.

Существует в основном 2 вида телевизионной рекламы:

*видеоролики *спонсорская заставка

*размещение логотипа

*объявление ведущего и др.

Реклама влияет на каждого человека по-разному. Мы попробуем выяснить, какого влияния рекламы больше на ребёнка – положительного или отрицательного. В интернете мы нашли исследования Института человека РАН о влиянии рекламы на детей.

Отрицательное влияние

Положительное влияние

    Подрывает здоровый образ жизни (рек-ламирование продуктов питания, кото-рые противопоказаны детям: чипсы, газировка, жвачка и т.д.)

    Влияет на отношения в семье (конф-ликты в семье, обиды, если ребёнку что-то не купили из рекламы).

    Предлагает простые методы решения проблемы, которые отрицательно ска-зываются на интеллекте (не получается сделать уроки – ешь чипсы.)

    Оказывает негативное влияние на лич-ность ребёнка (навязывают идеалы кра-соты: путешествия, одежда, автомоби-ли, которые крайне далеки от реальнос-ти.)

    Помогает быть в курсе новинок.

    Использует образы известных лю-дей, на которых дети стремятся по-ходить.

    Помогает узнать и много нового (чистить зубы 2 раза в день и ре-гулярно быть у стоматолога и т.д.)

Вывод: рассматривая данную таблицу, можно сделать вывод, по мнению Института человека РАН, отрицательного влияния телевизионной рекламы больше, чем положительного, поэтому, важно контролировать просмотр рекламы детьми.

Институт человека РАН предлагает некоторые советы, рекомендации:

    рассказываёте ребёнку, о чём говорится в рекламе, как нужно поступать, как не нужно, кому выгодна реклама,

если ребёнок требует купить что-то, на что денег не хватает – так и скажите это ребёнку.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС УЧАЩИХСЯ

Учёные Института человека РАН кандидат психологических наук Авдеева Наталья Николаевна и аспирант Фоминых Наталья Александровна провели социологический опрос в московских школах, для изучения восприятия детьми телевизионной рекламы, её влияния, а также особенностей восприятия и отношения к рекламе родителей. В исследовании принимали участия 50 учащихся школы и 20 родителей разных московских школ.

Мы также провели социологический опрос в своей школе, где в исследовании приняли участие 50 человек нашей школы и 20 родителей. Задавали мы точно такие же вопросы, что и Институт человека РАН.

По окончании мы сопоставили данные Института человека РАН и наши, и вот что у нас получилось.

Вопрос № 1: как вы относитесь к рекламе?



Вывод: из данных следует, что больше половины учащихся в московских школах и нашей школы отрицательно относятся к рекламе, то есть не очень любят её смотреть. А вот положительно относятся всего 15 – 18 % учащихся.

А о том, верят ли учащиеся тому, что сообщается в рекламном ролике, можно судить по следующим данным.

Вопрос № 2: доверяете ли Вы рекламе?


Вывод: из данных диаграммы видно, что в большей степени дети не доверяют рекламе. По данным Института человека РАН – это происходит потому, что дети в данном возрасте уже понимают смысл рекламы и воспринимают её адекватно.

Следующий вопрос был необходим для того, чтобы определить рекламно-тематическое предпочтение детей.



Вывод: наибольшей популярностью и у московских школьников и у учащихся нашей школы пользуется реклама продуктов питания, напитков и игрушек, так как их назвали чуть более трети детей. Реклама мультфильмов, фильмов и косметики нравится приблизительно ¼ опрошенных. Небольшое количество детей упомянуто такие сферы, как бытовая техника, одежда. Отсюда следует, что дети, как правило, запоминают отдельные сюжеты или необычные, в которых зачастую используются мультперсонажи или животные.

Вывод: результаты исследований показали, что в целом всё же реклама не играет решающей роли в формировании потребительских предпочтений, то есть не служит средством манипулирования сознанием детей. Другими словами, реклама не всегда отрицательно влияет на сознание детей.

    1. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ

Следующим этапом работы предстояло узнать мнение родителей данных школьников. Родителям были заданы другие вопросы. И вновь свои данные мы сопоставили с данными опроса учёных Института человека РАН.

Как уже говорилось выше, нами было опрошено такое же количество родителей, как и в московских школах, 20 человек.

На первый вопрос: как Вы относитесь к рекламе? мы получили такие данные.



Вывод: большинство опрошенных родителей относятся к рекламе негативно, что совпадает с данными опроса учащихся, четвёртая часть – положительно, а самая малая часть – 10 – 14 % относятся выборочно, одна нравится, а другая нет.

Второй вопрос: как вы думает, как влияет реклама на Ваших детей?


Вывод: больше 50 % родителей, принимавших участие в исследовании, сказали, что реклама отрицательно влияет на ребёнка, четвёртая часть родителей – затруднилось с ответом, а вот 8 – 10 % родителей сказали, что реклама влияет на их ребёнка положительно.

Т
ретий вопрос: просят ли Ваши дети купить рекламируемые товары?

Вывод: по результатам исследования мы пришли к выводу, что большинство детей всё же просят купить родителей рекламный товар, причём, московские школьники в больше степени - 80 %, а ученики нашей школы 62 %. Это конечно зависит от материальных затрат и места проживания учащихся и их родителей.

Отсюда следует, что телевизионная реклама, безусловно, влияет на детей.

По мнению родителей, большинство детей узнаёт рекламные ролики по визуальному ряду, звуковому сопровождению, тем не менее, они не прерывают свою деятельность из-за рекламы и не предпочитают рекламу другим передач.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале работы нами была выдвинута гипотеза: узнать, только ли отрицательно влияет реклама на детей.

Изучив много литературы, мы пришли к выводу: вряд ли реклама влияет на детские умы сильнее, чем, например, надписи на подъездах, уродливые мультики и прочие моменты нашего времени.

Но на основании соцопроса и полученной информации можно сделать вывод, что всё же, негативного влияния рекламы больше, чем положительного. Но, несмотря на огромные минусы, реклама всё же имеет и некоторые плюсы.

Во-первых, даёт информацию о том, что сейчас модно и актуально, важно для формирования детской культуры.

Во-вторых, развивает в какой-то степени память ребёнка. Дети запоминают рекламные слоганы, цитаты.

Таким образом, каждый для себя находит и плюсы, и минусы рекламного влияния телевизионной рекламы на детей, но мы все же склоняемся к пользе рекламы, хотя это наше мнение.

V. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    Бердышев С.Н. Эффективная наружная реклама. – Изд-во: Дашков и Ко, - 2010 г. – 132 с.

Использованные интернет-ресурсы:

    Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона