На что повесить венецианскую маску к стене. От яркого мифа до карнавала. Значение масок в культуре разных народов

30 выбрали

Вряд ли я сообщу вам что-то новое, назвав Венецию необычным городом. Её непохожесть на другие города – общеизвестный факт, и проявляется она почти во всем: от уникального расположения до сувениров, так отличающихся от стандартного туристского набора. На память о Венеции можно привезти совершенно удивительные вещи - сверкающее муранское стекло, нежнейшие кружева с Бурано, канцелярские принадлежности "под старину" и, конечно, маски – символ карнавала, прославившего Венецию на весь мир.

Много столетий карнавал и маски были неотъемлемой частью венецианской жизни, хотя (как это ни странно!) они не всегда были связаны между собой. И то, и другое ведет свою историю с дохристианских времен – еще древние римляне, отмечая праздник плодородия - Сатурналии, пользовались масками. Маски не только скрывали лица празднующих, но и стирали социальные границы, делая свободных и рабов равными на время веселья. Принято считать, что первый венецианский карнавал состоялся в 1094 году, хотя называют и другие даты. Спустя пару столетий карнавал становится ежегодным событием, происходящим перед долгим Великим постом. Кстати, в первые века карнавала венецианцы во время праздника не надевали ни масок, ни специальных костюмов, а просто веселились. Зато в последующие столетия маски стали настолько популярными, что носили их и без карнавала.

Под масками прятали лица влюбленные, не желавшие афишировать свою связь, и знатные горожане, посещавшие игорные дома и прочие сомнительные места. Подчас под личиной скрывались и настоящие преступники. Маски пользовались огромным спросом, и ремесленники, что их делали, были знамениты не менее муранских стеклодувов или буранских кружевниц.

Несколько раз власти города пытались запретить ношение масок вне карнавала, но венецианцы упорно нарушали закон. Маски исчезли из обихода венецианцев приблизительно в конце XVIII столетия, когда, пережив бурный расцвет, прекратил свое существование и венецианский карнавал. А возрожден знаменитый карнавал был не так давно – чуть более тридцати лет назад. И сразу стал событием, привлекающим в город на воде тысячи туристов. Да, это стало частью туристического бизнеса, но карнавальная Венеция в праздничном убранстве так хороша, жива и непосредственна, что на все остальное можно не обращать внимания.

Если приехать именно на карнавал удается не всем гостям города, то полюбоваться разнообразием масок можно в любое время года. Карнавальные маски на любой вкус и кошелек продаются буквально на каждом шагу, но подлинно венецианское изделие лучше присматривать в специальных мастерских, где прекрасные маски из папье-маше или кожи изготавливают так же, как и столетия назад.

Видов венецианских масок множество, и показать все решительно невозможно. Но краткий экскурс я себе всё же позволю. Долгое время огромной популярностью пользовались маски комедии дель арте - особого уличного театра, возникшего в Италии в эпоху Возрождения. Это и Панталоне, и Бригелла, и Арлекин, и Капитан, и Доктор, и Пульчинелла в различных вариациях и, конечно, же, женский персонаж - Коломбина.

В наши дни эти простые по дизайну характерные маски не пользуются особым успехом у покупателей, ими интересуются разве что коллекционеры. Исключение - полумаска Коломбины. Впрочем, посмотрите, как отличаются яркие разноцветные изделия, украшенные бисером, стразами и пышными перьями от простой черной полумаски.

Другая группа венецианских масок – те, что возникли за многие столетия существования карнавала. Самая простая из них – Баута, повторяющая форму человеческого лица. В сочетании с черной шляпой и длинным черным плащом она составляла идеальный костюм для человека, который хотел остаться неузнанным (Венеция - ведь не очень большой город!) В такой маске и голос менялся, что добавляло ее владельцу анонимности. Маска с черной треуголкой называется Баута Казанова – в честь того самого Казановы, который, отправляясь на поиски приключений, предпочитал надевать именно такой наряд.

Венецианская дама - прекрасная маска, изображающая красавицу эпохи расцвета венецианского могущества. Перья, украшения, позолота, разнообразные прически и изысканные головные уборы – её отличительные черты. Чем пышнее и роскошнее – тем лучше! Не удивительно, что эта маска пользуется любовью и у современных участниц карнавала.

Такую черную маску в наши дни делают разве что по особым заказам. А ведь когда-то Моретта (или Немая служанка) была одной из самых популярных! Маска устроена таким образом, что женщина, носящая её, не может говорить - крепёж маски нужно зажимать зубами. Рассказывают, что Моретту особенно ценили венецианские мужья, уставшие от женской болтовни.

Страшная маска Доктор Чумы и происхождение имеет не менее ужасное. В Средние века чума была одним из самых опустошительных бедствий – от нее подчас вымирали целые города и пустели страны. Такую маску в реальности носили доктора во время эпидемий, кутаясь в длинный плащ и имея при себе длинную палку, чтобы не касаться больных руками. В длинный крючковатый нос маски помещали душистые масла и лекарственные травы – для защиты от заражения и чтобы не ощущать зловония. В наши дни эта маска пользуется просто огромной популярностью - все ужасное людей почему-то притягивает!

Маска Вольто, известная также под названием Гражданин, тоже очень известна. Этот тип маски могли носить представители всех сословий (отсюда и "демократичное" название). Простая по форме, она представляет собой идеальное поле для творчества современных мастеров. Ведь расписать и украсить такую маску можно самыми разными способами!

Одна из любимых моих масок (я уверена, вы уже догадались) – Кот. Существует малоправдоподобная легенда о коте, привезенном из Китая, который переловил всех мышей во дворце венецианского дожа и стал местной знаменитостью. Правда, потом кот все равно вернулся на родину – им как величайшей ценностью расплатились за дорогие китайские шелка. Не знаю, как насчет именно китайского кота, но своих кошек в Венеции было на самом деле мало (а мышей – более чем достаточно). А маска очень мила, правда?

Никакой средневековый праздник, будь он в королевском дворце, знатном доме или на городской площади, не обходился без шута. Поэтому маска Шут (вариантов названий существует множество) – одна из самых известных на венецианском карнавале. Её главный атрибут – длинный колпак, к концам которого прикреплены звенящие при каждом шаге бубенчики. К этой маске прилагался соответствующий костюм, сшитый из ярких разноцветных лоскутков.

Разнообразие венецианских масок поистине бесконечно. Кроме того, современные художники (иначе и не назовешь), сохраняя старинные традиции в технологии, идут в ногу со временем в тематике. В наши дни можно найти маски в виде инопланетян, гоблинов, эльфов, морских чудовищ и героев современного кино! Попадаются и изделия по мотивам знаменитых произведений живописи или вызывающие в памяти исторические и литературные персонажи. Есть и уникальные маски, рожденные безудержной фантазией художников.

Кроме лаконичных кожаных и богато украшенных масок из папье-маше (их, кстати, часто искусственно "состаривают") в Венеции можно найти изделия из керамики, фарфора и даже металла. Это так называемые интерьерные маски, призванные внести в наш дом немного итальянского колорита. Действительно, купив в Венеции маску, можно использовать её не только по прямому назначению, надев на карнавал, или как сувенир, напоминающий о прекрасном городе, но и "заставить работать" на украшение дома. Кстати, подобные маски не обязательно привозить именно из Венеции, их можно купить и в других странах. А многие художники (в том числе, в России) создают пусть и не настоящие "венецианские", но прекрасные художественные маски "в стиле", которые могут внести особый штрих в дизайн любого интерьера.

Выбирая маску для украшения своего дома, можно ориентироваться на уже имеющийся дизайн, а можно, наоборот, обыграть приобретение, внеся в дизайн изменения. Подойдет любая маска – главное, чтобы вам нравилась! Или подходила вашему характеру и вашим взглядам на жизнь (маска ведь много может рассказать о своем владельце!).

Очень хорошо венецианские маски смотрятся в сочетании с зеркалами под старину, изысканными портьерами и подходящими по стилю фарфором, стеклом или мелкой пластикой. Но и в современном интерьере, лишенным всяческих "пылесобирательниц" и "безделушек", они могут стать интересной контрастной нотой.

На мой взгляд, настенные венецианские маски хороши как сами по себе, так и в подходящих по стилю рамах.

Парные маски, подобранные по теме или по цвету, могут стать ярким акцентом гостиной, столовой и даже кухни. Как вам такие варианты?

А можно создать целую композицию из похожих масок. Правда, мне кажется, что в таком случае лучше использовать миниатюрные изделия – чтобы не перегрузить интерьер.

Мне очень понравилось такое оригинальное решение для спальни. Очень по-венециански …

А в этом интерьере, где основную роль играет расписанный итальянскими мотивами комод, небольшая маска вместе со свечами и статуэткой ангела делает композицию завершенной.

Забавные миниатюрные маски на подставках могут послужить милым украшением туалетного столика или комода. Как говорится, возможны варианты!

Если вас смущает идея развешивать маски по стенам (я часто сталкивалась с мнением, что это дурная примета), а настроение карнавала вам по душе, можно использовать в интерьере аксессуары в стиле "венецианских масок". Мне особенно понравился столик - хотелось бы такой найти!

А рукодельницам (которых тут, знаю, немало!) я могу предложить эскиз вышивки, изображающей венецианский карнавал.

В нашем доме венецианские маски использованы для оформления так называемого "уголка искусств" (термин моего мужа). Признаюсь, куплено всё это было без всяких задумок – просто потому что понравилось. Но сейчас мне кажется, что самые мои любимые альбомы (а среди них немало посвящено итальянской живописи и архитектуре) неплохо расположились в таком окружении.

А как вы относитесь к венецианским маскам? "Впустили" ли вы бы их в свой дом?

Светлана Ветка , специально для Etoya.ru

Фото: автора, venetianmasks.eu, cartaalta.com , magicofvenezia.com, quirao.com , simplymasquerade.co.uk, ebaumsworld.com, lamanomasks.com, soundcloud.com, bu.edu, karnavalmasok.ru, moikompas.ru, ya-ru.ru, sob.ru, livemaster.ru , moy-design.ru, decor4all.com, vorotila.ru, artitalia.org, tampra.com, wayfair.com, interiordesignpro.org, decorator.yapokupayu.ru, specialitaveneziane.it, italychronicles.com, axsoris.com, interiorsonline.com.au, xrest.ru

При создании классических интерьеров завершающим модным штрихом станут венецианские маски на стену. Традиция использования масок в качестве настенного декора пришла из позапрошлого века из Италии.

Сегодня венецианскую маску на стене, если и не встретишь в каждом доме, то наверняка можно увидеть в квартире тех хозяев, кто ценит красоту и изящество окружающей их обстановки.

  • Изначально венецианские маски широко использовались в Венеции на ежегодном карнавале. Неизвестно, когда зародилась эта традиция, но в уличных гуляньях участвовали все жители Венеции: и простые бедняки и люди высоких сословий.
  • Маски помогали последним оставаться инкогнито на улицах и слиться с толпой, веселиться и гулять наравне с простолюдинами, оставаясь неузнанными. Таким образом сложилось немало судеб, создано немало браков среди венецианцев того времени.
  • В Италии 15-го века даже была особая профессия - масочник. Кстати, сами маски не имели разделения по сословной принадлежности и цене: все они выглядели и стоили практически одинаково.

Венецианские маски можно разделить на две основные категории: классические и комедийные. Это естественное разделение позволяет нам выбирать для украшения дома подходящие модели масок.

Самыми известными венецианскими масками стали лики героев уличной комедии Дель Арте: Коломбина, Арлекин, Пьеро. А самой узнаваемой — Дзанни - полумаска, лишенная дорогих украшений с длинным изогнутым книзу носом, напоминающий клюв диковинной птицы.

Классические венецианские маски: Кот, Вольто, Венецианская дама. Самая массовая из них — это Вольто, которая является и самой нейтральной, просто копируя основные черты человеческого лица и оставаясь одновременно безликой.

Популярность венецианских карнавальных украшений росла и их стали применять не только в карнавальную ночь, но и украшать ими дома. Так маски «перекочевали» на стену, и получили всемирное распространение как изысканный элемент декора.

Венецианские маски на стену в настоящий момент изготавливают из различных материалов: металл, пластмасса, прессованный картон, оловянные и свинцовые сплавы, бронза и даже фарфор. Выбор здесь зависит, по большей части, от финансовых возможностей покупателя.

Венецианские маски своими руками

В качестве декора используют самые различные материалы: шелк, меха, вуаль, цветные перья, драгоценные камни, жемчуг, стекло, хрусталь и золото.

В зависимости от известности производителя, использованных материалов и технологий декорирования, цены на эти изделия также будут разными. Но маску можно сделать и вручную, если вы уверены, что справитесь с такой работой.

Популярными считаются венецианские настенные маски, изготовленные собственноручно по технологии папье-маше. Пожалуй, каждый из нас не единожды сталкивался с подобной технологией работы руками, начиная чуть ли не с детского сада.

Принцип изготовления следующий: на основу будущей маски слоями накладывается размоченная бумага и бинт, пропитанный клеем. Основу, в свою очередь, мы изготавливаем, скажем, из глины для творчества, алебастра и тому подобных устойчивых материалов.

Довольно интересные поделки для украшения дома вы можете получить, используя данную технику.

  • Слоев может быть несколько десятков, в зависимости от сложности конфигурации будущего изделия и желаемой толщины. После того, как маска сформирована, она отделяется от основы и высыхает естественным способом.
  • Необходимо дать маски достаточно времени, чтобы просушиться, иначе, в результате дальнейшей отделки, она может деформироваться и потерять форму, а это не очень красиво.
  • Затем полученный «полуфабрикат» покрывают красками либо эмалью и декорируют подручными средствами. Сначала лучше прогрунтовать маску светлой краской. На светлой основе дальнейшие украшения лучше видны, а сам декор не теряется.

Финальный этап отделки — покрытие готовой маски лаком. Можно использовать блестки, чтобы добавить изделию яркости. Если вы впервые занимаетесь изготовлением маски в технологии папье-маше, лучше отказаться от использования слишком сложных узоров для украшения.

Маска готова. Стоимость расходных материалов невелика, по сравнению с аналогичной покупной, а вот ценность ее несравнимо выше.

Если нет желания изготавливать венецианскую маску своими руками, ее можно приобрести в магазинах сувенирной продукции или специализированных салонах декора.

По материалам сайта http://elite-bronze.ru

При создании классических интерьеров завершающим модным штрихом станут венецианские маски на стену. Традиция использования масок в качестве настенного декора пришла из позапрошлого века из Италии.

Сегодня венецианскую маску на стене, если и не встретишь в каждом доме, то наверняка можно увидеть в квартире тех хозяев, кто ценит красоту и изящество окружающей их обстановки.

  • Изначально венецианские маски широко использовались в Венеции на ежегодном карнавале. Неизвестно, когда зародилась эта традиция, но в уличных гуляньях участвовали все жители Венеции: и простые бедняки и люди высоких сословий.
  • Маски помогали последним оставаться инкогнито на улицах и слиться с толпой, веселиться и гулять наравне с простолюдинами, оставаясь неузнанными. Таким образом сложилось немало судеб, создано немало браков среди венецианцев того времени.
  • В Италии 15-го века даже была особая профессия - масочник. Кстати, сами маски не имели разделения по сословной принадлежности и цене: все они выглядели и стоили практически одинаково.

Венецианские маски можно разделить на две основные категории: классические и комедийные. Это естественное разделение позволяет нам выбирать для украшения дома подходящие модели масок.

Самыми известными венецианскими масками стали лики героев уличной комедии Дель Арте: Коломбина, Арлекин, Пьеро. А самой узнаваемой - Дзанни - полумаска, лишенная дорогих украшений с длинным изогнутым книзу носом, напоминающий клюв диковинной птицы.

Классические венецианские маски: Кот, Вольто, Венецианская дама. Самая массовая из них - это Вольто, которая является и самой нейтральной, просто копируя основные черты человеческого лица и оставаясь одновременно безликой.

Популярность венецианских карнавальных украшений росла и их стали применять не только в карнавальную ночь, но и украшать ими дома. Так маски «перекочевали» на стену, и получили всемирное распространение как изысканный элемент декора.

Венецианские маски на стену в настоящий момент изготавливают из различных материалов: металл, пластмасса, прессованный картон, оловянные и свинцовые сплавы, бронза и даже фарфор. Выбор здесь зависит, по большей части, от финансовых возможностей покупателя.

Венецианские маски своими руками

В качестве декора используют самые различные материалы: шелк, меха, вуаль, цветные перья, драгоценные камни, жемчуг, стекло, хрусталь и золото.

В зависимости от известности производителя, использованных материалов и технологий декорирования, цены на эти изделия также будут разными. Но маску можно сделать и вручную, если вы уверены, что справитесь с такой работой.

Популярными считаются венецианские настенные маски, изготовленные собственноручно по технологии папье-маше. Пожалуй, каждый из нас не единожды сталкивался с подобной технологией работы руками, начиная чуть ли не с детского сада.

Принцип изготовления следующий: на основу будущей маски слоями накладывается размоченная бумага и бинт, пропитанный клеем. Основу, в свою очередь, мы изготавливаем, скажем, из глины для творчества, алебастра и тому подобных устойчивых материалов.

Довольно интересные вы можете получить, используя данную технику.

  • Слоев может быть несколько десятков, в зависимости от сложности конфигурации будущего изделия и желаемой толщины. После того, как маска сформирована, она отделяется от основы и высыхает естественным способом.
  • Необходимо дать маски достаточно времени, чтобы просушиться, иначе, в результате дальнейшей отделки, она может деформироваться и потерять форму, а это не очень красиво.
  • Затем полученный «полуфабрикат» покрывают красками либо эмалью и декорируют подручными средствами. Сначала лучше прогрунтовать маску светлой краской. На светлой основе дальнейшие украшения лучше видны, а сам декор не теряется.

Финальный этап отделки - покрытие готовой маски лаком. Можно использовать блестки, чтобы добавить изделию яркости. Если вы впервые занимаетесь изготовлением маски в технологии папье-маше, лучше отказаться от использования слишком сложных узоров для украшения.

Маска готова. Стоимость расходных материалов невелика, по сравнению с аналогичной покупной, а вот ценность ее несравнимо выше.

Если нет желания изготавливать венецианскую маску своими руками, ее можно приобрести в магазинах сувенирной продукции или специализированных салонах декора.

По материалам сайта http://elite-bronze.ru

Маска , я тебя знаю! Забавно угадать, кто скрывается под карнавальной маской. Чего не скажешь о масках, которые так любят привозить из путешествий туристы в качестве сувенира. Масками украшают интерьеры, особенно хорошим дополнением они служат в этностиле. Эти маски больше всего хранят в себе мистики и таинственности, что не совсем хорошо, если вы не знаете истинное предназначение этой маски.

Поэтому, прежде чем внести в дом роскошный заморский сувенир, поинтересуйтесь историей происхождения и использования этой маски, о культуре страны.

Ритуальные маски

Такие маски особенно распространены в Африканских странах. Ритуальные маски несут в себе сакральное значение и предназначены для передачи определенной информации, идущей из невидимого простым людям мира. Такие маски украшены характерными узорами, мистическими знаками и в них зашифрованы послания, которые защищают присутствующих на похоронной церемонии от вторжения злых сил потустороннего мира.

Такие маски надевают, как правило, мужчины при исполнении ритуального танца, и женщине к этим маскам даже прикасаться нельзя.

Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.

  • Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса . В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
  • В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица.
  • А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое.

Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.

  • Некоторые маски используют при жертвоприношении животного, защищая себя от духа смерти. Такие имеют распространение в Заире, и особенно популярна фигура Бванга , на которой изображен властитель различных сил природы.
  • Существуют маски, украшенные клыками, хвостами, черепами, рогами различных животных. Одна из распространенных таких ритуальных масок с Берега Слоновой Кости, обозначающая мировой хаос.

Стоит ли в память о поездке в Африку приобретать такую экзотику, порой несущую зловещую или мистическую силу?

Карнавальные маски

История карнавалов уходит вглубь римских времён, когда устраивали праздник в честь Сатурна и окончания сельскохозяйственных работ. Люди радовались собранному урожаю, устраивали пышные пиршества и гуляния. В эти дни рабы освобождались от работы, им разрешали сидеть за одним столом с вельможами, которые кстати ещё и прислуживали своим слугам, т.е. всё было наоборот.

С появлением венецианского фестиваля в эпоху Возрождения появилась и маска, как основной атрибут карнавального костюма. Маска позволяла принять любой облик , уходили прочь условности и можно было позволить новые знакомства и отношения с любым человеком, ведь все были равны.

Одна из самых распространённых венецианских масок — Баута . Своим вытянутым видом она напоминает ритуальную африканскую, тем не менее, венецианская маска использовалась лишь для появления инкогнито, когда высокопоставленные чиновники не желали быть узнаваемыми в обществе. Такую маску мог позволить себе любой гражданин.

Маска, перевоплощавшая любую барышню в знатную особу «Венецианская дама» . Такая маска украшалась перьями и драгоценными , необычной причёской. Рассматривается несколько вариантов венецианской дамы: Либерти, Саломея, Фантазия.

Маска кота. Происхождение этой маски связывают с одной историей про бедного китайца, прибывшего в Венецию с одним котом. Спустя время китаец вернулся на родину богатым человеком. Таким он стал благодаря коту, который передавил всех мышей во дворце знатного дожа.

Кота оставили на службе в Венеции за огромное вознаграждение. Рассказав свою удивительную историю успеха, китаец навёл на мысль своих соседей отправиться в Венецию с более дорогим товаром, за который предполагалось выручить больший куш, чем за какого-то кота.

Товар был оценен по достоинству, особенно китайские шелка, за которые не жалко было отдать самое дорогое и ценное, что было у знатного дожа — это кот.

Маска Гражданина, или Вольто. Такие маски разрешалось носить не только на карнавале, но и в определённые будние дни, разрешенные местными властями. Ее мог надеть гражданин любого сословия. Маска Вольто практически полностью повторяла контуры и форму лица.

Маска смерти

Мистерии и карнавалы демонстрировали всегда не только праздник жизни, но и другую её сторону — смерть. Смерть изображали специально ряженые люди в маски и балахоны, напоминающие смерть.

Во Франции такой ряженый назывался Свирепый жнец или Властелин смерти.

Самое знакомое и популярное изображение смерти — это маска-череп, которая одевалась как шапка и балахон костюм с изображением скелета. Такой наряд пришёл из Тибета.

Ещё одна маска, напоминающая смерть — венецианский Доктор Чума . Она жутковата на вид, с длинным клювообразным носом. Такие маски использовали лекари во время чумы, от которой Венеция страдала несколько раз. Предполагалось, что различные масла и лекарственные снадобья, которые закладывали в длинный нос, смогут защитить врача от заражения.
Уже позже «Доктор Чума» стал одним из популярных персонажей на карнавале.

Покупая маску, нужно задумываться не только о том, какое место она займёт в интерьере, как украсит стену, но и о её истинном историческом, этническом значении.

Не все маски являются мистическими или культовыми предметами. Многие из них отражают культуру той или иной страны.

Если вы не уверены, какой тайный смысл скрывает маска, не спешите украшать с её помощью свою комнату: могут многое рассказать о тайных пристрастиях и увлечениях хозяев дома. А необычная маска может создать неправильное представление о вас у ваших гостей.

Вряд ли я сообщу вам что-то новое, назвав Венецию необычным городом. Её непохожесть на другие города - общеизвестный факт, и проявляется она почти во всем: от уникального расположения до сувениров, так отличающихся от стандартного туристского набора. На память о Венеции можно привезти совершенно удивительные вещи - сверкающее муранское стекло, нежнейшие кружева с Бурано, канцелярские принадлежности "под старину" и, конечно, маски - символ карнавала, прославившего Венецию на весь мир.

Много столетий карнавал и маски были неотъемлемой частью венецианской жизни, хотя (как это ни странно!) они не всегда были связаны между собой. И то, и другое ведет свою историю с дохристианских времен - еще древние римляне, отмечая праздник плодородия - Сатурналии, пользовались масками. Маски не только скрывали лица празднующих, но и стирали социальные границы, делая свободных и рабов равными на время веселья. Принято считать, что первый венецианский карнавал состоялся в 1094 году, хотя называют и другие даты. Спустя пару столетий карнавал становится ежегодным событием, происходящим перед долгим Великим постом. Кстати, в первые века карнавала венецианцы во время праздника не надевали ни масок, ни специальных костюмов, а просто веселились. Зато в последующие столетия маски стали настолько популярными, что носили их и без карнавала.

Под масками прятали лица влюбленные, не желавшие афишировать свою связь, и знатные горожане, посещавшие игорные дома и прочие сомнительные места. Подчас под личиной скрывались и настоящие преступники. Маски пользовались огромным спросом, и ремесленники, что их делали, были знамениты не менее муранских стеклодувов или буранских кружевниц.

Несколько раз власти города пытались запретить ношение масок вне карнавала, но венецианцы упорно нарушали закон. Маски исчезли из обихода венецианцев приблизительно в конце XVIII столетия, когда, пережив бурный расцвет, прекратил свое существование и венецианский карнавал. А возрожден знаменитый карнавал был не так давно - чуть более тридцати лет назад. И сразу стал событием, привлекающим в город на воде тысячи туристов. Да, это стало частью туристического бизнеса, но карнавальная Венеция в праздничном убранстве так хороша, жива и непосредственна, что на все остальное можно не обращать внимания.

Если приехать именно на карнавал удается не всем гостям города, то полюбоваться разнообразием масок можно в любое время года. Карнавальные маски на любой вкус и кошелек продаются буквально на каждом шагу, но подлинно венецианское изделие лучше присматривать в специальных мастерских, где прекрасные маски из папье-маше или кожи изготавливают так же, как и столетия назад.

Видов венецианских масок множество, и показать все решительно невозможно. Но краткий экскурс я себе всё же позволю. Долгое время огромной популярностью пользовались маски комедии дель арте - особого уличного театра, возникшего в Италии в эпоху Возрождения. Это и Панталоне, и Бригелла, и Арлекин, и Капитан, и Доктор, и Пульчинелла в различных вариациях и, конечно, же, женский персонаж - Коломбина.

В наши дни эти простые по дизайну характерные маски не пользуются особым успехом у покупателей, ими интересуются разве что коллекционеры. Исключение - полумаска Коломбины. Впрочем, посмотрите, как отличаются яркие разноцветные изделия, украшенные бисером, стразами и пышными перьями от простой черной полумаски.

Другая группа венецианских масок - те, что возникли за многие столетия существования карнавала. Самая простая из них - Баута, повторяющая форму человеческого лица. В сочетании с черной шляпой и длинным черным плащом она составляла идеальный костюм для человека, который хотел остаться неузнанным (Венеция - ведь не очень большой город!) В такой маске и голос менялся, что добавляло ее владельцу анонимности. Маска с черной треуголкой называется Баута Казанова - в честь того самого Казановы, который, отправляясь на поиски приключений, предпочитал надевать именно такой наряд.

Венецианская дама - прекрасная маска, изображающая красавицу эпохи расцвета венецианского могущества. Перья, украшения, позолота, разнообразные прически и изысканные головные уборы - её отличительные черты. Чем пышнее и роскошнее - тем лучше! Не удивительно, что эта маска пользуется любовью и у современных участниц карнавала.

Такую черную маску в наши дни делают разве что по особым заказам. А ведь когда-то Моретта (или Немая служанка) была одной из самых популярных! Маска устроена таким образом, что женщина, носящая её, не может говорить - крепёж маски нужно зажимать зубами. Рассказывают, что Моретту особенно ценили венецианские мужья, уставшие от женской болтовни.

Страшная маска Доктор Чумы и происхождение имеет не менее ужасное. В Средние века чума была одним из самых опустошительных бедствий - от нее подчас вымирали целые города и пустели страны. Такую маску в реальности носили доктора во время эпидемий, кутаясь в длинный плащ и имея при себе длинную палку, чтобы не касаться больных руками. В длинный крючковатый нос маски помещали душистые масла и лекарственные травы - для защиты от заражения и чтобы не ощущать зловония. В наши дни эта маска пользуется просто огромной популярностью - все ужасное людей почему-то притягивает!

Маска Вольто, известная также под названием Гражданин, тоже очень известна. Этот тип маски могли носить представители всех сословий (отсюда и "демократичное" название). Простая по форме, она представляет собой идеальное поле для творчества современных мастеров. Ведь расписать и украсить такую маску можно самыми разными способами!

Одна из любимых моих масок (я уверена, вы уже догадались) - Кот. Существует малоправдоподобная легенда о коте, привезенном из Китая, который переловил всех мышей во дворце венецианского дожа и стал местной знаменитостью. Правда, потом кот все равно вернулся на родину - им как величайшей ценностью расплатились за дорогие китайские шелка. Не знаю, как насчет именно китайского кота, но своих кошек в Венеции было на самом деле мало (а мышей - более чем достаточно). А маска очень мила, правда?

Никакой средневековый праздник, будь он в королевском дворце, знатном доме или на городской площади, не обходился без шута. Поэтому маска Шут (вариантов названий существует множество) - одна из самых известных на венецианском карнавале. Её главный атрибут - длинный колпак, к концам которого прикреплены звенящие при каждом шаге бубенчики. К этой маске прилагался соответствующий костюм, сшитый из ярких разноцветных лоскутков.

Разнообразие венецианских масок поистине бесконечно. Кроме того, современные художники (иначе и не назовешь), сохраняя старинные традиции в технологии, идут в ногу со временем в тематике. В наши дни можно найти маски в виде инопланетян, гоблинов, эльфов, морских чудовищ и героев современного кино! Попадаются и изделия по мотивам знаменитых произведений живописи или вызывающие в памяти исторические и литературные персонажи. Есть и уникальные маски, рожденные безудержной фантазией художников.

Кроме лаконичных кожаных и богато украшенных масок из папье-маше (их, кстати, часто искусственно "состаривают") в Венеции можно найти изделия из керамики, фарфора и даже металла. Это так называемые интерьерные маски, призванные внести в наш дом немного итальянского колорита. Действительно, купив в Венеции маску, можно использовать её не только по прямому назначению, надев на карнавал, или как сувенир, напоминающий о прекрасном городе, но и "заставить работать" на украшение дома. Кстати, подобные маски не обязательно привозить именно из Венеции, их можно купить и в других странах. А многие художники (в том числе, в России) создают пусть и не настоящие "венецианские", но прекрасные художественные маски "в стиле", которые могут внести особый штрих в дизайн любого интерьера.

Выбирая маску для украшения своего дома, можно ориентироваться на уже имеющийся дизайн, а можно, наоборот, обыграть приобретение, внеся в дизайн изменения. Подойдет любая маска - главное, чтобы вам нравилась! Или подходила вашему характеру и вашим взглядам на жизнь (маска ведь много может рассказать о своем владельце!).

Очень хорошо венецианские маски смотрятся в сочетании с зеркалами под старину, изысканными портьерами и подходящими по стилю фарфором, стеклом или мелкой пластикой. Но и в современном интерьере, лишенным всяческих "пылесобирательниц" и "безделушек", они могут стать интересной контрастной нотой.

На мой взгляд, настенные венецианские маски хороши как сами по себе, так и в подходящих по стилю рамах.

Парные маски, подобранные по теме или по цвету, могут стать ярким акцентом гостиной, столовой и даже кухни. Как вам такие варианты?

Забавные миниатюрные маски на подставках могут послужить милым украшением туалетного столика или комода. Как говорится, возможны варианты!

Если вас смущает идея развешивать маски по стенам (я часто сталкивалась с мнением, что это дурная примета), а настроение карнавала вам по душе, можно использовать в интерьере аксессуары в стиле "венецианских масок". Мне особенно понравился столик - хотелось бы такой найти!

А рукодельницам (которых тут, знаю, немало!) я могу предложить эскиз вышивки, изображающей венецианский карнавал.

В нашем доме венецианские маски использованы для оформления так называемого "уголка искусств" (термин моего мужа). Признаюсь, куплено всё это было без всяких задумок - просто потому что понравилось. Но сейчас мне кажется, что самые мои любимые альбомы (а среди них немало посвящено итальянской живописи и архитектуре) неплохо расположились в таком окружении.

А как вы относитесь к венецианским маскам? "Впустили" ли вы бы их в свой дом?

Светлана Ветка , специально для Etoya.ru