Декоративное панно на стену своими руками. Панно на стену из ткани — креативный декор своими руками. Настенное панно для кухни

Пустые стены в доме выглядят не очень уютно — комнаты кажутся необжитыми, а интерьер незавершенным.

Но все легко исправить, украсив обстановку картинами или уникальным панно, сделанным своими руками.

Декоративное панно на стену может быть изготовлено из пуговиц, ткани, бумаги или соленого теста. Если художественный дар отсутствует — не страшно, любые формы можно нарисовать с помощью всевозможных клише.

Панно на стену совсем несложное в исполнении. Над его созданием можно трудиться всем вместе — и взрослым и детям. Коллективное занятие сплотит членов семьи, а творение, получившееся в итоге, заполнит дом гармонией, уютом и любовью.

Панно из соленого теста

Все дети просто обожают что-нибудь лепить, будь то пластилин или тесто. Последнее — превосходный материал для творчества.

Лепка хорошо развивает ловкость рук и мелкую моторику, а это неразрывно связано с развитием речи ребенка.

Для приготовления соленого теста потребуются весьма доступные ингредиенты:

  • соль мелкого помола — 1 стакан;
  • мука пшеничная — 2 стакана с «горкой»;
  • сухой клей для обоев — 1 столовая ложка;
  • жирный крем, например для рук, — 1 столовая ложка (можно заменить растительным маслом);
  • вода — примерно 125 миллилитров.

Правильно подготовленная масса не прилипает к рукам, она пружинистая и плотная, отлично разминается. Также обратите внимание на качество пшеничной муки.

Если тесто вдруг получится слишком вязкое, то необходимо добавить немного муки, а если липнет — немного масла. Всыпав пряности, такие как ваниль, корица или мускатный орех, получите массу с приятным ароматом, добавив пищевой краситель — цветное.

Вылепив все детали и соединив их, поставьте панно сушиться в разогретую духовку при температуре 55-80 градусов примерно на один час для небольших изделий. Максимально — 3 часа для крупных.

Второй способ — положить тесто в холодный духовой шкаф, и только потом включить его на 150 градусов. Этот способ идеален для затвердевания мелких поделок.

Третий способ — просушка на батарее, но в данном случае это займет минимум 5 дней.

Готовое сухое панно можно раскрасить любыми красками, даже обычной акварелью, если захочется.

Идея панно, какие в нем детали и цвета, решать вам. Что получится в итоге, зависит только от вашего воображения.

Когда покроете изделие лаком, то можете не переживать за его сохранность — оно будет безупречно выглядеть даже спустя долгие годы.

Текстильные панно

Данный вид панно может быть изготовлен из любой ткани, какую найдете у себя дома: атлас, сатин, шелк, трикотаж, фетр и даже мешковина. Вышить панно из ткани на стену можно нитками или лентами.

Готовую поделку просто повесьте либо вставьте в какую-либо деревянную раму. Это уже на ваш вкус.

Текстильные панно бывают разных видов. Рассмотрим несколько из них.

Лоскутное панно

Подготовьте картон — основу для панно, кусочки ткани разных цветов и нитки. Шить можно вручную, но на швейной машине будет намного быстрее.

Для начала нужно нанести на картон разметку будущего изображения и пронумеровать, чтобы не перепутать порядок нашивания лоскутов. Когда основа будет готова, приступайте к укладыванию кусочков ткани по порядку.

Панно из фетра

Такой материал как фетр очень подойдет для создания веселых мультипликационных зверюшек на панно. Такая поделка одна из самых простых, потому что понадобится:

  • какая-нибудь понравившаяся картинка;
  • большой лист толстого картона или ткань, которые послужат основой картины;
  • лист картона;
  • простой карандаш;
  • фетр;
  • острые ножницы;
  • клей;

Изображение, которое вы подготовили, нужно для того, чтобы сделать из картона трафареты для будущего произведения. Далее, используя эти трафареты, обводим карандашом выкройки на фетре.

А уже после этого — вырезаем и приклеиваем фигурки на панно, как велит воображение.

Мешковина в панно

Мешковина — панно из ткани на стену, которое выглядит достаточно необычно. Но такая картина обязательно должна быть в ярко декорированной раме, иначе должного эффекта не произведет.

Элементы самого панно так же могут быть изготовлены из мешковины — ленты, цветы или листья.

Если в вашем семейном архиве много фотографий, то вам не придется мучать себя вопросом, как декорировать стену.

Можно использовать отчеты из путешествий или письма. Очень оригинально смотрится фото панно на стену в виде сердца.

Такая поделка отлично впишется как в интерьер спальни или детской, так и гостиной или коридора.

Вам будут нужны:

  • несколько фотографий;
  • большой плотный картон;
  • простой карандаш;
  • клей;
  • канцелярский нож.

Итак, на картоне изобразите контур коллажа и вырежьте его. Для начала приклейте фотографии по контуру сердца, потом заполните пустое пространство внутри.

Панно из обоев

Когда ремонт заканчивается, остается куча небольших кусков обоев. Вот как раз из этих ярких остатков и можно соорудить картину.

Панно на стену из обоев, сделанное своими собственными руками, внесет непревзойденный колорит в любую комнату.

Для такого панно вам необходимы:

  • багет из пенопласта;
  • обойный клей;
  • акриловая краска;
  • канцелярский нож;
  • простой карандаш;
  • уровень;
  • линейка;
  • отвес.

Определитесь с местом, где будет находиться панно. После этого с помощью уровня и отвеса начертите карандашом контур будущей картины.

Канцелярским ножом отрежьте несколько кусков от пенопластового багета с углами 45 градусов по краям, чтобы был стык.

Зеркальное панно

В настоящее время набирает обороты популярность зеркальных композиций. Зеркала могут быть разных форм и размеров, а также могут быть цветными.

Зеркальное панно на стену стало излюбленным приемом дизайнеров. Картина — комбинация из зеркал — добавит уникальности любому помещения. Каждый элемент изделия выделяется с помощью рамки или каймы.

Такое оригинальное панно можно купить в наборе или сделать самостоятельно из нескольких обыкновенных зеркал.

Главное, чтобы композиция смотрелась целостно. Хотя сама картина может быть составлена из отдельных элементов.

Деревянное панно

Картина, выполненная из такого натурального материала, как дерево, формирует зрительный акцент и вносит уют и тепло в квартиру. Ее можно разместить в кабинете или гостиной.

При создании панно в качестве основы можно взять бук, ольху, березу или сосну. Эта технология пришла к нам из Таиланда, где сейчас очень популярны натуральные материалы.

Для создания панно из дерева на стену понадобится гораздо больше инструментов и сил, но оно того стоит.

Панно из ткани для многих непримечательный декор. Но часто простая поделка в руках талантливого мастера может превратиться в произведение искусства. Здесь нельзя привести определённые шаблоны, так как всё построено на собственной фантазии и представлении. Главным фактором остаётся освоение техники, в этом помогут различные мастер-классы. В дальнейшем всё зависит только от полёта фантазии.

Выбор тематики для создания панно

Перед тем как начать работу, следует понять, что панно должно быть выдержано в определённой стилистике. Оно должно перекликаться с декором помещения, в котором будет находиться. Иначе изделие может выбиваться из общей тематики и поражать всех присутствующих своим безвкусием.

Многие идеи и стилистические решения можно почерпать в разных статьях, которые сопровождаются большим количеством фото. Остаётся выбрать ту идею, которая больше всего понравилась и подходит под существующий интерьер.

Классика, кантри, прованс

Идеальной тематикой панно для комнат, оформленных в стиле классики, кантри, прованс являются различные натюрморты или цветочные мотивы. Неплохо смотрятся и композиции в виде пейзажей. Старайтесь уйти от вычурности, лучше придать внешнему виду изделия максимальной простоты и жизнерадостности. Композиция должна привносить в интерьер атмосферу отдыха и вызывать только положительные эмоции.

Уместна в интерьере соответствующего стиля и абстракция. Можно отметить, что она является универсальным вариантом, так как подходит в принципе к любому стилю.

Модерн

Модерн отличается наличием строгих геометрических линий. Именно поэтому на панно в стиле модерн должны присутствовать композиции с разными чёткими рисунками. Оформление изделия также должно быть умеренным. Рамки для обрамления панно используются довольно простые, почти незаметные.

Скандинавский стиль

Одна из редких тематик на славянских просторах – скандинавский стиль. Он подразумевает яркость и практичность, отличается наличием соответствующих орнаментов и мотивов. Создать такое панно из ткани на стену, используя различные подручные материалы, такие как бусины, ракушки, ленточки может даже начинающий мастер.

Также на тканевом панно могут быть изображения оленей, елочек, букв, линий, клетки и прочего.

Стиль лофт

В оформлении современного интерьера немалой популярностью пользуются дизайнерские решения в стиле лофт. Здесь также существуют определённые требования. Тематика довольно разнообразна, но панно должно выполняться только в двух-трех тонах.

Несмотря на строгие и лаконичные линии, панно в стиле лофт привлекает взгляды и смотрится в интерьере идеально.

Ткань на ткани (основы работы)

Картины на ткани начали входить в моду сравнительно недавно. Но, в последнее время, панно всё больше начинает занимать лидирующую нишу в интерьере помещения. Почитателей такого искусства много. Некоторые рукодельницы стараются выполнять композиции своими руками.

Часто можно встретить варианты картин, которые получены путём росписи на ткани, заключённой в рамку. Но подобные композиции нельзя назвать панно. Совсем другое дело, когда на ткани создаётся рисунок посредством другой ткани. Это и есть настоящее панно. Шикарно смотрится композиция, если с помощью ткани придаётся объёмный эффект.

Главные правила

Полное соответствие панно стилистике оформления помещения — основное требование. Но нет правил без исключений. Если выполнено изделие в другой тематике, но цветовые акценты соблюдены и никак не нарушают общего впечатления, то не стоит отказывать себе в удовольствии поместить композицию на стене.

Работая над созданием декоративного панно, должно быть:

  • чувство меры;
  • соответствие дизайну помещения;
  • полное взаимодействие компонентов между собой.

Техники создания тканевого панно

Выполнить композицию можно с помощью разных техник:

  • аппликации;
  • канзаши;
  • пэчворк;
  • ЗД моделирования.

Варианты изготовления основы

Приступая к работе впервые, следует понимать, что с первого раза вряд ли получится произведение искусства. Для этого необходимо хоть мало-мальски набить руку. Постоянная тренировка, упорство и соблюдение советов опытных мастеров дадут свои результаты.

Первый раз делать панно лучше из материалов, которые испортить не жалко. А второй и далее, приобретя навыки, можно замахнуться и на дорогостоящие заготовки.

Существует несколько вариантов подготовки основы для творения:

  • Подготавливается основа из очень плотного картона, ДВП или фанеры. На лицевую часть заготовки натягивают ткань, края которой заворачивают на изнаночную сторону. Чтобы полотно не двигалось, его края фиксируют с помощью клея. Таким способом получают основу, на которую начинают крепить элементы аппликации.

  • Берут деревянные рейки и формируют из них раму, затем её обтягивают тканью. Для этого выкраивают полотно прямоугольной формы по габаритам рамы, добавляя 2-3 см, чтобы можно было завернуть на изнаночную сторону. После того как ткань натянута, края фиксируют к раме посредством степлера или маленьких гвоздиков.

  • В качестве основы отлично подойдет и пенопласт. На такой заготовке карандашом намечают рисунок или схему, затем подбирают лоскуты ткани разной расцветки и фактуры. По намеченным линиям углубляют края лоскутков в пенопласт с помощью острого инструмента.

После того как основа готова, начинают подбирать элементы, из которых будет создаваться рисунок. Для этого можно использовать как разноцветный текстиль, так и любые другие аксессуары, которые уместны в композиции и сочетаются с основными элементами. Дополняют аппликацию всевозможными бусинами, пуговицами, стразами и прочее.

Панно из ткани в новогодней тематике

Даже взрослые ждут от новогодних праздников чуда. А для малышей Новый год — самый долгожданный праздник. Поэтому стараются украсить комнату оригинально и по-настоящему празднично, чтобы создать новогодний уют. Одним из удачных элементов декора является панно в новогоднем стиле, с помощью которого легко добиваются поставленной цели.

Для выполнения композиции своими руками необходимо подготовить:

  • рамку для обрамления панно;
  • ткань в голубом оттенке для фона;
  • лоскуты фетра, тканевые отрезы разных цветов;
  • плотный картон в качестве основы.

Для начала картон обтягивают голубой тканью, крепко закрепляя края текстиля с обратной стороны. Затем вырезают из картона элементы Деда Мороза для формирования его объёмной фигуры. Готовят наряд: из материала красного цвета вырезают одежду и шапку, из белой ткани или куска меха готовят усы, бороду, отворот шапки. Для саней используется ткань серебристого или золотого цвета.

Приготовив все заготовки, начинают общую сборку композиции на картоне. Приклеивать детали можно посредством силиконового клея, который разогревается и наносится специальным пистолетом. Варианты исполнения панно на новогоднюю тематику вы можете видеть на фото ниже.

Композиция с цветами из ткани

Перед тем как приступить к изготовлению более сложной картинки на панно, необходимо хорошо ознакомиться с технологией её создания. Предварительно нужно заготовить все необходимые материалы и подобрать или нарисовать соответствующую схему. Это отнимет у вас не больше часа, но потом существенно поможет в работе.

Представим пошаговую инструкцию, как сделать цветочное панно из ткани своими руками:

1. Для начала подбирают кусочки ткани, с помощью которых можно создать цветы. Из них вырезают кружочки разного диаметра.

2. Если лепесткам цветка хочется придать красивую волнистую форму, то предварительно необходимо обжечь края кружков над свечой.

3. Собирают каждый цветочек таким способом: складывают кружочки в порядке убывания диаметра.

4. Чтобы будущие цветочки не распадались, прошивают их ниткой в центре.

5. В качестве завершающего штриха пришивают бусинку в серединке.

6. После того как все элементы будут готовы, остаётся их правильно прикрепить на основу. Для крепления очень мелких предметов используют силиконовый клей. Более крупные части следует пришить.

Цветы необязательно должны быть круглой формы. Включите фантазию, творчество и экспериментируйте. В этом смогут помочь панно из разной ткани, фото которых представлены ниже.

На видео: панно с розами из лент своими руками.

Креативное панно из лоскутов

У любой хозяйки в доме найдутся разноцветные лоскуты ткани, которые необязательно выбрасывать. Можно создать шикарное панно из разноцветного текстиля, особенно если речь идёт о почитателях абстракции. Немножко поколдовав над лоскутами, можно получить оригинальную композицию, которая впоследствии станет гордостью хозяйки дома.

Для процесса изготовления лоскутного панно понадобится:

  • несколько лоскутов ткани контрастных оттенков;
  • плотный картон для основы;
  • деревянная рама (можно сделать ее самостоятельно из реек);
  • нитки и швейная машинка;
  • клей для ткани.

Вся работа не отнимет у вас много времени и заключается в следующих шагах:

1. Первоначально формируется схематическая картинка, затем подбираются заготовки. Чтобы исключить путаницу, лучше их пронумеровать согласно схеме. Полученную композицию можно перенести сразу на картон.

2. Из лоскутков вырезаются заготовки и начинают их располагать согласно схеме. Для этого каждый кусочек ткани нужно сгибать пополам, чтобы отрезанная часть не была видна с другой стороны будущей картины, и укладывается поверх предыдущих.

3. Чтобы достичь необходимой яркости и реализации интересного решения, необходимо ответственно подойти к подбору цветовой гаммы. Оттенок базиса должен быть в полном соответствии с тематикой и стилистикой интерьера.

4. Для фиксации лоскутков можно использовать как стандартный способ — прошить на машинке, так и использовать клей, предназначенный для работы с текстилем.

5. Готовую композицию остается лишь вставить в рамку. Таких украшений из лоскутов можно сделать несколько, тогда на стене получится модульное панно.

Как видим, выполнить панно своими руками довольно просто. Это развлечение можно сделать и семейным. Особенно это касается детей. Работая с малышами, не забываем контролировать их действия, так как в процессе используются ножницы, и ребёнок может пораниться.

Разные техники создания картин из лоскутов (3 видео)

Панно своими руками из подручных материалов – экономичный и, в тоже время, оригинальный способ украсить пространство, сделать свой дом чуточку ярче и неповторимее. В качестве сырья можно использовать все, что угодно: никаких канонов или запретов.

Для выполнения картины можно подготовить морские камешки или же приобрести их декоративные эквиваленты в магазине. Главное, чтобы все элементы умело сочетались между собой.

Приступая к работе, важно четко осознавать, что именно хочется увидеть в итоге:

  • Натюрморт;
  • Природный пейзаж;
  • Портрет;
  • Абстракцию.

В качестве основы для картины лучше использовать мешковину или холст. Если есть возможность, очертания будущей картины лучше набросать карандашом прямо на основе.
Не стоит бояться экспериментов, они в этом деле пойдут только на пользу, сделав панно из камней по-настоящему эксклюзивным.

Поделки для самых маленьких: панно из шаров

Кто не любит разноцветные воздушные шарики? Однако мало кто знает, что своими руками из них можно сделать настоящее произведение искусства – декоративное панно. Причем, к процессу можно и даже нужно привлекать самых маленьких.

Весь процесс можно поделить на несколько этапов:

  • Выбор тематики;
  • Подбор соответствующих материалов;
  • Разметка «холста»;
  • Непосредственный процесс декора.

Шарики можно разрезать, немного надувать, складывая в объемные изображения: солнышко, цветочки или тучки. Разная форма и цвет шаров открывает огромное поле для деятельности.

Классика жанра – панно из шишек

Трудно найти человека, который в детстве не делал поделок из шишек. Незаменим этот природный материал и в обиходе мастеров, желающих выполнить эксклюзивное панно из подручных материалов.

Однако для того, чтобы материал хорошо вел себя в процессе работы, его нужно правильно подобрать:

  • Все шишки должны быть примерно одного размера;
  • Лучшее время сбора – конец лета – начало осени;
  • Перед началом работ шишки нужно удалить остатки смолы;
  • Шишки лучше раскрасить заранее и дать высохнуть несколько дней.

Максимум терпения, минимум переживаний и панно из шишек просто обречено на успех.

Эксклюзив для ценителей: панно из фоамирана

Поделки из фоамирана – довольно новая для отечественных мастеров тенденция, получившая за сравнительно небольшой срок всеобщее признание и негласное прозвище – искусственная замша. И это не случайно.

Материал:

  • Износостоек;
  • Прост в эксплуатации;
  • Не теряет внешнюю привлекательность с течением времени;
  • Не боится влаги.

Для того чтобы получить изысканное настенное панно, из фоамирана лучше всего будет сделать цветы, которые внешне не будут отличаться от настоящих. Такое панно идеально впишется в любой интерьер.

Панно из мешковины – находка для любого дома

Грубая ткань, из которой обычно изготавливаются мешки, не всегда может быть использована по назначению, ведь именно она является отличным плацдармом для художественных экспериментов.

Например, таких как:

  • Человеческие образы;
  • Цветы;
  • Фрукты;
  • Природные мотивы.

Все это воплотится в жизнь на панно, изготовленном из всего лишь одного материала – мешковины. Конечно, картину можно декорировать атласными лентами, бусинами, добавить яркие краски с помощью акварели… Все это остается на усмотрение творящего.

Декоративное панно из пластилина: воспоминания детства

В детстве картинки из пластилина наверняка лепили все, но теперь пришло время перейти на новый уровень этого мастерства. Любой мастер класс гласит: вновь вспомнить навыки работы с этим материалом вполне может и любой взрослый, получив в конечном итоге довольно стильную работу. В качестве основы под картину лучше всего взять тонкую пластиковую пластину, на которой пластилин будет раскатываться лучше всего.

Для того чтобы впоследствии задекорировать пространство, можно использовать следующие материалы:

  • Мешковину;
  • Атлас;
  • Хлопок;
  • Гербарий.

Главная задача – скомпоновать между собой выбранные цвета и попытаться воссоздать реалистичную картину. Несколько часов стараний и картину можно будет вешать на стену.

Панно из глины: декор для настоящих ценителей

Изготовление глиняных посуды относится к разряду самых популярных хобби по всему миру. Перед тем, как начать создавать картину, следует вылепить глиняные фигурки и обжечь их. Только потом можно приступать к воссозданию панно из глины. В качестве альтернативы можно использовать заготовки из полимерной глины, обращаться с которой будет еще проще.

Для того, чтобы получить более эффектный результат, дополнить работу можно следующими компонентами:

  • Декоративная травка;
  • Засушенные цветы.

Смотрятся такие работы достаточно эффектно и, что особенно важно, с легкостью украсят абсолютно любую стену.

Стиль хай-тек в интерьере: панно из металла

Кованые розы уже давно стали символом романтизма. Панно из металла – чем не оригинальная идея для любого мастера? Приобрести металлические конструкции вполне можно уже в готовом варианте или же изготовить самостоятельно. Еще один вопрос – это правильная фиксация, благодаря которой металлические изделия будут надежно удерживаться на полотне.

Вариантов может быть несколько:

  • Клеевая фиксация;
  • Специальные крючки;
  • Фиксация с помощью ниток.

При желании металл можно покрыть краской, однако в натуральном цвете он смотрится не менее эффектно.

Панно из мха: необычное рядом

Такой материал, как мох, используется для декоративных целей достаточно редко, однако с его помощью можно получить довольно стильное интерьерное решение. Островки мха необходимо подготовить заранее, тщательно просушить и окрасить в нужный цвет.

В работе важно соблюдать следующие требования:

  • Аккуратность;
  • Неспешность;
  • Сноровка.

Лучше всего из мха получаются природные мотивы, гармоничные к используемым материалам.

Панно из макарон: легко и интересно

Любые виды макаронных изделий открывают по-настоящему широкий спектр для творчества:

  • Абстракции;
  • Фантазийные образы;
  • Портреты.

Нужно всего лишь правильно подобрать форму макарон. Тогда и картина получится исключительной.

Как собрать панно из спичек

Что можно сделать из обыкновенных спичек? Да все, что угодно и, в том числе, и прекрасное панно. Яркое, красочное, легкое в выполнении…

Оно обладает целым рядом преимуществ:

  • Может изготавливаться совместно с детьми;
  • Открывает широкие возможности для игры воображения;
  • Не теряет свой привлекательный внешний вид с течением времени.

Самое главное – надежно зафиксировать спички на полотне с помощью клея моментальной фиксации. Тогда творенью будут не страшны никакие жизненные перипетии.

Захотелось сделать панно самим, но не знаете с чего начать? Поможем и вдохновим идеями в статье: .

Просто и красиво: панно из ватных дисков

Из легких, буквально воздушных частичек ваты можно создать удивительные шедевры, однако для панно лучше использовать несколько ватных дисков. Внешне, особенно, если окрасить их, отличие от ткани будет совершенно незаметно.

При этом, работая с ватными дисками, нужно постоянно держать в голове следующие моменты:

  • Лучше выбирать качественный материал с обработанными краями;
  • Окрашивать диски лучше равномерным погружением в жидкость, с предварительно разведенным там красителем;
  • Между оформлением панно и окрашиванием должно пройти не менее 2-х суток;
  • Желательно избегать контакта окрашенных дисков с пальцами для того, чтобы на изделии не осталось следов.

Несколько часов кропотливой работы и панно будет готово.

Панно из семян – для заядлых дачников

У какого дачника не хранится заветная коробочка семян, которые можно использовать не только по назначению?

Панно из семян – это:

  • Оригинальность;
  • Элементарность исполнения;
  • Возможность повесить картину в любой зоне дома.

Ненужные или неподходящие для посадки семена способны сослужить добрую службу. Достаточно лишь дать им для этого второй шанс.

Нежное панно из атласной ленты

Панно из атласной ленты – одна из самых красивых подделок, которые только может сделать мастерица.

Для создания композиции потребуется:

  • Набор ленточек разных расцветок;
  • Нитки в тон;
  • Клей;
  • Декоративные бусины и стразы.

Совсем чуть – чуть терпения и изысканная картина предстанет перед взором мастера и его близких.

Вышивка панно атласными лентами для начинающих

Вышивка атласными лентами набирает все большую популярность. Однако время простых композиций уже давно прошло.

Выбор в пользу панно из атласных лент имеет следующие преимущества:

  • Высокое качество результата;
  • Возможность выполнять работу в несколько этапов;
  • Возможность реализовать свой потенциал даже новичкам.

Желание выполнять подобные композиции обычно нагнетает осень, когда у большинства мастеров появляется меланхолическое настроение.

Панно из искусственных фруктов: неожиданное решение

Создать картину из искусственных фруктов, конечно, сложно, однако совсем не нереально. При должном подходе картина рискует превратиться в настоящий шедевр, который гарантированно украсит любое кухонное пространство.

Для воздания панно потребуются:

  • Понравившиеся фрукты;
  • Клей моментальной фиксации;
  • Декоративные ленты.

Конечно, закрепить искусственные яства довольно сложно, однако, проявив смекалку, сделать это не составит особого труда.

Необычное украшение: панно из одноразовых вилок

Из простых одноразовых вилок можно создать довольно необычное и, в тоже время, изысканное украшение интерьера.

Эти предметы обихода могут воплотиться в:

  • Новогоднюю елку;
  • Природный мотив;
  • Пейзаж.

Здесь нет никаких ограничений. Творить можно все, что придет на ум.

Панно из пластиковых бутылок: легко и понятно

Что можно сделать из пластиковых бутылок? Конечно же, изысканное панно.

Все работы выполняются в следующей последовательности:

  • Разработка эскиза;
  • Создание элементов декора из бутылки;
  • Закрепление компонентов на основу.

Все обязательно получится. Главное – верить и стараться.

Панно из дисков своими руками: это интересно

Старым дискам вполне можно дать вторую жизнь, превратив в прекрасное панно.

Однако первоначально основной материал нужно подготовить:

  • Нарезать диски на мелкие кусочки;
  • Скрепить компоненты с помощью шпагата;
  • Закрепить в выбранной последовательности на основном холсте.

Панно на стену своими руками (видео)

Каждый мастер волен делать то, что ему хочется. Главное, чтобы в конечном итоге он получил эстетичное произведение, которое будет не стыдно разместить у себя или подарить близкому человеку. Минимум затрат, максимум результата… О чем еще можно мечтать?

Примеры панно, сделанных своими руками из подручных материалов (фото)

Дизайн интерьера – сложная и многогранная система, с множеством составляющих. Просто обои или покрашенные стены уже не удовлетворяют рядового потребителя. Всегда хочется привнести в интерьер какую-то изюминку. Небольшую деталь, которая задаст направление восприятию дизайна в целом.
Одной из таких деталей, безусловно, можно считать настенное панно, которое, конечно, можно купить в готовом виде и просто повесить, а можно сделать своими руками, и тогда оно наверняка станет ключевым элементом.

Панно из спилов

Что такое панно

По сути, панно – это любая композиция на стене или потолке, у которой есть своё, чётко определённое место в интерьере. Кстати, любая картина, в доме висящая в строго определённом месте тоже может считаться панно. Также как композиции из фотографий или барельефы.
Сегодня, настенные композиции, созданные своими руками, всё больше входят в моду, и выступают они не только в роли украшения, но и отражают внутренний мир своего создателя. Материалов для изготовления панно много и выбор зависит от особенностей дизайна и личных умений того, кто с ними работает.

Декоративное панно на стену

Самые популярные материалы – это:

  • Бумага.
  • Дерево.
  • Зеркала.
  • Керамическая плитка с глазурованной поверхностью.
  • Гипс или алебастр.
  • Мелкие камни и ракушки.
  • Всевозможные ткани.
  • Фотографии как из личного архива, так и распечатанные из интернета.

Как будет выглядеть композиция – это дело вкуса и собственного представления о красоте, а я лишь рассмотрю несколько самых популярных вариантов, которые смогут полностью изменить весь дизайн в комнате.

Как будет выглядеть композиция – это дело вкуса и собственного представления о красоте

Выбор места и тематики

Важный аспект качественно проработанного дизайна – это гармония. Именно она создаёт уют и комфорт в помещении. Часто можно встретить очень богатые интерьеры, в которые вложены огромные деньги, но от этого они не перестают быть безвкусными. А с другой стороны, можно рассмотреть японский стиль минимализм, где практически нет мебели и аксессуаров, но в то же время во всём чувствуется изящество и уют.
Достичь гармонии непросто, и один из самых важных нюансов – это строгое следование выбранной концепции. Если планируется интерьер в стиле прованс, то композиция на стене в виде, скажем, портрета поп-звезды, полностью разрушит гармонию и внесёт диссонанс. У каждой стилистики есть своя, чётко определённая идея и именно ей надо следовать при подборе всех элементов.
Не менее важно и место, где будет располагаться панно, изготовленное своими руками. К примеру, композиции из зеркал или любых других материалов с эффектом отражения, лучше располагать напротив окна или вблизи источников света. Зеркало, спрятанное в тень, создаёт мрачное и гнетущее настроение. Вблизи его никогда не будет комфорта.
Если же композиция выполнена из семейных фотографий, то ей место на самом видном участке стены, где она будет привлекать внимание.

Важный аспект качественно проработанного дизайна – это гармония

Что же касается общего вида, можно выделить несколько советов, которые помогут правильно расставить акценты и выделить панно из общего стиля:

  1. В любой композиции желательно использовать багет или раму, причём её цвет должен быть чётко определён. Если композиция выполнена в той же цветовой гамме, что и отделка стен, то багет должен играть на контрасте, а если цветовая гамма контрастная, то рама должна повторять цвет стены.
  2. Тематика композиции должна соответствовать назначению помещения, где она располагается. В ванной комнате и туалете подойдёт водная тематика. В кухне, пищевая. И так далее.
  3. Материалы композиции должны соответствовать стилю интерьера. Если это прованс или кантри, значит и материалы – камень, дерево, ткани. А для хай-тека или арт-деко подойдут стекло, металл и пластик.

Теперь, когда с тематикой композиции и местоположением определились, можно переходить непосредственно к процессу изготовления своими руками.

Изготавливаем панно

Самое главное, что понадобится для того чтобы сделать декоративное панно своими руками, это терпение и усидчивость. Зачастую это очень кропотливая работа, на которую может уйти много времени. Но результат не заставит себя ждать, поэтому запасаемся творческим запалом и вперёд, за работу.

Самое главное, что понадобится для того чтобы сделать декоративное панно своими руками, это терпение и усидчивость

Композиция из триплекса в домашних условиях

Выше я уже упоминал композиции из фотографий, именно они сегодня пользуются наибольшим спросом. Фотоархивы переместились в компьютеры, а оставшиеся альбомы подолгу пылятся в ящиках столов или комодов.
Памятные события личной жизни или просто запечатлённые пейзажи и виды можно перенести на стену. Современные технологии позволяют увеличить снимок до любых размеров, а можно и сделать коллаж своими руками.
Если нет желания нести кипу фотографий в специализированную студию, можно сделать композицию из распечатанных снимков на стекле.

Для этого понадобятся:

  1. Два листа стекла одинакового размера с отшлифованными краями.
  2. Багеты необходимой длины.
  3. Краска для стеклянных поверхностей.
  4. Клей реагирующий со стеклом.

Панно из свадебных фотографий

Всё необходимое для композиции можно приобрести в магазинах, специализирующихся на хобби, а набор фотографий распечатать самостоятельно на компьютере увеличив их до нужного размера.

Важно! Стекло для композиции из фотографий должно быть очень тонким. Как правило, это 1.5-2 мм. Так как стёкла большей толщины имеют и больший вес, а это нежелательно.

Одно из стёкол покрываем краской и ждём полного высыхания. Цвет выбираем самостоятельно исходя из личных предпочтений и советов, представленных выше. Дальше, нужно сделать коллаж, из фотографий выложив их на окрашенном стекле. Когда композиция готова, по краю стекла наносим тонкую полоску клея и аккуратно накрываем вторым слоем. Клей схватывается практически моментально, поэтому всё надо делать быстро и не допускать ошибок.
Теперь осталось запилить и установить багеты и панно готово, можно вешать его на стену при помощи жидких гвоздей или клея для стекла.

Интересно! Заводское триплексное стекло производится по похожей технологии, с той лишь разницей, что после соединения слоёв он отправляется в печь, где при высокой температуре происходит спаивание превращающее стекло в прочный монолит.

Стеклянные картины на стену

Гипсовый барельеф или объёмная композиция

Сделать композицию из гипса своими руками значительно сложнее, чем из стёкол, но именно таким образом можно получить объёмное панно.
Любой предмет можно перенести в барельеф, и сделать это возможно своими руками и в домашних условиях. Рассмотрим процесс на примере простой чашки, слепок которой будет очень актуально смотреться на кухне.
Для начала нам понадобится любая ёмкость большая по размеру, чем выбранная нами чашка. Заполняем ёмкость песком таким образом, чтобы погрузить в него чашку ровно наполовину. Поверхность изделия, с которого снимается слепок, покрываем мыльным раствором, чтобы смесь не прилипала. Изначальная форма готова и теперь её надо залить гипсовым или алебастровым раствором.

Важно! Заливая раствор в домашних условиях, форму необходимо постоянно слегка раскачивать. Это выгоняет все пузырьки воздуха и исключает появление пор на поверхности изделия.

Панно из гипса

Когда раствор высох, форму аккуратно извлекаем из ёмкости с песком и удаляем чашку. В результате у нас получился слепок, в точности повторяющий копируемое изделие. Слепку надо дать хорошенько просохнуть, после чего он смазывается всё тем же мыльным раствором и заливается новой порцией смеси.
Таким образам мы получили половину нашей чашки, выполненную из гипса. Таких элементов можно сделать сколько угодно, соответствующей тематики.
Готовые части композиции можно окрасить в любые цвета. Теперь осталось сделать раму из багетов, которая сразу фиксируется на стене. Поверхность окрашивается и можно крепить элементы. Тут, как и в первом варианте подойдут жидкие гвозди.
Как видно, в создании таких барельефов, полная свобода фантазии и творчества, а готовое изделие способно украсить любое помещение, которому до этого не хватало изюминки.

Почему бедность – это болезнь
http://nautil.us/issue/47/consciousness/why-poverty-is-like-a-disease
Здоровье гика,
Финансы,
Биотехнологии
Перевод
image

По описанию моих достижений на сегодняшний день вы никогда бы не догадались, что я рос в нищете и голоде.

Моя последняя зарплата за год перевалила за $700 000. Я член Общества национальной безопасности имени Трумана [занимается поиском и продвижением будущих лидеров американской нации – прим. перев.] и член Совета по международным отношениям. Мой издатель недавно выпустил мою последнюю серию книг по количественному распределению глобальных финансов.

И всего этого мне недостаточно. Я постоянно ощущаю себя в состоянии «бей или беги», жду подвоха, или наступления голодных дней. Я даже решил не заводить детей, поскольку, несмотря на все успехи, я не чувствую у себя наличия безопасной финансовой подушки. Минимальное состояние счёта, при котором я готов подумать о детях – это очень большая цифра. Если бы вы были знакомы со мной лично, вы могли бы уловить признаки стресса, неуверенности в себе, беспокойства и депрессии. И услышать про Теннеси.

Ни один житель Теннеси не скажет вам, что он просто из Теннеси. Он обязательно добавит: восточное, западное или среднее. Моя жизнь начиналась в Восточном Теннеси, в городке Роквуд региона Аппалачия. Я был самым старшим из четырёх детей в семье, доход которой не позволял содержать и одного. Каждая пятидесятническая церковь этого героинового захолустья пахла одинаково: тяжёлая смесь дешёвого моющего средства и ещё более дешёвого елея, с небольшой примесью забытой надежды. Одна из этих брошенных церквей и была, по сути, моим детским домом и школой.

Учебный класс представлял собой одну комнату, в которой 20 человек, возрастом от детсадовского до 12-го класса занимались по методичке «ускоренного христианского обучения». Нам раздавали буклеты, которые мы должны были читать самостоятельно. Мы сами проставляли себе оценки за домашнюю работу. Не было никаких лекций, и у меня не было учителя. Иногда жена проповедника раздавала тесты. Нам не разрешалось ничего делать. Там не было ни фильмов, ни музыки. Могли пройти годы, во время которых не происходило ничего, что отличало бы один год от другого. Не шло речи и ни о каких социальных мероприятиях.

Я проводил всё своё время, размышляя над простыми вопросами. Откуда возьмётся мой следующий обед? Будет ли у меня завтра электричество? Я наблюдал, как моя мама пытается от стыда спрятать талоны на еду на кассе продуктового магазина. Я помню, как уже в восемь лет испытывал панику из-за постоянной неопределённости по поводу абсолютно всех аспектов жизни, от еды до одежды и обучения. Я знал, что моя жизнь не может быть нормальной. Что-то не так было с тем крохотным микрокосмосом, в котором я родился. Я просто не знал, что именно.

Повзрослев, я думал, что понял, что там было не так. Я всегда считал, что моё воспитание сделало меня осторожным и осмотрительным. Но за несколько последних десятилетий выяснилось много нового. Мы узнали, что стресс, связанный с бедностью, может менять вашу биологию так, как мы и не представляли ранее. Он может уменьшить поверхность мозга, укоротить теломеры и продолжительность жизни, увеличить шансы на ожирение и склонность к чрезмерному риску.

А сейчас уже появляются сведения по поводу того, что эти изменения могут быть ещё глубже – вплоть до уровня, на котором наши тела собирают сами себя, изменяя типы клеток, из которых они сделаны, Возможно, даже до экспрессии генов, с которыми тело играется, как с кубиком Рубика, брошенным в стиральную машинку. Если результаты исследований получат подтверждение, это будет означать, что бедность – это не просто социально-экономическое состояние. Это будет уже набор связанных симптомов, которые можно предотвратить и лечить, и даже наследовать. Иначе говоря, результаты бедности начинают очень сильно походить на симптомы болезни.

Слово «болезнь» несёт в себе отрицательный оттенок. Я не имею в виду, что бедные люди какие-то плохие или испорченные. Я имею в виду, что бедные люди больны, а все остальные говорят им, что их состояние – необходимая, временная и даже положительная часть современного капитализма. Мы говорим бедным, что у них есть шанс вырваться, просто достаточно усердно работая; что мы все одинаково вовлечены в систему, раздающую поровну награды и наказания. Мы указываем на редкие истории «из бедняков в богачи», как это произошло со мной, и всё это укладывается в шаблон меритократии [букв. – «власть достойных», – прим. перев.].

Но мои достоинства не имеют отношения к тому, как я оттуда вырвался.

Мы можем не помнить 1834 год как рекордный, но он был таким, в области органической химии. Именно тогда Жан Батист Дюма и Юджин Пелиго дистиллировали из нагретых опилок и проанализировали прозрачную жидкость, которую они назвали метиленом, а мы зовём метанолом, древесным спиртом. Основан он на метиловой группе, состоящей из одного атома углерода, связанного с тремя атомами водорода. И как оказалось 150 лет спустя, метиловые группы играют важнейшую роль в экспрессии генов.

Осенью 1991 года Аарон Разин и Говард Цедар опубликовали необычную работу «Метилирование ДНК и экспрессия генов», в которой показали, что работа экспрессии генов очень напоминает змею, туго свернувшуюся вокруг посоха Асклепия. На прочных переплетениях нашего генетического кода находятся метиловые группы, контролирующие, как туго наш генетический код обвивается вокруг особых белков под названием гистоны. Чем туже скручена часть кода, тем меньше вероятность её влияния на что либо, то есть, тем меньше вероятность её «экспрессии». Это один из столпов эпигенома: ваш человеческий облик определяется не только ДНК, но и тем, каким её частям ваш эпигеном позволяет проводить экспрессию.

Шесть лет спустя Майкл Мини, профессор из Университета Макгила, специализирующийся на биологии стресса, вместе с коллегами опубликовал революционный результат: качество материнской заботы влияет на эпигеном крыс, на глюкокортикоидные рецепторы стресса в гиппокампе, а также на реакцию гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси (HPA) на стресс. Сходные эффекты позже были обнаружены у зебровых амадин, которые, как и люди, социально моногамны, и у которых детей растят оба родителя. Уровни информационной РНК глюкокортикоидных и минералокортикоидных рецепторов у птиц, лишённых матерей, были понижены, в связи с чем у взрослых птиц гормоны стресса оставались повышенными гораздо дольше. Исследователи писали, что эпигенетические механизмы могут отвечать за эти изменения – но они этого не доказали.

У человеческих детей эпигенетические изменения в экспрессии генов рецепторов стресса, приводящие к усиленной реакции на стресс и проблемам с настроением, исследователи связали с жестоким обращением в детском возрасте. А в прошлом году исследователи из Университета Дьюка нашли, что «низкий социоэкономический статус во время взросления связан с увеличением метилирования ближайшего промотора серотонинового транспортера», приводящего миндалевидное тело к предрасположенности к «реактивности, связанной с угрозой». И хотя предрасположенность к высоким уровням стресса имеет свои плюсы (к примеру, обучение в состоянии стресса может ускоряться ), основная суть этих исследований такова: хронический стресс и неуверенность в детстве приводит к тому, что во взрослом возрасте со стрессом справляться сложнее.

С одной стороны, эпигенетика предлагает интригующее изложение нашей жизни, идущее вспять вплоть до основной «программы», делающей вас тем, кто вы есть. Но в этой области существуют и фундаментальные противоречия. В июне прошлого года команда исследователей из Медицинского колледжа имени Альберта Эйнштейна в Бристольском университете и Европейский институт биоинформатики опубликовали работу, в которой описывали, как эта область загрязнена неправильной интерпретацией результатов исследований. К примеру, часто исследователями причину путают со следствием (заболевания могут привести к появлению эпигенетических маркеров, и наоборот); подделывают или неправильно интерпретируют статистику; смешение переменных приводит к видимой корреляции параметров; не учитывается большая переменчивость эпигенома от клетки к клетке.

Джон Грилли, один из соавторов исследования, считает, что некоторые заметные результаты в этой области, включая те, что получил Мини, страдают от указанных проблем. «Во время исследования Мини считалось, что если я наблюдаю изменение метилирования ДНК в клетках крыс, которых не облизывала мама, или в клетках детей из низшей социально-экономической группы, или кого там ещё, тогда я узнаю о том, как люди перепрограммируются под воздействием условий окружающей среды». Но изменение метилирования ДНК объясняет не только то, была перепрограммирована клетка или нет. Они также связаны с пропорциями подтипов клеток, у каждой из которых есть свои эпигеномы, имеющихся у сравниваемых организмов. Грилли с соавторами называют это метаэпигеномом.

Но Грилли отмечает, что даже если этот молекулярный механизм будет не перепрограммированием клеток через метилирование, а сдвигом подтипа клеток – тут всё равно есть о чём поразмышлять. «Даже если вы обнаружите изменение пропорций, допустим, подтипов клеток в периферийной крови, которое связано с такими вещами, как низкий социально-экономический статус, это будет очень интересным открытием, – говорит он. – Тогда мы опять вернёмся к вопросу определения того, что такое эпигенетика». Возможно, что сдвиг в подтипах клеток наследуем, хотя это и не включает перепрограммирование клеток через метилирование. Тим Спектор из Королевского колледжа в Лондоне, к примеру, обнаружил варианты ДНК-последовательностей, связанные с вариациями подтипов клеток.

Изучение биологического эффекта стрессов, связанных с бедностью, находится ещё на ранних этапах. При этом она уже дала нам множество механизмов, способных обеспечить такие эффекты, многие из которых содержат наследуемый компонент. Если, допустим, беременная женщина подвергается стрессу бедности, её плод и гаметы плода могут пострадать от этого, в результате чего эти эффекты распространяются по меньшей мере и на её внуков. А может, и далее.

Исследования мышей и дрозофил показали, что эпигенетические особенности, схожие с теми, о которых говорил Мини, могут передаваться по наследству и сохраняться, по меньшей мере, в десятках поколений. Последствия таких вещей, как диета и предродовой стресс наследуются не только через модификацию гистонов, но и через метилирование ДНК и некодирующие РНК . В исследовании от 2014 года отпрыски мыши, натренированной опасаться определённого запаха, также боялись этого запаха, хотя до этого они его не чувствовали. Этот эффект сохранялся в течение двух поколений . У людей наследуемые последствия стресса наблюдались по меньшей мере в трёх поколениях у людей, чьи предки страдали от массового голода (голодной зимы 1944 года в Нидерландах ), перебоев с едой (Эверкаликский эксперимент ) и при Холокосте. Последствия курения или жевания табака родителями в молодом возрасте могут передаваться их детям в зависимости от пола, что доказывает наличие эпигенетических эффектов у людей . Согласно наблюдениям от 2014 года, «несколько исследований людей указывают на существование эпигенетических эффектов по мужской линии, которые нельзя объяснить культурным или генетическим наследованием».

Даже на текущем этапе мы можем извлечь кое-какую информацию из науки. Во-первых, стрессы, связанные с бедностью, имеют биологические последствия, длящиеся всю жизнь. Во-вторых, есть доказательства того, что эти последствия могут передаваться по наследству, либо через воздействие на плод, либо через эпигенетику, через подтипы клеток или как-то ещё.

И эти научные данные заставляют нас пересмотреть краеугольный камень американской мифологии и нашей политики, направленной на бедных: возможность без чьей-либо помощи пробиться наверх. Истории о людях, самостоятельно сделавших себя, вырвавшихся из их окружения благодаря упорной и тяжёлой работе. Опора платформы меритократии, где награды якобы справедливо попадают к тем, кто их наиболее заслуживает.

О каком самостоятельном выходе из окружения или справедливом распределении можно говорить, если бедность травмирует участников «соревнований»? Особенно, если она ещё и передаётся через поколения? А уродливое следствие из гипотезы «самостоятельного выхода», говорящее о том, что люди, не выбравшиеся из тяжёлых обстоятельств, заслуживают их, имеет ещё меньше смысла в свете мрачной биологии бедности. Когда звучит выстрел стартового пистолета, бедные оказываются далеко позади стартовой линии. Я-то так точно был там, несмотря на мой текущий успех.

Так как же я выбрался оттуда? Случайно.

Очень легко было бы рассказать мою историю, объяснив всё талантами и упорной работой, поскольку именно этим нас кормят все, от Голливуда до политических деятелей. Но это было бы неправдой. Моё бегство произошло благодаря последовательности удивительно маловероятных событий, ни одно из которых не было подвластно мне.

К 14 годам я уже в течение 8 лет пытался самообучаться при помощи ксерокопированных буклетов, без учебников, планов уроков, помощи или хотя бы учителя. Я отчаянно пытался выбраться и ужасно боялся стать таким же, какими были окружающие меня люди. Так что я взял телефонную книгу и начал обзванивать профтехучилища, колледжи, всех и вся, кто мог бы дать мне возможности. Случайно и неожиданно я попал на президента общинного колледжа [двухгодичный колледж, готовящий специалистов средней квалификации для работы на территории местного сообщества – прим. перев.] Шерри Хоупп. Когда я впервые встретил её, мне было, наверное, 12 лет, и даже в том возрасте я смог понять, что моя история не была для неё уникальной.

В том же колледже я познакомился с Брюсом Кэнтреллом, профессором, заменившим мне отца, когда мне было 15, и я был беден. Он тоже рос в бедности, но в результате выбился в люди. Мы особенно не разговаривали о нашем опыте, но как-то сразу нашли общий язык. Несколько лет спустя он ушёл в политику и сделал меня управляющим своей предвыборной кампании. Мы выиграли, и я получил бесценное образование в области реальной и бесцеремонной политики округа Роан. Я буду вечно благодарен Брюсу и Шерри. С их помощью я, наконец, получил диплом колледжа.

Проявлял ли я инициативу? Конечно. Многие интерпретировали мой побег из бедности как подтверждение существования меритократии, оправдывающей всю систему. Но захолустье заполнено людьми, настолько же отчаянно пытающимися выбраться оттуда, как и я, и предпринимающими такие же изобретательные меры. Так что я – исключение, подтверждающее правило – правило, что побег из бедности возможен только по случайности, а не из-за неких достоинств.

У меня есть родственники и друзья, насколько же умные и трудолюбивые, как и я сам, и примерно с таким же, или с лучшим, образованием. Но никто из них не выбрался из бедности. Один из них тоже попал в общинный колледж, но только после того, как стал свидетелем того, как его лучший друг покончил с собой под воздействием наркотиков. Это оказался билет в один конец в жизнь, наполненную эмоциональными проблемами. Другому повезло попасть в аккредитованную бесплатную среднюю школу, где дают гораздо больше знаний, чем в курсе «ускоренного христианского образования». Он стал героиновым наркоманом. Для них путь к образованию не стал, как для меня, чудесно свободным от преград. Они не стали, как я, главой компании, торгующей деривативами на Уолл-Стрит. Они не пишут, как я, о бедности. Они живут в ней. И на сегодня я могу насчитать порядка 20 родственников и друзей, которые распрощались с жизнью через оружие или героин. Не сомневаюсь, что уже в этом году их количество увеличится.

Почему так мало людей вырываются из бедности? Могу засвидетельствовать по опыту – не из-за того, что у одних достоинство больше, чем у других. Это из-за того, что быть бедняком значит по-крупному рисковать. Асимметрия результатов для бедных так огромна, поскольку быть бедным очень дорого. Представьте, что вы потеряли работу, потому что не работал ваш телефон, или вы не сдали экзамен, потому что вы целый день провели в реанимации из-за недуга, который был бы устранён своевременным лечением. Такие вот простые несчастья могут запустить водоворот неудач, из которого не удастся выбраться. Реальность в том, что если вы бедны, и сделали всего одну ошибку – вам конец. Жизнь превращается в азартную игру со смертью в виде проигрыша.

А теперь представьте, что ваш мозг устроен так, чтобы умножать субъективное ощущение стресса на 10. В результате вы фокусируетесь на краткосрочных планах. Тем, кому по рождению повезло не ознакомиться с исчислением бедняков, кажется, что бедняки раз от раза принимают неоптимальные решения. Но выбор бедняков в их обстоятельствах весьма разумен. Нельзя рассуждать об оптимальных решениях, рассчитанных на долгий период, если у вас осталось еды на два дня. Стресс приобретает совершенно новое значение, и от него очень нелегко избавиться.

Стандартный американский миф о меритократии неправильно оценивает такие истории, как моя. Накопленный социальный капитал американских институтов – стабильная передача власти, власть закона, предпринимательство – конечно же, создаёт экономические чудеса каждый день. Но эти институты в первую очередь подходят для экспоненциального роста капитала там, где он уже есть, а не для создания нового капитала там, где он нужен обществу. Истории, подобные моей, считаются архетипами, и мы все неоправданно верим в то, что способ достичь скорости убегания существует для целых сегментов населения. Но я тут представляю историю успеха по типу «из грязи в князи», и я заявляю, что эта история – миф. Термин «меритократия» придумали в 1958 году чтобы насмехаться над самой идеей получения наград за достоинства. Мы забыли, что нужно смеяться, и шутка обратилась против нас самих.

Пора нам по-другому отнестись к бедности и учесть новые научные данные, описывающие её.

Возьмём образование. Один из наиболее активных исследователей связи между бедностью и достижениями в учёбе, а также последующими экономическими проблемами, это Роланд Фрайер из Гарварда. Вместе с коллегами он в работе «Для этого может не понадобиться помощь всей деревни: увеличивая достижения бедных» [аллюзия на поговорку «воспитывать ребёнка нужно всей деревней», означающую, что ребёнка воспитывает всё местное сообщество – прим. перев.] сфокусировался на том, чтобы уменьшить разницу в достижениях между богатыми и бедными, используя различные стратегии обучения в школе.

Но стандартный показатель разницы достижений – успехи в математике – это симптом, а не причина. Когда поддержка социальных программ для школьников прекращается, их положительный эффект сходит на нет, и мы начинаем скептически относиться к уничтожению бедности. Но академические успехи – не главная проблема. Проблема в неопределённости и стрессе. Когда национальная оценка образовательного прогресса в 2011 году не обнаружила в Америке ни одного города, где больше чем хотя бы 25% восьмиклассников из чернокожих или латиноамериканских семей владели бы математикой и чтением на уровне своего класса, мы должны обвинять в этом школы, или же заключить, что мы проиграли в нейробиологической гонке ещё до того, как проверяли этих детей?

Мы должны использовать полученные наукой знания по поводу бедности, а не игнорировать их. Программы по устранению бедности, такие, как условные денежные пособия, награждают родителей или опекунов за конкретные действия, к примеру, за отслеживание посещаемости школы или профилактику здоровья. Они поощряют устранение стрессов и долгосрочное планирование, и это выходит далеко за рамки простой сдачи экзаменов – они обеспечивают именно то чувство уверенности, которое необходимо поражённому бедностью мозгу. В работе 2009 года Лиа Ферналд и Меган Ганэр показали, что такие программы уменьшили уровни кортизола в слюне и риск умственных и физических заболеваний в течение жизни . Таких программ должно быть больше. К примеру, так называемые программы длительного ухода за ребёнком: они занимаются развитием детей от рождения и первые три года его роста [в США федеральный закон дает право матери взять неоплачиваемый декретный отпуск длительностью 12 недель, начиная не ранее, чем за 2 недели до предполагаемой даты родов при условии, что будущая мать проработала в компании больше года – прим. перев.].

Наше новое научное понимание влияния бедности может изменить и медицинское обслуживание взрослых людей. В 2009 году Майкл Мини, Густаво Турецкий, Мойше Зиф и их коллеги брали пробы гиппокампа у жертв самоубийств, испытавших в детстве насилие, и проверяли метилирование ДНК, управляющее экспрессией гена NR3C1. Они обнаружили увеличенное метилирование в районе промотера NR3C1, которое другие исследования напрямую связывали с уменьшением экспрессии белка под названием нейротрофический фактор мозга (BDNF). BDNF относится к самым активным нейротрофическим факторам, управляющим ростом и развитием новых нейронов даже в зрелом возрасте. А уровень экспрессии может передаваться по наследству. В исследовании от 2015 года была обнаружена связь между NR3C1 и уменьшением экспрессии BDNF у младенцев, чьи матери отмечали наличие у себя симптомов предродовой депрессии .

Может статься, что BDNF – ваш лучший друг, если вы взрослый и желаете изменить вашу нейробиологию. Он может открыть путь к изменению структуры мозга именно в тех областях, которые сильнее всего пострадали от ранних стрессов и бедности: префронтальной коры, гиппокампа, и всей гипоталамо-гипофизо-надпочечной оси. А эти участки мозга управляют долговременной памятью, эмоциями и отложенными наградами. Всё это признаки людей, лучше справляющихся с учёбой в юности и больше достигающих в зрелости . Небольшие дозы кетамина оказывают воздействие, схожее с быстрыми антидепрессантами, и это напрямую связано с увеличением уровней BDNF .

Я бы и сам попробовал такое лечение. Но мой основной интерес в изучении бедности находится в другом месте. Он проистекает из беспокойства по поводу будущего.

Мы стоим на краю обрыва и нам необходимо срочно пересмотреть наше понимание бедности и неравенства. Западные нео-либералы рассказывают нам сказки о том, что если ты будешь упорно работать, то всё образуется. А если ничего не образовывается, то во всём винят жертву, и не оставляют ему выбора. Брекзит, Ле Пен и поражение Хиллари Клинтон – это примеры проблем, происходящих из неравенства и бедности. Уже расчехлены вилы Пикетти [французский экономист, написавший популярную книгу об экономическом неравенстве в Европе и США – прим. перев.], и марш глобального беспорядка можно остановить, только применяя меры, противостоящие краплёной колоде, которую получает и ненавидит каждый, родившийся в бедности, включая и меня.

Уверен, что итальянская партия «Движение пяти звёзд» в этом году запустит референдум по выходу из ЕС, и что у Марин Ле Пен есть все шансы выиграть французские выборы [не выиграла, но собирается участвовать в парламентских выборах – прим. перев.]. ЕС может взять на себя вину за поражение глобалистов и развалиться уже через два года.

Подобные тренды ускоряются поверьем, по которому бедняки не смогли ухватиться за возможности, созданные глобализированным рынком. Этот миф пора придушить – и появляющиеся эмпирические научные исследования бедности могут помочь нам в этом, если мы окажем им заслуженное ими внимание.