Изготовление объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера. Мастер-класс. Хроники ментальных путешествий Парфенон из бумаги

Мастер-класс по изготовлению объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера.

Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович, учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ № 69.75, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТТ №1 , г. Ульяновск.
Описание: Данный мастер-класс предназначен для учителей изобразительного искусства, искусства, педагогов дополнительного образования, студентов отделения дизайна и архитектуры, родителей и творческих людей.
Цели : развитие конструктивных умений и навыков; обучение макетированию архитектурных объектов.
Задачи:
- обучить изготовлению чертежей, разверток и сборке архитектурных объектов;
-развивать конструктивные умения и навыки интерес к профессии архитектора, конструктора.
-воспитывать аккуратность, чувство коллективизма.

Архитектурный ордер (лат. ordo - строй, порядок) - тип архитектурной композиции, использующий определенные элементы и подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке. Является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных (колонны, пилястры) и горизонтальных (антаблемент) элементов. Появился в Древней Греции. Название ордер происходит от латинского «ordo» - строй, порядок, впервые было употреблено теоретиком архитектуры второй половины I века до н. э. Витрувием, автором трактата «Десять книг об архитектуре».
Различают пять классических ордеров: дорический, ионический и коринфский возникли в Древней Греции, тосканский и композитный - в Древнем Риме. Коринфский в Древней Греции почти не применялся и стал распространен в Древнем Риме.
Также исследователи называют ордерами другие каноны в стилевом решении архитектуры, например гигантский ордер (колонны через несколько этажей) или раскрепованный ордер (колонны перед фасадом держат только отрезки антаблемента, но не несут всю его нагрузку).
Колонна дорического ордера.

Для нашей композиции понадобятся:
1. Бумага формата А-3 или ватман
2.Линейка
3.Карандаш
4.Ножницы
5.Канцелярский нож
6.Кисточка
7.Клей


Работа наша будет состоять из нескольких этапов.
Первый этап - подготовка чертежа.
Второй этап - изготовление развертки.
Третий - проклейка полученной развертки и получение объемного изображения.
Четвертый - сборка всей объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера.
Основание композиции.
I.Подготовка чертежей.
I.1. Чертеж основания композиции.


I.2. Чертежи основной колонны с каннелюрами
А) Чертеж 1 части центральной колонны.


Б) Чертеж основы центральной колонны.


В) Чертеж верхнего основания центральной колонны.


Чертеж базы (основания) боковых колонн.


Чертеж ствола колонны.



Чертеж капители колонны.
II.Второй этап - изготовление развертки.


Приступаем к вырезанию развертки с помощью ножницы.


Вырезать надо точно по контуру, чтобы избежать в дальнейшем перекосов.


Вырезаем сначала с одной стороны


Затем с другой, оставляя клапаны для склеивания.


Вырезанная по контуру развертка с клапанами выглядит так:



Вырезание всех разверток производится аналогично.


Вырезанная развертка капители колонны.


Вырезаем круг точно по контуру.


Для придания завершенности композиции вырезаем четыре полоски шириной 40 и длиной 75 мм.

III.Третий - проклейка полученной развертки и получение объемного изображения.


Для того, чтобы удобно было перегибать развертку, прикладываем линейку на линию чертежа и проходим по ней кончиком канцелярского ножа.


С помощью линейки сгибаем вначале вовнутрь, а затем наружу.


После проведенной работы по сгибу, развертка будет выглядеть так.


Аккуратно наносим клей на клапаны и приступаем к склеиванию.



После склеивания нижнего основания наносим клей на клапаны верхнего основания и склеиваем.


Склеенная коробка основания будет выглядеть так.
Развертка вырезается по контуру и наклеивается точно, как показано на фотографии. При склеивании можно использовать карандаши, с тем, чтобы выпуклости имели явно выраженный характер и были одинаково красивыми.


Склеивание деталей производится как показано на фотографии.


После получения основы для колонны, склеиваем так, чтобы получилась круглая колонна с желобками.


Готовая к склеиванию колонна с каннелюрами.


Склеенная колонна сверху будет выглядеть так.


Вид колонны сбоку.


После этого в верхней части по линиям деления прорезаем и перегибаем последовательно полученные части вовнутрь.


Согнутые части колонны послужат клапанами для склеивания крышки колонны.


С помощью кисточки наносим клей на клапаны верхней части колонны и приклеиваем вырезанный круг. Стараемся, чтобы колонна сохранила округлую форму.


Вот так будет смотреться колонна с наклеенной крышкой.


Полученные развертки берем двумя руками и аккуратно проводим сверху вниз у кромки стола. Эта операция проделывается для того, чтобы облегчить работу по сформированию гладких колонн. Обработанная таким образом бумага легко и без особых усилий примет желаемую округлую форму колонны.


Проделанная нами предварительная работа поможет легко справиться с формированием округлой формы колонны.


Аккуратно наносим клей с помощью кисточки и склеиваем.


Слеенная колонна (ствол) выглядит так.


Таким же образом склеиваем 4 капители.


Склеенная капитель выглядит так.


Готовые детали для сборки боковых колонн: капитель, ствол, база.


Сначала на базу клеим ствол (колонну).


Затем капитель.
IV. Четвертый - сборка всей объемной архитектурной композиции из колонн дорического ордера.


Вид основы композиции и колонны с каннелюрами.


Наносим клей к нижнему основанию колонны с помощью кисточки и аккуратно приклеиваем. Для обеспечения крепости склеиваемого основания предварительно можно обработать наждачной бумагой.


Готовая колонна аккуратно приклеивается к основанию архитектурной композиции.


Вот так будет смотреться колонна на основании композиции после склеивания.


После завершения работы с колоннами приступаем к сборке всей архитектурной композиции. Для этого на нижнее основание базы колонны наносим клей и приклеиваем на основу макета.


Склеиваем последовательно колонны на основу,оставляя от краев и от центральной колонны с каннелюрами одинаковое расстояние.

На афинском Акрополе возвышается храм Девы Афины Парфенос, посвященный покровительнице города Афин (дочери верховного бога Зевса) во времена правления Перикла.

Работы по его возведению начались 447 году до нашей эры, закончились в основном в 438 г д. н. э., а отделочные и скульптурные работы выполнялись еще до 434 г д. н. э.

Архитектор Парфенона Иктин, его помощник – Калликрат. Создатель Парфенона – знаменитый древнегреческий скульптор Фидий по эскизам и под общим руководством которого проводились работы по созданию скульптур: Девы Афины Парфенос, мраморного фриза, метоп, франтов Парфенона лучшими мастерами 5 века до нашей эры.

Парфенон в Афинах был построен в честь победы греков над персами, которая была выражена в торжественности форм дорических колонн храма, в стройности и гармоничности, в его пропорции.

Интерьер у храма придавала величественный вид двухэтажная колоннада. При этом, Парфенон внутри был разделен на восточную часть (большее помещение), где стояла статуя Афины Парфенос, выполненная в хрисоэлефантинной технике и западную, называемую, собственно, Парфеноном, в котором хранилась афинская казна.

Архитекрурно-конструктивное решение Парфенона

Парфенон в древней Греции – храм дорического ордена, архитектура Парфенона такова, что в плане он имеет форму прямоугольника, высота его – 24 м. Основанием ему служит плоская вершина огромной скалы акрополя, которая как бы выполняет функцию естественного постамента.

Оптимальные размеры Парфенона, который должен был стоять на скале, были определены по принципу «золотого сечения», а именно: соотношение массива храма и скалы должно соответствовать пропорциям храма – это соотношение, кстати, считалось гармоничным во времена древней Греции.

Парфенон в Афинах окружен со всех сторон колоннами: архитектура Парфенона предполагала 8 колонн по коротким сторонам и 14 – по длинным. Колонны Парфенона поставили чаще, чем в самых ранних дорических храмах.

Антаблемент не так массивен, поэтому кажется, что колонны легко держат перекрытие. Колонны Парфенона не строго вертикальны, а немного наклонены внутрь здания. И не все они одинаковой толщины. Угловые выполнены более толстыми, чем остальные, но на светлом фоне кажутся тоньше.

Слегка наклоняя колонны, выполняя их разной толщины, создатели храма этим исправляли оптические искажения, нарушающие гармоничность и пластичность здания, придавали ему стройность.

Колонна Парфенона разделена вертикальными желобками – каннелюрами, которые делают почти незаметными горизонтальные швы между частями колонны и как бы исключают ее замкнутость.

Художественно-декоративное оформление Парфенона

Значительную ценность имеют для нас структуры, которые украшали Парфенон: мраморный фриз, 92 метопы расположены по четырем сторонам храма, два фронтона.

Фриз Парфенона. На верхней части стены храма за внешней колоннадой виден фриз – зофор. Он представляет собой непрерывную многофигурную 160-и метровую барельефную мраморную ленту, на которой изображены 350 людей и 250 животных в различных ракурсах.

Фриз Парфенона посвящался празднику Больших Панафиней, который проводился в Афинах каждых 4 года в честь покровительницы города – богини Афины.

В начале фриза показано состязание всадников, затем идут закланные животные, их сменяют шествие празднично одетых людей Афин, несущих к Парфенону праздничное одеяние Афине (пеплос), сотканный афинскими девушками.

В завершении шествия, в торцевой части фриза показано пиршество 12-и богов Олимпа. По размерам группы фриза небольшие, но выразительны, ни разу не повторяющиеся многих сотен фигур людей и животных.

Архитектура Парфенона предполагала размещение метоп над колоннадой, с внешней стороны храма, сюжеты которых были построены на мифологических историях Аттики, отображающие незначительные подвиги Афины.

Всего было 92 метопы – по 14 на фасадных сторонах и по 32 – на боковых – стенах. Вырезаны они были в высоком рельефе – горельефе. На метофах восточного фронтона изображена сцена битвы богов с великанами. На западном — сцена борьбы греков с амазонками.

На метопах северной стороны храма – падение Трои, на южной – борьба лапифов с кентаврами. Но главным и важнейшим событиям в жизни богини посвящены фронтонные группы.

– восточные и западные. На восточном фронтоне, который лучше сохранился, изображена сцена рождения Афины из головы Зевса согласно древнегреческому мифу.

В правом углу восточного фронтона помещены три женские фигуры, возможно, это три Мойры (богини судьбы). Интересно передана плавная мягкость и теплота светотени в складке одежды женских фигур.

На западном фронтоне изображен спор Афины с Посейдоном о господстве над Аттикой.

Окраска Парфенона, облицовка. Парфенон был полностью выстроен из квадров белого пентелийского мрамора, выложенных насухо. Свойства этого мрамора токовы, что из-за наличия в нем железа, со временем он приобретал золотистую патину, которая придавала плитам теплый, желтоватый оттенок.

Однако, некоторые плиты Парфенона раскрашивались, когда нужно было выделить какие то отдельные элементы. Так, триглифы, которые были затенены карнизом, покрывали синей краской. Для фона метоп и фронтонов также использовали синюю краску.

Для окраски вертикальных плит фронтонов использовалась позолота. Верхние части храма были окрашены в темно-красный цвет, иногда изредка оттенены были узкими полосками позолоты.

Парфенон в Афинах в своем первоначальном виде просуществовал около двух тысячелетий. До наших дней сохранились: на территории акрополя – разрушенные колонны храма, не многочисленные фрагменты метоп, фриза, фронтонов – хранятся в различных музеях мира.

Парфенон - наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице.

Построен в 447 - 438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла.

В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Парфенон расположен в самой высокой точке афинского Акрополя. На этом месте ещё при Писистрате (или Солоне) был возведён так называемый Гекатомпедон, однако во время похода Ксеркса он, как и прочие постройки на Акрополе, был разрушен. В 447 году до н. э., во время расцвета Афин, Перикл выдвигает идею восстановления ансамбля Акрополя. Перикл потратил на храм деньги, собранные на военные цели, что в свое время вызвало споры. На что Перикл ответил: «Не бойтесь. Мы вас всегда защищали.» Руководителем работ стал Фидий. Парфенон был спроектирован Иктином, проект которого воплотил в жизнь другой архитектор - Калликрат. Храм строился почти десять лет - с 447 по 438 до н. э. Работы по его украшению (скульптурная отделка, руководитель Фидий) продолжались до 431 до н. э.

Некоторое время Парфенон стоял нетронутым во всём своём великолепии. В эпоху эллинизма (около 298 до н. э.) афинский тиран Лахар снял со статуи Афины золотые пластины. Во II веке до н. э. храм сгорел, но его отремонтировали. После завоевания Греции (146 до н. э.) римляне вывезли к себе на родину большу́ю часть скульптур. Византийский период ознаменовался торжеством христианства. Вероятно во второй половине VI века Парфенон был превращён в христианский храм, а в надписи, датируемой 693 годом, он уже назван кафедральным собором.

Согласно более поздним источникам, храм был посвящён Приснодеве Марии. В связи с переменой функций здания была изменена и его планировка. Восточный вход, когда-то ведший в древний наос, был закрыт апсидой для устроения там алтаря, а в центре фронтона прорубили окно. Западный вход стал единственным. Поскольку он вёл в опистодом, отделённый от наоса глухой стеной, пришлось прорубить эту стену. На юго-западном углу храма была построена колокольня.

Трагична судьба статуи Афины Парфенос: она была вывезена в Константинополь приблизительно в V веке, где и погибла, возможно, во время Четвёртого крестового похода (1204). Сам же Парфенон стал на время католической церковью Девы Марии (Notre Dame d’Athenes).
Южная сторона Парфенона. Хорошо видны разрушения средней части храма от взрыва 1687 года.

Турки сделали Парфенон мечетью (около 1460 года), пристроили минарет, остатки которого были снесены лишь после Греческой революции. Наконец, в 1687 году, во время осады Афин венецианцами во главе с Франческо Морозини, в храме был устроен пороховой склад. Влетевшее 26 сентября через крышу ядро произвело огромный взрыв, и Парфенон навсегда стал развалинами. Вся его средняя часть была уничтожена, множество рельефов упало и разбилось. Ремонтировать здание не стали. Более того, местные жители начали растаскивать мраморные блоки и жечь их на известь (подобная участь постигла Колизей).

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Там вы всегда найдете свежие новости, анекдоты, прогноз погоды (в ADSL-газете), телепрограмму эфирных и ADSL-TV каналов , самые свежие и интересные новости из мира высоких технологий , самые оригинальные и удивительные картинки из интернета , большой архив журналов за последние годы, аппетитные рецепты в картинках , информативные . Раздел обновляется ежедневно. Всегда свежие версии самых лучших бесплатных программ для повседневного использования в разделе Необходимые программы . Там практически все, что требуется для повседневной работы. Начните постепенно отказываться от пиратских версий в пользу более удобных и функциональных бесплатных аналогов. Если Вы все еще не пользуетесь нашим чатом , весьма советуем с ним познакомиться. Там Вы найдете много новых друзей. Кроме того, это наиболее быстрый и действенный способ связаться с администраторами проекта. Продолжает работать раздел Обновления антивирусов - всегда актуальные бесплатные обновления для Dr Web и NOD. Не успели что-то прочитать? Полное содержание бегущей строки можно найти по этой ссылке .

"Парфенон" своими руками

Сразу скажу, сделать точную копию этого величественного античного храма я и не пытался, просто взял его за основу и для вдохновения, просто надо было украсить розариум на дачном участке.

Для начала залил фундамент вместе с дорожкой, естественно перед этим убрал мягкую почву, сделал сэндвич из песка и щебня, все тщательно утрамбовав, и каждый день заливал по одной ступеньке, пока не дошел до основания где и залил сам храм Афины. По размерам этот невзрачный бетонный ящик получился примерно 700 на 400мм и высотой пол метра.

Процесс изготовления колонн я к сожалению не заснял за что извиняюсь, да и процесс этот если честно очень скучный, я купил несколько фановых труб диаметром 50мм, распилил их на 30 штук по 400мм, затем разрезал болгаркой по центру, склеил скотчем, вставил арматуру и залил бетоном, параллельно с этим, так же отдельно залил и 60 ордеров с отверстием по середине для арматуры торчащей из колонн, процесс монотонный и нудный, но главное цель.

Когда я уже установил все колонны на плиточный клей, то залил потолок, который довольно массивный, толщиной 60мм.

Вот что получилось)

Еще раз искренне извиняюсь что не заснял процесс заливки крыши, было уже темно, но я не хотел оставлять на завтра то, что можно было сделать сегодня.

Под бетонной крышей находится каркас из пеноплекса, на нем сетка с ячейками 50 на 50мм

Портики я незнал чем украсить, и поэтому просто сделал мозаику из простых камней которые мне удалось найти, и вместо статуй на крыше тоже красивые белые камни)

Как построить Парфенон?
Легко и просто, как всегда отвечу я))
Главное подключить фантазию и не бояться трудностей (ггг))))

В общем, как всегда, легких и скучных путей мы не ищем. По истории киндеру задали на каникулах написать доклад про храм Афины, то бишь Парфенон, а мы уже рисовали про Афину доклад и про храм, собственно, там говорили, в общем повторяться не хотелось. А поскольку так совпало, что каникулы и я без работы сидю (не то чтобы ничерта не делаю, но тем не менее), решили мы построить храм)).

Что и как делать изначально не представлялось. Самое сложно было придумать из чего сделать колонны, чтобы они выглядели хоть немного правдоподобно. Понятно, что строгать из бумаги можно было, но такой мелкий масштаб тяжело клеить. Была мысль сделать колонны из макарон (кстати это супер-идея - дарю!), но сложность возникла с ровностью этих изделий. Перелопатив кучу макарон в магазинах пришла к выводу, что нужно купить не одну пачку дорогих (по 107 р.), чтобы из них выбрать самые ровные и красивые. И просто так их не склеишь - нужно внутри еще как-то фиксировать, то есть должен быть стержень…

Решили взять обычные трубочки для коктейлей (ИКЕА, привед!), которые у нас дома были, купили текстурную пасту и мастихин. Что из этого вышло - смотрите дальше.

Трубочки сначала нарезали нужного размера. В наших масштабах получилось 10 см. - как раз половина трубочки. Около 60 штук.

Трубочки легко режутся ножницами.

Каждую трубочку покрасили грунтом и высушили. Грунт необходим для того, чтобы текстурная паста легла на трубочку, и не убежала.

Потом началось самое ужасное. Поскольку опыта создания колонн не было, пришлось изобретать нечто на месте. Мастихином накладывали пасту толстым слоем на трубочку и им же делали несколько вертикальных «бороздочек» по колонне. Я раньше с пастой не работала, поэтому вообще не знала что будет потом, понадеялась зашкурить все наждачкой.

Пока колонны сушились мы подготовили фундамент. Надо сказать, что Дэвид мне честно помогал. Все колонны он красил, облепливал и шкурил наравне со мной, даже больше - мне нужно было например в это время порезать толстый картон)

Итак, режем 3-мм переплетный картон. По размеру верхняя ступенька получилась 18х30 см, под нее вырезали 19х31 см, и третью, нижнюю - 20х32 см. Склеиваем точно по центру - ступени должны расходиться равномерно во все стороны от храма.

Вот такой вид с каждого из 4 углов должен быть.

У меня картон был размером 30х30 см, и длины не хватало — доклеивали, ничего страшного. По хорошему, каждую ступень нужно было обклеить бумагой, но по времени мы бы долго копались, поэтому немного облегчили конструкцию.

По внешнему периметру должно быть 46 колонн. Все наши высохшие заготовки теперь подлежать обрезке.
На картоне отмерила высоту колонны (10 см), прочертила линию, чтобы каждый раз не измерять, а ориентироваться по ней и ножом кромсала так, чтобы срез был ровным.

Ровный срез нужен для того, чтобы при склейке колонна встала на фундамент. Засада была в том, что пластиковые трубочки оказывается не приклеиваются Кристаллом(((Слёзы-слёзы… Наверное нужно в таких случаях использовать какие-то бумажные основы… Не знаю даже.

Но тем не менее приклейка состоялась! По меньшей стороне - 8 колонн.

Когда две короткие стороны уставлены колоннами, нужно сделать еще две ступени внутри для стен. Нижняя размером 13х24 см, верхняя поменьше - 12х23 см. Приклеиваем так же ровно посередине.

Вот такой вид получился.

Далее - стены. Высоту стен нужно сделать такую, чтобы было вровень с уже наклеенными колоннами. Мы этот момент успешно прозевали и поэтому дальше возникли сложности с выравниванием макета. Обращайте внимание на размеры сразу!

И тут Остапа понесло…. Мы так увлеклись стройкой, что я в какой-то момент поняла, что не фотографирую процесс… Опомнилась вовремя, но несколько моментов пропущено((Поэтому смотрите, что получилось: после колонн с коротких внешних сторон мы приступаем к установке колонн на втором ряду ступеней, тут по 6 колонн с коротких сторон, а далее - стены в соответствии с планом Парфенона.

Стены легко приклеиваются друг к дружке, клей везде использовался Момент Кристалл, ножно только хорошо прижимать поверхности. Для укрепления все стыки дополнительно проклеили полосками бумаги.

И когда остов стен склеен, его можно присобачить к полу, то есть к фундаменту.

Приклеили - пусть сохнет. Пока займемся крышей. Тут опять я забыла сфоткать ключевые моменты((Они заключались в том, что надо было вырезать из картона прямоугольник, равный по величине верхней ступени нижнего яруса. По нашим размерам это 18х30 см. Далее вырезаются три треугольника с основанием 18 см и высотой 5 см. Приклеиваются к основе крыши и укрепляются бумажными полосками. Далее измеряется длина скоса крыши и длина основания - это будет размер верхних половинок крыши.

Приклеиваем. Теперь нужно покрыть золотом нижнюю ровную часть крыши. Я это сделала обычной золотой аэрозольной краской. Можно кисточкой или любыми другими подручными средствами. Сушим.

Теперь покрываем верх крыши. Лист бумаги терракотового цвета вырезаем по ширине 30 см (равно длине крыши), по длине нужно ориентироваться по размерам так, чтобы покрылась вся крыша и осталось еще около 3 см на подгибку.

Промазываем лист клеем и накладываем сверху на крышу, нужно плотно прижать. Подгибаем лист на нижнюю золотую сторону крыши.

Теперь на золотой части нужно нарисовать орнамент. Тут в ход пошли цветные акриловые контурные краски.
Фронтоны нужно покрасить белой краской. У нас не было подходящей картинки, можно было наклеить и барельеф или даже вылепить его)

Пока крыша сохнет займемся отделкой здания. Из картона нужно нарезать квадратиков 1,5х1,5 см. Выше я писала, что бы немного накосячили с высотой колонн, поэтому пришлось квадратики вырезать из 1,5 мм и 3 мм картона, чтобы как-то уравновесить наши косяки.)))

Приступаем к покраске. Мы использовали огромные черные разрезанные мусорные пакеты, положили один на пол, вторым закрыли все, что могло испачкаться, поставили здание и рядом положили квадратики. Покрывали аэрозольным матовым грунтом. Если не хотите связываться с распылителем, можно и кисточкой покрасить, но это очень долго и нудно, мы бы сошли с ума))) Грунтом распылили и готово. Наносим 2-3 слоя, чтобы покрыть все участки снаружи и внутри. После высыхания храм становится белым и красивым. Многие огрехи уже не заметны.

Когда грунт просох начинаем декорировать внутренние стены. Стена напроти входа должна быть золотая. Замеряем, вырезаем ровный кусок из золотой бумаги и приклеиваем.

От входа к стене приклеиваем золотую дорожку и делаем постамент для статуи. Статую мы хотели поставить настоящую, но нигде не нашли игрушек нужной тематики, пришлось вырезать контур из бумаги((

И конечно же, это сфоткать я забыла(((

Приклеиваем полоски картона к квадратикам, это завершает конструкцию, выравнивает колонны, служит опорой для крыши.

В завершение аккуратно проходимся спреем-грунтом по элементам, что кажется недокрашенным — ретушируем, особо осторожно нужно красить рядом с золотыми стенами, прикрывать бумажкой, чтобы не испачкать.

Вот и все. Толком сфоткать не удалось конечно же - наш Парфенон убежал в школу)))