Как построить простой гараж из досок. Построить деревянный гараж своими руками – понятная инструкция для домашних мастеров. Коммуникации каркасного гаража

Обзавестись собственным гаражом можно, не вкладывая большие средства в его покупку. Двое мужчин быстро построят каркасный гараж своими руками, так как эта технология возведения наиболее доступная и легкая. Стандартно размер строения составляет 4х6 м, можно больше, но меньшим гаражом пользоваться неудобно. Надо обеспечить свободное пространство для хранения инструмента, запчастей, комфортного ремонта авто.

Прочность каркасного гаража

Технология каркасной сборки осуществляется методом возведения деревянного или стального остова. Менее затратным является брус, но хорошую прочность обеспечивает металлический каркас. Их объединяют следующим способом: угловые стойки, нижний и верхний периметр сваривают из уголка, остальные элементы собирают из бруса. Так увеличивается прочность и жесткость гаража, его устойчивость к деформационным нагрузкам.

Фундамент и смотровая яма

Каркасный гараж имеет малый вес, и это позволяет устроить монолитную основу (платформу). Расчищают участок земли размером 5х7 м (прибавка 0,5 м по периметру). Снимают верхний слой грунта на глубину 30 см. Перед тем, как построить каркасный гараж, принимают решение о наличии смотровой ямы. Она не существенно увеличивает стоимость строительства, но пользу от нее невозможно переоценить: самостоятельный ремонт авто без ямы осуществить трудно.

Если она предусмотрена, по разметке копают яму, используя лопату или бур с бензиновым мотором. Прочность стен обеспечит кирпичная кладка. Удешевить работы можно кирпичом б/у, достаточная толщина стен ямы - в половину кирпича. Кладку осуществляют на строительный раствор, замешанный в соотношении 1:3 (цемент М200:песок соответственно).

На этом этапе продумывают освещение ямы и расположение розетки. Электрический кабель прокладывают в гофре под кирпичом, выводят на стены. Вверху по периметру ямы монтируют стальную обвязку и цементируют ее. Она придает жесткость краям ямы, предотвращает их разрушение под тяжестью машины.

Далее вокруг смотровой ямы устраивают монолитный фундамент. На дно подготовленного участка насыпают песчано-гравийную подушку, толщиной 10 см. Ее покрывают тонким слоем бетона (3 см). Он нужен для более качественного устройства арматурного каркаса. Для него берут прутья 8 мм, укладывают вдоль и поперек. Места пересечения фиксируют вязальной проволокой. По периметру площадки устанавливают опалубку, и всю конструкцию заливают бетоном. При этом надо следить, чтобы он не затекал в смотровую яму.

Сборка каркаса и кровли

В первую очередь устанавливают металлический остов, о котором написано в начале статьи. Уголки соединяют сваркой, соблюдая точность углов 90º. Жесткость обеспечивается дополнительными горизонтальными уголками, приваренными на высоте 1,5 от пола, но эти элементы не являются обязательными. Каркас устанавливается на обвязку из доски, которая предварительно обрабатывается антисептиком и монтируется к фундаменту.

Каркас не обязательно делать комбинированным, его можно собрать лишь из бруса. В таком случае для несущих стоек выбирают брус сечением 100х100 мм, для промежуточных - 50х100 мм и 50х50 мм. Вертикальные стойки к нижней обвязке прикрепляют стальными уголками и саморезами. Между собой балки соединяют накладными пластинами, при этом предварительно делают подрезы в полдерева.

Схема стен каркаса должна обеспечить наличие необходимых ребер жесткости. Брусья монтируют вертикально, горизонтально и под наклоном. Шаг вертикальных стоек принято брать 50-60 см. Для сравнения: в Европе собирают гаражи с шагом стоек 35 см. После устройства стен каркаса кладут перекрытие. Стропила удобно соединять на земле, затем поднимать наверх. Для них и перекрытия берут брус 100х100 мм.

Кровля не требует утепления, поэтому каркасное строительство гаража занимает минимальное время в сравнении с другими технологиями. Если материал подготавливать самостоятельно, гараж потребует небольших капиталовложений. Готовый каркас можно купить в специализированном магазине и собрать на месте. Это удобно тем, что все крепления и отверстия для них предусмотрены заранее, и гараж сможет собрать 1 человек.

В случае сборки стропил на земле понадобится помощник, чтобы поднимать их наверх. После этого на них настилают обрешетку. Для нее берут брус 25х100 мм, прибивают гвоздями поперек стропил. Расстояние зависит от выбора кровельного материала. Для гаража подойдет звукоизолирующие битумные листы. Они быстро монтируются, имеют невысокую стоимость и смотрятся современно и красиво.

Утеплитель для стен

Каркас можно обшить плитами СИП, применив канадскую технологию сборки. Также применяют плиты минеральной ваты, тогда их закладывают в пространство между брусьями каркаса. Плиты СИП имеют более высокую прочность и применяются для сборки каркасного гаража в Европе. Наружную облицовку фасада можно осуществить любым подходящим материалом. Наиболее быстро и с минимальными финансовыми затратами можно монтировать вагонку.

Въезд в гараж

Распашные ворота изготавливают из стали толщиной 3 мм. Двери состоят из 2-х листов стали, прочность обеспечивает металлический каркас жесткости. Также используется утеплитель. Двери навешивают на петли, врезают 2 замка и задвижку изнутри. Нижний стальной уголок каркаса покрывают слоем бетона для обеспечения комфортного въезда в гараж.

Многие владельцы загородного жилья предпочитают строить на своем участке деревянные гаражи, так как данные конструкции не только позволяют хранить автомобиль, надежно защищая его от негативного воздействия окружающей среды, но и выступают идеальным дополнением к архитектурному дизайну дома.

Кроме этого, в такой постройке можно удобно разместить крупногабаритные предметы, различные инструменты и комфортно обустроить место для ремонта автотранспортного средства. Стоит заметить, что процесс установки деревянного строения прост, и его можно выполнить своими руками.

Особенности и преимущества

Гараж из дерева представляет собой многофункциональную конструкцию, каркас которой обшивают брусом или досками. Благодаря современному проектированию в таком гараже можно свободно разместить 2 машины, используя при этом минимальную площадь земли.

В отличие от кирпичной кладки, постройка из профилированного бруса обходится недорого, и отделочные работы можно выполнять с использованием как нового, так и вторичного материала.

Сборка всех деталей гаража осуществляется быстро, не требует специальной подготовки и применения сложной техники.

Установку деревянного гаража также выбирают и в том случае, когда на земельном участке уже имеются деревянные строения, выполненные в одном стиле. Поэтому, чтобы создать в ландшафтном дизайне общий образ и не разрушить гармонию, владельцам загородных домой приходится строить своими руками гараж из дерева. Для того чтобы такая конструкция послужила надежным местом для хранения автомобиля, ее желательно размещать на огражденной или охраняемой территории, это поможет избежать взлома и кражи.

К главным преимуществам деревянного гаража можно отнести довольно большой ряд свойств.

  • Прочность и долговечность.
  • Стильный вид. Такое строение отлично вписывается в дизайн участка.
  • Надежная защита транспорта от перепадов температуры и влаги.
  • Огнеупорность. Современные постройки обрабатывают химическим составом, поэтому они «не боятся» огня и древесных насекомых.
  • Экономичность. Для установки конструкции можно выбирать древесину любых сортов, и не нужно нанимать строителей, что, в свою очередь, значительно экономит бюджет семьи.
  • Простота монтажа. Работы по строительству выполняются быстро, и установка гаража происходит «чисто», по ее завершении не остается мусора, на уборку которого может потратиться много времени.

  • Возможность различной внутренней отделки. Так как владельцы автотранспорта проводят много времени в гараже, его интерьер должен быть уютным. Чтобы придать помещению домашнее тепло, стены внутри постройки можно оригинально задекорировать. Таким образом, получится дополнительная комната, в которой будет приятно отдохнуть после работы.
  • Огромный выбор проектов. В последнее время создается множество построек различного размера, формы и стиля. Огромной популярностью пользуются гаражи 6х4 м, благодаря их компактному размеру можно не только сэкономить на материале, но и рационально использовать землю участка.
  • Экологичность. Дерево является натуральным сырьем, которое наполняет помещение приятным запахом и не выделяет вредных веществ.

Выбор конструкции

Прежде чем заняться строительством деревянного гаража, необходимо определиться с его внешним видом, от которого будет зависеть визуальное восприятие постройки и ее сочетание с другими объектами на участке.

На сегодняшний день различают следующие виды конструкций:

  • каркасная;
  • сборная;
  • сруб.

Самой красивой и дорогой конструкцией считается сруб. Такой гараж отличается высокой эстетикой, его деревянная отделка легко комбинируется с другими материалами. Кроме этого, постройка обладает хорошими показателями прочности, так как устанавливается монолитно, и брусья плотно прилегают между собой. А также конструкция устойчива к механическим повреждениям, ее стены трудно проломить или просверлить, что важно при защите гаража от грабителей. Монтаж сруба не требует много времени и, как правило, выполняется от 3 до 7 дней.

Хорошим вариантом для гаража является и сборная конструкция из бруса. Ее установка осуществляется по особой технологии. Вначале по периметру будущей постройки делают параллелепипед, потом к нему крепят с двух сторон доски. Внешне такой гараж можно обшить сайдингом, а внутри отделать любым материалом.

Что же касается каркасного строения, то оно считается самым продвинутым видом в строительстве. В отличие от сборного гаража при установке параллелепипеда сразу учитывают расположение окон, дверей и ворот. Сборку деталей осуществляют таким образом, что плоскость каркаса внешне напоминает шахматную доску. Кроме этого, все внутренние перекрытия выполняются по ячеистому принципу, что значительно повышает прочность постройки и делает ее теплой.

Фундамент

Обычно при строительстве деревянных объектов применяют ленточный фундамент, не является исключением этого и установка гаража. Такое основание продлевает срок эксплуатации постройки. Если же в отделку конструкции будут входить другие материалы, кроме дерева, то лучше всего выбирать монолитный фундамент. Его можно как залить бетоном, так и уложить с помощью готовых плит.

Единственным недостатком такого основания является плохая теплопроводность, но так как гараж выступает нежилым помещением, то это не составит больших проблем.

До того как приступить к заливке основания, нужно прежде всего нарисовать чертежи, и тщательно подготовить место. Для этого площадку под постройку очищают от мусора, затем делают в почве углубление на 40 см. При этом поверхность важно сделать ровной и гладкой. Ширина углубления должна иметь небольшой запас: 150х150 см со всех сторон. Под фундамент обязательно укладывают подушку из речного песка и щебенки толщиной не более 160 мм. Вначале следует утрамбовать песок, а потом уже равномерно распределить слой щебня.

После того как подушка готова, нужно установить по контуру будущего строения опалубку. Лучше всего ее изготовить из вертикальных брусков, оставляя между ними зазор с каждой стороны в 20 см. Кроме этого, необходимо обратить внимание на высоту опалубки, нельзя, чтобы она над уровнем почвы слишком возвышалась, оптимальным показателем для ее высоты считается 200 см. Так как каркасом и основанием фундамента послужит армирующая сетка, ее заранее подготавливают, и формируют ячейки размером 100х100 мм. Под прутья арматуры нужно подложить кирпич и залить бетон таким образом, чтобы он покрыл только ее половину.

Последующие этапы строительства можно выполнять после полного высыхания фундамента. На это обычно уходит несколько дней.

Каркас и крыша

Чаще всего для установки деревянных гаражей выбирают одноместный тип крыши, так как она не представляет огромной нагрузки на каркас и не требует дополнительного усиления. Если же помещение планируется использовать под два автомобиля, то желательно под ее основу использовать специальные профили, покрытые антикоррозийными смесями. Что же касается каркаса гаража, то перед тем, как его построить, нужно не только выбрать технологию и место сборки, но и учесть соседство с коммуникациями, климатические условия и уровень грунтовых вод. Важно также определиться с зоной въезда и типом ворот.

Как правило, деревянный гараж возводят из клееного или оцилиндрованного бруса. Для работы рекомендуется приобретать рейки и доски с влажностью не более 18%. При этом для нижней обвязки применяют брус размером 100×50 мм, для продольных элементов 50×50 мм, а для перекрытий и стропил 100×100 мм. Монтаж каркаса требует временной фиксации стоек, это позволяет повысить жесткость крепления. Поэтому стойки соединяют при помощи металлических углов и саморезов.

Возведение

Установка каркасной конструкции начинается с нижней обвязки, которую выполняют по всему периметру гаража, используя брусья. Поверхность дерева обязательно покрывают мастикой и антисептиками. Кроме этого, под нижнюю обвязку укладывают рубероид. По углам каркаса размещают угловые стойки и крепят их к обвязке с помощью металлических укосов.

Таким образом, конструкция становится прочной и выдерживает нагрузку после обшивки.

После того как угловые стойки выставлены, осуществляют верхнюю обвязку. При этом нужно следить за тем, чтобы опоры имели четко вертикальное положение, для этого рекомендуется использовать уровень. Затем каркас укрепляют дополнительными рёбрами. Доски сечением 50×100 мм помещают между нижней и верхней обвязкой и фиксируют. Ребра можно крепить как на стальные уголки, так и с помощью полной или неполной вырубки брусьев. Расстояние между рёбрами рассчитывается в зависимости от ширины отделочных плит, которые будут выполнять роль стен гаража.

Обшивка

Облицовка конструкции может быть сделана только в том случае, когда решен вопрос с теплоизоляцией. Если же в помещении гаража не планируется обустройство мастерской, то его стены можно не утеплять. В данной ситуации достаточно заполнить пустоты и швы монтажной пеной и прибить доски, оставляя участки под окна и ворота.

Что же касается внутренней обшивки строения, то вначале обязательно укладывают листы паро- и теплоизоляции, затем осуществляют декоративную отделку из досок или любого строительного материала. Красиво смотрятся внутри гаража стены, обшитые вагонкой или гипсокартоном.

Устройство кровли

Обычно крышу деревянного гаража делают угловой формы, так как это обеспечивает хороший сток осадков. Кроме этого, можно применять и другие варианты конструкции, выбор которых зависит от длины и ширины постройки. Поэтому еще на этапе сборки каркаса, следует тщательно продумать вид будущей кровли и нарисовать чертеж ее модели. Гаражи небольшого размера накрывают треугольной крышей и слегка приподнимают внизу затяжки. Если строение большое, то для кровли лучше всего применять ригели или вертикальные упоры.

Изготовленную форму монтируют на верхнюю обвязку, делая шаг через каждых два метра. Фиксацию, как правило, осуществляют с помощью специальных уголков, балки крыши крепятся изнутри гаража к стропилам. Поверх заготовок накладывают слой гидроизоляции и выполняют обрешетку, на которую в дальнейшем будет уложено само покрытие. Аналогичную процедуру выполняют и для односкатной крыши, но ее стропильные системы могут быть разными.

Стоит заметить, что односкатная кровля намного хуже в эксплуатации, так как создает неравномерные нагрузки на каркас, поэтому ее устанавливать нежелательно.

Ворота: варианты

Немаловажным вопросом при строительстве гаража считается и выбор ворот. Тип их конструкции определяется еще при составлении проекта и вписывается в чертежи. На сегодняшний день широко используются несколько вариантов ворот.

  • Распашные. Это самый популярный вид конструкции, который характеризуется своей простотой и удобством. Такие ворота состоят из двух полотен, их строительство обходится дешево и не требует особых знаний установки, поэтому гаражные створки легко сделать своими руками и обшить деревом или профилированными листами.

Предисловие

Правильное содержание автомобиля требует особых условий хранения. Вследствие этого автогараж обязан соответствовать целому ряду требований. До недавнего времени строительство подобного сооружения могло вызвать затруднения. Однако сегодняшние технологии позволяют построить каркасный гараж своими руками, затратив минимальное количество средств и в наиболее короткие сроки.

Необходимые инструменты и материалы

Профнастил Песок ОСБ-плита Арматура

Преимущества каркасных гаражей

В наши времена многие сооружают не только каркасные дома, но также по этой технологии строят гаражи. Практичность и экономичность этой технологии подтверждена большим количеством строений, которые возводятся по ней по всему миру. Конструкция изготавливается чаще всего из дерева, поэтому такое строение имеет маленький вес и установка фундамента не требует больших затрат.

К положительным качествам каркасного гаража можно отнести низкую теплопроводность. Благодаря этому прогрев в зимнее время автогаража осуществляется достаточно быстро. Также подобное сооружение имеет высокую прочность. Поэтому не стоит волноваться о разрушении конструкции от воздействий природных факторов.

Строительство гаража – с чего начать

Прежде чем перейти к возведению, очень важно подготовить для каркасного гаража проект. До недавнего времени приходилось это делать вручную, а расчеты забирали немало времени. С появлением специализированного программного обеспечения разрабатывать проектную документацию стало гораздо легче. Это, в свою очередь, даст возможность уменьшить время при строительстве. Такая программа производит точный расчет размеров всех необходимых компонентов. Если нет возможности самостоятельно воспользоваться подобными программами, то можно отыскать план постройки в Интернете, либо заказать у архитектурной компании.

Затем можно приступать к подбору места под гараж. Предпочтительнее всего площадка размером 10х10 м. После этого необходимо провести подготовительные работы на территории строительства. Для этого площадку потребуется очистить от различных растений. Также нужно утрамбовать и выровнять почву. Не стоит забывать о создании для фундамента подушки из песка и гравия. Чтобы поверхность была гладкой, нужно ее разровнять при помощи виброплиты.

Немаловажный этап строительства – закладка фундамента

Как многим известно, основой, которая обеспечивает прочность любого строения, является фундамент. При выборе типа опоры гаража следует в первую очередь обратить внимание на собственные финансовые возможности, особенности грунта и конструкцию строения. Для подобных сооружений чаще всего выбирают монолитную бетонную плиту. Она также выступает в качестве чернового пола, который в дальнейшем можно отделать напольным покрытием. Главное преимущество монолитной плиты заключается в том, что она нагрузку распределяет равномерно. Создание прочного фундамента гаража требует выполнения обязательной последовательсти действий.

Как сделать закладку фундамента для каркасного гаража - пошаговая схема

Шаг 1: Прокопка траншеи

Закладка фундамента начинается с копания траншеи по всему периметру строения глубиной 40–50 см.

Шаг 3: Создание железного скелета фундамента

Теперь важно произвести манипуляции по обвязке арматуры для гаражной основы. Потребуется для этого прутья в диаметре 10–12 мм. Связку их между собой можно делать проволокой. Важно, чтобы арматура не выглядывала из-под фундамента. В противном случае она будет подвержена досрочной коррозии.

Шаг 4: Заливка раствора бетона

После того как арматурный каркас создан, можно приступать к заливке бетона. Для создания замеса раствора лучше всего использовать бетономешалку. Когда уже залит, то требуется дать ему набрать прочности. Для этого понадобится подождать пару недель. После чего можно приступать к другим этапам строительства.


Стены гаража – как их собрать

Скелет гаража может собираться из дерева либо метала. Самый дешевый вариант – это сделать каркасный гараж своими руками из деревянных оснований. Но такой материал горюч и для некоторых это может быть большим минусом. Поэтому, чтобы уменьшить возможность воздействия огня на деревянную конструкцию, все используемые доски необходимо пропитывать огнеупорными материалами. Также не помешает деревянные бруски покрыть антисептиком. Это придаст дополнительную защиту от влаги и гниения.

Наиболее огнеупорным и долговечным материалом является металл. Несущие конструкции, сделанные из железного профиля, наиболее высокопрочные. Их соединения не просто скрепляются болтами, а еще и свариваются, что наиболее надежно. Каркасный автогараж подобного вида вынесет всякий напор ненастья. Поэтому машина будет под отличной защитой.

С точки зрения финансовых возможностей более подробно предлагаем рассмотреть самый доступный вариант строительства. Чтобы сделать основу для конструкции стен деревянного гаража, потребуется уложить стартовый брусок на фундамент. Предварительно он должен быть покрытым гидроизоляционным материалом. Производить крепеж брусьев необходимо при помощи саморазжимающихся анкеров. Размещать их лучше с шагом 1–1,5 м. Для подобной нижней обвязки подойдут доски размером 100х50 мм.

По завершению можно приступать к монтажу других частей каркаса стен. На этом этапе устанавливаются стойки, для которых потребуются брусья размером 100х100 мм. Лучше всего подходит длина в 3 метра. От этого будет меньше отходов.

Рекомендуется делать шаг в 120 см между стойками. Их можно крепить при помощи предварительно подготовленных пазов. Можно обойтись и без них, тогда крепление происходит гвоздями либо саморезами 70–90 мм. Для придания конструкции прочности необходимо в углах сделать диагональные связи, установить перемычки и закрепить верхний обвязочный деревянный пояс. При длине стойки в 3 м рекомендуется сделать средний пояс на высоте 1,5 м. Это усилит конструкцию и упростит дальнейшую обшивку стен.

Чтобы удержать тяжесть конструкции ворот, место въезда обязано должно иметь усиленные детали. В любом из просветов гаражных ворот необходимо поставить усиленную опору. Рекомендуется обрабатывать биозащитными составами и антипиранами перед установкой деревянной конструкции.

Важные нюансы при конструировании крыши

Чаще всего автолюбители выбирают для гаража двускатную крышу. Но для более дешевого строительства можно сделать и односкатную кровлю. Для первого варианта потребуется коньковая балка с сечением 100х100 мм. Ее крепят к верхнему поясу. Для стропильных элементов пригодятся доски размером 100х40 мм.

Построить каркасный гараж собственными руками под силу большинству автовладельцев. Достаточно следовать основным требованиям инструкции и соблюдать технику безопасности при работе.

Достоинства и недостатки каркасной постройки

Каждый гараж, как капитальный, так и упрощённый, должен выполнять несколько функций:

  1. Защита автомашины от погодных факторов и несанкционированного доступа.
  2. Проведение текущего ремонта, обслуживания и осмотра техники.
  3. Хранение комплекта инструментов и запчастей.

Каркасный гараж не уступает в функциональности капитальному кирпичному строению и при этом обойдётся намного дешевле.

Каркас здания часто изготавливается из древесины. Её легко обрабатывать, она недорога и не требует мощного фундамента. Обшивка строения выполняется из любого подходящего материала: сайдинга, профнастила, сэндвич-панелей, доски-вагонки.

Среди основных преимуществ гаража, построенного своими руками, можно выделить:

  1. Лёгкость возведения. При наличии основных навыков с работой может справиться даже начинающий строитель.
  2. Нет необходимости в привлечении мощной специализированной техники и оборудования.
  3. Лёгкость и прочность конструкции. Как следствие - не нужно обустраивать заглублённый фундамент.

Основной недостаток - горючесть деревянного каркаса. Чтобы избежать возгораний, он обшивается с обеих сторон негорючими материалами. В качестве утеплителя используется негорючая минеральная вата. Кроме этого, древесина пропитывается антипиренами.

Каркас можно изготавливать и из других материалов, например, металлической профилированной трубы. В качестве обшивки для такого строения используются пятимиллиметровые металлопрофильные листы. Такое здание устойчиво к возгораниям, однако каркас требует дополнительной обработки средствами от ржавчины.

Подготовка к строительству: инструменты и материалы

При выборе древесины для строительства необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Брусья могут быть клеёные и цельные. Первый вариант - не деформируется со временем, не требует дополнительных опор. Однако его стоимость в разы превышает цельный.
  2. Использование непрофилированного бруса увеличивает расход антисептиков, антипиренов, окрасочных материалов. Также в процессе обработки могут возникнуть трещины, требующие шпатлевки. У профилированного бруса такие недостатки отсутствуют.

Следует тщательно подходить и к выбору породы древесины. Среди пригодных для строительства каркасного гаража выделяют:

  1. Дуб. Очень прочный и надёжный материал. Высокая прочность приводит к сложности обработки, потому распил может делать поставщик.
  2. Бук. Основные достоинства - практичность, лёгкость в обработке, приятные естественные оттенки.
  3. Ольха - недорогой материал, способный имитировать более ценные породы. Устойчив к повышенной влажности.
  4. Сосна - самый дешёвый и популярный строительный материал. Основные недостатки - слабая устойчивость к влаге, подверженность механическим воздействиям.
  5. Лиственница идеальна для регионов с высокой влажностью. Она прочна и не подвержена гниению.

Также для строительства понадобится комплект инструментов:

  1. Шурупы, шиферные гвозди и другие крепёжные элементы.
  2. Металлические уголки.
  3. Профнастил или другой материал для обшивки.
  4. Строительный отвес.
  5. Шуруповёрт или набор отвёрток.
  6. Ножовка или ножницы по металлу.

Размеры и подробный чертёж

Ширина стандартного каркасного гаража для одной машины - около четырёх метров. Длина - не менее 5,5, может доходить и до семи. Высота - 2,5–2,7 метра, без учёта кровли. Конкретные размеры выбираются с учётом особенностей конкретного автомобиля. К примеру, высота гаража для бортовой газели - не менее трёх метров. Минимальное расстояние от автомашины до стены - полметра.

На чертеже представлена конструкция, ориентированная на один автомобиль

Все габариты указываются примерно

При строительстве гаража для двух автомобилей плановая ширина строения удваивается.

Пошаговая инструкция по возведению каркасного гаража своими руками

Строительство каркасного гаража проходит в несколько этапов. На каждом соблюдается определённая технология и последовательность действий:

  1. Возведение фундамента.
  2. Сборка каркаса.
  3. Изготовление крыши.
  4. Внешняя и внутренняя обшивка стен.
  5. Монтаж ворот.

Разберём этапы подробнее.

Строительство фундамента

Строительство каркасного гаража начинается с тщательной подготовки территории. Площадку, выделенную под застройку, очищают от растительности и корней деревьев, немного заглубляют. После этого засыпается слой песка, по периметру будущего основания устанавливаются колышки и натягивается строительная нить.

Внешнюю сторону фундамента необходимо гидроизолировать. Для этого используется битумная мастика. Она укладывается несколькими слоями, просушивается, затем засыпается песком до поверхности грунта.

Оптимальный фундамент для каркасного гаража - монолитный. Он будет служить и черновым полом, который впоследствии можно будет обшить нужным материалом.


Сбор каркаса

Гаражный каркас изготавливается из тщательно просушенной древесины. Для его обустройства необходимы:

  • Брусья 100*100 мм, из которых оборудуются основные вертикальные стойки и балки перекрытий на потолке и полу.
  • 40-миллиметровые доски, необходимые для обустройства стропильной системы.
  • 20-миллиметровая доска, из которой создаётся обрешётка.
  • Половые доски. Их толщина начинается от 40 мм.

Количество материалов для изготовления каркаса зависит от запланированных размеров строения.

Крыша может быть односкатной или двухскатной

«Скелет» будущего гаража возводится после высыхания фундамента. Процесс сборки происходит следующим образом:

  1. Фундамент гидроизолируется. Для этого используется обычный рубероид, наклеенный на битумную мастику. Эта процедура защищает деревянный каркас гаража от гниения и повышенной влажности.
  2. По периметру гаража укладываются брусья нижней обвязки толщиной 100*100 мм. В углах они соединяются при помощи специальных шпонок и врубок.
  3. На нижнюю обвязку монтируются угловые и промежуточные столбы. Они крепятся к основанию при помощи нагелей. Дополнительную прочность конструкции обеспечивают металлические уголки, закреплённые к обвязке и стойкам при помощи саморезов. При монтаже следует соблюдать расстояние между соседними стойками: оно не должно быть менее двух метров.
  4. Устанавливается верхняя обвязка. Брусья крепятся аналогичным способом, с помощью нагелей и металлических уголков.
  5. Монтируются промежуточные стойки и горизонтальные перемычки. При их креплении стоит ориентироваться на размеры утеплительных матов: это позволит избежать укладки дополнительной обрешётки. В качестве крепёжных элементов используются металлические уголки и саморезы.

Перекрытия пола изготавливаются из доски-«сороковки» и монтируются на внешнюю обвязку. Сверху укладывается напольная доска.

При укладке напольных досок следует избегать щелей и трещин

Установка ворот

Гаражные ворота можно приобрести готовые или произвести их самостоятельно, ориентируясь на размеры автомашины. Габариты конструкции необходимо знать заранее: следует оставить место для ворот в общем каркасе гаража. Стандартная ширина створок - 2,5 метра.

Остов ворот изготавливается из брусков 100*100 мм. Дополнительная жёсткость обеспечивается поперечными деревянными планками. На вертикальные стойки каркаса гаража и ворот прикручиваются петли, после чего можно навешивать дверь.

Обшивка конструкции профнастилом или подобным материалом выполняется одновременно с отделкой стен гаража и после тщательной обработки антипиренами и антисептиками.

Простейшую распашную конструкцию можно изготовить самостоятельно

Монтаж стропильной системы и крыши

Самый простой вариант крыши для каркасного гаража - односкатный. Эта конструкция достаточно проста в установке, недорога и прочна.

Стандартная односкатная крыша каркасного гаража состоит из нескольких элементов:

  1. Стропильная система. Это основа, к которой будут крепиться остальные элементы. На неё же приходится вся нагрузка на крышу.
  2. Обрешётка, закреплённая на стропильной системе. Представляет собой опорную поверхность, на которую будет устанавливаться кровельное покрытие.
  3. Изоляционные материалы. Их функция - защита помещения от дождя и снега, а также удержание тепла внутри гаража.
  4. Кровельное покрытие.

При строительстве каркаса одна из стен гаража делается выше остальных. Это требуется для обеспечения оптимального наклона крыши. Как правило, он не превышает 25 градусов.

В первую очередь оборудуется стропильная система. Для небольших гаражей, рассчитанных на одну машину, подойдёт упрощённая конструкция с горизонтальными балками, уложенными вдоль или поперёк гаражного помещения. С точки зрения экономии, наиболее целесообразным будет поперечное размещение: можно укладывать короткие брусья.

Расстояние между стропильными балками не должно превышать метра. В противном случае конструкция будет недостаточно крепкой, и в результате деформируется. После установки на каркасную основу балки фиксируются с помощью металлических уголков и шурупов.

Следующий этап - настил обрешётки. Для этого используется обрезная или необрезная доска, называемая также шалёвкой. Второй вариант считается оптимальным: материал обойдётся намного дешевле, а после окончательной отделки отличить его от аналога достаточно трудно.

Если для создания обрешётки используется шалёвка, её необходимо очистить от коры. Доски укладываются на стропильные бруски, перпендикулярно к ним, и крепятся с помощью шурупов. В процессе работы необходимо следить, чтобы не было больших щелей.

Поверх обрешётки укладывается слой гидроизоляции. Она защищает гаражное помещение от осадков. В качестве гидроизоляционного материала может использоваться рубероид либо подкровельная плёнка (например, гидробарьер).

Рубероид укладывается снизу вверх, внахлёст. Листы должны перекрывать друг друга на несколько сантиметров. Благодаря этому вода, попадающая под кровельное покрытие, будет скатываться с крыши вниз и не проникать на доски. Материал прибивается к обрешётке обычными гвоздями. Подкровельная плёнка укладывается аналогичным образом, для крепления используются нержавеющие скобы или гвозди.

Указаны основные этапы

Заключительный этап - укладка кровельного покрытия. Выбор материала достаточно велик:

  1. Профнастил. Прочен, устойчив к атмосферным воздействиям. Одно из основных достоинств - возможность повторного использования.
  2. Шифер. Прочный материал, срок службы которого достигает 40 лет. Из-за высокой стоимости его использование не всегда оправдано для отделки небольших гаражей.
  3. Металлочерепица - современное кровельное покрытие, чаще используемое для отделки капитальных каменных строений.
  4. Рулонные покрытия. Недорогие материалы, лёгкие в монтаже, прочные и надёжные. Средний срок службы рубероида - 12–15 лет, что компенсируется небольшой ценой.

Монтаж кровельного покрытия начинается с нижнего ряда. Крепление происходит с помощью шиферных гвоздей или шурупов. Листы укладываются внахлёст, в результате на одном гвозде их будет четыре. По краям прибивается ещё несколько гвоздей, чтобы исключить поднятие шифера при сильном ветре.

Утепление и обшивка

Перед проведением работ по окончательной обшивке каркасного гаража, деревянный остов необходимо обработать антисептиками и антипиренами. После этого можно приступать к монтажу.

Внешняя обшивка каркасного гаража чаще всего выполняется с помощью металлопрофиля. Это прочный и долговечный материал, устойчивый к огню и погодным факторам. Для обшивки стен подойдёт металлопрофиль, в маркировке которого присутствуют буквы С или ПС.

Профильные листы крепятся к каркасу при помощи специальных шестигранных саморезов. Работа происходит следующим образом:

  1. Лист металлического профиля прикладывается к угловой стойке, выравнивается по строительному отвесу.
  2. В нижнюю волну профнастила вкручиваются саморезы. Это необходимо для первичного закрепления материала.
  3. Укладывается второй лист. Нахлёст должен составлять одну волну. После этого оба изделия вместе крепятся саморезами к каркасу. На каждый квадратный метр требуется 5–6 саморезов.
  4. При необходимости металлический профиль можно нарезать электролобзиком или ножницами для резки металла. Не стоит использовать болгарку или аналогичные приборы: полимерная поверхность листов обгорает, что приводит к появлению коррозии и снижению полезных свойств материала.

Такие же металлопрофильные листы с маркировкой Н или ПК можно использовать в качестве кровельного покрытия. Монтаж осуществляется снизу вверх, внахлёст на волну, для крепления используются шестигранные саморезы с уплотнительными шайбами.

При желании каркасный гараж можно утеплить. Для этого можно взять каменную вату, изготовленную в виде своеобразных матов. Процесс утепления происходит поэтапно:

  1. На внутреннюю часть стен крепится ветрозащитная плёнка.
  2. В свободное пространство между стойками укладываются маты.
  3. Сверху утеплитель обшивается досками или листовым железом.

Стандартный утеплитель и металлопрофиль можно заменить готовыми сэндвич-панелями. Это сборные конструкции, состоящие из профилированного покрытия с одной стороны, плоского металлического листа с другой и утеплительного слоя между ними.

Видео: Строительство каркасного гаража

При использовании перечисленных правил вы сможете построить каркасный гараж собственноручно. Это не потребует больших затрат финансов, сил и времени. Достаточно заранее определиться с размерами и материалами постройки.

С необходимостью постройки гаража рано или поздно сталкивается каждый автомобилист. На первый взгляд строительство этой необходимой пристройки может показаться длительным и трудоемким. Однако существует один простой вариант – постройка здания каркасного типа, которая отнимет не более 2–3 дней.

Достоинства каркасного гаража

На протяжении последнего десятилетия довольно большую популярность обрела технология возведения домов каркасного типа. Широкое распространение этого способа объясняется тем, что при условии правильной установки каркаса и качественном утеплении, древесина с легкостью заменяет холодные стены из камня.

Этот способ начал пользоваться популярностью и среди владельцев транспортных средств. Надежное устойчивое основание сделает гараж, возведенный из дерева, не менее долговечным и практичным, чем блочные или кирпичные постройки.

Среди преимуществ подобного рода конструкций выделяются:

  • возможность легко построить гараж из досок, выполнив всю работу своими руками. Вам не потребуется нанимать бригаду строителей, что даст возможность сэкономить немалую сумму денег;
  • возведение будет закончено в краткие сроки. Однако от вас потребуется уделить сооружению максимум внимания и сил;
  • невысокая стоимость строительных материалов;
  • небольшой вес и объем требуемых материалов. Вам не потребуется пользоваться специализированной техникой;
  • сооружение гаража можно выполнить как с дерева, так и с металла, все зависит от ваших предпочтений.

Строя деревянный гараж, вы должны понимать, что вся работа выполняется в определенном алгоритме. Во-первых, вы должны выбрать и подготовить место. Обязательно очистите площадку под сооружение. Во-вторых, нужно вырыть котлован, после чего приступить к созданию фундамента. Третий этап – выполнение разметки и сборка стенного каркаса. После него идет сооружение кровли. В конце останется утеплить и обшить стены, а также установить ворота для заезда автомобиля.

Каждый из этапов легко поддается выполнению своими руками. Но чтобы при работе не возникло каких-либо проблем, нужно внимательно изучить каждую стадию возведения конструкции.

Подготовка и разметка площадки

Этот этап состоит из нескольких подготовительных мероприятий, к которым следует отнестись с большой ответственностью. Именно от результата зависит ровность фундамента, а значит, и всей будущей постройки.

Определившись с местом на участке, сделайте разметку его периметра и хорошо выровняйте почву. Выбранная площадка обязана иметь размер на 50–60 см больше периметра будущего гаража. Причем запас в полметра нужно брать с каждой стороны участка – он потребуется для отмостки.

Размеченный участок потребуется очистить от верхнего слоя грунта на 15 см в глубину. Для этого воспользуйтесь совковой и штыковой лопатами. При помощи второй делается разметка границ и определяется глубина снимаемого слоя земли. Этот же инструмент понадобится для дробления грунта. Далее почва очень быстро снимается совковой лопатой. Убрав слой ненужного грунта, тщательно утрамбуйте землю внутри полученного котлована.

Особенности создания фундамента

Далее подготовленный участок потребуется разметить под фундамент. Вы можете выбрать основание любого типа, так как построенный гараж не будет очень массивным. Однако при выборе фундамента учитывайте и массу своего авто, и оборудование, которое будет храниться в здании. Из всех возможных вариантов лучше всего себя показывает ленточное или плитное основание.

Согласно с выбранными вами размерами, нужно наметить точки в углах периметра конструкции. Независимо от ее типа углы будут размечаться одинаково. К примеру, гараж 6x4 размечается так же, как и строение 7x3, однако обустройство внутри пристроек будет немного отличаться.

Разметка границ основания проводится по такому алгоритму:

  1. 1. Отмечается первая угловая точка, при этом опираться следует на расположение других строений на участке;
  2. 2. В точке ставятся обноски для разметки. Изготовить их можно с кольев и перекладины;
  3. 3. К обноске привяжите тросы. Если вы делаете ленточный фундамент, то нужно привязать 2 шнурка с каждой стороны. Дистанция между ними как раз и станет шириной ленты;
  4. 4. Натяните шнуры по обе стороны будущего основания и закрепите к обноскам с противоположной стороны;
  5. 5. Определите последний угол и соедините его с рядом стоящими углами при помощи канатов;

Далее потребуется так, чтобы они были прямыми. Установленные на обносках перекладины позволяют немного сместить углы. При этом нужно постоянно измерять длину диагоналей, в итоге они должны быть одинаковыми.

После выполнения всей разметки между двумя тросами с каждой стороны заливается цементный раствор. Прежде чем приступать к дальнейшей работе, дождитесь полного высыхания бетона. В середину котлована установите кирпичные или бетонные столбы, высотой не более 15 см и шагом в 1 м. Всего для опоры пола потребуется не более 6 столбов. Сверху закрепите лаги для пола.

Изготовление каркаса – алгоритм для новичков

Для изготовления каркаса можно выбрать брус, металлический профиль или скомбинировать материалы. Возведение остова делится на несколько стадий:

  1. 1. Установка обвязки внизу каркаса:
  2. 2. Сборка и монтаж вертикальных элементов конструкции;
  3. 3. Монтаж обвязки вверху;
  4. 4. Обшивка для увеличения надежности остова;
  5. 5. Установка крыши.

Чтобы построить надежный деревянный гараж, потребуется сделать примерный чертеж конструкции. При этом укажите на бумаге размеры каждого элемента строения, дистанцию между ними и материал, из которого они изготовлены. Одинаковые по размерам детали можно приготовить заранее и сложить их в отдельные стопки.

В первую очередь необходимо изготовить нижнюю обвязку. Для этого в "окне" ленточного фундамента должны быть установлены столбы и лаги. Поверх них уложите рубероид, который послужит гидроизоляцией. Затем установите на лаги доски 50x150 или 50x120 мм. Укладывать пол нужно в два слоя, скрепляя элементы анкерными болтами.

Сборка стенового каркаса осуществляется по такому принципу. Для начала остов каждой из стен собирается на земле в горизонтальном положении. После этого конструкция поднимается и крепится к нижней обвязке в вертикальном положении. Горизонтальные и вертикальные детали каркаса изготавливаются из брусьев 60x60 мм.

Обвязка в верхней части гаража должна надежно скреплять стеновой каркас. Для ее изготовления применяются брусья 60x120 мм. Изготавливается верхняя обвязка непосредственно на поднятом и закрепленном остове стен.

Обшивка и перекрытие конструкции

Чтобы сделать каркас более прочным и защитить машину от ветра и осадков, потребуется обшить гараж листовым материалом. Для этого подойдет фанера или листы ОСП. Не забывайте и об . Для этого воспользуйтесь плитами пенопласта. Они крепятся перед монтажом обшивки. В качестве крепежей используйте дюбеля. После этого приступайке к обшиванию стенового каркаса. Фиксировать листы ОСП необходимо с обеих сторон остова.

Каркасный гараж из дерева, построенный своими руками, может иметь одно- или двускатную крышу. Более сложным считается второй вариант, однако он дает возможность обустроить чердак, в котором вы сможете хранить оборудование и инструменты.

Создание кровли состоит из трех этапов. Первый заключается в изготовлении стропильной системы. На втором этапе конструкцию нужно обшить фанерными листами, а на третьем – установить кровельный материал.

Систему стропил для двускатной крыши можно установить одним из двух способов: собрать все детали конструкции на земле, после чего установить их на обвязку стен. Второй способ заключается в закреплении балок и формировке скатов непосредственно на стеновом каркасе.

Второй способ более сложный, так как на высоте будет достаточно сложно установить отдельные детали системы. Во время сборки их нужно не только удерживать в ровном положении, но и крепить. Но если эти трудности вас не пугают, то дальнейшая сборка проводится в такой последовательности:

  1. 1. Сначала установите балки перекрытия, используя для этого брус;
  2. 2. После этого выставьте во фронтонных частях постройки стропила и временно подоприте их стойками;
  3. 3. В точках, где пересекаются стропила, закрепите коньковую доску;
  4. 4. Затем разметьте шаг монтажа остальных стропильных пар. Они будут формировать кровельные скаты;
  5. 5. Упрочните стропильную систему обрешеткой из фанеры, элементы которой крепятся перпендикулярно по отношению к стропилам;
  6. 6. После этого уложите выбранный кровельный материал.

Односкатная конструкция имеет упрощенную схему, ведь при ее установке не требуется совмещать стропила на коньковой доске. Вместе с тем от вас потребуется грамотно рассчитать угол наклона конструкции. Лучше всего, если последний будет находиться в районе 15–25 градусов.

После установки верхней обвязки на фронтальные или боковые стены крепятся изготовленные из бруса стропила. В такой схеме доска должна устанавливаться на торце. Поверх стропил монтируются детали обрешетки, в качестве которых используются плиты ОСП. В конце нужно уложить кровельный материал.

Полностью завершенное здание вы можно покрасить или нанести на деревянные элементы лак. Перед этим обязательно обработайте поверхности грунтовкой, которая защитит древесину от образования вредных микроорганизмов.