Введение в языковедение. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая любовь», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком. (2)Вокруг на фоне стеклянных шкафов, схем и таблиц физического кабинета кипела бурная жизнь.

– (3)Ну что, так никто и не поможет гвоздь забить? – возмущалась Галя Вишнякова, самая красивая девочка школы. (4)Она вместе с Зиночкой никак не могла справиться с полкой. – (5)Мальчики, я уже себе все пальцы отшибла.

(6)Лёша очень ловко забил бы этот гвоздь. (7)Не великий подвиг, а всё же было бы как-то легче: всеобщее признание могло избавить его от горького чувства одиночества. (8)Но как только он подошёл к девочкам, как у Гали опять появилось стремление к самостоятельности. (9)Она явно ждала чего-то иного. (10)И дождалась. (11)Молоток перехватил стройный гигант в тренировочных брюках – Вахтанг.

(12)Зиночка пожалела Лёшу.

– (13)Пускай этот тип прибьёт, – чтобы утешить Лёшу, Зиночка пренебрежительно кивнула на Вахтанга, – он выше ростом.

(14)Лёша печально смотрел, как Вахтанг, сделав несколько «разминочных» движений, саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал, дуя на ушибленные пальцы. (15)Забыв про Лёшу, девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу прощалось всё.

(16)Лёша отошёл от них с презрительным жестом: «Эта ваша полка мне по пояс». (17)Но жест не помог: горькое чувство не проходило.

(18)И вдруг в луче света, падавшего из окна, Лёша увидел новенькую. (19)Из неприметной девочки она теперь превратилась в самую заметную. (20)В очках, шоколадно-коричневая от южного загара, девочка так улыбнулась ему, что он даже огляделся по сторонам.

(21)Но никого другого, кому могла предназначаться эта улыбка, поблизости не оказалось.

– (22)Тебя Лёшей зовут? – спросила девочка, и Лёша понял, что она давно уже наблюдала за ним.

(23)Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку.

– (24)Запомнила, – осторожно сказал Лёша и, кажется, ничего не испортил.

– (25)Потому что как раз про Клеро читаю, а его звали Алексис.

– (26)А ты Женя Каретникова, из Краснодара, – ответил Лёша, опасаясь, как бы разговор не застрял на неведомом Алексисе.

– (27)Запомнил, – сказала Женя.

(28)Постепенно Лёша понял, что оркестр исполняет не такую уж трудную мелодию, что в ней возможны некоторые вольности и что он, Лёша, тоже вполне на уровне.

– (29)А почему ты на уроках всё время в окно смотришь? – спросила Женя и подошла к Лёшиному окну. – (30)Что ты там увидел?

(31)Лёша встал с Женей рядом.

(32)Из окна им был виден большой открытый павильон «Фрукты –овощи», расположившийся на другой стороне улицы. (33)Рядом отражала ослепительную синеву осеннего неба стеклянная телефонная будка.

– (34)А на уроках надо обязательно слушать, что говорят учителя? – спросил Лёша с иронией, которую ему ещё ни разу не удавалось продемонстрировать ни перед одной девочкой.

– (35)Если не придумал что-нибудь новенькое вместо: «Я учил, но забыл».

(36)Лёша засмеялся.

– (37)Эти слова надо высечь в мраморе, – сказал он.

– (38)Ты можешь... за мой стол... (39)Я тоже одна сижу, – предложила Женя.

(По М. Львовскому) *

* Михаил Григорьевич Львовский (1919–1994) – русский советский поэт-песенник, драматург, сценарист.

Пояснение.

1. Известный лингвист А. А. Реформатский говорил: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Чтобы понять смысл этого высказывания, нужно выяснить значение слова «синтаксис». Синтаксис - это раздел грамматики - наука о соединении слов и строении предложений. Автор высказывания убежден, что связь между предметами и явлениями в нашем сознании выражается в том числе и через синтаксические нормы построения словосочетаний и предложений.

Обратимся к тексту М. Г. Львовского.

Проанализируем грамматический строй предложения 1 (Модель атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.) Оно представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным определительным. Кроме того, предложение осложнено распространённым обособленным приложением «очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком». Это позволяет автору составить ёмкое высказывание.

Предложение №38 (Ты можешь... за мой стол...), напротив, простое, как бы однозначно подводящее итог неожиданно завязавшемуся разговору ребят: их жизнь теперь изменится. Так, ресурсы синтаксиса помогают точно и связно выразить авторский замысел.

Подводя итог нашего рассуждения, приходим к выводу, что Реформатский был прав в утверждении важной роли синтаксиса для выражения отношения говорящего к окружающему миру.

2. Герой текста М. Г. Львовского Лёша не ожидал, что Женя может заговорить с ним. Он обратил на неё внимание, она ему даже понравилась, но от неожиданного вопроса он смутился и нужно было срочно решать, как поступать дальше. Вот почему автор сравнивает ситуацию со звучанием оркестра: «Лёша ответил не сразу, потому что в таких случаях, как известно, невидимый дирижёр даёт знак невидимым скрипкам, а вступить в звучащий оркестр нелегко непривычному человеку».

Отношения Лёши с одноклассниками не простые, он не стал для них «своим», поэтому и чувствует себя неуверенно. Лёша настолько не уверен в себе, что смущается от внимания Жени. Для него трудно строить отношения, он сомневается, будет ли интересен собеседнице.

В толпе чужих людей Лёша нашёл свою «заветную» девочку. Незаметно, на подсознательном уровне зарождается большое чувство, имя которому Любовь.

Не каждому в жизни случается испытать настоящую любовь. А если тебе даровано это чувство, радуйся, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных испытаний на земле.

3. Что такое любовь? Какое значение мы вкладываем в это слово? Для чего она нам нужна? А нужна ли вообще? Эти вечные вопросы не дают покоя многим поколениям.

Любовь - большое, светлое чувство, свойственное на Земле только человеку, это чувство глубокой симпатии и самоотверженное желание сделать счастливым любимого человека.

Герой текста М. Г. Львовского Лёша нашёл свою «заветную» девочку: что-то их подтолкнуло друг к другу, зачем-то они друг друга увидели. Незаметно, на подсознательном уровне зарождается большое чувство, имя которому Любовь.

Любовь, чтобы быть прочной, должна опираться на такие чувства, как доверие и уважение. Трудно любить того, кого не уважаешь и кому не веришь.

Примером настоящего чувства может служить любовь Ромео и Джульетты. Герои Шекспира готовы на всё, лишь бы быть вместе, потому что друг без друга для них перестаёт существовать мир, потому что друг без друга жизнь бессмысленна. И даже когда нужно выпить смертельно опасный яд, они не задумываются, потому что верят друг другу.

Это прекрасно, когда тебе на пути встретилась настоящая любовь, это значит, что судьба не обделила тебя одним из самых прекрасных чувств на земле.

Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Реформатского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


Роль синтаксиса в общении В переводе с греческого слово "синтаксис" означает "построение" и прямо указывает на необходимость упорядочивания единиц языка. Возникновение синтаксиса вызвано потребностью людей в общении, их стремлением организовать свою речь так, чтобы наилучшим образом передать информацию и эмоции. Иначе говоря, мелких единиц языка - слов - недостаточно для того, чтобы выразить многообразие человеческих эмоций и сложность мыслей; для полноценного общения необходимы более крупные - синтаксические - единицы.



Черёмуховый дед (1)Лето. (2)Солнце разливает мед по сотам дворов, раскрашивает яркой зеленкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: На воротах Пашка и Митька! (5)Футболисты! (6)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: Домой! не разобьет последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч. (7)Как и в моем детстве. (8) Помню, мальчишкой идешь по бульварам, утопленным в аромате черемухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листоверток. (9)Возьмешь такой в руки, и, если не уснула в нем в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь ее хрупкий кокон - и подарит, встревоженная, давно забытую историю... (11)Был у нас во дворе дед. (12)Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черемухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера. (13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (16)Детству не интересна старость. (17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района.(19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля. (20) Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря! (23) Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошел их, опираясь на палочку, и ушел со двора. (25)Согнали старика, - нахмурился мой отец. (26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлеченные игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом: (28) - Орлы! (29) А ну подь-ка сюда!


(30)Дед принес нам мяч. (31)Настоящий, из черно-белых шестиугольников, тугой - не чета нашему затертому серому сдутышу! (32) Чего рты раззявили? (33)А ну на поле - марш! (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул. (35)Мы капитулировали. (36)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков - все отрезал и оставил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черемухи. (38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьей. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников и прорываться к их воротам.(40) У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещенный прием, или осмеливался схитрить, или позволить себе играть в полноги. (42)Дед не выкрикивал имен, но каждый, замирая, думал: Не мне ли свистят?, и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)За какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района. (44)А потом дед пропал. (45)Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу… (46)Вечером пятницы я пришел домой, толкнул открытую дверь - родители, видимо, только что сами вернулись с работы - неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: Как же Коле объяснить, что деда больше нет?». (47)- Мама!? (48)Она обернулась, ахнула: (49) - Колечка, мы хотели сказать… (50)…Во всем нашем пацанячьем детстве не было слез горше… (51)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (52)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения. (53)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (54)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черемуховому деду усомниться в том, что его уроки честности - перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой - прошли не зря. (По Павловой О.)




Любая система состоит из множества элементов, которые находятся в связях друг с другом, образуют одно целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка: Основная функция языка – коммуникативная – реализуется через синтаксис. Это та ступень грамматического строя языка, на которой формируется связная речь. Единицы Уровни Предложение Синтаксический Части речи (словоформы)Морфологический Лексемы (слова)Лексический Морфемы (части слова)Морфемный Фонемы (звуки)Фонемный


Основные синтаксические единицы Словоформа это минимальная единица синтаксиса, слово в определенной грамматической форме. Словосочетание объединение двух или нескольких словоформ. Это назывная, номинативная единица. Предложение грамматически организованное объединение слов, обладающее смысловой и интонационной законченностью. Сверхфразовое единство объединение нескольких предложений, призванных раскрыть одну микротему (например, строфа стихотворения). Текст композиционно завершенное произведение.


Синтаксические связи между синтаксическими единицами Подчинительная Сочинительная Предикативная (между главными членами предложения) Полупредикативная (связь, которая обнаруживается при обособлении второстепенных членов предложения) Присоединение (к основному высказыванию присоединяется вторичное высказывание)




Предложение как коммуникативная единица синтаксиса. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается прежде всего как носитель актуальной для говорящего информации, ради сообщения которой он и высказывается. В коммуникативном плане предложение двучленно: в нем выделяются два компонента - тема, то есть исходный пункт высказывания, содержащий уже известную слушателю информацию, и рема, то есть сообщение о теме, та новая информация, ради сообщения которой и предпринимается высказывание. Рема есть ответ на действительный или подразумеваемый вопрос о теме предложения.




Невопросительные высказывания Повествовательные (информирующие) Повествовательные высказывания содержат глагольные формы изъявительного или сослагательного наклонения. Фильм уже закончился. Я хотел бы посмотреть этот спектакль. Побудительные (побуждающие к действию) Побудительные высказывания содержат формы повелительного наклонения или инфинитив в императивном значении. Приходи поскорее! Стоять! Ни с места!


Классификация функционально-смысловых типов вопросительных высказываний. Вопрос направлен на поиск информации – общей или частной Что у вас нового? Как ты сдал экзамен? Вопросительные высказывания направлены на сообщение информации. Кто в силах удержать меня? Это ли не свидетельство его ума?






Экспрессивные возможности структуры предложения При оценке экспрессивности и художественного своеобразия текста можно сопоставить предложения из текста с абстрактной моделью идеального предложения: в ней предложение является двусоставным, полным, распространенным /очень незначительно/, неосложненным, с прямым порядком слов и типичными способами выражения членов. Чем больше отличается предмет анализа от модели, тем он интереснее в стилистическом отношении.


Исследуем текст Многосоюзие Намеренное использование повторяющихся союзов Выделяет отдельные слова, подчеркивает единство перечисляемого Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Градация Расположение однородных членов по возрастающей или убывающей значимости Последовательно усиливает или ослабляет названные предметы, явления, действия Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Инверсия Нарушение прямого порядка слов Привлекает внимание к самым важным в смысловом отношении словам Укажите номера предложений (приведите примеры из текста) Композици- онный стык Повторение в начале нового предложения слов, заключающих предыдущее Выделяет слова, значимые в смысловом и эмоциональном плане



Известный лингвист А. А. Реформатский утверждал, что в языке синтаксис выполняет функцию общения. В самом деле, сообщение позволяет передать такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способность формировать и выражать мысль. Например, в предложении 38 составные именные сказуемые помогли читателю понять, кем стал дед для рассказчика и его друзей-футболистов, почему он покорил сердца мальчишек, сплотил их и создал настоящую команду. О том, какой она стала, можно узнать из предложения 43, где ряд однородных определений характеризует её : «самая честная, самая бесстрашная, дисциплинированная и … самая дружная команда района». Следовательно, утверждение А.А.Реформатского справедливо.



Литература Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация М.: Просвещение, 1981 Белошапкова В.А. Современный русский язык. М., Виноградов В.В. Основные вопросы синтаксиса предложения. М., Беловольская Л.А. Синтаксис словосочетания и простого предложения. М., 2001 Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. - М., Купина Н.А. Лингвистический анализ художественного текста. М., Лотман Ю.М. Анализ художественного текста. -Л., Новиков Л.А. Лингвистическое толкование художественного текста. - М., Одинцов В.В. О языке художественной прозы.- М., Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. - М., Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. - М., Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. - Л.,

Язык - это самое древнее и главное свойство человека, как биологического вида, отличающее его от других живых существ. В лингвистике, науке о языке, используют следующее определение: язык - это знаковая система, созданная естественно или искусственно, с помощью которой осуществляется общение людей и оформление их мыслительной деятельности.

Происхождение языка

Образование и становление языка наряду с трудовой деятельностью сыграло ключевую роль в развитии человека как существа разумного. Одной из самых важных проблем в вопросе происхождения языка является его способность отражать действительность. Слова, как знаки языка, не имеют сходства с предметом, который они обозначают. Тем не менее в сознании человека возникает отчетливый образ предмета, когда он слышит или видит слово, его обозначающее.

Чтобы понять, каким образом появился язык, звуковой комплекс которого сам по себе ничего не отражает, ученые разрабатывают различные Звукоподражательная теория рассматривает происхождение первых слов как воспроизведение звуков и шумов природы. Однако, она не может объяснить наличие различных звуковых оболочек у одного и того же явления в разных языках. Согласно междометной теории, в основе первоначального слова лежит эмоциональный возглас или выкрик, обозначающий состояние человека. Эта теория, в свою очередь, не объясняет всего многообразия языка, которое не могло произойти только от междометий.

Одни ученые предполагают, что первыми словами были существительные, человек изначально стремился отразить предметы и явления действительности. Другие считают, что первичны глагольные формы, человек прежде всего производил действие и уже на его основе выстраивал картину мира.

Таким образом, каждая теория происхождения языка зависит от функции, которая на него возлагается.

Функции языка

Сущность языка, его основные характеристики проявляются в его функциях. Среди большого количества функций языка выделяют наиболее значимые.

  • Коммуникативная функция. Согласно определению, язык - это основное средство общения людей.
  • Мыслительная или когнитивная функция. Язык служит основным средством формирования и выражения мыслительной деятельности.
  • Познавательная функция. Язык позволяет создавать новые слова и понятия, а также выступает средством хранения и передачи информации.
  • Другие функции (фатическая, эмотивная, апеллятивная, эстетическая и пр.).

Язык и речь

Термин язык нельзя отождествлять с понятием речь. В первую очередь, язык является средством общения, а речь - его воплощением. Главная характеристика языка - его абстрактность и формальность, в то время как для речи характерна материальность, т.к. она состоит из артикулируемых звуков, которые воспринимаются слухом.

В отличие от стабильного и статичного языка, речь - явление активное и динамическое. Стоит отметить, что язык является общественным достоянием и отражает в себе картину мира народа, говорящего на нем, а речь, в свою очередь, сугубо индивидуальна и отражает опыт конкретного человека. Язык, как сложная знаковая система, имеет уровневую организацию, а для речи характерна организация линейная. И наконец, язык не зависит от конкретной ситуации и обстановки, речь же обусловлена контекстно и ситуативно. Таким образом, можно сказать, что язык относится к речи, как общее к частному.

Единицы и уровни языка

Основными являются фонема, морфема, слово и предложение. В соответствии с каждой единицей формируется отдельный уровень языка. Так низшим уровнем является фонетический, который состоит из простейших языковых единиц - фонем. Фонема сама по себе не имеет значение и обретает смыслоразличительную функцию только в составе морфемы. Морфема (морфемный уровень), в свою очередь, является кратчайшей значимой единицей языка. Различают словообразовательные (образуют слова) и грамматические (образуют формы слова) морфемы.

Слово (лексико-семантический уровень) представляет собой основную значимую единицу языка, которая может обладать синтаксической независимостью. Оно служит для обозначения предметов, явлений, процессов и свойств. Слова подразделяются на определенные группы: система частей речи (на основе грамматических признаков), система синонимов и антонимов (на основе смысловых отношений), группы архаизмов, историзмов и неологизмов (в исторической перспективе) и т.д.

Предложение (синтаксический уровень) представляет собой сочетание слов, выражающее определенную мысль. Для предложения характерны смысловая и интонационная законченность и структурность. Выделяют простые и сложные предложения. Нужно отметить, что единица каждого уровня языка является элементом построения единицы следующего уровня.

Языки мира

По разным подсчетам в мире существует около 7000 языков. Все они разделяются на следующие группы:

  • распространенные и нераспространенные;
  • письменные и бесписьменные;
  • «живые» и «мертвые»;
  • искусственные и естественные.

По признаку языкового родства создана генетическая согласно ей, имеется еще одно определение языка. Это прежде всего отношение к определенному языку-предку. Как правило, выделяют индоевропейскую, сино-тибетскую и урало-алтайскую семьи языков. В основе всех языков одной семьи лежит один праязык.

Русский язык

Русский язык является одним из входит в индоевропейскую языковую семью и является языком мирового значения. Русский язык - это национальный язык русского народа. В русском языке используется письменность, в основе которой лежит русский алфавит, восходящий к кириллице. При этом в русском языке буквами обозначаются не все, а только основные звуки речи. Так количество букв в алфавите составляет 33, а звуковая система содержит 43 звука, из которых 6 гласных и 37 согласных. Классификация звуков русского языка производится на основе артикуляционных свойств В этом случае звуки различают по способу их произношения и по участкам речевого аппарата, задействованным при их произношении.

Также существует классификация звуков русского языка по акустическим признакам. При этом учитывается участие голоса и шума в образовании звука. Русский язык - один из сложнейших для изучения языков мира.

Таким образом, можно дать следующее определение: "Язык - это сложное многозначное понятие, в котором он рассматривается прежде всего как многоуровневая знаковая система, находящаяся в органическом единстве с мышлением человека".

Известный ученый-лингвист А. А. Реформатский писал: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».

Эту фразу я понимаю так: функция общения заключается во взаимном обмене высказываниями членов языкового коллектива. Высказывание как единица сообщения обладает смысловой целостностью и строится в соответствии с синтаксическими нормами. Приведу примеры из текста В. Дроганова.

Так, в реплике диалога предложения №6 (« Санёк, спасибо за книгу!») нахожу обращение, помогающее в процессе общения обозначить лицо, которому адресована речь.

А в предложении №10 автор использует вводное слово «конечно», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою уверенность в том, что говорит.

Таким образом, утверждение А.А. Реформатского справедливо: именно синтаксис позволяет выполнить языку коммуникативную.

79) Высказывание Л.В. Успенского я понимаю так: в языке всё взаимосвязано: слова имеют лексическое значение, но если они употреблены не по грамматическим законам, то представляют собой набор слов. Только будучи организованными грамматически, они становятся предложением и приобретают смысловую и интонационную законченность. Попытаюсь доказать это, используя текст В. Железникова.

Например, в предложении №2 нахожу сравнительный оборот «как первый тёплый день». Автор, используя возможности лексики, передаёт мысль о том, как хороши были первые весенние цветы. Вот пример того, как грамматика, связав между собой слова, помогла выразить мысль.

А предложение №34 («Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!») в данном тексте восклицательное. Следовательно, произносится оно с особой интонацией, очень эмоционально. Так автор, используя возможности синтаксиса, передаёт мысль о том, что герой очень раздосадован тем, что оказался, как он считает, в глупой ситуации, и в этом обвиняет маму. Вот пример того, как грамматика, связав между собой слова, помогла выразить мысль.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию, выражающую любую мысль, и знаки препинания. В предложении №5 автор использует несколько запятых. Так, первая из них выделяет вводное слово «действительно», при помощи которого говорящий выражает свое отношение к тому, о чем он сообщает. В данном предложении вводное слово помогает рассказчику выразить свою уверенность в том, что говорит. Вторая - отделяет друг от друга два простых предложения в составе сложносочинённого, помогая одно явление противопоставить другому.



Таким образом, могу сделать вывод о том, что прав был Л.В. Успенский, когда говорил, что «грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».

Задание

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл вы­сказывания известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Вариант 1

Коммуникативная функция языка состоит в передаче людьми друг другу в процессе общения своих мыслей, воле­изъявлений, чувств. Давайте задумаемся, что в действи­тельности обеспечивает выполнение этой функции? Мини­мальная единица текста, содержащая законченную мысль, называется предложением. Его изучает синтаксис. Это зна­чит, что общение невозможно без этой единицы синтаксиса.

Обратимся за примерами к рассказу В. Солоухина.

Односоставные безличные предложения могут выражать различные чувства, состояния, испытываемые участниками общения, как, например, снисхождение и прощение (предл. 61), которое познает рассказчик. А определенно-личные предложения не только помогают избежать словесного по­вторения, например, местоимения «мы» или словосочетания «мы с тобой» (предл. 49, 50), но и создают интонацию дове­рительности, концентрируют внимание читателя или слу­шателя на действии, переданном глаголом.

Именно это свойство синтаксиса подметйл известный лингвист А.А. Реформатский, считавший, что «в языке... главную роль - функцию общения» выполняет синтаксис.

Вариант 2

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис», - считал из­вестный лингвист А.А. Реформатский.

В самом деле, такая синтаксическая структура, как предложение, главной чертой которого является его способ­ность формировать и выражать мысль, служит средством общения людей, позволяет различать смысловые оттенки.

Например, в бессоюзном сложном предложении 2 пояс­нительные отношения между его частями помогают читате­лю понять, каким именно было главное развлечение школь­ников во время уборки урожая картошки. Конечно, получить удар тяжелым шариком, слепленным из глины, неприятно, и понять, почему выступили слезы на глазах рассказчика, легко: противительные отношения между про­стыми предложениями в составе сложносочиненного пред­ложения 6 дают представления об этом: мальчику просто стало очень обидно.

Таким образом, синтаксис, помогая передать информа­цию полно, связно, понятно, выполняет функцию, указан­ную лингвистом Реформатским.

Вариант 3

Человеческий язык обладает рядом функций, основная из которых - функция общения.

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль - функцию общения? Это синтаксис», - утверждал известный лингвист А.А. Реформатский.

В самом деле, с помощью такой синтаксической структу­ры, как предложение, мы можем формулировать и выражать мысли, общаться с окружающими людьми.

Докажем это примерами из текста В. Солоухина.

Так, разные виды предложений играют разные роли в передаче информации. Например, употребление односостав­ных безличных предложений в составе сложного предложе­ния 47 позволяет представить состояние рассказчика, кото­рому уже не хочется мстить своему другу.

Что же повлияло на его решение простить обиду? Вторая часть бессоюзного сложного предложения 60 помогает по­нять эту причину, позволяет «услышать» рассуждения мальчика.

Приведенные аргументы доказывают абсолютную право­ту утверждения А.А. Реформатского.

Текст для работы

(1)0днажды вместо занятий нам выпала удача копать картошку на школьном участке. (2)Главное развлечение наше было таким: на гибкий прут мы насаживали тяжелый шарик, слепленный из земли, и, размахнувшись прутом, бросали этот шарик - кто дальше.

(3)Я наклонился, чтобы слепить такой шарик, и вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. (4)Мгновенно распрямившись и оглянувшись, я увидел, что от меня убе­гает Витька Агафонов с толстым прутом в руке.

(5)Многочисленные лучистые солнышки заструились у меня в глазах, а нижняя губа предательски задергалась. (6)Я никогда не плакал от физической боли, зато легко на мои глаза наворачивались слезы от самой маленькой обиды.

(7)Ну за что он меня ударил? (8)Главное, тайком, под­крался сзади. (9)В горле у меня стоял горький комок, на душе было черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке, да так, чтобы в другой раз непо­вадно было.

(Ю)Вскоре созрел план мести. (11)Через несколько дней, когда все забудется, я как ни в чем не бывало позову Витьку в лес жечь теплинку. (12)А там, в лесу, и набью морду. (ІЗ)Просто и хорошо. (14)То-то он испугается один в лесу, когда я скажу ему: «Ну что, попался на узенькой дорожке?»

(15)В урочный день и час, на большой перемене, я подо­шел к Витьке. (16)Витька посмотрел на меня подозрительно.

- (17)Да уж... (18)Я знаю, ты драться начнешь. (19)Отплачивать.

- (20)Что ты, я забыл давно! (21)Просто пожжем теп­линку.

(22)Между тем положение мое осложнилось. (23)Одно де­ло - нечаянно заманить в лес и там стукнуть по уху: небось знает кошка, чье мясо съела, а другое дело - весь этот раз­говор. (24)Если бы Витька отнекивался, отказывался, а потом нехотя пошел, было бы куда все проще. (25)А он после моих слов улыбнулся от уха до уха и радостно согласился.

(26)Пока шли до горы, я всю дорогу старался вспом­нить, как он ни за что ни про что ударил меня, и как мне было больно, и как мне было обидно. (27)И так все точно и живо я вообразил, что спина опять заболела и в горле опять остановился горький комок. (28)3начит, я накалился и готов к отмщению.

(29)На горе, где начались маленькие елочки, выпал удачный момент. (ЗО)Как раз Витька, шедший впереди ме­ня, наклонился, что-то рассматривая на земле. (31)Ухо его в этот момент словно бы еще больше оттопырилось, словно просило, чтобы я по нему врезал что есть силы.

- (32)Смотри, смотри! - закричал Витька, показывая на круглую норку. - (ЗЗ)Шмель оттуда вылетел, я сам ви­дел. (34)Давай раскопаем? (Зб)Может, там меду полно.

(36) «Ну ладно, эту норку мы раскопаем, - решил я, - потом уж я с тобой разделаюсь!»

(37) На опушке леса в траве мы наткнулись на рыжики. (38)Опять наткнулся Витька, потому что у него глазищи по чайному блюдечку.

- (39)Айда за солью! - предложил Витька. - (40)Далеко ли овраг перебежать. (41)Хорошо бы заодно по яичку у матери стащить.

(42) А я думал, лелея по-прежнему свой злодейский за­мысел: «Когда сбегаем за солью, я тебя обязательно прищу­чу в лесу!»

(43) Мы принесли соль и два куриных яйца.

- (44)Теперь давай ямку копать.

(45)Мы раскопали землю, в ямку положили яйца, засы­пали их землей и на этом месте стали разводить теплинку. (46)Ну что же, вот и теплинка прогорела, сейчас пойдем до­мой, и тут я буду должен... (47)Что бы еще такое придумать, так не хочется идти домой...

- (48)Бежим на речку, - говорю я Витьке. - (49)Помоемся там, а то вон как перемазались. (50)Водички попьем холодненькой.

(51)Ну вот, мы и попили, и увдылись. (52)Делать больше нечего, надо идти домой. (53)Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать. (54)Витька доверчиво идет вперед. (55)Его уши торчат в разные стороны: что стоит развернуться и стукнуть!

(56)Что стоит? (57)А вот попробуй, и окажется, что это очень непросто - ударить человека, который доверчиво идет впереди тебя.

(58)Да и злости я уже не слышу в себе. (59)Так хорошо на душе после этой теплинки, после этой речки! (60)Да и Витька, в сущности, неплохой мальчишка: вечно он что- нибудь интересное придумает.

(61)Ладно! (62)Если он еще раз стукнет меня между ло­паток, тогда-то уж я ему не спущу! (63)А теперь - ладно.

(64)Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку, и мы заходим в село как лучшие дружки-приятели.

(По В. Солоухину)