Стихотворение Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…» (восприятие, толкование, оценка). Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева

Ночь – это любимая пора многих поэтов-романтиков. Сумерки в их творчестве предстают чем-то мистическим, таинственным и будоражащим воображение. Следует отметить, что именно Федора Ивановича Тютчева называли «самой ночной душой русской поэзии». Стихотворение «Тени сизые смесились…» дает читателю возможность заглянуть во внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями и будто самим оказаться среди сумеречного мрака.

Особенности лирики Тютчева

Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.

Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.


Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

История написания стихотворения


На создание стихотворения в некоторой мере повлияла трагедия, случившаяся с поэтом в 1835 году. Семья Тютчевых попала в кораблекрушение. Несмотря на то, что всем членам семьи чудом удалось выжить, это событие подорвало здоровье Элеоноры, жены поэта. Она месяцами не вставала с постели, не желала ни с кем общаться. Отчаявшийся Федор Иванович, который всеми силами пытался вернуть свою возлюбленную к полноценной жизни, днем еще мог отвлечься от мрачных мыслей благодаря работе, но когда на землю спускался сумрак, ему становилось все тяжелее продолжать надеяться и переносить то, в каком состоянии находится супруга.

Ночной мрак стирал все дневные заботы, размывал краски, ночью он мог острее чувствовать все то, что действительно волновало его разум, терзало душу. Именно поэтому поэт так часто в своих стихотворениях размышляет о ночи, приписывает ей человеческие качества.

В мае 1836 года Тютчев отослал стихотворение «Тени сизые смесились…» князю Григорию Ивановичу Гагарину, своему коллеге по поэтическому и дипломатическому цеху. Опубликовано оно было лишь спустя сорок с лишним лет в журнале «Русский архив», а также в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф. И. Тютчева». Тогда произведение носило название «Сумерки».

Это стихотворение очень полюбилось Льву Николаевичу Толстому. А. Б. Гольденвейзер вспоминает разговор с Толстым. По его словам, писатель считал, что невозможно описать, насколько велики достоинства этого стихотворения. Он был счастлив, что нашел истинное произведение искусства, декламировал его почти шепотом, а в глазах его стояли слезы. Столь велико было впечатление, которое стих произвел на писателя.

Особенности стихотворения:

Жанр - философская пейзажная лирика;

Стиль - романтический;

Размер - четырехстопный хорей;

Рифма перекрестная (abab).

Особенности философии Тютчева

В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька.

Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый - это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время.


Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.

В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа - это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания.
Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь - это «час тоски невыразимой», а с другой - лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.

Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь - разрушительница дневной суеты и определенности, она же - целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь - это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились...». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» согласно своей тематике, смысловому и эмоциональному наполнению перекликаются с другими произведениями лирика («День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…»). В них Тютчев передает свое отношение к спокойной и тихой ночи, хранящей свои тайны, навевающей тоску и восторг, приносящей боль и спасение души.

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Однако это обманчивая видимость, в природе ничего не исчезает, хотя и может стать незримым, неслышным. Благодаря тому что чувства лирического героя становятся необыкновенно обостренными, изощренными, ему доступны и такие впечатления:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Такая чуткость вызывает к нему доверие, и к выводам его размышлений хочется прислушиваться с повышенным вниманием.

Философская наполненность характерна для первого же образа: тени вокруг созерцателя не просто черные, но сизые, то есть темные с синевой, с голубоватым отливом. В эпитете подчеркнуто смешение, слияние цветов, возможность разрешения противоречий, контрастов.

Но не умиротворенностью наполняет душу такой вывод, в ней пробуждается «тоска невыразимая», свидетельствующая о том, что достижение гармонии сопряжено с мученьем. Во второй строфе стихотворения (восьмистишие четырехстопного хорея) выражено смятение, возникшее из-за предчувствия смерти. Действительно, слияние с миром — это самозабвенье, уничтожение личностных особенностей. И все же, определяя уже в конце первого восьмистишия свое состояние в час ночной тишины и сумрака, лирический герой выражает его с помощью восклицаний, в которых слышится восторг. Его идеал осуществился, и цена за это, оказавшаяся невыразимо высокой, подтверждает значение личности, отдающей все земные блага за верность своим стремлениям:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Восклицания во второй строфе продолжают приветственный клич миру. Лирический герой не только согласен с правотой жизни, специфика его позиции состоит в том, что он возвышает способность человека совершить сознательный выбор.

Оба полюса в восприятии жизни обрисованы как тихая созерцательность и самозабвенная жажда слияния с миром. В глубине души он чувствует созвучие двух впечатлений, переход от одного к другому понятен ему, они не отделены непреодолимой преградой. Ему понятно счастье, состоящее в умиротворенности и покое:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Однако такое существование похоже на сон, а он жаждет «жизни, движенья». Его душа стремится к предельному напряжению — но не воли, не бунтарской активности (мысль о том, что духовная жизнь «тиха», повторена три раза во втором четверостишии), а мысли. Романтический конфликт, в который вступает личность,— это попытка человека приблизиться к пониманию своего предназначения, смысла бытия. Для того чтобы сосредоточиться на нем, нужны тишина, сумрак, а главное, решимость шагнуть за грань земного, забыть о себе:

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Абсолют «самозабвенья» — это смерть, но лирический герой готов принять ее, отдавая жизнь за исполнение своей мечты, даже призывая «уничтоженье», позволяющее слиться «с миром дремлющим» (на этот аспект его настроения указывают формы повелительного наклонения: лейся, залей, утиши, а затем с восклицательным знаком — переполни, дай вкусить, смешай). Таков его выбор слияние с миром в наслаждении природой предстает иллюзией, он ищет гармонии в другом:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Последнее требование обращено к «сумраку», так как в ночной природе ему слышатся страшные, но любимые песни «Про древний хаос, про родимый!» («О чем ты воешь, ветр ночной?», 1836). Как и лирический герой Лермонтова, он «даром славы не берет» («Я жить хочу! хочу печали...», 1832). Сходство в мироощущении двух поэтов-романтиков в 1830-е годы свидетельствует об усилении трагических тенденций в осознании неразрешимости противоречий между идеалом и действительностью. У Тютчева не отвергается безысходность (в стихотворении «Тени сизые смесились...», анализ которого мы провели, она внушает «тоску невыразимую»), но личности вступающей, невзирая на нее, в конфликт с судьбой, адресован восторг лирического героя, благодаря чему пафос его стихотворений приобретает жизнеутверждающую окраску.

МАОУ «СПШ № 33»

(10-11 класс)

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Криводерева Л.В.

Старый Оскол

2012

Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения "Тени сизые смесились..."

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека

Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения

Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи

Метод. Коллективная работа учителя с классом

Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения "Тени сизые смесились..." познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока

III . Работа на уроке
L . Слово учителя

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

На память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него".

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2. Вопрос на восприятие ранее изученного

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева

Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа "душевная буря " было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод , наполнив художественный приём философским содержанием

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого...мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно".

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта

Учитель. (Краткая запись в тетради).

    Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы
    нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов
    философского характера

    Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности
    оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо
    другом может получить противоположную оценку.

    Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
    Примером являются стихотворения "Проблеск" (1825), "Видение" (1829),
    "Тени сизые смесились...", условно они отнесены к "ночным
    стихотворениям" поэта.

    Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между
    двумя мирами, он - соединение и объединение этих двух миров - бездн
    (внутреннего и внешнего).

    Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение "Тени сизые смесились..." (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились..."

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником)

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!..

Сумрак тихий, сумрак сонный, Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай! (1835 год)

Ф.И.Тютчев

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества...
(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

Образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

    тени сизые

    сумрак зыбкий

    гул дальний

    полёт незримый

    тоска невыразимая

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

Эпитеты

в) Работа с эпитетами

Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

Рассмотрим каждый из них:

    Тени, действительно, "сизые" (что это значит?) - они переливаются
    множеством оттенков, поэтому сумрак "зыбкий"

    О чём говорит "гул дальний"? (об уходе дневной жизни, внешней
    жизни). Точнее не выразить

Проанализируем значение глагола "смесились" ("смесились" -
устаревшая форма глагола "смешиваться")

    не столько механически, сколько слияние
    Учитель Сумерки - это слияние чего? в какое время?

    Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

    олицетворение "звук уснул"

    многосмысловые слова "цвет поблекнул" - т.е. наступление вечера, закат.
    "Мотылька полёт незримый" - темно очень тихо, слышен полёт

д) Анализ звукового оформления

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление

Аллитерация на свистящее "с"

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

Создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого
откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь)
человека? В каких строчках?

- "Жизнь, движенье разрешились

в сумрак зыбкий, в дальний гул..."

Учитель . Каким становится бытие человека?

- "зыбким, тоскливым"

ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками
проанализируем значение глагола "разрешились"

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто "мерцает" другое

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул

Учитель.

Так возникает ощущение начала драмы

з) Учитель. А чем символичен образ "полёта незримого мотылька?"
Обратите внимание особое на слово "незримый".

Незримый, но существует, где такое можно найти? - Внутри чего-то.

В данном случае - в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой - такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль

- "Час тоски невыразимой!.."

и) Прокомментируем последний стих первой строфы.

    "Всё во мне, и я во всём!.."
    Учитель . Что значит "я во всём!"?

    во всём мире, т.е. Вселенной

к) Сделаем вывод анализа первой строфы

ощущение, состояние?

Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е.
показать душу в сумерках.

4) Анализ II части

Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II

часть

Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку

Учитель. Какие слова помогают понять это?

Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: "лейся", "залей",
"утиши", "переполни", "дай".

Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О
чём его просят?

- "лейся", "залей", "утеши" - сумрак обретает текучую природу

Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

Человеческая душа стремится к покою, тишине.

Учитель. Призыв звучит не просто "сумраку литься", но "всё" залить. На что
указывает местоимение "всё", что под ним подразумевается?

Всё - это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

Покоя, тишины - самозабвения

Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное

"Дай вкусить уничтоженье..." Что может вызвать уничтоженье?

Ужас, страх

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

Вкушают, обычно, блаженство

    Опять возникает тютчевская "вибрация" смыслов: оказывается есть не
    только ужас уничтожения, но и сладость.

    Так в чём же особенность композиции стихотворения?

Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

- "С миром дремлющим смешай!"

Последняя строчка лишь одним словом "смешай" замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и "я", уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV . Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир "сумеречного" состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы

Учитель . Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне

V . Выставление отметок

VI . Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева
"Тени сизые смесились..." (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева)

Ф. И. Тютчев - один из величайших наших философских лириков. Его поэзия, как дивная музыка, волнует и наполняет душу любовью к миру. Нашей темой станет произведение, которое вначале называлось «Сумерки». Теперь его название звучит так: «Тени сизые смесились…» Оно до слез взволновало Л. Толстого, и писатель назвал его «истинным произведением искусства».

Образ ночи в творчестве поэта

Лирические миниатюры Федора Ивановича проникают в потаенные уголки сердца и души. Его поэтические произведения направляют ум на глубокое восприятие всего, что происходит, и позволяют осмыслить свое внутреннее состояние. По Тютчеву, мир - это древний девственный хаос, не поддающаяся контролю стихия.

Все, что мы видим вокруг, - лишь ее зыбкое порождение. Потому поэт часто обращает свой взор на тьму ночи. Только ночью «мыслящий тростник» остается наедине с собой и предстает пред вечным миром. В ночном мраке он ощущает себя особенно малым и беспомощным и остро переживает свое существование как трагедию.

Тютчева также привлекают состояния, которые находятся на грани перехода от дня к ночной мгле. Один из примеров - стихотворение «Тени сизые смесились…». В нем воспет сумрак. Пришел вечер, освободивший от дневных мелочных забот, и в покое полумрака наступает момент, когда человек сливается душой с природой и приобщается к вечности. Вот он, этот момент: «тени сизые смесились…» и «все во мне, и я во всем».

История создания стихотворения

Произведение написано в 1835 году. В это время Ф. И. Тютчев переживал любовную драму. Он уже девять лет был счастливо женат на бесконечно очаровательной Элеоноре Петерсон, имел от нее трех дочерей. Жена обожала Федора Ивановича.

На его скромное жалованье она в Мюнхене умудрялась прилично вести дом, в котором было уютно и гостеприимно.

Но в 1833 году на балу Федор Иванович встретил красавицу, которая покорила его блеском ума. Сначала он испытал тягу к ней как духовно близкому человеку. Но их отношения углубились. Милая и простодушная жена, узнав о связи мужа, пыталась, как могла, сохранить семью.

Былеще один страшный момент в 1835 году. Сам поэт находился в Петербурге, а семья отправилась морем к его новому месту службы. Пароход потерпел крушение. Элеонора вела себя чрезвычайно мужественно, и все были спасены. Но эта драма сказалась на хрупком здоровье Элеоноры. Она слегла и не вставала с постели. В обстановке мучительной раздвоенности, жалости и сочувствия к жене и неумолимой тяге к другой женщине у поэта родились строки «тени сизые смесились…».

Можно предположить, что, когда детей уводили спать, а в доме стихали их веселые голоса и жена оставляла его в одиночестве, то, не зажигая свечей, Федор Иванович сидел в сгущающемся сумраке и тягостно размышлял. Его терзала невыразимая тоска, и он просил, чтобы полумрак влился вглубь его души и дал, наконец, ей покоя.

Тема, идея

Вечерняя жизнь, которая объединяет Человека и Мироздание, стала основной темой произведения «Тени сизые смесились…». Лирический герой погружен в невыносимые раздумья, выливающиеся в мучительную тоску. Депрессию лирического героя немного снимает наблюдение за спокойствием, которое его окружает: звуки уснули, дневные цвета не режут глаз, слышен полет мотылька. Он ищет выход из одиночества, пытаясь объединиться с окружающим миром, и завершает свои наблюдения утверждением, что все растворилось в нем: будто достигнута долгожданная гармония. Сумрак, «сонный» и «тихий», загадочным образом наделяется целительной силой. Он может утишить страдания и переполнить чувства мглой, забвением себя.

Образы

В произведении «Тени сизые смесились…», анализ которого мы уже начали, противопоставляются образы материального и духовного миров.

Материальное выявлено в цвете, который поблекнул или потонул в сумраке, в звуке - уснул, то есть почти затих, жизнь и движенье отошли на задний план, и слышен только далекий гул, а незримый полет мотылька отзывается в душе тихим эхом.

Духовное проявляет себя иначе. Бессмертная душа открывается через чувства, которые лирический герой просит наполнить самозабвеньем в дремлющем мире, дарующем упоительный покой.

Два этих противоположных начала объединяет образ сумрака. Инверсиями эпитетов поэт показывает значимость для него сумрака. Он, тихий, сонный, а также благовонный, как сладостный ладан, дарящий удовольствие, несет неподвижность.

Лирический герой

Сложен его внутренний мир, который не стоит полностью соотносить с личностью поэта.

Он отражает не только личные черты автора, но его современников, людей его класса, которые способны понять своеобразное мироощущение поэта. Переходные состояния природы волнуют поэта: как зима становится весной, лето - осенью, вечер - ночью. Эта динамика, за которой наблюдает находящийся в тягостных переживаниях лирический герой, отражена в произведении «Тени сизые смесились…». Тютчев показывает это время как час невыразимой тоски и желание его героя понять природу, раствориться в ней. Но ему присуще трагическое одиночество. Он, тонко понимая мир природы и любви, хочет глубоко постичь свою судьбу в этом мире. Но от себя уйти ему не дано. В этом состоит глубокое противоречие между личным, индивидуальным, и реальностями жизни.

Ритм и размер

Произведение «Тени сизые смесились…» Тютчев написал хореем с перекрестной рифмой. Оно состоит из шестнадцати строф, разделенных по смыслу на две части.

Композиция

Если в стихотворении «Тени сизые смесились» анализу подвергнуть композицию по строфам, то можно сделать вывод, что она делится пополам - первые восемь строф посвящены картине ночной жизни.

Эпитет «сизый» важен для поэта. Он, как художник на палитре, смешивает краски: черную, белую, голубую, серую - и получает зыбкую сизую грань перехода от дня к ночи. В это время звук уснул и движение жизни отдается где-то далеким гулом. Мучительное спокойствие вдруг заканчивается эмоциональным всплеском, который подчеркнут восклицательным знаком. Весь мир неожиданно вместился в душу, и лирический герой в нем растворился.

Во втором восьмистишии он обращается со страстной мольбой к сумраку: дать ему «самозабвенье» и уничтожение, что передает сильнейшее стремление лирического героя обрести гармонию, слиться с природой, уйти от себя. На эту пламенную жажду указывает знак восклицания и тщательно подобранные глаголы.

Поэтические средства

В заключении анализа стихотворения «Тени сизые смесились…» мы рассмотрим эпитеты. В первой части они создают образ реальных сумерек на исходе дня: сизые тени, зыбкий сумрак, дальний гул, незримый полет мотылька, невыразимая тоска. Их инверсия усиливает впечатление, что приближается ночь. Кроме того, олицетворение «звук уснул» и словосочетание «поблекнул цвет» показывают наступление ночной тишины. Аллитерации со свистящим, многократно повторяющимся «с» создают чувство, что с читателем шепотом делятся тайной.

Вторая часть, обращение к сумраку, наполнена глаголами в повелительном наклонении, которые демонстрируют то, к чему стремится душа, - к покою и самозабвению.

В заключение следует сказать, что стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились…» - один из образцов философско-романтической лирики поэта. В нем душевное настроение лирического героя угадывается по сопоставлению с явлениями природы. Это придает стихотворению символический смысл.

Ночной мир в лирике Тютчева

3. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.

Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

Сизый - самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» - 50-61с.Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.

…звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).

Сумрак, тени, тишина - это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа - страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.

«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества - 16с.(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Анализ произведений Серафимовича А.С. и Бальмонта К.Д.

Тишина духа, молчание вселенной слишком ужасно и томительно, быть может, сама Вечность лишь ужас безмолвия, нет возврата с высот и ледяных хребтов, а между тем «правда небес» только смутный сон. Итак, должно жить, во что бы то ни стало...

Брюсов. Поэзия интеллекта

Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи - как дым алтарный! Как вызов яростный - мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил, Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил...

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком...

Лирическое стихотворение

Стихотворение написано акцентным стихом, интервал между ударениями достигает 7 слогов, два ударных слога, как правило, разделены цезурой - «слышен лай дворняг; рожь заглушил сорняк». Также, что касается метрического строения стихотворения...

Литература Сибири

Весна в тайге. Ручей до дна смородиной пропах Но есть еще в нем пресный Привкус снега. Через колодник верткая тропа Легко и круто прыгай с разбега Премудрая старушка - Тишина - Следит за ней сторожко из-за Кочки Как в спичечной головке...

Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой

Стихотворение «Сто часов для счастья…» написано Вероникой Тушновой в 1962 году и относится к последнему периоде ее творчества. «Сто часов для счастья…» - мужественное произведение. Вероника Тушнова выливала его из насмерть раненого сердца...

Ночной мир в лирике Тютчева

Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья...

С первых строчек понятно, как поэт относится к своей няне - между ними нет классовых преград, он обращается к ней как к равной по статусу. Сразу же после обращения идет повтор «давно, давно», который звучит как сожаление о долгом молчании...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Первое четверостишие - очередное ласковое обращение к няне, поэт называет ее «своей старушкой» и говорит о том, что их лачужка «и печальна, и темна» - у них есть свой собственный мир, который в данный момент чем-то опечален...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

«Вновь я посетил» - стихотворение о том, как поэт вновь вернулся в Михайловское, где он прожил в ссылке два года. Так же он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, и многое переменилось в его жизни. Далее он указывает нам на домик...

В стихотворении «Детям ХХ века» Анна Волкова показывает некое «преобладание» машин над людьми, падение души и замыкание в себе. Она призывает людей восхищаться природой, быть отзывчивым, бескорыстным и делающим приятное другому...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Женщина», написанное А. Волковой, как мне кажется, изображает тонкость женской натуры, ранимость ее нежной души и умение скрывать боль. Тема заключается в терпении женщиной душевной боли...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

В стихотворении «Мужчинам» Анна Волкова призывает сильный пол заботиться о слабом. И чтоб они, мужчины, вспоминали делать женщинам приятное не только 8 марта, но и каждый день жизни. Темой этого стиха является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Кара», написанное Анной Волковой, рассказывает о горькой любви, которая заканчивается плачевно для героини. Она испытывает на себе людскую брань, презрение, унижение и отречение любимого. Темой стихотворения является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение Анны Волковой «Навсегда» рассказывает о безнадежности этого слова. О том, что для женщины каждая любовь воспринимается, как последняя и вечная, но когда это всего лишь мечты, а любимый...