Вновь я посетил лирический герой. Анализ стихотворения пушкина вновь я посетил

Стихотворение «Вновь я посетил...» написано Пушкиным в Михайловском 26 сентября 1835г., немного больше чем за год до смерти. В это время он после длительного отсутствия снова приехал туда, где провел «изгнанником два года незаметных», посетил места, ставшие для него родными. Как и «Памятник», - это итоговое . В нем поэт размышляет о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, устанавливая связь поколений и времен. В стихотворении дан точный пейзаж Михайловского, показаны излюбленные поэтом места:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим - и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны.

По брегам отлогим

Рассеяны деревни-там за ними

Скривилась мельница, насилу крылья

Ворочая при ветре

Среди этих мыслей о прошлом Пушкина волнует воспоминание об уже умершей няне, человеке, особенно дорогом и близком ему:

Вот опальный домик,

Где жил я с бедной нянею моей.

Уже старушки нет - уж за стеною

Не слышу я шагов ее тяжелых,

Некропотливого ее дозора.

Но пребывание в Михайловском не только возродило воспоминания о прошлом. Оно явилось толчком для переоценки всей жизни. Минувшее встает перед поэтом как признак перемены, как свидетельство об «общем законе» развития жизни. Именно этот философический смысл заложен в стихотворении:

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных

Уж десять лет ушло с тех пор - и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я.

Центральное место в стихотворении занимает описание любимых поэтом трех сосен, вокруг которых раскинулась молодая поросль.

Стоят - одна поодаль, две другие

Друг к дружке близко

По той дороге

Теперь поехал я и пред собою

Увидел их опять. Они все те же,

Все тот же их знакомый уху шорох

Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья, кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк

В основе этой картины - образ «зеленой семьи». Отсюда и кусты, которые теснятся «как дети», и старое одинокое дерево - «угрюмый», «старый холостяк». Все стихотворение как бы подготавливает основной образ молодой зеленеющей рощицы, олицетворяющей вечное движение жизни. Эта картина и вызывает у Пушкина мысли, полные глубокого философского значения. «Младая роща» делается символом будущих поколений, «племени младого, незнакомого», к которому поэт обращает свое слово в надежде, что и он не будет забыт потомками:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

С приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет.

Пушкин видел бессмертие в вечном развитии жизни, неизменно меняющейся и прекрасной в каждом своем проявлении. В этом заключении раскрывается идея стихотворения. Это идея связи времен и поколений, текущих, изменяющихся и все же сохраняющих свое единство, выраженная Пушкиным в образе неизменно обновляющегося леса. Образ времени, столь важный для общей философской концепции Пушкина, создававшейся в его стихах на протяжении всей его жизни, здесь получает наиболее полное и законченное выражение.

Стихотворение композиционно завершено, хотя имеет излюбленную Пушкиным форму лирического фрагмента. Оно делится на 3 части: вступительную, посвященную приезду в Михайловское и воспоминаниям, с ним связанным; центральную, и самую обширную, в которой описывается холм и роща, и заключительную, содержащую обращение к будущим поколениям, вывод из всего стихотворения.

Композиционной ясности стихотворения соответствует и его словесное оформление. Стихотворение написано с предельной простотой и точностью. Уже самый отказ от рифмы, обращение к белому стиху, означал стремление Пушкина к ясности и простоте. Пушкин пишет «Вновь я посетил...» безрифменным пятистопным ямбом, которым написаны и «Борис Годунов», «Домик в Коломне», «Маленькие трагедии».

Уже само отсутствие рифмы переносит центр тяжести на смысловую и интонационную роль ритма, на выразительность каждого слова. В этом стихотворении достигнута предельная простота и естественность выражения. Конкретность и индивидуализация изображения в описании пейзажа и личных переживаний поэта сочетаются здесь о выражением основной идеи, определяющей построение художественного образа. Эпитеты в стихотворении очень конкретны: «опальный домик», «убогий невод», «зеленая семья». В каждом из этих эпитетов как бы сконцентрировано основное качество предметов, о которых идет речь.

Так в этих знаменитых стихах, полных глубокой поэзии, несмотря на отсутствие рифмы, простоту и неприкрашенность языка, создается удивительный по глубине и силе художественного обобщения образ, выражающий важнейшую для поэта мысль о «вечном законе» развития и движения, которому подчиняется человек и природа, о связи поколений и памяти как важнейшей категории человеческой жизни, Это стихо-гворенис, наряду с «Памятником», стало своеобразным завещанием Пушкина, монологом, обращенным к будущим поколениям.

По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно иным содержанием.

Тематически стихотворение посвящено возвращению Пушкина в Михайловское. В первых строках поэт приветствует «уголок земли», где ему пришлось провести «изгнанником два года незаметных». Через десять лет, во многом переменившись внутренне, он возвращается в знакомые места. Поэт отмечает, что в его отсутствие здесь почти все осталось по-прежнему. Хотя Пушкин и называет проведенные в изгнании годы «незаметными», оказывается, что даже мельчайшие детали картин окружающей природы врезались ему в память.

Композиционно стихотворение делится на три части. В первой поэт видит «опальный домик», где он жил с няней, своей верной спутницей с рождения. Во второй его поэтическому взору предстает озеро, напоминающее ему «иные берега, иные волны», его юношеские мечты. В третьей поэт любуется «тремя соснами» на возвышенности, мимо которых он прежде часто скакал верхом. Эти три образа – символы детства, юности и зрелости поэта. На всем вокруг Пушкин замечает признаки запустения, увядания, печать старения и смерти: няни уже нет в живых, рыбак, плывучий по озеру, тянет за собой «убогий невод», мельница «насилу ворочает крыльями». Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет. В этом его коренное отличие от романтиков.

По Пушкину, старость так же естественна и прекрасна, поскольку вместе с ней к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг, как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, отношение к будущему спокойно. Рядом с парой сосен он видит молодые деревца, которых не было здесь раньше. Пушкин сравнивает их с детьми и радостно приветствует. Образ дерева, печально стоящего в стороне от шумной, веселой, многочисленной семьи, говорит о том, что поэт аллегорической форме сожалеет о тех, кто одинок в мире людей. Если у поэтов – романтиков одиночество считалось естественным состоянием исключительной личности, противопоставляющей себя миру и обществу, то пустота вокруг «угрюмого» «старого холостяка», по мысли Пушкина, - свидетельство неправильности прожитой одинокой жизни. Образ «племени младого, незнакомого», пришедшего на смену старому поколению, не вызывает у поэта ни отторжения, ни раздражения. Он принимает молодых как равных, признает за новым поколением право быть лучше, чем их «отцы».

Пушкин не жалеет о том, что ему не суждено будет увидеть далекое будущее. В финале стихотворения появляется символический образ внука поэта, который сделает это за него. Пушкин как должное принимает вечное течение, непрерывность жизни, приветствует естественную связь между поколениями.

Для придания большей выразительности языку, Пушкин использует такие выразительные средства как метафоры («опальный домик»), сравнения («угрюмый их товарищ, как старый холостяк»), эпитеты («нивы златые»), олицетворения («минувшее меня объемлет живо»).

Итак, основной смысл стихотворения, его гуманистический пафос состоят в том, что автор приемлет естественные законы бытия и благословляет природу, являющуюся для него воплощением вечного течения жизни, неподвластного человека. Рождение, детство , юность, зрелость, старость и смерть воспринимают поэтом как естественные, ниспосланные свыше вещи, а человек – как часть мудрой и справедливой природы.

Поэзия А.С.Пушкина – это поэзия, полная живой прелести стихов, добрых чувств и возвышенных мыслей.

В 1835 году, в сентябре месяце, Пушкин пишет стихотворение «Вновь я посетил…». Эта работа — философское рассуждение, образец реалистической лирики.

Тридцатые годы девятнадцатого века — сложные годы для поэта, но это — время расцвета его таланта; тот период, который знаменует его выход на принципиально новые литературные пути, «по которым со временем пойдет передовая русская литература».

Место написания стихотворения — Михайловское, куда поэт возвратился после большого перерыва. Поводом для поездки стали хозяйственные дела, но реальная причина, вероятно, была в другом. У поэта была тяга к уединению, было желание вновь увидеть «владения дедовские», «опальный домик», «холм лесистый», места, с которыми было столько связано…

Что предшествовало появлению поэтической работы «Вновь я посетил»? Предшествовали письма к жене и Нащокину, в которых поэт рассказывал о своих тревогах и переживаниях, о досадах и печалях. В письме к жене Пушкин замечал, что писать еще не начинал, хотя, «…Сегодня погода пасмурная. Осень начинается. Авось засяду».

Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» перекликается со стихами Е.А.Баратынского «Запустение» («Я посетил тебя, пленительная сень…»1834 г.), и «Есть милая страна, есть угол на земле…» 1832 г). А также с элегией В.А.Жуковского «Тленность», в которой есть такие слова: «И много, много лет спустя, быть может, здесь остановится прохожий» 1816 г).

В лирическом монологе «Вновь я посетил…» Пушкин рассказывает нам о дорогих его сердцу местах, где он провёл «изгнанником два года незаметных» (речь идёт о ссылке в Михайловское в 1824-1826 годах), о «бедной няне», которой уже нет. Поэт повествует нам о прошедшем, настоящем, приоткрывает завесу будущего. Он замечает перемены, произошедшие вокруг, он улавливает перемены и в себе.

Для создания стихотворения-размышления, коим является «Вновь я посетил», автор прибегает к белому, нерифмованному пятистопнику (пятистопному ямбу), с его сдержанно-торжественным течением, с его простотой и неприкрашенностью. Использование рифмы такого рода (вернее отсутствие её), подходит для произведений, тематика которых — о времени и о себе, о прошлом и будущем, о жизни и смерти.

Стихотворение можно разделить на пять частей. Части начинаются (за исключением третьей) и заканчиваются (за исключением второй) полустихом. Эти пять частей — пять взаимосвязанных тематик. Назовём их:
— возвращение поэта, михайловские рощи;
— воспоминание о няне, её опальный домик;
— холм и озеро, при виде которого поэту вспоминаются иные берега, иные волны;
— три сосны, младая роща;
— обращение поэта к «племени младому, незнакомому».

Проведя анализ стихотворения, можно сказать, что в более широком смысле оно делится на две укрупненные части: первая часть – думы о прошлом, вторая часть – думы о будущем.

О чём это стихотворение? Оно — о быстротекущем времени и о себе, о связи мира природы с миром человека, о жизни в её постоянном движении и смерти, о смене и преемственности поколений.

Каковы основные мотивы стихотворения?
Мотив дороги («вновь я посетил»), воспоминаний («минувшее меня объемлет живо»), изгнанничества и грусти («провёл изгнанником»), мотив перемен и утраты («переменился я», «уже старушки нет», «искривилась мельница»), обновления и молодости («теперь младая роща разрослась»).

Раскрытие сюжета в лирическом монологе «Вновь я посетил» достигается показом двух ракурсов. Первый создаётся картинами природы. Вот холм, озеро, три сосны, рядом с которыми когда-то было пусто, голо, а теперь разрослась молодая роща.

Второй ракурс связан с образом лирического героя, его думами, воспоминаниями, переживаниями. Эта линия определяет развитие лирической темы творческой работы. Монолог лирического героя начинает стихотворение, лирическим обращением его же к племени младому и заканчивается произведение. Что касается отличий позиций лирического героя и автора (которых обычно напрямую не ассоциируют) — в данном стихотворении их нет. Можно сказать, что автор и лирический герой – это одно и тоже лицо. Недаром, слово «я» в стихе встречается одиннадцать раз.

Соединение во «Вновь я посетил» этих двух ракурсов – природы и человека с его думами, размышлениями, позволяет определить тематику стихотворения: «перевести» его из разряда лирических в разряд философских («младая роща» благодаря олицетворению превращается в символ грядущих поколений, к которым обращена речь поэта).

Вначале лирический герой погружается в воспоминания о своём прошлом, о старушке няне. Радужные картины природы, «иные берега», «нивы златые» сменяются неприглядными видами скривлённой мельницы, рыбака с убогим неводом.

Начавшийся грустно рассказ о трёх молодых соснах, продолжается в более красочных оттенках: было – «пусто, голо», теперь – «младая роща разрослась». А в дальнейшем, — «перерастёшь моих знакомцев, И старую главу их заслонишь». Такова спираль развития, непреложный закон жизни. Неостановимо время, жизнь движется вперёд, одно поколение сменяется другим. „Сейчас” и „потом” у автора неразделимы: внук вспомнит о деде, который уже сам предвидел это воспоминание.

В философском рассуждении „Вновь я посетил…” во главу угла поставлен закон преемственности поколений (диалектический закон жизни), связующей прошлое, настоящее и будущее. «Долговечность дерева знаменует здесь жизненную связь между дедом и внуком, которые слышат приветный шум сосен на границе «дедовских владений».

Идейный смысл произведения заключается в том, что человек – это часть природы, человек и природа неразделимы, а также в постоянной связи поколений.

В стихотворении центральной темой является тема неумолимо бегущего времени, тема неизбежного движения жизни, неминуемых изменений. Меняется время – меняется человек и всё, что его окружает. Автор, как будто бы незаметно, но постоянно ведет счет времени: „Вновь я посетил”, „я провел изгнанником два года незаметных”, „уж десять лет ушло с тех пор”.

Темы прошлого, настоящего и будущего консолидированы в финальной части работы.

Жанр стихотворения «Вновь я посетил» — элегия.

Художественные особенности стихотворения, средства поэтической выразительности
Чтение этого стихотворения предполагает особую расстановку пауз. Общий ритмический рисунок произведения характеризуется частыми переносами и внутренними паузами. Пять частей стихотворения (пять тем) не одинаковы по количеству строк. Такая специфика астрофической композиции стихотворения - признак простоты формы.

Начинается лирический монолог с укороченной строки, тем самым создаётся впечатление, как будто идёт продолжение какого-то разговора.

Повышенное количество переносов (три сосны / Стоят, глядел / На озеро, на границе / Владений дедовских, мой внук / Услышит), изобилие пауз, пятистопный ямб, астрофическая композиция - все эти средства поэтической выразительности создают естественную интонацию живого размышления, придают особое звучание стихам, полным глубокой поэзии, несмотря на отсутствие рифмы.

Фонетические особенности
Вспоминая няню, лирический герой словно слышит отзвук «шагов её тяжёлых», шаркающей походки. Присутствуют аллитерации на шипящие и глухие:
«Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых..»

Аллитерации на «ш» и «х» — в других строках:
«Знакомым шумом шорох их вершин…»
«Всё тот же их знакомый уху шорох…»

Ассонанс (повтор в рядом стоящих словах одинаково звучащих гласных звуков) – «вечор ещё бродил я в этих рощах».

Средства выразительности (эпитеты) – «нив златых», «убогий невод», «два года незаметных», «кропотливого её дозора», «опальный домик».

Лексические особенности (славянизмы) – «по брегам», «младая», «главу».

В стихотворении «Вновь я посетил…» центральной темой, как уже было замечено, становится тема безжалостно бегущего вперёд времени, оно лишает человека полной свободы. Свободна лишь сама жизнь. В эту фазу своей жизни поэт был уже убеждён в утопичности понятия «абсолютная свобода». Возможно поэтому в монологе нет ни одного вопросительного предложения.

Заключение

«Вновь я посетил…» — образец реалистической, философской лирики поэта. Пушкин всегда очень тщательно подходил к работе, он отвергал всё, что казалось ему частным, конкретным. Он стремился придать работе максимальную философичность.

Анализ стихотворения позволяет лучше понять задумку автора, художественные принципы построения лирического произведения, постигнуть способы, к которым прибегнул поэт, чтобы донести до нас глубокие идеи стиха.

При жизни поэта стихотворение «Вновь я посетил» не печаталось.

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, в своем произведении "вновь я посетил", он подводит все свои итоги жизни. В данном стихотворении он будто хочет окончательно определиться со смыслом своей жизни.

Пушкин написал стихотворение в тысяча восемьсот тридцать пятом году, в это время он посетил свою Родину, был в селе Михайловское. Приехав в родное село, Пушкин не знал, что делать со своей жизнью дальше, не знал, чем будет заниматься. Побыв на природе, Пушкин находит выход и все же определяется с выбором. Это касалось и его творчества - своими яркими и не скрывающими правды стихотворениями, он будоражил общество, что не нравилось власти.

Это стихотворение состоит из трех частей.

Первая часть стихотворения описывает его прошлую жизнь, тоску по ней и ностальгию. Во второй же части читатель может увидеть, что поэт хочет навсегда остаться на малой Родине. Третья часть отличается от всех других - в ней Пушкин обращается к молодому поколению, думая, что именно им удастся стать лучше, добрее, но ему жаль, что с представителями такого поколения ему не удастся познакомиться.

Считается, что последняя часть стала пророческой - через некоторое время Пушкина убивают на дуэли. Поэтому принято считать, что стихотворение показывает не только подведение каких-то итогов писателя, но и прощанием с любимыми и родными местами, ведь он больше не сможет посетить эти прекрасные сады. Также можно заметить, что Пушкин все же не упускает надежды на то, что он все еще сможет исправить - исправить само общество.

Стихотворение показывает, что даже в самые трудные жизненные моменты Александр Сергеевич находит в себе силы и борется до конца. Силы он пытается брать из своего родного села, в котором ему, к сожалению, не суждено остаться, вопреки сильному желанию провести остатки своей жизни там.

Анализ стихотворения Вновь я посетил Пушкина

Стихотворение это написано Александром Пушкиным после похорон матери, которые прошли в родном Михайловском.

Действительно, вернувшись к родному дому, Александр Сергеевич чувствует, как на него нахлынули воспоминания. Он признаётся, что с последнего приезда сам очень изменился, но стоило ему попасть сюда, кажется, что он прежний, как будто не уезжал. Ощущения поэта переданы в этих строках.

Поэт вспоминает, как десять лет назад провёл в этом «родном уголке» два года, хотя время пролетело незаметно. Тут была ещё и мама Пушкина, и его няня с её заботой, но уже старческой поступью. Старушки няни тоже уже нет на свете. «Опальный» дом, который дал приют изгнанному Пушкину, ещё, к счастью, цел. С уважением думает поэт о владениях деда. Александр Сергеевич возвращается к корням, отдаёт долг предкам.

Много внимания поэт уделяет в стихотворении родной природе . Гора, дорога «изрытая» дождями – всё образно. Вспоминает, как смотрел часами с холма на озеро. И там он, видимо, не наслаждался привычным пейзажем, а вспоминал «иные берега». Да, человеку свойственно не радоваться тому, что дано в этот момент, а мысленно переноситься куда-то.

Вот и в тот момент поэт переносится в прошлое – вспоминает, как проезжал мимо трёх сосен, слушая шелест их листвы. Кроме того, эти деревья одушевлены поэтом, они приветствуют его. Интересные сосны-образы: две рядышком, а одна поодаль. Прошли годы, и поэт с улыбкой наблюдает, как под сенью двух постаревших сосен растут молодые деревца – целый лесок. Раньше здесь всё было пусто, а теперь можно сравнить молодой лес с семьёй. Автор радостно знакомится с этим молодым племенем.

Здесь ему приходит значимая мысль о том, что, вырастя, эти деревья станут для его внука тем, чем были для Пушкина эти три сосны. Деревья будут радостно приветствовать потомка Александра Сергеевича. Это рассуждение о жизни и смерти, о смене поколений – основное в стихотворении. Конечно, Пушкину, как и всем, хочется, чтобы внук вспомнил о нём добрым словом. Кстати, а вот одинокая сосна так и осталась одинокой, точней это «угрюмый холостяк» - мужского рода.

Пушкин восхищается золотом нив, зеленью полей, синевой воды… С грустью смотрит на бедные деревни, на кривую мельницу. Видя старого рыбака с «убогим» неводом, Пушкин, возможно, сочиняет сказку о рыбаке.

Стихотворение проникнуто грустью, нежностью, любовью к малой родине, философскими рассуждениями о смерти и жизни.

9 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Вновь я посетил по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дума Некрасова

    Своё стихотворение «Дума» Николай Алексеевич написал в год отмены крепостного права. Тысячи крестьян тогда были освобождены от суровых помещиков, однако, долгожданная свобода оказалась не такой радужной, как виделась в мечтаниях.

  • Сочинение Анализ Оды Державина Фелица

    Название стихотворения в переводе с латыни означает счастье и посвящено оно великой Екатерине II. С первых строк произведения поэт превозносит свою императрицу и создает традиционную картину богоподобной царевны

  • Анализ стихотворения Пушкина Погасло дневное светило 9, 10 класс
  • Анализ стихотворения Лермонтова Мой демон

    Стихотворение «Мой Демон» было написано Михаилом Лермонтовым в 1829 году, когда ему было пятнадцать лет. Если быть точнее, то Лермонтов создавал в последствие много различных вариантов под названием этого же произведения «Демон»

  • Анализ стихотворения Зеленый шум Некрасова

    Произведение Некрасова Зелёный шум вышло из-под пера поэта во второй половине XIX века и сразу было допущено его публикование в журнале Современник.

Стихотворение написано Пушкиным 26 сентября 1835 года в Михайловском, где он провел сентябрь и первую половину октября. В стихотворении поэт подводит итоги своих раздумий о смысле жизни, о своей судьбе. Оно написано в тяжелое для поэта время. Тягостное и двусмысленное положение при дворе усугублялось пожалованием камер-юнкерского звания, унизительного в его возрасте. Растущие долги, конфликт с великосветским обществом, которое не могло простить поэту его духовного превосходства, - все сужало круг жизненного пространства поэта. Поездка в Михайловское была попыткой вырваться из замкнутого круга столичной жизни, передохнуть от суеты. Пребывание в Михайловском вызвало волну воспоминаний о прошлом и раздумья о будущем:

…Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Изгнанником два года незаметных.

Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова «уголок» выражает особую близость к этой земле. Слово «изгнанником» точно характеризует положение ссыльного поэта:

Уж десять лет ушло с тех пор – и много

Переменилось в жизни для меня,

И сам, покорный общему закону,

Переменился я – но здесь опять

Минувшее меня объемлет живо,

И, кажется, вечор еще бродил

Я в этих рощах.

Слово «ушло» - о невозвратимости этих лет. Повторение слов «переменилось», «переменился я» с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно.

Прошлое с такой ощутимой ясностью («живо») предстает в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто все происходило вчера.

Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах «уже старушки нет»! Поэт никогда не услышит «шагов ее тяжелых…» Определение «тяжелых» - это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения.

Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечет поэта:

Вот холм лесистый, над которым часто

Я сиживал недвижим – и глядел

На озеро, воспоминая с грустью

Иные берега, иные волны…

Поэтичны строки:

Меж нив златых и пажитей зеленых

Оно, синея, стелется широко…

Здесь и инверсии («нив зеленых», «пажитей зеленых»), и аллитерация: «синея стелется широко».

Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: «убогий невод рыбака», «скривившаяся от времени мельница», да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.

Особенно дороги поэту три сосны «на границе Владений дедовских». Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:

…около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети. А вдали

Стоит один угрюмый их товарищ,

Как старый холостяк, и вкруг него

По-прежнему все пусто.

Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа «зеленой семьей», «кусты теснятся Под сенью» старых деревьев, «как дети». А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишенному потомства. Вокруг этой сосны – «по-прежнему все пусто».

Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убежден: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит «могучий поздний возраст» сосен, но внук его услышит их «приветный шум, когда С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо» них.

Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.

Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.

По форме стихотворение представляет собой лирический фрагмент, что подчеркнуто начальным отточием, написано белым стихом. Отказ от рифмы вызван стремлением к ясности и простое, способствует перенесению центра тяжести на смысловую роль ритма, подчеркивает выразительность каждого слова. Синтаксические переносы делают интонацию естественной и подчеркивают непрерывность смысловых связей, не ограниченных рифмой. Композиционно стихотворение делится на три части.

1 – вступительная часть – приезд в Михайловское и оживленное воспоминание. Начало – словно продолжение после паузы доверительного разговора о жизни с читателем-другом.

2 – центральная часть (от слов: «И, кажется, вечор еще бродил»). Благодарная память о няне и нежная признательность за ее заботу. Затем, пейзаж Михайловского – вид с лесистого холма. Точное, будничное описание подчеркивает мирный, бедный характер края. Центральная картина – любимые поэтом сосны.

Стихотворение, в котором нарисован прекрасный в своей простоте пейзаж Михайловского, звучит гимном всепобеждающей жизни, проникнуто верой в разумность всего существующего. Написанный в тяжелейшую полосу жизни Пушкина, его светлый монолог обращен к будущим поколениям.

Интонации пушкинского стиха оказались способными вместить все оттенки эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение. Вот почему мы повторяем сегодня как живое и непосредственно нас касающееся:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое!

«Вновь я посетил» Александр Пушкин

…Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

Анализ стихотворения Пушкина «Вновь я посетил»

У Александра Пушкина достаточно много хрестоматийных произведений, одним из которых является стихотворение «Вновь я посетил…». Примечательно оно тем, что является для поэта своеобразным подведение жизненных итогов, той чертой, за которой ему предстоит сделать свой окончательный выбор и определиться, чего же он хочет на самом деле.

Данное произведение, состоящее из трех частей, было создано в 1835 году во время последнего приезда Александра Пушкина на малую родину – в знаменитое село Михайловское, где поэт провел не только все свое детство, но и два года ссылки. Отправляясь в родовое имение, Пушкин не имел четкого представления о том, как именно он будет дальше жить. Однако несколько месяцев, проведенных на лоне природы, помогли ему принять для себя несколько важных решений. Одно из них напрямую касалось творчества, которому поэт решил посвятить все последующие годы своей жизни. Пушкин понимал, что его положение при дворе весьма недвусмысленно, так как вольнолюбивые стихи и острые эпиграммы уже достаточно эпатировали светское общество и вызвали тайное неудовольствие государя императора. Однако месть царя была весьма тонкой и искусной, так как незадолго до поездки в Михайловское он пожаловал Пушкину титул камер-юнкера, которым принято удостаивать 20-летних юношей. Восприняв такой подарок как насмешку, поэт решил на время уехать в родовое поместье, чтобы принять окончательное решение в отношении того, как именно ему следует поступить.

Ответы на многочисленные вопросы, которые мучают поэта, кроются в его стихотворении «Вновь я посетил» . Первая часть этого произведения посвящена ностальгическим воспоминаниям, в которых свозит некое сожаление о том, что молодость прошла, и настало время подводить первые жизненные итоги. Во второй части, которая навеяна прогулками по Михайловскому, можно отчетливо уловить желание поэта поселиться в этом забытом Богом уголке, навсегда покинув высший свет с его интригами и сплетнями. В то же время третья часть, начинающаяся строчкой «Здравствуй, племя младое, незнакомое!», обращена к потомкам. Поэт заранее восхищается тем, что будущее поколение людей наверняка сможет избавиться от великосветского снобизма, станет лучше и чище, однако познакомиться с наиболее яркими его представителями автору вряд ли удастся.

В некотором смысле финальная часть стихотворения «Вновь я посетил» оказалась пророческой , так как менее, чем через полтора года Александр Пушкин погиб на дуэли, так и не воплотив в жизнь свою мечту еще раз вернуться в Михайловское и провести в поместье остаток своей жизни. Поэтому данное произведение является не только подведением итогов, но и своеобразным прощанием с родными местами, где поэту больше не доведется гулять по залитым лунным светом лугам, наслаждаясь безупречной красотой русской природы. Тем не менее, автор все еще не теряет надежды на то, что сможет разорвать порочный круг светского общества, рассчитаться с долгами и стать по-настоящему свободным человеком, который может жить так, как ему этого хочется. Вера в то, что все еще можно изменить к лучшему, наполняет буквально каждую строчку стихотворения «Вновь я посетил», придавая ему некую легкость, возвышенность и романтичность. Несмотря на довольно непростой период в жизни поэта, он находит в себе силы для оптимизма и переосмысливает прожитые годы, приходя к выводу, что истинное умиротворение ему может дать лишь общение с природой. Всю свою жизнь он черпает силы для творчества именно в Михайловском, поэтому принимает окончательное решение поселиться в «родных пенатах», которому, к сожалению, так и не суждено будет реализоваться.