Народные промыслы уральских мастеров. Народные промыслы как творческий потенциал народов северного урала

На Урале получили развитие множество промыслов и ремесел, многие из них живы и по сей день, а некоторые не дошли до нашего времени.

Бурачный промысел

Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области. Музеи Алапаевска позволяют ознакомиться с древней техникой обработки льна, которая насчитывает сотни лет.

Сундучный промысел

Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский - здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара - 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Уральская роспись

Искусство росписи получило распространение на Урале в XVII веке, во время активного заселения этих земель выходцами из Центральной России и Поволжья. Особенно активно уральская роспись развивалась в Алапаевском горнозаводском районе. Расписная утварь и мебель встречались даже в самых бедных домах, кое-где расписывались целые горницы. Яркие образцы этого самобытного ремесла можно увидеть в экспозиции Нижнесинячихнского музея-заповедника.

Художественное литье

Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала. В музее декоративно-прикладного искусства можно увидеть экспозицию, наглядно показывающую историю развития этого ремесла с начала XIX века.

Иконопись

Невьянская иконописная школа относительно молодая, но достаточно известная. Она была основана XVIII веке старообрядцами, бежавшими от церковной реформы, и отразила особенности аутентичной культуры Урала и традиции иконописи Древней Руси. Образцы невьянских икон можно увидеть в Невьянском доме иконы и Свердловском областном краеведческом музее.

Лаковая роспись по металлу

Родина этого промысла - Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях в Нижнем Тагиле, Асбесте, Екатеринбурге и Заречном.

Древние ремесленные традиции также положили начало ряду современных промышленных производств:

Производство фарфора

Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Подготовила педагог дополнительного образования Карпук Надежда Александровна Челябинская область город Бакал, МБУДО «Дом детского творчества»

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

МБОУ ДОД ДДТ г Бакал Карпук Надежда Александровна. Мастер-класс: «Тагильсккий вензель» Приобщение современного человека к традиционному искусству своего народа значимо для его эстетического и этического воспитания, именно на этой основе вырастает уважение к своей Земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания. Это определяется спецификой традиционного прикладного искусства как векового культурного опыта народа, основанного на преемственности поколений, передававших своё восприятие мира, воплощённое в художественных образах народного искусства

4 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство поражает двумя особенностями: всеохватностью и единством. «Всеохватность» - это пронизанность всего, что выходит из рук и уст человека, художественным началом. Единство - это, прежде всего единство стиля, народного вкуса» (Д.С. Лихачёв). Народные декоративно-прикладные промыслы - одна из проверенных временем форм выражения эстетического восприятия человеком мира. Неповторимые художественные изделия народных промыслов Южного Урала любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

5 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народное искусство как одна из форм информационной культуры. Традиционное искусство, помимо своей несомненной значимости как результата творческой деятельности того или иного народа, является и ценнейшим этнографическим источником, привлекаемым при решении этногенетических и многих культурно-исторических проблем. В его образах и символах зашифрована информация о развитии мировоззрения наших далеких предков. Начиная с самых древнейших этапов становления человеческой культуры, творчество гармонично соединяло в себе два метода познания и преобразования действительности - художественный и интеллектуальный, в нем нашли выход и слились воедино искони присущие человеческой природе стремления души и ума.

6 слайд

Описание слайда:

К народным промыслам Урала относится Уральская домовая роспись Камнерезное искусство Урала Уральское чугунное литьё Гончарство и глиняная игрушка ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ Каслинское литьё Златоустовская гравюра на стали Художественная обработка меди ОРЕНБУРГСКАЯ ОБЛАСТЬ Пуховый платок БАШКОРТОСТАН Резьба по дереву, посуда из дерева, веретённые изделия Хлопчатобумажные комбинаты

7 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Народные промыслы на Урале имеют многовековую историю. Они начали развиваться более трех веков назад, когда в нашем крае стали строиться первые заводские поселения, и население его существенно выросло за счет переселенцев из Центральной России. Изначально традиционные уральские ремесла отличались разнообразием направлений, стилей. Их развивали талантливые самобытные мастера. В наше время в уральских городах и деревнях возрождаются традиционные промыслы и ремесла. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня и металла. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов.

8 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В 1726 году по инициативе основателя города Челябинска Василия Никитича Татищева в Екатеринбурге была создана гранильная мастерская, ставшая впоследствии гранильной фабрикой. Со второй половины 19-го века камнерезные предприятия появились в Березовском, Верх-Исетском, Полевском, Мраморском, Нижнеисетском заводах, поселке Шарташ. Нынешние мастера - ювелиры и камнерезы - возрождают и продолжают традиции Данилы-мастера. Широко были известны в прошлом и текстильные изделия уральских мастериц. Многие жители поселка Верх-Исетского завода занимались кружевоплетением на коклюшках, а в деревнях и селах, окружающих Екатеринбург, женщины изготавливали ковры ручной работы. И по сей день в селе Бутка существует фабрика ручного ковроткачества.

9 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала Одним из направлений работы уральских мастеровых был и керамический промысел. Еще в первой половине 18-го века в селе Нижние Таволги Невьянского района выпускали керамическую посуду. А в наши дни мастера-керамисты Сысертского фарфорового завода изготавливают уникальные фаянсовые иконостасы для храмов и монастырей Екатеринбургской епархии.

10 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала В начале 18-го века в Невьянском заводе по распоряжению Никиты Демидова был отлит первый колокол. Сегодня широко известно каменск-уральское предприятие "Пятков и К", ставшее одним из ведущих в России колокольных заводов. Развивалось на Урале также искусство изготовления изделий из бересты - так называемый "бурачный" промысел. Центрами его являлись Нижнесалдинский, Верхнесалдинский и Нижнетагильский заводы, где в начале 20-го века действовали более 40 кустарных мастерских.

11 слайд

Описание слайда:

Народные промыслы Урала С середины 18-го века на Урале, в Нижнем Тагиле, Верх-Нейвинском, Туринске и Невьянске начинает развиваться еще одно интересное ремесло - лаковая роспись по металлу. В наши дни наиболее крупное предприятие этого направления - предприятие "Метальная лавка" в Нижнем Тагиле, где работают отличные мастера и художники. Народные промыслы на Урале живут и развиваются. Как встарь, большим спросом пользуются изделия уральских камнерезов, ювелиров и кузнецов, нижнетагильских мастеров лаковой росписи по металлу, фарфоровая посуда с ручной росписью, каменск-уральские колокола. Мастера чтут вековые традиции, хранят секреты и создают новые приемы создания самобытных изделий, которые не спутать ни с какими другими.

12 слайд

Описание слайда:

Тагильский Вензель Нижний Тагил, основанный тульским кузнецом Никитой Демидовичем Антуфьевым в 1725 году славился и славится талантливыми крепостными ремесленниками владельцев уральских металлургических заводов – Демидовых. Изделия их знали не только в России, но и за границей. И по сей день кое-где еле угадываются островки старых, но, еще добротных строений прошлого столетия. В одном из них, бывшем демидовском заводоуправлении, размещается теперь местный историко-краеведческий музей. Нижний Тагил был богат мастерами. Кустари покупали листы мягкого и ковкого кровельного железа и делали из них ковши, шкатулки, столики, подносы, покрывая их живописью.

13 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Складывались целые династии, ревниво хранившие секреты своего промысла. Большой известностью пользовались мастерские Дубасниковых, Перезоловых, Головановых... Но первым мастером считался Андрей Степанович Худояров, человек жесткого и упорного нрава. Ему молва приписывает честь изобретения знаменитого лака, который был прозрачен как стекло, тверд - не процарапывался ножом, устойчив к жару - ни горячий самовар, ни кипяток, случайно пролитый, не портили его сверкающей брони, ни кислота его не брала, ни огонь. Говорили: «Бумагу сожгут на нем, пепел останется - и все». Свое умение старик передал сыновьям Вавиле и Федору

14 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Они так же, как и отец, получили право от Демидова иметь собственные мастерские расписных железных изделий. В 1784 году братья Худояровы писали «ярких бабочек и птиц» на железных лакированных пластинах для дома Демидовых в Москве. За эту работу они были награждены кушаками, шапками и сукном на кафтаны, а их отец (ему уже было за шестьдесят) освобожден от заводских работ. Традицию деда продолжали сыновья Федора Андреевича Худоярова - Павел, Исаак и Степан, талантливые живописцы. Павлу принадлежит картина «Листобойный цех», редкое по тем временам изображение труда рабочих.

15 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель В Тагильском музее хранятся работы старых мастеров…И хотя потускнели на них от времени краски, но все так же, будто живые, светятся цветы, и, словно стекло, отсвечивает лак. Русский путешественник XVIII века академика Петр Паллас, писал, что на Урале «бывают вещи, лаком наведенные, не много хуже китайских, а лучше французских, включая живописи». А ведь это народное искусство, развившееся на уральских железоделательных заводах в первой половине XVIII века, могло исчезнуть навсегда, если бы не кропотливый и бескорыстный интерес к нему многих сегодняшних хранителей нашей культуры. Правда, один секрет уральской лаковой живописи и по сей день не разгадан.

16 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель Как же создавались нижнетагильские подносы в те далекие времена? Прежде всего за дело брался коваль. Он выкраивал ножницами круглые, прямоугольные или гитарообразные куски кровельного железа, затем подбирал шесть заготовок так, чтобы каждая последующая была меньше предыдущей, укреплял «шестерку» на чугунной желобильне. Пятифунтовым молотом мастер-отковщик бил по заготовкам до тех пор, пока железо не принимало формы подносов. После этого он делал «гуртик» - загибал края, выделывал крыловидные или прорезные края и ручки. Перед лакировкой мастер шпаклевал и шлифовал поднос, затем покрывал олифой и ставил в жаркую печь «воронить». Эта процедура повторялась несколько раз.

17 слайд

Описание слайда:

Тагильский вензель После лакировки поверхность изделия приобретала глубину, начинала таинственно поблескивать. Фон подносов тагильские мастера готовили самых разных тонов. В одном случае они символизировали зеленую траву-мураву, в другом - пламенную вечернюю зарю, в третьем - теплую летнюю ночь. Иногда фон раскрашивали «под черепашку» или «под малахит». После сушки поднос еще раз тщательно шлифовали и только после этого он попадал в руки живописцев - «писак». Вы думаете что – то изменилось с тех далеких времен?... Нет единственное, что заготовки штампуют без применения ручного труда.

18 слайд

Описание слайда:

Мастер-класс Тагильский вензель Предлагаю вашему вниманию, где на сегодняшний день используется Тагильский вензель. Вы видите, что расписаны самые разнообразные предметы быта.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд


Бурачный промысел

  • Изготовление и роспись туесов (коробок с крышкой) из бересты. Этот вид ремесла получил распространение в Нижнем Тагиле, а в Нижнесалдинском краеведческом музее можно увидеть самую большое собрание бураков.

Льняное производство

  • Ткачество и шитье из льна развивалось в поселениях на месте современного Алапаевского района. Лен выращивали повсеместно, это одна из важнейших сельскохозяйственных культур региона. Народный промысел стал основой для развития легкой промышленности и появления льняных фабрик в Свердловской области.

Сундучный промысел

  • Центрами развития этого ремесла в XIX стали город Невьянск и поселок Быньговский – здесь находились крупнейшие заводы. Сундуки и шкатулки делали из древесины сосны и кедра, богатая отделка выполнялась из железа и разновидностей жести: черненой, крашеной, печатной, чеканенной, бронзированной и многих других.

Производство самоваров

  • Свое развитие самоварное дело получило на Нижнеиргинском заводе близ Красноуфимска. Дата изготовления первого самовара – 1746 год. В местном краеведческом музее находится самая богатая экспозиция самоваров местного производства.

Художественное литье

  • Активное развитие металлургической промышленности на Урале способствовало зарождению художественных промыслов в этой области: на многих железоделательных и чугуноплавильных заводах работали мастерские по художественному литью. Каслинское и Кусинское литье из чугуна является гордостью Южного Урала.

Лаковая роспись по металлу

  • Родина этого промысла – Нижний Тагил. Искусство лаковой росписи сформировалось в XIX веке, за годы существования оно не только успешно развилось, но и поставлено на промышленные рельсы.

Резьба по камню

  • Уральская школа резьбы по камню зародилась в XVIII веке. На территории современной Свердловской области работало множество частных мастерских. Основой для камнерезных изделий служили местные камни, такие как яшма, малахит, мрамор и множество других. Древние традиции этого промысла развиваются и сейчас, не только в маленьких мастерских, но и на крупных камнерезных предприятиях.

Производство фарфора

  • Налажено в 1960 в городе Сысерть. Местный фарфоровый завод славится своими изделиями на всю страну, а художественный элемент «Сысертская роза» по мотивам домовой уральской росписи стал характерным символом уральского фарфора.

Колокольное производство

  • Завод «Пятков и Ко» основан в 1991 году в городе Каменск-Уральском и является первым в России частным предприятием по колокольному литью. С 2005 года в городе проводится фестиваль колокольного звона, который ежегодно собирает тысячи слушателей.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Коррекционная общеобразовательная школа-интернат» р.п. Магнитка

Воспитательный час

Подготовил А.В. Поспелов,

Воспитатель группы № 7

АННОТАЦИЯ

Информационный материал, изложенный в настоящей разработке предназначен для проведения коррекционно-воспитательной работы с воспитанниками 6-х – 9-х классов с целью ознакомления их с народными традициями и промыслами народов Южного Урала.

Результатом проведения воспитательного часа должна появиться надежда на то, что воспитанники станут с уважением относиться к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей.

Для повышения качества усвоения материала подготовлена мультимедийная презентация.

Тема: « Народные традиции и промыслы Южного Урала»

Цель - формировать уважительное отношение к историческому прошлому Южного Урала, трудолюбию и мастерству его жителей, значению семейных династий в сохранении и развитии художественных ремёсел, творческих умений и навыков.

Природа подарила территории Южного Урала богатейшие природные кладовые, многие из которых уникальны. (Слайд 1)

Урал издавна славился мастерами, умеющими делать различные изделия из драгоценных и полудрагоценных камней, которыми так богаты Уральские горы. Художественное творчество уральских мастеров стало известно по всему миру. (Слайд 2)

Как всё начиналось? Эта история имеет свои корни во глубине многих тысячелетий. До периода, когда древние жители Урала научились выплавлять медь, а это случилось примерно 5 тысяч лет назад, все орудия труда, оружие, предметы обихода изготовлялись из камня. (Слайд 3)

За многие тысячелетия древние южноуральцы многое узнали о свойствах камня. Предпочтение в изготовлении разнообразных предметов быта, орудий труда и оружия они отдавали кремню, горному хрусталю и особенно яшме. (Слайд 4)


(Слайд 5)

Древний мастер собирал подходящие ему по размеру и по форме камни и относил в свою мастерскую. Это были заготовки будущих изделий. Современные ученые называют их нуклеусами .

Нуклеус - в переводе с латинского языка означает «ядро». Использование нуклеусов в деле камнеобработки оказалось чрезвычайно эффективной технической идеей того времени. (Слайд 6)

От нуклеусов отделяли пластинки, а из пластинок изготавливали разнообразные орудия. (Слайд 7)

Из пластин с параллельными краями делали кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными лезвиями . Для этого делалась костяная или деревянная основа. В её пазы при помощи смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные друг к другу пластинки. (Слайд 8)

Основной способ обработки рабочих краёв орудий была ретушь .

Специальным каменным инструментом-ретушером мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке, делал рабочую поверхность такой, какой он её задумал (острой или притуплённой, прямой или вогнутой). (Слайд 9)

На слайдах 10 – 15 представлены образцы изделий древних мастеров Южного Урала. Особого внимания заслуживает слайд № 15, где мы видим настоящее сверло, и это в каменном веке!

В самом конце каменного века южноуральцы отказались от использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике изготовления каменных орудий на отщепах . (Слайд 16)

В это время мастера научились применять двустороннюю ретушь . Ретушь наносилась не только по краю орудия – ею с двух сторон покрывалось всё орудие, оно как бы «строгалось» ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Учёные так и не смогли повторить двустороннюю ретушь в наши дни! Секрет утерян, возможно, навсегда. (Слайд 17-18)

В конце каменного века древние мастера научились изготавливать шлифованные орудия и украшения. (Слайд 19)

В своё время учёный С.А.Семёнов разработал метод изучения древних предметов, который назвали трасологией. Трасология – наука, изучающая следы работы, оставшиеся на поверхностях древних орудий труда. (Слайд 20)

По древним образцам Сергей Аристархович с учениками изготавливал каменные орудия. Поскольку они были новыми, никаких следов работы на них ещё не было. Сделанными орудиями ученые рубили, пилили, жали, сверлили. Затем разглядывали следы работы под микроскопом, фотографировали и сравнивали с древними, «узнавая» их.

Результаты опытов учёных:

1. Копье с кремневым наконечником пробило деревянную доску и несколько слоев оленьей кожи.

2. Стрелы с каменными наконечниками пробили железную КОЛЬЧУГУ.

3. Поле площадью в 25 квадратных метров каменными серпами сжали за один час.

4. Кожу барана каменными скребками обработали за пять часов.

5. Полуметровой толщины сосну срубили каменным топором за 21 минуту. (Слайд 21)

Какой вывод можно сделать?

Каменный век не был диким веком. Гениальных людей тогда, видимо, было столько же, сколько в наши дни. Просто у южноуральцев каменного века было намного меньше возможностей, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы свои. (Слайд 22)

Камень – это природный дар, который издревле используется человеком для строительства и украшения жилища, храмов, дворцов, крепостей, сооружения мостов и плотин. Уральский камень – наша гордость. Природа Уральских гор (а может быть сама Хозяйка Медной горы?) подарила людям потрясающее многообразие камня…..(Слайд 23)

Вот некоторые из них:

(демонстрацию и характеристику камней могут выполнить заранее подготовленные учащиеся)

Змеевик (Слайд 24) - это мягкий поделочный камень, используемый уже более 400 лет. Примечательно, что из него вырезали аптекарские сосуды и называли "аптекарским камнем". По сходству со змеей он считался охранительным средством от змеиных укусов, а потом постепенно перешел в разряд противоядий при любом отравлении. Из него делали чаши, кубки и считали, что если влить в такой сосуд отраву, то он отпотеет. На Урале расположены уникальные месторождения змеевика, натурального камня изумительной красоты. Уральский змеевик (серпентинит) - поделочный камень зеленой окраски с вкраплениями других оттенков, придающих камню сходство с фактурой кожи змеи. Камень хорошо полируется и блестит. Из него делают шкатулки для украшений, настольные часы, шахматы, вазы, канделябры, настольные наборы широко используемые в оформлении интерьеров.

Нефрит (Слайд 25) - полупрозрачный минерал белого и зеленого цвета. Особую прочность ему придают тончайшие кристаллические волокна, спутанные и переплетенные наподобие шерстинок войлока. При ударе пластинка нефрита издает мелодичный звук – свойство редкое среди минералов.

Окраска нефрита лежит в пределах зелено-белой гаммы

За прочность и красоту минерал высоко ценился с древних времен. Сначала из него изготавливали орудия труда, но затем были по достоинству оценены его эстетические качества: тонкая игра света в глубине камня, частично просвечивающегося или даже полупрозрачного.

Нефрит считается национальным камнем Китая. В этой стране он был известен еще во II в. до н. э. Китайцы обожествляли нефрит, называли его «вечным», «божественным», «камнем Земли и Неба», «камнем спокойствия». В XII в. о свойствах нефрита был написан трактат, состоявший из 100 томов и 700 цветных иллюстраций. Китайцы использовали кусочки нефрита в качестве разновесов и денег и приписывали этому минералу пять достоинств, соответствующих душевным качествам человека. Мягкий блеск нефрита соответствовал мягкосердечию; прочность - умеренности и справедливости; звук при ударе - символу науки; негибкость - мужеству; не поддающееся подделке строение было эмблемой чистоты. Конфуций считал нефрит символом ума, гуманности, преданности и правдивости. У древних тюрков и монголов нефрит считался камнем победы, им украшали мечи и пояса.

Нефрит - благородный, очень хорошо обрабатывающийся камень, его блеск не тускнеет со временем.

Родонит (Слайд 26) – Второй по красоте (и стоимости тоже) после малахита поделочный камень Урала. Его название от греческого (родон) – "роза", "розовый", которое указывает на алый, малиновый или розовый цвет этого камня. Не случайно на Востоке родонит за его характерную окраску называли "камнем утренней зари". Для родонита характерны тонкие черные ветвящиеся прожилки, состоящие из окислов марганца. На розовом фоне они образуют затейливые рисунки и узоры, складывающиеся иногда в настоящие "пейзажи". Месторождения родонита известны на Урале, в Индии и Канаде, в Мексике и ЮАР.

Из родонита изготавливают пепельницы, шкатулки, вазы, пудренницы, броши, запонки, бусы и другие декоративно-ювелирные поделки. Самые известные изделия уральских мастеров камнерезного дела хранятся во многих музеях страны, в том числе и в Эрмитаже. Камень родонит применялся для изготовления иконостаса и дарохранительницы храма Вознесения в Санкт-Петербурге. Колонны одной из самых красивых станций московского метрополитена – Маяковской – отделаны этим великолепным уральским самоцветом.

Малахит (Слайд 27) - это единственный минерал зеленого цвета, обладающий собственным неповторимым орнаментом. Характерный зеленый цвет малахиту придают соединения меди.

Окраска его приятно успокаивает взор – от голубовато-лиственного до густо-изумрудного, причем на поверхности камня расцветают будто нарисованные тонкой кистью неизвестного мастера необыкновенные узоры, то пейзажные, то произвольно расходящиеся сеткой радиальных наплывов. Считается, что чем больше на камне завитков, и чем ближе он по цвету к натуральной зелени, тем мощнее его магический фон. При всей своей красоте малахит достаточно хрупок – его надо беречь от падений, резких перепадов температуры, а чистить разрешается лишь мыльной водой и ни в коем случае не применять популярную ультразвуковую или паровую обработку.

В природе малахит чаще всего встречается в виде почковидных масс, которые имеют концентрическое строение. Именно поэтому на спилах и срезах малахита видны характерные концентрические узоры. Благодаря этой особенности малахит в старину называли "павлиньим камнем". Оттенки окраски малахита варьируют от бирюзового, изумрудно – зеленого и голубовато – зеленого до черно – зеленого.

После открытия на Урале в 1635 г. знаменитых малахитовых рудников, этот минерал справедливо стал считаться "русским камнем". Именно здесь добывался малахит для облицовки каминов, столешниц и ваз Малахитового зала Зимнего дворца, а также колонн Исаакиевского собора в Петербурге.

Однако на настоящий момент, увы, малахитовые рудники почти исчерпаны, и на долю современных любителей камня остаются лишь небольшие ювелирные и декоративные изделия.

Умение делать уральские сувениры передавалось из поколения в поколение. И в наши дни народные художественные промыслы России немыслимы без изделий уральских мастеров. (Слайды 28-29)

Кроме поделок из змеевика и других камней, уральские умельцы изготавливают рисованные панно на спилах дерева. (Слайд 30) На спил дерева благородных пород, таких, как осина, ольха, липа, наносится рисунок дробленым поделочным камнем разных оттенков. Эта оригинальная технология – разработка местных мастеров. Каждый сезон художники придумывают что-то новое. Сегодня, кроме пейзажей, на спилах дерева делают панно с изображением зверей и птиц.

Изделия из камня отличаются оригинальностью, потому что срезы камня делают каждый сувенир неповторимым. Поделки, стоящие в доме, придают ему неповторимый стиль. Это как маленькая частичка природы, попавшая в ваш дом, чтобы оживить его и сделать более теплым и уютным. Уральские сувениры – настоящие произведения искусства, призванные украсить ваше жилище.

В Кусинском районе многие жители занимаются изготовлением поделок и сувениров из камня. В трудные 90-е годы прошлого века, во время экономического кризиса, их мастерство помогло им справиться с трудностями. Во многих семьях работа с камнем стала династией, передаётся от родителей к детям.

Практикум-задание на закрепление новых знаний:


  • Какие камни предпочитают в своей работе уральские мастера?

  • Когда на Южном Урале закончился каменный век?

  • Что такое ретушь?

  • Вспомните результаты опытов ученых-трасологов;

  • Знаете ли вы семьи наших земляков, где работа с камнем стала династией?

История культуры Урала неразрывно связана с освоением русским народом уральских и сибирских земель. C XVI в. на колонизируемых территориях строятся города. В XVIII в. продолжается заселение и освоение края: Средний Урал становится горнозаводским центром страны. Здесь возникает уникальная горнозаводская культура, отличающаяся от культуры остальной крестьянской России, получившая наиболее полное воплощение в уральских художественных промыслах, соединивших традиции народного искусства и новые формы промышленного способа организации производства.

Каслинское литьё, златоустовская гравюра на стали, нижнетагильская роспись по металлу, камнерезное и ювелирное искусство – можно сказать, что их значение стоит в одном ряду со значением края как исторически сложившегося металлургического центра. Они были порождены и стали выражением горноуральского способа жизни, где крестьянские традиции во многом определяли труд рабочих и мастеровых, где творчество кустарей-одиночек соседствовало с промышленным производством, где главным материалом были железо и камень, где связь с духом традиций не отвергала, а предполагала постоянный широкий поиск, где создавались произведения, украшавшие столичные дворцы и крестьянские избы, купеческие особняки и рабочий быт.

Произведения уральского промышленного искусства при всём разнообразии характера и форм бытования промыслов отличает тесная связь с бытом, с практическими потребностями самой жизни

Особенности уральских народных промыслов определялись значительностью роли творческой индивидуальности, важностью, которую приобретал поиск собственных выразительных средств и художественной новизны. Феномен Мастера уходит корнями в народную культуру к мастеровому, отвечающему за свой труд, несущему ответственность за себя и за своих близких. Его труд мало механизирован, он скорее ручной, чем машинный, хранит тепло человеческих рук.

Чугунное литьё на Урале было связано прежде всего с хозяйственными нуждами: необходимость печных дверок, котлов, жаровен, форм для выпечки пряников и булок приводит к тому, что предметы домашнего обихода изготовляют на многих уральских заводах в XVIII – XIX вв. В то время уральские чугунные изделия пользовались большой популярностью: их использовали для украшения архитектурных сооружений и в интерьерах особняков. Особую славу приобрели узорчатые чугунные решётки, до сих пор сохранившие очарование кружевной вязи. А в первой трети XIX в. наблюдается новый мощный подъём в русской архитектуре, создаются грандиозные ансамбли, архитекторы широко используют скульптуру и чугунное

литьё. В 1830 – 1840 гг. фигурное чугунное литьё появляется на Каслинском заводе. В Каслях отливались и решётки, и садовая мебель, и камины, и камерная скульптура. Они были различны по форме, но всегда поражали мастерством исполнения.

Златоустовская гравюра на стали. В оружейной палате Московского Кремля и в коллекциях уральских музеев представлены уникальные экспонаты – украшенное гравировкой оружие. В начале XIX в. на Урале появился специальный центр по изготовлению холодного украшенного оружия в г. Златоусте. Наибольшим спросом оно пользовалось в то время, когда русская армия вела боевые действия, или во времена юбилеев славных побед русского оружия, когда возникала необходимость награждать отличившихся офицеров и генералов. Уральские художники создают неповторимый стиль Златоустовской гравюры на стали в 20 – 30-е гг. XIX в. Они вводят в гравировку не только орнаментальные мотивы, но и сюжетные сцены.

Нижнетагильская роспись по металлу. Уже с середины XVIII в. на ряде уральских заводов помимо предметов быта, необходимой в хозяйстве посуды начинают изготовлять «лаковые блюда и подносы». Подносный нижне-тагильский промысел возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Подносы, изготовленные мастерами Нижнего Тагила, имеют такую же художественную ценность, как, к примеру, широко известные жостовские. Подносы украшались «декоративной цветочной росписью», значительное место занимали «декоративные разделки» - роспись «под малахит», «под черепашку», «под дерево». Живописные изображения обрамлялись красной и чёрной полосой с орнаментальным пояском, а также богатым золочёным узором. Тагильская династия художников Худояровых прославилась уникальными подносами, лак на которых не трескался даже от раскалённых чугунков. Этот прозрачный, сверкающий и крепкий лак получил за свои свойства название «хрустальный» – говорят, что даже царская водка его не брала. Рецепт изготовления «хрустального» лака мастера Худояровы держали в строжайшем секрете. Теперь он безвозвратно утрачен.

Камнерезные изделия уральских мастеров. Более половины уральских ремесел издавна были связаны с обработкой камня. Искусство уральских камнерезов воспевал в своих сказах Павел Бажов. Изделия уральцев с давних времен и по сей день украшают лучшие музеи мира и частные собрания. Поделочный камень использовался для изготовления украшений: бусы из хрусталя, аметиста, малахита, селенита, яшмы. Уникальные изделия из уральских камней, мрамора и малахита, выполненные в XVIII – XIX вв., украшают многие музеи и дворцы Европы и нашей страны. В коллекциях Государственного Эрмитажа хранятся вазы, торшеры, подсвечники, изготовленные на Екатеринбургской гранильной фабрике.

Урал обладает лучшими и богатейшими в мире месторождениями малахита. Этот зеленый минерал с неповторимым узором считается «русским» камнем, потому что именно уральский малахит превосходит остальные по своему великолепию: «на поверхности, как бархат, а в изломе, как атлас». С Урала же пошла и общепринятая во всем мире техника обработки камня, называемая «русская мозаика». Любили презентовать малахитовые изделия и русские цари.

Так, Александр I подарил Наполеону стол, вазу и канделябр, изготовленные из малахита.

Малахит нарезают на тонкие плитки и пользуются им как облицовочным материалом: оклеивают приготовленную форму круглую, если это ваза, или плоскую (столешница).

В течение почти всего 18 века крупные заказы выполнялись из более мягкого, чем яшма или агат, мрамора. В частности, уральцы сделали из него мраморные детали — ступени, плиты, поручни, колонны — для Смольного монастыря, Петергофа и многих построек Царского Села. Из твердых пород (мурзинских топазов, сердолика, горного хрусталя) производили в 18 веке только мелкие предметы — печати, мундштуки, табакерки, рукояти для кортиков и т.п.

Процесс обработки камня был трудоемким и многоступенчатым, изготовление изделий требовало осторожности и особой тщательности. Например, собираясь делать чашу из 1000-пудового монолита розового орлеца (родонита), екатеринбургские специалисты писали заказчику: «Камень этот, имеющий черноватые прослойки, не может обрабатываться отсечкою, хотя ускоряющей работу, но могущей раздробить камень по прослойкам, поэтому чаша, по получении заказа, может быть изготовлена не ранее четырех лет». В действительности же на изготовление этой вазы ушло не четыре, а десять лет упорного труда.

Ювелирное производство является одним из самых значимых уральских промыслов. Зарождение его началось с огранки самоцветов в начале третьего десятилетия XVIII века, а собственно ювелирные изделия с драгоценными и поделочными камнями стали выпускаться в первой четверти XIX века в кустарных мастерских, находящихся при всех ювелирных магазинах Екатеринбурга. Особо расцвело ювелирное дело после реформы 1861 года, быстро превратившись в один из самых доходных уральских промыслов.

Характерные формы башкирского народного декоративно-прикладного искусства - резьба и роспись по дереву, тиснение на коже и ювелирное дело, вышивка и аппликация, ковроделие и художественное ткачество, изготовление украшений из кораллов, бисера и монет, узорная вязка. C особенной тщательностью отделывались бытовые предметы: деревянная утварь, подсвечники, шкатулки, футляры для курая, посохи, подставки для сундуков и постельных принадлежностей, кухонные шкафчики, иногда орудия прядения и ткачества. Употреблялись в быту башкир и берестяные изделия: посуда для хранения меда и масла, различного рода короба и корзины, колыбели, некоторые инструменты ткачества и пчеловодства. Детские колыбели, туески, корзины для ягод орнаментировались несложной резьбой, шитьем или аппликацией.

Ювелирное искусство башкир Башкирский войлочный ковер

Задание для самостоятельной работы.

1. Составить таблицу «Народно – художественные промыслы Урала» (вид, материал, особенности промысла, центры).

2.Подробно рассказать о любом из промыслов.

О. Н. Ботова, школа №11, г. Миасс, Челябинская область