Защелка на калитку своими руками кованая. Засов на ворота. Делаем засов на ворота самостоятельно

Предисловие

Металлические ворота и калитки весом от 100 до 400 кг рекомендуется оснащать петлями на подшипниках или петлями с опорным подшипником и каплевидными подшипниками с увеличенной площадью под сварку.

Cодержание

Любая конструкция ворот подразумевает под собой установку запорного механизма. В противном случае особого смысла в установке калитки нет. Мы предлагаем вашему вниманию не только виды калиток и ворот, но и примеры подбора соответствующей фурнитуры, крепления и замков. Исходя из полученных знаний, вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант из предлагаемого на прилавках хозяйственных магазинов выбора.

Посмотрите виды ворот на фото, которые в большом разнообразии представлены на этой странице.

Виды и типы замков

После того как ворота и калитка установлены, следует подумать о надежном запоре. Рассмотрим наиболее распространенные способы фиксации створок в закрытом положении. Для этого требуется рассмотреть типы замков для наружных дверей, ворот и калиток в ограждении загородного участка. Выбрать подходящие виды замков можно, только основываясь на параметрах эксплуатационных требований.

На проушинах . Самый простой и надежный способ. В центральной части створок со стороны их прилегания друг к другу приваривают одну или несколько пар проушин, в которые впоследствии вставляют навесной замок.

На штырьках . Способ основан на принципе запирания контейнеров. К внутренней стороне углов створок приваривают по одному куску трубы диаметром около 24 мм и длиной не более 20 см. Такие же отрезки трубы вкапывают в землю точно по оси труб на воротах в закрытом положении. После этого подбирают кусок арматуры длиной 40-50 см, придают ей форму шпингалета и в дальнейшем используют как вертикальный засов.

На засов . Чтобы правильно расположить засов, на каждой створке определяют место пересечения диагоналей. Затем, отступив от найденной точки 10-15 см к середине ворот, устанавливают по одной скобе. Такую же пару скоб крепят со стороны примыкания ворот так, чтобы все четыре скобы находились на одном уровне. Внутреннее пространство скоб должно быть соразмерно внешним габаритам заранее подготовленного засова. В качестве последнего можно использовать любой подручный крепкий материал типа бруса или трубы. Длину засова подбирают равную ширине одной створки. Выбранный засов продевают сквозь скобы и получают надежный фиксатор для ворот в закрытом положении.

Чтобы засов не выпадал, его оснащают ограничителями, место установки которых определяют, полностью выдвинув и задвинув засов. Для запирания ворот на подвесной замок проушины можно установить с краю засова в задвинутом состоянии либо на створки ворот.

На защелку . При таком способе фиксации конец балки, тубы, уголка или иного крепкого материала закрепляют на одной створке ворот, а на другой укрепляют гнездо в виде Г-образного крюка. Такие же крюки можно установить по месту стыковки створок - это обеспечит жесткость конструкции ворот в закрытом положении. Для запирания ворот проушины устанавливают на створках или на конце защелки.

Для удерживания створок ворот в максимально открытом положении устанавливают пружинный фиксатор. Принцип его действия достаточно прост: стоит надавить на крюк нижней частью створки, и фиксатор защелкнется автоматически. Чтобы освободить створку ворот, следует наступить ногой на выступающую часть крюка.

Чтобы створки удерживались в распахнутом положении без каких-либо устройств и механизмов, в процессе установки ворот стойки наклоняют на 2-3° в сторону открывания створок. Тогда ворота остаются открытыми под действием собственного веса.

Для ворот, в которых применена конструкция на штырьках, можно вкопать еще одну пару обрезков труб в тех точках, где находится шпингалет при открытом положении створок.

Еще один вариант зафиксировать открытые ворота - установить столбики по месту края створок в распахнутом положении. Столбики оборудуют крючками: когда ворота открыты, крючки помещают в проушины, на которые вешается замок. Вместо крючков можно использовать магниты, тогда на деревянные створки в местах соприкосновения с магнитом устанавливают металлический уголок. Для металлических ворот такой уголок не нужен.

Ручки . Подразделяются на накладные, сквозные, поворотные и нажимные. Бывают также различных форм и способов изготовления (литые, кованые, сварные, полимерные, металлические, сборные и др.).

Накладные ручки изготавливают в виде скоб или колбочек. У основания имеются специальные технологические отверстия для крепления к створкам ворот и калиток.

Для металлических ворот выпускают Г- и С-образные ручки без отверстий. Такие ручки крепят сваркой.

Сквозные ручки могут иметь как округлые формы, так и Г- или С-образные. Чтобы закрепить такие ручки, в створке просверливают отверстие, в которое продевают резьбовой штырек, жестко влитый в одну из ручек. На него с обратной стороны ворот или калитки прикручивают другую ручку.

Поворотно-нажимные ручки выполняют сразу две функции: обеспечивают захват для отпирания створок и фиксируют ворота в закрытом положении за счет язычка запорного механизма. Такие ручки часто составляют единую конструкцию с врезными или накладными замками.

Виды замков для дверей и их фото

Предлагаем вам посмотреть на фото виды замков для дверей и описания различных запорных механизмов. Этих знаний должно хватить для правильного выбора этих элементов.

Навесной замок и его фото

Навесной замок самый популярный и простой в использовании. По конструкции могут быть классическими, с цифровым кодом набора и с ограничением доступа к дужке. Предлагаем посмотреть навесной замок на фото в различных вариантах исполнения.

Врезные . Используются только на деревянных створках либо на металлических воротах и калитках с пустотелой конструкцией. По конструкции могут быть одно, двух, трех, четырех и пяти язычковыми с автоматической защелкой и без, с ручкой или без нее.

Накладной замок и его фото

Накладной замок допустимо устанавливать на металлические и деревянные створки. Механизмы запора и стволы для ключей в таких замках должны быть защищены от промерзания, а ручки иметь крупные формы, чтобы дверь было удобно открывать в перчатках или варежках. На фото накладной замок представлен в разных видах запорных механизмов.

Кодовый замок и его фото

Кодовый замок бывает двух видов: электромеханические и с системой запора на ключ. Первый действует автоматически при наборе определенного кода, второй открывается только с помощью ключа при наборе правильной комбинации цифр. Посмотрите на фото кодовый замок в различном исполнении для сравнения с аналогичными видами запорных механизмов.

Фурнитура для ворот

Фурнитура для ворот играет одну из важнейших ролей в организации ограждения земельного участка. Это те элементы, которые позволяют надежно закрепить калитку и создать препятствие для проникновения на территорию посторонних лиц.

Запоры . Предназначены для фиксации створок ворот и калитки изнутри вручную. Сюда входят засовы, поворотные защелки, шпингалеты, крючки и задвижки.

Петли . Предназначены для крепления створок ворот и калиток к столбикам. По конструкции все петли одинаковы, однако, выбирая конкретный вид, необходимо учесть вес и материал элементов, на которые их предполагается установить.

Как закрепить ворота

Перед тем, как закрепить ворота весом от 400 кг и выше, необходимо подготовить петли с двумя подшипниками и масленкой, комплект поворотных петель с угловым креплением или регулируемые петли с тремя площадками под сварку. Металлические ворота и калитки весом от 100 до 400 кг рекомендуется оснащать петлями на подшипниках или петлями с опорным подшипником и каплевидными подшипниками с увеличенной площадью под сварку. Для остальных видов ворот можно использовать как вышеперечисленные, так и накладные петли под сварку, сквозные петли и петли-стрелы.

Крепление ворот

Крепление ворот деревянной конструкции лучше осуществлять с использованием петель, которые обеспечивают дополнительную жесткость створок, например амбарные двусторонние. Для створок калитки допускается применение обычных накладных или врезных петель.

Некоторые виды амбарных петель оснащаются хомутами, что делает их очень удобными для использования в регионах, где выпадает большое количество снега. В теплое время года створки ворот и калиток находятся на самом низком уровне, а когда выпадает снег, хомуты ослабляют, створки ворот поднимают до нужной высоты и закрепляют.

Элементы художественной ковки имеют прекрасные эстетические характеристики.

Создание калитки с использованием метода горячей ковки с технологической точки зрения не является сложной процедурой.

Рассмотрим специфику изготовления кованой калитки своими руками.

Подготовка чертежей и инструментов

Изготовление начинается с создания чертежа. Необходимо максимально точно отобразить металлоконструкцию, имеющую кованые художественные элементы, и дополнительно подготовить спецификацию. В ней указывают следующие аспекты:

Спецификация состоит из нескольких разделов: сборные единицы, детали, комплекты, материалы, документация, стандартизированные изделия . Составляя чертёж, надо учитывать соотношение ширины, длины и высоты изделия. Указываемые размеры в точности должны соответствовать реальным параметрам. Следует принимать во внимание допустимые нагрузки, учитывать правила ЕСКД и ГОСТа.

Подготовка чертежа ведётся с использованием специальных инструментов, также приветствуется применение соответствующих компьютерных программ.

Важно соблюдать точность при масштабировании, чтобы избежать ошибок в процессе изготовления калитки. Чертежи должны содержать размеры конструкции, стандартным вариантом является калитка высотой 150см. Учтём, что она будет приподнята над поверхностью земли на 10см, следовательно, высота каркаса составит 140см . Калитка будет располагаться между кирпичными столбами с промежутком в 100см.

Эскиз кованых ворот с калиткой

Требуется подготовить инструмент для работы:

  • наковальня;
  • тиски;
  • шлифовальная машина;
  • сварочный аппарат – мобильное устройство для электродуговой сварки;
  • станки – торсион, улитка, эксцентрик – используются для холодной ковки;
  • болгарка – в процессе работы придётся резать и шлифовать металлические детали.

Обязательно потребуется горн, клещи и молотки, не стоит забывать и о прошивнях, необходимых для проделывания отверстий. Важно обеспечить источник открытого пламени, способный генерировать температуру 1180°С.

Процесс ковки

Процесс состоит из нескольких этапов:

  • нагрев болванки;
  • обжимка;
  • заготовка;
  • окончательная отделка.

Первоначально болванка нагревается до 300°C, после чего помещается в печь, где постепенно разогревается до максимальной температуры. Изъяв болванку из печи, её следует уплотнить ударами молота, обкатывая по кругу. Именно в процессе обжимки будет удалена окалина, образовавшаяся в процессе нагрева. Обработка молотом проводится в два этапа: первоначально делается заготовка, а в завершении изделие подвергается окончательной отделке.

Калитка будет состоять из нескольких конструктивных элементов:

  • каркас – профильная труба 30х20;
  • навесы;
  • узоры – полосы 12х6, квадрат 10х10, 12х12;
  • опоры;
  • замки и защёлки.

Опоры представляют собой металлические элементы, необходимые для крепления калитки. Основной конструкции является каркас, навесы выполняют функцию связующего элемента, а кованые детали украшают изделие.

Основа будет иметь классическую прямоугольную форму , сделанную из 4-х металлических профилей. Первоначально нарезается профильная труба, из которой собирается рама, ровность всех диагоналей проверяется при помощи рулетки. Сварка деталей выполняется прихватками сбоку и сверху, а после этого провариваются швы, и разрезается дуга.

Узоры будут сделаны из обыкновенных арматурных прутов, нарезаемых в соответствии с размерами, указанными в чертеже. Заготовки предварительно разогреваются в газовом горне на протяжении 5 минут, после чего на ребристом сегменте «Эксцентрика» делается узор «Гусиная лапка». Нужно вставить прут промеж вальцов и выполнить несколько прокатов квадрата 10х10, после чего на ребристой части оборудования сформировать узор. Завитки загибаются на «Улитке», позволяющей эффективно деформировать холодную арматуру. Однако для получения ровного узора следует разогреть заготовку.

Запрещено остужать заготовку посредством опускания в воду, так как это приведёт к закалке металла. Последующее формирование завитков с использованием этой болванки приведёт к поломке оборудования или избыточной деформации завитка.

Материалом для изготовления завитков послужит полоса 12х6, разогрев которой не обязателен. Изготовление гранёных пик опять же будет выполняться на «Эксцентрике», в данном случае раскатка заготовки осуществляется постепенно, после каждого этапа она поворачивается на 90°. Можно обойтись без «Эксцентрика», достаточно нанести на стальной лист (5мм) габаритные размеры. Получившиеся треугольники вырезаются при помощи болгарки, после чего элементам придаётся объёмный вид. Добиваются этого посредством снятия под требуемым наклоном углов с заготовок, для чего пользуются болгаркой. Также допустимо нагревание детали газовой сваркой и придание изделию нужного объёма при помощи молотка.

Крепиться пика будет на спиральном четырёхугольнике . Необходимо отрезать заготовку соответствующего размера и сделать на ней риски на расстоянии 10см по числу участков со спиралями. Заготовка зажимается в тиски на том уровне, где предположительно будет начинаться спираль. Взяв лекальные тисы, зажимаем четырёхугольник вдоль линии с концами витков. Посредством вращения тис по оси заготовки создаём спираль, которая и будет использоваться для установки пик.

Особого внимания заслуживают радиусные фигуры , изготавливаемые из трёхмиллиметрового листового металла. Начертив на листе требуемый рисунок, отрезаем от трубы кольцо высотой 20мм, впоследствии привариваемое к крайней точки изгиба. Приложив четырёхугольник к кольцу, идущему в начале рисунка, прихватываем его при помощи сварки. Выполняя изгиб, следует вытягивать заготовку за край и пристукивать молотком в месте изгиба, таким образом снимая напряжение. Именно так следует продвигаться от изгиба к изгибу, прихватывая их сваркой.

Прокатка хомутов выполняется с использованием полосы 20х2мм, именно с её помощью впоследствии будут маскироваться места сварки. Скручивание боковых прутьев выполняется на «Торсионе», нужно отметить мелом место скручивания квадрата и закрепить заготовку на станке. Следует зажать квадрат с одной из сторон, а противоположный сегмент соединить с крутящейся деталью. Именно здесь пригодятся хомуты, обеспечивающие прекрасное сцепление. Выполняя скручивание, считайте количество оборотов, не стоит делать больше двух при промежутке 15см.

Когда составные элементы готовы, можно приступать к сварке. Основной задачей является соблюдение симметричности. Места соединений длиной до 1см тщательно провариваются большими токами.

После этого место сварки зачищается шлифовальной машинкой, а затем металлической щёткой. Эстетичность изделию придадут заблаговременно приготовленные хомуты, монтируемые на место сварки.

Изготовленные элементы потребуются для украшения верхней части калитки, а внизу будут использоваться листки . Можно воспользоваться штампованными изделиями, сделанными с применением двухмиллиметровой листовой стали. Сборка завитков нижней части рисунка начинается с формовки дуги, это позволит добиться симметрии.

Чтобы надёжно закрепить листки, рекомендуется подрезать их под углом относительно квадрата с раскатанным окончанием, в результате получится цельный элемент декора. Закрепляя узор, надо проводить сварку прихватками, используя малые токи, в противном случае можно насквозь прожечь изделие. Выполнять сварку нужно таким образом, чтобы швы формировались с изнаночной стороны, в противном случае пострадают эстетические характеристики.

На следующем видео вы можете наглядно посмотреть процесс создания кованой калитки:

Установка опор

Калитка будет крепиться при помощи опор – это установочный металл, выполняющий функцию промежуточного звена, позволяющего прикрепить каркас к столбам . Используется с этой целью металлический профиль, на него будут крепиться навесы, необходимые для закрепления самой калитки. Нужно нарезать профиль на четыре сегмента, которые после крепления к основе будут выступать наружу на 4см.

Дополнительно понадобится вырезать сопоставимый по высоте с самим каркасом профиль. Крепить калитку будем к кирпичному столбу , необходимо совместить процесс кладки и монтажа. Основой столба будет наш основной металлический профиль, обкладываемый кирпичом, именно к нему при помощи сварки и крепятся четыре сегмента. Кирпичи, находящиеся напротив закладных элементов, следует вырезать при помощи болгарки. Спустя четыре дня, когда столб набрал прочность, нужно прикрепить к закладным деталям длинный профиль из металла.

Навешивание калитки

Теперь можно приступать к навешиванию калитки, с этой целью будут использоваться точечные навесы. Изделия состоят из двух составных элементов, один из сегментов оборудуется штырём, а у другого есть паз. Сегмент, оборудованный штырём, следует соединить посредством сварки с вертикальными профилями основы. Элемент, оснащённый пазом, таким же образом соединяется с установочной частью изделия. Образовавшиеся в результате работы сварные швы следует тщательно зачистить.

Закрепление навесов на элементы конструкции следует производить до установки каркаса на опору, так как в процессе сварки есть вероятность повреждения кирпичной кладки.

Завершающим штрихом будет ровное приваривание навесов и тщательная зачистка поверхностей.

Покраска и нанесение патины

Однако нашей калитке нужно придать завершённый вид, а это невозможно без покраски. Необходимо очистить и обезжирить поверхность, выполнить грунтовку, после чего тщательно выкрасить . Особое внимание следует уделить хомутам, так как под ними будет накапливаться влага, следовательно, там вероятно появление коррозии. Именно между завитками и хомутами нужно обильно использовать краску.

Придать изделию эффект старины можно посредством нанесения патины , для этого понадобится кисть, имеющая ширину 3см. Рекомендуется подрезать кисть перед покраской, чтобы придать щетине дополнительную жёсткость.

Необходимо растереть краску на палитре, пока она не станет полусухой, после чего она наносится на выпуклые кованые элементы, например, концы завитков, листки или хомуты. Только теперь работа может считаться законченной, калитка готова к эксплуатации.


Распашные ворота - очень удобны и в частном доме, и в гараже. Чтобы ими было проще пользоваться, то есть быстро и надежно запирать, прочно зафиксировать и легко открыть, необходимо устанавливать такой дополнительный элемент, как засов. Хороший засов упрощает действия с воротами и делает их более надежными. В большинстве случаев засов открывается только изнутри и не требует ключей. Его нельзя открыть снаружи, при помощи отмычки или подбора ключей.

Какие бывают типы засовов

Некоторые типы засовов можно приобрести в хозяйственных магазинах. Но большинство хозяев предпочитают изготавливать засов для распашных ворот своими руками. В качестве материала может использоваться дерево (бруски) или металл - полосы, швеллеры, прутки.

Деревянные засовы чаще всего устанавливают на деревянные же въездные ворота, а металлические подходят для любых типов ворот - деревянных, металлических, изготовленных из профиля, комбинированных. Методы изготовления также могут быть различными. Очень красивы и надежны кованные засовы. Однако для их изготовления необходимо иметь особые навыки работы с металлом и домашнюю кузницу, что сегодня редкость. Поэтому при изготовлении засовов для ворот в домашних условиях применяются обычные инструменты - дрели, болгарки, сварочный аппарат.

Типы засовов:

  • Поворотные. Это засовы типов "Вертушка" или "Шлагбаум". Они просты в изготовлении, надежны и отлично держат створки ворот. Часто изготовляются из деревянного бруса. Недостатком являются их зрительная "тяжеловесность" и "старомодность". Хотя в некоторых типах дизайна именно она может стать главным достоинством.
  • Задвижные горизонтальные. Это могут быть как простые полосовые засовы, так и "шпингалетные". Они крепятся к одной из створок и фиксируют либо одну створку с другой, либо створку к раме. Обычно хотя бы одна из створок при этом закрепляется еще и вертикальными засовом, либо фиксатором.
  • Задвижные вертикальные. Фиксируют каждую створку в отдельности и могут удерживать ее как в закрытом, так и в открытом состоянии. Крепятся либо в нижней, либо (реже и лишь при наличии прочной рамы) в верхней части ворот.

Рассмотрим изготовление каждого из типов засовов более подробно

Устройство "Вертушки" своими руками

Вертушка - один из самых старых и популярных типов засова. Она может применяться на въездных или гаражных воротах, часто используется для запирания амбаров, сараев и других помещений, где имеются двустворчатые распашные ворота. Это самый "народный" и простой в изготовлении тип. Главное преимущество - его очень просто сделать самостоятельно.

Подобный засов для распашных ворот придется делать своими руками еще и потому, что промышленно их не выпускают. Он изготавливается отдельно для каждых ворот.

  1. Взять брус или стальную полосу (тонкий швеллер) необходимой длины. Рекомендуемая длина - примерно 2/3 ширины створки ворот, чтобы он захватывал не менее трети каждой створки для надежности. Обычно она равняется метру. Если это деревянный брус, то его толщина должна быть не менее 5 мм, если стальная полоса, то от 5 мм при ширине около 50 мм.
  2. В одной из створок, недалеко от края (60-100 мм), необходимо проделать сквозное отверстие под болт М10 - М12. Болт должен иметь широкую головку и достаточную длину (толщина ворот + толщина запорного бруса + толщина 2 шайб + место на 2 гайки).
  3. Головка болта должна быть не видна или иметь сточенные грани, чтобы ее нельзя было выкрутить снаружи.
  4. Брус или швеллер просверливается посредине и надевается на болт, закрепляясь контргайками.
  5. На обеих створках закрепляются неподвижные швеллеры, в которые брус или полоса входят при повороте. Прорези могут быть сделаны клиновидными, чтобы створки прочнее и легче притягивались при закрывании.

Данный тип засова характеризуется высокой прочностью, надежностью и прижимной способностью. К тому же он очень популярен у тех, кто стремиться делать все сам.

Толщина деревянного бруса должна для запора быть не менее 50 мм

Засов на ворота типа "шлагбаум"

Этот поворотный засов также используется часто. Он может быть изготовлен из деревянного бруса или железой полосы (швеллера).

  • Разметить отверстие на полосе под отверстие для болта М10 - М12. Отверстие делается не посредине, как в предыдущем случае, а на расстоянии 60-80 мм от одного из торцов. Длина болта рассчитывается, как и в предыдущем случае.
  • Размечается место под отверстие на створке ворот (приложив засов в двери по месту) и просверливается сквозное отверстие соответствующего диаметра. Следует учесть, что в данном случае болт несет силовую нагрузку, поэтому шляпка должны быть широкая, обеспечивая надежный упор болта.

Шляпка болта не должна выкручиваться снаружи. Поэтому она должна быть либо скрыта под покрытием, либо иметь сточенные грани

  • На створках делаются три захвата. Один - на той же створке, где крепится засов, рядом с торцом ворот. Второй - напротив него, возле торца второй створки, и третий - вблизи дальнего конца засова. При необходимости в нем могут быть сделаны проушины для навесного замка.

Как делается сдвижной засов для ворот

Это также очень распространенная конструкция. Когда-то такие засовы делали из дерева, но сегодня более распространенный материал - стальные полосы. Сделать его самостоятельно не сложно, имея набор инструмента и слесарные навыки.

  1. Взять стальную полосу длиной около 400 мм и шириной около 50 мм.
  2. Полоса должна двигаться в специальных пазах-направляющих. Эти направляющие можно закрепить на пластине при помощи сварки и затем засов прикрепить к створке саморезами или сваркой.
  3. После того, как засов закреплен на одной створке, на вторую закрепляется еще один паз, который и будет фиксировать вторую створку.

Данный вид засова часто снабжается дужкой для того, чтобы фиксировать его навесным замком.

Сделать самостоятельно засов типа "шпингалет"

Для засова лучше всего подойдет гладкий прут диаметром не менее 10 мм. К пруту крепится рукоятка, чтобы образовать Т-образную форму (проще всего - сваркой, но можно также просверлить в прутке отверстие, нарезать резьбу и закрутить в нее болт). Также необходимо подобрать стальную трубку с таким внутренним диаметром, чтобы поток входил в нее без задержек и люфтов.

  1. Нарезать трубку на три части - длинный (около 10 см) и два коротких (по 5 см).
  2. Приварить к одной из створок длинную трубку. На противоположной створке приварить более короткий отрезок, чтобы прут входил в него.
  3. Вставив прут в трубки до конца, на свободный конец надеть еще один короткий отрезок трубки и прикрепить сваркой. Убедиться, что ворота открываются и закрываются свободно.
  4. Чтобы в закрытом состоянии засов фиксировался, приварить металлическую пластину или уголок, фиксирующий ручку в этом положении. Можно дополнить пластину проушиной для навесного замка, чтобы фиксировать засов.

Вертикальные засовы для распашных ворот

Такие засовы чаще всего выполняют вспомогательную функцию, они надежно фиксируют нижнюю часть ворот, а также помогают удерживать створки в открытом положении. Для них также используется прут диаметром не менее 10 мм, Г-образной формы и трубка соответствующего внутреннего диаметра.

  1. Трубка приваривается в нижней части ворот.
  2. В нее вставляется штырь и фиксируется в отверстии в земле, бетоне основания или раме ворот.
  3. Чтобы засов фиксировался в открытом положении, к створке можно приварить дополнительный упор.

Верхние вертикальные засовы могут использоваться в гаражных воротах для более надежной их фиксации. При этом необходим дополнительный упор, чтобы засов не выпадал при открывании.

Вход во двор является лицом любого частного владения, поэтому хозяева личных владений стремятся им уделять больше внимания, чтобы ворота и калитка имели максимально презентабельный вид. Конечно, в данном случае имеет значение не красота, а надежность конструкции и внушительный вид, чтобы у вора даже не возникло мысли, что в этот двор можно залезть.

Виды и применение

Именно дворовой запор на калитке наделяет базовыми свойствами безопасности любые ворота. Специальные засовы можно приобрести в строительном магазине, а можно сделать и своими руками. Но чтобы выбирать какой механизм устанавливать на калитку, сначала стоит разобраться, какие виды запоров существуют.

Стоит учитывать, что запор механического типа предусматривает ключи. Поэтому если на калитке установлена дополнительно ручная защелка, хозяин участка может не волноваться в том случае, если ключ был утерян, ведь у него всегда будет возможность надежно запереть дверцу.

Засовы различаются по направлению монтирования (вертикальные, горизонтальные) и по работе самого механизма (накладные сдвижные, винтовые, ригельные, пазовые с поворотным механизмом, пружинные защелки).

Вертикальные и горизонтальные засовы

Запоры такого типа удобны в эксплуатации и способны обеспечить надежную фиксацию калитки и ворот. Вертикальные задвижки подходят для распашных гаражных ворот. Этот механизм представляет собой прутья из стали, которые закрепляют створки и монтируются в углублениях непосредственно в полу и на потолке.



Возможен вариант установки вертикального засова и в калитки врезного типа. Однако они должны иметь меньший размер, и требуют дополнительно приваривать металлические фиксаторы внизу и верху проема, в которых закрепляется функционирующая защелка.

Благодаря своей универсальности горизонтальный запор весьма популярен. Механизм горизонтальной задвижки состоит из стержня, держателя и фиксирующего ушка. Такая конструкция менее громоздкая, чем вертикальный засов. Такой запор несложно изготовить своими руками.

Накладной плоский и винтовой запор

Накладной запор представляет собой нехитрый механизм, легко монтируемый к воротам, выполненным из любого материала. Такая защелка, как правило, устанавливается с внутренней стороны двора, однако, в комплекте с навесным замком они могут защищать и снаружи.


Винтовой запор подходит для установки на лицевой стороне калитки. Процесс монтажа прост, как и эксплуатация такого типа задвижек. Затвор, состоящий из основы ключевого механизма и стержня с резьбой, приводится в действие специальным ключом. Такой запор несложно изготовить своими руками. Но, несмотря на простоту изготовления, это устройство имеет серьезные недостатки.

Затворы требуют дополнительного пространства в проеме калитки для выемки с резьбой, куда должен вкручиваться стержень. Еще одним серьезным недостатком такого механизма является то, что к нему несложно подобрать подходящий ключ.

Ригельный замок и пазовый затвор с поворотным механизмом

Ригельный замок с реечной системой состоит из ключа с уникальными выемками и соответствующей этому ключу основой. Соорудить такую задвижку своими руками по силу лишь спецу, поэтому проще купить его в специализированном магазине.

Пазовые защелки представляют собой простенький механизм, но, несмотря на это, надежно защищают ворота от взлома. Чтобы изготовить такой затвор своими руками, понадобятся не только специальные знания, но и специальные инструменты. Принцип запорного механизма состоит в том, что вставленный в замочную скважину ключ, круговыми движениями приводит в действие шестерной механизм, открывающий и закрывающий калитку.

Есть еще один вид − пружинная задвижка с фиксацией. Защелка приводится в действие с помощью пружинной конструкции. Такой тип затворов рекомендуется устанавливать исключительно с внутренней стороны калитки в качестве дополнительной замыкающей конструкции.

Запор для калитки своими руками

Соорудить засовы самостоятельно в домашних условиях довольно сложно, поэтому лучше взять за основу самый простой вид задвижек, которым является горизонтальная защелка на пружинной основе.

Для начала следует определить на калитке место для монтажа запорного механизма. Нанести разметку можно с помощью рулетки и обычного карандаша. Далее, необходимо составить точную схему конструкции. Для изготовления задвижки в домашних условиях понадобятся:

  • стальной стержень с ушком,
  • тиски,
  • металлические пластины соответствующего размера,
  • молоток,
  • гаечный ключ или отвертка,
  • шуруповерт,
  • сварочный аппарат,
  • дрель,
  • ножовка по металлу.

Первым делом нужно соорудить несущий каркас. С этой целью необходимо приварить к металлическому участку специальные держатели стержня, а затем закрепить на несущем стержне ручку. В готовый каркас вместе со стержнем вставляется пружина. Монтаж запора к металлической калитке осуществляется с помощью сварочного аппарата. Если ворота деревянные, применяются саморезы. Выемка для фиксирования затвора сверлится напротив запорного стержня.

Поскольку такая защелка сможет быть открыта только с одной стороны, можно дополнительно к ней присоединить торсионный механизм. Для этого следует взять тонкий трос соответствующей длины, для которого заранее просверлить небольшое отверстие в нижней части ворот сбоку. Этот трос прикрепляется к ушку запора и протягивается наружу. Теперь, для того чтобы отодвинуть засов, нужно будет только потянуть за трос.

Главное при изготовлении и монтаже дверного запора своими руками это аккуратность, точность замеров, правильно составленная схема. Также не стоит забывать о том, чтобы предусмотреть защиту задвижки от разрушительного воздействия погодных условий. Необходимую защиту от влаги сможет обеспечить специальный защитный карман из металла.